Как привить ребенку музыкальный вкус?

Музыкальный обозреватель Андрей Бухарин составил список из десяти великих альбомов популярных музыкантов — от Дэвида Боуи и Пола Маккартни до Massive Attack, которые необходимо прослушать вместе с ребёнком, чтобы привить ему вкус к хорошей музыке и объяснить, что ничего не берётся ниоткуда и ничего никуда не уходит.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Никогда не был сторонником целенаправленной воспитательной работы. Возможно, в силу своей беспечности, а, возможно, потому, что меня всегда вдохновляло и пугало (в зависимости от собственного возраста) это вечное стремление детей выйти из-под контроля родителей и их системы ценностей.

Иногда мне даже казалось, что действовать надо по принципу: хочешь добиться определенного успеха, действуй «от обратного».

Конечно, в педагогическом смысле эти рассуждения сугубо дилетантские, тем более в такой неисследованной области, как влияние музыки на человеческий мозг в целом и определенных ритмов, звуков и частот в частности. Не говоря уже о мозге формирующемся.

Продолжая рассуждать вслух, попробую поделиться собственным опытом и наблюдениями. Каждый ребенок растет в той или иной атмосфере или, скажем иначе, информационной среде, которая и формирует его дальнейшие вкусы.

Так, популярный американский инди-музыкант Ариэль Пинк высказывался в том духе, что в его музыке мы можем услышать эхо затуманенных помехами радиоволн 80-х, которые доносились к нему в спальню из комнаты родителей и воспринялись им сквозь дымку сна.

Причем эти впечатанные в детское сознание импринты проявляются значительно позже.

Так, моя старшая дочь, выросшая в очень интенсивной звуковой среде, тем не менее в возрасте 10-12 лет сводила меня с ума своим музыкальным набором, простиравшимся от, прости господи, Бритни и Кристины до наших «фабрик звезд».

А затем вдруг лет в 15 заявила, что ее кумир — Джим Моррисон и потащила меня в Пер-Лашез к нему на могилу. Был я приятно удивлен и ее дальнейшими музыкальными интересами.

Можно попробовать в самых общих чертах описать, что детям нравится, что ими легко воспринимается.

Все наверняка замечали, что дети и сейчас, в новом цифровом мире, крайне позитивно реагируют на добрые советские мультфильмы (тут сразу на ум приходят «Бременские музыканты») и на безусловно удачные фильмы 60-70-х годов вроде «Трех мушкетеров», в которых песни играли почти такую же важную роль, как в индийском кино (к примеру, моя младшая дочь 11 лет давно уже фанатка Михаила Боярского). Но здесь мои советы вам и не потребуются — телевизор не перестает все это исправно показывать.

Очень, на мой слух, детской музыкой был европоп (или евродэнс) 90-х годов — все эти Aqua c Ace Of Bace и тому подобным легко сгодятся для любого детского праздника, но о хорошем вкусе тут говорить не приходится. Скорее, наоборот.

По большому же счету, интерес к рок-музыке (преимущественно у мальчиков) и популярной музыке просыпается именно в период полового созревания, то есть как раз в тот момент, когда дети перестают быть детьми.

Секс — это вообще неотъемлемый химический элемент популярной музыки.

Прежде очень простой и понятной подросткам музыкой всегда был классический рок, не говоря уже о таком мальчишеском жанре страшилок, как ранний хеви-метал

Те мальчики давно уже выросли, однако, как мы можем заметить, несмотря на все свои чины, мальчишками быть не перестали. Для сегодняшних ребят ту же функцию теперь выполняет новый язык массовой культуры всего мира, а именно хип-хоп.

Раздумывая над коротким списком альбомов, с которым стоит ознакомить детей, я отмел все излишне деструктивное и темное, что есть в популярной музыке.

Это ее важная и неотъемлемая часть, но дети и сами рано или поздно с этим столкнутся. Так что обойдемся среди прочего без суицидальных Joy Division и Nirvana.

С другой стороны, я исключил и все чересчур уж детское, и, соответственно, страдающее обычно по части вкуса.

Конечно, можно воспитывать ребенка и на шедеврах классической музыки, но тогда, во-первых, вам должен помочь другой специалист, а во-вторых, ваш ребенок все равно рано или поздно столкнется с соблазнами поп-музыки.

И вот в ней я пошел как раз по классическому пути: по аналогии с «высокой музыкой» я без всякого оригинальничания выбрал десять, безусловно, классических поп-записей второй половины ХХ века.

Располагаются они в условно возрастном порядке — по мере взросления маленького слушателя.

1. Paul McCartney and Wings — Band On The Run (1973)

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Вершина сольного творчества великого мелодиста. Просто феерический альбом, представляющий собой один сплошной поп-хук. Песни с кристальной чистотой аранжировок и неотразимыми мелодиями пронизаны какой-то необыкновенной детскостью — чего стоят только все эти возгласы «хоп, хей, хоп» в «Mrs. Vandebilt» или просто сокрушительное (и в своей наивности тоже) гитарное соло в «Let Me Roll It». Трудно придумать более понятную и эффектную музыку. Можно даже сказать, что здесь экс-битл выступил в роли подлинного Моцарта поп-музыки.

2. Pet Shop Boys — Very (1993)

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Еще один пример чрезвычайно детской по духу и доступности музыки, взятый из совсем другой синтетической эпохи. Однако при этом эксцентричный дуэт всегда отличал именно что удивительный вкус и редкая в чистой поп-музыке интеллектуальность. Конкретно на этом альбоме их привычные диско и синти-поп модернизированы опытом рейва и проникнуты особым духом оптимизма от окончания холодной войны. Апофеоз — начинающийся российским гимном грандиозный хоровой праздничный хит «Go West».

3. T. Rex — T. Rex (1970)

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Одноименный альбом 1970 года, на котором Марк Болан впервые сократил громоздкое первоначальное название своего детища Tyrannosaurus Rex — это как раз переходный момент в алхимическом превращении эльфического барда, зачарованного «Властелином колец», в одну из самых больших британских поп-звезд 70-х. Несмотря на уже некоторую электрификацию звучания и наметившиеся поп-приемчики, Болан еще продолжает петь причудливые фэнтезийные песенки о золотых лугах, драконах и волшебниках: если бы эльфы и вправду существовали, именно такой была бы их музыка. Трудно представить себе другую столь прекрасно детскую музыку, которая была бы способна так поражать и взрослое воображение — этот уникальный пасторальный фрик-фолк в художественном смысле намного превосходит дальнейшие ударные глэм-буги, которые принесли Болану громкую славу.

4. David Bowie — The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders Of Mars (1972)

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Следом логично поместить друга Марка Болана и тоже звезду глэм-рока — Дэвида Боуи. В исторической перспективе этот артист оказался значительно более крупной фигурой, и, быть может, вообще самой крупной в истории популярной музыки. Познакомить ребенка со вселенной Дэвида Боуи просто необходимо, и нет лучшего для этого альбома, чем принесший ему славу «Взлет и падение Зигги Звездной Пыли и Пауков с Марса». Чувствуете, само название говорит за себя. История оказавшегося на планете Земля пришельца из космоса, ставшего здесь рок-звездой, — прекрасная детская история, которая, возможно, станет началом дружбы с многомерным миром великого артиста.

5. Bob Marley & The Wailers — Legend (1984)

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Зрелое творчество Боба Марли — это абсолютная, вневременная классика современной популярной музыки. Мало того, что в этих песнях невозможно ничего прибавить и убавить, с музыкальной точки зрения они еще и пронизаны столь мощным духовным зарядом, что превратили глубоко локальный ямайский продукт в явление мирового масштаба. Эта музыка не только совершенна, она еще и поразительно доступна для восприятия в любом возрасте. У Марли все альбомы одинаково хороши, так что стоит начать просто со сборника лучшего, а конкретно с «Legend». На нем, подозреваю, изрядно поколдовали с мастерингом и даже миксами, чтобы осовременить звучание — вообще, я противник таких штук, но в нашем случае, может, оно и к лучшему.

6. Kraftwerk — The Man Machine (1978)

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Опять же абсолютный классический шедевр, но уже из другой вселенной — электронной музыки, в которой эти немцы кто-то вроде «битлов». Эти электронные новаторы были еще и удивительными мелодистами, что позволило одному шутнику назвать их «последним великим немецким композитором». Помимо и вправду гениальной музыки, альбом заинтересует ребенка и концептуально воплощенной темой роботов. И уж отдельное, я думаю, детское удовольствие — русская фраза «я твой слуга, я твой работник», произнесенная с немецко-вокодерным прононсом. Лично меня радует до сих пор.

7. The Doors — The Doors (1967)

Как привить ребенку музыкальный вкус?

А вот дебютный и самый совершенный альбом великой группы потребуется к моменту этого самого полового, не к ночи будь оно помянуто, созревания. Это первая в нашем списке недетская запись. Здесь есть уже секс, поэзия, бунт, тайна и магия в их взрослом измерении — на вырост, что называется. Подростка все равно от этого не уберечь, пусть уж тренируется глубоко чувствовать на этом прекрасном образце.

8. The Rolling Stones — Sticky Fingers (1971)

Как привить ребенку музыкальный вкус?

«Роллинги» — квинтэссенция рок-н-ролла в современной культуре, архетип рок-группы как таковой, история вечной молодости и великого успеха в поп-культуре. Их уже не обойти. Именно через них подростки будут знакомиться с корневой американской музыкой, основой основ западной поп-культуры. Из их обширного наследия, которое можно разделить на несколько периодов, выберем классический, 70-х годов, а уж из него, разумеется, пластинку «Sticky Fingers». С этим шедевром The Rolling Stones в слегка обновленном составе и с новым саундом вступили в новое десятилетие, чтобы уже навсегда стать «номером один» в рок-музыке.

9. The Clash — Combat Rock (1982)

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Вот пластинка-боевик, под которую подростку пора «узнать свои права» (она открывается песней протеста с таким названием)— мы же живем в свободной стране, не правда ли. В этих песнях великой панк-группы столько романтики, дружбы, свободы и, конечно же, бунта, а также превосходного чувства стиля и «крутизны», что и вправду под них впору прощаться с детством.

10. Massive Attack — Protection (1994)

Как привить ребенку музыкальный вкус?

И напоследок классика нового времени, совершенная электронная запись 90-х годов, в которой сошлись прошлое и будущее. Здесь есть уже зерна всего, что можно услышать в музыке сегодняшнего дня — от хип-хопа до дабстепа. И в то же время здесь разноголосым эхом звучит все, о чем мы говорили выше, вплоть до буквальной кавер-версии гимна «Зажги мой огонь» из вышеупомянутой пластинки The Doors в исполнении ямайской регги-легенды Хораса Энди. Хороший повод узнать, что ничего не берется ниоткуда и ничего никуда не уходит.

Источник: https://mel.fm/muzyka/569413-best10

Музыкальное воспитание школьников: прививаем ребенку вкус

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Музыка играет огромную роль в жизни любого человека. А чтобы у него сформировался хороший вкус, необходимо начать развивать его с детства. В этом случае на первый план выходит музыкальное воспитание школьников.

Целью школьного музыкального образования является воспитание культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры его натуры. Без этого он не может быть полноценной личностью.

Стоит отметить, что музыкальное воспитание детей позволяет добиться дальнейшего развития культуры в стране, а значит, ее истоки будут сохранены для будущих поколений.

Благодаря такому развитию удастся сформировать у ребенка не только вкус, но и дать толчок к тому, чтобы он самостоятельно стал создавать свои собственные произведения.

Для этого, в первую очередь, следует начать изучение основ музыкальной культуры, чтобы школьники поняли, как она зародилась. Очень важно обратить внимание школьников именно на музыку того региона или страны, в которой они проживают.

Так, у них будет повод гордиться, что они живут в этой среде. Немаловажным в прививании вкуса детям является включение в программу обучения разных музыкальных направлений. Так, лучше всего, конечно, начать с классических произведений.

Таким образом, удастся привить им хороший вкус, не прилагая особых усилий.

Как привить ребенку музыкальный вкус?

А чтобы опыт прослушивания классических произведений не входил в диссонанс с любимой музыкой, следует чаще водить детей в театры на спектакли, посещать концерты. В результаты школьники смогут окунуться в мир классики и прочувствовать его. Возможно, кто-то будет очень воодушевлен и захочет научиться играть на том или ином музыкальном инструменте.

Походы в театр намного лучше влияют на формирования вкуса, чем обыкновенные прослушивания классических произведений по магнитофону или просмотру балета по телевизору.

В этом случае он не окунается в атмосферу, а только безучастно наблюдает за ней. В итоге учитель не добьется своей цели.

А она состоит в том, чтобы ввести учащихся в мир музыкального искусства, обучить их понимать и любить музыку во всем богатстве ее жанров и форм.

Кроме этого он должен постараться развить способность детей воспринимать музыку как будто она является живым искусством, рожденным жизнью и неразрывно связанным с ней.

В результате у школьников воспитывается особое чувство музыки, которое позволяет воспринимать ее эмоционально. Постепенно они начнут отличать в ней хорошее от плохого, а также участвовать в ее исполнении и овладевать музыкальной грамотой.

Таким образом, у школьников сформируются творческие музыкальные способности, которые они с удовольствием будут развивать и проявлять.

Читайте также:  Как записывают песни в студии?

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Учителю в этом случае в первую очередь следует не просто разучивать какие-то песни с детьми и петь их хором, а именно постараться подружить их с музыкой. А для этого нужно научить их, ее понимать.

В этом и кроется огромная проблема, поскольку у каждого человека свое восприятие того или иного произведения.

Многие преподаватели совершают огромную ошибку, объясняя детям, то каким образом они должны понимать музыку, тем самым убивая их вкус.

Наоборот они должны развивать его, а для этого следует общаться со школьниками, спрашивать у каждого, что они чувствуют при прослушивании этого произведения, на какие мысли оно их наводит.

Ни в коем случае нельзя критиковать ребенка, если его мнение не совпадает с общепринятым, лучше выслушать его доводы, а потом объяснить ему, что хотел выразить автор музыки.

Постепенно он сможет понять свою ошибку и постарается впредь быть более внимательным, а значит, он научится отличать зерна от плевел.

Стоит отметить, что невозможно привить музыкальный вкус ребенку, если у него не будет увлеченности. Некоторые школьники, увлеченные роком или другим популярным направлением, просто отказываются слушать классические произведения.

Некоторые учителя опускают руки, но в этом случае очень важно пойти на уступки, чтобы школьник понял, что преподаватель вовсе не отвергает другие направления. Возможно, следует сыграть на контрасте, например, сначала прослушать классику, а потом рок.

После чего дать ученикам высказаться по обоим произведениям.

Как привить ребенку музыкальный вкус?

В результате школьники втянутся в этот процесс или игру, будут с удовольствием обсуждать эти два направления, сравнивать их между собой.

Так появиться увлеченность, в результате они уже сами будут слушать хотя бы время от времени классику. Таким образом, учитель без давления на учеников привьет им музыкальный вкус.

Учителю музыки важно объяснить школьникам, что музыка – это не нечто космическое, а вполне обычное явления, и сочинять ее может каждый.

Так, он должен разложить ее на составляющие, то есть разъяснить им, то из чего она состоит. Когда ученики поймут ее суть, и она не будет казаться им такой сложной и неприступной. В результате некоторые дети захотят попробовать что-то сочинить, возможно, кто-то из них станет известным виртуозом.

Музыкальное воспитание младших школьников невозможно без родителей, ведь именно с ними они и проводят большую часть своего времени. В этом случае им следует быть боле терпимыми и не навязывать свое видение.

Очень важно, чтобы ребенок слушал музыку не только по телевизору, но и ходил со своими родителями на различные спектакли или концерты.

Возможно, ему захочется научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Как привить ребенку музыкальный вкус?

В этом случае родителю следует только согласиться с его желанием сделать все, чтобы его мечта сбылась. Некоторые очень хотят, чтобы ребенок был разносторонне развит и на сильно отдают его в музыкальное училище, либо заставляют каждый день играть на пианино или скрипке. Несомненно, домашнее музицирование – это хорошо, но не стоит насиловать свое чадо, так как гения все равно не получится.

Если вдруг родителю хочется, чтобы его ребенок научился играть на каком-нибудь инструменте, лучше спросить его об этом. Также не лишним будет сходить с ним на концерт, где главную партию играет пианино или скрипка. Можно также после концерта взять автограф у музыканта, чтобы он прочувствовал эту атмосферу, и у него появилась увлеченность, а впоследствии придет и любовь.

Немаловажным является и то, что слушают родители ребенка, поскольку для него это своеобразный эталон, за счет которого и формируется его вкус. Вот почему им следует слушать больше классических произведений, а не отвергать их.

В противном случае ребенок будет противиться музыкальному воспитанию на уроках, и учитель ничего не сможет сделать.

А целью любого преподавателя является активный, творчески проявляющий себя ценитель и любитель именно высокохудожественного музыкального искусства в разнообразных формах общения с ним.

А без поддержки родителей добиться этого будет очень сложно, особенно если он пренебрежительно относятся к классике, и позволяют себе негативные высказывания.

Лучше наоборот стараться привить любовь к таким произведениям, поскольку на них и строится музыкальный вкус, так как они являются своеобразной лакмусовой бумажкой, которая позволит впоследствии отличить плохое произведение от хорошего.

Музыкальный вкус у ребенка формируется благодаря общим усилиям учителей и родителей. Огромную роль в этом случае играют внеклассные мероприятия – концерты, спектакли, а также домашнее музицирование.

Источник: http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/muzykalnoe-vospitanie-shkolnikov-privivaem-rebenku-vkus/

Формирование музыкального вкуса ребенка

Хорошая музыка – как чистый воздух: ее хочется слушать постоянно, ею хочется наслаждаться, без нее невозможно жить. Хорошая музыка меняет мировоззрение, развивает творческие способности, обогащает духовный мир человека. Однако не каждый взрослый знает, что представляет собой хороший музыкальный вкус.

И естественно, что дети таких взрослых чаще тоже предпочитают незамысловатые современные композиции с аморальным подтекстом. Дети, лишенные музыкального образования, в будущем становятся вульгарными, необразованными, грубыми, жестокими. Как не допустить этого? Начните прививать ребенку музыкальный вкус с раннего детства или с периода внутриутробного развития.

А как привить ребенку музыкальный вкус, расскажем дальше.

Как привить ребенку музыкальный вкус? 

Правила развития музыкального вкуса

Зачем прививать ребенку музыкальный вкус? Дело в том, что музыка расширяет диапазон наших эмоций, открывает в нас новые чувства и ощущения, меняет мировоззрение и восприятие. Музыка обогащает внутренний мир ребенка, воспитывает в нем чувство прекрасного, развивает творческие способности, способствует общему гармоничному развитию.

Процесс развития музыкального вкуса несложный, однако некоторых правил все же следует придерживаться.

  1. Выбирайте понятную для ребенка музыку с хорошим звучанием. Темп, ритм и настроение композиций должны быть разными.
  2. Прослушивать композиции нужно в спокойной обстановке, отложив все дела. Пусть ребенок просто слушает музыку: он может закрыть глаза и представлять сюжеты под прослушиваемые композиции, он может в это время смотреть на небо, сидя в удобном кресле.
  3. Композиции нужно прослушивать от начала и до последней ноты.
  4. Слушайте музыку вместе с ребенком.
  5. Чтобы малышу не было скучно, заинтересуйте его, например, пригласив в виртуальное путешествие по цветочным полям (Чайковский «Танец цветов»).

Чтобы привить ребенку музыкальный вкус, родители должны сами любить и слушать только хорошую музыку. Там, где постоянно звучит классика или произведения легендарных исполнителей, никогда не будет детей с плохим музыкальным вкусом.

Методы воспитания музыкального вкуса у дошкольников

По сути, музыкальный вкус у ребенка нужно развивать еще в младенчестве или во время внутриутробного развития. И здесь многое зависит от родителей малыша: если мама и отец будут отдавать предпочтение «правильной» музыке, то процесс вовлечения ребенка в музыкальный мир будет проходить более слаженно и быстро.

Педагоги определяют 4 основных метода, которые помогут привить малышу музыкальный вкус:

  1. Музыкальное образование ребенка. Посещая занятия музыкой, ребенок знакомится с лучшими произведениями музыкальной культуры, учится играть на музыкальных инструментах, он начинает понимать, какая музыка является хорошей, а какая приводит к деградации личности.
  2. Слушание музыкальных композиций и песен. Детям рекомендуются для прослушивания классические произведения и народная музыка, современные детские песни.
  3. Разучивание песен. Регулярное напевание песен помогает ребенку запомнить и текст композиции, и ее мелодию. Так у ребенка совершенствуется звукообразование, четкое произношение, слитное звучание, формируется певческое дыхание, слух и голос.
  4. Семейные хоры и концерты. Кроме эмоционального наслаждения, ребенок получает понимание песен, их характера. Напевая композиции вместе с родными или наблюдая за их выступлением, у ребенка закладываются основные навыки культуры слушания.

Очень важно поощрять ребенка за стремление напевать песни. Не стоит ругать малыша или смеяться над ним, если он путает слова или поет неправильно. Нужно стараться разучивать с ним новые песенки и напевать тексты, которые предлагает малыш, ведь совместное пение не только развивает, но и сближает.

Советы по развитию музыкального вкуса у ребенка

Музыка маленькими детьми воспринимается посредством эмоций. Поэтому процесс формирования музыкального вкуса у дошкольников – сложный психологический процесс, и здесь важно «не перегнуть палку».

Так, если использовать неподходящие композиции или подобрать неправильный подход, можно не только не привить любовь к музыке, но и навсегда отбить желание слушать ее.

Следует помнить, что прививать музыкальный вкус ребенку нужно ненавязчиво, заранее продумав схему занятий.

Формирование музыкального вкуса у дошкольников должно включать такие этапы:

  1. Прослушивание и восприятие музыкального произведения.
  2. Осмысление и понимание содержания прослушанной композиции.
  3. По возможности – исполнение композиции.
  4. Простейший анализ музыкального произведения.

В процессе формирования музыкального вкуса у ребенка важно не допускать распространенных ошибок (навязчивость, принуждение). Поэтому важно следовать таким правилам:

  1. Подавайте личный пример. Дети всегда и во всем подражают своим родителям. Воспользуйтесь моментом – станьте образцовым ценителем классической и народной музыки.
  2. Дайте ребенку право выбора. Позвольте малышу выбирать музыку, ведь не факт, что композиции, которые нравятся вам, будут интересны вашему чаду.
  3. Направляйте малыша, но не навязывайте ему свои вкусы. Чтобы понять, какая музыка нравится вашему ребенку, включайте произведения разных направлений и стилей.
  4. Развивайте эмоциональное слушание. Детям сложно понимать эмоциональность и чувственность мелодий, в этом им нужно помогать: после прослушивания обязательно поинтересуйтесь, какое настроение у малыша вызвала мелодия, что он чувствует, какими словами может описать свое состояние, какие слова подходят к этой мелодии.
  5. Слушайте музыку вместе с ребенком. Обсуждайте прослушанные композиции, подпевайте, выбивайте ритм, делитесь своими эмоциями.
  6. Прививайте музыкальный вкус, просматривая мультфильмы с хорошим музыкальным сопровождением.
  7. Знакомьте ребенка со звуками природы: шелестом листвы, журчанием воды, пением птиц, громом, стуком дождя и т.д.
  8. Учите, играя.

Старайтесь всячески вызывать интерес к музыке. Посещайте с ребенком спектакли, концерты классической или народной музыки, выступления детских творческих коллективов. Все это постепенно будет не только формировать музыкальный вкус вашего ребенка, но и станет толчком для развития творческих способностей вашего малыша, общего личностного и духовного развития.

← Задачи, цели и методы музыкального воспитанияКак выбрать музыкальную школу? →

Источник: https://jliza.ru/muzyikalnyij-vkus.html

Как привить вкус к музыке?

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Важно стараться, чтобы в прослушиваемой музыке преобладала мелодия, а ритма было как можно меньше, так как резкий
ритм пробуждает агрессию.

Без музыкального воспитания нельзя считать развитие человека действительно полным. Музыка очень важна для
формирования полноценной и всесторонней личности.

Но, опять же, далеко не всякая музыка способна положительно воздействовать на человека, а лишь та, которая
пробуждает светлые эмоции, даже если это печаль, но никак не агрессию. Лучше всего для этой цели подходит классика –
это Моцарт, Чайковский, Гайдн. У Бетховена достаточно тяжелые для восприятия композиции. Их лучше рекомендовать к
прослушиванию позже, уже для подготовленных ребят.

Помните, мало слушать музыку вместе с ребенком. После прослушивания старайтесь анализировать, разбирать прослушанный
фрагмент, старайтесь, чтобы ребенок выразил словами те эмоции, которые вызвала у него композиция, какие мысли у него
возникли при прослушивании. Совсем малышам можно дать принадлежности для рисования и попросить нарисовать свои
чувства.

Читайте также:  Как сделать тюльпаны из бумаги: мастер-класс

Такие приемы обычно используют педагоги в детском саду, но одно занятие музыкой в неделю – это ничтожно мало, а в
группе детей много, и далеко не каждого удается выслушать, а высказаться хочется всем. Поэтому чаще занимайтесь дома
с ребенком.

Как привить вкус к музыке? Разумеется, своим собственным примером. В семьях, где родители слушают классическую и
другую качественную музыку обычно дети обладают музыкальным вкусом.

Но ни в коем случае не давите на ребенка,
особенно если вы начали занятия с ребенком школьного возраста. Не заставляйте его, не принуждайте. Если он хочет
слушать что-то другое, поговорите с ним, спросите, почему.

Возможно, выслушав ваши аргументы, он изменит свою точку
зрения.

Когда ребенок уже втянулся в музыкальный процесс, можно предложить ему обучение нотной
грамоте, это должно показаться ему интересным. Ведь это на самом деле так здорово – слушать музыку и
понимать, каким образом ее исполняет музыкант, ощущать себя чуточку причастным к этому. А хороший педагог не
допустит угасания интереса к обучению и продолжит развитие вашего ребенка дальше.

Теория музыки также важна для музыкального развития – это даст понимание того,
как происходит написание музыки, по каким правилам, даст толчок к развитию в этом направлении.

Источник: https://artvocal.ru/kak-privit-vkys-music.php

Воспитание музыкой. Как привить высокий вкус

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Татьяна Тихонова #блогер #сценарист

Когда моей дочери оставалось полтора месяца до появления на свет, мы с ней ходили в Филармонию на 9-ю Симфонию Бетховена. Она так ритмично била мне ножками в живот, практически вторя партии барабана, что у меня отпали все сомнения: дочь – такой же полноценный слушатель, как и я.

Это потом я узнала, что малыш начинает слышать спустя 4,5 месяца после зачатия. Именно с этого момента стоит прислушаться к классике, если ранее такого опыта не было, но есть желание привить ребенку тот самый высокий вкус. А что взамен?

Ученые давно доказали пользу прослушивания классики. Вот лишь пара фактов:

  • «Моцарт-эффект» Альфреда Томатиса. Эксперименты показали, что дети, слушающие Моцарта, начинают быстрее мыслить, говорить, обнаруживают  творческие способности, внимание, менее склонны к депрессиям и перепадам настроения.
  • Международная практика: космонавты слушают классику по три раза в день в обязательном порядке, крысы быстро и без ошибок проходят лабиринты, коровы дают в разы больше молока, а цветы в оранжереях быстрее растут.

Если вы приняли решение прививать музыкальный вкус ребенку, а включиться сложно (уши привыкли к популярной музыке, кажется, что классика устарела и др.), я бы порекомендовала слушать классику на необычных инструментах – вибрафоне, например.

Или в современной обработке, только исполненной на акустических инструментах.

Можно начать с народной музыки – она проста в восприятии, задорна, легко ложится на детское настроение.

На концерте оркестра русских народных инструментов имени Андреева пританцовывает каждый второй ребенок, не сходя с места. Привыкнув к народной музыке, особенно в концертном исполнении, будет легче сделать шаг в сторону классики.

  • Музыкальное воспитание согласно возрасту
  • До рождения (для мамы):
  • Младенцы:
  • 1–3 года:
  • 3–7 лет:
  • Варианты слушания

Перед вами рекомендации, которых придерживались я и мое окружение. О первых результатах можно прочесть ниже, в примерах.– Музыкальные занятия дома. Группа в формате мама+ребенок: петь, танцевать, ритм, подыгрывать на инструментах.– Концерты: филармония, консерватория, капелла, дворцы, театры. Хорошо, если прослушивание совпадает с посещением красивого места.– Пение. Даже если вы никогда не занимались, самое время начать. И подготовка дыхания к родам, и развитие вкуса малыша.– Пять минут в день избранной музыки, выборочных композиторов.– Время колыбельных, независимо от уровня вашей музыкальной грамотности.– Избегать перегрузки, эмоционально заряженных произведений (например, концерты Рахманинова, симфонии Бетховена), хор, оперных арий.– Музыка ветра, подвесить около кроватки.– Слушать дома самим.– Музыкальные инструменты: издавать звуки из всего, что есть в доме (пример: Кирилл, 1,3 г., прислушивается к звуку, который издает резинка, блокирующая открытие дверцы шкафчика).– Пять минут органа в церкви.– Музицировать самим: «Собачий вальс», «К Элизе» – хоть две-три связных ноты – вы получите массу восхищения от благодарного слушателя.– Музыкальные занятия дома.– Включать в машине.– Слушать самим.– Слушать детей: музыкальные школы, кружки в ДК.– Детские концерты-лекции: проекты «Пикколо», «Культурный кот» (Санкт-Петербург), озвученные мультфильмы в филармонии.– Одно отделение симфонического концерта.– Концерт ансамбля русских народных инструментов.– Дома фоном: когда рисует, собирает паззлы.– Познавательные мультфильмы: «Эйнштейн».– Включать в машине.1. Когда ребенок свеж, контакт с ним налажен, стоит акцентировать внимание на том, что мы слушаем, кто это произведение сочинил, когда? Намного лучше ребенок запомнит, если рассказать ему забавную историю из жизни композитора того периода.2. Обсудить образы, возникающие от прослушивания: дождик, ветер, капель, птичка, медведь, обезьянка, поезд.3. Включать музыку для себя. Работать на прием, то есть рассказывать что-либо, только если ребенок сам спросит, и настойчиво.

Сегодня в помощь энтузиастам масса интересных проектов – классика на крыше, в темноте, на природе, корабле. Есть смысл заходить в кафе, церкви различных конфессий.

Получая такого рода культурные прививки, ребенок со временем накапливает критическую массу впечатлений, которые перерастают в норму.

Малыш начинает осознавать, что классика – это часть его жизни, что она для него естественна, узнаваема. И с этого момента она начинает ему по-настоящему нравиться.

Если внезапно идет отторжение или сразу отказ, первым делом выключите музыку, затем прислушайтесь к себе. Как у вас дела? Что с настроением? Что слушаете вы сами? Скорее всего, когда вы придете в норму, ребенок тут же перестроится.

Если же вы в порядке, а ребенок по-прежнему упрямится, есть вероятность, что вы его перекормили. Значит, лучше отложить музыкальное воспитание в сторону и оставить классику только для себя, в наушниках.

Практика в примерах

Мой сын с полутора лет освоил губную гармошку и иногда выдает любопытные пассажи. Он же, присутствуя с зачатия на музыкальных занятиях, в том же возрасте, стал цитировать несложные обрывки из песенок, хотя к тому моменту занятия уже прекратились.Алисе уже исполнилось три, а она никак не могла разговориться.

Постепенно, занимаясь музыкой, она свободно заговорила и стала воспринимать музыку (раньше ощущая ее шумовым фоном).Алина, которой нет и четырех, уже пытается петь с мамой двухголосие.Ярослав с четырех лет узнает «Болеро» и «Кармен» – везде, где бы они ни звучали.

Вероника с шести лет пытается сочинять музыку, в семь она записывает свое первое произведение.        Все это обычные дети, родители, которых уделили внимание воспитанию музыкой.

Придерживаясь такого курса, вы получите и быстрый результат (в примерах), а главное – заложите основы для формирования того самого высокого вкуса, который невозможно получить в одночасье.

Источник: https://mamsila.ru/post/835-vospitanie-muzykoi-kak-privit-vysokii-vkus

Как воспитать музыкальный вкус и как правильно слушать музыку

Как привить ребенку музыкальный вкус?

Что такое музыкальный вкус?

Довольно часто можно услышать о том, что тот или иной знакомый не обладает музыкальным вкусом или что он у него плохой. Но как же понять, есть он или нет?! Ведь не существует единого критерия для определения этого качества. Наши субъективные предпочтения в музыке – это ещё не показатель для сравнения.

  • Вкус – это совокупность понятий о том, что такое красота, это возможность отличать прекрасное от ущербного.
  • Музыкальный вкус – это умение воспринимать музыкальные произведения и давать им свою оценку.
  • Особенности воспитания музыкального вкуса

Музыкальный вкус в идеале должен воспитываться ещё с младенчества, но если этого не случилось, то не беда: доказано, что его можно развить в любом возрасте. Главное, желание и терпение.

Если в детском возрасте процесс формирования имеет более бессознательный характер, и музыкальные предпочтения родителей зачастую становятся предпочтениями ребёнка, то во взрослой жизни – это довольно сознательный процесс.

Советы по формированию музыкального вкуса у детей

В детском возрасте музыка воспринимается посредством эмоций. Но вовлекая ребёнка в мир музыки, важно не переусердствовать, ведь воспитание вкуса – это сложный психологический процесс.

Если перегнуть палку, то можно добиться обратного эффекта: он не только её не полюбит, но и испытает отвращение. Формирование музыкального вкуса должно быть продуманным и ненавязчивым.

Чтобы не наделать ошибок, необходимо придерживаться всего нескольких правил.

  1. Личный пример. Если вы сами слушаете музыку от случая к случаю или имеете довольно несформированные музыкальные предпочтения, то не ждите, что ребёнок станет образчиком вкуса. Дети, как губка, впитывают то, что близко их окружению, они подсознательно стремятся быть похожими на родителей.
  2. Не лишайте ребёнка выбора. Если определённая музыка нравится лично вам, это ещё не означает, что она понравится малышу. Ведь он не ваш клон: он личность, которой могут нравиться абсолютно другие мелодии.
  3. Направляйте, но не навязывайте. Перед сном включайте ребёнку музыку разных стилей и направлений. Это поможет понять его музыкальные пристрастия. И если ему нравится то, что не подходит вам – это не конец света. Ваша задача познакомить ребёнка с музыкой и показать её бесконечный и многогранный мир.
  4. Развивайте эмоциональное слушанье. Музыка у взрослых и детей имеет неразрывную связь с миром эмоций. И если первые легче и проще понимают чувственную сторону мелодий, то малышам подчас нужна помощь. После прослушивания музыки, поговорите с ребёнком: поинтересуйтесь, какое настроение у него вызвало это произведение, с какими словами она связанна.
  5. Слушайте музыку вместе с ребёнком. Очень полезно то, что сделано совместно родителем и ребёнком. И прослушивание музыки не исключение. Вместе слушать, вместе обсуждать, радоваться или грустить под звуки разных мелодий – это не только замечательный способ формирования музыкального вкуса, но и способ укрепления семейных уз.
  6. Прививайте музыкальный вкус посредством мультфильмов. Мультфильмы – это то, что понятно и любимо каждым ребёнком. И ни для кого не секрет, что они имеют огромную дидактическую пользу. Подобрав мультики с превосходным музыкальным сопровождением, вы поможете малышу освоиться в мире прекрасной музыки. Знакомясь с ней ещё в юном возрасте, во взрослой жизни он не будет испытывать проблем с её восприятием.
  7. Знакомьте малыша со звуками природы. Природа – это уникальный и универсальный способ познания ребёнком звуков, это превосходный метод формирования эстетического, а, значит, и музыкального вкуса. Научить в тишине слушать журчание воды, шелест листвы, завывание ветра или пение птиц – это первый и главный шаг к формированию умения слушать музыку. Дети на такие вещи самостоятельно редко обращают внимание, а потому родители должны им в этом помочь.
  8. Используйте игровую деятельность для воспитания музыкального вкуса. Для детей (особенно до 7 лет) основным видом деятельности является игра, а потому логично приучать ребёнка к хорошей музыке с помощью различных игр. А если они будут вдобавок ко всему ещё иметь и соревновательный момент, то это намного упростит обучение. Следует помнить о том, что дети довольно быстро утомляются, даже играя, поэтому не забывайте периодически менять вид деятельности.
  9. Отдайте ребёнка в музыкальную школу. Посещение такого заведения необязательно должно быть связано с желанием в будущем сделать из малыша великого музыканта. Будет достаточно и того, что это положительно скажется на развитии его личности и творческих способностях.
Читайте также:  Детские музыкальные произведения

Советы по развитию музыкального вкуса у взрослых

У взрослых зачастую уже сформирован музыкальный вкус, но не всегда хороший. Насильно привить взрослому человеку любовь к качественной музыке практически невозможно: это должно быть его личное искреннее желание.

И если такое желание появилось, существует несколько рекомендаций, как развить музыкальный вкус:

  1. Познакомьтесь с общепризнанными мировыми шедеврами в области музыки. Нет ничего постыдного в том, чтобы прислушаться к мнению окружающих. Это актуально для тех, кто не знаком со всеми направлениями музыки и хочет расширить собственные рамки, но не знает как.
  2. Слушайте музыку не меньше одного часа в день. Выработанная привычка ежедневно слушать музыку положительно скажется на развитии собственного вкуса.
  3. Во время прослушивания музыки не занимайтесь другими делами. Чтобы понять и оценить музыку, необходимо полностью в неё погрузиться. Это невозможно если в этот момент вы будете заниматься работой или общаться с подругой.
  4. Научитесь правильно слушать музыку.

Как правильно слушать музыку?

Казалось бы, что может быть проще, чем слушать музыку. Но, чтобы её не просто слышать, но и понимать следует придерживаться таких правил:

  1. Будьте терпеливы. Слушать музыку в течение часа не для всех простое задание. Но это делать необходимо. Даже если вам такая музыка не по душе, это ещё не значит, что не сможете её понять.
  2. Не возлагайте преждевременных надежд на музыку. Ещё до прослушивания не стоит ожидать, что музыка возымеет на вас тот или иной эффект. Ведь если этого не произойдёт то, возможно, разочаруетесь. Да и вообще каждая отдельная мелодия даже на одного человека в разных ситуациях может иметь разное воздействие.
  3. Не вешайте на музыку ярлыки. Неправильно считать, что если одна композиция вам пришлась не по душе, то и все остальные мелодии этого направления такие же. Это как с людьми – одинаковых не бывает.

Музыкальный вкус – это то, что делает нашу жизнь неповторимой

То, что музыка важна для человека, доказано уже давно. Уметь слушать музыку – это уметь наслаждаться жизнью. В этом нет ничего сложного, и это не требует огромных усилий. Чтобы стать гармоничной личностью необходима лишь малость – желание развиваться.

Источник: https://zavodila.com/otdyx/psychology/lichnost/kak-vospitat-muzykalnyj-vkus-i-kak-pravilno-slushat-muzyku/

Прививаем детям хороший музыкальный вкус

Недавно я писала про классическую музыку для малышей. вот тут и тутСтаршие дети тоже слушали классику с рождения, но постепенно детские песенки и аудио сказки вытеснили классические мелодии из нашего ежедневного репертуара.

С появлением третьего ребенка в нашем доме вновь зазвучала классическая музыка.

Я, честно говоря, ставила ее в основном для малыша и хотела эти 15-20 минут использовать для занятий со старшими детьми, но старшие проявили такой живой интерес к музыке, что их расспросы переросли в небольшой спонтанный музыкальный урок. И тогда у меня родилась идея знакомить детей с композиторами и музыкальными шедеврами.

Всем известно, что дети ждать не любят и нужна небольшая подготовка к этим занятиям, чтобы у них быстро не погас интерес.

Наш план занятий очень постой.

Каждое занятие мы берем одного композитора. Я им рассказываю коротко его биографию с какими-нибудь интересными и запоминающимися фактами. Например, что Моцарт сочинил свое первое музыкальное произведение в 5 лет, примерно в том же возрасте, что и мои дети сейчас и так далее.

Моим детям еще непременно нужно было знать из какой страны композитор и непременно показать на карте.

Дальше мы слушаем произведения этого композитора, детям очень нравится интерпретировать мелодии, догадываться, что автор хотел этой мелодией передать или придумывать название музыкальной композиции.

Например, я им ставила композиции из цикла «времена года» Вивальди и предлагала угадать «какое это время года?», моим детям эта игра очень понравилась. Также они с удовольствием играют в «угадай мелодию», эта игра у нас особенно прижилась в машине, прекрасная возможность скоротать время в пути.

В контексте этих занятий мы также знакомимся с музыкальными инструментами и их звучанием. Вот здесь можно не только посмотреть, как выглядят музыкальные инструменты, но и услышать их звучание. classics for kids

  • Итак, вот Вам пример.
  • Антонио Вивальди
  • БиографияМне больше нравится биография с этого ресурса, хоть и на английском, так как она написана специально для детей, кратко и интересно.
  • Но есть и русские ресурсы. Например, здесь
  • Да и википедию никто не отменял.

«Времена Года. Зима» с красивым визуальным рядом.

  1. Весна
  2. Лето.
  3. Осень.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/feya/3283745

Как привить детям хороший музыкальный вкус?

«Как привить детям любовь к классической музыке?»

«Жизнь была бы ошибкой без музыки». Фридрих Нитше.

Сегодняшняя жизнь ставит проблемы перед музыкальным образованием в школе. С 1993 года многие отечественные исследователи констатируют факт обесценивания знаний: над умом властвует примитивное материальное богатство.

Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами, вследствие которых возникают кризисы духовные: у молодых людей пропадает любовь к искусству в целом и желание развиваться.

Актуальность поднимаемой проблемы так же обусловлена и тем, что сами родители в семье планируют дать образование своим детям в первую очередь для зарабатывания денег, а воспитание гармоничной личности ребёнка отодвигается на второй план, что, на наш взгляд, в корне неверно.

Многие программы по музыке (Д.Б. Кабалевский; Ю. Б.Алиев, Г. П. Сергеева) ориентированы главным образом на изучение классической музыки. Не ставя ценность и значимость данных программ под сомнение, следует отметить, что в них не отражены реалии повседневной жизни.

Кроме того, на практике такое положение вещей чревато тем, что ребёнок, дома либо на улице, слушает далеко не лучшие образцы современного музыкального искусства, воспевающие такие отрицательные качества, как алкоголизм, курение, наркомания.

Что касается телевизионных передач, то нельзя не сказать о существенных изменениях, произошедших в сети телерадиовещания за последние двадцать лет, затронувших данную сферу: так, если в начале 2000-х годов существовали культурно-развлекательные передачи, направленные на расширение кругозора среди подростков 12-18 летнего возраста (например, проекты Сергея Супонева: «Зов джунглей», «До 16 и старше»), то сейчас телевизионные передачи не могут влиять на подрастающее поколение ввиду отсутствия телевизионных проектов, направленных на формирование у молодых людей представлений о культуре (в том числе, музыкальной) в целом. Таким образом, дети вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки.

Главная задача учителя музыки — научить детей понимать и любить музыку, показать разнообразие музыкальных произведений, приобщить детей к музыкальному творчеству.

Большое значение на уроках музыки имеет слушание классической музыки и анализ музыкальных произведений. Так, например, на моих уроках музыки, прежде чем прослушать какое-либо музыкальное произведение, я рассказываю об интересных факторах из жизни композитора, провожу параллель с творчеством настоящего времени, с реалиями современной жизни в целом.

Например, среди учащихся пятых и седьмых классов мы разбираем тему «Импрессионизм в музыке».

В рамках анализа темы учащиеся данных классов не только узнают о творчестве художников-импрессионистов в целом, но и знакомятся с творчеством композитора Клода Дебюсси: так, например, пьеса К.

Дебюсси «Лунный свет» используется в качестве музыкальной темы к художественному фильму «Сумерки», с содержанием которого знакомы многие молодые люди.

Также в телевизионном сериале «Кухня» герои фильма работают в ресторане «Клод Моне», названного в честь известного одноимённого художника-импрессиониста.

Таким образом, у детей формируется ассоциативное мышление, расширяется кругозор и представление о музыкальной культуре в целом. Кроме того, на следующих занятиях по музыке дети уже с большим интересом слушают симфоническую картину К. Дебюсси «Празднества».

Одним из способов решения поднятой проблемы является формирование у детей навыков мышления, фантазии, формулирования тех или иных образов. Так, например, анализируя содержание симфонической картины Н.А.

Римского-Корсакова «Шахерезада», дети размышляют над временем и местом действия событий, описываемых в данном произведении, обращаются к образам природы востока, характерам людей, познают традиции и нравы культуры Востока.

В настоящее время, все любят путешествовать, часто бывают за границей , поэтому с удовольствием делятся своими впечатлениями. Говоря о путешествиях на уроках музыки, мой делается ремарка о том, что Н. А.

Римский-Корсаков также были на востоке: он совершил кругосветное путешествие на клипере «Алмаз», будучи находясь в звании военного офицера.

Таким образом, представляя себе культуру Ближнего Востока, учащиеся начинают своё знакомство с «Шахеразадой».

Как показывает практика, дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц.

Таким образом, целесообразно представляется обращение к творчеству композиторов, затрагивающих природы в своих произведениях.

Например, на проведённых мной уроках музыки среди учащихся четвёртых классов дети неоднократно проявляли заинтересованность при прослушивании Пьесы из цикла «Карнавал животных» Сен-Санса.

Одним из способов формирования музыкального кругозора и культуры в целом у молодых людей является не только обращение к простым и понятным образом в произведениях музыкантов, но и приведение интересных фактов из их биографии, благодаря которым у учащихся возникает интерес как к жизни самого автора произведения, так и к его музыке в целом. Так, например дети легко воспринимают сказочные персонажи из произведений Пер Гюнта «В пещере горного короля» и «Шествие гномов». Кроме того, детям интересен тот факт, что Э. Григ верил в то, что под крышкой пианино живут гномы. После моего рассказа о Пере Гюнте, учащиеся с удовольствием анализируют эту пьесу, говорят о динамике, о тембре, рисуют в своих тетрадях злых троллей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что программно-изобразительная музыка рисует конкретные образы-картины.

Также решающую роль в формировании общечеловеческих ценностей играет семья. Пример родителей — основополагающий фактор влияния на подрастающее поколение.

Например, со своей семьёй мы часто посещаем концерты симфонического оркестра, слушаем оперные и инструментальные произведения классических и современных композиторов.

Более того, впоследствии моя дочь приняла решение записаться в музыкальную школу по классу скрипки.

Музыка сопровождает человека всю жизнь. Поэтому важно, чтобы и педагоги и родители знакомили детей с музыкой. Проблемой формирования музыкального вкуса занимались Д. Кабалевский, Л.В. Дмитриева, О.В.

Радынова. Начинать знакомить детей нужно с простых жанров в музыке —песня, танец, марш (по программе Кабалевского).Затем можно затрагивать такие жанры в музыке, как опера, балет, кантата, сюита, симфония и т.

д.

Так как музыка любого композитора уходит корнями в народное творчество, фольклор, нельзя забывать о народной песне. Необходимо детей всех возрастов знакомить с народными инструментами.

Урок музыки — очень эмоциональный, творческий урок. Только развивая эмоции, интересы, вкусы, можно приобщить детей к музыкальной культуре.

Закончить своё сообщение я хочу словами Шостаковича: «Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Она будет расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух».

Источник: https://portal2011.com/kak-privit-detyam-xoroshij-muzykalnyj-vkus/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector