Секрет гениальных скрипок страдивари

Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил  изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя.

Специалисты отмечают постоянное стремление мастера наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра.

Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок Страдивари, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки…

Все cвои скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.S. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.

Секрет гениальных скрипок Страдивари

Некоторые факты из биографии Страдивари

Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.

Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.

Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью.

Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру.

Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.

Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.

Секрет гениальных скрипок Страдивари

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам — Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый.

Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком.

Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год.

Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента.

Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них — скрипки.

В чём секрет скрипок страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии.

 По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание.

Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок.

Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов.

Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры.

Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари.

600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари.

И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

Секрет гениальных скрипок Страдивари

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией.

И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований.

Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами.

С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства.

Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование.

Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается.

Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Секрет гениальных скрипок Страдивари

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

Источник По материалам

Источник: http://tvorzhizn.ru/tak-v-chyom-zhe-sekret-genialnyh-skripok-stradivari/

В чем тайна скрипок страдивари и будет ли она раскрыта?

Эти инструменты, созданные в XVI—XVII вв. в Кремоне (Италия), до сих пор — лучшие в мире. Они обладают лучшим звуком, они очень редки, они — предмет вожделения сверхбогатых коллекционеров всего мира, они стоят много дороже, чем их же вес в золоте. И никому не удалось раскрыть секреты Кремонской школы мастеров скрипичных дел. Почему так?

Скрипка появилась как развитие виолы. Появилась она, в Италии и называют ее там violino, указывая, какой инструмент стал основой для появления «маленькой виолы».

Ее предшественница, виола, появилась в Европе в самом начале XV века. Семейство виол было весьма велико. Были маленькие виолы и виолы большие. А виолино была вначале народным инструментом.

Продукт, сделанный ремесленником, звук имел именно ремесленного качества.

Но в XVI веке в Кремоне Андреа Амати основал династию мастеров по изготовлению скрипок и начал делать виолини особого качества. Был он незнатного рода, посему когда он родился — неизвестно. Известно лишь, что основатель Кремонской школы Андреа Амати умер в 1577 году.

Мастер обучил своему искусству своих сыновей, и они продолжили его дело. Но самым знаменитым скрипичным мастером стал его внук Николо Амати. Именно он изменил форму violino, сделав ее чуть больше, дав ей более тонкую «талию» и слегка изменив все остальные пропорции инструмента. Это и сделало инструмент той самой скрипкой, которую знают сегодня.

Секрет гениальных скрипок СтрадивариНиколо Амати ru.wikipedia.org

Его учениками были Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Оба многие годы работали подмастерьями в мастерской Николо Амати, изучая все тонкости создания инструмента для музыкантов-виртуозов…

В СССР был отличный фильм «Визит к Минотавру», там отлично показано, сколько самоотверженного труда нужно было, чтобы хоть сколько-то приблизиться к мечте — секрету создания великолепных скрипок. И сколько сил требовала потом работа в мастерской.

Николо Амати удалось продлить существование Кремонской школы, передав секрет изготовления музыкальных инструментов своим ученикам, тогда как его собственные дети и внуки, увы, оказались неспособными воспринять весь сложный комплекс технологии изготовления инструмента.

Та же участь постигла и Страдивари, и Гварнери — им не удалось передать свои секреты своим потомкам.

Секрет гениальных скрипок СтрадивариКонтрабас работы Николо Амати (1670 г.) в Музее музыки, расположенном в Церкви Святого Маврикия в Венеции ru.wikipedia.org

Инструменты работы Гварнери и Страдивари столь же знамениты, как и инструменты, сделанные Амати.

На них играют лучшие музыканты-виртуозы, их хранят в бронированных сейфах коллекционеры, ибо их и изготовлено-то было всего несколько сотен. А потом прошли века, были войны, пожары и наводнения.

Те скрипки Кремонской школы, что остались, оцениваются во многие миллионы долларов, их бережно хранят, а для игры используют только в особенных случаях.

Так почему погибла Кремонская школа изготовления скрипок? Появился массовый спрос на инструмент, а мастера каждое свое произведение делали долго и тщательно, каждая скрипка была очередным их шагом к созданию «абсолютно совершенной скрипки», каждая чуть-чуть отличалась от других.

Ремесленники от изготовления инструментов без лишних размышлений о совершенстве звука делали скрипки, похожие на те, что делали мастера из Кремоны, делали они их много, дабы удовлетворить спрос, чтобы каждый желающий мог купить скрипку. Звук у этих скрипок был совсем не такой, как у кремонских, но… для игры в трактире или в салоне знатного вельможи этого и не надо. В трактире не услышат, а вельможа не поймет.

Секрет гениальных скрипок СтрадивариСкрипка Страдивари из собрания Мадридского королевского дворца ru.wikipedia.org

Вместе с мастерами Кремонской школы умерли и их секреты: какие особенные требования были к древесине, в чем ее вымачивать, как и сколько времени сушить, чем пропитывать, какой должен быть состав лака, как им покрывать инструмент.

Ходили слухи, будто нарезанные из высушенной древесины досочки дерева определенного сорта, заготовки для будущих скрипок, мастера Кремонской школы держали несколько лет на колокольне собора в месте, защищенном от дождей и Солнца, но открытом ветру, чтобы древесина заранее пропитывалось музыкой колокольного звона.

Если секреты пропорций скрипки узнать легко — достаточно просто взять одну из скрипок великих мастеров и, разобрав, измерить, то секреты лака или подготовки и обработки древесины — в нынешнее время все еще загадка.

Так почему же секреты Кремонской школы не раскрыты вот уже скоро полтысячелетия? Вопрос в целесообразности.

Секрет гениальных скрипок СтрадивариЭнн Фолкнер, «Страдивари пробует инструмент», XIX век ru.wikipedia.org

Современные мастера делают отличные скрипки средненького звучания — для обучения игре. Не проблема сделать отличную электроскрипку, в которой сверхвысококачественное звучание создаст электронная начинка инструмента.

Зачем пытаться понять, что именно Страдивари делал с деревом, чтобы звук скрипки был неповторимым, если, сделав среднего качества электроскрипку, можно при помощи электроники получить звук «не хуже, чем у Страдивари»?

Будь у современных специалистов необходимость узнать секреты мастерства Амати, Гварнери, Страдивари, уверен, тайна была бы раскрыта. Просто сегодня в этом нет необходимости. Такова, увы, правда: технология победила искусство.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/96612/

​Разгадан секрет скрипок Страдивари — Общенет

Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя.

300 лет никому так и не удавалось воссоздать такой чистый и сильный звук его инструментов. Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот!

Читайте также:  Как работать в программе sibelius? создаём свои первые партитуры вместе

Триста лет велись споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигали все более и более фантастические версии.

По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание.

Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Секрет гениальных скрипок Страдивари

Учёные не оставляли попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок.

Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждал, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждал: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры.

Секрет гениальных скрипок Страдивари

Однако были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

И дошло до того, что учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Исследователи решили, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами.

С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке.

Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Но как бы там не было, секрет так до конца и не был открыт и учёные долго не могли понять, почему скрипки итальянского мастера звучат так необычно.

Когда ученые досконально изучили состав лаков и структуру деревянных частей конструкций скрипок мастера, они предполагали, что дело не в каком-то одном элементе, а в комплексе различных факторов.

Секрет гениальных скрипок Страдивари

  • И вот, наконец, тайны больше нет: ученые разгадали секрет скрипок Страдивари.
  • У скрипок, сделанных Страдивари и его сыновьями, такое прекрасное звучание потому, что оно по частоте ближе к высоким певческим голосам.
  • Тайваньские исследователи после изучения скрипок старых итальянских мастеров, смогли разгадать тайну исключительного звучания скрипки Страдивари, пишет информационный портал VistaNews.

Благодаря этому исследованию учёные поняли, почему старинный музыкальный инструмент так неповторимо передает звук. Секрет оказался прост – звучание скрипки приближено к высокому женскому голосу.

Инструменты Страдивари, которые были созданы в последние годы, считаются «золотым стандартом», поэтому музыканты предпочитают играть произведения только на них. Проблема изучения звучания заключается в том, что на сегодняшний день мало рассмотрены тональные различия изделий ремесленников того времени.

Теоретик музыки из Италии Франческо Джемиани писал, что настоящая скрипка должна всегда конкурировать с человеческим голосом.

Ученые Тайваня, когда начали изучать инструменты Страдивари, то установили, что звучание его скрипки очень похоже на женские голоса, а именно тенор и контральто. Другие же инструменты больше были созвучны с мужским баритоном и басом.

Кроме того, Страдивари, когда создавал свои скрипки, то вымачивал их в специальном растворе, рецепт которого, был утрачен.

источник: СМИ, фото из интернета

Источник: http://obshe.net/posts/id2114.html

Секрет Страдивари

Секрет Страдивари

Антонио Страдивари считается величайшим в мире создателем струнных музыкальных инструментов. Его скрипки и альты и с годами не теряют чистоты звучания, на них играют самые известные исполнители.

Сейчас эти инструменты оцениваются в миллионы долларов Уже более трех столетий исследователи пытаются понять: как Страдивари, а также другим итальянским мастерам прошлого удавалось добиться столь мощного звука и богатого тембра? И почему эти уникальные секреты впоследствии были утеряны?

  • Рождение во время чумы
  • Виноваты древесные паразиты
  • О пользе долгого холода
  • Размер имеет значение?

Еще при жизни великого мастера ходили слухи, что он делает инструменты из обломков Ноева ковчега. А завистливые «знатоки» утверждали, что он продал душу дьяволу и поэтому его скрипки — лучшие. Точная дата рождения Страдивари не зарегистрирована — в середине XVII века в Европе-разразилась эпидемия чумы, и родители Антонио несколько лет укрывались в родовом имении. Считается, что их сын родился в 1644 году. После спада эпидемии семья вернулась в итальянский город Кремону. Здесь юный Антонио поступил учеником к знаменитому скрипичному мастеру Николо Амати, первое время не получая никакой платы. Начиная с 1680 года Страдивари стал работать самостоятельно. До своей смерти в 1737 году он изготовил примерно 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов и альтов, из которых около 720 инструментов сохранились до наших дней и их подлинность подтверждена экспертами. Учениками Антонио были два его сына — Франческо и Омобоно. Но ни тот, ни другой не достигли мастерства отца. По легенде, перед смертью Страдивари сжег все свои бумаги. Но правда ли это и что там было записано — никто сказать не может. Из множества предположений по поводу удивительного звучания скрипок Страдивари можно выделить несколько основных версий. Первая из них касается особой обработки древесины для инструментов. Профессор Техасского университета Джозеф Нагивари проводил эксперименты с крошечными кусочками древесины, оставшимися после ремонта одной из скрипок Страдивари, и пришел к выводу, что музыкальные инструменты из Кремоны за много веков не пострадали от древесных паразитов, поскольку материал для их изготовления кипятили в слабом растворе солей борной кислоты. От такой процедуры дерево становилось гораздо плотнее, что влияло на звучание инструментов. После смерти Страдивари жуки древоточцы в Северной Италии были практически изведены, и обработку дерева для борьбы с ними уже не проводили. Так что, по мнению Нагивари, сами мастера из Кремоны, применяя химические составы в качестве антисептика, даже не подозревали, что именно эти действия делают звук их скрипок или альтов настолько уникальным. Но выводы техасского химика и его последователей многие посчитали оскорблением великих мастеров прошлого. Дерево для инструментов действительно проходило предварительную обработку — но почему сам Страдивари не должен был знать, к чему она приведет? Тем более что кипячение в соляном растворе проводилось только в Кремоне, и любой мастер мог сравнить скрипки из этого города с произведенными в других местах, а значит, легко понять, что именно обусловило разницу в их звучании. Другая группа ученых считает, что секрет мастера кроется в самом материале, который у инструментов Страдивари был одним и тем же: для верхней деки — ель, для нижней — клен. Исследователь Генри Гриссино-Май-ер из Университета Теннесси определил, что плотность древесины у скрипок Страдивари гораздо выше, чем у современных инструментов. Он изучал спилы деревьев в Европе и установил, что ели, которые росли там с 1625 по 1720 год, имели очень узкие годовые кольца. Это связано с так называемым малым ледниковым периодом, когда на континенте было существенное похолодание и даже замерзал пролив Босфор. Деревья, которые использовал Страдивари, привозили из предгорий Альп, и их древесина из-за холода уплотнилась естественным образом. Однако против этой теории активно возражают жители Кремоны. Их город привлекает туристов славой замечательных скрипичных мастеров — таких как Амати, Страдивари, Гварнери. А если выяснится, что дело не в их золотых руках, а в климатических условиях произрастания древесины, поток приезжих может резко снизиться. Да и само утверждение Гриссино-Майера не дает ответа на вопрос: а почему же тогда уникального звучания не имеют музыкальные инструменты, сделанные в других местах Италии, ведь древесина для их изготовления тоже доставлялась из предгорий Альп? Некоторые исследователи пытаются объяснить уникальность звучания исходя из формы инструментов. Ведь ни один из них в точности не повторяет другой. Задачей мастера было создание очень чувствительного корпуса, который мог бы наилучшим образом отзываться на колебания струн. Это достигалось тем, что все части скрипок или альтов фиксировались в форме изгиба и дерево находилось в максимально напряженном состоянии. Французский физик XIX века Феликс Савар объявил о найденной им гармонической системе Страдивари, когда в процессе создания инструментов их музыкальная настройка совершалась по нижней деке. Под руководством Савара было создано- несколько инструментов, которые по звучанию очень напоминали изделия великого мастера. Но при этом их деки были почти в полтора раза толще! А все попытки сделать их такими же, как у Страдивари, приводили к тому, что инструменты теряли чарующий тембр. Секрет гениальных скрипок Страдивари

Скрипка Страдивари из собрания Мардридского Королевского дворца

Сотрудники Массачусетского технологического института провели анализ огромного количества старинных альтов и скрипок и выяснили, что изделия Страдивари отличаются эфами — f-образными отверстиями на верхней деке, которые у данных инструментов в среднем на 2% крупнее, чем у других.

Лак от Леонардо да Винчи

Ну и конечно, наибольшее количество ученых утверждают, что волшебные свойства инструментов Антонио Страдивари обусловлены специальным лаком. Покрытие старинных скрипок или виолончелей действительно является уникальным. Лак на них одновременно уплотняет древесину и позволяет ей дышать. Он под разными углами меняет свой цвет, очень эластичен, и благодаря ему мелкие царапины и потертости затягиваются сами собой. Именно с помощью лака, который выдерживал очень высокую температуру, великие мастера, гнули части инструментов, создавая акустический аппарат из двух чувствительных дек-мембран. Примечательно, что таким же лаком пользовались знаменитые живописцы эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и другие. Совсем недавно, в 2010 году, группа французских и немецких ученых под руководством Жан-Филиппа Эшара проанализировала его состав и установила, что туда входили масла, смолы, органические красители и некоторые неорганические соединения типа каменной пыли. Абсолютно точно состав лака установить не удалось, тем не менее исследователи уверены: решающей роли в уникальном звучании инструментов он не играл. — Может, секрет мастера заключался в его глазах и руках? — предположил Эшар.

Копировать невозможно

Об этом же пишет исследователь и скрипичный мастер из Украины Валентин Тимошенко. В сентябре 2015 года он провел в Харькове пресс-конференцию, где рассказал о своем видении данной проблемы. По его мнению, главным недостатком всех исследований инструментов Страдивари было то, что ученые искали какой-то один основной секрет: особое дерево, вымачивание в соленой воде, предварительная обработка древесины, специальный лак и т.п. На самом же деле заслуга мастера — в создании уникальной технологии изготовления музыкальных инструментов. Почему даже самые точные копии скрипок или альтов Страдивари звучат гораздо хуже оригинала? Да потому что копируется только их внешняя форма. Однако, чтобы принять эту форму, любой инструмент проходил очень жесткую обработку. Даже сам мастер поначалу не знал, как будет выглядеть его альт или скрипка — потому что каждая деталь подбиралась и изгибалась в соответствии с ее звучанием. Обработка, имевшая целью предельное уплотнение древесины и максимальный прогиб дек, производилась медными стержнями, которые предварительно нагревались в печи. Работа была чрезвычайно кропотливой и требовала не только специальных навыков, но и творческого умения предугадать звучание. Секрет гениальных скрипок Страдивари

Читайте также:  Как пропиарить группу? что об этом говорят специалисты по маркетингу?

Скрипачка Клара-Джуми Кан со скрипкой Страдивари

Валентин Тимошенко описал технологию Страдивари, которую шаг за шагом открывал в течение 30 лет. Великий мастер начинал с боковых стенок. Потом проходила обработка нижней деки, начиная с краев к середине, после чего то же самое проделывалось с верхней декой. На обработанную поверхность наносился слой горячего лака, который уплотнял древесину. Если Страдивари не устраивало звучание, обработка могла производиться не один раз. В результате корпус инструмента порой имел несимметричную форму, но становился неким единым целым и получал удивительную способность издавать звук, усиленный внутренним эхо.

Почему же музыкальные мастера перестали применять подобную технологию? Валентин Тимошенко считает, что это произошло в связи с появлением более современных рабочих инструментов для обработки древесины.

Технология упростилась, стала менее трудоемкой — но при этом мастера, отказавшись от традиционных методов, растеряли навыки звуковой подгонки деталей друг к другу.

А главное — их инструменты, в отличие от работ Амати или Страдивари, с годами звучат не лучше, а хуже.Источник: «Тайны ХХ века»

Источник: https://x-files.site/articles.php?article_id=3871

Секрет скрипки Страдивари

Она толкала инструмент в руки автора, несмотря на сопротивление. «Не возьму, боюсь повредить», сопротивлялся он. Но скрипач была неумолима и просто позволила скрипке выпасть из раскрытых рук. Автору не оставалось выбора, только подхватить бесценный инструмент.

Восхищение лёгкостью и прочностью скрипки Страдивари трудно передать словами. Тем более, это была первая скрипка, которую он взял в руки. Тонкие листы дерева сложены в очень прочную и сложную конструкцию скрипки, которая кажется очень хрупкой.

На самом деле закруглённые формы скрипки Страдивари находятся в сбалансированном напряжении со струнами инструмента, представляя лёгкую и жёсткую конструкцию.

Более всего запоминается неотделимая от инструмента подпись: Страдивари. Её можно рассмотреть на внутренней части задней стенки, если заглянуть через фигурный вырез.

Антонио Страдивари был Итальянским мастером струнных инструментов, который жил с 1644 по 1737 год. Он считается величайшим в мире мастером, который создавал непревзойдённого качества скрипки. Кроме скрипок, Страдивари изготавливал альты, мандолины, гитары и арфы.

Каждый из сохранившихся инструментов имеет собственное имя и, преимущественно, звучит в руках самых известных исполнителей. Некоторые из них счастливые обладатели инструментов Страдивари. Скрипки Страдивари оцениваются в несколько миллионов долларов каждая и принадлежат очень богатым людям.

Та, которую держал в руках автор, можно услышать в составе Тихоокеанского Симфонического оркестра благодаря любезному разрешению её владельца. Страдивари изготовил не менее тысячи инструментов. Примерно 650 из них сохранились, среди которых около 500 скрипок.

Так называемый «золотой век» Страдивари относят к периоду 1700-1720х годов.

Страдивари (более известный в мире как Страдивариус) является учеником Николо Амати (Nicolaus Amati), одного из семейства мастеров, чьи инструменты тоже среди лучших в мире.

Но скрипки работы Амати, Да Сало (Da Salo), Гарнери (Guarneri), Бергонзи (Bergonzi) не приблизились к уровню популярности скрипок Страдивари. По сегодняшний день исследователи пытаются раскрыть секрет скрипок Страдивари различными тестами и анализами.

Что является ключевым в удивительных свойствах скрипки Страдивари? Лак, формы, клей, древесина? Может быть, способ сушки древесины или её обработки?

Попытки повторить уникальные свойства скрипок Страдивари, следуя канонической методике их изготовления, не увенчались успехом. Голос скрипок Страдивари считается непревзойденным. По крайней мере, так считает поп культура. Сегодня мы попытаемся выяснить, соответствует ли репутация скрипок Страдивари распространённому мнению. По крайней мере, в отношении уникальных звуковых качеств.

Великолепное звучание скрипки не столь субъективно, как скажем, вкус вина. Вкус это предмет индивидуальных предпочтений.

Когда тот же вопрос возникает в отношении скрипки, определённые параметры поддаются измерению. Качество звучания можно описать возможностями тональности инструмента.

И это вполне может быть доказательством, что раньше скрипки были «лучше». Чаще других приводится климатический аргумент.

Ближе к завершению, так называемого, Малого Ледникового Периода, около 1550-1850х годов, наступило время очень низкой солнечной активности (Минимум Маундера), примерно между 1645 и 1715 годами. Зима в Европе уже была достаточно холодна, усугубил ли это Минимум Маундера, спорят до сих пор.

Так это или нет, но период роста древесины, которую использовал Антонио Страдивари, идеально совпадает с «золотым веком» его инструментов. Что также относится ко многим известным Итальянским мастерам того времени. В холодном климате деревья росли медленнее, годовые кольца уже, древесина плотнее.

Если вы сегодня попытаетесь использовать древесину, аналогичную скрипкам Страдивари, она будет иметь меньшую плотность и звучать скрипка будет по-другому.

Согласно этой теории, Френсис Шварц (Francis Schwarze), представляющий Федеральную Лабораторию Материалов Швейцарии, заявил в 2012 году, что обладает технологией получения древесины со свойствами Малого Ледникового Периода.

В 2009 году Шварц демонстрировал, для сравнения, аудитории любителей и экспертов звучание скрипки Страдивари 1711 года и современной скрипки из специально обработанной древесины. По его заявлению и эксперты, и слушатели восприняли звучание современной скрипки как звучание одной из скрипок Страдивари.

Теперь самое время немного задуматься: А что же делает скрипки Страдивари столь особенными? Но перед этим следует спросить: Действительно ли скрипки Страдивари особенные? Очень много сил и времени потрачено на постижение секрета скрипок Страдивари. А почему, действительно, не поинтересоваться существует ли качественное отличие, о котором столько говорят.

Когда вы обладаете инструментом стоимостью в миллионы долларов, не всегда есть возможность сравнить с другими подобного уровня. Но это как раз то, что удалось сделать команде исследователей в 2010 году на Восьмом Международном Конкурсе Скрипачей в Индианаполисе.

Владельцев шести скрипок исключительной ценности уговорили позволить провести наибольшее и максимально контролируемое тестирование инструментов.

Шесть скрипок, включая три старинных классических инструмента: Гварнери, примерно 1740 года и пара Страдивари, примерно 1700-1715 года (точные даты изготовления не раскрывали для чистоты эксперимента). Их суммарная стоимость составляла около 10 миллионов долларов.

Три остальные скрипки были современные инструменты высочайшего качества, причём одна из них была собрана за несколько дней до конкурса. Три современные скрипки оценивались суммарно в 100 тыс. долларов.

скрипач по очереди был задействован в тестировании. Они находились отдельно от судей и от конкурса. Все они были опытными скрипачами и их собственные инструменты, ни один из которых не участвовал в тестировании, оцениваются от 1800 долл. до 10 млн. долл. Единственное, что знали участники: Будем играть по очереди на разных инструментах, среди которых есть хотя бы одна скрипка Страдивари.

Эксперимент был действительно дважды обезличенным, ни скрипачи, ни исследователи не знали, которая из скрипок звучит в данный момент. Для полного исключения возможной идентификации инструмента, тестирование проходило в притемнённом холле гостиницы, и все участники носили тёмные очки. Каждая скрипка была окроплена духами для сокрытия собственного запаха, скрипачи использовали свои смычки.

Всё было надёжно предоставлено случайности. Каждый из исследователей не знал происхождение скрипки, которую он сейчас передаёт скрипачу. Каждый из музыкантов, участвовавших по очереди, имел несколько заданий.

Каждый должен был испытать 10 пар инструментов, сыграв по 1 минуте и назвав лучший в паре. В следующем этапе музыкант имел доступ ко всем шести инструментам по 20 минут на каждый.

После этого следовало назвать лучший и худший по пяти параметрам, а также назвать инструмент, который хотелось бы оставить себе.

Каковы же были результаты? Оказались действительно неожиданны. Пять из шести скрипок получили примерно одинаковое предпочтение. Кем же оказался явный аутсайдер, которому почти никто не отдал предпочтения? Это была Страдивари 1700 года, с наиболее красочной историей.

Каждая из пар, в которой не оказывалась эта Страдивари, разделяла предпочтения 50/50. Но когда она оказывалась в паре, не получала предпочтение в 80% случаев. Никто из участников не знал этого, каждый получал пару из новой и раритетной скрипки.

Все три современные скрипки оказались, в итоге, на уровне старых.

Во втором туре тестирования (назвать лучшую и худшую по перечню параметров) результаты оказались также неожиданны. Четыре скрипки показали примерно одинаковый результат. Не получила предпочтений опять Страдивари 1700 года.

Кроме этого, наметился явный фаворит и это отнюдь не раритетная Итальянская классика. Одна из современных скрипок превзошла результаты всех конкуренток. Из трёх старинных скрипок, Гварнери превзошёл обе скрипки работы Страдивари.

Семнадцать из 21 участников попытались высказать догадку, была скрипка современной или раритетной. Семеро не смогли определить вообще. Семеро ответили неправильно. И только трое дали верный ответ. В этом исследовании, только 14% профессиональных скрипачей, которые обладают инструментами ценностью до 10 млн долл, смогли отличить современный от инструмента 300 летнего возраста.

Одно исследование не может дать окончательного заключения. Были и другие, но не так тщательно проведённые. О чем всё это говорит? Какой бы клей, древесину, технологию не использовал Антонио Страдивари, его скрипки, вероятно, не лучше других, изготавливавшихся столетиями.

В чём же секрет Страдивари? В том, что секрета нет. Инструмент высочайшего качества вполне сопоставим с другими инструментами подобного уровня. Заявление об особенных, необъяснимых качествах не поддерживается данными тестов.

Если подобная исключительность скрипок Страдивари ещё существует, это говорит о малом количестве тестов хорошего качества. Нет сомнений, что имя Страдивари самое известное из всех мастеров и его инструменты ещё очень долго будут занимать верхние строки аукционов. Малую часть в цене занимает качество.

Остальное это репутация, историческая ценность и престиж, что никакое тестирование или спектральный анализ не сможет обнаружить.

  • Переведено с разрешения автора Brian Dunning. Copyrighted by Skeptoid Media
  • Прочитать в оригинале
  • Перевод Владимир Максименко 2014

Источник: https://www.skepton.ru/stradivarius/

Секреты скрипок Антонио Страдивари

18 декабря 1737 года в родном Кремоне в возрасте 93 лет скончался Антонио Страдивари — мастер, оставивший после себя бессмертное наследие.

Около 650 музыкальных инструментов радуют слух искушенных поклонников классического звучания и в наши дни.

Почти три столетия не дает покоя изготовителям музыкальных инструментов вопрос: почему звук скрипок Страдивари похож на звонкий и нежный женский голос?

  • Струны из жил
  • В 1655 году Антонио был всего одним из многочисленных учеников лучшего в Италии скрипичных дел мастера Николо Амати.
  • Будучи в то время всего лишь мальчиком на побегушках у прославленного мастера, Страдивари искренне не понимал: почему мясник в ответ на записку синьора присылает тому кишки.

Амати раскрыл первый из секретов изготовления инструментов своему ученику: струны делаются из внутренностей ягнят. По технологии того времени их вымачивал в щелочном растворе на основе мыла, сушили их и затем скручивали.

Считалось, что не все жилы подходят для струн. Самый лучший материал — это жилы 7-8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии.

Амати учил своих подопечных, что качество струн зависит и от пастбища, от времени убоя, от воды и от многих других факторов.

  1. Тирольское дерево
  2. В возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу.
  3. Его скрипки пели так необыкновенно, что некоторые всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны инструменты, — это обломки Ноева ковчега.

Ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Такое дерево имело повышенную плотность, что и придавало отличительное звучание инструментам, из него изготовленным.

Страдивари, бесспорно, для своих инструментов выбирал древесину только высочайшего качества: хорошо просушенную, выдержанную. Особая ель шла на изготовления деки, клен использования для дна. Кроме того, чурки он разделывал не на доски, а на секторы: получались «апельсиновые дольки». К такому выводу исследователи пришли, опираясь на расположение годичных слоев.

  • Мебельный лак
  • Рассказывали, что тайну лака Страдивари узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в него «крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской».
  • Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах, а позже начисто вырубленных.
  • На самом деле, все довольно прозаично: ученые выяснили, что лак, которым Страдивари покрывал свои знаменитые скрипки, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.
Читайте также:  Как научиться играть на пианино?

При этом многие инструменты вообще были заново «перекрашены» при реставрации в XIX веке. Был проведен даже рискованный эксперимент: с одной из скрипок едкими смесями смыли лак. Инструмент потускнел, облез, но звучать хуже не стал.

Идеальная форма

У Страдивари была особенная манера выдалбливать деки, уникальный рисунок отверстий, характерный обвод внешних линий. Историки утверждают, что среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку.

В попытке повторить успех Страдивари мастера шли на крайние меры: вскрывали старую скрипку и по ней делали десять новых, до мельчайшей детали воспроизводя форму.

Так, в СССР в 1930-1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство аналогичных инструментов на автоматических линиях.

Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари по звучанию.

Самые удачные подражания, полагают специалисты, на счету Симона Фернандо Саккони. Этот итальянский мастер смычковых инструментов, творивший в первой половине XX века, при создании инструментов использовавший модель Антонио Страдивари и добился прекрасных результатов.

Талант ученого и резчика

Страдивари владел интуицией ученого, ловкими руками резчика-краснодеревщика, острым глазом художника, тонким слухом музыканта. И все это, тысячекратно умноженное неиссякаемым трудолюбием, он вложил в свои творения. Может быть, именно в таланте мастера сокрыта тайна звучания его инструментов?

Мастер не стремился никому подражать, он любой ценой стремился добиться красоты и силы звука. Труд его стал трудом исследователя. Его скрипки — это акустические опыты, одни более удачные, другие — менее. Порой тончайшее изменение свойств древесины заставляло его поправлять конфигурацию дек, их толщину, выпуклость. Как это сделать, подсказывал мастеру слух.

Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов ценность «бренда»: есть мнение, что славу Страдивари принесли порядка 20 процентов его музыкальных инструментов. Остальные, менее выдающиеся, воспринимались как произведения искусства лишь потому, что автор их — «тот самый кремонский гений».

Источник: https://rg.ru/2013/12/17/stradivari-site.html

Писал ли страдивари на своих скрипках молитвы. Секрет гениальных скрипок страдивари

Считается, что Антонио Страдивари родился в 1644 году , хотя точная дата его рождения не зарегистрирована. Он родился в Кремоне . Его родителями были Алессандро Страдивари (итал. Alessandro Stradivari
) и Анна Морони (итал. Anna Moroni
). Полагают, что с по 1679 годы он служил бесплатным учеником у Николо Амати , то есть выполнял черновую работу.

Кроме скрипок, Страдивари также изготовлял гитары , альты , виолончели , и по крайней мере одну арфу — по текущим оценкам всего более 1100 единиц инструментов.

Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены в период с 1698 по 1725 годы. Все скрипки этого периода отличаются замечательной отделкой снаружи и прекрасными характеристиками «внутри». Скрипки Страдивари этого периода ценятся очень высоко.

Его инструменты отличаются характерной надписью на латинском : Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno (Антонио Страдивари Кремонский сделал в году [таком-то]). После 1730 некоторые его инструменты подписаны Sotto la Desciplina d’Antonio Stradivari F. in Cremona и вероятнее всего были изготовлены его сыновьями Франческо и Омобоно.

Виолончели, вышедшие из его рук, отличаются замечательными достоинствами: их тон певучий, а сами инструменты выдающейся красоты. Голоса скрипок похожи на звонкий и нежный женский голос. Для сравнения, голоса скрипок Амати отличались певучестью, но были значительно глуше. А голоса скрипок Джузеппе Гварнери (также современника Страдивари) отличались густотой и наполненностью.

Научные исследования

В СССР в 1930-х — 1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство (в идеале) аналогичных инструментов на автоматических линиях. Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари.

Cм. также

Знаменитые инструменты

В массмедиа

Кино

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Скрипачи Италии
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1644 году
  • Родившиеся в Кремоне
  • Умершие в 1737 году
  • Умершие 18 декабря
  • Скрипичные мастера

Wikimedia Foundation
. 2010
.

Смотреть что такое «Страдивари, Антонио» в других словарях:

    Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) (1644 1737), итальянский мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Работал в Кремоне. На его инструментах играют крупнейшие современные музыканты. Известными мастерами были также сыновья Страдивари:… … Энциклопедический словарь

    Страдивари, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио [возможно, 1643 (или 1648, 1649), Кремона, ‒ 18.12.1737, там же], итальянский скрипичный мастер. Ученик Н. Амати. Открыл в Кремоне собственную мастерскую (около 1667). Многие годы… … Большая советская энциклопедия

    — (Stradivari, Antonio) СКРИПКА РАБОТЫ АНТОНИО СТРАДИВАРИ. (ок. 1644 1737), прославленный итальянский скрипичный мастер. Точная дата и место рождения Страдивари не установлены. На одной из его скрипок стоит клеймо 1666, Кремона, и это первое… … Энциклопедия Кольера

    — … Википедия

    Страдивари, Антонио Страдивари пробует один из своих инструментов, XIX в. Антонио Страдивари или Страдивариус (итал. Antonio Stradivari; 1644 18 декабря 1737) знаменитый мастер струнных инстру … Википедия

    — (1644 1737) итальянский мастер смычковых инструментов. Работал в Кремоне. На его инструментах играют крупнейшие современные музыканты. Известными мастерами были также сыновья Страдивари: Франческо (1671 1743) и Омобоно (1679 1742) …
    И СТРАДИВАРИУС [соб.] – название скрипок работы Антонио Страдивариуса – знаменитого итальянского скрипичного мастера (1644 – 1737); ценятся очень высоко. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио (1644, Кремона 19 XII 1737, там же) итал. мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Сохранилась скрипка с этикеткой С.: Сделана в возрасте 13 лет в мастерской Николо Амати. Ок. 1667… … Музыкальная энциклопедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Антонио (итал. , исп … Википедия

    1644—1737), итальянский мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Работал в Кремоне. Собственную модель скрипки сконструировал около 1700. На его инструментах (скрипках, альтах, виолончелях) играют крупнейшие современные музыканты.… … Большой Энциклопедический словарь

Антонио Страдивари или Страдивариус
(1644 — 18 декабря 1737) — знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Николо Амати. Сохранилось около 650 инструментов его работы.Перебрав много профессий, он всюду испытал неудачу.

Хотел стать ваятелем, подобно Микеланджело, линии его статуй были изящны, но лица были не выразительны.

Он бросил это ремесло, зарабатывал свой хлеб резьбой по дереву, изготовляя деревянные украшения для богатой мебели, пристрастился к рисованию; с величайшем страданием изучал он орнаментику дверей и стенной живописи соборов и рисунки великих мастеров.

Потом его привлекла музыка, и он задумал стать музыкантом. Упорно учился скрипичной игре; но пальцам не хватало беглости и легкости, а звук скрипки был глух и резок. О нем говорили:» Ухо музыканта, руки резчика
«. И он бросил ремесло музыканта. Но не забыл его.Биография

Антонио Страдивари

Источник: https://bestzagar.ru/antiviral/pisal-li-stradivari-na-svoih-skripkah-molitvy-sekret-genialnyh/

В чем секрет скрипок страдивари?

Уже не однажды ученые заявляли, что они открыли секрет уникального звучания инструментов, созданных кремонскими мастерами. Но некоторое время спустя их коллеги находили еще одну – на это раз уже совершенно определенную – причину того, что творения Страдивари, Гварнери и Амати*1 до сих пор остаются непревзойденными. И вот теперь венгерский профессор-биохимик Йожеф Надьвари уверен, что он решил задачу раз и навсегда.

Для того, чтобы прийти к этому выводу, ученому пришлось сжечь частички дерева, из которого кремонские кудесники делали свои шедевры, и, проанализировав золу, обнаружить там сложную смесь соединений бора, хрома и железа, которыми материал определенно был обработан для придания ему лучшего звучания.

Прежде было принято считать, что главный секрет скрипичных дел мастеров в особом составе лака, покрывающего инструменты. Это предположение было высказано еще в 1948 году Джозефом Михельманом. Он сумел снять с инструмента два последовательно наложенных слоя лака и изучить их композицию.

В них обнаружился и кальций, и кремний, и медь, и алюминий, и натрий, и железо, и свинец, и олово… Другие исследователи находили там и природные красители, получавшиеся из корней определенных растений, и следы вулканического пепла. Появлялись и откровенно мистификаторские, если не сказать шарлатанские предположения.

В 1955 году некий Раньери объявил, что раскрыл секрет лака, главным компонентом которого им была объявлена «индийская смола» непонятного состава. Толи он намекал на мумиё, толи просто набивал себе цену, но пообещал быстро доставить из Бомбея это таинственное нечто. Больше о нем никто никогда ничего не слышал… А секрет старинного лака так и остается нераскрытым.

Более того, никому пока не удалось убедительно доказать, что секрет особого звучания кремонских инструментов именно в нем.

Затем укрепилось мнение, что дело здесь не столько в химии, сколько в акустических свойствах использовавшегося старыми мастерами дерева. Ведь они жили во времена так называемого «малого ледникового периода», когда климат в Европе был значительно холоднее. Этот период тянулся с начала XV до самого XIX века. А особенно холодными были годы между 1570 и 1630, а также с 1675 по 1715.

В то время деревья из-за холодов росли в особенно тяжелых условиях, и Страдивари, Амати и Гварнери использовали для своих инструментов именно их. Древесина была не той, что ныне, а это и дало, как считают эксперты, характерное неповторимое звучание. Потом выяснились и более тонкие различия.

Оказывается, плотность материала варьируется в пределах одного годового кольца: весенняя древесина более рыхлая, осенняя и летняя – плотнее. Причем у хвойных и лиственных пород дело обстоит по-разному.

У лиственных деревьев каждый год образуется много пористой весенней древесины, а вот столько же плотной поздней – только в хорошие годы. У хвойных – все ровно наоборот.

Так вот, уникальные кремонские мастера умели так тонко сочетать сорта дерева, использовавшиеся для разных частей инструмента, что уникальные комбинации клена и ели звучали у них так, как ни у кого. Да мало того, они еще и обрабатывали материал особым образом, как это установил профессор Надьвари.

Все перечисленные изыски складывались в единую и неповторимую симфонию. Одна беда: согласно цеховым традициям тех лет, корифеи зачастую уносили секреты мастерства с собой в могилу. И потомкам остается только гадать, в чем же непостижимая доселе тайна их волшебного искусства.

Андрей ГОРЮХИН

*1 Джакомо Антонио Страдивари (1644 – 1737), самый известный из великих кремонцев, дал жизнь 1200 инструментам, из которых до наших дней дошло около половины. Сейчас каждый из них стоит миллионы евро, но и при жизни мастера заказать инструмент его работы мог себе позволить только весьма состоятельный человек. Джузеппе Гварнери Дель Джезу (1698 – 1744) тоже создал немало шедевров, звук которых не уступает, по мнению знатоков, тем, что вышли из рук Страдивари. По непонятной игре судьбы стоят они, тем не менее, зачастую заметно дешевле. Андреа Амати, патриарх семьи великих скрипичных мастеров, считается создателем конструкции скрипки, в основных своих деталях используемой по сей день. Свой вклад в ее усовершенствование внесли сыновья мастера, а его внук Никола (1596 – 1684) навеки прославил фамилию Амати еще и тем, что выучил своему мастерству и Страдивари, и Гварнери.

Источник: http://www.alleuropa.mgimo.ru/v-chem-sekret-skripok-stradivari

Ссылка на основную публикацию