Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? из личного опыта учителя по фортепиано

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Однозначно дело хорошее, особенно когда педагог высококвалифицированный! Но кому отдать приоритет, частному репетитору или музыкальной школе? Немного разберемся в этой теме.

Мы никогда бы не коснулись этой темы, ведь она имеет лишь косвенное значение при продаже фортепиано. Косвенное, да не совсем. Как мы уже говорили в одной из предыдущих статей, успех начинающего пианиста зависит от трех основных моментов: хороший инструмент, профессиональный педагог и желание самого пианиста. Если выпадет хотя бы один из пунктов, ожидаемый результат не наступит.

Помимо прочего, нас очень часто спрашивают родители, стоит ли приглашать преподавателя фортепиано на дом или же лучше посещать музыкальную школу. И их желания понятны, ведь кто из родителей не мечтает, чтобы у ребенка было все самое лучшее.

Мы, конечно же, не педагоги, и наше мнение сугубо условно. Но в нашей компании работают и профессиональные пианисты, а прямое многолетнее общение с преподавателями фортепиано, в том числе и из высших учебных заведений, позволяет сделать определенные выводы. К тому же, многие из нас сами когда-то учились в музыкальных училищах и ВУЗах, а теперь некоторые наши дети посещают музыкальные школы.

Но дело в другом. Самый интересный опыт оказался именно в сфере продаж фортепиано. Уже тысячи инструментов прошли через наши руки почти за двадцатилетний опыт работы, и больше половины из них предназначались для начинающих пианистов.

Кто-то уже давно не ребенок, и так же давно забросил занятие фортепиано, кто-то успешно закончил музыкальную школу и продолжает музицировать в свое удовольствие, другие вышли на международный уровень и стали яркими пианистами современности.

Все следующие выводы, повторимся, только наше личное мнение, наблюдения, и мы никого не хотим обидеть.

Итак, плюсы и минусы музыкальной школы

Учитывая, что у нас в России, и в Москве в частности, сильнейшая мировая фортепианная школа, казалось бы, минусов быть не должно. Но, тем не менее, они, на наш взгляд, присутствуют.

В первую очередь, все зависит о конкретного преподавателя!

Его профпригодность, как говорили в советские времена, не всегда является положительной пригодностью, особенно когда личные амбиции преподавателя зашкаливают так, что видно невооруженным взглядом. Это минус.

Часто преподаватель фортепиано перегружает ребенка определенным репертуаром, который больше нравится ему самому, и пресекает всяческие попытки юного пианиста поиграть что-то дополнительно, как говорится, для души. Музыка величайших мировых классиков стародавних времен – дело, прямо скажем, грандиозное, но и перенасытить до «обратного» эффекта можно чем угодно и кого угодно.

Из личного опыта:

Мальчик, ученик четвертого класса детской музыкальной школы, принес педагогу фортепианные ноты красивейшей французской песни «Вечная любовь» из кинофильма «Тегеран-43», которая давно стала мировой классикой, и с горящими глазами заявил, что он уже почти все сам разобрал.

Но вместо одобрения педагог одной из подмосковных музыкальных школ отшвырнул их в сторону, заявив, чтобы ученик не отвлекался на такую глупость и ерунду.

В ответ ребенок невзлюбил Моцарта, и только невероятные усилия мамы помогли спасти в глазах юного пианиста имя великого композитора.

Минусом можно обозначить и то, когда порой педагог, даже очень опытный, чуть ли не с высшей преподавательской категорией, банально так и не научился детям правильно «ставить руки» — момент, важность которого невозможно переоценить.

К сожалению, эту ситуацию мы время от времени наблюдаем у наших посетителей, которые выбирают инструмент, их ребенок занимается в музыкальной школе не первый год, а его техника страдает, потому что руки поставлены неправильно. И ужасно то, что это уже закрепилось. А исправлять гораздо сложнее и дольше, чем портить.

Обидно затратить одинаковое время и усилия с другими сверстниками, но при этом отстать от них безнадежно. И в этом вина конкретного преподавателя.

Иногда к минусам музыкальных школ приписывают то, что часто приходится играть на плохих, сношенных инструментах, и вообще на разных фортепиано. Отчасти это спорный момент, как сказал один выдающийся пианист. Конечно, это не хорошо.

Но и пианистов в мире, способных позволить себе возить повсюду личный рояль, можно пересчитать по пальцам. Зато когда пианист быстро приспосабливается к любому фортепиано, может с ходу извлечь из него максимум возможного — без сомнений, плюс самого пианиста.

Поэтому о данном моменте каждый судит по-своему.

Но все эти минусы с лихвой покрываются одним наиважнейшим плюсом хорошей музыкальной школы – комплексным обучением и атмосферой музыки в целом!

А преподавателя, если уж он никак не устраивает, в конце концов, можно и тактично поменять в рамках той же самой школы.

Нельзя забывать, что именно в музыкальной школе наш малыш изучает нотную грамоту, сольфеджио, музыкальную литературу. И только там он ощущает всецело мир музыки, потому что все его друзья здесь же занимаются одним любимым делом.

Он общается, выступает на концертах, участвует в различных конкурсах – все это неизбежно одухотворяет и заряжает новыми желаниями и стремлениями к совершенству.

А неудачи ему приходится преодолевать, каждый раз вспоминая, что побеждает или ярче выступает не тот, кому больше повезло, а кто лучше работал.

Теперь минусы и плюсы частного преподавателя фортепиано

Отсутствие упомянутого выше комплексного обучения, безусловно, относится к минусам частных уроков фортепиано на дому.

Но не все так плохо. Есть целая плеяда прекрасных преподавателей, которые великолепно обучили детей игре на фортепиано, занимаясь с ними индивидуально.

Но нужно всегда помнить, что на это уйдут годы и годы, не зря же только начальное обучение в музыкальной школе длится семь лет. Везде нужны годы усилий.

Вопрос только в том, чтобы это было интересно и продуктивно, тогда мы их не заметим, и они, эти годы, станут неотъемлемой частью счастливого детства.

Как только вы слышите про суперметодику сверхскоростного обучения, даже запатентованную (сейчас платите и запатентуете все, что пожелаете), такого преподавателя лучше отстранить.

Ведущие мировые методисты и преподаватели-практики таких волшебных методик не придумали, а кто-то, видите ли, непризнанный гений. Но на «сказки» всегда есть спрос, потому они всегда будут успешно продаваться.

Но это уже из области экономической теории.

Профессиональный же преподаватель фортепиано все будет прорабатывать самым тщательным образом со своим учеником, особенно чисто технические моменты, и порой сделает это не хуже, чем в любой музыкальной школе. Соответствующим будет и результат.

Наиважнейшим моментом при обучении с частным репетитором фортепиано, особенно если речь идет о ребенке, является личность педагога!

Профессионалы высокого уровня – люди всегда скромные, их амбиции мы с вами не увидим, а результат будет зависеть от усердия и постоянства в занятиях. Но, к сожалению, как и в любой отрасли, очень много специалистов с явно зашкаливающим амбициозом.

Они обижаются, если их предмет (это все-таки больше касается некоторых преподавателей музыкальных школ) ученик не ставит на первое место. И если поначалу уделяли ему максимум внимания, то затем едва ли начинают замечать.

Конечно, подобные случаи единичны, но даже если этот случай единственный, то ситуация все равно требует исправления, ведь речь идет о ребенке

Амбиции педагогов бывают всевозможных видов, но все же лучше, когда они сведены к минимуму или отсутствуют полностью. В конечном итоге выиграют все.

Нам знакомы прекрасные преподаватели детских музыкальных школ, которым при жизни можно поставить памятник только за одно потрясающее качество: они не держат любимого и самого успешного ученика возле себя, дабы все видели, чей это ученик.

Как только они понимают, что он выполнил всю необходимую программу данного этапа, сразу же передают его выше по педагогической иерархии. Это скромные люди, четко уяснившие, что на каждой стадии развития у ученика должны быть свои преподаватели, специализирующиеся на определенных уровнях.

Ведь педагоги консерватории получают уже профессиональных пианистов, которых затем пытаются вывести на международный уровень. И им будет не с руки обучать первоклашку, хотя они прекрасно с этим бы справились. Также и преподаватели для начинающих всегда помнят, что если они заложат серьезные ошибки при базовом обучении, то после не факт, что их сможет исправить профессор, выведший на мировую сцену далеко не одного своего студента.

Напоследок еще один интересный случай из личного опыта.

Наш заказчик после приобретения инструмента позвонил и сказал, что частный преподаватель в ужасе от того, как плохо настроен инструмент. Наш мастер сразу же приехал и увидел, что это — неправда. Но родители ребенка оказались далеки от мира музыки и сами оценить ничего не могли.

Тем не менее, мы еще раз настроили инструмент, попросив его владельцев не говорить преподавательнице вообще о нашем визите. Вечером того же дня она вновь сетовала на то, какие безответственные люди работают в нашей компании, и если бы они при покупке инструмента взяли бы ее с собой, то она быстро бы вывела всех на чистую воду.

В этот вечер ее вывод был прежний – инструмент сильно расстроен и заниматься на нем категорически противопоказано.

Мы приехали вновь за полчаса до начала очередного урока. По предварительной договоренности с родителями ребенка сказали вошедшей звездной преподавательнице, у которой собственные невероятные методики, что целых три часа настраивали инструмент.

С важным видом она села за фортепиано, с лицом международного лауреата положила руки на клавиши и извлекла некоторые звуки – лучше бы не извлекала.

Фраза, последовавшая затем рассмешила всех:- Ну… хотя бы так! Это уже другое дело! И почему вас, господа продавцы, нужно по сто раз вызывать, скажите мне на милость?!

Это был последний, так и не начавшийся урок данного преподавателя фортепиано в этой семье.

Итог:

В каждом конкретном случае нужно самим анализировать и делать выводы. Выслушать мнения всех специалистов и лиц, их имитирующих, и приходить к своему личному мнению, как поступить лучше.

Великолепно, когда одно дополняет другое. Если вы хотите больших результатов в обучении музыке, можно дополнительно нанять частного преподавателя фортепиано.

Только нельзя забывать очень важный момент – частный преподаватель и педагог из музыкальной школы не должны противоречить друг другу, ни в технических вопросах, ни в общих педагогических, чтобы не вышло ситуации из известной басни.

Толку от такого взаимодействия будет не много, а вреда достаточно.

Приоритет лучше оставить за преподавателем из музыкальной школы, а частный репетитор должен помогать основному процессу обучения. Если же ему не позволяют амбиции, тогда это уже его проблемы, а не ваши. В идеале, когда частный преподаватель фортепиано одновременно работает в музыкальной школе и имеет приличный стаж.

Всегда нужно помнить, кого в результате мы хотим видеть в своем ребенке: чтобы он стал классическим пианистом, или играл прекрасные эстрадные произведения, либо вообще попросту с пользой провел время, — и туда стремиться.

Странная ситуация, когда родители и сам ребенок мечтают, чтобы он играл популярную музыку, а от перегруза классики он уже не знает, куда деваться, а родители всего лишь терпеливо переносят, в надежде, что когда-нибудь… Никогда это «нибудь» не наступит, быстрее ребенок бросит и будет морщиться при мысли, что его столько лет досаждали скучным… не будем незаслуженно обижать имена великих композиторов прошлого.

Но высококвалифицированный педагог, будь то частный репетитор или же штатный сотрудник музыкального заведения, всегда найдет правильный баланс, выстроит ту стратегию развития конкретного юного пианиста, при которой он сможет освоить фортепиано так, что нас, родителей, будет брать гордость, а слух радовать его или ее исполнительские таланты.

Компания «Мир-Пиано»

  •  Если вам нужно выбрать фортепиано, загляните на эту страницу нашего сайта.
  • Возможно, вас заинтересуют эти два прекрасных педагога по фортепиано:
  • Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано Володина Екатерина Евгеньевна
  • Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепианоМухортов Тимофей Петрович
  • Перейти к полному списку статей

Источник: https://mirpiano.ru/aktualnye-stati/101-chastnyj-prepodavatel-fortepiano

Как организовать домашние занятия музыкой школьнику | Школьный музыкант

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Такое чередование смена видов деятельности будет способствовать меньшей утомляемости и, как следствие, увеличению продуктивности, как по школьному,  так и по музыкальному направлению.

Домашняя работа по освоению баяна, аккордеона, фортепиано в обязательном порядке должна быть систематической, ежедневной. Ни выходные, ни праздничные и каникулярные дни не должны быть причиной для отмены занятий. Наоборот, отсутствие занятий в общеобразовательной школе – дополнительная возможность позаниматься дома инструментом побольше.

Нужно всегда помнить, что регулярность, постоянность – залог успешного обучения игре на любом музыкальном инструменте. Выполнение домашнего задания по инструменту наспех, перед самым походом на занятие в музыкальную школу малоэффективно и отнюдь не способствует прогрессу в обучении.

В первые месяцы занятий инструментом у ребенка должна быть выработана стойкая привычка к ежедневным занятиям.

Читайте также:  Разбор музыкального произведения по специальности

Теперь несколько слов о продолжительности самостоятельных занятий. Здесь тоже все сугубо индивидуально и зависит от многих личностных качеств обучающегося – утомляемости, уровня подготовленности, темперамента, музыкальности и т.д.

Обычно педагоги – инструменталисты рекомендуют для детей 6-8 лет продолжительность занятий в тридцать – сорок минут. Дети в возрасте от десяти лет должны заниматься два – два с половиной часа ежедневно. Как видим, дело серьезное. Два часа за инструментом – большая нагрузка на психику и организм в целом.

Поэтому нужно обязательно делать динамические перерывы в занятиях, а лучше разделить занятие на несколько заходов.

Для занятий по освоению музыкального инструмента огромное значение имеет психологическая концентрация, вдумчивый, концентрированный анализ, ясное видение целей и задач урока. 

Шестилетки зачастую не готовы к длительной сосредоточенной работе, их внимание еще неустойчиво, не может долго быть фокусироваться на чем то одном.

Педагоги обычно хорошо знают об этом и учитывают в занятиях с малышами их возраст и личностные качества. При домашних занятиях так же важно не понуждать ребенка долго заниматься чем-то одним.

Лучше поработать минут двадцать, но с полной отдачей, затем сделать маленький перерыв и снова приступить к занятиям. 

Каждый педагог организует работу с родителями дифференцировано.

 Некоторые преподаватели одобряют присутствие родителей на уроках, просят, чтобы они фиксировали все замечания и рекомендации педагога и как бы учились совместно с ребенком.

 Кто-то, наоборот, требуют с самого начала вырабатывать у воспитанников самостоятельность в работе, давая на первых уроках простые, обоснованные и доступные задания.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num=»3″ data-matched-content-columns-num=»2″

Источник: https://shkolamuzikant.ru/kak-organizovat-domashnie-zanyatiya-muzykoj-shkolniku/

Презентация на тему: Домашние занятия фортепиано. Правила и советы родителям

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано Описание слайда:

Домашние занятия фортепиано. Правила и советы родителям

Описание слайда:

Как дома усадить ребёнка заниматься фортепиано?

Описание слайда:

Сядет ли ребёнок заниматься фортепиано сам?Вот вопрос — да? Наверное, многие из вас часто им задавались. Что ж, попробуем найти на него ответ, и решить эту не лёгкую, на первый взгляд, задачу!Давайте подумаем, в каком случае вообще ребёнок 6-ти — 10-ти лет сядет чем-либо заниматься самостоятельно? Пусть это не фортепиано, а математика или рисование, к примеру.

Ответ напрашивается сам собой: если занятие для ребёнка приятно, он вспомнит о нём и без помощи родителей.Что же это за занятия? У каждого ребёнка свои увлечения: у кого-то порисовать, у кого-то поиграть в компьютерную игру. Кому-то нравится числа складывать, а кому-то петь, пеленать кукол или катать по полу машинки. То есть, это может быть любое занятие, чем угодно.

Но!

Описание слайда:

Только пока оно не напрягает!!Пока не заставляет регулярно концентрировать внимание и дополнительные силы и учиться тому, чего ещё малыш делать не умеет! Ребёнку может нравиться лепить из пластилина то, что получается.

Но как только ему придётся учиться делать это красиво и правильно, — это тоже начнёт напрягать.Та же история будет и в математике и в музыке и в других предметах. И о таких занятиях он сам не вспомнит и не сядет за них.

Описание слайда:

Что сделать, чтобы ребёнок сел за фортепиано?Ребёнку нужно попросту напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано. Это задача родителей. Если задания чётко прописаны преподавателем, то прочитать их (для себя). А затем напомнить ребенку, чем ему надо позаниматься: что повторить, а что выучить.

И издалека понаблюдать делает ли он что-то.Вникать в процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная и главная цель уже достигнута: ребёнок занимается дома сам, в домашних условиях, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей.

Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста.

Описание слайда:

Одна только небольшая ремарка: если вас и преподавателя устраивает результат, то всё хорошо. Если нет, не исключено, что ваш ребенок играет только то, что ему нравится. И вам надо дополнительно проследить, чтобы им выполнялись все задания!!!

Описание слайда:

Как правильно ребёнку выбрать время для занятий музыкой?

Описание слайда:

Музыка требует невероятной концентрации внимания, хорошей координации движений тела. Хорошо налаженной связи телодвижений с командами головного мозга. Мозг даёт сигналы – нервные импульсы, которые совершают путь к внешним рецепторам кончиков пальцев в виде команды «как играть».

Мозг отвечает за правильно выбранные и исполненные приёмы игры, и качество звука. Очень важно, чтобы команды дошли правильно до рук и внешних рецепторов подушечек пальцев.

Поэтому посадка за инструментом должна быть свободной и удобной, чтобы каналы, отвечающие за нервные импульсы, нигде не блокировались.

Описание слайда:

Для того чтобы выбрать правильное время для занятий музыкой, подумайте, вспомните и проанализируйте, когда Ваш ребёнок лучше концентрирует внимание и у него лучше работает голова. Потому как «без головы» за инструментом делать нечего, тем более за фортепиано. Играть на пианино – это высокоинтеллектуальный труд.

Все ученики по-разному выбирают время для занятий: кто-то с утра и даже до завтрака. А кому-то удобней вечером, когда всё заботы позади. Зависит и от того: «сова» вы или «жаворонок».

А у ребёнка особенно должна быть свежая голова во время занятий – это самый важный момент! Например, после школы и после прогулки – небольшого отдыха.

Описание слайда:

Кому-то удобнее сначала сделать уроки, чтобы они не висели «дамокловым мечом» над головой, которая нам нужна, свежей. И очень важно не лишать ребёнка любимых увлечений из-за музыки. Кружка: «Умей-ка», факультатива по рисованию или долгожданного мультсериала.

Такие лишения могут негативно сказаться на концентрации внимания и вызвать рассеянность и нежелание заниматься музыкой. Если ребёнок устал и раздражён, то бесполезно его заставлять заниматься. От таких занятий пользы почти никакой.

 Лучше дать ему отдохнуть и возобновить занятия после отдыха.

Описание слайда:

Организация домашних занятий

Описание слайда:

Когда ребенок посещает музыкальную школу и занимается с преподавателем, родители дома тоже должны следить за обучением и контролировать некоторые аспекты. Обязательно нужно следить за тем, чтобы ребенок играл положенное количество часов.

Даже если он обладает хорошей памятью и быстро разучивает пьесы, должная длительность занятий должна соблюдаться. При этом нужно обращать внимание, что ребенок делает, просиживая за пианино больше положенных часов.

Так, если он играет что-либо для себя, то это хорошо, если же проигрывает бесконечно то, что задали, это может привести к заигрыванию, когда пальцы перестают слушаться и сыграть хорошо разученный кусок уже не представляется возможным. 

Описание слайда:

 Для детей 1-2 класса достаточными будут занятия по 30-40 минут 3-4 раза в неделю. Для учеников 3-5 классов длительность должна составлять до 1.5 часа 5 раз в неделю.

Если заниматься получается реже, то количество часов одного занятия увеличивается.

Для тех, кто уже близок к окончанию обучения, при подготовке к выпускным экзаменам длительность занятий должна составлять не менее 2 часов в день 5 раз в неделю. 

Описание слайда:

Огромная  школьная нагрузка, не один факультатив, различные кружки, вроде танцев и рисования, не оставляют свободного времени для регулярных занятий фортепиано. А ещё ведь надо погулять! И отдохнуть, тоже не помешает! Поэтому многие выбирают дни для занятий, когда занимаются фортепиано два часа с перерывом, например. Так тоже можно.

Но! В те дни, когда времени совсем нет, можно обойтись несколькими минутами — это лучше, чем вообще ничего! 5 минут, конечно, маловато, а вот 15-ть вполне спасут. Это время лучше всего употребить на повторение  сложных мест произведений, их выучивание. Или разбирать маленькими кусочками новый материал.

Если пьесы уже выучены, то можно повторять их целиком в спокойном и оригинальном темпе.

Описание слайда:

Во время занятий стоит иногда заглядывать в комнату и следить за тем, чтобы он правильно держал спину, сидел прямо и на самом кончике стула.

В противном случае можно испортить осанку и заработать проблемы с позвоночником.

Стул лучше всего приобрести по типу табуретки с регулирующейся высотой, что даст возможность точно выставить уровень так, чтоб ребенок не испытывал неудобств и дотягивался до обеих педалей. 

Описание слайда:

 Очень тщательно (особенно в первые годы занятий) нужно следить за постановкой рук во время игры. Для того, чтобы родители знали, как правильно ребенок должен держать руки, можно прийти на первые занятия вместе с ребенком или проконсультироваться с педагогом.

От правильности постановки рук и пальцев будет зависеть техника игры, уровень утомляемости, а если ребенок делает явные успехи, то и вся его будущая карьера.

Если вовремя не уследить, что ребенок во время игры держит неправильно одну руку и напрягается, это может стать причиной невозможности развития скорости игры и улучшения техники в будущем. 

Описание слайда:

Правильные домашние занятия музыкой

Описание слайда:

Самая большая опасность для начинающего музыканта – не играть мало, а играть не то, потому что это «не то», при многократном клонировании только засоряет голову.

Посему первоочередная задача – играть исключительно то и сразу, пусть это будет совсем мало, но на малом участке (это для начала может быть всего 1 или 2 такта) нужно добиваться 100% стабильности исполнения, уверенности, выверенности аппликатуры, позиции, артикуляции и характера.

Четкий, не расплывчатый, несмазанный и не скомканный, ритмически выверенный мышечный образ необходим ученику как ни что другое.

Чтобы его создать быстро и правильно, нужно несколько раз сыграть небольшой фрагмент прямо на уроке, добившись, чтобы звучание было максимально приближено к конечному по степени завершенности работы над материалом (более или менее идеальным). Именно степень наличия ошибок даст знак, учить дальнейший материал (также фрагментарно), или еще работать над данным фрагментом.

Описание слайда:

Пусть это будет супер медленный темп, но нужно приучать сразу на уроке ученика исключать ошибочное исполнение текста, за что и отвечают, прежде всего, отделы памяти, контролирующие работу мышечного аппарата.

Первые неоднократные проигрывания (исполнения) фрагмента дадут четкий не расплывчатый мышечный образ (ощущения), дальнейшие проигрывания впоследствии окончательно закрепят его. При правильных занятиях эти ощущения будут четко и заблаговременно способствовать стабильной и правильной игре, это для ученика и будет его первый «автопилот».

Здесь сразу нужно оговориться, эти ощущения со временем стираются, и необходимо всякий раз освежать их, проигрывая правильно и осознанно произведение.

Любая помарка в тексте должна вызывать настороженность у ученика дома при занятиях, и это позволит критически относиться к занятиям, вновь и вновь возвращаясь именно к тем фрагментам, где наличествует вероятность ошибок, для того, чтобы выучить все сомнительные места.

Работу над штрихом, динамикой, силой и насыщенностью звука нужно начинать также уже при фрагментарном разборе нотного текста. Одной рукой или двумя сразу начинать играть исполнителю – все это зависит только от уровня его подготовки. Но на любом уровне необходимо исключить (сократить до минимума) ошибочное исполнение. Если этому научить ученика с первых его шагов в самообучении (а как еще можно назвать многократные продолжительные самостоятельные домашние занятия музыкой), он покажет хорошие результаты даже при непродолжительных и редких занятиях.

Описание слайда:

Продолжительные занятия без приобщения к эстетической составляющей музыки приводят в расконцентрации внимания, которая также записывается в память. Потому во сто крат лучше заниматься меньше, но правильно – что даст больший результат и не научит ребенка терять внимание.

Рутинного и ресурсоемкого процесса не желает никто: ни сам ученик, ни его родители, ни его учитель. Да и сама жизнь диктует жесткие условия в обучении. Понаблюдайте за детьми, у них ощущается постоянная нехватка учебного времени уже в обычной школе, особенно, в старших классах.

Если при музыкальных занятиях рутинность устранится на первых порах и сразу выработается правильный алгоритм занятий – ученик начнет получать от музыки удовольствие, и только тогда он перестанет считать секунды до окончания занятия, а, наоборот, будет стремиться подольше поработать.

Описание слайда:

Итак, мотив за мотивом (наименьшая членораздельная и интонационно завершенная часть формы музыкального произведения), затем два и более объединенных мотива во фразе, затем мотивы во всем предложении, в периоде и далее только потом во всей форме. Этот путь окажется не только более продуктивным, но и более легким для достижения нужного результата (не заниматься вообще – понятно дело, легче всего), а также менее время затратным.

Описание слайда:

Организация музыки во времени. Об этом также просто необходимо рассказать ученику, хотя бы в двух словах. Рассказывать можно и совсем немного (от простых рассказав толку не будет никакого), а вот требовать нужно следующее.

На первых порах, с того момента как ученик научился хлопать ритм в ладошки, а в дальнейшем по своим коленкам, ритмически озвучивая партии правой и левой руки – нужно приучать ученика считать и играть именно под счет в рамках соблюдения условий: не играть неправильное.

Озвученный вслух учеником счет даст родителям дополнительную систему контроля и позволит к, примеру, резать салаты на кухне, прибегая в моменты грубого нарушения правила – не исполнять неправильное – для корректировки. При занятиях без родителей ученик может отсчитывать доли про себя.

Читайте также:  Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?

Как правильно считать учат в первые годы обучения в музыкальной школе на сольфеджио и на специальности тоже показывают. Только отсчет долей даст правильную организацию нот в музыкальном времени.

Пусть сначала будет очень трудно, пусть темпы будут медленными, необходимо сразу играть правильно, не перенасыщая память недостоверной информацией. Сможете делать это сразу двумя руками – разучивайте двумя руками, не сможете – сначала одной, потом другой, потом совместно.

Описание слайда:

Обучение музыке издавна ценилось, дети всегда учились музыке так же, как танцам и иностранным языкам. Чтобы добиться хороших результатов, стоит придерживаться формулы треугольника «Педагог-Ученик-Родитель»,  в основании которого педагоги и родители, а ученик-  вершина его и, чтобы на нее подняться, нужны совместные усилия педагога и родителей.

Его фундамент будет прочным, если в  основу будет  заложено взаимопонимание, сотрудничество и взаимопомощь.

И  путь ученика при этом будет намного легче, а на выходе из музыкальной школы мы получим полноценного, умного, самостоятельно-ориентирующегося в мире музыки ребенка, вернее сказать, уже взрослого человека, со сформировавшимсямузыкальном вкусом и мировоззрением.

Источник: https://ppt4web.ru/muzyka/domashnie-zanjatija-fortepiano-pravila-i-sovety-roditeljam.html

Статья "Как сделать выполнение домашних занятий по фортепиано праздником, а не наказанием?" статья по музыке на тему

Как сделать работу дома праздником, а не наказанием?

Из личного опыта учителя по фортепиано. Выполнения домашних занятий – это вечный камень преткновения между учителем и учеником, ребёнком и родителем.

Чего только мы не делаем, что бы усадить наших любимых чад за музыкальный инструмент! Одни родители обещают сладкие горы и увеселительное времяпрепровождение за компьютерной игрушкой, другие подкладывают конфетки под крышку, некоторые ухищряются закладывать денежку в ноты.

Чего только не придумают! Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.

Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт.

И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы. Ловлю себя на мысли, что надо устроить в школе выставку «ляпов» заданий учителей.

Шедевров хватает! Например:

  •  «Полифонизируй фактуру пьесы!»;
  •  «Учи дома много раз без перерыва!»;
  • «Определи правильную аппликатуру и выучи!»;

«Разберись с интонацией!» и.т.д.

Вот и я представляю, как ученик садится к инструменту, открывает ноты и полифонизирует фактуру с интонацией и без перерыва! Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу. А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку. Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом.

ИГРА В РЕДАКТОРА  Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. (А рядовому ученику вообще нет разницы, по «чему» играть Баха — по Муджеллини, или Бартоку).

Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом.

Используйте яркие карандаши, это очень интересно.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЬЕСЫ Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы.

Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16. Творческая редакция ученицы. 5 уроков на разбор и соединение двумя; 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть; 6 уроков на художественную отделку.

Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу. Отстал – нагнал!

СИНТЕЗ ИСКУССТВ И ИГРА В ИССЛЕДОВАТЕЛЯ Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно.

 Пусть дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задайте учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – прослушайте и проанализируйте.

Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.

ПОВТОРИТЬ 7 РАЗ. Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я кладу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ  Сколько играет ученик дома мне не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ – НЕ ИГРА, А КАЧЕСТВО  Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».

РИТУАЛ  Каждое занятие должно иметь три составляющие: Рисунки к музыке, развитие техники; закрепление пройденного; разучивание нового. Приучите ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др. М

УЗА-ВДОХНОВИТЕЛЬНИЦА Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.

МУЗЫКА – ЭТО РАДОСТЬ Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, — это хобби и увлечение. Не нужно играть часами.

Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов.

Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/10/11/kak-sdelat-rabotu-doma-prazdnikom-a-ne-nakazaniem

Советы родителям: как сделать работу дома праздником, а не наказанием

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • «Гимназия № 10»
  • Советы родителям:
  • как сделать работу дома праздником,
  • а не наказанием?
  • Из опыта работы
  • Рогожиной Ирины Анатольевны
  • педагога дополнительного образования
  • в области музыкального искусства
  • г. Железногорск
  • Курской области
  • 2015г.

Выполнения домашних занятий – это вечный камень преткновения между учителем и учеником, ребёнком и родителем. Чего только мы не делаем, что бы усадить наших любимых чад за музыкальный инструмент! Одни родители обещают сладкие горы и увеселительное времяпрепровождение за компьютерной игрушкой, другие подкладывают конфетки под крышку, некоторые ухищряются закладывать денежку в ноты. Чего только не придумают!

Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.

Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт.

И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы. Ловлю себя на мысли, что надо устроить в школе выставку «ляпов» заданий учителей.

Шедевров хватает! Например:

  • «Полифонизируй фактуру пьесы!»;
  • «Учи дома много раз без перерыва!»;
  • «Определи правильную аппликатуру и выучи!»;
  • «Разберись с интонацией!» и.т.д.

Вот и я представляю, как ученик садится к инструменту, открывает ноты и полифонизирует фактуру с интонацией и без перерыва!

Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу.

А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку. Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом.

Игра в редактора.

Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. (А рядовому ученику вообще нет разницы, по «чему» играть Баха — по Муджеллини, или Бартоку).

Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом.

Используйте яркие карандаши, это очень интересно.

Разучивание пьесы.

Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16.

Интересные домашние задания: 5 уроков на разбор и соединение двумя руками (чаще всего, на уроках разбираем отдельно каждой рукой, а дома «соединяем»); 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть; 6 уроков на художественную отделку. Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу.

Отстал – нагнал! Иногда, начинаем разбор с последних строчек, чтобы не «закопаться» в них.

Синтез искусств и игра в исследователя.

Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно.

На начальных этапах обучения дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задаю учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – слушаем и анализируем.

Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.

Повторить от трёх до семи раз

Безусловно, каждый ученик индивидуален. Кому-то достаточно и трёх проигрываний дома (особенно на начальном этапе), а кому-то – семь. Семь — удивительное число: семь дней, семь нот.

Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами.

Я кладу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.

Время занятий

Помню свои занятия музыкой, когда учитель говорил моим родителям, что нужно заниматься не менее часа в день. Какая же это была пытка: сидеть за инструментом и смотреть на часы, которые висели надо мной… Сколько играет ученик дома мне не важно, главное результат.

Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день.

Цель занятий – не игра, а качество. Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?».

Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».

Этапы занятий

Каждое занятие должно иметь три составляющие: разучивание нового; закрепление пройденного; развитие техники. Но начинать необходимо с гамм. Приучите ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др.

Муза-вдохновительница

Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.

Музыка – это радость

Читайте также:  Зачем нужна ритмика в дмш?

Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, — это хобби и увлечение. Не нужно играть часами.

Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов.

Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.

Источник: https://infourok.ru/soveti-roditelyam-kak-sdelat-rabotu-doma-prazdnikom-a-ne-nakazaniem-851157.html

Уроки фортепиано как бизнес

Музыка становится для многих не только источником вдохновения и способом реализации творческих идей, но и профессией, средством заработка. Нередко профессиональные музыканты принимают решение начать собственное дело, давая частные уроки.

Особенно большую перспективу имеют преподаватели по фортепиано, поскольку этот инструмент универсален и никогда не теряет своей актуальности. Для того чтобы начать давать частные уроки фортепиано, нужно знать основные правила, по которым проводится подобная деятельность в соответствии с законными нормами.

Обучение можно проводить также в режиме онлайн, давая азы в качестве записанного вебинара или общаясь с учениками напрямую через Скайп.

Старт бизнеса можно осуществить в домашних условиях, работая у себя на дому или посещая учеников на их территории, уже потом, при накоплении капитала, стоит подумать о расширении бизнеса и превращение его в основной источник заработка. Прежде, чем регистрировать свою деятельность, можно прощупать почву и создать канал на youtube, набирать подписчиков и зарабатывать дополнительно онлайн.

Уроки фортепиано: с чего начать бизнес?

Профессия музыканта значительно более разноплановая, нежели это принято считать. Сегодня не только родители стремятся дать своим детям музыкальное образование, но и взрослые состоявшиеся люди решают исполнить свою детскую мечту освоить музыкальный инструмент. Для этого обращаются как в музыкальные школы, так и к частным педагогам музыки.

По разным причинам частные уроки фортепиано становятся все более востребованными. Популярность музыкантов, обучающих в частном порядке, обусловлена сразу несколькими важными причинами:

  • отсутствие потребности привязываться к какому-то расписанию
  • частный порядок преподавания делает подход к клиенту более индивидуальным, а значит, более качественным.
  • Актуальность частных уроков заключается прежде всего в том, что в обычные музыкальные школы не принимают взрослых учеников, бизнесмены, занимающиеся частными уроками, не устанавливают подобных ограничений.
  • К частным преподавателям обращаются преимущественно состоятельные граждане, поэтому, обеспечив клиентам максимально комфортный подход, со временем можно добиться высокого и стабильного заработка.
  • Частные уроки фортепиано отличаются и некоторыми нюансами:
  1. Во-первых, очень важно быть конкурентным на выбранном поприще, то есть обеспечивать клиентам эффективное обучение, для чего вам нужно самосовершенствоваться как профессионалу
  2. во-вторых, нужно уметь подбирать самые современные и действенные методики обучения. Если учитель работает с детьми, важно уметь привить им любовь к музыке и выбранному инструменту, обладая еще и психологическими талантами.

Гибкость индивидуального подхода и способность подстраиваться под расписание обучаемых – еще один момент, к которому преподаватель, дающий частные уроки музыки, должен быть готов.

Как начать давать уроки игры на фортепиано?

Прежде всего, решив заниматься уроками фортепиано, важно «прозондировать» ситуацию на этом поприще в своем регионе, изучить спрос. В том числе сразу нужно узнать, насколько такие услуги востребованы в городе, где проживает сам преподаватель. Сразу обязательно выяснить средние цены на уроки как для новичков, так и для более взрослых и опытных учеников.

Далее нужно обратить внимание на то, каким образом частному преподавателю музыки зарегистрировать свою деятельность.

Поскольку образовательная лицензия, по существующему законодательству, учителям музыки не нужна, если они не планируют выдавать диплом об образовании, для деятельности подобного рода достаточно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель Эта процедура несложная и не требует обращения к посредникам.

На видео: Пример обучающего видеоурока

Источник: https://biznes-prost.ru/kak-otkryt-svoj-biznes-na-urokax-fortepiano.html

Как дома усадить ребёнка заниматься фортепиано?

Эта статья для родителей, чьи дети занимаются музыкой, в частности фортепиано, или хотят приступить к занятиям, и задаются морем животрепещущих вопросов. Статья о правильной организации домашних занятий фортепиано. Метод, описанный в статье, подходит, как учащимся музыкальных школ, так и детям, обучающимся по индивидуальным методикам в домашних условиях.

Вот вопрос — да? 🙂 Наверное, многие из вас часто им задавались. Что ж, попробуем найти на него ответ, и решить эту не лёгкую, на первый взгляд, задачу!

Давайте подумаем, в каком случае вообще ребёнок 6-ти — 10-ти лет сядет чем-либо заниматься самостоятельно? Пусть это не фортепиано, а математика или рисование, к примеру. Ответ напрашивается сам собой: если занятие для ребёнка приятно, он вспомнит о нём и без помощи родителей :).

Что же это за занятия? У каждого ребёнка свои увлечения: у кого-то порисовать, у кого-то поиграть в компьютерную игру. Кому-то нравится числа складывать, а кому-то петь, пеленать кукол или катать по полу машинки. То есть, это может быть любое занятие, чем угодно. Но!

Только пока оно не напрягает!!

Пока не заставляет регулярно концентрировать внимание и дополнительные силы и учиться тому, чего ещё малыш делать не умеет! Ребёнку может нравиться лепить из пластилина то, что получается. Но как только ему придётся учиться делать это красиво и правильно, — это тоже начнёт напрягать.

Та же история будет и в математике и в музыке и в других предметах. И о таких занятиях он сам не вспомнит 🙂 и не сядет за них. 🙁

Что сделать, чтобы ребёнок сел за фортепиано?

Если ребёнку 5-ть -7-мь лет, то попросту напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано. Это задача родителей. Если задания чётко прописаны преподавателем, то прочитать их (для себя). А затем напомнить малышу, чем ему надо позаниматься: что повторить, а что выучить. И издалека понаблюдать делает ли он что-то.

Вникать в процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная и главная цель уже достигнута: ребёнок занимается дома сам, в домашних условиях, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей. Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста.

А если ребёнок садиться заниматься сам?

Малыш будет расти и дальше ему будет легче делать домашние задания без ваших напоминаний, не только по фортепиано и по музыке, но и по другим предметам. Если ребёнку 8-мь — 10-ть лет и больше и он садиться сам за фортепиано без вашего напоминания, то это замечательно! 🙂

Одна только небольшая ремарка: если вас и преподавателя устраивает результат, то всё хорошо. Если нет, не исключено, что ваше любимое чадо играет только то, что ему нравится. И вам надо дополнительно проследить, чтобы им выполнялись все задания 🙂

Ну вот, если мы с вами усадили ребёнка за инструмент, можно считать, что дело почти «в шляпе» 🙂

В следующей статье мы поговорим о том: когда, как и много ли надо заниматься?

Источник: https://urokimuziki.ru/azbuka-pianista/kak-doma-usadit-rebyonka-zanimatsia-fortepiano

Ореховская детская школа искусств — Домашние занятия пианиста

Домашние занятия пианиста: как сделать работу дома праздником, а не наказанием?

Из личного опыта учителя по фортепиано.

Выполнения домашних занятий – это вечный камень преткновения между учителем и учеником, ребёнком и родителем.

Чего только мы не делаем, что бы усадить наших любимых чад за музыкальный инструмент! Одни родители обещают сладкие горы и увеселительное времяпрепровождение за компьютерной игрушкой, другие подкладывают конфетки под крышку, некоторые ухищряются закладывать денежку в ноты. Чего только не придумают!

Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.

Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт.

И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы. Ловлю себя на мысли, что надо устроить в школе выставку «ляпов» заданий учителей.

Шедевров хватает! Например: «Полифонизируй фактуру пьесы!»; «Учи дома много раз без перерыва!»; «Определи правильную аппликатуру и выучи!»; «Разберись с интонацией!» и.т.д. Вот и я представляю, как ученик садится к инструменту, открывает ноты и полифонизирует фактуру с интонацией и без перерыва!

Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится  ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу.

А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку. Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом.

ИГРА В РЕДАКТОРА. Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. (А рядовому ученику вообще нет разницы, по «чему» играть Баха — по Муджеллини, или Бартоку).

Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЬЕСЫ. Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы.

Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16. Творческая редакция ученицы. 5 уроков на разбор и соединение двумя; 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть; 6 уроков на художественную отделку.

Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу. Отстал – нагнал!

СИНТЕЗ ИСКУССТВ И ИГРА В ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно.

 Пусть дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задайте учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – прослушайте и проанализируйте.

Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.

ПОВТОРИТЬ 7 РАЗ. Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я ложу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ. Сколько играет ученик дома мне не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ – НЕ ИГРА, А КАЧЕСТВО. Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».

  • РИТУАЛ. Каждое занятие должно иметь три составляющие:
  • ·  развитие техники;
  • · закрепление пройденного;
  • · разучивание нового.

Приучите ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др.

МУЗА-ВДОХНОВИТЕЛЬНИЦА. Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.

МУЗЫКА – ЭТО РАДОСТЬ. Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, — это хобби и увлечение. Не нужно играть часами.

Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов.

Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.
 

Источник: http://orehovka-dshi.ucoz.org/index/domashnie_zanjatija_pianista/0-15

Ссылка на основную публикацию