Морской пейзаж в музыке

Пейзаж – жанр в изобразительном искусстве, который заключаться в рисовании природы. Художники могут, как и точно перерисовывать и немного преображать природу.

Веками природа использовалась только лишь для фона или декораций. Со временем она стала равноправной каким-то персонажем, а вскоре и вообще центром внимания.

Во всем мире считается, что именно Европа основала этот жанр, хотя до нее он впервые появился Древнем Китае и других восточных странах.

Расцветом этого прекрасного стиля настало тогда, когда появился пленер. Художники полостью передавали краски, учитывали освещение, На тот момент уже были тюбиковые краски. Это дало возможность выезжать на природу и творить, делать уникальные шедевры.

До того как появились импрессионисты этот жанр не был популярным и считался второстепенным, но после их появления он стал более популярный. Теперь пейзаж считается основным жанром живописи.

Как правило, пейзаж это открытое пространство. В него часто добавляют людей и животных. Они играют не основную, а второстепенную роль тесть фон картины. Многие рисуют марину, это изображение воды. В свою очередь они разделяются на камерные и панорамные.

Самые известные картины считаются: Джорджо́не. «Гроза», Диего Вела́скес. «Вид виллы Медичи», Диего Вела́скес. «Вид виллы Медичи», Жозеф Верне́. «Морской порт при лунном свете», Уильям Тёрнер. «Последний рейс корабля «Отважный»».

В их работах полностью погружаешься в среду, где они рисовали. Чувствуется шепот листьев, тишина снега, свист вьюги, журчание воды. Учтены все детали ветер, тень. Это дает полную картину, от которой чувствуешь себя умиротворенным или наоборот тревожным, все зависит от характера картины.

Пейзаж очень красивый стиль в искусстве. Смотря на картину можно почувствовать многое, именно это дает этому стилю свою «изюминку», за которую его все любят.

Доклад №2

Писатели и поэты описывают красоту окружающей природы с помощью слов. Художники создают свои пейзажи красками на полотнах. Талантливый композитор с помощью звуков передает пение жаворонка и блеск молнии, шум деревьев и шелест морской волны. Этот прием в музыке называется звукоподражанием. Благодаря ему, слушатель как бы видит музыку, не имея перед собой зрительного ряда.

  Звукоподражание использовали при создании своих произведений многие музыканты: автор пьесы для фортепиано «Снег танцует» К.Дебюсси, французский композитор Л. Дакен, написавший пьесу «Кукушка», создатель симфоний «Сонаты моря » и «В лесу» К. Чюрленис. Слушая произведение, мы можем представить себе пейзаж, который пытается передать автор.

Безусловно, для этого композитор должен любить и чувствовать природу.

Свою любовь к природе авторы передают в небольших пьесах, песнях, произведениях для оркестра. У многих композиторов есть произведения с названием «Времена года».

Непревзойденным мастером пейзажа в музыке по праву считается П. И. Чайковский. Красоту русской природы он запечатлел в знаменитом цикле  для фортепиано «Времена года». Каждая из 12 пьес альбома посвящена одному из месяцев года. Первая часть их названия указывает месяц, вторая – картина природы: «Октябрь. Осенняя песнь»,«Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Август. Жатва».

В Москве, на всемирном конкурсе имени П. И. Чайковского, пианисты, кроме больших произведений, исполняют одну из пьес альбома «Времена года».

В творчестве многих композиторов есть произведения с одноименным названием.

Так называл свой концерт для скрипки с оркестром итальянский композитор Антонио Вивальди.  Это 4 первых концерта из большого опуса: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Аргентинец Астор Пьяццолла, автор произведения «Времена года в Буэнос-Айресе», написал его как композицию из 4 танго. Особенность этого произведения в том, что цикл начинается с осени.

Родина композитора, Аргентина, находится в южном полушарии. В Буэнос – Айресе осень по времени совпадает с италийской весной.

Это различие в сезонах нашло свое отображение в особенностях звучания одного и того же времени года у разных композиторов.

Йозеф Гайдн написал ораторию «Времена года».   Автор сравнивает жизнь человека со сменой времен года. Композитор Александр Глазунов написал музыку к балету «Времена года». Особое место в музыке занимают произведения на тему морского пейзажа.

Французский композитор К. Дебюсси передает свои впечатления от Средиземного моря в пьесах «Паруса», «Сирены», «Остров радости», симфонической поэме «Море».

Морской пейзаж – неотъемлемая часть оперы Н.А. Римского–Корсакова «Садко».  В фильме «Человек–амфибия» звучит зажигательная «Море и румба» композитора А. Петрова.

В звуках и красках изображает морскую стихию литовский художник и композитор М. Чюрлёнис. Песня природы звучит уже много веков. Гениальные композиторы помогают нам услышать это в музыке.

8 класс

Морской пейзаж в музыке

Популярные доклады

  • Доклад на тему Живые клетки 5 класс
    Все мы живые существа, будь то человек, насекомое, растение, и все мы, состоим из многочисленных «кирпичиков» под названием клетка. Наше тело состоит из миллиардов мелких частиц, где каждая клетка это маленький, активно функционирующий живой
  • Доклад на тему Мюзикл 5 класс (история) сообщение
    Мюзикл – это прежде всего отдельный и уникальный вид искусства. Это сценическое направление, которое включает в себя несколько видов узконаправленного искусства.
  • Доклад Среда обитания человека сообщение
    В современном понимании среда обитания человека представляет собой разнообразную, окружающую человека среду, которая осуществляет с помощью комплекса факторов естественных наук либо прямое либо соответственно

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/pejzazh-v-muzyike-8-klass

Четыре самых красивых пейзажа в классической музыке

Самые прекрасные пейзажи в музыке — это не те, где есть подробное описание природных объектов (птички, пчёлки, ручейки), а те, в которых мы слышим это внутреннее блаженство от созерцания красоты мира. Когда из сердца рвётся: «Боже, как же это прекрасно!!»

1. Эдвард Григ. «Утро» из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт»

Более точный перевод оригинального названия этой пьесы («Morgenstemning») — «Рассвет».

Это самый популярный пример звукового пейзажа в классической музыке. Из совершенно элементарной мелодии Григ создаёт прекрасную картину медленно восходящего солнца, когда волны нежного тепла и света заставляют радоваться всё живое.

Обычно этой музыкой иллюстрируют северные пейзажи, что закономерно, ведь Григ — норвежец. Но на самом деле это рассвет в арабской пустыне (по сюжету «Пера Гюнта»). Вообще-то трудно поверить, что арабы так радуются восходу палящего солнца и перспективе 40-градусного пекла в течение дня. Будем считать, что когда Григ писал эту музыку, он невольно унёсся мыслью к родным норвежским фьордам.

(Кстати, здесь можно почитать культшпаргалку о Григе, а здесь — о самых популярных его хитах)

2. Эдвард Григ. Концерт для фортепиано, 2 часть

Это уж точно северный пейзаж с немного суровой красотой скал и чистой холодной воды. Но в конце этой части пейзаж постепенно перетекает в восторженную «осанну» родной Норвегии. Григ был настоящим патриотом.

Титан старой фортепианной школы Артур Рубинштейн за свою жизнь сыграл этот популярнейший концерт, наверное, не меньше тысячи раз.

3. Сергей Рахманинов. Прелюдия соль мажор ор.32 №5

Рахманинов родился ранней весной. Может, поэтому ему так удавались весенние пейзажи. В этой прелюдии — хрупкая апрельская красота русской природы.

Никто не играет эту прелюдию лучше, чем сам Рахманинов, может быть, только Владимир Горовиц. Они, кстати, дружили.

4. Клод Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны»

Сирены, как известно — это такие опасные морские существа в женском обличье, чьё невыносимо прекрасное пение влекло моряков к верной гибели. Одиссею в своё время даже пришлось привязать себя к мачте корабля, чтобы удержаться от сильнейшего искушения броситься на этот зов в море.

Женский хор, поющий без слов — это в «Сиренах» как бы дополнительная группа оркестра. Здесь всё время меняется точка слухового обзора: то ты видишь морскую стихию сверху, то вдруг погружаешься в глубину. Особо впечатлительные могут даже испытать лёгкие симптомы морской болезни)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5b325264e3c1fc00a97cd7d7

Разработка урока музыки «Тема моря в музыке и литературе»

  • 4 класс.
  • «Тема моря в музыке и литературе»
  • Цели
  • Образовательные:
  • показать образ моря в произведениях А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова;
  • провести сравнительную характеристику музыкальных эпизодов: фрагмента вступления из оперы «Садко» Н.А. Римского – Корсакова «Океан – море синее» и фрагмента из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова «Три чуда»;
  • обменяться впечатлениями об услышанных музыкальных фрагментах;
  • дать характеристику музыкальных отрывков;
  • оценить способы выражения настроения музыки;
  • разучить песню.

Развивающие:

  • развивать навыки слушания музыки;
  • развивать навыки сопоставительного анализа;
  • развивать музыкально-эстетический вкус, слуховое восприятие, эмоциональные переживания.

Воспитывающие:

  • воспитывать художественное видение мира;
  • воспитывать любовь к музыке русских композиторов.
  1. Цели урока
  2. знать:
  3. с помощью, каких средств можно передать характер и настроение музыки при описании моря;
  4. уметь:
  5. внимательно слушать музыку, определять её настроение и характер.

Музыкальный материал: Н.А. Римский – Корсаков. «Окиан – море синее». Вступление к опере «Садко». Н.А. Римский – Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Песня «Мечта».

Литература: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Былина «Садко».

Изобразительный ряд: портреты Н.А. Римского-Корсакова и А.С. Пушкина, иллюстрации к опере «Садко» и опере «Сказка о царе Салтане». Репродукция И.К. Айвазовского «Чёрное море»

  • «…Море! Не забуду
  • Твоей торжественной красы
  • И долго, долго слышать буду
  • Твой гул в вечерние часы».

А.С. Пушкин

Ход урока

Добрый день! Меня зовут Марина Викторовна. Я – учитель музыки. Рада вас видеть здесь в эту минуту в таком чудесном мире, который расцвечен красками, звуками, в мире, в котором звучит русское слово, русская музыка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок.

1.Актуализация опорных знаний

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Почему наш урок открывает морская картина?

Верно. Наш урок сегодня посвящён ТЕМЕ МОРЯ В МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Каким увидел море великий русский поэт А.С.Пушкин?

— А кто из вас видел море? Какое оно?

— На сегодняшний урок я принесла ракушки – частичку моря. Давайте вместе послушаем их. Какими впечатлениями вы можете поделиться?

— Итак, море бывает разное. На репродукции Ивана Константиновича Айвазовского – строгая красота морской стихии, в шуме ракушек – море далёкое и таинственное. А вот какое море в былине «Садко», в произведении А.С. Пушкина и в музыке Н.А. Римского – Корсакова и с помощью каких музыкальных средств море изображено, я вам сегодня расскажу.

  1. Цели на сегодняшний урок:
  2. знать:
  3. с помощью, каких средств можно передать характер и настроение музыки при описании моря.
  4. уметь:
  5. внимательно слушать музыку, определять её настроение.
  6. 2.Формирование новых знаний
  7. Открою вам сейчас секрет: у моря и музыки много общего.

Русский композитор Н.А. Римский – Корсаков сумел изобразить в своей музыке красоту морской стихии.

А вы знаете, почему Николай Андреевич часто обращался к морской тематике? (…) А потому что он был сначала морским офицером, даже плавал на корабле вокруг света. Никто лучше него не умел передавать в музыке изображение моря.

В его творчестве есть удивительное произведение, опера «Садко», написанная на мотив былины «Садко». Зачитаю отрывок:

  • Пошёл Садко ко Ильмень да ко озеру,
  • Как он садился на синь горюч камень да об озеро,
  • Как начал играть во гусли во яровчаты,
  • Как ведь опять играл он с утра до вечера,
  • Волна уж как в озере сходилася,
  • Вода ли с песком да смутилася.
  • Послушайте музыку из оперы «Садко».
  • — Каков характер этой музыки?
  • — Какое настроение?
  • — С помощью, каких музыкальных средств передаётся характер и настроение музыки?
  • Но у меня есть условие, ответ начинайте со слов «Море было…» А помогут вам эти слова прилагательные: тихое, плавное, тревожное, взволнованное, грозное, настороженное, воздушное, нежное, решительное, неторопливое, задумчивое, ласковое, печальное, необычное, красивое.
  • Слушание и анализ произведения
Читайте также:  История россии в казачьих песнях

«Окиан – море синее» — оркестровое вступление.

Грозная, но спокойная морская стихия, ровно, бесстрастно катящиеся волны, необъятная, бескрайняя ширь; глухой гул стоит над неустанно колыхающейся сумрачной водяной пустыней, и не видно ни корабля, ни живой души.

Вступление целиком основано на развитии крошечного, из трёх звуков состоящего, тематического зерна мотива «Окиана – моря», он действительно создаёт иллюзию волнообразного движения бесконечной океанской громады…

Звучание морской стихии удалось передать Н.А. Римскому – Корсакову ещё в одном произведении, а в каком, я думаю, вы мне скажите сами:

  1. «Три девицы под окном
  2. Пряли поздно вечерком…»
  3. — Кто может сказать, кто автор сказки и о чём она?

А написал эту удивительную сказку великий русский поэт А.С.Пушкин. Вот видите, у меня есть книга с удивительными рисунками.

Оперу на сюжет этой сказки написал Н.А. Римский-Корсаков. В этой опере рассказывается о трёх чудесах. Каких?

  • 1 чудо – «Белка»
  • 2 чудо – «Богатыри» Послушаем отрывок:
  • «Море вздуется бурливо,
  • Закипит, подымет вой,
  • Хлынет на берег пустой,
  • Разольётся в шумном в шумном беге,
  • И очутятся на бреге
  • В чешуе, как жар горя,
  • Тридцать три богатыря,
  • Все красавцы удалые,
  • Великаны молодые,
  • Все равны, как на подбор,
  • С ними дядька Черномор».

Сейчас с помощью музыки к нам придут в гости богатыри из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»

  1. — Какое настроение передаёт музыка?
  2. — С помощью каких средств выразительности?
  3. Слушание и анализ произведения

(Сначала мы услышали призывной голос трубы, потом музыка изобразила их тяжёлую богатырскую поступь. Сначала богатыри идут будто издалека, музыка звучала чуть слышно. Постепенно она усиливается, богатыри подходят ближе, затем опять стихает.)

3 чудо – «Царевна – лебедь»

Последнее чудо в этой сказке – лебедь-птица, которая превратилась в удивительную царевну. «Месяц под косой блестит, а во лбу звезду горит».

Вот мы и послушаем музыку к последнему чуду из сказки — «Царевна – лебедь» . Давайте внимательно послушаем отрывок, когда лебедь превращается в царевну.

Немного опустите головы, но в тот момент, где сменяется музыка, станет похожей на русскую народную песню, поднимите на меня свои глаза.

С л у ш а н и е

— Что композитор нам показал в музыке? (образ птицы, плывущей по волнам; звуки оркестра будут рисовать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Потом мы услышим как мелодия стала похожей на привольную русскую песню: в этот момент птица-лебедь оборачивается прекрасной девушкой)

  • Микроитог: Итак, какие музыкальные фрагменты прослушали: фрагмент из оперы «Садко»; фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».
  • — Каким изображено море в этих фрагментах?
  • — С помощью, каких средств музыкальной выразительности?
  • (Мелодическое движение, ритм, развитие, динамика, звуковысотность, темп, колорит.)

— Молодцы! Вы были внимательны и всё запомнили.

  1. 3.Физминутка
  2. Давайте встанем и покажем, каким может быть море:
  3. Море бушует, стонет, кричит,
  4. Море волну нагоняет, ворчит
  5. Море устало вздыхает, стихает
  6. И умолкает, и засыпает.

4.Работа с песней.

-Мы говорили о том, каким увидели море А.С.Пушкин и Н.А.Римский-Корсаков.

Ребята, я тоже несколько раз видела море. И оно мне показалось дружелюбным, ласковым. Вот о таком море – моя песня, которая называется «Мечта». Я вам предлагаю её прослушать.

  • МЕЧТА
  • 1. Расскажи мне море,
  • Друг, о чём мечтаешь?
  • Моряков отважных
  • Ждёшь ты или нет?
  • Столько дальних странствий
  • Снится мне всё чаще,
  • Я поведаю мечту тебе.
  • Припев: Навстречу ветру,
  • Навстречу солнцу,
  • Расправив крылья, как паруса,
  • К далёким гаваням и странам
  • Зовёт вперёд моя мечта.
  • 2. Расскажи о шторме,
  • Что уносит ветер ,
  • Расскажи о штиле,
  • Что принёс покой,
  • О морских победах,
  • Что вершат герои,
  • И о тех, что совершу с тобой.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=78127

Образ моря в произведениях искусства

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на оформление класса, на экран, подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

(на экране пейзаж моря, корабль и т.д. )

  • — совершенно верно у нас сегодня пойдет разговор о море. Тема урока: «Образ моря в произведениях искусства»
  • Цель нашего урока познакомиться с произведениями искусства посвященному миру природы – морю.
  • — Какие виды искусства вы знаете?

Музыка — это песни, романсы, симфонии, оперы и т.д.

Музыка- это ЗВУК!

Литература – это стихи, сказки, легенды, былины и т.д.

Литература – это СЛОВО!

Изобразительное искусство – (искусство запечатления образов) — вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры, это картины разного жанра: портрет, натюрморт, пейзаж и т.д.

  1. Живопись – это рисунок, цвет.
  2. — Бывали ли вы на море?
  3. — Отличается ли настоящее море оттого, что вы можете видеть на картине, фотографиях?
  4. — Что привлекает человека в море?

Это простор — свободный, ничем, кажется не ограниченный (ведь с одного берега не видно другого). Этот простор, однако, не несет покоя: как отличается морская стихия от твердой земли под ногами!

  • — Каким бывает море?
  • — Море всегда изменчиво: в штиль и в бурю, утром и вечером, под солнцем и в облачный день оно меняет свой цвет, форму волн, меняет свой голос. Море никогда не молчит: мы слышим то ровные удары прибоя, подобные биению сердца; то грозный рев; то тихий усыпляющий шепот…
  • Иллюстрации моря.

Слушание: «Звуки природы. Море: прибой, шторм ».

  1. -Давайте попробуем все вместе озвучить шум моря, как звучит море?
  2. (артикуляционная гимнастика)
  3. — Что можно найти на берегу моря?
  4. Физминутка -распевка «Осминожки»
  5. — Рядом с морем всегда живет ветер, который, кажется, так и стремится наполнить паруса и увлечь в странствия.
  6. — Я приглашаю, вас в путешествие к морю на этом сказочном корабле.
  7. Фоном звучит песня «Веселый ветер».
  8. (Иллюстрация сказочного корабля) –фотография №1
  9. Слайд№
  10. — Отдать швартовые!
  11. — Свистать всех наверх!
  12. Ответы детей.
  13. Ответы детей: (дети перечисляют те виды искусства, с которыми они знакомились на уроках музыки, литературе, изо ).
  14. Ответы детей.
  15. Ответы детей.

-ШШШШШ….СССССССС…..ФФФФ

Ответы детей: много интересного можно найти (ракушки и т.д.)

  • — А на дне моря в раковинах можно найти жемчуг.
  • — В море живут осминоги, медузы…
  • Исполняют песенку-распевку с пластическими движениями «Осминожки»
  • Дети встают у парт.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/obraz-moria-v-proizviedieniiakh-iskusstva

Пейзаж в инструментальной музыке

Музыка и природа

«На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» (О.Бальзак).

Трудно назвать композитора, который не отразил бы в музыке своё восхищение образами природы. Шум дождя, птичье пение, переливы искрящихся на солнце водных струй… Все эти звуки природы вдохновляли композиторов к созданию музыкальных произведений.

  • Послушай, музыка вокруг…
  • Она во всём – в самой природе.
  • И для бесчисленных мелодий
  • Она сама рождает звук.
  • Ей служат ветер, плеск волны,
  • Раскаты грома, звук капели,
  • Птиц несмолкаемые трели
  • Среди зелёной тишины.
  • И дятла дробь, и поездов гудки,
  • Чуть слышные в дремоте,
  • И ливень — песенкой без слов
  • Всё на одной весёлой ноте…
  • (М. Ивенсен)

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Если вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на всё, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства.

Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.

Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. На полотнах художников природа никогда не выглядит мёртвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн. Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся.

Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представлять. Каким образом музыка «изображает звуки природы»?

Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников. «Краски музыки» — это

  1. мелодия (музыкальная мысль),
  2. темп (скорость звучания),
  3. тембр (окраска голоса или инструмента),
  4. лад (мажор, минор, пентатоника и др. – настроение музыки)
  5. высота звука (регистр),
  6. динамика (громкость звука),
  7. ритм (чередование различных длительностей),
  8. гармония (последовательность аккордов).

Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Что такое музыкальная картина? Музыкальная картина – это произведение, которое очень ярко и доступно передаёт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.

Живописная музыка — это красочная, яркая, богатая, насыщенная музыкальными голосами – тембрами, выразительная музыка. Слушая её, легко представить определенную картину. Это изобразительная музыка, где передана удивительная красота мира с помощью музыкальных средств выразительности.

В изобразительном искусстве есть жанр живописи, изображающей картины природы — пейзаж. В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы будем наблюдать. Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. Большую изобразительную роль в музыке играют гармония и тембры музыкальных инструментов.

Одна из самых ярких и величественных музыкальных картин создана Бетховеном. В четвертой части своей симфонии («Пасторальной») композитор звуками «нарисовал» картину летней грозы. (Эта часть так и называется «Гроза»). Слушая могучие звуки усиливающегося ливня, частые раскаты грома, вой ветра, изображенные в музыке, мы представляем себе летнюю грозу.

Читайте также:  Как настроить классическую гитару?

Мастерски использует оркестр для создания таинственного пейзажа русский композитор А.К. Лядов. Лядов писал: «Дайте мне сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Своей музыкальной сказке «Кикимора» композитор предпослал литературный текст, заимствованный из народных сказок. «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах.

От утра до вечера тешит Кикимору кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Вырастает Кикимора. Зло на уме держит она на весь люд честной».

Когда читаешь эти строки, воображение начинает рисовать и сумрачный пейзаж «у кудесника в каменных горах», и пушистого кота-Баюна, и мерцание в лунных лучах «хрустальной колыбельки».

Низкий регистр духовых инструментов и виолончели с контрабасами композитор использует для изображения каменных гор, потонувших в ночном мраке, а прозрачный, светлый высокий звук флейт, скрипок – для изображения «хрустальной колыбельки» и мерцание ночных звезд.

Сказочность тридевятого царства изображена виолончелью и контрабасом, тревожный рокот литавр создает атмосферу тайны, ведут в загадочную страну. Неожиданно в эту музыку врывается короткая, ядовитая колкая тема Кикиморы. Затем в высоком прозрачном регистре возникают волшебные, небесные звуки челесты и флейты, как звон «хрустальной колыбельки».

Вся звучность оркестра словно высветляется. Музыка будто возносит нас из мрака каменных гор к прозрачному небу с холодным загадочным мерцанием далеких звезд.

Музыкальный пейзаж «Волшебного озера» напоминает акварель. Те же легкие прозрачные краски. Музыка дышит тишиной и покоем. О пейзаже, изображенном в пьесе, Лядов рассказывал: «Вот как было у меня с озером.

Знал я одно такое – ну, простое, лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности!».

И в музыке слышны звучащая лесная тишина и плеск потаённого озера.

Творческую фантазию композитора Римского-Корсакова пробудила «Сказка о царе Салтане» Пушкина. В ней есть такие необыкновенные эпизоды, что «ни в сказке сказать, ни пером описать!». И только музыке оказалось под силу воссоздать чудесный мир пушкинской сказки. Композитор эти чудеса описал в звуковых картинах симфонической картины «Три чуда».

Мы живо представим себе волшебный город Леденец с теремами и садами, а в нем — Белку, что «при всех золотой грызет орех», прекрасную Царевну-Лебедь и могучих богатырей. Как будто по-настоящему слышим и видим перед собой картину моря – спокойного и бурно вздымающегося, ярко-синего и мрачно-серого. Нужно обратить внимание на авторское определение — «картина».

Оно заимствовано из изобразительного искусства — живописи.

Подражание звукам и голосам природы — самый распространенный прием изобразительности в музыке. Один из самых излюбленных приемов — подражание голосам птиц.

Остроумное «трио» соловья, кукушки и перепела мы слышим в «Сцене у ручья» — 2 части Пасторальной симфонии Бетховена. Птичьи голоса звучат в пьесах для клавесина «Перекличка птиц», «Кукушка», в фортепьянной пьесе «Песня жаворонка» из цикла П. И.

Чайковского «Времена года», в прологе оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и во многих других произедениях.

Другой прием существует для изображения не звуков, а движений людей, птиц, зверей. Рисуя в музыке птичку, кошку, утку и других персонажей, С.С.

Прокофьев («Петя и волк») изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении: летящую птичку, крадущуюся кошку, прыгающего волка.

Здесь основными изобразительными средствами стали ритм и темп.

Ведь движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, и они очень точно могут быть отражены в музыке. Кроме того, характер движений бывает разный: плавные, летящие, скользящие или, наоборот, резкие, неуклюжие. Музыкальный язык чутко откликается и на это.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым копированием.

Как бы ни прекрасны были леса, луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек.

Пейзаж в инструментальной музыке

Слушая инструментальные сочинения современных европейских композиторов, порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы.

Это, конечно, свидетельствует о невероятном таланте автора музыки. Зачастую в основе изображения пейзажа в музыке лежит звукопись.

Звукопись связана с имитацией различных звуков – пения птиц («Пасторальная симфония» Бетховена, «Снегурочка» Римского-Корсакова),

раскатов грома («Фантастическая симфония» Берлиоза), звона колоколов («Борис Годунов» Мусоргского). А еще есть ассоциативная связь музыки со всевозможными явлениями в природе. К примеру, просвещенному слушателю не нужно объяснять, что в симфонической картине Мусоргского

«Рассвет на Москве-реке» отображается восход солнца, а в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехерезада» целые фрагменты посвящены изображению моря.

Сложнее воспринять картину, когда автор ставит перед собой более абстрактную цель. Тогда в качестве путеводителя в кругу ассоциаций выступают заглавия или словесные ремарки авторов. К примеру, у Листа есть этюды под названием «Вечерние гармонии» и «Метель», а у Дебюсси – пьесы «Лунный свет» и «Холмы Анакапри».

Музыкальное искусство всегда оперировало выразительными средствами, свойственными своей эпохе. Образы окружающего мира, которые казались представителям различных стилей достойным объектом искусства, выбирались, исходя из художественных вкусов своего времени.

Одним из самых известных шедевров музыки барокко можно считать цикл из 4 инструментальных концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741). Автор выступает здесь не только как великий имитатор природных явлений (в концерте «Лето» есть картина грозы), он демонстрирует миру и свое лирическое восприятие природы.

В эпоху классицизма роль пейзажа более чем скромна.

Однако такие великие пантеисты, как Йозеф Гайдн (1732-1809), сумели и в этом стиле прекрасно изображать восходы и закаты: образы медленных частей его сонат и симфоний погружают слушателя в атмосферу одухотворенного созерцания. Вершиной же классицизма в изображении природы, его признанным шедевром считается «Пасторальная симфония» Бетховена (1770-1827).

Романтики впервые проводят параллели между переживаниями личности и состоянием окружающей среды. Изображение явлений природы служит великолепным фоном, на котором высвечиваются переживания гордого и независимого героя.

Самые наглядные примеры музыкального романтизма можно найти в фортепианном творчестве Листа и в симфонических полотнах Берлиоза. На русской почве одним из тех, кому в романтической манере удавалось блистательно передать картины природы, был Римский-Корсаков.

Его симфонические зарисовки моря по силе воздействия сродни разве что великолепным полотнам Айвазовского.

Во второй половине XIX века появляется новый стиль живописи и музыки — «импрессионизм». Создателями его музыкального «словаря» становятся композиторы новой французской школы – Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1937).

Хорошо известны высказывания К.

Дебюсси, характеризующие основные моменты его мироощущения: «Я сделал религию из таинственной природы… Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба, воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы».

К этому же направлению относятся и многие фортепианные пьесы Равеля, в том числе «Игра воды».

Именно в творчестве Равеля фортепиано становится инструментом, «которому подвластны изображения бабочек в ночной мгле, пение птиц в знойном оцепенении летнего дня, безбрежные волны океана, предрассветное небо, в котором плывут звуки колоколов» (так выдающаяся пианистка XX века Журдан-Моран пишет о его цикле пьес под названием «Зеркала»).

Музыка и живопись

Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В. Кандинский (1866–1944) соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр, а известный живописец М.

Сарьян (1880–1972) писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия.

И цвет то же самое, и все в искусстве так».

Выдающиеся русские композиторы Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин также обладали так называемым «цветным слухом».

Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. «Цветной слух» присущ и творческим индивидуальностям многих современных композиторов. К примеру, Э.

Денисову (1929–1996) – некоторые его сочинения вдохновлены переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.

Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между романтическими образами Э. Делакруа и Г.

Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В.

Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.

Между тем о подлинном сплаве художественного и музыкального видения мира можно говорить, только познакомившись с творчеством М. Чюрлениса (1875-1911) – выдающегося литовского художника и композитора.

Наиболее известные его картины «Сонаты» (состоящие из полотен Allegro, Andante, Scherzo, Finale) и «Прелюдии и фуги» несут на себе отпечаток музыкального восприятия автором окружающей действительности. Из музыкального наследия М.

Чюрлениса, в котором живописное начало проявляется наиболее оригинально, выделяются его симфонические поэмы («В лесу», «Море») и фортепианные пьесы.

Среди музыкальных произведений, рожденных под впечатлением от всевозможных картин и скульптур, особый интерес у исполнителей вызывают: «Обручение» по картине Рафаэля и «Мыслитель» по скульптуре Микеланджело Ф. Листа, а также «Картинки с выставки», созданные М. Мусоргским под впечатлением рисунков В. Гартмана.

Источник: https://poisk-ru.ru/s15041t8.html

Образы моря в литературе, живописи и музыке. Морской пейзаж в музыке

Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (Лад).

За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие).

Для весёлой? (яркие, тёплые).

Какое графическое изображение имеет мелодия?

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М. Чюрлёниса (1875 — 1911 г).

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

  • Глядя на картины «Соната моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.
  • «Соната моря» (Andante
    ) «Соната моря» (финал).
  • Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?
  • В каком ладу «звучит» картина?
  • Какова «динамика» произведения?
  • Что вы можете сказать о «темпе»?
  • Какие оттенки придаёт произведению «регистр»?

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить, что это музыкальное произведение, а уж потом — живопись.

Как М. Чюрлёнис смог увидеть музыку?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит, музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку
.

Физкультминутка
.

Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц — лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди — вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я — лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», — выдох. Вдох. «Я — лебедь» — выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полёт! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы — импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники — импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять чёрных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе»
. В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом.

Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси, французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названии произведений: «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет».

Музыка К. Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

  1. Клод Дебюсси «Лунный свет на террасе» (слушание).
  2. Дифференцированные творчески задания.
  3. Во время прослушивания музыки:
  4. Нарисуй музыкальный пейзаж.

Напиши сочинение-миниатюру (см. приложение 1).

Разгадай кроссворд (см. приложение 2).

  • Оформить выставку рисунков.
  • Ответить на вопросы кроссворда.
  • Беседа.
  • Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русский художник В.

Кандинский понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроения. В.

Кандинский настаивал: «Жёлтое, включённое в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах».

Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель — беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревшись, пятна как бы оживают.

Накопившийся опыт подтолкнул других художников к отчаянному эксперименту: запечатлеть на холсте звуки, зафиксировать для глаза то, что предназначено для слуха. На выставках разных стран в 20-е годы появились картины с необычными для живописи названиями. Вот они: «Нактюрн №2» Ф. Шопена, «Романс» Г. Свиридова.

  1. И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.
  2. После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак.
  3. Рисуем музыку!
  4. Что нового вы узнали на уроке?
  5. Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.
  6. Урок музыкальной литературы в 6 классе

Цель:
ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.Задачи:
а) образовательная — сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.б) развивающая — расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.в) воспитывающая — привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.

Литератор(Л)
– Ребята, перед вами – картины моря ˂слайд№2, №3˃А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?

Дети (Д)
– в нём есть какая-то тайна и огромная сила.Л.
— тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов ˂слайд №4˃. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)˂слайд №5˃Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. ˂слайд №6˃«И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).

Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами).

Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос.

Как называются такие образы?Д.
— Зрительные и звуковые (запись на доске)Л.
-Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке? Д.
— Свободная стихияЛ.
-˂слайд №7˃Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?Д.

— Эпитеты, метафоры, сравнения ˂слайд №8˃Л.
-Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?Д.
– Олицетворением ˂слайд №9˃Л.
-В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?Д.
— О годах ссылки в Одессу.

Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.Л.
-˂слайд №10˃Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?Д.
— Романтизм.

˂слайд №11˃И герой нашего стихотворения – тоже романтик.Л
. -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. ˂слайд №12˃Назовите ихД.
— Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая˂слайд №13˃Л.

-Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?Д.
— Эмоционально-психологическую и символическую.Л.
-На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

Художник (Х.)
— Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. ˂слайд №14˃Слово «морская» по-латыни звучит как «marina». Поэтому и художников называли… Д
— маринистами.Х.

— можете ли назвать фамилии художников-маринистов?Д.
— это художник Айвазовский.Х.
— ˂слайд №15˃Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины.

Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого художника.

Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Мы сейчас будем знакомиться с его работами и анализировать их.

Но у живописи свой язык выразительных средств, свои специфические термины. Назовите их. Д. — Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма ˂слайд №16˃

Х
. — Давайте вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины.

(Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Капри» ˂слайд №17˃, «Девятый вал» ˂слайд №18˃, «Морской берег. Прощание» ˂слайд №19˃, «Кавказские горы с моря»˂слайд №20˃).

Х.
– если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.

Музыковед (М.
)- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение? Дети (Д.)
— к литературеМ.
— а произведение живописи? Д.
— к изобразительному искусству М.
— симфоническое произведение? Д.
— к музыкеМ.
— из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным? Д.
— самое конкретное по языку выражения — литература, на втором месте — живопись, и на последнем — музыка. М.
— Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них — это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада».

˂слайд №21˃Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев.

И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите «Шехеразада».

М.
— Шехеразада — героиня каких сказок? Д.
— восточныхМ.
— Как называется сборник арабских сказок? ˂слайд №22˃Д.
— «1001 ночь»М.
— ˂слайд №23˃(вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки).

Шехеразада — жена султана Шахриара, а на Востоке правитель — не просто первое лицо в государстве, это «великий и всемогущий», его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение «восточный деспот». Как ещё называют такого человека? Д.
— тиран. М.

— Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?

Д.
— с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.

М.
— Обратите внимание на средства музыкальной выразительности — в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит? Д.

Источник: https://www.nobelbar.ru/vesch/obrazy-morya-v-literature-zhivopisi-i-muzyke-morskoi-peizazh-v.html

Ссылка на основную публикацию