Как правильно подобрать репертуар подростку?

Экологичное родительство: Немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей — самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения — это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети.

Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?

Взрослеть не стыдно

Кара Наттерсон, педиатр и автор серии брошюр для ребят 10-12 лет «Care and Keeping of You», утверждает: немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей — самый приятный и волшебный.

Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения — это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети.

Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?

Обычно я пишу для детей, но все чаще их родители просят научить меня тому, чему я научила в своих книгах их детей.

И это очень правильно, потому что если дети будут понимать, что происходит с их телом и психикой, они смогут научиться контролировать свои эмоции и принимать правильные решения. Взрослым это понимание также необходимо.

Поэтому, дорогие родители, прочтите те мои 10 советов, которые я даю ребятам от 10 лет и старше:

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Взрослеть — не стыдно

Все люди взрослеют, это нормально. Сегодня двочки в среднем могут вступать в пубертатный период уже с 8-9 лет, а мальчики — с 9-10 лет. Конечно, это средние показатели, поэтому половина детей вступает в этот возраст еще раньше или позже.

Первые признаки могут быть неявными, а могут и проступить очень четко. Два самых распространенных: резкие перемены настроения и более обильное потоотделение.

«Качели» настроения приводят к ссорам с друзьями и стычкам с родителями, а вот обильный пот приводит к появлению неприятного запаха подмышек и ног.

Нет исключений

Почему-то взросление часто связывают с девочками, пока мальчик «вдруг» не оказывается «дядькой» с усиками. Это потому что девочки начинают созревать раньше и заметнее в начале, они также чаще демонстрируют свои эмоции по поводу этого. Но с мальчиками взросление тоже происходит не в один момент.

«Качели» — вещь неприятная

100% мальчиков и девочек говорят мне, что им самим не нравятся их перепады настроения. Они прекрасно понимают, что реагируют резко, грубо отвечают, делают глупости или находятся в угрюмом расположении духа, но ничего не могут с этим сделать. И вот почему: их мозг созревает медленно.

И если ребенок выглядит как почти взрослый, то от него ждут «взрослого» поведения, а ведь его мозг еще не повзрослел. К 12-13 годам эмоциональный центр мозга уже полностью сформировался, это подпитывает импульсивность и готовность к риску.

Зато префронтальная кора головного мозга, которая должна уравновешивать эмоциональный центр — совсем еще не готова. А она как раз отвечает за рациональное мышление, просчитывание последствий наперед и так далее. Сформируется она уже после 20 лет.

Нет, у подростков она тоже есть и работает, но ее «мощностей» не хватает на то, чтобы уравновесить эмоции и импульсивность. Если детям объяснить это, они с облегчением поймут, почему они вроде бы знают, как правильно, а делают все равно не так, как надо.

Мозг можно перехитрить

Я долго объясняю детям, как созревает их мозг и как можно научиться принимать правильные решения, даже если префронтальная кора еще «не выросла». Вот некоторые подсказки:

  • Посчитай до 10 перед тем, как что-то сделать: написать комментарий в соцсети, например, или сесть в машину с нетрезвым человеком, или пересказать сплетню. Просто посчитай медленно до 10 (до 20 или до 100) — пусть префронтальная кора получит время, чтобы проанализировать и решить, что делать.
  • Не проси чего-то, к чему ты не готов. Если ты знаешь, что в определенной ситуации не сможешь правильно принимать решения — не лезь в эту ситуацию.
  • Используй своих родителей как «отмазку»: очень трудно иногда сказать «нет», особенно друзьям, поэтому лучше «вали на серого». Скажи, что мама просто ужасная, она абсолютно не разрешает туда-то идти и то-то делать. Поэтому — нет. И можешь даже не благодарить маму за это «правило».

Как правильно подобрать репертуар подростку?

С 12 лет друзья имеют больший авторитет, чем родители

Вот это меня как врача пугает больше всего. Хорошо обратиться к другу, чтобы выяснить границы его знаний, узнать его мнение. Но когда нужна информация о фактах, обращаться следует к родителям или другим взрослым, которым ты доверяешь.

Если не доверяешь родителям, найди другого взрослого

Интернет — это не взрослый, достойный доверия. Это стоит запомнить. Во-первых, там полно непроверенной и неправдивой информации. И потом, в интернете полно самых разных изображений.

Часто бывает, что подросток ищет научную информацию, а в итоге видит порно. Поговори с родителями или доверенным взрослым, если у тебя есть вопрос, который ты не можешь задать им.

Родители, а вы, пожалуйста, не обижайтесь, если ребенок обращается не к вам.

Питание, спорт, гигиена, сон

  • Это должно быть основой, которая никуда не девается в подростковом возрасте. И обычно именно вокруг этого и разыгрываются горячие споры детей и родителей. Но спорить тут не о чем: если хочешь вырасти здоровым, все это надо будет выполнять как и в детстве.
  • Хорошо питайся, ты сам знаешь, что в твоем рационе слишком много фастфуда и не надо говорить 100 раз, насколько вредна сладкая газировка.
  • Если не спорт, то физкультура, можно делать упражнения со всякими компьютерными играми и приложениями. Всего часа в день хватит, чтобы ты почувствовал себя лучше.
  • Гигиена — это значит быть чистым. Немногие люди тебе скажут, что у тебя в зубах застрял салат, не говоря уже о запахе от тебя. Делай хотя бы минимум: душ с мылом, умывайся, чисти зубы утром и вечером, пользуйся дезодорантом.
  • Сон — это дар, это время, когда ты растешь, поэтому для роста нужно спать. Во время сна все, что ты узнал днем, переносится в долговременную память — значит ты сможешь лучше написать контрольную и сдать экзамен. Во время сна лучше сгорают калории, а значит меньше откладывается жира. А еще здоровый сон — это более стабильное настроение на весь день!

Родители тоже были подростками

Мир поменялся за одно поколение, а вот мозг и тело человеческие функционируют так же. Если тебе нужен совет или помощь — обащайся. Если родитель не так понял или делает что-то не то — говори.

Иногда ребенок идет с вопросом, а через 10 минут уже горько сожалеет о том, что спросил, потому что начинается лекция: «Вот я в твоем возрасте…» Просто скажи, что их воспоминания тебе не помогут, перенаправь их.

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Выбирай правильные слова

Не надо говорить эвфемизмами, когда речь о частях тела — другой человек может не понять твоего «кода». Иногда разговор о чем-то может оказаться совсем о другом, отсюда и дезинформация. Некоторых пугают анатомические термины, потому что они думают, что это плохие слова, но в правильных словах ничего плохого нет.

Общение

Мир действительно изменился, способы коммуникации тоже, но, пожалуйста, получив нужную информацию из интернета, выключи гаджет и найди время для живого общения. Объясни родителям, что такое для тебя быть подростком, что ты чувствуешь. Поверь, они очень хотят об этом узнать!опубликовано econet.ru

©Кара Наттерсон

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/173901-kak-vyzhit-v-trudnom-vozraste-10-sovetov-dlya-podrostkov-i-ih-roditeley

Как подобрать репертуар для детской вокальной студии

  • Как подобрать 
  • репертуар 
  • для детской вокальной студии 
  • Методические рекомендации
  • Составила Крапивина Ирина Масгутовна,
  • Педагог дополнительного образования
  • МБУ ДО Детско-юношеского центра «АРС»
  • Кострома
  • Пояснительная записка
  • В рекомендациях раскрыты вопросы и проблемы, возникающие при подборе репертуара детского вокального объединения.
  • Главное внимание уделено требованиям к репертуару и характеристике различных сборников песен, которые педагог может использовать в работе с детьми-дошкольниками, подростками и старшими школьниками.

Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования художественно-эстетического направления деятельности (профиль вокал). Они составлены на основе опыта разработки авторской образовательной программы по вокалу, опыту участия в фестивалях и конкурсах различного уровня в качестве руководителя вокальной студии «Улыбка» ДЮЦ «АРС».

  1. Методические рекомендации
  2. Как подобрать репертуар для детской вокальной студии
  3. Вокальное искусство – массовый вид музыкального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Занятия в вокальных объединениях решают ряд важных задач:
  4. -привлекают детей и подростков к занятиям в системе дополнительного образования, позволяя с пользой проводить свободное время, укреплять здоровье;
  5. -развивают личность ребенка, его эстетические чувства в эмоциональном познании мира;
  6. -способствуют воспитанию нравственности и гражданственности, активной жизненной позиции;
  7. -содействуют социализации детей и подростков через формы коллективного творчества и внутристудийную жизнедеятельность;
  8. -пробуждают в детях интерес к творческой жизни города, района, учреждения.
  9. Проблемы подбора репертуара

Правильно подобранный репертуар позволяет эффективно решать задачи воспитания и развития ребенка в процессе занятий вокалом. Однако, как показывает опыт, его подбор представляет определенные трудности, причем не только для молодых педагогов, но и педагогов со стажем работы.

В чем состоит проблема подбора репертуара на сегодняшний день? Причин здесь несколько.

  1. В настоящее время выпускается слишком мало нотных сборников для детей от 4 до 18 лет.
  2. Имеющиеся нотные издания не всегда грамотно оформлены. Часто эти сборники – это песенники с прописанной мелодией, текстом, но без аккомпанемента и даже без гармонической поддержки. Педагоги же не всегда в совершенстве владеют навыками грамотного подбора сопровождения.
  3. Зачастую содержание песен не является актуальным, не соответствует запросам современных детей.
  4. Музыкальный материал не всегда яркий и насыщенный (мелодика, гармония, интонация оставляют желать лучшего).
  5. Время диктует необходимость использовать в работе не только живой аккомпанемент, но и минусовые фонограммы, что, в свою очередь, связано с немалыми финансовыми затратами.
  6. Работа с аудиосборниками тоже накладывает ряд трудностей – необходимо уметь грамотно и точно «снимать» звучащую песню для разучивания по нотам.
  7. Ощущается недостаток глубокого высокохудожественного песенного материала, несущего в себе яркие образы, нравственность, гражданственность.

Проблема отбора репертуара всегда была и остается острой и актуальной для любого руководителя вокального объединения. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие творческого коллектива. Существует целая «репертуарная политика».

С одной стороны, в ней фокусируется музыкальный опыт, культура руководителя; с другой – особенности и интересы воспитанников. Мы считаем целесообразным включать в репертуар такие произведения, которые помогут в решении задач воспитания и развития.

  1. Нравственное воспитание обучающихся.

Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Музыка, песня является по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.

В повседневной жизни ребенок чаще всего дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от лучших образцов песенного жанра.

Читайте также:  Какой синтезатор лучше выбрать для новичка

Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях.

Не все дети понимают, что такое чувство долга, сострадания, милосердия; понятие свободы воспринимается подчас как свобода от обязанностей перед близкими, перед обществом, в котором они живут.

Решать эти проблемы помогут, в том числе и песни, в которых содержатся глубокие мысли, яркие образы, призывы. Содержание таких песен должно быть не абстрактным, а близким и понятным детям.

  1. Формирование художественного вкуса, эстетического восприятия действительности.

Помогая ребенку сформировать эстетическое отношение к миру через творчество, мы тем самым закладываем основу отношения к себе, как к художнику, творцу, созидателю. Поэтому прослушивание или исполнение вокальных произведений это воспитание художественного вкуса, музыкальной культуры, привитие интереса к искусству.

  1. Развитие музыкального слуха, певческих навыков, музыкальности в целом.
  • Наличие яркой, выразительной мелодии, способствующей и вокальному и нравственному воспитанию, является главным критерием отбора произведений.
  • Требования к репертуару
  • Репертуар детского вокального объединения должен отвечать следующим требованиям.
  • Носить воспитательный характер.
  • В умело и тщательно подобранном репертуаре наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, умениями и навыками и систематического целенаправленного воздействия на духовное развитие личности.

Подбирая репертуар, мы должны учесть, что произведение не обязательно должно носить явный «воспитывающий» характер.

Хорошая лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня, наполненная здоровым народным юмором, – все это может послужить материалом для воспитательной работы в коллективе.

Даже произведения созерцательной пейзажной лирики, воспевающие природу, способны пробудить такие чувства, как отзывчивость, доброта, мечтательность.

Быть высокохудожественным

Произведения репертуара могут быть разнообразны по жанру, стилю, тематике, но обязательна их принадлежность к классике, народной песне.

Под «классикой» нужно понимать не только произведения, созданные в далеком прошлом, но и произведения современных авторов, которые отличает высокая художественность, глубина содержания и совершенство формы.

Песня хороша тогда, когда хороши и мелодия, и слова, которые и без музыки звучат выразительно и проникновенно.

Выбирая репертуар, а затем, разучивая его с детьми и исполняя, мы воспитываем отношение к музыке, воспитываем «иммунитет против пошлости» (Д. Кабалевский), который так важен при формировании мировоззрения ребенка.

Соответствовать возрасту и пониманию детей.

При выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности коллектива. Прежде всего это касается групп младшего возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям.

Подбирая музыкальный материал для занятий, педагог следит, чтобы он был разнообразным и интересным для учащихся, доступным для понимания и исполнения. При выборе песенного репертуара опираемся на закономерности развития певческого голоса в разные возрастные периоды.

Это обеспечит правильное развитие детей, создаст фундамент для постепенного укрепления голоса, накопления устойчивых навыков и умений.

Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива.

То или иное произведение будет доступно для исполнения в зависимости от технической подготовки вокалистов, их индивидуальных особенностей. В песнях должен быть соответствующий диапазон, удобная тесситура. Решение технических задач исполнения не должно влиять на художественный уровень произведения.

Репертуар должен быть подобран по трудности, способствовать приобретению каких-либо навыков или закреплять их.

Нельзя допускать, чтобы на протяжен длительного времени репертуар был одного уровня сложности. На протяжении всего обучения по образовательной программе вокального объединении, дети должны идти от простого к сложному.

Каждое новое произведение – это шаг вперед в овладении вокально-певческими навыками. Необходимо постоянно повышать требования к вокалистам, включая в репертуар произведения с новым более сложным материалом.

 Быть разнообразным по характеру, содержанию.

В репертуар любого певческого коллектива обязательно входят произведения различной тематики – это песни о родном крае, родном городе; о семье, о маме, о школе, дружбе и любви; шуточные песни, озорные и веселые, печальные и драматические. В этом разнообразии постигается вся гамма чувств, переживаний и эмоций.

  1. Таким образом, репертуар должен быть подобран так, чтобы обеспечивать нравственно-эстетическое воспитание и социализацию учащихся, передавать образно-интонационное и жанровое богатство вокального искусства
  2. .
  3. Рекомендации по подбору репертуара
  4. Из опыта работы в вокальной студии «Улыбка» ДЮЦ «АРС», участия в конкурсах и фестивалях различного уровня, можно порекомендовать педагогам использовать в работе музыкальные сборники, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к репертуару детского вокального объединения.
  5. Нотные сборники

Лариса Вихарева. «Коза-дереза». Песенки для детей от 3 до 7 лет. Иваново, 2006.

В сборник вошли песни ивановского композитора Л.П. Вихаревой на стихи Т. Шапиро. Тексты рассчитаны на детей младшего дошкольного возраста, не превышают двух четверостиший (за исключением песенки «Художник»), легко запоминаются благодаря образному содержанию, повторениям, простоте изложения. Тексты схожи по своему звучанию с детскими прибаутками и стихами А. Барто.

Но, несмотря на их простоту, в них заложены новые для ребенка понятия, они поучительны, несут большой воспитательный заряд.

Здесь и семейные традиции, уважение к старшим («Бабушки», «Папа с Олежкой», «Художник»); любовь к природе («Снеговик», «Дорога»), животным («Лайка и балалайка», «У медведя», «Про щеночка», «Птица», «Коза-дереза»); приключения и праздники («Клад», «Карнавал»).

Невозможно не отметить великолепное слияние музыки и текста, что позволяет малышам легко их усваивать. Мелодия построена на примарных звуках детского голоса, имеет небольшой диапазон. Она имеет разную жанровую принадлежность (песня, танец, марш) и разную стилистику (колыбельная, считалка, частушка).

Таким образом, сборник предоставляет уникальную возможность через простой для восприятия ребенка музыкальный и поэтический материал знакомить малышей с основами песенного творчество, воспитывать в них лучшие нравственные качества, расширять кругозор.

Л. Вихарева. «Баба Нина». Эстрадные песни для детей. Иваново, 2002.

Сборник предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Песни написаны на стихи Татьяны Шапиро, за исключением песни «Баба Нина», где авторами текста являются Римма Алдонина и Лариса Вихарева. Сборник посвящен внуку композитора.

Все песни отличаются яркой образностью, интересными сюжетами. Стихи и мелодия тесно слились в озорных и задорных россыпях звуков. Эти песни очень нравятся ребятам, они близки им по духу своим характером, понятны по содержанию.

Здесь и первая любовь («Не умею танцевать»), познание Музыки («Музыка», «Баба Нина»), сказочная Страна Детства («Продавец игрушек»), ожившие герои любимых сказок («Сороконожка», «Добрый пес»), любовь к близким, семье («Гороскоп»).

Со времени первого знакомства нашего коллектива с данным сборником прошло несколько лет, почти все его песни спеты  ребятами нашей студии. Эти песни современны по звучанию, дают детям возможность самовыражения, творческой реализации.

https://www.youtube.com/watch?v=QSc3uk8Q5w4

Сборник песен для детей 6-12 лет «Продолжение сказки». Москва, 2004.

  • Здесь собраны песни разных авторов различного содержания и тематики:
  •  -для праздников («Продолжение сказки», «Песенка для карнавала»);
  • -на школьную тему («Каникулы»);
  • -лирико-патриотические («Русская изба», «Журавли»);
  • -о любви к маме («Мамочка», «Наши мамы самые красивые»);
  • -шуточные («Фермер Джон»);
  • -о характере животных («Носорог», «Котята»).
  • Такой подбор позволяет использовать данный материал для разных детских коллективов и исполнителей разного возраста на различных мероприятиях и концертах.

Сборник знакомит с творчеством композиторов от классиков песенного жанра (Ю. Чичков. Е. Птичкин) до современных детских композиторов. Музыка положена на стихи известных поэтов (С.Михалков, М. Пляцковский) и современных авторов (Я.Хомецкий, А. Волков, В Орлов, Л. Олиферов и др.).

А.В. Власов. «Я – солдат!» Сборник песен. Барнаул, 2006.

В сборнике представлены песни для детей от 7 до 17 лет различной тематики.

Педагог может подобрать из этого сборника песни гражданственно-патриотического звучания («Мой дедушка», «Чеченский вальс», «Вышивала бабушка»), военной тематики («Я – солдат!», «Мой брат», «Ну, разве могут быть солдаты из девчонок?»), лирические песни («Ассоль», «Прощай, детство!»). Сборник называется «Я – солдат!», но в нем есть и шуточные песни («Модница», «Помощница»), и песни, обращенные к миру Сказки («Домовенок», «Розовый какаду»).

Тексты написаны в удобной тесситуре, с учетом различного диапазона в зависимости от возраста, для которого они предназначены. Прослеживается гармоничное слияние музыки и текста, что делает песни легко запоминаемыми, понятными исполнителям-школьникам и слушателям.

Песни данного сборника можно разучивать с коллективом и отдельно с солистами детского объединения. Отрадно отметить, что автор трепетно и проникновенно проносит через свое творчество уважение к старшему поколению, уважение к семейным традициям. Поэтому песни имеют большой воспитательный потенциал и помогут педагогу в процессе разучивания ненавязчиво обсудить с детьми многие важные проблемы.

Лариса Вихарева. «Россия». Лирико-патриотические песни. Иваново, 2004.

В сборник входят пять песен на стихи Ю. Шилова, И. Воронова, Ю. Малининой, В. Меркурьева, А. Прокофьева. Песни написаны для старшего школьного и юношеского возраста. Данные произведения могут исполнять и профессиональные музыканты зрелого возраста.

В каждой из песен сборника прослеживается глубокое содержание, высокий поэтический слог, яркие музыкально-художественные образы.

  1. «Солдат – солдат!»(ст. Ю. Шилова, Л.Вихаревой).

Написана в стиле казачьих песен-былин. Здесь широкая мелодия, классически традиционная гармония; ритм передает цокот копыт казачьих коней.

Песня предназначена для сольного исполнения, при желании ее можно петь ансамблем, добавив диалоги, что придаст ей еще больший эмоциональный накал.

  1.  «Сказочная Русь» (ст. И. Воронова).

Песня отличается величавым характером, широким диапазоном. Фразировка произведения делает ее родственной протяжным русским народным песням. Мелодия песни так же просторна, как и сама Россия с ее бескрайними полями и лесами, соловьиными трелями, русской тройкой. Автор видит в России ее богатую удивительную историю и счастливое будущее.

Песня требует от исполнителей высокого вокального мастерства (построение фразы, звуковедение legato, крепкое певческое дыхание,  навыки сглаживания регистров и др). На наш взгляд, эту песню можно исполнять не только с аккомпанементом, но и a'cappella, переложив сопровождение на многоголосное изложение.

  1.  «Аисты» (ст. Ю.Малининой).

В произведении воспеваются светлые мирные идеалы, вера в любовь, мир, свет. Песня носит глубокий драматический характер: трагедия войны написана яркими поэтическими и музыкальными красками. Она волнует, трогает до глубины души каждого слушателя и исполнителя.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/01/15/kak-podobrat-repertuar-dlya-detskoy-vokalnoy-studii

Как подобрать репертуар под голос. Как подобрать репертуар подростку, учитывая особенности подросткового восприятия. детской школы искусств

Репертуар (франц. repertoire– список), совокупность произведений, исполняемых творческим коллективом.
Репертуар – основа деятельности
творческого коллектива. По репертуару
можно судить об общественной и
художественной роли, которую играет
коллектив. Известный хоровой дирижер
Г. Эрнесакс так сформулировал место и
значение репертуара для художественного
коллектива:

Репертуар – зеркало, в котором мы видим
лицо коллектива – в профиль и анфас.

Репертуар предсказывает будущее
коллектива. Анализ репертуара того или
иного коллектива позволяет определить
творческий почерк, качество, вкусовые
оценки, возможности, направление. Потому
формирование репертуара дело не просто
ответственное, оно определяет всю
деятельность коллектива.

Один из главных
аспектов в вопросе репертуара – его
воспитательная роль и для тех, кто занят
в нем непосредственно, участвует в
подготовке того или иного произведения,
и для тех, кто его увидит со сцены.

Репертуар пополняется за счет всего
лучшего, что имеется в художественной
сокровищнице мирового сообщества,
обогащая духовный мир, внутреннюю
культуру, эстетические вкусы как
участников самодеятельности, так и
зрителей.

Подбирая репертуар, руководитель должен
опираться на выработанные и принятые
критерии и принципы. Каждый коллектив
располагает присущими только ему
техническими и художественными
возможностями, в соответствии с которыми
руководителю приходится выбирать
материал для исполнения.

Читайте также:  Ты чья? страшилка про музыкальную школу! творчество наших читателей.

К репертуару
предъявляет определенные требования
и руководство ДУ, для них важно, чтобы
выступление коллектива можно было
показать на различных мероприятиях,
имеющих тематическую направленность,
для различной аудитории.

Руководителю
творческого коллектива при выборе
репертуара приходится не только на свой
вкус и личные желания, но и учитывать
целый комплекс условий и факторов:
репертуар должен соответствовать
исполнительскому уровню коллектива,
быть интересным для участников и
зрителей, чтобы он позволил принимать
участие в различных культурно-досуговых
мероприятиях.

Репертуар прежде всего зависит от
профиля коллектива. Каждый коллектив
должен иметь собственный репертуар,
соответствующий его индивидуальной
теме в искусстве, его задачам и
возможностям. Условно коллективы можно
подразделить на следующие типы:

    • по возрастным признакам: детские (дошкольные, школьные), юношеские и взрослые смешанные;
    • по организационным признакам: кружок, студия, ансамбль;
    • по тематико-репертуарным признакам: коллективы народного искусства, классического, современного.

Таким образом, формировать репертуар
нужно в соответствии с типовым
принципом
.

Второй важный принцип при определении
репертуара коллектива – это учет его
возможностей
. Выбор репертуара должен
основываться на соответствии
подготовленности коллектива, его
техническим и художественным возможностям.

Один из известных законов педагогики:
задача должна соответствовать сегодняшним
возможностям коллектива и чуть-чуть
превышать их, что способствует развитию,
росту.

Наличие в коллективе людей разных
способностей ставит перед руководителем
при формировании репертуара серьезную
задачу, как индивидуальности участников
коллектива. Следовательно, рядом с
массовым репертуаром необходим сольный,
а также малогрупповой как подготовка
к сольному.

Значит, с одной стороны,
формирование репертуара должно
соотносится с общим направлением,
создающим творческое лицо коллектива,
с другой – с возможностями роста
участников, их творческой индивидуальности.

Репертуар можно формировать по принципу
концертной программы
, т.е. несколько
номеров, объединенных единой темой,
способных вместе составить не менее
чем отделение концерта. Концертный
репертуар должен оставаться в то же
время учебным., способствовать развитию
и закреплению навыков исполнительства.

Некоторые самодеятельные коллективы
создают свой самобытный репертуар на
основе изучения народного творчества,
результатов фольклорных экспедиций по
своей области, обогащают программу так
называемым «местным материалом». На
различных конкурсах, фестивалях высоко
оценивается оригинальность, сохранение
местных народных исполнительских
традиций.

Для обеспечения качественным репертуаром
научно-методические центры народного
творчества и культуры публикуют
специальные тематические подборки,
сборники пьес, песен, хореографических
постановок и др.

Подбор репертуара требует от руководителя
четкого перспективного видения
педагогического процесса как цельной
и последовательной системы, которая
обеспечивает решение единых
художественно-творческих и воспитательных
задач.

Репертуар праздника
– это определенная заранее подготовленная музыкальная программа, состоящая из предпочтений заказчика и может включать в себя ХИТы как отечественных исполнителей, так и зарубежных.

Вас, уважаемый читатель, приветствует московская и мы, как никто другой, знаем: как же важен правильно подобранный репертуар любого мероприятия.

Потому как именно от него зависит настроение всех присутствующих, наличие взаимоотдачи со зрителем, а значит и исключительного положительного впечатления! Здесь мы расскажем, как выбрать репертуар праздника
и на что стоит обратить особое внимание. ????

Основополагающие моменты при выборе репертуара праздника

Мы уже выяснили, что правильная музыкальная подборка различных произведений очень важна на любом торжестве. В сочетании с профессиональными музыкантами и качественным вокалом приглашенная кавер-группа станет изюминкой и принесет мероприятию стопроцентный успех.По какому принципу компетентная музыкальная группа поможет подобрать репертуар праздника на вкус и пожелания заказчика:

  • формат праздника – это может быть день рождение, свадьбы, корпоратив и для каждого из этих торжеств отличается своим репертуаром;
  • наличие тематики мероприятия может категорично сменить музыкальное направление – это может быть репертуар Дикого Запада, мотивы 60-70-х годов, вечеринка для заядлых рокеров и т.д.;
  • основная возрастная категория – если это, например, день рождение бабушки, вряд ли она будет танцевать под Егора Крида или Green Day;
  • на кого рассчитан репертуар праздника – это может быть исключительно подобранные композиции заказчиком, только его любимые песни или же, в зависимости от мероприятия профессиональная кавер-группа может составить свой плей-лист исходя из опыта.

Мало тех, кто не слушает музыку в принципе. В транспорте, дома, на работе. Когда плохо на душе или наоборот весело, мы ловим мелодии, которые помогают достичь желаемого морального состояния, выплеснуть энергию и т.д. А знаете ли Вы самые интересные факты о музыке? Например:

  • сердце стучит в такт той мелодии, которую слушает человек в определенный момент;
  • максимальная продолжительность органного концерта составляла 639 лет;
  • любимые музыкальные мотивы активируют часть мозга, отвечающая за удовольствие;
  • если слушать музыку на протяжении тренировки, это прибавит выносливости;
  • если включить спокойные мотивы около коровы, она даст больше молока;
  • никто из участников The Beatles не знал нот.

Слушайте музыку и наслаждайтесь?!

На любой праздник с Elim’s Band

Elim’s Band уже много лет сопровождает различные мероприятия в Москве и других городах Российской Федерации. У нас есть все для того, чтобы праздники различных форматов и тематик проходили на уровне:

  • профессиональная аппаратура;
  • качественный мужской и женский вокал;
  • более 250-ти песен в репертуаре.

Для нас главное – Ваше настроение! Многие говорят о нас как о настоящей концертной программе, а не просто о музыкальном сопровождении. Ознакомьтесь с нашим

Вавилина М.В.

  1. ПОДБОР РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
  2. Работая с детским хором перед руководителем всегда стоит вопрос подбора и формирования репертуара.
  3. Подбор репертуара – это творческий процесс, который требует серьёзного подхода.
  4. В данной разработке постараюсь рассмотреть главные принципы формирования репертуара, не ставя цели раскрыть эту серьёзную работу в полном объёме.

Из большого количества песен, написанных для детей, руководителю хора необходимо выбрать в репертуар наиболее интересные произведения для исполнителей и полезные для их творческого развития. По сути репертуар должен решить вопросы творческого роста и художественного воспитания хористов.

В подборе репертуара существуют 4 основных принципа, на которые должен опираться художественный руководитель. Это:

1 принцип
. Главной задачей хормейстера в работе с детьми является возможность увлечь их музыкой, привить интерес к хоровому творчеству.

Подобранный репертуар должен нравиться детям, они должны работать над ним и исполнять его с удовольствием. Необходимо, что бы песни вызывали у них эмоциональную отзывчивость. Чем эмоциональнее воспримут хористы содержание песни, его музыкальный материал, тем дольше она останется в сердце и в сознании юных певцов.

2 принцип.
Принцип доступности, т.е. исполняемые произведения должны соответствовать возрасту хористов, их вокальным возможностям.

Для формирования репертуара руководителю приходится учитывать ряд причин, которые диктует хоровой коллектив, его качественный и количественный состав. Это может быть состав разновозрастной, коллектив с разной степенью профессиональной подготовленности, т.е. коллектив участников с неодинаковым певческим стажем.

Важным моментом при выборе партитуры является слуховое представление и интерпретационный план хорового произведения, который поможет хормейстеру предварительно продумать методику проведения занятий.

3 принцип.
Воспитание художественного вкуса и личности хористов.

Хоровая музыка – это музыка вокальная, неразрывно связанная с литературным текстом. Музыка и слова друг друга дополняют, и для выявления основной идеи произведения следует изучать текст и музыку одновременно.

Приступая к отбору репертуара, необходимо определить, прежде всего, содержание произведения, особенности его художественного образа.

Перед детьми, поющими в хоре, ставятся художественно-исполнительские задачи и параллельно идёт их просвещение, формируется их сознание. Репертуар формирует у детей чувство любви к родной природе, школе, Родине и т.д., приобщает к классическому искусству.

Чуткое отношение к исполнению классических хоровых произведений помогает воспитанию высокого художественного вкуса, приучает к бережному отношению к произведениям музыкального искусства прошлого, образовывает коллектив. На классическом репертуаре участники детского хора развивают мелодический и гармонический слух, приобретают навыки исполнения полифонических сочинений.

Особое внимание должно быть направлено на воплощение музыкального содержания, на раскрытие художественных образов сочинения, содержание поэтического текста. Руководитель, воплощая музыкально-эстетические цели должен не забывать о воспитательных в широком смысле слова.

Обучение детей пению связано с необходимостью привить им определённый комплекс вокально-технических навыков. Хормейстеру необходимо научить участников хора владению певческим голосом и искусством пения в хоре.

Отсюда вытекает
4-й принцип
подбора репертуара, который ставит учебно-воспитательные задачи, направленные на развитие музыкальных и певческих навыков.

Включая в репертуарный план хоровую партитуру, руководитель определяет её доступность, степень сложности, яркость и в тоже время целесообразность работы над ней.

Каждое воплощённое произведение – это решение конкретных учебных задач, овладение конкретными вокально-хоровыми навыками, это способ развития хорового коллектива. На хоровых занятиях хористы должны научиться читать ноты, чисто интонировать. Правильный репертуар поможет развитию певческого диапазона, тембра, музыкальной памяти, чувства ритма.

Певцы овладеют разнообразием динамического звучания, а также общей грамотностью, разносторонним развитием. Главная идея при подборе репертуара – это идея «от простого к сложному». Репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу овладения техническими приёмами, совершенствования певческого аппарата.

Работа с хором требует непрерывности, систематичности, последовательности с постепенным усложнением. При подборе репертуара также важно найти равновесие между художественными и техническими задачами. В. Попов обращал внимание на то, чтобы отбираемые для разучивания произведения группировались бы на 3 раздела: 1. по возможностям коллектива; 2.

произведения, опережающие возможности; 3. легче достигнутого уровня.

Творческий рост возможен лишь благодаря работе над произведениями, несколько превышающими исполнительский уровень.

Работая по подбору репертуара, дирижёр должен представлять особенности хорового звучания: линию движения каждого голоса, фразировку, динамику, темп, метро-ритмические особенности (пунктирный
ритм, синкопы , смену группировки длительностей…), гармонию, скачкообразность, интервалику, ладовые особенности.

Тесситура должна быть удобной и соответствовать свободному красивому звучанию голоса. Подобные особенности партитуры влияют на интонирование и общий хоровой ансамбль.

Источник: https://magic-expet.ru/fulfillment-of-desires/kak-podobrat-repertuar-pod-golos-kak-podobrat-repertuar/

Методическая разработка на тему "критерии подбора репертуара для молодежного коллектива". Как подобрать репертуар подростку, учитывая особенности подросткового восприятия Как подобрать репертуар под голос

Подбор репертуара для начинающего певца — сложная, но очень важная задача, которая стоит перед педагогом. От того, насколько методически грамотно и творчески целесообразно она будет осуществлена, во многом зависит успех индивидуальных занятий, динамика выявления и раскрытая развития творческого потенциала ученика, его становление в певческом умении.

Основным вокально-педагогическим репертуаром для начинающего певца могут служить — вокализы, старинные арии (ариозо, ариетты и т.д.), несложные романсы, народные песни и произведения композиторов-песенников (песни из кинофильмов, музыкально-театральных постановок и т.д.).

Работа над репертуаром должна помочь выявить:

  • — творческую индивидуальность студента,
  • — раскрыть своеобразие его неповторимого «Я»,
  • — воспитать эстетический вкус и сформировать чувство художественной меры при исполнении,
  • — сформировать основы вокально-технического мастерства у начинающего певца.

Классические вокализы Ф. Абта, Н. Ваккаи, Г. Зейдлера, Дж. Конконе, В. Лютгена могут оказать существенное подспорье на первом этапе обучения певца.

В ходе их исполнения основное внимание может быть направленно на звукообразование и звуковедение, формирование основных технических элементов, без которых дальнейшая работа над произведением невозможна — развитие певческого дыхания, опоры звука, чувства резонирования, пения, кантилены или беглости и т.д. При работе над вокализами большое значение играет момент контроля над мышечным напряжением и чистотой интонирования.

Читайте также:  Онлайн-уроки игры на гитаре. как проходит обучение по скайпу с репетитором.

Вокализы являются хорошим переходным материалом от упражнений к художественным произведениям с текстом для всех учеников.

Они написаны с определенной педагогической задачей, которую надо решить в каждом отдельном случае (спеть определенный интервал, форшлаг, группетто, синкопу и т.д.).

Педагог, выбирая вокализ для своего ученика, должен проанализировать его с точки зрения имеющихся в нем трудностей, и в первую очередь обратить внимание на темп, в котором его необходимо спеть, ритмические трудности и проследить мелодическую линию.

Исполнение вокализов, поможет молодому певцу, наконец, легче понять и проанализировать музыкальную фразу и музыкальную форму, являющимися основой при исполнении любого произведения.

Художественные произведения, разумно подобранные, являются основным средством воспитания певца. Однако, такие исполнительские жанры, как ария, романс, народная песня, имеющие свои специфические особенности, по-разному способствуют формированию певца в процессе его обучения. Рассмотрим их несколько подробнее для составления более полной характеристики.

Ария
— это наиболее сложная сольная вокальная форма.

Как правило, она входит в состав крупного вокально-симфонического произведения и представляет собой законченный сольный эпизод, который может исполняться совершенно самостоятельно.

Реже встречаются арии, написанные композиторами специально, в виде музыкальной пьесы для какого-нибудь инструмента, либо голоса певца. Ария требует от певца особенно внимательного знакомства с тем произведением, в которое она входит.

Певец-исполнитель арии должен уметь создать образ героя, сохраняя при этом все детали, штрихи и выдерживая определенную драматическую ситуацию произведения.

Эти требования распространяются и на другие сольные жанры оперной литературы, выполняющие функции арии, как, например, ариетта, ариозо, каватина (часто встречаются и другие названия сольных оперно-ариозных жанров, как, например, рондо, соло, куплеты, романс, монолог, песня, письмо, грёзы, слёзы, легенда и т. д.).

Ария в большей степени, чем другие вокальные жанры, способствует овладению вокально-исполнительской стороной бучения, а также и вокально-техническими приемами пения.

В начале обучения певца, как правило, следует по возможности избегать включения в его учебный репертуар вокально-педагогического ариозного материала, за исключением тех произведений этого жанра, которые не являются трудными.

Большинство же произведений ариозного характера сложны для исполнения и требуют определенной вокально-исполнительской зрелости. Во всяком случае, в вокально-педагогической литературе почти невозможно найти необходимый для начального периода обучения певца ариозный материал для басов, баритонов, контральто и меццо-сопрано.

И только такой учебно-педагогический репертуар имеется в очень ограниченном количестве для сопрано и меньше для тенора.

Романс
— это наиболее развитая вокально-песенная форма. В развитии и формировании певца романс играет большую роль, он способствует, главным образом, художественно-выразительной стороне обучения, прививая певцу специфические приемы камерного тиля исполнения.

Романс следует рассматривать как синтез трех видов искусств: поэзии, пения и инструментальной музыки, органически слитых между собой. Романс требует от певца достаточной музыкально-художественной и вокально-технической подготовки.

Особенно это касается романсов Чайковского, Рахманинова и Римского-Корсакова, которые очень трудны в «вокально-техническом отношении, так как содержат сложные интонационно-мелодические обороты и тонкие штрихи художественно-выразительного пения, требующие высокого мастерства от исполнителя.

Поэтому педагогу не следует в начале обучения певца включать в репертуар непосильные и сложные произведения этого жанра. В этот период обучения наиболее целесообразно применять романсы Варламова, Титова, Гурилева, Даргомыжского, Алябьева, Булахова, Дюбюка.

Главное, чтобы их тесситура, вокально-ритмический рисунок, динамический диапазон не вызывали трудности у начинающего певца.

Песня
представляет собой наиболее демократический, распространенный и массовый жанр вокальной литературы. Она, так же как романс и ария, способствует развитию у певца музыкально-исполнительских навыков.

Но песня требует более простых, доступных для многих исполнителей средств выразительности, при сохранении всех ее художественных ценностей.

Благодаря этому песня является очень полезным жанром вокально-педагогического репертуара, особенно в начале обучения певца.

Существует множество песен — классических, старинных, современных — героического, драматического и лирического характера, которые представляют собой великолепный педагогический материал для воспитания начинающего певца и развития его голоса.

Среди репертуара данного жанра целесообразными можно считать такие произведения, как Будашкин «Песня Настеньки» (из кинофильма «Аленький цветочек») или Дунаевский «На луга-поляны».

Особенно полезным художественным материалом для обучения певца является — народная песня
. Она содержит в себе неоценимые богатства содержания, чувств, настроений и образов.

Ее ценность заключается в том, что во-первых, она несет в себе характерные особенности музыкальной культуры того народа, к которому она принадлежит, и, таким образом, заставляет исполнителя проникаться этими особенностями.

А во-вторых, являясь в большинстве своем несложным, доступным для многих исполнителей произведением, народная песня построена на естественных мелодических интонациях и оборотах музыки, что в вокально-педагогической практике способствует правильному развитию голоса певца.

Народные песни имеют большое значение в процессе воспитания певца-музыканта, так как имеют высокоидейное, мудрое содержание, разнообразие и разнохарактерность мелодических построений, основанных на национальных особенностях народного творчества.

Таким образом, все жанры вокально-педагогической литературы, имеющие свои специфические особенности, служат одной общей цели — цели воспитания и обучения певца.

Источник: https://childer.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-kriterii-podbora-repertuara-dlya-molodezhnogo-kollektiva-kak-podobr.html

Как подобрать репертуар под голос. Как подобрать репертуар подростку, учитывая особенности подросткового восприятия

Современные педагоги в музыкальных школах часто сталкиваются с тем, что подросток не хочет петь ту или иную песню или романс, и все попытки переубедить его приводят к осложнениям и конфликтам.

Зачастую подросток отказывается не только исполнять романс, который ему не нравится, но и может вообще перестать ходить в музыкальную школу. Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, нужно учитывать все возрастные особенности подростков.

О них вы и узнаете в этой статье.

Возрастные особенности подростка

Для этого возраста характерна не только повышенная ранимость, но и желание произвести впечатление. Ему хочется показаться ярким, эффектным и красивым, чтобы его оценили и одобрили и, чем меньше любви он получает в своём окружении, тем острее это чувство.

Также он становится чувствителен к насмешкам, поэтому для него важно, чтобы романс, который он будет петь со сцены, выгодно подчёркивал его сильные стороны, как вокалиста, и как человека.

Поэтому для того чтобы правильно подобрать ему репертуар, нужно учитывать такие возрастные особенности подростка, как:

  1. Стремление к эффектности.

    Исполняя романс, подросток хочет чувствовать себя не просто исполнителем, а звездой. Для этого его репертуар должен быть интересным, передающим чувства, знакомые самому подростку и соответствующие его восприятию.
  2. Страх, что его осудят или над ним посмеются.

    Он тоже характерен для подросткового возраста, поэтому, если в вокальном произведении есть места, которые ему непонятны и вызывают смущение, он просто может отказаться от его исполнения и решить, что «классический вокал ему не нужен, так как там неинтересные произведения». И тут нужно тоже быть внимательным при подборе репертуара.
  3. Наличие новых интересов.

    В подростковом возрасте юноша или девушка может решить, что классика никому не нужна и лучше он будет заниматься эстрадным вокалом или вообще выбрать танцы. Удержать интерес можно только ярким и понятным ему репертуаром, содержание которого поможет подростку раскрыться. Немалый эффект произведут и красивые аранжировки, которые позволят подростку почувствовать себя на сцене не хуже популярной звезды.
  4. Выбирая произведения о любви, нужно учитывать

    возрастные особенности подростка, точнее, его восприятие. Тут многое зависит от конкретного характера и темперамента. Есть юноши и девушки, которые воспринимают лёгкие произведения, без сильного драматизма. А некоторые, наоборот, уже в раннем возрасте могут прекрасно передать характер героини Кармен. Так что преподавателю по вокалу стоит обратить внимание на представления о любви конкретного подростка, чтобы подобрать ему репертуар, который будет понятен ему и поможет раскрыться.
  5. Яркое проявление характера.

    Именно тогда, когда подросток начинает упрямиться, проявлять характер и показывать себя, видно, какой у него темперамент и восприятие окружающего мира. Обычно в это время начинает проявляться уже сформированный характер со своими особенностями.

    Кто-то становиться ярким и кокетливым, чертёнком в юбке, а кто-то превращается в мечтательную гламурную девушку, нежную и легкоранимую. Исходя из этих особенностей и стоит подбирать произведения. Не стоит из скромницы делать Кармен и наоборот. Лучше, чтобы в произведении проявлялись черты характера подростка, тогда ему будет легко его исполнять.

Как влияет восприятие подростка на выбор репертуара

Выбирая романс, стоит проанализировать его содержание и подумать, впишется ли он в восприятие подростка. Есть романсы, которые хорошо звучат в исполнении зрелого мужчины. В них есть слова о глубокой драматичной любви, о годах, которые пролетели незаметно.

Их давать подростку не стоит, так как он не сможет передать его настроение, эмоции и характер. Зато песни и романсы о первой любви, влюблённости, нежности или, напротив, предательстве, подросток сможет передать, если они соответствуют его восприятию. Также романс должен эффектно показывать и самого подростка.

Например, романс «Я вас любил» будет красиво звучать в исполнении подростка, который легко относиться к неудачам и не склонен драматизировать ситуацию. У ранимого и замкнутого подростка этот романс будет навевать тоску как на него самого, так и на слушателей.

Поэтому при выборе репертуара стоит учитывать восприятие подростка и его сформированный характер.

Как создать имидж подростка-вокалиста

Основной секрет, как создать имидж подростка-вокалиста, состоит в том, чтобы выгодно преподнести его особенности публике. Обыграть красиво можно всё что угодно.

Подросток отличается вспыльчивостью и нетерпеливым характером? Ему стоит подобрать репертуар, где он может красиво преподнести свою необузданность. Он отличается замкнутостью? Лирические романсы, носящие не слишком эмоциональный характер – то, что вам нужно.

Подросток отличается весёлым нравом? Подвижные романсы или, напротив, драматичные произведения будут звучать у него легко и красиво. После этого стоит продумать его образ, костюм и послание, которое он должен будет передать зрителям во время исполнения.

Составить целостный образ вам помогут уроки актёрского мастерства. Вот из таких мелочей и складывается имидж подростка-вокалиста.

Как подобрать репертуар подростку

  1. Обязательно давайте в записи романс или песню прослушать будущему исполнителю.

    Хотя композиторы и не писали произведения для этого возраста, романсы и песни для юношей и девушек должны быть в арсенале любого преподавателя.

  2. Посмотрите и проанализируйте текст.

    Подумайте, чем он может быть интересен подростку. Интересный репертуар для подростка всегда проще исполнять, чем петь то, что не нравиться.

  3. Каким он показывает подростка? Такой ли он на самом деле?

    Девушкам не стоит петь мужские романсы и наоборот. Не нужно, чтобы они смотрелись смешно со сцены.
  4. Романсы и песни для девушек и юношей

    не должны быть трагичными.


    Интересный репертуар для подростков должен быть позитивным и по возможности оптимистичный.

Примеры

  • «Осенние листья» Макроусова;

  • «Вернись в Сорренто»

  • Каччини «Аве Мария»

Пахомова Наталья ВасильевнаДолжность:
преподаватель по классу хоровых дисциплинУчебное заведение:
МБОУ ДО ДШИ №4Населённый пункт:
город Курск, Курская областьНаименование материала:
методическая разработкаТема:

Источник: https://orange-lab.ru/kak-podobrat-repertuar-pod-golos-kak-podobrat-repertuar-podrostku/

Ссылка на основную публикацию