Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Инструкция

Приступаем к основам игры блюза. Играть его можно в различных тональностях, начнем с ми . Мелодическая основа блюза – это «блюзовая гамма», которая состоит из пяти нот – пентатоника. Вот ноты, которые мы будем использовать: ми, соль, ля, си и ре.

Играем гамму ми, соль, ля, си, ре, си, ля, соль, ми. Делаем вибрато на последней ноте ми. Технология проста и понятна, потренировавшись вы сможете исполнять с любой скоростью и интонацией эту гамму. Самый важный момент здесь — это импровизация.

Просто перебирая гамму вы вряд ли сможете блистать своим блюзом. Старайтесь всячески усложнять вид перебора, добавляйте новые ноты, меняйте октавы, используйте разные тональности.

Можно использовать прием «подтяжка» особенно на высоких позициях (ладах ближе к корпусу ) и гитарах с металлическими струнами (на нейлоне особо не потянешь).

Вторым шагом игры блюза нужно отметить важность импровизации. Стройте мелодические волны и повторяйте их по несколько раз, меняя ноты или ритм. Как можно чаще используйте прием «вибрато» и «подтяжка». Не нужно бояться ошибок.

Случайно задев не ту ноту, попробуйте ее обыграть несколько раз, словно она должна быть в вашей обязательно. Играя старайтесь напевать какой мотив. Он может быть как придуманным, либо уже всем известный. Иногда напевая свой собственный мотив можно сочинить довольно хорошую музыку.

Блюзовые песни отличаются особой меланхолией и грустью. Поэтому смело напевайте что нибудь грустное, какие нибудь неприятности в жизни. К тому же это позволит отнестись к ним более весело так сказать «с песней».

Старайтесь чаще слушать блюзменов, и импровизируйте на их музыку, либо на их манеру играть, можете совмещать манеру игры нескольких музыкантов. Учитесь и практикуйте замечательный блюз — один из самых замечательных и интересных жанров.

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Видео по теме

Полезный совет

Изучайте литературу и видео уроки по блюзу, приемов игры блюза достаточно много, поэтому есть где размахнуться. Старайтесь играть не по табулатурам, а по нотам.

В основе блюзового ритма – пентатоника, гамма из пяти нот без второй и шестой ступени. Проще всего начинать знакомство с блюзом, выучив ля-минорную пентатонику, на которой строится множество мелодий.

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Инструкция

Пентатоника в Am играется от пятого лада шестой струны до пятого лада первой струны.

Удобнее всего играть блюзовые мелодии со слайдером (металлической трубочкой, надеваемой на палец), он придает извлекаемому звуку характерный «скользящий» характер.

Отыграйте данный лад, чтобы прочувствовать его тон, после чего начинается самое простое и, вместе с тем, самое сложное – импровизация. Постарайтесь играть, как рука ляжет, не задумываясь о том, что сыграть.

Вторым шагом будет работа под аккомпанемент. Поставьте запись, под которую хотите импровизировать, или попросите кого-нибудь подыграть вам. Одна из возможных мелодий для отработки блюзового исполнения выглядит так: квинтовый аккорда Ля на два такта, потом один такт Ре, затем снова Ля.

По одному такту Ми и Ре, затем опять два такта Ля. Потом все повторяется. По ля-минорной пентатонике интересно импровизировать под такой аккомпанемент. Повторяйте небольшой мотив (например, продолжительностью в один такт) на протяжении всего исполнения.

При смене аккордов произведение приобретет характерный блюзовый колорит.

Доброе время суток, господа гитаристы. В этой статье, которая по сути является уроком, речь пойдет о блюзе. Точнее о том, как же начать его играть, если Вы до сих пор этого не умеете. За основу мы сейчас возьмем 2 момента: импровизацию и аккомпанемент. Если Вы еще никогда не импровизировали — не беда, сейчас научитесь.

А начнем мы, пожалуй, с импровизации. Для начала Вам необходимо выучить ля-минорную пентатонику. Пентатоника — это такой лад или гамма, в которой только 5 звуков. Этот лад очень часто используется в блюзовой игре на гитаре. На мой взгляд именно с него легче всего начать играть блюзовые штрихи. Вот этот лад:

Сперва-наперво Вам необходимо выучить эту пентатонику Am (ля-минор). Как видите играется она от 5 лада шестой струны до 5 лада первой струны. Вам просто нужно запомнить ее аппликатуру — последовательность движения звуков на грифе гитары, или по-другому — рисунок лада на грифе гитары.

Отыграв Am-пентатонику Вы готовы к тому, чтобы начать импровизировать. Вы будете делать это под аккомпанемент. Но для начала скажу пару слов о принципах импровизации.

Импровизация — это спонтанная игра, когда Вы играете все, что получится — как рука возьмет. Этот процесс должен проходить у Вас при отключенном контроле со стороны сознания. Постарайтесь не думать о том, как сыграть.

Просто играйте в рамках данного лада, который Вы только что выучили.

Теперь что касается аккомпанемента. Здесь я представляю, на мой взгляд, одну из самых распространенных блюзовых аккордовых структур:

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы
Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Вы можете записать аккомпанемент самостоятельно и импровизировать под него, а можете попросить кого-то подыграть Вам. Необязательно играть аккомпанемент именно таким способом, как показано на рисунке.

Тут я хотел просто продемонстрировать как идут аккорды. Два такта идет квинтовый аккорда Ля. Затем один такт Ре, потом опять возврат на Ля. Далее Ми и Ре по одному такту и… снова два такта Ля. Потом все повторяется.

Импровизируйте по ля-минорной пентатонике под данный аккомпанемент.

В заключение хочу сказать кое-что о повторении. Вы вполне можете придумать какой-то один мотив, например, длиной в один такт. И играть его на всем протяжении аккомпанемента. Смена аккордов придаст этому мотиву типичный блюзовый колорит. Ну вот и все. Если Вы мало-мальски умеете играть на гитаре, то рекомендаций из этого урока вполне достаточно, чтобы Вы начали играть блюз. Действуйте!

Всем привет, любители гитары. Сегодня у нас по традиции – урок для новичков. В данном небольшом уроке я расскажу вам — как можно играть блюз на вашей шестиструнной акустической гитаре, либо электрогитаре. Также опубликую схему, на которой вы можете увидеть самые распространенные блюзовые аккорды.

Если вас интересуют блюз, джаз и импровизация, то хочу порекомендовать новый образовательный портал натомия-музыки.рф , где вы сможете найти уйму бесплатной информации и уроков на эти и другие не менее инетересные музыкальные темы.

На самом деле играть данный музыкальный стиль (блюз) – не сложно, достаточно знать несколько базовых понятий и техник, немного потренироваться и вы сможете играть блюз не хуже Би Би Кинга.

Аккорды

Ниже, по тексту, вы можете ознакомиться со схемой, на которой изображены самые популярные блюзовые аккорды. Инструкция о том — как читать данные аккорды, их схемы, также прилагается.

  • Схема состоит из сетки, которая состоит из шести вертикальных линий (струн) и пяти горизонтальных линий (порожков). Как вы могли догадаться – эти линии иллюстрируют струны и порожки на гитаре. Их пересечение образует лады на шестиструнной гитаре;
  • Сверху схемы стоит буква, указывающая на название аккорда изображенного на схеме;
  • Чуть ниже буквы, вы можете наблюдать два знака: крестик и нолик. Они указывают на закрытую (не исполняется) и открытую (играть нужно открытой) струну соответственно;
  • На самой схеме расположены черные метки, указывающие и показывающие на тот лад, который вам нужно прижать, чтобы исполнить аккорды;
  • Ниже схемы вы можете увидеть цифры от одного до четырех. Данный цифры указывают на то, каким пальцем предпочтительнее прижимать тот или иной лад, когда вы исполняете аккорды. Если считать пальцы слева направо, на внутренней стороне ладони, то первый – указательный, четвёртый – мизинец, большой палей цифрой не обозначается.

Упражнения

Я подготовил для вас упражнение, которое позволит вам развить технику блюзовой импровизации. Ниже вы можете ознакомиться с табулатурой данного упражнения (видео-урок по чтению табулатур, также, находится ниже).

Играть нужно так
:

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Видео

Ниже вы можете посмотреть видео-урок посвященные рассматриваемой, в данной статье, теме.

Приемы игры

Хочется, также, пару слов сказать о приемах игры на гитаре, которыми часто пользуются блюз мены
:

  • Бенд
    – прием игры на гитаре, при котором играемая нота, в процессе звучания, подтягивается до нужно высоты. Длительность бендов может быть: коротка и длинная;
  • Вибрато
    – прием игры на гитаре, при котором извлекается звук с колебанием струны. Очень выразительный и популярный прием, очень часто используется в блюзе.

На сегодня это все, надеюсь, вы разобрались с техникой и приемами игры и можете играть блюз.

Вы помните моего друга – гитариста и преподавателя Константина Берестова и его ?

Если нет — то самое время вспомнить! Или познакомиться.
Он записал серию видеоуроков по игре блюза на акустической гитаре.

Но в чем особенности этих уроков?

В тональности.
Он показывает, как играть акустический блюз в Соль-мажоре (G).

Обычно акустический блюз играется (и показывается) в тональности Ми-мажор.
Это на самом деле, самая распространенная тональность в акустическом блюзе.

Она продиктована стандартными настройками гитары.

В ней легче всего исполнять стандартные, привычные приемы игры (например, играя басовую Ми на открытой струне, или стандартный блюзовый рифф с ее использованием).
И большинство узнаваемых блюзовых фишек, по которым мы безошибочно узнаем звучание акустического блюза – тоже из этой тональности.

Когда же мы пробуем транспонировать блюз в другую тональность, то сталкиваемся с тем, что привычные приемы уже не работают.
нужно приспосабливать фишки. Нужно формировать немного другое аппликатурное мышление.

И действительно, игра акустического блюза в тональности Соль-мажор имеет свои характерные особенности. И свой «аромат», свои, несвойственные для других тональностей, приемы и звучание.

Все это – в серии уроков Константина.

Он начинает с самых базовых основ, (даже с показа квинты на грифе). Но в конце серии мы усвоим готовый набор характерных игровых навыков, которые сможем применить в собственных блюзовых импровизациях на «акустике».

И при этом — мы будем звучать с одной стороны традиционно, с настоящим «корневым» блюзовым звучанием, а с другой стороны – свежо!
Я не буду мудрствовать, пересказывая в своем тексте весь его урок. Это лучше посмотреть на видео. А ниже я просто выложу графику из этого урока – чтобы Вам было проще ее рассмотреть.

Добавлю только, что Константин – опытный «живой» преподаватель, с большим стажем, со своим видением и мышлением, с хорошими навыками игры.
Его манера подавать материал может показаться Вам несколько необычной (и уж точно отличающейся от моей) – возможно, Вам придется к ней немного приспособиться.

ГРАФИКА ИЗ ВИДЕО:

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемыКак играть блюз на гитаре – импровизация и приемы
Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

P.S. Да. Кстати! Я тут подумал, и решил «вдогонку» открыть доступ к моему базовому курсу «Как играть блюз на акустической гитаре» — он лежит на закрытом разделе моего сайта.
Открою через несколько дней – и буквально на пару недель.
Так что следите за обновлениями, не пропустите!

  • ДРУГИЕ МОИ МАТЕРИАЛЫ НА ТЕМУ «БЛЮЗ НА АКУСТИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ»:
  • ——
    Подписывайтесь на мой канал Youtube:

Приветствую вас ребятки:=) Продолжаем разбираться с тем, как играть блюз на гитаре. Как вы помните в предыдущих статьях, мы уже начали разбираться.

В первой статье мы разобрались с общими понятиями, поговорили о том, что такое блюз, на каких инструментах и оборудовании он исполняется.

Во второй статье я растолковал вам теорию блюза, которую мало кто любит, это было видно по лайкам и реттвитам к статье:=)

Сегодня же ребятки, мы будем изучать и блюзовый аккомпанемент. И от скучной теории перейдем уже к практике.

И для начала давайте ознакомимся с блюз аккордами. В блюзе в основном применяются мажорные аккорды и так называемые доминантсептаккорды с надстройками и альтерациями.

Уже предвижу ваши округленные глаза и возмущение, от непонимания слов, которые я написал выше:=)

Не буду вдаваться в теорию и скажу простым языком, для того чтобы вы поняли.

Доминантсептаккорды с надстройками и альтерациями, это те самые аккорды, где после буквы обозначающей аккорд стоит что-то из этого набора: 6, 9, 13, 7+5, 7#9.

Читайте также:  Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

Думаю в различных справочниках и сборниках аккордов, вы видели такие аккорды: С6, А9, С7#9 и.т.д, вот это вот и есть доминантсептаккорды с надстройками и альтерациями.

Идем дальше. Все блюз аккорды мы будем изучать на основе так называемых аккордовых групп. Эти аккордовые группы получаются, когда простой мажорный аккорд берется в разных частях грифа гитары. Всего существует 5 аккордовых групп, называются они по соответствующим им простым мажорным аккордам: Е, A, D, G, C.

Сейчас постараюсь объяснить вам все это подробнее. Если простой мажорный аккорд Е переместить по грифу на 4-й и 5-й лад, и первым пальцем взять баррэ на третьем ладу, то мы получим аккорд G аккордовой группы Е.

Если точно так же переместить например аккорд E7, то мы получим аккорд G7 аккордовой группы E.

Таким же образом дела обстает и с другими группами аккордов. Так например если простой аккорд А переместить по грифу на 5-й лад и взять малое баррэ на третьем ладу, то у вас получится аккорд С аккордовой группы А.

Группа аккордов D. Вот таким вот образом простой аккорд D становится аккордом F группы D.

Группа аккордов С. Вот таким вот образом аккорд С становится аккордом D группы С.

Группа аккордов G. Это довольно сложные аккорды, поэтому для того чтобы научиться их проигрывать, вам придется упорно потрудиться. На рисунке ниже показано, как простой аккорд G становится аккордом А группы G.

Дорогие друзья, надеюсь хоть немножко вы уловили смысл. Более подробно и наглядно я объясняю и показываю это в видеоуроке:

А теперь что касается блюзовых аккордов, тех самых доминантсептаккордов с надстройками и альтерациями. Что же означают эти страшные, для уха простого гитариста-самоучки слова, надстройки и альтерации?

Не буду грузить вас теорией, скажу достаточно просто. Аккорды с надстройками – это аккорды, где к основным нотам аккорда добавляются дополнительные ноты. Аккорды с альтерациями – это аккорды, где основные ноты повышаются или понижаются.

Итак, давайте знакомиться с основными блюз аккордами
. Вот аппликатуры этих аккордов в различных аккордовых группах. Рассмотрим все на примере аккорда С.

  1. Аккорд С6 (первый вариант)
  2. Аккорд С6 (второй вариант)
  3. Аккорд С6 (третий вариант)
  4. Аккорд С7+5 (первый вариант)
  5. Аккорд С7+5 (второй вариант)
  6. Аккорд С9 (второй вариант)
  7. Аккорд С13 (второй вариант)
  8. Аккорд С13 (третий вариант)
  9. Группа аккордов А(ля):

  10. Аккорд С7 (первый вариант)
  11. (второй вариант)
  12. Аккорд C7#9
  13. Аккорд C9
  14. Аккорд C13

Для начала разучите и запомните хотя бы по 2-3 аккорда из каждой группы аккордов, затем постепенно разучивайте и запоминайте новые.

Не бойтесь, что этих аккордов так много, разучивайте их постепенно и у вас все получится.

Со временем к вам придет понимание и можно даже сказать осознание того что вы играете, и вы будете использовать сетки этих аккордов, как справочник для построения множества других аккордов.

Также очень полезно, не тупо заучивать аппликатуры аккордов, а анализировать где располагается тоника, на каких струнах он играется, какие ступени входят в аккорд и.т.д

Думаю на сегодня хватит:=) Изучайте, осваивайте и практикуйте все то, о чем я рассказал вам в этой статье. Ну а я же буду готовить для вас следующую часть, в которой мы будем продолжать изучать и осваивать блюзовый аккомпанемент, будем уже пробовать играть связки аккордов, ну а пока разучивайте сами аккорды.

Следите за своей почтой, чтобы не пропустить следующий выпуск рассылки. До встречи друзья:=)

P.S.
Ребятки, нажимайте на кнопки соц.сетей типа «мне нравиться», ставьте лайки, делайте репосты и реттвиты. Буду вам очень благодарен:=) А также оставляйте комментарии, и если что-то не понятно, не стесняясь задавайте вопросы.

Источник: https://axtor.ru/blyuz-na-elektrogitare-obuchenie-kak-igrat-blyuz-osnovy-blyuzovoi-improvizacii/

Блюзовое соло на электрогитаре: 5 классических фразировок • SAMESOUND — сайт для музыкантов

Изучаем блюзовое соло на электрогитаре: популярные и базовые приемы для импровизации в 12-тактовой блюзовой последовательности.

Импровизация в 12-тактовом блюзе — важная составляющая музыкального стиля. Блюзовые соло построены на интересных ходах и выходах за рамки привычной пентатоники.

Для улучшения навыков импровизации нужно постоянно пополнять «словарный» запас фразировок. Сегодня мы решили собрать пять базовых примеров обыгрывания гитарного соло в 12-тактовом блюзе.

 Некоторые из фраз выглядят как клише, но стоит помнить, что великие блюзмены начинали со стандартных приемов и стали мастерами своего дела благодаря постоянной практике, основанной на расширении музыкального кругозора.

Пример 1

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

В первом примере используется блюзовая гамма До. Подобные фразы обычно играются в более низком регистре, но использование высоких звуков вносит в импровизацию новые краски.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/01/blues-turnaround-solos-ex1.mp3

Пример 2

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Хроматические трезвучия удерживают импровизацию в рамках заданной гаммы и тональности. Такой ход часто используют клавишники во время исполнения блюзовых импровизаций.

Пример 3

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Упражнение использует фрагментированный подход к наполнению соло: фразировки включают классические блюзовые мотивы и мелодические линии. Что-то похожее прослеживается в динамичных импровизациях Робина Троуэра.

Пример 4

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

В примере используются доминантные трезвучия, свойственные Роберту Джонсону. В конце примера добавляется вибрато, извлекаемое при помощи тремоло-системы, что придает соло современного звучания.

Пример 5

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

В заключительном упражнении задействуются фразировки из четырех предыдущих примеров. Играйте упражнение на бриджевом звукоснимателе — это придаст звуку агрессии и свежести.

Ради эксперимента можно украсить звук легким кранчем — это добавит еще большей агрессии, но не выйдет за рамки привычного блюзового саунда.

Источник: https://samesound.ru/s/guitar/76903-blues-solo-guitar-lesson

GuitarPlayer.Ru Ваш гитарный сайт

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Доброе время суток, господа гитаристы. В этой статье, которая по сути является уроком, речь пойдет о блюзе. Точнее о том, как же начать его играть, если Вы до сих пор этого не умеете. За основу мы сейчас возьмем 2 момента: импровизацию и аккомпанемент. Если Вы еще никогда не импровизировали — не беда, сейчас научитесь.

А начнем мы, пожалуй, с импровизации. Для начала Вам необходимо выучить ля-минорную пентатонику. Пентатоника — это такой лад или гамма, в которой только 5 звуков. Этот лад очень часто используется в блюзовой игре на гитаре. На мой взгляд именно с него легче всего начать играть блюзовые штрихи.

Вот этот лад:

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Сперва-наперво Вам необходимо выучить эту пентатонику Am (ля-минор). Как видите играется она от 5 лада шестой струны до 5 лада первой струны. Вам просто нужно запомнить ее аппликатуру — последовательность движения звуков на грифе гитары, или по-другому — рисунок лада на грифе гитары.

Отыграв Am-пентатонику Вы готовы к тому, чтобы начать импровизировать. Вы будете делать это под аккомпанемент. Но для начала скажу пару слов о принципах импровизации.

Импровизация — это спонтанная игра, когда Вы играете все, что получится — как рука возьмет. Этот процесс должен проходить у Вас при отключенном контроле со стороны сознания. Постарайтесь не думать о том, как сыграть.

Просто играйте в рамках данного лада, который Вы только что выучили.

В моем самоучителе я излагаю подробнее принципы импровизации. Вот цитата из него: «…под аккомпанемент Вы играете спонтанно звуки в рамках данной аппликатуры (берете их не задумываясь).

Чтобы было проще начать, можете взять только половинные ноты… При этом Вы должны избегать искушения заранее придумывать что-то…

Если будет сложно, то, на худой конец, можете просто сыграть гамму под аккомпанемент (для первого раза, разумеется)».

Теперь что касается аккомпанемента. Здесь я представляю, на мой взгляд, одну из самых распространенных блюзовых аккордовых структур:

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы
Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Вы можете записать аккомпанемент самостоятельно и импровизировать под него, а можете попросить кого-то подыграть Вам. Необязательно играть аккомпанемент именно таким способом, как показано на рисунке. Тут я хотел просто продемонстрировать как идут аккорды.

Два такта идет квинтовый аккорда Ля. Затем один такт Ре, потом опять возврат на Ля. Далее Ми и Ре по одному такту и… снова два такта Ля. Потом все повторяется.

Импровизируйте по ля-минорной пентатонике под данный аккомпанемент.

В заключение хочу сказать кое-что о повторении. Вы вполне можете придумать какой-то один мотив, например, длиной в один такт, и играть его на всем протяжении аккомпанемента. Смена аккордов придаст этому мотиву типичный блюзовый колорит. Ну вот и все. Если Вы мало-мальски умеете играть на гитаре, то рекомендаций из этого урока вполне достаточно, чтобы Вы начали играть блюз. Действуйте!

Источник: https://www.guitarplayer.ru/lessons/kak-nachat-igrat-blyuz

Учимся играть блюз

Всем привет, любители гитары. Сегодня у нас по традиции – урок для новичков. В данном небольшом уроке я расскажу вам — как можно играть блюз на вашей шестиструнной акустической гитаре, либо электрогитаре. Также опубликую схему, на которой вы можете увидеть самые распространенные блюзовые аккорды.

Если вас интересуют блюз, джаз и импровизация, то хочу порекомендовать новый образовательный портал Анатомия-музыки.рф, где вы сможете найти уйму бесплатной информации и уроков на эти и другие не менее инетересные музыкальные темы.

На самом деле играть данный музыкальный стиль (блюз) – не сложно, достаточно знать несколько базовых понятий и техник, немного потренироваться и вы сможете играть блюз не хуже Би Би Кинга.

Содержание

  • Аккорды
  • Упражнения
  • Видео
  • Приемы игры

Итак, давайте приступим к самому интересному.

Аккорды

Ниже, по тексту, вы можете ознакомиться со схемой, на которой изображены самые популярные блюзовые аккорды. Инструкция о том — как читать данные аккорды, их схемы, также прилагается.

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Как читать схемы:

  • Схема состоит из сетки, которая состоит из шести вертикальных линий (струн) и пяти горизонтальных линий (порожков). Как вы могли догадаться – эти линии иллюстрируют струны и порожки на гитаре. Их пересечение образует лады на шестиструнной гитаре;
  • Сверху схемы стоит буква, указывающая на название аккорда изображенного на схеме;
  • Чуть ниже буквы, вы можете наблюдать два знака: крестик и нолик. Они указывают на закрытую (не исполняется) и открытую (играть нужно открытой) струну соответственно;
  • На самой схеме расположены черные метки, указывающие и показывающие на тот лад, который вам нужно прижать, чтобы исполнить аккорды;
  • Ниже схемы вы можете увидеть цифры от одного до четырех. Данный цифры указывают на то, каким пальцем предпочтительнее прижимать тот или иной лад, когда вы исполняете аккорды. Если считать пальцы слева направо, на внутренней стороне ладони, то первый – указательный, четвёртый – мизинец, большой палей цифрой не обозначается.

Упражнения

Я подготовил для вас упражнение, которое позволит вам развить технику блюзовой импровизации. Ниже вы можете ознакомиться с табулатурой данного упражнения (видео-урок по чтению табулатур, также, находится ниже).

Играть нужно так: Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Если вы не знаете, как читать табулатуры на гитаре, то предлагаю вам ознакомиться с видео-уроком, в котором все наглядно показано и рассказано.

Видео

Ниже вы можете посмотреть видео-урок посвященные рассматриваемой, в данной статье, теме.

Приемы игры

Хочется, также, пару слов сказать о приемах игры на гитаре, которыми часто пользуются блюз мены:

  • Бенд – прием игры на гитаре, при котором играемая нота, в процессе звучания, подтягивается до нужно высоты. Длительность бендов может быть: коротка и длинная;
  • Вибрато – прием игры на гитаре, при котором извлекается звук с колебанием струны. Очень выразительный и популярный прием, очень часто используется в блюзе.

На сегодня это все, надеюсь, вы разобрались с техникой и приемами игры и можете играть блюз.

Если вы хотите углубиться в знания о блюзе или джазе и импровизации, обязательно посетите сайт Анатомия-музыки.рф. Вот, например, одна занимательная статья с этого сайта, связанная с блюзом:

  • Возникновение джазовых приемов: блюзовые ноты, свинг

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Подписывайтесь на музыкальное сообщество «Анатомия Музыки»! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Источник: http://igitarist.ru/nachinayushhemu-gitaristu/kak-grat-na-gitare-bluz/

Джазовые фразы для гитары

В этом разделе мы расскажем о6 основных моделях построения джазовых фраз на гитаре. Для начала эти фразы можно изучить в до мажоре, и затем играть во всех тональностях по всему грифу.

Читайте также:  Громкие премьеры сезона 2014-2015 в музыкальных театрах россии

Джазовые фразы в мажоре

В первом примере, показанном ниже мы исполним пониженную третью ступень b3 и закончим фразу на 6-ой ступени. Эта пониженная 3-я ступень даст блюзовый оттенок вашей импровизации.

Арпеджио — важная техника для ваших джазовых гитарных соло, но иногда они могут стать монотонными, особенно когда начинаются с первой ступени. Движение R-7-R позволяет играть maj7 арпеджио от первой ступени, но в то же время вы избегаете простоты и банальности звучания вашей линии.

Далее рассмотрим арпеджио Em7, которое будет играться поверх аккорда Cmaj7. Нота ре в данном случае будет 9-ой ступенью аккорда Cmaj9. Использование M7 арпеджио с 3-ей ступени аккорда maj7 — это то, что каждый великий джазовый гитарист использовал в то или иное время в своих соло.

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Еще один пример с использованием b5-ой ступенью. Это также придаст вашему соло блюзовый оттенок.

Следующая фраза — это комбинирование b3 и b5-ой ступени в maj7 аккорде.

В следующем примере мы используем аккордовые тона , но в то же время избегаем использования 1-ой ступени в нашем соло.

Этот простой, но эффективный шаблон основан на мажорной пентатонике аккорда C6.

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Доминантовые джазовые фразы

  • Поскольку доминантные септ аккорды появляются по крайней мере три раза в любой джазовой прогрессии, и составляют напряженный аккорд в ii-V-I, важно иметь под пальцами ряд классических фраз, чтобы уверенно и точно отметить этот важный аккорд.
  • В этом разделе вы узнаете 8 классических моделей построения фраз в доминантных аккордах и тем самым расширите свою палитру красок в своей импровизации.
  • Для начала, вот короткий, который использует голос, ведущий к соединению b7 G7 и 3-ей ступени в Cmaj7.
  • Работа над солированием в доминант септ аккордах означает не только солирование в рамках этого аккорда, но и разрешение его в последующие аккорды прогрессии.

Далее в примере у нас имеется проходящая нота Gb, которая придает фразе нотки бибопа. Септима над G7 разрешается в аккорд Cmaj7 во втором такте.

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Вот пример для создания напряжения над аккордом V7 в коротком шаблоне ii-V-I до мажора.

Обратите внимание на интервалы b13 (Eb), #9 (Bb) и b9 (Ab), применяемые к аккорду G7. Они создают чувство напряжения, которое вы затем разрешаете в аккорд Cmaj7.

  1. Вот короткая, простая линия, основанная на G7 арпеджио.
  2. Как упоминалось ранее, бибопные гаммы являются эффективным способом солирования над любым доминантным 7-м аккордом.
  3. В этом примере вы узнаете более длинную фразу в бибопе, здесь также используется арпеджио Bdim7.
  4. Смешивание нот из доминантного арпеджио и Миксолидийского лада с нотамиками блюза — это интересный способ выразить свою музыкальную мысль.

Минорные джазовые фразы

Аккорд m7 играет важную роль в мире джазовой гитары. Этот раздел поможет вам расширить свой словарный запас. Не стесняйтесь изучать эти шаблоны во всех тональностях.

В первом примере m7 мы добавим проходящую ноту между 1-ой ступенью и второй нотой гаммы, в этом случае мы получим D Дорийский лад. (если вы не знакомы с диатоническими ладами, узнайте больше о них здесь).

Источник: https://learn4joy.ru/jazzguitar-pattern/

Как импровизировать на гитаре

Инструкция

Гаммы. Лучше всего перед началом обучения импровизации изучить все тональности до семи знаков при ключе включительно. Кроме стандартных мажоров и миноров, обратитесь и к ладам народной музыки: пентатоника, на основе которой строится большинство мелодий в джазе и роке; дорийский (минор с шестой высокой ступенью), фригийский (минор со второй низкой ступенью), лидийский (мажор с четвертой высокой ступенью) и миксолидийский (мажор с седьмой низкой ступенью). Изучите положение ступеней и соотношение друг с другом. Доведите навык до автоматизма, чтобы играть каждую из этих гамм с закрытыми глазами в шести разных темпах (от максимально медленного до максимально быстрого) и пяти ритмах (от ровного до пунктирного и триольного).

Техника. Исполнение на гитаре позволяет использовать огромное количество приемов: пиццикато, слэп (пиццикато Бартока), теппинг, медиаторная техника, каподастр, глиссандо, бенды, форшлаги, флажолеты. В каждой из них добейтесь оптимального уровня исполнения. Еще лучше будет, если вы будете и изучать совместно с гаммами.

Нарисуйте гармоническую сетку – квадрат из нескольких аккордов. Повторите его несколько раз в аккордах, чтобы запомнить.

Затем в произвольном порядке играйте ступени гаммы в соответствии с тональностью квадрата.

Оптимально начать с до мажора и играть сетку из следующих аккордов: до мажор, ля минор, фа мажор, соль мажор (можно заменить на соль септаккорд). Каждый аккорд исполняется по одному такту.

Усложните задачу. Прибавьте к исполнению ступеней различные техники. Следите, чтобы ступень, исполняемая в конкретный момент, сочеталась с общим строем текущего аккорда. Учтите, что необязательно играть только ступени из него: важно, чтобы мелодия сходилась только на сильные доли или в ключевых моментах музыкальной фразы (паузы, синкопы, окончание мотива).

Заранее продумывайте, что и как вы сыграете в следующий момент, будь то просто серия шестнадцатых, глиссандо или группа синкоп. Старайтесь услышать заранее, как это будет звучать. В таком случае вы всегда будете заранее знать, удастся ли пассаж, в какой момент его нужно прервать, куда направить движение мелодии. Экспериментируйте с тембрами и эффектами.

Импровизируйте в команде. Учитесь слушать других и уступать сольные партии партнерам, чтобы в исполнении песни не возникало неразберихи. Вслушивайтесь в гармонию и ритм каждого из участников. Усложняйте импровизацию от первых тактов к концу.

Видео по теме

Импровизация – от латинского «непредвиденность» — в узком смысле умение сочинять мелодию на ходу на основе гармонической последовательности ритма или другой «канвы». Однако умение импровизировать приходит к музыканту не в первые уроки, а лишь по достижении определенного опыта и знаний.

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Инструкция

Освойте полный курс обучения игре на инструменте: базовые техники, штрихи, музыкальная теория, история, сольфеджио и инструментовка. Чем больше вы знаете, тем шире арсенал средств, которыми вы сможете оперировать в будущем при импровизации. Попросите партнера по музыкальному коллективу сыграть для вас цепочку аккордов несколько раз. Это может быть одна из стандартных цепочек, описанных ниже, или ваша собственная. Главное – чтобы каждый аккорд длился определенное количество тактов, а общее количество тактов было кратно четырем или восьми.Фригийский ход: Am, G, F, E7.Золотая секвенция: Am, Dm, G, C, F, Bdim, E7, Am.Джазовая вертушка: C, Am, F, G.Вариант джазовой вертушки: C, Am, Dm, G.Другой вариант вертушки: C, A, D, G7.Последовательность, не имеющая названия: Am, F, G, E7.

Все аккорды можно транспонировать в другую тональность – поднять или опустить на любой интервал по вашему желанию.

Пока ваш партнер играет выбранную вами гармоническую последовательность, начните играть ступени пентатоники ля-минора. Применяйте различные техники: легато, стаккато, теппинг, флажолеты. Меняйте ритмику так часто, как сочтете нужным. Прислушивайтесь к партнеру. Обращайте внимание, какие ходы звучат красиво, а какие фальшиво. Используйте хроматизмы – повышение или понижение ступени на полтона. Эти побочные звуки особенно приятно звучат в форшлагах и подтяжках.

В групповой импровизации в какой-то момент вам придется отойти на задний план: оставьте мелодию, играйте только аккорды. Ваш партнер перехватит инициативу. Слушайте его, перенимайте его достоинства, отмечайте недостатки.

Постепенно усложняйте импровизацию: добавляйте сложные размеры, триоли, удлинения квадрата и т.д. Используйте все средства, которые знаете, но в умеренных количествах: импровизация на гитаре не должна превратиться в показ своих технических возможностей. Это средство выражения музыкальной мысли.

Играть строго по нотам — дело важное, но не столь интересное, как импровизация. Вот оно — подлинное самовыражение через инструмент. Чтобы звуки, извлекаемые вами с помощью гитары, были по-настоящему гармоничными и прекрасными, стоит немного углубиться в музыкальную теорию, трактующую понятие импровизации.

Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Инструкция

Как всегда в блюзовой традиции, все начинается с пентатоники. Для песен в ля-миноре этот ряд таков: Ля, До, Ре, Ми, Соль. Эти ноты можно играть в любой последовательности, в любых сочетаниях — все это будет звучать гармонично. Разумеется, зная пентатонику для одной тональности, можно построить этот ряд для любой другой.

Чтобы расширить пентатонику до блюзового ряда, нужно добавить всего две ноты: Ре диез и Соль диез. Правда, эти две ноты стоит использовать несколько осторожнее. Они больше подходят на роль проходящих при движении вверх, нежели для завершающих нот, попадающих на сильную долю.

В гамме Ля-минор остается еще две ноты — Си и Фа — которые также можно использовать для импровизации. Таким образом, очерчено поле возможных свободных вариаций на гитаре. Запомнив их, можно играть без нот и не ошибаться, извлекая всегда гармоничные звуки.

Изучение игры на гитаре начинается с разучивания фрагментов произведений, но останавливаться на нем не должно. Очень скоро вы заметите, что многие авторы используют уже знакомый вам набор нот, добиваясь различного звучания. Постарайтесь не только копировать исполнение звезд, но и анализировать, изучать его.

В овладении искусством импровизации помогут и такие технические упражнения, как игра по ступеням аккорда (под аккомпанемент играются ноты, являющиеся ступенями текущего аккорда в соответствии с различными ритмическими рисунками).

Импровизация далеко не всегда имеет отношение к джазовой или блюзовой музыке. Не меньший интерес представляет свободное фантазирование на тему классических произведений. Начать импровизировать на гитаре в классической манере несложно: возьмите любой фрагмент, который вам нравится, и хорошенько его разучите. Когда будете способны играть по памяти, начните делать небольшие отступления, дополняя мелодию собственными вариациями.

Обратите внимание

Наличие музыкального образования отнюдь не всегда означает способность импровизировать. Иногда совсем наоборот: классическая школа готовит исполнителей, а не авторов музыки. Однако знание нотной грамоты существенно облегчает развитие навыков свободной игры без партитуры.

Полезный совет

В обучении музыке есть два основных инструмента: слушать и воспроизводить. Чем больше вы будете заниматься, тем богаче будет ваш собственный багаж импровизационных схем и ходов.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-34656-kak-improvizirovat-na-gitare

Как играть блюз на гитаре

Не все музыканты могут обходиться без нот. Особенность джазовых исполнителей заключается в умении импровизировать на ходу, что равносильно написанию вариаций на тему заданной мелодии.

При отсутствии музыкального образования достаточно сложно, но возможно играть блюз на гитаре при наличии абсолютного слуха и чувства гармонии.

Аккорды, которые учат по цифровкам дворовые музыканты, только отчасти помогут в освоении этого стиля, ведь часть произведения, соревновательные его куски требуют воспроизведения мелодии. Это означает, что гитара будет использоваться как сольный, а не только аккомпанирующий инструмент.

Что такое блюз и особенности блюзового исполнения

До недавних пор в учебниках по музыкальной литературе можно было увидеть определение блюза, как ночная песня. По своему звучанию она является разновидностью джаза, о чем свидетельствуют: синкопированный ритм аккомпанемента, возможность импровизации во время исполнения, распевность верхней (вокальной партии).

В инструментальном исполнении используется прием диалога двух и более солирующих инструментов – саксофонов: альтового и сопрано, тенорового и баритонового строя.

В этот диалог могут вклиниваться банджо, синтезатор, рояль. При сольном исполнении блюза на гитаре соревнуются в опеваниях нот, заданных тональностью, вокальная и аккомпанирующая партии.

Получится исполнение пасадобля или джазового этюда, если не использовать при этом:

  • сольный инструмент для исполнения мелодической партии;
  • пропевание текста и вокализов;
  • при исполнении сольной (мелодической) партии потребуется аккомпанирующая синкопированная линия.

Обучаясь исполнять блюз на гитаре, следует освоить и умение играть в коллективе – дуэте, трио и даже оркестре. Чтобы научиться самому играть блюз на гитаре, необходимо освоить основные музыкальные азы – нотное изложение.

Изучить расположение нот на грифе помогут:

  • простые мелодии с первых страниц сборника В. Чунина для домры;
  • упражнения Шрадика, написанные для скрипки;
  • джазовый этюд Дворжака в переложении для скрипки или домры.

Внимание! Рекомендации использовать для освоения грифа ноты для домры 3-струнной (примы или альтовой) и скрипки основаны на схожести строя верхних 3-х струн всех трех инструментов. Разница в звуке выражается октавой, в которой они звучат. Альтовая домра и акустическая 6-струнная гитара являются транспонирующими инструментами, то есть звучат они на октаву ниже, чем записываются для них ноты на стане.

Читайте также:  Как быстро выучить стихотворение?

Кроме положения руки на грифе, позиционной игры, эти произведения помогут освоить умение играть с листа, отработать технику, освоить аппликатуру – порядок расположения пальцев на ладах.

Джазовки исполняют при помощи плектора (медиатора), изготовленного из черепахового панциря или плотного пластика.

Металлические пластинки и пальцевые переборы не используются при исполнении блюзовых произведений.

Начинаются блюзовые мелодии с затакта. В зависимости от того, на какую долю он приходится – на сильную или слабую, зависит положение плектора перед извлечением звука.

При необходимости воспроизвести звук сильной (первой), относительно сильной (третьей) доли используется нажим на струну сверху, слабая (четвертая) или относительно слабая (вторая) доли играются с подцепа.

Для отработки этого приема игры необходимо изучить упражнения и этюды.

Несмотря на то, что в джазовых стилях очень большая роль отводится импровизации в заданном ритме и тональности, обучение правильно начинать с изучения нот, их длительностей, средств музыкальной выразительности – громкости звуков, агогики (сдвига ритма), флажолет (пиццикато над порожком гитарного и балалаечного), акцентов (легато, нонлегато, стокатто, глиссандо, вибрато левой рукой).

Особенность игры на инструменте, задающем ритм в ансамблевом исполнении – бас всегда должен звучать сухо, что помогает остальным участникам джаз-банда не сбиться с ритма. Осваивать тонкости совместной игры с вариативным рядом лучше начать с пентатоники (музыкальной темы, в которой использованы только 5 нот выбранной тональности). Без диезов и бемолей играть можно в до-мажоре и ля-миноре.

Самый низкий бас на гитаре – это ми малой октавы, в ля-миноре самая известная русская народная песня, начинающаяся с этой ноты – «Во поле березка стояла». Основная мелодия состоит всего из 5 нот, она поможет освоить игру в первой позиции (в районе первых 5 ладов).

Пентатоника использована и в песне «Как под горкой под горой», но ее лучше осваивать в до-мажоре, начиная с 5 струны – ля малой октавы, где 3 лад и является нотой До.

С нее и следует начинать произведение, которое поможет освоить игру во второй позиции (в пределах 3-7 ладов).

Внимание! Чтобы максимально правильно освоить блюзовое воспроизведение, желательно избегать игры на открытых струнах при исполнении канителенных кусков. При исполнении техничных моментов на non legato и staccato это не столь критично, быстрые вариации исполняются как в позиции, так и на одной струне.

Начиная учиться блюзовой игре, можно использовать не только афроамериканские мелодии. Синкопирование простейших, знакомых с детства мелодий, поможет освоить ритм и мелодику экзотического блюзового стиля, имеющего с русской народной песней сходство в распевах на несколько тактов.

Что необходимо для игры блюза на гитаре

При исполнении произведений в смешанном ансамбле следует учесть, что строй духовых и струнных инструментов несколько отличается, придется подбирать тональность, одинаково подходящую для всех. При этом первые несколько ладов гитары не задействованы, для облегчения игры в этом случае используется зажим. Это приспособление снижает необходимость выставлять баррэ, которое людям с короткими пальцами и небольшой их растяжкой дается с трудом.

Для звукоизвлечения потребуются медиаторы, но не металлические, а упругие, чтобы призвуков металла не было слышно. Хорошо глушат вибрацию струны пластик и черепаховый панцирь. Черепаховый плектор – дорогой, его использование не всегда оправдано за счет большой жесткости. Пластик толщиной 2-3 мм – это достаточная толщина для извлечения бархатистого звука на всех струнах (с оплеткой и моно).

При использовании электрогитары потребуются звукосниматели, стерео-колонки с мощными динамиками, усилитель и микшерный пульт, благодаря которому можно выставить ревер, дающий объем и шлейф звуку.

Добиться объемности звука на акустической 12-струнной гитаре можно без использования современной электрической аппаратуры.

Особенность ее строя заключается в том, что каждая струна дублируется, верхняя настраивается в строжайшем соответствии с камертоном, а дублирующая на четверть тона ниже.

Выбор гитары

Иногда исполнители блюза используют прием удара по корпусу гитары для отбивания ритмических рисунков, усиления афроамериканского колорита музыки. Такого использования классическая гитара долго не выдержит.

Есть выход: следует выбрать гитару, у которой резонансная дека защищена панцирем от конца грифа до голосника. Он закрепляется на несколько мм выше деки. Каждый щелчок ребром ладони или медиатором усиливается, как и звук струн.

Эта же часть глушит металлические призвуки.

При выборе следует смотреть в первую очередь на отсутствие искривлений на грифе, равномерность возвышения струн над порожками (они не должны соприкасаться с порожками и находиться слишком высоко над грифом).

Флажолет обязательно должен получиться над порожком 7 лада, звук быть чистым, звонким. Лучший инструмент даст сходный результат и над порожками других ладов.

При ударе костяшками пальцев в параллельных, относительно грифа, участках деки звук должен совпасть по высоте.

Регулируемый гриф хорош для новичков, такие гитары преимущественно выпускаются как продукция широкого потребления. Они более дешевые, но качество звука для блюзовых исполнителей у них не самое подходящее. Для стабильного бархатистого звучания лучше подходят концертные или оркестровые инструменты с клееным грифом.

Отстройка гитары

Покупая гитару у именитого мастера или на фабрике, учтя все рекомендации по выбору, вряд ли потребуется дополнительно отстраивать гитару. Инструмент не любит чужих рук, покупать лучше новую, а не подержанную. Это убережет от разочарований, необходимости пользоваться услугами мастера для подтачивания порожков, регулировки грифа.

На начальном этапе подстраивать гитару придется регулярно, пока колки начнут удерживать натяжение струн на необходимом уровне на протяжении длительного периода игры. Через неделю интенсивного использования инструмента растяжение (качественных) струн заканчивается. Некачественные просто не выдерживают.

В настройке гитары помогут тюнеры или камертоны Ля или Ми. Если настраивать с ноты ля – то:

  1. Высота звука камертона должна слиться со звучанием 5 струны (второй сверху).
  2. Такой же звук должен быть и на верхней струне при зажатом 5 ладе.
  3. 4 струна (Ре) тоже на кварту выше по звучанию относительно ля, как ля к ми. Зажатый на 5 струне 5 лад соответствует по звучанию открытой четвертой струне.
  4. 3 струна (Соль) тоже настраивается по 5 ладу струны, находящейся над ней.
  5. Си – вторая струна соответствует по звуку 4 ладу на струне соль.
  6. Настраивать первую струну лучше по 6 струне. Несмотря на разницу высоты звука в октаву, они должны слиться.

Настройка инструмента по тюнеру не всегда дает лучший результат, что во многом зависит от особенностей инструмента.

Люди, обладающие абсолютным музыкальным слухом, со временем учатся настраивать инструменты и без камертона, что практически не доступно мастерам.

Мастерские по отстройке гитар – это хороший способ для новичков избежать ошибок, ведь настроить инструмент можно при помощи аппаратов, замеряющих количество колебаний струны, соответствующих звуку определенной высоты.

Толщина струн

Выбор длины и толщины струн во многом зависит от конструкции самой гитары, рекомендованный номер указывается производителем. Для блюза, звук которого должен быть завораживающим, необходимо брать металлические струны средней толщины. Широкая оплетка верхних серебряных струн уступает латунной в насыщенности звука. Слишком тонкие 1-3 струны дадут ненужный звон.

Звукосниматели

Super Distortion – двухкатушечный Humbucker, подавляющий фоны 50 и 60 Гц, усиливает звучание среднего тембра, снижает слияние звуков, глушит вибрации при тремолировании, глиссандо, чем и интересен этот популярный в 70-х, 80-х годах звукосниматель для исполнителей блюзовых аранжировок на электрогитарах. Он подходит для тех, кому необходимо усилить басовый спектр звуков. Предпочитающим играть в верхнем регистре больше понравится Super 2.

Dual Sound – при установке с Single Coil дает сходные характеристики по очистке мелодии от призвуков сети и вибраций. Удобен тем, что устанавливается вблизи окончания грифа, что упрощает его использование при высокотехничной игре.

PAF – основное действие рассчитано на средний регистр звуков, часто используется вкупе с Super Distortion. Органично сочетается с ламповыми усилителями старого образца, не оснащенных системой Mastervolume.

На рынке много качественных звукоснимателей, в том числе универсальных. Главный критерий их выбора исполнителями блюза – сочетаемость с остальными составляющими звуковоспроизводящей системы.

Усилители

Усилители звука можно разделить на 5 групп по принципу использования:

  1. Комбинированные – многофункциональные.
  2. Предварительные – они используются на больших пространствах, устанавливаются вдалеке от источников звука.
  3. Мощностные рассчитаны на усиление акустических гитар.
  4. Ламповые отличаются хорошими показателями усиления звука, возможностью подстройки, но очень капризны и сложны в управлении.
  5. Цифровой усилитель – прибор для домашнего, камерного использования. Для профессионального занятия музыкой не подходит.

Гитарные эффекты

Искать на территории России блюзовую гитару дело неблагодарное.

При помощи специального устройства (блюздрайва) можно добавить характерное звучание классическому инструменту, что заключается в потрескивании, напоминающем то, что сопровождало воспроизведение музыки с виниловых пластинок. Есть и другие интересные устройства, изменяющие на дистанции от инструмента к усилителю звучание гитары:

  1. Дисторшн добавляет в звук агрессию, жесткость, тяжеловесность.
  2. Овердрайв или перегруз используется при исполнении тяжелого рока, это устройство заставит завизжать даже басовую гитару.
  3. Фуз – эффект ретро стиля в тяжелом роке.
  4. Вау-Вау придает звуку кваканье, напоминающее эффект, создаваемый саксофонистами при помощи открывания и закрывания раструба духового инструмента шляпой или специальным клапаном. Это устройство понравится джазменам и исполнителям блюза.
  5. Дилей задержит звучание сыгранного звука.
  6. Ревер – создает эффект эха и акустики большого концертного зала в малом помещении.
  7. Фланжеры дают звучание турбин самолета и перемещения звука за счет попеременного воспроизведения разными динамиками.
  8. Хорус преобразовывает звук одного инструмента в звучание дуэта или большого ансамбля.
  9. Тремоло.
  10. Эквалайзер выделяет при воспроизведении выбранные тембровые окраски, скрывает нежелательные.
  11. Октавер помогает без больших скачков по грифу повышать или понижать звук на несколько октав.

Выбор необходимых эффектов зависит только от личных предпочтений музыканта, выбранного стиля игры и репертуара.

Ритмы блюза

Кроме основного блюза, который попал в города с миграцией афроамериканцев, ритмы, входящие в понятие блюз – соул и фанк. Их исполняют музыканты на всех континентах.

Soul – направление музыки, возникшее в 50-е годы прошлого столетия, в основу которого лег жанр ритм-энд-блюз. Переводится термин с английского как «душа», что отражается в мелодике и текстах.

Фанк – танцевальная часть блюзовой музыки, которую подарили миру 60-е годы прошлого столетия. Интерпретировать перевод слова можно как танцы до упаду.

Аккорды для блюза

При желании освоить блюзовый ритм, не утруждаясь изучением музыкальной грамоты, можно воспользоваться следующим набором аккордов:

  • Am7 – ля-минорный септаккорд;
  • Dm7 – ре-минорный септаккорд;
  • Am7 – ля-минорный септаккорд;
  • Em7 – ми-минорный септаккорд;
  • Dm7 – ре-минорный септаккорд;
  • Am7 – ля-минорный септаккорд;
  • E7 – ми-мажорный септаккорд.

Так выглядит последовательность блюзового квадрата аккордов ля-минорной тональности.

Блюзовые риффы

Риффы – это циклическое повторение ритмического рисунка при периодической смене аккордов. Чем чаще меняются аккорды, тем интереснее, богаче, разнообразнее кажется мелодика произведения. Простой ритм восьмыми длительностями при смене аккордов из ля-минорного квадрата поможет освоить метроном.

Пошаговая инструкция как играть блюз

Кроме ритмичной игры аккордов, в блюзе необходимо использовать мелодию. В качестве примера для тональности ля-минор в восходящем и нисходящем движении по струнам и ладам грифа используются следующие ноты:

  1. Первая струна – 5 лад; 3 лад; открытая.
  2. Вторая струна – 3 лад; 1 лад.
  3. Третья струна – 2 лад, открытая.
  4. Четвертая струна – второй лад, открытая.
  5. Пятая струна – третий лад, открытая.
  6. Шестая струна – третий лад, открытая.

А теперь, начиная с первой струны, все ноты нужно играть в обратном порядке с открытой струны.

Чередуя аккордовое и мелодическое изложение, удастся освоить блюз в тональности ля-минор.

Рекомендации

Глушить звук можно, поставив указательный палец левой руки на струны или правой рукой. При быстрой игре обязательно используется чередование ударов по струнам снизу и подцепов. Использование спецэффектов, в том числе и компьютерных, сделают занятия более интересными и плодотворными.

Источник: https://proguitaru.ru/igra-na-gitare/kak-igrat-blyuz-na-gitare/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector