Современный балет: театр бориса эйфмана

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Практически весь минувший год прошел по знаком 40-летия Театра балета Эйфмана. Так, в апреле труппа выпустила премьеру новой хореографической версии балета «Русский Гамлет», в течение мая-июня провела масштабное турне по Северной Америке, затем — двухнедельные гастроли на Исторической сцене Большого театра. Состоялись выступления танцовщиков в городах России, а также в Пекине и Шанхае (КНР). Теперь юбилейная программа получит грандиозный финал на сцене Александринки.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

«Созданный театром балетный репертуар современной России – это наше настоящее.

Однако в день празднования юбилея мы не только сосредоточимся на дне сегодняшнем, но и устремим взгляд в будущее, завесу над которым приоткроют ученики Академии танца и талантливые хореографы нового поколения.

С другой стороны, хочется обратиться и к прошлому, отдать дань уважения всем тем, кто внес свой вклад в творческое становление нашего театра», — рассказал Борис Эйфман.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году.

Уже первые спектакли труппы – «Двухголосие» и «Бумеранг» – принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве.

С конца 1970-х – начала 1980-х годов в Театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется все больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

«Эти 40 лет незабываемы, – рассказал Борис Эйфман. – В начале 1977 года я получил приглашение в Ленконцерт – спасать танцевальную компанию «Ритм-балет», которая заполняла паузы в больших эстрадных представлениях.

Мне было поручено на базе этого странного коллектива создать нечто более профессиональное. Это была уникальная ситуация и по времени, и по возможности, потому что надо было создать новую труппу, новый репертуар.

Но нам повезло в главном: в труппу пришли солисты Алла Осипенко и Джон Марковский, подтянулись другие интересные артисты».

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

По словам хореографа, 29 сентября 1979 года труппа показала первую программу из пяти одноактных балетов в БКЗ «Октябрьский». «До этого я был активный молодой хореограф, который подавал надежды.

А после премьеры стал оппозиционером, потому что у меня было свое — несоветское — видение балета. Начались муки: каждый спектакль я минимум трижды сдавал худсовету, который учил меня, как сочинять хореографию.

Это была унизительная борьба за выживание.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

В 1987 году я поставил балет «Мастер и Маргарита» на музыку Андрея Петрова. И эта постановка должна была стать моим последним спектаклем, потому что у меня накопилась усталость от постоянного противостояния власти.

Но тогда же в нашей стране сменились политические ориентиры. И тот же худсовет, который год назад меня уничтожал, вдруг вынес вердикт: это новое искусство новой России.

Так из диссидента я превратился в одного из лидеров современного искусства», — рассказал Борис Эйфман.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

С тех пор многое изменилось: у артистов появилась возможность гастролировать, выступать на мировых сценах, зарабатывать своим творчеством. Спектакли Театра Эйфмана с успехом принимали и принимают в Европе, Америке, Азии.

«Это был колоссальный успех! Сегодня мы обласканы властью, избалованы мировым успехом. Но внутри меня живет неистребимая жажда творчества. И чем старше я становлюсь, тем больше хочу работать и творить», — отметил балетмейстер.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Современный Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства спектаклями «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Реквием», Up & Down по роману Фицджеральда «Ночь нежна», «Чайковский. PRO et CONTRA». Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию российской культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

«Мы держимся на тех же принципах творческой свободы, что и ранее. У меня много наград, но самая большая — это то, что сейчас я получил поддержку государства и полную творческую свободу. Это — самое лучшее для художника», — подчеркнул Борис Эйфман.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

По его словам, каждый год театра насыщен событиями, а последний — особенно.

И грандиозный юбилейный концерт станет лучшим доказательством актуальности, востребованности и яркой творческой жизни современной труппы театра.

Вечер балета начнется с выступления воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана – школы инновационного типа, открывшейся в 2013 году и ориентированной на подготовку универсальных исполнителей.

Юные танцовщики покажут хореографические номера, поставленные ведущим солистом Театра Эйфмана, заслуженным артистом России Олегом Габышевым, а также педагогами академии Ириной Кузнецовой, Еленой Кузьминой и Константином Кейхелем.

Некоторые из этих работ уже имеют свою сценическую историю. Так, «Дриады» Елены Кузьминой и «Ритуал» Олега Габышева с успехом исполнялись учениками академии на балетных конкурсах, фестивалях, в ходе европейских и азиатских гастролей.

  • Кроме того, в первой части концерта будущие звезды балета впервые станцуют фрагменты из знаменитых спектаклей Бориса Эйфмана «По ту сторону греха» (по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы») и «Красная Жизель».

К слову сказать, юным танцовщикам повезло больше, чем основной труппе: в конце 2018 года в Петербурге планируется открытие детского театра танца на 500 зрителей. «В наш город смогут приезжать как профессиональные, так и самодеятельные детские коллективы со всей России. Это будет частью образовательной программы федерального масштаба», — уверен Борис Эйфман.

Для детского театра предоставлено здание бывшей школы на Введенской улице. Сейчас полным ходом идет реконструкция этого помещения, в котором расположатся и учебные классы, и театральная площадка.

Взрослые артисты Театра Эйфмана пока не имеют своего дома. Театральное здание планировалось возвести на территории бывшего квартала «Набережная Европы», но до сих пор ситуация с проектом не прояснилась.

«К сожалению, мы не имеем своего театра и ничего не можем планировать.

Решение о строительстве есть, проект есть, деньги есть, но ничего не делается… Я все-таки надеюсь, что в нашем городе появится Дворец танца, который станет одним из центров притяжения российского и петербургского балета», — заявил Борис Эйфман.

Несмотря ни на что танцовщики работают над новым спектаклем на музыку Иоганна Штрауса. В основе либретто — «Пигмалион» Бернарда Шоу.

По словам хореографа, это будет «что-то в духе фильмов Чарли Чаплина, где всегда есть смех сквозь слезы, трогательная и красивая история».

«Если мы получим для репетиции ДК Ленсовета, а для премьеры Александринский театр, то выпустим спектакль к концу 2018 года — началу 2019-го», — сообщил балетмейстер.

При всех сложностях организации творческого процесса театр порадует поклонников новой постановкой на юбилейном вечере 13 февраля. Одной из них станет хореографическая работа Олега Габышева — это одноактный балет «Метель» на музыку Георгия Свиридова и Петра Чайковского. Его премьера состоится во втором отделении концерта.

Центральная тема «Метели» – безграничность власти рока над человеком. Используя выразительные средства современного балета, автор показывает, как люди превращаются в марионеток в руках капризной судьбы. Главные партии в постановке танцуют Олег Габышев, ведущая солистка театра Любовь Андреева и педагог-репетитор (в недавнем прошлом – солист) труппы Илья Осипов.

Почетными гостями спектакля-концерта будут участники коллектива Бориса Эйфмана разных лет, представляющие все периоды его 40-летней истории.

Современная труппа театра отличается безупречным исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом.

Сегодня замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», премии Президента РФ и премии Правительства РФ: Мария Абашова, Любовь Андреева, Сергей Волобуев, Олег Габышев, Дмитрий Фишер и другие.

Эйфман – хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества.

Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет».

Газета The New York Times называет петербургского Мастера лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Источник: http://avangard.rosbalt.ru/review/15273/

17 па

Современный балет: театр Бориса Эйфмана Современный балет: театр Бориса Эйфмана Современный балет: театр Бориса Эйфмана Современный балет: театр Бориса Эйфмана

19 мая 2014

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Балет «Анна Каренина» Борис Эйфман создал первым в мире. Кредо хореографа: не «переставлять» чужих балетных работ, создавать все самому, с чистого балетного листа. © Пресс-служба Театра балета Бориса Эйфмана, Майкл Кури

Борис Эйфман – человек-легенда. Он всю жизнь живет и ставит свои балеты вопреки: запретам, общественному мнению, конкурентам. Он доказал, что можно танцевать так, как хочется, а не так, как учили в академии.

Эйфман создал балет, которому предстояло перевернуть представление о хореографии, а затем (вот где ирония судьбы) – стать частью учебника по истории балета. Сегодня Борис Эйфман – прижизненный классик.

15–19 апреля на сцене London Coliseum его театр показывает два балета: «Роден» и «Анна Каренина».

Генеральный партнер лондонских гастролей Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – инвестиционная компания ВТБ Капитал, входящая в группу ВТБ.

Балет Эйфмана в цифрах и фактах разбирает корреспондент VTBRussia.ru

В пуантах и без пуантов

Современный балет: театр Бориса ЭйфманаСанкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана изначально назывался «Новым балетом». Он появился в 1977 году при Ленконцерте. Под свое начало Эйфман получил эстрадный коллектив, из которого стал готовить своих будущих артистов. Для Ленинграда того времени (да и для Советского Союза вообще) театр, который он создал, был абсолютно новаторским. Это была лаборатория одного автора – Эйфмана, экспериментатора, который сочетал в своих балетах хореографию академическую и беспуантовую под музыку мастодонтов рока групп Pink Floyd, Yes или таких креативных современников, как композитор Бела Барток.

И камни могут танцевать

Свой первый хореографический номер Борис Эйфман сочинил в 13 лет, зафиксировав его в тетрадку, которую он назвал «Мои первые спектакли». «Я начинаю эти заметки для того, – писал этот мальчик, – чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества».

Уже тогда, в детстве, он смотрел на будущее дело своей жизни взглядом, свободным от систем и штампов, правил и обязанностей.

Позже Эйфман, которого с первых же его постановок называют Треплевым от балета, то есть новатором и искателем новых форм (не случайно, наверное, в репертуаре его театра появился спектакль «Чайка»), скажет: «В принципе, ничего нового в технике танца создано уже быть не может. Сегодня вообще любая техника традиционна. Но я вижу балет 21 века.

Он абсолютно свободен от всяких традиционных систем, от всяких навязчивых форм. Это мир, в котором могут появляться движения из классического танца, из танца модерн, движения спортсменов-гимнастов и инструкторов у-шу, движения мальчика, старика, беременной женщины, движения дерева или камня».

Киевский талисман

Самые первые гастроли «Нового балета» состоялись через месяц после его образования. В 1977 году театр поехал в Киев выступать на сцене Октябрьского дворца. Гастроли сопровождал скандал.

Читайте также:  Животные и музыка: влияние музыки на животных, животные с музыкальным слухом

В советский Киев привезли балет «Бумеранг», поставленный по мотивам «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта на музыку Джона Маклафлина, что было очень не по-советски.

Артисты уже разминались перед гримом, когда до них дошла новость, что местные партийные руководители считают невозможным проведение антисоветского мероприятия в столице Украины. Тогда балерина Алла Осипенко, исполнявшая главную партию в «Бумеранге», заявила, что покончит с собой, если им не дадут выйти на сцену.

Так «Бумеранг» показали киевлянам, которые поняли и приняли смелый, сложносочиненный язык хореографа-новатора. С тех пор в Театре Эйфмана Киев считают городом-талисманом. Сам Борис Яковлевич шутит: «Если публика Киева принимает спектакль, значит, он понравится зрителям и других городов».

Без маэстро

В первых зарубежных гастролях своего театра Борис Эйфман не участвовал. Коллектив уехал в Финляндию без маэстро, которому не дали разрешения на выезд за рубеж.

Триумф

В 1990-х годах Театр балета Бориса Эйфмана стал выезжать в Нью-Йорк, постепенно сделав гастроли в Америку регулярными. После первых гастролей балетный критик Анна Киссельгоф написала в «Нью-Йорк Таймс»: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Потрясти!

Современный балет: театр Бориса ЭйфманаВремена меняются, меняется мода на стили в танце, темы, хореографические решения. А Эйфман продолжает гнуть свою линию. «Сегодня СМИ, – рассуждает он, – много говорят о кризисе мировой экономики, о глобальных социальных проблемах, экологии. Но для меня основным проблемным полем остается духовный мир современного человека, переживающий, к сожалению, достаточно печальные времена. Мы наблюдаем, как утрачиваются важнейшие нравственные и гуманистические ценности, как идеи творчества, преображения действительности вытесняются культом потребления. И балет, вне всякого сомнения (равно как и другие виды высокого искусства), является той светлой силой, которая способна противостоять этим негативным процессам. Конечно, нельзя в одночасье изменить мир и людей вокруг. Но можно потрясти их, вызвать в душах живой отклик. И уже это будет важной победой».

Замкнуть каре

Гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Лондоне в апреле 2014 года со спектаклями «Анна Каренина» и «Роден» станут четвертым визитом коллектива в столицу Великобритании за его 37-летнюю историю.

Костюмная драма

Для спектакля «Анна Каренина» художник Слава Окунев создал 177 костюмов (включая мужские, женские костюмы, костюмы солистов и артистов кордебалета). Ольга Шаишмелашвили для постановки «Роден» разработала 282 костюма.

12 тонн балета

В Лондон все декорации, реквизит, костюмы и световое оборудование для спектаклей «Анна Каренина» и «Роден» транспортируются на двух грузовиках. Объем грузов для каждой машины – 120 кубических метров. Вес грузов для каждого спектакля – около шести тонн. Итого на Туманный Альбион приехали 12 тонн Театра Эйфмана.

И снова Анна

Балет «Анна Каренина», поставленный на музыку П. И. Чайковского, публика впервые увидела в Санкт-Петербурге в 2005 году. Этот спектакль – один из самых успешных спектаклей театра.

В центре внимания – любовный треугольник Анна – Вронский – Каренин. Остальные персонажи толстовской драмы остались «за кулисами».

Анну Борис Эйфман трактует как женщину-оборотня, которая для чужих – светская дама, а для самой себя – изъеденная страстями, гибнущая душа.

Учитель и ученица

Современный балет: театр Бориса ЭйфманаПремьера балета «Роден» на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне состоялась в Санкт-Петербурге в ноябре 2011 года. Балет посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Обувают!

Обувь в театре балета – расходный материал. Каждая солистка театра использует за год 4 пары пуантов фирмы Gaynor Minden (итого: 40 пар в год на театр).

Каждая артистка кордебалета использует за год 8 пар пуантов фирмы Grishko (итого: 160 пар в год на театр). Помимо этого каждый танцовщик труппы использует в месяц 2 пары мягкой обуви марок Sansha и Grishko.

Получается, что всего в год театр «протанцовывает» 1320 пар.

Вытянуть в линию

В Театре Бориса Эйфмана все танцовщики необычно для балета высоки. Женщины в труппе – от 172 см, мужчины – от 182 см. «Балет для меня, – поясняет Эйфман, – это прежде всего линии. Они должны быть тонкими и вытянутыми».

Минус 3 кило

Постановки Бориса Эйфмана очень затратны для танцоров с точки зрения физиологии.

Сложная хореография, которую сравнивают с акробатикой, большой рост и вес артистов, поддержки, непрерывное нахождение солиста на сцене – все это приводит к тому, что за один спектакль артист, исполняющий главную партию, теряет от полутора до трех килограммов веса. Можно представить, как худеют артисты во время ежедневных длительных репетиций!

Живой звук

Современный балет: театр Бориса ЭйфманаСпектакли Бориса Эйфмана, как правило, идут под фонограмму. Исключение – премьера спектакля «Реквием» в Санкт-Петербурге, которая состоялась в 70-летнюю годовщину полного освобождения Ленинграда от блокады. Премьера прошла на сцене Александринского театра в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Спиваков, по словам самого музыканта, без колебаний согласился на это мероприятие, в том числе потому, что его мать была блокадницей.

20 минут оваций

Самые длинные, рекордные овации коллектив Эйфмана получил в 1990 году на гастролях в Японии с балетом «Пиноккио». Крайне сдержанная в эмоциях публика по окончании спектакля устроила овации длиной в 20 минут.

Свое слово

На сегодняшний день в репертуаре Театра балета Бориса Эйфмана спектакли «Чайковский», «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием».

Не случайно в этом списке нет «Жизели», «Лебединого озера» или «Спящей красавицы». Кредо Эйфмана – не брать в работу уже ранее кем-то поставленные балеты.

В данный момент хореограф работает над созданием спектакля «Ночь нежна» по мотивам романа Ф. С. Фицджеральда.

Источник: https://vtbrussia.ru/culture/teatr-baleta-borisa-eyfmana/17-pa/

Театр балета Бориса Эйфмана

Каждый балетный спектакль на сцене театра Эйфмана – это сплетение разных стилей, соединение классики и элементов современного танца, поиск новых музыкально-хореографических образов.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Театр балета Бориса Эйфмана: разрушение стереотипов

«Новый балет» — так назывался первый авторский театр современного хореографического искусства, созданный Б. Эйфманом в 1977 году. Начиналось все с немногочисленной труппы энтузиастов, смелых экспериментов.

Помимо классики артисты осваивали технику народного танца, джаза, модерна. Только так можно было претворить в жизнь замыслы нестандартных постановок балетмейстера. Маэстро смело соединял в программах академическую хореографию с беспуантовым балетным танцем, использовал роковые композиции. Это было прогрессивным новым видением современного искусства, разрушавшим стереотипы.

Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана все сорок лет своей творческой жизни демонстрирует новаторский подход к выбору драматургического и музыкального материала, особенное хореографическое мышление. И собирает полные залы.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Психологический балет Эйфмана в новом сезоне театра

Особой глубиной и выразительностью хореографического текста отличаются постановки Эйфмана в жанре «психологического балета».

Именно такую жанровую формулировку использует маэстро к спектаклям, где разворачиваются сложные драматические сюжеты, а переживания героев выливаются в эмоциональные балетные партии.

В афише Александринского театра анонсированы замечательные спектакли балетмейстера в этом сложном стилистическом формате.

«Чайковский. PRO et CONTRA» — это плод многолетнего погружения в музыку любимого композитора, осмысление и исследование его личности и бездонного таланта. Впервые балет был поставлен в 1993 году. В 2016 балетмейстер вернулся к теме спектакля, но изменил драматургию и хореографию.

Повествовательной канвой балетной постановки становятся видения умирающего Чайковского. Перед его глазами приносится вся жизнь, воспоминания пробегают фантасмагорией причудливых образов.

Тема судьбы и творчества людей искусства интересна и близка Эйфману. К ней он обратился и в балете «Роден, ее вечный идол».

И рассказал уникальной пластикой танца историю трагической любви прославленного скульптора и Камиллы Клодель, ставшей ученицей, музой и моделью роденовских шедевров в бронзе и мраморе.

Балет поставлен на музыку выдающихся французских композиторов: Сен-Санса, Равеля, Массне.

Балетный спектакль «Русский Гамлет» инсценирует фрагменты русской истории, демонстрируя жестокую борьбу за власть между матерью и сыном: императрицей Екатериной II и царевичем Павлом. Премьерный спектакль увидел свет в конце 90-х. Сегодня зрителю представляют новую переосмысленную версию, в которой многие линии серьезно видоизменены или созданы заново. Музыка Бетховена и Милера гармонично сливаются с драматургией и глубоким психологизмом постановки.

Балет Бориса Эйфмана «Up & Down»

В череде тонких психологически глубоких балетов на сцене Александринского театра особый интерес у зрителей вызывает постановка Б.Эйфмана «Up & Down». В ее основе лежит сюжет романа американского писателя Фицджеральда «Ночь нежна».

Для музыкальной огранки хореографических образов и структуры балетного спектакля выбрана музыка Шуберта, Берга, Гершвина.
Спектакль по словам создателя, является своеобразной хроникой духовной гибели человека.

Глубокая и поучительная история рассказывает о том, как рушится мечта о счастье, а беззаботно-красивая на первый взгляд жизнь, текущая под ритмы джаза, становится кошмаром. В центре балетного действа два главных героя: врач-психиатр Дик Дайвер и его пациентка Николь из богатого, респектабельного семейства.

Между ними вспыхивают чувства, они заключают брак. Для скромного врача открываются врата в светскую жизнь с ее соблазнами, цинизмом и роскошью. Дик вступает на путь падения, а Николь справляется с безумием, преодолевая недуг.

Своим спектаклем хореограф еще раз убедительно доказал, что для балета нет ничего невозможного и лексикой танца можно рассказать о самом сложном и потаенном из области подсознания. И погружает в серьезную психологическую драму, которая разворачивается на фоне «века джаза» с его безумием и шиком.

Где приобрести билеты на спектакли театра Бориса Эйфмана

Не пропустите лучшие постановки в новом театральном сезоне! Покупайте билеты онлайн на нашем сайте быстро и просто — в несколько кликов.

Источник: https://cityguide-spb.ru/kak-zaplanirovat/sobytiya/kultura/balet/teatr-baleta-borisa-yeyfmana/

Лучшие балеты театра Бориса Эйфмана — Журнал "Культурная Столица"

Главная › Каталог статей › События. › Театр
Лучшие балеты театра Бориса Эйфмана

ПЕТЕРБУРЖЦЫ УВИДЯТ ЛУЧШИЕ БАЛЕТЫ БОРИСА ЭЙФМАНА.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

В марте Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана покажет на сцене Александринского театра избранные постановки своего репертуара. Эти представления станут первой большой серией выступлений труппы в Санкт-Петербурге в 2017 году, в котором коллектив отмечает 40-летие.

Программу мартовского блока спектаклей составят балеты «Красная Жизель» (6 и 7 марта), премьера 2016 года «Чайковский. PRO et CONTRA» (22 и 23 марта), «Роден» (24 и 25 марта) и «Анна Каренина» (26 и 27 марта). Показ «Родена» 25 марта пройдет в День работника культуры, а второе представление «Анны Карениной» труппа проведет в честь Всемирного дня театра.

Главную женскую партию – роль Балерины – в балете «Красная Жизель» в один из вечеров впервые исполнит солистка Большого театра России Ангелина Карпова.

Другой показ постановки будет отмечен дебютом в той же партии молодой солистки труппы Бориса Эйфмана Дарьи Резник, пришедшей в коллектив летом прошлого года.

Читайте также:  Всё, что вы хотели узнать о постановке голоса - что это такое?

И конечно, в ходе мартовской серии спектаклей петербургские зрители увидят признанных звезд театра балета – лауреатов международных конкурсов, премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит», премий Президента РФ и Правительства РФ Марию Абашову, Любовь Андрееву, Сергея Волобуева, Олега Габышева и других.

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Информация о спектаклях:
«Красная Жизель»
Балет «Красная Жизель» на музыку П. И. Чайковского, А. Шнитке и Ж. Бизе был впервые представлен Театром в 1997 году. Спектакль повествует о судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой.

Драматичная история великой танцовщицы, которая попала в водоворот революционных событий, эмигрировала из России и, пройдя череду личных драм и потрясений, оказалась в стенах лечебницы для умалишенных, была тонко прочувствована и виртуозно поведана Эйфманом. Со временем «Красная Жизель» выпала из репертуара Театра.

Однако в 2015 году Борис Эйфман возродил знаменитый балет, переработав и усовершенствовав его хореографический текст. Сценография постановки была также обновлена.

«Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века.

Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход», — отмечает Эйфман.

«Чайковский. PRO et CONTRA»
Балет «Чайковский. PRO et CONTRA» – итог многолетнего осмысления хореографом личности и творческого мира великого композитора. Спектакль сочинен на музыку П. И. Чайковского. Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в конце мая 2016 года в преддверии юбилея Бориса Эйфмана, 22 июля отметившего свое 70-летие.

В ноябре за исполнение партии Антонины Милюковой, жены Чайковского, солистке Театра Любови Андреевой была вручена премия «Золотой Софит». Артистический ансамбль балета «Чайковский. PRO et CONTRA» удостоился специального приза экспертного совета «Золотого Софита».
П. И. Чайковский – самый любимый композитор Эйфмана.

На его музыку хореографом поставлены такие знаковые спектакли, как «Идиот» (1980), «Красная Жизель» (1997), «Мусагет» (2004), «Анна Каренина» (2005) и «Евгений Онегин» (2009). Отдельно необходимо отметить балет «Чайковский», выпущенный в 1993 году и с неизменным успехом демонстрировавшийся по всему миру.

Сегодня Борис Эйфман предлагает новое, оригинальное пластическое высказывание, соответствующее современным художественным и технологическим возможностям балетного театра – спектакль «Чайковский. PRO et CONTRA».
«Обращаясь на протяжении многих лет к музыке Чайковского, я понял, насколько глубок, бездонен мир композитора.

Осознал разнообразие тем, связанных с его творчеством, психической сущностью, взаимоотношениями с близкими. Все это не было в достаточной степени исследовано мной ранее. Мне хотелось создать произведение, в котором я мог бы глубже погрузиться в стихию творческих мук Чайковского», — говорит Эйфман.

Хореографический текст новой постановки, как нельзя лучше гармонирующий в эмоционально-драматургическом плане с музыкой композитора, отличается разнообразием и предельно точно передает

внутренние переживания героев. Изобретательность пластического языка позволила Борису Эйфману проницательно исследовать внутренний личностный раскол, который мучительно переживался Чайковским, стал источником невыносимых душевных страданий и предопределил трагически исповедальное звучание его произведений.

«Роден»
Премьера состоялась в 2011 году. Балет поставлен на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне и посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Постановка с огромным успехом представлялась на ведущих театральных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса, Парижа, Лондона, Берлина, Вены, Мадрида, Будапешта, Москвы и многих других городов.

Балет отмечен премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит».

Авторитетный британский балетный обозреватель Маргарет Уиллис писала о спектакле «Роден»: «Французский художник Огюст Роден творил из глины. Российский хореограф Борис Эйфман создает скульптуры из тел. И тот, и другой – искусные мастера своего дела, и хотя их стили разнятся, оба художника создают незабываемые образы красоты и совершенства».

«Анна Каренина»
Поставленный в 2005 году на музыку П.И. Чайковского, этот балет является одним из наиболее успешных спектаклей в репертуаре Театра.

На протяжении уже 12 лет постановка с неизменным успехом демонстрируется на лучших сценах России, Америки, Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Франции, Китая и многих других стран.

В своем спектакле Борис Эйфман сосредотачивается на любовном треугольнике «Анна – Вронский – Каренин» и создает блестящий образец сценического психоанализа, являя трагическую хронику страшного внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом».
Спектакль отмечен престижными театральными премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит».

В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», — говорит хореограф.

Источник: http://kstolica.ru/publ/sobytija/teatralnaja_afisha_124_repertuar/luchshie_balety_teatra_borisa_ehjfmana/31-1-0-775

Театр балета Бориса Эйфмана

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Этот коллектив был основан в 1977 году и носил различные названия («Новый балет», «Ленинградский ансамбль балета», «Ленинградский театр современного балета»). Первоначально его задача заключалась в том, чтобы привлечь к современному балету интерес молодого зрителя. Возможно, поэтому и руководить новым коллективом поручили Б. Эйфману — молодому хореографу, едва перешагнувшему свое тридцатилетие.

В период конца 70-х — начала 80-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише театра появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы.

Обращаясь к сюжетам классики, хореограф осваивает все новые жанры.

Он создает спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, передававшего предельный накал страстей героев — такие, как балеты «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Легенда», «Тереза Ракен», «Идиот», «Поединок», «Мастер и Маргарита» и другие.

Эйфман-режиссер сумел заставить зрителя не просто любоваться красотой танцевальной ткани своих спектаклей, но активно сопереживать действию. Помимо творческих поисков, театр под руководством Бориса Эйфмана одним из первых в России разработал собственную модель организации и планирования театрального дела на принципах государственного и частного партнерства.

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии своими спектаклями «Чайковский», «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин». 22 ноября 2011 г. на сцене Александринкого театра в Петербурге состоялась мировая премьера балета «Роден», посвященного судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Автор более сорока спектаклей, Борис Эйфман определяет жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Языком танца художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия: о поисках смысла жизни, о столкновении духовного и плотского в интимном мире человека, о познании истины.

Важный этап в жизни театра начался в 2009 году, когда Правительством Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф.

В настоящее время возведение зданий этого уникального учебного заведения инновационного типа практически завершено, и в сентябре 2013 года оно должно будет принять первых учеников.

Также летом 2009 года были подведены итоги конкурса на лучший архитектурный проект «Дворца танца Бориса Эйфмана» на Набережной Европы.

По замыслу Бориса Эйфмана, Дворец танца призван стать не просто театром балета, но международным центром танцевального искусства. В его стенах будут творчески сосуществовать три балетные труппы, представляющие три века отечественного хореографического искусства.

Источник: https://www.binoculars-travel.ru/ispolniteli/eifman-balet.htm

Борис Эйфман: "За это будущее нужно бороться"

Современный балет: театр Бориса ЭйфманаБорис Эйфман. Фото – Вадим Шульц

14 ноября 2019 начнет свою работу VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум.

Его основная тема в этом году: «Культурные коды в условиях глобализации». Участником предстоящего смотра станет и балетмейстер, народный артист России Борис Эйфман.

– Вам предстоит быть со-руководителем секции «Балет и танец» в рамках Санкт-Петербургского культурного форума. О чем планируете говорить?

– Одним из лейтмотивов балетной секции VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума станет тема «Культура и дети». Так, в частности, будет называться круглый стол, который пройдет 14 ноября в Главном штабе Эрмитажа.

Мы пригласили к участию в дискуссии известнейших деятелей культуры и образования, чей профессиональный путь связан с поддержкой молодых поколений.

Это президент Пекинской академии танца Го Лей, художественный руководитель международного конкурса учеников балетных школ Youth America Grand Prix Лариса Савельева, прима Государственного балета Берлина и основательница проходящего в Мексике Международного фестиваля танца Danzatlan Элиза Кабрера, руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева и ряд других экспертов.

Мы часто слышим красивые фразы вроде «Дети – наше будущее». С такими высказываниями не поспоришь, однако сегодня за это будущее нужно активно бороться. Если у государства и общества не появится реальной программы по приобщению юных россиян к миру высокой культуры, то духовный кризис периода 1990-х не просто повторится, но примет еще более тяжелые формы.

– Вы не в первый раз принимаете участие в Культурном форуме. Какое значение имеет это мероприятие лично для вас?

– Форум дает шанс обсудить с коллегами со всего мира наиболее значимые вопросы нашей творческой и профессиональной жизни. К сожалению, тот ритм, в котором сегодня существуют представители мира культуры и искусства, зачастую не оставляет подобной возможности.

Каждый из нас так или иначе сосредоточен на решении собственных проблем и задач. Мы в какой-то степени замыкаемся на себе, что, конечно, неправильно.

Форум позволяет вести с коллегами диалог, обмениваться с ними опытом, расширяя свое представление о процессах, происходящих в современной культуре.

– Одним из наиболее важных событий в рамках Форума станет открытие Детского театра танца. Расскажите об этом подробнее.

– Детский театр танца – уникальный проект, призванный укрепить статус Санкт-Петербурга как ведущего мирового центра балета. Эта современная площадка будет принимать любительские и профессиональные коллективы юных исполнителей со всей России, а также из-за рубежа.

Кроме того, в стенах нового театра смогут реализовать свои первые замыслы молодые хореографы, лишь начинающие творческий путь. Аналогов такому учреждению в мире нет. Более того: под одной крышей с полноценным театром работает общеобразовательная школа. Ее посещают воспитанники нашей Академии танца.

Синхронное функционирование этих двух разных заведений в одном пространстве также довольно необычно.

Вместе с Академией, ее музеем и запланированным новым интернатом для наших воспитанников (он будет построен в скором времени) Детский театр танца образует целый балетный кампус – мощный образовательный и учебный комплекс. В честь открытия площадки 16 ноября состоится гала-концерт.

Ученики Академии танца представят мой балет «Мусагет» – посвящение Баланчину – и образцы классической хореографии. Также на сцену нового театра выйдут воспитанники Пекинской академии танца и Школы Государственного балета Берлина.

Читайте также:  Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Они исполнят произведения известных современных хореографов Кристофера Уилдона, Марко Гекке и Грегора Зайфферта.

– 2019 год стал для вас активным в плане гастролей и перемещений. Как вам кажется, почему к российскому танцу приковано такое внимание?

– Действительно, за один только год наш театр посетил США, Канаду, Японию, Китай, Германию, ряд других стран. Впереди – большие гастроли во Франции и Нидерландах. Во всех этих странах мы выступаем далеко не впервые, однако интерес местных зрителей к нашему искусству лишь возрастает.

Полагаю, одна из причин такой успешности – универсальность языка танца, который одинаково понятен представителям разных культур, религий и политических систем. Именно балетному искусству в сегодняшнее непростое время под силу снизить остроту глобальных противоречий и помочь людям обрести взаимопонимание.

Наш театр гордится тем, что участвует в гуманитарной дипломатии и представляет в мире культуру России.

– Как принимают российских артистов за рубежом?

– Я могу говорить, прежде всего, о своем театре. Мы ежегодно выступаем в Европе, Америке, Азии, показывая за рубежом хореографическое искусство современной России. Публика всех частей света встречает нас восторженными овациями.

Причем это не искусственно организованная массовая истерия (характерная, скажем, для поп-культуры), а естественная реакция людей на те сильнейшие эмоции, которые дает зрителю труппа.

Маркетинговые технологии способны обеспечить ажиотажный спрос на определенный продукт, но запрограммировать живой отклик в человеческой душе невозможно.

– Есть ли проект, который Вы еще не осуществили, но очень бы хотели?

– Таких нереализованных пока проектов немало. Из суеверия не буду говорить об этом подробно. Как правило, я стараюсь не хоронить свои идеи – даже если понимаю, что сейчас не готов воплотить их в жизнь. Чаще просто откладываю такие замыслы в сторону – «до лучших времен».

Каждая рождающаяся идея так или иначе влияет на меня и мое творчество. Например, в свое время я хотел сочинить балет о жизни Фрейда.

Этот спектакль по ряду причин не состоялся, зато впоследствии в репертуаре нашего театра появилась постановка «Up & Down» по роману Фицджеральда «Ночь нежна» – уникальный образец психоанализа в танце.

– Что в ваших ближайших творческих планах?

– В январе в Петербурге должны состояться съемки фильма-балета «Эффект Пигмалиона». Экранные версии наших спектаклей очень востребованы.

Фильм «Братья Карамазовы» в этом году с большим успехом идет в российских и зарубежных кинотеатрах в рамках проектов Theatre HD и Stage Russia HD. Другая наша киноверсия, «Чайковский.

PRO et CONTRA», была включена в программу престижного фестиваля San Francisco Dance Film Festival. Мы хотим продолжить развивать это направление и открыть неизведанные возможности пластического киноискусства.

Свободное же от съемок и гастролей время будет посвящено репетициям нового балета о Мольере. Надеемся представить его в июле следующего года в Санкт-Петербурге. В этой работе я соединяю танец и драму и с помощью их синтеза исследую одну из самых интересных и важных для меня сфер – мир театрального искусства.

Алина Артес, телеканал “Культура”

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/boris-ejfman-2019/

Борис Эйфман — основатель современного русского балета

БОРИС ЭЙФМАН — один из немногих, если не единственный, российский хореограф, продолжающий активную творческую работу на протяжении десятилетий. Возможно, никто из современников не может гордиться подобными достижениями. В его творческом списке — более 40 постановок.

Он является лауреатом престижных премий «Золотой Софит» и «Золотая маска», Государственной премии РФ, кавалером ордена Искусств и литературыФранции, обладателем звания «Народный артист России», ордена «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней) и многих других наград и титулов.

Хореограф родился в Сибири, окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории.

В 1977 году он организовывает «Ленинградский Новый балет» (ныне — Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета Бориса Эйфмана) — единственный авторский театр России, развивающий искусство современной хореографии.

Он не только создал оригинальный стиль, впитавший достижения современного искусства и базирующийся на классической школе, но и взрастил объединенный одним духом коллектив, для которого нет невыполнимых задач.

Среди последних работ хореографа, получивших мировое признание, — «Реквием», «Чайковский», «Я — Дон Кихот», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Мой Иерусалим», «Русский Гамлет», «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру», «КТО есть КТО», «Мусагет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Роден».

Эйфман — хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности, тайны творчества и магия гениев, которые раскрываются в его интерпретации судеб Чайковского, Мольера или балерины Ольги Спесивцевой.

Погружаясь в такую темную и страшную сферу, как человеческая психика (балеты «Идиот», «Убийцы», «Чайковский», «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Онегин»), Эйфман создает образцы сценического психоанализа. Он стремится показать экстремальное состояние человека, считая безумие своих героев не болезнью, а способностью проникновения в другие миры.

Это помогает балетмейстеру раздвинуть рамки собственного воображения, демонстрируя фантазии своих героев; углубиться в наиболее интересующие его вопросы духовной и философской жизни человечества.

Стремление Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка — все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления Театра на ведущих театральных площадках мира. Хореограф отмечает: «Зритель ждет от балетного спектакля, прежде всего, катарсиса, глубокого эмоционального потрясения. И приходя на наши постановки, он получает этот живой эмоциональный заряд. Мы стремимся к тому, чтобы психологический театр был бы привилегией не только драмы, но и балета. И в этом плане мы уникальны. Многим зрителям необходим именно такой тип театра, к которому принадлежит наш коллектив – с сильным драматургическим фундаментом, глубоким философским содержанием и высоким накалом страстей».

Создавая свой собственный стиль, Эйфман разрабатывает различные хореографические системы. Театр стал для него творческой лабораторией.

Хореограф не ограничивает себя рамками балетного спектакля, так как наиболее важная вещь для него — театральность. Его постановки — незабываемые представления, открывающие новые формы и методы танцевального действа.

Борис Эйфман создал свой театр — театр открытых эмоциональных переживаний.

Пресса о Борисе Эйфмане:

— «Борис Эйфман, вне всякого сомнения, самый интересный российский хореограф. Ему присущ как личностный магнетизм, так и постоянная тяга к поискам нового» (Фигаро)

«Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман» (Нью-Йорк Таймс).

«Борис Эйфман останется самым созидательным художником России» (Нью-Йорк Таймс)

«Теперь нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман – удивительный театральный волшебник… Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться – это является ли он последним ведущим хореографом ХХ века или первым хореографом века XХI» (Нью-Йорк Пост).

«Индивидуальные качества Эйфмана – сила и необузданность. В его нервном, мучительном почерке кроется высочайшее мастерство» (Фигаро).

«Артисты Театра Эйфмана феноменальны. Все — от солистов до превосходного кордебалета. Поразительно искусные и пластичные, они могут с одинаковой четкостью и яркостью исполнять самые поразительные сочинения хореографа и любые классические па и они восхитительно выразительны и музыкальны» (Новое русское слово, США)

Источник: http://test.eifmanballet.com/ru/about-theatre/boriseifman

Театр балета бориса эйфмана

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году (первоначальное название труппы – Ленинградский «Новый балет»). Концепция коллектива была достаточно смелой: он создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли труппы – «Двухголосие» и «Бумеранг» – принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве.

Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа.

Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за Борисом Эйфманом репутацию «хореографического диссидента».

В период конца 1970-х – начала 1980-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы.

Хореограф и его характеризующаяся особым пластическим мышлением труппа осваивают новые жанры.

Создаются спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, который передавал предельный накал страстей героев: «Поединок», «Идиот», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Легенда», «Двенадцатая ночь», «Мастер и Маргарита», «Убийцы» и другие.

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими спектаклями «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA». Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.

Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка – все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.

Эйфман — хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества.

Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет».

Газета The New York Times называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Труппа театра отличается безупречным исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом.

Сегодня замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», премии Президента РФ для молодых деятелей культуры и премии Правительства РФ в области культуры: М. Абашова, Л. Андреева, С. Волобуев,
О. Габышев, А. Ситникова, Д. Фишер и другие.

Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В сентябре 2013 года Академия начала свой первый учебный год.

Также в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров танцевальных искусств.

Создание оригинального балетного репертуара современной России на базе традиций отечественного психологического театра, поиск и развитие новых форм хореографического искусства XXI века – основные составляющие творческой миссии Бориса Эйфмана и его труппы.

Источник: https://www.franceconcert.fr/ru/company/boris/

Ссылка на основную публикацию