Тычкина Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №3 город Красноуральск Свердловской области
![]() |
Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности.
- Презентация 1 скачать
- Презентация 2 скачать
- Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру.
- В связи с этим развитие музыкальных способностей детей — всегда были и ныне остаются актуальными на данном современном этапе дошкольного образования.
Развитие музыкально-ритмических способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.
Проблема содержания музыкального образования детей дошкольного возраста у музыкального руководителя в ряду других педагогических проблем всегда стоит на первом месте. Для всех очевидно, что современное состояние музыкального воспитания характеризуется устойчивыми тенденциями к обновлению его содержания.
Правда, этот процесс характеризуется некоторой противоречивостью — преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник; преподнесение музыки, как средства воспитания (как это делают большинство), средства ознакомления детей с окружающей действительностью, что является принижением музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышением ее до понимания эстетического содержания музыкального искусства. Доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются способности и педагогу необходимо помочь детям в ее овладении.
- Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований к содержанию дошкольного образования в области художественно-эстетического развития детей.
- Исходя из вышеизложенного, выявилось противоречие между требованиями нормативно-правовой документацией к содержанию образовательных отношений по музыкальной деятельности и не эффективными средствами развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
- Таким образом, актуальность работы обусловлена:
- Большим развивающим потенциалом игровых, здоровьесберегающих технологий и ограниченным его использованием в музыкальной практике с детьми.
- Поэтому, основным направлением моей работы стало:
- Музыкальная игра – как средство развития музыкальных способностей детей
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Проблема определения более эффективных средств в развитии музыкальных способностей детей требует глубокого рассмотрения научно-методической литературы.
Изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие средства развития музыкальных способностей детей, мною было определенно, что музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников.
Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А. В. Кенеман. В 1955 году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:
— музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;
— восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.
Музыкальная игра исследовалась А. В. Кенеман как одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
К музыкальным играм А. В. Кенеман предъявляла следующие требования:
- — музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы
- — тематика и содержания музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю
- — основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ–эмоционально-конкретный, выраженный в простой, доступной художественно-музыкальной теме.
Актуальность научных работ А. В. Кенеман подтверждается работами ученых последующих поколений: Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, М. Л. Палавандишвили и др. Большую роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей отводит О. П. Радынова (автор программы «Музыкальные шедевры»). К. В.
Тарасова (руководитель авторского коллектива программы «Гармония») большое внимание уделяет играм-драматизациям. Л. Е. Щелокова (преподаватель факультета дошкольной педагогики и методики МИОО) активно пропагандирует среди молодых специалистов систему музыкальных игр.
Лучшие педагоги используют музыкальные игры как средство развития музыкальных способностей и творческого начала у детей и создают новые игры. Р.С.Папкова систематизировала и активно пропагандировала среди слушателей курсов повышения квалификации музыкальных руководителей музыкально-дидактические игры. Нельзя не отметить заслуги В. А.
Петровой (автор программы «Малыш») в разработке музыкальных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
И учёные и практики отмечают, что музыка в музыкальных играх усиливает эмоциональную окрашенность переживаний детей. Дошкольники с большим желанием включаются в передачу музыкально-игровых образов, привыкают не только слышать, но и слушать музыку, осознанно реагируя на особенности её формы, жанра, средств музыкальной выразительности.
Классификация музыкальных игр представлена в таблице № 1.
таблица 1
Игры под инструментальную музыку | Игры с пением | Музыкально-дидактические игры | Ритмические игры со словом | Игры спектакли |
|
|
|
На развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве |
|
Изучение научных источников позволило мне удостовериться, что музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей.
Выявленные проблемы в педагогической работе позволилипонять значимость двигательной активности в образовательной деятельности и в дальнейшей работе сделать акцент на применение музыкальных игр для развития ритмических способностей, слухового внимания, дикции детей.
Одним из условий успешного решения задач являлось созданиеи подбор музыкально-дидактического материала, системы игр (ритмические, коммуникативные, речевые), обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей в условиях совместной образовательной деятельности.
С этой целью создала музыкально-дидактические игры, такие как «Веселые подружки» «Теремок», «Три медведя» и другие –игры направлены на развитие чувства ритма; «Музыкальные птенчики», «Воздушные шары» — игры на закрепление высоты звука; «Вот так зайцы» — на усвоение характера музыки.
Разработала методическое пособиедля проведения музыкально-дидактических игр; буклеты с материалом по освоению танцевально-ритмических движений в игровой форме (Приложение 1).
Создала мультимедийные игры: «Веселые человечки» — игра направлена на развитие слухового внимания, ориентировку в пространстве, развитию крупной моторики; «У бабушки Нюры» — на развитие звукоподражания, слухового внимания; «Наряди елочку» — игра направлена на развитие слухового внимания, музыкальной памяти и закрепление музыкального восприятия. Мультимедийные игры способствуют внедрению инновации в содержание игровой деятельности, наполняя её «музыкой ритма», «музыкой слова», «музыкой жеста и движения». Для разнообразия, обогащения содержания ритмических игр используюраздаточно-дидактическое оборудование (ритмические палочки, деревянные ложки, колокольчики, маракасы, металлофоны); подобрала музыкальный репертуар и систематизировала его на электронном носителе для использования в игровой деятельности, подобрала и оформила картотеку по артикуляционной гимнастике, фонопедическим упражнениям, дыхательной гимнастике, логоритмике.
Совершенствуя систему педагогической работы, организовывала совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта. Этому способствовало использование в работе подобранная система музыкально-игровой технологии.
Координационно-подвижные игры – это жанр детского фольклора. В зависимости от цели игры, содержание игрового процесса включает в себя пропевание, отстукивание, прохлапывание, проговаривание в ритме, тем самым развивая у детей музыкальный слух и ритмизированную речь (игры «Барашеньки», «Я на коврике сидел», «Зимушка» и др.).
В системе работы над развитием ритмичности, ритмизированной речи, выразительностью исполнения мною применяется такая музыкально-игровая технология, как подговорки – малый фольклорный жанр. В подговорках в стихотворной форме помогаю детям освоить ритмические танцевальные движения.
Например, при освоении детьми шага польки используем ритмизированный стих (Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать, скок-пробежка, скок-пробежка, будем польку танцевать), который в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию танцевального материала.
(Приложение 2)
Для развития сенсорной основы музыки активно применяю музыкально-дидактические игры, которые являются обучающим воздействием на ребенка. В доступной игровой наглядной форме дети лучше осваивают соотношение звуков по высоте; понимают тембровую окраску звука, динамику; развивают чувства ритма. (Приложение 1)
Чтобы ускорить процесс усвоения ритмической структуры музыки вобразовательную деятельность включаю игры с ритмом (ритмические палочки, ритмические карточки, ритмы в стихах).
Ритмизируя детское стихотворение, дети палочками отстукивают ритм стихотворения, делают несложные фигуры из палочек и передают их по кругу, с последующим ускорением.
Работая с карточками, дети наглядно видят ритмическую основу попевок и из картинок выкладывают ритм на фланелеграфе. Всё это помогает детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов.
Все игры с ритмом теснейшим образом связаны с моторикой и мышечной активностью. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому ребёнок, владеющий чувством ритма, лучше поёт, танцует и играет.
Игровые упражнения применяю во всех видах музыкальной деятельности: слушая музыкальные произведения, использую метод образного игрового восприятия и метод двигательного моделирования, т.е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И.
Чайковского, дети руками по коленкам отстукивают метроритм в 1 и 3 части, а во 2 части сгибая руки маршируют, как солдатики; в произведении Р.
Шумана «Смелый наездник» дети изображают пульсацию скачущей лошади); в пении для активизации детей, использую пластическое игровоеинтонирование – это исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма.
Широко использую образные танцевально-двигательные движения: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности.
Музыкальных игр много, одни используются мной больше, другие меньше.
Подбирая их, я учитываю возрастные особенности детей, как можно усложнить содержание игровой деятельности, какое развитие игры оказывают на детей.
И если детиот музыкально-двигательных игр, упражнений получают удовольствие и радость, есть результаты- то цель формирования чувства ритма, музыкальных способностей успешно решена.
В результате применения музыкальных игр в процессе наблюдения было выявлено, что у детей слуховое внимание стало более организованнее; появилась быстрая и четкая реакция; ритм, передаваемый детьми стал более точным (хлопки, звучащие жесты, игра на инструментах, ритмические палочки, установилась связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями; в доступной игровой форме дети легче стали воспринимать соотношение звуков по высоте, динамике, ритму.
Информационно-коммуникационные технологии помогают решить задачи по развитию музыкальных способностей детей:
- Во-первых, это дополнительная информация.
- Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, при подборе наглядных пособий.
- В-третьих, это способ распространения новых методических идей (мультимедийные игры)
- Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательную деятельность для дошкольников зрелищной и комфортной.
Основные виды мультимедиа-ресурсов, которые использую в педагогической работе:
Мультимедийная презентация, слайд-шоу, мультимедиа-фотоальбом.
Это наглядность, дающая возможность выстроить объяснение логично с использованием видеофрагментов. Презентация даёт возможность рассмотреть материал поэтапно. Задача слайд-шоу – показать те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения, помогает в театральной деятельности компенсировать декорации и фон.
Перелистывание различных фотографий с музыкальным сопровождением или без него на определённую тематику –активизирует познавательную активность детей.
Достижению цели по созданию условий для развития музыкальных способностей детей способствует реализация музыкально-коррекционной работы в совместной образовательной деятельности с детьми.
В музыкально-коррекционной работес детьми требуется разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, танцы, сюжетные пляски. Среди всего этого материала коммуникативные танцы-игры, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения и логоритмика в моей работе с детьми занимают особое место.
В коммуникативных танцах–играх помимо музыкальности (чувства ритма, слухового внимания, крупной моторики) помогаю детям развить позитивное самоощущение (раскрепощенность, уверенность в себе, эмоциональное благополучие), выразительность невербальных средств общения, инициативность, готовность к общению.
В моей педагогической практике встречались дети излишне расторможенные, зажатые, с неадекватной самооценкой, с проблемами в общении. В несложных коммуникативных играх-танцах такие дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них получается, от возможности себя выразить.
Все это дает прекрасный эффект в коррекционной работе над личностными качествами ребенка.
Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.
Артикуляционная гимнастикавключает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др.
, ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением.При отборе упражнений следую рекомендациям учителя-логопеда.
В результате этой совместной работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Источник: http://journal.preemstvennost.ru/09-05-2015/1023-muzykalnaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-muzykalnykh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta
Музыкальные дидактические игры в ДОУ: виды и этапы
На занятиях музыкой дошкольники не только осваивают азы музыкальной грамотности, но, главное, учатся быть чуткими и восприимчивыми к прекрасному.
Для развития музыкальности и эстетического чувства детям, конечно, недостаточно двух встреч с музыкальным руководителем в неделю.
Для поддержания результатов работы требуется хотя бы периодически вовлекать детей в контакт с ритмом, песней и звуками. Для этого в детском саду используются музыкальные дидактические игры для дошкольников.
Зачем использовать музыкальные дидактические игры в ДОУ
Цель музыкального воспитания — научить ребёнка различать качества и свойства чувственно воспринимаемой информации. На это же нацелены музыкальные игры, которые:
- учат детей умению различать звуки по высоте, громкости и длительности;
- побуждают в дошкольниках желание петь, танцевать, осваивать музыкальные инструменты;
- через игру — облегчают восприятие теоретической информации.
Таким образом, применение музыкальных дидактических игр в ДОУ одновременно охватывает развитие сенсорных, творческих и интеллектуальных способностей дошкольников. Благодаря такому виду игр воспитатели могут решить широкий спектр задач, которые направлены на коррекцию, образование, развитие и воспитание детей.
Задачи коррекции:
- развить тембр, высоту и силу голоса;
- выявить музыкальный слух;
- привить выразительность в речи, жестах и мимике;
- научить правильно использовать дыхание во время пения;
Задачи физического развития и оздоровления при использовании музыкально-дидактических игр:
- научить скоординированно двигаться в соответствии с рисунком музыки.
- развить артикуляционную моторику дошкольника;
- отработать скорость реакции.
Задачи образования:
- научить петь;
- раскрыть в ребёнке творческие способности;
- дать основы музыкальной грамотности.
Задачи воспитания:
- научить внимательному слушанию;
- привить культуру речи.
Какие бывают музыкальные дидактические игры для дошкольников
Каждая детская игра строится по своим правилам, заключает в себе некое действие и, если игра обучающая, то преследует чёткую цель. Музыкальные обучающие игры построены на сенсорных заданиях, связанных со звучанием.
Но, кроме музыкальных записей и инструментов, в таких дидактических играх для дошкольников часто используются карточки с картинками, игрушки и фотографии.
Дополнительные предметы помогают детям создать видимый образ неосязаемой звуковой информации, а воспитателю и музыкальному руководителю — проверить степень усвоения материала.
Виды музыкально-дидактических игр
Можно выделить три вида музыкально-дидактических игр для дошкольников:
- Игры с песнями
- Сюжетно-ролевые
- Хороводные игры
Игры, в которых детям надо петь, развивают не только слух и голос, но также учат дошкольников использовать ассоциативное мышление. Дети подстраивают характер исполнения под содержание лирики. Так, можно предложить ребятам на занятиях музыкой голосом и различной манерой исполнения изобразить отличия животных, стихий, материалов.
Хороводные игры — отличный инструмент для развития координации, ориентации в пространстве, ловкости. Кроме того, работа в хороводе учит детей быть внимательными к окружающим, быть в команде. Хоровод подразумевает точные задания и их исполнение.
Сюжетно-ролевые дидактические игры для дошкольников
Сюжетно-ролевые игры сочетают в себе разные виды деятельности: танец, пение, игру на инструментах. Этот вид игр наименее остальных регулируется правилами и воспитателем, а в большей степени зависит от воображения и импровизации самих участников.
Развитие игрового сюжета во многом зависит от музыкальных навыков детей. Музыкальный руководитель, в свою очередь, может корректировать характер взаимодействия дошкольников, выбирая методику проведения игры.
Музыкальные дидактические игры для детей дошкольного возраста могут проводиться в спокойном ритме (например, пение) или с высокой степенью активности (танцы, хороводы, подвижные игры). В ходе сюжетно-ролевых обучающих игр темп и характер взаимодействия часто меняется.
В спокойных играх дети статичны, поэтому скоро теряют концентрацию и интерес. Стоит дополнительно стимулировать их, например, соревновательностью. Для этого музыкальный руководитель разбивает детей на небольшие подгруппы, задаёт правила и оценивает исполнение. Например, кто быстрее назовёт прозвучавшую мелодию или определит темп музыки.
В спокойных музыкальных дидактических играх эффективно использовать настольные пособия с картинками. Например, изображения музыкальных инструментов, которые дети выбирают и поднимают, когда слышат знакомое звучание. Или картинки с разными действиями — сон, игра, веселье, грусть, слёзы, радость и т.п. — которые надо соотнести с настроением песни или мелодии.
Активные игры привлекают детей уже самой своей подвижностью, сменой ритма и движений. Можно ставить задачу перед целой группой, когда все дети реагируют на музыку определёнными движениями. А можно разбить их на мини-команды для того, чтобы дети не переутомлялись.
Пока одна подгруппа исполняет задание, вторая отдыхает, наблюдает и/или думает над следующим этапом игры. Например, одна команда совершает движения только под тихую музыку, вторая — под громкую. Одна — под быструю, другая — под медленную, под высокие звуки или под низкие и т.д.
Как проводить музыкальные дидактические игры в детсаду
Основное отличие музыкальных дидактических игр в детском саду от других — отсутствие необходимости выработать навык. Более того, если дети в процессе игры начнут автоматически выполнять задания, цель музыкального воспитания — быть восприимчивым и чутким к звуковым и ритмическим изменениям — не будет достигнута.
Организационная часть музыкальных дидактических игр в детском саду проходит в три этапа: подготовка, реализация, анализ. Неплохо помогает привлечь внимание дошкольников и наладить внимание “перевоплощение” педагога в сказочного персонажа. В этом случае даже простое изложение теоретических основ музыки превратится для малышей в игру.
Подготовительный этап музыкальной дидактической игры предполагает:
- выбор цели обучения:
- развитие динамического или звуковысотного слуха;
- работа над тембром;
- отработка чувства ритма;
- выбор самой музыкально-дидактической игры;
- подготовка настольных материалов с картинками и дополнительного оборудования;
- обеспечение места для игры, подготовка игрового пространства;
- планирование и встраивание игры в режим дня малышей в детском саду.
Основной этап реализации игры подразумевает:
- знакомство дошкольников с игрой:
- демонстрация карточек с картинками, игрушек, оборудования, которое будет использовано в игре;
- краткое повторение известных детям фактов и информации, которые понадобятся в игре;
- озвучивание правил и последовательности действий;
- демонстрация игровых действий музыкальным руководителем или воспитателем;
- разбивка на команды (если необходимо), выбор ролей;
- назначение роли педагогу (наблюдающий, ведущий, судья, участник);
- мотивация дошкольников к игре (выбор приза, соревновательный момент);
- проведение и модерация игры в процессе;
- завершение игровых действий.
Аналитический этап необходимо проводить для корректировки дальнейших музыкально-дидактических игр:
- выявить слабые места в подготовке;
- определить особенности мотивации, поведения и характера отдельных детей в группе;
- запланировать усложнение задач и материалов для игры.
Семь принципов хорошей музыкально-дидактической игры
Главное правило, которое должен соблюдать предусмотрительный педагог, — позволять детям играть самим, а не быть наблюдателями игры взрослого. А для того, чтобы обучающие игры в детском саду были эффективны и достигали своих дидактических целей, музыкальный педагог должен соблюдать семь условий:
- Чётко объяснять участникам правила игры.
- Стимулировать интерес дошкольников к игре, как до её начала, так и в процессе.
- Использовать соревновательность, как основную движущую силу игры.
- Следить, чтобы от игры к игре менялись роли для каждого ребёнка.
- Периодически изменять правила и усложнять задания.
- Использовать такие картинки, чтобы любой дошкольник ясно и однозначно понимал их значение.
- Подстраивать правила музыкально-дидактической игры под индивидуальные возможности отдельных игроков.
Как правильно поставить задачу в музыкальных дидактических играх для дошкольников
В зависимости от своей возрастной группы дошкольники обладают разными игровыми умениями. Хотя проводить музыкально-дидактические задания можно как в младших, так и в старших группах детского сада, подходы к организации игры будут разными.
Условно можно разделить дошкольников на три группы:
- Не умеющие играть.
- Имеющие небольшой игровой опыт.
- Способные к самостоятельной игре.
Первые, как правило, это малыши младших групп. Они ещё не умеют самостоятельно ставить игровые задачи, и им нужна помощь воспитателя. В этом случае педагог будет не только инициатором обучающей игры, но также станет её непосредственным участником и сопроводит малышей на протяжении всего процесса.
Вторая группа детей, обычно 4-5 лет, уже умеют ставить перед собой игровые задачи, но не всегда делают это успешно. В этом случае инициирует игру по-прежнему педагог, но в процессе основная активность переходит в руки ребёнка, а воспитатель остаётся рядом в качестве помощника и сопровождающего.
Третья группа детей, среднего и старшего дошкольного возраста, уже умеют самостоятельно начинать игру и ставить перед собой задачи. В этом случае роль взрослого сводится к модерации процесса, а также педагог может поставить перед ребёнком дидактическую задачу более высокого уровня.
Какими могут быть музыкальные дидактические игры для детей
Быстрее и легче всего дети начинают воспринимать высоту звука. Поэтому первыми музыкально-дидактическими играми для детей младшего дошкольного возраста должны быть задания на звуковысотные отношения. Это игры-сравнения: “Какой поросёнок подал голос”, “Такие разные колокольчики” и т.п. Постепенно вводятся такие понятия, как высота и сила звука, его темп, тембр, ритм.
Дети более старшего возраста уже способны воспринимать и запоминать средства музыкальной выразительности и музыкальные жанры. Для этого хорошо работают дидактические игры с картинками.
Например, педагог показывает детей, идущих маршем, звучит соответствующая мелодия, и детям предлагается назвать жанр музыки и изобразить происходящее на картинке.
То же самое можно повторить для колыбельной, когда на картинке нарисован спящий малыш, и играет убаюкивающая музыка.
Примеры музыкально-дидактических игр
Рассмотрим некоторые примеры музыкально-дидактических игр, которые могут использоваться в детском саду.
«Три медведя»
Игра направлена на обучение детей различать звуки по высоте и предполагает использование картонных изображений медведей большого, среднего и маленького размеров, которые выдаются детям.
Перед игроками ставится задача вовремя «вывести погулять мишку», что предполагает передвижение картинок по столу.
При звуке нижнего регистра «на прогулку» идут большие медведи, среднего регистра – медведи меньшего размера, высокого – медвежата. Побеждает тот, что меньше всего ошибается.
«Определи настроение музыки»
Игра предполагает развитие у детей способности определять настроение, которое возникает у человека при прослушивании определенной мелодии. Для проведения этой музыкальной дидактической игры понадобятся картинки, изображающие лица с разным выражением:
- доброе, ласковое, спокойное;
- жалобное, грустное;
- веселое, задорное, радостное;
- лиричное.
Во время игры воспитатель исполняет музыкальное произведение, а ребенок показывает картинку, которая, по его мнению, передает настроение этой мелодии. Чтобы усложнить игру, можно ввести необходимость угадать произведение и его автора.
«Какой инструмент лишний?»
Игра разработана для подготовительной группы. Перед ее проведением необходимо провести предварительную работу, в ходе которой дети ознакомятся с музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, а также принадлежностью к тому или иному виду оркестров: детскому, духовому, эстрадному.
В качестве игрового материала используются карточки, на которых изображаются различные музыкальные инструменты.
В ходе игры перед игроком раскладываются несколько карточек (от четырех до пяти), при этом один из изображенных инструментов должен быть «лишним». К примеру, педагог выбирает четыре карточки с картинками народных инструментов, и одну – с инструментом из симфонического оркестра. Ребенок должен определить, какая картинка «лишняя» и аргументировать свой выбор.
Музыкальные дидактические игры для детей направлены на всестороннее развитие дошкольников, формирование музыкального слуха, памяти, знакомство с базовыми понятиями в музыке. Благодаря игровой форме достижение педагогических целей происходит легко, а результат закрепляется надолго, ведь дети принимают активное участие и проявляют высокую заинтересованность в занятиях.
Источник: https://www.resobr.ru/article/63261-qqq-18-m02-myzikalnie-didakticheskie-igri
Музыкальная игра – ведущий вид деятельности дошкольника — Методическая страница — АсСоль
Музыкальная игра – одна из ведущих видов творческой деятельности дошкольников
Особой формой общественной жизни дошкольника является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Игра удивительна…Она в разных формах сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Ею пронизан весь быт человека. Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Она развивала способности человека, сообразительность, наблюдательность, ловкость, все это требовалось ему в быту. По определению психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. Ему легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции. Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых. Издавна игры сопровождали жизнь человека. Ритуально – игровые элементы мы можем встретить и в календарных обрядах и игрищах / Святки, Масленица, Троица и т.д./ Народная детская игра – частичка национальной культуры. В этих играх много юмора, шуток, соревновательного задора, часто они сопровождаются считалками, очень любимыми детьми. Как правило, народные игры лаконичны, выразительны Очень ценны музыкальные игры, так как музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Педагогу необходимо создать условия для естественного проявления моторных реакций в движениях всего тела ребенка. Это способствует развитию у детей творческой активности, воображения, умения слушать, воспринимать, оценивать свои движения и соотносить их со звучащей музыкой. Каждая музыкальная игра имеет четкую педагогическую направленность и является средством, при помощи которого педагог учит ребенка воспринимать музыку, передавая в движениях ее содержание и особенности, что является основной целью в работе над музыкальными играми. Выразительность и музыкальность движений опирается на общее и физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость и координированность движений. Что способствует совершенствованию у детей навыков, приобретенных на занятиях /хорошая осанка, пластичный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве/.К числу конкретных задач в работе над музыкально-ритмическими играми относятся:
- Развитие чувства ритма;
- Освоение посредством движений контрастной динамики и темпового разнообразия;
- Формирование точных двигательных реакций на смену характера музыки и разнообразие музыкальных жанров;
- Развитие музыкально-двигательной памяти.
Основные виды движений, используемых в музыкально-ритмической деятельности, можно условно разделить на три группы: 1. Движения, связанные с общим физическим развитием детей и навыками, приобретенными на занятиях. 2. Танцевальные движения /шаг польки, галоп, переменный шаг, поскоки и т. д./ 3.Имитационно-подражательные и импровизационные движения /щенок, веснушки, бабочки и т.д./
Эти группы движений объединяются в соответствующие виды музыкально-ритмические игры:
- Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности посредством культуры движения;
- Игры, формирующие у детей представление о музыкальных жанрах в танцевальной музыке;
- Игры, формирующие творческие способности детей.
- Игры – хороводы.
Хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Любое движение в них требует от детей выражение различных образов, чувств, поэтому в каждом случае дети должны уметь привнести в движение характерность, присущую данной песне.
Игры, обучающие детей музыкальной выразительности посредством культуры движений.
«Передай мяч».Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.Музыкальный материал: « Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.Методика организации игры
- Дети стоят, образуя круг.
- Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое — влево.
- Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания:1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.2 . В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.3. музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.
Игра «Воротики».
Цель игры: Обучить детей восприятию ритмического разнообразия/ долгие, короткие звуки/ посредством движений под музыку.Музыкальный материал: «Марш» И. Дунаевского, «Полька» С.Рахманинова.Движения, используемые в игре: Энергичный шаг на полной стопе. Легкий бег на носочках.
Методика проведения игры:
- Дети делятся на первые и вторые номера.
- Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
- Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом на полной стопе, высоко поднимая колени, свободно и энергично взмахивая руками.
- С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/ педагог дает команду, например: «Первые номера!» — и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».
- Под звучание польки не названные номера легким бегом пробегают в «воротики», образованные названными номерами.
- Далее игра поводится сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз подряд.
Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке. Игра «Забавная игра».Цель: расширение знаний детей о народных танцах с помощью новых элементов.Музыкальный материал: 1. «Во саду ли, в огороде» р.н.п. 2. «Ах. Вы сени» р.н.п.Движения, используемые в игре: 1.
«Ковырялочка» с притопом. 2. Полуприседание с выбросом ног. 3. Переменный шаг.Методика организации игры
- Все дети стоят в кругу со сцепленными руками, образуя «воротики».
- Заранее назначенные солисты под музыку пробегают в воротики
- С окончанием музыки «воротики» опускаются, а оставшиеся в кругу дети пляшут под музыку «Ах, вы сени», импровизируя знакомые движения русского танца. Остальные хлопают в ладоши.
- Игра повторяется несколько раз.
Примечания: 1. Назначать солистов можно считалкой, или по желанию. 2.Пробегая в воротики, дети не должны суетиться, или толкаться 3. Солисты – нарушители ставятся в общий круг. 4.Если дети используют в танце собственные движения, не оговоренные игрой, останавливать их не нужно, а наоборот, нужно подбодрить доброжелательной оценкой.
Игра « Музыкальные загадки».
Цель игры: закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов движений.Музыкальный материал: 1. «Вальс» П.И.Чайковский 2. «Полька» С. Рахманинова» 3. «Краковяк» М.Глинки. 4. «Менуэт» И.С.Баха.
5. «Из – под дуба» р.н.п.Движения, используемые в игре: 1. Шаг вальса. 2. Шаг галопа. 3. Шаг польки. 4. Шаг менуэта. 5. Переменный шаг.Атрибуты: Картонные нотки.
Методика организации игры
- Воспитатель делит детей на несколько групп.
- Дети строятся в параллельные колонки, педагог становится в противоположном конце зала.
- Под звучание музыкального отрывка первые дети двигаются к педагогу соответствующим шагом.
- Если ребенок услышал и правильно исполнил движение – получает ноту
- Далее игра проходит под звучание другой музыки.
- Побеждает команда, набравшая наибольшее количество ноток.
Примечания 1. Мелодии можно исполнять в разной последовательности. Звучать не более 8-10 сек. 2.
Педагог должен подбодрить проигравших детей. 3. Отметить наиболее красиво исполненное движение.
Игры, развивающие у детей творческие способности.
Игра-импровизация «Карусели».Цель игры: Изображение посредством движений каруселии разнообразной атрибутики. Музыкальный материал: аудиозапись «Карусель»Движения, используемые в игре: 1.Топочущий шаг. 2.Поступательные движения руками, согнутыми в локтях и с зажатыми кулачками. 3.Импровозационные движения детей.Методика организации игры
- Педагог беседует с детьми о видах транспорта во время путешествия, опираясь на жизненный опыт. После чего предлагает детям превратиться в веселый аттракцион «карусель».
- Педагог обсуждает вместе с детьми характерные черты того или иного образа.
- Воспитатель создает мизансцену, определяет месторасположение станций, располагает деревца и кусты.
- На вступление участники занимают свои места.
Подвижные игры
Игра «Пузырь».
Цель игры: Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Музыкальный материал: аудиозапись «Пузырь».Движения, используемые в игре: 1. Движение по кругу шагом. 2.Движение по кругу бегом.Методика организации игрыДети и воспитатель берутся за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу. На слова песенки: надувайся наш, пузырь надувайся, дети расширяют круг, постепенно отступая назад, держась за руки. На слова песни: да не лопни смотри, дети бегут по кругу, взявшись за руки до тех пор, пока не прозвучат слово: «Хлоп!». Дети опускают руки и хлопают в ладоши — пузырь лопнул.
Игра «Зайка беленький сидит»
Цель игры: Научить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, доставить детям радость. Музыкальный материал: аудиозапись игры «Зайка беленький сидит».Движения, используемые в игре: 1. Подпрыгивания, хлопки в ладоши. 2.Покачивание руками над головой.
Методика организации игры
- Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.
- На слова песенки: зайка беленький сидит вот так, вот так и ушами шевелит вот так, вот так /дети шевелят кистями рук, подняв их к голове/.
- На слова песни: зайке холодно сидеть хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть хлоп, хлоп, хлоп, хлоп /со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши/.
- На слова песни: зайке холодно стоять скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать скок-скок, скок-скок /со слов скок-скок и до конца фразы дети скачут на двух ногах/.
Антонова Л. Г., Оренбургская обл.
Источник: http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/muzykalnaja_igra_vedushhij_vid_dejatelnosti_doshkolnika/1-1-0-345
Игра как приём музыкального обучения в детском саду
Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умственное, эмоциональное, нравственное развитие личности ребёнка. Автор статьи приводит в подтверждение этому всевозможные методические приемы, которые использовались им на практике.
Ключевые слова: музыкальная игра, музыкально-ритмические движения, «пение про себя», попевка, слушание, «копилка музыкальных терминов»
Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания. В. Л. Сухомлинский писал о том, что духовная жизнь детей является полноценной, лишь когда «ребёнок живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества».
На занятиях имеет место музыкальная игра, при выполнении условий которой дети изучают, осваивают и закрепляют музыкальные виды деятельности. Игровая форма музыкальных занятий в детском саду создается при помощи особых игровых приемов, которые, как правило, применяются с целью облегчить детям понимание сути музыкального произведения и его художественных особенностей.
Игровые приёмы впроцессе музыкально-ритмических движений.
На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие.
Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания.
Интересные игровые творческие задания можно предложить детям после повторного слушания нового музыкального произведения [1, c. 13]. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки и говорят: «Это музыка-танец, она веселая, и танцевать под неё надо легко и весело».
Можно предложить им показать подходящие для такой музыки движения. Кто-то из детей, возможно, придумает интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже его можно увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включатся в танец. Вся группа будет танцевать.
Для детей старшего возраста можно использовать музыкальный центр, с помощью которого дети с удовольствием слушают детские песни современных композиторов. Использование звукозаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения.
Поэтому для них желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку [2, с 46] Скажем, перед занятием музыкальный руководитель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т. д.
) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям куклы, которые она показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. д. С куклой детям интересней выполнять движения пляски или упражнения.
Игровые приёмы впроцессе пения.
Данные музыкально-игровые приёмы используются в процессе пения и помогают при обучении детей выразительно и непринуждённо петь, учить брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца.
Эффективно действует вокальный приём «пение про себя», когда часть ранее выученного детьми музыкального материала исполняется как обычно, а другая часть — «молча»: её пропевают только внутренним слухом.
Знаком к введению приёма «пение про себя» служит мимика музыкального руководителя — утрированно сомкнутые губы, дающие условный сигнал: «Поём про себя».
На первоначальных стадиях использования этого приёма чередование разных манер удобно проводить построчно [1, c. 56]. Например,
— Андрей-воробей, не гоняй голубей. (Вслух.)
— Гоняй галочек из-под палочек. (Про себя.)
- Такое исполнение попевки является наипростейшим. При обретении дошкольниками певческого опыта можно усложнить задание, «раздробив» строчку следующим образом:
- — Бьют часы (вслух)
- на башне (про себя)
- — Тик-так, тик-так. (вслух)
- — А стенные — (вслух)
- побыстрее (про себя)
- — Тики-таки, тики-таки. (вслух)
- — А карманные — (вслух)
- спешат (про себя)
- — Тики-таки, тики-таки, тики-таки-так! (вслух)
- Окончание попевки поётся вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию и понять, верно ли они сумели вернуться к тонике.
Этот вокальный приём внутренним слухом можно применять при повторении песен. Детям дается задание вроде: «Узнайте знакомую песню по её вступлению и исполните «в уме» одновременно со звучанием мелодии». («Голубой вагон», муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского; «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Игровые приёмы впроцессе слушания музыки.
В процессе слушания дети знакомятся с вокальными, инструментальными произведениями разного характера и переживают определённые чувства и эмоции. В работах педагогов-музыкантов (В. Шацкая, Н.
Гродзенская) обращается внимание на словесное оформление впечатления о музыкальном произведении, так как оно способствует развитию освоения музыки, углубляет осознанность и эмоциональную окраску самого процесса [3].
Существует реальная необходимость развивать у дошкольников умение характеризовать музыку, обогащать их художественно-выразительный лексикон.
При помощи приёма слушания «Копилка музыкальных терминов» (по М. Давыдовой) может быть осуществлена специальная работа по обогащению речи детей художественными эпитетами.
Любой музыкальный руководитель сталкивается с бедным словарным запасом воспитанников при определении ими характера музыкального произведения.
Однако лексическая ограниченность, а именно неоднородность употребления различных частей речи — обычное явление, отражающее психическое качество данного возрастного периода детей [2, с 24–25].
Вариант «копилки», построенный на разработанном Ш. Амонашвили приёме, используемом при структурном анализе слове, можно применять на занятиях с воспитанниками старших и подготовительных к школе групп.
Приём можно практиковать после знакомства с музыкальными произведениями. Педагог даёт характеристику музыкального произведения, которую дети должны повторить, но только если определение истинно, а не ложно.
Например, дети прослушивают пьесу П. Чайковского «Новая кукла».
- Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка весёлая.
- Дети («ловят» слово в «чашечки ладоней, повторяют): Веселая.
- Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка задорная.
- Дети: Задорная.
- Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка грустная.
- Дети должны заметить ошибку и «возвратить» «пойманное» слово педагогу.
Далее педагог поочередно предлагает следующие термины: мечтательная, грозная, задушевная, шутливая, мягкая, плавная, страшная, печальная, унылая, радостная, прозрачная. Из 12 эпитетов семь соответствуют характеру музыкального сочинения. Остальные пять (печальная, грозная и т. д.) воспитанники должны выделить как неправильные.
Если дети допустили ошибки, то сразу же в ходе работы нужно провести обсуждение термина — верен он или нет. Следует уделять внимание накапливанию эпитетов-синонимов, т. е. слов, схожих по смыслу, но различных по звучанию. Приведем ниже примерные группы синонимов:
- Веселая — жизнерадостная, игривая, радужная, оживленная, оптимистичная, яркая, комичная, смешливая, счастливая, солнечная, озорная, радостная, праздничная.
- Сильная — мощная, властная, насыщенная, резкая, свирепая, богатырская, сердитая, отважная, грозная, смелая, храбрая.
- Нежная — мягкая, ласковая, воздушная, лирическая, лёгкая, теплая, приятная, спокойная, неторопливая, добрая, светлая.
- Приобретаемый детьми уровень владения музыкально-определительным словарным запасом при помощи приема слушания «копилки» можно использовать при знакомстве с новыми произведениями, создавать базу для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.
Подводя итог, следует сказать, что систематическое применение игровых ситуаций вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.
Литература:
- Дзержинская И. Л. Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности/И. Л. Дзержинская. — М.: Просвещение, 1999. — 236 с.
- Кононова, Н. Г. Музыкально — дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя/Н. Г. Кононова. — М.: Просвещение, 1982. — 189 с.
- Русинова А. Игровые технологии на музыкальных занятиях [Электронный ресурс]: www.maam.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух.
Источник: https://moluch.ru/archive/182/46844/