Вистл – народная ирландская флейта. история, основы игры

Вистл – народная ирландская флейта. История, основы игры

Редко какая ирландская музыка обходится без вистла. Веселые джиги, быстрые польки, медленные душевные эйры – везде можно услышать голоса этих аутентичных инструментов. Вистл представляет собой продольную флейту со свистком и шестью отверстиями. Изготавливается, как правило, из металла, но часто можно встретить и варианты из дерева или пластика.

Они очень дешевы, а научиться азам игры гораздо проще, чем на блокфлейте. Возможно, именно это принесло инструменту такую популярность среди фолк-музыкантов по всему миру. А может, виной стал тому яркий, немного с хрипотцой, звук, который навевает мысли о зеленых холмах Ирландии и хмельных средневековых ярмарках.

История вистла

Разные варианты духовых инструментов можно найти в любой стране мира. Не стала исключением и территория современной Великобритании. Упоминания о первых вистлах датируются 11-12 веками. Дудочки легко сделать из подручных материалов, поэтому они особо ценились среди простого люда.

К XIX веку сформировался определенный стандарт – продольная форма и 6 отверстий для игры. В это же время жил Роберт Кларк – англичанин, который внес наибольший вклад в развитие этого инструмента. Хорошие флейты вырезали из дерева или кости – довольно трудоемкий процесс. Роберта посетила идея сделать вистл из металла, а именно из белой жести.

Так появился современный тин-вистл (в переводе с англ. tin – жестяной). Кларк собирал дудки прямо на улицах, а затем продавал их по очень доступной цене. Дешевизна и колоритное хрипловатое звучание покорили людей. Больше всего их полюбили ирландцы. Жестяная флейта быстро прижилась в стране и стала одним из самых узнаваемых народных инструментов.

Разновидности вистлов

Сегодня существует 2 вида вистлов. Первый – это классический tin whistle, придуманный Робертом Кларком.

Второй – low whistle – появился только в 1970-х годах. Он примерно в 2 раза больше своего меньшего брата и звучит на октаву ниже. Звук же получается более глубокий и мягкий.

Особого распространения не получил, и чаще всего применяется для аккомпанирования тин-вистла.

Ввиду примитивной конструкции, играть эти флейты могут лишь в одном строе. Производители выпускают разные варианты вистлов для игры в различных тональностях. Самая распространенная – Ре второй октавы (D). Именно такую тональность имеет подавляющее большинство композиций ирландской фолк-музыки. Первый инструмент каждого вистлера должен быть именно в Ре.

Основы игры на вистле – как научиться играть?

Если вы знакомы с блокфлейтой, понять суть тинвистла – дело десяти минут. Если нет – ничего страшного. Это очень простой в освоении инструмент. Немного усердия – и уже через пару дней вы будете уверенно наигрывать простые народные песенки.

Сначала нужно правильно взять флейту. Для игры вам потребуется 6 пальцев – указательный, средний и безымянный на каждой руке. Большими пальцами вы будете удерживать инструмент. Левую руку расположите ближе к свистку, а правую – к концу дудки.

Теперь попробуйте закрыть все отверстия. Прикладывать силу не нужно – просто положите подушку пальца на дырочку. Когда все будет готово – можно начинать играть. Нежно подуйте в свисток.

Слишком сильный поток воздуха вызовет «передув» – очень высокую визжащую ноту.

Если вы плотно закрыли все дырки и дуете с нормальной силой – получится уверенно звучащая нота Ре второй октавы (D).

Теперь отпустите безымянный палец правой руки (он закрывает самое дальнее от вас отверстие). Высота звучания изменится, и вы услышите ноту Ми (E). Если, к примеру, отпустить все пальцы – получится До диез (C#).

Список всех нот показан на картинке.

Как видно, в распоряжении вистлеров всего 2 октавы. Не очень много, но хватает, чтобы сыграть большинство композиций. Схематичное изображение дырочек, которые нужно закрыть, называется аппликатурой. В сети можно найти целые сборники мелодий именно в таком варианте. Чтобы научиться играть, можно даже не знать нотной грамоты. Идеальный инструмент для начинающих музыкантов!

Возможно, вы обратили внимание на плюсик в аппликатурах. Он означает, что дуть нужно сильнее, чем обычно. То есть, чтобы сыграть ноту на октаву выше, нужно зажать те же самые отверстия и просто усилить поток воздуха. Исключение составляет нота Ре. В ее случае лучше отпустить первую дырочку – звук получится чище.

Другая важная часть игры – артикуляция. Чтобы мелодия получалась яркой и не смазывалась – ноты нужно выделять. Попробуйте во время игры сделать языком движение, как будто вы хотите сказать слог «ту». Таким образом, вы выделите ноту, сделаете акцент на смене высоты звучания.

Когда вы сможете одновременно перебирать пальцами и «ту-кать», приступайте к изучению своей первой мелодии. Для начала выбирайте что-нибудь помедленнее, желательно, в пределах одной октавы. И уже через несколько дней тренировок вы будете в состоянии сыграть что-нибудь, вроде саундтрека к фильму «Храброе Сердце» или известной бретонской песенки «Ev Chistr ‘ta Laou!».

Автор текста – Молянов Павел.

Источник:

Ирландские народные музыкальние инструменты — Ветер Воды – фолк-рок группа, живая музыка языческой Руси и средневековой Европы

Вистл – народная ирландская флейта. История, основы игры

  • Висл
  • Волынка
  • Бойран
  • Мандолины
  • Фиддл

Ирландская дудочка (висл, дословно – свисток, что в общем правильно, если посильнее дунуть) – одна палочка и девять дырочек.

Шесть рабочих отверстий позволяют извлечь семь нот натурального мажора. Вторую и начало третьей октавы играют передуванием. Специальные комбинации позволяют брать бемоли. Делают их во многих тональностях – A, Bb (строй волынки), C, D, Eb F, G (это сказывается на размере); остальные – по заказу.

В основном иcпользуют C и D – соответственно для песен в C/Dm и D/Em.

Вислы бывают двух основных типов – цилиндрические и конические. Цилиндрические представляют собой металлическую трубку (из бронзы или никеля) с просверленными отверстиями и пластиковым мундштуком. Отличаются ярким звуком. Основные марки: Generation, Feadog, Waltons.

Профессиональные цилиндрические вислы делают целиком из алюминия. Оригинальный сильный звук, который уже и не висл, но еще и не флейта. Марки: Howard, Chieftain.

Конические вислы (известные как Pennywhistle – название свое получили за то, что некоторые шустрые граждане, играя на этих самых вислах в общественных местах, умудрялись заработать немножко этих самых пенни) – как видно на фото – свернутый в конус жестяной лист, пропаянный по шву с обратной стороны, с деревянной вставкой в мундштуке. Характерный достаточно мягкий “шипяший” звук. Выпускаются также на октаву ниже (low whistle). При игре с другими инструментами создает ощущение “глубины звука”. Марки: Clark, Shaw

Шотландская волынка (Great Highland Bagpipe) полного размера (full size) убивает все живое в радиусе 3 метров от волынщика. Попытки играть на ней в маленких залах типа Magnifique оканчиваются полным параличом публики.

Состоит собственно из bag'a (т.е. сумки), мундштука, нескольких дронов (drones – издающих характерный звук постоянного тона, обычно 1 бас, 2 тенора) и чантера (chanter), обычно в Bb, на коем, собственно, и играется мелодия.

Кстати о мелодии. Если кто не знает – объясняем: окромя того что это шоу, это еще и музыка, и если вы не в состоянии запомнить мелодию, это еще не значит, что ее не помнит волынщик.

Для того чтобы люди не умирали на концертах и домашних сейшнах, была придумана малая волынка (smallpipe). Основное ее отличие от большой – вполне приемлимая сила и без того неоднозначного на восприятие звука (я от него в восторге… первые 10 минут). Кроме того, в нее гораздо легче дуть, так что изучать премудрости игры лучше именно на ней.

Кстати об обучении. Наряду с тренировкой легких, на первых порах рекомендуется использовать Practice chanter (тот же чантер, что и в волынке, но с мундштуком), в который и дуть легче, и забот не так много – надувать, нажимать, играть… и все сразу!

Угадайте, что это?

Едва ли вы угадали – это electronic practice chanter, или, по-русски говоря – электронный тренировочный чантер, имитирующий шотландскую волынку. С правой стороны имеется гнездо для подключения наушников. Поддерживает натуральные звуки C и D.

Выпускается с черным, либо прозрачным корпусом (видимо по аналогии с прорезями на Hi-End технике для наблюдения магического свечения ламп и пр. крутостей).

Ежели вы всерьез планируете тренироваться в неподходящих для этого местах ( по пути на работу / с работы / к любимой девушке/ или когда она только что заснула, а тем паче если “она” – это не она, а, скажем, теща!) может быть, этот девайс и поможет вам.

Для больших любителей выкурить трубочку во время концерта придумана еще одна хитрая вещь – Uilleann (Elbow) Pipe (ирландская волынка). Как вы уже наверное догадались, дуть в нее не надо. Закачка воздуха производится с помощью мехов. Стандартный строй – D, но по заказу делают любые.

От шотландских волынок UP ушла так же далеко, как флейта Бема от висла: чантер позволяет брать полутона, так что строй становится непринципиальным. Кроме того, трость позволяет передуванием играть на октаву выше. С помощью дополнительных регуляторов на дронах появляется возможность вытворять всякие интересные штуки типа игры аккордами.

Кроме полной комплектации UP бывают половинной – без дополнительных регуляторов, и ученической – без дронов.

Традиционный ирландский ударный инструмент, как правило – деревянная рама, обтянутая натуральной кожей. Держат левой рукой, уперев в брюхо; бьют правой, зажав в ней палочку на манер авторучки так, чтобы при скользящих ударах вниз-вверх оба конца палочки били по коже (основная техника).

Палочки (stick) кроме стандартной формы бывают вычурной и еще более вычурной со смещенным центром тяжести.

Характер звука значительно меняется в зависимости от угла, под которым происходит удар и от положения левой руки на внутренней поверхности кожи. Бывают настраиваемые (tuneable) и ненастраиваемые модели диаметром 14-22 дюйма.

Семейство мандолин кроме всем привычной маленькой мандолины (mandolin) включает в себя старшую сестренку мандолу (mandola), мамашу мандоцело (mandocello) и папашу мандобас (mandobass) – отставить улыбку!. Однажды малютку мандолину соблазнил сорванец банджо (banjo).

Плод их юной любви, появившийся через положеное время, нарекли мандобанджо (mandobanjo). Подобный поворот событий не мог не отразиться на ближайших родственниках.

Дядюшка ситар (sittern) так расстроился, что вместо ADADA стал звучать как ADGAD, а временами даже как DGDAD, а тетушка бузуки (bouzouki) – ну и имена у этих греков! – даже обзавелась дополнительной парой струн, чтобы не выделяться из стройных рядов семейства мандолин.

Между тем бесчинства извращенца банджо на том не закончились. Привлеченный классическими формами, он обесчестил почтенную гитару, оставив на память о пылком африканском любовнике дочурку гитарбанджо (guitar banjo).

Опасаясь мести со стороны возмущенной общественности, банджо сделал слабую попытку загримироваться – обзавелся 5-ой струной (размеров на 5 меньше – видимо отобрал у какого-то дитяти) и сменил строй на GDGBD. Но это не помогло ему уйти от ответа: пойманный разъяренной толпой, он был кас… ну, в общем, оторвали ему лады и натянули нейлоновые струны на гриф.

Мандолина строится так же как скрипка – GDAE. Кроме классической итальянской формы с грушевидным кузовом (round back) в фолк-музыке чаще используется модель с плоским кузовом (flat back – на примере мандолы). И не удивительно.

Читайте также:  Что такое компьютерная музыка?

Уверенно держать в руках инструмент, задняя часть которого представляет собой вытянутую полусферу, да еще покрытую лаком, можно лишь в трезвом состоянии, усевшись в классическую позицию “нога на ногу”.

Подобные требования к музыканту, как вы понимаете, привели не к укреплению трезвого образа жизни, а к появлению инструмента, который твердо стоит между ног. Новый дизайн получил название “кельтского”.

Тенор мандола (tenor mandola) строится так же как альт – CGDA и внешне напоминает подрощенную мандолину. Правда, в ирландской музыке чаще используется октав мандола (octave mandola, америкацы кличут ее octave mandolin), настраиваемая как GDAE на октаву ниже мандолины.

Источник: https://shademark.ru/solfedzhio/vistl-narodnaya-irlandskaya-flejta-istoriya-osnovy-igry.html

Орнаментация для вистла, ирландской флейты и ирландской волынки

Орнаментация для вистла, ирландской флейты и ирландской волынки

Одной из самых характерных особенностей вистла и ирландской флейты является устоявшаяся система применяемой пальцевой орнаментации.

Пальцевая орнаментация — это особые движения пальцами выполняемые при игре для украшения и внесения разнообразия в мелодию.

Перечисленная ниже орнаментация является неотъемлемой частью традиционной ирландской музыки, если вы хотите играть «канонично», «традиционно» и «по-ирландски», вам следует её использовать.

Важно понимать, что несмотря на то, что сама система орнаментов является довольно устоявшейся, то, какие орнаменты (а также какую артикуляцию и фразировку) использовать и в каких случаях — дело личного вкуса музыканта.

Не существует “правильных” и “неправильных” стилей игры какой-либо народной мелодии (есть лишь традиционные и не традиционные), вы можете встретить десятки вариантов исполнения какой-нибудь “Foggy Dew”, и никто не запрещает вам придумать еще один, собственный вариант.

В этом главная сила и прелесть любой фолк музыки.
Хотя с другой стороны полезно знать и ценить существующую традицию, существуют мелодии, которые принято играть тем или иным устоявшимся образом. Так, например, в джиге Humours Of Ballyloughlin череда нижних ре в 8-м, 16 и т.д.

тактах очень часто исполняются в виде крэна, в первой части слип-джиги Elizabeth Kelly’s Delight часто можно услышать слайды при переходе к нескольким сильным долям, например во 2, 6 тактах, а в джиге Fraher’s большинство тактов играют с роллами.

Но никто на вас не обидится, если вы предпочтете играть их по-своему. В конечном счете это формирует стиль исполнения, по которому можно отличать игру одного музыканта от игры другого.

Орнаменты, используемые в ирландской музыке, исполняются практически всеми музыкантами независимо от инструмента, их используют волынщики, флейтисты и вистлеры, ирландские скрипачи, игроки на ирландском бузуки и т.д. Большинство орнаментов пришло от волынщиков.

В случае духовых инструментов, орнаменты гораздо удобнее исполнять на инструменте с открытыми игровыми отверстиями без механики, именно поэтому традиционные музыканты предпочитают играть на поперечных флейтах простой системы, а не на флейтах Бёма, у которых игровые отверстия закрыты клапанами.

Одно из самых лучших объяснений орнаментации с примерами и упражнениями дано у Грея Ларсена в его книге «Основной курс по ирландской флейте и тинвистлу», настоятельно рекомендуется. Еще одна хорошая книга: Сonal O’Grada — Irish Traditional Flute Technique

Приведем наиболее известные часто используемые орнаменты. Далее для удобства объяснения предполагается вистл сопрано Ре:

Каты (cuts, chips, (upper) grace notes) — ритмическое украшение, для исполнения которого музыкант на очень короткое время открывает одно из игровых отверстий над последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля.

Для ноты Си кат исполняется тем же пальцем, что закрывает отверстие для извлечения ноты Си. Звук ката настолько короткий по длительности в любом темпе, что его высота неразличима на слух. Это является важным отличием ритмического ката от мелодических мелизмов классической музыки (форшлаги, морденты).

Каты можно применять для разделения повторяющихся нот, т.е. вместо того, что бы разделять ноты прерыванием потока выдыхаемого воздуха, музыкант исполняет кат, который делит непрерывный звук на две одинаковые ноты (к слову на волынке это основной способ разделения повторяющихся нот, т.к. волынщик не имеет возможности прервать звук дыханием).

Каты также используют для ритмического подчеркивания перехода к более низкой или более высокой ноте, чаще всего таким образом подчеркивают сильные доли (ноты, начинающиеся с удара метронома). Каты могут усиливать ритм и привносить дополнительную энергию в мелодию, а также разнообразить игру идущих подряд нот.

Каты является составной частью роллов и крэннов.
Опытный музыкант может очень тонко управлять силой и длительностью ката, делая их очень легкими и мягкими, или очень грубыми и акцентированными, что достигается преимущественно контролем за высотой поднятия пальца, исполняющего кат (чем выше — тем более длительным и акцентированным получается кат).

Одновременно с катом музыкант может добавить языковую (игра с атакой) и глоточную («гортанные смычки» по Ларсену) артикуляцию для еще большего усиления эффекта акцентирования.
Научиться играть каты:

Удары, страйки (hits, strikes, taps, tips, pats, slaps) — ритмическое украшение, для исполнения которого музыкант на очень короткое время закрывает отверстие (ударяет по отверстию) под последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си.

Для ноты До-диез страйк исполняется быстрым и коротким закрытием верхнего отверстия. Как и в случае с катом, страйк имеет очень малую длительность и его высота неразличима на слух.
Страйки применяют для того же, для чего применяют каты. Страйки являются составной частью роллов.

Как и в случае с катами, опытный музыкант может варьировать силу страйка, в основном управляя длительностью закрытия отверстия пальцем, исполняющим страйк, а также управляя площадью закрываемого отверстия (страйк по половине отверстия будет звучать мягче и менее выражено, в сравнении с ударом (и закрытием) всей площади игрового отверстия). Добавление языковой и глоточной артикуляции также доступно.
Научиться играть страйки:

Роллы (rolls) — комбинация ката и страйка при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си.

Различают несколько разновидностей роллов, в основном в зависимости от длительности ролла и количества катов (очень хорошо об этой классификации написано в книге Ларсена), но ролл всегда состоит минимум из одного ката и одного страйка (т.к. череда только лишь катов даст другой орнамент — крэнн, а череда страйков — что то вроде трели).

Если вспомнить о применении катов и страйков для разделения повторяющихся нот, можно сказать что обычный ролл — это группа 3 или 4 одинаковых восьмых нот, разделенных катами и страйками.

Ролл — один из самых широко используемых составных орнаментов ирландской музыки, в мелодии с роллами появляется характерное “журчание” и переливы, у слушателя возникает впечатление, что мелодия имеет более быстрый темп и больше нот, чем есть на самом деле.

Большинство исполнителей при игре ролла придерживаются строгого порядка — сначала кат, затем страйк, дальше (если нужно) опять кат. Но возможны и другие схемы, не сильно впрочем различающиеся по эффекту: страйк-кат, кат-страйк-страйк, страйк-кат-страйк и т.д.
Очевидно, что каноничный ролл не может быть исполнен для нот Ре и До-диез (для вистла сопрано Ре) т.к. в одном случае нет возможности исполнить кат, а в другом случае страйк.
Научиться играть роллы:

Крэнны, краны (crans) — общее название нескольких техник, которые позволяют исполнить нечто похожее на ролл, обычно для ноты Ре.

Допустимо исполнение и для других нот (для которых возможен кат), но для Ре, не имеющей альтернатив в виде ролла, их применяют чаще всего.

Состоит из быстрой череды (чаще всего из двух или трех) катов , исполняемых одним или (последовательно) несколькими пальцами.
Научиться играть крэнны:

Слайды, бенды (slides, bends) — медленное, постепенное открытие / закрытие игрового отверстия при переходе на одну или более ступеней выше / ниже. В результате получается более плавный, растянутый переход от одной ноты к другой.

В отличие от глиссандо, слайд — это всегда слитный переход между двумя нотами, не важно на сколько ступеней.
Слайды часто применяют при игре медленных мелодий, например эйров, но при должной сноровке их можно успевать играть и при быстром темпе.

Хорошо комбинируются с другими орнаментами (часто можно услышать слайд переходящий в вибрато или в ролл)
Научиться играть слайды:


В ирландской традиционной музыке слайдами также называют особый вид мелодий с размером 12/8 или 6/8. Эти мелодии похожи на сингл-джиги (одиночные джиги), но имеют больше ритмических акцентов и играются в более быстром темпе. Не путайтесь.

Вибрато (vibrato) — На флейте и вистле можно исполнять два вида вибрато — пальцевое и дыхательное. Среди исполнителей на вистле и ирландской флейте пальцевое вибрато считается более традиционным. Пальцевое вибрато — связано с изменением тона и высоты звука (причем высота меняется в сторону понижения).

Исполняется путем открывания-закрывания открытых дырок под открытой дыркой, находящейся под последней закрытой дыркой (закрывая-открывая самое верхнее открытое отверстие получим уже другое украшение — трель).

Существует несколько техник отличающихся количеством участвующих пальцев (чем больше пальцев тем интенсивнее вибрато) и способом закрывания отверстий (полное/частичное (невозможно на флейтах системы Бёма) закрытие). Дыхательное вибрато — связано с изменением высоты (в обе стороны) и громкости звука.

Исполняется путем изменения характера вдуваемой струи с помощью диафрагмы, связок, мышц живота. Стоит заметить, что дыхательное вибрато — единственный способ исполнения вибрато для ноты Ре (для вистла сопрано Ре).

Важно также отметить разницу в исполнении вибрато между классическими и традиционными музыкантами (причем речь идет не только о флейтистах, но так же, например, и о скрипачах). Для классического музыканта вибрато является неотъемлемым элементом мелодии и звука вообще, для традиционного музыканта — вибрато это украшение, которое он использует очень избирательно и эпизодически, порой не используя его вовсе.

Хаммероны, Двойные удары (hammer-ons, double taps) — не путайте с гитарными хаммеронами, эти пришли опять же от волынщиков. Исполняются путем многократных ударов по закрываемому отверстию, обычно при переходе на ступень ниже. Т.е. прежде чем палец закрывает отверстие, он несколько раз отскакивает от отверстия.
Научиться играть хаммероны:

Вы также можете скачать видео-тьютор “Vinnie Kilduff — Learn to play the tin whistle” и отматать примерно к 44:40

Трели (trills) — то, что получается если быстро открывать-закрывать последнее закрытое отверстие при игре какой-либо ноты — череда повторений ноты и ноты ступенью выше. В ирландской музыке трели редки и не слишком каноничны, но встречаются у некоторых исполнителей.

Источник: http://woodwind-instruments.wikidot.com/ornamentacia-dla-vistla-irlandskoj-flejty-i-irlandskoj-volyn

Разновидности флейт

Кроме продольной флейты, блокфлейты и поперечной флейты в народной, а потом и в профессиональной музыке применяются еще многие разновидности флейт. Познакомьтесь с некоторыми из них и послушайте их прекрасное звучание.

Флейта-пикколо

Флейта-пикколо или малая флейта; (итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно.

Сиринга

Сиринга — древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. Термин впервые встречается в «Илиаде» Гомера (X,13). Различались одноствольная и многоствольная сиринга.

За последней позднее закрепилось название флейты Пана.

Читайте также:  Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

Флейта Пана (панфле́йта) — класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние — открыты.
Наименование связано с тем, что в эпоху античности изобретение данной разновидности флейты мифологически приписывалось божеству лесов и полей Пану.

Ди

Ди (от старокитайского хэнчуй, хэнди — поперечная флейта) — старинный китайский духовой инструмент с 6 игровыми отверстиями.

В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита.

Ди является одним из наиболее распространенных духовых инструментов на территории Китая.

Ирландская флейта

Ирландская флейта (англ. Irish flute) — поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки. Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от одного до десяти), и без.

Несмотря на соответствующее наименование, ирландская флейта по своему происхождению не имеет непосредственной связи с Ирландией.

В сущности, она представляет собой английскую модификацию поперечной деревянной флейты, которая в течение довольно продолжительного периода времени была известна как «немецкая флейта».

Кена

Кена (кечуа qina, исп. quena) — продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев. В 1960-х — 1970-х годах кена активно использовалась некоторыми музыкантами, работавшими в рамках направления nueva canción.

Свирель

Свирель — русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм.

В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков.

Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.

Пыжатка

Пыжатка — русский народный музыкальный инструмент, деревянная флейта. Представляет собой деревянную трубочку диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка («пыж»).

Сопель

Сопель — разновидности продольной свистковой флейты, которая также является традиционным русским народным духовым инструментом, наиболее древним из числа имевших хождение среди восточных славян.

Данная разновидность характеризовалась диатоническим звукорядом и диапазоном вплоть до двух октав.

Активно используется самодеятельными коллективами как в качестве сольного, так и в качестве ансамблевого инструмента

Вистл

Вистл (от англ. tin whistle, в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл, первое более распространено) — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.

Окарина

Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта.

Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер).

Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

Дудук армянский

Дудук армянский— старинный армянский духовой язычковый инструмент, печальные и нежные мелодии которого сопровождают всю историю этого небольшого народа. изготовлен из абрикосового дерева, растущего в Армении.

Согласно легенде, именно оно дает такой резонанс, позволяющий извлекать из инструмента незабываемые нежные звуки.

ЮНЕСКО признало музыку дудука нематериальным культурным наследием человечества, послушайте и вы музыку этого удивительного инструмента, наверняка, она сможет тронуть вас до глубины души.

Зурна

Зурна — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.

Подготовила: Венская И.С.

Источник: https://rcmuzyka.com/raznovidnosti-flejt/

Whistle

На базовом уровне это довольно простой инструмент, даже проще блокфлейты. Однако стиль игры на вистле предполагает изучение достаточно сложной системы пальцевой орнаментации (украшений). К тому же традиция исполнения большинства ирландских (и не только) народных мелодий предполагет игру в достаточно быстром темпе (джиги, риллы, польки).  

Имеет шесть игровых отверстий. Тональность вистла определяется самой нижней нотой, которую можно на нем извлечь (закрывая все дырки).

Вистл относят к диатоническим инструментам, что означает что все его ноты расположены по чистым квинтам или квартам образуя натуральный лад(C D E F G A B для тональности C; D E F# G A B C# для тональности D).

С помощью вилочных аппликатур или полуприкрытых отверстий можно добиться хроматического звукоряда, но на практике необходимость в этом возникает редко.  

РазновидностиСамый распространенный и каноничный строй вистлов: сопрано Ре (D). Именно на него стоит обратить внимание новичку. Это де-факто стандарт, практически всегда на сейшенах люди играют именно на D вистлах. На вистле в таком строе можно без геморроя играть в тональностях Ре мажор и Соль мажор, этого достаточно для подавляющего большинства ирландской музыки и для существенной части музыки Шотландии, Уэльса и Англии. Если нужна другая тональность, обычно берут отдельный инструмент с нужной тональностью (или транспонируют само произведение).
Список диапазонов (подробнее читай: http://tinwhistle.ru/art_7.php )Sopranino — Соль (G)Soprano — Фа (F), Ми (E), Ми-бемоль(Eb), Ре(D), До-диез(C#)Mezzo Soprano — До(C), Си(B), Си-бемоль(Bb), Ля(A)Alto — Соль-диез(G#), Соль(G), Фа-диез(F#), Фа(F)Tenor — Ми(E), Ми-бемоль(Eb), Ре(D), Ре-бемоль(Db)Baritone — До(C), Си(B)Bas — Си-бемоль(Bb), Ля(A), Соль(G)Все вистлы можно разделить на две разновидности: это, собственно, вистлы (или высокие вистлы) и лоувистлы. Четкой границы (точнее единого мнения о том, где она находится) между ними нет. Чаще всего говорят, что лоувистлы начинаются с альтовых вистлов в строе Соль, т.е. высокие вистлы — это диапазон Soprano и Mezzo Soprano, все остальные диапазоны ниже — лоу.

 Материал и особенностиКаноничным вариантом считаются металлические вистлы, бюджетным — пластик, наиболее распространенным и компромисным — пластиковый свисток и металлическое тело. Дорогие мастеровые вистлы делают также из дерева. Вистлы бывают настраиваемыми и не настраиваемыми. У настраиваемых вистлов свисток подвижен относительно тела что можно использовать для подстройки (однако особо на это не расчитывай, обычно подстройкой можно сдвинуться на полтона-тон, но не больше). Дополнительный плюс настраиваемого вистла — возможность снять свисток, что облегчит чистку. Бывают также вистлы с регулируемой громкостью, что достигается путем возможности изменения размера окошка свистка (чем уже окошко в ширину, тем слабее и, как правило, хуже звук, можешь поэкспериментировать со скотчем).Существуют вистлы с коническим каналом.

Основное его назначение это стабильность строя в обеих октавах.

Покупка вистлаГайд по покупке вистла, который нагло стянут мною из одной группы в вк — http://paste.org.ru/?je3yhjРоссийские интернет-магазины с вистлами — dpshop.ru , ta-musica.ru . Сборник ссылок на оффициальные сайты различных компаний и мастеров по вистлам: http://whistle.jeffleff.com/makers.html

http://www.chiffandfipple.com/tutorial.html (Туториал по разновидностям, отличиям)
Модели вистловЕсли говорить о цене и качестве, то вистлы часто делят на категории недорогих (“Inexpensive”) и дорогих, мастеровых, изготавливаемых вручную («High-end», «expensive», «high quality whistles»). Интересно, что даже профессиональные исполнители часто предпочитают дешевые вистлы, допиливая их под себя до нужного состояния (т.н. “твик вистла”). Имей ввиду что некоторые профессиональные вистлы сложны для новичка (они могут иметь большее давление и расход воздуха, в расчете на профессиональных вистлеров). Вообще вистл (наряду с блокфлейтой) — один из самых дешевых инструментов среди духовых, вы легко можете найти хороший инструмент начального уровня за 1-3 тыс. рублей, и даже цена мастеровых качественных высоких вистлов редко переваливает за 10-15 тыс. руб. Лоувистлы более дороги, но обычно цены на них не переваливают за 400$. Минутка сочувствия волынщикам и саксофонистам :’(

Некоторые модели бюджетных вистлов: Generation — очень распространенные, дешевые высокие вистлы с пластиковым свистком и телом из никеля или латуни (на выбор), которые штампуются кое-как. Часто можно услышать фразу — “если вы купили Generation, то вы купили либо потрясающий инструмент либо барахло, как повезет”. К сожалению, процент барахла обычно выше, поэтому если есть возможность — покупайте в оффлайне, когда есть возможность сразу проверить звучание. Впрочем люди часто берут Generation-ы именно для того, чтобы собственноручно твикнуть его и получить вполне сносный инструмент. Есть даже люди которые специально целенаправленно скупают Generation-ы и ему подобные вистлы, твикают их и перепродают, один из самых известных таких мастеров — Jerry Freeman (его твикнутые вистлы очень уважают в среде профессиональных вистлеров). Еще одна деталь, которая влияет на популярность Generation-ов — хороший выбор различных тональностей (G, F, Eb, D, C, Bb) за малые деньги. Feadog, Walton, Clare — дешевые высокие вистлы, похожи на Generation. Отзывы о них обычно плохие, но их часто берут с целью твикнуть. #расскажите, кто знает подробнее.Oak # допишите кто знает о нихClarke — аутентичные вистлы с коническим (сужающимся к концу) металлическим телом. Выпускается несколько различных моделей различающихся характером звука. Тональности — только сопрано До и Ре. Самые популярные модели  — Sweetone (очень простой и легкий в плане игры, с достаточно точным строем, часто рекомендуемый новичкам) и Original (с большим расходом воздуха и узнаваемым шипящим тембром, т.н. “чифом”, за который его так любят). Среди данных вистлов могут попадаться не слишком качественные (особенно это касается модели “Meg”), но реже чем среди Generation. Время от времени поступают сообщения о том, что пластиковые свистки вистлов Sweetone и ему подобных трескаются и лопаются, я думаю это из-за особой формы тела вистлов, в поперечном сечении тело вистлов Sweetone имеет не совсем круглую, а скорее овальную или даже каплевидную форму, и будучи надеваемым на круглый свисток растягивает его, что может приводить к трещинам. Лично мой Sweetone не избежал этой печальной участи, хотя возможно я сам виноват, так как пару раз хорошенько его ронял, в любом случае мне повезло — треснул он столь удачно, что это никак не повлияло на положение и целостность свистка, звук не изменился.Shaw — формой очень похож на вистл Clarke Original, но (насколько я слышал) он громче, имеет еще больший расход воздуха чем Original, и характерный хриплый грубоватый тембр. # допишите кто знает о них

Tony Dixon — довольно популярные вистлы, чаще всего имеют пластиковый свисток и пластиковое / металлическое цилиндрическое тело. Существует довольно много моделей различающихся формами свистка, материалом, возможностью подстройки и тональностями. Диксон продает как высокие вистлы, так и лоувистлы.

В целом это довольно хорошие инструменты, не без огрехов конечно, но довольно хороши в плане цена-качество. Заметьте, что некоторые модели Диксонов поставляются с двумя сменными свистками, один из которых превращается инструмент в простенькую поперечку. Воспринимайте это как бонус, не стоит целенаправленно покупать эти модели из-за поперечного свистка, т.к.

качество звука с ним хуже чем у нормальных поперечных флейт, лучше купите полноценную поперечку, если она вам нужна.

Susato — чрезвычайно качественные и популярные пластиковые вистлы. Обладают чистым, довольно громким звуком. Опять же доступно несколько линеек с различными моделями, как со съемным свистком так и цельные. Сусато производят как лоувистлы так и высокие вистлы, количество доступных тональностей одно из самых высоких среди данной ценовой категории. Интересно, что в рамках отдельного диапазона (сопрано, альт) вистлы из одной линейки моделей стандартизированны по размерам таким образом, что съемный свисток можно прикреплять к различным телам. Таким образом, имеется возможность заказать несколько тел вистлов в разных тональностях из одного диапазона и один свисток, который по необходимости устанавливается на нужное тело, что экономит деньги и место в сумке. Вистлы сусато это чуть ли не единственные вистлы, которые можно приобрести со специальными ключами на дырках которые облегчают игру на лоувистлах с большими расстояниями между дырками. Хотя с другой стороны, привыкнув к этим удобствам возможно в дальнейшем вам будет сложнее переходить на модели других производителей, а так же у вас могут появиться проблемы с игрой некторых орнаментов, так что лоувистл с ключами можно рекомендовать людям с небольшими кистями рук, которым сложно играть на лоу вистлах, но очень хочется.

Читайте также:  Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Более дорогие, профессиональные и полупрофессиональные:

Hiltch (мастер Галь Хилч)Overton/Goldie (мастер Колин Голди)Chieftain, Kerry Optima (мастер Фил Харди)BurkeHarper

Karavaev whistles — вистлы российского мастера А. Караваева. 

Книги

http://tinwhistle.ru/files/Larsen/larsen_upl.pdf Зеркало
Грей Ларсен «Основной курс по Ирландской флейте и Тин-вистлу» на русском. Must have.
http://paste.org.ru/?k4990h
Интересная паста от ирландского флейтиста Тома МакЭлвога

https://www.dropbox.com/s/3y9cw8nafzswbld/Tin%20Whistle%20Tutor.pdf?dl=0

Каталог туториалов Дополнить

Видео

http://www.youtube.com/user/RyanDunsSJ (Отличный обучающий канал)
http://www.youtube.com/user/tradlessons/search?query=TradLessons.com
Обучающие видео для илиана,вистла Ирландской флейты, разбор джигов, риллов.
http://tinwhistle.ru/files/Video_tutors/
Каталог видео туториалов.

Ноты

Орнаментация

Одной из самых характерных особенностей вистла и ирландской флейты является устоявшаяся система применяемой пальцевой орнаментации.

Пальцевая орнаментация — это особые движения пальцами выполняемые при игре для украшения и внесения разнообразия в мелодию.

Важно понимать, что несмотря на то, что сама система орнаментов является довольно устоявшейся, то, какие орнаменты (а также какую артикуляцию и фразировку) использовать и в каких случаях — дело личного вкуса музыканта. 

Не существует “правильных” и “неправильных” стилей игры какой-либо народной мелодии, вы можете встретить десятки вариантов исполнения какой-нибудь “Foggy Dew”, и никто не запрещает вам придумать еще один, собственный вариант. В этом главная сила и прелесть любой фолк музыки. Хотя с другой стороны полезно знать и ценить существующую традицию, существуют мелодии, которые принято играть тем или иным устоявшимся образом, но никто на вас не обидится, если вы предпочтете играть их по-своему. В конечном счете это формирует стиль исполнения, по которому можно отличать игру одного музыканта от игры другого.Несмотря на то, что описываемая тут орнаментация может быть исполнена практически на любом флейтоподобном инструменте (особенно если это интструмент без механики), наиболее часто её можно встретить именно в контексте ирландской музыки, при игре на вистле, ирландской флейте и иллеане. Большинство орнаментов пришло от волынщиков.

Одно из самых лучших объяснений орнаментации с примерами и упражнениями дано у Грея Ларсена в его книге “Основной курс по ирландской флейте и тинвистлу”, настоятельно рекомендуется. 
Приведем наиболее известные орнаменты. Далее для удобства объяснения предполагается вистл сопрано Ре:Каты (cuts, chips, (upper) grace notes) — быстрое и очень короткое открытие отверстия над последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля. Для ноты Си кат исполняется тем же пальцем, что закрывает отверстие для извлечения ноты Си. Каты можно применять для разделения повторяющихся нот (к слову на волынке это основной способ разделения повторяющихся нот, т.к. волынщик не имеет возможности прервать звук дыханием), а также для выделения перехода к более низкой или более высокой ноте. Каты могут усиливать ритм и привносить дополнительную энергию в мелодию, а также разнообразить игру идущих подряд нот. Каты является составной частью роллов и крэннов.    Научиться играть каты:

http://www.youtube.com/watch?v=KJYa_jYk4ugУдары, страйки (hits, strikes, taps, tips, pats, slaps) — быстрое и очень короткое закрытие отверстия (удар по отверстию) под последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си. Для ноты До-диез страйк исполняется быстрым и коротким закрытием верхнего отверстия. Страйки применяют для того же, для чего применяют каты. Страйки являются составной частью роллов.Научиться играть страйки:

http://www.youtube.com/watch?v=xfgXsEcb1GYРоллы (rolls) — комбинация ката и страйка при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си. Различают несколько разновидностей роллов, в основном в зависимости от длительности ролла и количества катов. Очевидно, что каноничный ролл не может быть исполнен для нот Ре и До-диез (для вистла сопрано Ре) т.к. в одном случае нет возможности исполнить кат, а в другом случае страйк. Ролл — один из самых широко используемых орнаментов ирландской музыки, в мелодии с роллами появляется характерное “журчание” и переливы, у слушателя возникает впечатление, что мелодия имеет более быстрый темп и больше нот, чем есть на самом деле.    Научиться играть роллы:

http://www.youtube.com/watch?v=wOt9gPpN95wКрэнны (Cranns) — общее название нескольких техник, которые позволяют исполнить нечто похожее на ролл для ноты Ре (допустимо исполнение и для других нот, но для Ре, не имеющей альтернатив в виде ролла, их применяют чаще всего). Состоит из быстрой череды катов, исполняемых одним или (последовательно) несколькими пальцами.Научиться играть крэнны:

Слайды (Slides) — медленное, постепенное открытие / закрытие игрового отверстия при переходе на ступень выше / ниже. В результате получается более плавный, растянутый переход от одной ноты к другой. Слайды часто применяют при игре медленных мелодий, например эйров.Научиться играть слайды:

http://www.youtube.com/watch?v=sfzNX6uwp_QВибрато (Vibrato) — На флейте и вистле можно исполнять два вида вибрато — пальцевое и дыхательное. Среди исполнителей на вистле пальцевое вибрато считается более традиционным. Пальцевое вибрато — связано с изменением тона и высоты звука (причем высота меняется в сторону понижения). Исполняется путем открывания-закрывания открытых дырок под открытой дыркой, находящейся под последней закрытой дыркой (закрывая-открывая самое верхнее открытое отверстие получим уже другое украшение — трель). Существует несколько техник отличающихся количеством участвующих пальцев (чем больше пальцев тем интенсивнее вибрато) и способом закрывания отверстий (полное/частичное (невозможно на флейтах системы Бёма) закрытие). Дыхательное вибрато — связано с изменением высоты (в обе стороны) и громкости звука. Исполняется путем изменения характера вдуваемой струи с помощью диафрагмы, связок, мышц живота. Стоит заметить, что дыхательное вибрато — единственный способ исполнения вибрато для ноты Ре (для вистла сопрано Ре).http://www.youtube.com/watch?v=k10q2OZpnschttp://www.youtube.com/watch?v=wXcAYmtwILAХаммероны (Hammer-ons), не путайте с гитарными хаммеронами, эти пришли опять же от волынщиков. Исполняются путем многократных ударов по закрываемому отверстию при переходе на ступень ниже. Т.е. прежде чем палец закрывает отверстие, он несколько раз отскакивает от отверстия. Научиться играть хаммероны — я пока не нашел роликов по хаммеронам на ютубе, однако вы можете скачать видео-тьютор “Vinnie Kilduff — Learn to play the tin whistle” и отматать примерно к 44:40http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1279879Трели (Trills) — то, что получается если быстро открывать-закрывать последнее закрытое отверстие при игре какой-либо ноты — череда повторений ноты и ноты ступенью выше. В ирландской музыке трели редки, но встречаются у некоторых исполнителей. Закрывая все дырки вистла и дополнительно закрывая наполовину выходное отверстие в нижней части тела вистла мизинцем нижней руки или коленом можно извлечь так называемый вводный тон (“leading tone”), т.е.ноту на полтона ниже основного тона вистла. 
Твик (Tweak) вистла — это изменение характера звука, тональности или игровых характеристик (громкость, расход воздуха, давление) вистла, который достигается преимущественно изменением формы свистка и лезвия свистка, изменением радиуса игровых дырок и расстояний между ними. Твик может серьезно изменить характеристики вистла в лучшую или худшую сторону, все зависит от прямоты рук. Твикингу подвергаются в основном дешевые вистлы, т.к. дорогие мастеровые вистлы в нем обычно не нуждаются, их часто можно заказать под себя сразу с нужными характеристиками, тембром и тональностью.Если вас заинтересовал твик вистлов — настоятельно рекомендуем ознакомиться:

http://tinwhistle.ru/art_2.php

http://tinwhistle.ru/art_3.phphttp://tinwhistle.ru/art_4.phphttp://tinwhistle.ru/art_6.php

Самодельные вистлы из ПВХ труб, основные принципы изготовления влияющие на звук

Источник: http://flutebastard.blogspot.com/2015/07/whistle.html

Флейты — Вистлы: Susato, Tony Dixon, Feadog и др

По-русски – дудочка, по-английски – вистл. Конструкция этого инструмента незамысловата и проста: флейта вистл представляет собой полую трубку с шестью отверстиями, легкую, удобно ложащуюся в руку. Столетия назад представители знати могли купить вистл из кости или редких пород дерева, люди попроще обходились сухими стеблями тростника.

Понятно, что себестоимость и качество таких инструментов заметно отличались, но в XIX веке всех поклонников флейты объединил англичанин Роберт Кларк. Именно он догадался, что можно скручивать дудочки из жести, практичного и доступного материала.

Так родились первые тин вистлы, известные также как pennywhistle – стоили они всего один пенни, поэтому стали особенно популярными в народе.

С берегов Туманного Альбиона жестяные дудочки быстро перебрались в Ирландию – тин вистлы замечательно подходили для исполнения веселой народной музыки.

Сто лет спустя известность приобрела новая разновидность этой продольной флейты – лоу вистла с низким и плавным голосом, идеальным для медленных мелодий. Сегодня в продаже можно найти вистлы разных производителей.

У начинающих музыкантов пользуются успехом инструменты от Tony Dixon с их чистым, позитивным звучанием, а опытные исполнители предпочитают Susato – профессиональные флейты, открывающие широкий спектр возможностей.

Тамбурин без мембраны 25 см 7 бубенцов DADI Универсальная перкуссия, 7 бубенцов в деревянном корпусе. Только: 480,00 руб. Тамбурин без мембраны 25 см 18 пар бубенцов, Sonor Тамбурин с целой батареей бубенцов, громкий, создаёт плотную стену звука. Только: 820,00 руб. Маракас-яйцо динозавра, разного цвета, пара DADI Красочные яйцевидные шейкеры для любого случая в жизни, кроме метеорита. Только: 250,00 руб.
Джембе 10 дюймов пластиковый TERRIS DPR-10 Black Стильный черный джембе с пластиковым корпусом, синтетической мембраной- отличный вариант для музицирования с друзьями на природе, барабан не проседает от дождей и влажности и мало… Только: 5900,00 руб. Джембе 8 дюймов пластиковый TERRIS DPR-08 Black Джембе в пластиковом корпусе с синтетической мембраной, барабан невосприимчив к погодным условиям, мало весит, имеет резиновое нескользящее основание и недорого стоит- отличный «… Только: 3350,00 руб. Глюкофон 30 см 10 нот Минор (Алатырь) Гулкий объемный корпус, 10 нотных язычков, нежный и лиричный минорный пентатонический строй- рецепт отличного времяпрепровождения, играть и наслаждаться чарующими звуками глюкофона может… Только: 11500,00 руб.

———————-
Хотите научиться играть на варгане? У нас, в TA-MUSICA.RU каждую субботу проходят обучающие уроки по игре на варгане. Начало в с 11-00 или 19-00.

Звоните и приходите!
Курс рассчитан на 10 занятий, но даже на первом вы сможете получить базовые навыки игры на варгане или получить системный подход, если уже играете. Ведёт Сергей Королёв.

Стоимость занятия 900 р.

Программа занятий.

———————

Хотите научиться играть на дарбуке? Тогда приходите к нам! Каждую субботу с 13 часов у нас в магазине мастер-класс для начинающих по игре на дарбуке от Игоря Одинцова. Записаться можно по телефону 8985 3443885. Стоимость занятия 1000 р.

———————
Основы игры на шаманском бубне проходят также по выходным. Вы узнаете о «зонах» бубна, как правильно наносить удары и играть на бубне и многое другое.

———————

Источник: https://www.ta-musica.ru/whistlas

Ссылка на основную публикацию