Как строить характерные интервалы в любой тональности

Сегодня будет большая тема, посвящённая интервалам в ладу. Будем рассматривать интервалы, у которых оба звука являются ступенями гаммы. Такие интервалы делятся на устойчивые и неустойчивые. К устойчивым относятся те, оба звука которых входят в тоническое трезвучие лада, к неустойчивым все остальные. Вот примеры устойчивых и неустойчивых интервалов в мажоре и миноре:

  • Как строить характерные интервалы в любой тональностиКак строить характерные интервалы в любой тональности
  • Устойчивые интервалы соль мажора и ре минора
  • Как строить характерные интервалы в любой тональностиКак строить характерные интервалы в любой тональности
  • Неустойчивые интервалы соль мажора и ре минора.
  • Неустойчивые интервалы в ладу стремятся разрешиться в устойчивые в соответствии с тяготением звуков лада, например:

Как строить характерные интервалы в любой тональности
Как строить характерные интервалы в любой тональности

Особое место среди интервалов занимают увеличенные и уменьшённые интервалы, называемые характерными. В натуральном мажоре это увеличенная кварта на IV ступени и уменьшённая квинта на VII ступени. Увеличенные интервалы всегда стремятся расшириться, а уменьшённые — сузиться. Поэтому они разрешаются так:

Как строить характерные интервалы в любой тональности

В миноре увеличенная кварта получится на VI ступени, а уменьшённая квинта — на II. Разрешаются они аналогично:

Как строить характерные интервалы в любой тональности

В гармонических видах альтерируется одна ступень и характерных интервалов становится больше. В гармоническом мажоре понижается VI ступень.

От неё можно построить увеличенные интервалы: секунду, кварту и квинту. Их обращения будут уменьшёнными интервалами: септимой, квинтой и квартой.

При этом уменьшённая септима строится на VII ступени, квинта на II ступени и кварта на III ступени. А разрешаются они так:

Как строить характерные интервалы в любой тональности
Как строить характерные интервалы в любой тональности

В гармоническом миноре повышается VII ступень, от неё строятся уменьшённые интервалы: септима, квинта и кварта. При обращении увеличенная секунда строится на VI ступени, увеличенная кварта — на IV ступени и увеличенная квинта — на III ступени. Вот так они разрешаются:

Эти интервалы энгармонически равны другим, например, увеличенная секунда — это малая терция, а уменьшённая септима — это большая секста. Вне лада они не требуют разрешения. Но в ладу они звучат неустойчиво. По тому, как они разрешаются, можно определить тональность. Посмотрим такой пример, есть уменьшённая септима фа диез – ми бемоль, которая разрешается в интервал соль – ре.

В ладу такая септима строится на VII ступени и разрешается в тоническую квинту. Поэтому это может быть тональность соль мажор или соль минор.

Ещё пример, уменьшённая кварта до диез – фа. Если она разрешается в интервал ре-фа, то есть до диез был неустойчивой VII ступенью, то получается тональность ре минор. А если неустойчивая ступень — фа, то разрешение интервала до диез – ми. Фа бекар становится пониженной VI ступенью ля мажора.

Задания

  1. Напишите все характерные интервалы ре мажора и соль минора с разрешением.
  2. Определите, в какую тональность и как разрешаются следующие интервалы:

1.

2. 

Обратите внимание на то, как по-разному разрешается уменьшённая квинта из последнего примера. Первые два варианта — для натуральных видов минора и мажора. Затем воспринимаем ми бемоль как шестую пониженную ступень в мажоре, либо ля бекар как повышенную седьмую ступень в миноре.

Источник: https://www.kharin.info/music-theory/15-intervals-in-harmony/

Мбу до "устьянская детская школа искусств" — характерные интервалы

Как строить характерные интервалы в любой тональности?

Как строить характерные интервалы в любой тональностиСегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д.

Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув2, ув5 , ум7, ум4).

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями.

Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая. Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто.

Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

  • Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре
  • Как строить характерные интервалы в любой тональности
  • Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре
  • Как строить характерные интервалы в любой тональности
  • Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
  • Как строить характерные интервалы в любой тональности

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая).

В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером. Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен.

В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

Как строить характерные интервалы в любой тональностиЕсть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой! Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).Как строить характерные интервалы в любой тональности
Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили. Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

  1. Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре
  2. Как строить характерные интервалы в любой тональности
  3. Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре
  4. Как строить характерные интервалы в любой тональности
  5. Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?
  6. Как строить характерные интервалы в любой тональности

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервразрешение характерных интерваловалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый.

А в паре интервалов ув5- ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.

А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

  • Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.
  • Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре
  • Как строить характерные интервалы в любой тональности
  • Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре

Разговор об этих интересных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно.

Источник: http://music-education.ru
 

Источник: http://xn--d1ai5av.xn--p1ai/index/kharakternye_intervaly/0-50

Тональность ре минор три вида. Как строить характерные интервалы в любой тональности? Как пользоваться кварто-квинтовым кругом

Так повелось, что самые душераздирающие композиции написаны именно в минорных . Считается, что мажорный лад звучит весело, а минорный — грустно. В таком случае приготовьте носовой платок: весь этот урок будет посвящен “грустным” минорным ладам. В нем вы узнаете – что же это за тональности, чем они отличаются от мажорных и как играть минорные гаммы
.

По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку и , и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.

Я надеюсь, вы не бросили заниматься ? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий.

Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым:-).

Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.

Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.

Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне
: в миноре он понижен, образуя с тоникой (м.З).

Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?

Читайте также:  Как выбрать фортепиано? краткая, но исчерпывающая информация по этому вопросу

Итак, какие же это разные виды, спросите вы?

Существует три вида минора:

  1. натуральный
  2. гармонический
  3. мелодический.

Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.

Натуральный минор
– Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Гармонический минор
отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире — он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда – ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.

В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Полтора тона – Полутон

Другая разновидность минора — мелодический минор
, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.

И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Тон – Полутон.

Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.

Параллельные тональности

И здесь всплывает понятие параллельных тональностей
.

Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.

Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.

Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.

Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.

Перед вами список параллельных тональностей
с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.

  • До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
  • Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
  • Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
  • Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
  • Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
  • Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
  • Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
  • Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
  • Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
  • Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
  • Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
  • Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
  • Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)

Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.

Напомню технику игры гамм:

  1. Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз. Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.

  2. Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково. Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно.

    И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор – седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.

  3. Соединить двумя руками.
  4. Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.

На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.

Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.

А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.

Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.

И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях

Как строить характерные интервалы в любой тональности Как строить характерные интервалы в любой тональности Как строить характерные интервалы в любой тональности

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув 2 , ув 5 , ум 7 , ум 4
).

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её , и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь
исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки»
. Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

Как строить характерные интервалы в любой тональности

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
Как строить характерные интервалы в любой тональности

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь
– тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

Как строить характерные интервалы в любой тональности Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Как строить характерные интервалы в любой тональности

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре
Как строить характерные интервалы в любой тональности

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

Как строить характерные интервалы в любой тональности

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв

Как строить характерные интервалы в любой тональностиалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый.

А в паре интервалов ув 5 – ум 4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.

А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами.

Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув 4 с ум 5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно.

О тритонах поподробнее можно почитать .

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

Мажорные тональности

Минорные тональности

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

  • Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

Источник: https://maratakm.ru/childrens-health/tonalnost-re-minor-tri-vida-kak-stroit-harakternye-intervaly-v-lyuboi.html

Презентация по сольфеджио "Характерные интервалы" (6 год обучения)

Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по сольфеджио «Характерные интервалы» (6 год обучения)

Как строить характерные интервалы в любой тональности

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Как строить характерные интервалы в любой тональности Описание слайда:

ТРИТОНЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ Презентация по предмету «СОЛЬФЕДЖИО» (для обучающихся шестого года обучения) Презентацию подготовила преподаватель теоретических дисциплин МБОУДО ДШИ с. Восток Гольдштейн Анна Анатольевна

2 слайд Как строить характерные интервалы в любой тональности Описание слайда:

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — это интервал величиной в три целых тона. К ним относятся: увеличенная кварта и уменьшённая квинта. Увеличенная кварта — интервал шириной в четыре ступени, встречающийся в основном (диатоническом) звукоряде в виде исключения, так как все остальные шесть кварт этого звукоряда являются чистыми и имеют два с половиной тона.

Среди хроматических интервалов увеличенная кварта также составляет исключение, так как энгармонически равна уменьшённой квинте, тогда как все другие хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим. Уменьшённая квинта — интервал шириной в пять ступеней, являющийся обращением увеличенной кварты, для которого также справедливо всё вышесказанное.

Что такое тритоны

3 слайд Как строить характерные интервалы в любой тональности Описание слайда:

Где строятся тритоны Интервалы В мажоре В миноре Название Сокращ. натур. гарм. натур. гарм. Увеличенная кварта ув.4 IV IV,VI VI IV,VI Уменьшённая квинта ум.5 VII II,VII II II,VII

4 слайд Как строить характерные интервалы в любой тональности Описание слайда:

Как разрешаются тритоны Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув.4 всегда разрешается в сексту, а ум.

5– в терцию. Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

5 слайд Как строить характерные интервалы в любой тональности Описание слайда:

Характерные интервалы — это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются. Что такое характерные интервалы

6 слайд Как строить характерные интервалы в любой тональности Описание слайда:

К характерным интервалам относятся увеличенная секунда, уменьшённая септима, уменьшённая кварта и увеличенная квинта. Они составляют две пары взаимообратимых интервалов. Первая пара характерных интервалов Первую пару характерных интервалов составляют увеличенная секунда (ув.

2) и уменьшённая септима (ум. 7). Эта пара является общей для мажорного и для минорного лада. Вторая пара Эту пару образуют уменьшённая кварта (ум.4) и увеличенная квинта (ув. 5). В мажоре и миноре эти интервалы строятся от разных ступеней.

Какие интервалы являются характерными

7 слайд Как строить характерные интервалы в любой тональности Описание слайда:

Где строятся характерные интервалы Интервалы Гарм. мажор Гарм. минор Увеличеннаясекунда ув.2 VI VI Уменьшённаясептима ум.7 VII VII Уменьшённая кварта ум.4 III VII Увеличенная квинта ув.5 VI III

8 слайд Как строить характерные интервалы в любой тональности Описание слайда:

Все характерные интервалы являются неустойчивыми созвучиями и требуют разрешения в устойчивые. При этом неустойчивая гармоническая ступень движется на полтона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I.

) Увеличенный интервал при разрешении увеличивается, уменьшённый — уменьшается. Соответственно: увеличенная секунда разрешается в чистую кварту; уменьшённая септима — в чистую квинту; уменьшенная кварта— в малую терцию; увеличенная квинта — в большую сексту.

Как разрешаются характерные интервалы Тональность Ре мажор Тональность ре минор

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-solfedzhio-harakternie-intervali-god-obucheniya-1802212.html

Характерные интервалы

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

определениеприложениепервая пара характерных интерваловвторая пара характерных интерваловразрешения характерных интерваловметод логического поискатаблица характерных интервалов

Определение

  • Характерные интервалы – это интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора:
  • Как строить характерные интервалы в любой тональностиКак строить характерные интервалы в любой тональности
  • Они образуются только при участии гармонической ступени.
  • Характерные интервалы – это увеличенные и уменьшенные интервалы.

К характерным интервалам относятся интервалы, которые образуются только в гармонических ладах (и при этом не встречаются в натуральных). Если не хотите завалиться на экзаменах, не относите тритон к характерным интервалам (он в натуральных ладах уже был). Поэтому:

Характерные интервалы – это уникальные интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора.

Если точно, это: ув.2 ум.7 и ув.5 ум.4

  1. Что в этих ладах приводит к появлению необычных интервалов?:
  2. В мажоре гармонической будет пониженная VI ступень:

Гармоническая ступень в сочетании в некоторыми другими ступенями лада дает необычный интервал, это увеличенный или уменьшенный интервал, который и назвали характерным. Как строить характерные интервалы в любой тональности

В миноре гармонической будет повышенная VII ступень:

Как строить характерные интервалы в любой тональности

Приложение для телефонов (планшетов)

  • операционная система ANDROID
  • Как строить характерные интервалы в любой тональности

Файлы:

Характерные интервалы Версия:1.1
Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по характерным интервалам в курсе сольфеджио. Дает задания, указывает и исправляет ошибки, ставит оценки.

  1. Демо видео-ролики (как работает на телефоне)
  2. Как строить характерные интервалы в любой тональности  Как строить характерные интервалы в любой тональности
  3. для активации требуется регистрация
 См. демо  15.05.2015   Русский   Android  3.33 MB  2152
  • В чем удобство данного приложения для телефона:
  • 1. это обучающий материал у вас в кармане
  • 2. оно работает и без наличия Интернета
  • 3. дает задания, на выбор можно устроить себе проверку на построение характерных интервалов с разной степенью сложности (до двух, до четырех, и до шести знаков при ключе)
  • 4. приложение показывает правильные варианты построения характерных интервалах во всех тональностях
  • 5. приложение тестирует знания по правильности выполнения предлагаемых им заданий (во всех тональностях, и в мажорах и в минорах) и выставляет оценки
  • 6. приложение без Интернета работает целую неделю, если хотите поменять точку старта работы, — просто активируете его в любое время

Первая пара характерных интервалов

Общая для 2-х гармонических ладов (мажора и минора) обращаемая пара характерных интервалов

В гармоническом миноре первая обращаемая пара характерных интервалов ув.2 и ее обращение – ум.7 строятся:

ув.2 – на VI ступениум.7 – на VII ступени

Первую пару найти проще:

Натуральная и гармоническая VI – VII ступени в гаммообразном движении создают увеличенную секунду, которая придает звучанию восточный колорит:

  1. Первый явно ощущаемый характерный интервал – и есть сама эта увеличенная секунда от VI ступени.

Так как верхний тетрахорд гармонических мажора и минора одинаковый (сравните на рисунках), этот интервал ув.2 присутствует и в мажоре, и в миноре. Он строится вверх от VI ступени.

  • Однако мы помним, для минора гармонической будет VII ступень (она повышена), а для мажора гармонической будет VI ступень (она понижена).
  • То, что создает колорит (увеличенная секунда) – есть первый характерный интервал:

Вторым характерным интервалом будет обратимая септима от этой секунды. Это будет уменьшенная септима (ум.7), и будет строиться она соответственно от VII ступени гармонического мажора и минора:

Очевидную первую пару характерных интервалов найти было просто.

На этом аналогии между мажором и минором заканчиваются, да их на самом деле и не было. Некое подобие аналогии создалась потому, что в ув.

2 участвуют и VI, и VII ступени гармонических ладов, где поочередно натуральная и гармоническая ступень меняются местами при смене мажора на минор. Поэтому характерный интервал ув.

2 строится вверх от VI ступени гармонического мажора и минора. Так запоминать удобней.

Вторая пара характерных интервалов

А вот вторая взаимно обратимая пара характерных интервалов для мажора и для минора будет строиться уже от разных ступеней.

Потому что:

Для мажора — в характерном интервале должна присутствовать VI гармоническая ступень, Для минора – в характерном интервале должна присутствовать VII гармоническая ступень.Разнящаяся для мажора и минора обращаемая пара характерных интервалов

увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)

  1. Для мажора:
  2. 2) на III ступени строится ум.4
  3. Для минора:
  4. 2) на III ступени строится ув.5

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/characteristic-intervals

Как построить характерные интервалы

Как строить характерные интервалы в любой тональности

Разрешение интервалов

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы подробнее поговорим про разрешение интервалов в тональности.Вообще интервалы важная и полезная вещь.

На практике мы можем брать не аккорды целиком, а гармонические интервалы (то есть два звука, взятые вместе), переводить одно созвучие в другое так, как нужно для нашей музыки.Это может звучать очень красиво.

Поэтому давайте про разрешение интервалов поговорим подробнее. Но перед тем как перейти непосредственно к теме данной статьи давайте вспомним то что уже знаем.

Вообще интервалы вещь достаточно «магическая» и в ней кроется много чего интересного. Можно ведь разрешать и отдельные интервалы из этого созвучия и это тоже можно назвать переходом из доминанты в тонику.

Однако, в тональности мы можем и просто два звука взятые вместе и содержащие хотя бы одну неустойчивую ступень разрешать в ближайшие устойчивые ступени.На практике это будет звучать хорошо.

Например, возьмём интервал ми+фа в тональности до мажор. Это будет малой секундой. В этом интервале ми — устойчивая ступень, фа — неустойчивая.

Так как одна ступень неустойчивая, то и интервал будет неустойчивым.

Его надо разрешить. Разрешается он по .Значит фа у нас надо перевести в ми, а вторую ми оставить на месте.

рис. 1Далее возьмём ноты ре+до в тональности До минор.

Тут то же самое ре — вторая ступень переводится в до, а верхняя до остаётся на месте.

Как строить характерные интервалы в любой тональности

рис. 2А теперь возьмём ноты ре+ля бемоль в той же тональности.Тут тоже устойчивые ступени надо перевести в устойчивые, но в данном случае этот интервал будет разрешаться так.

Как строить характерные интервалы в любой тональности

рис.

3То есть ля бемоль переводится в соль, а ре в ми бемоль.Просто ум5 должен при разрешении уменьшаться (на то он и ум.), а если руководствоваться принципом ладового тяготения (и перевести ре в до, а ля бемоль в соль) этого не произойдет. Можно назвать это исключением.Но в любом случае суть разрешения неустойчивых интервалов нам ясна.

Интересно, а как получить какие-нибудь увеличенные и уменьшенные интервалы (кроме тритона)?Для этого например можно взять не натуральную гамму, а гармоническую.Как мы чтобы получить гармонический мажор надо понизить в натуральном мажоре 6-ую ступень.

Из-за этого у нас получатся интересные интервалы (их называют характерными, видимо из-за того что как раз и получаются из-за понижения шестой ступени).В гармоническом мажоре это следующие созвучия:

Как строить характерные интервалы в любой тональности

рис.

4Хотя на рисунке 4 лишь три интервала, мы можем сделать их обращения и получим ещё три. Разрешениями обращенных интервалов будут обращения разрешений исходных.Как видите у нас могут получиться такие интересные созвучия как ув5, ум7, ув2 и так далее.А вот характерные интервалы в гармоническом миноре (о нём мы писали здесь: ):

Как строить характерные интервалы в любой тональности

рис.

5Как мы знаем чтобы получить гармонический минор надо в натуральном повысить 7-ую ступень на полтона (на рисунке 5 повышенная 7-ая это нота соль диез).

Как строить характерные интервалы в любой тональности?

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите?

Сами смотрите! Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв

Как строить характерные интервалы в любой тональности

алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.

Характерные интервалы.

Что такое характерные интервалы

Итак, в мажоре 2 пара интервалов строится на следующих ступенях:

  1. Ум.4 — 3 ступень.
  2. Ув.5 — 4 ступень.

Такая сложная структура построения обусловлена тем, что в мажоре в интервале должна присутствовать 4 ступень.Итак, сходства между гармоническим мажором и минором закончились, да и обусловлены были они только особенностями построения ув.2. Характерные интервалы гармонического минора строятся на следующих ступенях:

  1. ум.7 — 7 ступень;
  2. ув.2 — 6 ступень;
  3. ум.4 — 7 ступень.
  4. ув.5 — 3 ступень;

Что касается построения интервалов в миноре от какого-либо звука, следует придерживаться следующей простой методики.

Рассмотрим пример построения уменьшенной септимы.

Как строить характерные интервалы в любой тональности

Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре Пример 5.

А в паре интервалов ув5— ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.

А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Пример 6.

Увеличенные и уменьшенные интервалы: как их построить?

Посмотрите, как эти результаты выглядят в нотной записи: Как можно сузить интервал?

Нужно действовать наоборот, то есть сворачивать его внутрь. Для этого мы либо верхний звук теперь уже понижаем на полтона или, если манипулируем нижним звуком, т о его повышаем, немного приподнимаем.

В качестве примера рассмотрим ту же самую квинту РЕ-ЛЯ и попробуем ее сузить, то есть уменьшить.

Чего мы добились? Была чистая квинта РЕ-ЛЯ, мы получили два варианта уменьшенной квинты: РЕ и ЛЯ-БЕМОЛЬ, РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ.

Если изменить сразу оба звука квинты, то выйдет дважды уменьшенная квинта РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ-БЕМОЛЬ.

Смотрим нотный пример: Посмотрите, что можно сделать с другими интервалами. Сейчас перед вами четыре нотных примера.

Сравните их и понаблюдайте, как из одних интервалов получаются другие, путем манипулирования верхним звуком – он то повышается, то понижается на полтона. Пример 1. Чистые и большие интервалы от РЕ, построенные вверх Пример 2.

Музыкальный онлайн колледж

Кроме того, интервал увеличенной секунды в мелодии звучит не также, как интервал малой терции, что объясняется свойством ступеней , а также напоминает о дотемперированой эпохе музыкального строя.

Итак, если интервал больший чем большая секунда мы называем увеличенным, то отсюда делаем простой вывод интервал меньший чем малый мы называем уменьшенным.Например, малая терция AC, а ACb будет уменьшенной терцией.

То есть для того, чтобы получить увеличенный интервал нам нужно поднять на полтона верхний звук, без изменения его названия или понизить нижний, а для получения уменьшенного понизить верхний или повысить нижний.Кроме малых и больших интервалов у нас есть еще чистые.

Для них все еще проще. Повышая чистый интервал мы получаем увеличенный, понижая уменьшенный.Повышая или понижая увеличенные и уменьшенные интервалы дальше, мы можем получить дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы.Увеличенные

Итак, первый способ состоит из нескольких этапов:

  • Теперь необходимо определить, какой звук в этой тональности является «характерным».
  • Затем нужно исходить из следующей закономерности: все характерные интервалы содержат гармоническую ступень и вертятся вокруг неё. В мажоре эта «волшебная ступень» — шестая, а в миноре седьмая, всегда это помните.
  • Сначала следует определить тональность, в которой нужно построить интервал, и для удобства записать ключевые знаки.

Начальные этапы второго способа построения полностью совпадают с первым, однако после их выполнения следует просто построить характерные интервалы на нужных ступенях.

Поэтому: Характерные интервалы – это уникальные интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора. Если точно, это: ув.

2 Что в этих ладах приводит к появлению необычных интервалов?: Гармоническая ступень в сочетании в некоторыми другими ступенями лада дает необычный интервал, это увеличенный или уменьшенный интервал, который и назвали характерным.

solfamusictheory

Чистые интервалы в обращении превращаются в чистые, малые – в большие, уменьшенные – в увеличенные, дважды уменьшённые – в дважды увеличенные и наоборот. В ладу интервалы, как и составляющие их ступени, бывают устойчивыми и неустойчивыми, диатоническими и хроматическими.

Если звуки, составляющие интервал, являются устойчивыми ступенями лада, то и интервал будет устойчивым.

Если же в составе интервала есть хотя бы один неустойчивый звук, то и интервал будет неустойчивым, т.к. неустойчивый звук требует разрешения в устойчивый. А это значит, что и интервал нужно разрешить.

Аналогичным образом определяются диатонические и хроматические интервалы.

Между диатоническими ступенями лада образуются диатонические интервалы. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми.

Если же в составе интервала есть хотя бы один хроматический звук, то и интервал будет хроматическим (и одновременно неустойчивым).

Как строить характерные интервалы в любой тональности, Музыкальный класс

Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите! Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре Пример 5.

Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

Как строить характерные интервалы в любой тональности, Музыкальный класс

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите?

Сами смотрите!Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль минореХарактерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия.

  • Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.
  • При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый.
  • А

Характерные интервалы

Характерными называются интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. К ним относятся увеличенная секунда и ее обращение — уменьшенная септима, увеличенная квинта и ее обращение — уменьшенная кварта.

Каждый из них энгармонически равен малому или большому интервалу. Увеличенные интервалы равны малым интервалам с большей на ступень количественной величиной.

Увеличенная секнуда равна малой терции, увеличенаня квинта — малой сексте.

Уменьшенные интервалы равны большим интервалам с меньшей на ступень количественной величиной. Уменьшенная септима равна большой сексте, уменьшенная кварта — большой терции. Увеличенная секунда (ув.2) строится на VI ступени лада и разрешается в сторону расширения поступенным движением обоих звуков в чистую кварту на V ступени.

Уменьшенная септима (ум.7) строится на VII ступени и разрешается в сторону сужения поступенным движением обоих звуков в чистую квинту на I ступени. При построении уменьшенной септимы, как и других секст и септим, рекомендуется использовать обращение, с построением секунды вниз и переносом результата на октаву вверх.

Поскольку увеличенная секунда и уменьшенная септима — взаимообратимые интервалы, то, при построении их обоих в одной и той же тональности, целесообразно, после построения ув.

2, обратить ее звуки в ум.7 (их разрешение тоже взаимообратимо).

Для построения увеличенной секунды и уменьшенной септимы вверх и вниз от звука можно воспользоваться обычным способом, сосчитав две ступени и 1.5 тона в ув.2.

Для нахождения ум.7 целесообразно, используя обращение, построить ув.2 в обратную сторону, с переносом затем результата на октаву в сторону построения.

Вторая пара характерных интервалов — увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4) Их построение и разрешение несколько отличается от того, что описано выше. Ув.5 и ум.4 строятся на разных ступенях в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Увеличенная квинта строится на VI ступени в мажоре и на III — в миноре; уменьшенная кварта — на III ступени в мажоре и на VII — в миноре.

От данных ступеней обычным порядком отсчитывается нужная количественная величина.

Источник: http://konsalt74.ru/kak-postroit-harakternye-intervaly-67731/

Ссылка на основную публикацию