Постановка дыхания — как правильно дышать при пении?

Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

Каждому любителю пения, чьи вокальные практики никогда не поднимались выше уровня караоке, хотя бы раз в жизни приходилось чувствовать полную беспомощность своего голоса перед голосом профессионального вокалиста. И, вроде бы, нет ничего странного в том, что любитель уступает профессионалу, но для многих этот факт становится неожиданным и сильным ударом, от чего бывает грустно. Голос певца-профессионала громче, сильнее, шире по диапазону. Даже при одинаково хорошем слухе любитель выглядит жалкой пародией на вокал в 9 случаях из 10. Мало кто знает, что главная причина столь существенной разницы – правильно поставленное певческое дыхание.

Дыхание певца – это инструмент, позволяющий сделать поток выдыхаемого воздуха основой звука. Вокалист добивается громкости и объема звучания за счет воздушного потока, а не напряжения связок, как это делают дилетанты.

Обычное «разговорное» дыхание приводит к изначально неверному извлечению звука. Дилетант добивается громкости напряжением связок, что приводит к трем негативным последствиям:

  1. «Плоский» голос, недостаток объема и силы.
  2. Быстрая утомляемость.
  3. Высокий риск сорвать голос или получить еще более серьезную травму.

Техника певческого дыхания решает все три проблемы сразу. Т. к. связки уже не источник громкости, им достаточно подавать звук, что само по себе не требует больших усилий, а значит, не от чего уставать и срывать голос.

Дыхание в роли проводника усиливает голос, делает его объемнее независимо от напряжения в горле.

Чтобы поставить дыхание для вокала, рекомендуется брать уроки у профессионального педагога, который будет следить за процессом и поможет избежать распространенных ошибок.

Запишитесь на пробный урок по актерскому мастерству за 1000 руб.

При желании, заниматься самостоятельно тоже можно, но на свой страх и риск. Т. к.

без специалиста оценивать нагрузки и их последствия затруднительно, рекомендуем дозировать упражнения, хорошо отдыхать между занятиями, отказаться от вредных привычек, меньше пить холодные и горячие напитки.

Заниматься желательно как минимум через полчаса после еды. Если связки сильно устают, прекратите занятие. Следующее же посвятите отработке фаз дыхания и положения горла. Обязательно распевайтесь и разогревайте лицевые мышцы.

Как правильно дышать при пении

В пении никогда не применяется какой-либо отдельный тип дыхания в изолированном виде, чаще встречается смешанный или комбинированный вариант.

Это значит, что эталонный вокалист должен уметь дышать так, как ему нужно здесь и сейчас, обладать свободой дыхания так же, как танцор обладает свободой движения.

Важное отличие певческого дыхания от речевого в длине выдоха: вокалисту необходим мощный поток воздуха, а это налагает определенные требования и на качество вдоха.

  1. Вдох должен быть быстрым, емким и бесшумным. Шумный вдох портит исполнение, медленный – тратит время, слабый – не обеспечивает достаточный объем воздуха.
  2. После вдоха следует короткая задержка дыхания.
  3. Выдох должен быть сильным, долгим, горло при этом максимально открыто, гортань опущена. Важно уметь растягивать запасы воздуха и не терять силы выдоха при этом.

Свобода дыхания в данном случае не означает произвола, это тот тип свободы, который достигается упорными наработками. Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

Типы певческого дыхания

Основных типов дыхания в вокале три: грудное, смешанное и диафрагмальное (брюшное).

Отдельно эти типы могли встречаться разве что в различных певческих школах прошлого, однако сегодня разделение на типы носит сугубо формальный характер.

С таким же успехом можно разделить бег на типы постановки стопы, хотя в действительности характер бега на 100 % будет зависеть от ландшафта. В аналогичной зависимости от типа исполняемой вокальной партии находится и дыхание вокалиста.

  • Грудное. Как следует из названия, осуществляется при помощи грудных мышц, стенок грудной клетки или верхних отделов груди. Последний вариант также называют ключичным дыханием.
  • Косто-абдоминальное или смешанное. Задействует грудную клетку, диафрагму и брюшную полость.
  • Диафрагмальное. Дыхание животом, осуществляется за счет сокращений и расслаблений диафрагмы, разделительной мышцы между брюшной полостью и грудной клеткой. Считается наиболее полезным для здоровья и естественным, обладает массой плюсов в качестве постоянного дыхания.

Любопытно, что грудное и смешанное дыхание свойственно в основном женщинам, диафрагмальное – мужчинам и младенцам. Ключичное же дыхание считается самым вредным: оно неглубокое, задействует только верхние отделы легких, препятствует нормальному насыщению крови кислородом и способствует развитию хронических заболеваний.

Упражнения на дыхание для вокалистов

Повторимся, цель упражнений – не отработать определенный тип дыхания, а научиться выдыхать объемный звук с необходимой длительностью. Большинство из них связаны с тренировкой диафрагмы, т. к.

диафрагмальное дыхание – единственный тип, с которым обычно возникают проблемы у неподготовленного вокалиста. Грудью мы дышим чаще, т. к. современный стиль жизни учит нас дышать неправильно или вполсилы.

Сказывается недостаток физической активности, сидячий рабочий режим, стрессы, комплексы, избыточный вес и многое другое.

Ладошки

Положение стоя, спина ровная, руки согнуты в локтях, раскрыты ладонями вперед. Ритмично и интенсивно вдыхайте и выдыхайте носом, сжимая и разжимая кулаки в ритм дыханию. Выполняется 24 раза циклами по 4 вдоха. Между циклами паузы по 3–5 секунд, руки в паузах опущены. Во время вдохов плечи должны оставаться неподвижными.

Погончики

Положение стоя, руки сжаты в кулаки на уровне живота, вдох выполняется с напряжением рук и плеч. Руки выполняют толкающее движение кулаками вниз, тянутся к земле, затем возвращаются в исходную. Выдох – при расслабленных плечах. Повторяется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами паузы по 3–5 секунд.

Насос

Положение стоя, ноги расставлены, руки по швам. Наклоняйтесь вперед, округляя спину. Под конец наклона делайте вдох. Разгибайтесь не до конца, выдох во время разгиба, затем снова наклон и вдох. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.

Кошка

Поставьте ноги на ширину плеч и выполняйте полуприседания с поворотом корпуса. Вдох приходится на момент поворота, выдох – на момент возвращения в исходную позицию. Контролировать выдох не нужно, он должен получаться сам собой. Повороты чередуются – право, лево. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.

Обними плечи

Разведите руки в стороны и согните их в локтях так, чтобы образовались два прямых или тупых угла. Сводите руки так, чтобы кулак касался противоположного плеча, получится объятие.

В момент объятия делайте вдох, на разводе рук – выдох. Не меняйте руки местами: та рука, что была сверху в первый раз, должна быть сверху до конца упражнения.

Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.

Поворот головы

Поворачивайте голову из стороны в сторону, выполняя вдох на повороте, а выдох – во время движения головы. Упражнение следует выполнять осторожно, чтобы избежать головокружения. Старайтесь не останавливать голову в дальней точке поворота. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.

Ушки

То же самое, что и предыдущее, только вместо поворотов наклоны головы к правому и левому плечу последовательно. Вдох в момент наклона, выдох между наклонами, смотрите перед собой, старайтесь не останавливать голову.

Маятник

То же самое, что и предыдущие два, только движения головой выполняются вперед и назад с вдохом на конечных точках. Голова опускается вниз подбородком к ключице и задирается под прямым углом к позвоночнику. Выполняйте медленно, чтобы не повредить шею, выдох – во время движения головы, произвольный.

Перекаты

Одна нога выставлена вперед, другая отведена назад, вес на передней ноге. Выполняйте неглубокое приседание на передней ноге с наклоном вперед, вдох должен соответствовать приседанию. Затем резко выпрямляйте и меняйте опорную ногу, получится движение маятника. Выполняйте приседание с вдохом уже на задней ноге, затем снова перенесите вес на переднюю. В конце поменяйте ноги и повторите.

Приведенные упражнения на развитие правильного дыхания помогают не только поставить дыхание для вокала, но и способствуют приобретению более объемного, приятного, сильного голоса, но и преодолению ряда проблем из разряда психологии, связанных с личными недостатками.

Источник: https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/pevcheskoe-dyhanie-tipy-i-sposoby-razvitiya/

Как правильно дышать во время пения?

Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

Дыхание – это основа пения. Без дыхания вы не сможете пропеть ни единой ноты. Дыхание – это фундамент. Какой бы потрясающий евроремонт вы не сделали, но, если вы сэкономили на фундаменте, то в один прекрасный день ремонт придётся начинать заново. Может быть, вы от природы умеете дышать правильно, так что вам остается только закрепить имеющиеся навыки. Но, если вам не хватает дыхания, чтобы закончить вокальное произведение, необходимо тренироваться.

Существует несколько типов дыхания: грудное, брюшное и смешанное. При грудном типе дыхания у нас на вдохе поднимается грудь и плечи, живот при этом втягивается, либо остается неподвижным. Брюшное дыхание — это, проще говоря, дыхание диафрагмой, то есть животом.

Диафрагма – это мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая  грудную полость от брюшной. При вдохе живот выпячивается, надувается. А грудь и плечи остаются неподвижными. Именно такое дыхание считается правильным. Третий вид дыхание — смешанный. При таком типе дыхания задействованы сразу и диафрагма (живот), и грудь.

Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

Чтобы научиться брюшному дыханию, необходимо сначала почувствовать диафрагму. Лягте на пол или на диван в полностью горизонтальном положении, руки положите на живот. И начинайте дышать. Чувствуете, как живот поднимается при вдохе и опускается при выдохе? Это и есть брюшное дыхание. Но стоя дышать животом сложнее. Для этого нужно упражняться.

Упражнения для постановки дыхания

  1. Научитесь делать короткий, но глубокий вдох. Встаньте прямо, резко вдохните воздух через нос, а затем медленно выдохните через рот. Упражнение лучше всего делать перед большим зеркалом. Понаблюдайте, в каком положении  при вдохе и выдохе находятся грудь и живот.

  2. Если возникают проблемы с выдохом, тоже нужно использовать упражнения. Например, можно задувать свечку. В первый раз поставьте ее на таком расстоянии, на котором вы можете задуть пламя без особых усилий. Постепенно отодвигайте свечку.

  3. Попробуйте распределить дыхание на целую музыкальную фразу. Петь пока не надо. Включите хорошо знакомую песню. Вдохните в начале фразы и медленно выдохните. Может случиться, что к концу фразы у вас останется еще какое-то количество воздуха. Его необходимо выдохнуть перед следующим вдохом.

  4. Спойте один звук. Вдохните, возьмите звук и тяните его до тех пор, пока не выдохните весь воздух.
  5. Повторите предыдущее упражнение, исполнив короткую музыкальную фразу. Лучше всего ее взять из сборника вокальных упражнений или учебника сольфеджио для первого класса.

    Кстати, в нотах для начинающих вокалистов обычно обозначено, где именно нужно брать дыхание.

Правила дыхания при пении

  1. Вдох должен быть коротким, энергичным, а выдох – плавным.
  2. Выдох от вдоха отделяется большей или меньшей паузой — задержкой дыхания, назначение которой — активизация связок.

  3. Выдох должен быть экономичным, без «утечки» дыхания (без шума).
  4. При этом дыхание должно быть максимально естественным.

  5. Брать дыхание нужно только через нос, а выдыхать через рот вместе со звуком.

Диафрагма – опора звука

У каждого начинающего и профессионального вокалиста есть свои любимые упражнения на дыхание. А какими пользуетесь Вы?

Источник: https://UchenikSpb.ru/kbase/kak-pravilno-dyshat-vo-vremya-peniya/

1 урок. Как правильно дышать? Дыхание при пении

3638 Загрузка… Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

Многие начинающие вокалисты, особенно, которые учатся пению самостоятельно, задаются вопросом:Как правильно дышать во время пения? В этом уроке я постараюсь ответить развернуто на этот вопрос.

Дыхание — это фундамент для пения. Без дыхания Вы не сможете спеть ни одной ноты (можете попробовать :)). То, как Вы дышите, и будет влиять на красоту Вашего голоса…

Типы дыхания

Существует несколько типов дыхания: грудное, брюшное и смешанное.

  • При грудном типе дыхания у нас на вдохе поднимается грудь и плечи, живот при этом втягивается, либо остается неподвижным. Этот тип дыхания с рождения присущ женщинам, но бывают и исключения.
  • Брюшное дыхание — это, проще говоря, дыхание диафрагмой, то есть животом. При вдохе живот выпячивается, надувается. А грудь и плечи остаются неподвижными. От рождения этот тип дыхания присущ больше мужчинам, но также бывают и исключения.
  • Третий вид дыхание — смешанный. При таком типе дыхания задействованы сразу и диафрагма (живот), и грудь.

Какой тип дыхания выбрать новичку?

Многие преподаватели вокала, а также сами вокалисты, спорят о том, какой тип дыхания лучше всего при пении: брюшное или смешанное (грудное дыхание мы не берем в расчет, таким дыханием точно никто не поет). Конечно, оба эти типа дыхания правильные. Но в этом уроке мы будем рассматривать только брюшное дыхание, потому как новичку нужно начинать именно с него.

Что такое брюшное дыхание?

Брюшное дыхание — это такой тип дыхания, при котором задействуется диафрагма.

Диафрагма — это самая большая и самая мощная из мышц живота.

Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?Диафрагма (рис. 1)

Именно диафрагма является главным элементом при пении. Она выталкивает воздух, она является опорой в пении. Чтобы почувствовать, как работает диафрагма, сделайте бесшумную трель губами. Видите, что диафрагма моментально выталкивает мощный поток воздуха?

Учимся дышать животом

Если вы от рождения дышите животом — это хорошо. Тогда Вы можете лишь укрепить свои навыки. А если нет — учимся.
Лягте на пол или на диван в полностью горизонтальном положении, руки положите на живот. И начинайте дышать.

Чувствуете, как живот поднимается при вдохе и опускается при выдохе? Это и есть брюшное дыхание. Но стоя дышать животом сложнее. Первым Вашим упражнением будет — научиться дышать животом. Старайтесь дышать животом везде: на работе, сидя на уроке, в метро, даже при ходьбе.

Постоянно думайте о том, как Вы дышите. И вскоре Вы уже будете не задумываясь дышать животом.

Вот Вы уже знаете ответ на вопрос «Как дышать во время пения?». Переходим на следующий урок, в котором я Вам дам упражнения для развития дыхания.

Источник: https://muzykantam.net/penie/dihanie-pri-penii.php

Как правильно дышать во время пения?

Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

  • Если вы уделяли достаточное количество времени упражнениям и уже в состоянии исполнять несложные композиции, но у
    вас не получается освоить более сложный материал, то наверняка причина в неправильно поставленном дыхании.
  • Правильное дыхание при пении является основой вокальной опоры, а без нее невозможно качественное исполнение сложных
    партий.
  • Виды дыхания
  • Если вы собираетесь научиться, как дышать при пении, важно различать виды дыхания. Оно может быть:
  • Ключичное — то есть верхней часть тела. Если вы чувствуете, что во время пения у вас поднимаются плечи — вы
    используете именно его, а это в корне неправильно.
  • Грудное. Присущее среднестатистическому здоровому человеку. Интересный факт: во сне женщины всегда дышат именно
    так.
  • Диафрагменное или брюшное. Именно оно считается правильным дыханием для вокала. При нем используется диафрагма и
    мышцы брюшного пресса.

Следует проанализировать то, как вы дышите во время исполнения песни. Если воздух идет через грудь или при вдохе
поднимаются плечи — вы делаете неправильно. Правильно брать дыхание при пении — значит двигать только мышцами
живота.

Профессиональные педагоги, занимающиеся постановкой дыхания отличают правильную
технику по нескольким показателям:

  1. Исполнитель может долго тянуть одну ноту. Главный показатель неправильного исполнения — неспособность певца
    достаточно долго удержать длинную ноту. Если дыхание поставлено неправильно или не поставлено вовсе, то певцу
    банально не хватит воздуха. Как следствие: фальшь, потеря тембра и яркости исполнения.
  2. Фразы не прерываются на середине. Один из показателей правильного певческого исполнения — способность вокалиста
    пропеть фразу на одном выдохе. Если певец начинает брать воздух в середине строчки песни, то вся фраза может
    потерять не только смысл, но и эмоциональный окрас.
  3. Голос раскрывается до конца. Если педагог слышит, что вокал исполнителя не звучит в полную силу, наверняка дело
    в неправильном вдохе. Без поставленной техники невозможно даже определить тембр голоса вокалиста.
  4. При исполнении у вокалиста не поднимаются плечи. Как уже было сказано, это — главный показатель того, что певец
    использует диафрагму, следовательно исполнение не страдает.
  5. Отсутствие болей в горле. Певцы, у которых не работает диафрагма, стараются придать силу голосу с помощью горла,
    что очень вредит связкам и приводит к возникновению болевых ощущений. При правильно поставленной технике болевые
    ощущения не возникают.
  6. Мягкое исполнение. Главный показатель неправильного исполнения — резкий и местами неприятный голос исполнителя.
    Диафрагменное исполнение дает возможность управлять собственным голосом и правильно добиваться максимально
    приятного звучания.

Для того, чтобы научиться как дышать животом при пении достаточно исполнять ежедневно простое упражнение:

  1. Примите лежачее положение;
  2. Расположите руки на боку, направив большие пальцы в центр живота;
  3. При вдохе и выдохе старайтесь использовать исключительно мышцы живота.

После нескольких дней, старайтесь постоянно дышать, используя диафрагму.

Научиться как правильно брать дыхание при пении лучше всего с помощью профессионального педагога. Но если вы решили
освоить эту науку самостоятельно, то вот несколько несложных упражнений:

  1. Погончики. Смысл упражнения в том, чтобы сделать подряд 8 глубоких вдохов через нос. Затем перерыв на 3-5
    секунд. Повторяем 12 раз.
  2. Ладошки. Делаем по 4 крупных вдоха носом, а выдыхаем бесшумно через рот. Каждые 4 вдоха делаем перерыв на 5
    секунд. Повторяем 24 раза.
  3. Глубокий вдох. Набираем полный живот воздуха и стараемся медленно выпускать воздух через рот, параллельно
    пытаясь прочувствовать напряжение диафрагмы. Делаем 3 подхода по 15 раз с небольшим перерывом.
  4. Резкий вдох. Смысл этого упражнения в том, чтобы резко набрать полную грудь воздуха и также резко его выпустить
    Выполняется ежедневно по 10-12 раз.

Подробнее — читайте в нашей статье об упражнениях на развитие дыхания.

Все эти упражнения простые, освоить их можно легко. Но со стороны увидеть какие-то недочеты или ошибки – невозможно.
Только профессиональный педагог, занимающийся обучением вокалу, сможет подобрать индивидуальную программу обучения.
Преподаватель музыкальной школы «АртВокал» проконсультирует вас бесплатно – заполните форму заявки или свяжитесь с
нами по контактным данным.

Источник: https://artvocal.ru/kak-dyshat-pri-penii.php

Певческое дыхание

Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

Главную роль в обучении вокалу отводят дыханию. О дыхании я уже писала раньше – о видах дыхания: жизненном и певческом. Но это очень важная тема, к ней нужно возвращаться вновь и вновь.

Поэтому я вновь переработала материалы, которые у меня есть по теме дыхания.

И сегодня мы более подробно поговорим о певческом дыхании, так как дыхание влияет на качество интонации, звуковедение, атаку и красоту звука.

О певческом дыхании

Певческое дыхание — процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей продолжительностью.

У женщин во время дыхания больше работают мышцы грудной клетки, а у мужчин – мышцы брюшного пресса. Поэтому мужское дыхание более глубокое, чем женское дыхание.

Эти различия легли в основу деления дыхания на типы.

Общеизвестна оздоровительная роль певческого дыхания. Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.

Типы певческого дыхания

  • Нужно сказать, что четкости в определении типов дыхания нет. В одних учебниках дыхание разделяется на четыре типа:
  • 1 — ключичное (клавикулярное)
    2 — грудное или реберное (костальное)
    3 — брюшное (абдоминальное)
  • 4 — грудобрюшное или смешанное (косто-абдоминальное)
  • А есть разделение на три типа:
    1 – грудное (ключичное рассматривается как разновидность грудного типа)
    2 – смешанное, или грудобрюшное (косто-абдоминальное)
  • 3 – брюшное, или диафрагмальное
  • Рассмотрим некоторые типы дыхания.
  • Ключичное дыхание (клавикулярное)

При этом типе дыхания активно участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Такое дыхание поверхностное, движение гортани ограничено и поэтому голосообразование затруднено, мышцы шеи напряжены.

При вдохе воздух заполняет только верхушки легких, а плечи поднимаются.
Это не естественное дыхание, в быту ключичное дыхание наблюдается во время болезни, например, при высокой температуре; при заболевании дыхательных органов, во время бега.
Такой тип вокального дыхания неверный и вредный для пения, он распространен у начинающих вокалистов.

  1. Чтобы избегать пения с применением ключичного дыхания, нужно во время вдоха мысленно оттягивать плечи вниз.
  2. Грудное дыхание

При грудном дыхании (или реберном)
расширяются верхние ребра и легкие заполняются воздухом. Грудное дыхание больше свойственно женщинам. Грудным дыханием пользуются при исполнении звуков в высокой тесситуре, пассажей, трелей, рулад.

Брюшное дыхание

При брюшном дыхании активизируется диафрагма, что дало дыханию другое название — диафрагмальное дыхание.

Благодаря усиленной работе брюшного пресса в процессе диафрагмального дыхания, легкие — не только верхняя часть, но и нижняя, в полной мере заполняются воздухом.

Отличия дыхания мужского у женского: мужчинам свойственно низкое дыхание, ближе к брюшному, а у женщин дыхание выше и приближается к грудному типу дыхания.

Смешанное дыхание

Смешанное дыхание еще называют грудобрюшное, нижнереберное диафрагмальное, косто-абдоминальное. Поток воздуха при вдохе проходит путь вквозь носоглотку, трахею, бронхи и достигает легких.
При этом происходит увеличение легких в объеме.

Нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма отжимается книзу. Поэтому это дыхание так и называется – нижнереберное диафрагмальное.

Диафрагма

Диафрагма – перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного. Диафрагма поддерживает органы грудной клетки, которые имеют определенную тяжесть и давят на органы брюшной полости. Диафрагма напоминает собой форму купола. Когда легкие при вдохе наполняются воздухом, диафрагма под напором воздуха отжимается книзу. Ученикам можно объяснить процесс дыхания следующим образом.

Наши легкие состоят из альвеол. Это маленькие пузырьки. Можно представить их в виде воздушных шариков. При выдохе эти шарики сдуваются, и грудная клетка опускается.

Когда мы вдыхаем, альвеолы наполняются воздухом, как воздушные шарики. Шарики расправляются, увеличиваются в объеме, и грудная клетка приподнимается и тоже увеличивается в объеме.

При этом нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма-перегородка опускается за счет увеличения в объеме легких.

Польза смешанного дыхания

Смешанное дыхание — самый лучший тип дыхания для пения, так как он – естественный и присущ для речевого дыхания, им мы пользуемся в жизни.

Этот тип не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет легкие воздухом, а значит, и обогащает легкие кислородом.

Смешанный тип дыхания полезен и для здоровья, и для обучения пению, так как при этом дыхании проще всего организовать певческий аппарат, получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать.

Следует сказать, что отдельных, изолированных типов дыхания в пении нет. Вокалисты, и взрослые, и дети, в основном, пользуются смешанным типом дыхания, с преобладанием когда-то грудного, а когда-то брюшного типа. А значит, в дыхании участвуют все участки дыхательного аппарата.

Есть прямая связь между дыханием и качеством звука. Например, надрывный, неровный звук указывает на неправильность певческого дыхания.
Отсутствие опоры в пении – вялое дыхание, форсированное пение – вдох шумный с перебором количества воздуха.

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/vokal/dyxanie/pevcheskoe-dyxanie

Певческое дыхание. Дыши правильно — пой громче!

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Каким бы видом пения вы не решили заняться, академическим или эстрадным, в какую бы школу вокала не пришли, первое, с чего начнется работа с вашим голосом: правильное певческое дыхание.

Ко мне приходило много учеников, которые раньше уже занимались вокалом и даже выступали на сцене. Но почти все из них признавались, что не до конца понимают, как правильно дышать во время пения.

Голосовые зажимы, слабый звук на верхних нотах, нехватка воздуха в длинных фразах — с такими проблемами они сталкивались постоянно. И все потому, что ранее педагоги не объяснили им смысл певческого дыхания, а ребята не придали этому значения. И нам приходилось возвращаться к азам, и заново учиться дышать.

В данной статье я постараюсь максимально доступно познакомить вас с азами певческого дыхания, исходя из моего опыта. При желании углубиться в данный вопрос с профессиональной точки зрения, вы всегда можете почитать научную литературу о пении. На O VOCALE  вы найдете обзор самых полезных книг для вокалистов.

А вы задумывались, правильно ли дышите?

Знакомство с техникой певческого дыхания всегда начинается с осознанного вдоха и выдоха. На первом уроке вокала я спрашиваю новичков, обращают ли они внимание на то, как дышат в повседневной жизни.

Чаще всего начинающие вокалисты теряются и не могут сказать, как они чувствуют свой вдох и выдох. Вот вы можете ответить на данный вопрос?

А ведь с этого и начинается постановка голоса! С мысли о том, как и куда вы вдыхаете и сколько выдыхаете. И не только во время пения, но и в обычной жизни. При разговоре, например.

Почему необходимо следить за своим вдохом и выдохом, я расскажу ниже. Если вы уже подружились с певческим дыханием и умеете его контролировать, я очень рада, а если нет — давайте разберемся, какие «инструменты» отвечают за правильное дыхание при пении.

Физиология певческого дыхания

Сделайте удобный привычный для вас вдох прямо сейчас. Понаблюдайте, как много вы взяли воздуха, как надолго задержали его и насколько плавно выдохнули. Хорошо, если рядом есть зеркало, и вы вдохнули, глядя на себя. Отметьте, в какую область грудной клетки пошел воздух. Да-да, именно в грудную клетку!

Вы скажите: «Но я читал, что при пении необходимо дышать животом!». Но задумайтесь, как мы можем вдохнуть (по-настоящему вдохнуть, впустить воздух) в живот?! Ведь внутри живота находятся внутренности — кишечник, желудок и прочее.

Дышать, сильно надувая живот и стараясь взять в него побольше воздуха, не разобравшись в собственной физиологии, распространенная ошибка начинающих певцов. И приводит она к бездумной ненужной работе мышц брюшного пресса.

 Как правильно дышать при пении?

Уверена, что когда я попросила вас вдохнуть, у большинства поднялась грудная клетка или плечи. Это естественно для обычного человека, но дышать при пении так неправильно. И вот почему: когда мы, вдыхая, поднимаем плечи, воздух заполняет верх легких.

Посмотрите на картинку, легкие имеют треугольную форму, сверху они гораздо уже, чем снизу. А значит, количество воздуха, которое вы набрали в верхнюю часть, меньше.

Это как верхушка айсберга, где основной «массив» воздушного запаса остается «под водой», нетронутым и не замеченным. Таким поверхностным вдохом большинство людей привыкло пользоваться каждый день.

Когда мы наполняем воздухом верхнюю область груди, кажется, что воздушного запаса становится больше, но это заблуждение.

Для освоения нижнереберного дыхания не обязательно идти в школу вокала, вы можете заняться научиться дышать правильно при пении прямо сейчас! В блоге O VOCALE есть упражнения для певческого дыхания, которые вам помогут.

При чем здесь диафрагма, и как ей дышать?

Наверняка, вы не раз слышали о таинственной «диафрагме» и ее значительной роли в пении. Способны ли вы сказать, а лучше показать, где находится диафрагма и объяснить, зачем она нужна? Если появляется желание погуглить, я отвечу: диафрагма — это плотная мышца, которая поперек пересекает тело человека, разделяя его пополам.

У диафрагмы полно функций кроме разделения, она принимает участие в пищеварении, в кровоснабжении и в других процессах организма.

Для заинтересовавшихся, действительно, «Гугл» в помощь, а я предлагаю отыскать диафрагму у вас, и понять, какую задачу она выполняет в процессе певческого дыхания.

Найдите солнечное сплетение — там соединяются ребра, и коснитесь их краев снизу. Проведите пальцами по контуру ребер от солнечного сплетения до поясницы, где они примыкают к позвоночнику. Именно здесь, где вы прошли руками, к краям ребер крепится диафрагма.

Теперь сделаем вдох как можно ниже и глубже, чтобы нижние ребра расширились и разошлись в разные стороны. Напоминаю, грудь и плечи не поднимаются!

В этом и кроется весь секрет певческого дыхания.

Опущенное положение диафрагмы помогает легко контролировать поток дыхания, расходуя его постепенно, не выпуская все сразу. Благодаря этому существует опора дыхания, она же техника пения на задержанном вдохе. Также рекомендую короткое и полезное видео, как работает диафрагма при пении.

И наоборот: когда вы набираете воздух в верх груди, выключаете из работы диафрагму. При таком неверном вдохе ребра сужаются, а диафрагма поднимается куполом вверх, сокращается и не принимает участия в удержании выдоха.

Кажется, что воздуха много, но его не хватает. Вам хочется поскорее выдохнуть, сбросить набранный воздух, так как контролировать его без участия диафрагмы сложно.

 Почему мы дышим животом во время пения?

Диафрагма не болтается в пустом пространстве, не существует сама по себе. Она крепко соединена с мышцами ребер и, разумеется, с мышцами брюшной полости. И когда вы раздвигаете ребра при вдохе, эти брюшные мышцы активно подключаются, и передняя стенка живота идет вперед. Поэтому создается иллюзия, что мы дышим животом во время пения.

Некоторым людям проще понять процесс вокального дыхания и отследить напряжение в диафрагме, надув мышцы живота. Знаявсе тонкости, описанные выше, мы смело можем сказать, что дышим животом, но без понимания физиологии эта фраза покажется непонятной.

Дыхание животом полезно для организма

Глубокое диафрагмальное дыхание влияет на снятие стрессов и успокоения нервной системы. Недаром его используют многие практики по оздоровлению, например, йога и цигун.

К тому же при использовании нижних запасов легких, мозг интенсивнее насыщается кислородом, начинает четче работать, поднимается общий тонус и приходит бодрость.

Понаблюдайте за детьми и животными — они дышат животом. Обратите внимание на дыхание животом у кошки или собаки. Во сне, засыпая и расслабляясь, мы перестаем контролировать мышцы и переходим на нижнереберный тип вдоха!

Такое дыхание подходит не только певцам, но и работникам профессий, полноценно использующим голос: лекторам, учителям, ораторам, адвокатам. Связки утомляются меньше, если постигнуть основы нижнереберного дыхания.

Правильное певческое дыхание начинается с внимания

Для новеньких учеников диафрагмальное дыхания становится настоящим открытием, когда они понимают, насколько объемным и глубоким может быть их вдох. У кого-то кружится голова от гипервентиляции мозга, потому что раньше они использовали лишь малые объемы дыхания, а сейчас «включили» дополнительные ресурсы, раскрыв легкие целиком. Это нормальная реакция.

Но еще более удивительной кажется мысль, что за своим дыханием во время можно следить! А я считаю, что не только можно, но и нужно. С внимания к себе и своему дыханию зарождается здоровое правильное пение, появляется красота голоса, и любовь к нему.

Сделайте диафрагмальное дыхание естественным: это первый и самый важный шаг в постановке голоса. Последите за ним несколько дней! Куда вы вдыхаете, сколько воздуха набираете и сколько выпускаете, какие мышцы включаются в процесс — при разговоре, перед сном, когда вы взволнованы, когда спокойны…

Поверьте, любой педагог будет в восторге, если перед приходом к нему на пробное занятие в школу вокала, вы освоите певческое дыхание, облегчив работу и ему, и себе. Вы сможете двигаться дальше для постижения тонких вокальных хитростей, не отвлекаясь на базовые вещи.

Так что начните прямо сейчас! Для этого на O VOCALE вы найдете несколько лайфхаков — упражнений на певческое дыхание.

А если у вас остались вопросы, либо вы хотите поделиться личным опытом о певческом дыхании, пишите мне в х, и я с радостью отвечу.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://ovocale.ru/pevcheskoe-dyhanie/

Как дышать при пении

Вам понадобится

  • — сборник вокальных упражнений;
  • — камертон;
  • — зеркало;
  • — плеер с записями популярных песен;
  • — папиросная бумага;
  • — свечка.

Инструкция

Определите свой тип дыхания. Может быть, вы от природы умеете дышать правильно, так что вам остается только закрепить имеющиеся навыки. Различают четыре типа дыхания: грудной, он же реберный или костальный, два типа груднобрющного (реберно-диафрагматический и нижнереберно-диафрагматический), брюшной (диафрагматический). При грудном дыхании расширяется верхняя часть грудной клетки. Живот, наоборот, втягивается. При груднобрюшном дыхании участвуют и грудь, и диафрагма, а при брюшном, соответственно, опускается и поднимается диафрагма. Живот надувается, а грудь остается неподвижной. Женщинам чаще свойственно грудное дыхание, мужчинам – брюшное, но встречаются и исключения. Мастера вокала до сих пор не пришли к единому мнению, какой тип лучше – груднобрюшной второй или брюшной. Опытный вокалист одинаково владеет всеми типами дыхания, и в случае необходимости может воспользоваться любым. Это зависит от художественной задачи. Начинающему же нужно первым делом заставить работать диафрагму.

Научитесь делать короткий, но глубокий вдох. Встаньте прямо, резко вдохните воздух через нос, а затем медленно выдохните через рот. Упражнение лучше всего делать перед большим зеркалом. Пронаблюдайте, в каком положении находятся при вдохе и выдохе находятся грудь и живот.

Сделайте следующее упражнение. Встаньте прямо. Одну руку положите на живот. Сделайте короткий вдох, стараясь набрать как можно больше воздуха, а затем медленный выдох.

Ваша рука должна почувствовать, как надувается, а затем принимает обычное положение живот.

При брюшном и грудобрюшном дыхании он не втягивается, Можно проконтролировать процесс, положив ладонь на нижнее ребро. Ребра при дыхании раздвигаются.

Если возникают проблемы с выдохом, используйте несколько упражнений. Например, можно задувать свечку. В первый раз поставьте ее на таком расстоянии, на котором вы можете задуть пламя без особых усилий. Постепенно отодвигайте свечку.

Хорошим подспорьем станут ленты из тонкой бумаги. Нарежьте ленточки, подвесьте их на нитку. Нитку натяните между двумя гвоздями (например, в дверном проеме). Дуйте на ленточки, постепенно отодвигаясь от шнурка.

Попробуйте распределить дыхание на целую музыкальную фразу. Петь пока не надо. Включите плеер с записью хорошо знакомой песни. Вдохните в начале фразы и медленно выдохните. Может случиться, что к концу фразы у вас останется еще какое-то количество воздуха. Его необходимо выдохнуть перед следующим вдохом. Это может оказаться важным, когда вы перейдете к исполнению музыкальных произведений.

Спойте один звук. Лучше всего взять его по камертону, но можно использовать и музыкальный инструмент, имеющийся у вас дома – гитару, фортепиано, флейту. Вдохните, возьмите звук и тяните его до тех пор, пока не выдохните весь воздух.

Повторите предыдущее упражнение, исполнив короткую музыкальную фразу. Лучше всего ее взять из сборника вокальных упражнений или учебника сольфеджио для первого класса. Кстати, в нотах для начинающих вокалистов обычно обозначено, где именно нужно брать дыхание. С

Обратите внимание

Начинать петь серьезные вокальные произведения можно только после распевок.

Полезный совет

При пении плечи не должны подниматься, вне зависимости от того, какой у вас сформировался тип дыхания.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-803194-kak-dyshat-pri-penii

Дыхательные упражнения для вокалистов — Моя Мечта — Международная онлайн школа музыки

06.11.2016 17:58

Зачем вокалистам дыхательная гимнастика

Прежде всего, нужно знать, что существует три вида дыхания:

Ключичное – вдох верхней частью легких. При нем поднимаются плечи и работают ребра в области ключиц. Это совершенно не подходит для пения.

Грудное – подымается и расширяется область грудной клетки, а ключицы и живот остаются на месте.

Брюшное или нижнереберное – при вдохе поднимается вперед стенка живота, при этом воздух наполняет среднюю и нижнюю часть легких. Именно такое дыхание считается правильным и необходимым для пения.

Постановка голоса – процесс небыстрый. Для начинающих заниматься вокалом не достаточно понять умом, как правильно дышать, очень важно закрепить этот навык в памяти мышц. Для этого нужно как в спорте регулярно делать специальные дыхательные упражнения для пения, которые мы сейчас и рассмотрим.

Полезные дыхательные упражнения для вокалистов

Здесь мы собрали для вас наиболее эффективные упражнения для развития певческого дыхания:

«Насос». Встаньте прямо перед зеркалом, расправив плечи. Руки сложите замком и положите их на низ живота. При вдохе живот под руками должен подниматься, а при выдохе опускаться.

Руками нужно контролировать этот процесс. Следите за тем, что бы область ключиц не двигалась. Представьте себе, что у вас под руками насос, который наполняется воздухом и выдувает его.

Нужно почувствовать руками, что вы вдыхаете глубоко!

«Собачка». Встаньте ровно. Откройте рот и высуньте язык. Дышите так будто вы собака, быстрым вдохом и выдохом. Делать это нужно на протяжении минуты или меньше. Следите за тем, что бы дыхание производилось низом живота. Постепенно повышайте скорость. После упражнения выпейте немного воды, если пересохло горло.

«Свечка». Сядьте ровно возле зажженной свечи так, что бы пламя располагалось напротив вашего рта на расстоянии 20 см. Сделайте вдох животом, следя за неподвижностью плеч и ключиц.

Сложите губы трубочкой и выдыхайте мягко и медленно прямо на пламя, стараясь его не задуть. Выдох должен быть непрерывным, что бы огонь постоянно колебался.

Чем дольше вы сможете заставлять пламя колебаться, тем лучше.

«Домкрат». Лягте на пол. Подышите спокойно диафрагмой. Затем возьмите внушительную по размерам книгу и положите ее на живот. Нужно вдыхать и выдыхать, поднимая животом выбранный вами томик. Дыхание должно быть медленное и ровное.

«Раздувание огня». Представьте себе, что перед вами угли. Ваша задача, сделав правильный вдох, раздувать их в течение минуты. И делать это нужно с силой, будто вам надо добыть из них огонь, во что бы то ни стало. При этом упражнении может начать кружиться голова, это происходит из-за гипервентиляции легких. Не забывайте делать перерывы на 2-3 минуты.

«Разогрев аппарата». Выпрямитесь. Сделайте глубокий вдох животом через нос и резко выдохните через открытый рот. При этом небо должно быть приподнято, а корень языка опущен. Это упражнение полезно делать непосредственно перед каждым уроком. Столб теплого воздуха при выдохе прекрасно согревает связки, тем самым подготавливая их к работе.

«Комплексное дыхание». Это упражнение достаточно сложное, требующее довольно хорошей координации дыхательных мышц. Встаньте ровно, расправив плечи. Считая в уме до пяти, вдыхайте животом.

Не делая выдох, продолжайте вдыхать грудью, на следующие 5 счетов. При этом нужно следить что бы плечи не поднимались. Задержите дыхание, просчитайте до пяти и начните медленно выдыхать. Выдох происходит в обратном порядке.

На 5 счетов – легкие, на 5 – живот. И в конце снова задержка дыхания.

«Листопад».

Для упражнения понадобятся высохшие листочки с дерева или сделанные из бумаги (как вариант, можно взять маленькие ватные шарики – тогда упражнение будет называться «Снегопад» :)) Положите их на ладошку и сдувайте активным и чуть продолжительным выдохом.

Старайтесь сдуть с первого раза, за один выдох. Перед началом упражнения – вдохнь незметно, бесшумно и глубоко под ребра воздух, но не много, а достаточно для того, чтобы сделать один резкий короткий целенаправленный выдох. Губы при этом соберите в трубочку, но не зажимайте их.

«Свечка на торте». Представьте, что на торт поставили одну свечку, празднуя какое-нибудь событие. Вдохните бесшумно и глубоко, чтобы объема воздуха было достаточно для более длительного выдоха. Далее один раз активно и коротко выдохните так, чтобы свечка сразу погасла. Вариант упражнения: длительным и активным выдохом погасите много свечек на торте.

После выполнения упражнений вдыхайте и выдыхайте медленно, ровным потоком воздуха.

Люди, занимавшиеся вокалом, заметны всегда: их дыхание не прерывается на половине фразы, они разговаривают мелодично и тембристо. Голос звучит свободно, не зажато, без надрыва. При пении они легко доводят каждую фразу, дыхание даже остается в запасе.

Все это результат методичных и систематичных занятий, которые включают в себя не только уроки вокала, но и самостоятельные занятия над развитием певческого дыхания. Голос – очень тонкий и хрупкий инструмент, который требует внимания, времени и стараний для того что бы красиво и свободно зазвучать.

Но насколько он будет разнообразен, индивидуален и неповторим, зависит от ваших усилий и от поставленного дыхания!

Приходите к нам на онлайн уроки вокала и вместе будем учиться правильно дышать! 🙂

Источник: http://music-mydream.com/important/articles/216-dykhatelnye-uprazhneniya-dlya-vokalistov$

Уроки вокала — Правильное дыхание и опора вокалиста

Многие вокалисты ищут дыхательные упражнения потому, что не понимают, как же правильно дышать.

Какое дыхание правильное: ключичное, легочное, диафрагмальное или брюшное? Столько всяких названий, что складывается впечатление, будто в организме есть несколько разных органов дыхания.

Но на самом деле, это не так. И если посмотреть в учебник анатомии, мы вспомним, что человек дышит только одним органом — легкими.

Легкое имеет грушевидную форму. К верху оно суженное, а к низу — более расширенное. А в животе у нас находятся органы: кишечник, желудок, печень. Поэтому выражение “дышать в живот” неправильное.

Люди, как и все млекопитающие, дышат легкими.

Если бы мы были рыбами, мы бы дышали жабрами, но наше предназначение ходить и петь, а не плавать и булькать, поэтому нужно смирится с этим фактом и научиться его использовать в свою пользу.

Если бы мы были рыбами, мы бы дышали жабрами, но наше предназначение ходить и петь, а не плавать и булькать.

А отчего же возникают проблемы с дыхание во время пения, спросите вы? Оттого, что вы вдыхаете в верхнюю часть легких. То есть, резко берете неглубокий вдох, во время которого поднимаются плечи и зажимается шея. Естественно, эти зажимы переходят на горло и на связки.

Дыхательное упражнение 1

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Представьте, что вы спите и начните дышать. Если вы сделаете все правильно, то заметите, что во время вдоха ваш живот немного приподнимается. Это и есть правильное расслабленное дыхание, которое используется в вокале.

А как же все это работает?

Когда вы вдыхаете, легкие наполняются воздухом и увеличиваются в объеме.

Из-за этого они начинают давить на диафрагму, которая, в свою очередь, выгибается и начинает давить на органы, которые расположены под ней.

Из-за нехватки места внутренние органы распределяются по брюшной полости и живот выпячивается. Именно поэтому многие говорят, что нужно дышать в живот, хотя на самом деле, это невозможно.

Если снова вернуться к разделу анатомии о дыхании, то мы увидим, что диафрагма — это мышца, которая разделяет верхнюю и нижнюю часть туловища и защищает органы. Кроме этого, диафрагма явлется еще и опорой во время пения. Так как это мышца, то мы легко можем научиться управлять ею.

Дыхательное упражнение 2

Расслабьтесь и спокойно вдохните в нижнюю часть легких. А теперь сделайте небольшую задержку воздуха на звук “Хм” (для наглядности смотрите видео). Вы должны почувствовать напряжение в прессе.

Маленький совет от меня: чем больше вы будете делать упражнений на развитие мышечной мускулатуры, тем лучше вы начнете чувствовать опору и правильно петь. Я даже рекомендую вам перед занятием вокалом сделать какое-то упражнение (отжимание, приседание), это поможет телу прийти в тонус.

Как правильно выдыхать?

Самое главное правило — выдыхать равномерно. Это сделать непросто, и многие любители, которые неплохо поют, часто не могут удерживать ровное дыхание, из-за чего их голос не звучит объемно и мощно, а окончания фраз размазываются.

Для того, чтобы научится ровно дышать, нужно выполнять дыхательные упражнения и стараться удерживать напряжение. Запомните, чем дольше вы держите звук, тем больше должны напрягаться мышцы пресса.

Одного вдоха должно хватать на одну или несколько строчек в песне.

Если вы чувствуете, что у вас есть какие-то проблемы с дыханием, приходите в нашу школу, и уже через неделю вы заметите, насколько устойчивее вы начнете звучать.

Запишитесь на бесплатный пробный урок вокала >>>

Источник: https://easyvoice5.ru/articles/uroki-vokala-pravilnoe-dyhanie-i-opora-vokalista.html

Ссылка на основную публикацию