История россии в казачьих песнях

Пропустить и перейти к содержимому История России в казачьих песнях

Народная песня имеет долгую и славную историю, и ценность её заключается в том, что именно в ней выражается состояние души людей, и именно в ней сохраняется то удивительное, что называется народным духом, народным самосознанием.

А еще в песнях заключены важные сведения о том или ином историческом периоде, и именно поэтому историки и фольклористы уделяют немало внимания их изучению. Так, например, много песен про историю России оставили для потомков казаки.

О военном искусстве казаков было известно еще при царе Иоанне Грозном.

Дисциплина, умение ловко обращаться с разными видами оружия, потрясающее единение с конём, любовь к родной земле, к своим обычаям и традициям внушали бесспорное уважение, как друзьям, так и врагам.

В войске казаки образовывали свои собственные группы, в которых сохранялась не только народная самобытность, но и вера, и, конечно же, культура.

В гармоничных и звучных песнях казаков чувствовалось глубокое понимание истории и своего места в ней, благодаря чему они оказывали удивительное воздействие на окружающих.

До нас дошла одна из многочисленных строевых походных песен донских казаков «Всадники-други».

Радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих «другов» скорее седлать коней, потому как то и дело раздается звучный сигнал трубы, и слышатся приказы командира, взводного.

При прослушивании этой старинной песни можно легко представить живописную картину: морозное раннее утро, гордые ухоженные кони бьют копытами и возбуждённо ржут, а казаки, подбадривая друг друга шутками-прибаутками. Они в нетерпении ожидают, когда, наконец, им можно будет поскорее отправиться вскачь по степи, вполне может быть, что и навстречу своей смерти…

Песни обычно исполнялись в виде своеобразного диалога. Так, взводный офицер, пожилой опытный «батько», отлично понимая своих молодых горячих «детушек», лукаво прищурившись, отвечает на этот удалой призыв: погодьте, не торопитесь уж так. Но вскоре и сам, словно заражённый всеобщим ликованием, призывает их поскорее встать в строй.

Особое значение в современной культуре имеют казачьи песни про историю России.

Песни про историю России стали появляться у казаков еще с середины XV столетия, то есть тогда, когда «казакование» стало распространяться на территории Московского царства. Немалый интерес вызывает песня казаков с Терека «Не из тучюшки» — о грамотах, которые им дал Иоанн Грозный.

Пришедшие на поклон к грозному царю, казаки жалуются ему, точно отцу, на горькую долю «безземельников». Напоминая о своих заслугах перед Отчизной, они мягко упрекают царя в невыполнении обещаний, и, сблизившись с князьями да боярами, совсем позабыл о верных своих слугах.

Иоанн Васильевич же увещевает казаков, и вновь обещает отдать им земли «до самого моря Хвалынского». Как известно из истории, царь свое обещание выполнил, потому как высоко ценил воинское умение славных наёмников.

Вольные и свободные казаки всегда стремились служить царю и Отечеству, сохраняя при этом свою самобытность. Существует немало песен о знаменитом переселении запорожцев на Кубань, в которых чётко прослеживается отношение казаков к этому драматическому периоду. Отличный пример — песня «В 1791 рокi».

Вынужденные подчиниться «вражьей бабе Катерине», казаки сетуют на своего атамана Чепигу и войскового судью Головатого за то, что те повелели всему запорожскому войску оставить родные земли и уйти на чужбину.

Песни про историю России у казаков особенно тёплые, в них звучит исполненная нежности грусть. Россия называется «матушкой», принявшей много нужды и горя, пролившей много слёз и крови. Сердце её терзается болью за своих сынов, но одновременно в нём жива и гордость за них.

Переоценить значение песен казаков, любящих свою землю, Бога, Россию, воистину, невозможно. Это не просто фольклорный жанр, это подлинный документ, в котором хранятся важные сведения как о культуре и быте народа, так и о политической ситуации в стране.

(1

Источник: https://mnevazhno.ru/?p=6650

История России в казачьей песне

История России в казачьих песнях

Мужская (походная) казачья песня как одно из основных культурных проявлений традиционной жизни казаков на сегодняшний день практически утрачена. Казачья песня стала объектом изучения и исследования учеными-этнографами, фольклористами и за редким исключением учеными-историками. Ввиду утраты традиционных форм народной жизни и схемы передачи песенного искусства «отец-сын» и «дед-внук» мы имеем другую схему, когда редкие носители песенного наследия передают его редким любителям.

Особую ценность для изучения истории казачества имеет военная, историческая казачья песня. Во-первых, она фиксирует ранние этапы развития казачества, основные типы поведения казаков. Здесь мы можем рассмотреть в качестве примера былину про Добрынюшку (записана в х. Яменский).

В ней говорится о том, что он (Добрынюшка) ходил да гулял между трех дорог: Муромской, Московской и третьей славной Киевской. Этот пример является доказательством тому явлению, которое в ХV-XVI вв. обозначалось в Московском государстве глаголами: полековать и казаковать.

Известно, что былина была принесена в традиционные места проживания казаков с севера (Ладожско-Новгородская традиция). Интересно, что последнее место, где записывается былина – это Терек. Этот вектор движения песни напоминает нам о движении с севера на юг речных пиратов – ушкуйников и об оседании их у казаков.

Во-вторых, казачья песня фиксирует, на наш взгляд, самую главную драму отношений царь – казачество (Москва – казаки). Она заключается в том, что в этих отношениях изначально заложена двойственность: с одной стороны, стремление казачества к вольнице, а с другой – государственная миссия – служение. В ряде песен мы видим желание услужить и приклониться белому царю («В 1791 роки…»).

В этой песне идет речь об упразднении Екатериной II Запорожской Сечи и переселении запорожских казаков под предводительством атаманов Чепеги и Головатого на Кубань. Однако есть песни, в которых казаки негодуют на царя или даже проклинают его («Вражья баба Катерина, шо ж ты наробыла?»). В то же время весной 1792 года на Дону разворачивалась своя драма.

Было принято решение переселить 3000 семей казаков на Кубань для укрепления границы и создать кордон из 12 станиц между Белой Мечетью и Усть-Лабой, что вызвало недовольство и даже мятеж среди казаков. Эти события отражены в песне «Отчего Дон возмущенный стал»: Никто та про то не знает, да никто не ведает, Отчего же наш славный тихий Дон возмущается.

Воскрутился, возмутился славный тихий Дон от трех генералушек, Как от первого генералушки от Гудовича, Как от второго генералушки князя от Черкасского, Как от третьего генералушки князя Иловайского. Как вечор-то, ночесь, Иловайский князь во игры играл. Он не в карты играл и не в наперсточки, а во бильярд катал, Прокатал-прогулял Иловайский сын пару вороных коней со колясочкой.

Еще пропил-прокатал Иловайский сын все житье-бытье, все свое именьице, Еще пропил-прогулял Иловайский сын весь наш славный тихий Дон. Как пропивши, промотавши, сел на лавочку он, Потупил свои очи ясные и призадумался. Он, призадумавшись, стал указы фальшивые писать и по войску рассылать. Старых стариков во Кубань-реку бросать.

А девушек на фабричный двор брать, А молодых ребят во солдаты брить… В песне об исходе Игната Некрасова с казаками «Не заря, заря занималася» звучат такие слова: Ты прости, прощай, наш Тихой Дон, А тебе, царю, не за что,  Через тебе иду во неволюшку, Во туретчину…  Эти события относят нас к петровскому времени, к 1708 году, когда был подавлен бунт Кондрата Булавина и его сподвижника Игната Некрасова.  Чтобы еще раз подчеркнуть значимость исторической казачьей песни как народного документа, народной летописи, фиксирующей и осмысливающей российскую историю, хочется вспомнить интересный факт из истории донского казачества. В 1744 году при пожаре в Черкасском городке сгорел войсковой архив, и Матвей Иванович Платов, Луковкин и др. приняли решение восстановить его по казачьей песне. Казачья песня – это все-таки в первую очередь художественное осмысление, переживание жизни казаками. Поэтому нельзя не коснуться образно-поэтического строя песни. Казаки, ощущая особую кровнородственную связь с той рекой, где они жили, с той страной, которую они оберегали и расширяли, нередко в своих песнях одухотворяли их, вступали с ними в диалог, сочувствовали и даже просили прощения. Дон во многих песнях предстает перед нами как «Тихий», «Иванович», «отец родной», «батюшка»: Подходили донцы они к Дону близко. Тот час кивера с голов они долой, Поклонились они Дону низко: Здравствуй, Дон, отец родной, Что ты сердишься на нас? А он отвечает: Я не сержусь, Вы же мои дети…  Россия в песнях упоминается как матушка Россия, которая «…много горя, нужды приняла…много крови пролила», но в то же время много Славы про тебя, «…сабе сына, а ты родила, его Платовым а ты назвала». Эти примеры песен говорят нам о самосознании казаков как ответственных, любящих свою родину людей. Из песен мы узнаем, как важна для казаков слава: Жизнь казачья, она плохая, Вот зато Слава, она хороша… Тема братства (товарищества) звучит в песне напоминанием призыва Александра Невского: «Положим животы своя за други своя». Только зная жизненный уклад казаков, можно понять, как умирающий казак может утешать мать словами: «…ой а не все друзья мои да товарищи погибают на войне». В казачьей песне переживается драма непогребенного тела, например, в песне «Черный ворон»: …ты принес мне, черный ворон, Ручку белую с кольцом. По колечку я узнала, чья у ворона рука. …он убитый лежит, не зарытый, в чужедальней стороне… 

Казачья песня является тем народным документом, летописью, слушая и изучая которую, мы можем получить более полную и ясную картину всей российской истории.

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Источник: http://zema.su/blog/istoriya-rossii-v-kazachei-pesne

История России и Дона в казачьих песнях

  • Отечество — 2017
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство общего и профессионального образования
  • Ростовской области
  • Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
  • Номинация «Культура и фольклор родного края»

Тема работы

«История России и Дона в казачьих песнях»

  1. Подготовил:
  2. Чубарова Кристина Александровна
  3. учащийся класса 6 «В»
  4. место учебы: МБОУ «Школа № 106»
  • Руководитель:
  • Корчагина Юлия Павловна
  • Должность – учитель истории
  • Место работы – МБОУ «Школа № 106»
  • Ростов-на-Дону
  • 2017 год
  • Введение

Уникальна и многогранна культура Донского края. Культурные традиции передавались из поколения в поколение. Фольклор, обычаи, обряды занимают в донской культуре особое место. Особой любовью пользуется старинная казачья песня. Вся история казаков нашла отражение в этих песнях.

Казачья культура на протяжении веков впитала в себя традиции, быт представителей различных национальностей.

Итогом этого многовекового развития стало то, что в традиционной песенной культуре донских казаков много схожего с музыкальным фольклором южнорусских областей России – украинской культуры, и черты присущие только донской казачьей песне.

  1. Актуальность данной работы заключается в сохранении традиций и исторической памяти своей малой Родины, изучении ее уникальности и оценке ее значимости в российской истории.
  2. Цель исследования – выявление отражения российской истории в фольклоре донских казаков.
  3. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
  • изучить и проанализировать песни донских казаков;
  • выделить в них упоминания о событиях из истории Дона и России;
  • дать историческую оценку казачьему фольклору как историческому источнику.

Историография по данной теме невелика, поэтому тема не исследована в нужной мере. В основном исследованиями исторической казачьей песни занимаются ученые-этнографы, и в редком случае – историки.

Среди собирателей произведений донского фольклора можно выделить А.М. Листопадова и Р.А. Хрещатицкого. Именно благодаря их труду у нас есть возможность изучить казачьи песни XVIII и XIX веков. Также некоторые упоминания о донском фольклоре сохранились в произведениях М.А. Шолохова.

  • Особенности казачьей песни
  • Мужская (походная) казачья песня, как одно из основных культурных проявлений традиционной жизни казаков, на сегодняшний день практически утрачена.
  • Ввиду утраты традиционных форм народной жизни и схемы передачи песенного искусства «отец-сын» и «дед-внук» мы имеем другую схему, когда редкие «носители» песенного наследия передают редким любителям.
Читайте также:  Что выбрать для новогоднего концерта

Большой знаток и ценитель казачьей культуры Михаил Александрович Шолохов в романе «Тихий Дон» так описал самобытность казачьей песни: «Пели её всегда в три – четыре голоса. Над густыми басами, взлётывая, трепетал редкой чистоты и силы тенор – подголоска — «дишкант ».

Басы ещё не обрывали последние слова, подголосок уже взлётывались над ними, и звуки, трепеща, как крылья белогрудого стрепета в полёте, торопясь, звали за собой».

Для песенного фольклора донских казаков характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод свадебные игры и календарные празднества, насыщенные яркими напевали. Многоголосье с противопоставлению нижнему голосу верхнего подголоска является яркой стилевой особенностью.

Уникальным для русского фольклора является исполнение героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве. В тоже время пению казаков присущие некоторые самобытные черты.

Казаки сформулировали правила «Прекрасного пения». Правила которые состоят в умении «Управлять, владеть голосом; в его гибкости и подвижности – «Играть, переливать»; в пении своём не подражать никому; «Полным голосом», то есть свободным, чтобы нигде его не «Держать».

Песенная традиция донских казаков долгое время была исключительно мужской привилегией. Это отразилось в тематике большинства песен, в чисто мужской манере исполнения, особой тональности.

Форма исполнения песни у казаков была – вольная, решительная, отрывисто – эмоциональная пению донских казаков присуще и уникальные черты.

Они характеризуются протяжённостью – одним из высоко оцениваемых качеств, воплощающее неограниченность пространства. «Песня казачия – чтоб ни конца, ни краю».

Былины, исторические песни предания – ведущие жанры устного народного творчества 10-15вв. подлинные записи их фольклорные текстов сделаны лишь в 17 веке.

Второй родиной стала Донская земля многим обездоленным людям. Они бежали на Дон от крепостной неволи и становились казаками. Здесь селились украинцы, поляки, турки, греки, немцы и шведы, но больше всего было русских людей. Они приносили с собой свои обычаи, привычки, уклад жизни, песни и сказки.

Здесь на Дону были другие условия жизни, другая природа. Поэтому со временем и песни они стали петь по – новому. Жанр исторической песни сохранился и живет сегодня на Дону. Эти песни поют не только известные исполнители, но и народные коллективы.

Исторические песни и на домашнем застолье и в дружеском кругу.

Казак – это устойчивое понятие русского фольклора, которое связывалось с былинными богатырями. Первыми казаками были Илья Муромец(матерный казак), Алёша Попович, Добрыня Никитич(Дончак).

Изначально слово казак употреблялось в смысле «Храбрец, лихач». В песнях концах 17-19вв. она связывается с понятием «Донцы» появляются различные его оттенки: «Казаки лихачи», «Храбрые казаки», «Донцы природные на все пригодные». В сборнике А.М. Листопадова «Песни донских казаков» свыше пятидесяти вариантов донских былин.

В настоящее время их почти нет в репертуаре исполнителей донского фольклора.

Особую ценность для изучения истории казачества имеет военная, походная или историческая казачья песня. Во-первых, она фиксирует основные родовые типы поведения казаков.

Во-вторых, есть песни, в которых даже проговаривается или пропевается древний татем казаков. Казаки там сравниваются с белыми или серыми гусями, с тюрского каз-ак (белый гусь). Даже существовала такая пословица «Вольный как белый (серый) гусь» (терская народная песня).

В – третьих, казачья песня фиксирует на наш взгляд самую главную несбывную драму отношений Москва – Дон, царь – казачество. Она заключается в том, что в эти отношения изначально заложена двойственность. Во-первых, это традиционное и самое главное стремление казачества к вольнице, а во-вторых, это государственная миссия – служение.

Историческая казачья песня

Одна из старейших казачьих песен «На вольных степях Саратова («Ермак» — донская былинная песня)» в многочисленных интерпретациях текста известна практически во всех хуторах и станицах. В то же время очень немногие могут её исполнить в подлинной манере.

Уходят из жизни мастера такого исполнения, все реже встречаются их ученики – последователи. «В этих песнях надо родиться и жизнь прожить», — говорит известная исполнительница казачьих песен из хутора Мрыховского Верхнедонского района Ольга Васильевна Пономарева.

Казачьи исторические песни отличаются не только тематикой и сюжетами, но и приёмами изображения действительности.

В казачьих исторических песнях 16 – 18вв. главная тема – борьба за родную землю и справедливое устройство общества. Казаки хотели сохранить свою автономию и землю.

Дон – своего рода «Земля – вода» казака. Для казачества символ родины – это вовсе не земля, как для «Обычных людей». Ведь земледелием они стали заниматься гораздо позже.

Река Дон вошла в песни, как образ Родины,  как символ вольного казачьего жития. Река их кормила, защищала, была домом и дорогой. Дону казаки поверяли свои сокровенные, сердечные думы, радость и горе.

Обращаясь в песнях к Дону казаки ласково называют его « Батюшка, православный Дон Иванович».

В конце 18-19вв. появляются строевые песни. Своеобразны особенности темпа и ритма в казачьих песнях. Темп является началом, организующим движение, скорость и точность выполнения различных действий, связанных с ездой на коне и обращением с оружием.

Быстрота реакции была высокоценным качеством боевой подготовки казака. Бешеная скачка («намет») в сочетании со стремительным напором, выкриками, гиканьем и приготовленными к бою пикой или шашкой- типичная картина лавы- особого казачьего наступления.

В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля и форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные называются в народе по-разному: «вилючными», «старыми» и протяжными.

«Протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.

История, отраженная в казачьей песне

Одной из самых старинных песен, повествующей об исторических событиях является песня терских казаков XVI века «Не из тучюшки» (см. Приложение 1). В ней говориться о первых жалованных грамотах Ивана Грозного казакам, о даровании царем гребенским казакам воли распоряжаться землями по берегам реки Терек.

В песне кубанских казаков «В 1791 року…» (см. Приложение 2) рассказывается об указе Екатерины II, ликвидировавшем Запорожскую Сечь, и переселении запорожцев на Кубань. По всей видимости, императрица Екатерина Великая не особо почиталась среди казаков, так как еще одна песня критикует ее политику.

Песня «Вражья баба Катерина…» (см. Приложение 3) как нельзя лучше демонстрирует отношение донских и кубанских казаков к своим запорожским соседям и разочарование казаков в дружбе с российским правительством. «Ой, чьи ж теперь мы дети?» — восклицают расстроенные казаки в своей песне XVIII века.

Следующим ударом по казачеству был правительственный указ 1792 года, который предписывал переселить три тысячи семей с Дона на территорию между Белой Мечетью и Усть-Лабой (современный Усть-Лабинск, Краснодарский край). Это было сделано с целью укрепления границы и создания кордона из 12 станиц. Свое возмущение казаки выплеснули в песне «Отчего Дон возмущенным стал» (см. Приложение 4).

Чтобы еще раз подчеркнуть значимость исторической казачьей песни, как народного документа, народной летописи, фиксирующей и осмысливающей в своем сознании российскую историю, хочется вспомнить интересный факт из истории донского казачества, а именно когда в 1744 году при пожаре в Черкасском городке сгорел войсковой архив, Матвей Иванович Платов, Луковкин и др. принимают решение восстановить его по казачьей песне.

Казачья песня – это все-таки в первую очередь художественное осмысление, переживание жизни казаками. Поэтому нельзя не коснуться образно-поэтического строя песни.

  1. Казаки, ощущая особую кровнородственную связь с той рекой, где они жили, с той страной, которую они оберегали и расширяли, нередко в своих песнях одухотворяют их, вступают с ними в диалог, сочувствуют и даже просят прощения.
  2. Дон во многих песнях предстает перед нами как «Тихий», «Иванович», «отец родной», «батюшка»:
  3. Подходили донцы они к Дону близко
  4. Тот час кивера с голов они долой,
  5. Поклонились они Дону низко
  6. Здравствуй, Дон, отец родной,
  7. Что ты сердишься на нас?
  8. А он отвечает:
  9. Я не сержусь,
  10. Вы же мои дети…
  11. Россия в песнях упоминается как матушка Россия, которая «…много горя, нужды приняла…много крови пролила», но в тоже время много Славы про тебя, «…сабе сына, а ты родила, его Платовым а ты назвала».
  12. Эти примеры песен говорят нам о самосознании казаков как ответственных, любящих детей свою родину, Дон, Россию.
  13. Из песен мы узнаем? как важна для казаков слава:
  14. Жизнь казачья, она плохая,
  15. Вот зато Слава, она хороша…

Тема братства (товарищества) звучит в песне напоминанием призыва Александра Невского «Положим животы своя за други своя». Только зная жизненный уклад казаков, можно понять, как умирающий казак может утешать мать словами «ой, а не все друзья мои да товарищи погибают на войне».

  • В казачьей песне как ни в какой другой переживается античная драма не погребенного тела, например в песне «Черный ворон»:
  • …ты принес мне, черный ворон
  • Ручку белую с кольцом.
  • По колечку я узнала, чья у ворона рука.
  • …он убитый лежит, не зарытый, в чужедальней стороне…
  • Казачья песня, как мы уже говорили, является тем народным документом, летописью, слушая и изучая которую мы можем получить более полную и ясную картину всей российской истории.
  • Заключение

        Казаки, как истинные патриоты своей Родины, воспевали ее в своих песнях. Все значимые события, происходившие в истории казачества, отражены в песенном фольклоре донских и кубанских казаков. Один тот факт, что на Дону после пожара в архиве, историю казачества писали, опираясь на песни и былины, составленные казаками, говорит сам за себя.

Список использованной литературы

Асталенко М.П. Донские казаки 1550-1920 гг. – Р-н-Д, 1992

Венков А.В. История донского казачества. – Р-н-Д, 1992

Гегузин И.М. Влюбленный в песню. – Р-н-Д, 1974

Екимов Б.Н. Песни донских казаков. – Волгоград, 1982

Листопадов А.М. Песни донских казаков. – М., 195

  1. Приложения
  2. 1. «Не из тучюшки»
  3. Ой да не серые гуси гагачут,
  4. То расплпкались гребенские наши казаки
  5. Перед Грозным царем стоючи.
  6. А он им отвечает:
  7. Ой да пожалую вас, гребенские мои казаки,
  8. Быстрым Тереком-горынычем со притоками…
  9. 2. «В 1791 року…»

Ой, у тысяча семьсо-от девьяносто пе-ервому ро-оку. Ой, прийшов указ вид нашой цари-ицы С Петербургу го-оро-оду, э-гэй. С Петербургу го-оро-оду. Ой, шоб пан Чепига-а, ще-й пан Голова-а-а-а-а-атый Зибрав своё ви-ийско вийско запори-ижско, Та-й пыдвынув на Куба-аню, э-гэй. Та-й пыдвынув на Куба-аню. Ой, бувайтэ здоровы-ы, ой, днипривстсво на-а-а-а-а-аше, Бувайте здоровы вы, курене на-аши, Тут вам без нас розвалы-ыться, э-гэй Тут вам без нас розвалы-ыться. А мы будэм пыты-ы, пыты ще-й гуля-а-а-а-а-аты, Роспроклятых босурманив по горам-скалам гоня-. По горам-скалам гоня-аты, э-гэй. 

По горам-скалам гоня-аты.

  • 3. «Вражья баба Катерина…»
  • Катэрына, Катэрына,
  • Шо ты наробыла?
  • Степь широкый, край весэлый,
  • Тай занапостыла.
  • Зiбралыся вси бурлакы
  • До рiдной хаты
  •  — «Тут нам любо, тут нам мило
  • Журбы заспиваты.
  • Зiбралыся, як тi орлы,
  • Добычу дилыты
  • С девчатами журтуваты,
  • Мэд, горылку пыты.
  • Грай бо котрий на сопилку,
  • Сумно так сыдиты
  • Что деется тэпэрь в свитi,
  • Ой, чiйи же мы диты.
  • Что деется, шо маеться,
  • Що будэ по тому?
  • Кроме Бога единога
  • Нэ видно ныкому.
  • Катэрына, вражья маты,
  • Нэ гарно зробыла:
  • Панам землю раздарыла,
  • Нас посыротыла.
  • 4. «Отчего Дон возмущенным стал»
  • Никто та про то не знает, да никто не ведает
  • Отчего же наш славный тихий Дон возмущается.
  • Воскрутился, возмутился славный тихий Дон от трех генералушек,
  • Как от первого генералушки от Гудовича,
  • Как от второго генералушки князя от Черкасского,
  • Как от третьего генералушки князя Иловайского.
  • Как вечор-то, ночесь, Иловайский князь во игры играл.
  • Он не в карты играл и не в наперсточки, а во бильярд катал,
  • Прокатал – прогулял Иловайский сын пару вороных коней со колясочкой.
  • Еще пропил прокатал Иловайский сын все житье-бытье, все свое именьице,
  • Еще пропил-прогулял Иловайский сын весь наш славный тихий Дон.
  • Как пропивши, промотавши, сел на лавочку он,
  • Потупил свои очи ясные и призадумался
  • Он , призадумавшись, стал указы фальшивые писать и по войску рассылать.
  • Старых стариков во Кубань – реку бросать.
  • А девушек на фабричный двор брать,
  • А молодых ребят во солдаты брить…
Читайте также:  На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/03/31/istoriya-rossii-i-dona-v-kazachih-pesnyah-0

Казачья музыка

  • (Краткая справка).
  • Знаем, чем он украшен —
  • Украшен он славой русской,
  • Сам собою доказал.

По песням можно проследить не только жизнь казака, но и всю казачью историю.

Эти песни особенно ценны, ибо они ясно и определенно выражают на протяжении мно­гих веков казачьи политические и социаль­ные явления, как в казачьих краях, так и в государстве, а равно и понятия казаков о са­мих себе и своем отношении к государству.

Часто в песнях упоминается имя царя, ибо с ним фактически отождествляемся родина, верными сынами которой неизменно были казаки-воины, защитники государства.

Россия это слава казачья. История сде­лала казачество участником и творцом Ве­ликого государства. Историческая заслуга казачества в деле собирания Руси весьма ве­лика, о чем свидетельствуют царские грамо­ты, знамена, штандарты и т. п.

Участие каза­чества в гражданской войне всем известно. В ней приняли героическое участие и казач­ки, и дети, и деды. Казаки умели сочетать любовь к родине — России — с любовью к своим казачьим краям — казачьи песни луч­ший показатель этого.

  1. Украшен то наш Тихий Дон молодыми
  2. вдовами,
  3. Известен наш батюшка Тихий Дон сиротами,
  4. Наполнена волна в Тихом Дону отцовскими да материнскими слезами.
  5. Из тысячи песен есть целый ряд герои­ческих. Взять, к примеру, песню о гибели «Ермака»:
  6. Ревела буря, дождь шумел,
  7. Во мраке молния сверкала,
  8. И беспрерывно гром гремел,
  9. И ветры в дебрях бушевали.
  10. Все соратники Ермака спят, сам он толь­ко не спит и думает думу, подводя, так сказать, итог своей жизни.
  11. Кто жизни не щадил своей
  12. Опасность в сечах презирая,
  13. Тот думать будет ли о ней,
  14. За Русь Святую погибая?
  15. Своей и вражьей кровью смыв
  16. Все прегрешенья бурной жизни
  17. И за победы заслужив
  18. Благословение отчизны!
  19. Так думал, умирая за родину, Ермак!
  20. Нам смерть не может быть страшна.
  21. Свое мы дело совершили:
  22. Сибирь царю покорена,

И мы не праздно в мире жили…

  • Вот еще несколько песен:
  • — Проводы каза­ка на службу —
  • Конь боевой с походным вьюком
  • У церкви ржет, кого то ждет,
  • В ограде бабка плачет с внуком,
  • Молодка горьки слезы льет.
  • А из дверей святого храма
  • Казак в доспехах боевых
  • Идет к коню из церкви прямо
  • Вокруг семьи своих родных.
  • Жена коня подводит мужу,
  • Племенник пику подает,
  • И говорит отец: послушай
  • Моих речей ты наперед.
  • Мы послужили Государю,
  • Теперь и твой черед служить.
  • Так поцелуй же женку Варю —
  • И Бог тебя благословит.
  • Дарю коня тебе лихого,
  • Он добровит был у меня,
  • Носил в огонь и из огня.
  • А вот и пика боевая,
  • Подруга верная моя,
  • А вот и шашка родовая,
  • Ей бился дед, и дрался я.
  • А добрый конь — все наше счастье,
  • И честь и слава казака,
  • Он нужен в счастьи и ненастьи.
  • И за врагом, и на врага.
  • Конь боевой всего дороже!
  • И ты, мой сын, им дорожи;
  • И лучше сам ты ешь поплоше,
  • Коня же в холе содержи.
  • Но ни в бою, ни перед боем
  • Ты не бранися, не серчай;
  • Будь казаком и перед боем
  • Крестом себя ты осеняй.
  • Куда придешь, ты первым делом
  • Разведай все до пустяка,
  • Где тракт какой, кто есть, примером,

Где лес, где села, где река…

Тогда ты свой в чужой сторонке.

И командирам ты рука…

  1. Ведь ловкость, сметка, да сноровка
  2. Весь капитал у казака.
  3. Вот другая — песня о службе казачьей:
  4. Поехал казак на чужбину далеку
  5. На добром коне он своем вороном,
  6. Свою он краину навеки покинул,
  7. Ему не вернуться в отеческий дом.
  8. Напрасно казачка его молодая
  9. Все утро и вечер на север глядит,
  10. Все ждет, — поджидает — с далекого края,
  11. Когда ж ее милый казак прилетит.
  12. А там за горами, где вьются мятели,
  13. Зимою морозы трещат,
  14. Где сдвинулись грозно и сосны и ели,
  15. Казачьи кости под снегом лежат.
  16. Казак, умирая, просил и молил
  17. Насыпать курган у него в головах:
  18. Пущай на кургане калина родная
  19. Растет и красуется в ярких цветах.
  20. Пусть вольная пташка, склонясь над
  21. калиной,
  22. Пропой прощебечет, как весточку мне,
  23. О милой казачке, родной стороне.
  24. К «Двенадцатому году» относится песня об атамане Платове, который воплощает со­бою целую эпоху казачества.
  25. Славим Платова — героя,
  26. Победитель был врагам,

Слава донским казакам…

  • Одним донским поэтом сочинена была кантата восторженно патриотического со­держания («На возвращение донцов с вой­ны»).
  • Дела их слава оглашает,
  • Победный лавр венчает их,
  • Привет, почет их ожидает
  • На родине в кругу своих.
  • И в тех рядах, в рядах героев,
  • Идут бесстрашные донцы,
  • Какими были их отцы.
  • Донцы идут — и Дон пирует,
  • С восторгом ждет своих сынов,
  • От царской милости ликует
  • И за царя в огонь готов.
  • Казак, казачка, стар и млад
  • Пределов радости не знает,
  • И, снесши в круг регалий ряд,

На знамя новое взирает…

  1. Ниже приводится песня Новочеркасско­го Военного Училища:
  2. Вот настанет пора производства,
  3. Распрощается лагерь с тобой.
  4. И друг друга мы больше не увидим,
  5. Не придется нам встретиться вновь
  6. Молодыми пойдем мы сражаться,
  7. Постареем мы скоро в боях,
  8. И немного назад нас вернется —
  9. Вспоминайте, товарищи, нас.
  10. Так давайте, товарищи, выпьем
  11. Мы по рюмочке только одной,
  12. И друг друга мы все ж увидим,
  13. И придется нам встретиться вновь.
  14. В песнях сказалась вся красота, глуби­на и размах казачьей души, сила каза­чьего сердца и твердость непреклонной во­ли.
  15. С полным основанием Донской гимн кончается словами:
  16. Славься, Дон, и в наши годы
  17. В память вольной страны,
  18. В час невзгоды — честь свободы
  19. Отстоят твои сыны!

США   И. Курицын. 

РК №33 Март — Апрель 1961 г.

Источник: http://cossacksmusic.ru/o-pesnyax-donskix-kazakov.html

Доклад "Казачьи песни"

  • КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
  • О ПЕСНЯХ ДОНСКИХ КАЗАКОВ
  • Казачьи песни России — народные песни, создававшиеся казаками и простолюдинами на территории Казачьих Войск России,

   Песенное искусство донских казаков не так полно представлено в нотографии, описано и изучено. Первая публикация о казачьем песенном творчестве появилась в 1824 году — статья Сухорукова и Корниловича «Общежитие донских казаков в 17-18 ст.» с 5 казачьими песнями, гармонизованными Кольбе в альманахе «Русская старина».

   В 1936 году Сталинградским книжным издательством был выпущен сборник «Песни донских казаков», сост. И.Кравченко, под редакцией А.В.Швера. В 1937 году Московским книжным издательством выпускается сборник «Песни Донских и Кубанских казаков», сост. С.Богуславский и Н.Шилов, музгиз, 1937, 109 стр.

В этом сборнике был представлен разножанровый материал: эпические, исторические, военно-бытовые, свадебные, лирические, плясовые, шуточные, частушки.

В том же году Сталинградским книжным издательством выпускается второй сборник «Песни донских казаков», где наряду с уже традиционно публикуемыми жанрами появились и образцы детского фольклора.

   В послевоенные годы появляется первое крупное собрание донского песенного фольклора, которое представил в своём пятитомном труде «Песни донских казаков» (Москва-Ленинград, 1949-1954 гг.

) Александр Михайлович Листопадов (1873 — 1949). Отечественная музыкальная фольклористика не знает другого издания, столь же широко представившего местную песенную культуру.

На сегодняшний день этот труд остаётся самым крупным собранием русских народных песен с нотами.

   В обширной коллекции А.МЛистопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.

   Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод А.М.Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность.

   В 60-е годы вышел коллективный сборник статей «Народная устная поэзия Дона», также посвящённый изучению донского казачьего фольклора (Ростов-на-Дону, 1963 г.). Среди фольклористов, изучающих песенные традиции Дона, непосредственно анализом и описанием местных стилей занимаются А.С. Кабанов, Т. Рудиченко.

   В 80-е годы 20 века возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песенной традиции.

Силами любителей и энтузиастов казачьей культуры, а также профессионалами-исследователями, фольклористами в музыкально-этнографических экспедициях ведется сбор, фиксация и изучение народно-песенного наследия донских казаков Волгоградской и Ростовской областей.

В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону стали образовываться молодежные фольклорные ансамбли. исполняющие традиционный казачий фольклор. Среди таких ансамблей следует отметить существующий более 10 лет мужской коллектив «Казачий круг» (г. Москва)

Коллектив Творческого центра и ансамбля «Казачий Круг» состоит из людей самых разных профессий, сфер деятельности и возрастов. Костяк коллектива во главе с В.Н.Скунцевым составляют профессиональные фольклористы, исполнители казачьих песен с многолетним опытом.

В свою очередь им наступает на пятки молодое поколение — не зря гутарють: казачьему роду нема переводу.

К нашей радости людей тянущихся к родной культуре с каждым годом становится все больше, ведь участники Казачьего Круга объединены не только любовью к традиционной казачьей песне, но и стремлением к ее возрождению, популяризации.,

Очень яркий и самобытный ансамбль «Станица» (г. Волгоград) Гордость института искусств и культуры– фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Станица», лауреат многих международных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Его известность выходит далеко за пределы региона и страны.

Помимо концертной деятельности, ансамбль ведет фольклорно-этнографическую экспедиционную работу по сбору старинных казачьих песен. Руководитель — заслуженный работник культуры РФ, профессор О. Г. Никитенко. В 2011 году ансамбль отметил свой 30-летний юбилей., ансамбли г.

Ростова-на-Дону «Горница», «Вольница» В 1986 году Областном доме народного творчества был создан фольклорный ансамбль «Вольница», который ведет серьезную исследовательскую и пропагандистскую работу казачьего песенного фольклора. Руководителем его является выпускник Ростовской консерватории им. С. Рахманинова Александр Венглевский,.

Учителями таких коллективов стали аутентичные ансамбли станиц Усть-Бузулукской, Букановской, Голубинской, хуторов Яминского, Дурновского, Деминского Волгоградской области, хуторов и станиц Ростовской области, Краснодарского края.

   В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп.

Результатом этого много-векового развития явилось то ,что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и , отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.

   Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.

   В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты.

В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.

= Казачий круг. Пролягала шлях дорожка

= Казачий круг. Вы казачки-казачки

   Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции.

Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). Хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде, говорят об относительной сохранности этого пласта фольклора.

В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе.

Мы имеем лишь отрывочные сведения о существовании на Дону элементов земледельческо-календарной обрядности.

Читайте также:  Былины киевского цикла

   В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона.

Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Все эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия.

В ряде мест, в том числе и в традиции донских казаков, «протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.

   Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

   На уровне содержания музыкального — большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная.

В музыкальном содержании нашли воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры.

Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции.

Под этим понятием мы подразумеваем расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками — восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма.

   Содержание тесно связано с общественно-бытовыми функциями, проявляющими себя полифункционально. С одной стороны, сохранение коллективной, исторической памяти.

С другой стороны, это комплекс функций (гносеологическая (новые знания о мире), эстетическая, воспитательная), обеспечивающий устойчивый уровень эстетических и нравственных критериев общественного и семейного поведения.

Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).

. До нас дошла одна из многочисленных  строевых походных песен донских казаков «Всадники-други». Радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих «другов» скорее седлать коней, потому как то и дело раздается звучный сигнал трубы, и слышатся приказы командира, взводного.

При прослушивании этой старинной песни можно легко представить живописную картину: «морозное раннее утро, гордые ухоженные кони бьют копытами и возбуждённо ржут, а казаки, подбадривая друг друга шутками-прибаутками.

Они в нетерпении ожидают, когда, наконец, им можно будет поскорее отправиться вскачь по степи, вполне может быть, что и навстречу своей смерти… Песни обычно исполнялись в виде своеобразного диалога.

Так, взводный офицер, пожилой опытный «батько», отлично понимая своих молодых горячих «детушек», лукаво прищурившись, отвечает на этот удалой призыв: погодьте, не торопитесь уж так. Но вскоре и сам, словно заражённый всеобщим ликованием, призывает их поскорее встать в строй

  1. = Казачья песня «Казачий круг» — Всадники-други
  2. Особое значение в современной культуре имеют казачьи песни про историю России.
  3. РОССИЯ В КАЗАЧЬИХ ПЕСНЯХ

Песни про историю России стали появляться у казаков еще с середины XV столетия, то есть тогда, когда «казакование» стало распространяться на территории Московского царства. Немалый интерес вызывает песня казаков «Не из тучушки» — о грамотах, которые им дал Иоанн Грозный. «Пришедшие на поклон к грозному царю, казаки жалуются ему, точно отцу, на горькую долю «безземельников».

Напоминая о своих заслугах перед Отчизной, они мягко упрекают царя в невыполнении обещаний, и, сблизившись с князьями да боярами, совсем позабыл о верных своих слугах. Иоанн Васильевич же увещевает казаков, и вновь обещает отдать им земли «до самого моря Хвалынского». Как известно из истории, царь свое обещание выполнил, потому как высоко ценил воинское умение славных наёмников.

= Казачий круг «Ой, да не из тучушки»

Песни про историю России у казаков особенно тёплые, в них звучит исполненная нежности грусть. Россия называется «матушкой», принявшей много нужды и горя, пролившей много слёз и крови.

Сердце её терзается болью за своих сынов, но одновременно в нём жива и гордость за них. Переоценить значение песен казаков, любящих свою землю, Бога, Россию, воистину, невозможно.

Это не просто фольклорный жанр, это подлинный документ, в котором хранятся важные сведения как о культуре и быте народа, так и о политической ситуации в стране.

Источник: https://multiurok.ru/files/doklad-kazachi-pesni.html

Конспект внеклассного мероприятия «Праздник казачьей песни»

  • Праздник казачьей песни
  • (для учащихся 5-6 классов)
  • Место проведения: актовый зал лицея
  • Классы: 5-6
  • Цель: патриотическое воспитание детей школьного возраста
  • Задачи:
  • — ознакомление школьников с историей казачьей песни;
  • — формирование патриотических чувств посредством фольклора;
  • — приобщение к народным традициям на примере творческих коллективов учащихся
  • Под звуки марша учащиеся 5-6 классов выходят в актовый зал
  • (звучит «Парадный марш»)

1 ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости! В преддверии Дня защитника Отечества и в рамках внутрилицейских казачьих игр наш праздник посвящается казачьей песне.

2 ведущая: Здравствуйте, казаки и казачки!

1 ведущая: Открываем наш праздник «Гимном Терского казачьего войска». Прошу всех встать!

Звучит запись

  1. Казачий край! Во тьму веков

  1. Смотрю я, твой потомок дальний.
  2. Я вижу славу казаков,
  3. Казачек слышу плач печальный…
  4. От молодого поколенья
  5. Давно уж кроет пеленой
  6. Туман холодного забвенья…
  1. Да будут славны в наши дни,

  • Кто возвращает память краю.
  • Я перед ними до земли
  • В поклоне голову склоняю.
  • И за сутолокой дней
  • Старины своей не помним,
  • Забываем мы о ней.
  • Нам полеты на Луну,
  • Вспомним с вами казачьи обычаи,
  • Вспомним нашу старину!

2 ведущая: Песня… Она сопутствовала казаку всю жизнь, её пели при крещении и на свадьбе, провожая на службу и встречая из похода. Это были обрядовые и бытовые, исторические и походные, свадебные и хороводные песни.

1 ведущая: В большей части казачьего фольклора служба для казака – это его жизнь, его честь, гордость и святыня.

2 ведущая: Одной из популярных донских солдатских казачьих песен считается песня «Пчёлочка златая», а исполнят её участники праздника, казачата 5 А класса

Песня «Пчёлочка златая» Слова Г. Державина, музыка в обработке С. Владимирского.

2 ведущая: Ребята, как вы думаете, что значит быть защитником отечества?

Ответы детей.

1 ведущая: С первых дней существования казачества, единственным его делом стало дело военное. А на войне случалось всякое, многие казаки не вернулись из походов, поэтому были созданы песни полные глубоких чувств о погибших.

2 ведущая: Старинные народные песни казаков – неотъемлемая часть казачьей культуры. Песню по праву можно назвать неписаной историей народа. В казачьей песне в полноте и яркости сохранились свидетельства событий многовековой давности, описанные живым, эмоциональным и понятным языком. Песня была частью жизни казака.

1 ведущая: На всех казачьих землях издавна развивались различные песенные жанры. Казаки свои песни не пели, они их играли. Издревле было развито трёхголосье. Пению сопутствовали театральные и танцевальные сценки, вот почему казаки считали, что песню играть надо.

2 ведущая: Казачьи песни то протяжные и грустные, то искромётные и весёлые с подтанцовками. Каждая песня – законченный спектакль! По жанрам песни делились на исторические и военно-исторические, на обрядовые и бытовые, на календарные.

5 В класс исполнит песню «Как при лужку, при лужку».

1 ведущая: Бытовые песни казаков Юга России исполнялись на семейных торжествах. Они делились на любовные, шуточные, игровые, плясовые. Любовные песни чаще всего были протяжными, в них звучала грусть по любимому или любимой. Она льётся стройно и свободно, возбуждая чувство единения с сильными и красивыми предками, с их историей и культурой.

2 ведущая: С песней «Атаман молодой» (Слова Е. Камышная, музыка Ю. Весняк) мы приглашаем 6 А класс

1 ведущая: В казачьих песнях часто рассказывается о структуре войскового управления, много песен сложено о есаулах, хорунжих, простых казаках. Но самым любимым и почитаемым был выбранный на кругу атаман.

  1. 1 ведущая. Конь боевой всего дороже,
  2. И ты, сынок, им дорожи,
  3. Чтоб с поля брани тебя вынес,
  4. Его ты в холе содержи.
  5. Такое напутствие дает своему сыну отец, отправляя его на военную службу.
  6. 2 ведущая: Ребята, какие вы знаете казачьи поговорки?
  7. Дети:
  8. Казак ни когда не унывает: он и на войне и в походе песни играет.
  9. Казак без коня, что солдат без ружья.
  10. Бесконный – не казак.
  11. Казак сам не поест, а коня накормит.
  12. Казак с пелёнок на лошади.

1 ведущая: Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжёлые грузы. В многочисленных походных и боевых песнях казаки воспевали любовь к своему верному другу – душечке добру коню.

1 ведущая: Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, восхищая всех своим мужеством и отвагой. Ловкие конники, умелые мореходы казаки были природными воинами. Частые походы, вся суровая казачья жизнь взрастила людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, стальными мускулами и волей.

  • 2 ведущая: Бесславный конец наполеоновского нашествия, мужество и доблесть русских воинов воспеты в песне «Донцы-молодцы», которую исполнят ребята из 6 Б класса
  • Песня «Донцы молодцы».
  • 1 ведущая: С благоговением относились казаки к своему боевому вооружению, берегли его пуще глаза своего, потому что от его качества и исправности во многом зависела жизнь человека.

2 ведущая: Основным казачьим оружием является шашка. Казаки устраивали различные соревнования с шашками, на которых показывали своё мастерство. А наши казаки из 9 класса исполнят «Танец с шашками».

«Танец с шашками».

1 ведущая: Особое, трепетное отношение сложилось у донцов к женщине, матери, хранительнице очага. Душа казака всегда стремилась домой, туда, где ждут его жена, мать, дети, к родной земле.

2 ведущая. Как бы не складывались обстоятельства на войне. Умел казак и веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонад.

1 ведущая. И пели казаки тогда песни хором, с запевами. В них, в основном преобладала мужская традиция. Самым ценным в них было этническое начало, уникальное многоголосье, вплоть до летящего дисканта.

  1. 2 ведущая. Шуточную песню исполняет 6 В класс
  2. Как заставил меня муж, как заставил человек,
  3. «Вари жёнка борщ».
  4. Я по сеням хожу, будто я варю борщ,
  5. А я борщ не варила, человека одурила.
  6. Как заставил меня муж, как заставил человек:
  7. «Вари жёнка раки, я – пахать тарараки».

И по сеням тарараки, будто я варю раки., (и т.д.)

1 ведущая: В песне – вся правда. Нет такого события в жизни казаков, которое в песне бы не раскрывалось.

  • Дети: Любим мы петь и играть –
  • Это просто слова.
  • Всем вам хотим мы сказать,
  • Что казачья песня жива!

2 ведущий: Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Начиная с колыбели, казачонок слушал песни матери. Подрастая, он жил в атмосфере песен, которые пели родители и старики.

И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь и играть песни.

Когда у одной казачки спросили, почему песни играют, а не поют, она ответила, что понятие «петь» песни связано с пением по нотам, а вот «играть»песни – это то, что идёт от души и сердца, то, чему они научились от своих дедов, бабушек и родителей.

1 ведущий. Переходя из уст в уста, из поколения в поколение, казачья песня соединяет сердца и души людей, отдаленных друг от друга сотнями лет, создавая таким образом духовное единство прошлого, настоящего и будущего.

  1. 2 ведущий: И сегодня мы рады отметить всех участников нашего праздника.
  2. На сцену для награждения приглашается______________________________
  3. (Церемония награждения участников праздника казаками Железноводского казачьего общества)
  4. 1 ведущий
  5. Мы хотим, чтоб на нашей планете
  6. Никогда не печалились дети.
  7. Чтоб не плакал никто, не болел,
  8. Только б хор наш ребячий звенел.
  9. Чтоб навек все сердцами сроднились,
  10. Доброте чтобы все научились.
  11. Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война!!!

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=31788

Ссылка на основную публикацию