Из истории блюза: с плантаций на студию

Из истории блюза: с плантаций на студию Блюз — популярный жанр музыки, который «подарили» миру США. Зародился блюз в среде выходцев из Африки. Это были работники на хлопковых плантациях, чернокожие американцы, которые трансформировали ряд народных музыкальных и песенных традиций. В основе блюза лежат спиричуэлсы (христианские песнопения), баллады, рабочие песни, традиционные песнопения различных племен и так далее. Непосредственно название «блюз» — это калька с английского словосочетания «blue devils» (в переводе обозначает «уныние, хандра»). Это медленная спокойная музыка, которая изначально была связана с историей афроамериканцев, их сложной жизни в США.

Блюз оказал огромное влияние на мировую культуру, в частности на развитие таких музыкальных жанров, как джаз, соул, рок-н-ролл и другие популярные направления.

Из истории блюза: с плантаций на студию Вместе с рабами из Африки в США попала и их своеобразная культура, в том числе и музыка. Выкрики во время работы, так называемые «холлеры», рабочие песни и церковные хоровые песнопения сопутствовали тяжелой работе рабов на плантациях. Смысловая нагрузка песен сводилась к сложности жизни афроамериканцев. Корни этих жанров берут свое начало в этнической музыке разных африканских народностей. Симбиоз всего к концу 19-го века превратился в блюз — медленную, заунывную музыку и слова, рассказывающие о нелегкой жизни черного человека, о его борьбе за свое место в этом мире.

Родина блюза — дельта Миссисипи. Многие исполнители блюзов, кроме музыки, занимались своей обыденной работой. Редко для кого музыка являлась основным источником дохода. Иногда исполнители блюзов пускались в странствия по стране, перебиваясь временными заработками и исполняя свои песни в придорожных забегаловках.

Непосредственно термин «блюз» впервые был применен к этой музыке в 1912 году. Это произошло с композицией «Dallas Blues» исполнителя Харта Уэнда.

Традиционный блюз в настоящее время мало кто исполняет, разве, что в сельской местности. Он исполняется без аккомпанемента и неразрывно связан с народным творчеством чернокожего населения США.

Из истории блюза: с плантаций на студию К 20-м годам прошлого века блюз приобрел классические черты. Появились первые блюзовые ансамбли и музыка резко стала популярной среди широких кругов населения США. Блюз вошел в шоу-бизнес и впитал в себя черты других жанров музыки. В этот период блюз пели в основном женщины, среди которых популярностью пользовались Мэми Смит, Ма Рэйни, Бесси Смит и другие. Фирмы грамзаписи на волне успеха блюза с женским вокалом брали любых темнокожих исполнителей, мало-мальски умевших петь и выдавали их за культовых исполнителей популярной музыки. Блюзовый бум продолжался в течение 20-х годов, но постепенно мода на женский вокал в блюзе ушла. В 30-е годы блюз приобрел мужские черты и его развитие связано с такими именами: Джимми Рашинг, Роберт Джонсон, Чарли Паттон, Биг Билл Брунзи и другие. Блюз неразрывно был связан с другими жанрами, в частности с джазом. Так, Джимми Рашинг был вокалистом в джазовом биг-бэнде Каунта Бейси.

Кроме того, блюз оказал огромное влияние на зарождение рок-н-ролла. Такие легенды рока, как Мик Джаггер и Эрик Клэптон отмечают огромное влияние на их творчество блюзовых исполнителей, особенно Роберта Джонсона.

Кстати, что касается последнего, то за свою короткую жизнь (умер в 27 лет) Джонсон создал несколько десятков песен, многие из которых являются хитами и в наше время.

Особенно это касается таких композиций, как «Crossroad», «Walking Blues» и других.

Из истории блюза: с плантаций на студию В 40-е годы музыкальная индустрия начала электрифицироваться, появились электрогитары, бас-гитары, электроорган и другие инструменты, а также микрофоны. Все это привело к трансформации музыкальных традиций — большие биг-бенды из 15-18 человек стали просто невыгодны. Небольшой ансамбль из 4-х человек играл громче, чем огромный биг-бенд. Кроме того, квартет был выгоднее в экономическом плане. Ансамбли, оснащенные электроинструментами, играли новую музыку, которая получила название ритм-н-блюз. Этим термином называли прежнюю развлекательную музыку «черной» Америки в исполнении новых ансамблей. Исполнители ритм-н-блюза 40-х годов: Чак Берри, Мадди Уотерс, Би Би Кинг, Бо Диддли и другие. Они существенно отошли от традиционного и классического блюза, одновременно оказав огромное влияние на рок-н-ролл. Новый блюз, в свою очередь, впитал черты джаза, буги-вуги и другой танцевальной музыки, совершенно оторвавшись от своих истоков. Кроме того, на ритм-н-блюз оказало такое течение музыки, как джамп-блюз. Это очень быстрая разновидность классического блюза, исполняемая небольшим количеством музыкантов и с обязательными духовыми инструментами. В конце 90-х годов джамп-блюз возродился в лице такого направления в музыке, как свинг-ривайвл.

Некоторые музыканты продолжали традиции предков, исполняя классические блюзы. Среди них стоит выделить Джона Ли Хукера и других, менее известных блюзменов.

Из истории блюза: с плантаций на студию На основе ритм-н-блюза в 1950-е появился такой жанр музыки, как соул. К 60-м годам он стал очень популярным в США. Соул стал для чернокожих исполнителей своеобразной заменой традиционных блюза и ритм-н-блюза, которые позаимствовали белые музыканты. Многие соул-исполнители были связаны с общественным движением Мартина Лютера Кинга — Арета Франклин, Отис Реддинг, Сэм Кук и Джеймс Браун. Среди других известных исполнителей соула — Дайана Росс, Стиви Уандер, Jackson 5, The Temptations, The Four Tops, Марвин Гэй и другие. Продолжением традиций ритм-н-блюза наряду с соулом является фанк. По сути, фанк и соул — это быстрая и медленная составляющие блюза. Фанк появился в 60-е годы и стал очень популярным направлением танцевальной музыки. Изобретателем фанка считается Джеймс Браун, который утяжелил и видоизменил соул. Фанк оказал большое влияние на рок и джаз, создавая массу смежных жанров музыки. Влияние фанка заметно в музыке альтернативных рок-групп (Talking Heads, Primus, Red Hot Chili Peppers и другие). Фанк и соул исполняли и продолжают исполнять многие известные ныне музыканты: Майкл Джексон, Джордж Майкл, Принс, Уитни Хьюстон, Джанет Джексон, Ашер, Бейонсе, Алиша Киз и другие. Блюз-рок — симбиоз ритм-н-блюза и рок-н-ролла. По сути это ритм-н-блюз в исполнении белых музыкантов. Одним из наиболее известных исполнителей в стиле блюз-рок считается Джимми Хендрикс. Напоследок стоит отметить, что ритм-н-блюз 40-х годов оказал влияние на зарождение популярного ныне направления R&B — современный ритм-н-блюз. Это направление вобрало в себя соул, фанк, хип-хоп, диско.
музыка в США, жизнь в США, культура США, история Америки

Источник: https://meet-usa.com/ru/article/blyuz_kak_zhanr_muzyki/

История блюза

Из истории блюза: с плантаций на студию

Блюз – это музыкальный жанр, который возник в среде афроамериканцев, живших в определённых условиях юго-востока США. Считается, что его зарождение относится к XIX – началу XX века. Название связано со словосочетанием «Blue Devils» (часто используется для описания подавленного настроения, печали, грусти). Что и неудивительно: история блюза неразрывно связана с социальной средой, в которой находились первые исполнители. Сама музыка сложилась из христианских песнопений, холлеров, рабочей песни, баллад и выкриков из разных африканских культов.

С чего началась история блюза?

Термин появился в 1912 году с «Dallas Blues». Одному из основоположников, Уэндому, удалось опубликовать композицию. Буквально через несколько месяцев вышел водевильный номер «Baby Seals Blues». Но критики отмечают, что ни одну из работ нельзя, строго говоря, называть блюзом.

Вообще традиционный вариант не подразумевает аккомпанемента. К тому же он воспринимается как архаичный. Но в сельской местности Штатов такая манера исполнения музыки живёт до сих пор. Из самых известных современных музыкантов, верных традиции, можно назвать Ледбелли.

Классика

Классический блюз оформился в 20-х годах прошлого века, когда появились целые ансамбли, его исполняющие. И музыканты смогли начать зарабатывать, то есть заниматься блюзом профессионально.

Тогда стало понятно, что 12-тактовая форма, а также гармоническое сопровождение присущи именно этому жанру. Изменился подход к блюзу: он влился в шоу-бизнес. И в это же время появился дикий спрос на женский вокал в рамках направления. Мэми Смит, Бэсси Смит и Ма Рэйни стали самыми яркими представительницами течения, которые оказали значительное влияние на блюз.

Из истории блюза: с плантаций на студиюИстория блюза

Как и многие другие жанры, блюз продвигали неординарные личности. В 30-е и 40-е годы это Роберт Джонсон и Джимми Рашинг. Их творчество начало влиять на других музыкантов, в частности, на таких мэтров рока, как Эрик Клэптон и Мик Джаггер.

Ритм-н-блюз

Вторая мировая война изменила всё, в том числе и музыку. Появился ритм-н-блюз. Из ведущих исполнителей периода стоит отметить Рашинга, который удерживал позиции довольно долго, и Джо Тёрнера.

Последний прославился быстрыми блюзами и выкриками, а также особым стилем исполнения, близким к буги-вуги. Военное время требовало больше энергичности, и подобная манера пришлась публике по вкусу.

Огромное значение для истории блюза имела электрификация в музыке. Фактически, она изменила всё. Появление сначала электрогитар, а потом и бас-гитар, мощных микрофонов привело к тому, что группа из 4 человек стала звучать мощнее и громче, чем биг-бэнд из 18. А платить большому количеству музыкантов для многих клубов оказалось непозволительной роскошью.

К тому же ритм-н-блюз в исполнении маленьких групп прекрасно подошёл компактным клубам, где для оркестров просто не нашлось бы места. Спрос на последних же начал падать.

Из истории блюза: с плантаций на студиюРитм-н-блюз

Блюз стал стремительно меняться и всё больше отходить от традиционных композиций. Огромное влияние на закономерный процесс оказали такие музыканты, как Мадди Уотерс, Чак Берри, Бо Бо Кинг и другие.

Во многом это объяснялось ещё и тем, что культурная среда, в рамках которой появился блюз, исчезла. Не было больше плантаций и рабства. Афроамериканцев перестали так сильно притеснять, в Штатах началась эффективная борьба с расовой дискриминацией.

И чем дальше, тем больше эти процессы усиливались.

Блюз в Великобритании

60-е годы ознаменовались значительным влиянием британских исполнителей, буквально ворвавшихся в чарты США. Среди них можно назвать Cream, The Rolling Stones и Led Zeppelin.

У кого-то блюзовые мотивы проявлялись сильнее, у кого-то – слабее, но не заметить их было нельзя. Как и интерес «белых» групп к этому жанру. Легенда музыкального мира Джимми Хендрикс тоже стартовал в Британии.

И то, что он играл, относят к блюз-року.

Блюз в России

Первым в СССР играть профессионально блюз стал Алексей Белов в конце 60-х. Более-менее массово музыка начала исполняться уже в 80, когда появился спрос, появилась аудитория. Популяризации жанра способствовал и приезд Би Би Кинга в Москву в самом конце 80-х.

Однако окончательно блюз в России завершил своё становление с появлением клубов. Потому что, по мнению многих критиков, это не стадионная музыка. Её хорошо слушать в камерной или приближенной к ней обстановке.

Блюз в настоящее время

Чистый блюз в наше время очень трудно встретить. Гораздо больше самых разных интерпретаций. Так, Ronnie Baker Brooks в 2017 году выпустил альбом, где кроме блюза можно услышать элементы хип-хопа и рэпа.

А Snowy White в 2016 году порадовал поклонников практически классикой… На которую повлиял прогрессив-рок. Но это смешение, как показывает и история блюза, не приводит к утрате жанра. Оно обогащает музыку, делает альбомы выразительнее, ярче.

В результате современным меломанам есть из чего выбирать. И это здорово!

Источник: https://muzykantam.net/raznye-stati/istoriya-blyuza.php

Блюз соткан из печали: подборка мест для ценителей

Из истории блюза: с плантаций на студию 18 октября 2019Поясним за новости: протесты в аэропорту Барселоны не опасны для туристов Читать 18 октября 2019Символ зла: как победить в схватке с медузой Читать 17 октября 2019Что делать, если вас обокрали в путешествии: рассказываем за две минуты Читать 17 октября 2019Что дома хорошо, то в отпуске — штраф: почему стоит уважать другие культуры Читать 16 октября 2019Пьём: Россия восстановила авиасообщение с Грузией Читать 16 октября 2019Поясним за новости: зачем нужна «комната матери и ребёнка» в аэропорту Читать

Грусть испытывают все — кончились деньги, оставил любимый человек, нечего выпить или просто дождь. Для всех обделенных и обиженных — свой блюз. Есть бары, где даже вешалка может рассказать свою историю. Виски, шляпа и черные очки — поехали.

Джаз, блюз — какая разница?

Блюз — музыка с хлопковых плантаций юга США. Рабство отменили, но положение темнокожих трудяг почти не улучшилось — работали за еду и терпели унижения. Через шестьдесят лет Великая депрессия докатилась до глубинок — южане отправились искать лучшую жизнь в другие штаты, а с собой привезли и музыку. Тоска и отчаяние той жизни отразились в песнях — они стали называться блюзом.

Европа

Амстердам, Maloe Melo

Местные жители утверждают, что это лучший блюз-бар города. Половина тех, кто отыгрывает сейшн — местные коллективы, остальные приезжают из США, Японии, Германии и Франции.

Сайтом пользоваться неудобно, поэтому лучше заглянуть в группу на FB. По будням вход бесплатный, по выходным — 5 € (400 ₽).

Обстановка как в бабушкиной квартире: старые скрипучие столы и стулья, пожелтевшие плакаты на стенах.

Как оказалось, все это подача — коллектив выходит на сцену, гитарист вступает, и становится ясно, что мебель скрипит на нужной ноте.

Официанты подходят редко, но это не раздражает — в баре хорошо выпить, покопаться в себе или развеяться. Самые крутые вечера — когда бывает музыкально-танцевальный джем: импровизация без остановки и отвязные буги-вуги.     

Читайте также:  Транспонирование музыки

Адрес: Lijnbaansgracht, 163.

Время работы: ежедневно с 21:00 до 03:00

Лондон, Ronnie Scott’s Jazz Club

Этот клуб — самый уважаемый в Англии. Открылся в 1959 и почти сразу стал принимать американских звезд (например, Эллу Фицджеральд и Каунта Бэйси).

Так как место популярное и каждый день проходят блюзовые вечера — столик лучше заказывать за неделю, на сайте работает форма брони. Там же есть возможность составить меню — так вы быстрее получите блюда и напитки.

Несмотря на большую площадь, обстановка на концертах почти интимная.

«Батарейку» мне включи: лучшие караоке-бары в разных странах

Стандартный билет стоит 35£ (3000 ₽), если в клубе особенное шоу со знаменитыми музыкантами — доплата в среднем еще 30£ (2600 ₽). Основная программа длится два часа с 20:15 до 22:15, затем начинается Late Late Show — джаз со специальными гостями. Конкретного дресс-кода нет, но в шортах вас не пустят, а также запрещено курить. Средний чек с алкоголем и мясом 180 £ (15 600 ₽).

Адрес: Frith Street, 47. Soho.

606 Club, Лондон

Здесь обстановка еще более камерная, этакий интимный нуар — когда-то это был полузаброшенный подвал в стиле speakeasy (нелегальные бары в США). Акустика шикарная, несмотря на старые кирпичные стены. Иногда тесновато, но вентиляция работает хорошо.

Вход стоит 12£ (1000 ₽), а средний чек 50£ (4300 ₽). Постоянные гости покупают годовую членскую карту (140£, 12 200 ₽) — ее выгодно приобретать, если вы каждые выходные отдыхаете в клубе.

Таких гостей больше половины, поэтому бронируйте места на сайте за неделю до визита.

Адрес: Lots Road, 90. Kensington

США, Нью-Йорк

Birdland jazz club

Чарли Паркер назвал этот клуб «единственным джазовым уголком во всем мире», заведение работает с 1949 года и популярности с тех пор не теряет.

Большинство блюзовых музыкантов в 20-е годы ХХ века перебрались в Нью-Йорк, в том числе и Паркер по прозвищу Bird. Знаменитый саксофонист играл здесь почти каждый вечер, чем и прославил заведение.

Из Бердланда транслировался радиоконцерт Джона Колтрейна и его квартета. Нина Симон здесь также часто выступала, короче говоря — место намоленное.

В зависимости от исполнителя и удаленности от сцены, вход стоит 25–50$ (1700–3400 ₽), акустика в зале превосходная, по выходным большие шоу. В Нью-Йорке много джазовых клубов, но этот музыкой просто дышит.

Адрес: 44th St, 315

Blue note

Самый популярный клуб из всех «правых», то есть заведение без истории, но с хорошей музыкой и продвижением. Приходить сюда лучше в будние дни — в выходные очень много туристов и погрустить в одиночку под тягучий блюз не получится.

Это первый блюз/джаз-клуб, который развил бизнес до уровня продаж франшизы. Клубы Blue Note с тем же качеством музыкальных программ работают в Токио, Осаке, Рио-де-Жанейро и Милане. Есть одноименный клуб в Париже, но к американской сети отношения не имеет.

Адрес: 3rd Street, 131

США, Юг — самые корни

Black cat, San-Francisco

Кожаные кресла, приглушенный свет и пары виски — здесь можно провести сутки и не заметить этого. Вечер начинается с тихой гитары или фортепиано, выходит человек и рассказывает тоскливую историю о долгом путешествии. В этом клубе лучшие коктейли Сан-Франциско, бармены как в старых фильмах поддержат разговор или просто понимающе нальют чего покрепче.

Адрес: EDDY ST, 400

Andy’s Jazz Club, Чикаго

Этот клуб, как коробка автомат на машине или как официант, который читает мысли — все, что здесь окружает слушателя, появляется ровно тогда, когда он этого хочет.

Мягкий ковер, медленно нарастающий гул контрабаса и запах горячего стейка хорошо дополняют друг друга.

Конечно, когда слушаешь такую интеллектуальную музыку, нужно оставить все прочие дела и включиться в процесс, но заведение задает тон и сосредоточиться трудно.

Вход на все мероприятия стоит 10–15$ (700–1000 ₽), во время ежегодного джазового фестиваля клуб становится сценой для приезжих блюзменов и джаз-бандов — отжигают как в последний раз.

Адрес: Hubbard St., 11 E.

Kingston Mines, Чикаго

Здесь играют дельта-блюз — название от места происхождения, дельты реки Миссисипи, где после осушения болот разрослись хлопковые плантации. Это самый аутентичный и ранний вид блюза.

Гитара и губная гармошка — инструменты этого стиля, а Джон Ли Хукер известнейший его исполнитель. Kingston Mines был когда-то тем самым секретным speakeasy и до сих пор клуб работает только ночью.

Послушать здешний блюз — все равно, что попробовать сорокалетний виски в погребе, прямо из бочки.

Адрес: N Halsted St, 2548

BB King's Blues Club, Новый Орлеан

Ритм-энд-Блюз, Рок-н-ролл и блюз-рок — здесь не грустят и не вспоминают о прошлом, это просто крутая танцевальная площадка. Черт подери, джемы под живую музыку — это джинн, который бросает тебя через весь танцпол, в воздухе проводишь большую часть танца, а ноги выколачивают пыль из старых досок. Здесь самая соковыжимательная музыкальная программа.

Адрес: Decatur Street, 1104

В итоге

Эта музыка, эти бары — способ оказаться на перекрестке, где принимаются самые важные решения, вопросы веры и бытия. Cross Road Blues — это попытка получить у бога ответы и вымолить прощение. Перекресток стал символом блюза. Быть в этой музыке, слушать ее — значит ответить на вопросы, которые давно покрылись пылью в гараже, но забыть о которых трудно.

Из истории блюза: с плантаций на студию

Источник: https://www.aviasales.ru/blog/gde_poslushat_blyuz

Начало блюза

Здравствуйте!

Много лет прошло и я молчал как вкопанный. Но, видимо, пришла пора.Сегодня я как могу расскажу вам про самое начало музыки, которую называют «блюз».

Словом «блюз» обычно называют меланхолическую музыку, появившуюся в среде американских негров на «Глубоком Юге», в сельских районах юга США в конце 19-го века, особенно в дельте реки Миссисипи — районе, известном плодородной почвой и редкостной нищетой.О блюзе начали говорить в начале 20-го века.

Само слово «блюз» означает чувство меланхолии, печали, подавленности, несчастья, тоски, тяжесть на сердце, мрак, отчаяние, депрессию. И, как это ни странно, блюз в английском языке — слово множественного числа, блюз — это не «он», это «они».

Оно появилось в середине 18-го века как сокращение от старого английского выражения «blue devils» — «синие черти» (неспроста напрашивается крамольная аналогия с аналогичным русским понятием «синяк» — видимо оттого, что бесы одни и те же).

И тогда понятно — что значит «блюз»: ведь назвав беса по имени, можно избавиться от него.

Поначалу блюз игрался на улицах и в «джук-джойнтс».«Джук-джойнт» (он же «баррелхаус», бочко-дом) — это неформальное заведение (ну, считай, сарай на дороге), где люди ели, пили, слушали музыку, играли в карты, танцевали; слово «джук» значит попросту «полный кавардак».

Людям, работавшим на плантациях, нужно было где-то отдыхать и общаться после тяжёлой недели, а по законам тогдашнего Юга, где собирались белые люди негров не пускали; поэтому нужны были свои места.

Очевидцы описывали «джук-джойнтс» как «непривлекательные, разваливающиеся сараи, пыльные внутри, с мусором во дворе, часто такие маленькие, что только несколько пар могли танцевать своё халли-галли»Музыку в них играли «регтайм» (этим словом обозначалась всякая старая афро-американская музыка), а в 1890-е перешли на «буги-вуги». Примерно тогда же появились и гитары со скрипкой; до этого основным инструментом было банджо.

Ранние блюзмены — Чарли Паттон, Сан Хаус, Роберт Джонсон и бесчисленное количество других — путешествовали от одного джук-джойнта к другому, живя на чаевые и бесплатную кормёжку.

Но давайте немного об отцах-создателях жанра.Принято думать, что родоначальником блюза является Роберт Джонсон; заодно он же считается ещё и одним из величайших гитаристов в истории. В его записях 36-37-го года слышно уникальное сочетание пения, искусства игры и гения писания песен, которое сформировало много поколений музыкантов.

Как он мог так играть на гитаре — до сих пор не очень ясно; известно, что «Роллинг Стоунз» собрались, благодаря любви к блюзу; так вот, когда Брайан Джонс впервые дал Киту Ричардсу послушать Джонсона, Кит спросил: а кто это второй с ним играет? не понимая, что Джонсон выделывает всё это сам.

«Я отчётливо слышал две гитары, и мне понадобилось много времени, чтобы понять, как он всё это делает сам. Роберт Джонсон был оркестром».В дополнение к этому он ещё умел заставить гитару отвечать своему голосу. В африканской музыке есть традиция говорящих инструментов. Роберт пел строчку, а гитара ему отвечала.

Он умер в 27 лет и эта ранняя смерть породила множество мифов.

Сан Хаус однажды рассказал журналисту, что поначалу Джонсон был маленьким мальчиком, немного играл на губной гармошке, но чудовищно плохо на гитаре, потом куда-то ненадолго исчез, и появился полностью сформировавшимся музыкантом и автором высшего класса; и приобрел он это умение, выйдя однажды в полночь на перекрёсток и заключив сделку с огромным черным человеком, имя которого мы здесь называть не будем. Надо сказать, что эта история не единичная; многие блюзмены ходили по ночам играть на кладбище — то ли потому, что там никто не мешал, то ли в надежде встретить сами знает кого и научиться играть.Те, кто знали Роберта Джонсона, сходятся в том, что у него были хорошие манеры, говорил он мягко, однако был темной лошадкой и никто не знал — что у него на уме. Его выделял из толпы его талант, пристрастие к женщинам и выпивке и страсть к перемене мест.В дельте Миссисипи всем было известно, что блюз и те, кто его поют, имеют специальную власть над женщинами. История подтверждает: у Роберта было по женщине в каждом месте, где он играл, он приходил после концерта, знакомился с родителями, и просто оставался у них жить, пока не приходило время двигаться дальше.

Роберт Джонсон играл на улицах, джук-джойнтах и субботних сельских танцах; при жизни никакого успеха он не знал. Он заходил в студию всего два раза в жизни; зато теперь его слава такова, что Эрик Клэптон называет его «величайшим из блюзменов».

Однако Роберт Джонсон был далеко не первым блюзменом в истории. Те, кто в курсе, знают, что подлинным «отцом блюза Дельты Миссисипи» был Чарли Паттон. Он считается одним из важнейших музыкантов 20-го века, практически создавшим современную американскую музыку и вдохновившим несчетное количество музыкантов.

Паттон родился в 1891 году, поэтому был много старше всех остальных легенд Дельты. Все, кто был после — Сан Хаус, Роберт Джонсон, Хаулинг Вулф — все учились у него и перенимали его гитарные приемы; некоторых он даже принимал в ученики, таким образом немного прирабатывая между выступлениями.

Паттон был на все-руки-мастер, одинаково хорошо ему удавались и глубокий блюз, и песни хиллбилли, и баллады 19-го века; помимо искусства игры на гитаре, он был известен ещё и силой своего голоса — необходимое условие успеха в мире, где ещё нет микрофонов и усилителей, а нужно быть услышанным толпой танцующих.

При этом он был ещё и отменным шоуменом: падал на колени, играл на гитаре за головой, между ногами, занимался с ней любовью, так что конкуренты-завистники называли его клоуном. Но никому из них даже не снилась сила и сложность его игры на гитаре.

Вся жизнь Чарли Паттона — как и у большинства его коллег — была полна конфликтов с законом; его сажали в тюрьму при каждом подходящем случае, а он писал по этому поводу очередной блюз, и выйдя на волю, записывал его и дарил шерифу, засадившему его.

В 80-е годы энтузиасты блюза нашли одного из этих полицейских, ему было уж под сто лет, и он с удовольствием вспоминал, как Паттон подарил ему пластинку с блюзом его имени. Чарли вообще был уважаемым человеком и даже иногда требовал, чтобы к нему обращались «мистер», что для негра было тогда неслыханной честью.

Именно с Чарли Паттона начался блюз, как мы его знаем.

Ещё одно крупнейшее имя у истоков блюза — Сан Хаус.Сан Хаус родился в 1902 году, недалеко от городка Кларксдэйл, Миссисипи; местом, которое по мистическим причинам считается родиной блюза.В юности Хаус — по его собственному признанию — «ненавидел мирскую музыку, особенно блюз».

Глубоко религиозные негры вообще часто считали блюз музыкой срамной и нечестивой. А Хаус был, по его собственным словам, человеком «совсем религиозным»; проповедником и даже профессиональным пастором, то есть получал жалование в церкви. При этом, как и его отец, крепко пил.

Читайте также:  История российского гимна: от самого первого до современного

Но, когда ему было 25 лет, случилось чудо — он выпил немного и вдруг услышал как его собутыльник играет слайдом на гитаре; это потрясло его, как прямое попадание молнии.

Он купил у заезжего музыканта гитару и за невиданно короткое время научился играть на ней так, как никто другой; в его игре и пении священное и мирское сливалось.

Как и положено хорошему блюзмену, вскоре Сан Хаус попал в тюрьму (он играл себе на танцах, и вдруг одного посетителя перемкнуло и он начал стрелять по всем; Сан отложил гитару, достал пистолет и пристрелил его). Поступок был конечно гуманный, но суд разбирался недолго; Сану дали 15 лет, но выпустили через два; вскоре Чарли Паттон услышал о нем и пригласил играть вместе. И дело пошло.

Для многих блюзменов следующего поколения, от Роберта Джонсона и Мадди Уотерса, Сан Хаус был источником вдохновения.

Но может быть мир никогда не узнал бы ничего о вышеперечисленных героях, если бы не Хенри Коламбус Спейр. Хэнри Коламбус, хотя и не был музыкантом — важнейшая фигура в истории блюза.

Белый бизнесмен, владелец мебельного магазина, он любил музыку и в 26-ом году — помимо мебели — начал продавать в своём магазине блюзовые пластинки; ну и увлекся.Со временем Спейр стал искателем талантов для фирм грамзаписи.

Прямо у себя в магазине он поставил машину, записывающую железные диски, и начал делать демонстрационные записи, которые потом отвозил на большие фирмы.Среди блюзовых музыкантов пошел слух, что он может вывести их и в люди — и народ потянулся к нему.

Именно Хэнри Коламбус сделал первые записи Чарли Паттона, Сана Хауса, Роберта Джонсона и многих других легенд блюза. За это Спейра называют «крестным отцом блюза».

Так звучал изначальный блюз из дельты Миссисипи. Однако, как справедливо подмечал Гераклит, «все течёт, все меняется».Наступили 30-е годы, и на плантациях юга Америки начали вводить машины, которые выполняли работу быстрее и дешевле. Необходимость в рабочих руках отпала и началась «Великая Миграция».

Чтобы не умереть с голода, несколько миллионов негров стали перебираться в индустриальные центры вроде Чикаго и Детройта. Вместе с ними мигрировал блюз; в городах он стал электрическим. Именно этот городской блюз дал начало ритм-н-блюзу и рок-н-роллу.И первые имена электрического блюза — это Muddy Waters, B.B.

King, John Lee Hooker и Howling Wolf.

Howling Wolf’а (он же «Воющий Волк») — называли «силой природы». Он начал играть на плантациях дельты Миссисипи, сначала с Чарли Паттоном, потом со своей группой, поставив звукосниматель на гитару и одним из первых начал играть электрический блюз.

«Отец Чикагского блюза» Muddy Waters (Грязная Вода) — профессиональное имя МакКинли Морганфилда.Он родился в 1913 году на плантации рядом с тем же Кларксдейлом на реке Миссисипи. Кстати, Мадди («грязнулей») его прозвали в детстве, за то, что любил возиться в лужах.В 17 лет уже играл на гитаре и гармошке, подражая Сану Хаусу и Роберту Джонсону.«Я продал последнюю лошадь, которая у нас была.

Мне дали за неё 15 долларов. Я отдал бабушке 7 долларов 50 центов, вторую половину взял себе и купил гитару».В 41-м году легендарный собиратель музыки Алан Ломакс приехал в дельту Миссисипи записывать блюзменов.«Он записал меня у меня дома. Вы представить себе не можете, что со мной было, когда он дал мне послушать запись.

Потом он прислал мне 20 долларов и две пластинки; я пошёл в клуб на углу, поставил на джукбокс и сказал «я могу это сделать».Вдохновлённый звукозаписью, Мадди переехал в Чикаго, днём работал на заводе, а по ночам играл в клубах; вскоре купил электрическую гитару.«С акустической гитарой в клубе тебя просто никто не мог услышать».Вместе с Хаулин Вулфом Мадди был королём блюза в Чикаго в 50-х.

В 58-м сьездил на гастроли в Англию, где никто никогда не слышал электрического блюза («мы показали им как это делается в Чикаго; для них это было слишком громко»).Этот визит заодно породил английскую рок-музыку — «Роллинг Стоунз», «Cream», «Fleetwood Mac».То, как Мадди использовал элетрическую гитару, было связующим звеном между блюзом и рок-н-роллом.

Джими Хендрикс вспоминал: «Первым электрическим гитаристом, которого я услышал, был Мадди Уотерс, и он напугал меня до смерти».

А Би Би Кинг сказал: «Ещё много лет пройдёт, прежде чем люди оценят то, что Мадди сделал для музыки».

А вот когда именно родился Джон Ли Хукер — никто не знает: где-то между 12-м и 23-м, где — тоже неизвестно (но где-то недалеко от того самого Кларксдейла — родины блюза).Научился играть на гитаре и в 14 лет убежал из дома, никогда больше не видел родителей.

До войны Джон Ли музицировал на улицах Мемфиса, в 43-м переехал в Детройт, где шла в гору автомобильная промышленность и были рабочие места; пошёл работать на завод, купил свою первую электрическую гитару и как положено — днём вкалывал на производстве, а по ночам играл в клубах.

По какой-то непонятной закономерности в Детройте все играли блюз исключительно на пианино, поэтому электрический блюз Хукера сразу привлёк к себе внимание.

Вскоре он уже был известен на весь мир как король «бесконечного буги», истинная суперзвезда блюза. Его одно-аккордная гипнотическая музыка была одновременно супер-примитивной и вневременной. Британские группы, такие как «Animals» и «Yardbirds», молились на него и записывали его песни.

Блюз во многом сформировал популярную музыку 20-го века. При этом на своей родине — в Америке — он долго оставался так называемой «расовой музыкой», не годящейся для широкого упортребления. Но случилось невероятное — изначально созданная для гетто музыка «только для чёрных» вдруг оказалась поднята на щит в Англии.

Появилось целое племя британских блюзменов. А когда по следам «Битлз» в 64-м году британская поп-музыка хлынула в Америку с такой силой, что происходившее тогда до сих пор именуется «британским вторжением» и музыка из Британии стала определяющей на многие годы, на этой волне в Америку вернулся и блюз.

Некоторые — как «Rolling Stones» — выставляли свою любовь к блюзу как знамя и трепетно упоминали авторов; некоторые — как «Led Zeppelin» — переиначивали их по-своему и выдавали классические блюзы за свои; но в обоих случаях итогом было то, что блюз стал классикой музыки 20-го века, заменив собой академическую симфоническую музыку.

Поэтому аутентичные чёрные блюзмены всегда с благодарностью говорят о британских рокерах.

Спасибо!

Источник: https://aerostatica.ru/2018/12/09/708-nachalo-blyuza/

Краткая история блюза

Существует мнение, что блюз это когда вам плохо. Блюзовое настроение, это когда вы думаете о плохом или сожалеете о чём-то. Вас уволили с работу — вы получаете блюз. Подружка оставила вас — вы получаете блюз. Ваша собака скоро умрет — вы получаете блюз.

Пожалуй, ни одна из форм музыки не выражает таких сильных душевных переживаний, от безудержной радости до глубокой печали. Блюз имеет глубокие корни в американской истории, в частности в истории афроамериканцев.

Блюз возник на южных плантациях в 19 веке. Его изобретателями были рабы, которые пели, когда трудились на хлопковых полях.

Общепринято, что музыка блюза появилась как жанр на основе африканских спиричуэлс, рабочих песен, барабанной музыки и танцевальной кантри музыки.

Местом рождения блюза считается дельта Миссисипи и территория вверх по реке от Нового Орлеана, родины джаза. Блюз и джаз всегда влияли друг на друга, и они по-прежнему взаимодействуют в бесчисленных вариантах.

Значительно блюз распространился с юга до Среднего Запада в1930-х и 40-х годах. После того, как блюз Delta пробился в городские районы, он превратился в электрифицированный Чикаго блюз, а также появились другие стили блюза и различные джаз-блюз гибриды. Через десять лет или чуть позже на основе блюза родился ритм-энд-блюз и рок-н-ролл.

Во второй половине 19 века южные штаты были родиной для сотен блюзменов, благодаря которым блюз развивался как жанр.

К сожалению, большая часть этой оригинальной музыки последовала в мир иной, вслед за исполнителями. Но наследие этих ранних блюзовых пионеров еще можно услышать на старых записях 1920-х и 30-х годов.

Это записи из южных штатов. Таких как Луизиана, Техас, Джоржия, Миссисипи и других.

Эта музыка не очень далеко ушла от песен с плантаций и рабочих песен рабов. Многие из ранних блюзовых музыкантов включали блюз в более широкий репертуар, который состоял из традиционных народных песен, музыки водевилей и менестрель-мелодий.

Не вдаваясь слишком в техническую сторону, можно сказать что наиболее распространён блюз состоящий из 12 тактов. Также в блюзе используется конкретный ряд правил. Гамма на которой строится мелодия отличается особыми — блюзовыми нотами.

Известные блюз пионеры из 1920-х годов, таких как Dream House, Blind Lemon Jefferson, Leadbelly, Чарли Паттон и Роберт Джонсон обычно поют и аккомпанируют себе на гитаре. Иногда они объединялись с одним или несколькими товарищами и таким образом создавали первые ансамбли.

Ранние блюзовые исполнители использовали гитары, мандолины, банджо, казу, струнные басы, губные гармошки, скрипки, стиральные доски и другие предметы обихода преобразованные в музыкальные инструменты. Когда кантри блюз переехал в города и другие места, он принял на себя различные региональные особенности. Поэтому сейчас существует Сент-Луис блюз, Мемфис блюз, блюз Луизиана и т.д.

Чикаго блюзмены, такие как Джон Ли Хукер и Мадди Уотерс были первооткрывателями электрифицированного блюза и добавили барабаны и пианино в конце 1940-х. Сегодня существует множество различных стилей блюза. Основные формы включают:

1. Традиционный блюз — блюз дельты реки Миссисипи, Пьемонте и других сельских районов. 2. Jump блюз: — танцевальная амальгама свинга и блюза (предшественник R & B), а первым известным исполнителем был Луи Джордан. 3. Буги-вуги: фортепианный стиль на основе блюза популяризировал Meade Lux Lewis, Альберт Ammons и Пит Джонсон. 4. Рэгтайм — стиль музыки, исполнявшийся на пианино. 5.

Чикагский блюз: Delta блюз ,Cool блюз (сложный стиль на основе фортепиано, здесь во многом чувствуется влияние джаза). 6. West Coast Blues: популяризирован в основном музыкантами из Техаса, которые переехали в Калифорнию. West Coast Blues находится под сильным влиянием Swing. 7. Техасский блюз, Мемфис блюз и Сент-Луис Блюз состоят из широкого спектра поджанров. 8.

Луизиана блюз характеризуется игрой на слайд — гитаре или губной гармошке с протяжным звуком, в то время как Канзас-Сити блюз ориентирован на джаз (Каунтом Бейси). 9. Существует также британский блюз, рок-блюз пионерами которого можно назвать John Mayall, Питера Грина и Эрика Клэптона. 10.

New Orleans blues также базируется на основе фортепиано, за исключением таких талантливых гитаристов как Guitar Slim and Snooks Eaglin.

А также можно назвать очень многих современных музыкантов которые играют в стиле blues rock.

Источник: https://muz-hall.ru/articles/kratkaya-istoriya-blyuza/

Стиль блюз: изначальная история блюза, дельта блюз и спиричуэл

Собственно, когда появился этот удивительный стиль — блюз? Примерное время рождения – рубеж XIX-XX вв. Место рождения – Дельта (отсюда стиль дельта блюз), дельта реки Миссисипи (от Мемфиса до Мексиканского залива).

На этих обширнейших территориях, среди почти нищих чернокожих людей родилось драгоценнейшее народное достояние Америки, этот популярный и сегодня стиль блюз. Название «Дельта» скорее не географическое, и историко-культурное понятие. Это место, где после расчистки от лесов, осушения болот тотально стали выращивать хлопок.

На этих бескрайних пойменных полях копошились сотни тысяч сначала рабов, а потом полурабов. Жизнь их была убога, тяжела и унизительна. Музыка, песни этих людей, их развлечения были в сущности выражением этого быта отчаяния. Таким образом, стиль блюз, дельта блюз и история блюза имеют очень мало чего романтического.

История блюза очень интересна, загадочна, длинна и наполнена интересными легендами. К местам, в которых в результате сложных процессов взаимопроникновения родился стиль блюз (дельта блюз), относятся также и Алабама, штаты Джорджия, Флорида.

Из Дельты этот дельта блюз распространился по всем штатам Америки и в разных штатах он имел свои особенности.

Важнейшими его центрами стали город Чикаго, штат Техас, Калифорния и до сих пор остаётся Дельта. Вот из этих точек продолжает ежегодно приходить в блюз всё новые и новые звёзды.

Читайте также:  А вы знаете, из чего делают струны?

Стиль блюз в своё время имел еще один мировой центр — Англию. Но с тех пор времени утекло много, и эта страна потеряла интерес к этому искусству. История блюза сыграла с Англией злую шутку: эта страна потеряла значение мирового центра блюза.

Всё, что там звучит сегодня, это не оригинальный английский стиль блюз, который был там во времена Джона Мэйла, в 60-е годы, а скорее бледная тень американского блюза. Конечно, это и не исключает того, что на туманном Альбионе существуют яркие таланты. Их десятки, и все они по-своему интересны, по-своему интересен и исполняемый ими блюз.

Музыкальный стиль блюз — вещь простая.

И это действительно так. Однако, стоит полистать любой журнал, посвященный блюзу или поговорить с «продвинутым» коллекционером и оказывается, что подстилей, видов, подвидов блюза множество. Иногда возникает даже подозрение, что музыкальные журналисты, искусствоведы соревнуются в том, кто, сколько больше тонкостей найдет и кто назовет больше стилей.

Плюс разные родственники блюза – госпел и спиричуэл. Нет, он совсем не прост этот загадочный стиль блюз.

И потом, если все так элементарно, зачем люди с консерваторским образованием, с ослепительными карьерами, с оглушительными именами в шоу-бизнесе вдруг с энтузиазмом и с наслаждением предавались этому стихийному, интуитивному, загадочному, притягательному искусству, именуемому блюз? Нет, пожалуй, этот стиль блюз не так прост. И это тоже верно. История блюза – тому подтверждение.

У блюза было несколько источников и несколько составных частей. Один из них — африканский, что и понятно, ведь предки нынешних блюзменов были родом из западной Африки. Там были обнаружены в недавнем времени музыкальные инструменты, прообразы банджо — первого почти блюзового инструмента.

Да и особенности вокальной техники африканцев наводят на мысль о глубинных африканских корнях, которые имеет история блюза и в частности дельта блюз.

Но банджо не стало главным действующим лицом в истории блюза. Его звук очень интересный, необычный, но резкий и непродолжительный.

А вот в музыке блюз важно, чтобы инструмент был не только аккомпанирующим, но и как бы продолжал человеческий голос.

Фортепиано — вот это инструмент действительно для блюзовой души. История блюза неразрывно связана с этим инструментом. Минусом его в свое время была невозможность перемещаться вместе с музыкантами, которые были что называется «перекати-поле» и двигались туда, где им платили, что было вполне естественно.

История блюза тесно связана с общемировой историей. Капитализм, промышленное производство раскинули свои щупальцы, протянули свои загребущие руки в начале XX в. повсюду: где производство, там и масса работающих. Масса поработала — масса хочет отдохнуть. Стало быть, возникла целая система развлечений и развлекательных учреждений.

Сотнями и тысячами стали размножаться по всей Америке так называемые bordel houses (нечто среднее между пивной и борделем), в которых звучал дельта блюз. Радиоаппаратуры тогда, в начале века, с усилителями, динамиками, громкостью еще не было. Зато пианино в таких местечках всегда было. В основном на этих разбитых, расстроенных фортепиано играли блюз громко и быстро.

Это называлось «буги-вуги». Но тогда же, в первой четверти XX в., появились и первые медленные блюзы, именуемые блюз-баллады.

Еще один член семьи блюзовых инструментов — малюсенькая губная гармошечка. В длину она достигала всего 10 сантиментров.

Сегодня есть большое разнообразие таких инструментов самых разных размеров: есть гармошки длиной с кларнет, есть гармошки с разной высотой звучания, разным набором регистров, но основной инструмент блюза — это такая маленькая гармошка.

Каждая гармоника соответствует отдельной ноте или тону, поэтому во время концерта можно наблюдать музыканта-гармониста, на груди которого, как пулеметная лента, закреплен патронаж из 10-15 гармоник или более мелких инстументов. Иногда на протяжении одной песни музыкант заменяет гармошку несколько раз.

Называют эти маленькие гармошки в блюзовой среде по-разному: French harp («французская гармошка»), Jewish harp («еврейская гармошка»), «миссиссипский саксофон» и др. Гармоника использовалась в качестве аккомпанирующего инструмента, а впоследствии, в середине XX века музыканты научились играть на ней блюз, приставляя ее вплотную к микрофону – в истории блюза гармоника стала мощным солирующим инструментом.

Главный инструмент блюза, разумеется, гитара. История блюза знает три базовых способа блюзовой игры, которые довольно условны: бренчание, «пикинг» (от англ.

peaking — когда берутся отдельные ноты, как при солировании в джазе), и «боттл-нэк» (англ.

bottle neck) — наиболее древний и оригинальный стиль, блюз – самый архаичный его вид дельта блюз — собственно и ассоциируется с этим стилем игры.

Bottle neck — бутылочное горлышко, которое отделяли аккуратно от бутылки, нанизывали на один из пальцев левой руки и, прижимая рукой к струнам, перемещали вверх-вниз, ударяя по струнам левой правой рукой. Таким образом возникала мелодия. Проще говоря, гитарист скользил этим горлышком по струнам, либо аккомпанируя себе, либо играя в унисон с голосом. Техника игры и дельта блюз остались прежними. Существует много вариаций разных настроек гитары, боттл-нэков (слайдеров) до бесчисленных звучаний, что достигается количеством использованной аппаратуры, усилителей, динамиков и т.д. и т.п. Уж не говоря об инструментальной фантазии, которую каждый музыкант волен вкладывать в свой блюз.

Игра слайдом — скольжением – в блюзе чрезвычайно эффектна. На концертах быстрые блюзы слайд-номера — самые горячие, и они могут довести публику буквально до иступления. Техника слайда доступна не каждому. Даже великие Би Би Кинг (B.B. King) и Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) не пользовались слайдом. Стива Рэй Вона слайд буквально раздражал.

Би Би Кинг вместо слайда свои блюзы играл по-другому. Он стал тянуть струны своей тяжелой левой рукой, одновременно вибрируя гитарной струной, тем самым он создал тот стиль музыкального музыцирования, который доминирует сегодня в электрогитарном блюзе. Этим стилем пользуются, наверное, девять из десяти блюзовых гитаристов.

Это тот самый гитарный пикинг, та самая легендарная подтяжка струны, которой так знаменит блюз

Однако самый важнейший инструмент блюза, до которого пытаются дотянуться все остальные инструменты, — это человеческий голос.

Надо сказать, что всё, что ни делается в стиле блюз любым музыкантом, на любом инструменте — всё будет стремиться к выразительности человеческого голоса.

Возможно, музыка сама началась в древности после того, как человек, исторгнув первый крик радости или отчаяния, не оборвал его сразу, а длил несколько мнгновений. Хотя, кто знает, как началась музыка. Только в любом случае она началась с ритма.

С него же начинается и блюз.

Посреди леса или в поле вы услышите много звуков: ветер, птицы, шелест веток, стук капель, возможно, возню насекомых, — в этом не будет никакой строгости, никакого порядка, никакого ритма. Спокойный мощный хаос. Ритм вы услышите в себе. Ваше сердце задаст ритм всему сущему. Так и в блюзе.

Блюз, в том числе и дельта блюз вытекает из очень древних, давних источников, очень глубоких, поэтому блюз в самой своей изначальной форме дельта блюзе — это всего лишь голос и ритм. Хотя главным также является и умение чувствовать.

Спиричуэл и блюз невозможно петь без сердца.

С вокалом начинается череда парадоксов в блюзе. Получается, петь его, хотите верьте хотите нет, совсем не обязательно. При этом иметь большой голос тоже.

Может быть, вас это удивит, но в блюзе подавляющее большинство музыкантов и исполнителей, мягко выражаясь, не Шаляпины и вовсе даже не Лучиано Паваротти. Есть и вовсе безголосые певцы (в академическом понимании).

Ведь дельта блюз вовсе не требует от исполнителя идеального голоса. Однако, что касается чернокожих (как они сами себя называют, афро-американцев), то среди них нет плохих певцов — это тоже парадокс, который не стоит обсуждать.

Им даны от природы феноменальное чувство ритма, а очень многим — способность петь блюз (и не только блюз), не обучаясь пению. Пример тому – не только блюз, но и спиричуэл.

Есть одно обстоятельство, объясняющее, почему в Америке так много певцов и певиц. Классические блюзовые звезды, да и не только они, в детстве пели в хоре бабтистсткой церкви.

Хоровое духовное пение, называющееся госпел (gospel) или спиричуэл (spirituals) — школа, не имеющая аналагов во всех смыслах. Главный урок спиричуэл — необходимость быть искренним, вкладывать чувства, а не только напрягать связки.

Согласитесь, ведь когда пение адресуется Господу, невозможно лицемерить. Именно этому учит спиричуэл.

Госпел еще называют holy blues («святой блюз»). В музыкальном отношении госпел, спиричуэл и блюз почти близнецы: они звучат очень похоже, у них часто одинаковая структура, одни и те же предки и в целом ряде случаев они исполняются одним и тем же исполнителем.

Допустим, в репертуаре того же Би Би Кинга есть в его дискографии пластинка, где он поет только духовную музыку. Однако, если две эти музыки, два этих искусства спиричуэл и блюз — братья, то дороги их когда-то разошлись, и из этих братьев вышли принципиальные антиподы.

Госпел и спиричуэл развились в высокоморальную духовную личность, а блюз пошел как бы по другой дорожке, покатился по наклонной. 95% всех блюзов о неудачной любви.

Но поскольку над блюзом никогда не было цензоров, его авторы, натуры хоть и одаренные, но весьма непосредственны, высказывались в основном открытым текстом о своих желаниях, о своих скрытых желаниях, фантазиях, о своих сексуальных приключениях — обо всем, что может прийти в голову на тему любви и секса. Иногда получалось очень даже двусмысленно, но чаще прямым текстом.

Есть у блюза репутация и похуже: полушутя в начале XX века его окрестили сами же афро-американцы devils music (сатанинская музыка). В старые времена, когда мораль была построже, содержание блюзов считалось в приличном обществе предрассудительным и очень даже «солёным»;. Да и музыканты были все какие-то оторвы: ни кола, ни двора, ни устоев, ни уважения.

Куда понесет нелегкая, туда и понесет. А куда? Туда, где веселье, женщины, поножевщина, виски. Да, туда и понесет. Многие плохо кончали и, когда это случалось, говорили: «Ну что же, ведь он пел блюз — devils music». И опять же свою роль сыграли слухи, обобщения блюзменов с нечистой силой, о чем они с удовольствием пели, и в песни свои вставляют до сих пор.

Вот так разошлись госпел, спиричуэл и блюз.Надо признаться, что времена здорово переменились, и то, что когда-то давно сами чернокожие рассказывали про блюз, сейчас видится, может быть, безобидным суеверием или поэтической экзотикой.

Кстати, насчет блюзовой поэтики.

Чтобы у вас не создалось впечатление, что блюз — искусство каких-то порченых, порочных и ограниченных людей, нужно отметить вот что: люди, какими бы их ни делала жизнь, всегда надеятся. Они всегда ждут любви, страдают без неё. Их удел — одиночество и поиск других людей, другого сердца. Блюз об этом. И часто здесь, в блюзе, встречается высокая и пронзительная поэзия, как в песне, которую когда-то сочинил Роберт Джонсон (Robert Johnson), умерший в 1938 году. Она называется «Любовь напрасна» (Love in Vain):

And I followed her to the station with a suitcase in my hand And I followed her to the station with a suitcase in my hand Well, its hard to tell, its hard to tell when all your loves in vain All my loves in vain When the train rolled up to the station I looked her in the eye When the train rolled up to the station and I looked her in the eye Well, I was lonesome, I felt so lonesome and I could not help but cry All my loves in vain When the train, it left the station with two lights on behind When the train, it left the station with two lights on behind Well, the blue light was my blues and the red light was my mind All my loves in vain Мы шли на вокзал, я нес чемодан, Она шла впереди, а я следом за ней. Мы молчали, она шла впереди. Я шагал за ее спиной, я уезжал. Тяжело говорить, но любовь была напрасна. Когда поезд подошел к перрону, я взглянул ей в глаза и понял: теперь я один, и ничем тут не поможешь. Плачь, не плачь — любовь была напрасна. Два фонаря на последнем вагоне этого поезда, который уносил меня прочь: синий как маяк моей тоски, красный как светлячок моей памяти.

Любовь была напрасна.

Источник: https://blueshistory.livejournal.com/2588.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector