Зачем нужна ритмика в дмш?

Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Для чего нужна ритмика?

Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.

Какую же пользу несет ритмика детям?

  • Развивает музыкальные способности.
  • Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
  • Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
  • Способствует развитию творческого воображения.
  • Формирует навык самовыражения с помощью движений.
  • Развивает эстетические чувства, вкус.
  • Повышает познавательную активность ребенка.
  • Помогает дать выход отрицательной энергии.
  • Поднимает настроение.
  • Снимает излишнее нервное напряжение.
  • Повышает активность.
  • Способствует развитию инициативы.
  • Улучшает координацию движений.
  • Помогает дошкольнику развиваться физически.
  • Формирует уверенность в себе.

Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.

Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.

При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?

Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.

Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет.

На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями).

Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.

На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц.

Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности.

Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Особенности танца в ритмике

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.

Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.

Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.

Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски.

А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу.

Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.

Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.

Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Программа по ритмике

Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.

Кроме того, такие программы решают и другие задачи:

  • прививают детям основы музыкальной культуры;
  • помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память;
  • учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы.

На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:

  • основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш);
  • основные виды ритмики (игра, упражнение, танец);
  • простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков).

Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.

Музыкально-ритмические движения

К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Игры

Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.

Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Танцы (пляски, хороводы)

Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:

  • с фиксированными движениями;
  • комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений;
  • свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску;
  • плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений;
  • характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы);
  • бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Ритмические упражнения

Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Ритмика дома

Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители.

Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика.

То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.

Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.

Комплекс для младших дошкольников

Вводная часть:

  1. ходьба солдатиков (бодрым шагом);
  2. катящийся мячик (легкий бег);
  3. прыгающий мячик (выполняются прыжки на обеих ногах);
  4. дуновение ветерка (ребенок плавно покачивается с ноги на ногу, держа руки над головой).

Основная часть:

  1. покачивание головой в такт мелодии (руки опущены, ноги на ширине плеч);
  2. в том же положении – приподнимание плеч при полуобороте в стороны поочередно;
  3. из того же исходного положения наклоны вперед, руки также вытягиваются вперед ладонями вверх;
  4. исходное положение не меняется, ребенок поворачивает туловище в стороны, руки при этом расслаблены, по инерции заводятся за спину;
  5. руки на поясе, пружинящие повороты в стороны с легким подпрыгиванием.

Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).

Комплекс для среднего дошкольного возраста

Вводная часть:

  1. ходьба бодрым шагом с пятки;
  2. топание;
  3. ходьба с высоким подниманием ног;
  4. ходьба на пятках;
  5. бег.

Основная часть:

  1. Руки опущены, ладони вперед. Ребенок сгибает одну руку, смотрит на нее, повторяет с другой рукой.
  2. Исходное положение такое же, руки развернуты внутрь. Малыш поворачивается в одну сторону, вытягивая выпрямленные руки вперед, повторяет в другую сторону.
  3. Из того же положения малыш выполняет наклоны вперед, отводя руки назад, затем – в стороны (руки также отводятся назад).
  4. Исходное положение похоже, руки нужно согнуть и приподнять к предплечьям. Ребенок приседает, одновременно разгибая руки.
  5. Основная стойка та же, руки развернуты ладонями вперед. Ребенок должен под музыку кружиться в стороны поочередно, переступая с ножки на ножку.
  6. Из той же стойки, руки на поясе, малыш выставляет одну ногу вперед и ставит на пятку, затем повторяет в другую сторону. Можно повторить с легким полуприседанием.
  7. Ноги малыша немного расставлены, руки опущены ладонями вперед. Малыш выполняет 4 подпрыгивания на месте, затем 4 перешагивания с ноги на ногу – также на месте, на прямых ногах.

Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.

Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/ritmika-dlya-doshkolnikov

Ритмика — это… Описание, программа и эффективность :

Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее характер и образ можно передать с помощью движений. Основа здесь – это музыка, а различные упражнения, танцы и движения, как правило, используются для передачи ее точного понимания и восприятия. Ритмика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Целью рассматриваемой музыкальной деятельности является обучение ребят восприятию музыки, передаче с помощью движений ее содержания, закрепление и усовершенствование двигательных навыков, а также развитие чувства ритма, улучшение координации, ориентировки в пространстве и общей двигательной подготовленности занимающихся.

Читайте также:  Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Влияние занятий ритмикой

После занятий ритмикой у детей любого возраста повышается двигательная активность, улучшается осанка. Происходит положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную систему ребенка. Также упражнения способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, силы, выносливости, подвижности в суставах и физической работоспособности.

Нужно отдать должное швейцарскому педагогу и композитору Эмилю-Жаку Далькрозу, который первый занялся просмотром и анализом данной области музыкальной теории, особо выделив ритмику как метод музыкального воспитания.

Виды ритмики всегда взаимосвязаны с той областью движений, откуда они были взяты. К источникам движений в музыкальном воспитании относят, как правило, танец и сюжетно-образные движения.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Ритмика для детей

Основная задача занятий состоит в развитии у ребенка способности выражать эмоциональное восприятие музыки с помощью движений в танце, а также благодаря мимике и жестам.

Занятия ритмикой – это комплекс упражнений, состоящий из простых и легких танцевальных движений.

Динамичные танцевальные упражнения, занятия ритмикой под музыку подходят детям любых возрастов и оказывают благотворное влияние на детское здоровье.

В ритмике применяются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки. Стоит уделить внимание общеразвивающим движениям – с предметами и без них. Также довольно популярны строевые упражнения, например передвижение, построение и перестроение.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Данная музыкальная деятельность сопровождается простыми элементами, взятыми из народных танцев, хороводов, бальных танцев, образующих, в свою очередь, основу современных детских композиций.

Сюжетно-образные движения могут представлять собой различную имитацию повадок животных и птиц, передвижения какого-либо вида транспорта, а также разнообразных действий, которые свойственны людям различных профессий.

Ритмика для самых маленьких

Ритмика для детей от года представляет собой сочетание игр, танцев и игры на музыкальных инструментах. Для ребят постарше к перечисленному комплексу упражнений добавляются танцевальные композиции, движения под зажигательные ритмы и современные песни, музыкальные игры для развития внимания, творчества и памяти малыша.

Задачи занятий ритмикой

  • К основным задачам, стоящим перед рассматриваемой музыкальной деятельностью, относятся следующие:
  • — обучение ребят отражать в движениях различные музыкальные образы;
  • — развитие у малышей музыкальных способностей;
  • — обучить взаимному согласованию движений и характера музыки;
  • — учить разбираться в музыкальных жанрах и видах ритмики;
  • — научить ребят различать простые музыкальные понятия;
  • — сформировать у малышей красивую осанку и обучить пластичным движениям;
  • — научить оценивать собственные движения во время занятий и движения рядом стоящих ребят;
  • — развить у ребенка творческие способности;
  • — привить такие качества, как внимание, воля, дисциплинированность, коммуникабельность;
  • — улучшить память и мышление.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Программа по ритмике

Программа представляет собой занятия, которые проходят обычно в игровой форме, сочетая в себе разнообразные важные элементы для развития детей. Ритмика – этозанятия, включающие в себя элементы ритмопластики, легкого стретчинга, правильного дыхания, психогимнастики, парных и индивидуальных элементов, сюжетных танцев и различных игр.

Отдельное внимание на занятиях ритмикой для детей посвящается таким навыкам: владению телом, правильной осанке, уверенной и легкой походке, развитию координации движений, музыкальности ребенка, выразительному исполнению, гибкости, а также умению выступать перед публикой.

Из огромного спектра упражнений для занятий выбор падает на такие, которые обеспечат достойный эффект, смогут развить координацию и придадут ловкости движениям.

Как правило – это набор танцевальных па, игры с музыкальным сопровождением, разнообразные сценки, а также выполнение движений под разнообразные инструменты.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

Логопедическая ритмика

Данная ритмика построена на дидактических и специфических принципах. Эти принципы взаимосвязаны между собой и отображают единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей, у которых имеются некие речевые расстройства.

  1. Так, принцип систематичности всегда обуславливает последовательность в изложении информации общего курса логопедической ритмики, что соотносит теоретические положения с практическими разработками.
  2. Данный принцип обязателен как для логопедического, так и для логоритмического набора мероприятий, которые используются во время занятий с ребятами, страдающими речевыми патологиями.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

В чем заключается польза занятий логопедической ритмикой?

Источник: https://www.syl.ru/article/328574/ritmika—eto-opisanie-programma-i-effektivnost

Уроки ритмики для детей. Зачем они нужны?

В нашей танцевальной студии для самых маленьких детей с 3-х лет преподается не только хореография, но и ритмика. Что такое хореография, знает, пожалуй, каждый. А вот ритмика не вызывает таких четких ассоциаций. Что же это такое? Зачем нужны такие уроки и чем они полезны для детей?

Что такое ритмика?

Зачем нужна ритмика в ДМШ?

На таких уроках акцентируется внимание на эмоциональном отклике детей на музыку, восприятии ее ритма, передачу её движениями, мимикой, жестами. При этом, танцевальные элементы ритмики подбираются таким образом, чтобы задействовать все тело.

Чем полезна ритмика для ребенка?

Во время исполнения ритмических элементов проявляется и тренируется связь между воображением и движением, что особенно важно для воспитания будущего артиста. Также, посредством таких занятий у ребенка развивается способность к самовыражению.

Уроки ритмики формируют в детях чувство ритма и хорошее владение собственным телом, а также способствует выработке правильной осанки, придает грацию движениям.

Важно отметить, что веселые танцевальные занятия детской ритмикой под музыку доступны и понятны ребенку любого возраста и чрезвычайно полезны для его здоровья.

Также, можно выделить еще преимущества уроков по ритмике:

  • развитие музыкального слуха;
  • формирование интереса к искусству;
  • развитие уверенности в себе, памяти и коммуникабельности;
  • развитие мелкой и крупной моторики, гибкости, координации, ловкости, точности, выносливости и пластичности;
  • формирование красивой походки;
  • развитие фантазии, импровизации, творческих способностей и многое другое.

Ритмика является хорошей физической и эмоциональной разрядкой для активных детей, и отлично помогает раскрепоститься застенчивым девчонкам!

Также, на занятиях дети общаются со своими сверстниками, находят новых друзей и новые знакомства.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?Как проводятся занятия по ритмике в нашей танцевальной студии для детей?

Такие уроки преподают профессиональные педагоги, которые имеют большой опыт и знают все тонкости детской психики и работы с детьми.

Ритмопластика, стрейчинг, правильное дыхание, танцевальные, групповые, парные и индивидуальные движения – это далеко не полный список используемых элементов. Всё это проводится в игровой форме под разное музыкальное сопровождение. Уже с первых минут занятия дети вовлекаются в этот удивительный и интересный процесс.

Зачем нужна ритмика в ДМШ?В нашей танцевальной студии они могут выражать танцем все эмоции и знания, свои мысли и чувства!

Если у Вас остались вопросы по поводу занятий, Вы можете их задать нашему главному хореографу и директору Анастасии Евгеньевне по телефону (095) 910-47-79 или придя в студию, которая находится по адресу: пер. Банный, 1 (2-й этаж) (Дом на Набережной, возле моста влюбленным «Лопанская стрелка», станция метро Площадь Конституции).

Источник: https://dsal.kh.ua/stati/3041/

Что такое ритмика? Основы преподавания ритмики в гимназии

В наше время, когда полностью меняются жизненные ориентиры людей, уничтожаются и перечеркиваются прошлые заслуги, когда идет преклонение перед культурой и бытом западных стран, учителям очень важно сохранить, передать и постараться воспитать в молодом поколении желание быть культурными, воспитанными людьми, вести здоровый образ жизни без курения, наркотиков, алкоголя, пробудить в них желание жить полноценной счастливой жизнью. А для этого необходимо уделять огромное внимание этическому и эстетическому воспитанию на самых ранних ступенях развития человека.

Необходимость развития культуры общения, культуры поведения учеников ставит необходимость решения задачи формирования музыкально-двигательной культуры учащихся, умения их чувствовать и понимать ритм танца, совершенствовать свои физические данные.

Поэтому целью преподавания предметов эстетического цикла, в том числе ритмики, учитель видит в формировании у школьников этической и эстетической культуры, т.е.

образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений.

Уроки эстетического цикла, в том числе ритмика, рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми — лживость, предательство, высокомерие, грубость. Преподавание ритмики в гимназии закладывает в учащихся фундамент правильного отношения к жизни, правильного поведения в обществе, уважительного, культурного отношения друг к другу.

Ритмика — это движение под музыку.

Основной целью уроков ритмики в гимназии видится в том, чтобы способствовать эстетическому развитию детей, прививать любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие): развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитывать художественный вкус, интересы, учить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства.

Использование материала переработанных и адаптированных к условиям гимназии программ по ритмике и танцу создает условия для полноценного совместного творчества учителя и учащихся. Учитель в процессе преподавания ставит несложные сюжетно-тематические этюды гражданской и нравственной направленности и использует высокохудожественную музыку: классическую, современную, народную.

Музыка, которую слышат дети на уроках ритмики, имеет одно из главных значений в деле эстетического образования. Она должна быть доступной и разнообразной, будь то народные мелодии и ритмы или произведения композиторов-классиков и современных авторов.

Для преподавания курса ритмики и бытового танца учителем разработана и адаптирована государственная программа на 4 учебных года.

Занятия планируются с учетом особенностей состава класса, уровня музыкально-ритмических данных, психических особенностей.

В процессе обучения интегрируя и дифференцируя в некоторой степени задание по ритмике и определенную тему по музыке. Отдельные темы изучаются не поочередно, а в течение года.

Одна из основных задач программы — это приобщение учащихся к народной культуре, постижение ее истоков, воспитание чувства гражданственности и патриотизма через русскую народную хореографию. Разработанная учителем программа нацелена на комлексный подход в методике преподавания и проведения уроков по ритмике и танцу. В ней поставлены наиболее важные цели и задачи.

Программа учителя обладает также своеобразной гибкостью, т.е. легко интегрируется с другими дисциплинами, что позволяет всесторонне рассмотреть изучаемые аспекты и легко ориентировать преподавание на определенные возрастные группы.

Преподавание ритмики в педагогическом опыте учителя ведется на основе методической проблемы: «Обучение детей хореографии на основе пантомимы».

Пантомима (от греч. — все воспроизводящий подражанием) — вид искусства, в котором художественный образ создается при помощи пластической выразительности человеческого тела.

Этим учитель объясняет близость пантомимического и танцевального искусств, а также более или менее широкое включение пантомимы в танец. В качестве главного средства выразительности пантомимы используются жесты, поэтому ее иногда называют искусством жеста.

Жест — это движение или комплекс движений, содержащий какой-либо эмоциональный оттенок, информацию о человеке, его отношение к окружающему; это сигнал, передаваемый при помощи движения рук, ног, мышц тела и лица.

Простейшие элементы пантомимы доступные для детского исполнения, используются в различных видах художественно-пластической деятельности школьников, в частности в танце.

Выразительность исполнения упражнения учитель определяет умением использовать соответствующую мимику, менять ласковое выражение лица на испуганное, настороженное. При этом значительное внимание она уделяет своему мастерству, умению, которому подражают дети.

Выражения лица учителя (при некоторой утрированности, артистической «укрупнённое» мимики) должны быть естественными, не напряженными.

Кроме того, при объяснении учащимся, как передать то или иное настроение, обращается внимание на выражение глаз или лица в целом: «посмотреть ласково», «улыбнуться глазами», «посмотреть сердито (испуганно)» и т.п.

Читайте также:  О российской рок-опере

Учитель обращает внимание на музыкальность исполнения жеста, его со-отнесённость с определенными музыкальными мотивами, фразами. Можно предложить детям послушать музыку и представить (мысленно), как под нее исполняется движение. Важно учитывать также, что музыкальное сопровождение должно звучать в том темпе, который удобен детям для выполнения упражнений.

Об авторе: Омельченко В.В., педагог дополнительного образования.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/71-1-0-4511

Ритмика и ее роль в образовании детей

Что такое ритмика и ее роль в образовании детей

В воспитании детей большое значение имеет воспитание чувства прекрасного, которое формируется благодаря таким урокам, как рисование, музыка, и включение ритмики в образовательный процесс. Как такового отдельного урока по ней нет, но она идет как дополнительный кружок. Исключение составляют коррекционные школы, потому что ритмика формирует и физическое развитие.

Что такое ритмика

Это комплекс физических упражнений и музыкального сопровождения. В занятиях ритмикой смысл музыки дети должны передать при помощи движений. Целью ритмики является воспитание у детей музыкального восприятия, улучшение двигательных навыков и общей двигательной подготовки, развитие ритмического чувства.

Но не следует путать ритмику и хореографию. В первом случае нет речи о заучивании каких-либо танцевальных связок. Основной акцент делается на темпо-ритмическое чувство.

Ритмические занятия для детей

Имея общие представления о том, что такое ритмика, уже можно переходить к более детальному разбору этих занятий для детей младшего школьного возраста. Главной целью этих занятий является формирование способности выражать свои эмоции не только с помощью движений, но и мимики, жестов. Во время ритмики используются упражнения, которые состоят из простых танцевальных движений.

В ритмике для детей используются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки, выполнение заданий с предметами — они нужны для развития общеразвивающих движений. Также важно во время ритмических уроков использовать элемент игры — таким образом у педагога получится поддерживать интерес детей и развить социально-ролевые навыки.

Что входит в занятия

Программа по ритмике подразумевает под собой занятия, которые проводятся в игровой форме с правильным музыкальным сопровождением. Такие музыкально-двигательные уроки включают в себя следующие компоненты:

  • ритмопластика;
  • контроль за правильным дыханием;
  • движения, способствующие психоэмоциональному расслаблению;
  • сюжетные танцы;
  • подвижные игры.

Во время ритмики особое внимание уделяется умению владеть телом, формированию правильной осанки и координации, развитию гибкости и плавности движений. Конечно, главное — подобрать нужное звуковое сопровождение. Поэтому музыка для ритмики требует тщательного подбора, потому что не все произведения подойдут для данных занятий.

Необходимо подбирать различные мелодии, в том числе и с точки зрения исполнения. Идеальным будет сочетание записи песни и «живого» аккомпанирования.

Музыкальные инструменты также помогают формированию мелкой моторики, развитию музыкального слуха и правильного дыхания. Мелодии должны также отличаться по своему темпу и ритму.

И не стоит забывать о том, что подбирать музыкальное сопровождение нужно с учетом возрастной категории учащихся — чем старше детки, тем сложнее могут быть мелодии.

Ритмические занятия в школе

Не только в детском саду в процесс обучения включены музыкально-двигательные занятия. Существует программа по ритмике для 1 класса, ее целью является воспитание эстетического восприятия, уважительного отношения и развитие гармоничной личности в целом. Составляется программа в соответствии с требуемыми стандартами, а содержание занятий планируется с учетом особенностей класса.

Что такое ритмика в школе? Структура занятий уже немного усложняется по сравнению с детским садом. Учитель старается приобщить детей к народной культуре, ставит простые сюжетные игры, которые формируют в детях патриотизм и нравственные ценности. Все темы для уроков изучаются постепенно в течение всего учебного года.

В основе программы лежит комплексный подход в методике преподавания и проведения уроков ритмики. Музыкально-двигательные упражнения отличаются гибкостью, т.е. они способны сочетаться с другими дисциплинами, чтобы рассмотреть все аспекты группы учащихся определенного возраста.

Логопедическая ритмика

Что такое ритмика, уже стало понятным, но есть еще и другая ее разновидность, когда двигательные упражнения оречевляются. Это нужно тем детям, у которых имеются проблемы с речевым развитием. Ведь уже научно доказано, что уровень развития моторики связан с речью.

В занятия по логопедической ритмике включены следующие элементы:

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/ritmika-i-ieie-rol-v-obrazovanii-dietiei.html

Статья по музыке на тему

Нужна ли ритмика детям?!

Рассматривать занятия ритмикой можно с двух позиций: с позиции науки и жизненной (бытовой) позиции.

О важности занятий ритмикой написано уже много: эстетическое воспитание детей стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике традиционно уделяется значительное внимание. 

Затронем сегодня основные моменты о необходимости занятий ритмикой для тех родителей, которые еще сомневаются: а нужны ли ребенку такие занятия.

Какой родитель не хочет видеть своего ребенка здоровым и гармонично развитым? А залогом этих качеств, как известно, является всестороннее физическое развитие.

Обеспечить его можно массой разнообразных способов: это и утренняя гимнастика, и регулярные занятия физкультурой, и хореография, и ритмика, о которой мы и поговорим, поскольку данный вид физической активности подходит для детей самого раннего возраста.  

Что такое хореография, знает, пожалуй, каждый. А вот ритмика не вызывает таких четких ассоциаций. Что же это такое? Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение, а уж насколько разнообразные, зависит непосредственно от преподавателя.   

С первых дней жизни ребенок реагирует на музыку, которую он слышит. Родители нередко наблюдают, как сын или дочка покачивается в манеже, энергично двигает головой в такт мелодии, бодро приседает или подпрыгивает, слушая ритмичную музыку. Все это базовые элементы ритмики. Очень важно не упустить этот момент, чтобы помочь крохе вырасти музыкальным, пластичным, гибким и сильным.

Основа всех этих качеств закладывается в раннем детстве, когда формируется опорно-двигательный аппарат ребенка. Маленькие дети плохо удерживают равновесие и имеют слабую координацию движений, из-за того, что их вестибулярный аппарат слабо развит и еще не может полностью  контролировать непропорциональные части тела (большую голову и короткие ножки).

Но в период дошкольного детства ребенок делает большой прорыв в своем развитии… Занятия ритмикой для ребят в это время могут быть очень полезными. Танцевальная ритмика для детей становится настоящим помощником в их физическом, психическом и музыкальном развитии. Исследования показали, что для формирования одного двигательного навыка у детей 2-3 лет необходимо повторить движение 35-65 раз.

Что дает ребенку ритмика, и в чем её отличия от обычной физкультуры? Главное отличие ритмики от физкультуры в том, что занятия по ритмике проводятся под музыку, кроме того, ритмика идет в дополнение к физкультуре, а не вместо нее. Ведь чем больше физической активности, тем лучше для ребенка.  

Ритмика развивает в малыше, в первую очередь, чувство ритма и хорошее владение собственным телом, а также способствует выработке правильной осанки, придает грацию движениям.

Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель – активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, — вот основной девиз любого ритмического занятия.

  • Не последнюю роль занимает момент развития у ребенка способности выражению своих эмоций под музыку, умение выражать эмоции в коллективе, быть частью этого коллектива.
  • При практике показательных выступлений быть в центре внимания, (во время выступлений на аудиторию).
  • Согласитесь, что это немаловажный опыт для маленького человечка, способствующий его коммуникабельности и раскрепощению.

При занятиях ритмикой у детей развиваются гибкость, ловкость, быстрота, устойчивость легкость. Главный принцип в работе с детьми: не навреди, а потому педагог – специалист по работе с детьми должен обладать не только комплексом необходимых знаний, но и умением передавать их своим воспитанникам.

Когда отдавать ребенка на ритмику? Оптимальный возраст для начала занятий по ритмике – 3-4 года, когда у ребенка уже в достаточной степени развита координация движений.

В принципе большинство центров раннего развития детей ориентировано как раз на это возраст.

  Но если вы изыщете возможность отправить малыша на ритмику еще раньше, то никакого вреда от этого, разумеется, не будет, одна только польза.

Во всех остальных случаях рекомендуется проводить подобные занятия с ребенком самостоятельно: учите его прыгать, как зайка, ходить, как косолапый мишка, красться, как лисичка-сестричка, под соответствующие детские песенки. Таким образом, вы обеспечите малышу отличное развитие координации.  

При посещении дополнительных занятий ритмикой у детей формируется желание двигаться, когда звучит музыка, выражать различные образы под музыкальное сопровождение, а вы родители, в полной мере сможете насладиться открытыми уроками и показательными выступлениями крохи, так что во всем можно найти свои плюсы. И, поверьте, гармоничное развитие ребенка действительно стоит потраченных денег и усилий. 

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2014/09/29/statya-na-temu-nuzhna-li-ritmika-detyam

Испытано на ребенке. Кому и зачем нужны уроки ритмики?

В нашей школе ее вела бабушка с боевым раскрасом и буйным танцевальным прошлым. Поэтому она со всей страстью пыталась нас, первоклашек в чешках, научить слушать музыку и даже двигать бедрами. А мы весь урок смеялись и нехотя повторяли за ней движения.

Халатное отношение к ритмике аукается мне всю жизнь — ни слуха, ни ритма, ни танцев…А может, просто начинать надо было раньше, еще до школы?

Кто занимается ритмикой

Захожу в зал и вижу совсем крохотных детей. Самой младшей девочке — 2,5 года, старшей — 5 лет (но есть группы и до 10 лет). На нашей тренировке есть даже мальчик (они в дефиците на танцах с детства). И зря некоторые родители поддаются стереотипному «танцы не для мальчика»! Например, наш герой Коля успешно занимается и карате, и ритмикой, тем более что от нее столько пользы…

Чем полезна ритмика?

Занятия ритмикой развивают у детей координацию, умение держать баланс, зрительную и мышечную память, музыкальный слух. Выпрямляется осанка, появляется грация, развивается пластика, растяжка.

Читайте также:  Современный балет: театр бориса эйфмана

Как проходит занятие

Сначала без музыки под счет тренера отрабатывается какое-то простое движение, например, «носок-пяточка». Ставим ножку на носок, потом на пятку. Затем включается музыка, под счет это движение слегка усложняется — добавляется «пружинка». В конце занятия делается небольшая композиция под музыку.

Самая активная девочка Милана все время пытается привлечь к себе внимание — все делают движение правильно, она по-другому, потому что «в садике так». А ее самым протестным заявлением было: «А я хочу попой вертеть». Но Дмитрий детские капризы умеет обходить на позитиве.

Мое самое главное удивление: такие малютки, а ведь все повторяют за тренером. Конечно, они не догадываются, как им повезло — занятие ведет мастер спорта по спортивным танцам.

Перед финальной композицией дети на ковриках делают упражнения на растяжку и даже при поддержке тренера пытаются сесть на шпагат. Оказалось, что их любимое упражнение на коврике — «бабочка», когда руками обхватывают стопы, сложенные друг к другу, и, как бабочки крыльями, машут коленками.

Заканчивается занятие даже более ответственно, чем у взрослых. Дмитрий собирает детей в кружок и дает задание — повторять дома перед зеркалом то, что понравилось из урока, показывать родителям, бабушкам и всем родственникам.

Что думают об уроках ритмики тренер и мамы?

Дмитрий Чудинов, мастер спорта по спортивным танцам, инструктор Регионального центра танца «Данс-Холл»:

«Ритмика подходит и тем детям, кто хочет в дальнейшем заниматься танцами — латиной, хип-хопом и другими стилями, и тем, кто просто хочет научиться двигаться под музыку. Самый ранний возраст для девочек, с которого можно начать заниматься, — два с половиной года, для мальчиков — три с половиной года.

Очень важна растяжка, на шпагат дети садятся после месяца тренировок, но нужно посещать занятия дважды в неделю, иначе не будет эффекта — важно и движения повторять, и растяжку совершенствовать».

Наталья, мама Миланы (4 года, ритмикой занимаются месяц):

«Девочка у нас очень активная, любит танцевать, на ритмику ходит и в садике, и сюда. Дома учит после занятий старшую сестру танцевать. И мы с папой довольны. В нашем случае чем больше она энергии тратит, тем лучше, потому что она — ураган».

Ксения, мама Сони (4 года, впервые занимались ритмикой):

«Мне понравилось, что это настоящее занятие, а не просто с детьми играют, как сейчас часто бывает. В садике у нас ничего танцевального нет, а я считаю, что это для девочки необходимо. И растяжка у Сони пока не очень, надеюсь, станет лучше».

  • Елена, мама Кристины (2,5 года, занимаются 2 месяца):
  • «Она с удовольствием ходит, дома перед зеркалом повторяет и нам показывает движения».
  • Это интересно:

В 80-е годы в Советском союзе на телевидении программа «Ритмическая гимнастика» была невероятно популярна. Но до этого долгое время программа была запрещена к показу Государственным комитетом телевидения и радиовещания как аморальная! Как это было…

Из истории ритмики:

Систему музыкально-ритмического воспитания (метод развития чувства ритма) создал швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз в 1900 году.

К этой идее его привели наблюдения за учениками на сольфеджио: даже те, кто был не способен запомнить и воспроизвести музыкальную фразу, сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой.

В России одним из главных последователей ритмической гимнастики был князь Волконский.

Источник: http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/ispytano-na-rebenke-ritmika

И. Венская: Развитие чувства ритма у учащихся младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано

И.С. Венская

Развитие музыкально-слуховых и метроритмических способностей ученика как сенсорной базы для всех видов музыкального творчества

Ритм — одно из мощнейших средств музыкальной выразительности.

Целенаправленная работа по развитию ритмических и двигательных способностей, проводимая на занятиях, является одним их условий, своеобразной базой полноценного развития музыкальной и эмоциональной сферы учащегося, которая, в свою очередь, позволяет музыканту художественно верно исполнять метроритмическую сторону музыкального произведения (приложение 8).

Музыкально-ритмические и пластические движения под музыку являются вспомогательным средством постижения выразительных возможностей метроритма.

Опираясь на моторику, учащийся гораздо глубже воспринимает и осознает отдельные стороны музыкального произведения, развивая умение выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и тонкие нюансы чувственной стороны жизни человека: изящество, грусть, тревожность, безмятежность и восторг и т.д., передавая его общий характер (приложение 9).

Ритмические творческие задания способствуют развитию ритмического чувства ученика, тренируют внимание, память, помогают развить координацию движений (приложение 10).

Воспитание и развитие ритмического чувства возможно лишь в неразрывной связи с другими компонентами музыкальной ткани, поскольку все средства музыкальной выразительности взаимосвязаны и всегда в комплексе решают какую-то определенную музыкальную задачу.

Присущее всем детям образное мышление, творческая фантазия, без которых невозможно стать полноценным исполнителем развивается параллельно с чувством музыкального ритма. Начинающие музыканты с удовольствием «рисуют» в движении звучащую музыку, одновременно осваивая основные музыкальные термины.

Музыкально-ритмические движения — один из мощнейших способов развития образного мышления, воображения, воли, внимания, творческой свободы учащихся при обучении игре на фортепиано (приложение 11).

На занятиях по классу фортепиано обязательно уделяю внимание развитию умения на слух определять, какие средства музыкальной выразительности использует композитор.

А впоследствии уметь правильно использовать основные музыкальные термины, обозначающие темп (включая агогику), динамику (включая creshendo, diminuendo, f, ff, mf, p, pp, mp); регистр (высокий, средний, низкий); ритм (в том числе пунктирный, синкопы, триоли) (приложение 12).

Формирование навыков распознавания и воспроизведения ритмических оборотов и использование их в творческих формах музицирования

В фортепианной педагогике практически не разработан вопрос освоения ритмических способностей в онтогенезе. В связи с этим из учебной практики учеников выпадает такой, на мой взгляд, немаловажный фактор, как эмоционально-осознанное освоение выразительных возможностей темпа и метра, осваивается лишь один компонент музыкального ритма — ритмический рисунок.

Нарушение последовательности формирования компонентов чувства ритма в онтогенезе (чувство темпа — чувство метра — чувство ритмического рисунка) разрушает структуру ритмических способностей. Такая, казалось бы, несущественная деталь является причиной устойчивых, широко распространённых ритмических ошибок при исполнении учащимися музыкальных произведений.

Кроме того, «непрочувствованное» и «непережитое» не оставляет впечатлений и не создает оснований для самовыражения и творчества. Поэтому в своей работе уделяю особое внимание равномерной пульсации и акцентированию, обращаясь в соответствующим упражнениям (приложение 13).

Развитие чувства ритма основывается на восприятии учеником равномерности ритмической пульсации и навыков ритмичного движения. На начальном этапе обучения никакие теоретические знания не должны предшествовать непосредственному ощущению музыкального ритма.

Первый этап в процессе развития чувства ритма — восприятие музыкального ритма на слух и непосредственное воспроизведение его в движениях (ходьба, бег, хлопки, отстукивание и т. д.).

Это период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха.

М. Н. Баринова отмечает: «Чувство ритма должно быть воспитано на слуховом, а не на зрительном восприятии. Только тогда, когда разновидности ритмических формул будут освоены и будут легко восприниматься учеником на слух, можно объяснять правила записи ритма, объяснять размер, такт, группировки» [4].

Второй этап — переход от непосредственного мышечного ощущения ритма к его осознанию и накоплению теоретических знаний, неразрывно связанных с практическими навыками, умение использовать разнообразие ритмических оборотов для создания нового продукта. Постепенно ученик осваивает графическое изображение ритма, у него формируется умение читать ритмический рисунок с листа, используя всевозможные ритмические карточки и ритмосхемы.

Разнообразие ритмических рисунков не имеет границ, их можно все время варьировать и усложнять по своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности ученика.

Первоначально ученик воспроизводит за мной короткие ритмические рисунки, от урока к уроку задания усложняются.

Затем он начинает придуманные ритмические рисунки записывать сначала на фланелеграфе полосками различной длины или короткими и длинными палочками на столе, а затем короткими и длинными штрихами в тетради. Запись придает заданию важность и серьезность — учащийся ощущает значимость своего творчества, повышается его самооценка, ведь он записывает то, что сам придумал (приложение 14).

Ритмослоги — ТА, ти-ти (ДОН, ди-ли) — хорошая ритмическая опора — удобны для произношения, в них не нарушается двуединая функция произношения и исполнения, и они не мешают восприятию и воспроизведению характера мелодии.

Декламационный (речевой) метод — весьма результативный способ работы, который я использую для развития метроритма.

Речь и музыка имеют общие выразительные средства: темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактуру, фразировку, форму. Стихотворные тексты, при параллельном включении в работу слуха, речи и движения, позволяют многократно усилить воздействие на ученика. Ни один из множества способов не дает в развитии чувства ритма таких удивительных результатов, как этот.

Как правило, учащихся с полным отсутствием чувства ритма не бывает, а затруднения в воспроизведении ритма часто происходят из-за слабо развитой ритмической памяти (как повторить то, что не запомнил?). Но если ритм «посадить» на стишок, учащийся его обязательно повторит, потому что запомнит! Использую детские считалки с их простыми веселыми ритмичными текстами (приложение 15).

Речевые игры — один из вариантов ритмодекламации. Их основой является слово со своим ритмом и эмоциональным содержанием. Ученик легко осваивает ритм слов, речи, стихов, который далее становится основой ритмического и мелодического ostinato.

Дети читают длительности нот, простукивают их звуковым молоточком или другими шумовыми инструментами, кроме того, сопровождают простыми ритмическими стихами (приложение 16). Одновременно воспитывается зрительный охват нотного текста, что впоследствии станет важнейшим элементом при чтении с листа.

Наложение ритмов друг на друга способствует развитию внимания учащихся, умения слышать несколько ритмических уровней одновременно, то есть развитию полифонического слуха (приложение 17).

В речевых упражнениях используются все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамика голоса (крик, шепот), плавная и отрывистая речь, разный темп. Это развивает интонационный слух ученика, способность слышать выразительность речи, которая проявится и в исполнении музыки.

Особенно эмоционально учащиеся отзываются на игру с фонемами — звуковыми элементами речи.

Ритмически организованные слоги-фонемы можно использовать как ostinato-сопровождение к стишкам, как фон для ритмических упражнений.

Фонемы, дополненные движением или «пластическим жестом» (термин Т.Э. Тютюнниковой) легко перекладываются учащимся на воображаемые музыкальные инструменты (приложение 18).

На базе ритмических упражнений мы с учеником постепенно осваиваем двух-трехчастную форму, знакомимся с куплетной формой, вариациями, рондо. Поощряю попытки учащихся сочинять короткие пьесы в заданной музыкальной форме, некоторые из них записываем в тетради.

Счет

Источник: https://rcmuzyka.com/razvitie-chuvstva-ritma-na-nachalnom-etape-obucheniya-igre-na-fortepiano/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector