Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

  • Описание презентации по отдельным слайдам:
  • 1 слайд
  • Описание слайда:
  • Образы животных, птиц, рыб в музыке Презентацию подготовила преподаватель теоретических дисциплин МБОУДО ДШИ с. Восток Гольдштейн Анна Анатольевна
  • 2 слайд
    Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней
  • Описание слайда:

Несколько слов о музыке… В жизни человека музыка бывает и другом, и утешительницей, и мечтой. Но некоторые люди (часто по незнанию) отводят ей второстепенную роль, даже не подозревая о том, что она – богиня, способная возвысить человеческую душу, затронуть в ней добрые, благородные струны. Наш великий соотечественник писатель Михаил Афанасьевич Булгаков высказал о музыке важную мысль: «Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого». Даже слушая незнакомую музыку, вы вдруг понимаете, что в ней выражены именно ваши чувства, настроения: то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, какой и словами не определить… Оказывается, что все эти эмоции также пережил другой человек – композитор, а затем сумел выразить в звуках музыки огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. И неважно, в каком веке жил композитор – в XVIII или ХХ, для музыки не существует границ: она переходит от сердца к сердцу. Вот в этом свойстве музыки – выразительности – кроется её главная сила. Феномен музыки состоит в том, что не имея кистей и красок она может нарисовать любой образ: будь то чувства, переживания, картины природы или образы животных, птиц, рыб и т.д.

3 слайд
Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Описание слайда:

В творчестве многих композиторов зарубежной и русской музыки встречаются образы, характеризующих животных, насекомых. Примером тому могут служить следующие музыкальные произведения: К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; С.С. Прокофьев. Кошка, Волк из симфонической сюиты «Петя и Волк»; Ю. Левитин.

Персонажи из симфонической сюиты «На лесной тропинке»; А. Онеггер. «Крыса и смерть» из «Сказания об играх мира»; М. Красев. Детская опера «Муха-цокотуха»; Д.Б. Кабалевский. «Ёжик», «Танец молодого бегемота»; Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; В. Ребиков. «Лягушка»; Э. Григ. «Бабочка»; В. Гаврилин. «Медведь» и др.

Образы животных, насекомых

4 слайд
Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Описание слайда:

Образы птиц особенно любимы композиторами разных эпох и стран. Примером тому могут служить следующие музыкальные произведения: К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; С.С. Прокофьев. Птичка, Утка из симфонической сюиты «Петя и Волк»; Н.А. Римский-Корсаков.

«Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка»; М. П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»; А. Лядов. «Сорока», «Петушок»; В. Ребиков. «Воробушек»; Р. Шуман. «Совёнок»; Э. Григ «Птичка» и др.

Образы птиц

5 слайд
Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Описание слайда:

Образы рыб, морской стихии Образы рыб в творчестве композиторов отражено не так широко, как образы птиц или животных, но образы вод ной стихии представлены в полном объеме. Примерами тому могут служить такие музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков.

Оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко» (вступление к опере, пляска золотых рыбок); П.И.Чайковский. «Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года», Балет «Лебединое озеро» ; К. Дебюсси.

Симфоническая сюита «Море» («От зари до полудня на море», «Игры волн», «Диалог ветра и моря»), «Отражения в воде», «Затонувший собор» и др.; К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае»; М.Равель «Игра воды», «Лодка в океане» ; А. Глазунов.

Симфоническая фантазия «Море»; А. Гендель. «Музыка на воде» А.Даргомыжский. Опера «Русалка»; М.К.Чюрлёнис. «Море»; А.Г.Рубинштейн. Симфония №2 «Океан» и др.

6 слайд
Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Описание слайда:

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

  1. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.
  2. Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”
  3. ************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

  • Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.
  • Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”
  • ************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

  1. У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.
  2. Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.
  3. Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”
  4. ************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Источник: https://craft-m.ru/tablets/muzykalnye-proizvedeniya-o-prirode-podborka-horoshei-muzyki-s-rasskazom-o-nei/

Литературная гостинная «Зима в музыке, изобразительном искусстве, поэзии» для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней Зима в музыкальных произведениях композиторов

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Читайте также:  Композиторы-литераторы

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

  • Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.
  • Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”
  • ************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

  1. Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.
  2. Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”
  3. ************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

  • У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.
  • Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.
  • Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”
  • ************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

  1. Альбина Соловьёва

    Зимняя сказка в русской классической музыке
  2. Музыкально
    -литературная гостиная
  3. «ЗИМНЯЯ СКАЗКА
    »
  4. в произведениях русской классической музыке
  5. Сценарий досуга для детей русской
    и башкирской групп и родителей

Цель
: прививать любовь к классической музыке
(П. И. Чайковский, А. К. Лядов, Г. Свиридов, современный композитор Геннадий Гладков; к творчеству поэтов — классиков
(А. С. Пушкин, Есенин, Иван Демьянов, И. Суриков; через синтез искусств (музыка
, поэзия)
.

  • Задачи
    : развивать музыкальные
    и творческие способности детей
    :
  • Учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения
    , эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных
    произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух
    ;
  • Совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах
    ; расширять музыкальный кругозор
    ;
  • Развивать любовь к русскому
    художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
  • Предварительная работа
    :
  • Беседы о характерных признаках и приметах зимы;
  • Подбор и разучивание песен и стихов о зиме;
  • Знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;

Слушание произведений П. И. Чайковского «Зимнее утро
»
, «Святки»
, «Вальс снежных хлопьев»
, Г. Свиридова «Метель»
;

Беседы о характере прослушанной музыки
;

Работа с детским музыкальным оркестром
(пьеса «Танец льдинок»
А. К. Лядов.)

Ход досуга

Звучит «Вальс»
Г. Свиридова из к/ф «Метель»
.

Дети и родители заходят в зал и рассаживаются (слайд — зимний лес
)

Ведущий
: Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас приветствовать в нашей уютной музыкальной гостиной
, где нас ждёт встреча с музыкой и поэзией
. Предлагаю сегодня поговорить о зиме, давайте послушаем и посмотрим, как о зиме рассказывают музыканты и поэты
.

Композиторы пишут что? (дети
: музыку
)
. А поэты? (стихи)
Какие приметы зимы мы знаем? (солнце светит мало, очень короткий день и длинная ночь, лежит везде снег, очень холодно.

на деревьях нет листьев, нет бабочек и птиц, насекомых, вода на реке превратилась в лёд, многие животные спрятались в норы от холода, птицы улетели в тёплые края) Правильно, молодцы! Всё кругом белое, одинаковое (слайды 2 — 4)
Как это наверное скучно и не интересно? Зачем природе нужно столько снега? (ответы детей)
Сейчас нам об этом расскажет Глеб Ф. и его мама (слушают)

  1. Стихотворении «Одеяльце»
    исполнят Глеб Ф. с мамой
    :
  2. Дочь — Отчего, родная, снег зимой идет?
  3. Мама – Из него природа одеяльце ткет!

Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно!

  • Мама – Без него в земле бы стало холодно!
  • Дочь — А кому, родная, в ней тепла искать!
  • Мама — Тем, кому придется зиму зимовать
    :
  • Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
  • Корешкам былинок, злаков и цветов.

Расскажите, какой бывает зима? (Ответы детей
: холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, часто идёт буран, метель, вьюга) Послушайте какой словесный портрет Зимы нарисовала в своём стихотворении поэт А. С. Пушкин «Зимний вечер
»
(слайд № 5 портрет А. С. Пушкина)

  1. ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
  2. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя
    :
  3. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя,
  4. То по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит,
  5. То, как путник запоздалый, к нам в окошко застучит.
  6. Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.
  7. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
  8. Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена,
  9. Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?
  10. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила;
  11. Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.
  12. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет. то заплачет, как дитя.

А. С. Пушкин (слайды № 6 – 10)

М. р.: На эти стихи русский
композитор Яковлев написал романс «Зимний вечер
»
. Исполняет певец Хворостовский (слушают романс «Зимний вечер
»
)

М. р.: Если вы внимательно послушаете ещё стихотворения, то услышите новые определения зимы и снега. Читают стихи Булгакова Лиза, Космылина Вика, Ишбулатов Тимур (принакрылась снегом. Точно серебром. Распустились кисти белой бахромой, обсыпает ветки новым серебром, седы кусты до прутика; на белых парашютиках спускается зима; Снежинки – звёздочки)

  • Сергей Есенин
  • Белая береза под моим окном
  • Принакрылась снегом, точно серебром.
  • На пушистых ветках снежною каймой
  • Распустились кисти белой бахромой.
  • И стоит береза в сонной тишине,
  • И горят снежинки в золотом огне.
  • А заря, лениво обходя кругом,
  • Обсыпает ветки новым серебром.
  • Иван Демьянов «Первый снег»
  • Седы кусты до прутика. На землю и дома
  • На белых парашютиках спускается зима!
  • Летят снежинки-звездочки. смотрю из-под руки
    :
  • Кружась, танцуют в воздухе, пушисты и легки!
  • Светлее стала улица, наряднее село.
  • Летят снежинки, кружатся, вокруг белым-бело!
  • Белый снег пушистый в воздухе кружится
  • И на землю тихо падает, ложится.
  • И под утро снегом поле забелело,
  • Точно пеленою всё его одело.
  • Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
  • И заснул под нею крепко, непробудно.
  • Божьи дни коротки, солнце светит мало, —
  • Вот пришли морозцы — и зима настала.
  • И. Суриков (слайды № 11 – 20)
Читайте также:  О российской рок-опере

М. р.: Ведущий
: Зимой бывает и другая погода, когда светит яркое солнце, лёгкий морозец пощипывает щёки, хрустит под ногами снежок. Красота! Нас ждут зимние забавы
. А что можно делать зимой? (дети весело катаются на санках, коньках, лыжах, строят снеговиков, крепости, играют в снежки.

(слайд № 21)
Давайте и мы покатаемся на санках, лыжах. коньках (под музыку катаются по залу
)
. А какую песенку мы знаем о зиме? (русская
группа исполняют песню «Новогодняя песенка»
Гладкова, башкирская группа «?ыш бабай»
С.

С2лм2нов музыка3ы

  1. Я8ы йылды8 юлдарына 3ибелг2н а7 7ар ик2н.
  2. Ыш бабай6ы8 ?ар4ылыу6ы8 А7бу6аты бар ик2н
  3. Ыш бабай кил2 ик2н, 7ар3ылыу к0л2 ик2н.

Ыш бабай6ы8 ?ар4ылыу6ы8 А7бу6аты бар ик2н.

Муз. рук. Есть очень много зимних сказок
. Самая известная, наверно, новогодняя сказка –
«Щелкунчик»
. Великий русский композитор П
. И. Чайковский написал балет по этой сказке
. Балет – это такое произведение, в котором звучит музыка и сюжет сказки
нам показывают танцоры – балерины.

И в этом балете есть сцена, в которой композитор описал зимний снег
. Она называется «Вальс зимних хлопьев
»
.

Давайте мы с вами ее посмотрим и послушаем (слушают запись)
Какие инструменты исполняют вальс? (симфонический оркестр
: флейта, скрипки, виолончели, арфа, треугольник, поёт хор) Какой характер музыки
(тревожная, мятущаяся, отрывистая)
(слайды № 22 – 24)
Что происходит зимой на реке с водой? (ответы
: она превращается в прозрачный лёд, а капельки воды в льдинки) Давайте вместе с мамами поиграем в оркестр «Танец льдинок»
русского
композитора Анатолия Константиновича Лядова (слайд № 25)

(раздаём колокольчики, треугольник, металлофоны, играют по запись)

М. Р.: Предлагаю вспомнить зимние месяцы
(называют на русском и башкирском языках
)
А что за музыка звучит сейчас
? (Звучит пьеса «Декабрь»
П. И. Чайковского) На каких инструментах исполняется эта пьеса? (фортепиано)
(слайд № 26 картинка рояля)

Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь»
композитора П. И. Чайковского из альбома «Времена года»
. Затем слушают пьесы П. И. Чайковского из альбома «Времена года. Январь. У камелька»
В то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский не было парового отопления.

Топили печкой или камином. Сидеть у камелька – это и есть сидеть у камина или печки, смотреть на огонь. Музыка звучит спокойно
, неторопливо. напевно (определяют напевный, плавный характер, исполняет симфонический оркестр (слайды № 39, «Февраль.

Масленица»

(слушают)
. Определяют стремительный, радостный, игривый, задорный характер, целая картина шумного многолюдного праздника. В этой музыке
композитор использовал народные мелодии.

И на такой сказочной
, волшебной ноте мне хотелось бы сегодня завершить нашу гостиную. Вам понравилось, ребята? А зима, которую вы увидели сегодня и услышали, понравилась? У вас есть очень хорошая возможность – выйти сейчас на прогулку и убедиться, что зима, о которой нам сегодня рассказали поэты
, композиторы и художники – настоящая, русская

Источник: https://ektlove.ru/uhod-za-kozhejj/literaturnaya-gostinnaya-zima-v-muzyke-izobrazitelnom-iskusstve-poezii/

Музыкальные произведения о природе

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Звон весенней капели, шелест листопада и ледяное дыхание надвигающейся вьюги – все эти картины рисуют нам музыкальные произведения о природе. 

Композиторы блестяще передают то, как времена года сменяют друг друга, как налетает буря на сонное побережье, и используют для этого не краски или слова, а только звуки. В этой статье мы расскажем, как полюбить природу в музыке.

Определение основных понятий «музыка» и «природа»

Музыка – это язык звуков, которые создает человек. Разговаривать на нем непросто. Нужно не только использовать «поющее» созвучие, но и выразить с его помощью свою мысль. 

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Мелодии помогают рассказывать истории. Они вдохновляют на подвиг и будят в душах отвагу и храбрость. Народные песни облегчают тяжелый труд, убаюкивают детей. Романс пробуждает чувства влюбленных. Но разве сможет композитор «нарисовать» пейзаж из звуков?

Известные авторы музыкальных произведений не только изобразили естество мира, но и превратили эту картину в шедевр. Ведь природа – бесконечность всего окружающего нас. Это все, что не создано человеком. Людям просто восторгаться красками вечерних закатов, мощью весенних гроз, торжественностью и величием гор. И авторы музыки щедро делятся с нами этой красотой.

Так возникли классические произведения: оратория Йозефа Гайдна, фортепианный сборник о месяцах Петра Ильича Чайковского, «Четыре сезона» Вивальди.

Образы природы в музыке

В литературе человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Стараниями поэтов и писателей природа отражает переживания, мысли и настроения главного героя. 

Вспомнить «Войну и мир» Толстого и его чудесное описание старого дуба. Противоречивые чувства возникают в душе у князя Болконского при виде этого дерева. То чувствует он молодость и беспричинную радость его весеннего преображения. 

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

То чудится князю боль, злость и печаль, которую нужно укрыть под морщинистой толстой корой. То он готов возродиться, спрятать потери и горести под густой и пышной листвой.

Образ природы в живописи – это блестящие пейзажи Куинжи, Айвазовского, Шишкина. 

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Окружающий мир на этих полотнах предстает в тесном взаимодействии с чувствами автора. Это не холодные отрешенные картины. Это природа, которая живет и дышит, тоскует и радуется.

И в музыке вся палитра раскрывается перед нами с каждым новым произведением. Композиторы не занимаются простым звукоподражанием. Через сложные аккорды и созвучия они передают все прелести пейзажей, природных явлений, погоды. Природа дышит, тоскует и плачет, злится и буйствует. Она живая в каждой ноте.

Примеры описания пейзажа в музыке

Вот ветерок зашуршал меж сонных деревьев. Он всколыхнул листву, нежно и трепетно. Словно старался разбудить, но боялся потревожить. Просыпаются первые птицы. Их голоса слышны издали, постепенно птичий гомон нарастает. Из-за горизонта выходит солнце. Оно прогоняет сонную ночную дымку, и лес расцветает и преображается. 

Эта композиция – «Утро» Эдварда Грига. Музыка была написана для пьесы Пер Гюнт.

Тоскливая унылая пора. Октябрь. Последние листья слетают с обнаженных ветвей. От каждого созвучия этой мелодии веет печалью. Но вот появляются гармонии надежды, словно лучи холодного солнца выглядывают из-за тучи. И осень преображается, разгорается пламенем в душе. Но вновь закапал промозглый дождь, и мелодия заканчивается минорными аккордами. 

Так звучит «Осенняя песня». Петр Ильич Чайковский написал ее в 1875 году.

Осень, зима, весна, лето – в музыке композиторов-классиков

Сочинители прошлого использовали тематику смены сезонов в музыкальных произведениях довольно часто. Самые популярные из них – это оратория Йозефа Гайдна «Die Jahreszeiten», цикл из 4-х концертов для скрипки с оркестром Антонио Вивальди «Le Quattro stagioni» и фортепианные пьесы, который писал Петр Ильич Чайковский.

Торжественной и благородной осенняя пора предстает в оратории Йозефа Гайдна. Собрание его произведений состоит из песен охотников и крестьян. Автор использует тему быта в деревне. Живо описывает сцены охоты в лесу и степи. 

Для звукоподражания применяются раскатистый рев валторн, ударные инструменты. Они создают картину охоты, с громким звуком рогов загонщиков и выстрелами из ружей.

Золотистой и легкой выглядит осень у итальянца Вивальди. Здесь нет печали русской души перед наступающей жестокой зимой. Осень наполнена красками, косыми брызгами дождей. Трагические ноты звучат в середине концерта, которая называется «Сон».

Интересно! Современные композиторы также обращаются к теме смены сезонов. В 20 веке Астор Пьяцолла написал композиции в стиле танго «Four seasons of Buenos Aires».

Настоящий гимн зиме пишет в 1723 г. Антонио Вивальди. Тревога и безысходность ощущается в каждой ноте, а голос виолончели имитирует вьюгу, которая кружит над землей. В середине концерта мелодия становится спокойной и умиротворенной. Ведь зима прекрасна, и в ней можно отыскать свои радости.

Чайковский чудесно исполняет оду весне. Нерешительный март сменяется апрелем, когда пробуждается природа. Освежающим ветром налетает вальс «Подснежник». Снег растаял, и на первых проталинах появились нежные первоцветы. За ним последует май. 

Читайте также:  Влияние музыки на человека: интересные факты истории и современности

Звонкие ноты фортепиано рисуют и свежесть ночи, и жаркое солнце последних весенних дней. Мелодия переливается, словно лучи в лужах после майских гроз.

Лето у Гайдна – это самая выразительная часть оратории. Беспечность солнечного дня прерывает гроза. Раскаты грома передают голоса хора, а буйство стихии подчеркивают грохочущие литавры и стрелы флейт.

Летняя тематика изображена и у Вивальди. Здесь на смену торжественности, приходит изысканность и мелодичность скрипки. Струнный оркестр волнуется, напряженная атмосфера приближающейся бури после летнего зноя витает в воздухе.

Интересно! Каждый концерт у Вивальди отражен и в поэзии. Сонеты начинают каждую часть произведения.

Музыкальные произведения о природе русских композиторов

Композитор могучей кучки Н. А. Римский-Корсаков в каждой композиции обращается к природе. Картина бушующего моря-океана в опере «Садко» хранит и мощь стихии, и шелест волн, и загадочность подводного мира.

А «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» волнует своей стремительностью и новизной. Перед взором сразу появляется крошечное насекомое, которое кружит над морской пучиной.

Живая русская природа отражается в вокальных произведениях Модеста Петровича Мусоргского. Это и романсы «Над рекой», «Дуют ветры, ветры буйные…». И картины из оперы «Хованщина».

Заключение

Вокальные и инструментальные композиции о природе способны описать чудеса среды обитания человека на Земле не хуже кисти художника. Произведения великих композиторов (Гайдн, Чайковский, Римский-Корсаков, Вивальди) подходят для развития в людях чувства прекрасного, умения созерцать. 

Будь то школьный класс или шумный офис, великая музыка рождает добрые мысли у любого.

Источник: https://nauka.club/podsovet/muzykalnye-proizvedeniya-o-prirode.html

Произведения известных композиторов о весне. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней. Изучение нового материала

  • Тема: “Образ Весны в классической и народной
    музыке”.
  • Тип урока: урок изучения и первичного
    закрепления новых знаний.
  • Цель: развитие ассоциативного образного
    мышления и художественного воображения детей.
  • Задачи: 1. Воспитательная – формирование
    любви к музыке, художественных способностей,
    умение воплощать полученные впечатления в
    живописных, музыкальных и словесных
    импровизациях;

2. Образовательная – знакомство с творчеством
итальянского композитора А. Вивальди,
норвежского композитора К.

Синдинга, русскими
пейзажистами И. Левитаном, Ал. Саврасовым, с
русским народным творчеством;

3. Развивающая – развитие вокально–хоровых
навыков, совершенствование игры на музыкальных
инструментах.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • шумовые инструменты;
  • магнитофон;
  • портреты композиторов А. Вивальди и К. Синдинга;
  • репродукции картин И. Левитана, А. Саврасова;
  • рисунки ребят;
  • поделки глиняных жаворонков.

1.Организационные моменты.

Внимание! Внимание! Чудеса!

Внимание! Внимание! Тишина!

К нам идет, к нам идет музыка!

3.Звучит запись К. Синдинга “Шелест весны”

Вопросы после слушания:

  • Ребята! Вы почувствовали о чем эта музыка?
  • Что она нам рассказа?

У.: Музыка рассказала нам, что пришла весна.

Весна! Весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой

Слепит мне очи он. (Е. Баратынский)

У: Весна! Вот и пришла оттепель, осели, почернели
на солнце сугробы, на лесных проталинах скоро
расцветут подснежники и прилетят грачи.

Мы с вами, ребята выходим на улицу, смотрим на
солнце и не узнаем привычный мир. Вот и прошла
зима, холод, все позади. Радость! Весна наполняет
душу! Давайте дослушаем произведение Кристиана
Синдинга, норвежского композитора 19 века,
живущего 100 лет назад, которое так и называется “Шелест
весны”
и раскрывает удивительные краски
наступающей весны, когда все в природе

  1. зашевелилось
    запело
    проснулось
    заговорило
  2. зашумело. /Слушание/

4.

У

: Никогда новая весна не бывает такой,
как старая. И мы всегда ожидаем чего-нибудь
нового в этом году, но всегда весна загадочная,
сказочно-красивая

А кто из вас знает, как встречали весну 5, 10, 50, 100
лет назад? В старину?

У: Весну встречали с весельем, с радостью, с
песнями, плясками, хороводами.

С первыми приметами оттепели, крестьяне
зазывали кликами, весну к себе в гости. У ребят
была забота – приготовиться к прилету птиц:
построить скворечники. А чтобы ускорить прилет
пернатых, нужно было сделать игрушечных
жаворонков, куликов, журавликов.

Ими приманивали
живых птичек, поднимая их высоко на длинных
прутиках (залазили на крыши домов). Прутики
раскручивали, будто птички летят. Подражали
птичьим голосам при помощи свистулек сделанных
из глины.

Как казалось нашим предкам, если
показать настоящим птицам их изображениям, да
еще посвистеть по птичьи, то они скорее прилетят
в эти края и скорее прейдет весна.

А на день весеннего равноденствия 22 марта,
когда “сорок птиц прилетают, сорок пичуг
пробираются на Русь”, прилетают к нам разные
весенние птицы, и первая из них – жаворонок.

На этот праздник накануне, с вечера, ребята
просили своих родителей испечь печеньки, булочки
похожие на жаворонков. Чтобы была головка, тело,
крылышки, вместо глаз – изюм или орешек.

Жаворонки выходили румяные, вкусные, на
крылышках весну несущие. Дети их кушали, да пели
зазывные песни – веснянки, в которых была
главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не
задерживалась в теплых краях. Давайте мы тоже
исполним веснянки:

  • № 1 Жучик, крючик, паучок
    Прилети к нам куличок,
    Вижу, вижу, вижу, вай,
  • Принеси весну в наш край!
  • /Распевание по хроматической гамме – птички
    поднимаются все выше и выше/
  • № 2 Грачи летят
    На всю Русь трубят:
    Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
  • Мы несем весну!
  • № 3 Жавороночки, перепелочки,
    Прилетите к нам
    Принесите нам!
    Весну – красну
    Тепло – летечко
    Зелен покос
  • Уйди сухой мороз!

№ 4 Идет матушка – весна, Отворяй-ка ворота!
Первый март прошел, Белый снег сошел.
А за ним – апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним – и май

Выходи – гуляй!

У.: Ребята!

  • Что общего во всех веснянках?
  • Какая просьба звучит?

/Просьба о быстрейшем приходе весны/

  • Для чего человеку нужно тепло?

/Лето теплое – урожай, не будет голода, холода/

  • Какие поэтические средства помогают выразить красоту веснянок?
  1. /Весна – красна;
    весна – матушка;
    ласковые слова – куличок,
    паучок, жучок,
    жаворонушки,
  2. летечко/.

У:

Да!С марта весна открывается
– говорят в народе:

Март – первый месяц весны, радостный праздник
света.

Ребята! А
кто из вас знает, как раньше на
Русиназывали весенние месяцы?

  • Март – протальник, капельник;
  • Апрель – цветень, снегогон, ручейник;
  • Май – травень.
  • А почему такое образное сравнение?
  • А с чем мы еще можем сравнить весну?
  • Давайте, попробуем, пофантазируем!

С какими ассоциациями вы связываете весну?

  • подснежник,
  • мамин праздник,
  • день смеха,
  • радуга,
  • гром,
  • яркое солнце,
  • день длиннее,
  • прилетают птицы,
  • день рождения и т.д.

Я хочу вам сказать, что весной родились
замечательные композиторы и поэты:

6 марта 1844 г. Н.А. Римский-Корсаков,
9 марта 1839 г. М.П. Мусоргский,
20 мая 1804 г. М.И. Глинка,
13 марта 1913 г. поэт С. Михалков,

4 марта 1882 г. К.И. Чуковский.

  1. А какие пословицы, поговорки о весне вы знаете?
  2. Пришел марток – надевай семеро порток.
  3. Весна днем красна.
  4. Увидел скворца – знай, весна у крыльца.
  5. С крыш капает – а за нос цапает.
  6. Я хочу вам сказать, что у природы есть душа,
    есть свой язык, сегодняшний день, 20 марта в народе
    называется Василий – капельник.

  7. И мы сейчас музыку марта исполним на
    металлофоне.
  8. Что изображал ксилофон?
  9. /Большие сосульки капают./
  10. Что изображал металлофон?
  11. /Маленькие, тоненькие сосульки капают/

6.

  • Художники и композиторы называют эти звуки:
    музыкой леса, музыкой природы.
  • И мы в вами сегодня понаблюдаем за музыкой леса
    в произведении великого итальянского
    композитора Антонио Вивальди /1678 – 1741/, жившего 300
    лет назад в удивительном итальянском городе
    Венеции, в городе любви. И однажды он встретил
    весну такими словами:
  • Весна пришла!
    Торжественно оповещает
    Веселый хоровод ее


И песнь в горах звучит. . .

Вопросы после слушания:

  • Что мы услышали в музыке?
  • Что происходит в природе?
  • Что изображала музыка?
  • Какие чувства выразила?

А. Вивальди изобразил приход весны, который
птицы приветствует радостным пением. Слышите
тихое журчанье ручейка и ласковое дуновение
ветра. Но вот набегают тучи, сверкает молния,
гремит гром – началась гроза! Наконец она прошла,
и птицы снова запели! Народ приветствует своим
танцем весну!

7.

Да! Весна властно будит природу. Разливаются
реки, стряхивают зимний сон деревья, набухают
почки, на полях пробиваются первые щетинки
травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

И этот аромат наполняет картины великих
русских художников И.И. Левитана, Саврасова.

  • Ребята!
  • А как называют картины о природе?

/Выписано на доске слово пейзаж

/

– Давайте рассмотрим наряду с
профессиональными картинами и ваши работы.

  • По каким признакам мы видим, что изображается весна?
  • Какие видим краски?
  • Какие слышим звуки?
  • Какие чувства вызывают картины?

И.И. Левитан говорил:

“Природа вечно дышит. Все где поет, и песнь ее
торжественно. Земля – рай, а жизнь – тайна,
прекрасная тайна”.

Источник: https://hometradition.ru/proizvedeniya-izvestnyh-kompozitorov-o-vesne-muzykalnye-proizvedeniya-o-prirode-podborka-horoshei-mu/

Ссылка на основную публикацию