Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Сообщение о скоморохах позволит узнать, откуда взялись и как выглядели средневековые русские актеры, как зародилось и угасало искусство скоморошества, каковы были его традиции и тайны.

Откуда взялись скоморохи на Руси

Скоморох, он же игрец, плясец, глумец и скомрах – в традиционной восточнославянской культуре так называли бродячих универсальных артистов, каждый из которых был и актер, разбирающийся в музыке и играющий на музыкальных инструментах, и танцор, выступавший на различных мероприятиях, вроде народных гуляний и свадеб. 

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Долгое время представители этой профессии составляли целый социальный класс.

И если значение этого слова незамысловато, то этимология его до сих пор ставит в тупик историков. Несмотря на то, что на эту тему был написан не один научный доклад, к единому мнению ученые не пришли. Проследить четкую историю происхождения слова «скоморох» не удалось и по сей день.

Увидеть бродячих артистов можно было практически на любом крупном сборище людей, независимо от его направленности – играли они и на ярмарке, и на похоронах.

История искусства скоморохов берет своё начало во времена древней Руси, примерно в XI веке нашей эры. Основной их функцией являлась реализация древних как мир потребностей человека – в хлебе и зрелищах. 

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Именно ответственность за зрелища и брали на себя скоморохи. Они занимались тем, что затевали песни и пляски на площадях и ярмарках, завлекая в своё представление всё больше народа. Особенностью работы скомороха являлся непосредственный контакт с аудиторией.

Объединяясь в ватаги, эдакий бродячий цирк — скоморохи устраивали грандиозные представления, в которые вовлекались сотни и даже тысячи людей. Создавая атмосферу праздника и веселья, они разряжали социальную напряженность, отвлекали народ от рутинных проблем и тешили развеселыми нарядами и дрессированными животными детей.

Однако, была и обратная сторона медали. Во время таких представлений, в сговоре с самими артистами нередко работали всевозможные воры и разбойники, в ходе гуляний «подрезавшие» кошельки и опустошавшие прилавки зазевавшихся торговцев.

Как выглядит скоморох

Этих бродячих русских артистов можно узнать по трем атрибутам: костюму, музыкальным инструментам, на которых они играли, и сопровождавшим их животным.

Костюм

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Проводя аналогии с западной культурой, скоморох – это шут для широких масс общественности. Способствовали такому образу и яркие, цветастые, зачастую гротескные костюмы. 

Нередко тематический уклон их выступлений был направлен в сторону язычества, с использованием соответствующих костюмов славянской и языческой мифологии. Одним из атрибутов, свойственных скоморохам, был традиционный шутовской колпак с бубенчиками. 

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

О костюмах артистов позволяют судить рисунки, оставленные их современниками.

Особую роль играла и универсальность артиста, который мог петь, плясать, шутить и разыгрывать небольшие театральные постановки на острые социальные темы. В театральной деятельности «славянских шутов» преобладала сатира в отношении власти, что представителям последней крайне не нравилось.

Музыкальные инструменты

Помимо актерского мастерства важной частью работы скомороха являлось умение играть на всём, что попадется в руки. Гусли, гудки, домры, бубны, волынки – на чём только не играли мастаки-скоморохи в ходе своих представлений.

Животные

Частыми участниками ватаг были всевозможные дрессированные звери и птицы. Коты, собаки, соколы и даже гуси!

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Звездой такого рода «шоу» всегда являлся дрессированный медведь, присутствие которого вызывало недюжинный интерес народа. Прикосновение к медведю считалось добрым знаком, поэтому жаждущих прикоснуться или даже сплясать с косолапым всегда стояла очередь.

Традиции скоморохов

Зарождение скоморошества на Руси в дохристианскую эпоху во многом повлияло и на традиции, и на репертуар бродячих артистов. 

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

  • Основной тематикой в первые века существования этой культуры было славянское язычество, с обращением к богам.
  • Среди выступлений раннего периода скоморошества проводились даже целые религиозные обряды, именно поэтому принято считать, что своим созданием культура скоморохов обязана христианизации Древней Руси, в ходе которой жрецам языческих культов не осталось места, и они вынуждены были скитаться по земле, показывая в качестве представлений то, что умели лучше всего – процесс поклонения богам.

Проводили скоморохи, как сказано выше, свадебные и похоронные обряды, что также свидетельствует о религиозном происхождении данной культуры. К слову, у скоморохов даже был собственный божественный покровитель – Троян, бог комедиантов и циркачей. 

Нередко происхождение скоморохов также связывают с жрецами Велеса, второго по значимости бога в славянской культуре. Велес – «скотий бог», покровитель рассказчиков и поэзии.

Гонения на скоморохов и угасание традиции скоморошества

Но, как и в нынешние времена, так и во времена Древней Руси, официальная власть и общепринятая церковь не слишком приветствовала ватаги смутьян, гнущих линию поклонения языческим богам и устраивавшим народные гуляния, временами выливавшиеся в локальные крестьянские восстания.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

  1. Учитывая тот факт, что с 988 года, когда светлый князь Владимир Красно Солнышко, впоследствии получивший прозвище «Великий», окрестил Русь, начался активный, жестокий и кровавый процесс христианизации общества, с вытекающим из него уничтожением языческих идолов, идолопоклонников и общин, не желавших смириться с навязываемой политикой.
  2. Масла в огонь ненависти правящих элит к скоморохам подливал и тот факт, что там, где прогулялась «ватага», нередко случались драки, воровство, грабежи, поджоги и многие другие беды. 
  3. Более того, учитывая не слишком рьяное желание вчерашних язычников становиться христианами, колкие высказывания и острая сатира нередко поднимала недовольный положением дел народ против княжеской дружины и христианских священников.
  4. Однако, без структурированной системы внутренней государственной безопасности, в условиях отсутствия средств моментальной связи, бороться со скоморохами – равносильно поиску иголки в стоге сена. 

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Поэтому, несмотря на постоянные гонения, традиция скоморошества продолжала существовать вплоть до XVII века, когда в 1648 и в 1657 гг. по инициативе архиепископа Никона были подписаны царские приказы, запрещавшие скоморошескую деятельность.

Священнослужители вместе с дружинниками провели огромный комплекс мероприятий, среди которых особо выделилась борьба с любыми музыкальными инструментами и запрет «кабачных» музыкантов. Временами доходило до поиска и уничтожения даже личного инструментария граждан, что в конце концов возымело успех. 

Постепенно перестали существовать ватаги, а сами скоморохи начали активно менять профессию. Кто становился дрессировщиком при дворе вельмож, кто создавал странствующие кукольные театры, а кто – по старой памяти шел в ярмарочные веселители и балаганщики. 

В итоге – традиция и культура скоморошества так или иначе повлияла на культурные черты многих славянских народов.

Источник: https://nauka.club/kulturologiya/soobshchenie-o-skomorokhakh.html

Скоморохи — история, традиции и интересные факты

Точно неизвестно с какого времени скоморохи начали бродить по дорогам Руси. Впервые они упоминаются в источниках XI века и именуются сатанинским отродьем и слугами дьявола. Вероятно, этому послужили две причины:

  • они имели задиристый и глумливый характер;
  • очевидно их языческое происхождение было глубоко противно Православной церкви.

Факт: «Едва укрепившись на Руси, Православная церковь начала их преследование. Главной причиной стало то, что в бродячих артистах «не было ничего святого».

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Скоморохи на ярмарке

Историки считают, что скоморохи были прямыми потомками жрецов бога Велеса, который свободно менял облик покровителя ведунов и сказателей. В древние времена без Велесовых слуг не обходились ни годовые праздники, ни семейные ритуалы славянских общин.

Читайте также:  Что такое знаменный распев: значение, история, виды

Со временем древние обряды были вытеснены новыми ритуалами, от которых осталась лишь зрелищная часть, по-прежнему привлекавшая людей. При этом жрецы из служителей богов постепенно превращались в лицедеев, которые противоставляли свое искусство церковной христианской культуре.

Однако их всегда сопровождали животные – бык, медведь или коза, которые могли быть живыми или в виде кукол. Сохранились с древности и берестяные маски, которые актеры надевали перед представлением. Во время язычества такие маски означали отказ человека от собственного лица и превращали его в существо, необходимое для обряда (от зверя до одного из богов).

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Скоморохи с медведем и козой

Скоморохи использовали маски для смены ролей, переодев маску, они становились другим персонажем. Часто на их костюмах присутствовала славянская символика: одним из символов было красное солнышко – один из сильнейших символов языческого пантеона.

Вначале они устраивали представления среди знакомой публики в родных городках или деревнях. Затем актеры стали посещать соседние поселения, а потом и вовсе отправились кочевать по всей Руси, иногда забираясь в самые дальние уголки.

Традиции скоморохов

Постепенно скоморохи обзавелись собственными традициями. К началу XV века они обладали богатым запасом разнообразных номеров и могли составлять из них полноценные спектакли.

Факт: «Такие спектакли прозвали «позорищами» от слова «зреть» — «смотреть».

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Ватага скоморохов

Как утверждали современники, кроме прочего реквизита бродячие актеры возили с собой музыкальные инструменты на целый оркестр: домры, накры, балалайки, бубны, гудки и свирели.

При этом каждый актер в совершенстве владел хотя бы одним из инструментов, однако и с остальными могли умеючи управляться.

Особую роль у скоморохов имели лицедеи, которые играли на гуслях и рассказывали старинные былины. Далеко не в каждой ватаге скоморохов был такой артист, поэтому их высоко ценили и относились к их мастерству с большим уважением.

Под аккомпанемент разных инструментов исполнялись разнообразные номера потешной программы. Полноценными участниками таких выступлений медведи и козы, которые под руководством бродячих актеров разыгрывали уморительные сценки:

  • «Как мужик пьяный домой идет»;
  • «Как барыня на гулянье собирается»;
  • «Как поп обедню служит» и др.

Также Велесовы слуги разыгрывали небольшие кукольные спектакли с проказником и сквернословом Петрушкой, который очень полюбился народу. Популярными были также и срамные песенки, состоявшие из мата, и сатирические сценки из народной жизни:

  • «Как смерды из боярина жир трясли»;
  • «Как поповы дети горох таскали» и др.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Выступление скоморохов

До наших дней сохранилось содержание сказки о Вавиле-пахаре, где бродячие артисты не пожалели даже царя. В сказке Вавила пахал землю, пока скоморохи не сманили его с собой бродить по Руси, а затем взяли и посадили на царство.

Вообще от Велесовых слуг доставалось всем. Их песни и сатирические диалоги высмеивали  жадность и обжорство попов и их ленивых отпрысков, пороки власти. За это их подвергали преследованию, однако полностью извести не могли.

Их выступления были очень живыми и интерактивными: зрителей вовлекали, а иногда и насильно затаскивали внутрь спектакля, заставляя не только глазеть, но и полноценно участвовать – подпевать, танцевать или ассистировать в фокусах. Любовь народа к бродячим артистам была неистребима, поэтому они стали обязательными участниками ярмарок, народных гуляний, игрищ и праздников.

Опасные виды заработка

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Скоморохи в деревне

Со временем и усилением гонений скоморохи открывали для себя все новые виды занятий. Одним из способов заработка стало участие в кулачных боях. Они действовали как живая реклама: перед началом моя бродили в толпе и расхваливали лучших бойцов, побуждая зрителей делать ставки на победу. Особо ловкие бродячие артисты сами принимали участие в таких боях.

Существовали и более опасные виды заработка, чем кулачные бои.

Если в ближайшее время таких выступлений не предвиделось, то Велесовы слуги могли превратиться в шайку разбойников и отправиться на большую дорогу грабить и убивать.

Они могли сбиваться в банды от 60 до 100 человек и доставляли немало проблем властям. Если же таких бандитов удавалось поймать на воровстве или разбое, то их били батогами и отправляли на каторгу.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Бандит и скоморох

Случалось скоморохам и примерять на себя роль шпионов. Судьба их состояла из бесконечных путешествий, часть из которых могла быть и не случайными.

Нанятый соглядатаем бродячий артист без труда попадал в любые дома, в том числе самые богатые  и знатные. Там, выступая на пирах, он собирал нужную его нанимателям информацию.

Вино прекрасно развязывали языки вельможам, и  порой они выбалтывали даже больше чем хотели.

Возможно, некоторые бродячие артисты во время своих путешествий зарабатывали не только потешными представлениями, но и добыванием разных тайных сведений.

Гонения и оседлая жизнь

Вести оседлую жизнь скоморохи начали только к началу XVI и примерять на себя ремесло кожевников, гончаров, сукноделов, гончаров и кузнецов. В основном они селились в слободах среди ремесленников, но встречались среди них и состоятельные люди.

Факт: «Согласно переписи, в 1620 году в Москве проживал гусельник Богданка, владелец собственной усадьбы».

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.Скоморох

Власти старательно пытались поставить лицедейное искусство на службу государству и добились некоторых результатов. В начале XVII века по приказу царя Михаила Федоровича в Москве была возведена специальная Потешная палата, в которую набирали людей для общественного развлечения.

Следуя моде, собственные дружины скоморохов содержали князья Шуйский и Пожарский. Но такие лицедеи были вынуждены петь и рассказывать лишь то, что хотели слышать их хозяева и поэтому быстро превратились в разновидность шутов при своих господах.

Вольные времена бродячих артистов постепенно пошли на убыль:

  • им запрещали выступать во многих городах;
  • ломали музыкальные инструменты и другой руквизит;
  • убивали или гнали прочь ученых медведей;
  • священники в проповедях постоянно ругали их.

Во второй половине XVII царь Алексей Михайлович издал приказ, который вовсе запретил такой промысел: веселые разухабистые выступления должны были прекратить свое существование. Нарушивших запрет беспощадно наказывали:

  • били батогами;
  • рвали ноздри;
  • ссылали на жительство в дикую Сибирь;
  • оставляли до смерти гнить в монастырских темницах.

Однако искусство скоморохов не умерло окончательно: оно переродилось в народные театры и цирковые представления, на ярмарках и гуляньях в XX веке можно было встретить повадырей с учеными медведями и кукольников с хулиганистым Петрушкой.

Источник: https://tayni-veka.ru/skomorohi-slugi-velesa/

Как появились скоморохи на Руси и почему их решили уничтожить

В современном представлении скоморохи — этакие цирковые артисты, развлекающие публику. Но на самом деле их вклад в культуру был очень велик.

Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.

Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.«Скоморохи в деревне». Ф. Рисс

Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, бродячие актёры стали приходить на территорию Руси из Византии или же из более западных стран. И само слово «скоморох» происходит от византийского слова «скоммарх» — мастер шутки. Покровителем скоморохов был Троян — славянский бог, помогающий комедиантам.

Читайте также:  Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Первое упоминание о скоморошестве датируется серединой XI века, о бродячих шутах упоминается даже в «Повести временных лет». А в XVI веке одиночные артисты стали объединяться в группы, так называемые «ватаги».

Они были достаточно многочисленны, в некоторые входило до ста человек. Позднее скоморохи перестали активно путешествовать и стали организовывать маленькие скоморошечьи деревни.

Оттуда они несколько раз в месяц выезжали в соседние поселения.

Чем занимались бродячие шуты

Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи.

Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады.

Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.«В костюме скомороха». А. Васнецов

Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу.

Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок.

Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.

Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ.

И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить.

Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.

Как и почему уничтожили скоморохов

Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна.

Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах.

Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.

Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/kak-poyavilis-skomorohi-na-rusi-i-pochemu-ih-reshili-unichtozhit

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности, Музыкальный класс

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Скоморохи – это знахари и исполнители обрядовых песен, которые остались после Крещения Руси Владимиром. Они бродили по городам и весям и исполняли древние языческие песни, знали толк в волховстве, были лицедеями-потешниками. При случае могли исцелить хворого, могли подсказать, как добрым советом, а также развлекали народ песнями, плясками и прибаутками.

В литературных памятниках XI века уже встречается упоминание о скоморохах, как о людях, которые соединяли в себе качества таких представителей художественной деятельности, как певцы, музыканты, лицедеи, танцоры, сказители, акробаты, фокусники, потешники-балагуры и драматические актеры.

Скоморохи использовали такие народные инструменты, как парные свирели, бубны и гусли, деревянные трубы и флейту Пана. Но главным инструментом скоморохов считаются гусли, ведь именно они изображены в разных исторических памятниках в контексте музыкально-скоморошьего творчества, например, на фресках, в книжной миниатюре, а также воспеты в былинах.

Вместе с гуслями часто использовался аутентичный инструмент «гудок», который состоял из деки, что имел грушевидную форму; на инструменте было 3 струны, две из которых были бурдонными, а на одной играли мелодию.

Также скоморохи играли на сопелях – продольных свистковых флейтах. Интересно, что сопели и гусли в древнерусской литературе часто противопоставлялись трубе, которая использовалась для собирания воинов на битву.

Помимо скоморохов рядом с гуслями также упоминался образ седовласого (часто слепого) старца, который пел былины и сказания о былых деяниях, о подвигах, славе и божественном. Известно, что такие певцы были в Великом Новгороде и Киеве – до нас дошли киевские и новгородские былины.

Параллель среди европейских музыкально-сакральных течений

Аналогично скоморохам были музыканты и певцы в других странах – это жонглёры, рапсоды, шпильманы, барды и много других.

У кельтов была социальная прослойка – барды, это были певцы древних легенд и мифов, люди которые знали тайное и почитались остальными, так как считались посланниками богов.

Бард – это первая из трёх ступеней к тому, чтобы стать друидом – высшим звеном в духовной иерархии.

Промежуточным звеном были филы, которые тоже были певцами (по некоторым источникам), но принимали большое участие в общественной жизни, в обустройстве государства.

У скандинавов были скальды, имевшие большую власть глаголом и музыкой жечь сердца людей, но музыка не была их основным занятием, они возделывали поля, воевали и жили как обычные люди.

Церковь активно преследовала скоморохов, а их музыкальные инструменты сжигали на костре. Для церкви они были вне закона, пережитками старой веры, которую нужно выполоть, как сорняк, поэтому скоморохи подвергались гонениям и физическому уничтожению со стороны православного духовенства.

После определённых карательных мероприятий, языческих музыкантов полностью истребили, но у нас остались песни, которые передавались устно, у нас остались легенды и изображения потешников-гусляров. А кем они были на самом деле? – Нам неведомо, но главное, что благодаря этим певцам у нас остались крупицы сакральной памяти.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/skomoroxi-istoriya-vozniknoveniya-yavleniya-skomoroshestva-i-ego-muzykalnye-osobennosti-muzykalnyj-klass

Доклад на тему Скоморохи 4, 6 класс сообщение

На Руси традиции редко когда обходились без веселья, смеха и шуток. Поэтому русский народ всегда отмечал праздники широко, с песнями-плясками, развлечениями. Отсюда и появились такие весельчаки, как скоморохи.

С арабского и греческого языков слово «скоморох» переводится как «смех». Это шутники, артисты, мастера смеха, которые веселили и забавляли народ. Они пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах, показывали фокусы, различные сценки из жизни, носили смешной наряд и маски, в которых потешали публику. Скоморох напоминает нам современных клоунов, тамаду на праздниках.

Скоморошество – народное искусство Древней Руси. Именно скоморохи воплощали народное творчество. Их основным музыкальным инструментом была домра. Также весельчаки использовали дудочки, сурны и гусли. Они исполняли музыку на улицах, площадях, во дворах, пели смешные песни и частушки. Также скоморох приглашали во свои дворы на праздники бояре и князья и платили им за веселье.

У скоморох была необычная одежда. Они специально носили смешные разноцветные костюмы, с различными полосками и узорами. На голове у них были продолговатые колпаки с бубенчиками, которые болтались из стороны в сторону и весело звенели. В таких головных уборах скоморохи выглядели смешно и нелепо, и люди смеялись не только с их шуток, но и с образа в целом.

Скоморохи путешествовали по Руси. Чтобы это легче было сделать, они объединялись в группы. Поэтому артисты часто выступали группами, сами придумывали сказки, былины, различные небылицы, песни и другие словесные и музыкальные народные жанры.

Среди них были певцы, музыканты, сказочники и дрессировщики. И конечно, единственным животным был прирученный медведь, который плясал вместе с артистами.

Читайте также:  Изучаем основы нотной грамоты

Для народа такое представление всегда было диковинным, и люди с интересом втягивались в пляску.

Однако скоморохи не только приносили людям радость, но и под прикрытием веселья грабили зрителей. Особенно грабежом занимались бродячие артисты. Также часто их шутки были связаны с церковью, православием и царем.

Они высмеивали священников, церковные обряды, надсмеивались над верой и царем. По этой причине церковь была настроена против скоморох, а также из-за их связи с язычеством.

Все эти причины повлияли на упадок их творчества, а затем и вовсе оно было запрещено официально.

Но вклад в историю культуры и творчества скоморохи все же внесли довольно большой. Они передавали свои умения последующим поколениям, благодаря им в летописях запечатлено их творчество, которое используется и в настоящее время.

Доклад №2

До сих пор никто не может точно сказать, откуда появилось название скоморох. Если брать множественное число от старославянского языка – скомороси – или древнеевропейское определение – скоморос, то это танцующий, поющий музыкант.

Далее, подобные названия фигурируют в итальянском – скарамучча, во французском – скарамуш.

  Первое упоминание о скоморохах, датируется в Древней Руси 1037 годом, со временем строительства Софийского собора в Киеве, там впервые появляются фрески с их изображением.

Скоморохи — уличные певуны и танцоры, обладали самыми разными талантами: пения, танцев, кукольных постановок и представлений сценок драматических, показом фокусов и силовых аттракционов.

Находились всегда в гуще народа. В период, когда проходили праздники, ярмарки – выступали на площадях. Они были ведущими народных гуляний.

Своими частушками, прибаутками поддерживали безудержный смех, вовлекали гуляющий народ поддержать веселье.

Основной расцвет скоморошества пришелся на двенадцатый – четырнадцатый века. Тогда появились целые кланы, произощло деление на бродячих скоморохов и оседлых. Бродячие собирались большими группами по 30 – 50 и более человек, и переезжали из одного города в другой.

Оседлые — жили на месте, в течение трудовой недели выполняли свою обычную работу, а в выходные, праздники или свадьбы развлекали своих земляков.

У каждого князя или богатого купца появились свои, «штатные» скоморохи, которые позволяли себе высмеивать какие – то определенные несправедливости из обывательской жизни.

Скоморохи, на этом этапе, являются двигательной силой расцвета искусства на территории Древней Руси и Европы.

Одеты были скоморохи в яркую, разноцветную и необычную одежду, часто с нелепыми башмаками и обязательно на голове должен был быть колпак с бубенцами. Играли на самых разных инструментах, но изначально у них была домра и дуда. Затем добавились бубны, гусли и волынка.

Позже, в пятнадцатом столетии, скоморошество начинает умирать, как вид искусства.

4, 6 класс Скоморохи древней Руси

Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Популярные доклады

  • Доклад Мавзолей в Галикарнасе семь чудес света 5 класс
    Древний мир может похвастаться изобилием великих городов. Большинство из них были очень красивыми. Не стал исключением и город Галикарнас. Многие знали его, благодаря изобилию театров, дворцов, и просто красивых мест. Великолепные фонтаны
  • Доклад-сообщение Бурые водоросли 5, 6, 7 класс по биологии
    Растительный мир морей и океанов чрезвычайно многообразен! Наибольший процент биомассы водной флоры занимают водоросли. По приблизительным подсчётам учёных на данный момент открыто и изучено более 100 тысяч видов водорослей.
  • Доклад Закон спроса и предложения сообщение
    Данный закон является экономическим рыночным законом, утверждающим, что между объемом предложения и спроса на товары, а также установленными на них ценами, существует прямая зависимость.

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/kto-takie-skomoroxi

Мини сообщение на тему кто такие скоморохи. Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности

Категория: Душа : 27.04.2015 18:32 Администратор

С первых веков принятия Русью христианского учения представители прежней языческой религии становятся гонимыми и презренными отщепенцами. Они оказываются вне официальной идеологии. Их начинают преследовать княжеские тиуны и бояре , стремясь показать новым духовным владыкам свою лояльность.

Жреческое сословие начинает разделяться на тех, кто уходит в леса, чтобы предаваться восхвалению старых богов. Другая часть языческих жрецов идет в народ. Эта вторая часть становится кастой знахарей, шептунов, людей, способными управлять эмоциями простых русичей. Так постепенно появляются на русской земле бродячие кудесники и артисты, которым даются имена скоморохов.

Как и волхвы, скоморохи передавали свое искусство веселить или печалить людей из поколения в поколение устно. Духовенство много раз пыталось искоренить скоморохов на Руси. Но они были нужны народу. Из попыток монахов и священников уничтожить скоморошье племя ничего не вышло. Впрочем, как и с ликвидацией остатков языческих культов.

Смех, вообще веселье на похоронах и поминках, и шире — смех в обряде — вот где в первую очередь требовалось участие скоморохов. Их связь с этой обрядовостью «была более интимной, чем мы видим из старой церковно-учительной литературы».

«Она простирается не только на культ мертвых, но и на другие явления первобытной земледельческой религии, на всю вереницу праздников и обычаев, чередующихся со сменой времен года».

Теория русского историка А. Морозова дает такие ответы на вопрос о происхождении скоморохов на Руси:

  • 1) скоморохи появились после принятия христианства;
  • 2) они происходят от волхвов;
  • 3) главная сфера их первоначальной деятельности — обряды, связанные с ритуальным смехом.

О формах и служителях языческого культа единого мнения не было. Известно, что наиболее значительные сведения о волхвах, кудесниках и проч. содержат летописи. Подавляющая же часть летописных свидетельств имеет в виду волхвов, действовавших после принятия христианства. Одно это заставляет относиться к летописным волхвам с осторожностью.

В русской науке долгое время прочно держалось мнение вообще об отсутствии у восточных славян жречества или по крайней мере о низком уровне его развития. Считалось, что в период родового строя главным жрецом был предводитель рода, потом князь; по большей же части в обрядах обходились, так сказать, своими силами.

Сейчас мнение это несколько изменилось, но тем не менее остается в силе положение, что жречество у восточных славян не было профессиональным. Историк Л.

Мирончиков довольно убедительно доказывал, что перед принятием христианства жреческие функции выполняли «старцы» и «старосты», которые были в то же время должностными лицами, выполнявшими общественные и административные функции, что являлось их основной обязанностью. Что же тогда такое волхвы?Известно, что язычество у восточных славян имело два основных этапа или периода развития.

К первому, наиболее раннему, относятся верования тотемно-анимистического содержания, поклонение упырям и берегиням, зооморфным божествам, камням, деревьям, ручьям и т. д. Второй период характерен почитанием антропоморфных богов, к числу которых относятся Перун и другие боги Владимирова пантеона. Время перехода от первого этапа ко второму совпадает с зарождением классовых отношений.

Волхвы, как доказывает Л. Мирончиков, выражали религиозную идеологию родового строя, т. е. относились к первому этапу язычества, и были пережитком в древней Руси. На то, что волхвы были представителями первобытнообщинных отношений, несколько раньше указывал М. Н. Тихомиров.

Источник: https://estero.ru/mini-soobshchenie-na-temu-kto-takie-skomorohi-skomorohi-istoriya.html

Ссылка на основную публикацию