Психологический портрет современного композитора

Тактичный, чуткий, общительный, всегда в веселом расположении духа — таким видели Петра Ильича современники. А за кулисами оставались болезненная мнительность, ни на секунду не покидающий Чайковского страх смерти, одиночество, неврозы, мысли о суициде и собственной бездарности. Сам он называл себя мизантропом, который сходится с людьми ценой невероятных внутренних мучений.

При Чайковском не говорили о гробах

Великий композитор был чрезвычайно впечатлительным ребенком.

Смерть стала одной из главных тем стихотворений маленького Чайковского; как вспоминал младший брат Модест, «его преследовали образы сирот, стариков, умирающих, мучеников».

Когда Петру не исполнилось и 12-ти, умер от скарлатины его близкий друг Николай Вакар. С потерей самого дорогого человека он столкнулся в возрасте 14 лет — мать Александра Андреевна умерла от холеры.

Липкий, мучительный страх смерти Чайковский пронес с собой через всю жизнь. Впоследствии он даже просил не употреблять при нем слов, которые намекают на смерть — они приводили его в дурное расположение духа.

Однажды во время визита в Софийский собор в Киеве композитора привела в ужас «какая-то фигура, покрытая парчой» (это были останки митрополита Макария).

Петр Ильич выбежал из храма и на этом осмотр киевских святынь решил завершить.

После игры на фортепиано юный Чайковский возвращался домой нервный, в расстроенных чувствах. Подростком он мог ночью внезапно вскочить с кровати и сесть за рояль, чтобы сыграть только что рожденную композицию.

Парадоксально, но звуки иногда доводили будущего композитора до нервного срыва. Ему могло мешать тиканье часов, а звук проезжающего экипажа иногда доводил до натуральной истерики. Но музыка — другое дело. Петр Ильич занимался ею по железному распорядку, он никогда не давал себе поблажек.

По мнению психиатров, причина такой фантастической работоспособности заключалась в тревожном, мнительном характере.

Творчество позволяло отвлечься от рефлексии и самокопания, которые приводили Чайковского к депрессии.

Специалисты отмечают, что такого рода эмоции характерны для артистического мира: искусство требует колоссального напряжения, с которым нелегко справиться даже эмоционально стабильному человеку.

«Когда играли, то мне казалось, что я сейчас, сию минуту умру, до того у меня болело сердце»

Петр Ильич крайне болезненно относился к критике в адрес своих произведений. Впечатления от исполнения симфонической фантазии «Буря» в Париже в 1879 году он описывает в письме Модесту: во время концерта волновался настолько, что заболело сердце; после недостаточно благосклонного восприятия публикой совершенно уверился в ничтожности «Бури».

Особенно неудачным это произведение показалось ему на фоне симфонии Мендельсона, которую мастерски исполнили до «Бури». Схожие чувства, граничащие с отчаянием, он испытал после прочтения рецензий на свою оперу «Мазепа».

Психологический портрет современного композитора
Петр с братьями Модестом и Анатолием (стоят) и Николаем Кондратьевым, 1875

Неудивительно, что Чайковский сделался ипохондриком. Переживаниями относительно своего здоровья он делился в письмах к верному другу и покровительнице Надежде Филаретовне фон Мекк. При этом главным своим «заболеванием» он называл мизантропию.

«…Мизантропия особого рода, в основе которой вовсе нет ненависти и презрения к людям. Люди, страдающие этой болезнью, боятся не того вреда, который может воспоследовать от козней ближнего, а того разочарования, той тоски по идеалу, которая следует за всяким сближением.

Было время, когда я до того подпал под иго этого страха людей, что чуть с ума не сошел. Обстоятельства моей жизни сложились так, что убежать и скрыться я не мог. Приходилось бороться с собой, и единый бог знает, чего мне стоила эта борьба», — отмечал Петр Ильич.

И эти строки писал человек, который притягивал к себе всеобщее внимание на каждом светском вечере. Композитор переписывался с Надеждой Филаретовной 13 лет, делился с ней откровенными мыслями, но никогда не встречался.

Письма без купюр

В 1923 году в СССР были впервые опубликованы дневники Чайковского. Они написаны в отстраненном, почти официальном тоне, как будто по принуждению. Это лаконичные ежедневные заметки, в которых нет места душевным переживаниям. Краткие «работал», «занимался», посещения храмов, небольшие пейзажные зарисовки.

В 1940 и 1961 годах были изданы письма композитора, которые, разумеется, прошли через руки цензоров. Однако к этому моменту слухи о гомосексуализме Чайковского циркулировали в зарубежной прессе уже несколько лет. Причиной тому послужила публикация прозаика и критика Александра Амфитеатрова, опубликованная в парижской газете «Сегодня» в 1933 году.

Амфитеатров заявил, что получил многочисленные свидетельства нетрадиционной сексуальной ориентации композитора после личного разговора со знакомыми Чайковского. При этом утверждалось, что чаще всего он заводил романтические отношения с молодыми юношами, и отношения эти нередко были платоническими.

Этим также могла объясняться неудачная женитьба на Антонине Милюковой. Муж и жена прожили в одном доме всего 6 недель, после чего Чайковский уехал в Швейцарию и, если судить по письмам, даже хотел топиться. В своей корреспонденции композитор подчеркивает, что страстное желание отца видеть его женатым стало одной из причин заключения неудачного союза.

Известно также, что Чайковский планировал свадьбу с французской певицей Дезире Арто. Она не состоялась по банальной причине — Арто выскочила замуж за другого.

В 1995 году исследователь Валерий Соколов опубликовал статью, в которой приводились письма Петра Ильича его брату Модесту без купюр. Эта работа вышла в официальном альманахе дома-музея Чайковского в Клину, где и находится значительная часть корреспонденции русского композитора. Оказалось, что в советское время были отредактированы в нужном идеологическом ключе более 200 писем.

В своей работе Соколов восполняет некоторые из этих пробелов и приводит, в частности, такое послание Чайковского Модесту: «Только ты один, Модя, во всем мире можешь вполне понять испытанные мною вчера чувства. От скуки, несносной апатии я согласился на увещания Николая Львовича познакомиться с одним очень милым юношей из крестьянского сословия, служащего в лакеях.

Rendezvous было назначено на Никитском бульваре. У меня целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь. Приходим на бульвар, знакомимся и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура — un rive (как во сне), воплощение сладкой мечты».

Эти письма обнажают тяжелую внутреннюю борьбу Чайковского с тем, что он считал постыдным пороком, «величайшей и непреодолимейшей преградой к счастию». В письмах к брату композитор признается, что к своей жене испытывал самое настоящее отвращение, и описывает свои знакомства с молодыми людьми.

Эти послания рисуют образ человека, который ценой невероятных внутренних усилий пытается бороться с собой, но безуспешно. Между строк читается тонкий психологизм.

Чего стоит отрывок, пронизанный маленькой, но острой, настоящей драмой влюбленности: «Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки… и … и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, с маленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу! Что за муку я перенес! Однако он так хорош, так мил, очарователен во всех других отношениях, что с помощью двух рюмок водки я к концу вечера все-таки был влюблен и таял. Испытал хорошие, сладкие минуты, способные помирить со скукой и пошлостью жизни».

Александр Познанский, автор многочисленных работ о Чайковском, опубликованных за рубежом, не сомневается: великий русский композитор был гомосексуалистом. Он пишет о том, что в жизни Петра Ильича царил «культ веселья и развлечений», а жажда новых романтических знакомств не оставляла его ни на минуту.

Психиатр Михаил Буянов, возглавлявший Московскую психотерапевтическую академию, также изучал архивные документы (уже по медицинской части) и пришел к противоположному выводу. При этом он ссылался на материалы, связанные с визитами композитора к светилам психиатрии.

Вероятно, творчество было для Чайковского выходом из душевного кризиса; в своих произведениях он воплощал напряженные драматические концепции, мотивы одиночества и тоски. Недаром так близка ему была «Исповедь» Толстого — муки сомнения, напряженного духовного поиска не оставляли композитора до последних дней.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38913022-chaykovskiy-psihologicheskiy-portret-russkogo-kompozitora/

Ригина Н.А

Ригина Н.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА-ПРОФЕССИОНАЛА

Челябинская агроинженерная академия

This work is devoted to the analysis of psychological portrait of professional musician. The author examines the typical features of personality of professional musician.

Keywords:  personality, professional musician, creative personality.

Эта работа посвящена анализу психологического портрета профессионального музыканта. В работе рассматриваются характерные черты личности профессионального музыканта.

Ключевые слова:  личность, музыкант-профессионал, творческая личность.

«Музыкант – лицо, профессионально занимающееся каким-либо родом музыкальной деятельности (композитор, дирижер, скрипач, певец и т.п.); в обычном, более узком понимании – человек, играющий на каком-либо инструменте [7].

Дается и другая трактовка слова «музыкант»: «… мы под словом музыкант ни в коем случае не понимаем дилетанта, напротив, это такой человек, который основательно владеет знаниями теоретической и практической частей музыки и умеет их применять» [8, с. 26].

С точки зрения психологии, главной отличительной чертой личности музыканта-профессионала является неудержимое стремление перелить свои переживания и впечатления в звуки музыки, т.е. способность «омузыкаленного» восприятия и видения мира. Особенности личности  музыканта, а также всех мастеров искусства, группируются вокруг пяти «Т».

Это – Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение и Требовательность. Большинству музыкантов свойственна огромная заинтересованность во всем том, что происходит в окружающем их мире. Этот интерес сопровождается неустанным самообразованием.

Одной из черт личности музыканта является также его  универсальность, стремление охватить как можно больший круг явлений в своем творчестве [3, с.  20-37].

Воля как особое свойство психики человека входит в качестве специфической составляющей в целостную структуру художественно-творческих способностей. Профессия музыканта предполагает в качестве обязательного условия «умную», логичную организацию работы, рациональное использование творческих потенций, устремленность в ходе работы в нужном направлении, т.е. точность ориентировки.

А всякое целенаправленное действие в основе своей является волевым. Практически везде и во всем здесь необходима воля, дабы музыкант смог продемонстрировать свои возможности, свое Я в любой стрессовой ситуации [6, с. 37]. С точки зрения психологии, воля – это свойство человека в его способности, сознательно управлять своей психикой и поступками.

В психологии давно уже утвердилось положение, согласно которому воля проявляется в действии, мотивируемом умозрительной, т.е. живущей в сознании индивида, воображаемой ситуацией. Иными словами, волю человека могут стимулировать не только жизненные реалии, но и те воображаемые, умозрительные, нарисованные фантазией ситуации, создание которых вполне во власти человека [6, с. 40].

  Роль волевого фактора еще более очевидна в процессе публичного выступления музыканта. Скованность, мышечная зажатость, замедленность и неточность реакций, неуверенность в своих силах – таков распространенный синдром, характеризующий внутреннее состояние человека, которому приходится выступать перед зрителями, слушателями и т.д.

Чтобы не растеряться в этих условиях, нужны отменные волевые данные. Требуется и всесторонняя, тщательная подготовка, и отлаженная система профессиональных умений и навыков, и определенный опыт соответствующей деятельности, т.е. требуется хорошо воспитанная, натренированная, строго организованная исполнительская воля.

Следует учитывать, впрочем, что экстремальные ситуации, в которых подчас оказывается человек в силу специфики своей профессии, не только выдвигают требования к его воле, но и активно формируют, «упражняют» ее. Следует отметить, что далеко не все музыканты выдерживают волевые нагрузки, сопряженные с их работой.

Некоторые бывают вынуждены прийти к выводу, что профессиональная музыкальная деятельность, связанная со стрессовыми ситуациями, с высоким уровнем творческой активности, с нервно-психическими перегрузками, не соответствует их природным возможностям, их профессионально-личностному потенциалу [6, с. 41-42].

Общественным предназначением музыканта-профессионала является сохранение, распространение и созидание ценностей музыкальной культуры, нравственно-эстетическое, духовное совершенствование человека. Высокие профессиональные цели и  задачи музыканта требуют высокого уровня его общей и профессиональной культуры, творческих и духовно-нравственных качеств [2, с. 14].

Исследователи описывают свойства творческой личности, характерные для нее: устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих «достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности» [1, с. 58]. Согласно американскому психологу К. Тэйлору, чертами творческой личности являются: стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда – стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения [3, с. 71]. Другие исследователи отмечают такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения; способность разрешать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем. Поскольку музыканты  — это люди творческой профессии, им также присущи перечисленные черты творческой личности.

Читайте также:  Причины становиться гитаристом в цифровую эпоху

В качестве специфической способности музыканта рассматривается эстрадный артистизм, не частое проявление общих свойств натуры человека, а специфическая способность, которая может находиться даже в противоречии с его общими свойствами: способность чутко улавливать ответную слушательскую реакцию на исполнение [4]. Магическая сила артистизма заключается в том, что музыкант завораживает слушателя не только качеством исполнения, но и непосредственным воздействием своей личностью, эмоциональностью, волей, пантомимическими движениями, соответствующими характеру музыки [5, с. 107].

Исходя из проведенного анализа, психологический портрет личности музыканта-профессионала является понятием, включающим  все перечисленные выше характерные черты личности музыканта-профессионала.

Литература:

  1. Булатова, О.С. Педагогический артистизм [Текст]/ О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240с.

  2. Петров, Н.В. Формирование личности музыканта-исполнителя в процессе взаимодействия преподавателя и студента в музыкальном училище: дисс. канд. пед. наук [Текст]/Н.В. Петров. – М.: МГУКИ, 1991. – 120с.

  3. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]/В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 383с.

  4. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст]/ В.Г. Ражников. – М.: Музыка, 1989. – 141с.

  5. Савшинский, С.И. Пианист и его работа. [Текст]/ С.И. Савшинский. – М.: Классика – XXI, 2002. – 244с.

  6. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]/ Г.М. Цыкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.

  7. Штейнпресс, Б.С., Ямпольский, И.М. Энциклопедический музыкальный словарь [Текст]/Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1966. – 336с.

  8. Шушкова, О.П. О профессии «музыкант» в 18 веке [Текст]/ О.П. Шушкова/ Музыка и время. – ООО Издательство №5. – 2002. – С. 26-29.

Источник: https://www.sworld.com.ua/index.php/uk/pedagogy-psychology-and-sociology/social-law-and-special-educational-psychology/3210-rigina-on

Творческий портрет композитора как речевой жанр

Творческий портрет композитора как речевой жанр

Акчурина Н.В.

Учитель музыки МБОУ СОШ № 49 г. Новокузнецка

В настоящее время существенное влияние на формирование духовного облика личности человека оказывает музыкальное искусство. Высказывание о музыке способствует формированию богатой внутренней культуры учащихся, их эстетического вкуса и гибкости межличностного общения. Подлинное произведение искусства, возникает тогда, когда замысел переплавлен силой таланта и мастерства композитора.

Творческий портрет композитора является высказыванием, сообщением о человеке, характеризующем личность и творческое наследие с целью раскрытия его индивидуальности и неповторимости.

Портрет является одним из жанров живописи, графики и скульптуры. Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего: «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать». Увековечение человека, «выявление» его существенных индивидуальных черт – одна из задач портрета.

Диапазон возможностей исследования творческой личности широк. Жизнь и творчество великих музыкантов отражаются в научных монографиях, художественных романах, биографических исследованиях, критических статьях. В них рассматриваются особенности музыкального стиля композитора и созданные им произведения, личностные качества и индивидуальные манеры поведения и т.д.

Особая обстановка – урок музыки – влияет на структуру творческого портрета, который включается в содержание урока в зависимости от учебной задачи и ситуации общения.

Учитель, который стремится создать эмоциональную атмосферу урока, увлечь высказыванием учеников, видит в композиторе прежде всего интересного, своеобразного человека, раскрывающегося в его поступках, дружеских отношениях, любовных переживаниях и нашедшей отражение в его произведениях. Поэтому содержание может быть воплощено следующим образом:

Содержание творческого портрета композитора

Содержание Внутреннее наполнение рассказа
Биографическое повествование
  • биографические сведения как история становления личности, история духовной жизни;
Портретная характеристика
  • описание внешнего вида;
  • речевая манера (тембр, темп речи, интонационная выразительность и др.);
  • свойства характера (привычки, особенности натуры).
Характеристика творчества
  • особенности мировоззрения композитора как необходимое условие для проникновения в его творчество, особенности музыкального стиля творца;
  • тематика и проблематика произведений, характер индивидуального стиля;
  • характеристика процесса создания музыкального произведения (замысел, источник, этапы работы, редакционная правка и т.д.);
  • место композитора в эпохе (среди современников и в музыкальной культуре вообще, его вклад, заслуга), оценка его современниками, критиками;
  • цитаты из музыкальных произведений творца.
  • Раскрывая творческий портрет композитора, следует обрисовать наиболее типические, индивидуальные черты личности, основную устремлённость его творчества (например, творческое «credo»).
  • Личность композитора неотделима от его эпохи, от тех исторических событий, свидетелем и участником которых он был, поэтому, говоря о композиторе, преподаватель не просто опирается на исторические факты, а старается оживить исторические события, показать, как жизнь эпохи может быть пропущена через сердце человека.
  • Работу по отбору материала, который поможет связать историческую эпоху с жизнью композитора, мы предлагаем вести в следующих трёх направлениях:
  1. Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.

  2. Знакомство с фактами жизни композитора, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны.

  3. Выявление связей между произведениями композитора и злободневными для России тех лет вопросами.

В зависимости от ситуации общения на уроке и поставленных учителем учебных задач можно выделить следующие разновидности творческого портрета композитора по содержанию:

  • обзорный – дает общее представление о жизни и творчестве композитора («Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский»);
  • тематический – высказывание о композиторе, раскрывающее определенную тему в его музыкальном творчестве («Композитор-драматург П.И.Чайковский»);
  • жанровый – характеризует личность композитора через произведения одного жанра («Оперное творчество П.И.Чайковского», «Лирические романсы П.И.Чайковского»);
  • монографический – творческий портрет композитора, посвященный одному произведению («Музыка П.И.Чайковского для детей. «Детский альбом»).

Характер изложения определяет степень субъективности информации о композиторе, которая проявляется в отборе материала, в особенностях его построения и подачи, в языковом оформлении.

Слово о композиторе имеет особое языковое воплощение. Обязательными при подготовке высказывания также являются стадии целенаправленного планирования речи и отбора языковых средств.

Если имя композитора школьникам уже известно, произведения его изучались, то учителю приходится актуализировать уже имеющиеся сведения и открывать новую страницу жизни и творчества музыканта.

В связи со стремлением передать яркую, образную, интересную информацию о творческой личности, содержание рассказа можно разделить на две части: средства эмоционального воздействия на учащихся и средства активизации внимания.

Языковые средства слова о композиторе

Функции воздействия Содержание Пример из текста
Средства эмоционального воздействия на учащихся Эпитеты «В симфонической музыке Петр Ильич Чайковский был мастером непревзойденным»
Метафоры «Петр Ильич скончался 25 октября 1893 года. Его сметь ошеломила весь Петербург. Сотни тысяч людей сопровождали гроб великого музыканта. «Хоронят славу России», — громко сказал его учитель А.Г.Рубинштейн»
Сравнения «Его музыка звучит как звук родной речи, как голос матери, как речь любимого и дорогого существа, — эта задушевность есть во всех произведениях Чайковского»
Риторические восклицания «И невольно выступают на глазах у всех слезы. Не удержать их! Ведь страна потеряла Чайковского!»
Средства активизации внимания Местоимения «мы», «вы» «Мы с вами, ребята, отправимся в увлекательный мир музыкальных произведений П.И.Чайковского»
Риторические вопросы «Что же стоит на пути человека к счастью? Музыка Чайковского смело отвечает на этот вопрос».

Психологи выявили, что для школьников младшего возраста характерна заинтересованность человеком как носителем определенных свойств личности, появляется желание понять мотивы поведения.

Поэтому для учителя важно представить яркую, неповторимую личность творца, вызвать увлеченность яркими эпизодами.

Более глубокой, целостной будет характеристика творческой личности в текстах, предназначенных ученикам более старшего школьного возраста, так как они проявляют интерес к сложному внутреннему миру личности композитора, стремятся познать сущность моральных свойств, его творческое мировосприятие.

  1. Учитывая особенности восприятия учащимися речи учителя, время звучания высказывания о композиторе в зависимости от возраста учеников может варьироваться от 5-7 до 25 минут.
  2. Фрагменты творческого портрета могут присутствовать на разных этапах урока, но в педагогической практике наиболее распространенным является вступительный (вводный, предваряющий изучение музыкального произведения).
  3. Создавая слово о творческой личности, учителю необходимо хорошо ориентироваться в материале и быть готовым к различным речевым ситуациям в ходе произнесения слова, излагать информацию интересно, ярко, образно. На наш взгляд, основными компетенциями учителя музыки при создании творческого портрета композитора являются следующие:
  • профессиональная глубина знаний о композиторе;
  • умение творчески перерабатывать информацию с учетом возрастных и психологических особенностей учеников-слушателей;
  • суггестивность, способность к внушению, к эмоциональному воздействию на слушателя;
  • коммуникативная компетентность.

Литература:

    1. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 324 с.

    2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 496 с.

    3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

    4. Культура речи педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений /Н.Д.Десяева, Т.А.Лебедева, Л.В.Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

Источник: https://multiurok.ru/files/tvorchieskii-portriet-kompozitora-kak-riechievoi-z.html

Психологический портрет современного руководителя (стр. 1 из 4)

  • Реферат
  • На тему:
  • Психологический портрет современного руководителя
  • Выполнила:
  • Проверила:
  • 2010/2011 учебный год
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • 1. Введение
  • 2. Портрет современного руководителя
  • 3. Личность руководителя
  • 4. Что нужно, чтобы стать лидером
  • 5. «Заповеди руководителя»
  • 6. Заключение
  • 7. Список использованной литературы
  • ВВЕДЕНИЕ

Управление появилось вместе с людьми.

Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя.

Читайте также:  Про буквенное обозначение тональностей

В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой — его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века, после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения завладели всеми сферами жизни общества.

Как грибы после дождя, росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках.

Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью.

Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, речь пойдет далее.

  1. Психологический портрет руководителя
  2. Психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.
  3. К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:
  4. ­ Чувство коллективизма
  5. ­ Коммуникабельность
  6. ­ Инициативность
  7. ­ Самообладание
  8. ­ Чувство эмпатии

Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности. Если руководителя отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность — способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия, а также умение достоверно доносить информацию.

Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения. Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных.

А это значит, что он прежде всего должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь в крайнем случае — властные методы.

Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое.

Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции.

Инициатива должна быть направлена на поиски и использование наилучших методов реализации государственных планов и программ, а также быть своевременной и реально осуществимой.

Самообладание является очень важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно.

Руководитель, который не может держать себя в руках, не может вызывать чувство доверия у подчиненных.

Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.

И осталось сказать о чувстве эмпатии, т.е. сочувствие, сопереживании, умении поставить себя на место другого. Без них сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.

Вот это совокупность социально-психологических качеств, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.

Анна ЗАВГОРОДНЯЯ, техник I категории, ООО «ГазпромТрансГаз — Ухта»:

«Начальник, на мой взгляд, прежде всего обязан быть профессионалом своего дела — а это значит, что у него должно быть высшее профильное образование. Кроме того, для современного руководителя важна восприимчивость к техническим нововведениям. В первую очередь это касается компьютерной грамотности.

Хороший начальник должен обладать чувством такта в общении с подчиненными — а иначе он не сможет создать вокруг себя команду единомышленников. Чувство юмора, по моему мнению, тоже необходимо ему для того, чтобы разрядить эмоциональную напряженность, иногда возникающую в коллективе.

Также приятное впечатление производят руководители, обладающие широкой эрудицией и к месту проявляющие ее. Но главными качествами для начальника являются, с одной стороны, требовательность к подчиненным, а с другой — умение принимать иную точку зрения и быть одновременно строгим, но справедливым».

Ольга КАЛИНИНА, социальный педагог средней школы № 1:

«Чтобы умело руководить людьми, необходимо иметь высшее образование и быть в своем деле компетентным специалистом. Начальник должен знать основы управленческой деятельности и уметь работать с документацией.

  • Для конкурентоспособности ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию, отслеживая новые тенденции в избранной деятельности.
  • Но очевидно, что руководитель работает не только с бумагами, но и с людьми — и поэтому ему надо быть хорошим психологом».
  • Юрий ПЕШКИЛЕВ, арт-директор глянцевого журнала “Респект”:

«Меня несколько удивило в вопросе словосочетание «современный руководитель». То есть предполагается, что у современного руководителя должны появиться какие-то особые деловые качества, по сравнению с руководителем прошлого или даже позапрошлого веков.

Я считаю, что деловые качества — это способность находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Эти качества в руководителе ценились во все времена.

Другие же качества трудно отнести к разряду деловых. Вот количество умений у современного руководителя должно быть на порядок выше, чем у его средневекового коллеги.

Это и владение высокими технологиями, знание психологии — то есть, иными словами, современный руководитель должен иметь в своем арсенале все то, что подарила нам современная наука».

  1. В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:
  2. организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;
  3. распределение заданий и инструктаж подчиненных и контроль над ними;
  4. проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
  5. решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией;
  6. ответы на звонки и прием посетителей, ведение переговоров
  7. проведение собраний и представительство;
  8. заполнение форм отчетности;
  9. повышение квалификации.

Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры.

Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители различного ранга.

В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца.

И наконец, руководиель постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения руководителю приходится выполнять три основных роли. Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между нимиВо-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации.

Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы.

Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам. В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними.

Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Источник: https://mirznanii.com/a/41567/psikhologicheskiy-portret-sovremennogo-rukovoditelya

Психологический портрет современного руководителя

Назарова Н.Ю.

ORCID: 0000-0002-9883-5801, Аспирант, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Психологический портрет современного руководителя

Аннотация

Исследован и проанализирован психологический портрет современного руководителя с помощью он-лайн опросника «Эффективный руководитель».

Результаты проведенного эмпирического исследования выявили демократический и смешанный (демократический с элементами авторитарного) стили руководства как доминирующие.

Высокий уровень совестливости и ответственности, самообладания и настойчивости как компонентов волевой саморегуляции, а также высокий уровень саморуководства и самоценности свидетельствуют об адекватном самоотношении.

Ключевые слова: совестливость, вина, волевая саморегуляция, ответственность, самоотношение, стиль руководства, психологический портрет.

Nazarova N.Yu.

ORCID: 0000-0002-9883-5801, Postgraduate student, Saratov National Research University named after N.G. Chernyshevsky

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A CONTEMPORARY LEADER

Abstract

The article studies and analyses the psychological portrait of a modern leader with the help of the on-line questionnaire “Effective Leader.

” The results of this study revealed democratic and mixed (democratic with the elements of authoritarian) leadership styles as dominant.

High level of conscientiousness and responsibility, self-control and perseverance are components of the volitional self-regulation, while high level of self-guidance and self-value indicate adequate self-attitude.

Keywords: conscientiousness, guilt, volitional self-regulation, responsibility, self-attitude, leadership style, psychological portrait.

Современное общество предъявляет современным руководителям многообразные требования, которые ориентированы не только на профессиональные умения и навыки, но и на личностные особенности руководителя.

От умения взаимодействовать с коллективом, понимать психологический климат коллектива, личностные особенности работников зависит эффективность деятельности всего коллектива и конкретного руководителя.

Поэтому, современные исследования, в последнее время направлены на изучение личностных особенностей руководителей, их психологических качеств личности.

Читайте также:  Как выбрать синтезатор для домашнего обучения?

Целью нашего исследования выступает изучение психологического портрета современного руководителя, который рассматривается нами в контексте таких понятий, как совестливость, чувство вины, волевая саморегуляция, ответственность и самоотношение в установленных стилях руководства.

На современном этапе развития общества понятия «совесть» и «мораль» воспринимаются достаточно упрощенно. Считается, что каждый человек наделен совестью и моралью. В определенной степени это действительно так. Стоит отметить, что для каждого индивида существует «своя» степень понимания данных понятий и применения их в жизни [6, С. 72].

Понятие «совесть» рассматривается нами «мера значимости нравственной ценности в ситуации морального выбора» [4]. Совестливость мы понимаем как поступок по совести [9, С. 9]. В связи с этим, под волевой саморегуляцией мы понимаем сознательное поведение человека в преодолении трудностей на пути к цели [3, С. 7].

Чувство вины представляет собой эмоциональное состояние, связанное с ответственностью за нарушение устоявшихся в обществе нравственных ценностей [1]. В психологии ответственность рассматривается как способность индивида соотносить внешние требования со своими возможностями и делать самостоятельный выбор жизненного пути [2]. Согласно Хватовой М.В.

, самоотношение представляет собой осмысление своего «Я» в окружающей социальной среде [8, С. 16].

Рассматривая отечественные исследования по проблеме психологического портрета, мы обратили внимание на работы Марченко В.В. и Романько И.Н. Ученый Марченко В.В.

выявил, что для руководителей характерно повышенное доминирование и высокий интеллект.

Он выделил два типа личности руководителей: «интеллектуально-независимый» и «эмоционально-неустойчивый», а также описал «аутичных» руководителей, для которых характерны выраженная индивидуальность, и самодостаточность [5].

Романько И.Н.

исследуя профессионально-психологические портреты руководителей, установила, что чем более высокое место руководитель занимает в иерархии, тем выше выраженность интернального локуса контроля, регидность интеллекта и ниже напряженность, тревожность и собранность. Романько И.Н. утверждает, что с возрастом у руководителей усиливаются сдержанность и чувствительность, но снижаются волевые качества [7].

На основе методологического анализа концептуальных исследований, мы опросили руководителей различных организаций в режиме он-лайн (175 мужчин и 101 женщина). Контингент опрошенных достаточно молодой, преимущественно это люди в возрасте от 32 до 42 лет.

160 человек работают в государственных (муниципальных) учреждениях, 95 человек – в обществах с ограниченной ответственностью, 20 человек – в личном (индивидуальном) предприятии, 1 человек – в акционерном обществе.

Количество подчиненных варьируется в большей степени от 7 до 25 человек.

Качественный анализ по результатам методики «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский) выявил, что большинство руководителей (176 человек) имеют средний  и высокий уровень совестливости и чувства ответственности.

Они предпочитают строго соблюдать принципы нравственности и морали. Они считают, что законы должны строго соблюдаться. Большинство опрошенных не испытывают стыд, когда лгут в глаза собеседнику.

Руководители считают необходимым закончить начатое дело, во что бы то ни стало.

Методика «Воспринимаемый индекс вины» показала, что 236 человек из 276 имеют высокий индекс вины.

174 руководителя (63%) на момент опроса чувствуют себя спокойными, 22 человека (8%) – разочарованными, 21 человек (8%) – раздражительными и 20 человек (7%) – находящимися в состоянии упадка.

Когда они переживают чувство вины, 109 человек (39%) отмечают, что чувствуют себя подавленными, 39 человек (14%) – постыдными, 34 человека (12%) – раздражительными и 29 человек (11%) – сдерживаемыми.

Качественный анализ по тесту-опроснику А.В. Зверькова и Е.В.

Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» показал нам, что подавляющее количество опрошенных (254/267 человек из 276 опрошенных) имеют высокий уровень развития общей саморегуляции, а также настойчивости и самообладания.

Руководители хорошо контролируют свои эмоции, такие как вспышки гнева. Более половины опрошенных ответили, что их трудно отвлечь от начатой работы. 248 человек из 276 считают себя решительными и умеющими хорошо сосредоточиться в нужный момент на поставленном задании.

Большая часть руководителей отмечает, что их достаточно сложно переспорить. Они всегда стремятся доводить все свои действия до логического конца. 224 человека из 276 утверждают, что они настолько целеустремленные, что, несмотря на обстоятельства, всегда добиваются своего.

Результаты теста-опросника А. Махнача «Ответственный ли вы человек?» следующие: 184 человека из 276 имеют высокий уровень ответственности, 89 человек – средний, 3 человека – низкий. Руководители достаточно быстро достигают необходимых им результатов. 98,91 % опрошенных считают свою работу ответственной. Опрошенные способны объективно оценивать свои достижения и неудачи.

Принимая решение, они желают четко представлять, как оно отразится на деле. Они всегда стараются закончить дело, которое начали. Руководители способны достаточно точно определять приоритеты в своей работе, стремятся совершенствовать свой профессионализм.

Для них важно, что их работа приносит пользу другим, поэтому взаимодействуя с подчиненными могут признавать свои ошибки, переживать за ошибки других.

Качественный анализ по результатам теста-опросника «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки» выявил следующее: 200 человек имеют среднюю и высокую степень выраженности демократического стиля руководства, 64 человека – среднюю и высокую степень выраженности смешанного стиля (демократический с элементами авторитарного), 12 человек – среднюю степень выраженности авторитарного стиля руководства. 213 руководителей из 276 предпочитают в работе с людьми бесприкословного подчинения последних. Руководители полностью уверены, что правильно и справедливо дают оценку своим подчиненным. Опрошенные очень требовательны, предпочитают кем-либо руководить, чем работать в одиночку. Но вместе с тем, они приветствуют эффективность коллективного руководства. Если подчиненный им грубит, они стараются избежать открытого конфликта и найти с ним компромисс. Подавляющее большинство руководителей пытаются выработать универсальный стиль управления. Опрошенные доверяют своим подчиненным и предоставляют им право проявлять самостоятельность, но при этом контролируют деятельность своего коллектива. Руководители склоняются к тому, что управление должно быть гибким: без излишней требовательности и жестокости, а также чрезмерной доброты. Опрошенные утверждают, что главное в руководстве – правильно распределить обязанности. Руководители не считают правильным полагать, что подчиненные – это безвольные люди, и их не обязательно постоянно контролировать. Опрошенные полагают, что критика подчиненного должна иметь определенные адекватные рамки. Перед тем как упрекать подчиненного они предпочитают его похвалить.

Результаты по «Методике исследования самоотношения» В.В. Столина, С.Р.

Пантилеева показали, что 237 человек из 276  имеют высокий уровень саморуководства, 179 из 276 – высокий уровень отраженного самоотношения, 264 из 276 – высокий уровень самоценности, а также 203 человека из всех опрошенных – имеют низкий уровень самообвинения.

Руководители считают, что случайному человеку они будут приятны. Когда опрошенные пытаются оценить сами себя, то, прежде всего, видят свои достоинства, а не недостатки. Руководители оценивают себя достаточно высоко. Но вместе с тем, есть люди, которым они могут быть не по душе.

Руководители уверены в том, что у них достаточно интересный и богатый внутренний мир. Подавляющее большинство считают, что все, что с ними случается – дело их собственных рук. Они уверены в том, что в минуты сомнения, несмотря ни на что найдут единственное правильное решение.

Если случаются какие-то неприятности, большинство опрошенных не винят и не укоряют себя в этом. По их мнению, если бы таких людей как они было бы больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону. Они считают, что именно богатство и глубина их внутреннего мира определяют ценность их личности. Их собственное «Я» представляется для них достаточно интересным. Они вполне представляют что их ждет впереди.

Таким образом, современный руководитель наделен такими психологическими характеристиками, как высокий уровень совестливости и ответственности, самообладания и настойчивости как компонентов волевой саморегуляции. Высокий уровень саморуководства и самоценности свидетельствует об адекватном самоотношении. Уровень переживания чувства вины находится в пределах нормы.

Список литературы / References

Источник: https://research-journal.org/psycology/psixologicheskij-portret-sovremennogo-rukovoditelya/

Психологический портрет композитора

На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.

Автор24 — это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы «тема»

24 марта 2017

Заказчик создал задание на выполнение Эссе по предмету Психология

24 марта 2017

15 исполнителей откликнулись и предложили выполнить работу по стоимости от 630 до 1000 руб

24 марта 2017

Заказчик переписывался с автором yulya1985

24 марта 2017

Заказчик выбрал автора yulya1985,

25 марта 2017

Автор выполнил работу по теме Психологический портрет композитора за 1 день и уложился в заданный срок

25 марта 2017

Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ

25 марта 2017

Заказчик оставил положительный отзыв.

Закажи её у наших авторов!

Когнитивная теория Ж. Пиаже

Согласно концепции Ж. Пиаже, дети – это активные субъекты собственного умственного развития. Также у детей особая логика, которая отлична от взрослой.

Бине Альфред, французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета Альфред Бине является приверженцем объективного метода исследования, разработчиком теста IQ, одним из основоположников детской патопсихологии.

Бине родился в Ницце

и

ю

н

я

г

о

д

а

. Он воспитывался только матерью, и с ней в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Париж.

Первое образование Альфред Бине получил на факультете юриспруденции в престижном колледже Парижа. Именно это стало толчком для пол…

Групповой психолог

Индивидуальная и групповая психологическая поддержка выступает двумя основными формами реализации профессиональной деятельности психолога.

Специфика групповой психологической поддержки заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений, возникающих между членами социального объединения, в лечебных целях. Групповую психологическую по…

Иньянс Мейерсон, французский психолог

Мейерсон Иньянс (

г

г

) родился в Варшаве в семье философа-идеалиста, химика, французского ученого польского происхождения Эмиля Мейерсона.

Его отец ещё в молодости переехал из Польши в Германию, работал в химической лаборатории Р.

Бунзена, а в

году уехал во Францию, где поработав химиком, увлекается философией, понимая ее как методологию научного познания, работал секретарем Псих…

  • Психология
  • Эссе

Источник: https://Author24.ru/lenta/1863554/

Ссылка на основную публикацию