Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.  Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнкаДети от рождения музыкальны — важно развивать эти способности

Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнкаЧто входит в понятие «музыкальные способности»

Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды

Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности.

Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни.

С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.

В детских дошкольных учреждениях сравнительно недавно стали разрабатывать программы музыкального воспитания. Эти программы призваны помочь ребенку достичь целостности и гармонии, а также стать талантливой и креативной личностью в будущем.

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнкаПервые музыкальные игрушки

Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:

  • Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
  • К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
  • Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.

Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.

Средства развития музыкальных способностей

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнкаМузыкально-дидактическая игра на понятие ритма и ладов

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

  • Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
  • Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
  • Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
  • Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнкаИгровое обучение музыке

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

  1. Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
  2. Занятия, повышающие чувство ритма.
  3. Игровые тренировки музыкальной памяти.

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнкаЛадовое чувство — статистика у дошкольников

Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнкаЧто такое ладовое чувство

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.

Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Упражнения для тренировки слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнкаСлуховые представления — статистика

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
  • Определение направления звука и местонахождения его источника.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/formirovanie-muzykalnyh-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-razvitie.html

«Музыкальные» заболевания у детей

Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом считалось необходимым компонентом аристократического воспитания в странах Европы. В СССР на уроки в «музыкалку» ходили чуть ли не все дети, и во многих домах было если не фортепиано, так баян или аккордеон, или, как минимум, гитара.

Не изменилось ли отношение к музыкальному образованию в наше время?

Уроки музыки для ребенка

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

Отношение к музыке изменилось. Вероятнее всего, это связано с изменением отношения к образованию в целом. Многие родители больше не считают важным всестороннее развитие личности ребенка, предпочитая делать упор только на «самое полезное в реальной жизни».

А ведь уроки музыки гармонизируют работу правого и левого полушарий мозга, и не только это. Игра на музыкальных инструментах великолепно развивает мелкую моторику рук, что прямо связано с развитием других функций, включая речевые навыки.

Но довольно веские аргументы есть и у противной стороны.

Многие вспоминают, как они ненавидели уроки музыки в детстве, как это ужасно влияло на их отношения с родителями. Как хотелось заниматься, например, боксом, или просто гонять на велике после уроков, а мама заставляла пиликать на скрипке или барабанить по клавишам старого пианино, разучивая унылые и бесполезные гаммы и арпеджио.

Другие сетуют на то, что занятия музыкой помешали заниматься спортом, что было бы гораздо полезнее для здоровья. Третьи, самые въедливые, указывают на вред, наносимый игрой на музыкальных инструментах здоровью.

Так есть ли риск развития «музыкальных» болезней у детей на самом деле?

«Музыкальные» риски: что нужно знать родителям

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

Музицирование — занятие непростое. На первый взгляд может показаться — ну что может грозить музыканту? Не горные лыжи, не бокс, не альпинизм. Сидишь себе в помещении и тренькаешь в свое удовольствие, или дудишь.

На самом деле все не так, как кажется при беглом взгляде. У музыкантов полным-полно профессиональных заболеваний. Из 10 музыкантов 8 или 9 сталкиваются со специфическими болезнями. Но, что важнее всего для родителей потенциальных учеников музыкальной школы, более 75% из них впервые сталкиваются с проблемой в юном возрасте.

Врачи полагают, что связано это, по большей части, со следующими факторами:

  • Недостаточное владение правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».
  • Неумеренные по интенсивности и продолжительности занятия. Иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Часто молодые музыканты сами настолько увлекаются, что готовы репетировать целыми днями, а ночью спать в обнимку с инструментом или партитурой.
  • Пренебрежение другими составляющими гармоничного развития: правильным режимом сна и отдыха, регулярным питанием, физической активностью и специальными упражнениями, помогающими снимать напряжение или развивать правильное дыхание.
  • Недостаточное внимание самого ученика или его наставников к состоянию здоровья. Как правило, первые симптомы расстройства здоровья игнорируются как несущественные.
  • Неправильный выбор инструмента, который должен соответствовать возрасту ребенка, его физическим возможностям. Например, игре на флейте следует начинать учиться с блок-флейты, и на оркестровую можно переходить не ранее чем в 11-13 лет. А на саксофоне до этого возраста и вообще играть не стоит — легкие еще недостаточно развиты.
  • Выбор инструмента без учета состояния здоровья ребенка. Например, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, кто страдает астмой.

Самые популярные инструменты, их плюсы и минусы

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

Фортепиано

Усаживать ребенка младше 5-6 лет за пианино точно не стоит, если только он не Вольфганг Амадей Моцарт. Мышцы малыша еще не готовы к тем требованиям, которые предполагает игра на фортепиано.

Выработка усидчивости с правильной осанкой, постановка ручек в более раннем возрасте станет слишком большой нагрузкой.

Можно приобщать ребенка к пианино в игровой форме: развивать музыкальную память и слух, выучить октавы, запомнить их звучание.

Родители обязательно должны следить за тем, как ребенок сидит за инструментом, не сутулится ли. Необходимо обеспечить его специальным стулом, позволяющим подгонять высоту сиденья под рост ученика.

И едва ли не самое важное: категорически недопустимо заставлять сидеть за клавишами часами, добиваясь беглости игры или безошибочного исполнения пьесы. Ребенок обязательно должен заниматься не только музыкой, но и физическими упражнениями, гулять, встречаться с друзьями, достаточно спать.

Читайте также:  Некоторые особенности фортепианных сонат бетховена

Скрипка

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

Скрипка — один из любимых инструментов музыкально нацеленных родителей. В их представлении ребенок, идущий на урок со скрипичным футляром и папкой нот — идеален. А уж если он способен извлечь из своей скрипочки что-то мелодичнее дверного скрипа — счастью не будет предела.

Конечно, на самом деле все не так радужно. Прежде чем начинающий скрипач «зазвучит» так, что соседи по дому перестанут просить «прекратить издевательство над кошкой», пройдет немало времени.

Будут стертые струнами подушечки пальцев левой руки, характерная мозоль на подбородке.

А если учитель не поработает как следует над выработкой правильной осанки, то возможны и проблемы с позвоночником, суставами, мышцами.

Играя, скрипач придерживает инструмент подбородком. Шея постоянно повернута влево, плечо приподнято, кисть левой руки напряжена и находится в не самом естественном для нее положении. Нейтрализовать эти негативные моменты можно специальными упражнениями, которыми совершенно недопустимо пренебрегать.

Существует также мнение, что левое ухо скрипачей подвергается повышенному звуковому воздействию, что также может вызвать негативные последствия.

Гитара

Один из самых любимых детьми и взрослыми инструментов: относительно недорогой, достаточно компактный, привлекательный как для любителей классической музыки, так и для поклонников рока.

Уроки игры на гитаре превосходно развивают мелкую моторику. Начинать занятия можно довольно рано: с 5 лет. Для начала можно выбрать ребенку укулеле — маленькую гитарку, с которой ребенку будет справляться легче.

Необходимо следить за правильностью посадки ученика, за постановкой рук. В начале обучения неизбежны болезненные мозоли на подушечках пальцев левой руки.

Флейта

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

Замечательный музыкальный инструмент, позволяющий ребенку не только научиться извлекать чарующие нежные звуки, но и развивать дыхательную систему. Для начала обучения рекомендуется предложить ребенку блок-флейту, на которой он научится извлекать звуки и работать с дыханием. После 11 лет можно пробовать свои силы на более продвинутом инструменте.

Игра на флейте хороша тем, что требует овладеть техникой глубокого вдоха с последующим медленным выдохом. Именно так рекомендуется дышать тем, кто склонен к респираторным заболеваниям, бронхитам, астме.

Кроме того, инструмент относительно недорог и очень компактен — в отличие от фортепиано или контрабаса.

Очень полезно совмещать уроки игры на флейте с плаванием. Плавание тоже помогает научиться правильно дышать, а также этот вид спорта полезен для опорно-двигательной системы и в качестве закаливания.

Саксофон

Игра на саксофоне превосходно развивает дыхательную систему, так как требует хороших легких и умения управлять дыханием. Юных саксофонистов обучают абдоминальному дыханию, которое осуществляется за счет мышц живота. Раньше 11-12 лет вручать ребенку саксофон не следует, так как его легкие еще недостаточно развиты.

Важно следить за техникой игры. От неправильного положения мундштука может испортиться прикус.

Не рекомендуется обучать игре на «трудных» духовых инструментах детей с повышенным внутричерепным давлением. Саксофон тоже относится к этой группе духовых, как и гобой, труба, валторна.

Аккордеон, баян

Игра на этих инструментах — великолепное средство развивать моторику, так как пальцы обеих рук действуют несинхронно, выполняя много быстрых точных движений.

Но вот носить их ребенку лучше не позволять, так как вес инструмента вместе с футляром слишком велик для детской опорно-двигательной системы.

Занятия вокалом для детей

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

Кто из малышей не любит петь? И это стремление заслуживает поддержки со стороны родителей, потому что петь — полезно. Пение помогает развиваться дыхательной системе, заставляет легкие укрепляться и увеличивать объем вдоха.

Для ребенка более естественна народная манера исполнения, но и академическая не менее полезна.

Пение помогает справиться с заиканием, особенно хоровое. Развитие музыкального слуха у слабослышащих детей приводит к тому, что и физиологический слух становится более тонким.

Источник: https://illnessnews.ru/myzykalnye-zabolevaniia-y-detei/

Блокфлейта

О пользе игры на блокфлейте

Вы – заботливый родитель, и вам не безразлично развитие вашего ребёнка и, как следствие этого, судьба его? Вы находитесь в поисках различных обучающих методик для ребенка, и раздумываете, какая же из них наиболее эффективная?

В таком случае, есть один ответ, который, наверняка бы заинтересовал очень многих неравнодушных родителей. Это – обучение игре на Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнкаблокфлейте.

Блокфлейта дает не только музыкальное развитие. Спектр ее облагораживающих воздействий гораздо шире. Обучение игре на блокфлейте отлично развивает память и внимание, что так необходимо школьникам и тем детям, которые только собираются переступить порог школы. Так же прекрано развивается артикуляция. Что способствует устранению логопедических затруднений.

Ребенок постоянно будет заниматься дыхательными упражнениями: при игре на духовых инструментах идет повышенная вентиляция легких (почти как при физических упражнениях), а значит,  будет крепнуть голос.

Блокфлейту рекомендуют  детям, страдающим частыми заболеваниями органов дыхания и даже с более серьезными проблемами здоровья (например астма), также заметно снижается риск развития онкозаболеваний и туберкулеза.

Через координацию пальцев эффективно развивается мелкая моторика. А ведь всем известно, как мелкая моторика помогает развить интеллектуальные способности ребенка.

Не менее важный аспект – это психологическая сторона вопроса. Блокфлейта даст вашему ребенку чувство уверенности в своих силах, а также чувство значимости, столь необходимое для каждого человека, что также положительно отзовется на его самооценке.Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

Преимущества иргы на блокфлейте:

  • Доступность. Продается в любом специализированном музыкальном магазина.
  • Простота. блокфлейта – это трубка с отверстиями.
  • Звуки из блофлейты извлекать несложно. Чистые звуки, правда, издавать посложнее;
  • Дешевизна. Пластмассовая блокфлейта стоит от 200 рублей.
  • Малые размеры, помещается в кармане.
  • Польза для легких. В процессе игры они трудятся и в итоге их объем увеличивается;
  • Тренируется самообладание, осанка, моторика пальцев рукРазвивается слух, упражняется память;
  • Замечательное времяпрепровождение, поднимающее настроение. Позволяет человеку оторваться от телевизора или компьютера.

Источник: https://school48.edu.yar.ru/dopobraz/hudozhestvenno_minus_esteticheskoe_ot_44/blkfleyta.html

Программа обучения дошкольников игре на блок-флейте

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка
30.07.2014
sapog1992
Тексты
6524

5.0

  • ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА БЛОК-ФЛЕЙТЕ
  • Автор — Неманова Анастасия Сергеевна,
  • музыкальный руководитель МБДОУ № 124 города Пензы.

Пояснительная записка        Обучение игре на блокфлейте включает в себя не только освоение специфики владения инструментом, но и изучение музыкальной грамоты, развитие слуха, чувства ритма, а также знакомство с историей музыки. Ребенок получает полноценное музыкальное развитие и приобретает навыки игры на блокфлейте.
       Практическая значимость занятий на блокфлейте подразумевает как физическое, так и интеллектуальное развитие ребенка. Использование специальных исполнительских приемов дыхания развивает органы дыхания, постоянная работа над исполнительской техникой стимулирует развитие беглости пальцев и четкой координации движений. Работа над произведениями тренирует память ребенка. Знакомство с различными жанрами музыки, композиторами, с историческими стилями, эпохами и странами во время изучения какого-либо характерного произведения расширяет художественный кругозор ребенка, прививает ему интерес и любовь к музыке, развивает его творческие способности.
       При обучении на блокфлейте немаловажную роль играет ансамблевое исполнительство. Оно способствует развитию слуха ребенка, его исполнительской техники, позволяет расширить круг изучаемых произведений.
       Программа обучения игре на блокфлейте приобщает детей к искусству музицирования, развивает эмоциональность, артистизм, музыкально-художественный вкус ребенка. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, помогает социально адаптироваться, формирует исполнительскую культуру.
       Программа относится к художественно-эстетической направленности. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и является модифицированной, так как написана с опорой на уже имеющиеся методики и традиции исполнительства на деревянных духовых инструментах (в частности — на блокфлейте). В первую очередь это методики обучения игре на флейте, используемые в детских музыкальных школах, а также традиции преподавания таких профессоров-педагогов как Ю.Должиков, В.Кудря, Н.Волков, Н.Платонов и т.д.
       Отличительные особенности программы в том, что каждый ребенок, независимо от природных способностей и уровня музыкальной подготовки, может овладеть навыками игры на блокфлейте.
Программа рассчитана на полноценное развитие ребенка при игре на инструменте. Для обучения принимаются дети с любыми способностями. На первом занятии у ребенка проверяется слух, музыкальная память и чувство ритма. Таким образом, педагог составляет индивидуальный план на каждого ребенка, определяя для себя развитию каких способностей нужно уделить первоочередное внимание.
       Используемые в программе ключевые понятия, в основном, были почерпнуты из методик различных педагогов, но есть несколько понятий, которые подходят только к данной программе:
1. Обучаться могут все желающие дети, без учета музыкальных данных.
2. Ребенок может начать обучение с любого возраста.
3. Специфика образовательного процесса. Ребенок даже со средними способностями может достигнуть определенных результатов в обучении игре на блокфлейте.
Индивидуальный подход педагога к выбору изучаемых произведений помогает ребенку повысить свой исполнительский уровень за минимальный срок.

Цели и задачи программы обучения дошкольников игре на блокфлейте.

Цель программы — овладение основными навыками игры на блокфлейте, творческое развитие личности ребенка.

Задачи:
• Обучающие:
Обучение детей основным навыкам игры на блокфлейте. Освоение музыкально-теоретических знаний. Развитие навыков игры в ансамбле.

  1. • Воспитательные:
  2. • Развивающие:
  3. При планировании обучения на блокфлейте учитываются следующие моменты:
    — методическая направленность обучения, при которой дети сознательно выполняют указания педагога, понимают, запоминают способы, приемы, последовательность в работе; расширение рамок занятия путем включения сольфеджио, ритмических движений, слушания музыкальных произведений, бесед о музыке; стимулирование активности, самостоятельности и творчества детей во всех видах их деятельности на занятиях;
    — эмоциональная насыщенность уроков;
    — использование игр и игровых приемов в проведении занятий;
    — проблемное строение занятий, активизирующее внимание, мышление, общее и музыкальное развитие детей.

При игре в ансамбле привить детям культуру общения, уважение друг к другу. Сформировать правила поведения в социуме, развить традиции домашнего музицирования.
Развитие личностных свойств, таких как: самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность, коммуникабельность. А также музыкальных способностей, музыкальной памяти, мышления. Формирование потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей ребенка.

       Все эти положения остаются неизменными на всех этапах обучения на блокфлейте. Меняется лишь конкретное содержание, формы и методы работы.

Тематический план первого года обучения

№ Наименование разделов Количество занятий
1. Вводное занятие 2 занятия
2. Постановка дыхания 6 занятий
3. Изучение аппликатуры 6 занятий
4. Освоение исполнения основных штрихов 3 занятия
5.

Работа над произведениями 23 занятия
6. Работа над учебно-тренировочным материалом( упражнениями, гаммами, этюдами) 23 занятия
7. Основы музыкальной грамоты 4 занятия
8.

Показательные выступления, концерты 3 занятия
9. Итого: 70 занятий

Тематический план второго года обучения

№ Наименование разделов Количество занятий
1. Вводное занятие 1 занятие
2. Развитие навыков исполнительского дыхания 7 занятий
3. Изучение аппликатуры 4 занятий
4. Развитие артикуляции 4 занятия
5.

Читайте также:  Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано? полезное для учащихся музыкальных школ и училищ

Работа над произведениями 23 занятия
6. Работа над учебно-тренировочным материалом( упражнениями, гаммами, этюдами) 23 занятия
7. Изучение новых метроритмических структур 4 занятия
8.

Показательные выступления, концерты 4 занятия

9. Итого: 70 занятий

Структура проведения занятия Занятие состоит из следующих частей: 1. Гаммы, упражнения на развитие техники 5-10 мин
2. Нотная грамота, подбор 5 мин
3. Творческие игры, транспонирование 5 мин
4. Работа над этюдами 5 мин
5. Чтение с листа 5 мин
6. Работа над репертуаром, обсуждение, беседа о композиторе, характере, стиле 10 мин
7.

Работа над ансамблем 5 мин
8. Домашнее задание, цель которого – закрепление соответствующего знания или навыка 5 мин        Эта примерная схема занятия воспринимается как модель, которую можно по-разному изменять, уделяя какому-то виду деятельности на занятии больше или меньше времени в зависимости от уровня музыкального развития и года обучения.

Формы организации учебно-воспитательного процесса

1. Познавательная деятельность: учебное занятие, проведение бесед о музыке; репетиция; посещение концертов и
спектаклей.
2. Творческая деятельность: концертные выступления; участие в конкурсах и фестивалях.
Работа с родителями: открытые занятия, дни открытых дверей; индивидуальные беседы педагога с родителями; родительские собрания.
       Схема построения занятия всегда варьируется. Ребенок активно участвует в учебном процессе, развивает свое
творческое мышление, старается достигнуть хорошего результата.
       Блокфлейта — это одна из наиболее распространенных разновидностей продольной флейты. Многовековая история ее развития началась во времена крестовых походов, когда блокфлейта попала с Востока в Западную Европу и стала считаться одним из совершеннейших духовых инструментов.
       Сейчас же блокфлейта в основном используется лишь в образовательном процессе. Освоение навыков игры на блокфлейте подготавливает ребенка к игре на любом другом духовом инструменте.
       Все дети, независимо от возраста, начинают свое обучение на блокфлейте. После нескольких занятий, на которых ребенок получает первоочередные знания и умения, к сольной игре добавляется игра в ансамбле. Это может быть ансамбль: блокфлейта с фортепиано или же ансамбль из нескольких инструментов. Навыки игры в ансамбле изучаются во время индивидуальных занятий.        Но со второго года обучения на блокфлейте игре в ансамбле уделяется больше времени.
       Расширяются и усложняются как составы ансамблей, так и исполняемые произведения.
       В процессе занятий по программе обучения игре на блокфлейте ребенок научится правильно брать дыхание, исполнять все ноты в диапазоне полторы октавы, исполнять гаммы различными штрихами (легато, стаккато, деташе), знатьвсе тональности и играть их в подвижном темпе. Научиться самостоятельно разбирать нотный текст. Ребенок будет уметь играть в ансамбле с фортепиано или с другими инструментами. Знать основные метроритмические структуры.
Уметь настраивать инструмент и следить за интонацией во время игры.

       В процессе занятий по программе обучения игре на флейте ребенок овладеет приемами исполнительского дыхания, видами и способами атаки, ровностью и продолжительностью звуковедения, приемами исполнения нот в разных регистрах, правильной постановкой инструмента и исполнительской техникой пальцев. Научиться интонировать, настраивать инструмент и следить за его техническим состоянием. Ребенок должен применять все изученные навыки игры в ансамбле с фортепиано или другими инструментами.

  • Первый год обучения:
  • Минорные и мажорные гаммы с одним знаком, штрихи легато и стаккато, самостоятельный разбор нотного текста, основные метроритмические структуры (длительности нот, знаки и обозначения динамики), разнохарактерные пьесы.
  • Второй год обучения: Минорные и мажорные гаммы до 3 знаков в подвижном темпе различными штрихами, пунктирный ритм, самостоятельная настройка инструмента, точность интонирования во время исполнения.
  • Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемый для исполнения на блокфлейте в течении учебного года на зачетах и экзаменах
  • Первый год обучения
  • Второй год обучения
  • Содержание программы

1 полугодие
Русская народная песня «В зеленом саду»;
В. А. Моцарт «Азбука»;
Д. Б. Кабалевский «Маленькая полька». 2 полугодие
A. Красев «Топ-топ»;
швейцарская народная песня «Кукушечка»;
Й. Гайдн «Песенка».
Ансамбль: русская народная песня «Виноград в саду цветет»;
B. А. Моцарт «Аллегретто»;
А. Гретри «Спор».

1 полугодие
Л. В. Бетховен «Экосез»;
Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»;
C. Монюшко «Зимняя сказка». 2 полугодие
Л. В.Бетховен «Сурок»;
Ж. Б. Рамо «Ригодон»;
А. Лядов «Танец комара».
Ансамбль: В. А. Моцарт «Менуэт»;
Р. Шуман «Мотылек»;
Ф. Мендельсон «Песня».

Первый год обучения 1 .Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой занятий, инструментом, его устройством, правилами ухода за ним.
2. Постановка дыхания.
Теория: основные принципы исполнительского дыхания на блокфлейте.
Практика: специальные упражнения для развития активного быстрого вдоха и продолжительного выдоха. Игра длинных звуков.
3.

Изучение аппликатуры на блокфлейте.
Освоение рациональной постановки рук, головы.
4. Освоение исполнения основных штрихов на блокфлейте.
Теория: методы артикуляции.
Практика: упражнения на различные виды атаки, исполняемые на одном звуке. Обучение игре различными штрихами.
5. Работа над произведениями.
Теория: простые пьесы, чтение с листа, разбор нотных знаков и обозначений.

Практика: игра пьес как сольно, так и с аккомпанементом.
6. Работа над учебно-тренировочным материалом.
Исполнение гамм, этюдов и разнохарактерных пьес. Работа над различными видами исполнительской техники.
7. Основы музыкальной грамоты играют важную роль в обучении игре на блокфлейте.

Теория: освоение нотной записи, длительностей; освоение простейших метроритмических размеров, пауз, нюансов;
изучение флейтового диапазона.
Практика: знакомство с различными жанрами произведений; строение основных аккордов и интервалов; изучение мажорных и минорных гамм.
8. Ансамбль (для программы 1-го года обучения).

Развитие навыков чтения с листа, работа над интонацией, игра в ансамбле с другими инструментами.
9. Репетиции, участие в концертах и конкурсах.
Навыки выступлений на сцене. Участие в концертах в ДОУ .

  1. Второй год обучения
  2. Методическое обеспечение программы

1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой занятий, инструментом, его устройством, правилами ухода за ним.
2. Развитие навыков исполнительского дыхания.
Теория: принципы протяженного, ровного выдоха и понятие опоры.
Практика: игра выдержанных звуков различной динамикой, игра упражнений.
3. Изучение аппликатуры.
Теория: аппликатура в пределах трех октав.
Практика: игра развивающих упражнений, тренировка пальцев.
4. Развитие артикуляции.
Теория: освоение различных методов артикуляции и видов атаки.
Практика: игра упражнений для атаки, игра упражнений, развивающих подвижность языка.
5. Работа над произведениями.
Теория: пьесы с различными штрихами и более сложными метроритмическими структурами.
Практика: самостоятельный разбор и игра пьес как сольно, так и в ансамбле.
6. Работа над учебно-тренировочным материалом.
Теория: изучение метроритмических структур.
Практика: исполнение гамм до трех знаков, этюдов и разнохарактерных пьес.
7. Основы музыкальной грамоты.
Теория: освоение более сложных метроритмических структур, переменных размеров.
Практика: игра упражнений, пьес.
8. Репетиции. Участие в концертах, конкурсах.
Выступления на сцене, участие в концертах ДОУ

       Каждое занятие содержит в себе различные виды работ. В каждом занятии соотношение отдельных разделов точно не регламентировано. В зависимости от условий оно бывает различным, но во всех случаях всегда соблюдается определенная пропорциональность и последовательность отдельных разделов.

       В целях достижения хорошего качества исполнения, у каждого ребенка воспитывается большая требовательность к себе. Сознательное усвоение знаний, умений и навыков предполагает активность обучающегося. На протяжении всего этапа обучения ведется работа над интонацией, применяются методы индивидуальной и ансамблевой работы, используются различные упражнения, тюнер и т.

д.
       Одним из необходимых условий полноценного развития ребенка, воспитания развитой творческой личности является систематическое обучение музыкальной грамоте и т. д. Обучение игре на блокфлейте определяется педагогическими и
методическими установками, которыми педагог руководствуется в своей работе.
Форма занятий — индивидуальный урок.

Форма работы на уроке — практическая и теоретическая. Ансамбль — групповое занятие. Форма работы — практическая и теоретическая. Игра на блокфлейте — серьезный процесс, требующий концентрации умственных и физических возможностей ребенка. Обучающийся получает новые умения и навыки. Но самое главное — это творчество.

Поэтому, во время занятия используются приемы, помогающие ребенку быстрее освоить изучаемый материал. Для работы над ритмом, во время освоения различных длительностей применяются: маршировка, хлопки в ладоши, сольфеджирование, ансамблирование (игра с другими инструментами).

Дети приходят на занятия учиться и получать эстетическое удовольствие от всего творческого процесса: то знакомства с новыми произведениями, общения с педагогом, со своими сверстниками, от ощущения своего профессионального роста как музыканта-исполнителя.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программ необходимо следующее:
1.Наличие кабинета, фортепиано.
2.Наличие подставки для нот и нотного материала.
3. Наличие технических средств (метронома, тюнера).

У каждого ребенка имеется индивидуальный инструмент и нотный материал.

методическая работа, Программа, блок-флейта, обучение

Источник: http://www.musical-sad.ru/load/publikacii_avtorov/teksty/programma_obuchenija_doshkolnikov_igre_na_blok_flejte/22-1-0-1657

Польза музыки

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

  • Доводы в пользу обучения музыке
  • Кажется, слова Платона не лишены смысла. Вот лишь некоторые из преимуществ обучения детей музыке, согласно исследованиям:
  • -швейцарское исследование 1200 детей показало, что обучение музыке улучшило у детей навыки чтения, устной речи, концентрации, памяти и самовыражения;
  • — исследование в Гонконге показало, что взрослые, которые имели музыкальное образование в возрасте до 12 лет, смогли лучше вспомнить слова, чем взрослые, которые почти или совсем не учились музыке;
  •  — в исследовании в США обнаружили, что дети в возрасте 5-7 лет, которые отставали по успеваемости в школе, догнали своих сверстников в чтении и обогнали их в математике после семи месяцев уроков музыки.
  • Обучение детей игре музыкальных инструментов

Прежде чем начать обучение музыке, помогите вашему ребенку развить любовь и понимание музыки. Берите ребенка на концерты, чтобы услышать музыку в живом исполнении, слушайте музыку в записи и обсуждайте, какие музыкальные инструменты вы услышали.

Лучший возраст для начала обучения зависит от ребенка, его развития и инструмента, на котором он планирует учиться играть. Моцарт играл на скрипке в возрасте до 3 лет, Шопен на фортепиано —  в 5 лет.

Основной признак того, что дети готовы заниматься — это способность концентрироваться на уроках музыки. Хорошо, если ребенок будет знать цифры и буквы.

Выбор музыкального инструмента

Блок-флейта является весьма распространенным первым инструментом и является хорошим началом для обучения игре на музыкальных инструментах. Его плюс в относительно недорогой цене. Дети могут начать обучаться, как только их пальцы будут достаточного размера, чтобы покрыть отверстия на блок-флейте. Рекомендуемый возраст: 5+.

На пианино можно играть, как только ребенок сможет дотянуться до клавиш и будет иметь достаточно сил, чтобы прижать их вниз. Рекомендуемый возраст: 5+.

Обучение на струнных инструментах можно начинать в очень раннем возрасте. Некоторые дети могут обучаться игре на скрипке с четырех лет. Рекомендуемый возраст: 5+ (скрипка); 7+ (альт и виолончель).

Читайте также:  Новые подходы к решению проблемы повышения квалификации преподавателей музыки: взгляд учителя детской музыкальной школы

На медных духовых инструментах не рекомендуется играть до тех пор, пока дети не станут чуть постарше, из-за давления, оказанного на зубы, губы, размера инструмента и выдоха, необходимого, чтобы издать звук. Рекомендуемый возраст: 8+ (флейта, кларнет); 10+ (саксофон, труба, тромбон, валторна).

Гитара, как правило, пользуется у детей большой популярностью. Большинство учителей советуют начинать играть на акустической гитаре с нейлоновыми струнами, прежде чем приступать к изучению электрогитары. Рекомендуемый возраст: 7+.

Барабаны, как и гитара, пользуются популярностью, в том числе и из-за фактора «рок-группа». Многие ошибочно думают, что это просто – отнюдь нет! Но зато весело! Рекомендуемый возраст: 7+.

Музыкальная одаренность ребенка

Говорят, каждый ребенок рождается с абсолютным слухом, который помогает ему научиться распознавать голос мамы. Но есть мнение, что некоторые дети рождаются музыкально одаренными. Эти дети в очень раннем возрасте – до двух –  реагируют на музыку покачиванием и подпрыгиванием. Они могут воспроизводить мелодии и ритмы на фортепиано или барабане и даже определять, когда играется не та нота.

Но вопрос, будут ли они музыкально одаренными или склонными к музыке, остается открытым.  Тем не менее, если дети любят музыку, то это их дар.

По материалам kidspot. com. au статью подготовила Марина Алексейчик

Источник: https://IQsha.ru/ilove/post/polza-muzyki/

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка, Музыкальный класс

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

Вы – заботливый родитель, и вам не безразлично развитие вашего ребёнка и, как следствие этого, судьба его? Вы находитесь в поисках различных обучающих методик для ребенка, и раздумываете, какая же из них наиболее эффективная?

В таком случае, есть один ответ, который, наверняка бы заинтересовал очень многих неравнодушных родителей. Это – обучение игре на блокфлейте. Вот лишь несколько фактов об этом инструменте.

  • Блокфлейта набирает сейчас немалую популярность в этнических группах, особенно среди молодых людей. Она обретает все больше новых поклонников. Ее возможности довольно большие, и это не просто «дудочка», а самый настоящий музыкальный инструмент.
  • Блокфлейта – это маленькая продольная флейта. Она относится к семейству деревянных духовых инструментов, изготавливается из дерева или пластмассы. На корпусе можно увидеть несколько маленьких «дырочек-местечек» для пальчиков.
  • Блокфлейта по весу очень лёгкая; она занимает столь мало места, что её можно брать с собой всюду. Только представьте: тёплый летний вечер, вы сидите у костра в дружественной компании и играете на блокфлейте. Скорее всего это добавит вам популярности и всеобщего внимания.
  • Голосок у такой флейты очень приятный, нерезкий и мелодичный. Недаром, в Вальдорфских школах блокфлейта широко используется в процессе обучения: воспитатель с её помощью созывает детей, а кроме того, почти все ребята обучаются игре на ней.

Но не стоит думать, что блокфлета даёт только музыкальное развитие. Спектр её облагораживающих воздействий гораздо шире. Обучение игре на блокфлейте отлично развивает память и внимание, что так необходимо школьникам и тем детям, которые только собираются переступить порог школы. Также прекрасно развивается артикуляция, что способствует устранению логопедических затруднений.

Ребёнок постоянно будет заниматься дыхательными упражнениями, а, значит, будет крепнуть и его голос. Блокфлейту «прописывают» детям, страдающих частыми заболеваниями органов дыхания и даже с более серьёзными проблемами здоровья.

И ещё. Не забывайте про мелкую моторику. Да, да, координация пальцев чрезвычайно эффективно развивает мелкую моторику ребёнка.

Ведь нужно постоянно думать, как же теперь надо поставить пальчики, чтобы блокфлейта выдала свой нежный звук.

А ведь всем известно, как мелкая моторика помогает развить интеллектуальные способности ребенка, следовательно, можно смело заявить, что игра на блокфлейте сделает вашего ребенка умнее.

Последний аспект, но не менее важный, чем два предыдущих – это психологическая сторона вопроса. Блокфлейта даст вашему ребенку чувство уверенности в своих силах, а также чувство значимости, столь необходимое для каждого человека.

Этот инструмент, несмотря на то, что становится все более популярным, тем не менее, остаётся уникальным.

Следовательно, ваш ребенок приобретёт неповторимый навык, станет отличным от других, что также положительно отзовётся на его самооценке.

Достоинств у блокфлейты масса, начиная от ее размера и заканчивая её ценой. Только представьте вашего ребёнка, играющего, например, на виолончели. Конечно, у этого инструмента также есть много преимуществ, но блокфлейта находится в более выгодном свете по весу и размеру.

Цена этой флейты настолько мала, что не сравнится даже с походом в продуктовый магазин. Даже если нечаянно кто-то на нее сядет или произойдет какое-то другое повреждение, ничего страшного не случится, потому просто можно приобрести новый инструмент, и это будет не накладно.

Наверное, вы уже убедились в огромной пользе обучения игре на этом инструменте. Теперь задача — найти талантливого и опытного преподавателя для вашего ребенка. Но это уже другая история.

Источник: https://plusss48.ru/isskustvo-dlya-dushi/pro-polzu-igry-na-blokflejte-instrumenta-garmonichnogo-razvitiya-muzykalnyx-sposobnostej-rebyonka-muzykalnyj-klass

Хотите тренировать свой мозг? Забудьте о приложениях, играйте на музыкальных инструментах

Многомиллионная индустрия приложений для тренировки мозга под угрозой. В октябре 2014 года группа из более 100 видных нейрофизиологов и психологов написала открытое письмо о том, что «заявленный потенциал игр/приложений для прокачки мозга часто преувеличен и порой вводит в заблуждение».

 Ранее в этом году гиганта индустрии, компанию Lumosity, оштрафовали на два миллиона долларов. Её обязали вернуть деньги тысячам клиентов, которые обманулись ложными заверениями, что продукция компании повышает общие когнитивные способности и замедляет прогрессирование возрастного снижения умственных способностей.

Исследователи, изучавшие преимущества таких продуктов, написали в недавнем обзоре, что нашли «мало доказательств…, что тренировка улучшает когнитивные функции».

Игры и приложения для тренировки мозга не оправдывают рекламных обещаний.

Но хорошо известно, что некоторые виды деятельности и определённый образ жизни способствуют здоровому состоянию мозга в целом и помогают сохранить остроту ума по мере того как мы становимся старше. Одно из таких занятий – музыка.

Исследования показывают, что обучение игре на музыкальном инструменте полезно и для детей, и для взрослых. Более того, оно приносит пользу пациентам, восстанавливающимся после черепно-мозговых травм.

«Должно быть, музыка действует каким-то уникальным образом, – объясняет нейропсихолог Кэтрин Лавдей (Catherine Loveday) из университета Вестминстера. – Она в значительной степени стимулирует работу головного мозга из-за нашей с ней эмоциональной связи».

Игра на музыкальном инструменте – непростое занятие, при котором информация, поступающая от органов чувств, – зрения, слуха и осязания – согласуется с изысканными движениями.

Такое обучение может вызвать долговременные изменения в головном мозге. Профессиональные музыканты – высоко квалифицированные исполнители, которые тратят на обучение годы.

Они представляют собой естественную лабораторию для нейробиологов, изучающих, как подобные изменения происходят в течение всей жизни.

Изменения в структуре мозга

Сканирование выявило существенные различия в структуре мозга музыкантов и немузыкантов одного и того же возраста.

Например, мозолистое тело – сплетение нервных волокон, соединяющих два полушария мозга, – значительно крупнее у музыкантов.

Области мозга, связанные с движениями, слухом и визуально-пространственными способностями, больше развиты у профессиональных клавишников. А зона, посвящённая обработке сенсорных сигналов от левой руки, увеличена у скрипачей.

Сначала учёные не могли определить, вызваны ли наблюдаемые различия в структуре мозга игрой на музыкальных инструментах или они появились раньше и стали предпосылкой для занятия музыкой.

Поэтому провели лонгитюдное (долговременное) исследование и выяснили, что маленькие дети, которые 14 месяцев обучались игре на музыкальном инструменте, демонстрируют значительные структурные и функциональные изменения мозга по сравнению с теми, кто не занимался.

Все исследования показали, что обучение игре на музыкальном инструменте не только увеличивает объём серого вещества в различных областях мозга, но и укрепляет долгосрочные связи между ними.

Другие исследования подтвердили, что обучение музыке улучшает вербальную память, пространственное мышление и навыки грамотности.

Поэтому профессиональные музыканты, как правило, превосходят в этих способностях тех, кто не занимался музыкой.

Долгосрочная польза

Исследования показывают, что степень анатомических изменений в мозге музыкантов тесно связана с возрастом, в котором они начали заниматься музыкой, и с интенсивностью обучения. Наибольшие изменения обнаружились у тех, кто приступил к занятиям в более юном возрасте.

Но даже короткие периоды музыкальных занятий в детстве могут принести долгосрочную пользу.

Например, для исследования, проведённого в 2013 году, учёные набрали 44 человека пожилого возраста и распределили их по трём группам в зависимости от уровня музыкального образования, полученного в детстве.

Участники первой группы никогда не играли на музыкальных инструментах; во второй группе находились те, кто занимался от одного до трёх лет; а в третьей группе обучались от четырёх до 14 лет.

Исследователи проигрывали участникам всех трёх групп записи сложных звуков речи и измеряли время нейронных ответов в части мозга, ответственной за слух.

В старшем возрасте этот показатель ухудшается, поэтому старикам трудно понимать речь, особенно в условиях с большим количеством фонового шума. Участники исследования, которые занимались музыкой, показали самую быструю нейронную реакцию.

Учёные заключили, что даже умеренная музыкальная подготовка в детстве способствует сохранению остроты обработки звуков речи и повышает устойчивость к возрастному снижению слуха.

Недавно выяснилось, что музыкальное образование способствует реабилитации пациентов, перенёсших инсульт и другие формы поражения головного мозга.

А некоторые современные исследователи утверждают, что оно также ускоряет процесс восприятия информации и обучения у детей с дислексией и другими речевыми нарушениями. Более того, польза от занятий музыкой, похоже, сохраняется на протяжении многих лет или даже десятилетий.

Это доказывает, что обучение игре на музыкальном инструменте в детстве защищает мозг от развития когнитивных нарушений и деменции.

Коммерческие продукты по тренировке мозга улучшают лишь применяемые навыки. Но обучение игре на музыкальном инструменте имеет гораздо более широкое воздействие на мозг и умственные функции, а также улучшает другие, казалось бы, не связанные способности.

«Музыка достигает тех частей головного мозга, которые не доступны для других вещей, – пишет на своём сайте Лавдей. – Это сильный когнитивный стимулятор, который развивает мозг как ничто иное. Есть доказательства, что занятия музыкой улучшают рабочую память, речь и другие способности».

Учиться играть на музыкальном инструменте – это, по-видимому, одна из самых эффективных форм тренировки мозга.

Занятия музыкой могут вызвать различные структурные и функциональные изменения в головном мозге в зависимости от того, какой инструмент вы выбрали и с какой интенсивностью занимаетесь.

Это пример того, как значительный жизненный опыт может изменить мозг, чтобы он адаптировался к особенностям образа жизни своего владельца.

Источник: https://cameralabs.org/10878-khotite-trenirovat-svoj-mozg-zabudte-o-prilozheniyakh-igrajte-na-muzykalnykh-instrumentakh

Ссылка на основную публикацию