О российской рок-опере

Рок-опера – интересный жанр, сочетающий в себе рок и оперную музыку. Сюжет состоит из арий, которые написаны в стиле рока. Иногда на сцене вместе с певцами находятся гитаристы и другие рок-музыканты. Из этого топа 10 самых лучших рок-опер Вы узнаете о самых интересных произведениях в этом жанре.

Создателями рок-оперы «Квадрофения» являются рок-группы «The Who». Вышло данное произведение 19 октября 1973 года. В 1979 году появился фильм «Квадрофения», основанный на этой рок-опере, но этот фильм не является музыкальным. Сюжет данной рок-оперы рассказывает о молодежи 1964-1965 годов, живущей в городах Лондон и Брайтон.

О российской рок-опере

Музыку для рок-оперы «Кентервильское привидение» написал Владимир Калле. Создателем либретто для этого произведения стал Вячеслав Вербин. Премьера данной рок-оперы состоялась 28 января 2008 года. Это произведение на первый взгляд выглядит довольно легким, но, на самом деле, в нем таится множество вопросов. Они ставят персонажей перед выбором: любовь или расчет, честность или корысть.

О российской рок-опере

Данную рок-оперу также называли зонг-оперой. Ее создатели: композитор Александр Журбин и драматург Юрий Димитрин. Впервые зрители увидели данное произведение 25 июля 1975 года.

Сюжет рок-оперы не очень похож на миф «Орфей и Эвридика», но прослеживаются некоторые моменты из мифологии: любовь Орфея и Эвридики заканчивается разлукой, он пытается вернуть ее, затем вынужден возвращаться к обычной жизни без возлюбленной. В конце персонажи вновь воссоединяются.

О российской рок-опере

Данная рок-опера была создана Александром Градским по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова. Аудиозапись этого произведения была сделана в 2009 году. Постановки на сцене пока что не было.

О российской рок-опере

Данная рок-опера Владимира Калле была создана на основе произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Режиссером и автором либретто является Владимир Подгородинский.

Создатели рок-оперы постарались отразить в ней творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева и Петра Ильича Чайковского, а также отобразить в своей музыке неаполитанские музыкальные традиции.

Сюжет соответствует истории из пьесы Уильяма Шекспира, но вот смотрят на эти события авторы данной рок-оперы немного по-другому. Сложности в отношениях родителей и детей отодвинуты на задний план, а главная тема этого произведения – судьба.

О российской рок-опере

Текст и музыку к данной опере создали Лариса Бочарова, Лина Воробьева, Антонина Каковиди и Евгений Сусоров. Это произведение рассказывает историю известной исторической личности, которая жила в XV веке: Жанны Д’Арк.

О российской рок-опере

Создателями рок-оперы «Стена» является группа «Pink Floyd», которая исполняла песни в стиле прогрессив-рок. В 1982 году была создана киноадаптация рок-оперы «Стена». Тема данного произведения – отчуждение и замкнутость.

В жизни Пинка происходит множество неприятных событий, которые постепенно подталкивают его к одиночеству: смерть отца, ненависть школьных учителей, сверх-опека желающей контролировать каждый его поступок матери, разрушение его брака.

В итоге, Пинк решает отгородиться от общества.

О российской рок-опере

Это произведение – метал-опера, которая является концептуальным альбомом пауэр-метал группы «Эпидемия». Выпущена «Эльфийская рукопись» была 13 февраля 2004 года. У данного произведения существует два продолжения: «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» и «Сокровище Энии».

О российской рок-опере

Данную рок-оперу создали два автора: Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс. Произведение было написано в 1970 году и представлено на Бродвее в 1971 году. Существует две экранизации мюзикла: одна была создана в 1973 году, вторая – в 2000 году. Сюжет рок-оперы рассказывает о событиях, описанных в Евангелии. Однако многие моменты сюжета трактуются в данной рок-опере совсем не так, как в Евангелии.

О российской рок-опере

Композитором для данной рок-оперы стал композитор Алексей Рыбников. «Юнона и Авось» создана на стихи Андрея Вознесенского. Впервые зрители увидели ее 9 июня 1981 года. Сюжет этой рок-оперы рассказывает о реальных событиях. Данное произведение повествует о истории любви Николая Петровича Резанова и Кончиты Аргуэльо.

Николай Резанов был одним из руководителей кругосветной экспедиции. Побывав в Калифорнии, он взаимно полюбил шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо. Влюбленные обручились, но Николай Резанов был вынужден уехать. По дороге возлюбленный Кончиты Аргуэльо заболел и умер. Девушка 35 лет не верила в его смерть и продолжала ждать.

Прослушав арии из вышеперечисленных произведений, Вы насладитесь необычным сочетанием рока и оперной музыки.

Источник: http://top5-top10.ru/top-10-samyx-luchshix-rok-oper/

Русские рок-оперы. Аккорды, звучащие в сердцах

Ритмичные аккорды, динамичная музыка, басы, созвучные со стуком сердца… Заметили ли вы, как прочно вошла музыка в стиле рок в нашу жизнь? А ведь еще совсем недавно, при расцвете Советского Союза, данный стиль музыки был запрещен. А такого понятия, как «русские рок-оперы», даже не существовало. И лишь в 1970 годах первые творения данного жанра были представлены на людской суд.

Сейчас же мы вслушиваемся в знакомые аккорды и подпеваем энергичным музыкантам. И хотя в России данное направление появилось относительно недавно, гениям музыкального жанра уже удалось создать несколько удивительных произведений. Итак, какие же они, русские рок-оперы?

Русские рок-оперы. Орфей и Эвридика

О российской рок-опере allpainter.com

История русских рок-опер начинается с 1975 года. Именно в это время создается первое произведение, относящееся к данному жанру — «Орфей и Эвридика». Музыку написал композитор Александр Журбин, а постановкой руководил известнейший на то время драматург Юрий Димитрин. Но идея принадлежала Анатолию Васильеву – руководителю ансамбля под названием «Поющие гитары». Именно он решил: пришло время русскому зрителю увидеть кардинально новую постановку.

Известно, что в период существования СССР все произведения культуры и искусства подвергались жесткой цензуре. Так как слово «рок» вызывало негативные ассоциации у власти имущих, первоначально спектакль носил название зонг-оперы. Но суть от этого не меняется – «Орфей и Эвридика» стала первым лучом восходящего солнца русского рока.

О российской рок-опере cultuurpodiumonline.nl

Спустя 28 лет после первого выхода рок-опера была занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Ее достижение – самое большое количество сыгранных одним коллективом спектаклей.

Итак, знакомы ли вы с греческим мифом о любви и смерти? Если нет, то пришло время узнать судьбу певца Орфея и его возлюбленной нимфы Эвридики. А чтобы проникнуться этой историей и испытать всю глубину чувств, которые переживают герои, обратитесь к творению музыкантов, создавших прекрасную рок-оперу.

Русские рок-оперы. Звезда и смерть Хокина Мурьеты

О российской рок-опере groovecollector.com2

Вскоре после выхода первой рок оперы, Марк Захаров также решает бросить вызов общественности и создает новый шедевр рок-музыки – оперу «Звезда и смерть Хокина Мурьеты». Ее сюжет и оформление вызвали массовые протесты чиновников, работающих в Министерстве культуры. Но, несмотря на то что показ запрещался 11 раз, постановка все-таки была представлена зрителям в 1976 году.

В центре сюжета – Хоакин Мурьета, несчастный влюбленный, который мстит за смерть своей возлюбленной. Этот разбойник – чилийский Робин Гуд, который становится на защиту всех униженных и обездоленных.

Но его судьба незавидна: враги все-таки одерживают над ним верх. И опасаясь, что мстительный дух вернется, отрубают голову поверженного врага.

Премьера проходит с оглушительным успехом. Через некоторое время выпускается диск с оперой, затем «Звезда и смерть Хокина Мурьеты» становится основой одноименной киноленты.

Русские рок-оперы. Юнона и Авось

О российской рок-опере msk.ticketbest.info

Самая известная рок-опера, которая была создана в нашей стране – это «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова. Название мюзикла соответствует именам кораблей, на которых совершил путешествие вокруг света Николай Рязанов.

Основной сюжет базируется на произведении «Авось!» поэта Вознесенского. Это отражение реальных событий – главный герой существовал в реальности, как и его встреча с женщиной, перевернувший все его представления. Печальная история любви, которая длилась даже после смерти одного из влюбленных, способна растрогать даже самых черствых людей.

Русские рок-оперы. Эльфийская рукопись

О российской рок-опере genefis-gbr.ru

Не только советские музыкальные гении занимались созданием рок-опер. В современной российской действительности также есть одаренные люди, занимающиеся подобными проектами. К ним относится известнейшая российская рок-группа – «Эпидемия».

Их рок-опера совсем не похожа на те, которые выпускались в советское время. Ведь музыкальные особенности жанра с тех пор претерпели значительные изменения. Да и сами люди тоже изменились.

«Эльфийская рукопись» — масштабный проект, на данный момент состоящий из трех частей. В качестве исполнителей выступают звезды российской рок-музыки, среди которых Артур Беркут, Кирилл Немоляев и Максим Самосват.

Сюжет перенесет слушателей в другой мир, где живут необычные существа – эльфы, гномы и волшебники. Сказанье о борьбе со злом и великой любви, прекрасная музыка в жанре power-metal – вот что ждет тех, кто решит обратить внимание на шедевр рок-группы «Эпидемия»

Русские рок-оперы. TODD

О российской рок-опере beyazperde.com

Музыканты, исполняющие музыку в стиле панк, также создали свою версию рок-мюзикла. Панк-коллектив «Король и шут» в 2012 году представил зрителям свою версию пьесы Кристофера Бонда, повествующей о судьбе Суини Тодда — парикмахера, безвинно осужденного и начавшего мстить всем людям за свою несчастную судьбу. Создатель идеи и человек, исполняющий главную роль – Михаил Горшенев, главное лицо коллектива «Король и Шут». Однако солист панк группы скончался летом 2013 года. Но его зонг-опера ужасов «TODD», состоящая из двух актов, пользуется огромной популярностью по сей день.

На этом у нас все. Мы очень рады, что вы заглянули на наш сайт и провели немного времени для обогащения новыми познаниями.

  • Присоединяйтесь к нашей группе Vk, чтобы быть в курсе новых событий.
  • Также рекомендуем к прочтению статью: Русские рок-оперы. Аккорды, звучащие в сердцах
  • Вам понравилась эта статья? Мы будем рады, если вы поделитесь ссылкой этой страницы с друзьями
Читайте также:  Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Источник: https://www.YaUmen.ru/russkie-rok-opery/

Первая российская рок – опера. История создания | Обморок и Мама этно-фолк группа

О российской рок-опере

В 1976 году состоялась премьера первой российской рок – оперы «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» на сцене московского театра Ленкома. Поставленный Марком Захаровым по поэме чилийского писателя Пабло Неруды на пике солидарности с чилийским народом, спектакль был наполнен политическим смыслом. В те дни со страниц газет не сходили имена Сальвадора Альенде, Виктора Хара, Луиса Корвалана.

Создание первой рок-оперы

Никого не могла оставить равнодушным судьба чилийского народа, потерявшего более тридцати тысяч своих сограждан во время военного переворота. На этот мотив было создано полноценное музыкальное произведение.

Опера была написана композитором Алексеем Рыбниковым после триумфального шествия по странам и континентам самой популярной рок – оперы «Иисус –Христос –суперзвезда». Либреттист Павел Грушко удачно перевел стихи и адаптировал поэму для сцены. Ее оригинальное название – «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, убитого в Калифорнии 23 июля 1853».

Спектакль выдержал 17 сезонов в родном театре и был многократно показан в других городах страны на различных сценических площадках и стадионах.

О российской рок-опере

Основная идея, фабула оперы

Действие спектакля происходит во время золотой лихорадки в Калифорнии в середине девятнадцатого века. Сюжет оперы развивается на протяжении 3-х лет. Романтика золотоискателей, которой не чуждается и главный герой событий Хоакино, захватывает и янки, и коммивояжеров, и ковбоев.

Музыка ярко передает колорит американского севера, рельефно рисует музыкальные портреты – характеристики главных персонажей.

Сюжет, написанный в лучших традициях вестерна, содержит бурное развитие и трагическую развязку событий.

Хоакин Мурьета, герой латиноамериканского фольклора, подобно Робин Гуду, пытающийся создать вокруг себя атмосферу торжества правды и справедливости в конце концов погибает в неравной борьбе за это.

«Звезда и жизнь Хоакино Мурьеты» несет в себе основные черты популярного во всем мире оперного жанра.

Столкновение противоборствующих сил, конфликтность, многообразие сюжетных линий, а главное – великолепная музыка Алексея Рыбникова ставят спектакль в один ряд с лучшими операми, написанными в стиле «рок».

В любом случае рок-опера на сегодняшний день является популярным направлением музыки. Оно развивается в том числе за счет огромных творческих вложений современных рок-музыкантов.

Источник: http://obmorokimama.ru/pervaya-rossiyskaya-rok-opera-istoriya-sozdaniya/

Яростные русские рок-оперы

Гитарист ансамбля «Ариэль» Сергей Антонов

За первые 10 лет своего существования челябинский ансамбль «Ариэль» стремительно прошел сразу несколько творческих этапов. Самодеятельные музыканты начинали с битловских каверов, потом на музыку Леннона-Маккартни накладывали свои тексты, затем перешли к биг-биту собственного сочинения. Добились успеха у себя в городе, но тут же ушли от битловского копирования в арт-рок на основе русских народных песен, чем удивили уже весь СССР. И немедленно обратили на себя внимание лучших композиторов страны. Для «Ариэля» специально писали Раймонд Паулс, Александр Зацепин, Александр Морозов. Их усилиями оригинальный челябинский прогрессив-фолк сменился на набор отменных поп-шлягеров: «На острове Буяне», «В краю магнолий», «Баба-Яга».

Однако на исходе уникальной десятилетней дороги к успеху челябинская группа резко шагнула за творческий горизонт, создав, быть может, самые главные свои музыкальные произведения – трилогию из русских национальных рок-опер: «Емельян Пугачев», «Мастера» и «За землю русскую».

Игравшихся на сцене вживую силами одного только «Ариэля» — шестерых талантливых уральских артистов.

Увы, сегодня те рок-оперы абсолютно забыты, они не были изданы на «Мелодии», удивительные произведения не были даже записаны в нормальной студии, у челябинских меломанов остались только ужасающего качества «концертники».

ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ

Валерий Ярушин в роли Кирпичникова в рок-опере «Емельян Пугачев»

Первая рок-опера вышла у «Ариэля» в 1978 году – «Емельян Пугачев». Автором идеи и продюсером выступил музыкант ансамбля «Песняры» Валерий Яшкин, он же написал удачное либретто, переработав поэму Сергея Есенина «Пугачев».

— Яшкин предложил мне сочинить для всего этого мелодии, и чем больше я вчитывался в поэму, тем сильнее ощущал какую-то беспомощность перед потрясающим есенинским стихом, — вспоминает лидер «Ариэля» Валерий Ярушин. — Несколько месяцев я просто не мог приступить к написанию музыки — все обдумывал, писал на бумажных клочках неожиданно возникающие темы. Потом подсчитал, на работу над «Пугачевым» у меня ушло ровно 9 месяцев.

Из более двадцати действующих лиц есенинской поэмы Яшкин выбрал шесть главных персонажей и сделал под них либретто. Емельяна Пугачева сразу прописали под харизматичного вокалиста группы Льва Гурова. Образ Сторожа очень подошел поющему барабанщику, очень артистичному Борису Каплуну. Валерий Ярушин взял себе скромную роль Кирпичникова.

И совершенно звездный час наступил для вокалиста и клавишника Ростислава Геппа, который сыграл и спел партии мятежника Хлопуши. Того самого Хлопуши, знаменитый монолог которого в те же годы читал со сцены театра на Таганке Владимир Высоцкий.

От сравнений было никуда не деться, но умеющий когда надо включать отменный баритон, а когда надо просто по львиному рычать, челябинец сыграл без малейшего заимствования.

Ростислав Гепп в образе Хлопуши

Как водилось, «Ариэль» обкатал рок-оперу в родном Челябинске, премьера состоялась 8 мая 1978 года в ДК «Автомобилист». Восторг! А 13 декабря «Емельян Пугачев» сделал то, что не удалось совершить 200 лет назад казачьему атаману – взял Москву.

В клуб МГУ Ярушин и администратор ансамбля Юрий Белишкин (позже работал с группой «Кино») собрали весь бомонд: чиновников из Союзконцерта и Госконцерта, композиторов Никиту Богословского и Александра Журбина (автора первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика»), авторитетных журналистов. И вишенка на торте, среди зрителей – Алла Пугачева! Первые ряды трясли драгоценностями и, самодовольно оглядываясь вокруг (о, а неплохая компания собралась!), вежливо сводили ладоши. А с галерки веселые и жадные до всего нового студенты МГУ отчаянно аплодировали практически после каждой сцены.

— Мы старались, ведь это была первая отечественная рок-опера, поставленная силами одного ансамбля, — говорит Гепп. – Вышедшая годом ранее «Орфей и Эвридика» Журбина формально принадлежит «Поющим гитарам», но по факту там человек сорок выходило на сцену, а нас – всего шестеро.

Журбин, кстати, потом поздравил с успехом, Алла Пугачева нашу рок-оперу очень хвалила, за кулисами после премьеры хлопала Гурова-«Пугачева» по плечу и с усмешкой называла Батей.

А заслуженный композитор Богословский, который своими публикациями нас нередко выручал, не сказал после премьеры ни слова, ушел молча и затем вообще от «Ариэля» отвернулся.

Выяснилось потом, что Никита Богословский как раз в это время начал активно продвигать своего сына Андрея, который написал мюзикл «Алые паруса», тоже рок-оперу, по сути. И тут мы семейству Богословских дорогу перебегаем со своим «Пугачевым».

Пролог из «Емельяна Пугачева»

С «Пугачевым» «Ариэль» проехал весь Советский Союз, дав по всей стране 274 представления. И везде челябинскую рок-оперу принимали отлично. Но до записи на «Мелодии» дело так и не дошло.

МАСТЕРА

Валерий Ярушин решил не останавливаться на достигнутом, вновь в творческом тандеме с Валерием Яшкиным погрузившись в работу над рок-ораторией «Мастера» на стихи Андрея Вознесенского. Это было очень смелое решение.

Ведь еще недавно Первый секретарь ЦК КПСС на съезде Союза писателей в лицо именно Вознесенскому выкрикнул с трибуны: «Господин Вознесенский, вон из страны!».

Но «Ариэль» продолжал гнуть свою тему русской народной рок-музыки, а для этого стихи гонимого поэта подходили как нельзя кстати.

Кудри — стружки, Руки — на рубанки. Яростные, русские,

Красные рубахи.

Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай. Мы, как дьяволы, работали, а сегодня — пей, гуляй! Гуляй!

Девкам юбки заголяй!

«Мастера» — это положенный на музыку взволнованный рассказ о строительстве храма Василия Блаженного, о страшном противостоянии отчаянных русских зодчих и государственной бюрократической машины, о творческом русском восстании перед боярской элитой, преклоняющейся перед Западом. (Сегодня, кстати, рок-опера звучит мегаактуально!).

Поэма о Средневековой Руси, написанная современным языком, дала возможность «Ариэлю» раскрыть ее содержание современными же музыкальными средствами. Экспрессивный текст. Смелые мелодии Ярушина. Профессиональная игра музыкантов, знающих толк в арт-роке.

И во время премьеры для большего погружения в тему – видеоряд слайдов иконописи Андрея Рублева.

Оформление сцены на премьере рок-оперы «Мастера»

— Это был шок! – делится впечатлениями от первого просмотра «Мастеров» Александр Красноперов, один из побывавших на премьере зрителей. — 40 минут рок-оратории ввели меня в какой-то столбняк, так что в перерыве я мог только молча курить, стоя у стены, не в силах что-либо сказать. Подобное состояние было почти у всех присутствующих в зале.

Это было откровение, открытие, прозрение и катарсис! Я, разбирающийся в рок-музыке как в своем доме, побывавший на «Тбилиси-80», читающий лекции по музыке и поэзии, был оглушен и раздавлен. Это был РУССКИЙ РОК! Нет, не тот рок, который поют на русском языке с английским акцентом.

Это была рок-музыка, созданная на основе русских народных гармоний, входящая прямо в душу и выворачивающая ее наизнанку.

Читайте также:  Арабский фольклор – зеркало востока

— Если в «Емельяне Пугачеве» было, на мой вкус, слишком много театра, то «Мастера» — это шедевр, который во время прослушивания не требует визуального ряда и действа, здесь царит МУЗЫКА, — говорит композитор Дмитрий Локтионов.

— Арт-рок, сочиненный по стандартам мирового уровня, с яркими аранжировками и классными инструментальными находками.

«Мастера» — это сложная, разносторонняя, многоплановая интеллектуальная музыка, совершенно не похожая на тот примитив, который играется современными группами в XXI веке.

В начале 80-х одним людям хотелось делать сложную музыку, а другим — хотелось ее слышать. В «Мастерах» чувствуется влияние на «Ариэль» и Yes, и Genesis, и King Crimson, где-то слышен Рик Уэйкман. Минимум фирменной для «Ариэля» фолк-составляющей, по максимуму – самая продвинутая на тот момент музыка Запада.

Замечательная клавишная работа, за которую отвечали в челябинской группе Сергей Шариков и Ростислав Гепп. Потрясающий инструментальный тандем! «Ариэль» в 81-му году был экипирован отличными инструментами, которых не было у «Веселых ребят» или «Голубых гитар», игравших примитивный ВИА-музон.

А у челябинцев кроме рояля имелось и «Хоннер-пиано», клавишный инструмент, внутри которого проходили гитарные струны, с помощью него Гепп создавал «Ариэлю» уникальный саунд. И у Шарикова – аналоговые клавиши Korg Delta и Korg Poly-61, которыми он умел пользоваться в совершенстве.

Слова «похоже на Рика Уэйкмана» — это комплимент, а не усмешка. В аналоговую эпоху сыграть так, как Уэйкман, в мире могли единицы! Это вам не цифровой синтезатор, тогда нужно было играть и думать. Шариков с Геппом создавали тембры авторские, дизайнерские, бутиковые — удивительно красивую музыкальную палитру.

Так же мастерски в «Мастерах» работает ритм-секция в лице Валерия Ярушина и Бориса Каплуна, как инструменталисты они здесь выложились по полной.

Отрывок из «Мастеров»

«Мастера» произвели фурор среди музыкальных экспертов, но не тронули массовую аудиторию. Слишком сложно… Плюс «Ариэль» допустил продюсерский просчет, строя премьерную программу из двух отделений: в первом давались «Мастера», во втором шли эстрадные «В краю магнолий», «На острове Буяне» и прочая «Старая пластинка».

Конечно, необычное впечатление от завернутого арт-рока и сложных стихов Вознесенского тут же смазывалось более доступными танцевальными хитами.

Трудно представить, чтобы творивший в одно время с «Ариэлем» Алексей Рыбников после представления «Юноны и Авось» (вышедшей в один год с «Мастерами») вдруг бы начал после арии Резанова и финального «Аллилуйя» потчевать зрителей поп-песенками типа «Бу-ра-ти-но!» или «Я тебе, конечно, верю». Мол, а вот еще это у меня есть…

Увы, на «Мелодии» охотно издают «ариэлевские» развлекательные «магнолии», но опускают шлагбаум худсовета перед музыкой серьезной и очень русской.

С МЕЧОМ И ГИТАРОЙ

Фотосессия для оформления афиши для рок-оперы «За землю русскую»

И все же Валерий Ярушин решается на эксперимент по созданию еще одной крупной музыкальной формы – рок-думы «За землю русскую» на тему «Слова о полку Игореве».

— В 1985 году исполнялось 800 лет знаменитому славянскому писанию, и я по предложению все того же Яшкина опять окунулся в серьезную атмосферу, — вспоминает Валерий Ярушин.

— Челябинская филармония раскошелилась на очень дорогие костюмы и даже холодное оружие – мечи, копья, кинжалы, а в мастерских оперного театра делались отличные декорации. Особенно эффектным у Стаса Геппа, сыгравшего хана Кончака, был головной убор, — балахон с рыжей лисицей.

Увы, премьера в Москве в кинотеатре «Новороссийск» прошла не так, как бы я хотел, — скромновато. Собрался бомонд, но кайфа, какой был в «Пугачеве», не случилось. Отсутствовал трепет — самая важная составляющая любого успеха.

Идет представление «За землю русскую»

Валерий Ярушин скромничает, а зрители приняли его рок-думу очень тепло, собрав на премьерный показ аншлаг во дворце спорта «Юность». В «За землю русскую» уже больше фолка, и оттого произведение выглядит очень цельным.

У Ярушина получился практически идеальный синтез западного арт-рока, прогрессив-рока и русской пентатоники. Пожалуй, это в наибольшей степени «ариэлевская» работа, чем предыдущие рок-оперы, здесь царит напевность и народность в музыке, присущая челябинскому ансамблю.

Талант Валерия Ярушина как аранжировщика в ней проявился в высшей степени. Безумно обидно, что такая достойная рок-опера не была записана в нормальной студии.

Рыбникову с его «Юноной и Авось» повезло (она ставилась в Москве), а работавшему в провинциальном и не имевшем своей студии Челябинске «Ариэлю» зафиксировать ни на виниле, ни даже в виде магнитоальбома «За землю русскую» не удалось.

Мастера челябинской филармонии сделали для «Ариэля» специальные доспехи и отковали холодное оружие

— В «За землю русскую» поражает сочетание хтонических русских мотивов и современных, — говорит поэт и автор мюзиклов Константин Рубинский. – Вообще всей этой трилогией «Ариэль» четко застолбил себе место в высшей лиге мирового фолк-рока. Да, иногда фрагменты и даже аккорды «ариэлевских» рок-опер почти дословно повторяют западную музыку.

Например, начало композиции «Сторож» из «Пугачева» очень похоже на начало фрагмента «This Jesus Must Die» из знаменитого произведения Уэббера и Райса. А в «Мастерах» — «Их было смелых семеро» — аккомпанемент мне напоминает почему-то музыкальный рисунок в композиции «Fasten Seat Belt» ансамбля Space.

Но это и понятно, ведь «ариэлевцы» жили этим тогда, дышали тем, что очень неявственно доносилось из-за рубежа. И что могли, подхватывали, отражали, развивали, транслировали, но и прививали к исконно русскому народному корешку, подвергали перекличке времен, рифмовали со знаковыми событиями русской истории и культуры.

Вот почему музыкальная ткань этих сюит разнообразна, динамически подвижна, эмоционально пластична. И в то время эти вещи, думаю, были невероятным открытием для слушателя.

«За землю русскую» — ария князя Всеволода и его дружины

Все три произведения Ярушина и «ариэлевцев» пронизаны любовью к России, содержат элементы русской народной музыки, сюжеты всех трех рок-опер держатся на событиях русской истории.

То есть тренд на «народность» и «русскость» в своем творчестве, заданный Ярушиным и «Ариэлем» в середине 70-х, был бережно сохранен и увеличен в иной форме, подаче и стиле – оратория и арт-рок. Настоящий патриот России Валерий Ярушин при этом не имеет звания народного артиста России.

Малахольный танцор «голубой луны» Боря Моисеев – народный артист. Поп-куколка из «Рефлекса», без голоса, но с четвертым размером, награждена орденом «За заслуги перед Отечеством». Болгарин в перьях, поющий про синюю яму – народный.

А сделавший в миллион раз больше для русского искусства Ярушин – не заслужил. Когда звучат слова «Министерство культуры РФ», хочется взять в руки автомат…

Сергей Антонов из «Ариэля»

Советская трилогия русских рок-опер из Челябинска сегодня прочно забыта. Концертные записи переизданы не были и беспорядочно гуляют исключительно по Интернету. Живой камбэк возможен, но, увы, не в полном составе. Двое из великолепной уральской шестерки, с гитарами наперевес вышедшими постоять «за землю русскую», Лев Гуров и Сергей Антонов уже поют вместе с ангелами.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c36ef5d9175d500aabd7db0/5cb328c7082fd100b43bf972

Рок-опера — это… Что такое Рок-опера?

Рок-о́пера (англ. rock opera) — это опера в жанре рок-музыки.

Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.

История

Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who.

Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F.

Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.

Рок-оперы в России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

а также современными произведениями:

  • «2032: Легенда о несбывшемся грядущем», «Эльфийская рукопись», «Преступление и наказание» Артемьева,
  • «Жанна д’Арк», «Паганини», «Кентервильское привидение», «Царь-Девица», «Последнее испытание», «Мастер и Маргарита» Градского, «Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи, молодых музыкантов из Иркутской области.

Немного об Авторах

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно.

Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность.

Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.

Читайте также:  Вистл – народная ирландская флейта. история, основы игры

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

Известные рок-оперы

См. также

  • Концептуальный альбом
  • Мюзикл

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/31790

От «Томми» до «Юноны и Авось»: 7 знаменитых рок-опер

Основоположником жанра и изобретателем термина «rock opera» официально считается гитарист, вокалист и автор большинства песен The Who Пит Тауншенд, рассказавший «в лицах» невероятную историю слепого, немого и глухого мальчика. Наиболее известным в мире отечественным представителем жанра стал композитор Алексей Рыбников, сочинивший в 1975 году «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты».

«Вечёрка» предлагает вашему вниманию подборку классических рок-опер, ставших визитными карточками жанра.

1. «Tommy» (1969)

После того, как капитан Уокер не возвращается после одного из сражений Первой мировой войны, его жене Норе приходит «похоронка». Через четыре года капитан возвращается домой и, обнаружив, что жена нашла себе любовника, убивает его.

Свидетелем преступления становится маленький Томми, которого мать с отцом убеждают в том, что он ничего не видел, не слышал, и никому ничего не скажет. Очень быстро ребёнок действительно становится глухим, немым и слепым. В своём подсознании он учится интерпретировать все физические ощущения как музыку.

Спустя ещё несколько лет Томми обнаруживает в себе талант игры в пинбол, становится международной знаменитостью и освобождает своё измученное сознание.

Культовый альбом The Who долгое время не сходил с театральных подмостков, а в 1975 году был успешно экранизирован Кеном Расселлом. Роли в картине исполнили сами участники группы, а также Элтон Джон, Тина Тёрнер, Эрик Клэптон и Джек Николсон.

  • В 2003 году пластинка попала на 96 место в списке величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а такие песни, как «Pinball Wizard», «I’m Free», «We’re Not Gonna Take It» и «See Me, Feel Me», были признаны чуть ли не вершинами творчества Пита Тауншенда и его легендарной команды.
  • [OBJ The Who — Listening To You (фрагмент из фильма «Tommy» 1975, в роли Томми — Роджер Долтри)]
  • 2. «Jesus Christ Superstar» (1970)

Самой популярной книгой в истории человечества была и остаётся Библия, самой популярной музыкой в 1970 году был хард-рок. В своём третьем по счёту совместном мюзикле Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили заново рассказать историю Иисуса Христа – посредством рок-песен, каждая из которых звучала как радиохит.

В своём либретто Райс в основном следовал евангельским текстам, однако при этом по-своему трактовал многие ключевые моменты Нового Завета.

В частности, роль ведущего персонажа была отдана Иуде, представленном рациональной и последовательной личностью в противовес чересчур эмоциональному и не вполне понимающему цель собственной жертвы Иисусу. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан.

Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила Йоко Оно, и Уэббер отказался от своего предложения.

В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, в этом же году на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла.

В 1973 году режиссёр Норман Джуисон осуществил экранизацию постановки, подвергшуюся нападкам со стороны различных религиозных организаций, однако снискавшую успех у зрителей и критиков.

В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием «Jesus Christ Superstar. Millennium Version».

Переведённый на многие языки мира, «Иисус Христос Суперзвезда» по сей день пользуется фантастической популярностью у любителей театра и рок-музыки. В Москве спектакль идёт в театре имени Моссовета и Московском театре музыки и драмы Стаса Намина.

  1. [OBJ Ария Иуды «Heaven On Their Minds» (фрагмент из фильма «Jesus Christ Superstar» 1973, в роли Иуды – Карл Андерсон)]
  2. 3. «Quadrophenia» (1973)
  3. В основу второй полноценной рок-оперы The Who была положена история двадцатилетнего лондонского мода Джима, сталкивающегося с социальными, музыкальными и психологическими изменениями в молодёжной среде Лондона образца 1965 года.
  4. В 1979 году режиссёр Фрэнк Роддэм снял по мотивам сюжета пластинки картину, которую журнал Total Film в 2004 году внёс в список величайших британских фильмов всех времён.
  5. [OBJ The Who – The Real Me (фрагмент из фильма «Quadrophenia» 1979)]
  6. 4. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1975)

Первая рок-опера в СССР была создана по инициативе режиссёра Марка Захарова на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года». На сцене Ленкома она шла на протяжении 17 сезонов.

По рекомендации Юрия Энтина, к написанию музыки был привлечён преподаватель Московской консерватории Алексей Рыбников.

Предпремьерные показы вызвали бурю негативной критики среди чиновников из Управления культуры, в результате чего спектакль 11 раз запрещали к показу.

Роль Мурьеты в спектакле исполнил Александр Абдулов, роль Смерти — Николай Караченцов. В 1982 году режиссер Владимир Грамматиков снял одноименный полнометражный фильм.

[OBJ Ария Звезды (фрагмент из фильма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» 1982)]

5. «The Lamb Lies Down On Broadway» (1974)

«Уберите ваши пальцы от моих глаз!» — такими словами начинается либретто к одному из самых противоречивых и амбициозных концептуальных произведений в истории рок-музыки.

Последний альбом Genesis с Питером Гэбриэлом, «The Lamb Lies Down On Broadway» до сих пор вызывает множество ожесточённых споров в среде меломанов, причём как на родине музыкантов, так и во всем мире. Некоторые считают пластинку вершиной творчества группы, другие путаются в хитросплетениях сюжета и музыкальных «наворотах».

«Это было что-то наподобие «Одиссеи», но с уличным характером, в кожаном жакете и рабочем костюме», — рассказывал Гэбриэл в своих поздних интервью.

В первой половине семидесятых музыкальный театр Genesis «гремел» на весь мир – мало кто мог устоять перед невероятной харизмой солиста, делающего из прог-шедевров мини-спектакли. Многие критики относят последний выход Гэбриэла в составе коллектива к жанру рок-оперы, однако партии всех персонажей были исполнены им в одиночку.

  • [OBJ Genesis – The Lamb Lies Down On Broadway/Fly on a Windshield/Cuckoo Cuckoon (отрывки из шоу «The Lamb Lies Down On Broadway») 1974]
  • 6. «The Wall» (1979)
  • Основным автором одиннадцатого студийного альбома легендарных Pink Floyd, стал басист и вокалист Роджер Уотерс, написавший материал на основе собственных переживаний.

Маленький Пинк Флойд растёт без отца под параноидальной опекой матери и сталкивается с жестоким миром в лице подавляющих личность учителей, что не может не отразиться на его дальнейшей истории. Так и не сумев со временем привыкнуть к суровым реалиям мира, Пинк оказывается на грани жизни и смерти и понимает, что справиться с ситуацией можно только разбив стену отчуждения между людьми.

Альбом 23 раза становился платиновым и занимает третье место в списке самых продаваемых в истории альбомов в США. В 1982 году Алан Паркер снял на основе альбома полнометражный фильм, главную роль в котором исполнил Боб Гелдоф — основатель группы Boomtown Rats и будущий организатор фестивалей «Live Aid» и «Live 8».

  1. Несмотря на то, что концепция диска близка к рок-опере, в нём почти отсутствует выраженное повествования от лица героев (за исключением композиции «The Trial»).
  2. [OBJ Отрывок из берлинского шоу Роджера Уотерса «The Wall» (1990)]
  3. 7. «Юнона и Авось» (1980)

В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве».

Захаров обратился с предложением о написании либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал, предложив свою поэму «Авось» (1970).

Сюжет произведения был посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию и его встрече с юной дочерью коменданта Сан-Франциско Кончитой Аргуэльо.

Поскольку словосочетание «рок-опера» в то время было запрещено, авторы представили произведение как «современную оперу». В главных ролях были задействованы Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно с работой над спектаклем в 1980 году была записана аудиоверсия оперы с другими исполнителями.

Премьера рок-оперы состоялась 9 июля 1981 года, через некоторое время (благодаря Пьеру Кардену) состоялись гастроли во Франции, США, Германии, Нидерландах и других странах. За 30 с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее и Украине.

[OBJ «Ангел, стань человеком» из рок-оперы «Юнона и Авось» (1983, в роли Резанова – Николай Караченцов, Кончита – Елена Шанина)]

Источник: https://vm.ru/culture/141755-ot-tommi-do-yunony-i-avos-7-znamenityh-rok-oper

Ссылка на основную публикацию