Виды русских народных танцев

Танец — это разнообразный и богатейший вид искусства, существующий с незапамятных времен. Его отличительная яркость и эмоциональный посыл никого не оставляют равнодушным и вовлекают в свое действие всех желающих приобщиться к многогранному миру искусства.

Виды русских народных танцев

Русский танец –  национальные традиции

Ни для кого не секрет, что русский народный танец является прародителем всех направлений отечественного танцевального искусства, которое формировалось в течение многих лет на его основе.

Постоянно меняющаяся мода и стремительное течение времени никак не смогли воздействовать на него и тем более повлиять на полное исчезновение с русской земли. Этот вид творчества гордо несёт в себе всю историю нашего народа.

Каждое поколение как святыню сохраняет память о своих далеких предках и трепетно бережёт всё то, что отображает их жизнь. 

Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой.

Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других.

Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них.

Что такое русский танец?

Являясь ярким и красочным творением, русский народный танец отражает эмоциональное, художественное и характерное представление о его многовековой истории. Он воплощает в себе всю творческую фантазию народа, глубину его мысли и чувства.

Этот вид искусства несет в себе конкретную идею, которая очень точно отражается в постановках. В них присутствуют: драматургическая завязка, сюжет, замысловатые художественные образы, рождающиеся благодаря многообразию пластических движений и задуманных рисунков.

Исполнительский образ воспринимается нами путем ассоциаций. 

Виды русских народных танцев

Танцевальная лексика

Содержание танцевальной лексики плотно связано с характером и ритмом мелодии. Она является самым ярко выраженным средством в танцевальном номере.

Ее составляющие инструменты: пластические жесты, мимика, мизансцены, движения рук и ног, головы и корпуса. Русский народный танец отражает лексику в концентрированной форме и прямой совокупности с национальным колоритом.

Она помогает определить, к какому месту жительства относится постановка. 

Виды народной лексики

Русский народный танец объединяет в себе четыре вида танцевальной лексики: 

  • Образная. С ее помощью создается эмоционально-подражательная ассоциация с предложенным образом. Например: ель, заяц, олень, птица и так далее.
  • Естественная. Само действие подсказывает развивающуюся в танце пластику.
  • Традиционная. Техника, наработанная за долгое время и находящаяся в постоянном процессе развития. Современные постановочные работы стилизованных танцев отличаются от старинных своей выразительностью, техникой исполнения и многообразием танцевальных движений.
  • Интонация. Это пример ярко выраженного сочетания характера эмоционального состояния с ритмом произведения. К примеру, одинаковое движение, которое исполняется в различных ритмах, отражает абсолютно разное настроение исполнителя: быстрый темп выражает радость, медленный – подчеркивает нотку грусти и мечтательности. 

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства.

Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству.

Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка – русский народный танец 

Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка.

Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги.

Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки.

Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

Виды русских народных танцев

Хоровод как один из основных русских танцев

Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник.

Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность – «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.).

Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца. Существует также распределение русских хороводов и по временам года.

Самые веселые поры – весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

Виды русских народных танцев

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.

), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства.

Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

Виды русских народных танцев

Русская народная пляска «Барыня» 

Русский народный танец «Барыня» – это импровизированная пляска. В каждом регионе ее исполняют по-разному, но неизменными остаются музыкальный размер (2/4), живой темп и веселый настрой.

Название танцевальной постановки произошло от слов песенного припева. Исполняется «Барыня» сольно, парами или просто всем ансамблем совместно.

Для нее характерны несколько установленных танцевальных фигур, которые перекликаются с плясовыми интерпретациями.

Виды русских народных танцев

Русский народный танец «Калинка» 

Русский танец «Калинка» стал визитной карточкой наших спортсменов на соревнованиях по гимнастике, танцам на льду. Также с него начинают свое выступление прославленные фольклорные коллективы. Нашу национальную русскую пляску любят и исполняют во всем мире.

В ее рисунках заложены: сочетание спокойных и быстрых движений, широта размаха родных просторов, прочная связь с народными традициями. Народный танец всегда будет нужен людям, и поэтому он существует не одно столетие.

В нем ярко отражается жизнь простых людей: их трудовые будни, помыслы, чувства, переменчивость настроения, умения и созидание.

Русская пляска необходима людям как вид национального искусства, поддерживающий традиции народа и создающий духовную красоту своеобразными и выразительными пластическими и музыкальными средствами.

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр.

Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе.

А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

Виды русских народных танцев

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками.

В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей.

По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

Виды русских народных танцев

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям.

Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным. Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы.

Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души.

Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

Источник: https://var-veka.ru/blog/russkiy-narodnyy-tanec.html

Русские танцы

Душа народа живет в его культуре, а особенно – в танцах, выражающих без слов все самое главное и отличительное, присущее определенной нации. Россия отличается богатством и разнообразием танцев. Некоторым уже несколько столетий, некоторые появились не так давно.

Народ, населяющий территорию современной России, знает русские танцы, названия которых у всех на слуху. Это «Сени», «Камаринская», «Воротца», «Плетень», «Четверка» и «Парная».

Все танцы с такими разными названиями объединяет широта души и движений, удаль, умение радоваться жизни, гордиться своим народом, сохраняя при этом скромность.

Особенности русской пляски

Виды русских народных танцев

Одним из видов народного танца является русская пляска. Она имеет несколько разновидностей:

  • хоровод;
  • пляска импровизированного характера (например, барыня или перепляс);
  • пляска с заданной последовательностью фигур (например, ланце или кадриль).
Читайте также:  Как записывают песни в студии?

Каждый район хранит свои особенности их исполнения. Отличия могут содержаться в манере танца, его характере. Название своей разновидности танца люди в каждой отдельной местности дали также свое. В этом названии обычно есть связь с наименованием тех мест.

Оно может происходить от названия песни. Самый распространенный размер – 2/4 либо 6/8. По своему темпу русские пляски бывают от довольно медленных до очень быстрых. Некоторые разновидности меняют темп на протяжении одной композиции. Чаще всего темп ускоряется.

Хороводы отличаются от прочих видов русской пляски. В хоровод могут входить только женщины или только мужчины. Есть и смешанные варианты. Во время хоровода зачастую поются песни. Нередко песни ведутся в форме диалога. Движение в большинстве случаев идет по кругу.

Перепляс – это своеобразное танцевальное соревнование. Если исполняется женская партия, то движения должны быть величавыми, плавными, спокойными. Нередко в руках присутствует платочек. Мужчины же, наоборот, в переплясе демонстрируют удаль, ловкость. Движения должны быть широкими, ловкими. В мужском переплясе нередки сцены, наполненные юмором.

Хороводы

Русские хороводы пришли из глубины веков. В них хранится стремление русского народа к единению, неразрывная связь поколений. Еще во времена князя Владимира русичи водили хороводы и воспевали подвиги своих воинов, стоящих на страже мирной жизни.

Во время великокняжеских пиров хороводы были одним из традиционных увеселений. Сейчас доподлинно неизвестно, с каких времен на Руси водят хороводы. В преданиях упоминаются эти пляски.

Но поскольку в преданиях нет четкого указания на время происходящих событий, говорить о достоверных фактах, свидетельствующих о конкретном времени появлении этих плясок неуместно.

Источники, в которых бы четко оговаривалось, когда и в связи с чем появились первые хороводы на русской земле, утеряны. Искусствоведы, лингвисты, изучающие русские танцы, названия этих танцев, раньше считали, что слово «хоровод» происходит от греческого chorobateo.

Это слово означало «ступаю в хоре». Но потом эта версия была признана несостоятельной. Еще один вариант происхождения данного слова заключался в двух исходных словах. Это слово choros, означающее «лик поющих, пляшущих», а также слово ago, которое переводится как «веду».

Эта версия также была полностью раскритикована.

Виды русских народных танцев

Некоторые филологи продолжают вести работу по объяснению этимологии слова «хоровод». Есть мнение, заключающееся в том, что в латинском языке присутствуют созвучные слова. В частности, такое слово встречается в IV книге Горация (7 ода, там говорится: horos ducere, фраза означает буквально следующее: «вести хоры, лики»). Версия выглядит весьма правдоподобной.

Если не учитывать тот факт, что народный танец возник в среде простых тружеников. А они вряд ли читали Горация и любовались интересными созвучиями его высказываний. Разумеется, из жизни, быта и культуры греков в жизнь русских пришло очень много реалий. Произошло это вместе с распространением христианства.

Но говорить с точной уверенностью о том, как и когда появился хоровод в жизни народа, сейчас нельзя.

Распространенные русские народные танцы для взрослых похожи на танцы соседних народностей. У литовцо-руссов вместо хоровода встречается корогод. Хорваты, богемцы, карпато-руссы, далматы, морлаки танцуют kolo (круг). Это славянское коло очень похоже на хоровод. Движение по кругу здесь сопровождается песнями, играми, плясками.

Некоторые модификации хоровода есть и в отдельных местностях России. Например, в Тульской, Московской и Рязанской областях было принято говорить о тех, кто пошел в хоровод, что они будут «тонки водить».

Слово «тонки» здесь, видимо, происходит от слова «толоки», означавшее игру, построенную на движении по кругу группы столпившихся лиц.

Русский хоровод имеет для русской души такое же значение, как и традиция играть свадьбу. В хороводе отразился восторг русского человека перед красотой природы летом, весной и осенью. В нем живет поэтическая сущность души народа, умение радоваться каждому дню, наслаждаться общением с близкими и друзьями.

  • Виды русских народных танцев
  • Виды русских народных танцев
  • Виды русских народных танцев
  • Виды русских народных танцев
  • Виды русских народных танцев

Источник: http://rus-dance.ru/russkie-tantsjy-nazvaniya-vidjy-istoriya-horovodjy.html

7 русских народных танцев | Русский мир

Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток религиозные представления. «Кириллица» рассказывает о 7 русских народных танцев.

Виды русских народных танцев

Трепак — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

Виды русских народных танцев

Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве.

На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить.

Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

Виды русских народных танцев

История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках.

Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу.

Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве.

Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

Виды русских народных танцев

Популярный русский танец — хоровод — танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.).

В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни.

Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа.

Виды русских народных танцев

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не были скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.

Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей. Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет.

Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Виды русских народных танцев

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь). Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало.

В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера. Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет.

При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Источник: https://maxpark.com/community/5134/content/1898416

Русские народные танцы

Искусство танцев необъятно в своем разнообразии и географии распространения. Танец доступен для всех, без разделения на мужчин и женщин, детей и стариков.

Танцевальное искусство затронуло и Россию, сформировав отдельную группу народных танцев России.

Виды русских народных танцев

Русский народный танец стал визитной карточкой народа и целой категорией народной самодеятельности. Такой танец у каждого отдельного человека получается индивидуальным, потому что отражает его внутреннее состояние.

Общим является то, что в исполнении мужчин танец характеризуется широкими движениями, более жесткими ритмами и наличием нотки юмора.

А женские русские народные танцы более плавные, грациозные, величественные и в то же время очень легкие и кокетливые. Танец в женском исполнении подобен хрупкой натуре – изменчив и непредсказуем.

Признанной на мировом пространстве стала русская пляска в деревнях. Мнение фольклористов гласит, что во всем мире нет больше такого же привлекательного танца.

  • Учитывая площадь страны и количество народов, проживающих на её территории, является закономерным, что в разных областях, русские народные танцы отличаются своими особенностями исполнения.
  • Выделяются этнические зоны: Северный регион, Южный, Центральный, Поволжье, земли на русско-белорусском и русско-украинском пограничье, Урал, Сибирь с Дальним Востоком и танцы казаческих регионов (Кубань, Урал, Амур и другие).
  • Выделено не один десяток подходов к разделению народных танцев России, но всех их объединяет различие по хореографической составляющей.

Виды русских народных танцев :

  • хоровод;
  • танок;
  • пляска;
  • перепляска;
  • кадриль.

Названия типичных русских танцев: Барыня, Берёзка, Бычок, Голубец, Журавль, Казачок, Калинка, Камаринская, Матаня, Метелица, Танок, Трепак, Тройка, Яблочко.

Виды русских народных танцев

Все премудрости исполнения этих танцев можно освоить, записавшись в танцевальную школу. Школы танцев можно найти почти в любом городе России и даже за пределами страны. Все желающие иностранцы могут познакомиться в них с культурой исполнения русских народных танцев.

Хоровод является самым древним видом русского танца. Он коллективный со смешанным составом и включает в себе движения по кругу. В нем сохраняется стародавняя религиозная, обрядовая тематика. Сопровождается песней и игрой.

Пляска и танок – это индивидуальный вид танца, или женский, или мужской. Тоже может быть разного характера и религиозного, и игрового.

Виды русских народных танцев

Самый молодой русский народный танец – кадриль. Пришёл этот танец из Франции и отличается от других большей торжественностью. Кадриль крепко закрепилась в русском быту на территории всей страны. У этого танца есть некоторые варианты под названием четверка, шестерка, семерка, восьмерка, ланце.

Очень популярной и любимой среди молодежи стал перепляс. Это некий вид соревнования, но танцевального. Часто сопровождается частушками.

  1. Если есть желание научиться танцевать любой из вышеуказанных видов танца, достаточно просто записаться в специализированную школу.  
  2. Читайте так же:
  • Детские народные танцы
  • Ансамбли народного танца

Источник: http://wdoxnovenie.ru/stati/1404/russkie-narodnye-tancy/

Виды русских народных танцев

Виды русских народных танцевСамым древним и богатым видом искусства является танец. Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение.

Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.

Читайте также:  Необыкновенные музыкальные способности

Один из самых основных и древних видов русского народного танца. Круговая композиция хоровода подобна солнцу, богу которого, в старину поклонялись славяне.

В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.

Хоровод делится на два вида – орнаментный и игровой.

Орнаментные хороводы.

Отличительной чертой орнаментного хоровода является движение его участников под песни, в которых нет ярко выраженного сюжета, и которые являются всего лишь музыкальным сопровождением.

Участники такого хоровода могут двигаться не только по кругу, но и змейкой, восьмеркой, колонной, использовать различные переходы и перестроения, выстраивая при этом красивые и четкие рисунки, или как их еще называют – фигуры хоровода.

Выбранная песня для орнаментного хоровода, часто отражает образы русской природы, коллективный труд народа и его быт.

Игровые хороводы.

Если в песне представлены действующие лица, конкретное действие и игровой сюжет, то ее содержание разыгрывается исполнителями хоровода с помощью жестов, мимики и пляски, воплощая различные образы и персонажи, песни. Такой хоровод называется игровым.

В игровых хороводах часто используются предметы быта, такие как платок, венок, лента, табуретка и многие другие. Рисунки игровых хороводов проще, чем орнаментных. Чаще всего хороводы движутся по кругу, линиями или парами.

Виды русских народных танцев: пляска

Сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К Русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур.

Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.

Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.

Одиночная пляска.

Исполняют как женщины, так и мужчины, показывая при этом все свое мастерство и изобретательность. Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции, воплощает образы.

Парная пляска.

Чаще всего парную пляску исполняют молодые девушка и парень. Ее содержание – это, как диалог влюбленных. Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка, отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком танце много чувств и буря эмоций.

Перепляс.

Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и изобретательности. Каждый танцор показывает свою индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни, сейчас же участие принимают и девушки.

Чаще всего перепляс исполняется под общеизвестные мелодии и песни.

Сейчас также вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров, когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются.

Массовый пляс.

Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве участников, ни в их возрасте.

В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга.

Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

Групповая пляска.

В групповой пляске состав ограничивается отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой. Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием и сюжетом.

Кадриль – еще один вид русского народного танца

От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено.

Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.

Виды русских народных танцев

Источник: https://music-education.ru/vidy-russkih-narodnyh-tantsev/

Виды форм русского народного танца

Виды хоровода

Орнаментальные

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.

Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни.

Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности — «завивание капустки», «заплетение плетня».

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.

Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа.

В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц.

В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет.

В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового.

В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название. Например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Рисунок танца — это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.

Виды плясок

Одиночная

Бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.

Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу — проходки — или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте — с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал.

Парная

Ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски.

Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается равность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны.

Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу.

Перепляс

Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню.

Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое.

Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.

В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны, несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.

Массовый пляс

В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах — один против другого.

Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача — не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания.

Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко.

Групповая пляска

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация.

Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию.

Она всегда имеет точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки.

Групповая пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на сцене.

Виды кадрили

Квадратная

Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест-накрест. Квадратные кадрили пляшут по всей России.

  • Основные построения и переходы пар:
  • а) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;
  • б) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и меняются местами;
  • в) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и образуют кружок, после поворота по кругу рапы расходятся обратно на места или же меняются местами;
  • г) две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.
  • Линейная
Читайте также:  Новые подходы к решению проблемы повышения квалификации преподавателей музыки: взгляд учителя детской музыкальной школы

Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.

  1. Линейным кадрилям присущи свои построения и переходы пар:
  2. а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;
  3. б) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять из парней, тогда девушки находятся в линиях;
  4. в) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «воротиками» другой.
  5. Для этих кадрилей характерно уважительное отношение парней к девушкам.
  6. Круговая

Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечетное количество пар, но не менее 4 пар.

Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя.

В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно:

  • а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнеров;
  • б) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;
  • в) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звездочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;
  • г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; исполнители совершают обход со своими партнершами правым или левым плечом вперед.

Существует также ряд других переходов. Круговая кадриль исполняется простым, шаркающим и переменным шагом.

Фигуры

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки — построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д.

Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

Круг

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг.

Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке.

Сделав мягкий полуоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

«Звездочка»

Юноши и девушки, стоя в затылок, друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении.

Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек.

В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

«Карусель»

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

«Корзиночка»

Она образуется из двух кругов — круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

«Цепочка»

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями, друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди.

Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой.

«Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Источник: https://cyberpedia.su/10xfbfe.html

Русские народные танцы

Фольклор — это самое ценное достояние народа. В народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения.

Виды русских народных танцев

Развитие русского танца шло в различных направлениях:

  • Обрядовые танцы;
  • Плясовые, увеселительные, так называемые, ярмарочные танцы;
  • Хороводы и игры в кругу;
  • Танцы ряженых и скоморохов;
  • Формирование к началу XVIII века русской народной специфической хореографии;
  • Характерный танец;

Во времена Петра I танец стал придворным, и предпочтение отдавалось европейским танцам: французской кадрили, менуэту, полонезу… Кадриль и полька появились под влиянием европейской культуры.

В это же время народная пляска приобретает вид крепостного балета В XVIII веке русские народные танцы начали исполняться на русской сцене.

В 1937 году уже ХХ столетия появился некий ансамблевый народный танец.

Основные жанры русского народного танца

За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов.

Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие.

Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни.

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми

Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Игровые имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая.

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная.

Парная исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски — разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Перепляс — это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Кадриль — французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

  • Квадратная кадриль — исполняется четырьмя парами, стоящими квадратом. Передвижения и переходы осуществляются исключительно путем обмена местами по диагонали.
  • Линейная кадриль. Участниками танца являются 2 или 16 пар, которые расположены по линии, в шахматном порядке.
  • Круговая кадриль – участвовать могут 4, 6, 8 пар, которые располагаются по кругу, и движение идет как по часовой, так и против часовой стрелки.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/russkie_narodnie_tantsi.html

Какие существуют русские национальные танцы

Вам понадобится

  • — кружок русских народных танцев;
  • — костюм.

Инструкция

Русские танцы имеют различные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Сени», «Камаринская»), иногда по количеству танцоров («Четверка, «Парная»), а бывает так, что название определяет картину самого танца («Воротца», «Плетень»). Русская пляска – вид русского народного танца. К нему относятся хороводы, импровизированные пляски (барыня, перепляс), а также танцы, имеющие определенную последовательность фигур (ланце, кадриль).

В каждом регионе Российской Федерации эти пляски видоизменены по манере исполнения и характеру, имеют свое название, происходящее обычно от названия местности. Музыкальный размер обычно составляет 6/8 и 2/4. Существуют быстрые и медленные русские пляски, а еще пляски с ускорением темпа.

Часто они исполняются по кругу, сопровождаются песней, а иногда в виде диалога участников. Женщины: Танцуйте плавно, величаво, с легким кокетством, играйте с платочком. Мужчины: Танцуйте с ловкостью и широтой, с юмором.

Русские хороводы разделены по временам года и свободным от работы дням. Принимая разделение хороводов на весенние, осенние и летние, заметьте настоящую картину русской жизни и проследите за постепенным ходом народных увеселений.

Возьмитесь за руки. Двигайтесь волнистой линией (змейкой), проходите под аркой, образованной первой парой. Разделитесь на две шеренги, расходитесь в разные стороны и постепенно сближайтесь.

Девушки: роняйте платки и венки на землю. Юноши: поднимайте платки и возвращайте хозяйкам. Данный танец символизирует сватовство, женитьбу.

Пляски-импровизации и пляски-соревнования пользуются большей популярностью, нежели хороводы. Не сковывайте себя определенной композицией, выражайте себя, показывайте все, на что вы способны. Эти пляски всегда неожиданны как для зрителей, так и для самих исполнителей.

Среди плясок-импровизаций наиболее известны следующие: «Барыня», «Валенки», «Во саду ли», «Матрешки». Попробуйте станцевать «Матрешку». Девушки: Встаньте в две шеренги, лицом к зрителям. Пятки вместе, руки на поясе. Пальцы сжаты в кулачки.

Выставите правую ногу вперед на каблук, слегка присядьте на левую. Поверните корпус вправо, разведите руки в стороны. Вернитесь в исходное положение. Повторите четыре раза для каждой ноги.

Девушки первой шеренги делают руками «воротца». Пружиньте на носках, поворачивайтесь в разные стороны. Каждой девушке из второй шеренги нужно обежать стоящую впереди. Повторите движения 17-20 тактов. Сделайте три шага, держа руки на поясе. Поклонитесь, медленно опустив руки. С последним аккордом резко выпрямитесь, положите руки на пояс.

Игровым танцам принадлежит особое место: в них ярко выражено игровое начало, проявляется наблюдательность народа или о природных явлениях (« Пурга», «Метелица»), или о каких-либо птицах и животных («Дергач», «Медведь»). Подражайте повадкам зверей или птиц, старайтесь придать им черты человеческого характера. Пользуйтесь движениями, имитирующими походку гусаков, медведей.

Видео по теме

Полезный совет

Важно, чтобы к созданию образа танца были подключены соответствующая музыка свет, рисунки и костюмы, а также хореографическая образная пластика.

Источники:

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-835022-kakie-suschestvuyut-russkie-nacionalnye-tancy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector