Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Сегодня будем разговаривать о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».

Давайте для начала очень кратко все поясним, а потом уж будем разбираться основательно. Начнем с последнего нашего вопроса, а именно – Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова.

Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».

То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.

В музыке АЛЬТЕРАЦИЯ – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются ДИЕЗАМИ, а пониженные – БЕМОЛЯМИ.

Знаки альтерации

Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».

Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку).

Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».

Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную.

По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз.

Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».

  • Знак ДУБЛЬ-ДИЕЗ, есть и такой, применяется для двойного повышения ноты, он представляет собой диагональный крестик (почти такой крестик, какой пишут, когда играют в крестики-нолики), только с расширенными, слегка ромбовидными кончиками.
  • Знак ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, соответственно, говорит о двойном понижении ноты, принцип записи этого знака такой же, как и у английской буквы W (дубль V), просто рядышком помещаются не один, а сразу два бемоля.
  • Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Как диезы и бемоли меняют ноты?

Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.

Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд.

Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.

Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО.

Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон.

Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано

Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной).

Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения).

Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).

А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО.

Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.

Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.

На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?

А дубль-диезы и дубль-бемоли – двойные повышения и двойные понижения, конечно же, изменяют ноту сразу на два полутона. Два полутона – это две половины тона. Если соединить две половины чего-нибудь, то получится что-то одно целое. Если соединить два полутона, то получится один целый тон.

Таким образом, получается, что ДУБЛЬ-ДИЕЗ повышает ноту сразу на целый тон, а ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ понижает ноту на целый тон. Или на два полутона, если вам так нравится больше.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Как говорить и как писать?

ПРАВИЛО №1. Вот мы все говорим: ДО-ДИЕЗ, РЕ-ДИЕЗ, МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Но писать в нотах нужно по-другому, наоборот – ДИЕЗ-ДО, ДИЕЗ-РЕ, БЕМОЛЬ-МИ, БЕМОЛЬ-ЛЯ.

То есть знак диез или бемоль ставится перед нотой заранее, словно предупреждающий знак для автомобилиста. После ноты ставить бемоль или диез уже поздно, потому что уже сыграна белая нотка, потому что уже получилась фальшь.

Поэтому обязательно писать нужный знак следует перед нотой.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

ПРАВИЛО №2. Любой знак нужно ставить точно на той же линейке, где пишется сама нота. То есть знак должен быть рядышком с ноткой, он словно стражник охраняет ее. А вот диезы и бемоли, которые написаны не на тех линейках или вообще летают где-нибудь в космосе – неправильные.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Ключевые и случайные диезы и бемоли

Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию.

Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу.

Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.

Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.

Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.

Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Порядок диезов и порядок бемолей

Между прочим, ключевые знаки никогда не выставляются после ключа как попало, а всегда в строго установленном порядке. Эти порядки каждый уважающий себя музыкант должен запомнить и всегда знать. Порядок диезов такой: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только шиворот-навыворот: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

То есть, если рядышком с ключом стоят три диеза, это обязательно будут ФА, ДО и СОЛЬ – первые три по порядку, если пять, то ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ (пять диезов по порядку, начиная с начала). Если после ключа видим  два бемоля, то это обязательно будут бемоли СИ и МИ. Понимаете принцип?

А теперь еще одна важная вещь. Дело в том, что ключевые знаки выставляются не только в определенном порядке, но еще и всегда на одних и тех же линейках.

На картинке, которая будет представлена ниже, вы увидите правильное расположение на нотном стане всех семи диезов и семи бемолей в скрипичном и басовом ключе.

Смотрите и запоминайте, а еще лучше – перепишите несколько раз к себе в нотную тетрадь. Набейте руку, как говорится.

Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе

Вы, наверное, уже слышали, что существует система буквенного обозначения звуков. По этой системе ноты записываются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H. Семь букв соответствуют семи нотам ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ.

А вот для обозначения измененных нот вместо слов диез и бемоль к буквам прибавляют суффиксы IS (диез)и ES (бемоль).

Подробнее об этом и о том, какие есть особенности и исключения из правил, вы можете почитать в статье «Буквенное обозначение нот».

А теперь – музыкальное упражнение. Для того, чтобы лучше запомнить, что такое диез, бемоль и бекар и в чем их сила, вместе с ребятами из ансамбля «Непоседы» разучите песню Л. Абеляна из сборника «Забавное сольфеджио» про эти знаки (смотрите видео).

Источник: http://muz-teoretik.ru/diez-bemol-i-bekar-znaki-alteracii-v-muzyke/

Открытый урок на тему " Знаки Альтерации"

  • Здравствуй, сегодня тема нашего урока будет «Знаки Альтерации».
  • Ну для начала повторим то что мы с тобой уже прошли.
  • Давай сыграем «Апрель» от всех нот которые мы знаем.
  • Дальше сыграем: « Кукушка», «У кота», «Кошкин дом», «Василёк».

Вспомнила песенки и нотки? Хорошо.

Ты знаешь какие есть у нас ноты в музыке. И в какой они последовательности: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си.

А ты знаешь откуда появились ноты? Знаешь какими они были до привычного нам вида? Как они записывались, как читались?

Сейчас расскажу.

История возникновения нот берет свое начало еще от античной древности. В эпоху раннего средневековья была распространена буквенная запись звуков. Она позволяла обозначить лишь высоту звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. Со временем этот способ записи нот оказался мало пригодным для записи начавшей развиваться в то время многоголосной музыки.

Читайте также:  Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Затем (уже в X веке) в целях удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию для тона «f», а некоторое время спустя к ней добавили сверху ещё одну — для тона c. Всё это намного облегчило чтение записи музыки того времени, однако не решило проблему до конца.

Подлинную реформу, приведшую в итоге к образованию современной системы нотного письма, совершил монах бенедиктинец Гвидо Аретинский.

Суть его реформы нотной записи состоит в том, что к имевшимся уже двум линиям «f» и «c» он добавил ещё две. Таким образом, образовалась четырёхлинейная система. Постепенно изменились и сами обозначения звуков. Так, вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (возникла так называемая хоральная нотация).

Хоральная нотация — музыкальная нотация, в которой использовались пять нотных линий и ноты с квадратными головками. Эта система применялась для записи григорианского хорала. А в целом нотная запись значительно упростилась и приобрела необходимую для чтения наглядность.

Итак, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар) Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

С историей мы разобрались, давай вернемся к нашей теме. Название нашей темы « Знаки альтерации», как думаешь, что это такое?

В музыке все ноты по правилам теории делятся на основные и альтерированные, т.е. изменённые. Для изменения ноты существуют специальные знаки – знаки альтерации, которые пишутся перед нотой. Их всего пять, но мы ознакомимся с тремя, с самыми главными: диез, бемоль, и бекар.

Давай я тебе расскажу сказку про них чтобы было понятней. Есть замечательная сказка, которая нам поможет разобраться и понять.

« В прекрасной стране под волшебным названием-Музыка, жила-была женщина по имени До. Было у женщины три сына: Бемоль, Бекар и Диез. Бемоль и Диез были непоседы и шалуны. Бемоль тащил маму за левую руку и всегда отставал на полшага. Диез, наоборот, тащил маму До за правую руку и на полшага бежал впереди. Только Бекар был послушным ребенком.

Он всегда шагал с мамой в ногу и был точной ее копией. Бемоль любил пожаловаться и поплакать. Когда мама До пела свою ноту, Бемоль отзывался на полтона ниже. От этого получала грустная и жалобная мелодия, такая, что все в музыкальной стране утирали слезы от жалости и умиления. Диез же отзывался на зов матери весело и звучно, на полтона выше.

Мелодия с Диезом радовала жителей музыкальной страны, и всем становилось весело. Когда тетушка До уставала от Бемоля и Диеза, она просила своего сына Бекара поиграть с братьями. И так как Бекар был таким же, как его мать, да к тому же и самым послушным ребенком, он просто пел вместо мамы.

Он так хорошо помнил мамину ноту, что ни разу не сбился, и все те, кто слышал, как Бекар поет со своими братьями, думали, что это голос самой мамаши До.»

Ты поняла про что рассказывалось в этой сказке? Правильно, про знаки альтерации. Как их зовут? Диез, бекар и бемоль.

Итак:

Диез повышает ноту – это движение вверх.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Бемоль понижает ноту – это движение вниз

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Бекар отменяет действие всех знаков (превращает ноту в основную, или, как говорят музыканты, чистую).

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

По высоте ноты изменяются при помощи знаков # и b. Название диеза или бемоля происходит от его местоположения на нотном стане.

диез-бемоль-бекар

В музыке расстояние между нотами по высоте измеряется тонaми и полутонaми. Один тон состоит из двух полутонов.

На фортепиано полутон возникает между двумя самыми близкими по расположению клавишами. Между белой и соседней черной клавишами, или между двумя белыми, если между ними нет черной.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

А сейчас мы с тобой попробуем выучить пару ноток со знаком альтерации.

Первая нотка будет «Си Бемоль». Посмотри как она пишется и как берется на блокфлейте.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Давай потренируемся на блокфлейте, поиграем от нотки «Си бемоль» песенку «Апрель».

Теперь давай вспомним с тобой русскую народную песню — «Как под горкой под горой». Сыграем.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Сыграли, хорошо. А теперь давай попробуем применить к этой песенки нашу новую тему «Знаки альтерации». От какой нотки мы начинали играть песенку? Правильно, от нотки «СОЛЬ Iоктавы». А сейчас мы сыграем эту песню от нотки «ФА Iоктавы». Тут будет не просто «СИ», а

«СИ бемоль». Давай для начала прохлопаем и споем песенку от нотки «Фа». Попробуем? Отлично, молодец. А сейчас тоже самое на блокфлейте.

  1. Теперь посмотрим как на нотном стане выглядит «Си бекар».
  2. «Си бекар» это у нас чистая нотка «Си» и берется она точно так же как чистая «Си».

Теперь давай изучим «Фа диез». Посмотрим как она пишется и берется на блокфлейте.

  • Давай потренируемся на блокфлейте, поиграем от нотки «Фа диез» песенку «Апрель».
  • Теперь давай сыграем песенку «Как под горкой под горой» от нотки

«Ре Iоктавы». Теперь тут будет не просто «Фа», а уже «Фа диез». Давай для начала прохлопаем и споем песенку от нотки. Попробуем? Молодец! А теперь так же на блокфлейте.

Ну вот мы с тобой изучили две новые нотки – «Си бемоль» и «Фа диез».

Дома повторяй что такое «диез», «бемоль» и «бекар».

Что такое тон и полутон. Играй от нотки «Фа» и «Ре» песенку «Как под горкой под горой».

Ты сегодня на уроке хорошо работала, ты молодец! Я ставлю тебе 5!

Источник: https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-na-tiemu-znaki-al-tieratsii.html

Теория для гитариста — знаки альтерации, ключи, лады 2

Приветствую читатель! Добро пожаловать, в раздел по основам музыкальной теории, надеюсь, Вы уже ознакомились с предыдущими статьями! Ведь в них так же излагается довольно важная информация, поэтому, рекомендую прочитать их до того, как целиком и полностью Вы погрузитесь в этот материал.

Сразу хочу сказать, что этот урок, это повторение и дополнение видео урока под названием – “Вводный урок по музыкальной теории для гитариста“. Поэтому, посмотрите сначала видео, а после, прочитайте статью для закрепления всех полученных знаний!

Так как данный урок является “вводным ”, то начну с элементарных терминов:

Музыкальная система – это совокупность употребительных звуков, определенной высоты. Иначе говоря, любой звук, который Вы извлекаете, играя на гитаре, будь-то обычная игра аккордами или какие-либо специальные приемы звукоизвлечения (флажолеты, бенды, рычаг и так далее) входят в состав музыкальной системы.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Музыкальный звукоряд – это звуки из музыкальной системы, расположенные в восходящем или нисходящем порядке. Если говорить проще, то если Вы двигаетесь только вверх или только вниз, по одной струне, то Вы, таким образом, играете либо нисходящий, либо восходящий звукоряд.

Все это очень похоже на ступени лестницы, именно поэтому, звуки музыкальной системы называют ступенями, а лестницей, можно назвать саму музыкальную систему!

Всего существует семь основных ступеней — До C, Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B).

Запомните все это, ведь совсем скоро, Вам понадобятся эти знания! Просто сейчас, я хочу уделить внимание еще паре важных терминов, до которых не смог добраться в видео уроке, а именно скрипичный и басовый ключ! Правда, для начала разберем сам термин “ключ”.

Ключи

Каждый ключ (существует два основных ключа — скрипичный и басовый) можно считать обозначением звуков определенной высоты или тонов, которые изображаются в виде нот на нотном стане.

Каждый звук обозначает одну из семи букв латинского алфавита — До C, Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B).

Вы наверно думаете – “я не умею читать ноты, зачем мне все эти скрипичные ключи?”. Вот мой ответ: это основа, даже если Вы никогда не собираетесь учиться читать ноты, то как минимум, про ключи Вы должны знать! Вы можете не заучивать текст после заголовка “ключи”, но хотя бы просто прочитайте его, уверяю, Ваше понимание музыки от этого не станет хуже, а скорей наоборот, только лучше!

Продолжаю. Названия нот повторяются до бесконечности, по мере прохождения различных октав. Октава – это своего рода определенный цикл из нот, по завершению которого мы получаем те же самые ноты, но с более высоким звучанием!

Каждая восьмая нота (иначе говоря, нота с которой Вы начали, а правильно говоря — тоника) возвращает Вас к букве, с которой Вы начали, это и есть обозначение новой октавы.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ предназначен для записи более высоких нот. В нем обычно записывают ноты, расположенные выше ноты до первой октавы (если Вы когда-либо играли на фортепиано, то я говорю про ноты, которые Вы играете правой рукой).

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Для гитариста, скрипичный ключ чаще всего единственный в нотной записи (правда, если применять пониженные строи, то и до басового ключа можно добраться). В целом, ноты или музыка для инструментов звучащих в верхнем (высоком) регистре, записывается в скрипичном ключе.

Басовый ключ

В басовом ключе (как Вы наверно уже поняли) записывают более низкие ноты, расположенные ниже ноты до первой октавы. Для каких инструментов применяют данный ключ? Как минимум один у Вас точно должен быть на уме – бас гитара, еще как пример — туба (медный духовой инструмент).

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

На этом, Ваше знакомство с ключами закончено! Надеюсь, Вы поняли, что к чему и теперь сможете поделиться новыми знаниями с друзьями (если в этом есть необходимость). Теперь, настало время перейти к следующему подзаголовку с довольно важной темой.

Знаки альтерации

Посмотрите внимательно на изображение ниже, как Вы видите, гриф гитары разделен ладами на тона и полутона. Теперь внимание, сейчас особое внимание уделите нотам, ми (E) и фа (F), а так же си (B) и до C! Заметьте, что между ними расстояние в пол тона (следующий лад), тогда как между всеми остальными в тон (через лад)!

Иначе говоря, расстояние от ми (E) до фа (F) равно половине тона, а так же между нотами си (B) и до (C) расстояние так же равно половине тона! Тогда как расстояние между всеми остальными нотами равно одному тону.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Как я уже говорил, существует семь основных ступеней — До С, Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B), но на рисунке Вы видите и другие ступени, что же с ними? Все просто!

Оставшиеся ступени образуются от производных, путем повышения или понижения звучания основных ступеней. Специально для этого были придуманы знаки альтерации!

# (Диез) — знак повышения звучания на пол тона. Пример: допусти нота ре (D), это основная ступень, значит созданная побочная ступень при помощи знака альтерации – диез, будет называться Ре-диез (D#).

b (Бемоль) – знак понижения основной ступени на пол тона. Пример: для демонстрации это знака альтерации возьмем ноту соль (G), значит производная ступень от ноты соль (при помощи знака — бемоль) будет называться соль-бемоль (Gb).

Есть еще один знак, правда используется он гораздо реже, но так сказать для общего развития, я его включу в список!

(Бекар) – знак отмены альтерации. Указывает на отмену всех предыдущих знаков альтерации, иначе говоря, восстанавливает звучание основной ступени.

Теперь, максимум внимания, еще одна очень важная деталь! Ступени, созданные при помощи знаков альтерации (# и b) обычно содержат в себе оба знака, но касательно какой-либо ноты!

Смотрите на рисунок ниже, чтобы понять, о чем идет речь:

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Возьмем ноту Ля (A) за основу, если понизить звучание ноты Ля на пол тона (при помощи знака — бемоль), то получим ноту Ля бемоль (левее от ноты Ля). Но если повысить ноту Соль (G), то получим ноту Соль диез (правее ноты Соль).

Ля бемоль и Соль диез – это одна и та же нота! Посмотрите внимательно на изображение выше, и Вы наверняка это заметите, так же, это касается почти всех остальных нот, но правда, есть несколько исключений!

Это касается уже хорошо знакомых Вам нот — Си и До, а так же E и F, а все из-за того, что расстояние между ними равно половине тона, а не тону. Что это может значить? А то, что, не существует нот Си-диез и Ми-диез, а так же До-бемоль и Фа-бемоль!

Читайте также:  Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?

Посмотрите на ноты еще раз, и Вы наверняка все поймете!

Важные термины!

Все что будет написано далее, я рекомендую выписать и заучить, так как Вам эти термины еще не раз пригодятся и знать их просто необходимо! Правда, перед тем как Вы начнете расширять свой словарный запас, я хочу донести до Вас еще кое-что.

Запомните названия открытых струн! Если вдруг, Вы не знаете что такое, открытая струна, то вот пояснение. Открытая струна – это струна, которую Вы не прижимаете к какому-либо ладу. Итак, все, что Вам нужно выучить, так это небольшую скороговорку “ми-си-соль-ре-ля-ми”. Напоминаю, отсчет струн идет с самой тонкой, иначе говоря, ми – первая струна, си – вторая и так далее.

  • Теперь к терминам!
  • Гамма – система звуков, имеющая определенную структуру и состоящая из тонов и полутонов.
  • Тоника – это основная нота в гамме, она придает завершенность и целостность композиции.

Тональность – звуковысотное расположение лада, определяется положением тоники. Пример: если у песни тональность До, то тоникой будет нота – До, если тональностью будет Фа, то следовательно тоникой будет нота – Фа. Все просто!

Всего существует двенадцать минорных и столько же мажорных тональностей. Пример: C – C# — D – Eb – E – так далее…

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Лад – система звуковых связей, объединенная тоническим центром в виде одного звука или созвучия. А если перефразировать в более простую форму, то лад — это схема построения звукоряда.

  1. Как Вы можете заметить, определения лада и гаммы довольно похожи, но вот Вам пара отличий (больше не скажу, так как это Вы сможете понять только через еще пару тем по музыкальной теории):
  2. 1) Расположение звуков лада отличается от расположения звуков гаммы
  3. 2) Лад не содержит восьмой ступени гаммы (октаву)

На этом термины данного урока подошли к концу! Возможно, Вы даже знали эти определения, ведь они довольно часто используются музыкантами, а если нет, то в любом случае, заучите их, уверен, у Вас займет это всего несколько минут!

Мажор и минор

Есть два основных лада – мажорный и минорный! Наверняка Вы знаете, что каждый из них имеет свое характерное настроение, которое создается при помощи определенных звуков, заключенных в закономерную структуру.

  • Начну с мажора, он имеет следующую структуру: тон — тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
  • Пример C (До) мажора: C – D – E – F – G – A – B – C
  • Жирным шрифтом выделен полутон, обычным – тон. Теперь, смотрите внимательно: от ноты До, до ноты Ре, расстояние в тон, от Ре до Ми в тон, от Ми до Фа в пол тона (почему, я говорил выше) и так далее…

Проанализируйте дальше самостоятельно, при помощи примера и самой структуры мажорного лада (указанной выше). Как только увидите сходство между примером и структурой, переходите к минорному ладу!

Натуральный минорный лад, построен следующим образом: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Пример C (До) минора: C – D – Eb – F – G – Ab – Bb – C

Разберите самостоятельно данный пример, дам лишь маленькую подсказу – не забывайте про знаки альтерации! Если запутаетесь, то поднимитесь выше и внимательно посмотрите на изображение с нотами на грифе гитары.

Так же, после, обязательно запомните структуры мажорного и минорного лада! Благодаря ним, Вам будет проще ориентироваться в этих ладах, а это Вам не раз пригодиться.

Заключение и задания для закрепления

Надеюсь, вся эта информация хорошо и без лишних тресков улеглась в Вашей голове. Ведь дальше, скорей всего будет сложнее, а для понимания грядущего материала, необходимо усвоить хотя бы этот. Поэтому, я подготовил так сказать домашнее задание, чтобы Вы как можно лучше запомнили данный урок и если вдруг остались пробелы, то Вы их мгновенно обнаружили и заполнили нужной информацией!

Вот Ваш список, он небольшой, но обязательно, именно сегодня, выполните его:

  1. Выучить слоговые и буквенные обозначения нот
  2. Выучить обозначения (ноты) открытых струн
  3. Запомнить структуру мажорного и минорного лада
  4. Выучить ВСЕ определения и термины этого урока!

В будущем уроке, я начну освещать тему интервалов, так что готовьтесь к множеству страшных слов, например – прима, секунда, терция. Правда, я верю и надеюсь, что после внимательного изучения предстоящей стать, Вам эти слова уже не будут казаться такими жуткими…

Источник: http://amazingguitar.ru/osnovy-muzykalnoj-teorii/teoriya-dlya-gitarista.html

Урок № 4. Курс "Нотная грамота"

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Сейчас нам необходимо вспомнить материалы 1 урока нашего курса «Нотная грамота», а именно стоение октавы:

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Мы видим основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от клавиши до и одновременно слева от клавиши ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть.

Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если есть фортепиано, будет хорошо, если Вы проверите нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука. 

Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей. И эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.

Диез. Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона). Говорят, что ступень (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез.

Запомните: повышение (основной ступени) на полтона называют словом диез. Этот звук — производная ступени. Своего названия не имеет, поэтому использует название основной ступени. В данном случае это — до-диез.

Обозначается диез символом решётки, посмотрите на рисунок:

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

На рисунке обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки — это нота до, а с решёткой — до-диез.

Бемоль. Теперь рассмотрим ту же самую чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре. Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на полтона. Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль.

Этот звук — тоже производная ступени. Как и диез, своего названия не имеет, за основу берёт название основной ступени. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль.

Ниже на картинке приводим обозначение бемоля:

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой «до» и одновременно левее клавиши с нотой «ре». Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота «до-диез», либо нота «ре-бемоль» — всё зависит от того, какую ноту берём за основу.

Дубль-диез и дубль-бемоль. Повышение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-диезом. А понижение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-бемолем. Используется не часто, просто знайте, что такое тоже есть.

Простой пример: до-дубль-диез — это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.

Бекар. Бекар отменяет действие диеза или бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза, посмотрите на рисунок (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ):

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар — отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до. 

Альтерация. Описанное повышение и понижение звуков и называют альтерацией.

Зона действия знаков альтерации. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на весь такт. Такие знаки называются случайными. Случаный знак действует на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (перед первой нотой ре стоит знак бемоль, который действует до конца такта и понижает следующие ноты ре на полтона).

Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (действие знака бемоль из 1 такта закончилось в 1 такте, поэтому 2 такт начинается с ноты ре.

Перед следующей нотой до стоит знак диез, который действует до конца воторого такта и повышает следующие ноты до на полтона). 

Важно, что действие знака распространяется непосредствено на ноту, перед которой он установлен. В нашем примере в 1 такте знак бемоль действует только на ноту ре 2 октавы. Если бы в первом такте была бы еще нота ре 1 или 3 октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.

Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. Такие знаки альтерации называются ключевые.

Ключевые знаки альтерации указываются в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеют действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. Действие ключевых знаков распространяется на всё произведение. 

Пример использования диезов при ключе:

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Ключевые знаки указывают, что все  ноты, соответствующие расположению присутствующих в ключе знаков альтерации, должны играться с повышением или понижением на полутон. У нас, например (см.

рисунок), диезы стоят между третьей и четвертой линейками нотного стана (место звука «до«) и на пятой линейке (звук «фа«). Значит, все ноты до и фа, встречающиеся в произведении, должны быть повышены на полутон.

Причем, не имеет значения, в какой октаве находятся эти звуки: все ноты ДО и ФА должны играться как до-диез и фа-диез (если перед этими нотвми не стоит знак бекар).

Итоги 4 урока. Теперь мы знаем, что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль (понижение основной ступени на пол-тона). Бекар отменяет действие бемоля и диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации.

Источник: http://music-uroki.com/lessons/Lessons/musical_notation/node/272

Диез что это такое?

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

  • Бекар, бемоль и диез что это такое
  • Добрый день друзья из этой статьи Вы узнаете, что это такое диез, а так же про другие знаки альтерации бекар и бемоль, если Вы решили немного развить свою музыкальную грамотность или просто увидели один из этих знаков, то эта статья для Вас.
  • Начнём со странного слова альтерация.
  • Альтерация – применяется для изменения основных нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си и т.д)
  • Меняет она высоту ноты и слегка изменяется название, далее об этом будет написано подробнее.

Диез – повышает звук на пол тона.
Бемоль – понижает звук на пол тона.

Что же получается, рассмотрим это на примере.

Если повышать:

  • фа — F, то получится фа диез — F#
  • до – С повышаем, получается до диез — С#
  • и т.д
  1. Это знак используется как для аккордов, так и для отдельных нот, которые расположены на нотоносце.
  2. С бемолем такая же ситуация, но в обратную сторону, он же понижает.
  3. Получается: ре бемоль.

Вот как это выглядят визуально т.е на бумаге или мониторе.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Полутон – что это?

Добавим ещё немного ясности к тому, что Вы прочитали Выше.

Полутон – это расстояние между соседними звуками.

Для примера возьмите гитару, рассмотрим это на практике, вот как располагаются ноты на грифе гитары.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

  • Как вы уже знаете, с 12 лада все ноты начинают повторяться, но как они располагаются до этого.
  • 1-й лад – нота Фа F
    2-й лад – Фа# (диез) F#
  • Вот Вам и полутон, довольно просто.

На картинке выше всё видно, но если Вы посмотрите внимательно, то там нет бемоля! Всё верно просто в данном случае звуки только повышаются, а не понижаются.

Играйте все 12 ладов подряд, начиная с открытой струны, Вы услышите все полутона на струне.

Читайте также:  Композиторы-литераторы

Поздравляю, теперь Вы научились повышать или понижать любой звук на полутон. Просто нужно взять соседний звук выше или ниже, зависит от Вашего желания.

Двойной диез и бемоль (дубль)

Помимо того, что Вы прочитали выше, может попасться и дубль диез или дубль бемоль. Это двойное повышение или понижение звука.

Дубль-диез повышает сразу на тон (на два полутона).
Дубль-бемоль, соответственно понижает на тон.

Это Вы увидите только в нотах, в аккордовой записи такого не бывает.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Бекар

Ещё один знак, который отменяет действие альтерации это бекар. Он действует и к дублям и просто к диезу с бемолем.

Но в аккордах Вы такого не увидите. Всё это только для нотоносца именно там записываю бекар, что бы отменить знаки альтерации.

Знаки: случайные и ключевые

Случайные и ключевые, в чём разница? Тут так же нет ничего трудного.

Случайными называют такие, которые действуют, только один раз для одного звука (т.е в одном такте).

Ключевой знак ставится в начале строки и распространяется на всю мелодию т.е что бы не записывать его возле каждой ноты которую нужно повысить или понизить он записывается в начале строки.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Вот и всё пожалуй, что я хотел рассказать Вам. Надеюсь статья помогла Вам разобраться и нашёлся ответ на Ваш вопрос.

Вопросы задавайте в комментариях.
Благодарности тоже в комментариях 😉

Источник: http://live-guitar.ru/diez

Зачем нужны диезы и бемоли?

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)Многих начинающих музыкантов удивляет обилие знаков альтерации, они недоумевают, зачем нужны диезы, бемоли, бекары, что с ними делать. Что ж, такова теория музыки. Ведь никому не приходит в голову спрашивать – а зачем нужны буквы и запятые.

Так же и в музыке. Надо изучить и понять ее структуру. И кстати, среди людей, сумевших овладеть теорией музыки и игрой на каком-то инструменте, дураков нет. Это как выучить иностранный язык – интеллект развивается на «ура». Впрочем, вернемся к нашей теме.

Итак, попробуем на пальцах объяснить такие тонкости как появление диезов, бемолей и бекаров.

статьи

  • Тон, полутон
  • Строение мажорной гаммы

Тон, полутон

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Да-да, сначала немного об этих понятиях. Дело в том, что вся наша музыкальная грамота построена на полутоновом звучании. Вспомните лады на гитаре – каждый лад – это полутон. Если мы «поползем» по струне с лада на лад, то мы будем шагать по полутонам. А если перепрыгнем через один лад, то это уже тон. В пианино тоже есть полутона и тона.

Я условно обозначила все клавиши цифрами – так шагают по порядку, если бы на гитаре мы «ползли» подряд по ладам на какой-то струне. То есть между клавишами 1 и 2 – полутон, между 2 и 3 – тоже полутон, между 7 и 8 – полутон.

А вот между 6 и 8 – целый тон, т. к. там вмещаются два полутона. То есть, если между клавишами притаилась еще одна клавиша – это тон. Если при внимательном рассмотрении вы не обнаружили еще одну клавишу между двумя стоящими – это полутон. Постарайтесь это усвоить, ибо дальнейший материал со знаками альтерации – диезами, бемолями и бекарами – будет основан на понятиях полутонов.

Строение мажорной гаммы

Представьте человеческое тело – две руки, две ноги, есть голова, внутренние органы и т. д. То есть существует некий костяк, единый для всех. Так же и в теории музыки – есть костяк, на который опираются все музыканты. И один из «костяков» (нет-нет, не «косяков», именно – «костяков») – строение мажорной гаммы.

Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

В одной из статей мы разбирали гамму до мажор. Давайте освежим ее в памяти.

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

На рисунке До мажорная гамма обозначена цифрами. Согласно строению мажорной гаммы между клавишами

  • между 1 и 2  –  тон,
  • между 2 и 3 –  тон,
  • между 3 и 4 – полутон
  • между 4 и 5 – тон
  • между 5 и 6 – тон
  • между 6 и 7 – тон
  • между 7 и 1 – полутон

Вот и получается, что любимая гамма, исполняемая по белым клавишам, имеет строение то, которое сложилось веками – тон, тон, полутон, тон, тон, тон,  полутон. И любая мажорная гамма будет строиться именно по такой схеме.

Теперь возьмем другую гамму – скажем, соль мажор. Теперь цифру 1 переместим на клавишу «соль», цифру 2 – на «ля» и т. д. Смотрим рисунок:

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)Строение гаммы соль мажор

Все, что подписано черным – правильно, а красным – неправильно, только для примера. Итак,

  • между 1 и 2 – тон (нам так и надо)
  • между 2 и 3 – тон (все верно)
  • между 3 и 4 – полутон (того и ждем)
  • между 4 и 5 – тон (ожидаемо)
  • между 5 и 6 – тон (хорошо-то как)
  • между 6 и 7 – о как, если идти по красному направлению, то там образовывается полутон, а он нам не нужен. Чтобы не ломать формулу строения, то придется воспользоваться диезом и вместо «фа» взять «фа диез» – она обозначена цифрой 7. Тогда все сходится – между 6 и 7 – тон, как того требует формула,
  • между 7 и 1 – полутон – тоже все требования выполнены.

Вот и взялся наш первый диез. Чтобы обосновать важность бемолей, покажу еще одну картинку с другой тональностью – фа мажор. Смотрим рисунок.

  • Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)
  • Цифру один плавно перемещаем на ноту «фа» – ведь теперь она становится тоникой, а значит – первой. (Если кто не понимает, почему я так циферки перемещаю, то посмотрите эту статью)
  • Анализируем.
  • Между 1 и 2 – тон
  • Между 2 и 3 – тон
  • Между 3 и 4 – полутон, если идти по черному направлению. Обратите внимание, что красным обозначен тон, а он нам всю формулу поломает, поэтому вместо белой клавиши «си» берем пониженную «си бемоль»
  • Между 4 и 5 – тон
  • Между 5 и 6 – тон
  • Между 6 и 7 – тон
  • Между 7 и 1 – полутон

Красота, все соответствует формуле.

Пару слов о бекарах

Бывает, что муза композитора посещает как-то необычно, и хочется ему вместо «правильного» диеза, что повышает ноту, или бемоля, который понижает, отменить их. Ну вот в той строчке было, а в этой – уже он не хочет. Такое сплошь и рядом.

Вот для таких отмен и придуман бекар – знак, который отменяет диез или бемоль. У нас 12 мажорных гамм, и все они до единой строятся по одной и той же формуле, от какой бы ноты мы ее ни строили. А чтобы ее нечаянно не сломать, и нужны все эти диезы, бемоли и бекары.

Видео версия сегодняшнего урока

(1

Источник: https://ProPianino.ru/zachem-nuzhny-diezy-i-bemoli

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар

Каждый новичок, желающий разобраться в музыкальной теории, сталкивается со множеством непонятных и оттого страшных терминов, а именно: диез, бемоль и бекар.

Как бы жутко они не звучали, на деле знаки альтерации просто необходимы и не так сложны, как их рисуют.

Введение в теорию

Прежде чем переходить к терминологии знаков, следует разобраться со словом «альтерация», в частности, какое отношение оно имеет к данной теме.

Альтерация — это явление, при котором основные (натуральные) ступени лада видоизменяются. Они могут как повышаться (идут вверх по клавишам), так и понижаться (движение идет вниз).

Если погружаться в этимологию, то слово alteratio в переводе с латинского обозначает «другой».

Благодаря альтерации от каждой ступени возможно построить абсолютно любой лад (мажорный, минорный, лидийский, неаполитанский и другой).

Также под данным термином может подразумеваться и обострение неустойчивых звуков ладового тяготения к нотам, входящим в тоническое трезвучие. В таком случае видоизменяться будут только те звуки, которые находятся на расстоянии в большую секунду от устойчивых ступеней.

В мажоре это будет выглядеть таким образом:

  • вторая ступень повысится или понизится;
  • четвертая повысится;
  • шестая понизится (гармонический вид мажорной гаммы).

В миноре:

  • вторая ступень пойдет вниз;
  • четвертая может пойти как вверх, так и вниз;
  • седьмая всегда будет тяготиться к первой (гармонический вид минорной гаммы).

Ладовое повышение или понижение в музыке дает яркий выразительный эффект.

Диез. Что это?

Существует всего 3 вида знаков альтерации: диез, бемоль и бекар.

Первый из них — обладает эффектом повышения звука на полутон. Полутон представляет собой самое короткое расстояние между нотами, которое только может быть в музыке.

На письме данный нотный знак обозначается всем знакомой по клавиатуре телефона решеткой «#».

  Lindsey Stirling — Artemis, новый клип

Однако в музыке все довольно непросто и часто запутанно. При чтении партитур может встретиться непохожий на решетку символ, больше выглядящий как крест. Данный знак носит название дубль-диез. Это — знак альтерации, также повышающий звук, но уже на целый тон (образуется по схеме: полутон + полутон).

На практике выглядит подобным образом.

Бемоль. О чем речь?

Разобравшись с диезом, встает очевидный вопрос: «Тогда что означает бемоль?». Два этих знака являются противоположностями, «антонимами» друг друга. Исходя из этого, бемоль делает все в точности да наоборот — понижает звук на полутон.

На нотном стане он походит на букву русского алфавита — мягкий знак.

Если принцип бемоля такой же, как и у диеза, очевидно наличие и дубль — бемоля, который понижает ноту на целый тон. Однако в записи его узнать намного проще: рядом добавляется такой же знак.

Наглядный пример представлен ниже.

Бекар. Что за символ?

Если с эффектом повышения-понижения все ясно, то для чего же тогда нужен знак бекар? Все просто — он отменяет все выше описанные символы. Его действие распространяется только на ту ноту, перед которой он стоит, и длится во временном промежутке один такт.

В прошлом для отмены дубль-диезов и дубль-бемолей использовался дубль-бекар, но затем для подобных случаев стал применяться обычный бемоль без какого-либо удвоения.

В нотах похож на цифру «4», но вместо треугольника сверху закрывается квадратом.

Диезы, бемоли и бекары на нотном стане

  • Когда теория становится понятной и термины перестают казаться ужасающими, настает время для практического ознакомления с изученным материалом.
  • Главное правило, которое стоит запомнить, звучит так: все знаки альтерации ставятся перед нотами.
  • Если в устной речи произносится: «до-диез», — то при доскональном чтении партитуры будет наоборот: «диез-до».

Данный принцип распространяется только на те ситуации, когда знаки являются временными и звучат либо в качестве средства выразительности, либо как промежуточный переход в другую тональность. Они действуют всего раз и только для одного звука.

Ключевые диезы и бемоли

Отличие ключевых знаков альтерации заключается в следующем: они указываются в самом начале нотного стана после ключа и их действие распространяется на все произведение. Диезы и бемоли обозначают тональность, в которой написано все сочинение или отдельная его часть.

Стоит уточнить, что при ключе знаки альтерации могут быть либо только диезными, либо бемольными. Смешение невозможно, так как данная ситуация подчиняется законам гамм: тональность содержит в себе или бемоли (например, до минор), или диезы (ре мажор).

Стоит уточнить

У многих при упоминании знаков альтерации сразу всплывает в воображении черная клавиша. Несомненно, данная ассоциация имеет место быть, однако далеко не во всех случаях.

Если при ключе стоят какие-либо знаки, это уже говорит о том, что в нотах имеются пониженные или повышенные звуки, и при временных диезах/бемолях, встречающихся по ходу произведения, черные клавиши могут преобразоваться в белые.

Так, например, в ми миноре ключевым знаком альтерации будет является фа-диез, но при определенных обстоятельствах в одном из тактов может встретиться либо фа-бекар, либо фа-дубль-диез, что изменит клавишу с черной на белую.

Такая же ситуация будет и с белыми клавишами фа и си. Повышение их на полтона, а именно: с ми на ми-диез и с си на си-диез не сделает их черными, так как между ними этой клавиши попросту нет.

В заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: данная статья наглядно объяснила, что означают диезы, бемоли и бекары, и смогла доказать, что на практике «черт не так страшен, как его малюют».

Знаки альтерации являются неотъемлемыми деталями музыкального конструктора, которые стоят отдельного внимания и подробной проработки.

Источник: https://labuda.blog/246264

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector