Как научиться понимать классическую музыку? одно интересное мнение…

Опубликовал Николай Медведев — 26 марта, 2017

Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение…

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Сегодняшняя тема, может напрямую и не связана с темой Внимания, но это, лишь на первый взгляд.

Музыка наиболее часто завладевает нашим вниманием. Одних только музыкальных каналов на телевидении – десятки, добавим радио, интернет, гаджеты и тп.

Мы привыкли к музыке. Но как мы обычно оцениваем музыку – нравится не нравится. Обычное, стандартное заключение. Ведь все вокруг должно нас радовать и развлекать. Общество потребления, одним словом – а мы его жители.  Так и живем.

А можно ли по-другому взглянуть на музыку?

Не с позиции нравится — не нравится. А попытаться понять – в чем ее смысл, в чем ее влияние, которое мы можем не замечать, но оно присутствует.

Разовьем нашу наблюдательность в отношении музыки. А для этого создадим некоторую базу, фундамент, без которого изучение музыки будет не системным.

Язык музыки

Музыка — универсальный язык человечества. Лонгфелло Г.

Кто же говорит с нами на этом языке?

Как мы узнаем- что язык понят?

По сути те же вопросы, которые можно отнести и к пониманию текста, о чем мы уже говорили не раз. Но музыка это нечто другое, чем просто текст.

И. Гете сказал «Величие искусства яснее всего проявляется в музыке». И это верно, поскольку, то что Поэзии бывает сложно выразить словами, выражается в музыке.

Музыка — это вибрации. А вибрации воздействуют независимо от нашего восприятия. Ведь текст мы сами складываем в смысл. Музыка же охватывает нас своим звуком, вибрациями независимо от нас.

Любое место на Земле имеет свой голос. И человек чувствует это через ощущение атмосферы различных мест. Хазрат Инайят Хан в своей книге «Мистицизм звука» пишет, что голос, однажды произнесенный может звучать в этом месте тысячи лет, другой голос – несколько месяцев, третий- мгновения.

Музыка привлекает нас и доставляет удовольствие, потому что она соответствует ритму и тону, которые поддерживают целостность нашего существа.

Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение…

Музыка природы вызывает в нас чувство возвышенного. Именно поэтому мы наслаждаемся природой. Правда если мы открыты и созерцая ее становимся едины с ней. «Побыть одно мгновение в сонастроенности с природой, с открытым сердцем, стоит целой жизни», — пишет Хазрат Инайят Хан.

Способны ли мы еще слышать музыку природы? Во время прогулки в лесу или в парке, наблюдая за бегущим ручьем, слушая шелест листьев и трепетание ветвей.

  • Способны ли мы воспринимать музыку не только, как источник развлечения, времяпровождения?
  • В книге «Мистицизм звука» автор описывает пять различных аспектов искусства музыки:
  • популярный — то, что вызывает движение тела,
    технический — то, что удовлетворяет интеллект,
    артистический – то, что имеет красоту и изящество,
    взывающий –то, что задевает сердце,
    возвышающий – то, что задевает душу.
  • Думаю, что сегодняшний мир остановился на первом аспекте.
  • Правда иногда люди посещают концерты конкретных исполнителей, — это второй аспект, но движущим мотивом здесь является мастерство исполнения, музыка – на втором плане.

Кто-то ценит красоту и артистичность — третий аспект, музыка опять за кадром.
Фабрики по производству талантов и артистическое шоу. Музыка стала коммерческой  и музыканты учитывают лишь то, что порадует аудиторию.

В старые времена делались попытки предохранить искусство музыки от коммерциализации. Музыкантам платили фиксированную небольшую сумму, удовлетворяющую их основные потребности. Музыканты чувствовали, что их окружение должно быть гармоничным и красивым. Так рождалась Великая музыка.

******
Чтобы приблизиться к пониманию музыки предлагаю уйти от традиционных советов – больше слушайте и постепенно осознаете и поймете. Предлагаются даже целые программы — что слушать.

Я же предлагаю, немного отвлечься непосредственно от музыкальных произведений и поразмышлять. В качестве источников размышления предлагая две книги:

  1. Николаус Арнонкур «Магия языком звуков. Путь к новому понимаю музыки».
  2. Кирилл Скотт «Музыка и ее тайное влияние в течении веков».

Новое понимание музыки

«Кругом звучит значительно больше музыки, чем прежде, но теперь она не имеет для нас былого значения, оставаясь разве что «милым украшением», — пишет Н. Арнонкур.

«Милое украшение», — и как украшение она должна быть прежде всего красивой. Т.е. не должна беспокоить или ужасать. Мы отворачиваемся от современного искусства, поскольку оно беспокоит нас. И стремимся к старинной музыке, постольку находим в ней и красоту и гармонию.

Но… музыка — это отображение современного духа. И если современная музыка тревожит, значит таково современное состояние духа.

Поняв это, возможно появятся выводы, побуждающие к изменениям в нашей жизни. Ведь раньше музыка была одной из основ нашей культуры и жизни. Сделав музыку лишь «милым украшением», чисто эстетического порядка, мы ищем красоту у предыдущих поколений, не пытаясь разобраться с нынешним, через музыку.

Но не поняв связь музыки с эпохой, мы не поймем и старинную музыку. Да мы найдем в ней и красоту и гармонию, но только поняв связь ее с эпохой, мы будем лучше понимать и современную музыку.

И как пишет Николас Арнонкур — «музыка неминуемо есть отражение настоящего; итак, если хотим изменить музыку, прежде всего следует изменить настоящее. Это не кризис музыки, а отражение в ней кризиса нашего времени».

«Музыка прежнего времени обращалась прежде всего к «просвещенным» людям или к тем, кто знал ее язык. Затем музыка стала обращаться ко всем: если слушатель не разбирался в музыке, то надо устранить из ее языка все то, что требовало понимания.

Композиторы должны были писать музыку, напрямую обращаясь к чувствам простейшими и наиболее доступными средствами. (философия говорит так: если искусство лишь нравится – это означает, что оно предлагается уже только невеждам». Вот так пишет Н.

Арнонкур (австрийский дирижёр и хормейстер, виолончелист, музыкальный писатель).

Думаю, что чтение этой книги позволит по новому взглянуть на музыку. Даст импульс разобраться в чем же ее особенность. Почему классическая музыка так воздействует на наши чувства, почему современная тяжело воспринимается (имеется в виду не популярная музыка).

Почему даже в рекомендациях  советуют начинать с музыки более ранних периодов. Хотя казалось бы именно современная музыка должна быть нам ближе. Но по мнению Арнанкура, современная музыка для нас дисгармонична, и мы убегаем от нее в прошлое. В прошлое — где было больше гармонии, но не в музыке, а в духе времени. Музыка лишь отражала этот дух.

Влияние музыки

О влиянии музыки на общество узнаем из книги Кирилла Скотта «Музыка и ее тайное влияние в течении веков».
Приведу несколько цитат из книги, на которые ссылается автор.

«Музыкальное образование, — пишет Платон — как и всё другое, есть инструмент воздействия, потому что ритм и гармония находят свой путь в потаенные уголки души, мощно ими овладевают, придают им привлекательность, и душа того, кто действительно образован становится красивой».

Это мнение разделял и Аристотель, когда писал: «Эмоции всех видов вызываются мелодией и ритмом. Отсюда человек через музыку привыкает воспринимать настоящие эмоции. Следовательно, музыка имеет силу для образования характера.

Различные формы музыки, которые основываются на различном строе звуков, могут быть разными по своему воздействию на характер. Одна, например, действенна в направлении меланхолии, другая служит смягчению, одна способствует растерянности, другая — овладению собой, третья — восхищению, и так идет далее по всему роду звуков».

Следовательно, по закону соответствий, определенный характер музыки вызывает в нас и соответствующее настроение.

  1. Автор книги намерен доказать, что каждый специфический вид музыки производил четкое влияние на историю, этику и культуру.
  2. Приводятся примеры влияния музыки различных Великих композиторов: Гендель, Бах, Шопен, Мендельсон, Шуман, Вагнер, Штраус.
  3. Я же остановлюсь в качестве примера — на Генделе.

Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение…

  • Георг Фридрих Гендель — немецкий и английский композитор эпохи барокко (1685 -1759 гг).
  • С 1712 года Гендель живет и творит в Англии, поэтому характерные черты Викторианской эпохи будут объяснены в дальнейшем воздействием его музыки.
  • Викторианская эпоха (1837—1901 гг) — период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии.

Эта эпоха, как мы знаем, характеризуется высокими нормами морали. Это строгий кодекс поведения, нетерпимость к его нарушениям.

Возвышенная форма музыки Генделя повлияла на изменение морали от одной крайности к другой: от свободных нравов к чрезмерным ограничениям. И основное воздействие этой музыки распространилось лишь тогда, когда Викторианская эпоха уже давно началась.

«Воздействия музыки Генделя, проявляются в пробуждении почтительности, благоговения и глубокого уважения со всеми сопровождающими их явлениями и следствиями.

Именно Гендель способствовал тому, что Викторианская эпоха находилась в такого рода условностях, а многие люди того времени были жеманны, формальны, высокомерны.

Эти несовершенные стороны человеческих качеств должны рассматриваться, как следствия влияния музыки Генделя на определенные характеры» — пишет Кирилл Скотт в своей книге «Музыка и ее тайное влияние в течении веков».

Послушав музыку Генделя, действительно становится понятно, что ее возвышенность может повлиять на мораль.
О влиянии музыки писал и китайский философ Сюнь цзы, живший еще в III веке до н.э.

«Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи».

О том какое влияние оказали другие композиторы, перечисленные выше, вы узнаете из этой книги. Думаю, что это интересная информация.

*****
Познакомившись с указанными книгами, я надеюсь, что ваше отношение к музыке немного изменится. И ваше понимание музыки перейдет на другой уровень.

А если соотнести это с нашей основной темой – Внимание, то мы повысим и наблюдательность. Поскольку теперь нам известны аспекты музыки, на которые можно будет направить наше внимание.

А возможно, что интерес, который вызовет эта новая информация побудит вас к изучению и других книг о музыке, чтобы лучше узнать ее язык.

С уважением, Медведев Николай.

Источник: http://tehread.ru/kak-ponimat-muzyiku.html

Как научиться понимать классическую музыку?

Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение…

Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение…Как правило, понимание классической музыки само по себе не придет, его необходимо потихоньку развивать. К примеру, представьте среднестатистического человека, который воспринимает только основные цвета: жёлтый, зеленый, синий и так далее. Но помимо этих цветов, существуют разнообразные оттенки палитры цветов. И когда человек начинает различать эти нюансы, он в себе развивает более тонкое восприятие. То же самое относится и к классической музыке. Вы должны понимать, что развивая в себе понимание этой музыки, вы свое восприятие настраиваете в унисон с гармонией и красотой.

Читайте также:  Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

Отношение к классической музыки в наше время неоднозначное. Как утверждают ценители академической музыки, без нее духовное и культурное развитие, которое формирует образованного человека, немыслимо.

Противники «классики» в свою очередь, считают, что эта музыка для современного человека устарела.

К слову, большое количество людей воспринимает этот жанр музыки предвзято, как что-то скучное, нудное, долгое и что-то непонятное.

Так что же мешает воспринимать и понимать классическую музыку? Можно выделить три вещи. Первое, это неумение ее слушать. В этом случае важно понять отличие классики от другого жанра музыки. Каждая музыка имеет свое предназначение: под одну танцуют, под другую отдыхают и расслабляются. Классическая музыка – это не фон, в нее необходимо вникнуть.

Второе. Есть причина, которая мешает приобщиться в классической музыке. И этой причиной является динамичный современный темп жизни.

Для многих огромная проблема – это нехватка времени и нехватка желания что-то понять и углубиться в это, когда хочется просто расслабиться и отдохнуть.

А ведь классика дает возможность каждому хотя бы на время отойти от суеты, понять, что важно в жизни, а что в этой жизни не важно.

Третья причина, по которой не получается понимать классическую музыку – это неготовность к этому. Довод, что это понимание придет само по себе – неправильный.

Музыкальный вкус, как известно, формируется с детского возраста.

К примеру, если родители хотят привить музыкальный вкус малыша, то желательно его приобщать к классике еще с раннего детства, и начинать необходимо с самых несложных для восприятия малыша произведений.

Лучше к классике приобщаться постепенно. Прослушивайте те произведения, которые не вызывают у вас явного отторжения и приятны вашему слуху. К примеру, «Шедевры классической музыки» или «Классика в современной/ инструментальной обработке».

Не начинайте свое знакомство с классикой со сложных для восприятия композиций, так как без подготовки вы можете у себя раз навсегда отбить желание слушать такую музыку. Начните с таким композиторов, как Чайковский, Бизе, Бетховен, Лист, Рахманинов и других.

Если присутствует желание, то постарайтесь прочитать информацию. О композиторе, о музыке, которую он пишет, его биографию и музыкальных произведениях. Это все поможет вам глубоко понять музыку, которую он пишет.

По звездам можно определить не только ваше будущее, но и многое другое. Мужчина Овен и женщина Рыбы — есть ли у этих двух знаков зодиака будущее? Узнайте все на сайте azodiak.ru.

Источник: http://pochemuha.ru/kak-nauchitsya-ponimat-klassicheskuyu-muzyku

Музыку не нужно понимать, ее нужно чувствовать!

ONLINE-Новости

Еще новости

Фоторепортаж

Афиша

Горячая линия

по поддержке малого и среднего бизнеса в РТ

Задать вопрос

Поможем детям

  • Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение… Помочь «одному из 200»

Написал: Александр Сладковский Как неискушенному слушателю научиться разбираться в классике и начать получать удовольствие от концертов

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Однажды я пригласил свою дальнюю родственницу на симфонический концерт в Международный дом музыки в Москве. Она очень успешный бизнесмен, воспитала двоих сыновей, всегда вела активный образ жизни, но до того вечера ни разу не была в концертном зале и не слышала живой оркестр — так уж получилось.

Концерт прошел замечательно, я даже помню, что мы тогда играли: сюиту из балета Стравинского «Жар-птица» и рапсодию на тему Паганини. Это классика, которую все знают с детства, джентльменский набор.

После концерта родственница подошла ко мне, чтобы поблагодарить за выступление, и я ее буквально не узнал: с ней будто бы произошел внутренний переворот, она даже в лице изменилась.

Хорошая музыка в качественном исполнении творит с людьми удивительные вещи. Могу сказать по собственному опыту: большинство слушателей, впервые оказавшись в зале, реагируют на выступление оркестра совершенно необъяснимыми внутренними течениями — иногда эта буря эмоций даже может вызывать слезы.

Разумеется, плачут на концертах далеко не все, да и нет у музыкантов такой задачи — растрогать любой ценой. Но факт остается фактом: даже неподготовленный и минимально эрудированный в музыкальном плане слушатель не остается равнодушным, когда звучит классическая музыка в достойном исполнении.

Музыка — это отточенная столетиями живая вибрация, отпечаток эпох, через которые когда-либо проходило человечество.

Это то, с чем человек рождается, и то, с чем он уходит в мир иной, то, без чего наша душа бедна по определению.

Почему же тогда круг любителей классической музыки в России остается достаточно узким? И почему многие люди после первого похода в концертный зал наотрез отказываются идти туда снова?

ТРИ ПРИЧИНЫ, ЗАСТАВЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА ДУМАТЬ, ЧТО КЛАССИКА — НЕ ДЛЯ НЕГО

Первая и самая большая проблема в том, что музыканты и дирижер часто не оправдывают слушательских ожиданий. Даже маститые профессионалы иногда позволяют себе вольности, которые публика не прощает — это фальшивая или некачественная игра оркестра, небрежное отношение к музыкальному материалу.

Музыка должна накрывать весь зал эмоциональным вихрем, который оркестр создает благодаря дирижеру, но если у дирижера и исполнителей нет желания выкладываться, концерт никогда не вызовет даже минимального отклика.

Человек и так приходит в зал неподготовленным и немотивированным, а если при этом его еще и не захватывает происходящее на сцене, у него возникает закономерный вопрос: зачем я буду в следующий раз тратить время и деньги на мероприятие, которое не доставляет мне никакой радости? Часто музыканты предъявляют претензии к залу — мол, плохо принимали, не поняли замысла, не достаточно громко хлопали. Но я уверен, что в первую очередь нужно спрашивать с самого себя. Как любая созидательная работа, музицирование — это двусторонний труд, который требует отдачи и от слушателя, и, разумеется, от исполнителя.

Вторая важная причина, по которой у нас все еще достаточно мало ценителей классики, — искусственные самоограничения. Люди ссылаются на занятость, усталость, бытовые заботы…

Я пережил кризис 1998 года и помню, как в какой-то момент залы опустели, оркестры стали разрушаться, начались массовые увольнения консерваторской профессуры, а многие талантливые музыканты просто ушли из профессии.

Конечно, в такие времена об искусстве никто не думает — в жизни любого человека существуют приоритеты, и когда ему нечего есть, его сложно мотивировать на приобщение к прекрасному.

Сейчас мы тоже переживаем не самую простую эпоху, но все же нельзя сравнивать 90-е и нынешнее время — сегодняшняя ситуация гораздо менее катастрофична. Поэтому я очень надеюсь, что рано или поздно люди откажутся от этих искусственных отговорок и все же придут в концертный зал.

Но прежде им предстоит избавиться от самого главного стереотипа, который звучит так: «я не понимаю классическую музыку».

Мне очень хочется донести до каждого одну важную мысль: музыку не нужно понимать, ее нужно чувствовать! С точки зрения восприятия она не имеет к мозгу никакого отношения.

В структуру и логику произведения должен вникать исполнитель, а от слушателя требуется только прийти в зал, сесть в кресло и принять тот поток энергии, который направляется на него со сцены.

В ЧЕМ СХОДСТВА МЕЖДУ ПОЗНАНИЕМ МУЗЫКИ И ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА?

Существуют люди, которые понятия не имеют, как пользоваться столовыми приборами. Есть те, кто умело орудует ножом и вилкой, но при этом не владеет иностранными языками.

А некоторые из тех, кто знает языки, так плохо коммуницируют с другими людьми, что даже иностранная лексика не позволяет им наладить человеческий контакт. Есть разные уровни культуры и воспитания, но самое главное, чтобы человек умел отличать подделку от подлинника.

Если мы говорим о классике, человек, который воспитан на подделке, не понимает, что сами по себе красивый зал, большая сцена и нарядные музыканты не являются гарантией качества исполнения.

Чтобы почувствовать, насколько то, что ты только что услышал, близко к совершенству, нужно иметь колоссальный слуховой опыт. Но как научиться ориентироваться в этом гигантском музыкальном океане?

Познание музыки всегда напоминало мне изучение иностранных языков. Самое сложное в этом деле — во второй день занятий заставить себя сесть за стол и выучить пару новых слов.

Чтобы начать разбираться в музыке, нужно интересоваться, читать, слушать — хотя бы по чуть-чуть, но каждый день. Почему не все люди говорят на иностранных языках? Потому что изучение связано с усилием воли, на которое способен далеко не каждый.

Но я убежден, что музыка достойна того, чтобы люди совершали над собой усилие.

Источник: https://www.business-gazeta.ru/blog/205959

Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение…, Музыкальный класс

Как научиться понимать классическую музыку? Одно интересное мнение…

Это поразительно, но на фоне однообразия современной поп-музыки серьёзную классическую музыку некоторые почему-то считают скучной. Давайте разберёмся, почему так происходит? В первую очередь, те, кто утверждает, что классическую музыку невозможно слушать, скорее всего с академической музыкой толком никогда и не соприкасались.

И дело даже не в том, что они не имеют основ специального музыкального образования. Просто для того чтобы научиться понимать классическую музыку, нужно быть готовым кинтеллектуальной работе, к сопротивлению обыденности, а этого сегодня не многим хочется.

Современная эстрадная музыка потому стала популярной, что является, в подавляющем большинстве, легковесной музыкой – она, как правило, не заставляет думать.

И все же, направление данной статьи вовсе не сводится к тому, чтобы в итоге сказать: «Классика – это шедевры, а современная музыка только на помойку годится» – конечно нет! В истории культуры и искусства и для современного музыкального творчества должно быть место и оно будет! Тем более, что есть настоящие шедевры и в музыке современности.

Молодежь не знает, что делать с классической музыкой только потому, что ей элементарно не объяснили этого! Мне не раз встречались молодые люди с репликами: «Бах? О ужас, это же убийственно скучно!» Но если б им только научиться понимать классическую музыку…

Научиться понимать классику? Просто начните слушать!

И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!

  • Новичку в классике нельзя слушать все подряд. Например, музыку двадцатого века лучше приберечь на потом. Новорожденного ведь не кормят сразу мясом! Так и здесь – начав с XX века вы рискуете получить неправильное представление о ней.
  • Все знают состав тройки самых знаменитых классических композиторов – Бах, Бетховен, Моцарт. Начните с них – они понятны всем! Только не нужно начинать с самых больших и сложных произведений. Выбирайте!
  • Время от времени включайте в список прослушивания оперные арии (например, арии из опер Верди, Пуччини, Чайковского) и даже целые оперы. Это всегда очень красивая и доступная музыка. Только постарайтесь разыскивать записи на понятном вам языке – многие известные зарубежные оперы исполняются в оригинале на итальянском, немецком или английском языках, но почти всегда можно найти их же и в русском исполнении.
  • Перед прослушиванием оперы прочитайте её фабульное краткое содержание, чтобы быть в курсе сценической ситуации. Будет замечательно, если в ваших руках будет либреттто, то есть текст оперы – всё это тоже очень просто найти. Вместо либретто вы можете держать в руках клавир оперы, в котором есть не только все слова, но и нотные партии.
Читайте также:  Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.

Концепция классической музыки: образность и абстрактность

Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений.

В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска.

К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса «Карнавал животных».

Всю музыку условно разделяют на три большие категории:

  1. музыка вокальная и вокально-инструментальная;
  2. музыка чисто инструментальная;
  3. музыка театральная.

Инструментальную классическую музыку в свою очередь делят на программную и непрограммную .

Программная музыка имеет название (например – Зима, или Пилигримы, или Звёздная ночь и т.д.) или изложенное словами содержание. Непрограммная музыка не сообщает ни того, ни другого.

К программной относят те произведения, которые имеют какой-то немузыккальный подтекст. Программная музыка, как правило, уже даже в своём названии определяет содержание, а нам остается только улавливать и воспринимать звуковые ассоциации, которые хотел передать композитор.

Непрограммная музыка гораздо сложнее в силу своей абстрактности. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Но она и интереснее, загадочнее. Она дает огромный простор воображению.

К области непрограммной музыки относятся, например, фуги – полифонические произведения, в которых нужно уметь слышать темы и следить за их развитием, или сюда же относятся симфонии без названия – музыкальные закадки, философский смысл которых нужно разгадывать.

Научиться понимать классическую музыку дано тем, кто этого действительно желает, кто слушая, умеет размышлять, улавливать ассоциации, искать новые впечатления. Старайтесь и всё получится!

Автор – Ольга Фелициани

Источник: https://plusss48.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-nauchitsya-ponimat-klassicheskuyu-muzyku-odno-interesnoe-mnenie-muzykalnyj-klass

Как научиться понимать классику

Не пугайтесь! В этом тексте нет призывов типа: «Классическая музыка — здорово, современная — не здорово» и рассуждений о высоких материях.

  • Наоборот, мы постарались написать все максимально просто, избегая и восторженных, и пренебрежительных ярлыков.
  • Неважно, каковы ваши музыкальные предпочтения, любите ли вы рок, джаз или метал, мы не будем тыкать вас в достоинства и недостатки чего бы то ни было.
  • Наша задача — дать возможность прикоснуться к этому удивительному миру.

P.S.: в данной статье слово «классическая» является синонимом слов «академическая» и «серьезная».

Зачем это вам?

У вас, как и у многих людей всех возрастов при словах «классическая музыка» возникает образ чего-то долгого, нудного и скучного. Почему? Ответ очень прост — вы не умеете ее слушать.

Вы подобны тому ребенку, который, не умея читать, отбрасывает книгу без картинок.

А скажите, вы когда-нибудь жалели, что научились читать? Разве вам скучно читать интересную книгу?

Не меньшее удовольствие можно получать и от «чтения» музыки. Для этого надо всего лишь выучить некоторое количество «букв». Правда, здесь есть еще один момент.

Вы привыкли считать, что музыка предназначена только для сопровождения танцев или скрашивания вашего досуга.

Вы привыкли жить с пониманием, что музыка нужна для того, чтобы «отключиться», расслабиться, разгрузить мозги.  

Но классическая музыка — это не фон! Ее стоит слушать внимательно, вдумчиво, сосредотачиваться на ней, использовать воображение, мысленно рисовать какие-то картины, образы, ситуации.

То есть делать то, что вы делаете при чтении хорошей книги.

В большинстве случаев разницу между классикой и современной музыкой можно сравнить с разницей между фильмом и книгой.

С одной стороны — готовые образы, бери и кушай, как говорится. С другой — работа собственного воображения.

Каждому — свое, конечно. Но разве вам не интересно, что вы упускаете, когда выбираете исключительно «готовую пищу»?

Что нужно делать?

Начните с прослушивания одной композиции по 3-4 минуты в день.

Помните о том, что слушать музыку, не вникая — только вредить делу. Старайтесь тренировать дисциплину мыслей. Как только заметите, что отвлеклись, сосредотачивайтесь на музыке. Это умение пригодится и в жизни.

Кажется, что все это сложно? Нет! В конце концов, от вас не требуется запомнить всю мелодию до последней ноты. В этой музыке главное — ощущения, эмоции, энергия.

Хорошая музыка тем и отличается от плохой, что в хорошей — вы обязательно услышите самое главное .

Что не следует слушать на первых порах

Во-первых, избегайте как чумы музыки двадцатого века. Исключение составляют только три композитора — Рахманинов, Хачатурян, Пьяцолла.

Слушать Хиндемита или Стравинского без подготовки — все равно что начинать тренировки со стокилограммовой штанги — можно возненавидеть всю классическую музыку на годы вперед.

Во-вторых, как это ни странно, следует избегать двух из трех самых великих композиторов — Баха и Моцарта.

Баха — потому что он писал полифонические произведения. В них одновременно звучат несколько мелодий, что сложнее для восприятия неподготовленного слушателя.

Такую музыку оставьте на потом.

Моцарта — потому что его музыка требует несколько иного подхода, другого восприятия. Не зная этого, можно запутаться в его прихотливых мелодиях. Кстати, то же самое относится к струнным квартетам Гайдна.

В-третьих, постарайтесь не связываться с оперными ариями. Часто в них подразумевается какая-то ситуация, о которой Вы можете не знать и составить неправильное впечатление.

Что же остается ? Очень и очень много:

  • Бетховен;
  • Вивальди;
  • Все Штраусы, кроме Рихарда (его — на потом);
  • Лист;
  • Брамс;
  • Рахманинов;
  • Бизе.

Особенно рекомендуются:

  • Григ — «Лирические пьесы»;
  • Шуман — «Карнавал»;
  • Шопен — все, кроме этюдов;
  • Чайковский — фрагменты балетов.

Движение

  1. Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое музыка? Если обобщить все, что можно сказать о музыке, то получится примерно такое определение:
  2. Музыка — это мир, изображенный звуком.
  3. Подобно тому, как живопись отображает мир, музыка делает это с помощью звука.

  4. Но музыка далеко не всегда отображает сам звук этого мира (в отличие от других видов искусства) — все это делается с помощью различных ассоциаций.

  5. Чтобы рассеять возможное недопонимание, заметим, что этим миром может быть все что угодно:
  • маскарад в Рио-де-Жанейро;
  • свадьба в Венеции;
  • завтрак в Арктике;
  • двое влюбленных в саду на лавочке;
  • внутренний мир отдельно взятого человека;
  • безжизненный (или наоборот) Марс;
  • люди, чувства, фантазии, города, реки, страны…

Музыка – это движение, выраженное в звуке.

Каждая нота каждой мелодии — это изображение какого-то движения. Неслучайно музыканты говорят о скачках, прыжках — за этими терминами скрываются ощущения.

В музыке может быть изображено любое движение — физическое или душевное.

К примеру, движение ног. Неслучайно под хороший марш или современный дэнс хочется топать в такт. Послушайте Марш Радецкого Иоганна Штрауса старшего:

Как вам? Чувствуете, что на протяжении всей пьесы изображено движение? Слышите, как маршируют толпы людей? Ощущаете, как ваши ноги непроизвольно начинают двигаться в такт музыке? То-то и оно.

А вот ритм вальса из «Фауста» Шарля Гуно вызывает ассоциацию с чем-то вращающимся, даже если вы не представляете себе сам танец.

Ритм «Тарантеллы» Барриоса-Мангоре отличается от вальса совсем немного, но вызывает совершенно другие ассоциации — под него хочется прыгать вправо-влево.

В увертюре к опере «Вильгельм Тель» Россини вы тоже слышите четкий ритм, только… что это? Такое ощущение, что изображается движение не ног, а, скорее, копыт.

  • Вполне очевидно, что медленный, неинтенсивный ритм вызывает ассоциации с медленным движением, а быстрый — с быстрым.
  • Движение физическое может и отсутствовать, но все равно в каком-то виде оно будет (например взгляд скользит по склону горы, появляется, то одна деталь, то другая).
  • Если мелодия останавливается, то останавливается и движение, если поток нот постоянен, то постоянно и движение.

Теперь простым движениям можно придать объемность — с помощью высот звуков. Высота — это одна из характеристик любого музыкального звука.

Шопен — «Фантазия». Похоже на полет с виражами?

Что еще можно добавить к описанию движения? Громкость! Здесь все просто: чем громче, тем сильнее, интенсивнее, быстрее движение.

  1. Таким образом, мы пришли к описанию движения в объеме с разными скоростями.
  2. Различных вариантов движения (и их музыкальных описаний) — бесконечное множество, но все они описаны одним языком.
  3. (Интересный факт: в классической музыке почти нет изображений гор, зато сотни видов моря.)
  4. Особенно интересно понять причины этого движения. Например, человек может идти медленно потому что:
  • устал;
  • не торопится;
  • задумался о чем то и сбавил шаг;
  • поднимается в гору, запыхался;
  • его ведут на расстрел, и он, естественно, еле шевелит ногами;
  • и т. д.

Необходимые подсказки можно найти всегда .

В оркестре такое количество инструментов, что музыка может изображать в одно время сразу несколько движений. Так вот, в совокупности всех движений мы и попадаем в этот мир, изображенный звуком, когда представляем себе:

… вы на улице, посреди веселья карнавала, но вам не до того. Там, невдалеке, на балконе стоит Она (или Он), но Он(а) на вас не смотрит, хотя вы взываете к нему (к ней) все громче.

Вы конечно будете смеяться, но такой сюжет есть почти во всей классической музыке.

Прежде, чем читать дальше, рекомендую вам послушать какое-нибудь произведение. И как только оно начнется, постарайтесь определить, какое движение в нем изображено. Нарисуйте себе этот мир.

Советуем: «Весной» Эдварда Грига (из лирических пьес)

Отношение (настроение)

Теперь, когда вы разобрались с основами, можно углубиться в более тонкие материи.

Если помните, то в произведении всегда есть не только само движение, но и причина. Понять причину не всегда просто, но есть хорошая подсказка — отношение.

Под этим словом подразумевается настроение, которое вызывает у вас музыка — радость, печаль, возвышенное ликование, бурный гнев, «а нам все равно»…

Читайте также:  Вступительные экзамены в музыкальное училище

Отношение, не так однозначно, как движение, оно может меняться каждые несколько секунд.

Одно из средств создания настроения — скорость (или темп). Если Вы пройдет сто метров шагом, ваше настроение будет совсем не таким, как если бы вы их пробежали.

Понятно, что неторопливые темпы ассоциируются с чем-то спокойным. Быстрые темпы возбуждают. Очень быстрые иногда пугают.

Медленные темпы иногда заставляют напрягаться, так как они ненормальны для человека (почти любое нарочито медленное произведение вызывает ассоциации с чем-то трагичным).

Другой способ — высота, уже знакомая вам. Здесь действуют правила, заложенные в нас природой.

Чем ниже звук, тем больше издающий его предмет. Очень низкие звуки издают очень крупные предметы — их мы опасаемся.

Очень высокие звуки возникают в природе в очень редких случаях — их тоже.

Источник: https://dalshe.club/blog/estetika/kak-nauchitsya-ponimat-klassiku

С чего начать слушать классическую музыку, чтобы научиться ее понимать

?

Юрко_Фальоса (falyosa) wrote, 2016-10-17 23:14:00 Юрко_Фальоса falyosa 2016-10-17 23:14:00 Category: Оригинал взят у amour4ka в С чего начать слушать классическую музыку, чтобы научиться ее пониматьОригинал взят у deligent в С чего начать слушать классическую музыку, чтобы научиться ее пониматьАвтор — Ada_Peters. Это цитата этого сообщенияС чего начать слушать классическую музыку, чтобы научиться ее понимать С чего начать слушать классическую музыку, чтобы научиться ее понимать Вокруг классической музыки витает множество легенд и мифов. Например, что Моцарта отравил Сальери. Или что музыканты — люди не от мира сего. И что классическая музыка — искусство элитарное, понять которое дано лишь избранным. Конечно, в действительности все это не так. С чего начать слушать классическую музыку так, чтобы научиться ее понимать, разбираемся вместе с Викторией Ивановой. ЭДВАРД ГРИГ. СЮИТЫ ИЗ МУЗЫКИ К ДРАМЕ ИБСЕНА «ПЕР ГЮНТ» Если вы никогда не слушали классическую музыку, то начать лучше с музыки программной. «Пер Гюнт» Грига в этом случае — вариант идеальный. Во-первых, эту музыку вы точно узнаете: она очень популярна. Во-вторых, названия каждой из пьес подскажут вам, что именно хотел сказать в ней композитор. Ну а в-третьих, на помощь может прийти и само повествование Ибсена: в музыке сокрыто гораздо больше деталей, чем может показаться на первый взгляд. Безусловно, нельзя обойти вниманием «Утро», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Пещеру горного короля» и «Песню Сольвейг». Кроме того, пьесы совсем небольшие по длительности, так что заскучать вы не успеете.

Если же вы проникнетесь красотой норвежских музыкальных фьордов — можно смело переходить к его же Концерту для фортепиано с оркестром.

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ. «ВРЕМЕНА ГОДА» Цикл из четырех скрипичных концертов «Времена года» — одно из самых известных сочинений Вивальди. Каждый концерт соответствует одному времени года и состоит из трех частей — трех месяцев. При этом каждое время года композитор сопроводил сонетом (считается, своего же авторства), в котором объясняется не только содержимое концерта, но и приводятся занятые аллегории — например, про связь времени года и человеческого возраста.

Впрочем, слушателю, особенно начинающему, не стоит ограничивать свое воображение только содержанием сонета: музыка Вивальди настолько изобразительна, что практически каждый сможет услышать в концертах грозу, журчанье ручьев, шелест листвы и даже лай собаки.

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ. «ВРЕМЕНА ГОДА» По схожему принципу выстроен и фортепианный цикл самого известного русского композитора с одноименным названием. 12 пьес символизируют 12 месяцев, каждой предписан поэтический эпиграф — правда, в отличие от Вивальди, Чайковский не планировал этого заранее, но и возражать не стал.

Для композитора же наиболее важной казалась жанровая разноплановость: так, пьеса «Святки» получила подзаголовок «Вальс», а «Жатва» — «Скерцо».

ФРЕДЕРИК ШОПЕН. ВАЛЬСЫ, НОКТЮРНЫ, ЭТЮДЫ И ДРУГИЕ МИНИАТЮРЫ Как скажет вам любой меломан — Шопена много не бывает. И слушать его при этом можно с любой фортепианной миниатюры, будь то знаменитый Вальс до-диез минор, Баркарола или Скерцо. Единственный совет — первое время лучше избегать фортепианных сонат и начать именно с небольших пьес (к слову, «тот самый» похоронный марш — как раз третья часть Второй сонаты композитора).

Шопена интересно не только слушать, но и смотреть: как правило, исполнение его сочинений требует от пианиста совершенно определенного, высокого уровня мастерства.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. СИМФОНИЯ № 5 Симфония — вершина мышления композиторов-классиков. Это монументальный жанр, в рамках которого действуют свои законы и происходят свои метаморфозы. Научиться понимать симфонию — значит научиться понимать все. Очень трудно найти симфонию, которая подошла бы для этих целей лучше, чем Пятая симфония Бетховена. Прежде всего потому, что главный ее мотив известен абсолютно всем. С него начинается симфония, он же проходит через все сочинение, обрастая музыкальными тембрами, контекстами и смыслами, что позволяет даже начинающему меломану почувствовать радость узнавания темы. Сам же Бетховен охарактеризовал мотив фразой «Так судьба стучится в дверь». Известно, что именно эту симфонию он писал дольше, чем другие свои сочинения: она не отпускала композитора три года. В этот период Бетховен особенно тяжело переживал из-за прогрессирующего серьезного недуга — глухоты. Но, как сам он написал другу: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!»

Все это — зловещий рок, драма от осознания беды и героическое решение не сдаваться — воплотилось в этой музыке.

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ. СЮИТЫ ИЗ МУЗЫКИ БАЛЕТА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» Считается, что начинать слушать классическую музыку с сочинений Сергея Прокофьева не самая хорошая идея, но сюиты из «Ромео и Джульетты» наилучшим образом доказывают обратное. Прежде всего потому, что самую знаменитую пьесу, «Монтекки и Капулетти» (в балете же она называется «Танец рыцарей»), вы точно уже слышали. Остальные пьесы сюит ничуть не хуже: обязательно стоит уделить внимание озорной «Джульетте-девочке», лиричной «Ромео и Джульетта перед разлукой» и трагичному «Меркуцио». Неслучайно ведь 2016 год объявлен в России Годом Прокофьева, и из всех исполняемых за рубежом отечественных композиторов именно Прокофьев входит в число лидеров.

И пусть вас не смущает, что балетная музыка звучит без танца: к слову сказать, премьера сочинения долго не могла состояться в том числе потому, что непривычный тогда музыкальный язык Прокофьева приводил артистов балета в ужас.

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ. «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» Театр одного актера — так можно охарактеризовать этот фортепианный цикл Модеста Мусоргского. История создания «Картинок» восходит к трагическим событиям в жизни композитора: болезням и длительным отъездам друзей. Одним из сильнейших ударов для Мусоргского стала внезапная смерть художника Виктора Гартмана. Спустя год после кончины была организована выставка его картин и поделок, которая произвела на композитора сильнейшее впечатление. В «Картинках» он запечатлел и странного «Гнома» (на самом деле это были щипцы для орехов), и «Бабу-ягу» (а это — часы в виде избушки на курьих ножках), и «Старый замок», и «Балет невылупившихся птенцов», и собственные прогулки по экспозиции.

А если постараться, то можно услышать, как Баба-яга на метле на полной скорости врезается в «Богатырские ворота».

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ. КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 1 Про этот концерт можно рассказывать бесконечно долго. Ведь это не только первый фортепианный концерт в творчестве самого знаменитого русского композитора, но и первый русский фортепианный концерт вообще. Также его называют «концертом победителя», говоря о главном музыкальном конкурсе страны — Конкурсе имени Чайковского. Работая над этим концертом, Чайковский думал о конкретном посвящении — сочинение предназначалось пианисту Николаю Рубинштейну (который, к слову, основал Московскую консерваторию). Однако тот посчитал концерт чрезвычайно сложным и неудобным для исполнения. В итоге впервые концерт сыграл Сергей Танеев, а посвящение Чайковский и вовсе передал ученику Листа — Гансу фон Бюлову.

В наше время же концерт настолько популярен, что практически ежедневно его можно услышать в разных уголках мира. А познакомиться с ним целиком стоит хотя бы ради того, чтобы узнать, что следует за знаменитым вступлением.

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ. КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО № 2 Если во время прослушивания этого концерта вам покажется, что эта музыка знакома вам по кино, можете не сомневаться — так и есть. Фрагменты музыкальных тем Второго концерта Рахманинова можно услышать даже в фильмах «Дневник Бриджит Джонс» и «Бинго-Бонго». Этот концерт действительно один из самых популярных фортепианных концертов в мире. При этом сколько пианистов, столько и интерпретаций. Дословно известно, что Рахманинов посвятил его своему психотерапевту Николаю Далю, который помог композитору справиться с тяжелейшей депрессией после провала его Первой симфонии.

Даль же был знаменит навыками гипноза — и иногда может показаться, что что-то гипнотическое перешло и на музыку концерта.

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ. СИМФОНИЯ № 7 (ЛЕНИНГРАДСКАЯ) Пожалуй, из всех симфоний Шостаковича для начала следует выделить именно эту. И дело даже не в самой ее знаменитой теме — теме нашествия или войны, — а в ее значении. Известно, что главную тему первой части Шостакович написал еще до войны. Война же застала Шостаковича в Ленинграде, но он продолжал писать и во время блокады (правда, это было недолго: 1 октября 1941 года композитор с семьей был вывезен из Ленинграда). В итоге симфония была закончена в Куйбышеве в декабре 1941 года, где в марте 1942 года ее впервые исполнил оркестр Большого театра под руководством Самуила Самосуда. Спустя четыре месяца симфония прозвучала в самом блокадном Ленинграде: для этого в мае самолет доставил в осажденный город партитуру, а численность оркестра Ленинградского радиокомитета маэстро Карлу Элиасбергу пришлось восполнять музыкантами из военных частей. Несмотря на бомбы и авиаудары, на время исполнения симфонии в филармонии зажгли все люстры. А музыка транслировалась по радио и уличным громкоговорителям города.

Как признавались очевидцы, именно тогда немцы поняли, что город — не мертв, и победу им не одержать.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://falyosa.livejournal.com/4565241.html

Ссылка на основную публикацию