Композиторы-литераторы

Композиторы-литераторы

   Сегодня все
меломаны отмечают Международный день музыки. Что лучше мелодии может выразить
состояние человеческой души? Для музыки не существует никаких границ. Поэтому этот
праздник призван объединить почитателей разных жанров, направлений и течений,
привести к гармонии непримиримое.

   Многие ли
задумались над вопросом: какое из искусств важнее – литература или музыка? Что
точнее передает душевные терзания героя – литературные или музыкальные формы?
Однозначного ответа, пожалуй, быть не может. Но вряд ли кто-то поспорит с тем,
что интерес к книгам и музыкальным шедеврам для человека любой эпохи являлся
частью культурного минимума.

  Очень часто
источником вдохновенья для композиторов становились литературные произведения.
Такой музыкальный жанр, как романс, вообще не мыслим без поэзии.

Иногда книга
так увлекала композитора, что по мановению его взмаха страницы романа или
повести превращались в страницы оперной партитуры. Многие из них не только
вдохновлялись литературой, но и очень любили просто почитать на досуге.

А еще
нередко великие музыканты оказывались в числе друзей великих писателей.

Композиторы-литераторы

  Михаил Глинка и
пушкинский круг
. Известный русский композитор родился в удачное время: ему
посчастливилось быть рядом с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым,
Николаем Гоголем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским и, конечно,
Александром Сергеевичем Пушкиным.

Композиторы-литераторы

   С Пушкиным он
познакомился, когда тот навещал своего брата Льва в Благородном пансионе. Там
же воспитывался и будущий композитор Глинка.

Вскоре после выпуска Михаил
Иванович оказался среди избранных, посещавших вечера Василия Андреевича
Жуковского в Зимнем дворце.

Жуковский, выполнявший обязанности наставника будущего
императора Александра II, всегда старался быть в кругу пусть не самых
титулованных, но самых талантливых людей.

Композиторы-литераторы

   От некоторых
писателей Глинка получил бесценные подарки. Так, Грибоедов подсказал ему тему
грузинской народной песни, которая потом стала очаровательным романсом «Не пой,
красавица, при мне».

Все участники вечеров в Зимнем активно подключились к
обсуждению идеи первой оперы Глинки – «Иван Сусанин» (или «Жизнь за царя»).

Она
стала и первой русской оперой, способной конкурировать с темпераментными
операми итальянских композиторов.

Композиторы-литераторы

   Без Пушкина не
было бы и второй оперы Михаила Ивановича –  «Руслана и Людмилу» он написал по пушкинской
поэме-сказке. Эта опера в свое время 
стала темой жарких дискуссий. Одни кричали: «Провал!» Другие –
«Шедевр!». Интересно, что сказал бы Александр Сергеевич?

Композиторы-литераторы

   Петр Чайковский
и Лев Толстой
. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того
дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его.

Если говорить о
рангах, то в русском искусстве он занимает второе место после Льва Толстого, который
уже давно сидит на первом».

Этот рейтинг составлен Антоном Чеховым в 1890 году,
и он отражает не только его собственные впечатления, но и атмосферу того
времени. Действительно, и Толстой, и Чайковский были тогда властителями дум.

Композиторы-литераторы

   Они познакомились
в декабре 1876 года в Москве. Специально для Толстого, не очень любившего
выезжать из Ясной Поляны, в Московской консерватории организовали концерт.
Звучала музыка Петра Ильича.

Композитор вспоминал: «Может быть, ни разу в жизни
я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда
Л.Н.

Толстой, слушая Andante моего первого квартета и сидя рядом со мной,
залился слезами».

Композиторы-литераторы

   В 1875 году в
журнале «Русский вестник» начали публиковаться первые главы «Анны Карениной».
Новый роман Толстого печатался три года (с большими перерывами). Отзывы были
самыми разными. Очень громко звучали разочарованные восклицания по поводу того,
что после «Войны и мира» писатель начал писать о домашнем хозяйстве. Говорили,
что это падение Толстого.

Композиторы-литераторы

   Интересно, что среди
разочарованных был поначалу и Петр Ильич. Прочитав несколько глав «Анны
Карениной», он писал брату Модесту: «Как тебе не стыдно восхищаться этой
возмутительно пошлой дребеденью, прикрытою претензией на глубокость
психического анализа». Композитора раздражали «барские тонкости» в
повествовании, заменившие, по его мнению, настоящую художественность.

Композиторы-литераторы

   Пройдет
несколько лет, Чайковский прочтет роман целиком, и его мнение изменится.

Петр
Ильич уже сам будет советовать брату Анатолию — он тогда собирался жениться —
прочесть эту книгу: «Когда ты совершенно успокоишься, т.е.

уже после свадьбы,
прочти «Анну Каренину», которую я недавно в первый раз прочитал с восторгом,
доходящим до фанатизма. То, что ты теперь испытываешь, там превосходно выражено
по поводу женитьбы Левина».

   Сергей Прокофьев
о «детской» и «взрослой» литературе
. Сергей Прокофьев вошел в мир большой
музыки как вундеркинд. Уже в 13 лет он стал студентом Петербургской
консерватории. Отец Сережи беспокоился о том, чтобы его одаренный сын получил
достойное общее образование. Поэтому 14-летнего подростка он перевел на
«взрослую» литературу. 

   В списке, который отец составил для Сергея, были
Гончаров, Тургенев, Островский, Толстой. Сын подошел к списку со всей серьезностью:
он выставлял каждой прочитанной книге оценки.

«Войне и миру» был выставлен
наивысший балл — «пять». Этот роман Прокофьев читал с увлечением. Правда,
немного скучал во время пространных рассуждений. Симпатии Сергея достались не
только Наташе, но и Соне.

Ее несчастливая судьба огорчала юного читателя.

   Возможно, в
списке, составленном Прокофьевым-старшим, были методические просчеты. Однако
пройдет время, и Прокофьев-младший напишет великолепную оперу по «Войне и миру»
Толстого.

   А тогда юный
студент консерватории Сережа Прокофьев читал не только «взрослые» книги, но и
любимые подростками приключения. Спустя годы композитор вспомнит о юношеских
пристрастиях: «Жюль Верна я читал с удовольствием.

Откуда-то я узнал, что он
был до того плодовит, что иногда диктовал одновременно по три романа.

И я
рисовал себе Жюль Верна, ходящего по комнате, где за тремя столами сидели три
секретаря, которым он одновременно диктовал три разных романа».

   Часто говорят,
что Сергей Прокофьев сочинял с моцартовской легкостью. Но за легкостью,
непринужденностью сочинения стояла жесткая творческая дисциплина и невероятная
требовательность к себе. Как и у фантаста Верна, все импровизации Прокофьева
были тщательно продуманы.

Источник: https://alisa2002marina.blogspot.com/2018/10/blog-post.html

10 самых известных русских композиторов, внесших огромный вклад в мировое культурное развитие

Мировую классическую музыку нельзя представить без произведений композиторов из России.

Эта страна с ее культурой и талантами всегда являлась одним из главных «двигателей» искусства и развития.

Композиторы из России объединили народную музыку с зарубежным искусством. Им удалось скомбинировать русский дух и европейскую форму.

В данной статье представлен перечень самых известных композиторов из России, которые внесли наибольший вклад в мировое культурное развитие.

10. Александр Скрябин

Композиторы-литераторы
Александр Скрябин – очень значимый музыкант в мировой культуре, русский пианист и популярный композитор. Появился на свет в 1872 году, ушел из жизни в 1915 году.

Его творчество отличалось глубокой поэтичностью и самобытностью. Оно считалось новаторским даже для начала XX века.

Период с 1903 по 1908 годы стал самым плодотворными в жизни композитора. Именно тогда были созданы «Сатаническая», «Трагическая» фортепианные поэмы, «Поэма экстаза», Третья симфония и многие другие его произведения.

«Прометей» — еще один шедевр композитора. Именно в этом творении он отступил от общепринятой тональной системы.

Гармонический язык Скрябина оказался полностью обновленным. Творчество композитора очень сильно повлияло на симфоническую и фортепьянную музыку XX века.

9. Микаэл Таривердиев

Композиторы-литераторы
Микаэл Таривердиев появился на свет в 1931 году и ушел из жизни в 1996 году. Это народный артист РСФСР, российский и советский композитор.

Таривердиев создавал концерты, симфонию, камерные вокальные циклы, оперы, балеты, романсы. Этот композитор писал музыку к ряду спектаклей и большому количеству кинофильмов («Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны» и многим другим).

Родина Таривердиева – Тбилиси. Происхождение Сато Акоповой, матери композитора, было благородным, но в годы Гражданской войны она начала увлекаться идеями большевиков. Ее супругом стал красный командир конного полка.

Микаэл стал единственным сыном Сато. Желая дать ему лучшее образование, она отвела его в музыкальную школу. Потом Микаэл попал в музыкальное училище.

Музыкант еще в юности написал два одноактных балета. Потом Таривердиев переехал в Москву и поступил в институт Гнесиных. Там круг его интересов определился окончательно: музыка к кинокартинам, камерные вокальные и оперные произведения.

8. Исаак Дунаевский

Композиторы-литераторы
Советский дирижер и композитор Исаак Дунаевский появился на свет в 1900 году и ушел из жизни в 1955 году.

Народный артист РСФСР, создатель известных советских песен, музыки к кинокартинам, 4 балетов и 11 оперетт.

Будущий композитор появился на свет в еврейской семье. Его музыкальный талант проявился с ранних лет: мальчик поражал чистотой голоса, легко воспроизводил сложные мелодии.

Дунаевский учился в музыкальной школе, но его основной специальностью стала юридическая. Однако потом молодой человек все же выбрал музыку.

Он работал в оркестре харьковского драмтеатра, а потом написал музыку для одной из постановок. Через некоторое время Дунаевский переехал в Москву, и там его талант раскрылся в полной мере.

Читайте также:  Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

7. Игорь Стравинский

Композиторы-литераторы

Игорь Стравинский – композитор из России, являлся гражданином США и Франции. Появился на свет в 1882 году, ушел из жизни в 1971 году.

В его музыке сочетается большое количество стилей. В самом начале творческого пути Стравинский создавал произведения, которые несли яркий отпечаток русской культуры.

На позднее творчество композитора оказывали влияние Новая венская школа, неоклассицизм.
Стравинский появился на свет недалеко от Санкт-Петербурга. В университете он учился на юриста, музыку изучал сам.

Композитор подчинял мелодии своим правилам. Он свободно соединял стили, формы и жанры, поэтому его творчество всегда с трудом поддавалось классификации.

6. Сергей Рахманинов

Композиторы-литераторы
Сергей Рахманинов создал собственный стиль, отличавшийся неповторимостью и уникальностью. Он объединил традиции Петербургской и Московской композиторских школ. Композитор появился на свет в 1873 году и умер в 1943 году.

Этот гениальный музыкант и потомственный русский дворянин стал символизировать русскую музыку во всем мире. Когда композитор оканчивал Московскую консерваторию, экзамен у него принимал Чайковский.

За одноактную оперу, созданную в качестве дипломной работы, он поставил юному Рахманинову пятерку с несколькими плюсами. Потом эта опера была рекомендована к постановке в Большом театре.

Московская публика очень быстро полюбила начинающего композитора. Потом Рахманинова настиг внутренний и творческий кризис, но он смог его преодолеть и снова завоевал статус известного российского музыканта.

Композитор много дирижировал, писал, давал концерты в Канаде, Америке и европейских странах. После революции 1917 года Рахманинов уехал из России вместе с семьей.

5. Дмитрий Шостакович

Композиторы-литераторы
Дмитрий Шостакович – советский пианист, композитор, преподаватель, профессор. Он появился на свет в 1906 году и ушел из жизни в 1975 году.

Шостакович с 13 лет обучался в Петроградской консерватории. Его дипломной работой стала Первая симфония, которую слушатели восприняли очень хорошо. Потом это произведение стало известным за пределами Советского Союза.

Шостакович создал большое количество музыкальных произведений, среди которых симфонии, балеты, оперы, концерты, квартеты, музыка для театров и фильмов.

Его творения выражали летопись тяжелых событий XX века и внутреннюю драму человека.

4. Николай Римский-Корсаков

Композиторы-литераторы
Николай Римский-Корсаков появился на свет в 1844 году и ушел из жизни в 1908 году. Это русский музыкант, общественный деятель, преподаватель, музыкальный критик, дирижер.

Этот композитор создавал симфонии, оперы, духовную, вокальную музыку, кантаты, инструментальные концерты.

Римский-Корсаков появился на свет в старинной дворянской семье. Он работал во флоте, плавал в Южную и Северную Америку, однако его не оставляла тяга к музыкальной сфере.

Когда Римский-Корсаков вернулся в Россию, он занялся созданием музыкальных произведений и завоевал репутацию композитора.

3. Петр Чайковский

Композиторы-литераторы
Композитор Петр Чайковский появился на свет в 1840 году и ушел из жизни в 1893 году. Он был также музыкальным критиком, преподавателем, дирижером.

В творчестве этого великого русского композитора соединено большое количество жанров. Можно сказать, что он был психологом, потому что с помощью творчества анализировал противоречивые и сложные явления жизни.

Чайковский много путешествовал, работал как гастролирующий дирижер в Европе и России.

2. Модест Мусоргский

Композиторы-литераторы
Модест Мусоргский создавал произведения в разных жанрах: хоры, оркестровые пьесы, песни, романсы, оперы. Этот русский композитор появился на свет в 1839 году и ушел из жизни в 1881 году.

Русские национальные черты нашли в его творчестве очень яркое и оригинальное выражение. Последние годы жизни Мусоргского были омрачены пристрастием к алкоголю и «нервной лихорадкой».

1. Михаил Глинка

Композиторы-литераторы
Творчество этого знаменитого композитора очень сильно повлияло на многих известных музыкантов: например, на Чайковского, Римского-Корсакова, Мусорского. Михаил Глинка родился в 1804 году и умер в 1857 году.

Его музыкальные произведения подтверждали могучий подъем национальной культуры. Этот композитор уделял большое внимание фольклору, в своих операх он открыл мир народной сказки, былинного эпоса.

Глинка активно путешествовал, жил в нескольких европейских странах.

Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-russkie-kompozitory.html

Что читали великие композиторы?

Какое из искусств важнее – литература или музыка? Что точнее передает душевные терзания героя – литературные или музыкальные формы? Однозначного ответа, пожалуй, быть не может. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что интерес к книгам и музыкальным шедеврам для человека любой эпохи являлся частью культурного минимума.

Очень часто источником вдохновенья для композиторов становились литературные произведения. Такой музыкальный жанр, как романс, вообще не мыслим без поэзии.

Иногда книга так увлекала композитора, что по мановению его пера страницы романа или повести превращались в страницы оперной партитуры.

А потом начинались жаркие споры: что лучше — «Евгений Онегин» Пушкина или Чайковского? «Война и мир» Толстого или Прокофьева?

Как бы то ни было, композиторы не только вдохновлялись литературой, но и очень любили просто почитать на досуге. А еще нередко великие музыканты оказывались в числе друзей великих писателей.

№1. Михаил Глинка и пушкинский круг

Михаил Иванович Глинка родился в удачное время: ему посчастливилось быть рядом с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Николаем Гоголем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским и, конечно, Александром Пушкиным.

С Пушкиным он познакомился, когда тот навещал своего брата Льва в Благородном пансионе. Там же воспитывался и будущий композитор Глинка.

Вскоре после выпуска Михаил Иванович оказался среди избранных, посещавших вечера Василия Андреевича Жуковского в Зимнем дворце.

Жуковский, выполнявший обязанности наставника будущего императора Александра II, всегда старался быть в кругу пусть не самых титулованных, но самых талантливых людей.

От некоторых писателей Глинка получил бесценные подарки. Так, Грибоедов подсказал ему тему грузинской народной песни, которая потом стала очаровательным романсом «Не пой, красавица, при мне».

Все участники вечеров в Зимнем активно подключились к обсуждению идеи первой оперы Глинки – «Иван Сусанин» (или «Жизнь за царя»).

Она стала и первой русской оперой, способной конкурировать с темпераментными операми итальянских композиторов.

Без Пушкина не было бы и второй оперы Михаила Ивановича: ведь «Руслана и Людмилу» он написал по пушкинской поэме-сказке.

Композиторы-литераторыВ.Е. Артамонов — «А.С. Пушкин и В.А. Жуковский у М.И. Глинки».

Глинка так вспоминал об одном разговоре с великим поэтом:

Можно предположить, что Александр Сергеевич хотел сделать свое сочинение более серьезным, сдержанным по тону. Известный русский музыкальный критик Герман Ларош так писал об опере Глинки: «Сказка Пушкина взята им с самой серьезной стороны: легкая усмешка над приемами и мотивами русской сказки превращена в глубокое благоговение пред нашею поэтической стариной».

Опера «Руслан и Людмила» стала темой жарких дискуссий. Одни кричали: «Провал!» Другие – «Шедевр!»

Интересно, что сказал бы Александр Сергеевич?..

№2. Петр Чайковский и Лев Толстой

«Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его. Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает второе место после Льва Толстого, который уже давно сидит на первом».

Этот рейтинг составлен Антоном Чеховым в 1890 году, и он отражает не только его собственные впечатления, но и атмосферу того времени. Действительно, и Толстой, и Чайковский были тогда властителями дум.

Они познакомились в декабре 1876 года в Москве. Специально для Толстого, не очень любившего выезжать из Ясной Поляны, в Московской консерватории организовали концерт. Звучала музыка Петра Ильича. Композитор вспоминал:

В 1875 году в журнале «Русский вестник» начали публиковаться первые главы «Анны Карениной». Новый роман Толстого печатался три года (с большими перерывами). Отзывы были самыми разными. Очень громко звучали разочарованные восклицания по поводу того, что после «Войны и мира» писатель начал писать о домашнем хозяйстве. Говорили, что это падение Толстого.

Интересно, что среди разочарованных был поначалу и Петр Ильич. Прочитав несколько глав «Анны Карениной», он писал брату Модесту: «Как тебе не стыдно восхищаться этой возмутительно пошлой дребеденью, прикрытою претензией на глубокость психического анализа».

Композиторы-литераторыПортрет Чайковского, 1940, Василий Семёнович Сварог

Композитора раздражали «барские тонкости» в повествовании, заменившие, по его мнению, настоящую художественность. Пройдет несколько лет, Чайковский прочтет роман целиком, и его мнение изменится. Петр Ильич уже сам будет советовать брату Анатолию — он тогда собирался жениться — прочесть эту книгу:

№3. Сергей Прокофьев о «детской» и «взрослой» литературе

Сергей Сергеевич Прокофьев вошел в мир большой музыки как вундеркинд. Уже в 13 лет он стал студентом Петербургской консерватории. На вступительные экзамены юный композитор явился с увесистыми папками собственных сочинений в разных жанрах, включая оперу. Строгие экзаменаторы Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков были впечатлены.

Отец Сережи, Сергей Алексеевич, беспокоился о том, чтобы его одаренный сын получил достойное общее образование. Поэтому 14-летнего подростка он перевел на «взрослую» литературу. В списке, который отец составил для Сергея, были Гончаров, Тургенев, Островский, Толстой.

Сын подошел к списку со всей серьезностью: он выставлял каждой прочитанной книге оценки. «Войне и миру» был выставлен наивысший балл — «пять». Этот роман Прокофьев читал с увлечением. Правда, немного скучал во время пространных рассуждений. Симпатии Сергея достались не только Наташе, но и Соне.

Читайте также:  Святая ночь. две рождественские колядки – ноты и тексты

Ее несчастливая судьба огорчала юного читателя.

Возможно, в списке, составленном Прокофьевым-старшим, были методические просчеты. Однако пройдет время, и Прокофьев-младший напишет великолепную оперу по «Войне и миру» Толстого.

А тогда юный студент консерватории Сережа Прокофьев читал не только «взрослые» книги, но и любимые подростками приключения. Спустя годы композитор вспомнит о юношеских пристрастиях: «Жюль Верна я читал с удовольствием.

Откуда-то я узнал, что он был до того плодовит, что иногда диктовал одновременно по три романа.

И я рисовал себе Жюль Верна, ходящего по комнате, где за тремя столами сидели три секретаря, которым он одновременно диктовал три разных романа».

Композиторы-литераторыProkofiev in Chicago

Надо сказать, что в своих предположениях Прокофьев был не так далек от истины. Жюль Верн по договору с издательством каждый год сочинял по два новых романа. Но не только договор заставлял его творить с такой скоростью. В интервью французский писатель признавался:

Есть удивительное совпадение в том, как относились к творческому процессу совсем не похожие друг на друга люди — Верн и Прокофьев.

Французский мастер сокрушался: «Почему-то многие думают, что мои произведения – чистая импровизация.

Какой вздор! Чтобы роман понравился, нужно изобрести совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку. Окончательный же текст получается после пятой или седьмой корректуры».

Часто говорят, что Сергей Прокофьев сочинял с моцартовской легкостью. Но за легкостью, непринужденностью сочинения стояла жесткая творческая дисциплина и невероятная требовательность к себе. Как и у фантаста Верна, все импровизации Прокофьева были тщательно продуманы.

  • А вы читали рассказы Сергея Сергеевича – ироничные, фееричные и очень музыкальные?
  • © Алевтина Бояринцева
  • Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/chto-chitali-velikie-kompozitory/

Знаменитые композиторы-дилетанты

Генрих VIII, Иван Грозный, Лев Толстой, Фридрих Ницше и другие композиторы-любители

Подготовил Федор Софронов

Композиторы-литераторы Дворец Кюлеборна. Эскиз Карла Шинкеля к опере «Ундина» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. 1815–1816 годы © Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin

В эпоху распространения всеобщей музыкальной грамотности в высших, а потом и в средних классах общества музыкальные досуги монархов, писателей, художников и актеров не были чем-то экстраординарным. Arzamas собрал произведения самых выдающихся из композиторов-любителей XVII–XX веков.

Генрих VIII Тюдор, король Англии (1491–1547)

Именно Генриху VIII чаще всего приписывается авторство знаменитой английской песни «Зеленые рукава», и не одно поколение британских музыковедов сломало копья в битвах за доказательство его авторства. Абсолютно точно же известно, что Генрих VIII написал не меньше инструментальных песен и танцев, чем подписал эдиктов и смертных приговоров. Вот одна из лучших песен короля:

Генрих VIII. «Досуг в хорошем обществе» Исполнение: The King’s Singers

Иван Грозный, государь, царь и великий князь всея Руси (1530–1584)

Неутомимая активность Ивана Грозного распространялась не только на войны и распри, но и на культурные реформы — новые стили зодчества, введение книгопечатания, богословские и церковные реформы.

Особенно любил государь церковное пение и с собственной капеллой под руководством одного из первых русских композиторов Федора Крестьянина ежедневно принимал участие в богослужении.

От Грозного-композитора осталась рукопись двух стихир под названием «Книга глаголема Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье». Одна посвящена московскому митрополиту Петру, жившему в XIII–XIV веках, вторая — Сретению иконы Владимирской Богоматери (см. «Патриотическая музыка»).

Они написаны необычным поэтическим языком, связывающим тексты непосредственно с музыкальным содержанием (нетипичные для того времени распевы слогов), и по музыкальному содержанию могут быть поставлены в ряд с лучшими образцами этого жанра XVI века.

Иван IV Грозный. Полное собрание стихирИсполнение: мужской хор Московского патриархата «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко

Жан-Жак Руссо, писатель, философ, мыслитель (1712–1778)

Автор «Рассуждения о науках и искусствах», «Исповеди», известный сторонник простого, неискушенного образа жизни, возвращающего человека к природе, Руссо был одним из искушеннейших композиторов своего времени.

Его перу принадлежат песни, концерты, сонаты и другие инструментальные сочинения, а особенную известность завоевала его одноактная опера (интермедия) «Деревенский колдун», написанная в 1752 году. За нее король Людовик XV после постановки в Фонтенбло предложил Руссо пожизненную пенсию, от которой, впрочем, тот гордо отказался.

Пасторальный сюжет, блестящая и доступная музыка сделали интермедию Руссо желанной на многих сценах Европы. Воспоминания об этих постановках оставил в своих «Письмах русского путешественника» Николай Карамзин. 

Жан-Жак Руссо. «Деревенский колдун». Ария «J'ai perdu tout mon bonheur» Исполнение: Габриела Бюрглер (сопрано); Cantus firmus consort & Kammerchor, дирижер Андреас Райце

Эрнст Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель (1776–1822)

Гофман так любил музыку, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь любимого им Моцарта. Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Гофман уже искал чисто романтического союза муз и честно, всей своей творческой деятельностью содействовал его укреплению.

Он не только сочинял оперы, но и даже расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились, хотя либретто для них, например, ему сочиняли другие поэты. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и постоянно пытался занять где-нибудь место дирижера оперного театра — чаще всего, увы, безуспешно.

Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор до сих пор довольно часто исполняется на концертах. Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Правда, и тут Гофману не повезло: театр сгорел вместе с декорациями (партитура, к счастью, уцелела).

Гораздо более успешен был Гофман — последний просветитель и первый романтик — как юрист.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Увертюра к «Ундине» Исполнение: хор и симфонический оркестр Баварского радио, дирижер Ян Куцир. 1960 год

Александр Грибоедов, русский драматург, поэт, дипломат (1795–1829)

Грибоедов был типичным дилетантом глинкинской поры (как Алябьев  Александр Алябьев — автор романса «Соловей» на слова А. Дельвига., Гурилев  Александр Гурилев — автор романса «Однозвучно гремит колокольчик» на слова И. Макарова.

, Варламов  Александр Варламов — автор романса «Вдоль по улице метелица метет» на слова Д. Глебова. и другие). От автора бессмертного «Горя от ума» не осталось, однако, ни одного романса — самого популярного жанра эпохи (зато уже на его стихи сочинили свои романсы те же композиторы).

Грибоедов больше любил инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. Естественно, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор.

Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823–1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени: «То флейта слышится, то будто фортепьяно…»

Александр Грибоедов. Два вальса Исполнение: Филлип Сир

Лев Толстой, русский писатель, мыслитель (1828–1910)

Любовь Льва Николаевича к музыке была довольно избирательной и необычной, о чем мы все помним по его описаниям в «Войне и мире» и «Крейцеровой сонате». В поздние годы жизни в Ясной Поляне Толстой часто окружал себя музыкантами, в частности в его круг входили композиторы Танеев и Гольденвейзер.

Тогда-то и всплыл «грех юности» писателя — в 1848 году, в возрасте 20 лет, еще не создав ни одного литературного сочинения, Толстой уже написал вальс. (Правда, идущий всего минуту и, по некоторым данным, в соавторстве с кем-то из своих приятелей той поры.

) Иногда Толстой играл этот вальс, но с большой неохотой; в какой-то момент Танеев и Гольденвейзер уговорили его это сделать, после чего тут же записали исполнение в соседней комнате. Шел 1906 год, Толстому было уже 78, но он сохранял прекрасный слух и музыкальную память.

Благодаря этой истории мы и сейчас можем послушать единственное музыкальное произведение Толстого — Вальс фа мажор.

Лев Толстой. Вальс фа мажорИсполнение: Леон Клейзер

Фридрих Ницше, немецкий философ (1844–1900)

Дебютировавший «Рождением трагедии из духа музыки», поклонник Вагнера, Ницше был страстно влюблен в музыку. Получив первые уроки от отца, к 17 годам он самоучкой начинает писать музыку и к моменту встречи с Вагнером в 1868 году является автором уже более 70 композиций.

В основном это были короткие фортепианные пьесы: крупная форма ему плохо давалась. Было написано много песен, вокальных ансамблей, хоров и даже два духовных сочинения.

Однако композиторская карьера Ницше продлилась недолго, менее чем 15 лет: музыканты вагнеровского круга, столь почитаемые им, окончательно убили в нем веру в силу собственного музыкального дарования.

Только еще один раз, в 1882 году, он напишет «Гимн к жизни» на стихи, продиктованные ему Лу Саломе, роковой женщиной его судьбы. Это сочинение для хора и оркестра окажется самым исполняемым произведением Ницше.

Фридрих Ницше. «Гимн к жизни»Исполнение: Orchestra 1813, Orchestra e Coro del Conservatorio di Como

Для русского читателя небезынтересным будет романс Ницше на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

Фридрих Ницше. «Заклинание» (пер. на нем. Теодора Опица) Исполнение: Лоретта Альтман (фортепиано), Валери Кинслоу (сопрано)

Василий Поленов, русский художник (1844–1927)

Поленов имел хорошее музыкальное образование и довольно высокие композиторские амбиции. Он интересовался европейскими новинками, в частности Вагнером, дружил с Иваном Сергеевичем Тургеневым и Полиной Виардо и постоянно занимался оперной сценографей, в том числе в Московской частной русской опере.

Поленов писал романсы и песни, хоры, музыку к спектаклям и написал даже целую оперу «Призраки Эллады» на либретто Саввы Мамонтова (который поставил ее в своем театре в 1894 году). Естественно, сценография принадлежала тоже самому Поленову, и она гораздо более известна любителям живописи, чем музыка.

Многие сочинения Поленова не сохранились, а многие потребовали серьезной музыкальной редакции. Не так давно музыка Поленова вновь зазвучала — спустя век после забвения.

Василий Поленов. «Радуйтесь», фрагмент музыки к драме Аполлона Майкова «Два мира» Исполнение: Калужский камерный оркестр и Калужский камерный хор, дирижер Гарри Азатов

Михаил Кузмин, русский поэт (1872–1936)

Кузмин в юности всерьез хотел стать композитором и даже три года (с 1901‑го по 1904-й) занимался в Петербургской консерватории у самого Римского‑Корсакова.

Его студенческие сочинения обнимали почти все академические жанры, но особенной популярностью пользовалась музыка к драматическим постановкам — «Балаганчику» Блока, например.

Позже, когда Кузмин бросил консерваторию, он продолжал принимать живейшее участие в артистической жизни Петербурга как исполнитель и чаще всего пел песни на собственные слова со сцен кафе «Бродячая собака» или «Привал комедиантов».

Здесь он был, как говорится, в струе: именно в эти годы в России появилось огромное количество авторов-исполнителей (например, Дмитрий Богемский, Владимир Сабинин и другие), часто исполнявших свои песенки интимно, вполголоса. Кульминацией этого стиля стало позже творчество Александра Вертинского, а песни Кузмина были забыты. Не осталось ни одной грамзаписи его пения — только чтение стихов. Некоторые его песни можно услышать здесь.

Читайте также:  Животные и музыка: влияние музыки на животных, животные с музыкальным слухом

Михаил Кузмин. «Александрийские песни. Первая тетрадь» (1905) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано) Михаил Кузмин. «Духовные стихи» (1901–1903) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано)​

Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин, актер, режиссер (1889–1977)

Как и некоторые другие композиторы американской сцены, например знаменитый Ирвинг Берлин, Чаплин был музыкально неграмотен. Существовал даже термин «насвистывающие композиторы» — они работали с секретарями. Однако музыка занимала в жизни великого комика колоссальную роль.

Партитуры своих фильмов он всегда создавал сам, используя не только свой, но и чужой материал (французский фокстрот «Титина» в «Золотой лихорадке» редакции 1942 и 1956 года или танго «Продавщица фиалок» в «Огнях большого города»).

К секретарям и аранжировщикам у него были высочайшие требования — работа над партитурой фильма превращалась для музыкальной группы подчас в настоящее мучение. Музыка, а не речь продолжала до конца жизни великого артиста оставаться главной эмоциональной опорой сюжета и игры.

Чаплин надиктовывал свои музыкальные идеи, обычно играя на скрипке, хотя мог играть и на фортепиано. В 1950-е годы, живя в Швейцарии во время длительного перерыва после «Огней рампы», Чаплин заново переделал всю музыку к своим старым немым фильмам еще рубежа 1910–20-х годов.

Последней партитурой Чаплина стала музыка к знаменитой мелодраме 1921 года «Малыш», вышедшей в новой музыкальной редакции в 1971 году.

Чарльз Чаплин. Вальс из кинофильма «Огни большого города» (1931)

Источник: https://arzamas.academy/materials/852

композиторы-писатели

Феномен «музыковедческого писательства» композиторов

К обсуждаемому здесь вопросу о синтетических жанрах и принципе программности, при помощи которых семантизируется музыкальный язык, примыкает также вопрос о «музыковедческом писательстве» композиторов.

Гете говорил, что задача науки — сделать природу понятной всем[15][15]. Применительно к нашей теме это должно звучать так: задача музыковедения — сделать музыку понятной всем. Музыковедение — служба понимания музыки (здесь я перефразирую высказывание С.С.Аверинцева о филологии[16][16]).

В арсенале композиторов-писателей музыкальная критика и публицистика — дополнительное средство семантизации музыкального языка. Романтики второго поколения (Шуман, Лист, Вагнер) работали в области популяризаторского музыковедения так же страстно и с полной самоотдачей, как и в основной своей сфере. (О литературной деятельности Шумана Д.В.Житомирский замечает: «…

ее окрылял тот же пафос, которым наполнена была музыка Шумана».[17][17]) Когда Лист пишет книгу о Шопене и статьи о Шумане, когда Шуман пишет статьи о Шопене и Листе — это литературными средствами создает новаторской музыке дополнительную поддержку, наподобие той поддержки, которую обеспечивает инструментальному произведению его литературная программа.

Причем элементы программности (разъяснение, толкование) возникают в таких случаях без деятельного участия автора музыки.

Есть прямое сходство в действиях композитора, сочиняющего словесную программу к своей симфонии, с действиями музыкального критика, формулирующего словами толкование этой симфонии.

Таким образом, работа композиторов в синтетических жанрах и писательская деятельность композиторов — явления в определенном отношении однонаправленные и взаимодополняющие. Независимо от субъективных намерений, они объективно имеют целью семантизировать музыкальный язык и тем самым дать публике ключ к адекватному пониманию музыки.

Здесь возникает явление, зеркально-симметричное по отношению к программной музыке. Писатель создает литературный текст, уже имеющий аналог в музыке (инобытие в звуке), подобно композитору, который создает музыкальный текст, имеющий соответствующий литературный аналог (инобытие в слове) — программу.

(То, что во времена романтиков происходило между музыкой и литературой — а это был двусторонне направленный процесс — С.Маркус весьма точно назвал «многократным взаимоотражением».[18][18])

К примеру, в литературном наследии Р.Шумана — обилие образцов сочинения программы к музыке других композиторов.

Здесь уместно привести в качестве образца такого рода творчества фрагмент текста «Из критических книжек Давидсбюндлеров», расшифровывающий смысл программного фортепианного произведения Генриха Дорна «Музыкальные цветы», где Шуман представил воображаемые сюжеты пьес в лицах и придумал реплики персонажей:

«Так что же говорит Гиацинт? Он говорит: «Моя жизнь была так же прекрасна, как мой конец, ибо прекраснейший из богов меня любил и меня убил. Но из пепла возник цветок, который готов тебя утешить. Ибо в мире ином слезы становятся жемчужинами». А Нарцисс? Он говорит: «Помни обо мне, чтобы ты не возгордился своей красотой.

Ибо когда я впервые увидел свой образ в ручье, я уже не мог забыть собственной прелести […]. Поэтому боги превратили меня в этот бледный цветок, но я прекрасен и горд». Фиалка же рассказала: «Была прелестная лунная майская ночь, подлетела ночная бабочка, сказала: «Поцелуй меня!» Но я втянула благовонное дыхание в глубину своего венчика, и она сочла меня мертвой.

Появился шаловливый ветерок, сказал: «Ты видишь, я всюду тебя нахожу, приди же в мои объятия и выйди на божий свет — там внизу тебя никто не видит». Когда я ответила: «Я спать хочу», он улетел и сказал: «Ты сонное, упрямое создание, тогда я поиграю с лилией». — Скатилась на меня толстая росинка, сказала: «Уж очень, наверное, удобно лежать у тебя на лоне при свете луны».

Но я покачала головой, так, что она упала и разлилась»»[19][19].

Именно такого рода анализы музыки, привносящие литературно разработанные сюжеты в инструментальные произведения, имел в виду Шуман, говоря: «Мы […] считаем высшей критикой ту, которая сама производит впечатление, подобное взволновавшему нас оригиналу»[20][20]. Аналоги шумановского словесного толкования музыки есть и в наследии других композиторов его поколения.

Интересна своей парадоксальностью роль Листа в процессе семантизации музыкального языка романтиков: хотя сам он провозглашал, что соединяет музыку с литературой, но в действительности, наоборот, отъединял слово от музыки, выносил его «за кадр». В результате возникали жанры программного инструментализма по типу симфонических поэм (вместо «словесно-музыкальных поэм», каковыми по существу являлись многие вокальные произведения той эпохи[21][21]).

За время творческой деятельности Ф.Листа, длившейся более шестидесяти лет, сменились не просто поколения людей: успел совершиться полный цикл чередования композиторских генераций, образующих стилевую эпоху.

Лист был современником нескольких поколений композиторов: начал сочинять музыку при жизни Бетховена, Вебера и Шуберта, в зрелости работал параллельно с Мендельсоном, Шопеном, Шуманом, а в конце жизни оказался современником Пуччини, Дебюсси, Глазунова, Скрябина, Рахманинова.

Вместе с тем по основным типологическим особенностям Лист принадлежит именно (и только) ко второму поколению романтиков, являясь идеально полным воплощением этого композиторского типа.

С наибольшей очевидностью это проявляется в отношении Листа к синтетическим жанрам, а также в склонности к литературному творчеству музыковедческой тематики.

Одно из литературных произведений Ф.Листа Мильштейн ставит в параллель его музыкальным произведениям. «…статьи-письма, объединенные общим заглавием «Письма бакалавра музыки» — своеобразные литературные близнецы фортепианных пьес [Листа] швейцарского и итальянского периодов».[22][22]

Опыты Жорж Санд по созданию литературного текста в параллель содержанию музыки в свое время вызывали удивление. Характерна история о том, как Жорж Санд, «взволнованная музыкой [«Фантастического рондо» Ф.

Листа], до того увлеклась полетом своей фантазии, что вообразила целую романтическую сцену. Всю ночь напролет она писала, по своему обыкновению, а на другой день прочла Листу и М.

д'Агу лирическую сказку «Контрабандист», в которой воплотила образы, вызванные в ее воображении музыкой и игрой Листа».[23][23] «Насколько необычен был в то время поэтический пересказ музыкальной пьесы, — комментирует эту историю Я.

Мильштейн, — показывают хотя бы высказывания Жюля Жанена, который […] воскликнул с изумлением: «[…] удивительный поворот! — не музыкант пишет музыку на поэтическое произведение, а поэт на музыкальную пьесу…»»[24][24]

Такого плана литературные опусы композиторов и писателей романтического периода можно было бы назвать «программной» (или музыкальнозависимой) словесностью по аналогии с программной музыкой, которая в большинстве случаев является вербальнозависимой.

Тяга к литературному творчеству — удел преимущественно композиторов второго поколения (среди романтиков это Берлиоз, Шуман, Лист, Вагнер). При них новые, непривычные элементы музыкальной речи только обозначают некую внемузыкальную реальность, но не ассоциируются с нею.

Поэтому для полноценного восприятия произведения бывает необходимо рационалистическое толкование. Вербализация в этом случае предшествует усвоению смысла звучащей композиции.

В последующую эпоху, когда те же самые средства музыкальной речи легко, привычно, бессознательно ассоциируются с соответствующими им внемузыкальными реалиями, происходит как бы непосредственное улавливание смысла звучащей композиции.

Тогда рационалистическое толкование уже не требуется для акта восприятия искусства и перестает быть принадлежностью произведения. Вербализация смысла, предпринятая не до, а после акта восприятия, переходит, таким образом, из области художественного творчества в область научной мысли, теоретической рефлексии (поскольку толкование, стимулирующее процесс эстетического переживания, — искусство, а толкование, стимулированное восприятием искусства, — наука).

Источник: https://transcendentic.ucoz.ru/publ/kompozitory_pisateli/1-1-0-97

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector