Основы игры на контрабасе — советы, урок

В категории материалов: 15Показано материалов: 1-15 Основы игры на контрабасе - советы, урок

С. Ариевич. Практическое руководство игры на бас-гитаре
Основы игры на контрабасе - советы, урок Автор: С. Ариевич
Год: 1983
Издательство: Музыка
Страниц: 156
Формат: PDF
Размер: 31,6 МВ
Язык: русский Бас-гитара — инструмент сравнительно молодой. Но, несмотря из это, он занимает ведущее место в многочисленных ансамблях и оркестрах. Являясь ведущим звеном в ритм-секции, бас-гитара выполняет в основном функцию аккомпанирующего инструмента, тем не менее в последнее время она все чаще выступает в роли сольного инструмента.
Исполнитель должен обладать определенными знаниями в области теории музыки, без которых невозможно понимание современной музыки и профессиональное исполнение. Полезно прослушивать записи ансамблей и оркестров, анализируя стилистические черты произведений и басовую партию. Игра на бас-гитаре требует не только знания элементов мелодики, ритма и гармонии, но и использования современной техники. Поэтому не менее важно следить за всем новым, что происходит в производстве современной аппаратуры — усилителей, акустических систем, электронных приставок-эффектов. Все это необходимо для профессионального, творческого роста музыканта.
Настоящее методическое пособие предназначено для широких кругов любителей эстрадной музыки — тех, кто занимается в различных музыкальных заведениях, и тех, кто желает самостоятельно научиться играть на бас-гитаре.
К. Новожилов. Постановка рук при игре на бас-гитаре
Основы игры на контрабасе - советы, урок Автор: К. Новожилов
Год: 2012
Издательство: —
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 3,5 МВ
Язык: русский Постановка рук – комплекс мер и упражнений, направленных на выработку и закрепление навыков правильной игры на бас-гитаре. Возникает естественный вопрос: а какая игра будет правильной? По мнению многих преподавателей, правильная игра будет, прежде всего, максимально удобной. Действительно, комфорт очень важен, но это не единственное, на что стоит обращать внимание. Несмотря на различия в анатомии рук, технике игры, целях разных музыкантов, можно выделить следующие критерии правильной игры: удобство; универсальность; эффективность; красивый, насыщенный звук. О том, как добиться этого в вашей игре, мы и поговорим в данной брошюре.
Л. Морген. Школа-самоучитель игры на контрабасе в эстрадном ансамбле
Основы игры на контрабасе - советы, урок Автор: Л. Морген
Год: 1970
Издательство: Советский композитор
Страниц: 50
Формат: DJVU
Размер: 15,4 МВ
Язык: русский Настоящее пособие ставит своей задачей помочь любителю эстрадной музыки приобрести навыки игры на контрабасе в самодеятельном ансамбле. Материал, изложенный в самоучителе, доступен для самостоятельного изучения. «Школа-самоучитель» содержит все необходимые сведения, способствующие правильной игре на контрабасе: об элементах музыкальной грамоты, постановке рук, грамотной и удобной расстановке пальцев (аппликатуре), приемах игры и т.д.
Л. Морген. Школа-самоучитель игры на бас-гитаре

  • Основы игры на контрабасе - советы, урок
  • Автор: Л. Морген
    Год: 1983
    Издательство: Советский композитор
    Страниц: 106
    Формат: DJVU
    Размер: 11,5 МВ
    Язык: русский
  • «Школа-самоучитель игры на бас-гитаре» содержит большой учебно-методический материал — от самых элементарных первоначальных уроков до весьма сложных басовых партий, требующих определенной техники и теоретической подготовки.
П. Пфайффер. Бас-гитара для чайников
Основы игры на контрабасе - советы, урок Автор: П. Пфайффер
Год: 2005
Издательство: Диалектика
Страниц: 271
Формат: DJVU + MP3
Размер: 38,4 МВ + 71,3 МВ
Язык: русский Бас-гитара! Что можно сыграть без бас-гитары? Что угодно можно сыграть без чего угодно, но без бас-гитары вы не сыграете ничего. И представьте себе, научиться играть на ней не так уж сложно. Все, что для этого нужно — купить инструмент и прочитать эту книгу. Здесь вы узнаете, что такое схема и как по ней играть, как строятся аккорды и какие для этого используются гаммы, что нужно знать, чтобы ваша партия согласовывалась с партией ударных и чтобы остальные участники ансамбля могли следовать за вашим ритмом. И между прочим, для этого совсем не обязательно уметь читать ноты. Книга окажется полезной как для начинающих музыкантов, так и для тех, кто уже имеет некоторый опыт в данной области.
Б. Доброхотов (ред.). Контрабас. История и методика
Основы игры на контрабасе - советы, урок Автор: ред. Б. Доброхотов
Год: 1974
Издательство: М.: Музыка
Страниц: 246
Формат: PDF
Размер: 11,8 МВ
Язык: русский Предлагаемое пособие посвящено истории и методике игры на контрабасе, а также содержит сведения о выдающихся контрабасистах прошедшего и современности. Предназначается для преподавателей, студентов музыкальных вузов и широкого круга любителей музыки.
Бас-гитара для всех. Самоучитель
Основы игры на контрабасе - советы, урок Автор: коллектив авторов
Год: 2006
Издательство: Издательство Катанского
Страниц: 59
Формат: PDF
Размер: 10,6 МВ
Язык: русский Издание адресовано тем, кто хочет научиться играть на бас-гитаре. Дело это непростое, как и любое другое серьезное начинание, но время «диких» гитар ушло безвозвратно, и это хорошо! Поэтому желаем вам подкрепить здоровый энтузиазм крепкими знаниями музыкальной теории, гармонии, мелодики, разбираться в истории мировой музыки в целом и вашего любимого жанра в частности, настроиться на регулярные осмысленные занятия, и нет никаких причин сомневаться в том, что именно Вы — будущий Ричи Блэкмор или Карлос Сантана! А пока — удачи вам, терпения и хорошего настроения!
Ф. Симандл. Школа игры на контрабасе
Основы игры на контрабасе - советы, урок Автор: Ф. Симандл
Год: 1960
Издательство: Музгиз
Страниц: 199
Формат: PDF
Размер: 13,7 МВ
Язык: русский Школа Ф. Симандла написана в конце девятнадцатого века (1891), но содержащийся в ней ценный педагогический материал не потерял до сих пор своего значения. Автор её — известный чешский контрабасист, воспитанник Пражской консерватории, Франтишек (Франц) Симандл (1840-1912), профессор Венской консерватории (с 1869 г.), написавший целый ряд концертных и педагогических сочинений для контрабаса. В настоящем издании его труд выпускается в значительно переработанном виде. Явно устаревшие разделы изъяты, материал частично перепланирован и дополнен. Исходя из необходимости единства технического и музыкального развития ученика, следует одновременно с гаммами и этюдами, помещенными в данной школе, изучать и художественные музыкальные произведения соответствующей трудности.
Чак Шер (Guitar College). Импровизация на бас-гитаре и контрабасе
Основы игры на контрабасе - советы, урок Автор: Чак Шер
Год: 1997
Издательство: Guitar College
Страниц: 173
Формат: PDF
Размер: 6 МВ
Язык: русский Вступительное слово А. Ростоцкого. Книга адресована как начинающим, так и профессиональным музыкантам. Материал изложен подробно с самого начала (постановка, звукоизвлечение, позиции и т.д.) до серьезных творческих аспектов, включая лаконично изложенную концепцию импровизации. Безусловно, это лучший учебник, который я встречал когда-либо.
К. Смолин (сост.). Бас-гитара для начинающих
Автор: сост. К. Смолин
Год: 2005
Издательство: Издатель Смолин К.О.
Страниц: 86
Формат: PDF
Размер: 5,5 МВ
Язык: русский Эта книга поможет начинающему музыканту получить представление о том, что такое бас-гитара и как на ней играют. Все музыкальные примеры и теоретическая информация организованы таким образом, чтобы вы за достаточно короткий срок смогли освоить основы техники и фразировки. Чтобы играть по данной книге, совершенно не обязательно в совершенстве владеть нотной грамотой и читать с листа, поскольку все примеры представлены как в виде нот, так и табулатуры.
Guitar College. Bass — 1. Сборник для бас-гитаристов

Автор: коллектив авторов
Год: 1992
Издательство: Guitar College (ГИДИНФОРМ)
Страниц: 89
Формат: djvu
Размер: 2,5 МВ В БАС-1 вы найдете:
— Материал на слэп-технику (работа Эрла Гейтли);
— Познакомитесь с тем, как обыгрывает аккордовые последовательности знаменитый джазовый басист Рон Картер (Ex.51 —Ex.69);
— Бас-гитарист №1 (по опросам журнала Guitar Player) Джефф Берлин преподаст вам технический урок в виде транскрипции до-минорной прелюдии И.С.Баха и др.

Guitar College. Bass — 2. Сборник для бас-гитаристов
Автор: коллектив авторов
Год: 1998
Издательство: Guitar College
Страниц: 99
Формат: djvu
Размер: 2,25 МВ Сборник адресован бас-гитаристам любого уровня и содержит профессиональную информацию в различных направлениях от металла до кантри и джаза. Кроме нотного материала, вы найдете здесь немало полезных вещей, идей и советов из уст уважаемых музыкантов.
Guitar College. Слэп-техника (без CD)

Автор: коллектив
Год: 2004
Издательство: Guitar College
Страниц: 55
Формат: djvu
Размер: 2,5 МВ
Язык: русский Книга сочетает в себе важные качества для практического учебного пособия — лаконичность и простоту. Она дает необходимый минимум знаний по всем аспектам слэпа, пробуждая творческую фантазию и желание разрабатывать собственные идеи. Помимо упражнения, книга содержит множество великолепных фирменных ходов в стиле фанк.

С. Ануров, К. Смолин. Рок-бас (без CD)
Автор: С. Ануров, К. Смолин
Год: 2002
Издательство: Издатель Смолин К.О.
Страниц: 41
Формат: PDF
Размер: 3 МВ
Язык: русский Эта школа адресована любителям современном рок-музыки, которые хотят научиться играть на бас-гитаре с нуля, то есть не имея начальной музыкальной подготовки. Для занятий по этой школе не требуется знаний нотной грамоты, так как все упражнения представлены как в стандартной нотной записи, так и в виде табулатуры. В завершении этого курса вы будете в состоянии сыграть современную басовую линию под запись «минус один».

Источник: http://aperock.ucoz.ru/load/12

Руководство для гитаристов, желающих постичь тайны игры на бас-гитаре: 20 советов, которые помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий басист | Гитаршкола

Основы игры на контрабасе - советы, урок

Бас-гитара — это больше чем просто гитара с четырьмя (а иногда и пятью) струнами. У бас-гитары свой тембр, свой диапазон, свои особенности и роль в музыке. Часто бас-гитара требует абсолютно иного концептуального и технического подхода, нежели обычная гитара.

Гитаристы, которые только начинают играть на бас-гитаре, нередко просто дублируют партии гитары на октаву ниже. Конечно, такая музыка тоже имеет место быть — послушайте, например, “Sweet Emotion” Aerosmith, “The Ocean” Led Zeppelin или “I’m Broken” Pantera.

Но ведь бас-гитара дает огромное количество других возможностей.

Я начинал как басист и лишь многим позже взял в руки гитару. И на основе своего опыта я разработал двадцать общих правил, которым я следую, играя на басу. Примените их к своей игре, и вы сразу почувствуете, как ваш уровень растет, ведь они помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий бас-гитарист.

В этом уроке мы рассмотрим только 5 первых правил, остальные будут опубликованы в последующих уроках. Поэтому обязательно подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить.

Основы игры на контрабасе - советы, урок

1. Работайте на композицию

Мощная игра на басу, как правило, требует тренировки сдержанности и тонкости, а не стремления выставить себя и свою технику напоказ. Чаще всего лучший вариант — работать с тониками аккордов и придерживаться рисунка бас-бочки и рабочего барабана.

2. Научитесь «шагать»

Родина «шагающего баса» — джаз и блюз, но со временем эта техника перешла и в другие стили.

Под «шагающим басом» понимается способ игры, при котором линия баса находится в непрерывном движении, а не задерживается на одной ноте и тем более не повторяет ее.

Линия баса «шагает» от тоники одного аккорда к тонике другого, вниз или вверх, обычно в ритме четвертями. Время от времени ее разбавляют небольшими отклонениями.

Для достижения такого эффекта нужно плавно соединять основные акценты и сглаживать переходы между тониками разных аккордов с помощью «переходных нот». Переходными нотами могут быть любые комбинации аккордовых нот (арпеджио), ноты гаммы, относящиеся к аккорду или хроматические проходящие ноты.

В целом, аккордовые ноты с музыкальной точки зрения самые легкие и безобидные, ведь они превосходно сочетаются с гармонией, тогда как ноты гаммы, звучащие на фоне того или иного аккорда, нередко добавляют некоторую степень диссонанса.

Чем больше хроматических нот вы вводите, тем более диссонансным становится звучание фразы, потому что эти ноты выбиваются из основного аккорда. Хорошо это или плохо — решать только вам. Все зависит от вашего желания, вкуса и интуиции.

На РИС. 1 изображена блюзовая фраза в технике «шагающего баса». В ритмическом плане эта фраза очень живая.

Она включает в себя стаккато (краткие, обрывистые ноты), свинговые восьмые и триольные вставки в конце каждого такта, но в то же время она очень проста с точки зрения гармонии, ведь в нее входят в основном аккордовые ноты (тоника, квинта и большая септима) с небольшой хроматической пробежкой к квинте.

Основы игры на контрабасе - советы, урок

А вот на РИС. 2 вы видите более джазовую линию баса в той же технике. Она исполняется на фоне тех же двух аккордов, но здесь мы уже активно внедряем хроматические проходящие ноты. Обратите внимание на различия между этими двумя примерами.

Первый звучит довольно угловато, а второй — плавно и ровно. Также посмотрите, как так называемые «мертвые» ноты (на схемах они помечены символом Х) помогают раскрутить фразу.

Чтобы извлечь их, дерните струну, одновременно слегка приглушив ее левой рукой.

Играя в технике «шагающего баса», помните о том, что при смене аккорда лучше всего делать акцент на тонике. Если один и тот же аккорд звучит на протяжении нескольких тактов, можно играть тонику на сильной доле каждого второго или каждого четвертого такта, в зависимости от того, насколько приземленной должна быть ваша фраза, по вашему мнению.

Основы игры на контрабасе - советы, урок

Концепция «шагающего баса» подходит не только для свинга. Ей можно успешно пользоваться в рок-музыке с ритмом ровными восьмыми. Фраза на РИС.

3 навеяна элегантными басовыми линиями хита Дэвида Боуи (David Bowie) 1974 года “Rebel Rebel”.

Это наглядный пример эффекта от использования проходящих нот гаммы и заполнений для украшения басовой линии, звучащей на фоне прогрессии из двух повторяющихся аккордов.

3. Играйте вместе с барабанщиком

В рамках ритм-секции бас-гитара выполняет функцию своеобразного моста между ударными и остальными инструментами. В большинстве случаев бас-гитара и ударные должны стремиться к тому, чтобы звучать как одно целое.

Этого можно добиться посредством совмещения басовой партии с линиями бас-бочки и рабочего барабана. Один из способов — играть октавными тониками.

Низкая октава звучит вместе с бас-бочкой, а высокая — с рабочим барабаном (обычно на второй и четвертой долях, которые также называются слабыми долями).

Октавы делают линию баса активной, придают ей интересный мелодический контур, не противореча при этом аккордам, ведь октавные ноты являются их тониками.

Грув далеко не всегда предполагает бесконечное повторение одного и того же рисунка. Послушайте Джона Пола Джонса (John Paul Jones) в “The Lemon Song” Led Zeppelin. Вот потрясающий пример разнообразного грува (он не повторился ни разу!) и одновременно бас-гитары как вспомогательного инструмента на протяжении всех шести минут.

4. Октавы и квинты

Квинта — лучший выбор в гармоническом плане. Конечно, после октавной тоники. Многие классические примеры басовых партий основываются на тониках, октавах и квинтах. Это позволяет сделать линию баса интересной и мелодичной, отлично сочетается с ударными и не противоречит аккордам.

На РИС. 4 вы найдете пример подобного подхода. Эта партия напоминает игру Джона Пола Джонса в “Thank You” Led Zeppelin.

Основы игры на контрабасе - советы, урок

5. Звук в ваших руках 

Это мудрое высказывание на сто процентов верно для баса. Жесткая атака у самого грифа (см. РИС. 5а), как делает Гизер Батлер (Geezer Butler) из Black Sabbath, приводит к тому, что струны ударяют по грифу; атака в области бриджа самыми кончиками пальцев (см.

РИС. 5b) дает эффект той самой «пулеметной очереди» шестнадцатыми нотами, которой так знамениты Джако Пасториус (Jaco Pastorius) и Рокко Престиа (Rocco Prestia). (Обязательно посмотрите видео с музыкальными примерами этих подходов, чтобы услышать разницу между ними.

)

Вы можете извлечь любой звук, от глухого хлопка, до фанкового щелчка, всего лишь меняя место и силу атаки струны. Кроме того, переключатель звукоснимателей (если ваша бас-гитара оборудована им) и ручки контроля тона тоже дают вам возможность выбора.

Основы игры на контрабасе - советы, урок

Оставить комментарий

Источник: https://gitarshkola.ru/rukovodstvo-dlya-bas-gitaristov/

9 способов улучшить свои навыки игры на бас-гитаре

Бас-гитаристы терпят множество насмешек за свою музыкальную карьеру – то мы в 6 струнах разобраться не можем, то у нас все ноты одинаково звучат, то еще что-то. Но сколько бы желчи на нас ни вылили, мы-то с вами знаем, что ни один коллектив без баса обойтись не сможет. Без гитары – запросто, без ударных – тоже не проблема, но без баса – нет.

Уникальность бас гитары (и контрабаса) заключается в том, что она является связующим звеном между гармонией и ритмом или, другими словами, между мелодией и грувом. Находясь в золотой середине музыкального потока, бас выполняет сопровождающую функцию для всех инструментов.

Например, крайне важно играть вместе с ударником, но при этом не долбить одну ноту всю дорогу, а в нужный момент сыграть красивую фразу, которая правильно подчеркнет мелодию композиции. Именно подобная комбинация является краеугольным камнем хорошей игры басиста в команде.

Если вы уже практикующий бас-гитарист или только собираетесь взять в руки “весло”, рекомендуем ознакомиться с приведенными ниже способами улучшения качества вашей игры.

1. Планируйте занятие

Основы игры на контрабасе - советы, урок

Не садитесь за инструмент просто так – вы потратите время зря. У вас должна быть четкая цель для каждого урока. Например, сегодня я учу арпеджио в разных позициях, завтра играю двухоктавные гаммы, а послезавтра играю под аккомпанемент. Создавайте себе планы на неделю, исправно занимайтесь каждый день, и уже через месяц ваши коллеги по бэнду приятно удивятся вашему прогрессу.

2. Играйте с метрономом

Основы игры на контрабасе - советы, урок

Как ни крути, а басист должен быть “чОтким и ровным”. Каждое занятие должно начинаться и заканчиваться под стук метронома. Начинайте разучивать упражнение или пьесу с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Помните, если вы можете сыграть медленно, то можете сыграть и быстро.

3. Найдите учителя

Основы игры на контрабасе - советы, урок

Запишитесь в музыкальную школу или пойдите к преподавателю – это мгновенно улучшит ваш рабочий процесс, и вы быстро выйдете на качественно новый уровень. Опытный преподаватель сумеет различить ваши сильные и слабые стороны, поможет, если вы застряли в освоении нового материала. Кроме того, подобные занятия привносят дополнительную мотивацию – неподготовленным на урок идти стыдно.

4. Сделайте из техники музыку

Основы игры на контрабасе - советы, урок

Конечно, гаммы – “наше все”, но разучивая очередной крутой прием, постарайтесь оживить упражнение, превратив его в музыку. Если вы осваиваете, например, слэп, используйте его в контексте мелодии или партии, которую вы хорошо знаете. Таким образом вы не просто овладеете теорией, а и сразу примените прием на практике.

5. Учите мелодию композиции

Основы игры на контрабасе - советы, урок

Конечно, проще овладеть непосредственно бас-партией, но для улучшения качества своего исполнения и, что немаловажно, мышления, необходимо уметь играть мелодию песни.

Способ достаточно простой – возьмите любимую тему и постарайтесь “снять” ее мелодию. Не стоит от своих первых попыток ожидать идеального результата, поначалу достаточно малого.

Изучение всех аспектов композиции даст вам полную картину музыки, которую вы играете и позволит взглянуть на свою игру с другой стороны.

6. Занимайтесь с радио

Основы игры на контрабасе - советы, урок

Бас-гитара дает уникальную возможность музыканту играть “на шару”. “На шару”, конечно, играть плохо, но иногда случаются ситуации, когда это необходимо. Например, вы выходите на кабацкую сцену, и из зала заказывают песню, которую из команды не знаете только вы. Не беда, на помощь приходит шара.

Вам говорят аккорды, приблизительную структуру, и погнали. Причем тут радио? При том, что уже после нескольких занятий вы поймете, насколько похожа и однотипна современная рок и поп музыка по своей структуре.

В ходе занятий “под радио” вы научитесь предугадывать развитие песни и составлять на ходу несложные, но эффективные партии.

Источник: https://say-hi.me/music/9-sposobov-uluchshit-svoi-navyki-igry-na-bas-gitare.html

5 вещей, о которых стоит помнить, переходя с бас-гитары на контрабас

Основы игры на контрабасе - советы, урокБас-гитара и контрабас являются родственными инструментами, поэтому овладев одним из них можно почти без труда научиться играть на другом.
Если вы думаете о том, чтобы перейти с бас-гитары на контрабас , следуйте этим пяти советам от сайта kontrabass.ru

Настройте свой инструмент у мастера.
Купив бас-гитару, чаще всего вы можете сразу же играть на ней без какого-либо труда.

Контрабас же очень часто требует профессиональной настройки, чтобы облегчить игру на нем и улучшить звук. Если этого не сделать, то пострадает не только ваше звучание, но и физическое состояние.

Не отстроенный контрабас требует очень много усилий для извлечения звука, что может привести к травмам.

Используйте силу всей руки при звукоизвлечении.
На бас-гитаре для извлечения хорошей ноты нужно лишь с умеренной силой дернуть струну, используя пальцы или медиатор. Если применить такую технику на контрабасе, звук получится тусклым и слабым.

Музыканты, играющие на контрабасе, советуют извлекать звук боковой частью пальца вместо кончиков, как при игре на бас-гитаре. При этом нужно приложить силу всей руки, не только кисти. Есть мнение, что сила руки является самым важным фактором при звукоизвлечении. Используя ее правильно, можно добиться красивого и глубокого звука от инструмента.

Не напрягайтесь.
Вне зависимости от того, на каком инструменте вы играете, всегда важно оставаться максимально расслабленным. При игре на контрабасе достигнуть этого становится намного сложнее.

Этот инструмент обладает большими размерами и весом, его струнны значительно длиннее, чем у бас-гитары, и он фиксируется на земле, из-за чего приходится играть под большим углом. При игре на контрабасе музыкант задействует множество групп мышц, но именно из-за этого так важно не напрягаться слишком сильно.

Найдите идеальный баланс приложенных усилий и вам не придется страдать от неприятных последствий.

Не используйте ту же расстановку пальцев, что и на бас-гитаре.
На бас-гитаре каждый из четырех пальцев занимает отдельный лад. Для контрабаса такая позиция иногда просто невозможна.

Если на высоко звучащих струнах можно расставить пальцы таким образом, то на низких (которые используются наиболее часто) сделать это становится проблематично.

Большинство музыкантов не пользуются такой расстановкой пальцев на контрабасе, потому что это приводит к травмам и ухудшению звука.

Уделяйте внимание тону.
На инструментах, оснащенных ладами ,всегда можно с точностью определить частоту играемой ноты. На контрабасе же музыкант должен довериться исключительно своему слуху.

Безладовые инструменты обладают огромной вариативностью звучащих нот. Именно поэтому музыканту стоит уделить огромное внимание своему слуху и артикуляции при игре. Одна и та же нота может меняться, если зажимать ее по-разному или сменить положение тела.

Профессионалы советуют уделить много времени тренировкам слуха и игре смычком.

  • Кто автор концерта «Драгонетти»?
  • Контрабас со съемным грифом

Источник: http://kontrabass.ru/5-veshhej-o-kotoryx-stoit-pomnit-perexodya-s-bas-gitary-na-kontrabas/

Уроки контрабаса онлайн — Моя Мечта — Международная онлайн школа музыки

Контрабас – самый крупный и самый низкий по звучанию из струнно-смычковых инструментов. Он используется в симфоническом оркестре, камерных ансамблях и в джазовой музыке. Контрабас зачастую заменяет бас-гитару в ритм-секции. На онлайн уроках контрабаса вы овладеете техникой игры на этом инструменте и научитесь грамотному исполнению своих партий.

В нашей школе онлайн обучение игре на контрабасе проводится по Skype. Занятия могут проходить в виде регулярных уроков по расписанию, либо в виде консультаций по свободному графику. Вы выбираете программу обучения, которую мы адаптируем под ваш музыкальный уровень (от нулевого до профессионального) и ваши пожелания. Возможные программы обучения изложены ниже:

1. Базовый онлайн курс игры на контрабасе

Длительность курса: 48 занятий по 60 мин + пробный урок

Курс проводится для взрослых и детей от 10 лет, с «нуля». В программу базового курса входит:

  • техника игры на контрабасе (постановка игрового аппарата)
  • простые штрихи (стаккато, пиццикато)
  • нотная грамота (чтение нот и ритма с листа)
  • игра по нотам несложных произведений
  • понятие басовой партии
  • настройка и уход за инструментом

2. Углубленный онлайн курс игры на контрабасе

Длительность обучения по данной программе зависит от возраста, графика занятий, выполнения домашних заданий, ваших начальных музыкальных навыков.

Курс рассчитан на взрослых и детей от 10 лет, предварительная подготовка не требуется. В программу углубленного курса входит:

  • базовый курс игры на контрабасе
  • чтение с листа
  • знакомство с более сложными штрихов и приемов игры (деташе, мортлестаккато воланто, тремоло, кол легно, алояндо и т.д.)
  • флажолет
  • игра усложненного по мелодии и ритмам репертуара
  • развитие мелодического, тембрового и гармонического слуха

Репертуар подбирает ваш преподаватель контрабаса. Он будет составлен из произведений классической и современной музыки, а также джазовых партий.

3. Индивидуальный курс игры на контрабасе

Длительность обучения зависит от вашего уровня подготовки, количества произведений и целей обучения, которые вы можете сразу указать в заявке:

  • разучивание одного или нескольких произведений на контрабасе на базовом уровне
  • подготовка к экзаменам по классу контрабаса (зачетам, годовым или выпускным экзаменам, а также для поступления в средние и высшие учебные музыкальные заведения)
  • освоение какого-либо навыка или техники игры на контрабасе (чтение с листа, джазовая техника, аранжировка)
  • и так далее

Для детей от 4 до 7 лет мы рекомендуем начать с подготовительных уроков музыки. Качественная подготовка позволит вашим детям в дальнейшем успешно осваивать контрабас.

В дополнение к дистанционным урокам контрабаса мы рекомендуем также посещать онлайн уроки сольфеджио. Комплексный подход к занятиям музыкой эффективен и интересен, а еще позволяет получить скидку на обучение 🙂

Подать заявку на уроки

Источник: http://music-mydream.com/courses/programmy/258-uroki-kontrabasa-online

25 YouTube-каналов, чтобы научиться играть на музыкальных инструментах

  • 5 вошедших в историю расследований, которые разворачивались по небанальным сценариям
  • Анонимный художник из России рисует комиксы, в которых вы легко узнаете себя
  • 13 долгожданных сериалов, которые стоит посмотреть до конца 2019 года
  • 9 популярных мифов о разных странах, которые способны довести их жителей до белого каления
  • 40 книг с неожиданной развязкой, которые испытывают нервы на прочность
  • Популярные дуэты 2000-х, участники которых продолжили карьеру по отдельности. Одни снискали славу, а других забыли
  • Почему богатым легко богатеть, а остальные вынуждены вкалывать, чтобы просто оставаться на плаву

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-muzyka/25-kanalov-youtube-chtoby-nauchitsya-igrat-na-muzykalnyh-instrumentah-1172010/

О начальном периоде обучения игре на инструменте и организации учебного процесса в классе контрабаса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………….3

1.О начальном периоде обучения игре на инструменте и организации учебного процесса в классе контрабаса……………………………5

2.О понятиях: “музыкальный звук”, “интонация”, “музыкальный слух”, “ритм”, “метр”………………………………………………………………………..7

3.Школа обучения игре на контрабасе….…………………………10

4.Пространство постановочной работы………………………….12

Заключение………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Перефразируя слова русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова о том что «знание» в искусстве «только тогда имеет цену…, когда… принимает форму умения». Даже из русских пословиц мы помним слова, что «знание — это умение» в любом деле, в любой профессии, тем паче — в музыке.

Одно из известных суждений музыкального и литературного критика Бернарда Шоу! «Кто умеет — делает, кто не умеет — учит». Такое мы можем часто в жизни наблюдать, и в музыке тоже, когда прекрасный артист, музыкант-исполнитель не оказывается на деле лучшим учителем и наоборот простой, скромный музыкант в оркестре может стать выдающимся педагогом.

Конечно, бывают и исключения из правил и в одном человеке могут сочетаться качества превосходного музыканта-артиста и величайшего, крупного педагога. И мы не отрицаем, что талант педагогический существует.

Прекрасно сказал Сенека — философ Древнего Рима: «Уча других, мы учимся сами». Прав был и французский философ Монтень, сказавший, что…требуется больше ума, чтобы обучать другого…».

Точнее бы было сказать, не ума, а разума — разумно учить, это тоже не у каждого получится.

А в сущности то главное: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Правда, ведь лучше и скажешь как сказал эти слова Ключевский Василий Осипович — русский историк.

А как прекрасно сказал философ Древней греции Аристотель: «деяние есть живое единство теории и практики». И если учащегося не интересует теория в музыке, в теоретических объяснениях, то можно его считать несовершенно образованным,

это размышления выдающегося скрипача и педагога, автора книги «Моя школа игры на скрипке» Леопольда Ауэра (1845-1930).

У музыкантов — главным является пробудить интерес к знаниям, к исполнительскому и педагогическому опыту выдающихся музыкантов. А книги великих музыкантов, выдающихся педагогов богаты жизненными, мудрыми советами. Как написал Фрэнсис Бекон, английский философ: «Книги — корабли мысли… по волнам времени… бережно несущие… драгоценный груз от поколения к поколению».

Усилием воли, характера, музыкант узнаёт много нового. А новые знания расширяют эрудицию и влияют на развитость умений, и то что мы нового узнаём, принесёт свои практические результаты. Нет более естественного стремления, чем стремление к знанию (Монтель).

  • Школа обучения игре на контрабасе.
  • Понятие «школа» и его многозначность.
  • Школа- учебник
  • В данном тексте речь пойдет о «школе учебнике», то есть о «школе игры на музыкальном инструменте» (на контрабасе).

Учебники создаются авторами, обладающими соответствующими знаниями и большим практическим опытом. Их методика развивает лучшие педагогические традиции, достижения предшественников. Музыкальная практика десятилетий, столетий подтверждает такой вывод. Убедительное подтверждение можно видеть в долгожительстве контрабасистов школы Ф.Симандла.

Рассматривая современные учебники контрабасистов, приходится говорить о едва ли не полном безразличии многих педагогов к существующим учебным пособиям. Отсюда – разрушительная «самодеятельность» в работе педагогов и учащихся.

Контрабасовые школы

Взаимоотношения колебаний струны и колебаний смычка. Наклон смычка по отношению к струне.

Определенной проблемой, связанной со звукоизвлечением является соответствие между двумя колеблющимися системами. Одна система – это струна, подставка, корпус и заключенная в нем воздушная среда. Другая система – смычковая трость с натянутым на неё до состояния упругости волосом.

Если перпендикулярное ведение струне смычка даёт чистый, ясный звук, то одинаковый неизменный наклон смычка способствует динамической ровности звучания. Во время игры контрабас всегда находится в положении, приближающемуся к вертикальному, чем отличается от любого другого смычкового инструмента.

При движении смычка от колодки к концу используется также и нажимное усилие, регулирующее ровность звучания.

Смена позиций

Огромная протяженность грифа контрабаса во время игры требует постоянного перемещения левой руки на значительные расстояния – мышечные усилия в плечевой части руки, возникающие при переходах от одной позиции в другую. Как только началось перемещение руки по грифу, пальцы прекращают свою нажимную функцию и касаясь струны, переносятся предплечьем в новую позицию.

В момент полной остановки руки давление пальцев возобновляется в нужной мере. Способы переходов – специальная и ответственная область общего процесса освоения игровых движений левой руки. Приняты и узаконены два способа смены позиций. Основной способ: переход совершается на пальце, заканчивающем оставляемую позицию.

Другой способ: когда переход происходит с подменой на тот палец, которым начинается новая позиция.

При переходах левой руки у учащихся наблюдается «смазывание» или «недоигрывание» нот, от которых этот переход и начинается. Положение кисти и пальцев на определенном участке грифа называют позицией.

«Позиция» – это положение левой руки на грифе, которое определяется расположением первого пальца по отношению к порожку, позволяющее не сдвигая кисти, исполнять необходимую последовательность звуков. Расположение пальцев меняется и тогда, когда учащийся начинает изучать «четырехпальцевую» аппликатуру.

Нередко у учащихся появляется плохая манера приподнимать над струной «нижележащие» пальцы при нажатии струны “вышележащими” пальцами. Толстые и трудные для нажима струны часто вызывают как бы «рефлекс помощи» нижележащими пальцами вышележащим пальцам.

Заключение

Всему тому, что нужно знать, нельзя научить, и самое большое, что может сделать учитель, так это — указать дорожку, по какой надо идти.

Для музыканта очень важен самонастрой на успех, а уверенность в успехе и рождает успех. Ф.Шопен говорил своим ученикам: «Верьте что вы играете хорошо и вы будете играть ещё лучше».

А для этого надо «творческое спокойствие», оно является условием жизни «в образе», а значит и волнение «в образе», — как высшей формы сосредоточенности на исполняемом, отвлечься от мыслей о себе самом, влить в душу «творческое спокойствие», как однажды на плакате в Ленинградской консерватории было написано: «Волнуйся не за себя, а за композитора».

Вместо слов с частицей «не» надо уметь себе сказать перед выходом на сцену: «Я спокоен», «Я уверен в себе..»., Смогу…Знаю, «Сделаю». Самонастрой влияет на наше эмоциональное состояние.

Известный психотерапевт заметил «не» признаёт, «не любит частицу «не».

Хочется в завершение привести хорошие слова Леопольда Ауэра: «Честолюбивые молодые музыканты… не отдают себе отчёта в том, что потребуется годы и годы неустанного труда, что они должны быть хорошо обучены, иметь необходимые данные, крепкое здоровье и большое терпение для того, чтобы преодолеть препятствие, которыми природа, а часто и люди станут преграждать им дорогу».

«Век живи — век учись!» — сказал Козьма Прутков, и опыт, во всяком случае, берём большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей — сказал Томас Карлейль.

Учителю важно быть наставником и приучить ученика к умственному труду, личность ученика формируется не столько под влиянием слов, сколько под воздействием наших поступков.

Список использованной литературы

1. Мострас К. Интонация на скрипке. М., 1962.

2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965.

3. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.

4. Корредор Х. Беседы с Пабло Казальсом. М., 1963.

5. Беккер Х., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. М., 1978.

6. Броун А. Очерки по методике игры на виолончели. М., 1967

7. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. М., 2007

8. Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951

9. Хоменко В.В. Основы контрабасовой методики // Контрабас. История и методика. М., 1974

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………….3

1.О начальном периоде обучения игре на инструменте и организации учебного процесса в классе контрабаса……………………………5

2.О понятиях: “музыкальный звук”, “интонация”, “музыкальный слух”, “ритм”, “метр”………………………………………………………………………..7

3.Школа обучения игре на контрабасе….…………………………10

4.Пространство постановочной работы………………………….12

Заключение………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Перефразируя слова русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова о том что «знание» в искусстве «только тогда имеет цену…, когда… принимает форму умения». Даже из русских пословиц мы помним слова, что «знание — это умение» в любом деле, в любой профессии, тем паче — в музыке.

Одно из известных суждений музыкального и литературного критика Бернарда Шоу! «Кто умеет — делает, кто не умеет — учит». Такое мы можем часто в жизни наблюдать, и в музыке тоже, когда прекрасный артист, музыкант-исполнитель не оказывается на деле лучшим учителем и наоборот простой, скромный музыкант в оркестре может стать выдающимся педагогом.

Конечно, бывают и исключения из правил и в одном человеке могут сочетаться качества превосходного музыканта-артиста и величайшего, крупного педагога. И мы не отрицаем, что талант педагогический существует.

Прекрасно сказал Сенека — философ Древнего Рима: «Уча других, мы учимся сами». Прав был и французский философ Монтень, сказавший, что…требуется больше ума, чтобы обучать другого…».

Точнее бы было сказать, не ума, а разума — разумно учить, это тоже не у каждого получится.

А в сущности то главное: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Правда, ведь лучше и скажешь как сказал эти слова Ключевский Василий Осипович — русский историк.

А как прекрасно сказал философ Древней греции Аристотель: «деяние есть живое единство теории и практики». И если учащегося не интересует теория в музыке, в теоретических объяснениях, то можно его считать несовершенно образованным,

это размышления выдающегося скрипача и педагога, автора книги «Моя школа игры на скрипке» Леопольда Ауэра (1845-1930).

У музыкантов — главным является пробудить интерес к знаниям, к исполнительскому и педагогическому опыту выдающихся музыкантов. А книги великих музыкантов, выдающихся педагогов богаты жизненными, мудрыми советами. Как написал Фрэнсис Бекон, английский философ: «Книги — корабли мысли… по волнам времени… бережно несущие… драгоценный груз от поколения к поколению».

Усилием воли, характера, музыкант узнаёт много нового. А новые знания расширяют эрудицию и влияют на развитость умений, и то что мы нового узнаём, принесёт свои практические результаты. Нет более естественного стремления, чем стремление к знанию (Монтель).

О начальном периоде обучения игре на инструменте и организации учебного процесса в классе контрабаса

Обучение в ДМШ предполагает решение определенных задач: знакомить ученика с музыкой, стимулировать любовь к музыке, увлечь достоинствами избранного инструмента. Ошибочная методика занятий с начинающими; обрушивание на них сразу множество конкретных трудных и «скучных» задач.

Для учащихся контрабасистов это усугубляется огромными физическими нагрузками. Потребуются все возможные средства и разные методические приёмы: устные рассказы педагога о музыке, об инструменте, о его применении, демонстрация звучаний разной музыки на аудиоаппаратуре с привлечением записей выдающихся контрабасистов.

Важнейший метод – посещение учеником публичных концертов.

В музыкальном училище задачи педагога несколько проще, поскольку установлена ориентация на профессиональную подготовку контрабасиста. Основой успешного обучения, в том числе и контрабасистов, всегда остаются личность и квалификация педагога. Надо ли подтверждать, что всякий успех в обучении не в меньшей мере определяется как способностями, так и работоспособностью ученика.

а) Приём в класс контрабаса ДМШ и музыкального училища.

Особенностью приёма в класс контрабаса проявляется в заметно «смягчённых» требованиях, по сравнению с виолончелистами и скрипачами. Объясняется это объективной потребностью в музыкантах не самой популярной специальности.

Условия приема в класс контрабаса не могут не предусматривать огромный разброс в возрастных, физических данных, степенью подготовленности. Первые, поверхностные оценки музыкальных данных могут быть ошибочными. Решая вопрос о приёме или не приёме в класс контрабаса, не надо сразу поддаваться отрицательным впечатлениям. Не надо сразу ставить точку.

Решение о данных ученика может занять продолжительное время – год и более. В любом случае время затраченное на «неспособного» ученика все равно принесет свои плоды – приблизит его к музыке. Но при приёме в училище, все же следует руководствоваться целесообразностью и возможностями развития ученика.

б) Подготовка к учебного году и первые уроки.

В начале учебного года педагогу надо проверить физическое состояние инструментария, и смычки, принадлежащие ученикам. Первые уроки с начинающими требуют от педагога большой чуткости, чтобы уловить индивидуальность ученика.

Первые занятия в классе ДМШ связаны с решением многих задач: постановка рук, первые навыки в технологии звукоизвлечения, чтение нотного текста, музыкально-теоретическая терминология. Возможности индивидуальной методики занятий с учеником велики.

Один из главных факторов – подготовленность ученика к занятиям музыкой вообще, а также именно на этом инструменте. Бывает ученик не знает интервала Ч4, не знает, что такое унисон, но он должен уметь настраивать инструмент.

К сожалению, сегодня утрачена великолепная практика развития слуха будущего инструменталиста, начинавшего петь еще в детском возрасте в хоре.

Постановочная работа: положение играющего и инструмента (стоя, сидя), положение и движения правой руки, принципы управления движениями смычка, положения и движения левой руки, пальцев. От педагога зависит, как скоро и «незаметно» он введёт ученика в «скучную» постановочную работу.

Источник: https://cyberpedia.su/17×8308.html

Ссылка на основную публикацию