Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? виды джазовых ансамблей

Нет, это не культура плавания брассом и даже не секта пловцов-брассистов. Брасс – это набирающее популярность направление духовой музыки, которую исполняют оркестры, состоящие только из медных духовых инструментов, как правило, дополненных ударной секцией.

Впрочем, новой эту музыку можно назвать весьма условно – брасс появился еще в середине прошлого века, но в России до сих пор не нашел широкого распространения.

На значение слова намекает этимология: с английского «brass» – «латунь», сплав меди с цинком или оловом, из которой и делают некоторые духовые инструменты.

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей

То есть, если заменить в композиции все инструменты на духовые, получится брасс? Говоря упрощенно, да.

Брасс – жанр, изначально ориентированный на исполнение произведений, предназначенных для другого набора инструментов, но с ростом его популярности композиторы стали писать и специально для брасс-ансамблей.

А сегодня группы не ограничиваются рамками и канонами и исполняют на духовых свою авторскую музыку. Брасс-коллективы даже называют «шагающими оркестрами»: как средневековые менестрели, они легко могут импровизировать прямо в толпе на каком-нибудь празднике или шествии.

Это и есть основной посыл, заложенный в самом сердце брасса – праздник, карнавал и безудержное веселье. Кто сказал, что духовые оркестры – это строго и классически-скучно? Во всяком случае, явно не брасс-бэнды: они легко доказывают, что на духовых можно играть не только классику или военные марши, но и все что угодно – от латины до техно и хауса.

Брасс-культура вчера

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей

Хотя у нас о брассе до сих пор знают немногие, идея далеко не нова: первые произведения для медных духовых ансамблей создавались еще во времена итальянского ренессанса. Правда, потом почти на три века об этом жанре музыки забыли, и поднимать голову он начал только в середине XIX столетия – например, активно использовал медные духовые французский композитор Берлиоз. Приложила руку к развитию еще не брасса, но его предшественника и Россия: именно четыре произведения русского композитора Виктора Эвальда считаются первыми сочинениями для медного духового квинтета.

В XIX веке прародителей современного брасса можно проследить сразу в трех направлениях – это духовые оркестры Британии, балканская народная музыка, которая под влиянием турецких оркестров начала исполняться на латунных духовых, и смесь европейских и африканских традиций в музыке Нового Орлеана. Та же музыка, которая попала в Америку из Западной Африки и явилась началом джаза, логично предопределила и брасс.

Но родиной брасса в современном его понимании, как водится, стали США.

Именно там во второй половине XX века под влиянием того же новоорлеанского джаза появились брасс-квинтеты с классическим составом – две трубы, валторна, тромбон и туба.

Первые брасс-ансамбли сформировались из участников Чикагского симфонического и Нью-Йоркского филармонического оркестров, что как бы намекает – репертуар был весьма классическим.

Брасс-культура сегодня

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей

Впрочем, и у нас считать брасс новинкой было бы весьма опрометчиво: например, петрозаводский ансамбль «Карелия-Брасс», выступающий до сих пор, создавался еще в далеком 1973 году. Точнее будет сказать, что сейчас брасс-культура в России выходит на новый уровень – и он сильно отличается от традиционного брасс-квинтета. Это даже уже и не квинтет: современные брасс-ансамбли могут насчитывать и семь, и одиннадцать человек, которые вовсе не обязательно играют только на духовых – у некоторых сегодняшних брасс-команд встречается даже вокал.

Однако так далеко от традиций отходят не все.

Например, знаменитый английский ансамбль «Лондон-Брасс», в марте 2017 года выступавший в Ярославле на Международном фестивале Юрия Башмета, вполне соответствовал канону: музыканты в костюмах и галстуках аккуратно играли Джованни Габриели – венецианского композитора XVII века. И хотя элемент экстравагантности в лице хитов группы Queen в их программе все же был, на наши брасс-команды, лихо трубящие «Ленинград» в разноцветных костюмах, англичане мало похожи.

Сейчас крупнейшее в России мероприятие, продвигающее брасс-культуру – Фестиваль шагающих оркестров, впервые прошедший еще в 2013 году в московском парке «Музеон». В 2017 году в саду имени Баумана фестиваль, приуроченный к Дню победы, прогремел уже в пятый юбилейный раз. Каждый раз мероприятие собирает ведущие брасс-коллективы, которые, как правило, появляются здесь из года в год.

«МосБрас оркестр»

«Самый зажигательный и безумный брасс-бэнд», как музыканты сами себя называют, и стал идейным вдохновителем фестиваля и одним из законодателей российского брасс-движения.

Одиннадцать человек, играющих на духовых и ударных, не признают никаких рамок и устоявшихся жанров – от них можно услышать и классический джаз, и джангл, и драм-н-бейс.

Отсюда и разнообразие мероприятий, на которых они выступают: от «Пикника Афиши» до некоммерческого фестиваля «Пустые Холмы», а петербургскую «Усадьбу Jazz» музыканты посещают не первый год.

В том же 2013 году группа решила пойти дальше – и создала не только фестиваль, но и целую организацию «Позовите оркестр!», чтобы объединить под ее эгидой все российские брасс-бэнды и показать, что брасс – не просто забавные аранжировки чужих песен, но полноценный и самодостаточный жанр.

1/2 Orchestra

Шестеро музыкантов, сначала представлявших собой классический брасс-оркестр, теперь называют свой жанр «нью-эйдж брасс», честно подчеркивая, что от новоорлеанского джаза они ушли достаточно далеко. Панк, фьюжн, даже клубные транс и хаус – вот репертуар команды, собственно брасс-музыку использующей только как отправную точку, но далеко не как аксиому.

От живого исполнения – важнейшей составляющей брасса – музыканты не отходят, но процессоры и электронный саксофон помогают им добиться совсем не классического звучания и приблизиться к современной электронной музыке.

Танцевальность – вот новый лозунг новой духовой музыки, и 1/2 Orchestra, придерживаясь этого закона, превращают свои выступления скорее в дискотеки, чем в привычные нам концерты.

Brevis Brass Band

У московской команды, недавно отыгравшей концерт в петербургском клубе «Грибоедов», богатый и пестрый послужной список – это и выступления на Рублевке, и концерт в Кремле вместе с Родионом Газмановым, и встреча гостей в сочинском аэропорту во время проведения «Формулы 1», и даже появление в небезызвестных «Comedy club» и «Давай поженимся». Но на пике популярности они оказались после разогрева группировки «Ленинград» в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других городах – не случайно в репертуаре брасс-бэнда уверенно разместились несколько хитов Шнурова.

Brevis Brass Band традиционно позиционирует себя кавер-группой, и их сет-лист уже совсем не по классике превращается в гремучую смесь из песен Элвиса, советских шлягеров и композиций корейского исполнителя PSY.

Brevis Brass Band — Rolling In The Deep (Adele cover)

Брасс-культура завтра

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей

Сейчас интерес к брассу потихоньку растет, а у брасс-бэндов уже сложилась определенная аудитория. Но, хотя сама суть брасса отвечает сегодняшнему запросу на танцевальность, когда даже рок-пенсионеры меняют гитары на синтезаторы в угоду возрождающемуся синти-попу, вряд ли брасс станет популярной «музыкой для всех». И не потому, что духовые оркестры – нечто скорее элитарное, чем массовое. Причина скорее в том, что жанр, в основном ориентированный на каверы, едва ли сможет занять ключевое место в музыкальной индустрии.

Но брасс-музыканты, кажется, и не стремятся покорить мир – всего лишь сделать его чуть веселее. В любом случае, если праздника станет слишком много, он перестанет быть праздником, не так ли?

Источник: https://sub-cult.ru/chtivo/statji/8440-chto-takoe-brass-kultura-i-pochemu-orkestr-shagaet

Глас трубный: что происходит с брасс-ансамблями в России

Брасс-секция — это группа медных духовых инструментов, к которым относятся труба, тромбон, валторна, туба, саксофон и некоторые другие разновидности металлических инструментов.

Современная поперечная флейта тоже сделана из металла, хотя ее исторического предка производят из дерева.

Мягкий шелковый тембр флейты, в отличие от звонкой меди, имеет «деревянный оттенок», поэтому она является единственным металлическим исключением в группе деревянных духовых инструментов.

В выражении «огонь, вода и медные трубы» последние призваны испытывать человека славой: парадоксально, но к сегодняшнему дню сами инструменты этой славы не испытали. Кроме библейской миссии прославления у трубы есть и более мирская задача — призывать воинов на рать.

Голос сражений, завоевавший себе место в симфоническом оркестре, до сих пор не вышел на равные позиции со сладкоголосыми любимчиками толпы — скрипками и флейтами.

Чтобы понять, что происходит с брасс-ансамблями сегодня, мы посетили один из лучших и показательных концертов в жанре духовой музыки.

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблейБрасс-ансамбль Дягилевского фестиваля. Источник

26 мая в органном зале Пермской краевой филармонии выступил брасс-ансамбль Дягилевского фестиваля.

Концерт, как обозначил трубач и конферансье Павел Курдаков, являлся вечером Маттиаса Хёфса и его учеников: большая часть ансамблистов учились или учатся у маэстро в Высшей школе музыки Гамбурга.

При полном зале на этом концерте фестиваля было меньше всего критиков и прочих селебрити музыкального мира. Кажется, что слушатели в основном состояли из приближенных к миру духовой музыки и случайных людей. Почему брасс-ансамбли до сих пор в слепом пятне?

Существуют меломаны, коллекционирующие записи струнных квартетов, несть числа любителей классической оперы, но, когда речь заходит о «медяшках» (так в просторечии называют медные духовые инструменты), количество знатоков и любителей резко уменьшается. Тромбон, а еще чаще туба выступают героями музыкальных мемов, а сами духовики нередко подвергаются остракизму и стереотипизации. Однако всерьез говорить об этой несправедливости не спешат. Впрочем, как и ходить на концерты брасс-ансамблей.

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблейОдин из многочисленных мемов о тубисте. Источник

Если вы не знаете, как проявить свой незаурядный вкус, обратите внимание на брасс-ансамбли: велика вероятность, что вы не найдете себе конкурента в обсуждении вопроса даже через шесть рукопожатий.

Вместо того чтобы обходить неудобные углы, стоит взглянуть проблеме в лицо и выяснить, почему меломаны до сих пор не освоили такое непаханое поле, как ансамблевая духовая музыка. Как так получилось и почему при высоком авторитете саксофона остальная медная секция всё еще курит в сторонке?

Медные духовые получили высокий статус в XX веке, вместе с расцветом джаза. Уличные диксиленд-оркестры использовали эти инструменты, потому что они были достаточно громкими и подходили для сопровождения похоронных или праздничных процессий.

В джазовом оркестре брасс-секция стала ключевой: именно по слаженной игре медных духовых оценивается уровень биг-бэнда.

Но что дозволено Юпитеру, не дозволено быку, и академическая музыка здесь вовсе не в роли Юпитера.

Квартет тромбонов Music Brass

В XIX веке возник симфонический оркестр, каким мы знаем его сегодня, — на его создание больше всего повлияли Бетховен, Берлиоз и Вагнер. Хотя тромбон уже использовали в своих операх Глюк и Моцарт, в оркестр на постоянной основе его взял Бетховен. С Пятой симфонии он начинает использовать его регулярно.

Три пьесы для квартета тромбонов, Людвиг ван Бетховен

Несмотря на то что медные духовые не так давно «вышли в свет», их репертуар не ограничивается последними эпохами. Переложения и аранжировки барокко для меди звучат не менее интересно, чем оригинал, в этом можно было убедиться и на концерте Дягилевского брасс-ансамбля.

Интересной особенностью профессии является умение создавать переложения произведений, что в положительную сторону отличает духовиков от скрипачей, которым этот навык не требуется.

Читайте также:  Зачем нужна ритмика в дмш?

В первом отделении концерта прозвучали талантливые аранжировки Маттиаса Хёфса и тромбониста Андрея Салтанова.

Аранжировка Андрея Салтанова для шестнадцати тромбонов

Еще в 1820-х годах дирижеры позволяли себе менять партии местами и отдавать музыку, предназначенную для духовых, другим инструментам. Это приводило в ярость Берлиоза, который нередко приходил со своими друзьями громить подобные постановки.

Но такие акции прямого действия не давали результатов, пока сам Берлиоз не взялся за дело: ему принадлежат основные труды по оркестровке и дирижированию. Тромбон заиграл новыми красками и у Вагнера: теперь ему поручались лирические темы любви.

Отрывок из увертюры к опере «Тангейзер» Вагнера. Ведущая мелодия поручена секции тромбонов

Помимо прочего, он создал инструмент, который впоследствии назовут вагнеровской тубой (хотя правильнее классифицировать ее как валторну).

К ее созданию приложил руку и Адольф Сакс — знаменитый создатель саксофона.

На концерте ансамбля этот инструмент был представлен отдельно; поясняющие реплики Павла Курдакова об инструментах и композиторах легко и ненавязчиво добавляли мероприятию образовательную компоненту.

Репетиция квартета вагнеровских туб

Принято считать, что эпоха современной академической музыки начинается с Камерной симфонии Шёнберга, в которой каждый инструмент получает право на собственную мелодию.

С этих пор инструменты всё меньше используются как часть своей секции, появилась альтернатива привычной «игре строем», и вместо создания отдельных спецэффектов каждый из них отныне имеет право на свою песню.

Тем не менее более ранняя классическая музыка всё еще доминирует, а традиционный романтический оркестр используется и в эстрадных оркестрах, и в киномузыке. По поводу применения тромбонов в качестве спецэффектов существует немало юмористических видео. Впрочем, это скорее грустно, чем весело.

Концерт глазами тромбониста

Второй фортепианный концерт Рахманинова глазами тромбониста

В XX веке для каждого инструмента создается свой репертуар — они могут как играть самостоятельно, так и солировать под аккомпанемент других инструментов. Если раньше туба выполняла только второстепенную роль, а низким медным доставалась в основном поддерживающая басовая линия, то сейчас все они могут быть в центре внимания.

Неоклассицист Пауль Хиндемит в первой половине XX века сочиняет концерты и сонаты почти для всех инструментов, и туба в их числе.

Эта инициатива не нова — в начале эпохи барокко тем же самым занимался Антонио Вивальди. Однако инструменты тех времен сильно отличались от нынешних, а некоторых модификаций духовых еще не существовало.

Соната для тубы и фортепиано Пауля Хиндемита

Концерт для фагота ми минор Антонио Вивальди

Что же происходит с брасс-секцией сегодня? Получив высокое положение в джазовом оркестре, медные инструменты тем не менее до сих пор остаются на обочине большой музыкальной жизни.

И если широким массам известно имя Луи Армстронга, то назвать хотя бы одного знаменитого тромбониста или валторниста уже не так легко.

Необходимо создавать условия для того, чтобы духовая музыка развивалась и находила пути к своему слушателю, поэтому включение концерта медных духовых в программу можно назвать правильной активистской позицией фестиваля.

Оркестр тромбониста Гленна Миллера

Концерт валторниста и мультиинструменталиста Аркадия Шилклопера

Еще одна широкая область применения медных духовых — киномузыка. Родом из эстрады и джаза, она предъявляет к духовикам высокие требования в плане ритмической организации, однако в России это как будто бы неизвестно.

Каждый академический духовой концерт, включающий популярную киномузыку, снижает уровень мероприятия, и концерт 26 мая не стал исключением.

Но можно ли ожидать чего-то иного в стране, где топовые академические пианисты позволяют себе «джазовые» бисы любительского уровня?

BRASSmafia исполняет произведения Энтони ди Лоренцо

Впрочем, проблема не только в предложении, но и в спросе. С джазом в России всё очень неровно: столичные бэнды не могут похвастаться такой слаженностью брасс-секции и качеством свинга, как, например, сибирские или питерские. Неизбалованный хорошим исполнением потребитель довольствуется игрой вразнобой, лишь бы музыка была понятной.

Спрос рождает предложение, и вместо того чтобы создавать свою аудиторию, духовые ансамбли подстраиваются под интересы толпы, даже если не могут в силу специфики своего образования исполнять ходовой репертуар на должном уровне.

Именно поэтому на концерте Дягилевского брасс-ансамбля стоячие овации после популярных номеров только усугубляли ощущение глубокой музыкальной провинции, к которой относится не только Пермь, но и Россия вообще.

Справедливости ради стоит заметить, что и европейские джазовые оркестры не всегда могут сравниться по уровню с американскими, да и отсутствием понимания специфики эстрадно-джазовой музыки грешат не только у нас.

Snarky Puppy, Metropole Orkest — Gretel

Труба является христианским сакральным инструментом, но эта история настолько непопулярна, что сегодня отдается эхом разве что в фестивалях вроде «Спасской башни». Военные оркестры — то, с чем профессиональный музыкант хочет ассоциироваться в последнюю очередь.

Но наследование сакрального титула трубы идет именно по этой военной линии. В XX веке с этим феноменом работал Родион Щедрин: в его хоровой опере «Боярыня Морозова» трубный тембр олицетворяет карающую власть.

Такой же подтекст вкладывает в медный тембр Шостакович, используя его как образ бюрократической или, по другой версии, фашистской машины.

Марш из Седьмой симфонии Шостаковича

Кажется, что военный флер не покидает медные духовые, хотя джаз должен был сместить этот акцент. Если бы только российский военный репертуар был более восприимчив к современным тенденциям и джаз в нашей стране освободился бы от репутации «музыки вражеской державы», можно было бы ожидать развития субкультурного направления военной музыки.

Шоу американского военного оркестра

Отсутствие развития хоровых и военных оркестров указывает на невысокие притязания нынешней власти в области искусства. Впрочем, неумение использовать сильнейший пропагандистский инструмент играет на руку оппозиционно настроенному большинству. А что касается религиозной оптики, можно сказать, что «священная труба должна зазвучать только в руках у достойного».

Дождемся ли мы нового золотого века трубы? Когда и в связи с чем это произойдет? Можно написать массу альтернативных исторических фантазий на этот счет, но из мертвой точки сложно увидеть какую-то перспективу.

Остается надеяться, что модные музыкальные критики когда-нибудь перестанут хмуриться при упоминании брасс-концертов, а слушательский интерес будет подстегивать исполнителей повышать свой профессиональный уровень.

Пока что с большинства концертов духовой музыки хочется только уйти «в небо по трубе».

Источник: https://knife.media/brass/

Медно духовые инструменты, аудио Брасс Квинтета

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей История создания духового ансамбля — Брасс-квинтета Brass Quintet LK Луганской областной филармонии относит нас в далекий 1987 год. Молодой тромбонист Анатолий Пиданов, закончивший Донецкую государственную музыкальную академию имени С.С.Прокофьева, предложил ведущим духовикам оркестра организовать ансамбль духовых инструментов.

В первый состав духового ансамбля вошли талантливые исполнители, музыканты симфонического оркестра:

Владимир Лысенко (труба), лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на духовых инструментах;

Сергей Гридчин (труба), выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова;

Владимир Щербаков (валторна), выпускник Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных, лауреат Всеукраинского конкурса исполнителей на духовых инструментах;

Анатолий Пиданов (тромбон), выпускник Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С.Прокофьева;

Николай Загора (туба), выпускник Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С.Прокофьева.

За время своего существования создан интересный и широкий репертуар, который составляет музыка самых различных направлений и стилей: старинная, классическая, джазовая, современная. Исполнение Брасс квинтетом LK произведений А.Габриели, Г.Пёрселла, Т.Альбинони, Г.Генделя, И.С.Баха, Дж. Россини, И.Штрауса, Н.А.Римского-Корсакова, В.Косенко, Д.

Шостаковича не оставляет никого равнодушным. Руководитель Брасс квинтет заботится о репертуаре ансамбля, ищет интересные темы, ноты, делает аранжировки, пишет партитуры. Репетиции занимают большую часть времени перед концертами. Своим творчеством Брасс квинтет LK популяризирует классические произведения известных авторов.

Некоторые из них представлены на аудиодиске «Современная старина».

На основе рэгтайма сделан клип в Ютубе размещен https://www.youtube.com/watch?v=EqySrd_FVak. За основу взят рисунок Бидструпа, тромбонист и сделан мультипликационный клип.

Преломляя жизнь через призму музыки: история «Многострадального брасс-квинтета» отражена в блоге «Зеленый абажур». Обновленный состав брасс квинтета возрождает коллектив, и готовит новую, интересную программу.

  • -Евгений Швец(труба);
  • -Андрей Шергин (труба);
  • -Андрей Середенко (валторна);
  • -Анатолий Пиданов (тромбон);
  • -Владимир Обухов (туба).

В исполнении коллектива вы можете услышать классическую музыку и произведения, джазовые композиции, латиноамериканскую музыку, популярные мелодии из художественных фильмов и вокально-инструментального репертуара отечественных и зарубежных исполнителей. Выступления с концертами в городе и области, на гастролях отличаются артистизмом и профессионализмом.

Источник: http://avisitu.com/music/audio.html

Джазовые музыканты, группы, ансамбли джаз-бэнды Киева, Украины на праздник, мероприятие

Главная → Музыканты в Киеве: музыканты под минус, живая музыка → Джазовые музыканты, группы, ансамбли джаз-бэнды Киева, Украины на праздник, мероприятие

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей

В ищите джаз-бенд на свадьбу в стиле Армстронга или вас интересует яркая джаз-группа в Киеве на мероприятие? Может у вас корпоративная вечеринка в гангстерском стиле и вам нужен джазовый ансамбль эпохи «Сухого закона» в Америке 20-х гг. ХХ ст.? А возможно вам для музыкального вечера в ресторане Киева нужен яркий джазовый исполнитель или для концертов по Украине большой джазовый оркестр? Здесь вы найдете все, что вам нужно.

К вашим услугам лучшие джазовые музыканты Киева и Украины для выступлений на коропоративных и приватных праздниках, бизнес-мероприятиях. Любая свадьба, юбилей, день рождение, вечеринка, конференция, выставка или презентация будут еще более оригинальными и запоминающимися если их украсит импровизации джазменов Компании АртМуз.

Джазовые исполнители Компании АртМуз разносторонние и индивидуальны, это проявляется в инструментарии, составе ансамбля, музицировании, звучании («саунде» — англ. sound) и репертуаре. Единым для них является высокий уровень исполнительства.

Некоторые музыканты, которых принято называть «джазмены», а также джазовые группы из Киева хорошо известны за пределами Украины и являются желанными гостями многих известных джазовых фестивалей и сейшнов по всему миру, в том числе на родине этой культуры (джаза) — в Америке.

Сортировать по: ДатеИмениДате

Джаз — это на сегодняшний день многоликая музыкальная культура, как по стилистике, жанрам и эпохам, так и по инструментарию, национальностям и менталитету.

Он по праву называет интернациональным, так как распространен по всему миру. Во многих странах есть выдающиеся джазмены и коллективы (в том числе и в Украине, см.

их у нас↑), которые задают тенденции развития, но так сказать «меккой джаза» все же считается его Родина — США.

Джаз, как известно возник, в начале ХХ ст. и основными музыкальными культурами породившими его были американизированные европейская и африканская.

Вторая оказала больше влияние на становление, так как ее представители, так называемые афро-американцы были основными «носителями».

Следует отметить, что возникновение джазовой культуры и вышедших из нее стилей (ритм-энд-блюз, латино, рок и поп-музыка и т. д.) в том виде котором мы из знаем сегодня, было невозможно нигде кроме как в Америке.

Основным отличием джаза от академической, народной, эстрадной и др. музыки в том, что весь акцент делается на импровизации, в о время как в последних талант исполнителя измеряется мастерством интерпретации музыкального материала.

По сути вы не услышите второй раз композицию точно в таком виде, так как все сольные эпизоды музыкантов буду другими, в то время как музицирование струнного квартета ил кавер-группы будет практически идентичным.

Импровизация является определяющим фактором качества и профессионализма джазмена, его лицом, имиджем, амплуа. Когда говорят об феномене джазового музицирования, то имеют ввиду уникальность джазовой импровизации, которая, как мы уже писали, при тех же обстоятельствах, теме, гармонии, составе и т.

Читайте также:  Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

д., никогда не повторится. Джазмены, джазовые группы, ансамбли, оркестры из Киева и других городов Украины, представленные у нас являются таковыми.

В категорию джаз-групп и джазовых ансамблей входят коллективы от двух до двенадцати музыкантов, разные по составу, стилистике исполнения, направленности и репертуару. Одной из отличительных особенностей таких ансамблей является «способность» мгновенно меняться, причем во всех перечисленных компонентах.

На современном этапе наблюдается такое многообразие в Киеве, по Украине джазовых ансамблей и групп типа комбо, что их просто систематизировать и перечислить невозможно. Им также свойственен, такой «сейшновый принцип» творческого существования, который базируется на спонтанности (сегодня один состав, завтра другой, тоже самое с репертуаром, реже со стилями). Это явля

Одним же из приятных моментов для клиента является, так как вы можете заказать джазовую группу с любой конфигурацией инструментария, звучания, стиля и композиций, благодаря чему ваша свадьба, корпоратив или юбилей, которые Компания АртМуз может организовать для вас под ключ, будут максимально соответствовать задуманному..

Дорогие друзья, мы уверены, что пригласив на свою свадьбу, корпоратив, юбилей, день рождение, презентацию, выставку и т. д. джазовый ансамбль, солиста или биг-бэнд вы сделаете его сразу уникальным.

Эта статья в переводе на → Українська

Источник: https://artmuz.com.ua/muzykanty/jazz-band/

Брасс-квинтет «5 + 1»

Брасс квинтет (от англ. brass — медь, латунь, а так же сплав, из которого изготавливают медные духовые инструменты; квинтет — музыкальный коллектив из пяти музыкантов).

Брасс квинтет состоит из пяти медных духовых инструментов: две трубы, валторна, тромбон, туба. Такой состав ансамбля яляется устоявшимся и очень распространенным, для него написано множество переложений и оригинальных музыкальных произведений.

Брасс квинтет это самый компактный по составу духовой оркестр.

Наш квинтет существует с 2001 года и объединяет профессиональных музыкантов, выпускников лучших музыкальных вузов. В составе нашего ансамбля не пять, а шесть музыкантов: дополнительным, шестым, является барабанщик. Из состава инструментов родилось и название — «5 + 1».

Репертуар:

брасс-квинтет это и классический музыкальный коллектив, и духовой оркестр, и диксиленд, и даже джазовый бэнд. Наш музыкальный коллектив называют универсальным за то, что он способен исполнять практически любую музыку: от произведений И.С.

Баха и Г.Ф. Генделя до диксилендов, джаза и даже популярных шлягеров современной эстрады. Популярная классическая музыка, исполненная медным духовым квинтетом в сопровождении современной ритм-секции, приобретает новое, неожиданное звучание.

Костюмы:

мы можем выступать в разных костюмах и сценических амплуа: классический музыкальный коллектив, диксиленд бэнд, военный духовой оркестр, оркестр пожарных, гусарский оркестр и даже новогодний оркестр дедов морозов и санта клаусов! Достаточно только снять концертный смокинг и галстук-бабочку, да перевернуть несколько страниц в нотном сборнике, и на ваших глазах классические музыканты превратятся в джазменов, а вместо строгого классического ансамбля перед вами предстанет настоящий джаз бэнд!

Где мы выступаем:

«5 + 1» — это оптимальное решение для мероприятий, где требуется живая музыка без использования какой-либо звуковой аппаратуры.

Разнообразный репертуар и богатый исполнительский опыт позволяют нам с успехом интегрироваться практически в любое событие.

Мы выступаем на свадьбах, корпоративных праздниках, банкетах, торжественных церемониях, разнообразных награждениях, открытии выставок, а так же в качестве отдельного номера концертных программ.

Концерты для детей:

отдельное место в нашем концертном графике занимают концерты для детей.

Это уникальное музыкальное шоу для детей: интерактивная развлекательная программа с элементами шоу, демонстрацией возможностей наших музыкальных инструментов, рассказом об их истории, исполнением популярных музыкальных произведений различных эпох и стилей.

Детские концерты только по названию детские, они пользуются популярностью и у взрослой публики. С этой программой мы многократно и с успехом выступали для зрителей самых разных возрастов: воспитанников детских домов и интернатов, школьников, студентов, военнослужащих, ветеранов и пенсионеров.

Источник: http://brass5.ru/

Брасс-квинтет — это… Что такое Брасс-квинтет?

Брасс-квинтет (от англ. brassмедь, латунь или медные духовые инструменты) — музыкальный ансамбль, состоящий из пяти медных духовых инструментов.

Наиболее распространённый состав современного брасс-квинтета состоит из двух труб, валторны, тромбона (или эуфониума) и тубы (или бас-тромбона).

История

История музыки для медных духовых ансамблей восходит к антифонной музыке итальянского ренессанса (Андреа и Джованни Габриели, Джироламо Фрескобальди).

Однако в XVII-XVIII веках этот жанр музицирования был практически полностью забыт.

В середине XIX века музыка для медных духовых ансамблей начала возрождаться, во многом благодаря Гектору Берлиозу, широко использовавшего медь в своих сочинениях.

Первыми оригинальными сочинениями для квинтета медных духовых долгое время считались 4 квинтета русского композитора Виктора Эвальда, написанные на рубеже XIX-XX веков.

Оригинальный состав инструментов, для которого были написаны квинтеты Эвальда отличался от современного и состоял из 2 корнетов, альтгорна, баритона и тубы. Однако недавно были обнаружены 12 квинтетов французского композитора Жан Франсуа Беллона, написанные в 40-х годах XIX века, т. е.

примерно на 60 лет раньше, чем сочинения Эвальда. Его сочинения в оригинале были инструментованы для флюгельгорна, корнета, валторны, тромбона и офиклеида.

Брасс-квинтет в современном понимании появился в середине XX века в США. Первыми ансамблями такого типа стали Chicago Brass Quintet и New York Brass Quintet, состоящие соответственно из музыкантов Нью-Йоркского филармонического и Чикагского симфонического оркестров.

Семейный брасс-квинтет. Фотография 1860-х годов Indianapolis Ceremonial Brass Брасс-квинтет ВВС США

Репертуар

Репертуар большинства брасс-квинтетов во многом состоит из транскрипций музыкальных произведений, созданных для другого состава исполнителей. Однако в последние десятилетия с ростом популярности брасс-квинтетов во всём мире появилось также немало оригинальных сочинений для подобных ансамблей, в том числе и достаточно известных композиторов:

Наиболее известные брасс-квинтеты

  • American Brass
  • Atlantic Brass
  • Canadian Brass
  • Chicago Brass
  • Empire Brass
  • New York Brass

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1366564

Читать

ДЖЕЙМС ЛИНКОЛЬН КОЛЛИЕР

Становление джаза

Популярный исторический очерк

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ДЖАЗА

«Становление джаза» Джеймса Линкольна Коллиера — первая в русском переводе книга американского автора, всесторонне раскрывающая многоликий мир джазовой музыки. Можно уверенно предсказать, что книга эта вызовет у советских читателей большой интерес. Джаз в нашей стране по-настоящему любят, им увлечены множество людей.

В различных городах с успехом проходят джазовые фестивали, огромными тиражами выпускаются пластинки отечественных и зарубежных исполнителей, с недавнего времени профессиональное обучение джазу введено во многих музыкальных училищах.

Джаз вошел в современную концертную практику, в наш повседневный быт — пусть не так широко и «разливанно», как эстрада, но достаточно основательно.

У книги немало достоинств. В ней собран и систематизирован богатый фактический материал, соотнесены личности и события короткой, но бурной истории джаза. Мы постигаем его эволюцию, смену стилей и направлений, узнаем о поисках, стремительных взлетах, заблуждениях его творцов — без всего этого джаз немыслим.

Автор дает четкие ценностные ориентиры, он в основном верно определяет значимость тех или иных явлений джазового творчества (о том, что в его оценках спорно, я скажу чуть позже). Даже неискушенный читатель, отправляясь в путешествие по стране джаза, не растеряется на ее дорогах и крутых поворотах.

Маршрут ему указан правильный.

Джаз, как разновидность музыки, в сущности, феномен — исторический, эстетический, социальный. Он несопоставим ни с одним классическим музыкальным жанром, чье развитие совершалось веками.

За какие-нибудь 70-80 лет джаз, это талантливое детище негритянского народа, проделал невиданный путь: возникнув в замкнутой социальной среде, будучи поначалу бытовой, чисто прикладной музыкой, он щедро, чуть ли не каждое десятилетие, рождал все новые и новые формы, преобразил музыкальный быт современного мира и, наконец, стал в наши дни явлением поистине интернациональным, без которого уже невозможно представить культуру XX века.

Коллиер дал своей книге подзаголовок: «популярный исторический очерк». Действительно, работа носит не узкоспециальный, исследовательский характер, она адресована самой широкой читательской аудитории, в том числе и тем, кто мало знаком с историей джаза.

Отсюда, по-видимому, желание автора вместить без разбора в книгу как можно больше имен и фактов, сказать «все обо всем». Это намерение вряд ли идет на пользу: подменить энциклопедию книга не может, и порой она становится многословной, ее перечислительные интонации начинают утомлять.

Популярность — понятие неоднозначное: выигрывая в доступности, в масштабе читательского «адреса», книга не должна проигрывать в глубине и серьезности анализа, в обобщении Разнохарактерного материала.

Историческое повествование на любом уровне не есть бесстрастная опись и хронология происходивших событий; главная его цель — обнаружение внутренних связей между этими событиями, их соотнесенность с жизнью в целом, их проекция на сегодняшний день. Все это справедливо и для истории джазового искусства как одного из нерасторжимых звеньев общего художественного процесса.

Решение такого рода задачи не всегда удается Коллиеру. В книге, столь богато уснащенной фактами, чувствуются пустоты — уже не фактов, а их разъяснений, выводов. Углубившись в сферу джаза, автор недостаточно сопрягает ее с миром общемузыкальных и социальных проблем.

Причина этого, вероятно, в том, что книга предназначена прежде всего американскому читателю. С этим связан ряд ее особенностей, которые у читателей в другой стране могут вызвать недоумение.

Так, например, излагая биографии музыкантов, описывая те или иные явления творчества, автор, хорошо знающий вкусы своей публики, часто обращает внимание на второстепенные, внешние моменты и опускает как раз те, которые, на наш взгляд, представляют особый интерес.

Впрочем, сам Коллиер так определил различие в отношении к джазу: «Дело в том, что европейцы рассматривают джаз как серьезный вид музыкального искусства, располагающий специфической аудиторией, как, например, балет. В противоположность этому в США относятся к джазу столь же привычно, как к беллетристике.

Любой мало-мальски образованный американец знает имя Хемингуэя и иногда что-то читает. Точно так же ему известно, кто такой Армстронг, и время от времени он идет слушать джаз» (с. 228).

Я убежден, что в Советском Союзе преобладает первый тип любителей джаза, о которых пишет Коллиер, и потому их требования к книге будут достаточно высоки.

Джаз — не только особый, специфический род музыки, но и особая, неповторимая среда, и люди, создающие эту музыку. Книга Дж. Л. Коллиера представляет нам множество музыкантов, которые на протяжении минувших десятилетий «делали джаз».

Читайте также:  Тема рождества в классической музыке

Мы видим среди них неистовых новаторов, кого при жизни называли гениями, и тех, чья роль в искусстве была более скромной. Широчайшая панорама личностей джазового мира не может не впечатлять.

В этом мире есть свое обаяние, притягательность, но чем глубже погружаешься в него, тем больше понимаешь, как далек он от безмятежности, сколько скрыто в нем горя и трагедий. Пожалуй, только два великих джазовых музыканта прожили отпущенную им жизнь сполна — это Армстронг и Эллингтон.

Жизни многих других по самым разным причинам ломались в пору молодости или творческой зрелости, внезапно обрывались на самой высокой ноте. Словно какой-то рок неустанно пополнял печальный джазовый мемориал: Бикс Бейдербек, Фэтс Уоллер, Бесси Смит, Билли Холидей, Чарли Паркер, Джанго Рейнхардт, Лестер Янг, Джон Колтрейн…

И здесь мы подходим к вопросам, на которые книга Коллиера не дает ясного и четкого ответа. Автор подробно описывает джазовую среду, но крайне скупо исследует ее социальную природу, не объясняет причин ее обособленности.

Один европейский критик верно подметил, что джаз, при всей к нему любви миллионов людей, не имеет в Америке «надлежащего общественного и художественного кредита», и это нередко ставит джазового музыканта на обочину жизни.

Коллиер мало пишет о конфликтах, сотрясающих американское общество, конфликтах, впрямую отразившихся и в джазе. Мы имеем в виду прежде всего расовую проблему.

Она всегда была острой в Америке, а в 60-70-е годы, в период так называемого «черного бунта», ее влияние на все области духовной жизни стало особенно сильным. Это сказалось и в джазе.

Вот слова Орнетта Коулмена, которые можно воспринять как декларацию: «…И еще я хочу сказать о злости, о той ярости, которая переполняет меня, как негра, о подлинной ярости, которую я вынужден ежедневно подавлять в себе, чтобы выжить.

Когда человеку запрещается иметь свои принципы только из-за его происхождения, это ведёт к тому, что ярость становится неотъемлемой частью его мышления. Более всего я боюсь поддаться этому чувству, вызываемому во мне людьми, которые отдают должное моему таланту, но тут же плюют в мою сторону, не принимая меня как человека» .

Это горькое признание не единично. О том же говорили и говорят многие джазовые музыканты. Арчи Шепп утверждал: «…Джаз имеет свою эстетику, но нам важен и его общественный характер.

Долг художника — быть судьей происходящего, бороться за правду и повергать несправедливость.

Как люди и как артисты мы принимаем вызов, который бросает нам общество, и свой ответ выражаем языком музыки… Многие могут слушать Колтрейна целый вечер, но до конца выступления так и не понять, что его музыка — это крик о свободе. Они слушают его и не слышат» .

Morgenstern D. Ornette Coleman: From the Hearts Журнал «Down Beat», 8 апреля 1965 г.

Endress G. Archie Shepp:…aber mann kann nicht immer lachen. — Журнал «Jazz Podium», 1966, № 5.

Автор «Становления джаза» не то чтобы полностью игнорирует названные проблемы, но, видимо, не придает им серьезного значения. Изучая сегодня джаз, мы хотим до конца понять не только истоки этой музыки, ее художественную природу, но и ее жизненное содержание.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=14607&p=125

«Уральский диксиленд Игоря Бурко»

«Уральский диксиленд» оправданно считается одним из лучших джазовых составов страны, работающих в направлении традиционного джаза.

Участники ансамбля великолепно владеют не только стилем диксиленд, но и набором стилей современного джаза – от мэйнстрима и би-бопа до джаз-рока и smooth-jazz. Однако в основе репертуара «Уральского диксиленда» всё же джазовая традиция.

Большое влияние на творчество коллектива оказал знаменитый американский трубач и вокалист Луи Армстронг.

«Уральский диксиленд» был создан в Челябинске в 1969 г. на базе  областной филармонии. Руководителем коллектива стал джазовый музыкант, трубач И. Бурко (годы жизни: 1944-2018 г.г).

За годы существования оркестр объездил с  концертами всю Россию, республики бывшего СССР и  большинство стран Европы.

«Уральский  диксиленд» является лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва,  1979), международных  джаз-фестивалей в Тбилиси (1978), Москве (1984), Баку (1985), Дрездене (1984, 1990, 1999),  а также престижнейших западных джазовых форумов «North Sea Jazz Festival» (Голландия), «Brecon Jazz Festival» (Великобритания) и др. Карта гастролей этого ансамбля с 1989 по 1999 гг. «покрывает» практически всю Европу, включая Голландию, Бельгию, Францию, Германию, Швецию, Англию, Ирландию, Данию, Шотландию, Польшу, Чехословакию, Югославию, остров Мэн.

Столь же обширен и список известных джазовых исполнителей, с которыми довелось сотрудничать коллективу. В Западной  Европе с «Уральским диксилендом» выступали легендарные британские вокалисты Нат Гонелла и Бэрил Брайден.

В России «Диксиленд» неоднократно концертировал с американской певицей Денис Перье, британским певцом Джоном Даунсом и др.

Обогащению творческого кругозора уральских джазменов способствовало и живое общение на различных фестивальных площадках с такими звездами, как Диззи Гиллеспи, Арт Фармер, Скотт Хамилтон, Крис Барбер, Анатолий Кролл, Георгий Гаранян, Давид Голощекин, Игорь Бутман, Даниил Крамер, Александр Осейчук, Лариса Долина и др. Игра коллектива технически отточена и полна изыска и веселья. Профессионалы нередко отмечают «аутентичное» ново-орлеанское звучание «Уральского диксиленда», имея в виду их близость к традициям этой ветви раннего джаза. Музыканты с удовольствием «шоуменят», поют, играют и маршируют.

  • В  составе  оркестра:  Виктор  Риккер  (барабаны),  Владимир  Риккер  (контрабас,  туба),  Валерий  Сундарев  (гитара,  банджо,  вокал),  Наиль  Загидуллин  (тромбон),  Дмитрий  Перминов  (саксофон,  кларнет),  Сергей  Пеньков  (саксофон,  кларнет),   Кристина  Рыжковская (вокал), Константин Щеглов (фортепиано), Иван Пона (труба).
  • Дискография:  «Вернись  домой,  Билл-Бэйли»  (Москва,  LP,  1987);  «Русская  рулетка»  (Голландия,  CD,  1990);  «Уральские  звезды»  (Голландия, CD,  1991);    «От  России  до  Америки» — “Russia  Meets  America”  (Голландия,  CD,  1995);  «От  Америки  до  России» — “America  Meets  Russia”  (Голландия,  CD,  1995);  «Уральский  диксиленд  с  Натом  Гонеллой  и  Бэрил  Брайден» — “Oh  Mo’nah”  (Голландия,  CD,  1997).
  • В 2014 году коллектив с успехом выступил в городах Челябинской области с сольными концертами в рамках Фестиваля искусств, посвященного 80-летию Челябинской области и приуроченного к проведению года культуры в Челябинской области.

В декабре 2014 года «Уральский диксиленд» отпраздновал 45-летие, а лидер ансамбля, народный артист Игорь Бурко одновременно отметил две знаменательных даты: 70-летие и 55-летие творческой деятельности.

21 декабря 2014 года коллектив представил на сцене Концертного зала им. С. С.

Прокофьева праздничную программу, сопоставимую по масштабу с джазовым фестивалем «Какой удивительный мир!», в которой приняли участие Давид Голощекин, Анатолий Кролл, американская джазовая певица Дениз Перье и другие звезды джаза.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне джазовый ансамбль «Уральский диксиленд» представил на сцене Концертного зала им. С. С. Прокофьева премьеру вокальной ретро-программы «Счастье мое».

С 6 по 12 июня 2015 г. в Челябинске в 14-й раз состоялся Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир!», бессменным художественным руководителем которого является народный артист России И. В. Бурко.

Музыкальный форум представил различные стили джазовой музыки от традиционного джаза до джаз-модерна, собрав в Челябинске известных российских музыкантов, джазменов из стран ближнего и дальнего зарубежья и их челябинских коллег.

Со 2 по 16 сентября 2015г. «Уральский диксиленд» побывал на гастролях в Крыму. В гастрольную карту вошли Симферополь, Севастополь, Коктебель, Евпатория, Феодосия, Алушта и Керчь. Ключевым событием поездки стало участие в Международном фестивале Live in Blue Bay.

Форум прошел в Коктебеле уже седьмой раз; на Крымский полуостров съехались джазовые музыканты со всей страны и из-за рубежа. Особенностью этого года стало участие в фестивале dixie-бэндов. «Уральский диксиленд» стал хедлайнером первого дня фестиваля.

В исполнении челябинских джазменов звучали горячие хиты традиционного джаза и кавер-версии русских народных песен.

2016 год для коллектива был ознаменован выступлениями в Совете Федераций Федерального Собрания Российской Федерации (Москва) и в рамках культурной программы Дней Челябинской области в г. Астане (Казахстан). «Уральский Диксиленд» стал участником международных фестивалей «Live in Blue Bay» (09-12. 09. 2016, АР Крым, пос.

Коктебель), фестиваля музыкального юмора с Игорем Бутманом, Всероссийского фестиваля «Гитарные форумы», концерта-бенефиса засл. арт. РСФСР Валерия Ярушина «Линия жизни». В апреле 2016 года на сцене Концертного зала им. С. С.

Прокофьева музыкантами коллектива представлена премьера литературно-музыкальной программы «Поэзия джаза».

В 2017 году «Уральский диксиленд» с успехом выступил на крупнейшем Международном фестивале диксиленда в Дрездене – музыканты дали тринадцать концертов на уличных и клубных сценах, в концертных залах, на официальных приёмах, отметились большим концертом в шествии речной флотилии по Эльбе. Также музыканты приняли участие во II Международном фестивале музыкального юмора с Игорем Бутманом, V международном фестивале «Джаз на большом органе», XX международном фестивале «Джаз-бомонд» (г. Костанай, Казахстан).

4 марта 2018 г. скоропостижно ушёл из жизни народный артист России, трубач, лидер, духовный отец, основатель знаменитого ансамбля «Уральский диксиленд», Игорь Бурко. Музыканту было 73 года.

Впервые Международный фестиваль «Какой удивительный мир» прошел без участия своего основателя. Но красивая традиция, заложенная одним из патриархов челябинского джаза, будет продолжаться.

В 2018 году фестиваль обрел новый формат – джазовая музыка звучала не только в концертных залах, но и вышла на летние открытые сцены.

Фестиваль открыл оpen-air с участием российских джазменов и иностранных гостей из Австрии и Ирана, которые в режиме нон-стоп представили авангард джазовых трендов – краткий микс из своего репертуара. Еще одним ярким событием вечера была презентация электронного переносного органа Johannus Orgelbouw.

Участники фестиваля «Какой удивительный мир» 2018г.

— джазовая певица и гитаристка Big Mama Montse (Испания), Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова (Москва), народный артист России Анатолий Кролл (Москва), гитарист, участник знаменитого телевизионного проекта «Большой Джаз» на телеканале «Культура» Сергей Чашкин (Екатеринбург), ансамбль «Bomrani Band» (Иран), квинтет «Just Friends» под управлением Лотара Крафта (Германия), ансамбль «Studebaker‘63» (Австрия), джаз-трио «Kill Scoville» (Австрия), народный артист России Давид Голощёкин (С.-Петербург), ансамбль «L-band» Георгия Анохина, учащиеся детской студии «Baby-Jazz».

  1. «Уральский диксиленд» на международном джазовом портале All About Jazz
  2. «Уральский диксиленд» в SoundCloud
  3. «Уральский диксиленд» в ВикипедиЯ
  4. «Уральский диксиленд» в WikipediA
  5. «Уральский диксиленд» на JazzMap

Социальные кнопки для Joomla

Источник: https://philarmonia.ru/kollektivy/163-uralskij-diksilend.html

Ссылка на основную публикацию