Что дети изучают в музыкальной школе?

ПОДОБРАТЬ КУРС

Родители, готовясь отдать ребенка в музыкальную школу, часто имеют ошибочное представление о том, как проходит учеба в этом заведении.

Или дети, утверждая, что хотят играть на скрипке или фортепиано, совершенно не осознают, что их ждет. Из—за этого может наступить быстрое разочарование и желание забросить уроки.

Чтобы этого не случилось нужно понимать, что представляет обучение в музыкальной школе.

Как выбрать школу

Как и в случае с обычными общеобразовательными, музыкальные школы бывают более и менее престижными. Это зависит от уровня квалификации преподавателей, их умения находить подход к ученикам. Также влияют успехи воспитанников на различных конкурсах.

Но за право учиться в такой школе придется побороться: конкурс на место в учреждениях куда выше, чем в обычных. Если для вас это важно — дерзайте.

Что дети изучают в музыкальной школе?

Но большую роль играет именно мастерство конкретного преподавателя, найти своего можно и в ближайшей к дому ДМШ.

Кому пригодится музыкальная школа

Стоит расценивать музыкальную школу не как творческую студию или кружок, а как серьезное образовательное учреждение. Поэтому обучение в ДМШ необходимо тем, кто хочет и в дальнейшем заниматься музыкой, например, планирует после получения диплома поступать в консерваторию.

Очень малый процент из окончивших музыкальную школу становятся музыкантами: многие играют на инструменте просто для удовольствия. Но если ваш предполагаемый репертуар состоит не из классических произведений, стоит задуматься об индивидуальных или групповых занятиях в студии или с репетитором.

Популярные курсы Bubolab

Курс «Диджеинга базовый»

23 750 руб.

На страницу курса

Вокальный видео курс «С НУЛЯ»

11 400 руб.

На страницу курса

Курс «Диджеинга эксперт»

23 750 руб.

На страницу курса

Музыкальная школа специализируется именно на обучении классической музыке. Цель этого учреждения — подготовка профессионалов. Поэтому тратить 5 или 7 лет напряженной учебы на то, чтобы потом играть несколько простых песенок, которым можно было обучиться за полгода, не самый целесообразный вариант.

Что изучают в музыкальной школе

Учащиеся в музыкальной школе обязаны изучать следующие предметы:

  1. Индивидуальные уроки игры на определенном инструменте 2-3 раза в неделю.
  2. Сольфеджио.
  3. Музыкальная литература.
  4. Хор.
  5. Игра в ансамбле.

Что дети изучают в музыкальной школе?

На уроках изучаются не только техника и приемы игры, но и правильная запись музыки нотами, жизнь и творчество великих классиков. Воспитанники научатся слушать и чувствовать музыку, понимать классические произведения, разовьют свое творческое мышление и чувство ритма.

Где и как можно применить полученные знания

У юных музыкантов есть возможность проявить себя на конкурсах для детей. Также ребенок может принимать участие в концертах или конкурсах талантов, которые проходят в школе.

Музыка влияет почти на все сферы нашей жизни. Она не только становится отличным хобби, но и прививает ребенку дисциплинированность, трудолюбие. Регулярные занятия творчеством способствуют развитию воображения.

Ежегодные экзамены включают в себя выступления на сцене, концерты для родителей, а это помогает бороться со страхом публичных выступлений. Ребенок становится более открытым и артистичным.

Отзывы тех, кто учился в музыкальной школе

Максим, 16. В этом году закончил школу по классу фортепиано. Сказать, что было сложно, не сказать ничего. Но я не жалею, что отучился, хотя поступать буду в медицинский, а не в консерваторию.

Наконец-то могу поиграть, что нравится, а не что требует учебный план, это самое приятное. Буду скучать по нашему учителю сольфеджио, уроки с ним нравились всегда, даже когда мозги кипели от количества информации.

Все-таки от учителя многое зависит.

Что дети изучают в музыкальной школе?

Светлана, 42. Я попала в музыкальную школу как-то случайно: родители очень хотели, чтобы я была скрипачкой, отвели меня в музыкальную школу, не спросив моего желания. Как же я ненавидела дни, когда приходилось идти на занятия! Но я все-таки закончила, неидеально, но все равно.

Сейчас понимаю, что на самом деле музыкальная школа меня многому научила, речь не только об игре на инструменте. Я стала более организованной, мне было легче выполнять обязанности и домашние задания в школе.

Если мой ребенок захочет учиться в музыкальной школе, я не буду его отговаривать, а просто объясню, сколько сил, терпения и труда ему потребуется.

Анна, 36. В ДШИ училась 4 года, потом ушла. Но музыка так и осталась моим хобби, играю на гитаре и пою. Может быть, запишусь на занятия и дойду в этот раз до конца.

Поступление в музыкальную школу

Прием заявлений открывается в середине апреля.

Чтобы учиться в ДМШ, нужно успешно пройти вступительное тестирование. Оно обычно состоит из 3 заданий:

  1. Музыкальный слух. Экзаменуемого просят исполнить любимую песню. Тех, кто умеет слушать музыку, замечают сразу. Самостоятельно научиться этому можно, но придется приложить немало усилий.
  2. Чувство ритма. Преподаватель настукивает по столу или нахлопывает несложную мелодию, ребенок должен повторить. Этот критерий является более важным, чем предыдущий, поскольку музыкальный слух развить проще, чем чувство ритма.
  3. Проверка памяти. Ученику предлагается повторить за педагогом короткую мелодию.

Учтите, что каждая школа организует свои испытания для отбора более способных учеников.

Что дети изучают в музыкальной школе?

Если вы прошли вступительные испытания, нужно предоставить в школу определенный комплект документов. В него обычно входят копия свидетельства о рождении (или паспорта), несколько фотографий, заявление на имя директора учреждения. В некоторых школах могут потребовать медицинскую справку о состоянии здоровья.

Вопрос возраста

В музыкальной школе нет возрастных ограничений, уроки посещают даже взрослые. Однако бесплатно могут обучаться только дети младшего школьного возраста, то есть от 7 до 9-12 лет. Все поступающие вне этого диапазона могут рассчитывать только на платное отделение.

Сколько стоит учиться в музыкальной школе

В государственных (бюджетных) учреждениях дети проходят обучение бесплатно либо стоимость не превышает 1000 руб. в месяц. Для детей младше 7 или старше 12 лет обучение будет стоить от 8000 руб. Многие музыкальные школы предоставляют дополнительные платные услуги, цена на них стартует от 10 000 — 12 000 руб. в год.

В частных музыкальных школах бесплатных уроков нет, но в них могут поступить все желающие. Цена зависит от возраста ученика и длительности курса. Самым дорогим инструментом является фортепиано (от 12 000), более бюджетными вариантами будут баян, гитара, арфа или балалайка (от 10 000).

Что такое сольфеджио

Сольфеджио — это учебная дисциплина, направленная на освоение музыкальной грамоты, развитие музыкального слуха.

Практически первое, с чем познакомятся юные музыканты, — минорный и мажорный лады, гаммы. Также в основе музыкальной грамоты лежит изучение интервалов, аккордов, септаккордов. Эти занятия направлены на умение слушать музыку.

Отдельным блоком выступают занятия по развитию чувства ритма, изучению размеров и интервалов между звуками. Это теоретический блок сольфеджио.

Что дети изучают в музыкальной школе?

После этого ученикам нужно применить полученные знания на практике:

  • уметь узнавать все перечисленные элементы в звучащем произведении;
  • воспроизводить их (как инструментально, так и голосом);
  • записывать музыку нотами.

Для тренировки последнего навыка в старших классах проводятся музыкальные диктанты. Учитель медленно играет произведение или мелодию несколько раз, а ученики записывают на музыкальном языке то, что услышали.

Для чего учить музыкальную литературу

На уроках музыкальной литературы в 1-3 классах происходит ознакомление с творчеством великих композиторов, со средствами выразительности. Благодаря этому юный музыкант сможет вкладывать в музыку эмоции, а сыгранные им произведения будут задевать струны души слушателей.

Учащиеся получают навыки анализа произведений, расширяют свой кругозор в области музыкальных стилей, учатся воспринимать музыку на слух. Эти знания пригодятся не только во время игры на инструменте, но и в повседневной жизни.

Как не бросить занятия в музыкальной школе

Вопрос мотивации стоит особенно остро на 3-4 год обучения. В это время первоначальный энтузиазм уже угас, а работать приходится все усерднее.

Есть несколько советов, как вернуть себе желание музицировать.

  1. Разнообразьте свой репертуар. Необходимость подолгу играть одно и то же произведение в процессе заучивания нагоняет апатию и скуку. Попробуйте разучить что-то новое, необязательно из программы, но что вы давно хотели сыграть. Попрактикуйтесь в обязательных произведениях, а после принимайтесь за желанное.
  2. Засекайте время. Если желание играть все-таки есть, но очень быстро одолевает лень, поставьте таймер на 30-40 минут. В течение этого времени занимайтесь, не отвлекаясь, а после разрешите себе закончить, когда захотите. Главное — не ругайте себя за слабость.
  3. Уменьшите нагрузку. Если это возможно, больше гуляйте и отдыхайте. Ложитесь спать раньше.
  4. Подумайте, зачем вы начинали. Еще раз прокрутите в голове свою цель, вспомните, с какой радостью вы посещали первые уроки.
  5. Если совершенно не хочется подходить к инструменту, устройте себе несколько дней отдыха. Вы вернетесь к занятиям с новыми силами и вдохновением.

Кризисы случаются у всех. Важно не дать им полностью уничтожить желание заниматься музыкой.

Обучение в музыкальной школе — это ответственный шаг. Необходимо ежедневно играть на инструменте в течение 5 или 7 лет. Не каждый обладает таким запасом терпения и упорства. Поддержка близких в первые года учебы необходима, особенно ребенку.

Но очень важно, чтобы преподаватель стал для него другом и наставником, взаимопонимание между учеником и учителем — ключ к будущим достижениям. Это отмечал и Юрий Темирканов, известный дирижер: «Я учился на двух факультетах в консерватории, но нигде я не встречал такого талантливого, внимательного и любящего свое дело учителя, как в моей школе».

вокал уроки вокала школа вокала музыка музыкальные инструменты

Источник: https://bubolab.ru/articles/obuchenie-v-muzykalnoj-shkole/

Обучение в музыкальной школе — стоит ли игра свеч

Что дети изучают в музыкальной школе?

Обучение в музыкальной школе

Когда я была маленькой, мои родители взяли меня за ручку, и отвели в музыкальную школу. Надо сказать, что из возраста Моцарта я давно уже выросла – мне было 9 лет. В тот день произошло самое ужасное событие моего детства – у меня обнаружили музыкальный слух! Но на скрипку было идти уже поздно, поэтому меня отдали в класс гитары. Трудно сосчитать сколько раз я пыталась бросить, но каждый раз после душевного разговора с родителями соглашалась остаться хотя бы до следующего отчетного концерта/конца семестра/учебного года и т.д. Трудно передать, как я ненавидела свой инструмент, особенно в начальной школе, когда пальчики маленькие и слабенькие, а мозоли твердые и болезненные, потому что струны острые и жесткие. Но родители были непреклонны в своей настойчивости.

А ближе к окончанию музыкальной школы, родители неожиданно поплатились за свою жестокость. В последнем классе я вдруг стала понимать и любить музыку, кончики пальцев окончательно потеряли чувствительность и перестали болеть, и я пожелала стать профессиональным музыкантом.

О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез. Музыкантом в итоге я так и не стала. Теперь я прекрасно понимаю, что я бы им и не стала.

Читайте также:  Основы игры на контрабасе - советы, урок

В лучшем случае – учила бы детей, страстно меня ненавидящих, игре на гитаре.

Зато я очень хорошо поняла роль музыки, её полезность в личностном развитии и ещё много важных моментов касательно обязательного музыкального образования, о чем сейчас вам и расскажу.

Музыкальная школа – сольфеджио как способ развития мышления

Что дети изучают в музыкальной школе?

Музыкальная школа — сольфеджио

Учеными давно уже доказано, что школа музыки инициирует мышление — ученики таких школ гораздо лучше успевают по общеобразовательным предметам. Более того, их мышление более креативно и нестандартно, они способны генерировать неожиданные идеи.

На собственных ощущениях я могу описать механизм данного явления.

Многие знают, что человеческий мозг состоит из двух полушарий – левого (логика) и правого (интуиция). Чем больше нейронных связей между двумя полушариями, тем более гибким и нестандартным мышлением обладает человек.

Единственная дисциплина во всем белом свете, которая способна развивать одновременно оба эти полушария – это сольфеджио! Потому что для успешного написания музыкального диктанта человек как раз и должен соединить логику (знания по музыкальной грамоте, которые можно сравнить по сложности с математикой) и интуицию (способность слышать полутона между звуками).

Обучение в музыкальной школе должно быть добровольным!

Что дети изучают в музыкальной школе?

Обучение в школе музыки

Среди моих однокурсников большинство детей, так же как и я, ненавидели весь этот процесс, и втайне мечтали «сжечь ненавистную музыкалку». Однако в каждом классе всегда находилось пару сумасшедших учеников, которые просто бредили музыкой.

В связи с этим у меня есть утопическая идея.

Я считаю, что для всех, кто поступил в музыкальную школу в раннем возрасте, к концу первого года обучения надо ввести практику отчисления из школы тех, кто не слышит музыку во сне и не является прямым потомком Вольфганга Амадея.

Всё равно настоящими музыкантами они не станут – так зачем ломать ребенку детство и травмировать психику?

А потом, лет в четырнадцать, ввести повторный набор в школу музыки с сокращенным сроком обучения – для тех, кто с возрастом образумился и решил, что всё-таки стоит изучить музыку глубже для общего развития. Однако такая музыкальная школа должна обеспечивать более творческую и разнообразную деятельность, без всяких там чопорных отчетных концертов и тому подобного.

И главное

В общеобразовательной школе на уроках музыки совершенно необходимо ввести элементы из сольфеджио, а именно – музыкальные диктанты. Конечно, не стоит их оценивать слишком строго, чтоб не портить детям аттестат, но подобная практика должна улучшить общую успеваемость по школе.

Источник: http://klementeena.ru/?p=1919

Что такое музыкальная школа?

Что дети изучают в музыкальной школе?

Музыкальное образование можно получать самостоятельно начиная с обучения игры на каком-либо инструменте, либо поступить в музыкальную школу, где ребенка обучат основам музыкального образования. Данный путь наиболее правильный, т.к. дает возможность всесторонне познакомиться с музыкой и оценить свои возможности и предпочтения в этом направлении. Специализированные учебные учреждения, предназначенные для детей и изучающие музыкальную грамотность, и игру на основных музыкальных инструментах — называются Детские Музыкальные Школы (ДМШ)

— учебное заведение, в котором дети, учащиеся в обычных общеобразовательных школах, дополнительно получают музыкальные знания и навыки. Учащиеся ДМШ обучаются игре на музыкальном инструменте, а также пению, основным музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и элементарной теории музыки), изучают историю музыки.

ДМШ являются первой ступенью музыкального образования и воспитывают культурных музыкантов-любителей, а профессионально одарённых учеников готовят для поступления в музыкальные училища.

Предметы, изучаемые в музыкальных школах

  • Специальность — 2 часа (по 40 минут)
  • Сольфеджио — 1,5 часа (60 минут) 1-5 классы, 2 часа (80 минут) — 6-7(8) классы
  • Музыкальная литература (обычно по расписанию после сольфеджио)- 1 час (40 минут) 4-5 классы, 1,5 часа (60 минут) — 6-7(8) классы
  • Хор (для струнно-смычкового отделения как факультатив) — 1 час (40 минут)
  • Оркестр — максимум 4,5 часа (60 минут и 2 часа)
  • Ансамбль (в основном струнно-смычковые) — максимум 3,5 часа (60 и 80 минут)
  • Общее фортепиано — 0,5 часа (20 минут) со 2 или 3 класса, по разному.
  • Композиция (факультатив) — около 1,5 часа (60 минут)

Данный набор предметов дает возможность всесторонне подойти к изучению музыки и получить наиболее цельные представления о музыкальном образовании и возможности его продолжения.

Если родители не сомневаются в предпочтениях своего ребенка в плане получения музыкального образования, то есть возможность поступления сразу в специализированную музыкальную школу, где наряду с музыкальным оразованием дети изучают все необходимые предметы средней школы.

Такие ДМШ — одинадцатилетки, существующие, как правило, при консерваториях, объединяют в своих учебных планах и общеобразовательные и музыкальные предметы, и готовят своих учеников для дальнейшего поступления в консерваторию (например, Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. И. Чайковского).

В России насчитывается около трёх тысяч детских музыкальных школ.

Источник: https://obrmos.ru/do/do_muz/art/do_muz_art_muz_sh.html

10 причин отдать ребенка в музыкальную школу

Что дети изучают в музыкальной школе?

А что дает музыкальная школа ребенку? Помимо вышеперечисленного, музыкальная школа дисциплинирует ребенка, учит его
правильно распоряжаться своим временем. Ведь у детей, одновременно учащихся в двух школах времени на отдых почти не
остается.

Если у ребенка возникают трудности на музыкальных занятиях, то поневоле встает вопрос – а нужна ли ребенку
музыкальная школа вообще? Хочется забрать его оттуда, чтобы не мучился – такова позиция многих родителей. Важно с
самого начала подумать – стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу?

Воспитание детей в музыкальной школе происходит даже более жестко, чем в обычной, так как исполнительство – тяжкий
труд. И заставлять ли ребенка ходить в музыкальную школу или же нет – решат, конечно, родители. Но все-таки давление
– это не выход. Если отпрыск не тянется к музыке, возможно, стоит его убедить, а не заставлять.

Если вы хотите,
чтобы ваше чадо посещало уроки пения для детей, то стоит сначала самому подобрать
хорошего педагога. Такой преподаватель сможет пробудить интерес к занятиям даже у самого строптивого ученика и
знает, как привлечь детей в музыкальную школу.

На предварительной консультации педагог расскажет, как подготовить
ребенка к музыкальной школе и каким образом записать ребенка в музыкальную школу.

Для яркого восприятия ребенком занятий надо знать, во сколько отдавать ребенка в музыкальную школу и отдавать ли
ребенка в музыкальную школу вообще.

Причины отдать ребенка в музыкальную школу могут быть совершенно различными. Зачастую причиной является и
престижность, и само музыкальное развитие детей в школе.

10 причин отдать ребенка в музыкальную школу:

  • Для начала надо понимать, что музыкой занимались аристократы во все времена. Так что музыка – занятие
    аристократическое;
  • Занятия в музыкалке и дома воспитывают волю, упорство и дисциплину;
  • Музыка – сестра математики. Решая гармонические задачи, ребенок развивает логику.
  • Ребенок, занимающийся музыкой, легче осваивает иностранные языки;
  • Поскольку музыкальные произведения структурны – то есть, крупные формы четко делятся на более мелкие, то музыка
    сродни информатике;
  • Музыка развивает в человеке те качества, которых ему не хватает. Чтобы добиться в музыке успехов, необходимо
    одновременно чувствовать музыку и следовать жесткой дисциплине;
  • Занятия музыкой приучают быть постоянно наготове, в любой момент быть готовым исполнить концертную программу;
  • Музыка воспитывает умение заниматься одновременно сразу несколькими делами;
  • Занятия музыкой развивают навыки коммуникации, взаимодействия с окружающим миром и самим собой;
  • Музыка – наиболее краткий путь к успеху.

Итак, мы привели основные причины отдать ребенка в музыкальную школу. Принять их во внимание или нет – решать вам,
но стоит спросить и самого ребенка.

Итак, подходящая студия вокала в Москве найдена, осталось определиться с
документами и прочими формальностями. На собеседовании вам расскажут, как поступить в музыкальную школу ребенку и
какие метрики понадобятся.

Когда отдавать ребенка в музыкальную школу – определяют родители, но если вы выбрали для
занятий студию вокала, то там возможны занятия и с совсем маленькими детьми. Допускается параллельно с основными
занятиями посещать курс вокала для детей, что только приветствуется.

Тем паче, если
чадо проявляет заинтересованность и обладает незаурядными вокальными данными.

Источник: https://artvocal.ru/prichini-otdat-rebenka-v-music-school.php

Чему не учат в музыкальной школе — ч.I

Валентин СЕРЕДА,
заслуженный работник культуры РФ

Время от времени мы напоминаем сами себе о необыкновенно высоком уровне системы отечественного музыкального образования и даже ее превосходстве над любой зарубежной. И обычно это подтверждается вполне реальными фактами. Однако эти факты скорее горестные, чем радостные.

Действительно, множество солистов, ансамблистов, оркестрантов, работающих в разных странах, – выпускники наших учебных заведений.

Я знаю это и по своему опыту и с горечью вспоминаю, сколько за много лет через мои руки прошло замечательных, одаренных, высокопрофессиональных музыкантов и сколько из них так и не   сумели найти себе место на Родине.

К сожалению, факт «утечки мозгов» из страны служит лишь косвенным свидетельством высокого профессионального уровня наших музыкантов – скорее, его следует расценивать как признак неблагополучного экономического положения в сфере культуры.

Эти гордые суждения о том, что «мы – лучшие!» на самом деле касаются лишь нескольких учебных заведений страны, пока еще способных поставлять на музыкальный рынок продукцию, отвечающую требованиям культурной публики, жаждущей слышать популярный классический репертуар в технически совершенном исполнении. Однако и в сфере исполнительства наблюдаются явные признаки застоя. Безусловно, техническое мастерство наших артистов и их педагогов стремительно растет – то, что было раньше доступно лишь мастерам, теперь играют 13-летние школьники, и их исполнение привлекает юной искренностью, чувством гордости за преодоленные трудности и достигнутый уровень мастерства. Другое дело, что и большие мастера, как и их юные наследники, часто удовлетворяются лишь виртуозным исполнением популярной классики, не стараясь открыть публике ценности новой музыки, и в том числе музыки отечественной.

Отечественная музыкальная культура, наряду с родным языком, литературой – одно  из средств, объединяющих народ. Такое положение имеет место в большинстве стран – но  не в нашей! Современная музыкальная классика, включая русскую и советскую, остается практически не востребованной со стороны широкой публики (легко убедиться в этом, зайдя в любой магазин, торгующий компакт-дисками).

Композитор Бела Барток в свое время сумел сделать, казалось бы, непосильное отдельному человеку: он собрал в странах балканского и смежных с ним регионов более десяти тысяч народных мелодий, систематизировал, обработал и создал на этой основе замечательный детский педагогический репертуар, вводящий ребенка и в мир народной песенности, и в логику современного музыкального языка. Это, безусловно, был подвиг, результат которого заметно обогатил музыкальную педагогику, качественно улучшив ее содержание. Чрезвычайно интересна и поучительна, хотя почти неизвестна нашим читателям и научно-публицистическая деятельность Бартока по пропаганде своих музыкальных и педагогических идей и открытий.

Огромную благодарность вызывают результаты творческой деятельности Г. Свиридова, Б. Чайковского, В. Гаврилина, Т. Корганова, Н. Сидельникова, А. Эшпая, Ю. Буцко, В. Довганя, В.

Кикты и других наших славных музыкантов, которые, развивая принципы национального музыкального искусства, создавали и создают замечательные образцы педагогического репертуара. Но их непросто найти в программах ДМШ по специальности, а еще труднее – в  индивидуальных программах учеников.

Читайте также:  Ты чья? страшилка про музыкальную школу! творчество наших читателей.

К сожалению, среди педагогов-пианистов немало таких, кто «воротит нос» от такой литературы, предпочитая ей проверенных Майкапара, Шитте, Лешгорна, Клементи и т.д.

Воспитанные в рамках традиционной школы исключительно на упрощенных представлениях о нормах классической музыки, многие из них боятся брать в работу с учениками пьесы, исполнительские традиции которых не сложились, а язык не вполне понятен.

Интерес к серьезной музыке, в том числе и современной, и отечественной, не может существовать в вакууме, в отрыве от живой, устойчивой певческой традиции, существующей в народе. Объединяющую силу музыкального фольклора мог легко почувствовать тот, кто бывал на певческих праздниках в Прибалтике.

К сожалению, у нас этой традиции нет (или почти нет), и ей по существу негде родиться. Ее родником могла бы стать школа, но что же произошло с пением в школе? В свое время здесь директивным порядком была введена «система Д.

Кабалевского», заменившая уроки пения уроками музыки, в соответствии с программными установками которой вместо практического знакомства с основами живой музыки через пение, прежде всего хоровое, с упором на музыкальный материал, включающий их в в основы национальной музыкальной культуры,   дети получают информацию о пресловутых «трех китах», слушают рассказы о нелегкой судьбе великих немецких композиторов, прослушивают отдельные фрагменты их сочинений. При этом школьники не осваивают основ музыкального языка, не получают даже простейших навыков пения в унисон, не помнят элементарного минимума мелодий – от  них требуются лишь «теоретические» знания.

Представьте себе, что было бы, если по такому же принципу были построены занятия физкультурой: в спортзале развешены портреты знаменитых спортсменов, их биографии, таблицы рекордов.

  При этом ученики не бегают, не плавают, не играют в спортивные игры, а обязаны  знать «теоретический материал», например – какой  вес поднял штангист Юрий Власов на Олимпиаде в Токио, на какой минуте Валерий Харламов поразил  ворота канадской сборной, за сколько секунд пробежал стометровку тот или иной чемпион. Кому нужны такие «теоретические знания»?

Все эти проблемы еще острее стоят для музыкальной школы. В силу моей профессии музыковеда-теоретика меня волнуют не столько технические навыки, которыми владеют юные музыканты, сколько наличие у них творческого мышления. Почти полвека я имею дело с детьми, поступившими в училище после ДМШ, и отсутствие творческого начала в подготовке большинства из них проявляется для меня все яснее.

Во многом это результат системы обучения, построенного на насильственном внедрении в сознание учеников знаний, «положенных по программе».

Действующие программы курса сольфеджио не рассчитаны на формирование музыкального сознания ученика и изучение музыкального языка – тем  более не идет речь и об освоении его национальной специфики.

Практически изучается не музыкальный язык в его главных элементах, мелодике, метроритме, гармонии, фактуре, ладообразовании, а его «мертвая часть» – ограниченный круг гамм, интервалов, аккордов и ритмических фигур, излагающихся в программе ДМШ.

Ученики зазубривают при этом странные правила, в большинстве своем не пригодные для практического применения в музыке. Главная цель для них – усвоить тот минимум, который спрашивают на экзаменах: количество ключевых знаков тональностей, простые ритмические фигуры, знание элементарного набора интервалов и аккордов, взятых вне живого контекста, в котором только и могут они приобрести музыкальный смысл.

Ученики практически не получают в классе сольфеджио творческих и аналитических заданий, позволяющих им понять, каким волшебством из этих мертвых элементов – ступеней, интервалов, аккордов – может возникать музыка, что же способно одухотворить, казалось бы, странный набор звуков и созвучий и превратить его в выразительную музыкальную мысль. Опираясь на эти «знания», ученики не в состоянии понять содержание сочинений, которые они сами играют в классе специальности, и самостоятельно построить исполнительский план. Поэтому остается запоминать текст только пальцами, стараясь в меру своих способностей выполнить указания педагога.

Одна из основных причин изъянов в музыкально-теоретической подготовке учеников ДМШ коренится в характере музыкального материала, на котором воспитывается слух и вкус юных музыкантов, – в  том  «дистиллированном» музыкальном материале, из которого складывается их представление о художественной норме.

Не имею в виду те добротные пособия по сольфеджио, которые основаны на подлинном и разностороннем музыкальном материале,  например, «Сольфеджио» Островского, Соловьева и Шокина – по  поводу каждого примера из таких учебников можно говорить о жанровой основе, образном строе, строить исполнительский план, определять фразировку, темп, артикуляцию. Но, даже используя на уроках сольфеджио такой материал, иные педагоги умудряются вычленить лишь его мертвую часть, удовлетворяясь лишь более или менее точным воспроизведением звуковысотной стороны мелодий и ритма. По-видимому, многим из педагогов материал настоящей музыкальной классики представляется слишком сложным, чтобы на его основе строить обучение. В результате на свет появляются (и охотно раскупаются) пособия, в которых большинство музыкального материала по своему содержанию соответствует лишь «юридической» норме – той, что отражена в программе по сольфеджио для ДМШ. В большинстве «неладно скроенных и плохо сшитых» мелодий, составляющих такие пособия, отсутствует тот живой контекст, в условиях которого любой элемент только и может приобрести музыкальный смысл. А, как известно, этот живой контекст определяется и структурой родного языка, разной у разных народов, и поэтической символикой, коренящейся в народных преданиях и традициях, и, главное – интонационным строем музыки каждого народа.

С проблемой резкого противоречия традиционных теоретических установок и живой национальной музыки мне пришлось столкнуться, выезжая в командировки по линии Министерства культуры в Туркмению, Казахстан, Киргизию и Таджикистан.

Насколько яркий облик имеет там национальный фольклор в исполнении народных музыкантов, не имеющих (слава богу) традиционного музыкального образования, настолько же беден профессиональный багаж студентов и выпускников тамошних училищ, прошедших упрощенный, схематизированный курс гармонии по нескольким главам из «бригадного» учебника. Сравнивая народную музыку любой страны с якобы универсальными принципами классической гармонии, изложенными в традиционных учебниках и пересказанными местными педагогами, убеждаешься, что они построены на совершенно разных языках. У них не совпадают все основные элементы – мелодика, фактура, гармония, принципы ладообразования, структура формы.

Не находя в изучаемых мелодиях отражения их богатых смысловых прообразов, усвоенных в раннем возрасте в своей песенной культуре, дети не могут понять жизненного смысла и ценности изучаемого материала.

А без этого нелепо говорить о музыкальном содержании на уроке сольфеджио.

В результате дети, даже очень способные, не в состоянии осмысленно и выразительно петь на уроках и экзаменах по сольфеджио – это становятся уже привычной нормой для поступающих в училище на исполнительские отделения.

Интересно, что в последнее время в московских ДМШ начали вводить специальный курс «Музыкальное содержание» – предмет, призванный дать теоретическое представление о музыке вне связи с исполнительской и творческой деятельностью учеников. Будет ли он работать в условиях ставшего (увы!) обычным «бессодержательного» сольфеджио? Не повторится ли история, имеющая место с уроками пения в общеобразовательной школе: вместо живой и плодотворной практики – мертвая теория!

Покидая школу, выпускники ДМШ так и не научаются ни сочинять мало-мальски осмысленные мелодии или пьесы и даже подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним или хотя бы сочинять второй голос, интонационно связанный с данной мелодией.

Для этого в программе сольфеджио нет нужных установок и рекомендаций, а в сопутствующих пособиях – нужных упражнений.

Да и откуда им взяться, если у многих и многих педагогов отсутствует собственный творческий опыт или хотя бы инициатива и желание его приобрести? программ, по которым готовят педагогов сольфеджио, как правило, не предусматривает приобретения студентами личного творческого опыта.

Другой болезненной проблемой является неразвитость звукового воображения учеников, и как результат – неразвитая память.

Сосредоточенность педагогов на небольшом числе произведений, которые нужно довести до экзаменационной кондиции, определяет очень малый запас музыкального материала, которым активно владеют дети.

Весьма показательны ответы ученика на просьбу привести пример из своего репертуара, подтверждающий то или иное теоретическое сведение: в начале года он «еще не выучил», а если просьба касается прошлогоднего репертуара, то  «уже забыл».

Не могу в полной мере касаться тонкой материи отношений ученика и учителя – здесь нужен специалист в области общественных отношений или социальной психологии.

Однако складывается впечатление, что, как часто бывает в нашей жизни, на первом месте здесь «показуха» – способность ученика поддержать имидж, рейтинг, репутацию своей школы и своего учителя. А та любовь, которую ученик испытывает к музыке, радость осознания собственного творческого роста – это его личное дело.

Не случайно так много учеников, даже успешно прошедших школу, бросают музыку и даже перестают посещать концерты: знакомство с классикой не перестроило их сознание, не обогатило духовный мир.

Положение это вряд ли способно удовлетворить родителей, тратящих на музыкальное образование своих детей и свое время, и немалые средства, чтобы в итоге получить такой результат! К сожалению, и родители, и дети здесь не вольны что-либо сделать. Сообщество музыкантов-педагогов аморфно, неорганизованно.

В силу такой аморфности в нем время от времени появляются формальные и неформальные лидеры, навязывающие педагогическому сообществу моду на очередную «новаторскую» методику, якобы обеспечивающую без особых усилий и труда немедленный результат.

Как показала многолетняя практика, идеи таких «новаторов» неизбежно оканчиваются очередным крахом.

Отсутствие открытого обсуждения всех наболевших вопросов настоятельно необходимо. Конечно, есть люди, более меня осведомленные о положении в музыкальных школах.

Они смогут больше рассказать о прекрасных результатах педагогического труда и о детях, счастливых своим общением с музыкой, и об объективных трудностях для всех, кто занят в нашем благородном деле.

Пусть они добавят свои мысли и впечатления, выправят картину, если я ее невольно исказил.

Хотелось бы, чтобы высказанные здесь мысли вызвали реакцию всех заинтересованных сторон – родителей, недавних выпускников ДМШ, педагогов и администраторов ДМШ, методистов, педагогов средних и высших музыкальных учебных заведений, чиновников, ведающих музыкальным образованием.

(газета Культура №32 за 2008г.)

Источник: http://valentin-sereda.ru/chemu-ne-uchat-v-muzykalnoj-shkole/

Музыкальная школа: правильно мотивируем ребенка

Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию, помогают воспитать у ребёнка волю, упорство и трудолюбие.

Расширение кругозора, появление новых друзей, сокращение времени, проведённого чадом за компьютером, — тоже веские аргументы в пользу музыкальных занятий. Музыкальная школа особенно актуальна, если в семье есть музыкальные традиции, кто-то владеет инструментом.

Принимая решение, что ребёнку следует учиться музыке, обязательно учтите особенности его характера: это поможет в дальнейшем преодолевать трудности обучения. И ответьте себе на вопрос: есть ли в вас самих желание учить ребёнка музыке? Ведь учиться придется вместе.

Любите ли вы музыку настолько, что сумеете заразить этой любовью начинающего музыканта? Если ответ положительный, то эта подборка советов от «ЛегкоПолезно» — для вас.

Когда лучше отдавать ребёнка в музыкальную школу

Читайте также:  Если задали на дом кроссворд по музыке

Бывают одарённые дети, которые уже в 3-4 года не мыслят жизни без инструмента. Однако большинство юных музыкантов готовы отправиться в музыкальную школу не раньше, чем они пойдут в обычную. Не ждите, что чадо будет рваться за инструмент уже в дошкольном возрасте. Обычно ребёнок готов обучаться музыке к 8-9 годам. Почему?

Как правило, когда позади первый класс общеобразовательной школы, и малыш уже адаптирован к обучению как к процессу, он готов посещать и музыкальные занятия. У малыша сформируется режим дня. Первый школьный год даст вам много подсказок: насколько охотно ребёнок учится, не ленится ли, насколько он усидчив, внимателен.

Обратите внимание, какие занятия больше привлекают его: самостоятельные и тихие, или подвижные и групповые. Анализ поведения ребёнка поможет в дальнейшем мягко и деликатно повлиять на него, скорректировать поведение, если вдруг маленький музыкант наотрез откажется продолжить путь к совершенству.

Чтобы в будущем занятия музыкой не стали для ребёнка ежедневной каторгой, а вам не пришлось проявлять излишнюю жёсткость, заставляя его заниматься, постарайтесь определить, в каком возрасте начать занятия, и какой инструмент лучше подойдёт ребёнку.

Порой кажется, что у ребенка вовсе нет музыкального слуха, однако окончательное формирование слуха у детей может завершаться только к 7-8 годам. Это ещё одна причина не спешить с поступлением в музыкальное учебное заведение.

Выбираем инструмент

Послушайте с ребёнком музыку, сводите на детские концерты и последите за его реакциями. Постарайтесь выбрать для ребёнка инструмент, максимально подходящий его темпераменту и интересам. Учтите, что в 5-7-летнем возрасте дети часто сами не знают, чего хотят. Попробуйте найти возможность, чтобы ребенок мог попробовать поиграть на инструменте или подержать его в руках.

Сделав выбор, купите, по возможности, новый инструмент и, при необходимости, — специальный стульчик или яркий чехол к нему, красивую папку для нот. Ребёнок будет гордиться, что все эти вещи куплены специально для него.

Это уже послужит хорошей мотивацией к началу занятий. Если дома есть старый инструмент — расскажите малышу его историю, кто на нём играл. Объясните, что это — семейная ценность.

В этом случае ребенок будет горд причастностью к семейным традициям, воспримет предстоящее обучение, как важное дело.

Знакомимся с преподавателем

Познакомьтесь с будущим преподавателем получше. Хорошо посетить его занятия с другими детьми и понять, каков его или её стиль преподавания, подойдёт ли он вашему чаду. До начала занятий обговорите индивидуальные особенности вашего ребёнка. Подскажите педагогу, какой формат общения комфортнее для малыша, чтобы в дальнейшем педагог и ребёнок быстрее нашли общий язык.

Иногда ребёнок не находит общего языка с преподавателем музыки, или ему не подходят используемые методы обучения. В обществе учителя ребёнок проводит немало часов, и это должен быть удачный «дуэт». Если пара учитель-ученик не сложилась, не исключено, что преподавателя стоит поменять.

Что делать, если ребёнку надоело ходить в музыкальную школу

Итак, успешное начало положено: ребенок занимается музыкой с интересом и старательно постигает азы мастерства. И вдруг однажды «музыкальное» чадо заявляет: «Больше не хочу! Бросаю! Надоело!» У этого «надоело» может быть множество причин. Попробуем разобраться, каковы они, и что можно предпринять в каждом конкретном случае.

Ребёнку трудно. Видеть, как играет кто-то, и осваивать музыкальный инструмент самому — разные вещи. Возможно, техника игры дается малышу непросто, или он устал. Посоветуйтесь с преподавателем.

Возможно, ребёнку нужен отдых, или программу обучения стоит несколько изменить.

К тому же, большинство музыкальных школ достаточно строги: для того, чтобы выдержать экзамены, зачётные концерты, нужна крепкая нервная система.

Подумайте о том, что нагрузка может быть действительно велика для ребёнка, и о том, как её скорректировать. Обязательно занимайтесь вместе с малышом, отмечайте его каждый, пусть и небольшой, успех — ваша поддержка придаст ему сил.

«Он тоже бросил!» Возможно, заниматься музыкой бросил кто-то из друзей юного дарования. Приятель мог похвастаться, как хорошо проводить время за компьютером и играми во дворе, вместо того, чтобы «долбить» гаммы.

Объясните ребёнку, что преодоление трудностей, усердие, трудолюбие — это качества взрослых и сильных людей. Малышу наверняка захочется быть таким! В восприятии ребёнка занятия музыкой не должны быть связаны с лишениями и наказаниями — лучше почаще хвалите и поощряйте его за усидчивость и старание.

А поощрениями пусть послужат другие увлекательные занятия — экскурсии, походы в кино, прогулки с активными играми. Найдите слова, чтобы малыш понял: быть «как друг», «как одноклассник» — не самый лучший путь, что занятия музыкой делают его особенным, интересным, необычным.

Малыш обязательно постарается оправдать ожидания. Помогите чаду найти новых друзей, «музыкальный» круг общения, и он начнёт тянуться за ними.

«Не на том играем!» Возможно, юному музыканту просто не подходит музыкальный инструмент. Причины могут быть разными: от физиологии кисти руки до восприятия звука. Иногда, сменив, например, фортепиано на скрипку, вы сразу увидите и успехи, и возросший интерес ребенка к занятиям.

«Ваш выход!» Экзамены и зачёты в музыкальных школах часто проходят в форме концертов. Возможно, ребенок стеснителен, испытывает страх сцены. И здесь поможет не только похвала, но и опыт. Приглашайте гостей и почаще устраивайте концерты дома. Восхищайтесь маленьким музыкантом, аплодируйте ему. Пусть члены семьи, родственники, друзья станут благодарными зрителями, группой поддержки.

Посещайте с ребёнком концерты не только взрослых музыкантов, но и тех, где выступают его сверстники.

Присутствуйте на всех его концертах и постарайтесь превратить их не в испытание, а в ожидаемое яркое событие. Расскажите ребёнку об историях выступлений великих музыкантов — удачных и не очень.

Юный маэстро должен понимать, что неудача — это не провал, и к подобным вещам нужно относиться спокойно.

Поиск альтернативы

Если ребёнок ни в какую не хочет заниматься музыкой — вполне вероятно, что нет смысла мучить его. Во-первых, нет ничего страшного в том, что игра на музыкальном инструменте не увлекла малыша: у каждого свое призвание. Во-вторых, очень часто, спустя время, ребёнок может решить возобновить занятия.

В любом случае, музыкальной школе следует найти замену. Спортивные секции, художественная школа, шахматы, кружки по интересам — всё это организует ребёнка, помогает быть собранным и ответственным, даёт новые знания и впечатления.

Главное — помогите ребенку раскрыть его таланты, какими бы они ни были!

Источник: https://woman.rambler.ru/children/38214557-muzykalnaya-shkola-pravilno-motiviruem-rebenka/

Что такое сольфеджио: самое понятное объяснение для родителей

Преподаватель музыки с 25-летним стажем Анастасия Якушкина коротко и понятно рассказывает о том, что такое музыкальная грамота, как развивать слух и как родителям, не имеющим музыкального образования, разобраться в сольфеджио.

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть — это основы музыкальной грамоты.

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении…

В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение — гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

  • В первую очередь мы активно развиваем слух — учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.
  • Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.
  • Следующий этап — воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык — умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель — научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки — ритм. Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

  1. Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых — одна из основных задач уроков сольфеджио.
  2. Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.
  3. Также мы учимся дирижировать – «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.

Одна из форм развития всех навыков — сольфеджирование — пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

Здесь мы учимся владению голосом, чтоб чисто интонировать; грамотному дыханию, четкой дикции, координации слуха, голоса и движения.

В старших классах добавляется музицирование — исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

  • Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант — запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.
  • Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.
  • Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху — это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши.

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

Главная беда, которая встречается на практике, — родители начинают делать задания за детей. Я уверена, что они понимают, что нельзя за ребенка поесть. Нельзя за него научиться плавать. Выучить пьесу на инструменте тоже нельзя…

Но вот написать задание в тетради по сольфеджио можно.

Вопрос, есть ли в этом какой-то смысл, кроме сиюминутного — получить хорошую оценку? Увы, иногда это просто мамин (а то и папин) перфекционизм, который ведет к детским комплексам – «у меня плохо получается, а у мамы — хорошо, ну я и не буду…»

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, — процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное — не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/chto-takoe-solfedzhio-samoe-ponyatnoe-obyasnenie-dlya-roditeley.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector