На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

вводные септаккордыуменьшенный вводный септаккордмалый вводный септаккордум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях

Септаккорды, построенные на седьмой вводной ступени лада, называются вводными

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Два нижних звука аккорда относятся к области доминанты (гармонической доминанты), два верхних — к области субдоминанты (гармонической субдоминанты). Как следствие, это противоречивый и один из самых напряженных (из простых с точки зрения современной музыки) аккордов доминантовой группы.

*От автора: если опираться на джазовый опыт в слуховой идентификации аккордов, в созвучиях, состоящих из нескольких аккордов в вертикали, — определяющим является нижний аккорд. Поэтому это аккорд доминантовой группы. И с точки зрения обычной теории это тоже логично, т.к.

чем ниже звук, тем богаче (и длиннее) его обертоновый ряд.

* Вводной ступенью, считается ступень, вводящая (разрешаемая) в тонику, т.е. VII или II ступень лада. Однако, вводным принято считать только септаккорд, построенный на VII ступени. Название вводный септаккорд — в музыкальной терминологии является по факту нарицательным (собственным именем аккорда).

Отсюда отчасти берут начало некоторые разногласия в его точном (полном) названии и записи. Часто номер ступени при устном обозначении данного аккорда не озвучивается (т.к.

слово «вводный» как бы уже подразумевает «на седьмой ступени»), но чаще всего записывается при буквенном обозначении аккорда арабской цифрой VII в середине записи, римская 7 тоже всегда записывается нижним индексом в конце (как атрибут записи любого септаккорда в классической цифровке).

Сам по себе вводный септаккорд как общее название не обозначается, обозначаются два его вида (уменьшенный и малый вводные септаккорды), и они наследуют данные разногласия в названии, а уменьшенный вводный еще и наследует разногласия в буквенном обозначении (цифровке).

Уменьшенные вводные септаккорды

Септаккорды, построенные на седьмой ступени гармонического лада называются уменьшенными вводными

Строятся и в мажоре и в миноре.

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Это один из первых аккордов, при разрешении которого в тонику ученики сталкиваются с законным нарушением классического правила. Правило гласит: удваивать терцовый тон трезвучия запрещено. Для избежания параллельных квинт терция септаккорда движется в терцию тонического трезвучия (куда также разрешается квинта септаккорда). Поэтому вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Принцип удвоения терции наследуется и при разрешении обращений вводных септаккордов в тонику.

Буквенная запись

Подробно и правильно аккорд лучше записывать так: ум.VII7(г)

Разночтения при буквенной записи аккорда

1) ум.ВВ7 — так аккорд может быть записан (и записывался), т.к.

имеет имя собственное «уменьшенный вводный септаккорд»2) VII7(г)  — так аккорд может быть записан (но никогда не было принято), т.к. это септаккорд гармонического лада3) ум.

VII7 — так аккорд может быть записан (записывался и записывается сейчас), т.к. уменьшенный септаккорд на седьмой ступени возможен исключительно в гармоническом ладу

*Примечательно, что все выше приведенные по номерам записи аккорда трактуют этот аккорд именно так, а не иначе, т.е. по факту являются правильными. Но знание предмета подразумевает знание точной терминологии, и лучше записывать аккорд так как принято.

Запись ум.VII7(г)  — это наиболее точный вариант записи на сегодняшний день. Записав аккорд таким образом, учащийся (студент) дает понять, что полностью понимает суть предмета.

Обращения уменьшенного вводного септаккорда

Как и любой септаккорд, уменьшенный вводный помимо основного вида имеет три вида обращений:1) ум.VII65 — уменьшенный вводный квинтсекстаккорд2) ум.VII43 — уменьшенный вводный терцквартаккорд3) ум.VII2 — уменьшенный вводный секундаккорд

Правило удвоения терцового тона при разрешении в тоническое трезвучие сохраняется как и в случае разрешения основного вида уменьшенного вводного септаккорда.

Разрешение обращений

1) Разрешение уменьшенного вводного квинтсекстаккорда в До — мажоре и миноре:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

2) Разрешение уменьшенного вводного терцквартаккорда в До — мажоре и миноре:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

3) Разрешение уменьшенного вводного секундаккорда в До — мажоре и миноре:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Разрешение в аккорды доминантовой группы

Что еще нужно знать, группа вводных септаккордов может разрешаться в тонику опосредованно через аккорды доминанты

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Малый вводный септаккорд

  • Септаккорд, построенный на седьмой ступени натурального мажора, называется малым вводным
  • Для курса сольфеджио нужно знать, что данный аккорд строится только в мажоре.*
  • В сравнении с уменьшенным вводным он звучит чуть менее напряженно (и в ладу и сам по себе).

Буквенная запись

Записывается малый вводный септаккорд так: М.VII7, соответственно записываются и три его обращения:1) М.VII65 — малый вводный квинтсекстаккорд2) М.VII43 — малый вводный терцквартаккорд3) М.VII2 — малый вводный секундаккорд

Из разночтений в записи малого вводного септаккорда можно обозначить:1) М.ВВ7 — можно встретить сейчас и использовалось ранее (благодаря наличию у аккорда имени собственного)2) VII7 — встречается крайне редко (и официально не использовалось ранее), но по факту правильно и без иносказаний обозначает аккорд в цифровке.

Разрешение

Малый вводный септаккорд седьмой ступени разрешается в тонической трезвучие с удвоенной терцией (первый такт ниже изложенного примера). Терция удваивается (как и в случаях с уменьшенным вводным септаккордом) для избежания параллельных квинт. Также он может разрешаться в тонику посредством доминантового квинтсекстаккорда (второй такт примера).

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

*Можно также встретить и более длинный его вариант разрешения в тонику: М.VII7 — ум.VII7 — V65 — I53

При разрешении обращений малого вводного септаккорда седьмой ступени в тоническое трезвучие правило удвоения терцового тона наследуется. Данный вид практики на занятиях с учащимися не проводится, поэтому во избежания подачи лишней информации графический пример не даем.

*За рамками курса официальной теории

Малый вводный септаккорд может быть построен и в мелодическом миноре (не только в натуральном мажоре). Очевидно, в миноре его разрешение в тоническое трезвучие на момент написания доктрины показалось теоретикам несколько неубедительным, либо они решили не усложнять и без того тернистую жизнь учеников, отказавшись от него.

Скорее всего, отчаявшись в поисках примера из архивов классической музыки, и московская, и питерская школы пришли к такому утверждению. Вариантов употребления данного аккорда в джазе достаточно. Самым ярким можно было бы назвать начало из «Колыбельной Клары» оперы «Порги и Бесс» Джоржа Гершвина. Теория выводится из наблюдений и анализа практики. Так что делаем выводы.

Фрагмент яркий, звучащий, убедительный.

Пример в джазовой фактуре:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Запись примера в адаптированном для данной темы виде:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/vvodnyie-septakkordyi

Урок сольфеджио №26: Септаккорд 7 ступени. Его обращения и разрешения

Вводный септаккорд (VII7) или септаккорд VII (вводной) ступени является одним из главных септаккордов доминантовой группы.

По структуре и звучанию септаккорд VII ступени — это малый с уменьшенной квинтой септаккорд в натуральном мажоре и уменьшенный септаккорд в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Как и любой другой септаккорд, VII7  имеет три обращения: VII65 на II ступени, VII43 на IV ступени и VII2 на VI ступени лада.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной, она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

Они бывают двух видов – малые и уменьшённые. Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом, но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие.

Малый уменьшённый, или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы. Уменьшённый вводный септаккорд, или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций.

Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы. Взгляните на этот нотный пример:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Какие обращения есть у вводных септаккордов?

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения, они всегда одинаково называются. Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой – 2). Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия».

Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два? Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх, либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз.

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

  • МVII7 = м3 + м3 +б3
  • МVII65 = м3 + б3 + б2 МVII43 = б3 + б2 + м3
  • МVII2 = б2 + м3 + б3
  • Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

  1. УмVII7 = м3 + м3 + м3
  2. УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  3. УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  4. УмVII2 = ув2 + м3 +м3
  5. Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде, естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная).

Первое обращение – квинтсекстаккорд, или VII65 – будет располагаться на II ступени.

Бас терцквартаккорда седьмой ступени, VII43 – это во всех случаях IV ступень, а основанием третьего обращения – секундаккорда, VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

Читайте также:  Как достойно представить себя на конкурсе: что необходимо знать, ошибки

Разрешение вводных септаккордов в тонику

Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами. Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику. При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже.

Каков же другой способ разрешения? Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда.

А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам. Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко.

Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2.

А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса».

По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее.

Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные.

Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины.

В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно. Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие.

Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Источник: https://muzshok.by/blog-post/urok-solfedzhio-26-septakkord-7-stupeni-yego-obrashcheniya-i-razresheniya

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На
предыдущем уроке

мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника.

Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде.

Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда.

Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым.

Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх.

В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень.

Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре.

Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску.

Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней.

После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I).

Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие.

Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда.

Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий». 

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса.

Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным.

Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш
следующий урок

— Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

Записаться на занятие

Источник: https://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/ustoychivye-i-neustoychivye-stupeni-lada-pobochnye-trezvuchiya-urok-6-samouchitelya-fortepiano

Как построить d7 с разрешением — Moneyprofy.ru

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Не подскажете, на какой ступени строится доминантсептаккорд? С таким вопросом ко мне иногда обращаются начинающие сольфеджисты. Как же не подсказать? Ведь для музыканта этот вопрос словно из катехизиса.

Кстати, знакомо ли вам слово катехизис? Катехизис – древнегреческое слово, которое в современном понимании означает краткое изложение любого учения (например, религиозного) в форме вопросов и ответов. Эта статья тоже представляет собой круг вопросов и ответов на них. Мы будем разбираться, на какой ступени строится D2, а на какой D65.

Вопрос: На какой ступени строится Д7?

Ответ: Д7 – это доминантсептаккорд, он строится на пятой ступени, состоит из четырёх звуков, расположенных по терциям. Например, в до мажоре это будут звуки: соль-си-ре-фа.

Вопрос: На какой ступени строится Д65?

Ответ: Д65 – это доминантовый квинт-секстаккорд, первое обращение Д7-аккорда. Строится он от седьмой ступени. Например, в до мажоре это будут звуки: си-ре-фа-соль.

Вопрос: На какой ступени строится Д43?

Ответ: Д43 – это доминантовый терц-квартаккорд, второе обращение Д7. Этот аккорд строится на второй ступени. Например, в тональности до мажор это: ре-фа-соль-си.

Вопрос: На какой ступени строится Д2?

Ответ: Д2 – это доминантовый секундаккорд, третье обращение Д7. Этот аккорд строится от четвертой ступени. В тональности до мажор, например, Д2 располагается по звукам: фа-соль-си-ре.

Вообще же, неплохо бы завести табличку-шпаргалку, глянув в которую вы могли бы сразу увидеть, где какой аккорд строится. Вот вам такая табличка, переписывайте себе в тетрадку и тогда, она будет у вас всегда под рукой.

music-education.ru

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

доминантсептаккорд (D7)

Доминантсептаккорд (D7)

Базовый курс гармонии. Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7, D7 относится к группе главных септаккордов лада .

Доминантсептаккорд может быть полным, неполным (без квинтового тона, но с удвоенной примой) и с секстой вместо квинты:

Читайте также:  Репетиторы по вокалу: как найти лучшего из лучших?

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

D7 преимущественно используется в заключительной каденции. Его диссонирующий тон – септима (IV ступень лада) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ст.

) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон доминантсептаккорда (VII ст.) можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, но можно повести и на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда D7 разрешится в полное Т53.

В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты (либо сексты вместо квинты). D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.

При разрешении D7 в VI53 (в прерванном обороте и в прерванной каденции) бас переходит на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон.

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. За ним следует дополнительная каденция.

При соединении кадансового квартсекстаккорда (К64) с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум.5), которые в данном случае допустимы. Найдите эти квинты в следующем нотном примере:

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Соединение D7 с предшествующим аккордом

Источник: https://moneyprofy.ru/kak-postroit-d7-s-razresheniem/

Урок №11 (ТЕМА №1.11 Строение, обращение и разрешение D7 в мажоре и миноре)

  1. Знать строение D7.
  2. Знать количество и названия обращений.
  3. Знать принципы разрешения  D7.

Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.

Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.

Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):

• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
• Терция;
• Квинта;

• Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».

Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.

Обращения доминантсептаккорда

Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной.

Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
1. квинтсекстаккорд (6/5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
2. терцквартаккорд (4/3).

Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3

Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.

  • До мажор:
  • На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизисДоминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон,  V ступень.
  • Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII+) ступень.
  • Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.
  • Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.

Разрешения

Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.

Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.

Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.

Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.

D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.

D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.

D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Строение, обращение, разрешение D7 в миноре

В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.

Разрешение

В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.

Проверка:

  1. На какой ступени строится D7?

    Ответ:

    V ступень

  2. Из каких интервалов состоит D7?

    Ответ:

    б.3+м.3+м.3

  3. Определить тональность по D7, подписать название аккорда.

    Ответ:

  4. Найти ошибку в каждом аккорде или названии.

    Ответ:

  5. По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.

    Ответ:

  6. Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

    Абсолютный Слух

Источник: https://viaandrock.ru/1-4-3-stroenie-akkordov/

Как построить d7 с разрешением

Аккорды На какой ступени строится D7, или музыкальный катехизис Не подскажете, на какой ступени строится доминантсептаккорд? С таким вопросом ко мне иногда обращаются начинающие сольфеджисты. Как же не подсказать? Ведь для музыканта этот вопрос словно из катехизиса. Кстати, знакомо ли вам слово катехизис?

Главное меню

D7 состоит из 4-х звуков, расположенных по терциям, между крайними звуками- м7. D7 — диссонанс, и требует разрешения. Разрешается он в тоническую терцию с утроенной тоникой.

Вводные септаккорды — это аккорды, построенные на VII ступени в нат. Существует 2 вида вводного септаккорда: малый и уменьшённый. Малый вводный септаккорд М VII7 строится в нат. УМ VII7 строится в гарм. Септаккорд II ступени строится на II ступени в нат. В нат.

II7 разрешается в Т6 с удвоенной терцией. Септаккорд — это аккорд, состоящий из 4-х звуков расположенных по терциям, между крайними звуками — септима. Существует 7 видов септаккордов. Слова малый, большой, уменьшённый говорят о септиме между крайними звуками.

Слова — мажорный, минорный, увеличенный, уменьшённый — говорят какие трезвучия входят в септаккорд. Пентатоника — это пятиступенный лад, состоящий из 5 звуков, где отсутствует м2. Ступени пентатоники не образуют тритон.

Мажорная пентатоника отличается от нат. Минорная пентатоника отличается от нат. К семиступенным ладам народной музыки относятся 2 лада мажорного наклонения и 2 лада минорного наклонения. Лидийский лад — мажорного наклонения, отличается от нат. Миксолидийский лад — лад мажорного наклонения, отличается от нат.

Дорийский лад — лад минорного наклонения, отличается от нат. Фригийский лад — лад минорного наклонения, отличается от нат.

ЦЕЛИ: Знать количество и названия обращений. Строение, обращение, разрешение D7 в мажоре.

На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения.

Они разрешаются по принципу тяготения неустойчивых звуков в устойчивые: Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основным звуком Квинтсекстаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой; Терцквартаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву; Секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой. То есть, четыре звука, взятые терциями. Все вместе они охватывают интервал септимы. Чтобы построить доминантсептаккорд в тональности, нужно найти ее 5-ю ступень. Для этого ты должна знать ключевые знаки этой тональности и суметь сыграть ее гамму. Сыграй, подсчитывая ноты — и найдешь 5-ю ступень. Это будет первый звук аккорда. Аккорд будет состоять из звуков 5-й, 7-й, 2-й и 4-й ступеней гаммы. Любой звук в гамме имеет свойство устойчивости.

Урок сольфеджио №28: Д7 от звука. Разрешение в 2 тональности

Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты Здравствуйте, уважаемые посетители сайта gorstorehov.

Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.

Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии.

В тон. e-dur построить d7 и d65 с разрешением

В этой статье детально рассмотрим понятие доминантсептаккорда и научимся его строить как от произвольной ноты, так и в тональности. Классическое определение доминантсептаккорда — это аккорд состоящий из 4х звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

В начале рассмотрим происхождение названия данного аккорда, что поможет нам разобраться с тем, как он устроен. Слово доминантсептаккорд образовано из слияния двух музыкальных терминов: доминанта и септима. Доминантой называется функция аккорда, который строится на 5 ступени в мажоре или гармоническом миноре.

Например, в тональности До мажор V ступень это нота G и на ней можно построить мажорное трезвучие G: Таким образом мы сразу можем понять, что доминантсептаккорд строится на V ступени мажора или гармонического минора. Септаккорд — само определение септаккорда мы можем также разбить на две части: Септ и аккорд.

Септ указывает на то, что между крайними звуками аккорда находится септима, а аккорд на сочетание не менее трех разных звуков.

Источник: https://olifas.ru/razresheniya/kak-postroit-d7-s-razresheniem.php

Обр Д7

  • Обращения доминантсептаккорда
  • Учебное видео по этой теме можно посмотреть здесь.
  • Обращения доминантсептаккорда образуются так же, как и обращения трезвучий – путем переноса нижнего звука на октаву вверх.
  • Обращение доминантсептаккорда это аккорд из звуков с теми же названиями, что и у доминантсептаккорда, но с другим тоном в басу.
  • – Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу – основной тон, V ступень
  • – Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII+) ступень
  • – Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень
  • – Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень
  • ​Принцип построения обращений D7(Соль мажор)
  • Для того, чтобы получить доминантовый квинтсекстаккорд, нужно взять три верхних звука доминантсептаккорда, написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.
  • Для того, чтобы получить доминантовый терцквартаккорд, нужно взять три верхних звука доминантового квинтсекстаккорда, написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.
  • Для того, чтобы получить доминантовый секундаккорд, нужно взять три верхних звука доминантового терцквартаккорда, написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.
  • Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.

Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.

​​Правило разрешения D7 и его обращений

​РазрешениедоминантсептаккордаДоминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терцией, что следует учесть, если Вам придется сдавать вступительные экзамены.

  1. ​РазрешениедоминантовогоквинтсекстаккордаДоминантовый квинтсекстаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.

​РазрешениедоминантовоготерцквартаккордаДоминантовый терцквартаккорд разрешается в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.

  • ​РазрешениедоминантовогосекундаккордаДоминантовый секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным основным тоном.
  • ​​Обращения доминантсептаккорда с разрешениями в Соль мажоре

И самое сложное в этой теме – построение обращений доминантсептаккорда от звука. При этом тональность заранее неизвестна, и её необходимо определить в процессе выполнения задания. Для того, чтобы справиться с этим, необходимо знать, во-первых, интервальную структуру доминантсептаккорда и его обращений:

  1. – Доминантсептаккорд – б3 + м3 + м3
  2. – Доминантовый квинтсекстаккорд – м3 + м3 + б2
  3. – Доминантовый терцквартаккорд – м3 + б2 + б3
  4. – Доминантовый секундаккорд – б2 + б3 + м3

Чтобы построить от заданной ноты доминантсептаккорд или одно из его обращений, необходимо сначала верным образом просчитать все три интервала, из которого аккорд состоит. Для разрешения необходимо определить тональность. Тоника будет ровно на квинту ниже пятой ступени и на пол тона выше седьмой.

Определив, где находится тоника, вы сможете узнать тональность и её ключевые знаки. Доминантсептаккорд или его обращение разрешаются в мажор и одноименный минор. При разрешении в минор необходимо помнить о знаке седьмой гармонической ступени. Знак перед этой нотой будет в любом случае.

В зависимости от тональности это будет бекар, диез или дубль-диез.

  • Пример построения доминантсептаккорда и его обращений с разрешением в мажоре от звука Ре.
  • Пример построения доминантсептаккорда и его обращений с разрешением в миноре от звука Ре.

Источник: http://solfo.ru/obrd7.html

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

  • Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
  • Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
  • Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
  • Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым.

Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую.

Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности.

А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные.

Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента.

Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения.

Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Как называются все остальные ступени?

Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.

Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.

Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).

Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор

Источник: http://muz-teoretik.ru/glavnye-stupeni-lada/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector