Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Образцово-показательный военный духовой оркестр московского военного округа — яркий представитель массовой музыкальной культуры. Среди множества видов музыкальных коллективов — симфонических, народных, вокальных, джазовых, эстрадных и других — военные оркестры занимают особое место. Ни один государственный или народный праздник, ни одно массовое мероприятие не проходят без них. Всенародную популярность и любовь эти оркестры заслужили благодаря своей яркости, красочности, самобытности и оригинальности.

Репертуар военных музыкантов, помимо традиционных маршей и вальсов, состоит большей частью из узнаваемых популярных мелодий, переложений народных песен, эстрадных композиций — музыки близкой и понятной каждому.

Военный оркестр — яркое и красочное музыкальное шоу на праздник

Военный духовой оркестр смотрится особенно празднично благодаря ярким парадным мундирам военных музыкантов и сиянию их медных инструментов.

Выступления таких оркестров зрелищны и динамичны, они неизменно притягивают к себе всеобщее внимание.

Важное место в составе таких оркестров играет группа ударных инструментов, их яркая ритмическая основа создает атмосферу всеобщего праздника и веселья.

Духовой оркестр — живое музыкальное сопровождение праздников

Военные оркестры мобильны, могут легко перемещаться, а их выступления не требуют использования какой-либо звуковой аппаратуры.

Они могут не только играть, но и двигаться во время исполнения, выполнять сложные перестроения, сходиться и расходиться в красочном дефиле.

Военные музыкальные коллективы демократичны и по репертуару, и по составу музыкантов — количество музыкантов оркестра может варьироваться без ущерба для звучания.

Для небольших мероприятий достаточно пригласить оркестр из 6-10 музыкантов. Для больших и торжественных случаев мы можем расширить состав оркестра до грандиозных размеров. Наши музыканты могут выступать в составе от 10 до 120 исполнителей.

Только военный духовой оркестр может обеспечить яркое живое музыкальное сопровождение праздника в любом месте и в любое время года!

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Заказать военный духовой оркестр на праздник:

+7 (903) 136-59-69

+7 (962) 947-44-44

Вы можете отправить нам запрос, воспользовавшись формой обратной связи

Музыканты и артисты Арт-студии «Маэстро» работают в плотном концертно-гастрольном графике. Если вы планируете наше участие в мероприятии, пожалуйста, сообщите нам об этом заблаговременно.

Update RequiredTo play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Источник: http://artmaestro.ru/groups/orchestra/orchestra-military

статьи

Духовой оркестр — это, группа исполнителей на духовых и ударных инструментах, один из массовых исполнительских коллективов. Подобный состав характерен для военных оркестров. Используется во многих странах мира с древнейших времен. 

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Инструменты духового оркестра

Основная духовая группа

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: 

  • корнеты
  • флюгельгорны
  • эуфониумы
  • альты
  • тенора
  • баритоны
  • тубы

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: 

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Группа деревянных духовых инструментов:

лабиальные язычковые 

лингвальные язычковые 

  • кларнеты
  • саксофоны
  • гобои
  • фаготы

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Группа основных ударных инструментов:

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Группа второстепенных ударных инструментов:

  • треугольник
  • бубен
  • литавры

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Используются также джазовые и латиноамериканские ударные:

  • ритм-тарелки
  • конго и бонго
  • том-томы
  • клавес
  • тартаруга
  • агого
  • маракасы
  • кастаньетты
  • пандейра и др. 

Основные группы оркестра, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени Адольфа Сакса, который изобрел их в 40-х годах XIX века. Саксгорны отличаются однородностью мензуры и формой.

Сначала семейство саксгорнов состояло из семи, а затем из девяти разновидностей: от сопранино до субконтрабаса. В музыкальной практике чаще называют три разновидности обычных медных духовых инструментов:

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время эта группа обычно именуется — основной медной группой.

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных — образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения. 

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Деревянная группа

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов:

  • флейты
  • кларнеты (с их основными разновидностями)

в большом составе также:

Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты и кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон, например: мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх.

Ударная группа

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. Основные ударные инструменты: 

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна.

Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы. Когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то, прежде всего, воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса.

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является звуковысотный фактор: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения.

Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

  • Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны и трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.
  • Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».
  • Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.
  • Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника и ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования и подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

  1. Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

  2. Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн.

  3. Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет «ля», «до» и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.
  4. В большом оркестре басовые инструменты — тубы, могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.
  5. Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi

Источник: http://tubastas.ru/orchestra/wind-band

«Военный оркестр как необходимая часть государственного праздника»

  • Светская гостиная
  • ТЕМА:«Военный оркестр как необходимая часть государственного праздника»
  • ЦЕЛЬ: — познакомить с историей военных оркестров, их ролью в мероприятиях, приуроченнух к государственным праздникам.
  • — показать детям разнообразие музыкальных инструментов;
  • — обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.
  • — формировать музыкальный вкус, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • — развивать слуховое внимание и музыкальную память.
  • ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
  • Музыкальная гостиная
  • Оборудование:
  • Мультимедийное оборудование, видеозаписи выступления военных оркестров.
  • Используемая литература:

Материалы сети Интернет: http://music-education.ru, http://www.liveinternet.ru, https://botan.cc

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Подготовила и провела:

Цегельник Н.Ю.

  1. старшая вожатая.
  2. Цель: — познакомить с историей военных оркестров, их ролью в мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам.
  3. — показать детям разнообразие музыкальных инструментов;
  4. — обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.

  5. — формировать музыкальный вкус, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  6. — развивать слуховое внимание и музыкальную память.

  7. Ход занятия.
  1. Орг. момент, приветствие.

«В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка» Наполеон Бонапарт 

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях. Музыка, исполняемая таким оркестром, способна опьянить каждого человека своей особой парадной торжественностью.

Военный духовой оркестр – это штатный оркестр воинской части, коллектив исполнителей, играющих на духовых и ударных инструментах.

В репертуар оркестра входит, конечно, военная музыка, но не только: в исполнении такого состава великолепно звучат и лирические вальсы, и песни, и даже джаз! Этот оркестр выступает не только на парадах, торжественных церемониях, воинских ритуалах, при строевом обучении войск, но и на концертах и вообще в самых неожиданных ситуациях (например, в парке).

  1. Основная часть

    1. История военных оркестров.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА

Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр.

В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага — морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России — это уникальное явление. Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I.

Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах. В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны.

В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.

РЕПЕРТУАР

Военные духовые оркестры XVIII века страдали от недостаточного количества музыкальных произведений. Так как в то время композиторы не писали музыку для духовых ансамблей, приходилось делать переложения симфонических произведений.

В XIX веке музыку для духовых оркестров писали Г. Берлиоз, А. Шёнберг, А. Руссель и другие композиторы. А в XX веке музыку для духовых ансамблей стали писать многие композиторы.

В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.

СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА

Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными). Первый вариант состава сейчас встречается уже крайне редко, гораздо более распространён второй вариант состава музыкальных инструментов.

Обычно смешанный духовой оркестр бывает трех видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем — 30, а в большом уже 42 и более. Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы.

Также особый колорит оркестра создают такие медные духовые инструменты, как трубы, тубы, валторны, тромбоны, альты, трубы теноры и баритоны. Стоит отметить, что альты и теноры (разновидности саксгорнов), а также баритоны (разновидности тубы) встречаются исключительно в духовых оркестрах, то есть в симфонических оркестрах эти инструменты не используются.

Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.

УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННЫМ ОРКЕСТРОМ — ЭТО ОСОБАЯ ЧЕСТЬ

Военным оркестром, как и любым другим, управляет дирижёр. Хочется обратить внимание на то, что местоположение дирижёра по отношению к оркестрантам может быть различным.

Например, если выступление происходит в парке, то дирижёр занимает традиционное место — лицом к оркестру и спиной к зрителям.

Но если оркестр выступает на параде, то дирижёр идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижёра – тамбуршток. Дирижёр, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.

2.2. Традиции военной музыки в России. Военные оркестры – обязательная часть большинства государственных праздников.

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы
Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Военная музыка России организационно оформилась на Московской земле в 1547 г. и с тех пор всегда была и остается камертоном души российского военнослужащего. Созданная в армии и для армии военная музыка России стала уникальным явлением в музыкальной культуре страны. В произведениях, написанных для военных духовых оркестром, нашли яркое отражение героическая история нашего народа и высокие достижения в области художественной культуры. 

История военной музыки в России 

Военная музыка существовала на Руси с глубокой древности. Но лишь при Иване IV в 1547 г. впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России.

 

Петр I придавал большое значение военной музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск. Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского.

 Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи. 

Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали наряду со знаменами и орденами награждать серебряными георгиевскими трубами как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии. В период царствования Екатерины II произошло увеличение штатов полковых оркестров.

Военно-патриотическое и социально-культурное значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн. Выдающийся российский полководец А.В.Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».

 Развитие музыкального искусства в начале XIX века во многом определилось событиями Отечественной войны 1812-1814 гг. Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. Патриотический порыв, рост национального самосознания, связанный с освободительной войной против Наполеона, ярко проявился в сфере военной музыки.

Возникло множество героико-патриотических произведений и среди них марши О.А.Козловского, Н.А.Титова, К.А.Кавоса, Ф.Антонолини, А.А. Дерфельда и другие. Во второй четверти XIX века в России в полосу расцвета вступают дарования А.С.Даргомыжского, М.И.Глинки, А.А.Алябьева и других композиторов. В это время делаются первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров.

Сохранилось крылатое выражение того периода: «Военный оркестр – это визитная карточка полка». Особое влияние на развитие военно-оркестровой музыки оказала деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора «военно-музыкальных хоров» Морского ведомства.

Проводившиеся им на флоте преобразования составов военных оркестров и организация подготовки кадров для них послужили отличным примером для подражания при проведении подобных реформ в армии.

 Во второй половине XIX века использование военной музыки в бою становилось ограниченным в связи с увеличением плотности огня и маневренности войск, произошедшего вследствие развития военной техники и вооружения.

 В 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр, в обязанности которого входило не только обеспечение военных ритуалов, но и участие в протокольных государственных церемониях. Музыканты оркестра с успехом играли во дворцах и во время приемов иностранных послов и мероприятиях, проходивших в высочайшем присутствии.

 В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами.

В мирные дни военные оркестры продолжали участвовать в строевом обучении войск, в многочисленных парадах, в музыкальном оформлении воинских ритуалов. Послереволюционные годы XX века стали периодом стихийного возникновения военных оркестров, в большинстве своем не способных отвечать стоящим перед ними задачам.

Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота. Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом – Президентским оркестром России.

 Увеличение численности Красной Армии в 1930-е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах. Поэтому в этот период значительно увеличилась сеть военно-учебных заведений, в числе которых был создан и военный факультет Московской государственной консерватории. В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.

 В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши. В послевоенные годы духовая музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры. Заметно расширился круг воинских ритуалов, повседневная исполнительская практика военных оркестров: музыкальное оформление торжественных мероприятий и парадов, боевая учеба войск, войсковые маневры и смотры. Стали традиционными конкурсы, праздники и фестивали военной музыки. Начиная с 60-х гг. XX века армейские и флотские оркестры нашей страны становятся постоянными участниками международных фестивалей духовой музыки и начинают выезжать в зарубежные страны. 

Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства. 

  1. Просмотр видеозаписей выступления военных оркестров разных стран.

  1. Завершающая часть. Подведение итогов.

    РефлексияВ современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу.

     Предоставленная возможность свободного формирования репертуара позволила военным дирижерам создавать на базе оркестров эстрадные коллективы и плодотворно сотрудничать с композиторами в области духовой музыки. 

    В настоящий момент военные оркестры, являясь носителями музыкальной культуры, сохраняют и приумножают славные традиции отечественной военной музыки. 

А какое выступление, из увиденных сегодня, понравилось вам. Почему?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/voiennyi_orkiestr_kak_nieobkhodimaia_chast_ghosudarstviennogho_prazdnika

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силыУже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях. Музыка, исполняемая таким оркестром, способна опьянить каждого человека своей особой парадной торжественностью.

Военный духовой оркестр – это штатный оркестр воинской части, коллектив исполнителей, играющих на духовых и ударных инструментах.

В репертуар оркестра входит, конечно, военная музыка, но не только: в исполнении такого состава великолепно звучат и лирические вальсы, и песни, и даже джаз! Этот оркестр выступает не только на парадах, торжественных церемониях, воинских ритуалах, при строевом обучении войск, но и на концертах и вообще в самых неожиданных ситуациях (например, в парке).

Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр.

В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага – морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России – это уникальное явление.

Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах.

В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны. В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.

Репертуар

Военные духовые оркестры XVIII века страдали от недостаточного количества музыкальных произведений. Так как в то время композиторы не писали музыку для духовых ансамблей, приходилось делать переложения симфонических произведений.

В XIX веке музыку для духовых оркестров писали Г. Берлиоз, А. Шёнберг, А. Руссель и другие композиторы. А в XX веке музыку для духовых ансамблей стали писать многие композиторы. В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.

Состав современного военного духового оркестра

Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными). Первый вариант состава сейчас встречается уже крайне редко, гораздо более распространён второй вариант состава музыкальных инструментов.

Обычно смешанный духовой оркестр бывает трех видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем – 30, а в большом уже 42 и более.

Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы.

Также особый колорит оркестра создают такие медные духовые инструменты, как трубы, тубы, валторны, тромбоны, альты, трубы теноры и баритоны. Стоит отметить, что альты и теноры (разновидности саксгорнов), а также баритоны (разновидности тубы) встречаются исключительно в духовых оркестрах, то есть в симфонических оркестрах эти инструменты не используются.

Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.

Управление военным оркестром – это особая честь

Военным оркестром, как и любым другим, управляет дирижёр. Хочется обратить внимание на то, что местоположение дирижёра по отношению к оркестрантам может быть различным.

Например, если выступление происходит в парке, то дирижёр занимает традиционное место – лицом к оркестру и спиной к зрителям.

Но если оркестр выступает на параде, то дирижёр идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижёра – тамбуршток. Дирижёр, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.

Автор – Елена Коррунтова

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Источник: https://music-education.ru/voennyj-duhovoj-orkestr-torzhestvo-garmonii-i-sily/

Духовой оркестр

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

  • Пьянящим звуком воздух городской
    Хмельно наполнен, как бокал вина,
    Давал концерт оркестр духовой,
  • И пели с ним и солнце, и весна…
  • Духовой оркестр — это группа музыкантов — исполнителей на медных и деревянных духовых и ударных инструментах.
  • Духовые оркестры давно завоевали сердца слушателей своей яркостью, динамизмом, зрелищностью, да и репертуар их легко узнаваем и понятен каждому — это марши, вальсы, переложения народных мелодий, эстрадных композиций.

*

Немножко истории

Еще в глубине Средневековья появились военные духовые оркестры — военные подразделения, исполнявшие духовую музыку, в русских войсках — с 14-го века.
Инструменты этих оркестров — трубы, бубны, литавры, барабаны (набаты).

Но настоящими оркестрами они, конечно, еще не были! О настоящих духовых оркестрах в современном понимании в Европе можно говорить с 17-го века, в России с конца 17-го — начала 18-го века, это были армейские полковые оркестры. В 17-м веке в военных оркестрах появились гобои, фаготы.

Но только с появлением в оркестрах в 18-м веке кларнета военная музыка стала мелодичной. В 19-м веке в военных оркестрах появились валторны и тромбоны.

Наполеоновские войны, когда потребовались большие духовые оркестры и для военных целей, и для народных торжеств, стали порой расцвета духовой музыки, это время появления гражданских духовых оркестров.

Духовые оркестры того времени играли либо военную музыку, в основном марши, либо садовую музыку для народных гуляний, чаще танцевальную. В то время композиторы не писали музыки для духовых оркестров, приходилось делать переложения симфонической музыки.

Если в опере требовались духовые инструменты, то, как правило, это был ансамбль (Банда) труб, тромбонов и валторн. Но в двух операх играл духовой оркестр в полном составе — в «Аиде» Верди и «Князе Игоре» Бородина (оркестровано Римским-Корсаковым).

Первым произведением, cозданным специально для духового оркестра, считается Сюита № 1 Густава Холста, написанная в 1909 году.

В 20-м веке музыку для духового оркестра писали уже многие композиторы.

Выступления военных духовых оркестров — это настоящий праздник — сверкающие медью трубы, нарядные мундиры, ритм ударных, красочное дефиле

На видеоролике ниже — полная запись плац-концерта курсантов московского музучилища в Александровском саду, концерт превосходный — впечатляет мастерство, красочность зрелища и озорство, задор молодых музыкантов, но учтите, концерт длится 20 минут!

Инструменты духового оркестра

  • Деревянные — флейта, гобой, кларнет, фагот, cаксофон.
  • Медные — труба, валторна, тромбон, туба, альт, тенор, баритон, корнет.
  • Ударные — малый барабан, большой барабан, тарелки, литавры, бубен и тамбурин, деревянная коробочка, треугольник, ксилофон и металлофон.

Эти три класса инструментов подразделяются на группы, но их мы рассматривать не будем, чтобы не утомлять читателя излишними подробностями.

Cостав современного духового оркестра:

Бывают духовые оркестры, состоящие из одних медных инструментов, и смешанные, состоящие из всех групп инструментов.
Современный духовой оркестр смешанного типа бывает трех основных видов:

  • малый — 20 исполнителей,
  • средний — 30 исполнителей,
  • большой 42–56 и более исполнителей.

В состав большого духового оркестра входят:

Деревянные инструменты — флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот).
Медные инструменты — валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, тубы.
Ударные инструменты.

В цикле очерков мы рассказали вам о нескольких инструментах медной группы — трубе, валторне, тубе и тромбоне, о деревянных инструментах -гобое, флейте, саксофоне, о лучших музыкантах-исполнителях на них.
Есть очерк о исполнителе соло на ударных Тарасове.

  1. Нет плохих и неинтересных инструментов — талантливые музыканты прекрасно играют на своем инструменте. Если вам не нравятся звуки какого-либо инструмента, не спешите делать выводы о том, что плох инструмент, возможно, вы слушали, как играют Дети Мухи, способные испортить впечатление от лучшего из инструментов…
  2. У инструментов, как у людей, разные судьбы, одним везет — для них пишут композиторы, им не приходится доказывать свое право солировать, другим это право приходится завоевывать, когда на этом инструменте играет большой Мастер, он талантом и трудолюбием завоевывают право своего инструмента на соло, как это право было завоевано для трубы Тимофеем Докшицером.
  3. Российская фортепианная и струнная школы давно славятся во всем мире, хуже было с духовыми, но сейчас многое изменилось!

Вот что говорит по этому поводу лучший гобоист России Алексей Уткин:
«Мы все-таки развиваемся! И наши духовики — уже наша гордость. Сейчас очень много российских исполнителей на духовых инструментах, прошедших стажировку у мэтров европейского и американского духового исполнительства, работают в лучших оркестрах мира, регулярно побеждают на международных конкурсах за рубежом».

  • В Москве традиционно в первых числах сентября на Красной площади бывает великолепное зрелище — фестиваль духовых оркестров мира «Спасская башня», мы посвятили фестивалю репортажи с эксклюзивными фото и видео.
  • В городском саду играет
    Духовой оркестр.
    На скамейке, где сидишь ты,
  • Нет свободных мест.

Эти строки из песни, написанной еще в 1947 (музыка М.Блантера, стихи А.Фатьянова) — примета ушедшего времени, грустно, но это так!

В наше время услышать духовой оркестр в парке — большая удача, зато есть великолепные фестивали, малые оркестры чаще радуют живой музыкой на корпоративных вечеринках, большие — в концертных залах.
Времена изменились, но духовые оркестры живы!

Валерия
31. 03. 2013

*Автор эпиграфа Виктор Д

Источник: http://korostishevsky.org/?p=3781

В городском саду играет духовой оркестр!!!

Вспоили вы нас и вскормили, Сибири родные поля, И мы беззаветно любили Тебя, страна снега и льда. Теперь же грозный час борьбы настал, настал, Коварный враг на нас напал, напал. И каждому, кто Руси — сын, кто Руси — сын, На бой с врагом лишь путь один, один, один…

После Октябрьской революции 1917 года марш чуть не попал под запрет из-за любви к нему белых.

Вообще, многие моменты, связанные с историей «Прощания славянки», до сих пор остаются туманными: так, историки спорят, звучала ли композиция на параде на Красной площади 7 ноября 1941-го (парадом командовал как раз Василий Агапкин). Если верить мемуарам Семёна Будённого и некоторых его современников, оркестр в тот день действительно исполнил этот марш.

«Прощание славянки» значительно повлияло не только на отечественную, но и на зарубежную культуру. Так, в Польше во время Второй мировой войны марш стал гимном партизанского движения — у них песня была известна под названием «Расшумелись ивы плакучие» и с текстом Романа Шлезака.

С 1955 года все поезда отправлялись с вокзала Симферополя под этот марш, да и сейчас на многих российских вокзалах сохранилась эта традиция. В рейс под известный марш уплывают и теплоходы на Волге, и паром Ванино – Холмск, а Тамбовская область вообще выбрала «Прощание славянки» своим гимном.

Марш до сих пор исполняется с разными вариантами текста — а зачастую и вообще без слов. Одним из «канонических» текстов стали строки Владимира Лазарева — такие же красивые, как и сама музыка:

Наступает минута прощания, Ты глядишь мне тревожно в глаза, И ловлю я родное дыхание, А вдали уже дышит гроза. Дрогнул воздух туманный и синий, И тревога коснулась висков, И зовёт нас на подвиг Россия, Веет ветром от шага полков. Прощай, отчий край, Ты нас вспоминай, Прощай, милый взгляд, Прости-прощай, прости-прощай.

По одной из версий марш «Прощание славянки» произошёл от названия притока Славянка,главной артерии Крыма реки Салгир.На берегу притока Василий Агапкин жил будучи в Симферополе.Эти места зачаровали Василия Агапкина.Эту версию выдвинул известный музыковед,композитор Юрий Евгеньевич Бирюков.

В каждой культуре, у каждой нации есть свои определяющие символы, артефакты. В России к таким символам относится марш «Прощание славянки», написанный более 100 лет тому назад.

1.

Марш был написан в 1912 году в Тамбове, штабс-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий на Балканах, когда за свободу от турецкого ига боролись Болгария, Сербия, Черногория, Греция.Василий Иванович Агапкин

2. Во время Гражданской войны марш звучал и в красных войсках, и в белых. Тексты марша в Добровольческой армии и в РКК были, естественно, разными.

3. В двадцатые годы марш практически попал под запрет и перестал исполняться.

4. Существует легенда, что марш «Прощание славянки» звучал в ноябре 1941 года, когда бойцы прямо с Красной площади уходили на фронт, а также в 1945 году на Параде Победы. Это не подтверждается документально, но факт возникновения легенды говорит о значимости марша.

5. Вновь марш активно зазвучал после фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» 1957 года в сцене проводов с добровольцами на перроне вокзала, где Вероника так и не успела попрощаться с Борисом…

6. «Прощание славянки» являлось гимном партизанского сопротивления в Польше во время Второй мировой войны. С текстом Романа Шлезака марш назывался «Расшумелись плакучие ивы».

7. Не очень давно появилось мнение, что автор марша – на самом деле Яков Богорад. В реальности Агапкин отвез в Симферополь капельмейстеру и издателю Богораду своё произведение, и тот сделал инструментовку, то есть переложил музыку с фортепианного варианта на оркестр. И помог придумать название – «Прощание славянки».

8. Этот марш порой называется перронным, потому что под него прощаются на вокзале. Теперь и в мирной жизни. Сегодня под звуки марша отправляются теплоходы на Волге и поезда во многих городах страны. Например, фирменный поезд «Татарстан» (Казань – Москва), фирменный поезд «Кама» (Пермь – Москва), фирменный поезд «Сура» (Пенза—Москва), фирменный поезд Воронеж—Москва и многие другие.

9. Рабочим названием фильма «72 метра» было «Прощание славянки» (как сообщил “Правмиру” режиссер картины Владимир Хотиненко).

10 «Дочь композитора рассказывала, как однажды в Нью-Иоркском метро она остановилась послушать бродячего аккордеониста, и произошло чудо: музыкант, даже не догадываясь кто стоит рядом, вдруг заиграл русский марш «Прощание славянки», некогда написанный ее отцом», – сообщает Николай Губин, капельмейстер в отставке, автор и владелец сайта «Марш тысячелетия», посвященного маршу «Прощание славянки» (http://slavyanka2012.ru/)

11. Исследователями Николаем Губиным и Михаилом Чертком выдвинута интересная версия происхождения рисунка, изображенного на обложке первого типографского издания клавира марша «Прощание славянки».

По этой версии «прототипом» фигуры гусара послужило фото самого Василия Агапкина, а прообразом фигуры женщины – славянки послужило фото его жены, Ольги Матюниной.Первое типографское издание марша «Прощание славянки».

Слушают только стоя говорил

Начальник Военно-оркестровой службы ВС РФ – Главный военный дирижер, генерал-лейтенант Валерий Халилов. Трагически погибший.

Источник: https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43227248700/V-gorodskom-sadu-igrayet-duhovoy-orkestr!!!

История современной отечественной музыки Музыка для духовых оркестров

С первых дней после Октябрьской революции музыка для духовых оркестров оказалась тем жанром, который сразу был поставлен на службу новому строю. Изменившиеся социально-политические условия существования искусства и музыкальный быт, казалось, требовали в то время поиска художественных форм и средств, адекватных умонастроению нового слушателя.

Передать свойственное тем дням возбуждение и разнообразные переживания людей можно было в характерных только 20-х годов формах празднеств и концертов-митингов, собиравших огромное количество народа. В силу своих специфических возможностей акустических особенностей духовая оркестровая музыка стала обязательным участником подобных торжеств и музыкальных действ.

Ее ослепительное и мощное звучание придавало их проведению величие и грандиозность, создавало необходимую торжественность.

Выступления духовых оркестров в движении на открытом воздухе несли в себе элемент театральности, зрелищности, предоставляли возможность коллективного общения всех участников массовых празднеств, где каждый мог почувствовать себя сопричастным к происходящему.

Еще до революции военные оркестры пользовались любовью в самых различных слоях русского общества.

Для каждого русского человека, не только солдата, звучание духового оркестра навсегда слилось с понятиями «мужество», «долг», «любовь к Родине».

Именно этим объясняется популярность духовой оркестровой музыки в первое революционное десятилетие, когда народу казалось, что он сражается за новое Отечество.

По своей социальной значимости и диапазону общения со слушателем духовая оркестровая музыка, как и советская массовая песня, выступила одним из самых демократичных жанров искусства 20-х: годов. Она была доступна широкому кругу слушателей, удовлетворяла различные вкусы.

В музыкальном быте и концертной жизни страны она занимала важное место. Духовые оркестры выступали на площадях и импровизированных концертных эстрадах, создавались сводные оркестры, которые играли на митингах и демонстрациях, народных и спортивных праздниках, в садах и парках.

Главными исполнителями являлись военно-музыкальные коллективы, как наиболее организованные и профессионально обученные. Самодеятельные оркестры также сначала сформировались в армейской среде, и лишь потом начали появляться гражданские духовые ансамбли.

Поэтому в дальнейшем речь пойдет о военной духовой музыке, которая в это время определяется как самостоятельная область художественного творчества.

К началу XX столетия русская музыка для духовых оркестров уже обладала значительными достижениями. Она была незаменимым атрибутом при подготовке и проведении боя в царской армии. Выдающиеся отечественные полководцы считали, что в сражении музыка способна поднять боевой и патриотический дух солдат.

Суворов говорил в свое время: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громкой музыкой взял я Измаил».

Духовая оркестровая музыка, которая в первую очередь носила военно-патриотический характер, к концу XIX века приобретает большое культурно-просветительское значение и не ограничивается только военными целями. К ней обращаются многие русские композиторы, расширяя репертуар произведениями в различных жанрах.

Еще в начале XIX века появляется русская симфония для духового оркестра, автором которой был А. Алябьев (написана в 1830 году). Военный оркестр звучал в операх М. Глинки, жанры военной музыки создавали П. Чайковский, А. Рубинштейн, А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов и другие. В.

Стасов справедливо писал в 1867 году: «Военные оркестры — проводники не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в процессии, в каждом народном или национальном торжестве кого же народ всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь из музыки, как не через него?».

Такой просветительский характер имела, скажем, деятельность военно-морских оркестров, возглавляемых Н. Римским-Корсаковым. Круг исполняемых сочинений был достаточно широким и не ограничивался только переложениями серьезных симфонических, оперных или вокальных сочинений. В концертную практику непременно входили популярные произведения легкой музыки, по обязательно отвечавшие высоким художественным требованиям. Эта традиция была подхвачена и развита оркестрами в советское время.

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей развития жанров оркестровой духовой музыки в 20-е годы, необходимо сформулировать се основные функции: 1. Служебно-строевые функции. В данном случае музыка связана с определенным, строго регламентированным воинским ритуалом.

Основу репертуара составляют марши, каждый из которых может быть исполнен в конкретной ситуации. Это строевые (боевые, походные) и церемониальные (торжественные, встречные, похоронные) марши. Музыка подобного рода наиболее устойчива в своих проявлениях и несколько обособлена в развитии от общих музыкальных процессов.

Она имеет большое военно-патриотическое и воспитательное значение, являясь важной частью деятельности военных оркестров. 2. В послереволюционное десятилетие на первый план выходит общественная, официально-торжественная функция.

Духовые оркестры сопровождают массовые политические и торжественные мероприятия: митинги, демонстрации, праздничные народные гуляния, официальные встречи и юбилеи. Главными жанрами в данном случае выступают гимн, торжественный марш, а также революционная и массовая песня.

3. Особенно возрастает в 20-е годы культурно-просветительная функция. Исполняя лучшие сочинении поенной и особенно классической музыки, оркестры вносили существенный вклад в пропаганду серьезного творчества и выступали в роли его проводников на широкую концертную эстраду. Пользуясь огромной популярностью, они, таким образом, приобщали к искусству массы людей.

Не стоит забывать еще об одной, упомянутой нами стороне концертной работы оркестров. Долгое время их можно было слышать в садах и парках, на вечерах отдыха и спортивных мероприятиях. Звучание духовой музыки создавало светлое и радостное настроение, праздничную приподнятость.

Представить музыкальный быт 20 — 30-х годов без военно-духовых оркестров оказывается невозможным.

1 2 3

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/songbook/isom/isom1_2_3_1.htm

Ссылка на основную публикацию