Необыкновенные музыкальные способности

Реферат: «Музыкальные способности и их классификация».

Подготовила: учитель музыки «МКОУ СОШ №1 ст. Преградная» Чернега А. В.

В условиях современного общества одной из актуальных проблем является развитие музыкальных способностей у младших школьников.

Актуальность исследования проблемы состоит в том, что в современном обществе наблюдается катастрофическое падение уровня музыкальной культуры современной молодежи.

Причины этому могут быть различными, но самая основная — негативное влияние на ребенка современной музыкальной среды. Её основой является примитивность ладовой организации и ритмической структуры.

Также негативную роль сыграло то, что в школах уделяется достаточно мало времени посещению детьми учреждений культуры: филармонии, концертных залов, театров. Цель современного образования — развитие и выявление творческих способностей, потенциала ученика, формирование личности способной к самоопределению и самосовершенствованию.

Необыкновенные музыкальные способности

Классик отечественной психологии Б. М.

Теплов определил: «Музыкальные способности — индиви-дуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочи-нение музыки, обучаемость в области музыки.

В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся «музыкаль-ные способности называют музыкальной одарённостью».

В структуре музыкальных способностей выделяют общие и специальные способности. Музыкаль-ные способности относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных за-нятий и определяются самой природой музыки как таковой.

В их основе, как в основе способно-стей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действи-тельность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность. 

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы:

  • 1) технические (игре на данном инструменте или пение);
  • 2) слуховые (музыкальный слух).
  • В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

Однако в основе музыкальных склонностей, по мнению К. Спинора, лежат сенсорные музыкаль-ные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б. М. Теп-лова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнёс те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковы-сотного и ритмического движения, — музыкальный слух и чувство ритма.

При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента — перцептивный, связанный с восприятием мелодического дви-жения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии).

Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до настоящего времени. Сейчас уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей.

Дискуссионным остается — из каких компонентов состоит этот комплекс. Современные исследова-тели сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:

Необыкновенные музыкальные способности

Безоговорочно, восприятие музыки слушателем, обладающим высокоразвитой или природной музыкальной памятью, будет более продуктивным и эмоциональным.

В связи с проблемой памяти приведем курьезный случай с Д. Б. Кабалевским, который в детские годы попал в число злополучных «трех процентов», когда не сумел правильно повторить предло-женную ему мелодию и был отчислен из детского хора за «отсутствием музыкальных способно-стей».

В связи с проблемой памяти произошёл необычный инцидент с Д. Б. Кабалевским, который по-пал в число «трёх процентов», когда он не смог, верно, исполнить предложенную ему мелодию и был отчислен из детского хора из — за «неимения музыкальных способностей».

Педагоги — музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждо-го. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувство-вать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг зву-ковых красок.

Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длитель-ность.

Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность — природой дан-ное человеку свойство.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них му-зыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

В структуре музыкальных способностей выделяют специальные и общие — необходимые для осу-ществления любой музыкальной деятельности.

Необыкновенные музыкальные способностиОбщие способности, без которых невозможно даже начать занятия музыкой — это музыкальная память и здоровая психомоторика. Под музыкальной памятью подразумевается несколько типов памяти, позволяющих в той или иной форме запоминать и воспроизводить музыкальные произведения — на слух или же визуально запоминая расположение нот на клавиатуре, зрительно «фотографируя» нотную партитуру и т. д

  1. Специальные способности включают в себя те, которые необходимы для конкретной исполнительской деятельности (например, к скрипачу предъявляется ряд требований, отличных от требований к вокалисту или пианисту), а также способности, необходимые для осуществления композиторской деятельности.
  2. Краткая характеристика музыкальных способностей.
  3. Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.

Этот вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие регистров в процессе слушания произведений, так же и восприятие, и воспроизведение звуков по высоте в ярких образ-ных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительной направленности направления движения мелодии. Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации (V, и III, I и III) в несложных песнях и пьесах для простейших звуковысотных инструментов.

  • Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя.
  • Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка (эти представления можно формировать на основе наблюдения за развитием).
  • Последовательность развития чувства ритма.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пуль-сации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музы-кальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполне-нии маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструмен-тах). Восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знако-мых детских песен. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их запи-си. Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритми-ческого слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.

  1. Осознание значения ритма создания музыкального образа и в связи ритма с другими элементами музыкального языка.
  2. Последовательное развитие чувства музыкальной формы (чувства целого).
  3. В данном виде музыкальных способностей сделан акцент на внимание детей к развитию элемен-тов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, иг-ры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи.
  4. Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фазы через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, сопровождений к пьесам, песням.
Читайте также:  Причины становиться гитаристом в цифровую эпоху

Усиление ощущения кульминации мотивов, фраз главной кульминации периода и т.д. В процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителями пьес для слушанья.

  • Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений.
  • Формирование представлений об интонации как единстве эмоционально — смыслового содержа-ния и средств его воплощения.
  • Формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли.
  • Формирование представлений о музыкальной мысли (на примере исполнения вариаций для про-стейших музыкальных инструментов на тему знакомой песни).
  • Формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.

Представления о музыкальной форме как основе направления мысли приобретаются в процессе слушания произведений и наблюдения музыкального образа с помощью знаний о конструкции произведения; комментариев педагога по ходу слушания; графической записи. Эти приемы помогают лучше усвоить, услышать противопоставления или «соревнование» тем, почувствовать и понять главную идею произведения.

Говоря о развитии чувства формы, необходимо обратить внимание на то, что выявление формы произведения не является самоцелью. Результатом этой работы должно стать умение определять развитие образа произведения (которое предстоит слушать), если известно его форма. И.В. Спосо-бин писал, что форма произведения — это план для направления мысли слушателя.

Необыкновенные музыкальные способности

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: что музыкаль-ность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью.

Её характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание её содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активировать в единстве.

Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Литература:

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.,1983. 190 с.

Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» — М., 1978.

Холопова В.Н. «Музыкальный ритм» — М.,1980.

Кирнарская Д. К. «Музыкальные способности», М., 2004.

Источник: https://compedu.ru/publication/muzykalnye-sposobnosti-i-ikh-klassifikatsiia.html

Исследователи доказали зависимость музыкальных способностей от генов

О том, что музыкальные способности зависят от генов, ученые говорят давно. Наиболее яркие примеры — семейство королей вальса Штраусов, отец Моцарт и его великий сын, династии знаменитых скрипачей и пианистов.

А вообще многие известные музыканты и певцы рассказывают, что кто-то из их совсем «простых» родителей обладал прекрасным слухом, играл на каком-то музыкальном инструменте. В музыке, пожалуй, как нигде в искусстве наследственная связь наиболее проявляется. Ученые уже много лет пытаются найти гены музыкальности, но без особого успеха.

Дело в том, что большинство генов участвуют в работе сразу множества функций организма. Идентифицировать их — задача, к которой наука по-настоящему приступила только сейчас.

И вот, кажется, прорыв, пусть небольшой, но произошел. Группа ученых из Дании, Финляндии и Италии изучала, как музыка влияет на эмоциональный настрой людей с разными вариантами генов, которые связаны с рецепторами дофамина D2.

Почему для исследований выбран именно дофамин? Это хорошо известный гормон удовольствия, который вырабатывается мозгом в ответ на различные приятные ощущения и впечатления, связанные с пищей, наркотиками, сексом и т.д. И музыка увеличивает содержание дофамина в мозге, причем не только у человека, но и у некоторых животных.

Что касается рецепторов D2, то они играют важную роль в работе мозга и нервной системы. И самое главное: уже известно, что они кодируются генами. Именно на этом и решили «сыграть» ученые, пытаясь найти связь музыки и наследственности.

Необыкновенные музыкальные способности

В России вышел триумфатор «Золотого глобуса» фильм «Ла-Ла Ленд»

Дело в том, что у этих рецепторов есть «зацепка»: они могут быть двух типов — длинный и короткий. Каждый из них кодируется своим вариантом соответствующего гена. Для эксперимента ученые изучали две группы добровольцев.

В одной собраны люди, у которых был вариант гена только длинных рецепторов, во второй — гены, дающие сочетание длинного и короткого. (Вариант двух коротких не известен.

) Добровольцы проходили тесты на фоне музыки с успокаивающим эффектом (MusiCure), а затем — на фоне «белого шума» (подбор случайных звуков). Важно, что во втором случае была та же громкость и ритмика, что и в MusiCure.

Каков результат? Оказалось, что прослушивание музыки существенно улучшает настроение в первой группе, а вот на настроении второй практически не сказывается.

Что касается шума, то его почти не заметили в первой группе, но он резко испортил настроение во второй. Вывод: индивидуальное восприятие музыки в значительной мере зависит от генов.

Это вовсе не означает, что найден ген музыкальности, подчеркивают авторы работы.

Ситуация очень напоминает поиск гена образованности. Еще 30 лет назад генетики доказали, что уровень образования зависит от наследственности. Но вот какие конкретно гены работают в «сфере образования»? Ответ дать крайне сложно.

Здесь могут быть задействованы одновременно сотни, если не тысячи разных генов, причем вклад каждого очень мал. То есть, даже зная, что связь между уровнем образования и генами есть, ученые не могли указать, какими именно.

Чтобы получить такую наводку, требуется проанализировать громадные генетические выборки десятков, а желательно сотен тысяч людей.

Необыкновенные музыкальные способности

Марис Янсонс рассказал об оркестрах, оперных режиссерах и Раймонде Паулсе

И только сейчас такая возможность, наконец, появилась. Созданы быстрые и дешевые методы расшифровки геномов. И сразу произошел прорыв. Ученым удалось резко сузить поле поисков, выявив всего 74 гена, каждый из которых влияет, пусть и косвенно, на уровень образования. Разобраться с ними уже намного проще, чем сейчас и занимаются генетики.

Что касается гена музыкальности, то последний эксперимент, пожалуй, впервые позволил перейти от общих представлений к конкретным доказательствам, что связь между генами и восприятием музыки существует. Теперь на очереди поиск конкретных генов. Наверняка это будут целые ансамбли генов, где вклад каждого окажется небольшим, но вместе они и дадут гармоничное «звучание».

Справка «РГ»

Процент людей с абсолютным слухом различен в разных странах. Например, в Европе и Америке один «слухач» приходится на десять тысяч. В Юго-Восточной Азии и ряде государств Африки обладатели абсолютного слуха составляют значительную долю населения.

Причина в том, что в этих странах говорят на тональных языках, когда смысл слов меняется в зависимости от высоты звука при высказывании. Среди профессиональных музыкантов число обладателей абсолютного слуха всюду выше, чем в среднем по населению.

Наиболее выдающиеся композиторы и исполнители, как правило, имели абсолютный слух, скажем, Моцарт, Бетховен, Сен-Санс, Рихтер, Ростропович. Однако и среди музыкантов этого уровня такой слух был не у всех: не обладали им, например, Чайковский и Шуман.

Источник: https://rg.ru/2017/01/17/uchenye-dokazali-zavisimost-muzykalnyh-sposobnostej-ot-genov.html

Музыкальные дарования

Необыкновенные музыкальные способности

Практически каждый из нас слышит звуки и при этом может их различать по самым различным признакам. Однако профессиональные музыканты, которые посвящают большую часть своего времени тренировкам, развивают свой слух до такого уровня, что легко определяют тональность, аккорды, ритм композиции.

Но профессионализм доступен каждому, а вот выдающиеся музыкальные способности встречаются очень редко и их невозможно развить какими-либо тренировками или упражнениями. К таким музыкальным феноменам относят целый набор психических свойств художественной личности:

  • абсолютный слух,
  • феноменальная музыкальная память,
  • незаурядная способность к обучению,
  • творческая одаренность.
Читайте также:  Что выбрать для новогоднего концерта

Особенности уникальных проявлений музыкальности

Первым и самым интересным качеством уникальных музыкальных талантов является их ранее проявление. Как правило, одарённые дети проявляют свои способности очень рано и уже в самом юном детстве отличаются от своих сверстников прочным и быстрым запоминанием музыки и склонностью к созданию музыки.

Дети, обладающие выдающимся музыкальным талантом, обычно уже к двум годам чисто интонируют, а в возрасте 4-5 лет учатся свободно читать ноты с листа, да и часто уже могут воспроизводить нотный текст выразительно и осмысленно.

При этом вундеркинды – это необъяснимое пока наукой чудо.

Особенно поражает ученых тот факт, что артистизм, техническое совершенство и зрелость исполнения маленьких одаренных музыкантов оказывается лучше игры взрослых профессионалов.

Также неотъемлемой частью музыкальной одарённости смело можно назвать просто фантастическое владение музыкальным инструментом или даже несколькими инструментами.

Такой высокий уровень мастерства игры открывает перед талантами по-настоящему неограниченный простор для творчества и свободы самовыражения.

При этом инструмент для такого гения является, в первую очередь, средством, позволяющим глубоко и вдохновенно раскрывать содержание музыки.

Ярким примером таких необыкновенных музыкальных способностей является искусство импровизации на заданные темы, во время которой музыкант создает музыкальное произведение в прямом смысле «на лету» и без какой-либо предварительной подготовки.

Известный звонарь-виртуоз Константин Сараджев

История музыки показывает, что любая из особенностей феноменальной музыкальности у каждого одаренного ребенка проявляется по-своему.

У русского музыканта и звонаря-виртуоза Константина Сараджева еще в самом раннем детстве был обнаружен уникальный музыкальный слух.

При этом для маленького гения все живые существа и неодушевлённые предметы вокруг имели свои музыкальные тона, которые, к тому же, он определял и в цветовом варианте.

Так, одного из своих друзей Константин Константинович «видел» в тональности ре-диез мажор оранжевого оттенка.

Сам Сараджев утверждал, что в одной октаве он четко может различить 112 диезов и такое же количество бемолей каждого тона.

При этом среди огромного количества разнообразных музыкальных инструментов он сильнее всего выделял колокола.

В свое время этот гениальный музыкант создал нотный каталог, в который были внесены звуковые спектры всех колоколов, находящихся в московских звонницах, и более сотни интереснейших композиций игры на колоколах.

Профессиональные музыканты из кавер-группы Orange Vinil, конечно, не могут соревноваться с гениями. Однако их мастерство, артистизм и энергичность легко превратят любое торжество в праздник.

Читать также:

Источник: https://orangevinil.ru/interesnoe/muzykalnye_darovaniya_/

Способности и музыкальность

Необыкновенные музыкальные способностиногие родители знают, насколько полезны для детей занятия музыкой. Все музыкальные инструменты для игры на них задействуют пальчики, а значит, развивается мелкая моторика. Знакомство со знаковой системой, принципиально отличающейся от структур привычного нам языка, развивает интеллект ребенка. А уж как обогащается эмоциональный мир ребенка!

Подробнее о пользе занятий музыкой можно прочитать в статье «В чем польза от занятий музыкой?». Повторим еще раз – эту пользу трудно переоценить. Почему же так мало детей учатся музыке? И музыкальных школ сейчас достаточно, и преподавателя можно пригласить на дом, а все осталось как прежде: на порой единственного маленького музыканта в классе смотрят, как на «чудо природы».

Среди родителей бытует несколько предубеждений против занятий музыкой.

Кто-то испытал на себе «прелести» ежедневного нудного проигрывания гамм и упражнений. Попался в детстве неважный преподаватель, и музыка из волшебства превратилась в мучение.

Став взрослым, такой родитель предпочитает держать свое чадо подальше от противных гамм. Это предубеждение не выдерживает критики.

Сейчас найти учителя, любящего музыку и умеющего передать свои знания и любовь ученику, не сложно.

Второе предубеждение заключается в том, что родители не видят от занятий музыкой такой пользы, как, например, от изучения иностранных языков или чтения книг. Возможно, в такой постановке вопроса есть доля истины. Тем не менее, для дошкольника и ученика младшей школы занятия музыкой гораздо полезнее, чем занятия иностранным языком. Стоит изучить этот вопрос внимательнее.

И самое стойкое предубеждение звучит примерно так: «Музыкальные способности – это большая редкость. Мой ребенок не поет, не просит купить ему гитару или синтезатор, значит, у него нет музыкальных способностей. Ни к чему и начинать, ведь без способностей все равно ничего не получится!»

Стоит разобраться в том, что представляют собой музыкальные способности и так ли уж они редки.

Откуда мы узнаем о способностях?

Задумайтесь над вопросом – а откуда мы знаем, что у одного ребенка есть способности к рисованию, у другого просто феноменальное чувство языка, а третий почти гений математики?

Нам показывают рисунки ребенка и знающий человек говорит: «В них что-то есть…». Учитель на родительском собрании рассказывает об ученике, который пишет диктанты без ошибок, и при этом не знает правил. А ребенок общих знакомых поехал на областную олимпиаду по математике.

Заметьте: каждый из этих детей занимается рисованием, письмом, математикой, и по результату этой деятельности мы судим, что у ребенка есть к ней способности.

Это закон – способности проявляются (и потом уже развиваются) в деятельности. Следовательно, судить о музыкальных способностях абстрактно, не наблюдая ребенка в музыкальной деятельности, нельзя.

Тем не менее, необычная стойкость описанного заблуждения имеет под собой почву.

Дело в том, что выдающиеся музыкальные способности, правильнее сказать, музыкальная одаренность, почти всегда обнаруживаются в раннем возрасте. Музыкально одаренный ребенок поразит родителей тем, что начнет напевать раньше, чем говорить.

Или будет очень любопытен к любым звучащим предметам, начнет исследовать их в этом направлении.

Будет быстро запоминать детские песенки и воспроизводить их выразительно и чисто, а если среди игрушек найдется барабан или детское пианино, начнет подыгрывать себе.

Одаренность, а тем более талант встречаются очень редко. Способности и одаренность – совсем не одно и то же. Если же говорить именно о способностях, то их можно обнаружить только, наблюдая за ребенком в соответствующей деятельности.

Из чего складываются музыкальные способности?

Для того чтобы начать заниматься музыкой, на самом деле не надо иметь каких-то особенных способностей, кроме способности слышать и способности чувствовать ритм.

А эти элементарные способности присущи не только человеку, но и многим высшим животным. Считается даже, что инстинктивный мелодический слух у птиц развит лучше, чем у человека.

Пройдет немного времени, и у ребенка, который занимается музыкой, начнут проявляться и развиваться уже непосредственно музыкальные способности. Их называют специальными сложными, или профессиональными способностями. Среди них принято выделять музыкальный слух, чувство метроритма, музыкальную память, музыкальное мышление, музыкальное воображение, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Музыкальный слух

Слух есть у всех людей, это понятно, а вот как понять – музыкальный он или нет?

Вся разница здесь в понятии звука. Есть звуки шумовые (это большинство окружающих нас бытовых звуков). Мы легко отличим шум поезда от стука молотка, забивающего гвоздь. Но сказать, а какой из этих звуков выше или ниже, так сразу и не сможем, да это нам и ни к чему.

Читайте также:  Основы игры на контрабасе - советы, урок

У музыкальных же звуков их высота – главное качество. Оно не единственное, важны также и громкость, и тембр (окраска звука), но точная высота – это то, что отличает музыкальные звуки от шумовых.

И это именно то, что должен различать в звуках человек с музыкальным слухом.

Итак, если вы никогда не думали о том, что у звуков бывает какая-то там высота, вы даже не сможете предположить, есть ли у вас музыкальный слух или нет. Чтобы это узнать, нужно учиться. Когда ребенок начнет что-то узнавать о музыкальных звуках, станет понятно, какой у него слух. Не просто, хороший он или плохой, у музыкального слуха есть еще специфические разновидности.

Абсолютный слух

Это способность точно определить высоту звука без настройки и без сравнения с другими звуками. Ключевое слово в определении – точно. Это значит назвать звук «по имени» — тому принятому между музыкантами имени, которое обозначается нотами (до, ре, ми, фа, соль и так далее с добавлением других специальных обозначений).

Абсолютный слух можно сравнить с фотографической зрительной памятью. Для человека с таким слухом каждый звук – как буква в алфавите. Он единственный, особенный, его ни с чем невозможно спутать.

Конечно, такой слух – большое подспорье для музыканта. Почти всегда он есть у гениальных музыкантов. Но у большинства музыкантов его нет, потому что это качество врожденное и очень редкое.

Относительный слух

Если абсолютный слух связан с памятью, то относительный – с мышлением. Человек может определить высоту звуков в сравнении с другими звуками. Здесь есть два аспекта:

  1. Можно уметь ориентироваться внутри лада, той организации музыки, в которой неустойчивые звуки связаны с устойчивыми, они соединяются между собой в аккорды, которые поддерживают и «раскрашивают» мелодию.
  2. Можно уметь ориентироваться в интервалах, то есть в расстоянии между звуками, которые не обязательно образуют лад.

И то, и другое необходимо музыканту, и относительный слух у профессионала должен быть очень точным.

Абсолютный и относительный слух – не противоположности, но дополняют друг друга. Более того, если обладатель абсолютного слуха не будет развивать относительный слух – он не сможет стать музыкантом.

Внутренний слух

Постепенно у человека, который профессионально занимается музыкой, вырабатывается одно важное качество: посмотрев на ноты, он может представить, как будет звучать то, что в них написано. Это свойство называют внутренним слухом, хотя на самом деле к слуху как звуковому анализатору он почти не имеет отношения. Это свойство памяти и воображения.

Чувство метроритма

Музыка – искусство, разворачивающееся во времени (процессуальное). Поэтому в ней важны не только соотношения высоты звуков, но и соотношения отрезков времени. Звук может длиться долго, а может быть коротким, и взаимосвязь длительностей звуков образует ритм.

Метр – более общее понятие. Простым языком о нем можно рассказать так: мы маршируем на счет раз-два (это двухдольный метр), танцуем вальс на счет раз-два-три (это трехдольный метр). Метрически музыка очень разнообразна, но двухдольный и трехдольный метры – основа музыки.

Вы, наверное, не раз наблюдали, как ребенка просят повторить ритм, прохлопанный при помощи ладоней. Считается, что если ребенок справился с заданием, то у него хорошее чувство метроритма. На самом деле это не совсем верно.

Конечно, если ребенок повторил ритм, то чувство ритма у него точно есть. Но если и не повторил – оно тоже есть. У него может быть плохая координация движений, его может подвести память (особенно если ритм достаточно продолжительный). Между тем, что мы слышим, и тем, что воспроизводим, есть большая разница.

Ту же самую ошибку часто допускают и при диагностике слуха, когда просят ребенка спеть предложенный звук (мелодию или песенку), а ребенок не может повторить его. За воспроизведение отвечают совсем другие, в том числе физиологические, механизмы. Чаще всего ребенок просто не умеет координировать слух и голос, но это не значит, что у него нет слуха.

Когда ребенок поет чисто, красиво и ритмично, и его никто этому не учил, велика вероятность того, что это музыкально одаренный ребенок. С таким ребенком музыкой заниматься нужно обязательно!

Память, мышление, воображение – и все это музыкальное!

Если слух и чувство метроритма проявляются и развиваются в занятиях музыкой, что говорить о таких вещах как память, мышление и воображение. Прилагательное «музыкальный» здесь говорит о том, что ребенок учится:

  1. Запоминать, узнавать и воспроизводить по памяти музыкальный текст и музыкальные образы.
  2. Оперировать музыкальными образами, уметь извлекать из них информацию, перерабатывать ее и делать из нее выводы.
  3. Создавать музыкальные образы, не являющиеся прямым воспроизведением ранее услышанной музыки.

Согласитесь, трудно предположить, что все это возможно, пока не попробуешь.

Музыкальность

Когда мы говорим о слухе или чувстве метроритма, то имеем в виду некий «количественный показатель» (слух может быть плохим, хорошим или очень хорошим).

Понятие «музыкальность» отражает качественную сторону взаимодействия человека с музыкой. Она связана с тонкостью и глубиной эмоционального восприятия музыки, способностью переживать ее смысл.

Музыкальность иногда называют эмоциональной отзывчивостью на музыку.

С музыкальностью дело обстоит самым неожиданным образом. Исследования восприятия музыки показали, что людей, полностью неспособных к «чувствованию» музыки, очень мало (0,2% от испытуемых). При этом у разных людей способ восприятия музыки отличается.

  • У одних ведущим способом восприятия является чувство. При слушании музыки они обращают внимание на настроение, которое вызывает музыка, на смену настроений. Образы носят зрительный, картинный характер.
  • Другие люди оперируют мыслями. Музыка вызывает в них не картинные, в структурные образы действительности, как статичные, так и динамичные. Такие люди склонны анализировать то, что они слышат, оценивать соответствие музыки изображаемому образу.
  • Есть люди, у которых мысль и чувство занимают примерно равное положение. Образ окрашивается настроением, чувство вызывает ассоциацию с образом.

Не правда ли, точно по Павлову – первая и вторая сигнальные системы и их соотношение? Так и есть, способ реагирования на музыку устойчив, зависит от психических особенностей и индивидуален для каждого человека. Он характеризует личность человека.

А это значит, что романтический типаж «полубезумного», увлеченного только музыкой, оторванного от реальности музыканта исчезает и появляется человек гармонично развитый, тонко чувствующий и умеющий мыслить художественными образами (в том числе и структурными). Таким был великий композитор Иоганн Себастьян Бах, таким был великий пианист Святослав Рихтер.

Эти музыканты – яркие примеры «математиков в музыке». Есть среди музыкантов и «художники», встречаются и люди среднего типа. Музыка доступна любому человеку, и музыкальные способности – это вовсе не редкий дар. Они появятся у того, кто захочет прикоснуться к музыке.

Источник: https://baby-ved.ru/music/sposobnosti-i-muzykalnost/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector