Новые подходы к решению проблемы повышения квалификации преподавателей музыки: взгляд учителя детской музыкальной школы

  • Новые подходы к решению проблемы повышения квалификации преподавателей музыки: взгляд учителя детской музыкальной школыКаждый учитель имеет свой взгляд на преподавание.
  • Основываясь на личные убеждения, преподаватель последовательно выстраивает учебный процесс и определяет методы достижения поставленных целей; определяет для себя, что является самым важным и первостепенным во взаимодействии учителя, ученика и родителей; вырабатывает свой стиль преподавания, то есть концепцию.
  • Концепция преподавателя – не застывшая догма, в процессе работы она корректируется и развивается.
  • Можно разделить преподавателей музыкальной школы на две условные группы:
  • 1 — ориентированных на учебный процесс
  • 2 — ориентированных на конечный результат

Рассмотрим направления работы в каждой из этих групп.

Представители первой группы убеждены, что необходимо воспитывать любителей и ценителей музыки, которые понимают музыкальное произведение и проявляют душевный отклик на услышанную музыку.

Для этих преподавателей важно развить человеческие и душевные качества, выработать собственное отношение к музыке, научить самостоятельности в работе над произведением, дать почувствовать уверенность в своих силах, привить навык умения учиться, развить человеческие и душевные качества.

Для представителей второй группы важен результат, эти преподаватели ставят конкретную цель и идут к ней. Часто такой целью становятся конкурсы и участие в них. Иногда, эта позиция выливается в самоцель — череда поездок и желание во что бы то ни было обязательно победить.

Каждый преподаватель должен определиться, что для него приоритетнее в работе – воспитание человека- музыканта или технаря, важнее творческий процесс или конечный результат, умение выразить свое собственное мнение и отношение к музыке или количество конкурсных произведений, выученных ребенком.

На основе ответов на эти вопросы и определяется стиль преподавания, отношение к учебному процессу, выбору программы. Еще один немаловажный аспект – преподаватель обязательно должен обговорить с родителями и ребенком, чего они хотят от музыкальной школы, какими они видят занятия.

Что для них важнее – общее музыкальное развитие, участие в концертах, мероприятиях, и как результат – ребенок становится общительнее, свободнее.

Или, возможно, профессиональная карьера – поступление в высшие музыкальные учебные заведения, а для этого необходимы участие и победы в конкурсах.

Исходя из этого, вырисовываются конкретные задачи.

Преподаватели первой группы могут выбрать более медленный темп обучения, больше времени уделять пению и творческому процессу – сочинению и подбору мелодий, слушанию музыки и выработке личного отношения к произведению.

Таким учителям важен процесс, доброжелательные отношения в общении, комфорт ученика в школе, желание привить ребенку любовь к музыке и самостоятельным занятиям, развить задатки творческих способностей, выработать уверенность в себе и своих силах.   

У преподавателей, ориентированных на результат, есть конкретная цель и четкий подход к достижению этой цели. В работе вырабатываются конкретные навыки, которые важны для исполнителей, произведения подбираются с учетом концертных и конкурсных требований. Для таких педагогов оценки, победы в конкурсах – это показатель успеха. Им важен темп в обучении и скорейший результат.

Какие же подводные камни могут попасться на пути у преподавателей и первой, и второй группы?

Педагоги, нацеленные на процесс, могут «застрять» в желании сделать комфортным пребывание ученика в музыкальной школе, и как результат – снижение результативности, отсутствие высоких целей. Единственная цель будет – сдача очередного академического концерта.

Какая же опасность может подстерегать преподавателей, нацеленных на результат?

Выработка техничности, ориентация только на педагогический репертуар, большое количество конкурсных поездок – в результате может пострадать общее музыкальное образование, отсутствие времени на посещение других дисциплин, кроме специальности – все это не способствует формированию гармонично развитой личности учащегося.

Еще нужно помнить, что не бывает только побед в конкурсах, бывают и поражения. А вот как относитесь Вы к проигрышам? А родители, а ученики? И это может превратиться в большую проблему.

Если для родителей и учащихся проигрыш — трагедия, то потребуется педагогический талант и чувство такта выработать «противоядие» от поражений, объяснить, что это не самое страшное, что может произойти в жизни, и что работа, целеустремленность, трудолюбие приведут к положительным результатам.

А также, очень важно научить радоваться чужим победам, и анализировать свое выступление – что удалость, что не очень, над чем нужно работать в дальнейшем.

Все эти нюансы необходимо учитывать в ходе учебного процесса и помнить: все хорошо в меру. Ни в коем случае не руководствоваться поговоркой: цель оправдывает средства.

Выработка концепции требует времени, зачастую проходит несколько лет, чтобы определиться, какие конкретные задачи ставит преподаватель для себя в учебном процессе, что более важно для него. Со временем взгляды могут поменяться, что-то конкретизируется или усовершенствуется, главное, чтобы в работе не было застоя.

Хорошо, если преподавателю работа не в тягость. Помните поговорку: «найди для себя любимую работу, и тебе больше никогда не придется работать».

  1. Хорошо, когда в работе преподавателя царит гармония: доброжелательные отношения с родителями, взаимопонимание с учеником, а гармония эта – следствие преподавательской концепции и понимания того, что:
  2. — занятия музыкой должны доставлять удовольствие, а не страх и неприятие
  3. — каждый ребенок – личность, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход
  4. — задача преподавателя – развитие творческих способностей и возможностей ученика.

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/vzglyad-na-prepodavanie

Проблема профессионального роста учителей музыки в общеобразовательной школе

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования  общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику.

«Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума.

Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.

Поэтому  основным направлением работы в школе теперь считают развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний для активного действия.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу,  школа определяет  основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и городского уровней).
  • Инновационная деятельность педагога.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
  • Аттестация педагогов, повышение квалификации.
  • Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит:

  • педагогический совет
  • методический совет
  • школьные методические объединения — кафедры
  • проблемные группы
  • служба информационного обеспечения школы
  • социально-психологическая служба.

Как правило, музыка ведется только до 6 класса по 1 часу в неделю, поэтому учитель музыки в школе работает один. Из-за этого возникают определенные методические трудности — недостаток обмена опытом, недостаток в обсуждении возникающих проблем, недостаток обмена фонохрестоматийным и нотным материалом.

Как же организовать профессиональный рост учителя музыки? Как помочь педагогу уйти от традиционной схемы урока? Как преодолеть стереотипные взгляды коллег: «Да что вам? У вас тетрадей нет, ЕНТ не сдавать.

Попели, порадовались и разбежались…»? А ведь на уроках музыки работает душа ребенка, эмоции, поэтому и память сама запоминает песни и композиторов.

Ребенок учится легче, потому что идет учение с увлечением!

Новые подходы к решению проблемы повышения квалификации преподавателей музыки: взгляд учителя детской музыкальной школы

Автор статьи на уроке

Можно выделить два пути осуществления профессионального развития учителя:

  • посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия; 
  • за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.

Отсюда вытекает необходимость мотивации педагогов и создания благоприятных условий для их педагогического роста.

Диагностика, проведенная руководителем и психологической службой нашей школы в рамках изучения вопроса мотивации профессионального развития педагогов и профилактики профвыгорания, позволила определить приемы и методы, способствующие повышению мотивации профессионального развития учителей, а также выстроить модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов. Данная модель будет реализована при условии создания определенной среды, обеспечивающей атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:

  • формирование устойчивой мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные аспекты профессиональной деятельности и потребность в саморазвитии педагога);    
  • психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;
  • обновление и развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в образовательном учреждении; 
  • силение индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.

От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов. Ученики нашей школы на протяжении многих лет показывают стабильные результаты в вокальных конкурсах различных уровней (школьные, городские, международные). Об этом свидетельствуют дипломы и грамоты.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся — право на качественное образование.

Хочется еще раз вернуться к самообразованию учителя, как к наиболее доступному источнику знаний.

И здесь очень важно, чтобы этот процесс не стал формальным, чтобы педагог имел возможность прямого общения с коллегами, музыкантами, с научными работниками, преподавателями, разработчиками школьных программ, имел возможность для внедрения инновационных методов, адаптировать к уроку музыки активные формы работы с детьми, чтобы помочь себе и другим коллегам четко сбалансировать звучание музыки и ее обсуждение, пение и работу над унисоном звучания и т.д. При  этом важно, чтоб учитель осознавал, что профессиональное развитие — это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности [2, с.49].

Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации.

Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость [3, с.3-4].

Одним из наиболее значимых профессиональных качеств педагога является профессионализм.

В большинстве исследований, профессионализм педагога описывается через профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью В.Д.

Симоненко понимает «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений» [4, с. 19-20].

Профессиональная компетентность включает, по мнению Л.М. Митиной, знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Или, иными словами, под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной (культура общения, навыки социального поведения) подструктур [3, c.4].

А.К. Маркова выделяет следующие блоки профессиональной компетентности учителя:

  • профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
  • профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
  • профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
  • личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Знания и умения педагога выступают объективными характеристиками его работы, а психологические позиции и личностные особенности — субъективными характеристиками самого педагога [5, с.5-8].

Г.М. Коджаспирова называет важным профессиональным качеством, необходимым педагогам, профессиональное самосознание.

Под профессиональным самосознанием автор понимает осознание педагогом себя в составляющих педагогического труда в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения, результатов, особенностей своей учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определений путем дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся в рефлексивный уровень педагогических способностей [6, с. 136].

Успешная педагогическая деятельность возможна только при наличии специальной подготовки и знаний. Путем проведения анализа ситуаций, педагог осознает сущность возникающих проблем. Только имеющий специальную подготовку педагог может найти новые пути и способы решения педагогических вопросов.

Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании.

Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.

В концепции профессионального развития учителя, разработанной Л.М. Митиной основными характеристиками, необходимыми педагогу являются педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость и педагогическая направленность.

Читайте также:  Громкие премьеры сезона 2014-2015 в музыкальных театрах россии

При рассмотрении педагогической компетентности Л.М. Митина выделяет задачу формирования у педагога способности отстаивать свою позицию, создание конструктивного отношения к конфликтам.

Под эмоциональной гибкостью автор понимает эмоциональную поддержку учащегося, эмоциональную устойчивость, отзывчивость.

В педагогической направленности выделяются 3 составляющие: направленность на ученика, направленность на ребенка, направленность на все более глубокое изучение преподаваемого предмета [3, с. 4].

По утверждению М.В. Гамезо «педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку (направленность на него, принятие личности ребенка).» [7, с.407].

Для успешной педагогической деятельности специалист должен обладать такими профессиональными навыками как профессиональная готовность, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание, готовность к педагогической деятельности, педагогическое общение, профессиональное саморазвитие, стремление к повышению квалификации. А также должен осознавать и усваивать представления современного общества о предъявляемых к нему требованиях, стремиться к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию, к обеспечению высокого уровня обучения учащимся. В процессе профессионального развития педагог реализуется в системе образовательной среды.

  • Без стремления к выполнению данных требований педагог не может быть в полной мере профессионалом в своей деятельности.
  • В процессе профессионального развития педагог достигает большего успеха в своей деятельности, его работа становится более высокоэффективной, повышается уровень его профессионализма.
  • Учитывая перечисленные требования, педагог может работать более организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся на современные установки общества.
  • Предъявляемые требования предопределяют высокоэффективную работу педагога в условиях современной образовательной системы.

Личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но прежде всего — в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его личностным качествам; успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств.

Список личностных свойств учителя весьма значителен:

  • вдумчивость,
  • вежливость,
  • взыскательность,
  • внимательность,
  • воспитанность,
  • впечатлительность,
  • выдержка и самообладание,
  • гибкость поведения,
  • гражданственность,
  • гуманность,
  • деловитость,
  • дисциплинированность,
  • доброжелательность,
  • добросовестность,
  • доброта,
  • идейная убежденность,
  • инициативность,
  • искренность,
  • коллективизм,
  • критичность,
  • логичность,
  • любовь к детям,
  • наблюдательность,
  • настойчивость,
  • общительность,
  • организованность,
  • ответственность,
  • отзывчивость,
  • патриотизм,
  • педагогическая эрудиция,
  • политическая сознательность,
  • порядочность,
  • правдивость,
  • предусмотрительность,
  • принципиальность,
  • самокритичность,
  • самостоятельность,
  • скромность,
  • смелость,
  • сообразительность,
  • справедливость,
  • стремление к самосовершенствованию,
  • тактичность,
  • чувство нового,
  • чувство собственного достоинства,
  • чуткость, эмоциональность [16;92-95].

Гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счет максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога.

Исследователи психологии труда учителя практически единодушны в том, что основным в формировании структуры личности учителя является педагогическая направленность его деятельности.

Именно педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку (направленность на него, принятие личности ребенка). По утверждению Л.М.

Митиной, отсутствие этого профессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуально-психологическое содержание ребенка обезличивается… И, наоборот, учитель, направленный на ребенка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и прежде всего нравственной сферы.

Хотелось бы с этой высокой трибуны обратиться к учителям музыки общеобразовательных школ. Только от нас самих зависит то, как сложатся наши отношения с коллективом педагогов и учеников. Только от нас  зависит их отношение к нашему любимому предмету «Музыке».

Успехов вам, уважаемые коллеги!

Список литературы:

  1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководящих и педагогических кадров учреждений профессионального образования на основе сетевого взаимодействия: учебно-методическое пособие под редакцией И.П. Пастуховой. — Ярославль: издательство ЯГТУ, 2009.
  2. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. №7.
  3. Психологическое сопровождение выбора профессии/Научно-методическое пособие под редакцией доктора психологических наук Митиной Л. М.. М.: Издательство «Флинта»,1998.
  4. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под редакцией  Симоненко В.Д., Ретивых М.В. — Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2003. — Книга1.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. (Психологическая  наука — школе).
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних  педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Об авторе: Плешакова Татьяна Борисовна.

Екатерина Пашкова, учитель музыки и самопознания, Государственное учреждение «Средняя школа — гимназия № 9» г. Актобе, Казахстан.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-5147

«Перспективы развития музыкального образования в условиях модернизации учебного процесса» — PDF

1 Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградское музыкальное училище (техникум)» Межрегиональная научно-практическая конференция «Перспективы развития музыкального образования в условиях модернизации учебного процесса» Сборник статей февраля 2014 год Димитровград

2 ББК П 26 П 26 Перспективы развития музыкального образования в условиях модернизации учебного процесса : сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции (14-15 февраля 2014 г.). Димитровград : ДИТИ НИЯУ МИФИ, с. Оргкомитет: Председатель: Казаченко И.А.

директор ОГОБУ СПО «Димитровградское музыкальное училище (техникум)», преподаватель высшей квалификационной категории Члены оргкомитета: Куприенко Л.И. почетный работник СПО, преподаватель высшей категории ОГОБУ СПО «Димитровградское музыкальное училище (техникум)» Макарова С.С.

пресс-секретарь, преподаватель ОГОБУ СПО «Димитровград-ское музыкальное училище (техникум)», Беспалова Е.Ю. преподаватель высшей категории МБОУ ДОД Детская школа искусств 2, г. Димитровград Кирпичникова Л.В. методист, преподаватель высшей категории МБОУ ДОД Детская школа искусств 2, г.

Димитровград Материалы сборника отражают широкий круг современных проблем развития музыкального образования, рассматриваются актуальные вопросы, проблемы музыкального образования и методические рекомендации из опыта работы.

Предназначен для преподавателей и студентов детских школ искусств и учреждений среднего профессионального образования. Составители сборника не несут ответственность за точность приведенных цитат, собственных имен и прочих сведений. Оформление. ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2014

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ…7 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Кунгурова А.А. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…8 Маргаритова И. А.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Макеенко Е. Н. УСИЛЕНИЕ РОЛИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СПО В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ Беспалова Е.Ю.

РОЛЬ СИСТЕМЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ Скобкина О.А.

ФГТ И ФГОС ЕДИНАЯ ПРЕЕМСТВЕННАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАНТА, В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ СПО СЕКЦИЯ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Куприенко Л. И. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ СПО СЕКЦИЯ ФОРТЕПИАНО Любимова О.А. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ

4 Ланцова Т.И. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ С ЛИСТА И ТРАНСПОЗИЦИЯ» В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ, КАК ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ 45 Казаченко И.А. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ТРАНСПОНИРОВАНИЯ В КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОМ КЛАССЕ Подкопаева Н.А.

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАНИСТА Кренева Л. В. ДЕТСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОНКУРСЫ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ СПО СЕКЦИЯ ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ Девяткина Г.Н. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ НА РУБЕЖЕ X-XVII ВЕКОВ Гайдай И.С.

НАЧАЛЬНОЕ ДВУХГОЛОСИЕ В МЛАДШЕМ ХОРЕ СЕКЦИЯ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Рига Л.Ю. РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЧУВСТВА РИТМА ЮНОГО МУЗЫКАНТА Терѐхин С.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. «ГИТАРНАЯ СТРАНА» АНСАМБЛИ ДЛЯ ШЕСТИСТРУННЫХ ГИТАР Калугина Т.А. ПРОЯВЛЕНИЕ ЦВЕТА РАДУГИ В МУЗЫКЕ Гайнуллин И.И.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧЕНИКАМИ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДМШ И ДШИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАЯН Сафуанов К. ОПТИМАЛЬНОЕ КОНЦЕРТНОЕ СОСТОЯНИЕ

5 Иванова Н.И. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Микка Г. А. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБЕ НА НАРОДНОМ ОТДЕЛЕНИИ ДШИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СЕКЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ ДШИ Батаева Г.А.

СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДШИ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АНСАМБЛЬ» 118 Тарзиманова Р.В. УРОКИ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ Кирпичникова Л.В.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Еремеева О.Е. ЗНАЧЕНИЕ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Терехина Л. Н. КООРДИНАЦИЯ РУК ЮНЫХ ПИАНИСТОВ Анохина В. П.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МУЗЫКЕ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧНОГО СПЕКТРА Хайретдинова Д.Б. ФОРТЕПИАННАЯ ТЕХНИКА ТЕХНИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ Русанова Л.В. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Ганидеева Э.Б КОНЦЕРТМЕЙСТЕР И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КЛАССЕ

Источник: https://docplayer.ru/27416239-Perspektivy-razvitiya-muzykalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-modernizacii-uchebnogo-processa.html

Педагогика в учреждениях дополнительного образования (теория музыки). Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ, ДШИ

В настоящее время перед преподавателями музыкально-теоретических дисциплин с особой остротой встал вопрос осмысления и подведения итогов в решении проблем, связанных с музыкальным образованием. Задачи, поставленные перед учебной дисциплиной в ДШИ, включают в себя многогранное изучение стилей, интонаций, ритмов.

Предложенная программа переподготовки позволит актуализировать, обобщить, систематизировать знания, способствующие профессиональному становлению преподавателя ДМШ, ДШИ.

Цели программы

Цель программы: формирование компетенций в области преподавания музыкально-теоретических дисциплин, необходимых для профессиональной деятельности в ДШИ, ДМШ.

Что получит Слушатель?

Образовательный эффект:

  • знание психолого-педагогических дисциплин
  • комплексное представление об основам содержании курса сольфеджио и музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ
  • знание основных современных педагогических и воспитательных технологий
  • умение проектировать современный урок
  • умение применять комплексный подход к формированию слухового восприятия обучающихся
  • развитие творческих способностей детей

Продолжительность обучения

Продолжительность обучения составляет 320 академических часов. Календарный учебный график программы (типовой срок обучения) составляет 3 месяца. Поскольку программа реализуется с использованием дистанционных технологий, Вы сможете выбрать наиболее приемлемый для себя режим и график обучения.

Как будут проходить занятия?

Форма обучения по данной программе — заочная, с применением дистанционных образовательных технологий. Вам будут предоставлены для изучения текстовые лекции и дополнительные материалы. Вы всегда сможете обсудить появившиеся вопросы с Вашим куратором и преподавателем.

Основные разделы программы

  1. Нормативно-правовая база
  2. Педагогика и психология
    • Основы общей педагогики
    • Основы общей психологии
    • Основы музыкальной педагогики и психологии
  3. Организация и содержание деятельности преподавателя ДМШ И ДШИ
  4. Формирование музыкальной культуры школьников: культурологический аспект. Актуальные вопросы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ
  5. Музыкальный слух и его психофизиологические особенности
  6. Работа над музыкальными диктантами
  7. Психолого-педагогические и воспитательные технологии в ДМШ и ДШИ
  8. Методика преподавания музыкальной литературы
  9. Методика преподавания сольфеджио
  10. Методика преподавания ритмики
  11. ИКТ в музыке
  12. Безопасность жизнедеятельности
  13. Итоговая аттестация

Оценка качества обучения:

  • промежуточная аттестация в форме зачетов и практических работ;
  • обязательная итоговая аттестация.

Итоговая аттестация проходит в форме итогового экзамена. Итоговая аттестация осуществляется в дистанционном режиме.

Оплата

  1. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 человек).
  2. Возможна рассрочка оплаты обучения и налоговые льготы.

  3. После подтверждения менеджера Вы можете оплатить прямо с сайта с помощью платёжных систем.

Заполните онлайн заявку на прохождение курса, и Вы получите подробную информацию у менеджера Вашего курса.

Форму для заполнения Вы найдете на этой же странице в левом боковом информационном блоке.

Вы также можете задать интересующий Вас вопрос по телефону 8-800-700-38-34 (по России звонок бесплатный) или написать сообщение консультанту на открытую линию (в нижнем правом углу страницы).

Источник: https://ped.isoedu.ru/programs/pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniya/pedagogika-v-uchrezhdeniyakh-dopolnitelnogo-obrazovaniya-teoriya-muzyki-prepodavatel-muzykalno-teore_320/

Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе

С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ, классов, сословий или групп.

В Древней Индии существовали воззрения, согласно которым музыка и музыкальное воспитание способствуют достижению благочестия, богатства, доставляют наслаждение. Были выработаны требования к музыке, призванной воздействовать на людей определённого возраста.

Так, для детей считалась полезной весёлая музыка в быстром темпе; для юношества — в среднем; для людей зрелого возраста — в медленном, спокойного и торжественного характера.

В музыкальных трактатах стран Древнего Востока утверждалось, что музыкальное воспитание призвано привести в равновесие добродетели, развивать в людях человечность, справедливость, предусмотрительность и искренность. До эпохи Ренессанса музыка считалась одним из главных предметов в общей системе образования.

На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности.

Читайте также:  Как достойно представить себя на конкурсе: что необходимо знать, ошибки

В условиях стремительно меняющегося современного общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования. Насущной потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования.

Массовое музыкальное воспитание и образование, помимо учреждений общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи), осуществляется в системе детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ).

Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы ДМШ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения.

Сегодня в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства.

Целью обучения детей в ДМШ и ДШИ является подготовка в большинстве своей любителей музыки, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение, владеть инструментом, подобрать мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные.

Все это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребенка и большой к нему любви и уважения.

Родители часто отдают детей в музыкальную школу вовсе не для того, чтобы вырастить из них профессиональных музыкантов, а для того, чтобы дети приобщились к миру классической музыки, полюбили ее, потому что, как считается, без этого не может быть культурного человека.

И вот ребенок, приступивший к занятиям музыкой, на протяжении долгих лет ежедневно приобщается к этой классической музыке, изучает нотную грамоту, осваивает технику игры на каком-нибудь музыкальном инструменте, знакомиться с произведениями музыкальной культуры, и слушает, слушает музыку.

В общем, он живет в этом мире. Музыка становиться для него естественной средой обитания.

Тогда почему же часто случается так, что этот самый ребенок, даже успешно окончив музыкальную школу, часто после этого за инструмент вообще не садиться? И на концерты не ходит? И вообще, классическую музыку не любит?

А не потому ли, что за эти долгие годы музыкального образования вместо любви к музыке ему прививалось отвращение к ней? Музыки ему давалось слишком много: он должен был слушать ее, когда ему вовсе этого не хотелось.

Он был вынужден часами просиживать за инструментом, разучивая сложные, никак не дающиеся ему пассажи. Ему не хотелось заниматься, но его заставляли. Если он отлынивал, его наказывали.

В общем, вместо того, чтобы наслаждаться музыкой, ребенок от нее страдал.

Занятие музыкой — это тяжелый труд. Он по силам только тем, у кого есть стремление заниматься музыкой, кто не мыслит себя без этого, то есть у тех, кто хочет посвятить свою жизнь музыке. Таких детей сразу видно: их не надо заставлять заниматься из-под палки, у них самих имеется сильно выраженная потребность заниматься музыкой. Им это просто нравиться.

Но ведь большинство детей, посещающих музыкальные школы, не собираются становиться профессиональными музыкантами. У них есть другие интересы, с музыкой совсем не связанные.

Им тоже нравиться музыка, им нравиться ею заниматься, но не в таких количествах, как требует программа музыкальной школы, они не готовы часами просиживать за инструментом и разучивать то, что у них не получается.

А, может быть, их не надо заставлять это делать? Может быть, было бы лучше, если бы для таких детей были бы другие музыкальные школы — просто дающие детям музыкальное образование, приобщающие их к миру классической музыки.

И требования в этих школах к учащимся были бы другими. И учение в них было бы в радость, и тогда, наверное, принесло бы большую пользу.

И было бы у нас тогда гораздо больше людей, понимающих и любящих классическую музыку, в общем, людей культурных и образованных, с хорошим музыкальным вкусом.

К сожалению, слишком часто еще в стенах ДМШ у детей гаснет первоначальный импульс заинтересованности в музыке и желание музицировать; возникают противоречия между ограниченным набором педагогического репертуара и приемов и актуальными повседневными музыкальными потребностями и интересами современного школьника. В этих условиях резко возрастает роль творческой активности педагога, его репертуарных и методических поисков. Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения: стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески само выражаться, развивать художественный вкус и эрудицию во всем разнообразии жанров и стилей музыки народной, академической и популярной.

Музыка и искусство уже в силу своей внутренней природы должны быть главной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждого будущего учителя. Ведь музыкальная педагогика — искусство, требующее от людей, посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу.

Сегодня в музыкальной педагогике начинает происходить обоснованная требованиями времени смена привычных приоритетов, традиционных способов работы с ребенком, считавшихся надёжными и естественными как мир.

Этот процесс сопровождается не только заменой традиционных педагогических технологий на инновационные.

Прежде всего это пересмотр целей и ценностей образования, смена технократических отношений в системе “учитель — ученик” на гуманистические, переход от авторитетной позиции преподавателя к сотрудничеству с учениками как активными субъектами образовательного процесса.

Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность — задача преподавателей ДШИ и ДМШ, решить которую помогают современные образовательные технологии.

Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих технологий повышает эффективность и результативность обучения, создает активные условия для воспитания личности ребенка. Компьютерное обучение сейчас рассматривается как педагогическая технология. Необходимо учитывать современные тенденции в образовании, ориентированные на интенсивность и креативность обучения.

Применение компьютерных технологий в сфере музыкального образования позволяет педагогу качественно изменить содержание, методы и формы обучения, модернизировать некоторые виды работы. Эти технологии усиливают интеллектуальные возможности учащихся. Цель компьютерных технологий — индивидуализация, интенсификация процесса обучения, гуманизация, а также повышение качества обучения.

Новые информационные технологии оптимизируют учебный процесс, позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуализация обучения является первым шагом на пути повышения эффективности учебного процесса. Так же важно, что реализуется не только индивидуальный, но и дифференцированный подход в обучении.

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что сама система обучения в ДМШ, предполагающая индивидуальные занятия, кроет в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности, личностно-ориентированных аспектах.

Литература:

  1. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: Классика — ХХI, 2004.
  2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев — 1972.
  3. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — Москва — 1996.

Источник: https://moluch.ru/archive/102/23524/

Методический доклад преподавателя Андриановой Ирины Анатольевны «Проблемно-творческая методика обучения, как новая модель обучения учащихся» | Открытый класс

НГ МБОУ ДОД

«Детская музыкальная школа имени В.В. Андреева»

  • МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
  • «Проблемно-творческая методика обучения,
  • как новая модель обучения учащихся»

зав. отдела сольного пения, преподаватель класса эстрадного вокала Андрианова И.А.

  1. Город Нефтеюганск 2015 год
  2. Проблемно-творческая методика обучения,
  3. как новая модель обучения учащихся.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями диагностирования, развитых  дидактических, рефлексивных умений, умения оценивать и анализировать свою педагогическую деятельность.

Все современные методы, при всем их различии, направлены на развитие интеллектуально-творческой  личности. Среди современных инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение, проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др. Все эти модели имеют отношение к инновационному процессу в педагогике.

Как следствие перемен в нашу речь входит такой термин, как  инновация, (с лат. яз. — «обновление, новинка, изменение»), которая  рассматривается как качественно новые образования в различных областях науки, техники, а также различных сферах деятельности, либо взгляд под другим углом на уже имеющиеся открытия.

Не случайно в последние годы взгляд на педагогику меняется, важное  значение приобретает новая область знания – педагогическая инноватика – изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников

Изменения не могли не коснуться и музыкального образования. Среди  новых моделей обучения  наиболее полно отвечает специфике музыки проблемно-творческий метод, который синтезировал проблемное и креативное обучение.

Преподаватель, работая в ДМШ, на собственном педагогическом опыте ощущает проблемы обучения музыке и пытается их решить, избрав проблемно-творческий метод одним из ведущих в преподавании, так как использование данного метода влияет на 3 составляющие образования: обучения, воспитания и развития.

Вокалисты-исполнители и педагоги Ирина Образцова, Ирина Отиева, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, в своих практических и теоретических изысканиях, а так же в работе со студентами музыкальных школ и вузов прибегали к использованию проблемно-творческого метода как синтезирующего знания, навыки, эмоции и мышление. Всё перечисленное неизменно выделяет интелектуальность музыкальных занятий.

Практика  показала, что принцип проблемности присутствует во всех видах развивающего обучения, но при  этом  применение проблемного метода требует саморазвития и повышения квалификации преподавателя.

Данный  проблемно-творческий  метод может применяться на самых ранних этапах  при постановочных моментах обучения  вокального искусства.

Добиваясь от ученика правильной звукоизвлечения, мы часто используем педагогические приемы, в основе которых заложены: проблемный вопрос, задание или ситуация.

Для более глубокого и осознанного понимания темы предлагаемой ученику на уроке, педагогу предпочтительнее использовать «совместный поиск» решения проблемы. В этом случае, ученик является своего рода «первооткрывателем», и  добившись осознанного им самим решения, не навязанное учителем, а  предложенное, он будет стараться закрепить самостоятельно добытые знания.

Основополагающим элементом проблемно-творческой методики обучения является положительность фона обучения.

Если музыка и пение увлекают детей, процесс обучения дает хороший результат. Таким образом, существует закономерная связь между отношением детей к учению и их успехами.

Учителю необходимо так построить занятие, чтобы ученик не только получал определённые знания, но и мог осознанно, с пониманием дела применить их на практике, чтобы он добровольно участвовал в творческом процессе, чтобы у него была уверенность, что без него не состоится данный процесс.

Основная задача учителя – заинтересовать и увлечь учащихся музыкальной деятельностью. Только заинтересованность может стать  основой дисциплины на занятиях, она обеспечит внимание ребёнка, его собранность и серьезность.

Одним из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность. Педагог на примере собственного исполнения показывает ученику несколько примеров правильного звукоизвлечения и не правильного.

Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск учеником среди представленных  примеров правильного примера.

Таким образом, на первоначальном этапе ученик применяет формы мышления:  сравнение, анализ, обобщение, и, в заключении, на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное себе, определенный вывод.

Как пример можно рассмотреть следующую ситуацию. Часто, на первоначальном этапе, учащиеся небрежно относятся к звуку. Конечно,  это еще связано с нехваткой вокальной техники, недостатка  знаний и умения, но именно на этом этапе следует вырабатывать эстетическое понимание качественного звука.

Путем постановки перед учеником проблемно-творческой задачи, педагог активизирует его общее и, что очень важно, слуховое  внимание, мышление, со всеми его составляющими, стимулирует творческую деятельность, так как даже первые звуки для ученика – это творческий процесс.

На уроке педагог может предложить ученику оценить несколько приёмов звукоизвлечения, которое он ему продемонстрирует. А ученик путем собственного слухового опыта должен проанализировать услышанное, и оценив предложенные ему варианты поделиться с педагогом своими выводами о важности обдуманного корректного и некорректного подхода к звуку.

Положение корпуса, наклон головы, использование правильного дыхания, часто вытекают в неправильное звукоизвлечение и нечистое интонирование, поэтому важно, используя  проблемные вопросы и ситуации, донести до ребенка важность данной темы.

Источник: http://www.openclass.ru/node/514454

Методическое сообщение по теме: «Интенсивность теоретического обучения. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДШИ»

07.04.17

Шумилова И. Н. Преподаватель, МАУ ДО «Детская школа искусств им. А. Алябьева» города Тобольска, г Тобольск Тюменская область

Комитет по культуре и туризму Администрации г. Тобольска

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств имени А.А. Алябьева» города Тобольска

  • Методическое сообщение по теме:
  • «Интенсивность теоретического обучения. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДШИ»
  • Подготовила: преподаватель

Шумилова И. Н.

г. Тобольск 2017 г.

ПЛАН

  • Вступление. Предмет сольфеджио – кризис или возрождение?
  • Что такое сольфеджио?
  • Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ.
  • Заключение.
  • Литература.

Блочно-модульная технология обучения Шайхутдиновой Д.И.

1. За два последних века талантом и стараниями ушедших поколений музыкантов и педагогов было выстроено прочное здание отечественного музыкального образования.

Здание многоэтажное, соразмерное уровню тех задач, которые была призвана решать отечественная музыкальная культура в целом. Нам есть чем гордиться и есть что терять: во всем мире признано качество российского музыкального образования.

А потому, казалось бы, понятно: относиться к этому наследству должно как к памятнику культуры, грамотно реставрируя его и не порываясь сделать в нем евроремонт.

Читайте также:  Как правильно подобрать репертуар подростку?

Сегодня налицо тенденция прагматического толкования значения учебных дисциплин во всех областях – и музыкальные предметы не являются здесь исключением. Вопрос о выживаемости музыкально-теоретических дисциплин (и сольфеджио в том числе) на любом из уровней музыкального образования стоит сегодня как никогда остро.

Ясно, что в современных вызовах времени и содержание учебного предмета, и методика его преподавания должны доказывать свою эффективность. Следовательно, необходимо постоянно находить практическую применимость предмета не только для внутриотраслевых целей, но и для целей общего личностного развития, и для более успешного решения междисциплинарных задач.

Стало быть, один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке звучит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся? Как совместить поэтику и прагматику в нынешней музыкальной педагогике?

  1. Что происходит с предметом сегодня?
  2. Сольфеджио как предмет, который непосредственно направлен на разностороннее развитие музыкального слуха, должен, по сути, соответствовать двум основным вопросам:
  3. а) профессиональному – сольфеджио должно помогать воспитывать музыканта исполнителя;
  4. б) социально-психологическому – сольфеджио должно способствовать воспитанию слушателя, то есть учить основам слухового восприятия музыки как музыкантов-любителей, так и немузыкантов, а, следовательно, должно помочь решению проблемы прихода широкого слушателя в академические концертные залы.

Судя по высказываниям известных сольфеджистов, сегодня для сольфеджио действительно настали кризисные времена. Об обособленности сольфеджио от нужд современной концертной практики и о сложных взаимоотношениях между общим и специальным музыкальном обучением пишут многие авторы статей. Так, Л.

Масленкова упрекает нынешнее сольфеджио в излишнем стремлении к простой озвучке элементарной теории музыки. В.Середа сетует на отсутствие в рамках сольфеджио целевой установки на смысловой анализ мелодии. Г.Тараева, Е.

Лернер, супруги Камаевы обсуждают проблему «кризиса жертвенности» в сегодняшнем процессе преподавания сольфеджио и пути его преодоления.

На что можно опереться, преодолевая кризис?

Одна из главных опор — это воспитание открытого слуха, способного гибко воспринимать и переключаться на музыку различных стилей, в том числе на музыку XX и XXI веков.

Другую опору образует развитие методики сольфеджио на базе достижений современной психологии. Действительно, междисциплинарный подход сегодня оказывается все более плодотворным не только в области науки, но и в области методики.

Третья опора – взаимообогащение методик различных школ.

2. Что такое сольфеджио?

Вопрос не праздный. Значительная часть отечественных преподавателей сольфеджио не осознают в должной мере истинного назначения этой дисциплины в обучении музыканта-профессионала.

Консервативно-традиционный взгляд на сольфеджио как на дисциплину по озвучиванию теории музыки сохраняется и поныне.

Это обнаруживается при знакомстве с учебными пособиями, представленными на полках нотных магазинов.

В широко распространенных программах не указывается какой стилевой материал служит объектом слухового освоения. Однако профессионалу ясно: это по преимуществу стиль классицизма.

А отсюда следует, что восемь лет школы плюс четыре года училища готовят для поступления в вуз абитуриента, слух которого так закрепощен нормами классицизма, что оказывается часто беспомощным при выполнении заданий, содержащих иной интонационный материал.

За последние десятилетия никаких существенный изменений в методике преподавания теоретических дисциплин не происходит. Что же касается программы по сольфеджио, то до последнего времени существовал порядок , по которому стереотипная, унифицированная программа по сольфеджио должна была неукоснительно выполняться. Последнее издание программы датируется 1984 годом.

Сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связано с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания педагога-сольфеджиста, влияя на все формы работы.

Тогда станет ясно, что настоящей задачей сольфеджио является не умение строить, петь и слушать интервалы, аккорды и т.д. (хотя это умение необходимо, т.к.

обеспечивает техническую базу), а развитие особых качеств слуха: слухового внимания, слуховой остроты, слуховой быстроты, слуховой реакции, способности запомнить, удержать в памяти, воспроизвести музыкальный текст, обнаружить ошибки в исполнении знакомой музыки или в нотном тексте, реконструировать музыкальный текст сообразно стилю и многое другое, что выявляет навыки, управляемые профессионально развитым слухом.

За долгий срок своей преподавательской деятельности я поняла, что эта дисциплина имеет еще далеко неисчерпанный потенциал, а преподаватель сольфеджио играет ключевую роль в системе начального музыкального образования.

Еще полвека назад А.Островский в своих «Очерках» сформулировал важные условия успешной работы сольфеджиста: «Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио ввиду непременной обязанности возбудить у учащихся интерес к занятиям.

Никогда не удавалось еще добиться значительных результатов там, где царили скука и формальное прохождение сольфеджио.

При этом надо обеспечить верную направленность процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал практические навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике».

Начальное музыкальное образование в нашей стране переживает непростой период. За последние 15-20 лет изменилась социальная и культурная ситуация в стране. Музыкальное образование детей в прежних его формах перестает быть востребованным. Поэтому выработанная десятилетиями образовательная система не может не адаптироваться к новым реалиям.

Положение усугубляется еще и тем, что по состоянию здоровья современные дети серьезно отличаются от своих сверстников 1960-1980 годов.

Следствием социальных процессов в стране стало заметное снижение показателей физического и интеллектуального здоровья детского населения.

В его составе постоянно увеличивается доля проблемных детей с пограничными формами интеллектуальной недостаточности, с дефицитом внимания, с трудностями в обучении.

К этому можно добавить возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочего.

Не удивительно, что многие дети, обучающиеся сегодня в музыкальной школе, испытывают сложности в усвоении музыкально-теоретических знаний. Поэтому перед преподавателем этих дисциплин встает серьезная проблема.

С одной стороны, он имеет дело с не очень мотивированным, информационно перегруженным, не вполне физически здоровым от природы, порядком уставшим к моменту посещения музыкальной школы учеником.

С другой – ему необходимо за 40 минут урока суметь донести до ребенка определенный объем теоретических знаний, а также успеть проработать упражнения, направленные на развитие слуха.

Понятно, что в такой ситуации традиционный академический стиль преподавания не всегда оказывается успешным.

Исходя из этого, многие педагоги разрабатывают новые методики преподавания теоретических дисциплин, главной особенностью которых является адаптивность, то есть способность гибко подстраиваться под конкретные задачи в зависимости от возраста, степени подготовки, психологических особенностей учащихся.

Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является действенным двигателем в его обучении.

Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является игра как естественная форма его существования.

Применение игровых и наглядных методик на занятиях по сольфеджио продуктивно как с младшими школьниками, так и с более старшими детьми.

  • В силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей 6-8 лет еще развито слабо, поэтому теоретические знания усваивают лучше в наглядно-игровой форме.
  • Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического пресса, учебный процесс становится для него психологически комфортным и влияет на качество усвоения материала.
  • Все эти проблемы, стоящие сегодня перед музыкально-педагогическим сообществом, побуждают педагогов-сольфеджистов к созданию альтернативных методик и педагогических технологий.

3. Меня заинтересовала блочно-модульная технология обучения Шайхутдиновой Д.И.

Согласно данной технологии учащиеся предстают в роли активных участников образовательного процесса: им не просто сообщаются готовые знания, а создаются педагогические условия для самостоятельного добывания их.

Занятия представляют собой проблемные уроки с использованием исследовательских приемов изучения материала.

Усилия педагога направлены на приобретение учащимися практических навыков – это овладение клавиатурой, свободное построение на ней интервалов и аккордов, ориентация в разных тональностях, транспонирование мелодий, переложение аккордовых последовательностей в разные типы фактурного изложения. В этой методике обязательным условием для работы в классе является опора на фортепианную клавиатуру.

Клавиатура используется как эффективное, наглядно-вспомогательное средство в изучении и практическом усвоении учебного материала. Во-первых, именно в ней «зашифрована» вся необходимая информация по музыкальной грамоте.

Во-вторых, наличие персональной клавиатуры, находящейся на парте, предоставляет возможность каждому ученику участвовать в практических формах работы.

Все понятия, технические приемы, упражнения осваиваются сначала на таких клавиатурах одновременно со звучащим оригиналом-инструментом, только после этого выполняются письменные задания.

Также не менее важным условием для прочного усвоения теоретических знаний является интонирование выполняемых на инструменте заданий. То есть, пропеваются названия звуков во время построения на фортепиано тонов и полутонов, интервалов, аккордов, гамм и т.д.

Данный методический прием развивает достаточно прочные музыкально-слуховые представления, навык чистого интонирования и зрительно-слуховые ассоциации. Данный методический прием развивает прочные музыкально-слуховые представления, навык чистого интонирования и зрительно-слуховые ассоциации.

Вследствие применения такой методики обеспечивается и интенсификация обучения, и сохранность психологического здоровья ребенка.

Учащиеся за короткий срок усваивают довольно большой по объему и сложности учебный материал, при этом они не испытывают умственных, физических, временных перегрузок и эмоционального перенапряжения.

Процесс познания не может быть организован в условиях авторитарного педагогического воздействия. Плодотворная коллективная практическая деятельность возможна при толерантной модели взаимодействия учителя и учащихся.

В основу модульного обучения была положена концепция П.Я.Гальперина – его теория поэтапного формирования умственных действий, в которой подчеркивается единство психики и деятельности человека.

При блочно-модульном подходе учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью учащихся. Ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: это поиск, исследование коллективное и в то же время индивидуальное.

Модульное обучение позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его. Информация усваивается небольшими дозами, каждый элемент содержания оформляется в модуль и приращивается к ранее усвоенной информации. Тем самым новая информация плавно соединяется с опорными знаниями в процессе совместных действий.

Итак, планирование и проведение теоретических занятий на основе модульной технологии выражается в следующем:

  • Материал объединяется в крупные тематические блоки, уплотняется и изучается по принципу концентрических окружностей.
  • Информация внутри блоков оформляется в модули и приращивается к ранее усвоенной информации, ставшей собственным знанием.
  • Учитель организует самообучение учащихся в условиях коллективной практической деятельности, демонстрирует доверие, мотивирует к исследованию, к поиску ответов, подводя детей к самостоятельным выводам по теме урока.
  • Основным инструментом учебной деятельности является фортепианная клавиатура. С дублированием на клавиатуре интонируются все упражнения, все понятия.
  • Учащиеся осуществляют свободный самоконтроль и взаимопомощь на уроке, оценка за результаты работы выставляется по итоговому контролю. В ходе урока учитель дает содержательную оценку деятельности ученика, предоставляя каждому ученику шанс улучшить свои итоговые результаты.

Заключение.

Сольфеджио – XXI, или чего требует от предмета новая эпоха?

Требует, прежде всего, способности быть многосторонне применимым. Сольфеджио, несомненно, останется в статусе прикладной учебной дисциплины.

Надо, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на занятиях этим предметом он может приобрести навыки быстрой концентрации внимания, развить свою память, ассоциативную базу – все то, что ему пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета.

ЛИТЕРАТУРА

  • Алекссеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких музыкантов//Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й, — М., 1999.
  • Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
  • Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий //Психологическая наука в СССР, — М., 1976.
  • Карасева М.В. Сольфеджио – XX: между мечтой и прагматикой//Издательский дом «Классика – XXI», 2006.
  • Лернер Е. Сольфеджио, которое мы можем потерять//Издательский дом «Классика – XXI», 2006.
  • Масленкова Л. Что такое сольфеджио?//Издательский дом «Классика – XXI», 2006.
  • Шайхутдинова Д.И. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ//Педагогическая газета, 2011.

Скачать публикацию Скачали: 92 раз

Источник: https://pedagogcentr.ru/publication/5/39/2313

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector