История музыкального образования в россии: основные этапы

ДОКЛАД (представлен на педагогический совет № 1 от 11.09.2015 года) История музыкального образования в России: основные этапы История музыкального образования в России: основные этапы Составитель: Зангиева В.И.

До наступления XVII столетия в России существовали два принципиально различных течения в музыке – православная певческая культура и народное творчество. История музыкального образования в России началась, вместе с возникновением нового, светского направления.

Зарождение музыкальной педагогики

Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования.

В 1830-е годы появились вокальные пособия русских музыкантов, в которых большое внимание обращалось  на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. Основоположником школы русского вокала по праву считается великий композитор М.И. Глинка.

В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика.

Любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики.

В это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Например, «клавикордные классы» были открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте.

Братья Рубинштейны – создатели учебных заведений

История музыкального образования в России неразрывными узами соединена с именами братьев Рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. По инициативе Антона Рубинштейна в 1859 году в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство.

Следующим шагом в 1860 году явилось открытие в Петербурге общедоступных Музыкальных классов (опять же по инициативе А. Рубинштейна). Основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию.

Несмотря на бесплатное здесь обучение, Рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в Петербурге.

Занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу.

Примеру старшего брата следовал и  Николай Рубинштейн, только в Москве. По его инициативе открылось московское отделение РМО, а затем и  Музыкальные классы, также явившиеся фундаментом Московской консерватории, которая открылась в 1866 году. Одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор П.И. Чайковский.

В консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. Здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания.

Курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего).

Между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».

История музыкального образования в России: основные этапы История музыкального образования в России в советский период

Наряду с первыми консерваториями,  в конце XIX века существовали другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии РМО. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах.

Революция 1917 года глубоко затронула все без исключения сферы общественной жизни, и музыкальное образование в том числе. Декретом Совнаркома, Петроградская и Московская консерватории освобождались от подчинения РМО и были объявлены гуманитарными вузами.

РМО в принципе перестало существовать, также как и Придворная певческая капелла и частные музыкальные школы. С уничтожением высоких сословий были утрачены распространеннее ранее традиции музицирования в домашнем семейном кругу и обязательного обучения музыке молодого поколения.

Многие выдающиеся музыканты покинули страну.

Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было продолжение деятельности Московской и Петроградской консерваторий, в невыносимых условиях,  поддерживающих высокий уровень обучения.

Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России.

 Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), вторую — училища, и третью, высшую – консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени.

Еще один положительный момент советского периода – власть давала реальную возможность обучения одарённым детям.

Современное музыкальное образование

К середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, и по сей день не потерявшая актуальности. Первой и общедоступной ступенью системы являются музыкальные школы (семи- и пятилетние).  В нашей системе начальное музыкальное образование можно получить в творческих объединениях соответствующего направления

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/istoriia-muzykal-nogho-obrazovaniia-v-rossii-osnovnyie-etapy.html

История музыкального образования. Древняя Русь (конец X – середина XII столетия)

ПРЕДИСЛОВИЕ К I РАЗДЕЛУ

Николаева Е. В., Овсяникова Л. Д.

Отечественная наука располагает весьма малым количеством материалов о развитии музыкального образования в России с конца X до начала XV в.

Певческие рукописи, относящиеся к этому времени еще не в полной мере поддаются расшифровке.

Однако анализ имеющихся в руках исследователей материалов, дает возможность представить целевые установки, содержание и методы музыкального образования православной ориентации на начальном этапе ее развития.

Основополагающее значение для становления отечественного музыкального образования в период с конца X до середины XVII столетия имело обращение русского народа к христианскому учению.

В Древней Руси оно было известно уже в IX в., однако широкое распространение стало получать после крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 г.

и признания христианства государственной религией.

С принятием христианства отечественное музыкальное образование начинает развиваться не только в фольклорном направлении, как это было и раннее, но и в сфере православных традиций.

Поскольку музыкальный элемент в православном богослужении существенно отличался от предшествующей музыки фольклорного типа, освоение его не могло осуществляться посредством сложившихся к этому времени путей и способов передачи музыкального опыта от одного поколения к другому.

Как следствие этого в музыкальном образовании произошло обособление двух основных направлений.

Одно из них стало развиваться в русле педагогических воззрений

православия, что дало основание определить его как музыкальное образование православной ориентации. Для Руси это направление являлось принципиально новым. Оно опиралось на византийские православные традиции и было сориентировано на музыкальное начало в русской православной службе.

Другое направление продолжало ориентироваться на традиционную народную культуру, т. е. музыкальное образование народной ориентации.

Каждое из этих направлений развивалось по своим внутренним законам, но в то же время находилось в диалектической взаимосвязи с другим.

Причем характер этой взаимосвязи во многом определяли духовно-религиозные постулаты Русской Православной Церкви, находившие свое воплощение в древнерусской православной педагогике, частью которой являлась и православная музыкально-педагогическая мысль того времени.

Итогом развития отечественного музыкального образования на этой стадии является становление двух принципиально разных педагогических систем. Одна из них была ориентирована на освоение древнерусской православной певческой культуры, другая – на освоение традиционной народной музыкальной культуры. Они и явились базой для дальнейшего развития отечественного музыкального образования.

Утверждение в России во второй половине XVII столетия нового взгляда на музыку как искусство, развитие светского музицирования и новых педагогических установок в области музыкального образования свидетельствуют о том, что с этого времени есть все основания говорить уже об отечественном музыкальном образовании в полном смысле этого слова.

Читайте также:  Любимые блюда композиторов

Николаева Е. В.

Христианская традиция «смысл педагогических усилий видела в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения.

Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное состояние», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной». [73–74] Такая целевая направленность была присуща и древнерусским музыкально-педагогическим воззрениям православной ориентации.

Словом «музыка, как известно, нередко обозначают как мирское

музицирование, так и пение в церкви. Святыми отцами русского православия такое уподобление данных понятий категорически не допускалось вплоть до XVII столетия. Богослужебное пение Русской православной Церкви, в соответствии с принятой в то время на Руси точкой зрения, музыкой не являлось. И в этом отношении оно выступало в качестве оппозиции по отношению ко всей мирской музыке, будь то

пение или игра на музыкальных инструментах. «…Мусикия – в ней пишутся бесовские песни и кощунства, и их латиняне поют при игре оркестра музыкальных инструментов, то есть игре на музыкальных инструментах». (Перевод А. И.Рогова)

О благотворном влиянии на людей богослужебного пения писали многие Святые отцы Православной Церкви. По словам Иоанна Златоуста, «ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь». [3]

В отличие от богослужебного пения в музыке, прежде всего, видели ее «богоборческую сущность», иными словами – безбожие. Противопоставлялись православное богослужебное пение и мирские песни, пляски, игры бесовские.

По мере все более широкого распространения христианства на Руси

негативное отношение русского духовенства и государственной власти к «мирскому музицированию» постепенно усиливалось и приобретало качественно иные формы. В XI веке в Житии преподобного отца Исаакия, затворника пещерского, музыка рассматривается уже как «средство глумления бесов над преподобным».

[8–9] «… Бесы учинили крик великий, взывая: «наш еси, Исаакий!» и посадивши его, сами начали садиться вокруг, и мигом келия и проход пещерный наполнились бесами. Один из бесов, мнимый Христос, сказал: «Возьмите сопели, тимпаны и гусли и ударьте дружнее, а Исаакий нам пусть попляшет».

Тотчас бесы, ударив в сопели, тимпаны и гусли, схватили Исаакия, начали с ним скакать и плясать в продолжение многих часов и, измучивши его, оставили чуть живым и, так надругавшись, исчезли». (Киево-Печерский патерик, или Сказания о житии и подвигах Святых Угодников Киево-Печерской Лавры.

– Киев, 1991. С.89.)

  • В XIV веке проявляется еще более непримиримая позиция по отношению к мирской музыке. В одном из поучений популярного на
  • Руси сборника «Златая цепь» музыка ставится в один ряд с такими
  • «злыми и скверными делами», каковыми являются: «…пьянство,
  • объедение, грабеж, насилие, непослушание, чародейство, ношение
  • масок, бесовские песни, пляски, бубны, сопели, гусли, пищали, непристойные игры, русалии».
  • Резкое обличение мирских песен, игры на бубнах, трубах, сопелях
  • содержит и «Домострой», как в его первой (XV в.), так и второй (XVI

в.) редакциях: «…да сам, чадо, что делаешь, тому и жену учи, всякому страху Божию и всякому вежеству…в гостях и в доме песен бесовских…чтоб не пела бы и ни от кого бы не слушала…». В результате в 1551 году церковный собор в Москве запретил все проявления мирской музыки.

Следовательно, противопоставление богослужебного пения и музыки в рассматриваемый исторический период времени являлось одним из основополагающих теоретических постулатов.

А так как педагогические установки, выработанные в области музыкального образования православной ориентации, имели в Древней Руси официальный статус, то именно они оказывали решающее воздействие на развитие древнерусской педагогической мысли и музыкально-образовательной практики.

Со второй половины XVI века борьба русского духовенства с мирской музыкой еще более обострилась. Согласно установившимся ко времени принятия христианства на Руси византийским традициям, к

богослужебному пению в Православной Церкви допускались только профессиональные певчие, но это не означало для прихожан полного запрета на участие в пении, но им запрещалось петь самостоятельно.

Среди русского населения еще не было певцов, готовых к профессиональному пению на клире.

Вот почему подготовка таких певчих стала одной из насущных задач Русской Православной Церкви с первых лет существования.

На начальном этапе освоения русскими певчими византийских богослужебных традиций их учителями были болгары и греки. Следуя во всем византийским певческим традициям, в Киево-Печерском монастыре в дни великих монастырских праздников было введено и застольное пение.

В застольном пении стало уже достаточно четко прослеживаться дифференциация певцов по уровню их профессионального мастерства.

Здесь есть и «сводное» пение всех присутствующих, и пение хора, и пение солиста, и пение самого доместика (греческий мастер богослужебного пения), руководящего этим процессом.

Следовательно, уже на начальном этапе освоения русскими мастерами пения византийских певческих традиций произошло подразделение музыкального образования православной ориентации на профессиональное и общее.

Опыт создания киевскими князьями первых отечественных школ по подобию европейских не получил в Древней Руси сколько-нибудь существенного развития. В отличие от стран Европы, основными центрами образования здесь на протяжении многих веков являлись монастыри и княжеские дворы.

В монастырях действовал запрет на мирскую музыку. В княжеских же дворах целенаправленное музыкальное образование было также направлено на обучение богослужебному пению. Но здесь постоянно звучала и мирская музыка.

Эта принципиально иная музыкальная среда не могла не оказывать влияния на глубину освоения учащимися богослужебного пения. Требования, которые предъявляли к поющим богослужебные песнопения, соблюдение праведного чина жизни, уже постепенно становилось невыполнимым.

Одна из первых певческих школ была организована в Киеве при Десятинной церкви, названной так потому, что на ее содержание князь Владимир выделил десятую часть всего государственного бюджета. В дальнейшем создание певческих школ при церковных хорах стало традицией.

Это не были школы в привычном для нас смысле слова. Начинающие певцы поступали здесь в обучение непосредственно к опытным певцам, под руководством которых они и осваивали основы профессионального певческого мастерства.

Значительными центрами музыкального образования и церковно-певческой культуры в Древней Руси являлись женские монастыри. Здесь же проходило и обучение клирошанок профессиональному пению в монастырском хоре. [61]

Источник: http://studik.net/istoriya-muzykalnogo-obrazovaniya-drevnyaya-rus-konec-x-seredina-xii-stoletiya/

Из истории музыкального образования в России. Этапы и стадии национального музыкально-образовательного и музыкально-воспитательного процесса

Методическая разработка

Из истории музыкального образования в России. Этапы и стадии национального музыкально-образовательного и музыкально-воспитательного процесса.

Музыкальное образование вообще и в России в частности необходимо рассматривать как явление многогранное, представляющее собой органическое единство трех основных его направлений: музыкального образования народной, религиозной и светской ориентации.

Читайте также:  Как назвать музыкальную группу

В каждом из направлений, в свою очередь, важно выделить два основных уровня реализации: музыкальное образование общее и профессиональное.

При этом в сфере внимания должна также находиться взаимосвязь его основных структурных элементов в тот или иной конкретно-исторический период.

Значимость такого подхода к изучению истории музыкального образования видится в том, что, руководствуясь им, можно получить более объективную и многостороннюю характеристику процесса становления и развития музыкального образования, учитывая особенности его проявления в каждом из отмеченных выше направлений. Важно и то, что подобная ориентация позволяет проследить существенные изменения в характере взаимодействия между направлениями не только в содержательном плане, но и в плане их иерархической соподчиненности.

  • Выявление и анализ такого рода изменений может стать базой как для моделирования историко-педагогического процесса становления и развития музыкального образования в виде научно-обоснованной периодизации, так и для систематизации учебного материала при изучении будущими учителями музыки истории отечественного музыкального образования в системе вузовской подготовки.
  • В развитии отечественного музыкального образования могут быт выделены две стадии, принципиально отличающиеся друг от друга характером прослеживаемых в нем изменений.
  • На первой стадии (с древнейших времен и примерно до второй половины XVII в.) процесс развития музыкального образования
  • 296

идет по линии кардинальных преобразований в его структуре. Здесь происходит последовательное становление его двух основных направлений: музыкального образования народной, а позднее и религиозной ориентации.

Причем с момента признания христианства государственной религией на первый план выдвигается музыкальное образование православной ориентации, в то время как музыкальное образование народной ориентации отходит на второй план.

При этом, однако, нельзя не внести одно уточнение. Как по отношению к музыкальному образованию народной, так и по отношению к музыкальному образованию православной ориентации говорить о музыкальном образовании можно лишь с большой долей условности.

Такая терминология допустима лишь с современной точки зрения, согласно которой и архаический фольклор, и более поздний классический фольклор, и древнерусское православное богослужебное пение рассматриваются как пласты музыкального искусства.

Вместе с тем нельзя не учитывать то, что и в фольклоре, и в православном богослужении музыка является хотя и весьма важной, но лишь одной из составных частей синкретичного по своей природе действа.

К тому же следует иметь в виду противопоставление богослужебного пения и мирской музыки, следствием чего явилось резкое размежевание двух указанных выше направлений музыкального образования.

Таким образом, итогом развития отечественного музыкального образования на этой стадии является становление двух принципиально разных педагогических систем.

Одна из них была ориентирована на освоение древнерусской православной певческой культуры, другая — на освоение традиционной народной музыкальной культуры.

Они и явились базой для дальнейшего развития отечественного музыкального образования.

Утверждение в России во второй половине XVII столетия нового взгляда на музыку как искусство, развитие светского музицирования и, соответственно, новых педагогических установок в области музыкального образования свидетельствуют о том, что с этого времени есть все основания говорить уже об отечественном музыкальном образовании в полном смысле этого слова. Показателем перехода его на качественно иную стадию развития является то, что впервые в музыкальном образовании именно музыкальное начало выдвигается на первый план. И это отмечается не только в музыкальном образовании светской ориентации, которое начинает развиваться как одно из основных направлений музыкального образования наряду с другими.

Подобная переориентация прослеживается и в православном музыкальном образовании.

Новый импульс к развитию получает и музыкальное образование народной ориентации в связи со все более явно проявляющейся

европеизацией взглядов на роль мирской музыки в общественной жизни. При этом в качестве магистрального направления, определяющего основную направленность развития музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики, выступает музыкальное образование светской ориентации.

Причем с этого времени кардинальные изменения в сфере музыкального образования уже не связаны более с выделением в нем принципиально новых направлений. Ее развитие идет по линии обогащения, «внутренних» преобразований, прослеживаемых в каждом из них.

Однако преобразования эти не меняют общей трехслойной структуры музыкального образования в целом (музыкальное образование народной, религиозной и светской ориентации).

При обращении педагогов-музыкантов к историко-педагогической проблематике с целью целостного рассмотрения истории отечественного музыкального образования встает еще одна сложная и на сегодняшний день нерешенная проблема: в чем именно целевые установки, содержание и методы музыкального образования в тот или иной конкретно-исторический период соответствовали той музыке, на освоение которой они были направлены… Иными словами, в какой мере развитие музыкально-педагогической мысли и музыкально-педагогической практики было сопряжено с развитием музыкального искусства на разных этапах его становления…

Поскольку сущностной основой музыкального искусства является интонационная природа музыки, ответ на этот вопрос становится возможным при интонационном подходе к изучению истории музыкального образования.

Суть этого подхода заключается в прослеживании в истории музыкального образования последовательной смены основных интонационных ориентиров в соответствии с эволюцией музыкальною искусства как искусства «интонируемого смысла» (Б.

В. Асафьев).

При интонационном подходе к рассмотрению музыкального образования оно предстает в виде совокупности составляющих его направлений, типов, видов, отраслей, детерминируемых интонационной природой музыки, с одной стороны, и особенностями ее интонационного постижения, с другой. При таком подходе выстраивается системная классификация основных компонентах музыкального образования. и специфика каждого и: них выявляется посредством интонационного анализа на основе следующих показателей:

«свернутость» в интонации (В.В. Медушевский) той или иной музыкальной культуры — народной, религиозно-духовной, светской — дает возможность выделить соответствующие им направления музыкального образования: народной ориентации, религиозной ориентации, светской ориентации;

тип интонирования, характерный для того или иного типа музыкального творчества — музыки фольклорной, менестрельной, канонически-импровизационной, «опус»-музыки; — определяет и тип музыкального образования: фольклорной ориентации, менестрельной ориентации, канонически-импровизационной ориентации, ориентации на «опус»-музыку;

направленность музыкального образования на интонационное «проживание» учащимися музыки в том или ином виде музыкальной деятельности — композиторской, исполнительской, слушательской, музыкально-теоретической, музыкально-педагогической — определяет следующие виды музыкального образования: композиторское, музыкально-исполнительское, музыкальное образование слушателя, музыкально-теоретическое и музыкально-педагогическое образование;

ориентация учащихся на интонационное постижение музыки, обусловленная особенностями их личностно-ценностного отношения к ней, «включенностью» в различные виды музыкальной деятельности и спецификой того конкретного вида музыкальной деятельности, который избран ими в качестве основного, проявляется в соответствующих отраслях общего и профессионального музыкального образования, каковыми являются: музыкальное образование общего профиля; дополнительное музыкальное образование; музыкальное образование специалиста конкретного исполнительского профиля (пианиста, вокалиста, дирижера и т.д.); музыкальное образование композитора, музыкальное образование музыковеда; музыкальное образование учителя музыки; музыкальное образование преподавателя одной или нескольких специальных дисциплин; музыкальное образование специалиста одного из профилей музыкально-ориентированной культурно-просветительской работы.

Интонационный подход к изучению истории музыкального образования предполагает также рассмотрение вопроса о соответствии музыкально-педагогических систем тому музыкальному стилю, на освоение которого они ориентированы. Данная позиция объясняется тем, что в каждом музыкальном стиле как бы «сокрыты» те педагогические установки, которые отвечают его природе.

Читайте также:  На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

В то же время возможности интонационного подхода в данном случае ограничены, так как он помогает выявить только ту «идеальную» музыкально-педагогическую модель, которая максимально «отвечает» данному музыкальному стилю.

В реальной же историко-педагогической действительности становление ее происходит постепенно по мере утверждения того или иного стилевого направления и последующего осмысления его педагогами-музыкантами.

Типы музыкального творчества даны по классификации Т. Чередниченко.

Следующим важнейшим методологическим подходом к концептуальному изучению истории музыкального образования является парадигмально-педагогический подход.

Здесь необходимо заметить, что сам термин «парадигма» ныне широко используется и в музыкальной науке, однако имеет там несколько иное, нежели в общей педагогике, содержательное наполнение.

Поэтому по отношению к изучению истории музыкального образования парадигмальный подход и был обозначен как парадигмально-педагогический.

При таком подходе в центре внимания исследователя оказываются: совокупность наиболее типичных для того или иного конкретно-исторического периода музыкально-педагогических парадигм, отражающих взгляды педагогов-музыкантов на цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы музыкального образования; иерархическая соподчиненность между ними; смена ведущих парадигм в процессе становления и развития отечественного музыкального образования.

Парадигмально-педагогический подход к изучению истории музыкального образования может осуществляться на нескольких уровнях: а) основных исторических этапов развития отечественного музыкального образования; б) каждого из направлений музыкального образования (народного, религиозного, светского), рассматриваемых в рамках того или иного этапа; в) отдельных музыкально-педагогических концепций.

На концептуальное осмысление историке-педагогического процесса в области музыкального образования ориентирован и цивилизационный подход.

Он предполагает рассмотрение истории отечественного музыкального образования с учетом того, что Россия, будучи локальной цивилизацией, испытала влияние многих культурных традиций, но прошла вместе с тем самобытный пуп исторического развития.

Вот почему для характеристики музыкально-педагогических взглядов отечественных музыкантов так важно их сравнительно-историческое сопоставление со взглядами зарубежных педагогов, осуществляемое в русле цивилизационного подхода.

При этом в опоре на исследования Г.Б. Корнетова, раскрывающего суть цивилизационного подхода применительно к станов лению и развитию всемирного историко-педагогического процессе в истории отечественного музыкального образования можно вы делить три фазы развития:

  1. первая — зарождение и становление предпосылок музыкального образования в недрах языческой культуры наших далеких предков, по мере становления в ней первого типа историко-педагогического процесса, характерного для первобытного общества;
  2. вторая — развитие отечественного музыкального образована в период становления и утверждения второго типа всемирного историко-педагогического процесса, характерного для цивилизации — стадии с присущим ей взаимодействием отечественных музыкально-педагогических воззрений с музыкально-педагогическими традициями Востока и Запада;
  3. третья — развитие музыкального образования в XX столетии в условиях сближения педагогических традиций различных цивилизаций, в том числе и в области музыкального образования.
  4. Изучение процесса становления и развития отечественного музыкального образования с позиции интонационного, парадигмально-педагогического и цивилизационного подходов показало целесообразность выделения в истории отечественного музыкального образования пяти основных этапов и стало основой для их концептуального осмысления:

Первый этап (с древнейших времен до обращения Руси к православной христианской религии в конце X в.) характеризует наличие предпосылок зарождения и становления отечественного музыкального образования народной ориентации в недрах языческой культуры древних славян.

Специфика музыкального опыта, передаваемого от поколения к поколению, определялась на этом этапе мифологическими представлениями славян о происхождении музыки и ее магической силе; традиционализмом, художественным синкретизмом, каноничностью культуры в целом, в том числе и музыкальной; характерными особенностями фольклорного, а на начальной фазе формирования и раннефольклорного интонирования; устной традицией в передаче музыкального опыта.

На втором этапе развития отечественного музыкального образования (с конца X до середины XVII в.) происходят существенные изменения в содержании и способах передачи музыкального опыта от одного поколения к другому, в связи с крещением Руси в 988 г. и признанием христианства официальной государственной религией.

С принятием христианства в музыкальном образовании произошло обособление двух основных направлений.

Одно из них сохранило ориентацию на музыку, в которой находили дальнейшее развитие традиции народного музицирования, заложенные еще в период язычества. Другое направление было ориентировано на музыкальное начало в русской православной службе.

Каждое из этих направлений развивалось по своим внутренним законам и вместе с тем находилось в диалектической взаимосвязи с другим направлением.

При этом именно православная ориентация стала определяющей в развитии отечественного музыкального образования. Обучение богослужебному пению считалось важным, нужным, получало поддержку как духовенства, так и государственной власти. Мирское же пение и игра на музыкальных инструментах не поощрялись,

более того — подвергались гонениям со стороны русской православной церкви и государства.

Причина столь ярко выраженного отношения государства и духовенства к этим двум направлениям музыкального образования кроется в принципиально различном видении сущности богослужебного пения и собственно музыки иерархами русской православной церкви.

Если в других странах словом «музыка» нередко обозначалось и мирское музицирование, и пение в церкви, то Святыми отцами русского православия такое уподобление данных понятий до середины XVII столетия категорически не допускалось.

Православное богослужебное пение, согласно принятым в то время установкам, музыкой не являлось.

Имея общие корни с византийской православной традицией, развитие отечественной музыкально-педагогической мысли православной ориентации шло своим неповторимым путем и во многом отличалось как от византийской, так и от западной католической традиций.

Совершенно очевидно, что обучение богослужебному пению и мирской музыке имело разные целевые ориентиры, а следовательно, и задачи, принципы, содержание, методы обучения.

Отличительные особенности третьего этапа в развитии отечественного музыкального образования (вторая половина XVII — первая треть XIX в.

) обусловлены кардинальными изменениями во взглядах русской православной церкви на сущность понятия «музыка» («мусикия») как следствия все более усиливающегося влияния Запада на развитие русской музыкальной культуры, свидетельством чему является официальное признание в 1668 г. русской православной церковью факта допущения при богослужении партесного многоголосия.

  • В развитии отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики это находит свое выражение в ориентации отечественных педагогов-музыкантов на западноевропейские формы музицирования, музыкально-педагогические концепции и технологии.
  • В музыкальном образовании наряду с уже отмеченными на правлениями происходит выделение двух новых направлений и соответствии с их ориентацией на религиозно-духовную право славную музыку и светскую профессиональную музыку.
  • На четвертом этапе развития отечественного музыкального образования (со второй трети до конца XIX столетия) магистральной линией развития отечественной музыкальной культуры, теории и практики музыкального образования становится последовательное расширение и углубление представлений отечественных педагогов-музыкантов о народности музыки, все боле глубокое проникновение их в сущность русской народной музыки ярко выраженное стремление к возрождению национальных традиций. Это находит свое выражение в постепенной переориентации

Источник: https://infourok.ru/iz-istorii-muzikalnogo-obrazovaniya-v-rossii-etapi-i-stadii-nacionalnogo-muzikalnoobrazovatelnogo-i-muzikalnovospitatelnogo-proc-3082779.html

Ссылка на основную публикацию