Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Казалось бы, слышать может лишь тот, у кого есть уши. Однако целый ряд исследований, проведенных в ХХ веке, доказывают, что на звуки музыки реагируют в том числе и растения. Сегодня даже продаются компакт-диски с музыкой для комнатных питомцев. Так что же это – очередной ход маркетологов или вполне себе действенная практика?

Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Какая музыка полезна для роста и развития растений?

Конечно, растения не слушают музыку в привычном для нас понимании. Нет кактуса, который увлекается фолк-музыкой, или драцены – любительницы хип-хопа. Изучая влияние музыки на растения, ученые приходят к любопытным выводам — растения реагируют на звуковые частоты и их интенсивность.

Рост растений зависит, прежде всего, от звуковых частот. Так, при волнах частотой в 6 кГц растения, слушая музыку, развиваются быстрее, при 7-9 кГц − медленнее, а свыше 10 кГц и вовсе погибают.

Установлено, что на растения благотворно влияют звуки низкой частоты: рокот морских волн и грома, журчание рек, гудение шмеля. В связи с этим, наиболее благотворно на рост и развитие растений влияет классическая музыка, частота волны которой составляет как правило 3-5 кГц. А вот рок абсолютно пагубен – 8 кГц.

Хотя забавно отметить, что в ряде исследований многие тропические растения были признаны «фанатами» современного рэпа.

Каким образом музыка влияет на растения

Так как же это работает? По мнению исследователей, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме.

Резонанс – это такое физическое явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний в какой-либо системе, если частота колебаний внешнего источника воздействия приближается к частоте собственных колебаний в системе.

Явление резонанса тесно связано с синхронизацией. Синхронизация – явление, при котором устанавливается такой режим колебаний, при котором частоты равны или кратны друг другу.

Звуковой сигнал воспринимается резонирующими системами в растительных клетках и тканях, и амплитуда этих колебаний их увеличивает.

В конечном итоге происходит возрастание интенсивности процессов, происходящих в клетках и тканях растения.

Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Эксперименты и научные исследования

Интересен опыт, проведенный в 70-х годах американской исследовательницей Дороти Ретеллек.

Для чистоты эксперимента она использовала специальные камеры с жестко установленным световым, влажностным и температурным режимом, куда поместила 10-дневные побеги растений.

Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно.

В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента. Так что важно не только качество музыки, но и продолжительность ее воздействия.

В то же время исследование показало, что на музыку Баха и индийские мелодии растения отзывались положительно, стебли тянулись к источнику звука. А вот на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы они отвечали уменьшением размеров листьев и корней и все растения отклонялись от источника звука.

Подобных опытов было проведено много и в разных странах. США, 1979 год, Дан Карлсон разработал методику стимуляции роста растений, названную им «Озвученный цветок».

Она включала озвучивание растений и семян (музыка плюс высокочастотные сигналы 3—8 кГц) и внекорневую обработку раствором гиббереллина и микроэлементов. Следуя этой методике, удалось получить растение томата высотой 4,5 метра, на котором можно было насчитать 835 плодов.

Утроить урожай папайи – на одном растении выросло 135 больших плодов, вместо обычных 30-35. Изучение химического состава озвучен¬ных проростков пшеницы показало, что в них по сравнению с контрольными содержится в 20 раз больше витамина А, в 5 раз больше витаминов С и B.

Дан Карлсон организовал производство кассет с записью музыки, стимулирующей рост растений, поставил торговлю ими и питательными растворами на солидную коммерческую основу.

Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

А недавно студенты одного из российских вузов провели эксперимент относительно современных мелодий и их влияния на рост комнатных растений.

Для этого были использованы бардовские песни Юрия Визбора, композиции в исполнении Николая Баскова, хиты 90-х и музыка из советских фильмов.

Оказалось, что с превеликим «удовольствием» растения слушают музыку кинематографа и мелодии барда, к Баскову − относятся индифферентно, а песни 90-х − их просто угнетают.

Можно с разной долей серьезности относиться к подобным исследованиям и выводам, полученным на их основе. Но факт остается фактом – движение протоплазмы клеток растительных организмов под воздействием музыки ускоряется. Смотрите сами:

Источник: https://DzagiGrow.ru/blog/vliyanie-muzyki-na-rasteniya-mif-ili-realnost/

Исследование влияния музыки на рост комнатных растений

УДК 78.05

С.А. Романова,

учащаяся 7 класса, МБОУ лицей № 4

Научный руководитель:

И.Я. Неволина,

канд. пед. наук, доцент,

  • учитель музыки МБОУ лицей № 4,
  • Е-mail: fasilitator@bk.ru
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ
  • НА РОСТ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
  • Аннотация

Актуальность. Учеными установлено, что растения реагируют на свет, температуру, влажность, механические и химические раздражители. Поскольку музыка также является раздражителем, то нам стало интересно исследовать влияние музыкальных звуков на рост и развитие комнатного растения.

Изучая литературу, мы выяснили, что люди, на самом деле, относительно недавно стали изучать влияние различной музыки на рост растений. Поскольку наша жизнь тесно связана с музыкой и комнатными растениями, то настоящее исследование для нас является актуальным.

  1. Цель исследования: лабораторным путемубедиться, что рост и развитие растений зависят от качества и силы воздействия на них разнообразных музыкальных звуков.
  2. Методы исследования: анализ литературных источников, лабораторный эксперимент, наблюдение.
  3. В результате опытно-экспериментальной работы нам удалось доказать, что дозированное влияние на комнатное растение живого исполнения музыки на флейте и контакт с человеком является наиболее благоприятным.

Положительное воздействие звуков музыки на растения связано еще с определенными звуковыми частотами; гармоничные звуковые волны исполнения на флейте измерялись частотой в 2,5-3 килогерца, что благоприятно подействовало на рост, развитие, цветение растения №1. Автор экспериментальной работы дополнительно разговаривала с растением, осуществляя уход за цветком, говорила много хороших добрых слов.

Менее благоприятное воздействие оказала различная музыка русских и зарубежных композиторов на растение №3 в больших количествах.

Мы предполагаем, что механическое многочасовое воздействие (запись) даже классической и романической музыки по сравнению с дозированным живым звуком и непосредственным контактом с человеком проигрывает, что и показали наглядно нам результаты проделанного опыта.

Кроме того, сила звука и воздействие музыки на растения происходило в условиях измеренного нами звучания через резонансный механизм и синхронизацию колебательных процессов при локальной низкочастотной механической вибрации 8-16 Гц, что менее благоприятствовало клеточно-молекулярному росту растения №3.

Измеряемые нами на школьных переменах звуковые волны шума немузыкальных звуков частотой от 50 до 80 дБ с частотой от 500 до 2000 Гц, как оказалось, угнетают процессы роста и развития, поэтому звуковые волны неблагоприятно воздействовали на растение №2.

Выводы. Итак, через 19 месяцев в результате опытно-экспериментальной работы, нам удалось доказать, что наиболее благоприятное влияние на рост комнатных растений оказало дозированное живое воздействие звуков флейты при эмоциональном контакте с человеком.

  • Ключевые слова
  • Воздействие, музыка, рост комнатных растений, вибрация, звуковые волны.
  • Гипотеза исследования: если поместить одинаковые растения в разные условия воздействия на них звуками разной силы и качества, то возможно будет получить различные результаты роста.

Исследования ученых указывают на то, что растения могут реагировать на действие звука, на звуковые волны определённой частоты. Тогда происходит обмен веществ, который совершается с помощью особых белков-ферментов.

А.А. Замятин, кандидат физико-математических наук, выявил, что в растительных клетках есть колебательные процессы и резонирующие структуры, которые лежат в основе возможности биологического действия музыки на растение. Данный процесс называется резонансный механизм [1].

В средине ХХ века Т. Ц. Сингхом были проведены эксперименты, подтвердившие влияние музыки на рост растений в результате усиления под ее воздействием фотосинтеза, ускорения обмена. Благодаря преобладанию процессов синтеза над распадом флора растение ускоряет свой рост в 2 раза [5].

В 70-ые годы учеными из Шведского музыкально-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растений под воздействием музыки движется намного быстрее, а влияние «фонового» шума негативно [3].

Итак, в результате анализа литературных источников мы сделали вывод. Звуковые волны действуют не только на человека, но и на всю окружающую среду, а также на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений.

Практическая часть. Сроки опытно-экспериментальной работы: с 10сентября 2016 года – по 10 мая 2018 года.

  1. В результате нашего теоретического исследования мы выяснили, что влияние классической, рок-музыки уже предельно четко доказаны, определено оптимальное время воздействия музыки на манипулирование ростом и развитием растений на клеточно-молекулярном уровне. Поэтому мы приняли решение поставить свои собственные экспериментальные условия и определить, что более благотворно повлияет на рост комнатных растений:
  2. — живое исполнение музыкальных произведений на флейте ежедневно по 2 часа в сутки и контакт комнатного растения с исполнителем;
  3. — произведения русских и зарубежных композиторов, воздействующих на растение (6 дней в неделю) в кабинете музыки;
  4. — шумовое (не музыкальное) воздействие на комнатное растение.

Для лабораторного исследования мы в школе вырастили и отобрали три абсолютно одинаковых 60-дневных черенка растения лианы. Черенки имели вертикальное расположение стебля, каждый из них был длиной 11-12см, и у них было по 7-8 листьев разной величины на одном стебле.

Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Рис. 1. Начало эксперимента

Эти черенки были посажены нами в 3 просторных горшка. В течение 19 месяцев осуществлялся одинаковый уход за ними с соблюдением всех агротехнических приемов и условий исследования.

Горшок с растением №1 мы поместили в комнате, где автор экспериментального исследования лично осуществлял музыкальное воздействие игрой на флейте, контакт, уход и наблюдения за цветком. В репертуаре были лирические произведения русской и зарубежной классики.

Горшок с растением №2 находился в рекреации школы, где шумно проходят, как правило, перемены и не звучит никакая музыка.

Горшок с растением №3 мы поместили в кабинете музыки научного руководителя исследовательской работы. В этом помещении во время уроков 6 дней в неделю постоянно звучала различная музыка.

  • Растение комнатная лиана не требует особых условий содержания, но для оптимального развития ему был обеспечен яркий рассеянный свет. Чтобы все цветы находились в одинаковых условиях, мы определили:
  • — место их нахождения  (на окне);
  • — частоту полива растений (1 раз в 3 дня);
  • — рыхление (1 раз в месяц).
  • Через 6 месяцев стебель:
  • — растения №1 вырос на 5 см 8 мм, дал дополнительно 9 побегов;
  • — растения №2 вырос на 3 см 9 мм, дал дополнительно 6 побегов;
  • — растения №3 подрос на 2 см 6 мм, дал дополнительно 7 побегов.
  • В ходе дальнейшего лабораторного исследования в результате наблюдений через полтора года было установлено следующее (рис. 2):

Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Рис. 2. Растения перед окончанием эксперимента

На рисунке хорошо видно, что растение № 1 под воздействием живого звука флейты и прямого контакта с автором эксперимента хорошо развивалось, дало 19 побегов, лист широкий ярко зеленого цвета, самое развитое из трех.

Читайте также:  Современный балет: театр бориса эйфмана

Растение № 3 под воздействием различной музыки по объему и густоте немного уступало растению № 1, пустило уже 15 побегов листа. Что удивительно, цветок стоял на подоконнике рядом с динамиками, рос в правую сторону, как бы тянулся к источнику звука.

Растение №2, которому не создавали музыкальный фон, а он находился под шумовым немузыкальным воздействием, развивалось медленно, дало всего 9 побегов, листья бледнее, постоянно подсыхали и опадали.

Лабораторные данные измерений силы и качества звука. Чтобы измерять силу и качество музыкальных произведений, звучащих в кабинете музыки, где был установлен и горшок с растением №3, мы обратились за помощью к учителю математики и физики.

Влияла музыка на комнатные растения с помощью DVD диска, на который были записаны произведения композиторов общим временем звучания 31 час в неделю (примерно 5 часов в сутки). Измерение возействия музыки на растения проводилось через резонансный механизм и синхронизацию колебательных процессов при локальной высокочастотной вибрации 25-1000 Гц.

Кроме того, в помещениях, где находились цветы, измерялось давление, которое колебалось от 742-750 мм.рт.ст.

(оно измерялось с помощью комнатного барометра), а также температура воздуха, которая была стабильно 22-24 ⁰С (измерялась с помощью ртутного термометра).

Влажность воздуха была 65-74% (влажность измерялась с помощью гигрометра), полив растений проводился способом опрыскивания и полива корневой системы.

Таким образом, условия одинаковы для всех 3-х экспериментальных экземпляров, крове звукового воздействия.

Итак, музыка воздействует на рост и развитие растений. Нам удалось доказать, что дозированное влияние на комнатное растение живого исполнения музыки на флейте и контакт с человеком является наиболее благоприятным для роста.

Положительное воздействие музыки на растения связано еще с определенными звуковыми частотами; гармоничные звуковые волны исполнения на флейте измерялись частотой в 2,5-3 килогерца, что благоприятно подействовало на рост, развитие, цветение комнатного растения.

Список использованной литературы

  1. Хорольский Д. Влияние музыки на жизнь и развитие комнатных растений // Биология для школьников. 2009, №: 2. — С. 38-41.

  2. CD – Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.

  3. Анастасова Л.П. Растения и окружающая среда: Учеб.пособ. – М., 1999.

  4. Воробьева Р. Комнатные растения: Мини – энциклопедия. – М., 2001.

  5. Дубров А.П. Сознание у растений и связь их с человеком. – М., 1990.

  6. Источник: http://music-education.ru/vliyanie-muzyki-na-rasteniya/

  7. Пономарева И.Н. Биология: Учебник для 6 кл. – М., 2004.

© С.А. Романова

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/issledovanie-vliianiia-muzyki-na-rost-komnatnykh-r.html

Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая пользаВлияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей.

Во многих странах верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю. Но только в 20-ом веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.

70-ые годы: учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.

Исследования в США

70-ые годы: Дороти Ретеллек проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с дозами звукового воздействия на растения, а также с конкретными видами воздействующей музыки.

Продолжительность прослушивания музыки имеет значение!

Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно.

В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента.

Фактически Дороти Ретеллек получила результат, аналогичный полученному ранее в ходе экспериментов для определения влияния «фонового» шума на фабричных рабочих, когда было установлено: если музыка играет постоянно, рабочие устают больше и работают менее продуктивно, чем, если бы музыки не было вовсе;

Стиль музыки имеет значение!

Прослушивание классической музыки приводит к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывает гибель растений.

Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли.

Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света;

Инструменты, которые звучат, имеют значение!

Ещё один эксперимент заключался в том, что растениям включалась близкая по звучанию музыка, которую условно можно отнести к классической: для первой группы – органную музыку авторства Баха, для второй – северную индийскую классическую музыку в исполнении ситара (струнный инструмент) и табла (ударный). В обоих случаях растения наклонялись к источнику звука, но в динамику с северно-индийской классической музыкой наклон был гораздо более выраженным.

Исследования в Голландии

В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе.

Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и улучшить состояние растений.

Например, во Франции пользуются популярностью «суперурожайные» CD-диски с записями специально отобранных произведений классической музыки.

В Америке включаются тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения (увеличения размеров, повышения количества завязей и так далее), в Китае в теплицах давно устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают разные звуковые волны, способствующие активизации процессов фотосинтеза и стимулирующие рост растений с учётом «вкуса» конкретного сорта  растения.

Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Источник: https://music-education.ru/vliyanie-muzyki-na-rasteniya/

Влияние музыки на рост растений

Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

О том, что растения «слушают» музыку известно с далеких времен. В различных религиях можно найти много поверий о том, как землепашцы использовали влияние музыки на растения для улучшения всхожести семян, получения щедрого урожая. Еще в древних трактатах Индии упоминалось, что музицирование бога Кришны приводило в восторг наряду с людьми траву, деревья, цветы.

Неслучайно, что и первооткрывателем в науке этого удивительного явления стал индийский профессор ботаники Т. Ц. Сингх. В средине ХХ века им были проведены эксперименты, подтвердившие влияние музыки на рост растений в результате усиления под ее воздействием фотосинтеза, ускорения обмена. Благодаря преобладанию процессов синтеза над распадом флора ускоряет свой рост в 2 раза.

Последователем Т. Ц. Сингха стал агроном-ботаник Джордж Е. Смит, который проводил эксперименты на кукурузе и сое с использование музыки Джорджа Гершвина. Полученные результаты также показали, что музыка для растений – мощный стимул роста и развития. А в 70-х гг.

прошлого века Книга рекордов Гиннеса пополнилась именем Дана Карлсона – фермера вырастившего самый большой в мире «страстоцвет пурпурный» (180 м против обычных 54 см). Одной из особенностей ухода за этим растением было ежедневное «прослушивание» им произведений А. Вивальди, И.С.

Баха, музыки, напоминавшей щебетание птиц.

Сегодня всесторонне изучая влияние музыки на растения, разные аспекты этого явления, ученые приходят к любопытным выводам. Рост растений зависит, прежде всего, от звуковых частот.

Так, при волнах частотой в 6 кг растения слушают музыку, развиваясь быстрее, при 7-9 кц − медленнее, а свыше 10 кц и вовсе погибают. Наиболее благотворна музыка для растений классическая (3-5 кц) и абсолютно пагубен – рок (8кц).

Хотя следует отметить, что тропические растения могут быть признаны «фанатами» современного рэпа.

А недавно студенты одного из российских вузов провели эксперимент относительно современных мелодий и каково влияние музыки на рост растений комнатных.

Для этого были использованы бардовские песни Юрия Визбора, композиции в исполнении Николая Баскова, хиты 90-х гг. ХХ века, музыка из советских фильмов.

Оказалось, что с превеликим «удовольствием» растения слушают музыку кинематографа и мелодии барда, к Баскову − относятся индифферентно, а песни 90-х − их просто угнетают.

Вот таковы музыкальные приоритеты живой природы…

Источник: https://www.kladovayalesa.ru/archives/3699

Исследовательская работа «Влияние музыки и слов на растение»

  • Влияние музыки и слов на растение
  •                                                                                                                 Выполнила:
  •                                                      обучающаяся МБУ ДО – ДДТ
  •                                                                         г.Аркадака
  • Саратовской области
  • Объединение «Юные цветоводы»
  •                                                                       Сисина Алена     
  •                                                                                  Руководитель:                                                                                                                               
  •                                 Педагог дополнительного образования 
  •                                                      Акинина Татьяна Васильевна
  • Введение
  • 1.       Обзор литературы
  • 2.      Экспериментальная часть
  • 2.1 Методика исследований
  • 2.2 Результаты исследований
  • Выводы
  • Библиографический список
  • Приложения
  • Введение

Человек дружен с растениями с незапамятных времён, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения — важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненного важного элемента — кислорода, без которого не могут существовать животные и человек в том числе. Именно растениям обязан животный мир нашей планеты своим становлением и жизнью. Благодаря растениям земной шар имеет кислородную атмосферу с тонким слоем озона, защищающего живые существа от губительного действия коротковолновых ультрафиолетовых лучей, идущих от Солнца. Цветы растений всегда были символом любви и преклонения, они сопровождали человека на протяжении всей его жизни. На протяжении всей истории развития человечества люди не только любили цветы, но и поклонялись им, одаривая их заботой и вниманием. Для того чтобы вырастить растения, довести до образования совершенного по красоте цветка, цветоводам и растениеводам надо хорошо знать особенности их выращивания, физиологии развития, генетики и селекции. Познание живого мира продолжается бесконечно, и каждый день люди узнают что-то новое о растениях. Целью моего эксперимента является: изучение влияние слов и музыки на состояние и развитие растений. Перед собой ставила следующие задачи:

  1. ) Найти и проанализировать информацию.
  2. ) Узнать, как влияют слова на растения и воду.
  3. ) Узнать, как музыка влияет на растения.
  4. Оборудование:
  5. ·        Стаканы с водой, на которых написаны слова » любовь», «ненависть» и стакан без надписи.
  6. ·        Три отводки хлорофитума в цветочных горшках с этими же надписями
  7. ·        Музыка Баха, детские песни.
  8. 1. Обзор литературы

Несколько лет назад (в 1979 г) информационные агентства мира сообщили о необычной новости: «В знаменитую книгу рекордов Гиннеса занесено имя американского фермера — исследователя Дана Карлсона, вырастившего в домашних условиях самое большое растение в мире.

С помощью ежедневного проигрывания растениям музыкальных скрипичных произведений И.С.Баха и А.

Вивальди, а также музыки, напоминающей щебетание птиц, и особого раствора для внекорневой подкормки он вырастил растение страстоцвета пурпурного длиной в 180 метров при обычной длине всего 54 сантиметра» (Дубров А.П., 1990).

Музыка и растения… Связь этих слов между собой звучит сначала невероятно. Какая может между ними связь?! Разве растения способны воспринимать музыкальные звуки, мелодии и песни?

Оказывается, люди уже в давние времена знали о необычайной способности растений отзываться на звуки музыки.

Читайте также:  Детство моцарта: как формировался гений

В древних индийских сказаниях говорилось о том, что бог Кришна своей музыкальной игрой очаровал не только людей, но и окружавшие его растения: травы, кустарники, деревья — они буквально вырастали на глазах людей.

Во время игры на арфе, виолончели или скрипке в садах богатых римских патрициев раскрывались розы на виду изумлённых слушателей.

В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посева злаков способствует их последующему благоприятному росту и будущему богатому урожаю. Поэтому до сих пор у многих народов сохраняется своеобразный певческо- танцевальный ритуал как перед посевом семян в почву, так и перед охотой.

Например, в прибрежных районах Карибского моря при посадке семян тыквы звучал мужской хор, а при посеве овса предпочтение отдавалось женскому хору. Посев овощных культур сопровождался игрой на дудочках и свирелях. Считалось, что звуки и песни должны умилостивить языческих богов, покровителей растений, от которых зависит будущий урожай.

Т.Ц. Сингх со своей помощницей Стелой Понниах провёл тщательные наблюдения по влиянию на растения звуков различных музыкальных инструментов и музыкальных мелодий. Исследователи проигрывали растениям мимозы и бальзамина древние индийские мелодии.

Растения бальзамина через 1,5 месяца после ежедневного 25-минутного » прослушивания» игры музыканта на старинном инструменте Вина были выше и на 75% у них образовалось большее количество листьев, чем у контрольных растений (Дубров А.П., 1990).

Эксперименты, проведённые Сингхом, получили широкую известность и вызвали желание у многих исследователей повторить их.

Но в целом проведённые опыты наглядно показали, что эффект биологического действия звуков и музыки на растения имеется, и он связан с характерными звуковыми частотами. Поэтому их подбор должен проводиться избирательно для каждого вида растений. Этот принцип и был положен в основу работ, проводимых канадскими исследователями П. Вайнбергером.

По данным Виктора Михайловича Кандыбы, растения охотно «слушают» музыку Баха и индийские мелодии.

Они ведут себя как животные!

Сравнительно недавно учёные признали, что растения — это вовсе не примитивные создания, а весьма сложные живые организмы, обладающие своими гормонами, мышцами и нервами, имеющие память и музыкальные пристрастия, страдающие от простуды, ненормального пищеварения, инфекционных болезней и даже рака! И при всём при этом некоторые из растений живут до пяти тысячи лет (Репин Г., 2005).

Предсказатели погоды

Установлено, что например, картофель за два дня реагирует на изменение атмосферного давления.

Один из сортов индийской капусты не только предупреждает о непогоде, но и сигнализирует о надвигающемся землетрясении выбросом новых побегов.

Жизнь на нашей планете во всех вариантах имеет гораздо больше, чем принято думать. И не мудрено: в конце концов, все мы произошли от одной и той же прародительницы — живой клетки!

Доброе слово и кактусу приятно

Уже 200 лет назад выдающиеся исследователи предполагали, что многие растения способны узнавать тех, кто с ними хорошо обращается. Проблема чувствительности растений интересовала самых разных людей — не только биологов, но и художников, поэтов. Например, ею всерьёз занимался Гёте, она волновала чудесного нашего сказочника Евгения Шварца.

Сегодня уже можно смело говорить, что наши «зелёные братья» способны любить, чувствовать, переживать, наслаждаться музыкой и даже заранее распознавать добрые и злые намерения людей! Любители комнатных цветов наверняка замечали, что фиалка начинает «хандрить», если её хозяйка надолго уезжает, даже если за нею заботливо ухаживает другой член семьи. И что любимая герань может «обидеться», если её не польют первой. Или что долго живущий в квартире цветок реагирует на болезнь или плохое настроение хозяйки (Эмото М., 2007)

По мнению многих учёных, живущих бок о бок с нами растения, кошки и собаки, — очень контактные создания. Более того, комнатные растения способны запоминать людей, особенно тех, кто обижает их и травмирует. Причём они способны откликаться не, только на свои, но и на чужие эмоции.

Моя бабушка, Александра Фёдоровна, разговаривает с растениями: с цветами и саженцами, чтобы они росли крепкими и красивыми, и давали хороший урожай. Каждый год у неё прекрасный урожай овощей и красивые цветы.

2. Экспериментальная часть

2.1 Методы исследования

Свои исследования я начала проводить с 15 мая 2010 г. Взяла 3 отводки хлорофитума и посадила их в разные горшки с надписями: «Любовь», «Ненависть» и контрольное растение без надписи. Эти же слова я написала и на стаканчиках с водой. Поливала данные растения через каждые два дня. Измеряла листочки. Результаты наблюдения я заносила в таблицу.

2.2 Результаты исследований

а) Влияние слова на воду и на растение (См. приложение №1)

Таблица №1. Влияние слова на воду и на растение.

1 растение Слово — любовь 2 растение Слово-ненависть 3 растение Контроль (без слова)
1 неделя 3,2 см. 2,5 см. 2,8 см.
2 неделя 3,6 см. 2,9 см. 3,1 см.
3 неделя 4,6 см. 3,1 см. 4,2 см.
4 неделя 5,1 см. 3,7 см. 4,7 см.

Выводы: Через 4 недели у второго растения погиб один листочек. Пожелтели 2 листочка. У первого растения пошли маленькие листочки. Некоторые листья стали выделяться белыми полосками. Третье растения — появились молодые листочки.

Таблица №2. Влияние слова на воду и на растение

1 растение Слово – любовь 2 растение Слово-ненависть 3 растение Контроль (без слова)
5 неделя 5,4 см. 3,8 см. 4,9 см.
6 неделя 5,6 см. 4,1 см. 5,2 см.
7 неделя 5.7 см. 4,4 см. 5,6 см.
8 неделя 5,9 см. 4,8 см. 6,5 см.

Выводы: Через 8 недель погибли 2-ой и 3-ий листочки у второго растения, остались только два листочка. У первого растения выросли листочки и стали светлее. Третье растение — появился 6-ой листок, один погиб.

Таблица №3. Влияние слова на воду и на растение

1 растение Слово — любовь 2 растение Слово-ненависть 3 растение Слово-контроль
9 неделя 6,0 см 4,9 см. 6,6 см
10 неделя 6,1 см 5,1см.
11 неделя 6,2 см 5,1 см 6,7 см
12 неделя 6,3 см 6,8 см
13 неделя 6,5 см 6,9 см
14 неделя 6,6 см 7,1 см
17 неделя 6,8 см 7,2 см
18 неделя 8,1 см 7,3 см

Выводы: Через 4,5 месяца первое растение выросло на 8,1см, у него растут новые листочки. Появилась новая отводка. Всего 17 листочков.

Если посмотреть на второе растение, то начиная с 10-ой недели, листья не росли, а к концу 12 недели растение погибло полностью. Так слово повлияло на него.

Третье растение в течение 10 — недели не выросло, осталось прежним. Один листочек погиб. Другие листочки росли как обычно.

б) Влияние музыки на воду и на растение (См. приложение №2)

Этот эксперимент проводила с конца сентября. Взяла 3 отводки хлорофитума и посадила их в разные горшки. Поливала данные растения через каждые два дня. Включала музыку растениям в течение 15 минут в день. Музыка Баха звучала для первого растения, детские песни — для второго, для третьего растения — ничего. Измеряла листочки. Результаты наблюдения я заносила в таблицу.

Таблица №4. Влияние музыки на воду и на растение.

1 растение И.С. Бах 2 растение Детские песни 3 растение Ничего
1 неделя 8,3 см. 7,0 см. 7,4 см.
2 неделя 8,9 см. 7,2 см 7,5 см
3 неделя 9,5 см. 7,4 см 7,7 см
4 неделя 10,1 см. 7,7 см 7,8 см
5 неделя 10,7 см 7,9 см 7,9 см
6 неделя 11,5 см 8,3 см 8,1 см
7 неделя 12,2 см. 8,6 см 8,2 см
8 неделя 12,8 см 9,0 см 8,3 см
9 неделя 13,3 см 9,4 см 8,3 см
10 неделя 13,9см 9,9 см 8,5 см
11 неделя 14,5см 10,4 см 8,7 см
12 неделя 15,2см 10,8 см 8,9 см
13 неделя 15,8 см. 11,7 см 9,2см
14 неделя 16,5 см 12,0 см 9,6 см
15 неделя 17,1 см. 12,5 см. 10,0 см
16 неделя 17,7 см. 12,9 см 10,3 см
17 неделя 18,4 см 13,3 см 10,6 см
18 неделя 19,0 см. 13,6 см 11,0 см
19 неделя 19, 6 см 14,7 см 11,3 см
20 неделя 20,4 см 15,6 см 11,5 см
21 неделя 21,2 см 16,1 см 11,7 см
22 неделя 21,8 см, 16,7 см 12,1 см
23 неделя 22,5 см. 17,4 см 12,3см
24 неделя 23,7 см 18,2 см 12,6 см
25 неделя 25 см 19,2 см. 13,0 см

Выводы: Очень благотворно повлияла музыка Баха на первое растение. В среднем оно увеличивалось за неделю на 0,5 — 0,6 см. Стали появляться новые отводки. Ярче стала окраска. Чётко видны белые края у листьев данного растения.

Если посмотреть на влияние детских песен, на растение, то она тоже влияет положительно. Появилось пять листочков. Края стали окрашиваться в белые полоски. На пятой неделе оно догнало третье растение, а на шестой — его переросло. В среднем это растение за неделю увеличивалось на 0,4 — 0,5 см. Оно перегнало на 6 см. третье растение к концу 25 недели.

Медленнее росло третье растение. В среднем оно вырастало на 0,2-0,3 см. Особых изменений не происходило.

Выводы

1. Под влиянием слова ненависть растение погибло, а от слова любовь растение лучше растет и развивается.

2. Музыка Баха и детские песни положительно повлияли на рост и развитие растений.

3. Слова положительно и отрицательно влияют также и на воду.

Библиографический список

1.Дубров А.П. Музыка и растения. — М.: Знание, 1990. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»; №3)

2.Эмото М. Исцеляющая вода. М.: София, 2007 г.

3.Репин Г. Вода живая материя. // Журнал «Природа и человек», №11, 2005г.

Автор материала: А. Сисина (8 класс)

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/vliyanie_muziki_i_slov_na_rastenie_073138.html

Исследовательская работа «Влияние песен на рост и развитие растений»

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2016»

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Музыка — это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Мелодия способна вызвать у человека радость или грусть, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, взбодрить уставших в походе туристов и успокоить малыша!

Животные тоже «слышат» музыку, активно реагируя на нее. Акулы, услышав классическую музыку, собираются вместе со всего океана.

Научно установлен факт, что и растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением. 

Учёные выяснили, что не только музыка, а и слова оказывают влияние на живые организмы: один текст оздоравливает, а другой травмирует. 

Песня – объединение слов и музыки. А значит, если растения будут «слушать» не просто разную музыку, не просто хорошие слова, а песни, то «эффект будет в два раза больше», т. е. они будут расти гораздо быстрее? 

  • Поэтому я решила исследовать, как на рост и развитие растений влияет не просто музыка, не просто слова, а сочетание музыки и слов – песни разных стилей.
  • Цель исследования: выяснить, музыка или песни оказывают большее влияние на рост и развитие растений.
  • Задачи исследования:
  1. Теоретически выявить влияние музыки и слов на рост и развитие растений.

  2. Провести собственное исследование по изучению влияния песен и музыки на растение пшеница.

  3. Составить рекомендации по использованию песен при выращивании растений с целью стимулирования их роста и развития и оформить их в виде буклета.

  1. Гипотеза: песни больше влияют на рост и развитие растений, чем просто музыка.
  2. Данное исследование актуально, ведь если песни действительно по-разному оказывает большее влияние на культурные растения, очень нужные людям, чем музыка,  то результаты исследования позволят повысить урожайность растений, что очень важно для нашего региона.
  3. Значимость данного исследования заключается в том, что его результаты можно будет использовать при выращивании рассады в домашних условиях, в теплицах, при озеленении кабинетов школы, а так же в сельском хозяйстве.
  4. Новизна работы в том, что в доступных источниках нет информации о влиянии песен на живые организмы.
  5. Предварительный этап исследования.
Читайте также:  Музыкальные инструменты для детей

Для того чтобы проверить  гипотезу я собрала  информацию по теме исследования. Растения всегда чутко улавливают малейшие перемены окружающей среды.

Исследования показали большую эффективность действия  музыки на растения и неодинаковость реакции растений на нее. Слово – это набор звуков, колебания воздуха, звуковая волна.

В нескольких статьях утверждалось, что словом можно влиять на состояние всех живых существ. О влиянии песен на растения я статей не нашла.

Изучив литературу, я провела анкетирование среди своих одноклассников. Результаты анкетирования показали, что всем детям нравится выращивать растения, многие выращивают комнатные растения или культурные растения на огороде.

Большинство детей знает основные приёмы выращивания растений и считают, что музыка и слова благотворно влияют на рост растений. 78 % моих одноклассников думают, что на рост и развитие растений больше влияет музыка, чем песни.

Однако во время беседы я выяснила, что никто из ребят не знает какую музыку «давать слушать» растениям.

Практический этап исследования.

Для исследования я взяла одинаковые семена пшеницы. Это растение не требует особых условий  содержания.

Семена я посадила в пять одинаковых цветочных горшка, в одинаковый грунт,  и в течение 20 дней ухаживала за посаженными растениями одинаково, создавая  одинаковые условия, соблюдала все приемы выращивания. На каждый из горшков я наклеила таблички, означающие стиль выбранной для прослушивания песни.

Для исследования  я выбрала: Поп песня – современная популярная песня певицы Натали  «О, боже, какой мужчина!». Мелодия заводная, танцевальная. Народная песня – лирическая народная песня «Ой, то не вечер, то не вечер» в исполнении Пелагеи. Красивая и душевная песня  в настоящем русском исполнении.

Классическая музыка (для контроля, без слов) – музыкальное произведение Бетховена «Лунная соната». Рок-песня – «тяжелый рок» в исполнении немецкой группы Rammstein «Du Hast». Мелодия громкая, аггресивная. Слова резкие, выкрикиваются, на немецком языке. Электро-музыка – электронная композиция диджеев DJ-Stylezz-amp-DJ-Rich-Art.

Музыка быстрая, клубная с подбадривающими словами.

Начиная со дня посадки, я каждый день по 15 минут давала «слушать» растениям их песню (или музыку). Для чистоты исследования, все растения находились в комнате, где нет радио и телевизора, способных помешать чистоте эксперимента.

Через 20 дней после начала эксперимента получили результаты.

Поп Народная Классика Рок Электро
Высокие ростки и частота растения. Самые большие ростки и частота растения. Малые ростки и частота растения. Невысокие ростки и частота растения. Средние ростки и частота растения.

Рейтинг: народная, поп, электро, рок, классика.

В результате проведенного мной эксперимента можно сделать выводы:

  • лучше всех взошло и выросло растение пшеница, которое «слушало» народную песню – гармоничное сочетание хорошего текста и красивой мелодии, сильного исполнения;
  • не менее красивым выглядит в результате эксперимента и растение пшеница, которое «слушало» поп-песню – сочетание простого текста и танцевальной музыки;
  • тоже хорошо выглядит растение пшеница, которое «слушало» электронную музыку – сочетание подбадривающих слов с компьютерной танцевальной мелодией;
  • намного хуже выросло растение пшеница, которое «слушало» рок-песню – сочетание агрессивного текста с агрессивной мелодией;
  • хуже всех выросло растение пшеница, которое «слушало» классическую музыку – красивая мелодия, но без слов.

Таким образом, наша гипотеза о том, что песни больше влияют на рост и развитие растений, чем просто музыка, подтвердилась.

В результате исследования мы сделали вывод: для того, чтобы растение развивалось гармонично и  быстро, ему нужно давать «слушать» песни, то есть композиции со словами, а не просто музыку. И чем гармоничнее будет сочетание слов и мелодии в песне, тем лучше будет развиваться растение. Наиболее гармоничными являются народные лирические песни.

Результатами своего исследования я поделилась с моими одноклассниками на классном часу. Я рассказала ребятам о влиянии слова и музыки на рост растений, представила презентацию результатов своего эксперимента, а также буклет с рекомендациями по использованию песен при выращивании растений (приложение 1).

Рекомендации по использованию песен при выращивании растений:

  • можно увеличить скорость роста растений с помощью песен, лучше всего лирических композиций с красивым текстом;
  • в школах, домах, офисах растения будут расти лучше, где играют песни (народные или популярные), а это большее выделение кислорода и поглощение углекислого газа.
  • В дальнейшем исследовании мы планируем изучить влияние живого исполнения песни на рост и развитие растений и сравнить результаты исследования.
  • 1. Работа «Влияние песен на рост и развитие растений»
  • 2. Презентация «Влияние песен на рост и развитие растений»
  • Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл
  • Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Тишкевич Юлия, ученица 4 «Б» класса СШ № 19, г. Барановичи Брестской области Республики Беларусь. Юлия отлично учится, занимается настольным теннисом, увлекается исследовательской деятельностью. Юлия получила Диплом III степени III Всероссийского дистанционного конкурса «Детский проект» на портале http://www.o-detstve.ru/. Юлия является лауреатом I степени IV Всероссийского дистанционного конкурса «Мастер мультимедийных технологий» в номинации «Мастер мультимедиа» (для учащихся начальных классов и средней школы). Руководитель: Буховец Светлана Константиновна, учитель начальных классов СШ № 19 г. Барановичи Брестской области Республики Беларусь.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/19062.html

Влияние музыки на растения. Миф или реальность?

Оригинал статьи https://dzagigrow.ru/blog/vliyanie-muzyki-na-rasteniya-mif-ili-realnost/

Казалось бы, слышать может лишь тот, у кого есть уши. Однако целый ряд исследований, проведенных в ХХ веке, доказывают, что на звуки музыки реагируют в том числе и растения. Сегодня даже продаются компакт-диски с музыкой для комнатных питомцев. Так что же это – очередной ход маркетологов или вполне себе действенная практика?

Конечно, растения не слушают музыку в привычном для нас понимании. Нет кактуса, который увлекается фолк-музыкой, или драцены – любительницы хип-хопа. Растения реагируют на звуковые частоты и их интенсивность. Изучая влияние музыки на растения, ученые приходят к любопытным выводам.

Рост растений зависит, прежде всего, от звуковых частот. Так, при волнах частотой в 6 кГц растения слушают музыку, развиваясь быстрее, при 7-9 кГц − медленнее, а свыше 10 кц и вовсе погибают.

Установлено, что на растения благотворно влияют звуки низкой частоты: рокот морских волн и грома, журчание рек, гудение шмеля. В связи с этим наиболее благотворной для растений музыкой является классическая – 3-5 кГц, а вот рок абсолютно пагубен – 8 кГц.

Хотя забавно отметить, что в ряде исследований многие тропические растения были признаны «фанатами» современного рэпа.

Так как же это работает? По мнению исследователей, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме.

Резонанс – это такое физическое явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний в какой-либо системе, если частота колебаний внешнего источника воздействия приближается к частоте собственных колебаний в системе.

Явление резонанса тесно связано с синхронизацией. Синхронизация – явление, при котором устанавливается такой режим колебаний, при котором частоты равны или кратны друг другу.

Звуковой сигнал воспринимается резонирующими системами в растительных клетках и тканях, и амплитуда этих колебаний их увеличивает.

В конечном итоге происходит возрастание интенсивности процессов, происходящих в клетках и тканях растения.

Интересен опыт, проведенный в 70-х годах американской исследовательницей Дороти Ретеллек. Для чистоты эксперимента она использовала специальные камеры с жестко установленным световым, влажностным и температурным режимом, куда поместила 10-дневные побеги растений.

Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно.

В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента. Так что важно не только качество музыки, но и продолжительность ее воздействия.

В то же время исследование показало, что на музыку Баха и индийские мелодии растения отзывались положительно, стебли тянулись к источнику звука. А вот на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы они отвечали уменьшением размеров листьев и корней и все растения отклонялись от источника звука.

Подобных опытов было проведено много и в разных странах. США, 1979 год, Дан Карлсон разработал методику стимуляции роста растений, названную им «Озвученный цветок».

Она включала озвучивание растений и семян (музыка плюс высокочастотные сигналы 3—8 кГц) и внекорневую обработку раствором гиббереллина и микроэлементов. Следуя этой методике, удалось получить растение томата высотой 4,5 метра, на котором можно было насчитать 835 плодов.

Утроить урожай папайи – на одном растении выросло 135 больших плодов, вместо обычных 30-35. Изучение химического состава озвучен¬ных проростков пшеницы показало, что в них по сравнению с контрольными содержится в 20 раз больше витамина А, в 5 раз больше витаминов С и B.

Дан Карлсон организовал производство кассет с записью музыки, стимулирующей рост растений, поставил торговлю ими и питательными растворами на солидную коммерческую основу.

А недавно студенты одного из российских вузов провели эксперимент относительно современных мелодий и их влияния на рост комнатных растений.

Для этого были использованы бардовские песни Юрия Визбора, композиции в исполнении Николая Баскова, хиты 90-х и музыка из советских фильмов.

Оказалось, что с превеликим «удовольствием» растения слушают музыку кинематографа и мелодии барда, к Баскову − относятся индифферентно, а песни 90-х − их просто угнетают.

Можно с разной долей серьезности относиться к подобным исследованиям и выводам, полученным на их основе. Но факт остается фактом – движение протоплазмы клеток растительных организмов под воздействием музыки ускоряется.

Оригинал статьи https://dzagigrow.ru/blog/vliyanie-muzyki-na-rasteniya-mif-ili-realnost/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a446a1d57906a9a9f5f1163/5af129f857906aab589518ae

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector