Про три вида мажора

Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.

  • Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:
  • Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
  • Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:
  • До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
  • Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:
  • До — (тон) – Ре — (тон) — Ми — (полутон) – Фа — (тон) — Соль — (тон) – Ля — (тон) – Си — (полутон) — До

Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.

В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:

Про три вида мажора

Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:

Про три вида мажора

Мажорная гамма в тональности «Ми»:

Про три вида мажора

Мажорная гамма в тональности «Фа»:

Про три вида мажора

Мажорная гамма в тональности «Соль»:

Про три вида мажора

Мажорная гамма в тональности «Ля»:

Про три вида мажора

Мажорная гамма в тональности «Си»:

Про три вида мажора

  1. Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:
  2. До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си
  3. В интервалах такая гамма будет выглядеть так:
  4. Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон
  5. Или в нотах:

Про три вида мажора

Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:

Про три вида мажора

Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:

Про три вида мажора

  • Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:
  • Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:
  • Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:
  • Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:
  • Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:
  • До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль
  • В интервалах такая гамма будет выглядеть так:
  • Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон
  • Или в нотах:
  • Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:
  • Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:
  • Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:
  • Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:
  • Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:
  • Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:
  • Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.

Источник: http://ModusMusic.ru/articles/mazhornaya-gamma/

Про три вида мажора

Одна из первых тональностей, с которыми знакомятся дети на уроках сольфеджио — Соль мажор. Чаще всего это первая тональность, которая проходится после До мажора, и поэтому очень важно на гамме Соль мажор показать все основные принципы работы с новой гаммой, с новой тональностью.

Проработка новой гаммы на уроках сольфеджио

Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь.

Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок.

Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора — тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон — и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации — диез и бемоль — и что они делают.

После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.

Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.

Про три вида мажора

После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так — в Соль мажоре она будет четвертой. Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы.

Про три вида мажора

Работа над ступенями гаммы Соль мажор

Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:

  • Пение гаммы ступенями.
  • Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
  • Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
  • Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
  • Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
  • Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
  • Наиболее «продвинутый» ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.

Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио. Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: «раз-три-пять», а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: «соль-си-ре».

Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.

Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.

Про три вида мажора

Результат работы над новой гаммой

Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:

  • строение мажорной гаммы;
  • знаки альтерации;
  • устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;
  • разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
  • транспонирование.

Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения. Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке. Только так можно достичь значительных результатов в изучении непростого предмета — сольфеджио.

Ключевые знаки и ноты

В самой гамме соль мажор присутствует один ключевой знак — «фа-диез». Означает это только то, что чистая нота «фа» играется и звучит на полтона выше. Как и в любом мажоре, в соль мажор ноты следуют единому принципу построения гаммы в соотношении тонов и полутонов: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Про три вида мажора

В роли основной ноты или тоники выступает нота «соль». От нее и производится дальнейшее построение гаммы. Так, вся гамма соль мажор выглядит по возрастанию в следующей последовательности: соль (G)/ля (A)/си (H)/до (C)/ре (D)/ми (E)/фа-диез (F#).

Как известно, главными ступенями в любой тональности выступают первая (тоника), четвертая (субдоминанта) и пятая (доминанта). нашем случае это ноты «соль», «до» и «ре».

На первой ступени строится тоническое трезвучие (соль-си-ре), на четвертой – субдоминантовое трезвучие (до-ми-соль), а на пятой — субдоминантовое трезвучие (ре-фа#-ля). Соответственно, на этих же ступенях строятся и аккорды, состоящие из четырех нот.

Если первые два аккорда при построении используют диапазон октавы, то в третьем аккорде, называемом доминантсептаккордом, присутствует малая септима, то есть аккорд заканчивается на ноте «до», которая сверху присоединяется к основному доминантовому трезвучию.

Виды гаммы соль мажор

Наряду с основным ключевым знаком в гамме могут присутствовать и дополнительные. Прежде всего, это касается разновидностей мажорных гамм. В данном случае основной ключевой знак используется только в натуральном мажоре.

Следует различать еще и гармонический мажор, и мелодический мажор. Как правило, такие гаммы в музыке используются нечасто, тем не менее они способны придавать музыкальным произведениям загадочность и психоделическую насыщенность.

В гармоническом мажоре понижается шестая ступень, то есть нота «ми». В мелодическом мажоре имеется уже две пониженных ступени: шестая и седьмая. Понижаются ноты «ми» до «ми-бемоль» и «фа-диез» до чистой «фа».

Исполнение аккордов на фортепиано

У людей, хоть немного знакомых с фортепиано, трудностей с исполнением гаммы или аккордов в тональности соль мажор возникнуть не должно. Единственное, на что стоит обратить внимание, — это аппликатура. Например, главные трезвучия исполняются с использованием на правой руке первого, третьего и пятого пальцев.

Про три вида мажора

Полный аккорд использует первый, второй, третий и пятый пальцы. Тональность соль мажор, как и другие элементы гармонии, подразумевает и специальные обращения основных аккордов, при которых первая нота трезвучия переносится на октаву выше. Как видно из вышесказанного, каждое трезвучие имеет по два обращения.

Исполнение аккордов на гитаре

Другое дело, когда соль мажор играется на гитаре. Для этого инструмента характерна своя специфика построения аккордов. В качестве самого простого примера можно использовать стандартную аппликатуру, тем более что сам аккорд соль мажор является одним из самых простых.

Про три вида мажора

Сначала зажимаем пятую струну на втором ладу, потом шестую и первую струну на третьем ладу. В этом варианте можно добавить еще и зажимание второй струны на третьем ладу. В таком виде в аккорде вместо ноты «си» на второй струне будет присутствовать нота «ре».

В дополнение к этому можно использовать для извлечения аккорда соль мажор и технику баррэ, когда первый палец левой руки полностью перекрывает гриф со всеми шестью струнами на третьем ладу.

Соответственно, дальше вторым пальцем зажимается третья струна на четвертом ладу, пятая струна на пятом ладу и четвертая струна на шестом ладу.

В случае игры на гитаре следует учитывать, что нумерация пальцев начинается не с большого, а с указательного.

Про три вида мажора

Параллельный минор

Данная тональность в качестве параллельного использует ми минор, в котором имеется точно такой же ключевой знак. Разница в дополнительных знаках проявляется только при построении гармонических и мелодических гамм.

Так, в ми миноре в отличие от мажора ступени не понижаются, а повышаются на полтона. В гармоническом миноре повышена седьмая ступень, и гамма играется без изменений повышения. В мелодическом миноре дела обстоят несколько сложнее.

При исполнении гаммы по восходящей шестая и седьмая ступени повышаются, а при нисходящей игре уже используются чистые ноты.

Если показать это на примере, то исполнение гармонического ми минора будет выглядеть так (вверх и вниз): ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре#-ми-ре (бекар)-до (бекар)-си-ля-соль-фа#-ми. Бекар в данном случае означает отмену использования знака диез (#), то есть звучит чистая нота без повышения на полтона.

Читайте также:  Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

Удобство использования

Что касается использования соль мажора и ми минора, то такие комбинации можно встретить во многих произведениях. К примеру, в классике очень часто встречается соната соль мажор. Произведения такого плана писали даже Гайдн, Бах, Моцарт, Шуберт и др.

Про три вида мажора

В наше время две эти тональности в основном используют гитаристы. Во-первых, сочетание основных аккордов исполняется очень просто, во-вторых, даже начинающие музыканты начинают обучение аккордовое технике именно с них. Ну, а в-третьих, эти тональности являются универсальными для женского и мужского голоса.

Если посмотреть на рок-музыку, можно заметить, что даже со времен ее зарождения при игре на гитаре квинтами с драйвом в качестве основных использовались именно эти аккорды и тональности.

Это только сейчас группы, исполняющие Black Metal, Gothic Metal, Doom Metal или что-то подобное, стали перестраивать свои инструменты в пониженные тональности типа ре минора или до минора.

Классика рока, как правило, исполняется на базе квинт-аккордов с основой на ноте «ми».

Про три вида мажора

Заключение

В общем и целом, тональность соль мажор является достаточно простой не только для изучения, но и для освоения техники игры на многих инструментах. ому способствует не только минимальное содержание ключевых знаков, но и простота использования в музыкальном плане.

Кроме всего прочего, основной диапазон гаммы как нельзя более подходит к основному диапазону голоса человека. Однако это совершенно не значит, что нужно строго следовать правилам и использовать только те ноты, которые присутствуют в тональности.

Эксперименты зачастую могут привести к самым неожиданным результатам, отчего музыкальное произведение только выиграет и станет намного более интересным.

Источник: fb.ru

Источник: https://superfb.site/iskusstvo-i-razvlecheniya/muzyka/pro-tri-vida-mazhora.html

Урок №7 (ТЕМА №1.7 Виды мажорных ладов)

  1. Знать названия и определения видов мажорного лада.

Один из них вы изучили и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад, а значит и характер музыки (ведь лад это в первую очередь основной характер музыки).

Т.е. как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и вместо полутона построить тон? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно. Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Осталось совсем чуть-чуть, но для того чтобы разобраться во всех остальных ладах. Нужно выучить все мажорные тональности.

Перед вами музыкальная «таблица умножения». Не нужно хитрить и придумывать различные методики — это нужно просто выучить. 15 тональностей и всё. Без этого дальше мы не двинемся. Распечатайте и учите, играйте на инструменте, при игре произносите ноты вслух.

Про три вида мажораПро три вида мажора

Привет музыкант! Если ты всё выучил, то идём дальше.

Существуют три вида мажора: натуральный, гармонический, мелодический.

С натуральным мы уже разобрались.НАТУРАЛЬНЫЙ – это вид, в котором ничего не меняется (тон-тон-полутон- 3 тона- полутон).ГАРМОНИЧЕСКИЙ – при движении вверх и вниз понижается шестая ступень на полтона.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ – при движении вверх как натуральный вид, а при движение вниз понижается шестая и седьмая ступени на пол тона.

Гармонический вид мажора

Про три вида мажораПро три вида мажора

В До-мажоре появился Ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В Соль-мажоре появился знак Ми-бемоль, а в Фа-мажоре – Ре-бемоль.

Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

Гармонический До-мажор:

В Гармоническом виде можно услышать восточное звучание. Данный вид используют повсеместно, во всём мире. Возможно впредь вы будете замечать в музыке шестую пониженную ступень.

Гармонический мажор в деле — мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Про три вида мажора

Мелодический вид мажора

Про три вида мажора

В мелодическом До-мажоре в нисходящем движении появляются два бемоля – Си-бемоль и Ля-бемоль. В Соль-мажоре мелодического вида сначала отменяется Фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой Ми (понижается шестая ступень). В мелодическом Фа-мажоре появляются два бемоля: Ми-бемоль и Ре-бемоль.

В Мелодическом виде звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже, и как правило для смены тональности (звучит очень красиво).

В применении разберёмся позже, как подтянем технику игры на инструменте, но знать нужно уже сейчас.

Про три вида мажора

Мелодический До-мажор

Проверка:

  1. Дать определение гармоническому виду мажора
    Ответ:

    Это вид мажора у которого при движении вверх и вниз все ступени соответствуют натуральному виду мажора, но VI ступень понижена на полтона.

  2. Дать определение мелодическому виду мажора
    Ответ:

    Это вид мажора, у которого при движении вверх все ступени соответствуют натуральному виду мажора, а при движении вниз понижается VI и VII ступени вниз на полтона.

  3. Определить тональность и вид
    Ответ:

    Ми мажор гармонический

  4. Найдите ошибку и определите вид
    Ответ:

    Ми бемоль мажор мелодический

  5. Определить вид
    Ответ:

    До мажор гармонический

Источник: https://viaandrock.ru/1-2-3-izuchenie-not-i-klyuchej/

Гармонический мажор — Теория музыки

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какие еще существуют популярные звуковые ряды, которые могут придать музыке особенный характер?

Вы изучили мажорный лад и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад. Т.е.

как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и использовать вместо, например, большой секунды — малую? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно.

Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Итак, начнём:

Гармонический мажор

Мажорный лад, у которого понижена VI ступень, называют гармоническим. Заметьте, что VII ступень остаётся на своём месте, что автоматически увеличивает интервал между ступенями VI и VII (это и логично: если Вася, находящийся между Катей и Машей, идёт к Маше, он одновременно уходит от Кати).

Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

На рисунке ниже изображён гармонический До-мажор:

Про три вида мажора

Рисунок 1. Гармонический До-мажор

Прослушайте этот пример. Вы услышите, что понижения одной ступени вполне достаточно для заметного отличия от мажорного лада. Пониженные ступени мы выделили красным цветом (ля-бемоль). Тяготение VI ступени к V ступени хорошо слышно во втором такте, т.к. ноты идут друг за другом. Постарайтесь услышать это тяготение.

Вообще, статьи раздела «Теория аккордов» нужно пытаться понять на слух, обязательно изучая звуковые примеры. Если в разделе «Нотное письмо» всё-таки надо что-то запоминать, понимать головой, то сейчас уже нужно именно слышать то, что мы разбираем.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем прослушивать прилагаемые звуковые примеры. В момент написания статьи, на сайте были выложены примеры в формате mid.

Для лучшего звучания мы планируем всё-таки использовать настоящие звуки, что и сделаем в ближайшее время.

Отвлеклись немного, возвращаемся к гармоническому мажору. Рассмотрим используемые интервалы: все интервалы представляют собой секунды. Порядок следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м2. Изменившиеся интервалы мы выделили жирным шрифтом.

Мелодический мажор

При движении вверх эта разновидность звучит, как натуральный мажор, а вот при движении вниз понижены две ступени: VI и VII. Звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже.

Так выглядит мелодический До-мажор:

Про три вида мажора

Рисунок 2. Мелодический До-мажор

Пониженные ступени мы выделили красным цветом. Послушайте, постарайтесь уловить минорный оттенок в звучании звукового фрагмента. Обратите внимание на уверенное движение мелодии вниз к тонике.

Итоги

Вы познакомились с двумя видами мажорного лада: гармонический мажор и мелодический мажор. Если на слух не уловили нюансы звучания, не расстраивайтесь — это придёт со временем.

Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?Itemid=231&id=31&lang=ru&option=com_content&view=article

Тема 6. виды мажора и минора

  • Существует два основных лада: Мажор и минор.
  • Минор – мягкий лад, на 1 ступени которого строится интервал м3
  • Есть 3 вида минора:
  • Натуральный – звуки в гамме не изменяются
  • Гармонический – при движении гаммы вверх и вниз повышается на пол тона VII ступень.
  • Мелодический – при движении гаммы вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз звучит и играется, пишется натуральный.

Про три вида мажора

 Мажор – твердый, яркий лад.

Есть 3 вида Мажора (как и минора). Мы знаем натуральный Мажор-звуки не меняются и Гармонический Мажор- при движении гаммы вверх и вниз понижается на пол тона VI ступень. Существует еще мелодический Мажор.

Про три вида мажора

Тональность (гамма) – это порядок расположения ступеней. В любой гамме 7 ступеней (нот). От любого звука можно построить гамму, зная порядок расположения тонов и полутонов между звуками.

Мажорная гамма: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Минорная гамма: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон

Название каждой тональности (гаммы) состоит из тоники (ноты, с которой начинается гамма) и лада (мажор или минор). Например, Фа Мажор, ми минор, до- диез минор и т.д.

В каждой тональности (гамме) свои знаки при ключе!

Параллельные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые знаки. Расстояние между тониками параллельных тональностей 3 ступени или малая терция (1,5 тона). Всегда в этой паре Мажорная гамма вверху, минорная- внизу.

Чтобы найти параллельную минорную тональности для Мажорной тональности, нужно отсчитать от Тоники Мажора 3 ступени вниз. И наоборот, чтобы найти параллельную Мажорную тональность для минорной тональности, нужно отсчитать от Тоники минора 3 ступени вверх.

  1. Например, Соль Мажор – ми минор (ключевой знак фа-диез)
  2. Ре Мажор – си минор (при ключе фа-диез, до-диез)
  3. Фа Мажор – ре минор (при ключе си-бемоль)
  4. В каждой тональности (гамме) есть устойчивые и неустойчивые ступени.
  5. Устойчивые: I-III-V (из них состоит тоническое трезвучие Т5/3)
  6. Неустойчивые: II-IV-VI-VII
  7. Вводные ступени – это ступени (ноты), которые вводят в тонику:
  8.  сверху II ступень, снизу VII ступень.
  9. Главные ступени – это ступени в тональности(гамме), на которых строятся Главные трезвучия:
  10. I ступень – Тоника , тоническое трезвучие (Т5/3)
  11. IV ступень – субдоминанта , субдоминантовое трезвучие (S 5/3)
  12. V ступень – доминанта, доминантовое трезвучие (Д 5/3)
Читайте также:  Камерная музыка - основные понятия

Одноименные тональности — это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковая Тоника, но разные знаки. Например, Соль Мажор — соль минор, До Мажор — до минор.

Источник: https://studopedia.net/4_43404_tema—vidi-mazhora-i-minora.html

Про три вида мажора, Музыкальный класс

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую.

Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII).

В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются.

Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются.

Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида — тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.

Поправьте предложение: «Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом м__оре в нисходящем движении понижаются.»

Строго говоря, видов мажора больше трёх. минимум на два больше. Лидийский и миксолидийский лады также остаются мажорными ладами, как и всегда). и это тоже не всё))). возможны очень различные модификаты. так что говорить, что «мажоров три штуки» — не верно.

Спасибо за доступный материал все красочно, понятно, большая вам благодарность, здоровья и успехов.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/pro-tri-vida-mazhora-muzykalnyj-klass

Ответы@Mail.Ru: Виды мажора и минора

минор натуральный, гармонический и мелодический. а мажор мы ещё не проходили …

Ну минор может быть натуральным, гармоническим и мелодическим, а вот мажор имеет такие же подгруппы, но в стравнении с минором у него ступени понижаются, мне так объясняли

мажор и минор бывают — натуральный.. гармонический.. мелодический в гармоническом мажоре понижается 6 ступень.. в мелодическом 6 и 7 ступени. а в гармоническом миноре повышается 7 ступень, в мелодическом 6 и 7 ступени.

Я рассуждаю проще. С точки зрения аккордов. tsd — составляющие ступени натурального минора. tsD — гармонического минора. tSD — мелодического минора. TSD — натурального мажора. TsD — гармонического мажора. Проще не бывает. Сам придумал. С ув. Н. И.

Вы ещё ребятки забыли такие Лады как фригийский, дорийский, мексолидийский, пентатоника и 2 гармонический

А ещё вы забыли что есть вид мажора и минора похожий на дважды гармонический, но только нижние тетрахорды имеют сходство с дважды гармоническим ладом, а верхние тетрахорды имеют сходство с мелодическим ладом. Проще говоря — это дважды гармонические мажор и минор, но только мелодизированные.

Это выглядит так: до, ре-бемоль, ми, фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до (мажор); ля, си, до, ре-диез, ми, фа-диез, соль-диез, ля (минор).

Верхние тетрахорды мажорных и минорных гамм можно не только мелодизировать, но и натурализировать и получится то же самое что и натуральный мажор и минор, с той разницей, что в до мажоре будет понижена только вторая ступень, а в ля миноре повышена только четвёртая ступень.

Эти гаммы скорей всего можно употреблять только в виде соло или употреблять фрагментами, скрещивая их с другими гаммами, так как в чистом виде употребить их в качестве лада (то есть составить песню, музыкальный аккомпанемент) невозможно.

Что же касается Дорийского, Фригийского, Лидийского, Миксолидийского и Локрийского ладов (или гамм), то они имеют не оконченное (незавершённое) звучание, особенно Локрийская гамма, так как в её основе уменьшенное трезвучие.

А в основе любой музыки либо мажорное трезвучие, либо минорное трезвучие, в крайнем случае мажорное четырёхзвучие (то есть малый мажорный септаккорд). Поэтому Локрийский лад в полном виде не употребляется а только фрагментами или путём скрещивания с другими ладами.

Все эти народные лады (Дорийский, Миксолидийский и так далее) по сути являются теми же натуральными мажором и минором, так как формула построения этих ладов одинакова (тон, тон, полутон, три тона, полутон), только разная последовательность звуков и тоники от других ступеней. Есть мысль такая. Если скрестить некоторые виды пентатоник между собой то получатся такие вот семиступенные гаммы: 1) до, ми-бемоль, ми, фа, соль, си-бемоль, си, до; 2) до, ми-бемоль, ми, фа, соль, ля-бемоль, ля, до; 3) до, ре, ми-бемоль, ми, соль, си-бемоль, си, до; 4) до, ре, ми-бемоль, ми, соль, ля-бемоль, ля, до.
Если тетрахорды из разных гамм верхние и нижние совмещать между собой — то получатся новые гаммы.

если по ступеням разбивать то на первой 6 ладов (мажорного наклонения — эонийский, мексолидийский, лидийский; минорного наклонения — дорийский, фригийский, эолийский), а вот каждый из них уже делится на натуральный, гармонический, мелодический. P.S. Надеюсь ничего не перепутал)

Спасибо! Просто и понятно! Всех благ!

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/83261692

Три вида мажора в музыке

Skip to content

Существуют три основных вида мажора. Точно так же, как и в случае с минором, это натуральный, гармонический и мелодический виды.

Рассмотрим подробнее особенности каждого из видов.

Натуральный мажор

Это простейшая гамма, построенная по такому принципу чередования тонов и полутонов: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон». Всего в такой гамме восемь музыкальных ступеней (I, II, III, IV, V, VI, VII и снова I).

И, согласно формуле строения этой гаммы, между I и II ступенями должно быть расстояние в один целый тон, между II и III ступенями также должен быть целый тон, III и IV ступени отстоят друг от друга на половину тона (полутон). Далее по той же формуле между IV и V, V и VI, VI и VII ступенями также нужно взять целый тон, чтобы все получилось. Наконец, замыкает цепочку полутон между VII и повторенной наверху I ступенью.

Очень подробно технику построения гамм по этой формуле мы уже разбирали в уроке «Лад в музыке: мажор и минор» – там можно найти и примеры, и разъяснения по поводу тонов и полутонов.

Сейчас для краткости рассмотрим только один пример. Допустим, нам нужно получить гамму Ля мажор (буквенное обозначение – A-dur). Гамма эта начинается со звука ЛЯ и заканчивается им же. Соответственно, для начала мы можем просто написать звукоряд нот от ЛЯ до следующей, более высокой ЛЯ, то есть сделать своеобразную заготовку.

Затем, нужно навести порядок в этой гамме, по формуле. Возможно, появятся какие-нибудь знаки альтерации – диезы или бемоли. Для удобства и наглядности при работе с тонами и полутонами на этом этапе обычно предлагается воспользоваться фортепианной клавиатурой.

КРАТКО О ТОНАХ И ПОЛУТОНАХ

  • Напомним, что если между двумя соседними белыми клавишами фортепиано есть черная, их разделяющая, то расстояние между ними будет равняться одному целому тону (например, ФА и СОЛЬ, ЛЯ и СИ).
  • Если же разделяющей черной нет, если две белые клавиши непосредственно соприкасаются и являются ближайшими соседями друг другу, то в таком случае расстояние между ними будет равняться половине тона (таких промежутков на клавиатуре всего два – МИ-ФА и СИ-ДО).

Также полутоном является расстояние между любыми двумя ближайшими клавишами (обычно в сочетаниях – черная и белая или белая и черная). Например: ДО и ДО-ДИЕЗ или ДО-ДИЕЗ и РЕ и т.д.

Читайте также:  Как научить взрослого играть на фортепиано?

Итак, приведем расстояние между ступенями нашей заготовки в соответствие с формулой натурального мажора.

СТУПЕНИ РАССТОЯНИЕ
ПО ФОРМУЛЕ
КОРРЕКЦИЯ
I-II Тон ЛЯ и СИ – между этими нотами один целый тон, так и должно быть, здесь никаких изменений не нужно, идём дальше.
II-III Тон СИ и ДО – между этими звуками полутон, но по формуле необходим целый тон, поэтому здесь требуется коррекция. Так как нам до целого тона не хватает еще одного полутона, мы добавляем его путем повышения ноты ДО – берем ДО-ДИЕЗ, тем самым расстояние увеличивается, и у нас возникает первый знак.
III-IV Полутон ДО-ДИЕЗ и РЕ – полутон: так и должно быть. Как видим, изменение на предыдущей позиции благотворно сказалось и здесь: в результате у нас полный порядок с обеих сторон.
IV-V Тон РЕ и МИ – целый тон, так и должно быть, идем далее.
V-VI Тон МИ и ФА – полутон, а нужен целый тон. Устраняем этот недостаток, повышаем ступень ФА, берем вместо нее ФА-ДИЕЗ, и теперь расстояние между ступенями МИ и ФА-ДИЕЗ стало целотонным.
VI-VII Тон ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ – снова полутон, и снова по формуле требуется тон. Поступаем также – добавляем недостающее, и получаем, таким образом, СОЛЬ-ДИЕЗ.
VII-I Полутон СОЛЬ-ДИЕЗ и ЛЯ – полутон, так и должно быть, здесь все нормально.

В ходе работы над гаммой у нас появились три новых знака, три диеза – ФА-ДИЕЗ, ДО-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Причина их появления – соответствие отношений звуков формуле мажорной гаммы. Если бы хотя бы один из этих знаков не принять, то настоящей мажорной гаммы не получится, то есть она будет звучать или минорно, или еще как-нибудь иначе.

Однако для того, чтобы узнать какие диезы или бемоли должны присутствовать в той или иной гамме натурального мажора, совсем не обязательно каждый раз заново выстраивать гамму по формуле.

Можно использовать таблицу уже готовых результатов – так называемый квинтовый круг тональностей, а также научиться мгновенно определять знаки в тональностях по способу, предложенному нами в уроке «Как запомнить знаки в тональностях».

Профессиональный музыкант ни на секунду не должен задумываться о том, какие знаки есть в той или иной гамме, а должен просто это знать «как дважды два» (выучить, вызубрить, освоить).

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАКОВ В МАЖОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЯХ

Вкратце напомним суть метода быстрого определения знаков в мажорных тональностях без использования формулы строения мажорной гаммы. Всегда нужно помнить правильный порядок ключевых диезов и бемолей. Порядок диезов: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Порядок бемолей: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

Правило 1. Если тональность диезная, то последний диез в гамме – на одну ступень ниже, чем тоника.

Например, в тональности Си-мажор: тоника – СИ, а последний диез будет на ступень ниже, чем СИ, то есть – ЛЯ. Всего же диезов в Си мажоре будет 5: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ (говорим все по порядку, останавливаемся на «последнем» ЛЯ-ДИЕЗЕ).

Правило 2. Если тональность бемольная, то для определения знаков идем по порядку бемолей, доходим до нужной нам тоники и прибавляем еще один, следующий бемоль.

Например, в тональности Ля-бемоль мажор тоникой является звук ЛЯ-БЕМОЛЬ. Идем по порядку бемолей: СИ, МИ, ЛЯ (вот мы дошли до тоники) + захватываем следующий по порядку бемоль РЕ. Итого, в Ля-бемоль мажоре 4 бемоля: СИ МИ ЛЯ и РЕ.

Как определить, диезная тональность или бемольная? Очень просто. В названии бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль» (например, СИ-БЕМОЛЬ мажор, МИ-БЕМОЛЬ мажор, ДО-БЕМОЛЬ мажор). В названии диезных тональностей фигурируют или простые не измененные ступени, или есть слово «диез» (например, СОЛЬ мажор, МИ мажор, ФА-ДИЕЗ мажор).

Есть, правда, исключения из правил, это две мажорные тональности, которые нужно запомнить: До мажор (вообще нет ни диезов, ни бемолей) и Фа мажор (в ней один СИ-БЕМОЛЬ, хотя в названии тональности слова «бемоль» нет).

Натуральный мажор очень часто встречается как в народной музыке, так и в классической музыке, сочиненной композиторами. Так, например, в тональности натурального До мажора записана мелодия Государственного гимна Российской Федерации.

Гармонический мажор

В гармоническом мажоре, в отличие от натурального, понижается шестая ступень. Понижение происходит на полтона с помощью знака бемоль (если до понижения ступень была чистой нотой, то есть без альтерации), дубль-бемоль (если до понижения ступень и без того уже была низкой, бемольной), либо с помощью знака бекар (в том случае, если до понижения ступень была диезной нотой).

Так, например, в гармоническом Ми-бемоль мажоре (Es-dur) кроме собственных трех бемолей (СИ, МИ, ЛЯ-БЕМОЛИ) появится еще и ДО-БЕМОЛЬ (VI пониженная ступень). В гармоническом Си-мажоре (H-dur) в результате понижения шестой ступени появится СОЛЬ-БЕКАР (в этой тональности исходная, натуральная шестая ступень – СОЛЬ-ДИЕЗ).

Гармоническая пониженная VI ступень в мажоре меняет структуру звукоряда гаммы, а также вызывает появление в такой разновидности лада новых увеличенных и уменьшенных интервалов. Так, например, между III и VI пониженной ступенью образуется интервал уменьшённой кварты (ум.4), которого нет в натуральном мажоре. Между VI пониженной и VII ступенями появляется интервал увеличенная секунда (ув.2).

Кроме того, изменение всего одной ступени влияет и на образование аккордов в тональности. Так, из-за VI пониженной ступени субдоминантовое трезвучие – S53 (субдоминанта – это IV ступень, одна из главных ступеней лада) становится минорным, в то время как в натуральном мажоре оно было мажорным. Трезвучие VI ступени, бывшее в натуральном мажоре минорным, становится увеличенным (Ув.53).

Понижение VI ступени с удовольствием применяют композиторы для того, чтобы повысить красочность музыки, создать новый колорит звучания.

Ведь неожиданный минорный аккорд в условиях мажорного лада создаёт оттенки мягкости, необычности звучания, иногда привносит восточные краски.

Самое главное, что это простое средство никогда не остается не замеченным слушателями, понижение VI ступени всегда воспринимается по-особому.

Чтобы вы сами могли оценить красоту и интересное звучание гармонического мажора, предлагаем вам прослушать пример из музыкальной литературы. Это мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

http://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2017/08/r-k-npr.mp3

Мелодический мажор

В мелодическом мажоре изменяются сразу две ступени – VI и VII, причем они тоже понижаются.

Однако мелодическая гамма – особенная, она, в отличие от натуральной и гармонической, – разная при движении вверх и вниз.

Итак, в мелодическом мажоре при восходящем движении нет никаких изменений, то есть играется или поётся обыкновенный натуральный мажор, и только при движении вниз понижаются VI и VII ступени.

Так, например, в мелодическом Ми-бемоль мажоре (уже знаем – три «своих» бемоля: СИ, МИ, ЛЯ) появятся еще и РЕ-БЕМОЛЬ с ДО-БЕМОЛЕМ. В мелодическом Си мажоре (пять собственных диезов: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ), в нисходящем движении будут ЛЯ-БЕКАР И СОЛЬ-БЕКАР.

Интересно, что мелодическая мажорная гамма очень напоминает по звучанию одноименный минор. Как известно, одноименные тональности (например, Си мажор и си минор, До мажор и до минор и т.д.

) различаются всего лишь тремя ступенями – III, VI и VII (в миноре – они низкие, а в мажоре – высокие).

Так вот, единственное, что различает мелодический мажор и натуральный минор, – это III ступень, VI же и VII ступени в данном случае низкие и потому совпадают.

На этой игре с мажором и минором часто бывает основан художественный эффект применения мелодического вида мажора: мы как будто бы в миноре, а оказывается – нет (своеобразная обманка)!

Повторим все еще раз

Итак, в музыке есть три вида мажора: натуральный, гармонический и мелодический.

  1. Натуральная мажорная гамма получается при такой комбинации отношений между звуками: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон».
  2. Гармонический мажор – в нем понижается шестая ступень.
  3. Мелодический мажор – при движении вверх ничего не изменяется, зато при движении вниз понижаются шестая и седьмая ступени.

Несколько упражнений

Для закрепления предлагаем вам немного потренироваться. Задание следующее: записать и сыграть (или спеть/проговорить) звукоряды натурального, гармонического и мелодического мажора в тональностях G-dur, B-dur.

Тональность G-dur – это Соль мажор, она диезная, притом ключевой знак всего один – ФА-ДИЕЗ. В гармоническом Соль мажоре пониженная VI ступень – МИ-БЕМОЛЬ. В мелодическом Соль мажоре – при движении вниз появятся знаки ФА-БЕКАР (пониженная VII ступень) и МИ-БЕМОЛЬ (пониженная VI).

Тональность B-dur – это Си-бемоль мажор, бемольная. Ключевые знаки – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ. В гармоническом Си-бемоль мажоре – добавляем случайный знак СОЛЬ-БЕМОЛЬ (так как понизили шестую ступень). В мелодической гамме, когда идем вверх – ничего не изменяется, а когда идем вниз, проходим через ЛЯ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ (пониженные ступени, согласно правилу).

Если ориентирование в гаммах пока вызывает у вас затруднения, то первое время для самопроверки вы можете пользоваться нашей таблицей с подсказками. Со временем, все наладится, и вы будете ориентироваться в гаммах так же легко и естественно, как плавает рыба в воде.

Итак, что содержит таблица? Во-первых, слоговое и буквенное обозначение мажорной тональности (их, кстати, всего 15). Во-вторых, ключевые знаки, которые, сформируют вам первый – натуральный – вид гаммы. В третьем и четвертом столбцах показаны изменения, которые происходят в гармоническом и мелодическом видах звукорядов.

Так, согласно данной таблице, в натуральной гамме Ре мажора присутствуют только основные ключевые знаки: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Гармонический Ре мажор включает в себя вдобавок СИ-БЕМОЛЬ, мелодический Ре мажор – ДО-БЕКАР и СИ-БЕМОЛЬ.

Или ещё пример: Ля-бемоль мажор натуральный – в его гамме только четыре бемоля: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ. В гармоническом виде к ним добавится ФА-БЕМОЛЬ, а в мелодическом – и ФА-БЕМОЛЬ, и СОЛЬ-БЕМОЛЬ.

На этом пока все. До встречи в последующих уроках!

Источник: http://muz-teoretik.ru/tri-vida-mazhora-v-muzyke/

Ссылка на основную публикацию