Виды музыкальных игр

Тычкина Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №3 город Красноуральск Свердловской области

Виды музыкальных игр

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности.

  • Презентация 1 скачать
  • Презентация 2 скачать
  • Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • В связи с этим развитие музыкальных способностей детей —  всегда были и ныне остаются актуальными на данном современном этапе дошкольного образования.

Развитие музыкально-ритмических способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.

Проблема содержания музыкального образования детей дошкольного возраста у музыкального руководителя в ряду других педагогических проблем всегда стоит на первом месте. Для всех очевидно, что современное состояние музыкального воспитания характеризуется устойчивыми тенденциями к обновлению его содержания.

Правда, этот процесс характеризуется некоторой противоречивостью — преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления  их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник; преподнесение музыки, как средства воспитания (как это делают большинство), средства ознакомления детей с окружающей действительностью, что является принижением музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышением ее до понимания эстетического содержания музыкального искусства. Доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются способности и педагогу необходимо помочь детям в ее овладении.

  1. Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований к содержанию дошкольного образования в области художественно-эстетического развития детей.
  2. Исходя из вышеизложенного, выявилось противоречие между требованиями нормативно-правовой документацией к содержанию образовательных отношений по музыкальной деятельности и не эффективными средствами развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  3. Таким образом, актуальность работы обусловлена:
  4. Большим развивающим потенциалом игровых, здоровьесберегающих технологий и ограниченным его использованием в музыкальной практике с детьми.
  5. Поэтому, основным направлением моей работы стало:
  6. Музыкальная игра – как средство развития музыкальных способностей детей

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Проблема определения более эффективных средств в развитии музыкальных способностей детей требует глубокого рассмотрения научно-методической литературы.

Изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие средства развития музыкальных способностей детей, мною было определенно, что музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников.

Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А. В. Кенеман. В 1955 году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:

— музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;

— восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.

Музыкальная игра исследовалась А. В. Кенеман как одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

К музыкальным играм А. В. Кенеман предъявляла следующие требования:

  • — музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы
  • — тематика и содержания музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю
  • — основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ–эмоционально-конкретный, выраженный в простой, доступной художественно-музыкальной теме.

Актуальность научных работ А. В. Кенеман подтверждается работами ученых последующих поколений: Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, М. Л. Палавандишвили и др. Большую роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей отводит О. П. Радынова (автор программы «Музыкальные шедевры»). К. В.

Тарасова (руководитель авторского коллектива программы «Гармония») большое внимание уделяет играм-драматизациям. Л. Е. Щелокова (преподаватель факультета дошкольной педагогики и методики МИОО) активно пропагандирует среди молодых специалистов систему музыкальных игр.

Лучшие педагоги используют музыкальные игры как средство развития музыкальных способностей и творческого начала у детей и создают новые игры. Р.С.Папкова систематизировала и активно пропагандировала среди слушателей курсов повышения квалификации музыкальных руководителей музыкально-дидактические игры. Нельзя не отметить заслуги В. А.

Петровой (автор программы «Малыш») в разработке музыкальных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

И учёные и практики отмечают, что музыка в музыкальных играх усиливает эмоциональную окрашенность переживаний детей. Дошкольники с большим желанием включаются в передачу музыкально-игровых образов, привыкают не только слышать, но и слушать музыку, осознанно реагируя на особенности её формы, жанра, средств музыкальной выразительности.

Классификация музыкальных игр представлена в таблице № 1.

таблица 1

Игры под инструментальную музыку Игры с пением Музыкально-дидактические игры Ритмические игры со словом Игры спектакли
  1. Сюжетные,
  2. несюжетные,
  3. инсценировки
  • Хороводы
  • инсцени-
  • рование
  • песен,
  • народные
  • игры с
  • пением
  1. На развитие звуковысотного слуха,
  2. чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти,
  3. на развитие ладотонального и гармонического слуха
На развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве
  • Музыкально-драматические
  • ритмо-пластические
  • на обрядовой основе,
  • на основе певческих импровизаций

Изучение научных источников позволило мне удостовериться, что музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей.

Выявленные проблемы в педагогической работе позволилипонять значимость двигательной активности в образовательной деятельности и в дальнейшей работе сделать акцент на применение музыкальных игр для развития ритмических способностей, слухового внимания, дикции детей.

Одним из условий успешного решения задач являлось созданиеи подбор музыкально-дидактического материала, системы игр (ритмические, коммуникативные, речевые), обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей в условиях совместной образовательной деятельности.

С этой целью создала музыкально-дидактические игры, такие как «Веселые подружки» «Теремок», «Три медведя» и другие –игры направлены на развитие чувства ритма; «Музыкальные птенчики», «Воздушные шары» — игры на закрепление высоты звука; «Вот так зайцы» — на усвоение характера музыки.

 Разработала методическое пособиедля проведения музыкально-дидактических игр; буклеты с материалом по освоению танцевально-ритмических движений в игровой форме (Приложение 1).

Создала мультимедийные игры: «Веселые человечки» — игра направлена на развитие слухового внимания, ориентировку в пространстве, развитию крупной моторики; «У бабушки Нюры» — на развитие звукоподражания, слухового внимания; «Наряди елочку» — игра направлена на развитие слухового внимания, музыкальной памяти и закрепление музыкального восприятия. Мультимедийные игры способствуют внедрению инновации в содержание игровой деятельности, наполняя её «музыкой ритма», «музыкой слова», «музыкой жеста и движения». Для разнообразия, обогащения содержания ритмических игр используюраздаточно-дидактическое оборудование (ритмические палочки, деревянные ложки, колокольчики, маракасы, металлофоны); подобрала музыкальный репертуар и систематизировала его на электронном носителе для использования в игровой деятельности, подобрала и оформила картотеку по артикуляционной гимнастике, фонопедическим упражнениям, дыхательной гимнастике, логоритмике.

Совершенствуя систему педагогической работы, организовывала совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта. Этому способствовало использование в работе подобранная система музыкально-игровой технологии.

Координационно-подвижные игры – это жанр детского фольклора. В зависимости от цели игры, содержание игрового процесса включает в себя пропевание, отстукивание, прохлапывание, проговаривание в ритме, тем самым развивая у детей музыкальный слух и ритмизированную речь (игры «Барашеньки», «Я на коврике сидел», «Зимушка» и др.).

В системе работы над развитием ритмичности, ритмизированной речи, выразительностью исполнения мною применяется такая музыкально-игровая технология, как подговорки – малый фольклорный жанр. В подговорках в стихотворной форме помогаю детям освоить ритмические танцевальные движения.

Например, при освоении детьми шага польки используем ритмизированный стих (Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать, скок-пробежка, скок-пробежка, будем польку танцевать), который в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию танцевального материала.

(Приложение 2)

Для развития сенсорной основы музыки активно применяю музыкально-дидактические игры, которые являются обучающим воздействием на ребенка. В доступной игровой наглядной форме дети лучше осваивают соотношение звуков по высоте; понимают тембровую окраску звука, динамику; развивают чувства ритма. (Приложение 1)

Чтобы ускорить процесс усвоения ритмической структуры музыки вобразовательную деятельность включаю игры с ритмом (ритмические палочки, ритмические карточки, ритмы в стихах).

Ритмизируя детское стихотворение, дети палочками отстукивают ритм стихотворения, делают несложные фигуры из палочек и передают их по кругу, с последующим ускорением.

Работая с карточками, дети наглядно видят ритмическую основу попевок и из картинок выкладывают ритм на фланелеграфе. Всё это помогает детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов.

Все игры с ритмом теснейшим образом связаны с моторикой и мышечной активностью. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому ребёнок, владеющий чувством ритма, лучше поёт, танцует и играет.

Игровые упражнения применяю во всех видах музыкальной деятельности: слушая музыкальные произведения, использую метод образного игрового восприятия и метод двигательного моделирования, т.е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И.

Чайковского, дети руками по коленкам отстукивают метроритм в 1 и 3 части, а во 2 части сгибая руки маршируют, как солдатики; в произведении Р.

Шумана «Смелый наездник» дети изображают пульсацию скачущей лошади); в пении для активизации детей, использую пластическое игровоеинтонирование – это исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма.

Широко использую образные танцевально-двигательные движения: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности.

Музыкальных игр много, одни используются мной больше, другие меньше.

Подбирая их, я учитываю возрастные особенности детей, как можно усложнить содержание игровой деятельности, какое развитие игры оказывают на детей.

И если детиот музыкально-двигательных игр, упражнений получают удовольствие и радость, есть результаты- то цель формирования чувства ритма, музыкальных способностей успешно решена.

В результате применения музыкальных игр в процессе наблюдения было выявлено, что у  детей слуховое внимание стало более организованнее; появилась быстрая и четкая реакция; ритм, передаваемый детьми стал более точным (хлопки, звучащие жесты, игра на инструментах, ритмические палочки, установилась связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями; в доступной игровой форме дети легче стали воспринимать соотношение звуков по высоте, динамике, ритму.

Читайте также:  Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Информационно-коммуникационные технологии помогают решить задачи по развитию музыкальных способностей детей:

  • Во-первых, это дополнительная информация.
  • Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, при подборе наглядных пособий.
  • В-третьих, это способ распространения новых методических идей (мультимедийные игры)
  • Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательную деятельность для дошкольников зрелищной и комфортной.

Основные виды мультимедиа-ресурсов, которые использую в педагогической работе:

Мультимедийная презентация, слайд-шоу, мультимедиа-фотоальбом.

Это наглядность, дающая возможность выстроить объяснение логично с использованием видеофрагментов. Презентация даёт возможность рассмотреть материал поэтапно. Задача слайд-шоу – показать те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения, помогает в театральной деятельности компенсировать декорации и фон.

Перелистывание различных фотографий с музыкальным сопровождением или без него на определённую тематику –активизирует познавательную активность детей.

Достижению цели по созданию условий для развития музыкальных способностей детей способствует реализация музыкально-коррекционной работы в совместной образовательной деятельности с детьми.

В музыкально-коррекционной работес детьми требуется разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, танцы, сюжетные пляски. Среди всего этого материала коммуникативные танцы-игры, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения и логоритмика в моей работе с детьми занимают особое место.

В коммуникативных танцах–играх помимо музыкальности (чувства ритма, слухового внимания, крупной моторики) помогаю детям развить позитивное самоощущение (раскрепощенность, уверенность в себе, эмоциональное благополучие), выразительность невербальных средств общения, инициативность, готовность к общению.

В моей педагогической практике встречались дети излишне расторможенные, зажатые, с неадекватной самооценкой, с проблемами в общении. В несложных коммуникативных играх-танцах такие дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них получается, от возможности себя выразить.

Все это дает прекрасный эффект в коррекционной работе над личностными качествами ребенка.

Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.

Артикуляционная гимнастикавключает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др.

, ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением.При отборе упражнений следую рекомендациям учителя-логопеда.

В результате этой совместной работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Источник: http://journal.preemstvennost.ru/09-05-2015/1023-muzykalnaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-muzykalnykh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta

Музыкальные дидактические игры в ДОУ: виды и этапы

На занятиях музыкой дошкольники не только осваивают азы музыкальной грамотности, но, главное, учатся быть чуткими и восприимчивыми к прекрасному.

Для развития музыкальности и эстетического чувства детям, конечно, недостаточно двух встреч с музыкальным руководителем в неделю.

Для поддержания результатов работы требуется хотя бы периодически вовлекать детей в контакт с ритмом, песней и звуками. Для этого в детском саду используются музыкальные дидактические игры для дошкольников.

Зачем использовать музыкальные дидактические игры в ДОУ

Цель музыкального воспитания — научить ребёнка различать качества и свойства чувственно воспринимаемой информации. На это же нацелены музыкальные игры, которые:

  • учат детей умению различать звуки по высоте, громкости и длительности;
  • побуждают в дошкольниках желание петь, танцевать, осваивать музыкальные инструменты;
  • через игру — облегчают восприятие теоретической информации.

Таким образом, применение музыкальных дидактических игр в ДОУ одновременно охватывает развитие сенсорных, творческих и интеллектуальных способностей дошкольников. Благодаря такому виду игр воспитатели могут решить широкий спектр задач, которые направлены на коррекцию, образование, развитие и воспитание детей.

Задачи коррекции:

  • развить тембр, высоту и силу голоса;
  • выявить музыкальный слух;
  • привить выразительность в речи, жестах и мимике;
  • научить правильно использовать дыхание во время пения;

Задачи физического развития и оздоровления при использовании музыкально-дидактических игр:

  • научить скоординированно двигаться в соответствии с рисунком музыки.
  • развить артикуляционную моторику дошкольника;
  • отработать скорость реакции.

Задачи образования:

  • научить петь;
  • раскрыть в ребёнке творческие способности;
  • дать основы музыкальной грамотности.

Задачи воспитания:

  • научить внимательному слушанию;
  • привить культуру речи.

Какие бывают музыкальные дидактические игры для дошкольников

Каждая детская игра строится по своим правилам, заключает в себе некое действие и, если игра обучающая, то преследует чёткую цель. Музыкальные обучающие игры построены на сенсорных заданиях, связанных со звучанием.

Но, кроме музыкальных записей и инструментов, в таких дидактических играх для дошкольников часто используются карточки с картинками, игрушки и фотографии.

Дополнительные предметы помогают детям создать видимый образ неосязаемой звуковой информации, а воспитателю и музыкальному руководителю — проверить степень усвоения материала.

Виды музыкально-дидактических игр

Можно выделить три вида музыкально-дидактических игр для дошкольников:

  1. Игры с песнями
  2. Сюжетно-ролевые
  3. Хороводные игры

Игры, в которых детям надо петь, развивают не только слух и голос, но также учат дошкольников использовать ассоциативное мышление. Дети подстраивают характер исполнения под содержание лирики. Так, можно предложить ребятам на занятиях музыкой голосом и различной манерой исполнения изобразить отличия животных, стихий, материалов.

Хороводные игры — отличный инструмент для развития координации, ориентации в пространстве, ловкости. Кроме того, работа в хороводе учит детей быть внимательными к окружающим, быть в команде. Хоровод подразумевает точные задания и их исполнение.

Сюжетно-ролевые дидактические игры для дошкольников

Сюжетно-ролевые игры сочетают в себе разные виды деятельности: танец, пение, игру на инструментах. Этот вид игр наименее остальных регулируется правилами и воспитателем, а в большей степени зависит от воображения и импровизации самих участников.

Развитие игрового сюжета во многом зависит от музыкальных навыков детей. Музыкальный руководитель, в свою очередь, может корректировать характер взаимодействия дошкольников, выбирая методику проведения игры.

Музыкальные дидактические игры для детей дошкольного возраста могут проводиться в спокойном ритме (например, пение) или с высокой степенью активности (танцы, хороводы, подвижные игры). В ходе сюжетно-ролевых обучающих игр темп и характер взаимодействия часто меняется.

В спокойных играх дети статичны, поэтому скоро теряют концентрацию и интерес. Стоит дополнительно стимулировать их, например, соревновательностью. Для этого музыкальный руководитель разбивает детей на небольшие подгруппы, задаёт правила и оценивает исполнение. Например, кто быстрее назовёт прозвучавшую мелодию или определит темп музыки. 

В спокойных музыкальных дидактических играх эффективно использовать настольные пособия с картинками. Например, изображения музыкальных инструментов, которые дети выбирают и поднимают, когда слышат знакомое звучание. Или картинки с разными действиями — сон, игра, веселье, грусть, слёзы, радость и т.п. — которые надо соотнести с настроением песни или мелодии.

Активные игры привлекают детей уже самой своей подвижностью, сменой ритма и движений. Можно ставить задачу перед целой группой, когда все дети реагируют на музыку определёнными движениями. А можно разбить их на мини-команды для того, чтобы дети не переутомлялись.

Пока одна подгруппа исполняет задание, вторая отдыхает, наблюдает и/или думает над следующим этапом игры. Например, одна команда совершает движения только под тихую музыку, вторая — под громкую. Одна — под быструю, другая — под медленную, под высокие звуки или под низкие и т.д.

Как проводить музыкальные дидактические игры в детсаду

Основное отличие музыкальных дидактических игр в детском саду от других — отсутствие необходимости выработать навык. Более того, если дети в процессе игры начнут автоматически выполнять задания, цель музыкального воспитания — быть восприимчивым и чутким к звуковым и ритмическим изменениям — не будет достигнута.

Организационная часть музыкальных дидактических игр в детском саду проходит в три этапа: подготовка, реализация, анализ. Неплохо помогает привлечь внимание дошкольников и наладить внимание “перевоплощение” педагога в сказочного персонажа. В этом случае даже простое изложение теоретических основ музыки превратится для малышей в игру.

Подготовительный этап музыкальной дидактической игры предполагает:

  • выбор цели обучения:
    • развитие динамического или звуковысотного слуха;
    • работа над тембром;
    • отработка чувства ритма;
  • выбор самой музыкально-дидактической игры;
  • подготовка настольных материалов с картинками и дополнительного оборудования;
  • обеспечение места для игры, подготовка игрового пространства;
  • планирование и встраивание игры в режим дня малышей в детском саду.

Основной этап реализации игры подразумевает:

  • знакомство дошкольников с игрой:
    • демонстрация карточек с картинками, игрушек, оборудования, которое будет использовано в игре;
    • краткое повторение известных детям фактов и информации, которые понадобятся в игре;
  • озвучивание правил и последовательности действий;
  • демонстрация игровых действий музыкальным руководителем или воспитателем;
  • разбивка на команды (если необходимо), выбор ролей;
  • назначение роли педагогу (наблюдающий, ведущий, судья, участник);
  • мотивация дошкольников к игре (выбор приза, соревновательный момент);
  • проведение и модерация игры в процессе;
  • завершение игровых действий.

Аналитический этап необходимо проводить для корректировки дальнейших музыкально-дидактических игр:

  • выявить слабые места в подготовке;
  • определить особенности мотивации, поведения и характера отдельных детей в группе;
  • запланировать усложнение задач и материалов для игры.

Семь принципов хорошей музыкально-дидактической игры

Главное правило, которое должен соблюдать предусмотрительный педагог, — позволять детям играть самим, а не быть наблюдателями игры взрослого. А для того, чтобы обучающие игры в детском саду были эффективны и достигали своих дидактических целей, музыкальный педагог должен соблюдать семь условий:

  1. Чётко объяснять участникам правила игры.
  2. Стимулировать интерес дошкольников к игре, как до её начала, так и в процессе.
  3. Использовать соревновательность, как основную движущую силу игры.
  4. Следить, чтобы от игры к игре менялись роли для каждого ребёнка.
  5. Периодически изменять правила и усложнять задания.
  6. Использовать такие картинки, чтобы любой дошкольник ясно и однозначно понимал их значение.
  7. Подстраивать правила музыкально-дидактической игры под индивидуальные возможности отдельных игроков.

Как правильно поставить задачу в музыкальных дидактических играх для дошкольников

В зависимости от своей возрастной группы дошкольники обладают разными игровыми умениями. Хотя проводить музыкально-дидактические задания можно как в младших, так и в старших группах детского сада, подходы к организации игры будут разными.

Условно можно разделить дошкольников на три группы:

  1. Не умеющие играть.
  2. Имеющие небольшой игровой опыт.
  3. Способные к самостоятельной игре.

Первые, как правило, это малыши младших групп. Они ещё не умеют самостоятельно ставить игровые задачи, и им нужна помощь воспитателя. В этом случае педагог будет не только инициатором обучающей игры, но также станет её непосредственным участником и сопроводит малышей на протяжении всего процесса.

Вторая группа детей, обычно 4-5 лет, уже умеют ставить перед собой игровые задачи, но не всегда делают это успешно. В этом случае инициирует игру по-прежнему педагог, но в процессе основная активность переходит в руки ребёнка, а воспитатель остаётся рядом в качестве помощника и сопровождающего.

Третья группа детей, среднего и старшего дошкольного возраста, уже умеют самостоятельно начинать игру и ставить перед собой задачи. В этом случае роль взрослого сводится к модерации процесса, а также педагог может поставить перед ребёнком дидактическую задачу более высокого уровня.

Читайте также:  Евгения отрадная - история и секреты успеха

Какими могут быть музыкальные дидактические игры для детей

Быстрее и легче всего дети начинают воспринимать высоту звука. Поэтому первыми музыкально-дидактическими играми для детей младшего дошкольного возраста должны быть задания на звуковысотные отношения. Это игры-сравнения: “Какой поросёнок подал голос”, “Такие разные колокольчики” и т.п. Постепенно вводятся такие понятия, как высота и сила звука, его темп, тембр, ритм. 

Дети более старшего возраста уже способны воспринимать и запоминать средства музыкальной выразительности и музыкальные жанры. Для этого хорошо работают дидактические игры с картинками.

Например, педагог показывает детей, идущих маршем, звучит соответствующая мелодия, и детям предлагается назвать жанр музыки и изобразить происходящее на картинке.

То же самое можно повторить для колыбельной, когда на картинке нарисован спящий малыш, и играет убаюкивающая музыка.

Примеры музыкально-дидактических игр

Рассмотрим некоторые примеры музыкально-дидактических игр, которые могут использоваться в детском саду.

«Три медведя»

Игра направлена на обучение детей различать звуки по высоте и предполагает использование картонных изображений медведей большого, среднего и маленького размеров, которые выдаются детям.

Перед игроками ставится задача вовремя «вывести погулять мишку», что предполагает передвижение картинок по столу.

При звуке нижнего регистра «на прогулку» идут большие медведи, среднего регистра – медведи меньшего размера, высокого – медвежата. Побеждает тот, что меньше всего ошибается.

«Определи настроение музыки»

Игра предполагает развитие у детей способности определять настроение, которое возникает у человека при прослушивании определенной мелодии. Для проведения этой музыкальной дидактической игры понадобятся картинки, изображающие лица с разным выражением:

  • доброе, ласковое, спокойное;
  • жалобное, грустное;
  • веселое, задорное, радостное;
  • лиричное.

Во время игры воспитатель исполняет музыкальное произведение, а ребенок показывает картинку, которая, по его мнению, передает настроение этой мелодии. Чтобы усложнить игру, можно ввести необходимость угадать произведение и его автора.

«Какой инструмент лишний?»

Игра разработана для подготовительной группы. Перед ее проведением необходимо провести предварительную работу, в ходе которой дети ознакомятся с музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, а также принадлежностью к тому или иному виду оркестров: детскому, духовому, эстрадному.

В качестве игрового материала используются карточки, на которых изображаются различные музыкальные инструменты.

В ходе игры перед игроком раскладываются несколько карточек (от четырех до пяти), при этом один из изображенных инструментов должен быть «лишним». К примеру, педагог выбирает четыре карточки с картинками народных инструментов, и одну – с инструментом из симфонического оркестра. Ребенок должен определить, какая картинка «лишняя» и аргументировать свой выбор.

Музыкальные дидактические игры для детей направлены на всестороннее развитие дошкольников, формирование музыкального слуха, памяти, знакомство с базовыми понятиями в музыке. Благодаря игровой форме достижение педагогических целей происходит легко, а результат закрепляется надолго, ведь дети принимают активное участие и проявляют высокую заинтересованность в занятиях.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63261-qqq-18-m02-myzikalnie-didakticheskie-igri

Музыкальная игра – ведущий вид деятельности дошкольника — Методическая страница — АсСоль

Музыкальная игра – одна из ведущих видов творческой деятельности дошкольников

     Особой формой общественной жизни дошкольника является игра,    в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.  Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.      Игра  удивительна…Она в разных формах  сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Ею  пронизан весь быт человека.     Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Она развивала способности человека, сообразительность,  наблюдательность, ловкость, все это требовалось ему в быту.       По определению психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. Ему легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции.      Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых. Издавна игры сопровождали жизнь человека. Ритуально – игровые элементы мы можем встретить и в календарных обрядах и игрищах / Святки, Масленица, Троица и т.д./      Народная  детская игра – частичка национальной культуры. В этих играх много юмора, шуток,  соревновательного задора, часто они сопровождаются считалками, очень любимыми детьми. Как правило, народные игры лаконичны, выразительны      Очень ценны музыкальные игры, так как музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко  эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Педагогу необходимо создать условия для естественного проявления моторных реакций в движениях всего тела ребенка. Это способствует развитию у детей творческой активности, воображения, умения слушать, воспринимать, оценивать свои движения и соотносить их со звучащей музыкой.     Каждая музыкальная игра имеет четкую педагогическую направленность и является средством, при помощи  которого педагог учит ребенка воспринимать музыку, передавая в движениях ее  содержание и особенности, что является основной целью в работе над музыкальными играми.    Выразительность и музыкальность движений опирается   на общее и физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость и координированность движений. Что способствует совершенствованию у детей навыков, приобретенных на  занятиях  /хорошая осанка,  пластичный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве/.К числу конкретных  задач в работе над музыкально-ритмическими играми относятся:

  • Развитие чувства ритма;
  • Освоение посредством движений контрастной динамики и темпового разнообразия;
  • Формирование точных двигательных реакций на смену характера музыки и разнообразие музыкальных жанров;
  • Развитие музыкально-двигательной памяти.

Основные виды движений, используемых в музыкально-ритмической деятельности, можно  условно разделить на три группы:      1. Движения, связанные с общим физическим развитием детей и навыками, приобретенными на занятиях.      2. Танцевальные движения /шаг польки,  галоп, переменный шаг, поскоки и т. д./      3.Имитационно-подражательные и импровизационные движения /щенок, веснушки, бабочки и т.д./

 Эти группы  движений объединяются  в соответствующие виды музыкально-ритмические игры:

  • Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности  посредством культуры движения;
  • Игры, формирующие у детей представление о музыкальных жанрах  в танцевальной музыке;
  • Игры, формирующие творческие способности детей.
  • Игры – хороводы.

Хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Любое движение в них требует от детей выражение различных образов, чувств, поэтому в каждом случае дети должны уметь привнести в движение характерность, присущую данной песне.

Игры, обучающие детей музыкальной выразительности  посредством  культуры движений.

«Передай мяч».Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.Музыкальный материал:  « Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского   «Щелкунчик».Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе  передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.Методика организации игры

  • Дети стоят, образуя круг.
  • Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое — влево.
  • Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.

Примечания:1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.2 . В процессе игры очень важно, чтобы  дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.3. музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и  волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.

Игра «Воротики».

Цель игры:  Обучить детей восприятию ритмического разнообразия/ долгие, короткие звуки/   посредством  движений под музыку.Музыкальный материал:  «Марш» И. Дунаевского,                    «Полька» С.Рахманинова.Движения, используемые в игре:        Энергичный шаг  на полной стопе.        Легкий бег на носочках.

Методика  проведения игры:

  • Дети делятся на первые и вторые номера.
  • Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
  • Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом  на полной стопе, высоко поднимая колени, свободно и энергично взмахивая руками.
  • С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/ педагог дает команду, например: «Первые номера!» —  и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя  «воротики».
  • Под звучание польки  не названные номера легким бегом пробегают в  «воротики», образованные названными номерами.
  • Далее игра поводится сначала, но  «воротики» могут образовывать  другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз подряд.

Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке.   Игра   «Забавная игра».Цель: расширение знаний детей о народных танцах с помощью новых элементов.Музыкальный материал:  1. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.                        2. «Ах. Вы сени» р.н.п.Движения, используемые в игре:                         1.

«Ковырялочка» с притопом.                         2. Полуприседание с выбросом ног.                         3. Переменный шаг.Методика организации игры

  • Все дети стоят  в кругу со сцепленными руками, образуя  «воротики».
  • Заранее назначенные  солисты под музыку пробегают в воротики
  • С окончанием музыки «воротики» опускаются, а оставшиеся в кругу дети пляшут под музыку  «Ах, вы сени», импровизируя знакомые движения русского танца. Остальные хлопают в ладоши.
  • Игра повторяется несколько раз.

Примечания:          1. Назначать солистов можно считалкой, или по желанию.     2.Пробегая в воротики, дети не должны суетиться, или толкаться     3. Солисты – нарушители ставятся в общий круг.     4.Если дети используют в танце собственные движения, не оговоренные игрой, останавливать их не нужно,  а наоборот, нужно подбодрить доброжелательной оценкой.           

Игра   « Музыкальные загадки».

Цель игры: закрепление у детей  представлений о жанровом разнообразии  танцевальной музыки посредством соответствующих элементов движений.Музыкальный материал: 1. «Вальс»  П.И.Чайковский                           2. «Полька» С. Рахманинова»                           3. «Краковяк» М.Глинки.                           4. «Менуэт»  И.С.Баха.

                           5. «Из – под дуба» р.н.п.Движения, используемые в игре: 1. Шаг вальса.                                  2. Шаг галопа.                                  3. Шаг польки.                                  4. Шаг менуэта.                                  5. Переменный шаг.Атрибуты: Картонные нотки.

Методика организации игры  

  • Воспитатель делит детей на несколько групп.
  • Дети строятся в параллельные колонки, педагог становится в противоположном конце зала.
  • Под звучание музыкального отрывка первые дети двигаются к педагогу соответствующим шагом.
  • Если ребенок услышал и правильно исполнил движение – получает ноту
  • Далее игра проходит под звучание другой музыки.
  • Побеждает  команда, набравшая наибольшее количество ноток.
Читайте также:  Mузыкальная археология: самые интересные находки

Примечания     1. Мелодии можно исполнять в разной последовательности. Звучать не более 8-10 сек.     2.

Педагог должен подбодрить проигравших детей.     3. Отметить наиболее красиво исполненное движение.

Игры,  развивающие у детей творческие способности.

Игра-импровизация «Карусели».Цель игры:   Изображение   посредством   движений каруселии разнообразной атрибутики. Музыкальный материал: аудиозапись «Карусель»Движения, используемые в игре:                1.Топочущий шаг.                2.Поступательные движения руками,                                    согнутыми в локтях и с зажатыми кулачками.                3.Импровозационные движения детей.Методика организации игры

  • Педагог беседует с детьми о видах транспорта во время путешествия, опираясь на жизненный опыт. После чего предлагает детям превратиться в веселый аттракцион «карусель».
  • Педагог обсуждает вместе с детьми характерные черты того или иного образа.
  • Воспитатель создает мизансцену, определяет месторасположение станций, располагает деревца и кусты.
  • На вступление участники занимают свои места.

Подвижные игры

Игра «Пузырь».

 Цель игры: Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Музыкальный материал: аудиозапись «Пузырь».Движения, используемые в игре:                1. Движение по кругу шагом.                2.Движение по кругу бегом.Методика организации игрыДети и воспитатель берутся за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу. На слова песенки: надувайся наш, пузырь надувайся, дети расширяют круг, постепенно отступая назад, держась за руки. На слова песни: да не лопни смотри, дети бегут по кругу, взявшись за руки до тех пор, пока не прозвучат слово: «Хлоп!». Дети опускают руки и хлопают в ладоши — пузырь лопнул.   

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель игры: Научить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, доставить детям радость. Музыкальный материал: аудиозапись игры  «Зайка беленький сидит».Движения, используемые в игре:                1. Подпрыгивания, хлопки в ладоши.                2.Покачивание руками над головой.

Методика организации игры

  • Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.
  • На слова песенки: зайка беленький сидит вот так, вот так и ушами шевелит вот так, вот так /дети шевелят кистями рук, подняв их к голове/.
  • На слова песни: зайке холодно сидеть хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть хлоп, хлоп, хлоп, хлоп /со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши/.
  • На слова песни: зайке холодно стоять скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать скок-скок, скок-скок /со слов скок-скок и до конца фразы дети скачут на двух ногах/.

Антонова Л. Г., Оренбургская обл.

Источник: http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/muzykalnaja_igra_vedushhij_vid_dejatelnosti_doshkolnika/1-1-0-345

Игра как приём музыкального обучения в детском саду



Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умственное, эмоциональное, нравственное развитие личности ребёнка. Автор статьи приводит в подтверждение этому всевозможные методические приемы, которые использовались им на практике.

Ключевые слова: музыкальная игра, музыкально-ритмические движения, «пение про себя», попевка, слушание, «копилка музыкальных терминов»

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания. В. Л. Сухомлинский писал о том, что духовная жизнь детей является полноценной, лишь когда «ребёнок живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества».

На занятиях имеет место музыкальная игра, при выполнении условий которой дети изучают, осваивают и закрепляют музыкальные виды деятельности. Игровая форма музыкальных занятий в детском саду создается при помощи особых игровых приемов, которые, как правило, применяются с целью облегчить детям понимание сути музыкального произведения и его художественных особенностей.

Игровые приёмы впроцессе музыкально-ритмических движений.

На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания.

Интересные игровые творческие задания можно предложить детям после повторного слушания нового музыкального произведения [1, c. 13]. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки и говорят: «Это музыка-танец, она веселая, и танцевать под неё надо легко и весело».

Можно предложить им показать подходящие для такой музыки движения. Кто-то из детей, возможно, придумает интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже его можно увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включатся в танец. Вся группа будет танцевать.

Для детей старшего возраста можно использовать музыкальный центр, с помощью которого дети с удовольствием слушают детские песни современных композиторов. Использование звукозаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения.

Поэтому для них желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку [2, с 46] Скажем, перед занятием музыкальный руководитель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т. д.

) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям куклы, которые она показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. д. С куклой детям интересней выполнять движения пляски или упражнения.

Игровые приёмы впроцессе пения.

Данные музыкально-игровые приёмы используются в процессе пения и помогают при обучении детей выразительно и непринуждённо петь, учить брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца.

Эффективно действует вокальный приём «пение про себя», когда часть ранее выученного детьми музыкального материала исполняется как обычно, а другая часть — «молча»: её пропевают только внутренним слухом.

Знаком к введению приёма «пение про себя» служит мимика музыкального руководителя — утрированно сомкнутые губы, дающие условный сигнал: «Поём про себя».

На первоначальных стадиях использования этого приёма чередование разных манер удобно проводить построчно [1, c. 56]. Например,

— Андрей-воробей, не гоняй голубей. (Вслух.)

— Гоняй галочек из-под палочек. (Про себя.)

  • Такое исполнение попевки является наипростейшим. При обретении дошкольниками певческого опыта можно усложнить задание, «раздробив» строчку следующим образом:
  • — Бьют часы (вслух)
  • на башне (про себя)
  • Тик-так, тик-так. (вслух)
  • А стенные — (вслух)
  • побыстрее (про себя)
  • Тики-таки, тики-таки. (вслух)
  • А карманные — (вслух)
  • спешат (про себя)
  • — Тики-таки, тики-таки, тики-таки-так! (вслух)
  • Окончание попевки поётся вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию и понять, верно ли они сумели вернуться к тонике.

Этот вокальный приём внутренним слухом можно применять при повторении песен. Детям дается задание вроде: «Узнайте знакомую песню по её вступлению и исполните «в уме» одновременно со звучанием мелодии». («Голубой вагон», муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского; «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Игровые приёмы впроцессе слушания музыки.

В процессе слушания дети знакомятся с вокальными, инструментальными произведениями разного характера и переживают определённые чувства и эмоции. В работах педагогов-музыкантов (В. Шацкая, Н.

Гродзенская) обращается внимание на словесное оформление впечатления о музыкальном произведении, так как оно способствует развитию освоения музыки, углубляет осознанность и эмоциональную окраску самого процесса [3].

Существует реальная необходимость развивать у дошкольников умение характеризовать музыку, обогащать их художественно-выразительный лексикон.

При помощи приёма слушания «Копилка музыкальных терминов» (по М. Давыдовой) может быть осуществлена специальная работа по обогащению речи детей художественными эпитетами.

Любой музыкальный руководитель сталкивается с бедным словарным запасом воспитанников при определении ими характера музыкального произведения.

Однако лексическая ограниченность, а именно неоднородность употребления различных частей речи — обычное явление, отражающее психическое качество данного возрастного периода детей [2, с 24–25].

Вариант «копилки», построенный на разработанном Ш. Амонашвили приёме, используемом при структурном анализе слове, можно применять на занятиях с воспитанниками старших и подготовительных к школе групп.

Приём можно практиковать после знакомства с музыкальными произведениями. Педагог даёт характеристику музыкального произведения, которую дети должны повторить, но только если определение истинно, а не ложно.

Например, дети прослушивают пьесу П. Чайковского «Новая кукла».

  1. Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка весёлая.
  2. Дети («ловят» слово в «чашечки ладоней, повторяют): Веселая.
  3. Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка задорная.
  4. Дети: Задорная.
  5. Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка грустная.
  6. Дети должны заметить ошибку и «возвратить» «пойманное» слово педагогу.

Далее педагог поочередно предлагает следующие термины: мечтательная, грозная, задушевная, шутливая, мягкая, плавная, страшная, печальная, унылая, радостная, прозрачная. Из 12 эпитетов семь соответствуют характеру музыкального сочинения. Остальные пять (печальная, грозная и т. д.) воспитанники должны выделить как неправильные.

Если дети допустили ошибки, то сразу же в ходе работы нужно провести обсуждение термина — верен он или нет. Следует уделять внимание накапливанию эпитетов-синонимов, т. е. слов, схожих по смыслу, но различных по звучанию. Приведем ниже примерные группы синонимов:

  • Веселая — жизнерадостная, игривая, радужная, оживленная, оптимистичная, яркая, комичная, смешливая, счастливая, солнечная, озорная, радостная, праздничная.
  • Сильная — мощная, властная, насыщенная, резкая, свирепая, богатырская, сердитая, отважная, грозная, смелая, храбрая.
  • Нежная — мягкая, ласковая, воздушная, лирическая, лёгкая, теплая, приятная, спокойная, неторопливая, добрая, светлая.
  • Приобретаемый детьми уровень владения музыкально-определительным словарным запасом при помощи приема слушания «копилки» можно использовать при знакомстве с новыми произведениями, создавать базу для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.

Подводя итог, следует сказать, что систематическое применение игровых ситуаций вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Литература:

  1. Дзержинская И. Л. Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности/И. Л. Дзержинская. — М.: Просвещение, 1999. — 236 с.
  2. Кононова, Н. Г. Музыкально — дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя/Н. Г. Кононова. — М.: Просвещение, 1982. — 189 с.
  3. Русинова А. Игровые технологии на музыкальных занятиях [Электронный ресурс]: www.maam.ru

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух.

Источник: https://moluch.ru/archive/182/46844/

Ссылка на основную публикацию