Музыка на границе великих веков

Вслед за блестящим расцветом в 1870-е годы творчества композиторов «Могучей
кучки» и Чайковского русская музыка в конце XIX в. вступает в новый период
своего развития. В ней, наряду с продолжением сложившихся традиций национальной
композиторской школы, заметно начинают проявляться особенности, вызванные
новыми условиями общественной жизни России на рубеже веков.

В музыкальное искусство входят новые темы и образы. Становится характерным
перемещение главного интереса с широкой социальной проблематики в область
отражения внутреннего мира человеческой личности. Даже образы народного
быта, эпоса, истории, родной природы принимают лирическую окраску.

Многое
соприкасается здесь с общими процессами развития отечественной художественной
культуры той поры. Утверждение прекрасного, неприязнь ко всему грубому,
обывательскому пронизывают собой творчество многих русских писателей, художников,
например Чехова, Левитана.

Красота природы, человеческого сердца, право
человека на счастье — ведущие темы и в русской музыке этого периода.

В
ней, как и в смежных искусствах, усиливается интерес к воплощению философских
проблем, философских размышлений о жизни, возрастает роль интеллектуального
начала, проявляются тенденции к синтезу с другими искусствами.

Атмосфера революционного подъема с ее острыми контрастами, напряженное
ожидание перемен вызывают к жизни образы весеннего пробуждения и героического
устремления в будущее, бурного протеста и утверждения человеческой воли.
Особенно сильно звучат они в музыке Скрябина, Рахманинова. Прямым откликом
на революцию 1905 г.

является создание оркестровых пьес на темы русских
революционных песен — «Дубинушка» (Римский-Корсаков) и «Эй, ухнем!» (Глазунов).
Однако наиболее непосредственное отражение революционный подъем, революционное
движение получили в народном творчестве, в русской революционной песне,
которая стала могучим средством сплочения масс (см. ст.

«Песни, зовущие
к борьбе»).

Изменяется и значение отдельных музыкальных жанров в творчестве композиторов.
Многие из них отдают предпочтение инструментальной музыке, часто непрограммной
(отсутствие связи музыки с конкретным текстом давало им большую свободу
в выражении своих мыслей и чувств).

Серьезное внимание уделяется вопросам
усовершенствования профессиональной техники, мастерства, разработке средств
музыкальной выразительности.

Музыкальное искусство обогащается яркими достижениями
в области мелодики, гармонии, полифонии, фортепианного и оркестрового колорита.

Музыка на границе великих веков

С. И. Танеев.

Музыка на границе великих веков

А. К. Глазунов.

Музыка на границе великих веков

А. К. Лядов.

Музыка на границе великих веков

И. Ф. Стравинский.

Обострившаяся в литературе и искусстве того времени борьба различных
направлений сказалась и на развитии русской музыки. В творчестве некоторых
композиторов усвоение классических традиций сочеталось с воздействием модернистских
тенденции, ясно обозначившихся за рубежом и проникавших в художественную
жизнь России начала века.

В музыке это выражалось в обращении к миру узких,
индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности
музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств
музыкальной выразительности.

Правда, в творчестве ведущих композиторов
эпохи эти тенденции никогда не становились господствующими и не создавали
существенных преград общему развитию русской музыкальной классики.

Русское музыкальное искусство конца XIX — начала XX в. представлено
творчеством различных поколений.

В 1880 — 1890-е годы еще интенсивно сочиняет
Чайковский, который к началу 1890-х годов стал автором таких выдающихся
творений, как Пятая (1888) и Шестая симфонии (1893), балеты «Спящая красавица»
(1889) и «Щелкунчик» (1892), оперы «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891).
До 1908 г.

неутомимо продолжает композиторскую деятельность Римский-Корсаков,
чутко откликаясь на запросы времени. В своих последних операх-сказках
«Кащей Бессмертный» (1901) и «Золотой петушок» (1907) он выступает со злой
сатирой на самодержавие.

К середине 1890-х годов достигает полной зрелости
творчество их учеников, младших соратников и последователей — Глазунова,
Лядова, Танеева, Аренского, Калинникова. В годы, предшествующие первой
русской революции, расцветает творчество выдающихся композиторов XX в.
— Скрябина и Рахманинова. Наконец, в предоктябрьское десятилетие уже становятся
известными имена Стравинского, Прокофьева, Мясковского.

Являясь современниками, эти композиторы, каждый по-своему, отразили
в своем творчестве новые приметы времени. Богатство их творческих индивидуальностей,
самостоятельность и неповторимость художественного преломления ими устремлений
своей эпохи составляют многообразную и сложную картину развития русской
музыки в этот отмеченный большими событиями и острыми противоречиями период.

Александр Константинович Глазунов (1865 — 1936) выступает как
мастер монументальных симфоний. Среди созданных им восьми симфоний выделяется
Пятая (1895). Ее музыка проникнута мужеством, полнотой жизневосприятия,
праздничностью.

Недаром современники воспринимали ее как продолжение героической
линии бородинского симфонизма, хотя, в отличие от симфоний Бородина, главенствует
в ней не героика, а гимническое воспевание жизни. Но есть у Глазунова и
страницы драматической взволнованности, как, например, первая часть Шестой
симфонии (1896), а в музыку начала XX в.

проникло ощущение тревоги, жизненных
противоречий (Восьмая симфония, 1906). В симфонических произведениях, созданных
в более ранние годы, — поэме «Стенька Разин» и картинах «Кремль», «Лес»,
«Весна» — ясно прослеживаются принципы программных произведений композиторов
«Могучей кучки». Большой вклад внес Глазунов в развитие русского балета.

Его «Раймонда» (1897) вслед за «Лебединым озером», «Спящей красавицей»,
«Щелкунчиком» Чайковского углубляет значение музыки в балете, основанной
на разнообразном музыкальном развитии характеристик действующих лиц и чутком
восприятии национального колорита.

Покоряют слушателей выразительные лирико-патетические
образы его Концерта для скрипки с оркестром (1904). Сфера душевных переживаний
человека широко запечатлена им в семи струнных квартетах, из которых по
образной яркости выделяются Четвертый (1894) и Пятый (1898).

Возглавляя с 1905 по 1928 г. Петербургскую (Ленинградскую) консерваторию,
Глазунов вошел в историю отечественной музыки и как один из строителей
молодой советской культуры,

Анатолий Константинович Лядов (1855 — 1914), в противоположность
Глазунову, — мастер музыкальной миниатюры.

Его прелюдии, пасторали, мазурки
и другие пьесы — это «картинки настроений», в каждой из которых выражено
одно состояние, один образ (например, Прелюдия си минор), или меткие характеристические
зарисовки отдельных явлений быта и природы, подкупающие юмором, наблюдательностью,
тончайшим мастерством («Музыкальная табакерка»).

В музыке баллады «Про
старину» оживают образы преданий «давно минувших дней». Большая и увлеченная
работа Лядова над русской песней привела его к созданию замечательной сюиты
«Восемь русских народных песен» для оркестра (1906). Для каждой из ее восьми
песен он находит особый художественный прием, создает свой неповторимый
колорит, свою характерность.

Удивительное проникновение в строй русского
музыкального мышления отличает и три тетради «Детских песен», созданных
Лядовым на подлинные народные тексты прибауток и присказок. Симфонические
миниатюры «Волшебное озеро» (1909), «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1909)
рисуют образы природы и русской сказки.

Сергей Иванович Танеев (1856 — 1915) видел в искусстве прежде
всего большую силу морального воздействия на человека. Поэтому этические
вопросы жизни занимали центральное место в его творчестве. Для воплощения
их он иногда обращается к образам античной культуры.

Такова его опера «Орестея»
(1894), написанная на сюжет из Эсхила, утверждающая торжество справедливости,
света над силами мрака и насилия.

В Четвертой симфонии (1898) Танеев, подобно
Чайковскому и Бетховену, раскрывает драматически напряженную борьбу противоположных
сил, которая в итоге приводит к торжеству человеческого разума, гуманности.
Вера в человека, в красоту его души, в победу справедливости характерна
для содержания всей музыки композитора.

Сочетание строгой логики мышления
с глубокой эмоциональностью отличает и такие выдающиеся произведения Танеева,
как кантата «Иоанн Дамаскин» (1884), Четвертый квартет (1899), фортепианный
квинтет соль минор (1911), двенадцать хоров без сопровождения на стихи
Полонского (1909), многие романсы.

Успешно развивал в своем творчестве традиции русской музыкальной классики
Антон Степанович Аренский (1861 — 1906). Композитор лирического
склада, он привлекал задушевностью, искренностью высказывания. Особенно
это проявилось в его романсах, раскрывающих различные стороны душевных
переживаний и настроений человека.

Из крупных сочинений наибольшую известность
получили фортепианное трио до минор (1894), пронизанное единством элегически-скорбного
настроения, и фантазия на темы И. Т. Рябинина для фортепиано с оркестром
(1899) — в ее основе лежат два былинных напева, записанных композитором
у этого известного певца-сказителя Онежского края.

Свой вклад в отечественную музыку внес и рано скончавшийся Василий
Сергеевич Калинников
(1866 — 1901). Его Первая симфония (1895) до сих
пор покоряет необыкновенной свежестью, русской распевностью, глубоким ощущением
родной природы.

Однако определяло развитие русской музыки начала XX в. творчество наиболее
выдающихся композиторов того времени — Скрябина и Рахманинова.
Рахманинов не только дал миру произведения огромной художественной
ценности, но по праву был признан величайшим пианистом нашего столетия
и одним из выдающихся дирижеров (см. статьи «А. Н. Скрябин», «С. В. Рахманинов»).

В 1910-х годах обратил внимание ^на свое яркое дарование Игорь Федорович
Стравинский
(1882 — 1971), выступивший с первыми балетами — «Жар-птица»
(1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913; с 1914 г. композитор
жил за рубежом).

В предоктябрьское десятилетие начался творческий путь Прокофьева
(см. ст. «С. С. Прокофьев»), Мясковского, Глиэра, Василенко, Гедике.
Их творческая деятельность широко развернулась после Великой Октябрьской
социалистической революции, олицетворяя живую преемственную связь традиций
русской классической музыки с советской музыкальной культурой (см. ст.
«Путь советской музыки»).

Песни, зовущие к борьбе

«Наше оружие — наши песни», — сказал Владимир Маяковский.

Каждое революционное движение поднимает, как знамена, свои песни.
Некоторые из них приобретают всемирное значение. Первой из таких песен,
сохранившей силу своего воздействия до наших дней, стала «Марсельеза».
Она появилась в 1792 г. То был трудный час Великой французской революции:
со всех сторон наседали враги.

И тогда родилась песня, которая звала народ
на защиту недавно завоеванной свободы. Музыкант-любитель, капитан республиканской
армии Руже де Лиль за одну ночь создал и слова и музыку боевого революционного
гимна: «Вперед, дети отечества! День славы настал!..» Возникшая на севере
Франции, песня вскоре стала известна и на юге страны, в Марселе.

Батальон
добровольцев из этого города принес ее в Париж, и там ее назвали «Маршем
марсельцев» или «Марсельезой».

Во Франции родилась и другая замечательная революционная песня,
ставшая гимном международного пролетариата, — «Интернационал». В июне 1871
г., сразу после разгрома Парижской Коммуны, ее активный борец, рабочий-поэт
Эжен Потье сочинил стихотворение «Интернационал».

Спустя 17 лет оно было
опубликовано и попало на глаза другому рабочему — Пьеру Дегейтеру, композитору-любителю,
участнику социалистического движения, впоследствии члену Французской коммунистической
партии со дня ее основания.

Дегейтер создал на стихи Потье песню, призывающую
пролетариев всех стран сплотиться в борьбе против угнетателей.

Вскоре «Интернационал» подхватили рабочие Франции, а затем других
стран, включая Россию. Эту песню горячо любил В. И. Ленин. После Великого
Октября она стала государственным гимном молодой Советской республики,
а сейчас является международным пролетарским гимном, партийным гимном КПСС
и других коммунистических и рабочих партий.

В России революционные песни создавались на разных этапах освободительного
движения. До наших дней сохранили известность некоторые песни, распространенные
в 60 — 80-х годах XIX в. в среде революционных народников.

Они были посвящены
тяжелой жизни народа («Дубинушка»), трагической судьбе революционеров,
томившихся в тюрьмах и ссылках («Слушай!», «По пыльной дороге»), гибели
борцов за свободу («Вы жертвою пали»). Лишь очень немногие из них носят
призывный, героический характер.

Это, например, «Рабочая марсельеза» («Отречемся
от старого мира»), слова которой на измененный мотив «Марсельезы» написал
в 1875 г. революционер П. Лавров. Остальные проникнуты печальными, траурными
настроениями. Среди них и одна из любимых В. И.

Читайте также:  Психологический портрет современного композитора

Лениным песен — «Замучен
тяжелой неволей», созданная в 1876 г. писателем Г. Мачтетом на смерть Чернышева
— студента-революционера, замученного царскими тюремщиками.

Иные песни зазвучали в конце XIX — начале XX в., когда во главе
освободительного движения в России стал пролетариат, руководимый партией
большевиков.

Массовое распространение получают боевые, полные могучей,
жизнеутверждающей силы гимны-марши: «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка»,
«Красное знамя» («Слезами залит мир безбрежный»), «Беснуйтесь, тираны».
Тогда же был переведен на русский язык и «Интернационал».

В этих песнях
во весь голос прозвучал призыв к социалистической революции, воплотились
непреклонная решимость и вера в победу нового поколения борцов, поднявших
«гордо и смело знамя борьбы за рабочее дело» («Варшавянка»).

Авторами многих боевых пролетарских песен были активные участники
освободительного движения — революционеры-марксисты, вышедшие из среды
рабочего класса или передовой интеллигенции. Так, песню «Смело, товарищи,
в ногу» написал в 1896 г. в одиночной камере Таганской тюрьмы талантливый
ученый-химик и поэт Л. П. Радин.

В другой московской тюрьме — Бутырской
— на пути в сибирскую ссылку создал в 1897 г. новый, русский текст польской
«Варшавянки» («Вихри враждебные веют над нами») Г. М. Кржижановский — близкий
соратник В. И. Ленина, революционер и ученый (позднее — академик, Герой
Социалистического Труда).

В Сибири он перевел на русский язык украинскую
революционную песню «Шалийте, шалийте, скажеяи каты» («Беснуйтесь, тираны»).

Из душных тюремных казематов или далеких сибирских поселений нелегко
было песням свободы пробиваться на волю. Но так велика была их боевая сила
и так нужны они были массам, что очень скоро после их создания уже подхватывались
многими тысячами борцов. Песни передавались из уст в уста, расходились
в списках, разучивались на митингах и демонстрациях.

Огромную роль в их
распространении играли подпольные революционные издания: газеты, листовки,
специальные песенники. Недаром В. И. Ленин писал о «пропаганде социализма
рабочей песней». Автора текста «Интернационала» Э. Потье Владимир Ильич
назвал «…одним из самых великих пропагандистов посредством песни».

Партия
рассматривала революционные песни как могучее средство массовой агитации,
действенное оружие борьбы.

Пролетарские гимны полны четкого, энергичного маршевого движения
(«Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Красное знамя»). Решительный
ритм марша придает даже минорным напевам сурово-мужественный характер («Варшавянка»,
«Беснуйтесь, тираны»).

Боевым лозунгам, звучащим в текстах, отвечают призывные
интонации музыки. Некоторые мелодические обороты, например начало «Интернационала»
и «Красного знамени», концовка куплета в песне «Смело, товарищи, в ногу»,
звучат как ораторские обращения.

Другие порой напоминают сигналы трубы,
зовы фанфар, как в «Красном знамени»: «Лейся вдаль, наш напев…»

Революционные песни живут вместе с нами: мы поем их на торжественных
собраниях и демонстрациях, слышим по радио, телевидению и в концертах.
Их интонации и ритмы вошли как характернейший элемент в музыкальный язык
советских композиторов, в песни и симфонии, оперы и оратории (см. ст. «Путь
советской музыки»).

Источник: http://ickust.claw.ru/shared/icks/2790.htm

Музыка на границе великих веков, Музыкальный класс

Музыка на границе великих веков

На рубеже двух столетий, 19 и 20 веков, мир классической музыки запестрил таким многообразием направлений, от которых ее великолепие наполнилось новыми звуками и смыслами. Новые имена развивают свои, неповторимые стили в сочинениях.

Ранний импрессионизм Шенберга построен на додекафонии, которая, в будущем, положит начало Второй Венской Школе, и это существенно повлияет на развитие всей классической музыки 20 века.

Среди ярких представителей 20 столетия, наряду с Шенбергом, выделяется футуризм молодого Прокофьева, Мосолова и Антейла, неоклассицизм Стравинского и соцреализм уже более зрелого Прокофьева и Глиэра. Следует вспомнить и Шеффера, Штокхаузена, Булеза, а также абсолютно неповторимого и яркого Мессиана.

Музыкальные жанры перемешиваются, сливаются друг с другом, появляются новые стили, добавляются музыкальные инструменты, в мир входит кино, а музыка вливается в кинематограф.

В этой нише появляются новые композиторы, ориентированные именно на сочинения музыкальных произведений для кино.

И те гениальные произведения, созданные для этого направления, по праву стоят в одном ряду среди ярчайших произведений музыкального искусства.

Середина 20 века отмечена новой тенденцией в зарубежной музыке – все чаще в сольных партиях музыканты используют трубу. Этот инструмент становится настолько популярным, что появляются новые школы для исполнителей музыки на трубе.

Естественно, что такой бурный расцвет классической музыки нельзя отделять от насыщенных политических и экономических событий, революций и кризисов 20 века. Все эти социальные катаклизмы отозвались в произведениях классиков.

Многие из композиторов оказались в концлагерях, другие оказывались в очень жестких рамках заказов, что тоже сказалось на идее произведений. Среди развивающихся модных тенденций в среде классической музыки следует вспомнить композиторов, которые делали потрясающие современные обработки известных произведений.

Все знают и любят до сих пор эти божественные по звучанию произведения Поля Мориа, в исполнении его гранд-оркестра.

То, во что преобразилась классическая музыка, получило новое название – академическая музыка. Сегодня на современную академическую музыку также влияют различные течения. Границы ее давно уже размыты, хотя кто-то с этим может не согласиться.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/muzyka-na-granice-velikix-vekov-muzykalnyj-klass

Рассказы о композиторах

Рассказ о великом русском и советском композиторе Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Путь Сергея Прокофьева в искусстве был сложен. После 1917 г. композитор, успевший прославиться своими новаторскими поисками, уехал на Запад.

Жизнь в Европе и Америке, богатая впечатлениями и гастролями, тем не менее, не давала Прокофьеву творческого вдохновения. Лишь после возвращения на Родину в 1933 г. его творчество претерпевает истинный расцвет. Однако с этого времени композитор становится мишенью для нападок со стороны сталинских идеологов.

Несмотря на все испытания, выпавшие на долю Сергея Прокофьева, его музыка полна оптимизма, энергии, света, она до сих пор чрезвычайно популярна во всем мире.

Джузеппе Верди — итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Композитор Верди прожил большую и богатую событиями жизнь.

В его блистательном творчестве, основу которого составляют 13 опер, сплетены воедино остроумная шутка и величественная трагедия, эпический размах и романтическая трепетность, героика и подлинный драматизм.

В наши дни лучшие произведения Верди не сходят с мировых оперных сцен, по ним поставлены замечательные фильмы-оперы, однажды услышанные, мелодии Верди уже не забываются. Обо всем этом — рассказ автора.

Франц Йозеф Гайдн (Joseph Haydn) — великий австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах жил на рубеже XVIII и XIX веков. Его творчество не было по достоинству оценено современниками. Музыка Баха получила всемирное признание только в наши дни, что предрекал и сам композитор. Бах — уникальный мастер, сочинявший как для церкви, так и для светской публики.

Он прожил полную лишений и невзгод жизнь и все же сумел сохранить веселый нрав и добродушие до последних дней. Он был не только гениальным творцом музыки, но и великолепным исполнителем на многих музыкальных инструментах, в первую очередь, на органе и клавире. Слово «бах» по-немецки означает «ручей».

Если же говорить о творчестве мастера, то его музыка — не ручей, а, скорее, могучий океан!

Предлагаем вниманию юных слушателей рассказ о великом немецком композиторе Людвиге Бетховене.

Этот гениальный творец музыки прожил удивительную жизнь, наполненную как днями радостного творчества, так и периодами трагических невзгод. Вы узнаете об удивительном Бетховене-человеке и композиторе-титане.

Аудиокнига расскажет также немало захватывающих и забавных историй, которыми наполнена биография этого великолепного венского музыканта.

С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» — так называл эпоху 20-30-х гг. XX в.

в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени. Гершвин считал джаз народной музыкой.

Творчество Гершвина высоко оценивала современная композитору музыкальная критика. Один из крупнейших ее представителей В.

Дамрош писал: «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет… Джордж Гершвин… смог совершить чудо.

Он — принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе к немалой ярости её завистливых сестер».

Рассказ перенесет слушателей сперва в Германию, а потом и в Англию конца XVII — начала XVIII веков. Именно тогда жил и плодотворно работал замечательный мастер музыкального барокко Георг Фридрих Гендель.

Вы узнаете не только о его новаторском отношении к жанрам оперы, оратории и кончерто гроссо, но и об удивительных человеческих качествах этого достойного современника великого Иоганна Себастьяна Баха.

Серьезнейшая композиторская работа перемежалась в жизни Генделя с забавными чудачествами, о которых вы также узнаете из предлагаемого рассказа.

Жизнь гения была короткой, но яркой, подобно блеснувшей на небосводе комете. Уже ребенком Вольфганг проявил незаурядные способности в музыке, а в зрелом возрасте он потрясал общество все новыми и новыми шедеврами.

Хотя имя композитора окутано легендами, в жизни Моцарт был живым, общительным, веселым человеком, горячо любящим сыном, мужем и отцом. Несмотря на многочисленные препятствия и враждебность некоторых влиятельных особ, он оставался оптимистом, что отразилось в его поистине божественной, волшебной музыке.

В предлагаемом рассказе сделана попытка передать все многообразие, всю многогранность моцартовского гения.

Из этого рассказа слушатели узнают немало интересного о жизни и творчестве одного из самых поэтичных европейских композиторов середины XIX века — Роберте Шумане.

Великий музыкант не ограничивался сочинением музыки, он был еще и замечательным исполнителем своих фортепианных сочинений, составивших основное ядро его творчества, а также прогрессивным музыкальным публицистом и критиком.

Его литературному перу принадлежат содержательные афоризмы и меткие высказывания о проблемах современного ему искусства. Многие из них не утеряли своей актуальности и в наши дни.

Великий творец музыки Сергей Рахманинов сумел гениально осмыслить и развить опыт сочинения музыки XIX столетия своего прямого предшественника Петра Ильича Чайковского, но вместе с тем и ответить на вызовы грозного ХХ века.

Покинув Россию после 1917 года из-за коренного несогласия с политикой большевиков и поселившись с семьей в Швейцарии, а позже — в США, Рахманинов оставался горячим патриотом своей родины, глубоко страдавшим из-за разлуки с ней.

Лучшие свои произведения композитор создал в России, а на Западе занимался в основном концертно-исполнительской деятельностью, будучи одним из выдающихся пианистов мирового класса, таких как Шуман, Шопен, Скрябин.

Источник: http://music-fantasy.ru/taxonomy/term/276/all

Музыка рубежа веков — Серебряный век русской музыки

Суть эстетики Серебряного века – решение новых задач, продиктованных временем.

В центре внимания художников – не столько воссоздание объективной реальности, сколько сотворение совершенного и прекрасного путем творчества.

Читайте также:  История музыкального образования в россии: основные этапы

Сохраняя преемственную связь с традициями отечественной композиторской школы, музыкальное искусство рубежа веков вбирает круг новых тем и образов. Зритель из стороннего наблюдателя превращается в участника действия.

Тематика и образность музыки Серебряного века

Музыка этого периода представлена различными поколениями композиторов. Это:

  • поздний период творчества Н.Римского-Корсакова,
  • расцвет творчества А.Глазунова, С.Танеева, А.Лядова,
  • период активного развития творчества А.Скрябина, С.Рахманинова, позже – Н.Метнера.

Широкий круг тем и образов выражается в идеях космизма, религиозно-мистических мотивах, образах добра и зла, жизни и смерти, тесном взаимодействии обрядово-архаичных и современно-бытовых тем.

В музыкальном искусстве России рубежа веков тематика революционной борьбы не проявилась в рождении произведения, целиком ей посвященного. Тем не менее, революционная атмосфера пронизывает самую суть народного творчества – песню. Песня «Дубинушка» Н.Римского-Корсакова, «Эй, ухнем!» А.

Глазунова – прямой отклик на революцию 1905 года. Жанр революционной песни являлся мощным средством революционной пропаганды и объединения масс.

Кроме того, революционные настроения преломляются в героических образах устремленности в будущее, «весенних пробуждениях», темах протеста и утверждения.

Один из постоянных мотивов рубежа веков – русская эпическая тематика. Продолжая и развивая традиции М.Глинки, А.Бородина, М.Мусоргского , ее реализует в опере «Садко» Н.Римский-Корсаков.

Сюда же можно отнести темы прославления богатырской силы, образы старины, вольницы

(«Стенька Разин», «Кремль» А.Глазунова, музыкальная картина «Про старину» А.Лядова).

Обращение к архаическим пластам народно-песенного фольклора, древнейшим истокам народной музыкальной культуры, раскрывается в обобщенных образах космических масштабов, проявляющихся зачастую через обращение к языческой архаике

(«Весна священная» И.Стравинского, «Скифская сюита» С.Прокофьева).

Музыкальный мир А.Скрябина с одной стороны, связан с «надличностным стремлением к открытию «новых миров» (Н.Бердяев), стремясь к Вселенским масштабам и представляясь макрокосмом. С другой стороны, микрокосм выражен погружением в глубины внутреннего мира.

Творчество С.Рахманинова, продолжая традиции предшественников (А.Бородин, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, П.Чайковский) в воплощении тематики «русской идеи» «правды», реализует идею Всеединства в музыке.

В целом, основные тенденции музыкального искусства России рубежа веков в перспективе виделись (отмечает Е.Орлова) в направлениях:

  •  преображение жизни силой искусства (А.Скрябин);
  • идеи весенних предчувствий будущих гроз (С.Рахманинов);
  • абстрагированное представление вечной этической правды (С.Танеев).

Музыкальный язык Серебряного века

В связи с расширением круга образной тематики осваиваются новые средства музыкальной выразительности, вследствие чего музыкальные эксперименты в России находят благодатную почву для реализации. Тенденции к воплощению индивидуализированных эмоций, погружение «вовнутрь», связаны в композиторском творчестве зачастую с избирательным развитием музыкальных средств выражения.

Это в целом приводит к изменениям в области музыкального языка:

  •  в качестве нового способа организации музыкального материала выступает микротематизм. Это – особый интонационный комплекс произведения, где исключительную по важности роль играет краткая музыкальная тема-ячейка, интонация-символ. Как правило, она направлена на провозглашение какой-либо музыкальной идеи;
  •  происходит усложнение ладовых форм, интервальных и гармонических связей в произведениях, повышается внимание к тембру и ритму (что связано с поисками новых красок, колорита для воплощения образа);
  •  повышается роль полифонии (суть ее – многоголосие, в котором нет главенствующего или второстепенного голоса, все голоса равнозначны).

Жанры русской музыки рубежа веков 

Характерной чертой русской музыки Серебряного века является тенденция к камернизации, проявляющаяся как на уровне жанров, так и музыкальных форм. Начало этой традиции восходит еще к творчеству П.

Чайковского в опере «Иоланта», состоящей из 1 действия. Продолжение ее наблюдаем в жанре «малой оперы» («Кащей Бессмертный» Н.Римского-Корсакова, «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» С.Рахманинова, т.д.

).

Жанр малой оперы в целом характеризуется максимальной концентрацией действия и, как следствие, небольшим количеством действующих лиц и отсутствием второстепенных сюжетных линий, акцент делается на раскрытии внутреннего эмоционального мира героев, их эмоций.

В области симфонических жанров камернизация проявляется в тенденции к сжатию музыкальной формы, что приводит к рождению жанра одночастной симфонической поэмы из многочастной симфонии (это демонстрирует творчество А.Скрябина).

Жанровая эволюция этого периода выражается в стремлении к синтезу вокальных и инструментальных жанров (опера, кантата). Так, кантата «Весна» С.Рахманинова, с ее объемными оркестровыми партиями в крайних частях, в середине имеет, по сути, оперный эпизод.

Большую роль приобретает жанр концерта (особенно – фортепианный, в связи с творчеством С.Рахманинова).

Тенденция к синтезу искусств рождает жанр «стихотворение с музыкой». Корни его восходят к усилению роли лирических образов (как в музыке, так и в поэзии). Этот жанр станет одним из характерных направлений камерно-вокальной музыки, приобретет большое значение в осмыслении новых критериев восприятия звучащего стиха. Жанр активно развивается в творчестве С.Танеева, Н.Метнера., и др.

Особое внимание уделяется камерно-вокальному и камерно-инструментальному циклу.

Обращение к камерно-вокальным жанрам характеризуется тенденцией к музыкальному воплощению композиторами произведений какого-либо отдельно взятого поэта (например, циклы Н.Метнера на стихи Гете).

Камерно-инструментальные жанры реализуются в циклах прелюдий (С.Рахманинов, А.Скрябин), «Сказок» (Н.Метнер), часто имеют программные названия («Забытые мотивы» Н.Метнера).

Синтез искусств в музыкальной культуре Серебряного века

Во всех сферах искусства художники, в соответствии с идеалами гуманизма, устремляются к светлому будущему.

Происходит сближение музыки с другими видами искусства, равно как и в них (искусствах) происходят изменения, направленные на обнаружение собственной внутренней музыкальности.

Творческие искания композиторов приводят к слиянию различных искусств, и в этом синтезе – уникальность музыки Серебряного века (отмечает М.Жура).

Синтетичностью пропитано практически все искусство Серебряного века, на самых различных уровнях:

  •  в сфере идей и образов произведений;
  •  в сфере взаимовлияния различных жанров, что проявляется в особой стилистике и жанровой оригинальности сочинений (например, инструментальных и вокальных);
  •  синтез искусств как высшее проявление синтетичности культуры эпохи. Эта идея восходит еще к операм Р.Вагнера и теоретическим обоснованиям в трудах («Произведение искусства будущего», «Опера и драма»). В русской музыке Серебряного века, например, А.Скрябин реализует ее в симфонической поэме «Прометей», введя в партитуру партию света.

Развитие музыкальной культуры рубежа веков выходит за пределы Петербурга и Москвы, распространяясь по другим городам.

Расширению концертного репертуара способствовало все возрастающее включение в него произведений народов иных национальностей, населявших Россию.

Развитию во многом способствовало создание студенческих коллективов, объединений деятелей культуры. Кроме того, это – время активной концертной деятельности С.Рахманинова, А.Скрябина, Н.Метнера и др.

Следует подчеркнуть, что многие тенденции, зародившиеся в эпоху Серебряного века в немалой степени определили пути развития музыки и культуры в целом в последующие периоды.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/muzyika-rubezha-vekov-serebryanyiy-vek-russkoy-muzyiki

музыка на века — Прослушать музыку бесплатно, быстрый поиск музыки, онлайн радио, cкачать mp3 бесплатно, онлайн mp3

  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:14 * музыка на века — *
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:57 музыка на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:53 Музыка на века Stop
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:59 Музыка на века легендарна (терминатор)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:22 Музыка На Века Rap Forever
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:23 Музыка на века Посмотрите отрывок в записях из этого фильма под эту музыку…..
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:48 Музыка на века part2 врятли такое ещё будет!уши балдеют)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:09 Эдуард Артемьев ( музыка на века ! ) Музыка разрывающая душу…
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:46 14 NEnАrmatiw Музыка на Века! (feat Napas & Wladyga) Музыка [Коварный Эктоморф prod]
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:12 Jmur (Tenir sa Parole) Музыка На Века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:24 Бетховен К Элизе (Музыка на века!!!)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:03 Romeo And Juliet (музыка на века) A Time For Us (Violin & Piano)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 07:07 Vocal Trance Exclusive Музыка на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 00:35 LOC-DOG Музыка на века)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:26 Исаак Шварц Прогулка по ночному городу (Музыка на века!!!)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:46 Fakt Музыка на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:24 Эйсианс(ft.Skorpion) Музыка На Века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:04 Высокоинтеллектуальная музыка на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:50 Trans — 2010 музыка на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:41 Бадеяшка,помнишь мы с тобой о ней говорили Я НАШЁЛ ЕЁ!!!! музыка на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:42 Фир п.у Кристина Латте Музыка На Века ( prod.FirBeats )CMrec
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:29 Jmur(Прикол) Музыка на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:12 Jmur Музыка на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:07 LIL FS Музыка на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:56 Ив Монтан Опавшие листья… Музыка на века!
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:50 Archil Ham Музыка на века (2016) Saint Beat Records
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:20 Андерчача feat P.sound Музыка на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:12 Scorpions Wind Of Change (Музыка на века!)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:15 Modern Talking Megamix музыка на века)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:12 [club7970311]Jmur Музыка на века (Dj ostin prod.)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 06:26 Jmur — Музыка на века(сэмплер альбома)п.у. LISSEN2/FONETIC,Umbrella(Vendetta),Маклай(МанифестЪ),Скли релиз 18 февраля
  • Прослушать скачать добавить в избранное 41:00 Modern Talking Megamix музыка на века)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:59 Музыка исцеляющая ауру Рок на века
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:26 МУЗЫКА КАВКАЗА Ziyaddin Production➠ Будь со Мной на Века❤
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:30 McRespecT(Южный Удар) Мой рэп на века(Убитая Лира) Клубная новая музыка stanislavКлубная новая музыка stanisla Клубная муз
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:53 Виктор Кибанов Отлетим на года, на века — Музыка А. Прохоров, слова — Б. Шефнер
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:11 Наталия Быстрова Не на века (музыка — Евгений Загот, слова — Константин Арсенев)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Николай Бандурин и Владимир Дон «Победа наша на века» — музыка Ирины Шведовой
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Николай Бандурин и Владимир Дон «Победа наша на века»музыка Ирины Шведовой, аранжировка В. Дона, текст Николая Бандурина.
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:38 Наталия Быстрова Не на века (музыка — Евгений Загот, слова — Константин Арсенев)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:11 Катя Кузнецова Не на века (музыка — Евгений Загот, слова — Константин Арсенев)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:09 Народная английская музыка XVI века (Костиктоже могёт на балалайке только) Зеленые рукава
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:43 Tom Cruise Paradise City (Музыка из фильма «Рок на века») — soundvor.ru/
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:12 Мария Воронова – Не на века (музыка — Евгений Загот, слова — Константин Арсенев) (А. Орлова)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:22 Рожок Любовь на века (2014) (музыка,запись,сведение Паша Болейшис)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:16 Лариса Долина Не на века (музыка — Евгений Загот, слова — Константин Арсенев)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:38 Sting, Billy Joel, & Eric Clapton Shape of my Heart на века музыка
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:08 Julianne Hough feat. Diego Boneta More Than Words/Heaven (Музыка из фильма «Рок на века») — soundvor.ru/
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:31 04. Ю.А.Р. feat. СЭНС & Роник Параллели мысли (Prod. Пока) [На Века LP 2011] Музыка (
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:25 svastonov Музыка с тобой на века

Источник: https://byhta.com/q/lsW987Xk5PiR_YrkRpKKs8pzg8K20qjXpNY/

Музыка Средневековья — это… Что такое Музыка Средневековья?

Музыка эпохи средневековья — период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по XIV века н.э..

Средневековые музыканты. Манускрипт XIII века

Европа

В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор.

Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д.

(барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, XIII век), в Германии — миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, XII-XIII века), а также городских ремесленников.

В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.).

Лютнист. Манускрипт XIII века

Входят в быт новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.), возникают ансамбли (нестабильных составов). В крестьянской среде расцветает фольклор. Действуют также «народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи).

Музыка вновь выполняет главным образом прикладные и духовно-практические функции. Творчество выступает в единстве с исполнительством (как правило — в одном лице) и с восприятием.

И в содержании музыки, и в её форме господствует коллективность; индивидуальное начало подчиняется общему, не выделяясь из него (музыкант-мастер — лучший представитель общины). Во всём царят строгая традиционность и каноничность.

Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов (но также и их постепенному обновлению) способствовал переход от невм, лишь приблизительно указывавших характер мелодического движения, к линейной нотации (Гвидо д'Ареццо, XI век), позволившей точно фиксировать высоту тонов, а затем и их длительность.

Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её жанры, формы, средства выразительности. В Западной Европе с VI-VII веков. складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианское пение), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны).

На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, затем месса. Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин).

На рубеже Возрождения (стиль ars nova во Франции и Италии, XIV века) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется многоголосием, музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов), в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо).

Средневековой музыке Европы посвятили свои труды многие музыковеды (в т. ч. Пьер Обри).

Восточная Европа и Азия

Запись знаменного пения крюками

В Восточной Европе и Закавказье (Азербайджан, Грузия) развиваются свои музыкальные культуры с самостоятельными системами ладов, жанров и форм. В Византии, Болгарии, Киевской Руси, позднее Новгороде расцветает культовое знаменное пение (Знаменный распев), основанное на системе диатонических гласов, ограничивающееся только чисто вокальными жанрами (тропари, стихиры, гимны и др.) и использующее особую систему записи нот (крюки).

В это же время на Востоке (Арабский халифат, страны Средней Азии, Иран, Индия, Китай, Япония) формируется феодальная музыкальная культура особого типа.

Её признаки — широкое распространение светского профессионализма (как придворного, так и народного), приобретающего виртуозный характер, ограничение устной традицией и монодическими (мелодия без аккомпанемента) формами, достигающими, однако, высокой изощрённости в отношении мелодики и ритмики, создание весьма устойчивых национальных и межнациональных систем музыкального мышления, объединяющих в себе строго определённые виды ладов, жанров, интонационных и композиционных структур (мугама, макамы, раги и др.).

Музыкальные деятели эпохи средневековья

Монах Хукбальд (ок. 840-930) из бенедиктинского аббатства написал трактат De harmonica institutione («Об установлении гармонии»,т.е. музыки)

Отгер, граф Ланский (Х век) труд Musica enchiriadis («Учебник музыки»), где излагаются правила раннего многоголосия

Гвидо, бенедиктинец из Ареццо (Италия)(ок. 992-1050) изобрел нотоносец — систему линий, на которых записываются ноты.

Источники

  • Музыкальная энциклопедия, S. 12044 (vgl. Музыкальная энциклопедия. Т. 3, S. 741—742)

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1390145

10 ВЕЛИКИХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим. — презентация

1

2 10 ВЕЛИКИХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки.

Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

3 М ИХАИЛ И ВАНОВИЧ ГЛИНКА М ИХАИЛ И ВАНОВИЧ ГЛИНКА ( ) HTTP :// WWW. OLOFMP 3. RU / INDEX. PHP /10- VELIKIH — RUSSKIH — KOMPOZITOROV.- C HASTY -1. HTML HTTP :// WWW. OLOFMP 3. RU / INDEX. PHP /10- VELIKIH — RUSSKIH — KOMPOZITOROV.- C HASTY HTML

4 Т ЕЛЕПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ «Р УСЛАН И Л ЮДМИЛА » НА НТВ-ПЛЮС.

5 А ЛЕКСАНДР П ОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН ( )

6 «К НЯЗЬ И ГОРЬ »- ОПЕРА РУССКОГО КОМПОЗИТОРА А.П.Б ОРОДИНА

7 М ОДЕСТ П ЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ ( )

8 Э СКИЗ ДЕКОРАЦИИ К ОПЕРЕ М.П.М УСОРГСКОГО 'Б ОРИС Г ОДУНОВ '

9 П ЁТР И ЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ ( )

10 О ПЕРА Ч АЙКОВСКОГО ПО ПОВЕСТИ Г ОГОЛЯ «Н ОЧЬ ПЕРЕД Р ОЖДЕСТВОМ »

11 1870- Е ГОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ч АЙКОВСКОГО ПЕРИОД ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЙ ; ЕГО ПРИВЛЕКАЮТ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ Р ОССИИ, РУССКИЙ НАРОДНЫЙ БЫТ, ТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ. В ЭТО ВРЕМЯ ОН ПИШЕТ ТАКИЕ СОЧИНЕНИЯ, КАК ОПЕРЫ «О ПРИЧНИК » И «К УЗНЕЦ В АКУЛА » ( ПОЗДНЕЕ ПЕРЕДЕЛАННОЙ В «Ч ЕРЕВИЧКИ »), МУЗЫКУ К ДРАМЕ О СТРОВСКОГО «С НЕГУРОЧКА ». оперы «Черевички»

12 С ЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ П.И.Ч АЙКОВСКОГО «Е ВГЕНИЙ О НЕГИН »

13 Н ИКОЛАЙ А НДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ- КОРСАКОВ Н ИКОЛАЙ А НДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ- КОРСАКОВ ( ) Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник». Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес.

14 «Р ИМСКИЙ -К ОРСАКОВ БЫЛ ОЧЕНЬ РУССКИМ ЧЕЛОВЕКОМ И ОЧЕНЬ РУССКИМ КОМПОЗИТОРОМ. Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТА ЕГО ИСКОННО РУССКАЯ СУТЬ, ЕГО ГЛУБИННАЯ ФОЛЬКЛОРНО — РУССКАЯ ОСНОВА СЕГОДНЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОСОБЕННО ЦЕНИМА «. М СТИСЛАВ Р ОСТРОПОВИЧ СнегСнегурочка- опера Н. Римского- Корсакова по сказке А. Островского.урочка- опера Н. Римского- Корсакова по сказке А. Островского.

15 О ПЕРА « Н ОЧЬ ПЕРЕД Р ОЖДЕСТВОМ » Евгения Мравина в роли Оксаны в первой постановке оперы в 1895 году.

( Композитор Николай Римский – Корсаков) %B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B 8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D1%8 0%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE% D0%B2%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5% D1%80%D1%8B%20%D0%BD%D0%BE% D1%87%D1%8C%20%D0%BF%D0%B5% D1%80%D0%B5%D0%B4%20%D1%80% D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1 %81%D1%8 %B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B 8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D1%8 0%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE% D0%B2%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5% D1%80%D1%8B%20%D0%BD%D0%BE% D1%87%D1%8C%20%D0%BF%D0%B5% D1%80%D0%B5%D0%B4%20%D1%80% D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1 %81%D1%8

16 А ЛЕКСАНДР Н ИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН ( )

17 А ЛЕКСАНДР Н ИКОЛАЕВИЧ С КРЯБИН — РУССКИЙ КОМПОЗИТОР И ПИАНИСТ, ОДНА ИЗ ЯРЧАЙШИХ ЛИЧНОСТЕЙ РУССКОЙ И МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. С АМОБЫТНОЕ И ГЛУБОКО ПОЭТИЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО С КРЯБИНА ВЫДЕЛЯЛОСЬ НОВАТОРСТВОМ ДАЖЕ НА ФОНЕ РОЖДЕНИЯ МНОГИХ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССТВЕ, СВЯЗАННЫХ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ НА РУБЕЖЕ 20- ГО ВЕКА.

18 С ЕРГЕЙ В АСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ ( )

19 Т ЕМА «Р ОССИЯ И ЕЁ СУДЬБА », ГЕНЕРАЛЬНАЯ ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ВСЕХ ВИДОВ И ЖАНРОВ, НАШЛА В ТВОРЧЕСТВЕ Р АХМАНИНОВА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ХАРАКТЕРНОЕ И ЗАКОНЧЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ. Т ВОРЧЕСКИЙ ОБЛИК Р АХМАНИНОВА — КОМПОЗИТОРА ЧАСТО ОПРЕДЕЛЯЮТ СЛОВАМИ « САМЫЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР ».

20 И ГОРЬ Ф ЁДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ ( )

21 В ОСНОВУ ЗАМЫСЛА «В ЕСНЫ СВЯЩЕННОЙ » ЛЁГ СОН С ТРАВИНСКОГО, В КОТОРОМ ОН УВИДЕЛ ДРЕВНИЙ РИТУАЛ МОЛОДАЯ ДЕВУШКА В ОКРУЖЕНИИ СТАРЦЕВ ТАНЦУЕТ ДО ИЗНЕМОЖЕНИЯ, ЧТОБЫ ПРОБУДИТЬ ВЕСНУ, И ПОГИБАЕТ. Р АБОТАЛ НАД МУЗЫКОЙ С ТРАВИНСКИЙ ОДНОВРЕМЕННО С Р ЕРИХОМ, КОТОРЫЙ ПИСАЛ ЭСКИЗЫ К ДЕКОРАЦИЯМ И КОСТЮМАМ. Картина Рериха

22 «В ЕСНА СВЯЩЕННАЯ » Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».

Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-Мудрейшим.

Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим- Мудрейшим завершает яростное «Выплясывание земли». Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.

23 С ЕРГЕЙ С ЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ ( )

24 «К АМЕННЫЙ ЦВЕТОК » («С КАЗ О КАМЕННОМ ЦВЕТКЕ ») БАЛЕТ С ЕРГЕЯ С ЕРГЕЕВИЧА П РОКОФЬЕВА

25 С.С.П РОКОФЬЕВ. «С КАЗКА СТАРОЙ БАБУШКИ » Образцом лирической пьесы иного рода может служить «Сказка старой бабушки» Прокофьева.

Это сочинение вводит нас в мир русской сказочности, преломленной с присущей композитору остротой и индивидуальностью творческого стиля. Перед нами встает близкий, знакомый с детства образ старой бабушки.

Неторопливо ведет она рассказ о далеких временах и волшебных событиях.

26 Д МИТРИЙ Д МИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ ( )

27 Н АСТОЯЩАЯ МУЗЫКА СПОСОБНА ВЫРАЖАТЬ ТОЛЬКО ГУМАННЫЕ ЧУВСТВА, ТОЛЬКО ПЕРЕДОВЫЕ ГУМАННЫЕ ИДЕИ. Д.Д.Ш ОСТАКОВИЧ

28 Н АЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – ЭТО НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА, ТО, ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ ДАННЫЙ НАРОД В РЯДУ ДРУГИХ, ХРАНИТ ЧЕЛОВЕКА ОТ ОБЕЗЛИЧИВАНИЯ, ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ ОЩУТИТЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ, ПОЛУЧИТЬ ДУХОВНУЮ ПОДДЕРЖКУ И ЖИЗНЕННУЮ ОПОРУ. Музыка источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи. Сюньцзы

Источник: http://www.myshared.ru/slide/731581/

Ссылка на основную публикацию