Изучаем основы нотной грамоты

Приходилось ли Вам задумываться о том, когда появились ноты и почему они так называются? Скорее всего, приходилось. На страницах этой книжечки Вы найдёте ответ на этот вопрос, а также сможете проследить историю нотного письма.

Для закрепления полученной информации, можно рассмотреть таблицы, решить музыкальные задачи и поупражняться в освоении нотной грамоты на примере популярных мелодий.

Дрожникова Наталья Викторовна

Музыка, сопровождавшая жизнь человека с глубокой древности, долгое время передавалась от одного исполнителя к другому по памяти и со временем искажалась. Надо было найти способ записывать музыку для того, чтобы она исполнялась именно такой, какой была сочинена автором. Так же, как слова и буквы, ноты создавались постепенно, на протяжении многих веков.

Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.

Первые упоминания о музыкальной культуре датируются в XV веке до н. э. государства Угарита. Глиняные таблички содержали тексты гимнов и песнопений.

Так выглядит первый нотный образец!

Во II веке до н.э. н. э. в Двуречье появляются первые музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов.

Музыкальная запись Междуречья состояла из клинописи (клиновидные черточки), каждый знак обозначал два звука – интервал.

Позднее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского и финикийского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.

Гимн Аполлону, записанный в системе буквенной вокальной нотации (128—127 до н. э.).

Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ — от греч. neuma — графические значки, помещавшиеся над словесным текстом.

Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть. Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета (красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.

Невмами нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много.

В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии.

Древнерусские памятники невменного письма были «крюки» или «знамена», которые датировались в конце XI начале XII веков.

Певчие. Фрагмент иконы «Воздвижение Креста». Конец XVII в., Львовщина

Великое открытие в начале XI века совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии.

Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем, сами невмы превратились из крючков в квадратики, затем в ромбы, а позднее стали круглыми.

Гвидо Аретинский, или Гвидо из Ареццо

Бенедиктинский монах Гвидо д’Ареццо (990-1050) вошёл в историю как изобретатель современной системы нотной записи. В небольшом городке – Ареццо, в Тоскане, неподалёку от Флоренции, где Гвидо прошёл полный «курс обучения» католическому песнопению и родились названия современных нот.

А дело было так… Разучивая с хором мальчиков Гимн в честь Св. Иоанна, Гвидо испытывал трудности, добиваясь правильного исполнения. Мальчики забывали текст, иногда фальшивили, и Гвидо сам пропевал первый слог каждой строчки на нужной высоте.

Для того, чтобы помочь своим ученикам запоминать мелодию и ускорить процесс обучения, Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы мальчики могли «читать» музыку с листа. Он разместил первые слоги каждой строчки первого куплета гимна на четырех линеечках, в виде квадратных значков.

Четыре линейки использовались как ступеньки, а на них, как на лесенке, располагались квадратные значки-ноты, каждая из которых соответствовала звуку.

Очисти грех с наших Опороченных уст,

  • Современная интерпретация названий нот выглядит так:
  • Do – Dominus – Господь;
  • Re – rerum – материя;
  • Mi – miraculum – чудо;

Fa – familiasрlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;

  1. Sol – solis – Солнце;
  2. La – lacteavia – Млечный путь;
  3. Si – siderae – небеса.

Изучаем основы нотной грамоты

Правда, поначалу некоторые ноты назывались по-другому. Во второй половине XVII века итальянским теоретиком Бонончини (1642-1678) неудобный для распевания слог Ut (Ут) был заменен на слог До.

Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь.

А нота Си появилась позже остальных, она считалась католической церковью неправильной и не признавалась до 17 века, хотя её название связано с той же молитвой и составлено из инициалов – С (вятой) И (оанн).

Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время:

Изучаем основы нотной грамотыИзучаем основы нотной грамоты

В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная нотация это система музыкальных звуков, которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Добавляется 5-я линейка и ноты приобретают овальный вид.

Изучаем основы нотной грамоты

В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из династии Мин придумал двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов (наподобие черных клавиш у фортепиано), а ноты заменяли иероглифы. Так выглядела древнекитайская запись музыкального письма:

Изучаем основы нотной грамоты

Цифровая нотация

Мелопласт (франц. meloplaste, от греч. melos — мелодия и plastos — вылепленный, оформленный) — упрощённый метод первоначального обучения музыке, разработанный в 1817 П. Галеном, предназначенного специально для народных школ во Франции.

Этот метод получил большое распространение и имел своих последователей в разных странах, в том числе в России (Л.Н. Толстой, С.И. Миропольский).

Метод Мелопласта включал цифровую систему для обозначения семи звуков — ut, re, mi, fa, sol, la, si или до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Цифровую нотопись хотел ввести еще Жан Жак Руссо (1742), однако в начале XIX в. цифровую систему обучения музыке внедрил французский учитель музыки и математики П. Гален (1815).

«Приняв цифровую нотацию как самую простую, для всех доступную, с полной ясностью и отчетливостью изображающую музыкальные звуки и их отношения, Гален, однако же, употреблял ее только как средство для облегчения ученикам усвоения теории музыки, интонации, интервалов и тактов, причем имелось в виду и удобство цифровой нотописи для начертания, имевшей все виды, и удобства стенографии» [1].

Считается, что полная систематическая разработка новой цифровой методики хорового пения принадлежит Э. Шеве (1804 — 1864).

Сущность метода Шеве заключалась в следующем:

  • цифровая система написания и чтения нот (ступени мажорного лада обозначались цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
  • ступени минорного лада — цифрами 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5;
  • повышенные и пониженные ступени — перечеркнутыми цифрами, например: соответственно: 2  и 2/;
  • более высокая и низкая октавы обозначаются точкой, проставляемой над или под цифрой;
  • точка рядом с цифрой означает увеличение длительности ноты;
  • нулевая цифра (0) — паузу.

Изучаем основы нотной грамоты

Цифровая нотация впоследствии получила широкое распространение. В связи с широким распространением в наше время электронных музыкальных инструментов, в частности электронных пианино, цифровые технологии открыли пути ускоренного обучения нотной грамоте. Подобные таблицы прилагаются к любому электронному инструменту.

Изучаем основы нотной грамоты

Современная музыкальная нотация

Изучаем основы нотной грамоты

88 клавиш! Как же записать их нотами всего на пяти линейках нотного стана? Для этого и существуют различные ключи, добавочные линии, знаки альтерации и другие символы.

Пятилинейную тактовую нотацию начали использовать в европейской музыке с 17 века. Она представляет собой набор символов, основным из которых является НОТА округлой формы. Ноты располагаются на нотном стане или нотоносце. (Рис.1)

Рис. 1

Линии считаются снизу вверх.

Добавочные линии (Рис.2), не более пяти, располагаются выше и ниже нотного стана. Счет добавочных линеек ведется: верхних — вверх от первой добавочной линии, а нижних — вниз.

Изучаем основы нотной грамоты

Рис.2

Ноты располагаются как на линиях, так и между ними (Рис.3).

Изучаем основы нотной грамоты

Рис.3

Тактовая черта используется для отделения тактов или фрагментов музыкального произведения, а также для окончания. (Рис.4)

Рис.4

Ключ определяет диапазон высот нотоносца, на котором он размещён. Скрипичный или ключ «соль»; Басовый или ключ «фа». (Рис.5)

Рис.5

Ключи «до»: альтовый и теноровый. (Рис.6)

  • Рис.6
  • Названия нот на нотном стане
  • Кроме общепринятых названий, ноты записываются буквами, только не греческого, как это было в древности, а латинского алфавита.
  • Знаки альтерации
  • Например:
  • Длительность нот и пауз

Длительность показывает время звучания ноты. За условную единицу принята четвертная нота.

  1. Эта нотка белая, её имя – ЦЕЛАЯ.
  2. И она звучит так важно, очень длинно и протяжно.
  3. Нотку делим посрединке – получаем половинки.
  4. Нота ПОЛОВИННАЯ – тоже нота длинная.
  5. Разрезаем половинки на две чёрных четвертинки.
  6. И всего мы получили ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.
  7. Делим дальше четвертушки –
  8. получаем мы ВОСЬМУШКИ.
  9. Тоже нотки чёрные – быстрые, проворные.
  10. Их крючочками отметим, чтоб не путать те и эти.
  11. Таблицы для изучения длительности нот

Нота с точкой увеличивает длительность на её половину. Точка ставится справа у головки ноты.

Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая.

  • Ноты могут объединяться в группы
  • Метр и размер

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

  1. Музыкальная математика
  2. Задание №1
  3. С помощью карточек, составь правильное равенство, заменяя прямоугольник нотой или паузой:
  4. Задание №2

Некоторые музыкально-математические задачи решены правильно, а некоторые – неправильно. Необходимо определить, правильно ли решена задача и объяснить своё решение.

  • Задание №3
  • Игра «Спрятавшиеся ноты»
  • Вставьте в слова подходящие ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и запишите получившиеся в результате слова.
  • мпатичный, Ю, клама, лый, ка,
  • спабо, лька, рота, мохозяйка, соль,
  • бус, кап, льсы, монт, перыв, луэт,
  • диктор, так, шка, пка, м, ска,
  • гушка, пор, чепаха, мо, на, ката,
  • савник, зина, быча, рога, коска.
  • Задание №4
Читайте также:  Всё, что вы хотели узнать о постановке голоса - что это такое?

Прочтите стихотворение Ю.Хазанова, используя нотную запись.

  1. Случай.
  2. Задание №5
  3. Запиши нотами на нотном стане и сыграй на пианино знакомые песни.
  1. В траве сидел кузнечик63 63 655(В траве сидел кузнечик,)53 53 566(В траве сидел кузнечик,)63 63 655(Совсем как огуречик,)535356(Зелененький он был.)

2.Спят усталые игрушки!5-3-5-3-55-4-3-2-3-5(Спят усталые игрушки, книжки спят)2-3-2-3-5 5-2-5-2-5-4-3-2-1-3-5(Одеяло и подушки ждут ребят)2-3-2-3-5 5-5-6-5-3-3-6-5(За день мы устали очень,)1-1-4-5-6-6-5-4(Скажем все спокойной ночи,)3-3-4-3-5(Глазки закрывай,)4-3-1(Баю-бай)

3.Детcкая «Пoлька»12 34 55 543 (Мишка c куклoй пляшут пoлечку)44 432 135 (Пляшут пoлечку! Пocмoтpи!)1234 55 543 (И в ладoши гpoмкo хлoпают,)44 432 131 (Звoнкo хлoпают! Pаз! Два! Тpи!)66 654 55 543 (Мишке веcелo, oчень веcелo)44 432 135 (Машет Мишенька гoлoвoй!)66 654 (Кукле веcелo)55 543 (Oчень веcелo)444 32 131 (Вдpуг cпoткнулиcь мы! Oй-oй-oй!)

  • 4.«Happy birthday»1 1 2 1 4 31 1 2 1 5 41 1 1 6 4 3 26 6 6 4 5 4

5.«Пуcть вcегда будет coлнце»5 5 8 9 10 9 8 (Пусть всегда будет солнце,)5 5 8 9 10 10 (Пусть всегда будет небо,)9 5 5 9 10 11 12 (Пусть всегда будет мама,)9 9 10 11 8 9 (Пусть всегда буду я.)

6.Русская наpoдная «Вo cаду ли в oгopoде»6 6 5 5 4 4 4 5 Вo cаду ли, в oгopoде6 6 5 5 4 4 Девица гуляла -3 3 2 2 1 1 1 2 (или 5 4) Невеличка, кpуглoличка,3 3 2 2 1 1 Pумянoе личкo.

  1. 7.«Oт улыбки»8 6 9 8 5 7 6 5 4 Oт улыбки хмуpый день cветлей6 8 9 9 9 10 12 11 10 9 11 8 Oт улыбки в небе pадуга пpocнетcя9 10 11 10 9 6 8 7 9 Пoделиcь улыбкoю cвoей10 9 11 8 10 9 9 8 5 6 5 4 И oна к тебе не pаз еще веpнетcя
  2. 8.Чунга-чанга1355 545658322 234531355 545658322 234515876 56765665 56655665 566567 667655876 56765665 56655665 566543211
  3. Источники:
  • Цифровая нотация………………………….
  • Современная музыкальная нотация……………
  • Названия нот на нотном стане…………….

Знаки альтерации……………………………

Длительность нот и пауз……………………

Таблицы для изучения длительности нот..

Метр и размер………………………………

Музыкальная математика……………………….

Источники…………………………………………..

………………………………………………………

Источник: https://infourok.ru/uroki-izucheniya-notnoy-gramoti-vsyo-pro-noti-3225169.html

Изучение нотной грамоты на уроках музыки, как средство активизации познавательной деятельности

«Изучение нотной грамоты на уроках музыки, как средство активизации познавательной деятельности»

Преподаватель ГБОУ СОШ №47

Хмелькова Г.Ю.

  • Изучаем основы нотной грамоты
  • «Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности»
  • Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Важнейший предмет художественного цикла в школе — «Музыка». Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета:

 «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества».

 Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания.

В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б.

Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки».

Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников.

Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Деятельностные подходы в развитии музыкальной культуры общества заложены в концепциях многих музыкантов-педагогов.

Не достаточно лишь эмоционального восприятия искусства, необходимы умения и знания – как средство, как язык понимания и познания искусства, а способности необходимые для занятий искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Собственное воспроизведение музыки ребенком стимулирует его творческую активность.

Слышать и видеть так, чтобы ценить искусство, это уже напряжённое внимание и умственный труд. Услышать и увидеть – это уже понять. Музыкальная грамота на уроке в общеобразовательной школе является одним из средств активизации познавательной деятельности детей.

Для детей младшего школьного возраста наиболее адекватны приемы освоения нотного письма, основанные на речевом и музыкальном интонировании. Музыкальной грамоте на уроке можно отводить любое время. Она может быть представлена двумя моментами:

  1. 1) теоретические сведения по музыкальной грамоте;
  2. 2) практическое усвоение теоретического материала.
  3. Закрепление знаний по музыкальной грамоте можно осуществлять в разных вариантах:
  4. а) сольфеджирование;
  5. б) слуховой анализ;
  6. в) музыкальный диктант;
  7. г) ритмические упражнения;
  8. д) музыкально-дидактическая игра;
  9. е) импровизация;
  10. ж) игра на музыкальных инструментах;
  11. з) движение под музыку.
  12. Учитель по собственному усмотрению выбирает любую форму практической деятельности и предлагает ее детям на каждом уроке.

Музыкальным слухом могут быть восприняты такие качества звука, как высота, длительность, громкость, тембр. Поэтому слух развивают как слух звуковысотный, ритмический, динамический и тембровый. Полноценное восприятие и воспроизведение музыки возможно лишь при определенном уровне развития всех видов слуха.

Развитие музыкального слуха учащихся следует начинать с формирования у них ступеневых представлений мажорного лада.

Для этого можно рекомендовать пение детей с показом руки высоты звуков (двигательный анализатор), пение ступеней лада вразбивку по нотному стану с опорой на устойчивые звуки («путешествие по звукоряду»), импровизацию на заданную мелодию.

Сначала дети поют с поддержкой инструмента или голоса учителя, затем без сопровождения, и, наконец, поют «про себя». Чем лучше развиты у учащихся ступеневые представления, тем более точно воспроизводятся ими интервальные соотношения и тем легче развиваются интервальные слуховые представления.

Важнейшим условием музыкально-ритмического развития человека является восприятие и воспроизведение равномерной пульсации долей музыкального произведения.

Метрические соотношения в музыке многообразны, и усваиваются они учащимися постепенно, в течение длительного времени.

Изучение нотной грамоты по усмотрению учителя можно начать приучать детей к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске – на нотном стане.

  •  Например:
  • Где живут ноты
  • Вот пятиэтажный дом, проживают знаки в нём.
  • 1
  • 1
  • 2
  • 1
  • Изучаем основы нотной грамоты
  • «Нотоносец» дом зовут, знаки-ноты в нем живут
  • А по- другому этот дом называется «Нотный стан» и живет в нем много жителей,  живут они одной большой дружной семьей, которая называется  — НОТЫ
  • Учитель предлагает детям послушать продолжение сказки, в которой объясняется длительность нот– РИТМ –(долгие и короткие звуки).
  • Например:

 Ноты — живут весело и дружно. У этих нот даже хвостики веселые есть. У всех  нот своя работа в доме. Кто-то выполняет свою работу быстро, а кто-то очень медленно, вдумчиво. От этого и выглядят ноты по-разному.

  1. Запомни
  2. Изучаем основы нотной грамоты
  3. Так выглядят ноты, у которых короткий звук
  4. Изучаем основы нотной грамоты
  5. А так, долго звучащие звуки
  6. Изучаем основы нотной грамоты
  7. Сосчитай, сколько  на картинке долгих и сколько коротких звуков?
  8. Изучаем основы нотной грамоты

Озвучь загадку. Внимательно смотри, где короткий звук должен быть, а где долгий.

  • Попробуй сам составить такую нотную загадку и не забудь её разгадать:
  • По-кру-жу над цвет-комУ-го-щу  ре-бят  мед-ком
  • Проверь, так ли у тебя получилось

Потом предлагается грустная песня с другим ритмом. Учитель после ответов детей предлагает исполнить музыку дождика.

— Простучим пальчиками. Капельки разные. (Записать ритм на доске):

Нотная запись является обобщением звуковысотных и ритмических представлений. Важнейшей задачей учителя является развитие у детей связи певческого движения, музыкального слуха и зрительного восприятия. Начало пения по нотам означает пение попевки на одном звуке с различными ритмическими соотношениями. Дети поют по графической записи, знакомятся с понятиями о коротких и долгих звуках.

Примеры: «Дождик, дождик пуще», «Сорока-сорока», «Гори, гори ясно» и т.д.

Это предваряет знакомство детей с обозначением четвертной и половинной нот. Постепенно вводятся упражнения, расширяющие представление детей о музыкальной высотности и закрепляющие понятия о различных высотных соотношениях звуков.

Например, проследить по графическому рисунку и послушать начало фортепианной пьесы Чайковского «Сладкая греза».

При расширении диапазона нот детей знакомят с названиями музыкальных звуков и со скрипичным ключом.

На этом этапе желательно использовать игровую форму. Это могут быть сказки. Например «Как мальчик познакомился с нотками», «»Как нотки научились петь», «Радужная песенка» (адрес электронного сайта www.muz-urok.ru) .

Например:

 Ну, где живут ноты мы разобрались. У них есть прекрасный дом, который называется — НОТНЫЙ СТАН 

А вот как же попасть в этот дом и куда исчезли все жители? Ася решила, что именно фея Сольмина знает куда все исчезли. Не успела она так подумать, как сама фея появилась рядом с девочкой.

— «Знаю, о чём ты задумалась, Ася. Ноты действительно исчезли, но вот куда ты сама сейчас догадаешься. А подскажет тебе сказка о мудрой сове.

Изучаем основы нотной грамоты

Сказка о мудрой сове.

Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот…

Как-то прилетела к ней птичка -Серенькая невеличка,Плакать, вздыхать начала

И речь такую повела:

— Добрая сова, помоги,От беды меня убереги.Все знают, что я пою

Каждое утро песенку свою.

  1. Я с ней солнышко встречаю А сундуки те на замок закрыли
  2. — Не горюй, я выручу тебя из беды, — успокоила сова птичку.Взяла она ветку, начертила на земле НОТОНОСЕЦ и начала на нем что-то рисовать, приговаривая
  3. Изучаем основы нотной грамоты
  4. _ Я сначала нарисую  Закорючку вот такую,
  5. Изучаем основы нотной грамоты

Дальше линию продлю,На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел

  • Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

  1. Вот и вышел ключ отличный,А зовется он  СКРИПИЧНЫЙи  ВТОРОЕ ИМЯ   ЕСТЬНапишу его я здесь: КЛЮЧ СОЛЬ
  2. запомни
  3. КЛЮЧ СОЛЬ

 называется так потому,Что начало завиточка

На второй рисуют строчке

  • На той самой второй строчке, на которой живет нота соль

После знакомства детям предлагается выполнить задания и ответить на вопросы. Например, нарисовать Фею Музыки с дочками нотками, нарисовать Скрипичный Ключ в образе забавного человечка, какие нотки каким зверям больше всего подходят? Какая нотка больше всего подходит вам по характеру? Жили нотки дружным нотным станом, выступали всей своей Октавой, а сколько всего было нот ? и т.д.

Дети поют попеременно по нотам и начинают сольфеджировать легкие песни. Песни разучиваются с голоса учителя с опорой на нотную запись (прослеживание по нотам). Поэтому чтение нот лучше всего давать на песенных мелодиях.

В области музыкальной грамоты необходимо дать детям первоначальные сведения о строении мелодии, научить детей различать высокие и низкие звуки, движение мелодии (вверх, вниз, на одной высоте), знать название звуков в пределах первой октавы и закреплять эти знания во время игры на детских музыкальных инструментах.

Читайте также:  Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Сольфеджировать на уроках можно начинать с детьми второго класса. Это попевки «Уж как шла лиса по травке», «Мы шагаем» и т.д. Брать простые фрагменты из песен, например, «Перепелочка», «Во поле береза стояла» и т.д. В дальнейшем таких музыкальных фрагментов становится значительно больше.

Это разучиваемые песни, а также произведения для слушания. Например, «Болтунья» С.С. Прокофьева, «Утро» Э. Грига, «Симфония №5» Л. Бетховена, «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинова, «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского, «Симфония № 40» В. Моцарта, «Органная фуга» И.С. Баха, «Вокализ» С. В.

Рахманинова и т. д.

  1. Для развития чувства ритма используются различные приемы:
  2. — следить при пении за ритмическим рисунком сначала по схеме, затем по нотам;
  3. — произносить слова песни, отдельные слоги, название нот или ступеней в соответствующем ритме;
  4. — пропевать слова или слоги на одном звуке;

— исполнять ритмический рисунок движением, пением, прохлопыванием и т. д.

  • Рекомендуется проводить разнообразные ритмические игры и упражнения, каноны, танцевальные движения под музыку.
  • Знакомство с ладом может быть представлено детям тоже в виде сказки.
  • Например:
  • ДВА БРАТА

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия, правил король Дин – Дон Седьмой. Больше всего на свете он                   любил  спать, да скучать.                                  

Бывало, сядет он на свой трон и скучает.От скуки ногами болтает,От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам — песню запевать.

А солдаты у него необычные —Все, как один, певцы отличные.И за это, кстати сказать,

Стал Дин-Дон их

Звуками звать.Споют Звуки королю одну песню, другую. Король захрапит, и Звуки тоже на боковую. 

Спят себе до утра.

  1. Утром встанут, крикнут: «Ура!» Король проснется,

С боку на бок повернется, И все заново начнется: 

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились,  Что петь, как следует, совсем разучились. Король был ужасно огорчен. Даже скучать перестал он. Заставляет их петь и так и сяк,

А они не хотят никак.

  • И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата — Лада. 

Два брата,  но какие они были разные. Один был веселый плясун-хохотун, другой -грустный, задумчивый.

  1. Веселого звали Мажор, А грустного — Минор.
  2. Угадай, где Мажор, а где Минор?

Необходимо использовать в работе с младшими школьниками игровую методику. Музыкально-дидактическая игра поражает воображение ребенка своей эмоциональностью, увлекательной формой занятия. Игры должны развивать все виды слуха, чувство ритма, память, они способствуют развитию детского творчества.

А также музыкальное лото, ребусы, занимательные путешествия в мир музыки планируются в соответствии с целями и задачами урока.

Уроки с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребенка.

В изучении нотной грамоты можно использовать электронные методические пособия, которые повышают интерес учащихся к уроку музыки, а также ускоряют процесс запоминания нот и длительностей. Например, методическое пособие к уроку музыки «Нотная азбука», которое демонстрирует следующие разделы ОМС модуля на интерактивной доске: нотоносец, ключи, октава.

Язык музыки, на примере различных произведений, повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр; анализ различных произведений – осуществляется на протяжении всех лет в сфере регулятивных учебных действий.

Например: в 5 классе «Музыка + Математика» — презентация

Формы применения всех вышеперечисленных элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса.

Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала.

Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.

Тестовые вопросы:

1.Какие единые задачи выдвигаются в предмете «Музыкальное искусство»?

а) эстетические

б) материальные

2.В каких вариантах можно осуществлять закрепление знаний по музыкальной грамоте?

а) слушание  музыки

б) сольфеджирование

3. Представлением какого лада следует развивать музыкальных слух?

а) мажорным

б) минорным

4.Что является  обобщением  звуковысотных и ритмических представлений?

а) импровизация

б) нотная запись

5.Чем отличаются уроки с играми?

  • а) оригинальностью
  • б) систематичностью
  • Вопросы для обучающихся?

1. Как называются музыкальные знаки? (ноты)

2. Где записываются ноты? (на нотном стане)

3. Как по другому называется скрипичный ключ? (ключ соль)

4. Что такое ритм? (длительность нот)

5. Назови два лада в музыке. (мажор и минор)

Использованная литература:

В.Е. Пешкова. Теория и методика музыкального образования в начальных классах.

В.И. Никешин. Воспроизведение нотного письма певческим голосом на музыкальных занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста И.В.Кошмина, Ю.В.Ильина, М.П.Сергеева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 56 с.: ноты. – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).

Материалы электронного сайта www.muz-urok.ru.

                                                                     WWW.vivaharmony.ru

                                                                     Aplik.ru

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/12/25/izuchenie-notnoy-gramoty-na-urokah-muzyki-kak

Изучение нотной грамоты при помощи компьютера

Настоящая статья посвяшена изучению музыкальных нот фортепиано посредством компьютерных технологий. Данная работа может быть использована в детских садах, общеобразовательных школах и также в других учебных заведениях. С этой целью разработана компьютерная программа на базе Мicrosoft Excel. Дается подробная программа внедрения идеи автора статьи.

Ключевые слова: изучение нот, фортепиано, компьютерная программа, Мicrosoft Excel, знаки альтерации, тренинг, тест.

This article is devoted to the studying of musical notes of piano with the help of information technologies. This work can used at kindergartens, secondary educational schools and also other educational institutions. Wits this aim computer program has been worked on the base of Microsoft Excel. It is given detailed program of implementing idea of the author’s article.

Key words: musical, piano, the sharp sign, sharp notes, information technologies, computer program, Microsoft Excel, training, test.

В «Национальной программе по подготовке кадров» республики Узбекистана подчёркивается, что «…В основе современных информационных технологий, компьютеризации развивается информатизация учебного процесса. В дальнейшем будет построен единый процесс информатизации сведений учебной, учебно-методической, научной литературы, а также развитие издательской базы науки и обучения» [1.с. 74].

В настоящее время в музыкальном обучении вместо технических средств отдельная роль отводится компьютеру. Компьютер – это техническое, дидактическое средство, позволяющее усовершенствованию знаний, навыков, расширению и углублению практического мышления обучающихся в этом направлении [2.с.120].

Как и во всех сферах, в музыкальном обучении наблюдается положительная тенденция изучения теории и практических курсов посредством современных компьютерных технологий.

В музыкальном обучении, используемые технические средства, такие как диафильм, диапозитив, учебные фильмы, кадоскоп, кинопроектор, лингафон, магнитофон, проигрыватель можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые. Кинофильмы без звука, диафильмы и диапозитивы – экранные средства.

Запись звука на магнитную плёнку и его передача, грампластинка, радиовещание входили в звуковые средства 20 века. Звуковое кино, звуковой диапозитив и диафильмы, учебные телепередачи считали экранно-звуковым. Иначе, его называют и аудиовизуальным средством [3. С.

385]и применялись до компьютеризации.

Но в последнее время на занятиях музыки в общеобразовательных школах всё более и более отдельное место отводится компьютеру.

Целью использования компьютера в музыкальном обучении является не замена обучения на оригинале, а быстрое, практичное выполнение таких задач как запись каждой мелодии в современном стиле, её усовершенствование, перенос, воспроизведение, переработка, анализ, практическое использование имитационной модели.

В обучении, направленном к личности требуется самостоятельный анализ теории и практической части нового материала со стороны обучающего, необходимость возникновения воображения в итоге доказанных в его сознании заключений. Для этого обучающийся должен уметь продолжить обучение в любом времени и пространстве за пределами аудитории. Компьютерные технологии всегда могут дать эту возможность.

В данной статье речь идёт о новой программе, созданной для обучения первоначальной музыкальной грамоте при помощи компьютера и контролирования приобретённых знаний в общеобразовательном школе.

В создании этой программы предусматриваются две цели. Первая – иметь широкие знания о 88 белых и чёрных клавиш на фортепиано, расположении октав, знаков альтерации, длительность нот.

Вторая цель – самостоятельный поиск информации, и закрепить, и проверить приобретённых знаний через компьютера.

  • В этой программе:
  • — во-первых, оказывается большая помощь при получения в навыков чтения нот.
  • — во-вторых, обуславливается обратная связь между полученными знаниями и результатом.
  • — в-третьих, не требуется оценка приобретённых знаний со стороны постороннего человека (самостоятельная работа учащегося).

— в-четвёртых, повысить свои навыки посредством этого могут не только ученики или студенты, но и учителя. Потому что, чем широк спектр приобретённых знаний, тем возрастает необходимость их повторения.

Согласно этой программе возрастает скорость усвоения знаний по общей музыкальной грамотности в общеобразовательном школе. Информатизация войдёт в определённое русло, имеется возможность повторения усвоенного материала.

Нотную грамоту изучают учащихся на инструмента фортепиано. Потому что, вышеуказанные положительные возможности способствуют совершенствованию этого музыкального инструмента. Фортепиано (от итал.-громко-тихо) создано в Италии Бартолео Кристофором (1709-1711г.).

До него созданный клавишный клавесин уступил фортепиано, где технические возможности исполнения на много широки и рождение динамической возможности дало быстрому распространению этого музыкального инструмента.

В клавесине звуки издаются путём трения о спицы, а в фортепиано путём удара деревянных молотков.

Звуки не только имеют возможность продолжительности звучания, но могут передать как и тихое, так и громкое звучание. Фортепиано полностью исключило из употребления клавесин и клавикорд в конце 18-века и усовершенствовалось в середине 19-века. Фортепиано имеет свыше 90 спиц, которые нарастают слева направо.

Спицы, дающие тихое и среднее звучание изготовлены из толстой проволоки, тихое звучание – это одна проволока, среднее — две, громкое дают три проволоки. С нажатием нужной клавиши соответственно молотки задевают спицы и дают звучание. Как только пальцы покидают клавиши демпферы останавливают звуковую продолжительность [4.

с.383].

Жизненные наблюдения показывают, первоначальное представление о музыке у людей дают чёрные-белые клавиши фортепиано. У некоторых людей сама клавиатура вызывает особое чувство волнения. Эти моменты в большинстве случаев бывают только в детстве. И многие ребята мечтают о своём фортепиано. Но иногда действительность и её условия приводят к угасанию их интереса.

Навыки музыкального исполнения приобретаются у детей школ музыки и искусств, а также учащихся общеобразовательном школе. Здесь, в основном, большое значение имеет знание нот, их расположение в октавах, их длительность и правописание.

Этот процесс одним словом можно назвать музыкальным алфавитом (или музыкальной грамотой) и он начинается у нас с третьей четверти 2- класса общеобразовательной школы. Эта работа предлагает не только для изучения в общеобразовательном школе, но и для факультета искусствоведения в педагогической институте, первый курс учащихся педагогическом колледже и колледж искусства, а также любители.

Читайте также:  Арабский фольклор – зеркало востока

Восприятие услышанных звуков даёт хороший результат посредством живого исполнение на музыкальном инструменте, а не слушанием мультимедиа. Именно, в данной программе звуки присуще фортепиано не установлены. Причина в том, что практическое исполнение на фортепиано и способность понять звуки считается очень сложным, психическим и физиологическим процессом.

Какое слушание, по мнению специалистов, подвержено развитию? Анкетирование показало, в процессе чтения нот у обучающихся вместе с взглядом с одной ноты на другую, происходит действие пальцев путём опоры на осязание пространства. Правильнее всего развить образовавшийся звук посредством точного исполнения темпа мелодии. В этом процессе помимо глаз и пальцев активное участие должны принять шея, левая и правая рука, плечи, поясница, а также ноги.

Чтение нот – сложный процесс. На усвоение его уходит больше времени, чем на изучении кириллицы или латинских букв.

Для сравнения приведём следующий пример: в кириллице 33 букв, 12 знаков препинания. С помощью всего 47 различных знаков мы читаем информацию вслух или про себя. Но, при исполнении нот на фортепиано мы сталкиваемся с большим количеством знаков. Давайте, постараемся вычислить их среднее количество.

Фортепиано имеет всего 88 звуков. Один звук это одна нота. Каждая нота меняется по своей долготе звучания в 7 раз (целая, половинная, четвертная, восьмые, шестнадцатая, тридцать вторая, шестдесять четвертная). Значит, ноты фортепиано передаются около 616 звуками.

Среди 88 звуков 52 — это белые клавиши. Они называются основными ступенями. Эти ступени меняются в 5 видах.

Это такие как, диез (повышение на пол тона), бемоль (понижение на пол тона), дубльдиез (повышение на один тон), дубльбемоль (понижение на один тон), бекар (возвращение в исходную позицию). Эти знаки стоят перед 7 нотами: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Количество изменений нот и звуков в одной октаве достигает до 35 раз. В шести полных октавах -210 раз. Если прибавить 210 к вышеуказанному числу 616, то придётся различать 826 звуковых знаков.

Продолжим счёт.

Мелодии в мажорном ладу бывают 12 видов (естественные, гармоничные, мелодичные, виды, среднем 36, пока их прибавлять не будем), в минорном ладу всего 12 видов (естественные, гармоничные -24 вида, пока их тоже прибавлять не будем), всего 24 вида. 24 вида названия лада передать на кириллице или при помощи латинских букв – это значит 48 вида. Если прибавить 48 к числу 826, то это значит, что количество знаков на фортепиано достигает 874.

Кроме этого, имеются 8 знаков выразительного исполнения на фортепиано (т.е. f-громко, р-тихо, mf — средне тихо и т.д.). Темп произведения передаётся в среднем 35 терминами (быстрый темп, средний, тяжёлый). Используются 2 ключа (скрипичный, басовый).

Сокращение письма нот 8 различными знаками, (реприза, вольта, 8…(октава), сегно, стакатто и др.

), продление долготы звучания нот 6 знаками (одна точка, две точки, лига, легато, фермата), соединение линий нот 5 знаками (акколада, большая скобка, маленькая скобка, линия такта, линия двойного такта), и другие тому подобные знаки в среднем – 100 [5.с.223].

Значит, 100 прибавляем к 874 получается 984. Для исполнения того или иного произведения нужно различать около 1000 знаков, и под действием всего тела уметь передать его мелодичность. Можно себе представить огромный труд преподавателя музыки игры на фортепиано.

Приведём примеры из жизни. Учащиеся ДМШ (детские музыкальные школы) на уроках по теории музыки и сольфеджио непрерывно пользуются изображением одной октавы в нотной тетради.

Наблюдения показывают, что это функционирует основной формулой для учащихся на каждом занятии и по ней выполняются многие задания.

В аудитории обычно стоит одно фортепиано, пользователей же достаточно много, что способствует использованию имитационной модели этого музыкального инструмента в компьютере.

Некоторые задания приходиться выполнять дома, в условиях, где нет фортепиано. В этом большую помощь оказывает, рекомендуемая нами программа изучения нот фортепиано посредством компьютера.

Эта программа отличается от других упрощённостью языка, понятностью направления от простого к более сложному, как для учителей, так и для учащихся.

Потому что она не требует больших затрат и может быть установлена в любом учебном заведении и в интернет клубах.

Далее приводится программное содержание изучения музыкальных нот для учащихся начального этапа при помощи компьютера. Программа создана в Microsoft Excel.

  1. При вводе программы на мониторе компьютера появляется следующее изображение.
  2. 1-рисунок
  3. Изучаем основы нотной грамоты

Здесь изображены клавиши. При нажатии любой клавиши, в специальных клетках приводится адекватное название ноты, её отношение к нужной октаве и её отражение в нотной тетради. Вместе с этим приводится длительност нот.

2-рисунок.

Изучаем основы нотной грамоты

В связи с тем, что диез, бемоль и другие знаки альтерации усложняют процесс отражения нот в нотной тетради, полная информация о них даётся на отдельной странице.

Чтобы открыть её нужно направить мышку на центр звукового ряда, т.е. на ноты до и ля (чёрные клавиши) первой октавы и нажать.

На экране появляется название « до диез первая октава» и только изменения этого этапа с бемолем и дубльдиезом показаны на примерах 2-рисунок.

Немыслимо представить написание нот без знаков альтерации. Поэтому особое внимание уделяется на усвоение знаков альтерации. Потому что, отражение нот на письме на 90% связано с этими знаками. Мелодия рождается в сознании человека. И исполняется она по ведому души. Исполнение той или иной мелодии зависит от звучания белых и чёрных клавиш. Для их различия и используются эти знаки альтерации.

Во второй части программы можно самостоятельно проконтролировать усвоенный материал. В ней каждая нота по отдельности отражена в нотном стане.

Если нажать на синюю клетку той или иной ноты, то можно увидеть название этой ноты в отдельной клетке. В итоге можно уточнить усвоенный материал и проверить степень памяти. Страница, где расположен «Тренинг» показана на нижеследующем рисунке.

В странице под названием «Изучение нот» имеется возможность расположить их поочерёдно или в разброс.

3-рисунок. «Тренинг»

Изучаем основы нотной грамоты

Страницу «Тренинг» можно по — другому назвать «самоконтроль». Этой страницей могут пользоваться учащиеся, будущие музыканты, преподаватели музыки.

Использование «Тренинга» преподавателями музыки и на примере новых педагогических технологий. В третьей части программы под названием «Тест», контроль усвоенного материала даётся в иной форме.

Направление его работы несколько отличается от формы «Тренинга».

4-рисунок Изучаем основы нотной грамоты

Механизм работы и форма контроля тут более удобный и компактный. Внешний вид программы прост и компактен. Выполняемые действия расположены по всем требованиям дизайна в трёх цветных столбах. В верхней части первого столбика находится карточка вопросов.

Если нажать на запись «Следующая нота», то мы можем перейти к очередной карточке вопросов. В середине столбика расположена пара клеток, где учащийся выдаёт свой ответ. Под ними снизу расположена пара клеток, где компьютер выдаёт правильный ответ.

В маленьком столбике второго столбца название октав, во втором столбике название семи нот. Из этих маленьких столбиков учащийся выбирает правильный ответ, и выбранные ответы появляются в середине первого столба.

Третий столб также состоит из трёх клеточек по направлению сверху вниз, где автоматически отражается количество заданных вопросов, баллы за правильные ответы и процентное соотношение всего процесса.

Хотя количество кнопок, используемых в контроле «Тест» маловато, они дают возможность оценить приобретённые знания в полном объёме наравне с «Тренингом». Этапы оценивания уменьшены и упрощены. Это предусмотрено тем, что ими могут воспользоваться дети в возрасте 4-5 лет в дошкольном образовании.

Кроме этого, на вопросы, заданные в «Тесте» сначала даются ответы письменно, затем при нажатии кнопки «Правильный ответ» под данным ответом появляется клетка с правильным ответом. Если в двух клетках ответы одинаковы, значит, учащийся ответил правильно. Если же ответы не совпадают, значит, дан неверный ответ.

Это положение повышает навыки анализа результатов путём сравнения.

Ещё одной отличительной чертой «Теста» от формы контроля «Тренинга» является тем, что каждый опрос оценивается в баллах и их количество выявляется на экране. Это в свою очередь поощряет и заинтересовывает ученика в получении знаний.

Процентное соотношение вычисляется от количества заданных вопросов и суммы баллов ответов. Например, в «Тесте» всего 88 вопросов, из них на 20 даны ответы. Если из этих 20-и ответов 18 — правильно, то результатом считается 80%.

Эту функцию вычисления процентного соотношения компьютер подсчитывает автоматически.

Вопросы составлены для всех 88 нот музыкального ряда. Знать каждую ноту в порядке возрастания не сложно. Но в процессе исполнения той или иной мелодии ноты располагаются не по порядку как в музыкальном ряду. Поэтому и вопросы составлены смешанно. Такое функционирование усиливает внимание ученика, включает его сознание, ускоряет процесс восстановления в памяти приобретённого материала.

Данная программа, может легко заменить базу сведений музыкально-теоретических знаний. Удобно её пользоваться и в ноутбуках.

Значение этой программы состоит в том, что используя её, помимо общей музыкальной грамотности ускоряется процесс чтения нот при исполнении на фортепиано и на других музыкальных инструменте. Большой объём знаний сохраняется в памяти всецело. Имеется возможность воспроизвести, повторить, повторно выучить забытый материал.

Литература:

  1. Каримов И.А. «Гармоничные поколение — основа развитие Узбекистана” (На узбекском языке). — Ташкент. 1997. стр.

  2. Туракулов К и др. “Основы перспективная педагогика” (На узбекском языке). Ташкент — издательтво “Янги аср авлоди”. 2003.

  3. Карпов Г.В. Романин В.А. “Технические средства обучения” (на узбекском языке). Издательство — “Укитувчи” – Ташкент — 1974.

  4. Акбаров И. «Музыкальный словарь» (на узбекском языке). Издательство “Адабиёт ва санъат” — Ташкент — 1987 г. .

  5. Вахромеев В. “Элементарная теория музыки” (на узбекском языке, перевод с издания Госмузиздата, Москва -1959). Издательство – “Укитувчи” — Ташкент. 1980.

Основные термины (генерируются автоматически): фортепиано, знак, нота, музыкальное обучение, музыкальный инструмент, правильный ответ, усвоенный материал, звук, нотная тетрадь, процентное соотношение.

Источник: https://moluch.ru/archive/39/4540/

Ссылка на основную публикацию