Основные приемы игры на гитаре

Техника игры фингерстайлом на гитаре для начинающих: базовые ритмические приемы и примеры одновременной игры басовых, мелодических и ритмических партий.

Перкуссионный фингерстайл — стиль игры на гитаре, в основе которого лежит «ударная» техника звукоизвлечения. Широкую популярность фингерстайл получил в последние несколько лет благодаря таким гитаристам, как Энди Макки, Джон Гомм, Ньютон Фолкнер, Дон Росс, Чет Аткинс, Эрик Монгрейн, Томми Эммануэль и другим.

Техника игры фингерстайлом на гитаре — одна из самых сложных в освоении. От гитариста при игре требуется одновременно извлекать не только мелодическую и басовую, но и перкуссионную партию. Это само по себе трудно не только для новичка, но и для опытного гитариста ранее не использовавшего фингерстайл.

Основная идея фингерстайла заключается в позиционировании гитары как многофункционального инструмента. Благодаря такому подходу гитаристы превращаются в подобие «человека-оркестра», создавая гитарные композиции, состоящие из партий гитары, баса и ударных одновременно.

Фингерстайл не имеет строгих и четких правил звукоизвлечения: каждое самостоятельное произведение может использовать любые существующие приемы извлечения звука или находить свои уникальные решения.

Основные понятия и приемы игры фингерстайлом

Представленный материал продемонстрирует основы техники игры фингерстайлом, позволяющие эффективно совмещать разные по характеру партии на одном инструменте.

Для изучения приемов перестройте гитару в строй Open D minor (DADFAD) — такой вариант настройки считается оптимальным для игры фингерстайлом.

Кик (Kick)

Основные приемы игры на гитаре

Кик (от англ. Kick) — низкий глухой звук, схожий с бас-бочкой ударной установки. Получается при ударе запястьем чуть выше резонаторного отверстия.

Основные приемы игры на гитареОбозначение кика в табулатуре.

В табулатурах кик обозначается при помощи крестика в круге.

Снэйр (Snare)

Основные приемы игры на гитаре

Снэйр — звонкий удар по корпусу акустической гитары, чье название отсылает к английскому обозначению рабочего (малого) барабана. Извлечь снэйр на гитаре можно при помощи удара пальцем о накладку на верхней деке инструмента. Известные фингерстайл-гитаристы Джон Гомм и Ньютон Фолкнер бьют по деке средним пальцем.

Основные приемы игры на гитареОбозначение снэйра в гитарной табулатуре.

В гитарных табулатурах снэйр обозначается в виде полой половинчатой ноты.

Хай-хэт (Hi-hat)

Основные приемы игры на гитаре

Создание полноценного ритмического рисунка подразумевает использование ударов в более высоком частотном диапазоне. Хай-хэт — именно такой прием, чье название связано с одноименным элементом ударной установки.

Для извлечения хай-хэта при игре фингерстайлом нужно прижать струны к грифу инструмента при помощи несильного удара.

Основные приемы игры на гитареОбозначение хай-хэта в табулатуре.

В качестве обозначения служит нота-крестик.

Как играть фингерстайлом: базовые примеры

Пример 1

Основные приемы игры на гитаре

Освоение игры фингерстайлом стоит начать с базового ритмического рисунка, состоящего из кика и снэйра. Практиковаться лучше всего под счет — каждый удар приходится на определенную долю такта, обозначаемую цифрой (1, 2, 3, 4).

Обратите внимание, что для упрощения практики каждая нота сыграна четвертой длительностью.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/how-to-play-percussive-acoustic-guitar-1.mp3

Пример 2

  • Основные приемы игры на гитаре
  • Разнообразим партию за счет введения двух последовательных киков на третью долю восьмыми длительностями.
  • Если цифровой счет начнет сбивать с ритма, играйте под следующий счет: Пум, Па, Пум-пум, Па.

Пример 3

  1. Основные приемы игры на гитаре
  2. Усложненная версия второго примера с добавлением ударов хай-хэта между киком и снэйром.
  3. Предыдущие два примера задействовали только одну руку, в то время как третий пример подразумевает «синхронизацию» действий правой и левой руки гитариста.
  4. Основные приемы игры на гитаре
  5. Как только освоитесь с использованием обеих рук, усложните пример еще немного за счет одновременного извлечения кика и хай-хэта во второй половине упражнения.

Пример 4

В этом упражнении потребуется ударить большим пальцем правой руки по пятой и шестой струне, добавляя в партию басовую линию.

Пример 5

В последнем примере нужно сыграть три разных партии одновременно: линию мелодии, баса и перкуссии.

Начните играть в медленном темпе, постепенно набирая скорость. Не лишним будет разобрать и отработать каждую партию в отдельности, постепенно совмещая их между собой.

Источник: https://samesound.ru/s/guitar/78303-fingerstyle-lesson

Обучение гитаре с нуля: специфические гитарные приёмы

Основные приемы игры на гитаре

  • Помимо основных аккордов начинающему гитаристу, так же необходимо знать и некоторые специфические гитарные приемы, так как без владения ими, иногда просто невозможно сыграть некоторые произведения правильно.
  • Плюс ко всему, развитие собственной техники позволит играть более выразительно и уйти от пресного и скучного звучания.
  • Поэтому в данной статье мы поговорим именно о таких приемах.

Приёмы игры на гитаре

Гитарный приём: Bend (Подтяжка)

Bend (Бэнд) называется подтяжка струны, осуществляемая указательным или средним пальцем левой руки, до нужной высоты ноты.

Основные приемы игры на гитареОсновные приемы игры на гитаре

  1. Основные приемы игры на гитаре
  2. Так же хочется отметить, что для исполнения как бэндов, так и пре-бэндов оптимальной постановкой левой руки будет блюзовый хват о котором мы писали в статье — Обучение гитаре с нуля: постановка левой руки.

Техника исполнения бендов (подтяжек). Видеоурок

Гитарный приём: вибрато

Основные приемы игры на гитаре

Так же в отличии от бендов вибрато редко повышает тон исполняемой ноты больше чем на 14 , в основном — это 18 а иногда и 116 тона, вследствие чего движение пальца вверх и вниз минимальны.

Основные приемы игры на гитаре

Как играть вибрато (Vibrato) на гитаре -Техника игры на гитаре — Уроки игры на гитаре Первый Лад

Гитарный приём: слайд

Слайд — это прием, при котором осуществляется скольжение по струне вверх или вниз, для плавного перехода из одной ноты в другую.

Не смотря на то, что техника слайда проще бэндовой техники, отрабатывать этот прием следует не меньше.
Для начала нужно просто извлечь ноту, после чего в ритмике композиции сделать подъезд вверх или вниз по грифу к нужной ноте.

Основные приемы игры на гитаре

В завершении нужно отметить, что иногда при исполнении слайда вверх по грифу, палец скользит не до конкретной ноты, а постепенно ослабляя давление на струну, плавно глушит ноту.

Слайд. Slide. Приемы игры на гитаре.

Гитарные приёмы: hammer-on и Pull-off

Hammer-on и Pull-off — это наиболее распространенные приемы исполнения легато на гитаре (плавного перехода одного звука в другой). Как правило эти приемы используются в связке, однако и по отдельности зачастую находят себе применение.

Основные приемы игры на гитаре

Гитарный приём: hammer-on

Основные приемы игры на гитаре

Оптимальной постановкой левой руки является классическая постановка.

Гитарный приём: pull Off

Основные приемы игры на гитаре

Оптимальной постановкой левой так же является классическая.

Hammer-Ons and Pull-Offs Guitar Lesson

Заключение

Не смотря на то, что данные технические приемы, являются базовыми, даже они способны значительно облагородить и разнообразить вашу игру. При отработке особое внимание следует уделить аккуратности исполнения и ритмической составляющей, в следствии чего оптимальным решением будут занятия с метрономом

Источник: http://gtars.ru/novichku/obuchenie-gitare-s-nulya-spetsificheskie-gitarnye-priyomy/

Расширенные техники игры на классической гитаре | Гитаршкола

Основные приемы игры на гитаре

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Помимо техник игры на гитаре, которые описывались в прошлых уроках, существуют так же расширенные техники игры на классической гитаре. И сегодня вкратце расскажу о них.

Расширенными техниками называются необычные стили игры, отличающиеся от общепринятого использования инструмента, которые в основном стали появляться и развиваться в последние сто лет. Ниже предложен обзор некоторых наиболее распространенных расширенных техник (приемов игры).

Пиццикато

Основные приемы игры на гитаре

Результатами применения качественного пиццикато являются короткие приглушенные звуки, обладающие при этом ясным тоном. Чтобы добиться такого звучания, внешняя сторона правой кисти прижимается к струнам перед самой подставкой (см. снимки ), не позволяя им звучать в полную силу, а ноты берутся только большим пальцем (р), даже на дискантовых струнах.

Основные приемы игры на гитаре

Основные приемы игры на гитаре

Напротив, если струна продолжает звучать некоторое время и этот звук похож на ее обычный тон, значит, рука отведена слишком далеко вправо и находится над подставкой, поэтому не может в достаточной мере приглушить струны.

Пиццикато широко применяется профессиональными гитаристами, которые любят экспериментировать с различными звуками гитары и применять различные расширенные техники игры на классической гитаре.

На первом снимке хорошо виден угол расположения кисти. Обратите внимание, что большой палец располагается параллельно струнам, а остальные пальцы отведены от него на значительное расстояние.

На втором снимке показано пиццикато, исполняемое на струне А (ля). Струна обычно берется левой стороной костяшки первого сустава большого пальца, хотя то же самое можно делать и мясистой частью боковой поверхности пальца.

Приглушить звучание всех струн одновременно невозможно: для каждой приглушаемой струны нужно находить особое, индивидуальное положение руки.

Тамбор

Слово «тамбор» («tambor») по-испански означает «барабан», а называемая этим термином техника игры на гитаре предполагает извлечение звуков с помощью не щипков струн, а ударов по ним, которые выполняются левой боковой поверхностью большого пальца р. Этот прием наиболее эффективен, если он выполняется в двух-трех сантиметрах от подставки. Как можно было ожидать, звуки при этом получаются резкие и ритмичные, похожие на барабанный бой.

В связи с ростом интереса к тональным оттенкам, возникшим в музыке после XIX столетия, подобные эффекты получили широкое распространение во многих произведениях этого периода: достойным примером этому может служить «Секвенция XI для гитары» , написанная Лучано Берио (р. 1925) для гитариста Элиота Фиска в 1988 г.

Барток

Эта техника игры на струнных инструментах названа в честь венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945), которого принято считать ее изобретателем. При ее выполнении струна оттягивается пальцами р и i от гитары, а затем резко отпускается и с громким звоном ударяется о гриф.

Нюанс этого приема состоит в том, что нота сохраняет свой тон, а это означает, что с помощью этой техники могут быть исполнены целиком музыкальные фразы.

Эта техника наиболее эффектна в гитарной музыке благодаря металлическим ладам инструмента, придающим звучанию дополнительную насыщенность.

Поскольку ноты при этой технике приобретают крайне характерное звучание, она должна использоваться только там и тогда, где и когда это оговорено специально.

Диссонанс (изменение строя гитары)

Для техники диссонанса одна или несколько струн настраиваются на не характерный для себя тон. Наиболее часто шестая струна опускается на тон до ноты D (ре).

Читайте также:  Как привить ребенку музыкальный вкус?

При другом широко распространенном диссонансе третья струна опускается на полутон до F# (фа-диез), в результате чего большая терция, которая находилась между третьей и второй струнами, оказывается между четвертой и третьей струнами.

Подобный строй характерен для лютни эпохи Возрождения и используется для исполнения на гитаре произведений, написанных для лютни, например, таких, как работы британского композитора Джона Доуленда (1562-1626).

При еще одной разновидности диссонанса пятая струна опускается на тон до G (соль), а шестая — до D (ре), в результате чего тональность открытых струн меняется с обычной ми-минор на соль-мажор. Указания на использование диссонанса даются в начале музыкального произведения таким, например, образом: «6th to D» («шестая струна — ре»).

Кампанелла 

Кампанелла по-итальянски означает «колокольчик» и представляет собой технику, усиливающую резонанс инструмента.

С этой целью мелодия исполняется на открытых струнах, чтобы ноты звучали как можно дольше, и каждая последующая нота берется на другой струне.

Не каждая последовательность нот может быть сыграна таким образом, но даже часть мелодии, исполненная в этой технике, способна дать желаемый эффект.

В приведенном ниже примере показана нисходящая гамма, начинающаяся с открытой Е (ми), в которой гармоническая А (ля) еще более усиливает резонанс. Точно следуя аппликатуре и номерам струн, вы сможете получить настоящее звучание кампанеллы.

Пальцы левой руки должны оставаться на струнах как можно дольше, чтобы ноты, которые они удерживают, продолжали звучать, когда берется последующая нота.

В результате две-три ноты будут звучать одновременно, а именно это и называется техникой кампанелла.

Основные приемы игры на гитаре

Применение расширенных техник игры на классической гитаре даст Вам хороший результат в исполнении многих классических произведений.

Оставить комментарий

Источник: https://gitarshkola.ru/texniki-igry-na-gitare/

Теория и основные приемы игры на гитаре — Learn4Joy Сайт для музыкантов

Теоретические знания-это важнейшая составляющая. Они помогают быстрее понять инструмент,шире охватить его возможности. Помогает постигнуть музыку вцелом,стать универсальным музыкантом,что очень важно.

Хорошая техника еще не означает,что вы хороший музыкант,а вот знание как использовать вашу технику,в каком направлении двигаться,знание гамм,арпеджио,упражнений,фразировка,и многие другие знания делают из вас индивидуальность.

В теоретический курс для гитары войдет изучение нотной грамоты,изучение гамм,арпеджио,познакомимся с различными ладами,приемами игры и штрихами.

Желаю Вам успеха!

Основные приемы игры на гитаре

  • 1(ми)-номер и название струны
  • 0 1 3 5-номер лада
  • ми фа соль ля-название ноты

Знаки альтерации

-диез. Повышает ноту на пол тона.(1/2 тона это соседние две ноты,на гитаре это два близжайших лада.) -бемоль. Понижает ноту на пол тона. -бекар. Отменяет действие знаков диез и бемоль.

Штрихи

Переменный штрих-это основной штрих игры на гитаре. Принцип его заключается в последовательных ударах медиатором по струне «вниз вверх,вниз вверх».Очень важно соблюдать очередность ударов.

А именно,если пропускается звук, не пропускать движение медиатора, чтобы не получилось 2 удара «вниз вниз» или «вверх вверх». Это важно,особенно в быстрых темпах.

Соблюдение штриха позволит вам играть пассажи не задумываясь,»на автомате»,принесет порядок в игру и избавит от хаоса в движениях.В очень быстрых темпах переменный штрих называют тремоло.

П-удар вверх. V-удар вниз.

Длительность звука (счет)

Для того,чтобы сосчитать ноту,нужно извлечь звук и одновременно начать счет.

Целая нота. Самая длинная нота в музыке. (Есть длинне,нота Бревиса,но она используется редко.) Считается: раз и два и три и четыре и. — половинная нота. Вдва раза короче целой ноты. Считается: раз и два и. — четвертная нота. Вдва раза короче половинной ноты. Считается: раз и .

восьмая нота. Вдва раза короче четвертной ноты. Считается: раз. — шестнадцатая нота. Вдва раза короче восьмой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается два удара. — тридцать вторая нота. Вдва раза короче шестнадцатой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается четыре удара.

Что бы было понятней изучите этот пример.

Основные приемы игры на гитаре

Приемы игры

Легато-это приём, при котором несколько нот в пассаже звучат слитно,плавно перетекая одна в другую.Между нотами не должно быть пауз. Приём легато исполняется на многих инструментах, но в гитарном исполнении он получил самое широкое применение. Различают два вида легато- Pull off и Hammer on.

Hammer on получил свое название от английского слова hammer-молоток. Прием исполняется пальцами левой руки. Гитарист ударяет по струнам, извлекая звуки без использования правой руки. Удар пальца должен происходить с размаху,задействуется только палец, но не рука.пальцы приземляются ну нужные лады, как будто маленькие молотки.

Pull off-это срывы пальцев левой руки со струны. Срыв происходит с прижатой пальцами к нужному ладу струны,совершив небольшой подцеп.

При совмещении Pull и Hammer можно добиться исполнения эффектных,технических пассажей. Практически в каждом гитарном соло присутствует этот прием игры.

Трель Если быстро совместить pull и hammer ,получится прием,который называется трель.

Основные приемы игры на гитаре

Упрощенный вариант записи трели выглядит так

Тремоло Тремоло можно получить,если играть одну ноту максимально быстро.

Основные приемы игры на гитаре

Упрощенный вариант записи тремоло выглядит так

Band-в простонародии подтяжка. Это очень яркое средство выразительности и один из самых распространенных технических приемов. Исполняется этот прием в основном средним и безымянным пальцами.

Во время игры пальцы левой руки тянут струну вниз или вверх,в ходе чего звуковысотность повышается. Различают полутоновый бэнд — 1/2 и целотоновый бэнд — full.

Реже используют полуторатоновый бэнд или даже бэнд на два тона.

Slide— в переводе с английского означает скольжение.Еще этот прием называется глиссандо. Это переход от ноты к ноте, исполняется указательным,средним или безымянным пальцами левой руки. Прижав ноту на определенном ладу,следует произвести движение руки не поднимая пальца со струны,и двигаться до нужной ноты.

Вибрато-очень важный прием. Игра без вибрато сделает вышу музыку скучной и не выразительной. Почти в каждой мелодии,в каждом соло используется этот прием. Можно сказать что это множество мелких бендов.

Вибрато исполняется указательным,средним и безымянным пальцами. Прижатая струна «вибрируется» в стороны от грифа-это легкое не выраженное вибрато, либо вверх и вниз по грифу. Такое вибрато более ярко выраженное.

Размашистое вибрато придает этому приему агрессивное звучание.

Флажолет-этот прием интересен своим тембром. Он похож на звучание флейты. И название происходит от слова flageol-флейта. Существует два вида флажолетов-натуральные и искусственные. Натуральный флажолет прост в исполнении.

Для извлечения натурального флажолета следует СЛЕГКА коснуться струны над определенным ладом (только 12ый,7ой и 5ый лад) ,прямо над металлической перегородкой,а не в промежутке,и извлечь звук. Искусственный флажолет исполняется гораздо сложнее. Этот прием можно исполнять совершенно на любом ладу.

Для его исполнения нужно зажать струну на нужном N ладу, средним пальцами правой руки слегка прикоснуться к N+12, N+7 или N+5 ладу и медиатором извлечь звук. Можно извлекать флажолеты и на других ладах, но они будут тихими и довольно сложными в исполнении.

Медиаторный флажолет исполняется при помощи медиатора и эффективнее всего звучит на перегрузе,то есть с использованием гитарного эффекта distortion. Исполняется прием следующим образом:извлекаем медиатором звук(легче,на мой взгляд на 3-ей струне),и сразу же касаемся струны боковой стороной большого пальца.

Это нужно делать ближе к держателю струн,там отсутствуют лады,в этом сложность этого приема,потому что извлекать медиаторные флажолеты придется на глаз и на слух. Этот прием требует усилий и практики,но на слушателей он производит огромное впечатление.

Пиццикато-это прием игры,исполняемый путем незначительного приглушения струн ребром ладони у бриджа (струнодержателя). Ребро ладони следует положить на бридж и извлечь нужные звуки.

Следует найти оптимальное положение ладони на бридже,таким образом,чтобы звук не был слишком приглушен и в то же в ремя не был слишком открыт.

Прием пиццикато используется в гитарных рифах(ритмических рисунках),соло,и во многих других направлениях. В табулатуре этот прием обозначается «P.M.»

РЫЧАГ — электрогитары, или как его еще называют рычаг тремоло, позволяет изменить натяжение струн, за счет чего изменяется их высота. На основе этого можно выполнить массу технических приемов.

Основные приемы игры на гитаре

Глубокое погружение.Играется без удара медиатором приемом пул к открытой струне с любого лада, чтобы зазвучала струна. Пальцами левой руки необходимо заглушить остальные струны и надавить на рычаг, затем вернуть рычаг в исходное положение.

Интервал-это расстояние между двумя звуками. Хочу отметить,что интервалами называются именно два звука,потому что 3 и более звуков,это уже аккорд.

Таблица основных интервалов

Название интервалаКолличество тоновКолличество ступенейПример
Чистая прима 0 тонов (одна и та же нота) 1 ступень
Малая секунда 1/2 тона (полутон) 2 ступени
Большая секунда 1 тон 2 ступени
Малая терция 1.5 тона 3 ступени
Большая терция 2 тона 3 ступени
Чистая кварта 2.5 тона 4 ступени
Увеличенная кварта 3 тона 4 ступени
Уменьшённая квинта Также 3 тона 5 ступеней
Чистая квинта 3.5 тона 5 ступеней
Малая секста 4 тона 6 ступеней
Большая секста 4.5 тона 6 ступеней
Малая септима 5 тонов 7 ступеней
Большая септима 5.5 тонов 7 ступеней
Чистая октава 6 тонов 8 ступеней

 Теория и основные приемы игры на гитаре

Здесь вы узнаете что такое табулатура для гитары и как ее читать. Табулатура для гитары — упрощенный вариант нотной записи, …ДалееИзучая гаммы вы начинаете понимать из каких составляющих строится музыка и лучше узнаете гриф гитары,вследствие чего вам становится проще играть, …ДалееТеоретические знания-это важнейшая составляющая. Они помогают быстрее понять инструмент,шире охватить его возможности. Помогает постигнуть музыку вцелом,стать универсальным музыкантом,что очень важно …ДалееBand — это одно из самых ярких средств выразительности. Исполнение бендов даст возможность вашему инструменту «петь», или даже  кричать, а …ДалееВсем привет, вы в разделе упражнения на гитаре для начинающих. Для начала нам понадобится ознакомиться с нотной грамотой, это можно …ДалееВ этом разделе мы научимся играть аккорды на гитаре. Аккорд — это три и более звука. Чтобы исполнить аккорд нужно …Далее

Читайте также:  На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Источник: https://learn4joy.ru/school/beginguitar/guitar-theory/

Как научиться играть на гитаре: разные техники и приемы игры

Мы начинаем серию материалов, посвященных тому, как научиться играть на гитаре.

Чем она будет отличаться от десятков похожих материалов в интернете? Тем, что мы уберем всю избыточную информацию и постараемся в 4 этапа продемонстрировать вам путь музыканта от дворовой игры на гитаре простым боем до осмысленного понимания строения инструмента и сочинения собственных музыкальных партий с начальными знаниями в музыкальной теории. Но обо все по порядку: запаситесь терпением и будьте готовы усердно трудиться. Поверьте, это того стоит!

Другие материалы из серии:

Этап №1. Общее понятие о гитаре. Постановка рук. Настройка гитары >>>

Этап №2. Развитие координации, улучшение эффективности работы правой и левой руки >>>

Этап №4. Элементарные понятия музыкальной теории. Сочинение собственной музыки >>>

Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре

Естественно, освоив в совершенстве представленные в прошлом уроке упражнения вы не станете звучать, как крутые и известные музыканты. Ваш стиль игры останется слишком блеклым, серым и неинтересным – прочитав данный материал, вы узнаете, как разнообразить свои гитарные партии и как добавить в игру множество интереснейших приемов.

Баррэ (иногда пишут Барре)

Начнем с простого – если вы начали разучивать аккорды или играть свои любимые песни, то уже наверняка заочно знакомы с приемом баррэ. Заключается он в том, что один из пальцев левой руки зажимает не одну струну, а сразу несколько. Большим баррэ называется ситуация, когда зажимаются 5 или 6 струн, малым – от 2-х до 4-х.

С этим приемом у новичков возникает обычно больше всего проблем. Вот несколько советов, которые помогут освоить баррэ максимально быстро и добиться правильной постановки пальцев:

  • Зажимайте баррэ как можно ближе к ладовой пластине. Т.е. если вам нужно баррэ на втором ладу, то постарайтесь приблизиться к ладовой перемычке между 2 и 3 ладом – но не забывайте о том, что все ноты должны звучать чисто и звонко. Посмотрите на пример ниже.
  • Тренируйтесь зажимать баррэ плашмя, то есть не поворачивайте кисть и не пытайтесь зажимать ребром – это проще, но это неправильно. Во-первых, это снижает возможности использования остальных пальцев левой руки, во-вторых, перенапрягает кисть.
  • Обратите внимание на большой палец левой руки – он должен упираться в гриф примерно посередине.
  • Не перенапрягайте руку. Если какие-то ноты звучат глухо, то начните с более простого малого баррэ: потренируйтесь сначала на двух-трех струнах, после переходите на более сложные аккорды.

 

Легато (Pull-off и Hammer-on)

Техника легато применяется на многих музыкальных инструментах, а также в вокальном исполнении. Суть приема легато состоит в связном, плавном исполнении двух звуков, то есть отсутствие между ними паузы. Обозначается в общем случае дугообразной линией (см. фото ниже).

На гитаре разновидностями приема легато являются техники Pull-offи Hammer-on.

В случае с приемом Hammer-on вы извлекаете одну ноту медиатором, а вторую путем удара одного из пальцев по нужному ладу. То есть палец левой руки выступает этаким молоточком, который извлекает звук за счет удара по струне без щипка медиатором. В табулатуре обозначается просто дугой или дугой с буквой H.

Pull-off – обратное движение, то есть срыв ноты пальцем левой руки. Зажмите, например, указательным пальцем первую струну на 5 ладу, а безымянном – на 7. Сделайте щипок медиатором, после чего просто сорвите безымянный палец со струны – начнет звучать 5-й лад, при этом вам не понадобилось делать второе звукоизвлечение и переход между нотами получился более плавным.

Пример простейшего упражнения на легато на основе хроматической гаммы представлен. На каждой струне вы делаете только один, первый щипок медиатором – все остальное делают пальцы левой руки, либо ударяя по соседним ладам, либо срывая струну.

Быстрое попеременное чередование пуллов и хаммеров называется трель.

Флажолеты

Флажолет с точки зрения научного определения – это извлечение на струнных инструментах не основного тона, а звука-обертона. Название пошло от старофранцузского «flageolet», что значит маленькая флейта: звук флажолета на струнных немного похож на звучание флейты.

На данном этапе нас будут интересовать два вида флажолетов: натуральные и искусственные.

Натуральный флажолет получается, если вы не будете до конца прижимать струну, а лишь слегка коснетесь струны над ладовой пластиной 5, 7 или 12 лада. Почему именно эти лады? Потому что в точке расположения их ладовых пластин находится середина струны, ее треть или четверть.

Обратите внимание, что нас интересует перегородка, которая разделяет необходимый лад с последующим, то есть флажолет на 12 ладу извлекается над пластиной между 12 и 13 ладом и т.д. Обозначается в табулатурах или в нотной записи натуральный флажолет через сокращение Harm. или H.M.

Главное отличие искусственного флажолета состоит в том, что он извлекается при зажатой на определенном ладу струне. Техника извлечения искусственного флажолета на акустической и электрогитаре отличается:

  • На электрогитаре он получается, если зажать струну на каком-либо ладу левой рукой, далее сделать щипок медиатором и сразу же в одной движение слегка коснуться струны подушечкой большого пальца правой руки. Получается визжащий эффект, который используется во многих рок-композициях и известных лид-партиях.
  • На акустической гитаре искусственный флажолет извлекается также в месте разделения струны, но уже с учетом того, на каком ладу струна зажата левой рукой. Объясним принцип в общем виде: вы зажимаете струну на 1 ладу и теперь можете извлечь искусственный флажолет на 13 ладу – просто слегка коснитесь подушечкой большого пальца ладовой пластины между 13 и 14 ладом, и извлеките ноту одним из пальцев правой руки.

PalmMuting

Это техника глушения струн ребром правой руки в районе бриджа. Позволяет сделать звук более глухим и уменьшить сустейн (длину звучания ноты). Традиционно используется как на акустических инструментах для получения эффекта пиццикато, так и на электрогитаре во многих разновидностях метала. Главное в технике palm muting – это добиться в меру приглушенного, но разборчивого звучания.

Обозначается в табулатуре и нотации как p.m.

Бенды и вибрато

Данные приемы помогают сделать игру на гитаре более плавной, добавить в нее характера и певучести.

Бенд – это подтяжка струны до определенной высоты. Чаще всего в рок-музыке встречаются бенды на полтона и целый тон, реже на полтора тона. В джазовой музыке и блюзе также можно встретить подтяжки на четверть тона. Несколько советов о том, как освоить данные приемы:

  • Сразу же учитесь и привыкайте делать бенд не одним пальцем, а двумя-тремя. То есть если подтяжку делаем безымянным пальцем на 7 ладу, то средний и указательный располагаем на 6 и 5 ладу соответственно;
  • При бендах большой палец лучше располагать не за грифом, а над грифом. Это разгрузит основным пальцы и позволит делать подтяжки точнее. Однако не забывайте переставлять большой палец обратно после окончания рифа с бендами;
  • Простейшее упражнение по развитию техники и чувству высоты тона на бендах: сыграйте ноту на 8 ладу, после чего подтяните ноту на 7 до высоты на полтона выше. Когда освоите полутоновые бенды и не будете «промахиваться» по высоте, переходите на целотонные бенды (играем ноту, например, на 9 ладу, после чего подтягиваем 7-й лад);
  • Когда научитесь уверенно попадать по высоте в любые бенды, переходите на бенды с вибрато, то есть на вибрато с подтянутой струной.

Вибрато – это серия микробендов и возвратов к основному тону, благодаря которым нота начинает звучать не ровно, а более певуче.

Обратите внимание, что на электрогитаре и на акустических гитарах вибрато чаще всего делается путем покачивания струны вверх-вниз с помощью покачивания кисти левой руки. На классических же инструментах вибрато обычно делается с помощью продавливания струны вглубь между ладовыми пластинами.

Бенд в табулатурах обозначается стрелочкой вверх с указанием высоты подтяжки , а вибрато через волнистую линию.

Слайд (глиссандо)

Глиссандо – это прием, который заключается в плавном переходе от одной ноты к другой через все звуки, расположенные между ними. Слайд – разновидность глиссандо, которая используется на гитарах.

Суть очень проста – извлекаем одну ноту медиатором, после чего двигаемся к следующие не снимая пальца со струны. Таким образом мы плавно переходим от одной ноты к другой через звучание всех ладов между первой и последней нотой.

Восходящий слайд (от более низкой ноты к более высокой) обозначается линией со слегка приподнятым правым концом, нисходящий – такой же линией, но со слегка опущенным вниз правым кончиком.

Теппинг

Достаточно сложная техника, осваивать которую следует тогда, когда вы уже уверенно чувствуете свой инструмент и неплохо освоили основной арсенал приемов, приведенных выше.

Теппинг – это техника извлечения звуков на гитаре без щипков медиатором, а с помощью постукиваний по струне на определенных ладах и в сочетании с приемами легато. Обозначается в табулатурах буквой «т» над тепируемой нотой.

Изучить данный прием вам помогут упражнения, представленные ниже.

И, наконец, несколько советов по изучению теппинга:

  • Правая рука не должна висеть. Предплечье должно упираться на деку и одновременно глушить часть из незадействованных струн;
  • Не начинайте изучать теппинг на большом перегрузе: начните с чистого звука и добейтесь чистого и ровного звучания во всех нотах;
  • Не перенапрягайте свои руки – звукоизвлечение должно осуществляться расслабленно;
  • Следите за ритмом – в данном случае очень важна координация правой и левой руки.
Читайте также:  Что такое тетрахорд в музыке? как петь гамму тетрахордом?

Источник: https://www.strunki.ru/helpfull/kak-nauchitsya-igrat-na-gitare-ehtap-3-tekhniki-i-priemy-igry-na-gitare

Методическая работа "Основные приемы игры на гитаре"

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт

им. С. В. Рахманинова

Детская музыкальная школа им. С. М. Старикова.

  • Методическая работа
  • Основные приемы игры на гитаре
  • Автор составитель
  • Преподаватель
  • Отделения русских народных
  • Инструментов

И.Н. Солотин

Основы гитарной техники – это в первую очередь овладение основными приемами игры на гитаре. Приемы игры на гитаре очень разнообразны. Чем большим количеством приемов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

Гитара – щипковый инструмент и длительность ее звука лимитирована, т. к. после щипка колебания струны начинают затухать, а затем полностью прекращаются. Если струна прижата, то ее звучание моментально глушится, как только прижимающий ее палец приподнимается.

Отсюда понятна необходимость постоянного внимания гитариста к действиям пальцев левой руки. Каждый палец может занимать по отношению к струнам активное или пассивное отношение. Оно является активным, если палец прижимает струну к грифу и пассивен, если он не производит нажима.

При активной позиции палец воздействуя на струну, придает звуку чистоту, длительность и силу звучания. Пассивное положение способствует устойчивости кисти и облегчает смену позиции.

Небольшое расстояние, отделяющее струну от грифа, позволяет пальцам, сила которых в результате упражнений увеличилась прижимать струну к грифу незначительным усилием.

По окончании длительности звука палец, который прижимал струну, уменьшает свое усилие, возвращая мышцам их естественную гибкость. Принимая пассивное положение, палец получает возможность перехода с одной струны на другую или с одного лада на другой.

Эластичность пальцев при пассивной позиции способствует их беглости и позволяет им точно и быстро занимать соответствующее место для извлечения требуемых звуков до того, как угаснет звучание предыдущих.

Эта различная работа пальцев левой руки, которая может быть выполнена только при внимательной игре, в процессе длительной тренировки становиться инстинктивной.

Когда кисть переходит из одной позиции в другую, она не должна слишком удаляться от грифа, пальцы в новой позиции располагаются таким образом, чтобы одним движением занять соответствующие лады. Линия, образуемая суставами оснований пальцев должна постоянно сохранять параллельное положение по отношению к грифу и струнам при любом движении кисти.

Для того, чтобы пальцы могли свободно действовать на любом участке грифа, необходимо приучить левую руку плавно переходить с одной позиции на другую посредством естественного движения локтевого сустава, сохраняя при этом перпендикулярное положение кисти по отношению к грифу.

При восходящем движении большой палец скользит по обратной стороне грифа таким образом, чтобы способствовать свободной постановке пальцев на лады.

При нисходящем движении большой палец, слегка отделяясь от шейки грифа ставится на соответствующее место в новой позиции, с тем чтобы нейтрализовать давление других пальцев.

Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает, то играть музыкальные произведения включающие кантилену (певучесть звука) исполнять довольно сложно. Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей кантилены являются приемы легато , вибрато, глиссандо и тремоло.

Легато — это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо сыграть связано соединяются лигой.

Легато может быть восходящее, нисходящее, смешанное.

Ничто так не развивает силу и самостоятельность пальцев левой руки, как упражнения на легато, при условии, если над ними работают усидчиво и внимательно. Это своего рода гимнастика для развития гибкости суставов, эластичности и силы мышцы руки и пальцев.

  1. В технике игры на гитаре легато является одним из основных штрихов, благодаря которому, облегчается движение пальцев левой руки, а фразировка приобретает выразительность.
  2. Легато — восходящее, нисходящее, смешанное.
  3. Восходящее легато – палец правой руки защипывает струну и извлекает первый звук, затем палец левой руки с силой опускается на соответствующий лад, извлекая, таким образом, второй звук.

Нисходящее легато — требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой палец левой руки, прижимающий струну должен с силой оттянуть ее к себе, заставляя звучать следующий звук.

  • Смешанное легато — используются оба приема.
  • Глиссандо, портаменто – прием, при котором один или несколько пальцев левой руки прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки.
  • В нотах глиссандо обозначается прямой чертой, исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.

Так же для того чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приемом вибрато, этот прием получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки. Этот прием увеличивает длительность звучания и придает ему мягкость и певучесть, напоминающий человеческий голос.

Прием баррэ (большое и малое). Трудность взятия приема баррэ в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.

Прием флажолет. Название приема связано с тем, что извлекаемый с его помощью звук напоминает тембр флейты.

Если пальцем левой руки не прижимать струну, а коснуться ее над 12, 7, 5 ладами, то получится мягкий, воздушный звук. Это натуральный флажолет.

Искусственный флажолет октавный — звучит на октаву выше для этого необходимо — прижать струну, а указательным пальцем правой руки касаться на 12 ладов выше от места ее прижатия.

Пиццикато – (итальянское – « щипать») — извлечение звуков заглушенных у подставки ребром ладони большим пальцем. Этот прием дает характерный приглушенный тембр. Для отработки пиццикато полезно играть хроматические, мажорные и миниатюрные гаммы в 1 позиции.

Расгеадо – (испанское — перебирание струн). Это удар по струнам пальцами правой руки, часто используется не только в народной испанской и цыганской музыке, но и часто композиторами в классической гитарной музыке.

Существуют различные виды расгеадо:

  1. Фризэ – пальцы правой руки собираются вместе, а затем с мизинца поочередно распрямляются подобно вееру и производят удар по струнам с внешней стороной ногтя.

  2. Индекс – удар по струнам указательным пальцем правой руки.

  3. Пус – удар по струнам большим пальцем.

Тамбурин – прием игры на гитаре, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки тамбурина (народный ударный инструмент). Правая рука, основанием большого пальца, используя тяжесть кисти, ударяет по струнам около подставки.

Тремоло – самый сложный и красивый прием. Используется в старших классах и то довольно редко. Это имитация непрерывно льющейся мелодии путем частого повторения одной и той же ноты. Равномерность удара должна быть одинаковой во всех пальцах.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-rabota-osnovnie-priemi-igri-na-gitare-2576364.html

Приемы игры на гитаре

РАЗНООБРАЗНЫЕ ПРИЕМЫ ИГРЫ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Арпеджио
  • Арпеджиато
  • Барре
  • Тремоло
  • Расгеадо
  • Пиццикато
  • Тамбурин
  • Легато
  • Стаккато
  • Глиссандо
  • Флажолет
  • Малый барабан
  • Вибрато
  • Бенд
  • Гольпеадо

Струны дрожат, пальцы по грифуНосятся, в поисках стройного лада, Льётся легато, бьются о рифы Звуки аккордов мажорного ряда.Скрыт исполнитель созвучным единствомСо сладкогласной гитарой своею.Сердце пространной волною кружится,Нотного танго гимнов Орфея.Импровизация, ветер, свобода,В пальцах искусника будят восторг,

Слух затаив перезвоном гармоний,

Он чудеса создаёт, словно Бог.

Но мы знаем, что чудес не бывает, и для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и приёмов игры на инструменте и умение применить их.

Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того.

Безусловно, чем большим количеством приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

Одним из первых приёмов игры на гитаре, характерным для классической гитары, является перебор или арпеджио. Вариацией арпеджио является приём арпеджиато – быстрый перебор струн, последовательное извлечение звуков, расположенных на различных струнах.

Арпеджио

Арпеджио — поочередное исполнение нот, входящих в аккорд. Буквальный перевод этого слова означает «как на арфе». Арпеджио очень характерно для гитарной техники.

Комбинации арпеджио многочисленны и разнообразны. Исполняется оно, как правило, нижним ударом, но встречаются случаи, когда нижний удар сочетается с верхним. Это происходит, когда нужно выделить среди звуков арпеджио мелодию.

Арпеджиато

Арпеджиато — быстрое исполнение нот, входящих в аккорд. Исполняется, как правило, за счет предшествующей длительности.

Существует несколько способов исполнения арпеджиато. Основные из них:

1) Арпеджиато, исполняемое большим пальцем правой руки. Большой палец правой руки, направляемый кистью, быстрым и мягким движением от басовых струн к первым извлекает звуки.

В нотах часто обозначается стрелкой вверх с указанием пальца р.

2) Арпеджиато, исполняемое указательным пальцем правой руки. Указательный палец правой руки быстрым и легким. движением от первых струн к басовым извлекает звуки. В нотах обозначается стрелкой вниз с указанием пальца i.

3) Арпеджиато, исполняемое четырьмя пальцами. Большой палец правой руки верхним ударом быстро извлекает один, два или три звука на басовых струнах, затем пальцы i, m, a нижний ударом извлекают звуки на оставшихся трех струнах.

4) Сложное арпеджиато. Этот прием объединяет сразу два приема — 2) и 3) или 2) и 1).

Возможны и другие варианты. Часто вместо указательного пальца в игре участвует безымянный

Баррэ

Баррэ — один из основных технических приемов игры на гитаре, при котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн.         Различают малое и большое баррэ.

  1. При малом баррэ первый палец прижимает от двух до четырех струн, при большом—пять или шесть.
  2. В нотах этот прием обозначается римской цифрой и пунктиром, указывающим на лад и продолжительность приема: V——: Иногда пунктир отсутствует

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2017/11/29/priemy-igry-na-gitare

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector