Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

ведите в музыкалку, там скажут. А вообще, невооруженным взглядом видно, пацана к музыке влечет. Мож будущий Чайковский растет. Удачи!

Источник:

Особенности раннего обучения музыке

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Давно доказано, что обучение игре на музыкальных инструментах, а также усвоение музыкальной грамоты помогает улучшить координацию и моторику, развивает память и внимание. Чем раньше ребенок начнет заниматься, тем проще ему будет освоить музыкальный инструмент и получить профессиональные навыки. Дети очень восприимчивы к музыкальной гармонии и часто проявляют способности к музыке.

Особенности раннего обучения

Многие родители, которые решили обучать своего ребенка музыке, интересуются, когда следует начинать занятия. Но однозначного ответа на этот важный вопрос не существует.

Ребенок может без труда запомнить ритмическую структуру мелодии и даже не догадаться, как это сложно. Однако, он может быть не готов к систематическим занятиям, выполнению «домашних заданий».

Здесь все будет зависеть от заинтересованности ребенка, его темперамента, особенностей характера, уровня его развития.

Если вы мечтаете о том, чтобы ваш ребенок стал профессиональным музыкантом, вам нужно подобрать для него подходящую музыкальную школу, где набирают детей в группы раннего развития, а педагоги знакомы с особенностями детей-дошколят.

В таких группах занятия проводят в виде игры, во время которой ребенок знакомится с разными инструментами, слушает детские песенки и произведения классиков и даже изучает нотную грамоту.

В музыкальных школах малышей обучают по специально разработанным методикам, а примерно к 5-6 годам ребенок начинает учиться играть на музыкальных инструментах.

Внимательно понаблюдайте за своим ребенком. Если малыш хорошо двигается под музыку на занятиях в детском саду, эмоционально на нее реагирует, у него имеется чувство ритма и он легко исполняет простые детские мелодии, вам можно смело записывать его в музыкальную школу. Возможно, у малыша имеются способности.

Примерно к 5-6 годам ребенок начинает знакомиться с музыкальными инструментами и учится играть на них. Позвольте ребенку самому выбрать, на каком инструменте ему хочется играть.

Не нужно навязывать свое мнение, даже если вы, к примеру, скрипач в третьем поколении. Так вы сможете сильнее заинтересовать музыкой своего ребенка.

Возможно, его талант в полной мере раскроется, например, в игре на гитаре.

Обучение музыке, советы родителям

Если вы решили отдать своего малыша в музыкальную школу, помните о том, что к регулярным занятиям он должен быть полностью готов, иначе ему очень быстро наскучит обучение и он потеряет к музыке интерес.

Начинать обучение нужно тогда, когда ваш кроха полностью адаптируется в садике и сможет удерживать свое внимание более, чем на 15 минут. Как правило, таких успехов малыш достигает примерно к 3-4 годам. Время проведения урока нужно удлинять постепенно, доводя его примерно до получаса. Такое привыкание к музыкальным урокам занимает примерно три месяца.

Посещать занятия нужно не более, чем два раза в неделю. Не перегружайте ребенка, если музыкальное образование не является целью. Для профессионального обучения, когда дошкольник начинает изучать инструмент, можно увеличить посещение музыкальной школы до четырех раз. Помните, занятия с ребенком, который обучается игре на инструменте, должны проводиться педагогом индивидуально.

Если родители являются музыкантами и хорошо владеют выбранным инструментом, можно на начальном этапе обучать своего ребенка самостоятельно. Однако, в дальнейшем все же следует подобрать малышу хорошую музыкальную школу.

Малыши очень эмоционально воспринимают мир, их внимание неустойчиво и требует постоянного переключения. Даже при обучении музыке нужно, чтобы ребенок был в движении. Так ему будет проще усвоить информацию. Все эти особенности нужно обязательно учесть при раннем обучении.

Доказано, что дети, которые начали обучаться музыке с раннего возраста, имеют ряд значительных преимуществ перед теми, кто впервые познакомился с музыкой в возрасте 6-7 лет.

Малыши усваивают уроки, используя свое подсознание и овладевают двигательной, а также звуковой информацией на уровне «родного языка».

Даже если ребенок не будет профессиональным музыкантом, он все равно получит мощный толчок для развития личности и разных своих способностей.

А как вы считаете в каком возрасте следует начинать обучать ребенка игре на музыкальных инструментах? Делитесь в х к этой статье!

Источник:

В каком возрасте лучше отдать ребенка в музыкальную школу?

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Наверняка многим родителям хотелось бы, чтобы их ребенок посещал занятия в музыкальной школе и после ее окончания умел бы петь или играть на определенном музыкальном инструменте.

Все-таки это и полезно, и красиво, и, возможно, пригодится в будущем.

Тем не менее, перед многими родителями возникает вопрос: с какого возраста их чаду стоит начать заниматься музыкой? Какой возраст считается слишком ранним для обучения, а когда ребенку уже поздно достигать творческих высот?

По мнению специалистов, достоверно оценить музыкальные способности ребенка можно, когда ему исполнится 6-7 лет.

Если же вашему ребенку пока 3-5 лет, но он постоянно напевает себе под нос и его частенько выделяют среди остальных ребят на всевозможных утренниках и мероприятиях в детском саду, то, может быть, в нем уже проснулись музыкальные таланты, которые следует развивать на занятиях с профессиональными педагогами.

К сожалению, далеко не все музыкальные школы принимают детей в столь юном возрасте и в большинстве из них вам предложат подождать пару лет или начать обучение с подготовительного отделения. Но стоит учитывать, что даже в подготовительном классе музыкальной школы от детей требуется усидчивость и внимание, ведь им придется терпеливо сидеть на уроках, а это под силу не каждому малышу!

В «Jam’s cool» к каждому ученику педагоги находят свой подход, неважно, сколько ему лет и есть ли у него подготовка.

К примеру, на занятиях для самых маленьких (деток от года до 3 лет и от 4 до 6) развитие музыкальных навыков происходит в интересном и привычном для малышей процессе игр и театрализации.

Двигаясь от простого к сложному, дети с удовольствием знакомятся с музыкальными инструментами, развивают слух и чувство ритма. Во время подобных уроков допускается присутствие родителей, а это значит, что вам не придется беспокоиться за малыша, а для него занятия будут увлекательными и полезными.

Если вашему ребенку уже исполнилось 7-8 лет, то вариантов для его музыкального развития — множество. Во многих музыкальных школах формируются группы для детей этого возраста. Вашему ребенку могут предложить обучение на пианино, гитаре, ударных инструментах, саксофоне и так далее.

Ваш ребенок хочет научиться играть на музыкальном инструменте или же мечтает петь? Запишите его на занятия в музыкальную школу «Jam’s cool». Обучение здесь проходит в мини-группах, сформированных по возрасту и уровню подготовки учеников.

Поэтому, если ваш ребенок, к примеру, в 14 или 15 лет осознал, что у него есть тяга к музыке, начать ею заниматься в этом возрасте совершенно не поздно. Более того, часто, следом за детьми, обучаться музыке приходят и родители.

В «Jam’s cool» только рады таким новоприбывшим: ведь главное — не ваш музыкальный опыт, возраст или природные данные, а желание научиться.

Источник:

Когда дети не хотят заниматься музыкой

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Иван, музыкант со стажем, широко известный в пока еще довольно узких кругах, лауреат различных конкурсов, с разносторонним, хоть и не всегда продолжительным, опытом исполнительства и сочинительства. По совместительству – мой сын.

Возраст на момент написания (около года назад ) обнаруженной мной на днях статьи – где-то между 10 и 11 годами.

Музыкальные инструменты – блок-флейта (не пошло), альт (духовые; не пошло), баритон (духовые; не пошло), год занятий вокалом (по техническим причинам прекратили, но результат был налицо), с 5,5 лет и до сих пор – фортепиано (отнесенное к потенциальным возможностям – идет со скрипом; отнесенное к затрачиваемым им силам и времени – не идет, а просто-таки летит; отнесенное к затрачиваемым нервам родителей – … ну, не будем относить). Конспектируйте, изучайте, применяйте на практике, делитесь результатами. Всех ответов не получите, понятное дело. Но легкой жизни никто и не обещал, будем работать.

Итак,

Как избежать вечных конфликтов между родителями и детьми при занятиях музыкой? Или, другими словами, как сделать так, чтобы дело не дошло до истерики?

Это что-то вроде вступления. А вот и сама статья:

Когда дети не хотят заниматься музыкой.

В принципе, можно обойтись несколькими поблажками. Но это затем приведет к капризам и прочим неприятным для родителей явлениям.

Если насилу оттаскивать от компьютера и других отвлекающих факторов – ни к чему хорошему это не приведет. Если наказывать (“Пока не позанимаешься – сиди и обдумывай свое поведение” на громкости в сто децибелов) – тоже.

Так как же быть?

Есть один способ. Но его следует использовать только в случае истерик.

Если поуговаривать ребенка минут десять, а затем напоследок спокойно сказать что-то наподобие “Сначала успокойся, потом позанимаешься”, то есть не требовать от ребенка сразу вот так, в истерике, заниматься, то он постепенно успокоится и…

начнет заниматься музыкой. Ему надоедают вечные истерики, а без них он не может. Единственное правильное для него решение – взять, пересилить себя и позаниматься.

Другое дело, когда встает еще один вопрос – о продолжительнолсти занятий музыкой. В данном случае следует поступить так: позаниматься с ребенком музыкой, но в упрощенном варианте: без длительных проработок каждого произведения и т.п., зато на завтра уж точно запланировать полное занятие музыкой.

Если же и это не сработает, и ребенок откажется на следующий день заниматься музыкой, тогда – пиши пропало, больше я Вам ничем не могу помочь.

Единственное, чего нельзя делать при уговорах – это предлагать за занятия музыкой конфету, плитку шоколада или еще что-нибудь вкусное. Так ребенок понимает (почему – не знаю), что ему дадут конфету просто за занятие музыкой. В этом случае его занятия становятся все некачественней и некачественней.

В конце концов, доходит до того, что он возьмет, сыграет по разику и все.

В этом случае ситуация все равно становится критической (дашь конфету? – Не дам, ты не позанимался) и в конце концов и у родителей, и у ребенка нервы не выдерживают, и все три стороны (два родителя и один ребенок) бегут в школу уговаривать директора, чтобы он исключил это чадо из своей школы.

Источник: https://shademark.ru/muz-teoriya/vechnyj-spor-s-kakogo-vozrasta-nachinat-uchit-rebenka-muzyke.html

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина. Правы и сторонники раннего (а также очень раннего) развития – ведь маленький ребенок впитывает любую доступную информацию как губка, закладывая мощный фундамент для дальнейшего развития.

Убедительные аргументы приводят и противники слишком раннего обучения. Это и эмоциональные перегрузки, и психологическая неготовность малышей к систематическим занятиям, и физиологическая незрелость их игрового аппарата. Кто же прав?

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Развивающие занятия для самых маленьких деток – вовсе не современное ноу-хау. Еще в середине прошлого века японский профессор Синити Сузуки успешно обучал трехлетних ребятишек игре на скрипке. Он не без основания полагал, что каждый ребенок потенциально талантлив, важно развивать его способности с самого раннего возраста.

Советская музыкальная педагогика регламентировала обучение музыке таким образом: с 7 лет ребенок мог поступить в 1 класс музыкальной школы (всего было семь классов).

Для младших деток при музыкальной школе существовала подготовительная группа, в которую брали с 6 лет (в исключительных случаях – с пяти).

Такая система просуществовала очень долго, пережив и советский строй, и многочисленные реформы в общеобразовательных школах.

Но «ничто не вечно под луной». Новые стандарты пришли и в музыкальную школу, обучение в которой теперь рассматривается как предпрофессиональная подготовка. Нововведений много, в том числе затрагивают они и возраст начала обучения.

В первый класс ребенок может поступать с 6,5 до 9 лет, а учеба в музыкальной школе продолжается 8 лет. Подготовительные группы с бюджетными местами теперь упразднены, поэтому желающие учить деток с более раннего возраста вынуждены будут платить довольно внушительные деньги.

Такова официальная позиция в плане начала обучения музыке. В реальности сейчас существует масса альтернативных вариантов (частные уроки, студии, развивающие центры). Родитель при желании может приобщить свое чадо к музыке с любого возраста.

Когда начинать учить ребенка музыке — вопрос очень индивидуальный, однако в любом случае решать его нужно с позиции «чем раньше, тем лучше». Ведь обучение музыке не обязательно подразумевает игру на инструменте, в раннем возрасте с этим можно и подождать.

Музыка — такой вид искусства, который дети способны воспринимать с первых дней жизни, и даже до рождения. Мамины колыбельные, ладушки-ладошки и прочие народные прибаутки, равно как и звучащая фоном классическая музыка — это все  «предвестники» обучения музыке.

Дети, посещающие детские сады, дважды в неделю занимаются там музыкой. Пусть это далеко не профессиональный уровень, но польза есть несомненно. А если повезло с музыкальным руководителем, то можно не беспокоиться о дополнительных занятиях. Останется просто дождаться нужного возраста и пойти в музыкальную школу.

Обычно родители задумываются, в каком возрасте начинать занятия музыкой, подразумевая — насколько рано можно это делать. Но есть и верхняя граница возраста. Конечно, учиться никогда не поздно, но смотря о каком уровне музыкального образования говорить.

Для общего развития можно начинать постигать музыкальное искусство и на пенсии. Но если говорить о профессиональном владении инструментом, то даже в 9- летнем возрасте начинать уже поздновато, по крайней мере для таких сложных инструментов, как фортепиано и скрипка.

Итак, оптимальный (среднестатистический) возраст начала обучения музыке 6,5-7 лет.

  Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья.

И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать. Внимательный и чуткий родитель всегда сумеет привести ребенка в музыкальную школу вовремя.

Читайте также:  Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? из личного опыта учителя по фортепиано

Без комментариев

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Источник: https://music-education.ru/kogda-nachinat-uchit-rebenka-muzyke/

Со скольки лет отдавать ребенка на уроки музыки?

Родителям всегда хочется, чтобы их ребенок гармонично развивался в самых разнообразных направлениях. Дети тянутся к творческим занятиям — лепке, рисованию и, конечно же, музыке.

Музыка считается одной из сфер, отражающей реальность благодаря передаче ощущений, впечатлений и чувств с помощью звука. Успеху в данной сфере предшествует детство на лоне природы, игра с другими малышами и внимательность родителей.

В данной статье можно ознакомиться с несколькими советами для родителей, желающих отдать малыша на уроки музыки.

Как привить ребенку заинтересованность в музыке?

Родителям нужно помнить о том, что ребенка важно подготовить к музыкальной школе. Как это сделать? В первую очередь давать малышу слушать классические произведения, а также итальянскую оперу.

Вдвойне хорошо, если родители включают малышу видео с концертов.

Маленьким детям сложно концентрировать внимание очень долго, а потому прослушивание музыки можно объединить с игрой на детских барабанах, бубнах, треугольниках или деревянных ложках. Также для малыша подойдет и блокфлейта.

Психологи рекомендуют начинать музыкальное образование с 3-х или даже с 4-х лет.

Благотворно может повлиять посещение концертов классической музыки, где дети могут не только в живую послушать произведения, но и увидеть живой оркестр.

Перед посещением концерта рекомендуется ознакомить ребенка с музыкальными записями. Соединяя метод игры и прослушивание композиций можно вызвать заинтересованность малыша.

Плюсом могут стать и занятия танцами, ведь маленькие дети любят двигаться.

Со скольки лет отдавать ребенка на уроки музыки?

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Вопрос возраста остается сугубо индивидуальным. Некоторые мамы слушают классику еще во время беременности. Психологи считают, что такие дети более восприимчивы, творческие и чувствительные. Дети любят шуметь, петь и играть, но далеко не все обладают нужной усидчивостью. Некоторые малыши в три года говорят, что хотят играть на гитаре, а некоторые даже в школьном возрасте не понимают, что им интересно. Родителям, желающим развивать творческие способности ребенка, необходимо начинать занятия с малышом как можно раньше (еще в 3–4 года). В 4–5 лет можно отвести ребенка к преподавателю. Опытный педагог играет с ребенком в музыкальные игры, поет и танцует с ним. Именно через игру можно узнать о чувстве ритма ребенка, а также об уровне его музыкальности. Кроме того, игры подготавливают ребенка к игре на музыкальных инструментах, а также к различным дополнительным занятиям из курса музыкальной школы (сольфеджио, хор). Занятие с преподавателем дважды в неделю помогут быстро понять степень заинтересованности ребенка.

Как найти «свой» инструмент?

Очень часто родители мечтают, чтобы их ребенок играл на гитаре или на фортепиано. Музыкально одаренный ребенок следует советам родителей, но со временем он теряет интерес и удовольствие от самого процесса, ведь ему-то хотелось играть на флейте, но не на фортепиано.

Прежде чем отдавать ребенка на уроки музыки, лучше сходить с ним в музыкальную школу и показать разные инструменты. Малыш сам потянется к тому, что ему близко.

Некоторых детей вдохновляют мультипликационные персонажи, фильмы, передачи по телевидению, а потому они сами демонстрируют желание играть.

Первый год обучения

Со скольки лет отдавать ребенка на уроки музыки зависит от самого ребенка, но родителям важно запомнить, что первый год малышу будет сложно. Чаще всего в школах набирают группы детей по 5 лет, а потому важно выработать систему дисциплины.

Игра на инструменте длится около часа на уроке, но важно привить малышу желание заниматься и дома. В данном случае прекрасным решением может стать домашний концерт, когда ребенок чувствует себя в центре внимания родителей и развивает технику игры.

Несколько простых правил:

  1. Главное — желание ребенка
  2. К выбору учителя нужно подходить очень ответственно
  3. Оптимальный возраст для обучения в музыкальной школе — 5 лет
  4. Начинать заниматься музыкой лучше с 3–4 лет
  5. Ребенок должен сам выбрать себе инструмент

Музыкально-эстетическая школа Music stars

Комплексные занятия музыкой по программе Music Stars в семейном клубе VikiLand

Музыкально-эстетическая школа Music stars направленна на всестороннее обучение музыкальному искусству благодаря комплексным занятиям вокалом, сольфеджио, хореографией и фортепиано.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Единый цикл занятий по уникальной программе, позволяющий развивать:

  • Музыкальную культуру и художественный вкус
  • Навыки вокального мастерства, сценической речи, актерского мастерства
  • Трудолюбие, творческую инициативность
  • Стремление открывать новое в музыкальном искусстве и творчестве в целом.

Вернуться к списку

Источник: https://vikiland.ru/articles/when-send-child-to-music-lessons/

Музыка. С какого возраста и чему можно и нужно учить малышей?

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Материал адресован родителям, которые хотят дать своим детям музыкальное образование, но не знают, когда начать обучение ребенка музыке.

НАВИГАЦИЯ

Прогрессивные родители понимают, что раннее обучение, в том числе музыке, чрезвычайно плодотворно для развития способностей их ребенка, поэтому вопросы «Когда начинать учить малыша?», «На каком музыкальном инструменте учить?», «Что требуется от ребенка в младшем возрасте?», «Какова оптимальная программа обучения?» весьма актуальны.

Представим, что музыка – это язык, которому вы хотите научить вашего ребенка. Из этого и будут вытекать все ответы на поставленные вопросы.

Что же нужно для освоения языка малышом? Прежде всего – языковая среда. Так и в музыке – чем больше слуховой музыкальный опыт, тем легче будет ориентироваться подрастающему ребенку в практических музыкальных занятиях.

Ребенок начинает изучать родной язык с рождения – он его слышит, и подсознание накапливает пока еще пассивные языковые формы и запас слов.

Создайте ребенку музыкальную среду, чтобы и интонационные и ритмические формы и звуки стали бы знакомыми и «своими» для малыша. Понятно, что такой образ «занятии» возможен с самого рождения. Рекомендуется гармоничная светлая музыка, хорошо влияющая на нервную систему ребенка.

Прослушивание записей, собственное пение, игра на музыкальных инструментах, если есть такая возможность – таким образом создается музыкальная среда для новорожденного.

Следующий этап музыкального развития приходится на более активный период (1-2 года) – когда малыш начинает повторять за взрослыми движения и слова. Тут огромную роль могут сыграть родители и их музыкальная подготовка.

Если ребенок слышит и видит, что мама поет песенки, то он тоже попытается это сделать. Если мама поет к тому же чисто, то ребенок подсознательно будет это воспринимать, как норму и постарается петь вместе.

Тут нужно иметь в виду то, что детский голос высок от природы. Часто родители с хорошим слухом жалуются на то, что дети поют якобы фальшиво.

На самом деле ситуация такова – дети и родители поют в разных, удобных каждому, диапазонах, точнее – в разных тональностях.

Поэтому, если вы хотите, чтобы детский голос совпадал с вашим – пойте как можно выше, чтобы ребенку было удобно подтягивать мелодию.

Прежде, чем ждать (а тем более требовать) от ребенка результатов, необходимо вложить в него много информации и собственных положительных эмоций, помноженных на ваше терпение и работу над собой.

Еще один момент в начале первого этапа пения – для самых маленьких хороши небольшие по диапазону песенки-попевки, состоящие из нескольких  близко расположенных звуков.

Не требуйте, чтобы ваша кроха пела чисто нечто вроде «Пусть бегут неуклюжи» — несмотря на всеобщую любовь к Чебурашке, эта песня сложна для начала пения.

Многие дети легко выучивают слова, но мелодия – главный показатель пения – находится в состоянии проговаривания.

В качестве домашних игр-упражнений хороши речитативы-импровизации с игрушками. Дети любят, когда игрушки «общаются» между собой, так почему бы это не сделать на какой-нибудь коротенький мотив из 3-4 звуков?

Если в доме есть клавишный инструмент (фортепиано, синтезатор), то те же речитативы можно проигрывать на клавишах в разных регистрах.

Перед каждой коротенькой попевкой взрослый должен четко представить ее ритм и направление движения, чтобы можно было при необходимости повторить ее еще раз.

Надолго запоминать или записывать такие речитативы нет смысла, потому что намного интереснее каждый раз придумать что-нибудь новое на новую тему.

На этом этапе для домашних музыкальных занятий не должно быть выделено специальное время. Даже с самыми бойкими и неусидчивыми детишками между делом всегда можно найти 1-2 минуты, чтобы ненавязчиво спеть что-нибудь – это даст больше, чем усаживание для занятий.

Таких «музыкальных минуток» в день может быть несколько, а результаты не заставят себя ждать, ведь усвоение любой информации в этом возрасте чрезвычайно быстро и не является для ребенка работой.

Конечно, если у малыша плохое настроение или он голоден, не стоит заставлять его петь – даже если родитель сделает это сам, то информация отложится в любом случае.

Ну хорошо, скажут некоторые родители, а что же делать, если мои собственные музыкальные способности находятся в зачаточном состоянии или вообще их наличие под большим вопросом? Ответ: начинайте немедленно их развивать, это реально! Некоторое время у вас еще есть, а за несколько месяцев можно добиться хороших результатов. Оперными певцами вам не нужно становиться, а интонирование поддается коррекции в любом возрасте. Тем более, что с ребенком поначалу вам придется петь совсем легкие песенки. Возможно, вам понадобится помощь педагога, развивающего слух, который подскажет наиболее короткие пути в этом направлении.

Родители, запомните! Прежде, чем ждать (а тем более требовать) от ребенка результатов, необходимо вложить в него много информации и собственных положительных эмоций, помноженных на ваше терпение и работу над собой. Не отчаивайтесь, если кажется, что поначалу все ваши усилия ни к чему не приводят – в один прекрасный день они окупятся сторицей 😎

2. Когда начинать занятия музыкой с педагогом и сколько заниматься?

Когда же наступает момент, с которого вашего малыша можно отдать в профессиональные руки?

Сейчас мы не говорим о занятиях музыкой в детском саду, когда в большой группе дети хлопают, топают и изображают что-то вроде пения – это вид массового развития. Нас интересует индивидуальное, наиболее полное раскрытие музыкальных способностей ребенка.

Время начала музыкальных занятий достаточно индивидуально.

Нужно оговориться, что большинство музыкальных школ и педагогов берутся обучать детей, начиная с 6-7летнего возраста, часть педагогов возьмется обучать и «продвинутого» пятилетнего – это считается довольно рано.

Можно услышать редкие рассказы о детях, начавших обучение в 3-4 года, но эти дети чаще всего либо имеют родителей-музыкантов, либо причислены к вундеркиндам и часто учатся по стандартным методикам, как бы опережая свой возраст.

И только очень немногие педагоги умеют профессионально заниматься музыкой с совсем маленькими детьми по методикам, соответствующим младшему возрасту.

Итак, с ребенком можно начинать заниматься музыкой примерно в тот момент, когда он адаптирован в детском саду, имея в виду, что в среднем – это возраст 3-4 года. Это очень зависит от  общего развития ребенка, от его темперамента и внимания,  от развития речи, от усидчивости и интереса к музыке.

Если ваш ребенок способен удерживать внимание в течение 15 минут, то он готов к занятиям. Начинают с короткого урока, постепенно увеличивая  время до получаса. Такое вхождение в учебный процесс занимает от месяца до трех.

Имеет смысл разбить стандартный час (60 мин) на 3 урока в неделю для начала и по мере привыкания перейти либо на 2 раза по 30 мин, либо на 3-4 раза в неделю по 30 минут – это зависит от ваших задач и особенностей ребенка.

С ребенком можно начинать заниматься музыкой примерно в тот момент, когда он адаптирован в детском саду, имея в виду, что в среднем – это возраст 3-4 года. Это очень зависит от  общего развития ребенка, от его темперамента и внимания, от развития речи, от усидчивости и интереса к музыке.

Если речь идет об общем музыкальном развитии, то 2х раз в неделю бывает вполне достаточно. Если же ставится задачей освоение музыкального инструмента, то частое посещение педагога (до 5-6 раз в неделю) дает прекрасное продвижение.

Начальные домашние занятия на инструменте возможны в случае, если родители владеют этим музыкальным инструментом и в состоянии квалифицированно проследить за выполнением всех тонкостей постановки рук.

Бывают случаи и более раннего развития, когда уже в 2-2.5 года дети показывают прекрасные результаты, поэтому если вы хотите начать занятия как можно раньше, то имеет смысл заранее найти подходящего педагога и время от времени показывать ему вашего малыша, чтобы не пропустить этот волнующий момент в его жизни.

3. Особенности возраста «от 2 до 5» и оценка возможностей ребенка

Что характерно для возраста «от 2  до 5»?

  • эмоциональное и непосредственное восприятие мира;
  • легкое усвоение любой информации;
  • физическая гибкость, быстрое освоение новых движений;
  • относительно неустойчивое внимание, переключение его с предмета на предмет;
  • мотивы действий, отличные от мотивов взрослого человека (игра) и зависимость желаний от внешних причин;
  • неосознанность временных рамок и периодов времени(ребенок живет «здесь и сейчас», не планируя свое будущее и не рассчитывая время в отличие от взрослых).

Мы видим, что присутствуют как явные преимущества перед другими возрастами, так и «неудобства» для педагога.

Тем не менее, дети, начавшие занятия музыкой в раннем возрасте,  имеют огромное  профессиональное преимущество перед сверстниками, начавшими заниматься в 6-7 лет, при прочих равных условиях. Это происходит благодаря овладению звуковой и двигательной информацией на уровне «родного языка», то есть на уровне подсознания.

В случае если ребенок не станет профессиональным музыкантом, он также получит мощный толчок  для развития  многих основных  навыков, связанных с учебным процессом и общим развитием мозга.

Дети, начавшие занятия музыкой в раннем возрасте, имеют огромное профессиональное преимущество перед сверстниками, начавшими заниматься в 6-7 лет, при прочих равных условиях.

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Как сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000г.), ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:

  1. повышение уровня читательских навыков
  2. повышение уровня речевых навыков
  3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
  4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
  5. улучшение концентрации внимания
  6. улучшение памяти
  7. улучшение моторной координации.

4. Как  же найти оптимальное решение – дать ребенку естественно развиваться и вместе с тем  начать его обучение?

Многие современные родители говорят, что не хотели бы принуждать свое чадо к серьезным занятиям в раннем возрасте.

И действительно, малыши, к которым предъявляются непомерные требования, рискуют перенапрячь неустоявшуюся нервную систему. Примером может служить ребенок, начавший профессиональное обучение в 2.

5 года, а в 4 играющий сольные концерты и занимающийся по нескольку часов в день.

Читайте также:  Арабский фольклор – зеркало востока

Однако важно не впасть и в другую крайность – бывают случаи, когда родители, услышав капризы собственного ребенка о том, что он не хочет идти на урок, думают, что имеют дело с осознанным решением.

Но решение в этом случае принимают только родители, перекладывать ответственность на малыша было бы, мягко говоря, преждевременно.

У него может  быть просто плохое настроение и дело родителей успокоить, отвлечь малыша и не акцентировать его внимание на теме «не хочу»,  ведь ребенок не видит пока перспективы своего развития, он всего лишь сосредоточен на сиюминутной эмоции, которую необходимо нейтрализовать.

Все дети индивидуальны, поэтому перед началом занятий желательно сделать реальную оценку общего развития малыша (речь не идет о собственно музыкальных способностях, об этом – здесь):

  • время концентрации на одном предмете (от 5 минут до получаса);
  • способность и желание слушать другого для получения новой информации;
  • основные интересы, общий уровень развития;
  • уровень социальной активности;
  • количество времени, проводимого в окружении взрослых, занимающихся развитием ребенка;
  • физическое развитие: общая координация, есть ли проблемы со спиной, развитость и подвижность пальцев.

Не огорчайтесь, если некоторые пункты из перечисленных не развиты активно, потому что в младшем возрасте все процессы происходят стремительно и возможно наверстать недостающее в короткие сроки.

Все дети индивидуальны, поэтому перед началом занятий желательно сделать реальную оценку общего развития малыша

Если в семье родители занимаются музыкой, то процесс идет более естественно и, вероятно, станет более ранним, чем в случае, когда ребенок вообще не знает, как играют на музыкальных инструментах. Огромная часть информации впитывается подсознательно, а также передается генетически, даже если ребенка не учат специально.

Если для малыша эта область новая, то не стоит сразу загружать его сознание специальной информацией. Постепенное вхождение в мир музыки приведет к лучшим результатам и оставит более позитивное впечатление о начале занятий.

5. Каковы задачи самых первых уроков музыки с малышами?

Первый этап самый сложный —  вхождение в ритм уроков, привыкание к учебному процессу. Урок музыки – новое явление в жизни ребенка, непохожее на занятия в детском садике, поскольку все внимание направлено только на него и лично от него требуется участие во всех видах занятий.

Тут нужно учесть, что дети бывают разные и понятие «требуется» имеет несколько другой смысл, чем, скажем, по отношению к 6-летнему ребенку и старше.

Например, трудно идущие на контакт дети не обязаны сразу активно отвечать на вопросы или выразительно петь.

Вполне достаточно, если на первом этапе малыш внимательно слушает, как за него это делает педагог – новая информация все равно усваивается и в какой-то момент проявится активно.

Как вариант для начала занятий хороши маленькие группы из 2-3 человек, в этом случае «ответственность» делится между всеми участниками и в урок вносится оживление.

Очень хорошо, когда роль «сотоварища» по уроку сыграет старший брат или сестра из этой же семьи или кто-то из родителей. Малыш чувствует поддержку семьи и чувствует себя более естественно на уроке.

Вид семейного участия предпочтителен, поскольку старшие члены семьи подыгрывают младшему, и все внимание уделяется исключительно ему.

Нормально, когда в младшем возрасте внимание на одном предмете держится около 3-5 минут.

Задача педагога построить урок из разных видов занятий так, чтобы они чередовали друг друга и естественно переключали внимание ребенка на разные виды деятельности: занятия с игрушками, пение, танец, игру на клавишах, занятия ритмом, прослушивание музыки и т.д. Из таких «кубиков» по 3-5 минут и составляется урок.

Задача педагога построить урок из разных видов занятий так, чтобы они чередовали друг друга и естественно переключали внимание ребенка на разные виды деятельности: занятия с игрушками, пение, танец, игру на клавишах, занятия ритмом, прослушивание музыки и т.д.

При этом педагогу желательно иметь в запасе много разных «кубиков музыкальных знаний» так, чтобы ребенок мог выбрать чем ему больше нравится заниматься в данный момент. Всякое принуждение совершенно исключается, у малыша должно создаваться впечатление, что он выбрал «игру» по собственному желанию.

Для учебного процесса на этом этапе совершенно неважно,  в каком порядке будут выстроены «кубики», важнее то, что малыш с удовольствием ими играется, приобретая музыкальный слуховой и ритмический опыт.

Конечно, занятия должны происходить в игровой форме с использованием игрушек,  картинок, подвижных игр,  образных сравнений,  элементов театральности и должны быть наполнены сугубо положительными эмоциями.

Задача педагога – поставить профессиональную цель и перевести ее объяснение на язык игрушек и игр. В этом случае у ребенка закладываются в подсознание правильные музыкальные представления без сложных и скучных для его возраста объяснений.

Например, для объяснения звуковысотности и понятий октав строится домик, в котором живут игрушки, каждая со своим характером, который можно будет определить на слух.

6. Освоение музыкального языка

Теперь посмотрим  на возраст «от 2 до 5» вцелом и представим задачи, которые могут быть поставлены в этот период перед малышом, учитывая его возрастные преимущества и особенности.

В этот период идет активное формирование речи – родного языка, а также характерно легкое усвоение второго и третьего языков, если предоставляется возможность их изучения.

В период от 2 до 5 лет идет активное формирование речи – родного языка, а также характерно легкое усвоение второго и третьего языков, если предоставляется возможность их изучения.

Музыку в нашем случае нужно рассматривать именно как еще один язык. Активное владение языком предполагает понимание речи на слух, разговор, передачу эмоций с помощью слов, на более поздних этапах – чтение и письмо.

Источник: http://muzroditel.ru/template/warp-slick-template-framework/156-2011-06-28-08-38-03.html

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Подготовка детей к музыкальной школе

  • Данную консультацию имеет смысл проводить в начале учебного года, в рамках выхода специалистов на родительские собрания в группах.
  • Цель

    : в доступной, интересной форме предоставление информации родителям о пользе и важности музыкального образования.

  • в корректной, позитивной форме дать общую характеристику музыкальных способностей детей данной группы;
  • Рассказать о большом интересе детей к музыкальным занятиям в ДОО;
  • Убедить родителей в том, что дети, обучающиеся в музыкальных школах, интеллектуально и нравственно, всё же, отличаются от своих сверстников, обладают отличной возможностью общаться с одарёнными детьми, могут понимать и ценить произведения искусства;
  • Дать информацию о специфике музыкальных школ и музыкальных студий г. Перми;
  • Кратко описать учебные дисциплины музыкальной школы (сольфеджио, музыкальный инструмент, музыкальная литература, хор, оркестр);
  • Привести научные факты улучшения речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, посредством занятий на музыкальных инструментах (данная информация на сегодняшний день весьма актуальна);
  • Акцентировать внимание, особенно, родителей девочек на том, что для их детей музыка в будущем может стать прекрасной, замечательной профессией;

Познакомить родителей со статьёй «Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу» проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук Д.К.Кирнарской (затем расположить данную информацию в уголке для родителей).

Также на данном собрании будет уместно устроить небольшой концерт детей музыкальной школы (учащихся1-2 классов).

Дорогие родители! Если хотя бы один из родственников ребенка имеет хороший голос и слух, то вполне закономерен тот факт, что и ребенок не обделен музыкальными данными. Убедиться в этом можно, отдав ребенка в музыкальную школу.

На сегодняшний день намного престижнее учить ребенка английскому, быстрому чтению и письму, нежели музыкальной грамоте, однако музыка играет далеко не последнюю роль в развитии личности ребенка.

Возможно, малышу понравится выбор инструмента, который вы ему предложите, а может он и сам присмотрел себе фортепиано или скрипку.

Зачастую дети стремятся подражать своим кумирам, и если любимый актер вашего чада в каком-то фильме сидит в черном фраке за фортепиано и наигрывает красивую мелодию, то малыш может проникнуться к этому инструменту и попросить вас научить его играть на нем.

Что получит ребенок в музыкальной школе? В первую очередь — это музыкальная грамота, эстетический вкус и понятие красоты. Немногие дети в раннем возрасте понимают истинный смысл произведений классиков, но они изо всех сил стараются по-своему донести их до слушателей.

Ребенок учится слышать тончайшие изменения в музыке, разбираться в её оттенках, в настроении, и со временем он научится слышать эти изменения и в человеческой речи — замечать малейшие перемены в интонации мамы или никому не заметное недовольство учителя. Ребенок при помощи музыки учится общаться с людьми, улавливать настроение собеседника, его эмоциональное состояние.

К тому же, влияние музыки на развитие ребенка неоспоримо в развитии усидчивости, терпеливости, систематического труда.

Однако заблуждением будет думать, что если вы отдадите свое чадо в музыкальную школу, то он сразу же станет прилежным.

Многие дети и года не выдерживают в музыкальной школе, потому что им там скучно, нужно учить много непонятных им терминов, разбираться в них, изо дня в день повторять одни и те же мелодии дома.

Так что если ваш малыш воспротивится подобным учениям — не ругайте его, ведь не все вырастают известными музыкантами, многим музыкальное образование дает просто еще одну страницу разнообразия в жизни, и ничего более. В любом случае, дорогие родители, решать вам!

  1. Ожидаемый результат
  2. Родители, возможно, прислушаются к квалифицированной консультации музыкального руководителя и порядка 50% от них отведут своих детей учиться в музыкальные школы, студии города.
  3. Приложение.
  4. Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда — английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая…

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть — это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать — это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк

Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники.

Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка — это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.

Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык — близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший — музыка; потом младший — словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.

Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по

2. уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT- инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами.

Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное — понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера — обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины.

Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline — срок сдачи работы.

В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт.

Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Читайте также:  Транспонирование музыки

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве — это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел — помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка — наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.__

Конспект организованно-образовательной деятельности. Художественно — эстетическое развитие. Музыкальное воспитание.

«В парке музыкальных загадок» (в подготовительной к школе группе)

Источник: https://olimpiada-rgiis.ru/sleep/vechnyi-spor-s-kakogo-vozrasta-nachinat-uchit-rebenka-muzyke-podgotovka/

Как обучать детей музыке: три методики

Музыка для большинства детей — опыт радостный, захватывающий и праздничный. То, что музыка прекрасна и развивает ребенка, никто не спорит. А вот взгляды на то, как обучать детей музыке, отличаются. В этом обзоре — популярные методики Сузуки, Кодали и Орфа.

Музыка для большинства детей – опыт радостный, захватывающий и праздничный. А еще музыка – это медиум. Она помогает детям узнать себя, развить координацию, наладить контакт со значимыми взрослыми (родителями, бабушками и дедушками) и другими детьми. Музыка дает свободу: можно петь, дрыгать ножками и ручками, расслабиться. Дети обожают петь одни и те же попевки: так через повторение закладываются основы языка и математики. То, что музыка прекрасна и развивает ребенка, никто не спорит. А вот взгляды на то, как обучать детей музыке, отличаются. В этом обзоре — популярные методики Сузуки, Кодали и Орфа.

«Человек — дитя окружения», «Все дети растут, результат зависит от того, как их растят», «Каждый ребенок обучаем» — все эти высказывания принадлежат гениальному японцу Шиничи Сузуки, который прославился тем, что научил тысячи трехлетних детей блестяще играть на скрипке. 

Шиничи Сузуки (1898-1998) родился в Нагойе 17 октября. Его отец, Масакиши, был скрипичным мастером, основавшим в 1888 году скрипичную фабрику в Нагойе. Там юный Шиничи начал интуитивно подбирать мелодии на скрипке, не зная нотной грамоты.

На собственном опыте он пришел к выводу, что развивать музыкальный талант можно в самом раннем детстве.

Обучение музыке сродни обучению родному языку: то есть научить при прочих равных музыкальной грамоте и игре на инструментах можно любого ребенка.

В 1916 году в возрасте 22 — х лет Шиничи отправляется в Токио. Он останавливается в доме маркиза Токугава и учится скрипке у Кох Андо.

 Спустя год он покидает Японию  и отправляется в путешествие по миру: в Германии учится у Карла Клингера долгих восемь лет.  Спустя двадцать лет Сузуки начинает работать инструктором в музыкальной школе Кунитачи, а с 39 лет дает уроки скрипки на дому.

В течение жизни Сузуки сделал три открытия, которые навсегда изменили то, как мы смотрим на детей и их музыкальные таланты.

Первое открытие Судзуки сделал, посетив громадный инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещаются в гигантские теплые и тихие залы инкубатора, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука – голоса птицы – учителя, своего рода птичьего Бетховена.

Сузуки к своему изумлению отметил, что каждый вылупившийся птенец автоматически повторяет песню учителя.

Однако,  спустя несколько дней, каждый птенец, начавший с простого копирования, начинает создавать собственные вариации оригинальной песни.

Специалисты – орнитологи, ждут, пока каждая из этих птиц овладеет собственным стилем, а затем выбирают из их числа нового «учителя» и процесс повторяется с самого начала.

«Удивительно!» — подумал Сузуки. – Если уж крошечный мозг птицы обладает такой способностью к обучению, то что говорить о намного более совершенном мозге человека?!»

Эти размышления привели его ко второму открытию. Когда Сузуки объявил о нем, его друзья решили, что у него не все в порядке с головой. Шиничи с энтузиазмом рассказывал всем о том, что он обнаружил: оказывается, каждый японский ребенок учится говорить по-японски!

Друзья и коллеги сочувственно похлопывали его по плечу и говорили, что они … догадываются об этом. «Да нет же, нет! – восклицал Сузуки. – Они действительно учатся этому, и это поразительно!» И Сузуки был прав. Как и Ньютон до него, он открыл совершенно очевидную вещь, которую никто раньше не замечал.

Его открытием стал тот факт, что ребенок, родившийся в определенной стране, автоматически в течение года – двух осваивает язык своей родины. Это означает, что любой детский мозг в состоянии освоить миллионы потенциально возможных языков.

Причем, не просто язык данной страны, а особый диалект конкретной местности, в которой родился кроха.

Открытие Сузуки состояло в том, что система, включающая в себя голос, ухо и мозг, представляет собой совершеннейшую копировальную машину, дающую практически безграничную возможность освоить мелодию любого языка.

И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, музыкальном, художественном или японском.

Достаточно пометить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы, он сможет выучить что угодно!

Третье открытие японца стало последним элементом в мозаике его метода. Когда он размышлял над поразительными способностями детского мозга, к нему зашел друг и спросил, не сможет ли он научить четырехлетнего сына одного приятеля играть на скрипке.

Сузуки решил, что это невозможно, и извинился, ссылаясь на то, что ребенок еще слишком мал, чтобы держать скрипку, ведь она в пропорции к его телу – все равно что контрабас для взрослого. Когда друг ушел, Сузуки вдруг понял, что он мыслит слишком узко.

Он только что сказал, что ребенок еще мал, чтобы учиться играть на скрипке, хотя сам же до этого сделал вывод, что в возрасте трех лет ребенок может учиться музыке и стать отличным музыкантом.

Все дело в том, что скрипка слишком велика для ребенка, но почему бы не сделать скрипку, подходящую ему по размеру?

Вдохновленный этой мыслью, Сузуки принялся мастерить маленькие скрипочки. Но как научить детей играть на них? Сузуки понял, что решение подсказывает ему птенцы жаворонков в инкубаторе. Все дело в копировании. Ведь 95 % людей так никогда и не научатся правильно петь только потому, что им с детства внушали: копировать – это плохо. Их лишали главного инструмента обучения – подражания.

Вооружившись маленькими скрипками и пониманием того, как должно быть организовано обучение, Сузуки обратился к своим друзьям, у которых были дети, и поинтересовался, не хотят ли они отдать своих детей учиться играть на скрипке.

На первом уроке Сузуки разложил скрипки и смычки вместе с другими игрушками и предложил малышам подойти и поиграть с ними. Сидя посреди комнаты, Сузуки время от времени брал одну из скрипок, подносил к ней смычок и извлекал одну ноту. Как он и ожидал, дети по очереди начали копировать его действия. Тогда он стал играть две ноты.

Точно так же, как птенцы, подражая птице – учителю, осваивали свои трели, дети очень легко и непринужденно начали играть на скрипке, которая стала их вторым «языком».

Таким образом, Сузуки создал методику, которая в наши дни распространилась по всему миру и нашла десятки тысяч последователей и учеников, многие из которых стали первоклассными музыкантами.

Венгерский  композитор, педагог и фольклорист Золтан Кодали (1882 – 1967) заинтересовался музыкальным образованием детей после того, как услышал посредственное исполнение песен венгерскими школьниками.

Он пришел к выводу, что учить музыке надо в самом раннем детстве, через песни и действия, пока дети заняты игрой.

«Если сильная основа не заложена в ранние годы, дети не могут раскрыть потенциал» — считал венгр.

Выступив с серией обвинительных публикаций, Кодали активно принялся реформировать музыкальное образование Венгрии. Он написал несколько композиций и выпустил сборник народных песен. С точки зрения композитора, голос – наш самый главный музыкальный инструмент, данный природой. С помощью пения, дети узнают о своей культуре, языке и музыкальных традициях.

В 1958 году в Вене открылась первая начальная школа с музыкальным уклоном: занятия проходили каждый день. В 1973 году метод Кодали был известен уже всему миру. В Венгрию приезжали сотни учителей со всего мира, чтобы вживую посмотреть, как Золтан приобщает детей к «универсальному языку человечества».

  В основе подхода Кодали лежит идея поступательного музыкального развития: от простого к сложному. Начинать обучение музыке следует с «основ»: пения, слушания, танцев, ритмики.  Когда фундамент заложен, — можно осваивать нотную грамоту.  Игры, двигательные песенки, ходьба,  хлопки,  хороводы – неотъемлемая часть подхода Кодали.

Дети учатся с помощью тела: чем проще и короче песня, тем легче малышам выучить движения. Движения просто необходимы для интернализации ритма.

В обучении используют только качественную, специально написанную для детей музыку, а также народные композиции.

Многочисленные исследования подтверждают, что метод Кодали, которые применяют в разных странах мира уже больше 30 лет, развивает чувство ритма, закладывает основы музыкальной грамотности, навыков чтения и счета.  Вот несколько советов Кодали, как петь с детьми младше пяти  лет:

  • Пойте без аккомпанемента
  • Выбирайте короткие песенки с движениями
  • Повторяйте песни – дети обожают повторы
  • Изменяйте темп
  • Всегда хвалите детей
  • Выучите тридцать песенок: слова вы должны знать очень хорошо, так как ваша уверенность передается детям.

«Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» — считал Карл Орф (Carl Orf, 1895-1982), немецкий композитор и автор уникальной концепции музыкального образования детей, получившей название «Шульверк» (Schulwerk). Идеи  Орфа изложены в пятитомной антологии музыки «Шульверк. Музыка для детей», впервые изданной 50 лет назад.

Сразу надо подчеркнуть: Шульверк — это не учебник, скорее концепция, особый взгляд на музыкальное образование детей, основанное на коллективном музицировании. Шульверк (Schulwerk)  — сочетание двух слов — Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно).

Действие — основа музыкального воспитания по Карлу Орфу. В своем сборнике Орф собрал фольклорные произведения того времени, когда музыка, речь и движение были неразрывны. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам.

При этом, Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески. Переосмыслить ее с высоты нашего времени. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов.

В каждом томе этого пособия есть ритмомелодические упражнения, речевые декламации, песни и танцы, которые по задумке должны дополнять друг друга. Орф снабдил свой «Шульверк» авторскими рекомендациями по исполнению пьес, установил последовательность движения по пути «Шульверк».

Основу «Шульверка» составляет южно-немецкий фольклор, разбавленный песенками других европейских народов.

Антология Орфа не случайно называется «Музыка для детей». Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной — по ритму, по темпу, по настроению. Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка — было его главной задачей.

Но это восприятие, а что же исполнение музыки?

Тут у Орфа тоже был свой подход. Каждая пьеса его «Шульверка»  — это небольшая партитура, доступная для исполнения даже самым маленьким музыкантам.  Музыка должна сопровождать ребенка в любом возрасте и соответствовать его психическому развитию. Причем, музыка Орфа связана с движениями, речью, содержит элементы драматизации.

 Например, дети по Орфу могут петь и одновременно изображать кошечку — потягиваться, лежать, или приплясывать, выкрикивать, звенеть инструментами. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с речью и движением, причем связана генетически. У любого народа есть потешки, заклички, попевки и т.д.

Орф мечтал, чтобы дети «играли в музыку», игры — импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию.

По-особому выглядят и отношения «педагог — дети» в видении Карла Орфа. Педагог — не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку.

Поэтому и конкретных уроков — рекомендаций в «Шульверке» вы не найдете. Выбор метода подачи музыки — в руках у учителя, и учитель должен импровизировать.

Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на инструментах.

Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле очень сродни природе ребенка. 

Сегодня в России работает несколько педагогов, практикующих методику музыкального воспитания детей Карла Орфа. Одна из ярких личностей — кандидат искусствоведения Т.Э. Тютюнникова, автор нескольких книг, посвященных системе К. Орфа.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/kak-obuchat-detey-muzyke-tri-metodiki.htm?full

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector