Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?

Психология сцены. Как преодолеть волнение перед выступлением на сцене

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что почти все люди (не менее 95%!), перед выходом на сцену, на публику, испытывают довольно сильные эмоции. Более того, приемлемый по накалу «страх» и волнение не портят выступление – это вполне адекватная, естественная и даже полезная реакция организма на предстоящее событие.

Например, легендарного музыканта Артура Рубинштейна страх сцены преследовал всю его творческую жизнь. Однако он находил в себе силы преодолевать волнение и производил ошеломляющее впечатление на публику своей виртуозностью.  А всемирно известная британская певица Адель Лори Блу Эдкинс признавалась, что только юмор и шутки помогают ей снимать панический страх перед выступлением.

Предвкушение ответственного, знаменательного момента, всегда наполняет человека определенными чувствами, ощущениями. И если они позитивного характера и не чрезмерной остроты – их скорее можно назвать волнительным энтузиазмом.

Выступающий становится собраннее, энергичнее, и, в результате, показывает себя более успешно, ярко, на максимуме своих умений.

Те, у кого этого предсценического воодушевления нет, праздничное волнение и связанное с ним некоторое беспокойство напрочь отсутствует, часто выступают если не «провально», то безлико или очень посредственно.

Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик

Определить, что эмоции становятся неподконтрольными, а страх сцены зашкаливает, совсем не сложно по характерным симптомам. У юного артиста, особенно у начинающих конкурсантов, могут наблюдаться:

  • головная боль;
  • бледность лица;
  • невнятность речи;
  • изменение мимики;
  • дрожание конечностей;
  • колебание тембра голоса;
  • повышенное потовыделение;
  • зажатость или напряжение мышц;
  • учащенное сердцебиение вплоть до обморока.

Наличие этих основных симптомов, их острота при чрезмерной нервной возбудимости зависят от индивидуальных особенностей выступающего.

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?

Причины страха.  Можно ли побороть волнение перед выступлением на сцене?

Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и конкурсных выступлений, обусловлены двумя основными причинами: внешними и внутренними. К внешним относятся факторы, влияющие на юного исполнителя извне. К внутренним – те или иные особенности его восприятия окружающего мира и ощущение себя в нем.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести все, что оказывает на сознание и психику ребенка постоянное давление, укореняясь в его подсознании ощущением собственной несостоятельности. В этом виновны обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него большими авторитетами – родители, педагоги, друзья. Например:

  • одергивание, придирки, насмешки;
  • частые резко-критические замечания;
  • постоянное выражение недовольства;
  • чрезмерная строгость и требовательность;
  • или, наоборот, восхваление и превознесение не в меру его таланта.

Все это приводит к тому, что внушаемый ребенок, выступая на сцене, будет вкладывать всего себя не в демонстрацию своих истинных способностей, умений и навыков, а на то, чтобы «угодить» своим «доброжелателям», не подвести их чаяния, доказать свое превосходство. Думая и настраиваясь только на эти цели, юный исполнитель, вряд ли справится со своим волнением и не будет блистать на сцене. Впрочем, внешние причины сильно действуют не на всех.

Внутренние причины

Внутренние причины боязни и чрезмерного волнения перед публичными и конкурсными выступлениями сугубо индивидуальны и, в то же время, схожи между собой. У них фактически один корень. Это внутреннее несоответствие личности с окружающим обществом – оно воспринимается как нечто «чужое», враждебное, его нужно «завоевывать».

Особенно тяжело приходится перфекционистам – личностям, стремящимся к идеалу.

В предконцертном состоянии они предъявляют к себе повышенные требования и придают слишком большое значение мнению о себе со стороны зрителей, жюри, родителей и педагогов, которые «столько в него вложили!».

Ведь юному артисту приходится доказывать свою исключительность, идеальность, и если случаются ошибки, у него стремительно нарастает стойкая неуверенность в своей состоятельности.

Так же уязвимы и перехваленные, чрезмерно горделивые натуры, считающие, что быть «лучше всех» – это их призвание и дело чести. Страх возможного «провала» нередко вызывает у них боязнь серьезной сцены – нежелание выступать на конкурсах. 

3 основных приема для снижения волнения в подготовительный период

Чтобы успешно преодолевать излишнее волнение, избавляться от страха перед ответственным концертом, конкурсным прослушиванием или кастингом юные дарования должны понимать причины и симптомы их проявления, знать, что их вызывает, и как держать под контролем.

  1. Нужно осознать – перед сценой все равны, все волнуются, и принять мысль, что «чудищ» можно и нужно укрощать, иначе они будут основательно мешать развитию исполнительского мастерства и концертной карьере. Непременно помогут:
  • заблаговременная и тщательная подготовка к выступлению (трудно обрести уверенность в себе «на пустом месте» – ничего для этого не предпринимая);
  • методы аффирмации (аутотренинга), позволяющие «по-хорошему договориться» со своим подсознанием о беспочвенности излишней тревожности;
  • изменение отношения к результату выступления – признание своего права на ошибки;
  • практика мысленной визуализации одобрения публики в зрительном зале и атмосферы праздника;
  • навыки импровизации (знаменитый балетмейстер и педагог А. Я. Ваганова говорила: «Лучше плохо, но по-своему!»).
  • опыт, опыт и еще раз опыт выступлений на публике в непривычной обстановке и разном количестве стечения людей.
  1. Не переусердствовать с «силовыми» способами устранения проблем сценического волнения. Командные советы: «соберись», «возьми себя в руки» и т.п. «жесткие» установки чаще производят обратный эффект. Они не отвлекают тревожность, а нагнетают ее.
  2. Хорошо работает сосредоточение не на ожидаемом результате выступления, а на его творческом процессе. Наслаждение своим выступлением, при котором артист полностью погружается в мир музыки или танца, увлекает зрителя, никого не оставляя равнодушным.

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?

Советы и упражнения для снижения волнения на сцене

Единого и универсального рецепта для всех случаев сценического волнения нет. Однако стоит прислушаться к ряду действенных советов.

  • За 30-40 минут до выступления целесообразно сделать несколько физических упражнений для разных групп мышц (попрыгать, помахать руками, произвести растяжки).
  • Активизировать работу мозга, например, математическими вычислениями.
  • Напевать мысленно или вслух приятную, любимую мелодию – это «прочистит» голос, а жевательная резинка (немного и недолго!) может снять напряжение в челюсти.
  • Заменить слово «надо» на установку «хочу!» (мне хочется выступить для зрителей в зале»).
  • Вспомнить о чем-то веселом – смех расслабляет и снимает беспокойство. Можно, например, мысленно представить, как ваши педагоги и члены жюри в свое время сами «тряслись» перед выходом на сцену.
  • Выходите на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой – на нее непременно ответят встречными улыбками, и это придаст вам уверенности.
  • В любом случае, если что-то пойдет не так, просто продолжайте выступать еще и еще на разных сценах, с другим репертуаром и с гораздо большим опытом. 
  • Расписание наших Международных конкурсов до конца 2018 года
  • Международный вокальный конкурс «МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР»
  • 9–12 мая, г. Санкт-Петербург, Россия
  • Прием заявок до 28 апреля

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/vokalnyj-konkurs-muzykalnyj-mir/

Международный вокально-хореографический конкурс «ЗВЕЗДНАЯ ПЛАНЕТА»

9–12 июня, г.-к. Геленджик, Россия

Прием заявок до 1 июня

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/vokalno-horeograficheskij-konkurs-z/

  1. Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА» (ЛЕТНИЙ ЗАЕЗД)
  2. 30 июня – 1 июля, пос. Николаевка, Республика Крым, Россия
  3. Прием заявок до 10 июня

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-horeograficheskij-konkurs-feeriya-tantsa/

  • Международный форум эстрадной и джазовой музыки
  • 5–7 октября, г. Москва, Россия
  • Прием заявок до 21 сентября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/forum-estradnoj-i-dzhazovoj-muzyki/

  1. Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА»
  2. 29 октября – 2 ноября, г. Минск, Республика Беларусь
  3. Прием заявок до 14 октября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/horeograficheskij-konkurs-feeriya-tan/

  • Международный конкурс циркового искусства «ЗВЕЗДНЫЙ КОНТИНЕНТ»
  • 30 ноября-2 декабря, г. Ульяновск, Россия
  • Прием заявок до 18 ноября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-konkurs-tsirkovogo-iskusstva-zvezdnyj-kontinent/

  1. Международный форум классической музыки
  2. 5-9 декабря, г. Москва, Россия
  3. Прием заявок до 4 ноября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-forum-klassicheskoj-muzyki/

Источник: http://www.soundslife.ru/psihologiya-stseny-kak-preodolet-volnenie-pered-vystupleniem-na-stsene/

Как преодолеть волнение и страх перед публичным выступлением

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с необходимостью выступить на мероприятии, которое может положительно повлиять на его будущее, учебу или карьеру. Уверенная и информативная речь — залог успеха.

Некоторым людям не под силу взять себя в руки и справиться со страхом. Поэтому информация о том, как побороть волнение перед выступлением самостоятельно, остается актуальной для людей разных возрастов и специальностей.

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?

Почему появляется страх

Волнение и страх перед выступлением на сцене проявляются в разной степени — кто-то ощущает это вплоть до тошноты и головокружения, у других потеют руки. Чтобы знать, какие пути преодоления этой проблемы выбирать, нужно изучить причины появления:

  • боязнь большого количества незнакомых людей и публичных мест из-за собственной неуверенности и необщительности;
  • опасение забыть слова, оговориться, выглядеть глупо;
  • ложная убежденность в том, что публика настроена строго оценивать исполнителя, предвзято относится к нему.

Формирование этих факторов происходит еще в детстве. В общественных местах часто можно стать свидетелем того, как родители пытаются унять громко разговаривающего малыша.

Может быть еще и такая причина, как неудачный опыт в прошлом. Если человек уже имел возможность выступать на сцене, и это прошло не так гладко, как ожидалось, ему особенно страшно повторно оказываться перед публикой.

Какова бы ни была причина сценического страха, существует ряд действенных методов для его преодоления.

Почему не стоит бояться выступать

Когда известны причины паники к публичным выступлениям, намного легче ее перебороть, но изначально нужно постараться убедить себя, что мы зря так сильно переживаем.

Аудитория вовсе не станет искать какие-либо недостатки выступающего. Люди хотят получить нужную информацию от выступления или насладиться им. Музыканту стоит максимально сосредоточиться на инструменте, попытаться донести зрителю эмоциональный смысл композиции. А вот исполнителю с серьезным докладом или презентацией нужно контролировать «дотошность» своего рассказа.

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?

С какой бы темой ни было связано публичное выступление, важно помнить о его преимуществах:

  • улучшение навыков во время тщательной подготовки;
  • шанс быть замеченным профессионалами;
  • получение опыта, необходимого для будущих выступлений.

Если тревога и страх все-таки не покидают, помогут некоторые советы.

  1. Важную роль играет подготовка, многочисленные репетиции. Зная свои слабые места, легко понять, над чем нужно усердно поработать. Их помогут выявить друзья, выступающие в роли слушателей, или тщательный анализ собственной программы.
  2. Посмотреть на себя со стороны — это тоже ключ к успеху. Зритель — обычный человек, который хочет хорошо провести время и получить положительные эмоции, отдохнуть морально и физически. Необходимо знать предпочтения и потребности слушателей, тогда будет легко побороть тревожные мысли о том, что им не понравится выступление.
  3. В литературе и интернете есть множество специальных несложных практик и упражнений, которые помогут научиться общаться со зрителем, бороться с излишней замкнутостью.
  4. Нужно представить идеальное выступление, «разыграть» его заранее, подумать, какие вещи делают исполнение незабываемым. Зрителю запомнится хорошее настроение выступающего, его заразительная улыбка, диалог с залом.
  5. Важно продумать свой внешний вид и сделать это не за час до мероприятия, а минимум за день. Одежда должна быть комфортной и не смущающей в первую очередь самого выступающего. Комфортной — не значит домашней, дресс-код должен соответствовать тематике выступления, создавать определенное настроение, быть частью номера.
  6. На ночь перед днем икс можно принять таблетки для снятия тревоги и стресса или выпить травяного чая с мелиссой, мятой или ромашкой. Здоровый сон — залог успешного дня. Некоторые действенные препараты: Ново-Пассит — лекарство растительного происхождения, нормализующее работу нервной системы; Пустырник форте — мягко снимает тревожность и благотворно сказывается на настроении; Персен — хорошо справляется с бессонницей и стрессом, поддерживает заряд бодрости днем.
  7. Принятие ванны с пеной и маслами. Теплая вода снимет эмоциональное и физическое напряжение, поможет успокоиться и найти внутренний баланс. Наслаждаясь процедурой, можно мысленно повторять предстоящее выступление, т. к. наедине с собой люди более смелые, чем перед публикой.

Что поможет успокоиться перед выступлением

Известные музыканты и ораторы советуют несколько тренировок для дыхания, которые помогают расслабиться и победить страх перед выступлением. Сделать глубокий вдох, сосчитать до трех, а затем выдохнуть и повторить так 10 раз. Чтобы убрать из головы ненужные мысли, стоит подумать о том, что ждет выступающего после мероприятия — овации, комплименты, вкусный ужин, расслабляющая ванна.

Читайте также:  Самые известные марши

Это подбадривает и рождает желание скорее выступить, а не бежать со сцены. Перекусить что-то легкое все-таки придется, на голодный желудок выступать не советуют — обычно недоедание дает о себе знать не вовремя. Это заставит нервничать и хотеть скорее удовлетворить потребность, а не вложить все силы в выступление.

Непосредственно перед выходом на сцену проделайте несколько упражнений для того, чтобы справиться с волнением:

  1. Очень действенной является дыхательная гимнастика. Для начала нужно сделать несколько глубоких вдохов, а затем поочередно закрывать одну ноздрю и дышать второй. Важно представлять, будто в легкие с воздухом попадает спокойствие и уверенность, а выдыхается напряжение и страх.
  2. Полезна разминка всего тела. Необходимо глубоко вздохнуть и на выдохе распрямить все, что возможно — спину, шею, руки, пальцы. Обязательно побыть в этом положении несколько минут, а затем медленно сесть и расслабиться.
  3. Чтобы люди не пугались слишком натянутой улыбки и зажимов мышц лица, можно проделать такое легкое действие: голову опустить и несильно потрясти ей из стороны в сторону. Спустя пару минут мышцы лица расслабятся.

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?

Как побороть волнение на сцене

Во время выступления исполнителю стоит смотреть в глаза зрителям. Это создаст необходимый контакт, особую связь, а по реакции людей можно понять, что их цепляет больше всего.

Поза должна быть уверенной, устойчивой. Не стоит подгибать ноги, прятать руки в карманы, тянуть за рукава одежды и т.д.

Если совершена ошибка, то важно не заострять на ней внимание, продолжать уверенно выступать — многие зрители даже не заметят ее.

Если забыли слова, нужно вспомнить, что слушатели всегда на вашей стороне. Все они такие же люди, понимающие и готовые поддержать, поэтому можно перевести эту ситуацию в шутку или жестом попросить аплодисментов.

Необходимо понимать: зрители не знают, что выступающий чувствует в данный момент. Они не собираются искать недостатки, а если постоянно думать об обратном, то преодолеть беспокойство не получится.

Навык красиво и уверенно выступать приходит вовсе не сразу, а с опытом, так что рекомендуется использовать любую возможность участвовать в различных мероприятиях.

Важно задуматься не о негативных последствиях выступления, а о положительных. Это настоящий шанс проявить себя, показать свой талант публике, запомниться у большого количества людей, получить опыт и отличное настроение.

Источник: https://urazuma.ru/trevoga/kak-poborot-volnenie-pered-vystupleniem.html

Боязнь сцены: страшная тайна классической музыки. Как справиться с волнением

Немногие исполнители признаются в этом, но боязнь сцены – серьезная проблема многих классических музыкантов.

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?

Боязнь сцены похожа на безумие: появляется без предупреждения, как гром среди ясного неба. Именно так это случилось у шотландского пианиста Стивена Осборна, одного из самых грамотных и эмоциональных современных пианистов. Около десяти лет назад, во время исполнения 23го фортепианного концерта Моцарта, ему вдруг показалось, что он вот-вот забудет следующую ноту.

«Волнение охватывало меня все больше и больше, — вспоминает музыкант, — И хотя я ничего не забыл, ощущение было, как будто я тону, и вода уже прямо у меня под носом».

Осборн был так обеспокоен этим происшествием, что обратился за помощью к когнитивному психотерапевту.

«Он научил меня нескольким приемам, например, перед выступлением представлять, что я где-то в спокойном, безопасном месте, скажем, на цветочном луге. Это помогало, но я всегда понимал, что это ненадолго».

Затем, несколькими годами позже, во время исполнения первого фортепианного концерта Рахманинова случилась настоящая катастрофа.

«Это было как землетрясение, потому что на этот раз у меня на самом деле были провалы в памяти, и я понимал, что все выступление катится к чертям. Это было ужасно, и повторялось снова и снова. Мне стало казаться, что это конец моей карьеры.

Каждый раз перед выходом на сцену я думал «Как же я могу выходить и выступать, когда прекрасно знаю, что сейчас неминуемо случится?»

Осборн не единственный, кто подвержен этому страху. У многих музыкантов боязнь сцены проявляется такими пугающими симптомами, как тремор пальцев и учащенное сердцебиение.

Музыканты-классики больше других страдают от проявлений боязни сцены, так как для них точность и виртуозность превыше всего.

Допустишь ошибку в джаз-брейке, и это вряд ли заметят; допустишь ошибку в струнном квартете – и это заметят все.

Неудивительно, что большинство музыкантов скрывают свой страх публичных выступлений, но есть единицы, кто не боится говорить об этом открыто.

В своей автобиографии американская звезда оперы, сопрано Рене Флеминг упоминает о том, что самый страшный приступ боязни сцены случился у нее в 1998 году в Ла Скала, в Милане, когда зрители стали свистеть во время ее выступления в  главной роли в «Лукреции Борджиа» Доницетти. Она стала дрожать, и ее трясло еще несколько дней.  Долгие месяцы после этого происшествия каждый выход на сцену для нее был сущей пыткой.

Польско-американский пианист Леопольд  Годовский настолько сильно волновался на сцене, что играть в полную силу мог только в частном окружении. Другой пианист, Владимир Горовиц, пожалуй, больше других пострадал от боязни публичных выступлений. Однажды, проиграв битву с нервами, он на несколько лет прервал выступления.

Существует много способов справиться с этой проблемой, отнимающей столько сил у музыкантов. Один из них – самый распространенный и самый простой – прием препаратов, притупляющих волнение. В 2012 году исследование среди оркестров Германии показало, что почти треть музыкантов принимают седативные препараты или бета-блокаторы.

Однако, трудность заключается в том, что, притупляя нервное напряжение, лекарства также притупляют интенсивность чувств и творческое вдохновение, которые являются главными атрибутами успешного выступления.

Кроме того, они снимают симптом, но не причину, заявляет Аарон Виллиамон, возглавляющий Центр Исследований Публичных Выступлений в Королевском музыкальном колледже.

«В сущности, боязнь сцены состоит из двух главных компонентов — непроизвольная физиологическая реакция организма на стрессовую ситуацию, выражающаяся в сухости во рту, учащенном сердцебиении и т.п.

; и психологические аспекты, включающие в себя опасные мысли, например, о том, что выступление непременно потерпит фиаско. От физиологических симптомов можно легко избавиться при помощи физических упражнений, которые понижают уровень гормонов стресса, таких, как кортизол.

При психологических аспектах очень эффективна когнитивная психотерапия. Она заключается в том, что необходимо помочь музыканту относиться к выступлению более рационально. Например, вместо того, чтобы считать публику своим врагом, и думать, что представление может быть либо идеальным, либо отвратительным, нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны, а зрители всегда на стороне исполнителя».

Стивен Осборн относится к волнению перед выступлением так же, как он относится к музыкальному произведению – как к сложной и интересной задаче, которую ему предстоит решить. Он никогда не принимал каких-либо препаратов и скептически относится к благоприятному воздействию когнитивной психотерапии.

 «Это методы спортивной психологии: избавься от волнения и добьешься наилучших результатов, — считает он, — Но я думаю, это неприменимо к музыке. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что музыка – это воплощенное переживание: при помощи своего тела ты делаешь эмоциональные переживания живыми и реальными для слушателей.

Если ты отгораживаешься от части своего сознания, это значит, что эмоции во всем своем многообразии уже не будут доступны для тебя». Осборн, напротив, придерживается мнения, которое кажется абсолютно противоположным: он относится к боязни сцены, как к «другу», которого нужно почитать.

«Не нужно бороться с волнениемнужно уметь извлекать из него выгоду».

Очень похоже, что Осборн придерживается старого романтического суждения о том, что «художник должен страдать». «Нет, вовсе нет, — возражает музыкант, — на самом деле, лучше всего я играю тогда, когда меньше всего волнуюсь».

Итак, мы пришли к парадоксальной мысли о том, что боязнь сцены – это хорошо, но только тогда, когда вы не волнуетесь… Однако, Осборн вскоре дает нам путеводную нить, которая выведет нас из этого лабиринта.

Он рассказывает о том, что несколько лет назад прочитал в газете статью о «самоосознавании», которое заключается в том, чтобы сконцентрировать свое внимания на том, что происходит в данный момент, нежели постоянно сожалеть о прошлом или строить планы на будущее.

«Мне понравилась эта идея, — продолжает пианист, — и я окончил двухмесячный курс. Что мне нравится в теории самоосознавания, так это то, что ты перестаешь  пытаться что-то изменить. Если ты понимаешь, что твое сознание где-то блуждает, смирись с этим и просто наблюдай за своими мыслями.

Мы всегда недовольны тем, как разворачиваются события сами по себе, мы всегда пытаемся сделать их другими. Я особенно замечаю это, когда занимаюсь на фортепиано. Удивительно, сколько разрушительной агрессии ты можешь принять от самого себя, когда что-то происходит не так, как ты этого хочешь.

Это в высшей степени непродуктивно».

Эта теория помогает Стивену Осборну справляться со сложными музыкальными произведениями.

«Так было, когда я готовился к записи «Диверсий» Бриттена – это концерт для левой руки с оркестром, — вспоминает Осборн, — До дня записи оставался всего месяц, а мне по-прежнему никак не давались два пассажа. Я был просто взвинчен, ужасно злился на себя.

Затем однажды я вдруг подумал: «Куда меня приведет вся эта негативная энергия? Да, эти места получаются неидеально, ну и что. Я же не операцию на мозге делаю, никто не умрет». И я отпустил ситуацию.  Забавно, что через несколько дней обе проблемы были решены».

В конечном счете, оказалось, что все эти новомодные философии сводятся к простой старой истине: нужно принимать мир и себя таким, как есть.

«Да, это значит, что не нужно тратить столько энергии, чтобы избавиться от чего-то. Волнение и боязнь сцены – это, по сути, игра против себя.  Куда более эффективно находиться в хороших отношениях со всеми проявлениями своей личности».

Иван Хьюит (IvanHewett)

статья из журнала «Телеграф» («TheTelegraph») от 26. 06. 2014

Оригинал статьи http://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/10920925/Stage-fright-classical-musics-dark-secret.html

Перевод Адели Рахматулиной

Источник: http://www.planetatalantov.ru/about/articles/Stage_fright.html

12 приемов, которые помогут убрать волнение перед выступлением на публике

«Как перестать бояться публичных выступлений?» — вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Впервые мы сталкиваемся с необходимостью выступить перед серьезной публикой уже в институте или на работе.

И если в школе выступления перед одноклассниками доставляли вам дискомфорт, и вы ловили себя на мысли – «я боюсь это делать», то задания по работе, где необходимо донести определённую информацию перед профессионалами, скорее всего, приводят вас в ужас.

Но вся эта боязнь публичных выступлений есть только у нас в голове, поэтому от неё можно легко избавиться, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют.

Почему мы боимся публичных выступлений

Волнение перед выступлением на сцене бывает разным, но ощущаем мы одинаковое состояние, которое крайне тяжело побороть: руки и коленки трясутся, пересыхает во рту, голос звучит как будто со стороны, зрители превращаются в одну пугающую массу. Чтобы понять, почему страх так управляет нами и как можно с ним справиться, выясним его причины.

Возможно, самая первая и недооцененная причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко заговорит в публичном месте, то родитель заставит его замолчать. В последующем это и будет объяснением того, почему у человека возникает фобия громко излагать мысли перед аудиторией.

Когда голос зажимается, то это приводит к волнению, и в итоге к страху. Добавить масло в огонь, конечно же, не забудут и школьные учителя, принижающие способности, и одноклассники, которые могут задеть чувства не подумав о последствиях. Эти моменты – причины социальных фобий, в том числе провоцирующих страх публичных выступлений.

Вторая причина, из-за которой бесстрашная публичная речь обходит нас стороной, относится к психологической составляющей страха. Раньше страх был синонимом слова опасность. Почувствовал холод – попытался быстрее согреться, подошел к краю пропасти – испугался высоты и отошел.

Под действием каждодневных стрессов: работы, учебы, экономических и политических изменений в обществе, инстинкт самосохранения претерпел изменений. Вследствие чего волноваться мы начинаем в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением на сцене.

Читайте также:  Как поступить в музыкальное училище?

Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:

  • Боязнь людей как таковых из-за низкой социальной активности.
  • Боязнь сказать глупость или оговориться.
  • Постоянное накручивание себе той мысли, что слушатели негативно настроены по отношению к вам, и будут пристально оценивать выступление.

Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы. В отличие от боязни людей, о которой написано выше, этот страх глубже, и люди даже не осознают, что боятся именно большого скопления людей и страдают таким видом фобии.

Почему не стоит бояться выступать на сцене

Разобравшись в источниках формирования фобии к сценическим выступлениям, нужно в первую очередь убедить самого себя в том, что этого страха нет, что мы зря начинаем волноваться.

Главный момент на пути преодоления страха, который нужно осознать и прочувствовать – публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны и оценить свои навыки работы с аудиторией. Это важно, поскольку каждый день, на работе или учебе мы общаемся с людьми, и когда нам приносит это дискомфорт, у нас падает производительность, ухудшается настроение и т. д.

Бесстрашная публичная речь — ключ к вашей уверенности в себе. Тренируя навыки с помощью изложения информации перед другими людьми, вы доводите действия до автоматического выполнения, и со временем перестанете чувствовать дискомфорт при общении с людьми. Резюмируем полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене:

  • Опыт общения с большой аудиторией, который поможет развить коммуникативные навыки.
  • В процессе подготовки, вы углубите свои знания, связанные с темой выступления.
  • На рабочих конференциях или студенческих саммитах вашу речь заметят влиятельные деятели, что может оказать вам услугу в будущем.
  • При правильной подготовке к докладам, в скором времени ваша речь станет более грамотной.

Как побороть страх сцены

Вы можете убедить себя в том, что публичные выступления полезны, и ваша фобия частично отступит, но страх никуда не денется. Не нужно с ним бороться, он должен быть, чтобы публика получила от вас отдачу.

Другой вопрос, что страх нужно контролировать и знать верные пути его преодоления. Ведь если вы будете сильно нервничать, то это испортит доклад.

Рассмотрим советы, которые помогут вам управлять своей боязнью к выступлениям:

  • Уделите должное время подготовке к выступлению. Вы должны понимать, что говорите, т. е. ни в коем случае не доводите знание текста до автоматизма, поскольку автоматически в случае стресса вы его забудете. Досконально изучите тему выступления, проникнитесь сутью для более глубокого понимания. Помимо того, что говорить, вы должны четко знать, как это говорить. И не нужно думать, что этот аспект никто не прорабатывает. Наоборот, чем больше, человеку приходится выступать на публике, тем больше он понимает насколько важно прорепетировать каждый шаг, чтобы чувствовать уверенность на сцене. Условное правило: 1 минута выступления равна часу работы.
  • Бесстрашная публичная речь должна идти в умеренном темпе, чтобы дыхание оставалось ровным. Если будете тараторить, зрители подумают, что вы не заинтересованы темой, и хотите, как можно скорее избавиться от дискомфортного выступления. Согласные и гласные звуки произносите четко, без проглатывания. Важно избавить речь от слов паразитов, особенно тех, которые проскальзывают в паузы. Оставьте паузы как будто так и было задумано, иначе создастся впечатление, что вы что-то забыли.
  • Вы должны заранее знать перед какой аудиторией выступаете. Какая информация их заинтересует, что они ожидают от этого выступления – учитывайте это при подготовке, чтобы зрители были вовлечены в процесс. Любую тему можно осветить с разных сторон, и вам нужно выбрать именно ту, которая будет актуальна для аудитории. Заранее попросите у организаторов мероприятия списки гостей, изучите в каких сферах деятельности они работают, свяжите свою тему с их работой, сформируйте основные тезисы выступления.
  • Для создания комфортной атмосферы для себя и для аудитории, задайте перед началом выступления диалог. Поговорите с присутствующими на отвлеченные темы. Почувствовав, что контакт установлен, вы можете плавно переходить к презентации информации. Так вы перестанете волноваться, и зрители будут чувствовать себя раскованно.
  • Поменяйте менталитет и задайте себе вопрос: «Для чего я сейчас стою на сцене?». Когда внимание обращено на себя т. е. думаете о том, как выглядите, как звучит ваш голос и т. д., вы начинаете волноваться. Если ловите себя на таких мыслях, то подумаете, вы здесь чтобы показать себя или же, чтобы преподнести полезную для аудитории информацию? Такая установка поможет справиться с беспочвенной фобией.

Как успокоиться и держаться уверенным во время выступления

Если применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже на носу, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:

  • Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.
  • Ваша поза на сцене должна быть уверенной: обе ноги стоят на земле, руки не в закрытой позе, спина прямая. Опорную ногу поставьте вперед для устойчивости. Это позволит кровообращению лучше циркулировать, доставлять в клетки мозга больше кислорода, вы станете меньше волноваться.
  • Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
  • Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
  • Если бесстрашная публичная речь ни с того ни с сего сопровождается дрожью в коленях, то попробуйте мысленно направить на них внимание. Или обманите мозг, и осознанно заставьте коленки дрожать. После этого дрожь часто прекращается.
  • Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.
  • Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы лаконично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.

Рекомендации из данной статьи помогут побороть страх, и бесстрашная публичная речь станет постоянным спутником выступлений на сцене. Вы никогда не скажите – «я боюсь выступать на сцене, я не смогу с этим справиться». Впервые почувствовав себя уверенным перед публикой, вы поймете, что и в жизни стали намного раскрепощеннее, а фобия, преследующая вас, отступила.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/performance/kak-ne-volnovatsya-pered-vystupleniem.html

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене? / Родителям / Детская школа искусств им. В.В. Андреева

 Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами.

Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).

Каждому артисту нужно научиться готовить себя к выступлению, научиться легко входить в оптимальное концертное состояние – такое состояние, при котором страх и волнение не портят выступления.

В этом ему помогут как долгосрочные, постоянные меры (например, спортивные тренировки), так и конкретные локальные меры, к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену (например, особый режим концертного дня).

Физическая активность для общего тонуса артиста

В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо заниматься спортом: подойдут такие виды, как бег и плавание.

А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы.

Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.

Как побороть волнение перед выступлением?

Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене.

Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!

Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии

Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения).

Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.

Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько! Далее психологи рекомендуют представить себе концертный зал, публику и процесс вашего исполнения в деталях.

Этот этап мучителен! Переходить к нему или нет – решать вам! Лучше не портить достигнутое состояние покоя.

Упражнение 2. Ролевая подготовка

При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену).

Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте! Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя.

Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.

Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи, внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).

Мастера сцены советуют…

Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться.

Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения.

С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив! Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера».

Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).

Читайте также:  Транспонирование музыки

Что делать непосредственно перед выходом на сцену?

Нужно избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться: расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку. До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской (мало ли – отстегнулось что-нибудь).

Когда вас объявляют – нужно зажечь улыбку и взгляд! Теперь осмотритесь – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.), и легко и просто выходите к своей публике! Она вас уже заждалась! Подойдите к краю сцены, один раз смело посмотрите в зал, только один раз улыбнитесь публике, постарайтесь рассмотреть кого-нибудь.

Теперь усаживайтесь (или вставайте) поудобнее, представьте себе ключевые такты (чтобы взять нужный темп), приготовьте руки и начинайте… удачи вам! У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры.

Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.

Источник: Музыкальный класс

Источник: http://3musictver.org/parents/konc-sostoianie

Как побороть страх перед выступлением: все ли его испытывают, как справиться с волнением перед публикой, можно ли пить немного алкоголя или успокоительные таблетки? Как избавиться от страха перед выступлением, способы: психологические приемы, дыхательные упражнения, разминка для рук и лицевых нервов

В этой статье мы расскажем, как преодолеть страх перед выступлением. Здесь вы найдете практические упражнения и психологические приемы.

Страх перед выступлением: кто его испытывает?

Большинство людей хотя бы один раз в жизни испытывали волнение, панику или страх перед выступлением. А некоторые испытывают страх перед выступлением постоянно.

Выступление подразумевает не только концертную деятельность. Сюда относится выступление с докладом в учебном заведении, речь на собрании, проведение презентации, тост на торжественном мероприятии, рассказывание стихов наизусть учениками в школе.

Когда человек испытывает страх перед выступлением, тело дает ответную реакцию:

  • Начинают дрожать руки, колени, голос;
  • Сердце начинает учащенно биться;
  • К щекам приливает жар, из-за этого на лице могут появиться красные пятна;
  • Также учащается пульс;
  • Голос деревенеет, и человек не может связать двух слов.

Волнение может проявляться по-разному, в зависимости от личных качеств человека, от аудитории, перед которой приходится выступать, от важности мероприятия.

Многие считают, что страх перед выступлением испытывают робкие люди. Однако это не так. Даже те, кто профессионально владеет ораторским искусством, могут испытывать волнение в большей или меньшей степени.

Важно: Страх перед выступлением является одной из наиболее распространенных фобий в мире.

Поэтому не стоит думать, что вы — один такой человек, который не знает, куда деть глаза во время выступления. В этой статье мы попробуем вам помочь обрести уверенность в своих силах и побороть волнение.

Страх перед выступлением

Как побороть волнение, страх перед публичным выступлением: психологические приемы

На самом деле можно побороть свой страх перед выступлением. Этот навык можно в себе развивать, как и многие другие. Для этого предстоит поработать с двумя аспектами:

  • Научиться устранять физиологическую реакцию тела;
  • Проработать свои психологические установки.

Физиологическая реакция тела выражается в учащении пульса, сердцебиения и т.д. С ней можно бороться специальными упражнениями непосредственно перед выходом на сцену.

А вот проработать свои психологические установки — куда сложнее. С них и начнем.

Основные методы для снижения страха перед выступлениями:

  1. Повышение собственной самооценки. Казалось бы, банальное правило. Но в этом случае оно работает на ура. Часто мы слишком возвышаем значимость других людей в своих глазах. Оценка публики, слушателей, зрителей вашего выступления становится настолько важна, что вы становитесь слишком уязвимым. Вы думаете, что слушатели, которым вы читаете свой доклад, намного умнее, грамотнее, профессиональнее вам, и тем самым программируете себя на неудачу. В это время стоит сконцентрироваться на себе и на процессе выступления, а не на его результате.
  2. Не ставьте перед собой цель — быть совершенным. Многие настолько боятся сделать ошибку, выглядеть перед толпой нелепо, что предпочитают совсем не выступать. В этом случае стоит задать себе вопрос: «Что случится, если вы ошибетесь?» На самом деле ничего смертельного не произойдет, а ошибаться свойственно всем. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
  3. Внешний вид. Перед выступлением вы должны быть уверены в своем безупречном внешнем виде. Если что-то в вашем образе будет не так, это будет только отвлекать ваше внимание от главного — произнесения речи, доклада, презентации, выступления. Поэтому подходите к выбору прически, одежды, обуви, макияжа со всей серьезностью. В данном случае внешний вид — не мелочь.
  4. Практика. Повторение — мать учения. Вы ведь помните эту поговорку, правда? В случае с чувством страха перед выступлением необходимо постоянно практиковаться. Не дайте своему страху овладеть вами. Даже если вы выступили неудачно, это — не повод не выходить на сцену и прекратить публично выступать. После нескольких раз публичного выступления страх начнет постепенно уменьшаться. Все публичные люди когда-то выступали в первый раз, и, наверное, тоже им было страшно. Но потом со временем они привыкли к публике, сцене и страх пропал. Для них публичное выступление стало привычной обстановкой.
  5. Зрительный контакт важен, несомненно. Но многих он сбивает с толка. Например, вы можете столкнуться глазами с недовольным слушателем, который настроен негативно, посматривает на часы и зевает. В таком случае вы легко можете сбиться с речи. Не смотрите на такого слушателя, а лучше найдите того, который будет смотреть с интересом. Опытный оратор ищет отклик в глаза благодарных слушателей. Если вам тяжело выступать и смотреть в глаза кому-либо, постарайтесь смотреть не прямо в глаза, а немного выше — поверх головы. В этом случае будет создаваться впечатление, что вы смотрите на зрителя, но при этом ваше спокойствие никто не нарушит.
  6. Подготовка. Этот пункт мы не зря поместили на последнее место. Ведь именно подготовке стоит уделить наибольшее количество времени. Текст речи, доклада, роли, стихотворение, неважно, о чем вы будете говорить, но свои слова вы должны выучить назубок. Чтобы даже тогда, когда вас ночью разбудят, вы могли рассказать эти строки. Тогда выступать будет гораздо легче и проще. Обязательно репетируйте дома. Речь можно записать на диктофон, также можно выступить перед зеркалом. Если дома есть кому вас послушать — прекрасно, репетируйте перед своими домочадцами.

Правила для успешного выступления перед публикой

Важно: Еще нужно научиться прорабатывать свои ошибки. Даже если вы ошиблись во время выступления, делайте вид, что так и надо.

Не стоит убегать со сцены и прекращать выступление. Просто научитесь улыбаться и продолжать дальше с непринужденным видом.

Есть три варианта дальнейших событий:

  • часть зрителей не поймет, что произошло;
  • часть отнесутся с пониманием;
  • воспоминания о вашей ошибке уйдут после того, как вы блестяще завершите свое выступление.

Просто настройте себя на позитив.

Видео: Страх перед выступлением. Как не волноваться?

Теперь стоит разобраться с тем, как унять страх перед выступлением непосредственно перед выходом на публику.

Попробуйте выполнить следующие упражнения, находясь за кулисами:

  1. Пройдитесь туда-назад. Разомните кисти, пошевелите пальцами. Это поможет снять парализующее напряжение конечностей.
  2. Подвигайте челюстью вперед-назад. Это упражнение поможет расслабить лицевые нервы.
  3. Напрягите свое тело, а затем расслабьтесь. Повторите это упражнение несколько раз.

Физическая активность поможет снять напряжение, ваша реакция улучшится, и вы сможете красноречиво выступить.

Отдельно стоит поговорить о дыхании. Когда человек волнуется, его дыхание становится прерывистым. А дыхание непосредственно влияет на психологическое состояние. Поэтому прежде чем выступать, нужно привести в норму свое дыхание.

Дыхательные упражнения при страхе перед выступлением:

  1. Представьте себе, что внутри вашего живота находится теннисный шарик. При вдохе шарик плавно поднимается к горлу, при выходе — опускается вниз. Когда мы дышим спокойно, теннисный шарик плавно и медленно движется вверх и вниз. Но когда мы взволнованы, шарик начинает дрожать, двигаться быстро. Нам нужно добиться того, чтобы шарик поднимался и опускался плавно. Медленно дышите и представляйте себе, как шарик движется внутри вас. Этот метод был придуман профессором из Новой Зеландии Херри Херминсоном. Он занимался подготовкой спортсменов в экстремальных условиях, и его подопечный Хилари покорил Эверест одним из первых.
  2. Если у вас перехватило дыхание, постарайтесь дышать глубоко и на выдохе говорите любые слова с буквой «у».
  3. Дышите на счет через нос. На раз-два сделайте вдох, затем на три-четыре-пять выдохните. Выдержите паузу в три секунды. Затем увеличьте счет при вдохах и выдохах.
  4. Попробуйте технику «дыхание квадратом». Такое дыхание проводится через нос. Вдохните, задержите паузу. Выдохните, опять сделайте паузу. Все паузы и вдохи должны быть одинаковыми по времени.
  5. Вдохните на раз-два через нос, а выдыхайте на три-четыре-пять-шесть-семь через рот. Сделайте несколько подходов. Это упражнение поможет вам лучше говорить и не сбиваться во время выступления.

Дыхательные упражнения перед выступлением

Многие не знают, что делать с руками во время выступления. Во время произнесения речи недопустимо:

  • Класть руки в карманы
  • Излишне жестикулировать
  • Скрещивать руки на груди
  • Смыкать кисти рук

Выступая, положите руки на трибуну или на стол. Если трибуны нет, руки могут находиться в естественном чуть согнутом положении. Можно взять в одну руку ручку или папку. Но постарайтесь не размахивать ею.

Важно: Если вы чувствуете, что беспокойство нарастает, пройдитесь по сцене, с микрофоном, ручкой в руке, папкой с бумагами. При этом не прерывайте свое выступление.

Как успокоить себя во время выступления

Как побороть страх перед публичным выступлением: можно ли пить успокоительные таблетки или алкоголь?

Многие, испытывая страх перед выступлением перед публикой, задаются вопросом, можно ли пить успокоительные таблетки перед выступлением.

Важно: Если вы до этого не пили никаких успокоительных, лучше этого не делать. Дело в том, что вы не знаете, какая будет реакция после того, как вы примете препарат. Возможно, вас начнет клонить в сон или реакция будет слишком медленной. В этом случае вместо положительного эффекта вы получите противоположный. Поэтому лучше успокоить себя без применения седативных, успокоительных препаратов.

Некоторые советуют выпить немного алкоголя перед выступлением. Особенно, если вы — тамада, ведущий на веселом празднике. Мы же не советуем этого делать. Реакция под воздействием алкоголя может стать непредсказуемой. Вы можете себя вести слишком активно, сами того не замечая. Некоторые ваши слова и действия могут показаться неуместными.

В первый раз такой метод может помочь, но если вы уверены в своем организме.

Однако, если вам приходиться выступать часто, такой способ не должен присутствовать в вашем арсенале для снятия страха перед выступлением.

Иначе, есть риск того, что выпивать немного алкоголя перед выступлением войдет в привычку. И потом придется бороться с более неприятными последствиями, чем страх перед выступлением.

Можно лить пить алкоголь или успокоительные перед выступлением?

Как побороть волнение, страх перед выступлением на сцене, публике: итоги

Давайте подытожим, что же все-таки нужно делать, чтобы побороть страх перед выступлением:

  • Повысить свою самооценку.
  • Обеспечить безупречный внешний вид.
  • Не зацикливаться на значимости аудитории.
  • Искать отклик в глазах благодарных слушателей, зрителей.
  • Тренироваться, развивать ораторское искусство практическим путем, выступать снова и снова.
  • Тщательно готовиться к выступлению, учить речь.
  • Перед выступлением хорошо выспаться.
  • Не зацикливаться на результате выступления, вместо этого — насладиться процессом.

Источник: https://heaclub.ru/kak-poborot-strah-pered-vystupleniem-vse-li-ego-ispytyvayut-kak-spravitsya-s-volneniem-pered-publikoj-mozhno-li-pit-nemnogo-alkogolya-ili-uspokoitelnye-tabletki-kak-izbavitsya-ot-straha-pered-vyst

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector