Как стать регентом церковного хора?

…Они не ходят в ночные клубы, не сидят в соцсетях и считают, что лучшая карьера для женщины — это встретить мужчину со схожими интересами и создать семью. Наш корреспондент попытался понять, как живут и о чем мечтают ученицы ставропольского регентского отделения духовной семинарии, которое готовит дирижеров церковных хоров для приходов Русской православной церкви.

Как стать регентом церковного хора? Как стать регентом церковного хора? Как стать регентом церковного хора? Как стать регентом церковного хора?

Александра

— В детстве я хотела стать журналистом или психологом, а еще, когда ходила в храм в родном Черкесске, мне всегда очень нравилось смотреть, как регент управляет церковным хором, — худенькая Александра привычно поправляет белый платок, сползающий с ее головы из-за активной жестикуляции. — Я с детства верила в Бога, ходила в воскресную школу, на Пасху помогала батюшке куличи освящать. Хотя Карачаево-Черкесия — республика многонациональная и в основном мусульманская, одноклассники очень уважительно относились к этим моим занятиям.

Александре Рябовой 16 лет. Она самая юная студентка Регентской школы. И самая маленькая — чтобы написать на доске ноты, ей приходится приподниматься на носочки. Мы сидим за партой в учебном кабинете. На стенах — иконы и работы учениц, из соседнего класса доносятся звуки пианино. Александра говорит быстро, легко перескакивая с темы на тему и успевая сама задавать вопросы:

Как стать регентом церковного хора?

— После девятого класса пошла в музыкальный колледж, но на втором курсе бросила и поступила сюда.

Родители сначала были удивлены: не ожидали, что их бойкая дочь захочет учиться в таком закрытом заведении, а мне в нем чудилось что-то неизведанное, таинственное.

Педагоги не одобряли, говорили: на что ты меняешь колледж, подумай хорошенько. Подумала. Сейчас не жалею. Но и колледж было жалко бросать. Решила, что, если провалю экзамены на регента, вернусь туда.

Экзамены Саша не провалила, хотя они довольно сложные. Помимо предметов ЕГЭ, нужно сдать чтение на церковно-славянском, знать православные молитвы, закон Божий и уметь играть на пианино.

В этом году в Регентскую школу поступили 10 девушек. Здесь они не только учатся, но и живут — все четыре года, пока длится обучение.

По будням им нельзя без разрешения покидать территорию заведения, для этого есть воскресенье, и то нужно вернуться до 17 часов.

Все студентки школы находятся на полном церковном обеспечении: бесплатное обучение, проживание в общежитии, четырехразовое питание и стипендия.

— Никогда не жила в общежитии, а тут какое-то двойственное чувство появилось: с одной стороны, очень скучаешь по семье, но когда уезжаешь отсюда даже на пару дней, то появляется какая-та тоска. В этот момент понимаешь, насколько уютно в регентском.

Это как в лагере, — летом Александра работала вожатой в православном лагере «Зеленый Афон», так что знает, о чем говорит.

— Сначала скучаешь по родителям, а потом настолько привыкаешь к людям, которые окружают тебя с утра до ночи, что они становятся родными.

Как стать регентом церковного хора?

— А тебе не хочется иногда устроить посиделки с подружками, потанцевать, пошуметь?

— Так у нас бывают посиделки с девочками, мы иногда собираемся, просто болтаем, слушаем музыку. Мне здесь почти всего хватает, конечно, кроме сна, — Александра смеется. — Но ничего, я знала, куда шла.

— А что собираешься делать после выпуска?

— Ой, я, наверное, всю жизнь буду учиться. Хочу поступить на факультет журналистики.

А еще хотела бы, после того как научусь управлять церковным хором, поступить в Краснодаре на дирижера народного и академического хора. Чтобы быть профессионалом по трем направлениям.

Но вообще, самое главное в жизни для меня — это вера и семья. Важно, чтобы дети и муж были верующими. Для регента, конечно, это принципиально.

— Саша, вы же никуда не ходите, где вы можете познакомиться с парнем?

— А пасхальные и рождественские балы? Я побывала на одном в Пятигорской и Черкесской Епархии. Парни-семинаристы приходят туда в смокингах, а девушки-регенты в бальных платьях. Общаются, танцуют вальс, участвуют в конкурсах. Вот, например, бывают конкурсы на знакомство.

Один запомнила, сейчас расскажу: участники становятся в два круга, в большой — парни, в маленький, который внутри, — девушки. Играет музыка, девушки двигаются в одном направлении, парни — в другом.

Когда музыка смолкает, юноша представляется девушке, которая оказалась напротив, и делает ей комплимент.

— И бывает, что после таких балов они продолжают общаться?

— Конечно, бывает. А потом еще и женятся. Мне бы хотелось иметь в будущем супруга-семинариста, чтобы наши интересы совпадали. Церковный хор требует много сил, самоотдачи, хотелось бы, чтобы муж понимал мою любовь к любимому делу, поддерживал.

— Отвезти маму в Италию. В городе Бари есть храм святителя Николая Чудотворца, когда-нибудь мы с ней обязательно туда полетим.

Валерия

— Моя мама преподает в школе основы православной культуры. Я с детства посещаю храм, пою в церковном хоре, так что для меня эта сфера привычная, мне в ней комфортно, — говорит Валерия Ламанова.

Как стать регентом церковного хора?

Ей 22 года, родом она из села Рагули Апанасенковского района Ставрополья. После школы поступила в университет на специальность «туризм и сервис». А потом что-то произошло, «какое-то переосмысление». Перевелась на заочное и решила заняться церковным пением.

— Когда я сравниваю прежнюю жизнь в университете и нынешнюю, то понимаю, что здесь, наверное, дружба приобретает другой смысл. Здесь у нас больше общих интересов, мы не только учимся вместе, но и живем.

В светских вузах каждый сам по себе, на своей волне, — объясняет Валерия. — Понимаете, тут люди более умиротворенные. Когда ты живешь в суете, тебе некогда подумать о чем-то очень важном.

А здесь сама атмосфера не дает нам расслабляться.

Расслабиться, и правда, не получится. Подъем в 7:00, молитва, завтрак, групповые или индивидуальные учебные занятия, вокал, дирижирование, игра на фортепиано. В 11:00 для всех трех курсов начинается хор, потом — обед, потом — пары. Затем наступает время для послушаний: кто-то помогает дежурить на вахте, кто-то — на кухне, а кто-то — на службе в храме.

В Регентской школе две клиросные группы. Певчие каждый день участвуют в утренней и вечерней службе в церкви.

— Из-за плотного учебного графика остается так мало свободного времени, что не хочется его тратить впустую. Раньше я активно пользовалась социальными сетями. Сейчас захожу туда совсем редко. Телевизора здесь нет, и иногда мы даже не знаем, что происходит в мире. Когда я приезжаю домой, обязательно смотрю новости. А вот всякие ток-шоу, развлекательные программы меня не интересуют.

Как стать регентом церковного хора?

Дважды в год у регентов бывают каникулы, но на зимние девушки остаются в училище — готовятся к рождественским постановкам, организуют литературные чтения и новогодние праздники для детей.

— Рождество — мой любимый праздник. У нас в селе на Рождество дети ходят по домам, колядуют. Когда-то тоже так бегала, поэтому знаю много рождественских песнопений.

После окончания учебы Валерия мечтает остаться работать в отделении или преподавать школьникам основы православной культуры.

В редкие свободные часы она вышивает иконы и слушает музыку.

— Мне нравятся бардовские песни, любимые исполнители — Светлана Копылова, Юлия Славянская, у них, конечно, в основном церковная тематика, но есть и житейские песни. А вообще, я люблю духовную музыку. Для меня главное в музыке — чтобы она трогала струны души. Она может быть простой, но главное, чтобы слово было. Живое такое слово.

Надежда

Надежде Дьяченко 20 лет, в регентском отделении учится последний год, приехала из Краснодарского края.

Как стать регентом церковного хора?

— У меня мама пела на клиросе, и я с раннего детства посещала храм. Однажды мы с мамой поехали по святым местам, и в одной церкви я услышала, как поет женский хор, — вспоминает девушка.

Потом в их сельский храм приехала девушка из Одессы, привезла мироточивый крест и рассказала Надежде о регентском отделении в ее городе. После этого Надя по интернету нашла ближайшее регентское училище, бросила колледж, в котором училась, и приехала в Ставрополь, в храм Преображения Господня.

К новому образу жизни привыкла не сразу.

— Тебе дали звонок, ты одеваешься и идешь на молитву, независимо от желания. Сначала тяжело, а потом терпимо… А вообще Ставрополь мне нравится, не такой шумный, как Краснодар.

Надежда мечтает руководить церковным хором или преподавать в воскресной школе.

— У современных девушек есть амбиции, сначала они посвящают себя учебе, потом долго строят карьеру. Стараются быть независимыми, успешными… Для девушки-регента важно выйти замуж, воспитать ребенка, а уже потом заниматься любимым делом. У меня на первом месте — семья. Семья — это все.

— Я верю в любовь, потому что любовь есть Христос… Это взаимопонимание, жертвенность, когда человек думает не только о себе, а еще и о своей второй половинке.

Уважает ее, заботится, смиряется с недостатками — ведь никто не идеален — и иногда идет на уступки. Вот это действительно любовь. Часто случается так, что вроде была любовь — и вдруг ее не стало.

Значит, люди спутали влюбленность и настоящее чувство.

— Каким должен быть парень, чтобы ты захотела с ним познакомиться?

— Парень должен быть верующим, разделять твои интересы, взгляды на религию, ходить в храм — это очень важно. Если мы постимся, то это должно быть обоюдно… Только, — девушка улыбается, — правильней говорить не «парень», а «будущий муж».

Чаще всего наши выпускницы выходят замуж за воспитанников семинарии. Становятся матушками, помогают во всем своему мужу — священнику. Прихожане относятся к таким семьям с почтением.

И самое главное — всегда рядом духовный наставник, дети воспитываются в духе православия. О чем еще мечтать регенту?

— А разводы у вас бывают?

— Развод среди девушек-регентов практически исключается. Если решила идти под венец, то неси этот крест до конца. Развенчивание — большой грех.

— Что для тебя может стать причиной все-таки решиться на развод? — спрашиваю я и сама перебираю в голове: измены, постоянные пьянки…

— Наверное, полное разногласие со своей половиной, — говорит Надежда после долгого раздумья. — Например, если я хожу в храм, а мой муж запрещает мне это делать, то это очень весомая причина. Или же я хочу воспитать нашего ребенка в православной вере, а он нет.

— А если ребенок все же вырастет неверующим?

— Пути господни неисповедимы, ведь так? Родители не должны его заставлять. Когда подрастет, сам решит, носить ему крест или нет. Это его путь, его выбор. Я его поддержу и буду за него молиться!

Как стать регентом церковного хора?

В доме Надежды с детства был святой уголок, где она молилась на иконы. Здесь, вдали от родного села, она обращается к любимой иконе «Иисус Христос в терновом венке». Ее привезла мама из Иерусалима, рассказывает девушка.

Икона и личные вещи хранятся в келье, где живет Надежда. В одной комнате ютятся по 3−4 девушки, но на тесноту не жалуются — из-за напряженного учебного графика они проводят здесь совсем мало времени, которого едва хватает на сон.

Надежда пока не знает, что ждет ее после выпуска из регентского училища, но уверена, что никогда не стоит унывать, потому что уныние — это самый большой грех.

— Жизнь — это дар божий. Когда человек унывает, он забывает про милость божью. Он забывает, что жизнь дана богом. Жизнь одна, поэтому нужно ей радоваться.

Ася Асрян

Источник: https://etokavkaz.ru/molodezh/kak-stat-regentom

Люди в храме: регент — Православный журнал "Фома"

Регент — руководитель церковного хора. В его обязанности входит подбирать певческий состав, обучать его, следить за ходом богослужения. Иногда церковный хор называют клиросом. Клирос — место в храме на возвышении или балконе, где располагается певческий состав. Как становятся регентами,  что он должен уметь и где этому учат в проекте “Фомы” “Люди в храме”.

Читайте также:  Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Станислав Попов

Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва

Как стать регентом церковного хора?

Фото Владимира Ештокина

Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.

Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.

В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.

Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.

Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво.

Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза.

В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.

Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.

Но регент не миссионер в классическом понимании – он помощник, связующее звено. Хор  — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.

Как стать регентом церковного хора?

Фото Владимира Ештокина

Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.

Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.

Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал».

А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей.

В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.

Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.

Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать.

Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет.

Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.

Татьяна Щерба

Регент кафедрального собора cвятителя Николая, Вена, Австрия

Как стать регентом церковного хора?

Когда в конце 1980-х все ринулись ходить в храмы, я была резко против — не хотелось быть как все. Хоть я и была крещеная, дома у меня никто в храм не ходил, и тема эта вообще не поднималась. Для себя я так решила: пока Бог меня сам не позовет, не пойду. Наверное, была очень гордая.

Ну и однажды Он меня позвал. Случилось это так: моя подружка стеснялась сама зайти в храм и купить крестик, поэтому взяла меня с собой.

Видимо, я задавала много вопросов, поэтому проходивший мимо батюшка заговорил со мной и пригласил прийти на службу, исповедаться, причаститься. Тут я вспомнила свое обещание «прийти, когда позовут» и вскоре уже стояла на службе.

Это был храм как раз недалеко от Московской консерватории, где я училась.

В храме мне хотелось как-то поучаствовать в церковной жизни, помочь. Начала с простого — попросилась следить за подсвечниками, чистить их. Когда после службы в храме никого не было, я оставалась и пела. Меня услышали и поставили на клирос.

Уставом и самой службой я начала интересоваться сразу — это же интригует, когда смотришь во все эти книги и ничего не понимаешь! Я купила «Богослужебный устав» В. Розанова, читала «Октоих» (богослужебная книга, содержит последование основных церковных служб. – Прим. ред.

). Так и пошло мое обучение.

Регентовать я начала еще в Москве, потом регентовала в Германии во время учебы. Когда переехала в Вену просто пела в хоре, а потом появилась возможность организовать любительский коллектив при соборе, из которого впоследствии и вырос нынешний Соборный хор.

Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих,  — ничего не выйдет! И все, что ты можешь сделать, — это приложить максимум усилий, чтобы богослужение прошло чинно и на нем можно было молиться.

Тогда Господь поможет. Если будешь думать, что ты тут главный и руководишь всем: хором, песнопениями, продолжительностью службы, тебе «дадут по шапке» Сверху. Я это очень хорошо чувствую.

Меня всегда больно ранила фраза некоторых певчих: «Бесплатно только птички поют». Я это слышала, к сожалению, очень часто. Люди должны получать зарплату, если они трудятся, но я считаю, что в церковном хоре на первом месте должна быть другая мотивация. Это Господь, это вера, это община, храм, Церковь.

Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух.

Самое приятное в моем деле, когда приходят новые люди и говорят: «Мы услышали ваш хор и хотим научиться петь».

Бывает, что из хора уходят певчие, и это больно, но если приходят новые люди и хотят учиться — это мотивирует лучшим образом.

Особенно когда человек не музыкант, когда у него семья, работа с утра до ночи, но он записывает на диктофон песнопения и дома учит их только потому, что по-другому не может, – он хочет петь в хоре.

Моя цель как регента, по крайней мере в Вене, сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать: петь, читать, помогать в алтаре.

Чтобы руководить большим церковным хором, например, в кафедральном соборе, нужно как минимум закончить музыкальное училище. У меня за спиной лицей при Белорусской консерватории, Московская консерватория и аспирантура, Высшая школа музыки во Фрайбурге. В Австрии, в Вене, я закончила музыкальный университет по специальности «концертный органист».

Как стать регентом церковного хора?

В первую очередь регент должен быть хорошим певчим. Не обязательно лучшим, но надежным. Вообще лучшие регенты те, кто вырос из своего хора. Они знают возможности состава, знают характер друг друга. Взаимодействие таких регентов с коллективом гораздо лучше — они и есть этот коллектив.

Для них нет внутренних противоречий: они могут сегодня регентовать, а завтра будут петь в хоре тем голосом, которым необходимо. И руководят такие люди не так авторитарно, и знают с кого что требовать. Но по отношению к хору регент в первую очередь должен быть руководителем, а потом уже другом.

Вообще, быть начальником всегда тяжело.

Источник: https://foma.ru/lyudi-v-hrame-regent.html

Борис Критский: Регент должен быть волевым человеком

Церковный дирижер — профессия сегодня дефицитная, по большому счету вся провинция сегодня живет без профессиональных регентов.

Выпускников факультета церковного пения Свято-Тихоновского университета по этой причине разбирают как горячие пирожки.

О современной жизни регентской школы и подготовке кадров рассказывает Борис Дмитриевич Критский, доктор педагогических наук, профессор МПГУ и ПСТГУ, заведующий кафедрой дирижирования музыкально-педагогического факультета МПГУ.

Певчие в церкви в первую очередь поют для Бога, но при этом ходят в храм как на работу. Как нужно уметь совмещать эти вещи, чтобы высокое служение не превратилось в ежедневную рутину?

Как стать регентом церковного хора?Это типичная ситуация. Все служащие Церкви выполняют свои обязанности и в то же время делают это ради высшей цели. Поэтому здесь присутствует и практическая, действенно-технологическая сторона, и цель, которой собственно и посвящена эта деятельность. Совмещение этих двух моментов вполне нормальное и реальное явление, потому что хочется сделать свое дело как можно лучше. А это значит вооружиться определенными знаниями и опытом. И вот эта сторона – расширение своего опыта, овладение знаниями, технологиями певческого дела, пониманием того, что ты делаешь, – должна способствовать тому, что человек глубже постигает божественную сущность церковного пения. И именно с помощью этих средств осуществляет свое служение.

В чем особенности преподавания церковного пения?

В этом преподавании есть общие моменты, присущие любой педагогической деятельности, и своя специфика. К общим относятся те принципы и законы педагогики, которые мы стараемся учитывать в своей работе.

Специфика заключается в том, что основная цель этой деятельности не концертные выступления и самопоказы, а погружение в сферу неземного и в какой-то степени стремление приблизиться к тем идеалам, которые представлены человеку в виде религиозных догматов и учений.

Этот вопрос можно перевести в практическую плоскость, переформулировав его следующим образом: «Чем студенты светских вузов отличаются от тех, кто учится на факультете церковного пения?». Здесь заметно различие прежде всего в мотивировке.

Студенты факультета церковного пения отдают себе отчет в том, что их работа требует особого напряжения сил, особого отношения, честности перед собой, ответственности – это важные моменты. Вот этих качеств порой не хватает студентам музыкальных факультетов светских вузов.

Это, конечно, не значит, что наши студенты все такие хорошие, а остальные – плохие. В светских вузах студенты нередко более подкованы в музыкальном плане, иногда имеет более весомый музыкальный багаж.

Но при этом проигрывают нашим студентам в стремлении постичь тайны музыки под углом богослужебного пения и выразить себя в нем, что сегодня значимо для любого культурного человека.

Чем ваш факультет отличается от регентских отделений, которые существуют при семинариях?

У нас дают большой объем знаний и музыкального характера (по вокально-хоровым, музыкально-историческим теоретическим дисциплинам, по дирижированию и др.), и достаточно высок уровень богословской подготовки. Еще я хотел бы подчеркнуть, что у нас основательно поставлена исследовательская работа, студенты приучаются анализировать, писать работы.

Зачем людям, работа которых целиком основана на чисто практической деятельности, исследовательская деятельность?

Читайте также:  Фортепианное исполнительство: краткая история вопроса

Это помогает формировать характер. Регент должен быть волевым человеком, где-то и в чем-то жестким. Без этого не обойдешься, чтобы делать так, а не как-то по-другому. Не все наши потенциальные выпускники обладают этими качествами.

Допустим, человек, имеющий от природы мягкий характер, в котором превалируют добрые качества, иногда и не сможет быть регентом. Показательный пример – наши учителя в хоровом училище.

У нас был прекрасный педагог, окончивший в свое время Синодальное училище, изумительный музыкант и добрейшей души человек, но последнее ему мешало держать хор, не хватало волевого начала. Еще будучи мальчишками, мы это прекрасно чувствовали на его спевках.

Не все студенты могут во всей полноте раскрыться. И это нормальное явление. Я смотрю на выпускников Московской консерватории, коим и сам являлся, которые закончили хоровое отделение, а действующими дирижерами стали не все. Многие стали теоретиками, преподавателями и т.д.

Исследовательские навыки помогают пройти этот естественный отсев так, чтобы он не был болезненным и давал возможность людям найти свое место в жизни. Они все нужны.

Кто будет создавать теорию регентского хороуправления, методику обучения дирижированию, пению, различным вокально-хоровым премудростям? Это люди, которые прошли школу изнутри и в то же время владеют достаточно солидным запасом знаний.

Кроме даруемого Богом таланта петь, что еще необходимо студенту вашего факультета, чтобы состояться как хороший певчий?

Эти качества хорошо сформулированы и исследованы. Во-первых, регент должен быть верующим человеком. Должен не только прекрасно знать службу, но и быть привязанным к ней душой и сердцем.

Во-вторых, он должен быть музыкально образованным, грамотным человеком. Эта грамотность не ограничивается сугубо церковной сферой, но должна охватывать музыкальную культуру в более широком представлении.

Это важно потому, что необходимо понять стилистику исполнительства.

Как стать регентом церковного хора?

Может, слово «исполнительство» не совсем удачно здесь, потому что мы говорим о церковном пении как о выражении голосом высоких идей.

Но если говорить о терминологии, то важно понимать, как надо петь, а как не надо.

Для этого необходимо знать историю музыкальной культуры, понимать, как она развивалась, с чего началась, куда пришла, какие этапы были пройдены, от чего отказались, что осталось незыблемым.

Студент должен быть хорошо образован в дирижерском плане, то есть владеть системой дирижерского языка, потому что не должны возникать ситуации, когда дирижер что-то хочет, а не может это выразить, не находит для этого соответствующие средства.

Все его музыкальные и церковно-певческие задумки должны быть воплощены в жесте. И в конце концов, регент должен быть очень хорошим организатором. Надо привлечь людей, создать из них коллектив, сделать из них церковных певчих.

Поэтому нужно быть и тонким психологом, и мудрым педагогом.

Сейчас это очень сложная ситуация, потому что деятельность осуществляется на любительских началах. Если и есть плата, то она, как правило, небольшая. И потом, платные коллективы комплектуются из профессионалов, и там другие требования. А здесь задача – организовать людей, которые хотят петь, но не совсем готовы, научить их этому, увлечь их.

Кто сегодня больше идет учиться на регентов: мужчины или женщины?

К сожалению, девушки. Ребят идет раза в четыре меньше. Трудно сказать, почему сегодня профессия регента стала в основном женской. Почему в общеобразовательную школу идет работать больше женщин, чем мужчин? Это проблема, которую надо решать. Феминизация и школьного, и регентского образования, как любое односторонне дело, имеет мало хорошего.

Наверное, тут сейчас определенную роль играет экономический момент, мужчина должен больше зарабатывать. Но исторически сложилось так, что регент – это мужская профессия, она формировалась и развивалась именно как таковая. Хотя сейчас достаточно много ярких примеров женщин-регентов и женщин-дирижеров.

Ваши выпускники легко находят себе место в жизни?

Предложений взять их на работу больше, чем самих выпускников. Практически вся провинция сегодня без профессиональных регентов. Кстати, кроме регентской подготовки наши выпускники получают специальность певца, поэтому могут применить себя в качестве высококвалифицированного певца церковного хора.

Сейчас набирают популярность народные хоры. Насколько это оправдано, когда в храме поют не профессиональные певцы, а прихожане?

Это нормальное явление. Содержать профессиональный хор – дорогое удовольствие. Более того, если у прихода есть возможность нанять профессионалов, то это не хор в полном смысле этого слова, а небольшой ансамбль из восьми — десяти человек.

Поэтому все держится на любителях. И задача, повторяюсь, настоящего регента – сделать из них полноценный профессиональный коллектив. Это то, что раньше называлось работа с самодеятельными коллективами.

Многие наши выпускники поют и руководят именно такими хорами.

Насколько нынешняя ситуация относительно церковного пения отличается от дореволюционной?

Очень резко. Церковных хоров, которые существовали в той же Москве, было неизмеримо больше. Причем эти коллективы были хорошо спеты, полностью укомплектованы, способны поднимать очень серьезный репертуар, хорошо знали последовательность богослужебных действий.

Еще в двадцатые-тридцатые годы прошлого века, при советской власти, на базе этих хоров держалась хоровая жизнь, которая была очень активной. Постепенно люди уходили из жизни. Потом война, после нее остались только самодеятельные коллективы при домах культуры и клубах.

Количество хоров, которые исчислялись тысячами, значительно сократилось.

Какие хоры из той жизни можно приводить в пример сегодняшним церковным певческим коллективам?

Прежде всего, это Синодальный хор. На основе этого коллектива и Синодального училища готовились регентские кадры. (Отрадно, что в 2009 году Синодальный хор был возрожден.

) Также можно назвать московский хор Багряцова из Чудова монастыря и, конечно, петербургскую Придворную  певческую капеллу. Стоит отметить все хоры, которые существовали при соборных храмах и архиерейские коллективы. Сейчас эта традиция возрождается.

Недавно я был в Костроме и слышал прекрасный архиерейский хор, достаточно большой по численности, с мужскими и женскими голосами. Но работы впереди еще много.

Как стать регентом церковного хора?

Как удалось сохранить регентскую школу?

Были сохранены центры подготовки. Существовала Духовная академия, хотя ее  деятельность всячески ограничивалась, сохранилось небольшое количество семинарий.

И главное – сложившиеся традиции легли в основу отечественной системы подготовки певцов и хоровых дирижеров: это и дирижерско-хоровые отделения при Московской и Ленинградской консерваториях, и Ленинградская певческая капелла с хором мальчиков, и открытое А.В.

Свешниковым в Москве в 1944 году хоровое училище. Все построение учебного процесса в нем в основном копировало Синодальное училище, многие выпускники которого стали преподавателями.

Более того, Свешников заложил традицию брать в качестве педагогов либо выпускников своего училища, либо прошедших основательную хоровую школу. Это и многое другое способствовало сохранению преемственности и приумножению традиций подготовки регентов.

Какие основные проблемы существуют сегодня при подготовке регентских кадров?

Первая проблема связана с демографией. Есть проблема создания определенной преемственности при подготовке кадров. Мне лично импонирует тот факт, что при нашем факультете создано хоровое училище.

То есть возникает  нужная цепочка: в хоровом училище получают начальное музыкальное образование, причем, что очень важно, его получают целенаправленно, на основе церковного хорового пения; далее, на факультете осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации, вплоть до защиты диссертаций, то есть выстраивается полный комплекс.

Это правильное и перспективное решение позволяет надеяться, что в будущем мы расширим и количество поступающих, и уровень их подготовки.

Еще одна проблема – это сильная учебная загрузка студентов. Ведь наши ребята получают фактически двойное образование: богословское и регентское. Это сложно совмещать, поэтому учеба получается достаточно напряженной.

Приходится часто думать, как совместить эти два направления. С одной стороны, их нельзя разорвать, с другой – необходимо облегчить учебную нагрузку. Поиски в этом направлении постоянно ведутся, и кое-что уже делается.

Ваш факультет располагает какими-то своими уникальными методиками обучения?

Конечно, когда занимаешься своим делом много лет, есть свои секреты. Главное – правильно расставить приоритеты развития студента. Как выстроить цепочку последовательных шагов овладения им профессией.

Ведь, прежде всего, мы должны воспитать интересную и культурно-образованную личность, человека, который прекрасно разбирался бы в вопросах церковно-певческого искусства, обладал широкой культурой и при этом не замыкался в узкопрофессиональных рамках.

Это неправильно, когда человек интересуется только чем-то одним, это сдерживает самообразование.

Лично я в своей методике обучения сначала стараюсь выявить все музыкальные дарования, сформировать отношение студента к своему предмету: музыке и церковному пению, всячески развить человека творчески.

Потом надо постоянно помнить, что наша профессия комплексная, ее очень сложно охватить сразу, со всех сторон. Поэтому важно понять, с чего начать, чем продолжить и так построить учебный процесс, чтобы не разорвать его целостность.

Даже в какой-то детали, которую мы отрабатываем на занятиях по дирижированию, студент должен увидеть целое.

Как будущему регенту привить чувство меры, чтобы наши храмы не превращались в оперы и концертные залы?

Чувство меры – это самое главное в любом деле. Научить этому сложно, хотя стремиться к этому надо. Вот, допустим, я знаю, что, для того чтобы разучить произведение с хором, нужны определенные технологические приемы.

И как подчинить их высокому смыслу того, над чем мы работаем? Как совместить одно с другим? С этим постоянно сталкиваешься, особенно при работе с любительскими хорами. (Ведь я не могу допустить, чтобы люди разошлись и больше не вернулись.) Чувство меры – это вопрос жизни и смерти нашего дела, вопрос профессионализма.

Мы стараемся своими занятиями привить это чувство, воспитывая стилистическую культуру, культуру звука. Наши студенты очень хорошо чувствуют разницу между светской и церковно-певческой манерой исполнения.

Владение различной исполнительской стилистикой – обязательное условие профессиональной подготовки не только регента на факультете церковного пения, но и необходимая принадлежность профессионального багажа любого хорового дирижера. Избежать превращения храмов в концертные залы позволяет воцерковление и участников клиросного пения, и всех присутствующих в храме.

Источник: https://www.pravmir.ru/regent-dolzhen-byt-volevym-chelovekom/

Дирижер церковного хора: кто такой регент в церкви, обязанности православного руководителя церковного хора на клиросе в храме

Среди множества профессий есть одна, которая требует от человека смеси таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия — дирижер церковного хора, которая имеет свое особое название — регент. О том, кто же такой регент в церкви, и чем он отличается от простого руководителя хора, читайте в этой статье.

Кто такой регент

Поскольку в православных храмах церковные службы сопровождаются пением, нужен человек, который будет управлять хором, чтобы тот звучал слаженно и правильно. Таким человеком и является регент. Во время службы он задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору достичь гармоничности.

Слово «регент» происходит от латинского regens — правитель, властелин, или regere — управлять, направлять, исправлять.

У понятия «регент» имеется два значения:

  1. Руководитель хора при церкви;
  2. Опекун при недееспособном государе, фактический правитель государства.

Историческая справка

Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.

Читайте также:  Скрипач с ангельской внешностью

Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.

Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».

В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.

Обязанности регента в церкви

У дирижера в церкви довольно широкий круг обязанностей, связанный не только с прямым назначением, но и с организационными вопросами вверенного ему клироса — хора при церкви.

Среди них:

  • подготовка к богослужениям;
  • выбор репертуара;
  • проведение репетиций (не реже 1-3 раз в неделю);
  • составление нотного архива;
  • распределение партий;
  • дирижирование во время богослужения;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • обучение начинающих певцов.

/ Программа» data-image_id=»18545″>

Плюсы и минусы профессии

В связи с постоянным ростом количества храмов спрос на музыкантов, которые способны организовать или же возглавить уже созданный хор, весьма высок. Некоторым храмам даже требуются несколько регентов, если службы идут постоянно.

К другим преимуществам работы руководителем клироса относятся:

  • высокое положение в иерархии церковной службы — после священнослужителей;
  • данная профессия очень уважаема;
  • эмоциональная составляющая: служение Богу и надлежащее выполнение своих обязанностей приносит радость и удовлетворение.

Однако у этой профессии имеются и свои жизненно важные минусы.

Среди них:

  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

  • крепкой нервной системой;
  • уверенностью в себе;
  • умением быстро реагировать на внешние раздражители.

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

Обучение руководителей церковного хора

Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь.

Требования для поступления

Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.

Также необходимо выполнить следующие требования:

  • получить рекомендацию приходского священника;
  • пройти собеседование,
  • подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
  • научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
  • предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).

Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.

Процесс обучения

Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:

  • богослужебное пение;
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
  • история русской духовной музыки;
  • литургика;
  • катехизис;
  • богослужебный устав;
  • сравнительное богословие;
  • основы церковнославянской грамоты;
  • основы православного вероучения;
  • Библейская история;
  • Священное Писание;
  • сольфеджио;
  • гармония;
  • дирижирование;
  • теория музыки;
  • чтение хоровых партитур;
  • хороведение;
  • фортепиано;
  • аранжировка.

Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.

Видео

Смотрите короткий фильм-презентацию Регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии

Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/muzika/dirizher.html

Регент церковного хора

Кто такой регент

Моя должность в храме называется регент (от лат. управляющий), т. е. руководитель церковного хора, который является уставщиком над певчими, задает им тон и подает знаки рукой (или руками) для согласного пения.

Раньше это место занимал головщик, который никогда не дирижировал, он первым начинал пение, задавая тем самым и тон, и темп, и характер звучания песнопения, а хор вступал со второй фразы, продолжая пение головщика.

Почему я не головщик?

Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.

Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:

  • богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
  • когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
  • когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
  • когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).

В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.

Что я считаю важным в церковном пении

В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:

  • стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
  • характер, манера исполнения песнопений;
  • внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.

В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».

О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его».

В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «…пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу.

Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу».

Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял.

Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».

Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась.

Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью.

Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.

О дисциплине в церкви

Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.

А чтобы у певчих была перспектива для стремления к самосовершенствованию, представление об идеале, я написала для нашего клироса заповеди, которыми могу поделиться.

«Десять заповедей для идеальных певчих»

  1. По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»).
  2. Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.

  3. Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
  4. В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.

  5. Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
  6. Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
  7. Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е. в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.

  8. Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
  9. Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся».

    Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.

  10. Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.
  • С любовью ваш регент»
  • А вообще клирос у нас очень дружный.
  • Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение «Любимому клиросу посвящается…». Вот это стихотворение:

«Любимому клиросу посвящается…»

  1. Эпиграф: «Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)
  2. «Надеюсь, регент мне поставит плюс!» (автор)

Вы послушайте, ребята, Сей папирус вам поведает Про наш прекрасный клирос: С чувством юмора у всех у нас в порядке, Потому что начинаем день с зарядки.

Не с зарядки белого смартфона И не пресловутого айфона, А с зарядки голоса и слуха, Чтобы не страдало чьё-то ухо, И простим неправильную ноту, (Если вдруг медведь вам наступил на «что-то»), Ну, а если вдруг придется туго, — Бережно плечо подставим другу.

Есть у нас диван, электрочайник, Ну, а если в пении вы «чайник», — Подливать не будем кипяточку… Вот ещё б найти для рифмы строчку! Ах, друзья мои, люблю вас очень!

Станислава Пронькина, короче.*

*«Сие слово зде допущено для рифмы пущей» (А.С.Пушкин)

  • В дальнейшем на своей страничке планирую поговорить о том, что такое богослужебное пение, что включает в себя это понятие и почему вообще в храме необходимо пение.

Источник: https://hramsergiy74.ru/prihod/regent/regent-tserkovnogo-hora.htm

Ссылка на основную публикацию