Изучаем ноты басового ключа

Изучаем ноты басового ключа

Ноты и нотоносец

Нотное письмо – это система для записи звуков. В нотном письме звуки обозначаются специальными знаками, которые называются нотами. Рисуются они как пустой или заполненный внутри овал:

Изучаем ноты басового ключа

Нотным станом (или нотоносцем) называется система из пяти параллельных горизонтальных линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу-вверх:

Изучаем ноты басового ключа

Также существуют и добавочные линии, помещаемые выше или ниже нотного стана. Добавочные линии считаются по мере их добавления снизу или сверху нотного стана. Теоретически количество линий неограниченно, но их обычно не больше пяти. При этом говорят, что ноты располагаются на первой добавочной линии, над четвертой добавочной, под второй добавочной и т.д.

Изучаем ноты басового ключа

Ноты могут размещаться на линиях, между линиями, а также над и под линиями нотного стана:

Изучаем ноты басового ключа

Октавы. Скрипичный и басовый ключ. Расположение звуков на нотоносце. Диапазон гитары.

Мы уже знаем семь названий для основных ступеней звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Но звуков, используемых в музыке восемьдесят восемь, при этом каждый звук имеет свою отдельный знак на нотоносце — ноту. Поэтому названия звуков периодически в этой же последовательности повторяются.

Если взять первую ступень до, то при счете от нее подряд восьмая ступень представляется как бы повторением первой ступени на другой высоте. Вследствие этого восьмая ступень получает такое же название, как первая. Расстояние же от первой ступени вверх или вниз до восьмой одноименной называется октавой.

Также октавой называется часть звукоряда, в состав которой входят семь основных ступеней, при этом началом октавы принято считать звук ступени до. Таким образом весь звукоряд делится на семь полных октав, и две неполных.

Перечислим названия октав от самой низкой по звуку к самой высокой: субконтроктава (неполная), контроктава, большая октава, малая октава, первая, вторая, третья, четвертая и пятая (неполная) октава.

Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца и остальные ноты строятся от нее:

Изучаем ноты басового ключа

Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца и остальные ноты строятся от нее:

Изучаем ноты басового ключа

Ноты малой, первой, второй, третьей, четвертой и пятой октавы записываются в скрипичном ключе. Ноты субконтроктавы, контроктавы, большой октавы, малой и первой октавы записываются в басовом ключе. Исходя из этого можно заметить, что ноты малой и первой октавы можно записать как в скрипичном, так и в басовом ключе.

 Ноты контроктавы                                                                                         Ноты большой октавы

Изучаем ноты басового ключа

Ноты малой октавы                                                                                        Ноты первой октавы

Изучаем ноты басового ключа

Ноты второй октавы                                                                                      Ноты третьей октавы

Изучаем ноты басового ключа

Ноты четвертой октавы:

Ноты четвертой октавы пишутся точно также, как и ноты третьей октавы, только сверху над нотами ставят знак 8va. Это означает, что ноты играются на октаву выше, чем написано. Всего таких знаков четыре: 8va — октавой выше, 8vb — октавой ниже, 15ma — двумя октавами выше, 15mb — двумя октавами ниже.

Далеко не все звуки и октавы используются на гитаре. Диапазон электрогитары с 24 ладами — ноты от ми большой октавы до ми третьей октавы. Диапазон классической гитары — ноты от ми большой октавы до си второй октавы. Диапазон – это расстояние между самой низкой ноты до самой высокой ноты, которую можно извлечь на инструменте (либо голосом).

Получается, для того чтобы играть на гитаре нужно использовать как басовый, так и скрипичный ключ, что не очень-то удобно. Поэтому для гитары решили записывать ноты на октаву выше, чем звучит на самом деле, что позволило играть только в одном скрипичном ключе.

Это значит, если мы будем играть ноты малой октавы, на самом деле будут звучать ноты большой.

Диапазон электрогитары:

Источник: https://www.accordschool.com.ua/chast-1-2-noty-i-notonosec-oktavy-skripi/

Как читать ноты?

На нашем
прошлом занятии

мы изучили основные моменты в понимании фортепианной клавиатуры, узнали новые понятия: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма. Но это далеко ещё не всё!

Если вы хотите более серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то этих знаний недостаточно. Умение чтения нот очень важно и просто необходимо. К примеру, если вы изучили новый язык, но умеете только разговаривать на нём, то есть, навыков письма и чтения у вас нет, то ваши знания бесконечно малы, незначительны.

Соглашусь, для приобретений данных знаний вам потребуется невероятное количество времени. Осознав, какая нота имеет то или иное обозначение, вам параллельно необходимо изучать аналог пунктуации (за неё отвечают временные границы в музыке): паузы, длительности и так далее.

Но при постоянных занятиях результат никогда не заставит себя ждать.

В конце концов, у вас появится способность свободно разбираться в нотной грамоте и в дальнейшем, просто взяв в руки ноты, вы сможете прочесть их как любую книгу на понятном для вас языке, а это значит, что и воспроизведение на фортепиано произведений любой сложности вам будет под силу.

Именно на этом инструменте без данных знаний действовать будет сложно, но вот у гитаристов существует своего рода подсказка, которая называется табулатуры. Это такая схема, на которой показано какой лад в данный момент должен звучать и какие при этом должны зажиматься струны.

Но всё же это достаточно простая система, поэтому любой музыкант пользуется нотами.

Полностью уделите своё внимание картинке ниже, которая является максимально наглядной и понятной. Вам в глаза сразу бросаются клавиатура фортепиано и надписи над ней.

Октава – это разделённый на одинаковые элементы звукоряд, одна октава – от ноты До до ближайшей верхней ноты Си. Следующая нота До уже относится к другой октаве. Рассмотрите данное деление на иллюстрации.

Изучаем ноты басового ключа

Ниже находится картинка, на которой изображены ноты в скрипичном ключе – пока что за основу будет взят именно этот ключ и работать вы будете некоторое время только с ним.

Изучаем ноты басового ключа
Изучаем ноты басового ключа

По-другому он называется ключом Соль – нота, которая изображена около ключа, как вы уже догадываетесь, и есть та самая нота Соль, и она расположена в первой октаве. Этот ключ считается самым распространённым из всех существующих видов, используется для более высоких нот, но подходит не ко всем инструментам.

В основном, играя на фортепиано, в этом ключе вы будете играть скорее правой рукой. Несомненно, и другие инструменты звучат в этом ключе, те, которые воспроизводят ноты с малой октавы и выше. К примеру: скрипка (откуда и возникает название), многие духовые инструменты и так далее.

Изучаем ноты басового ключа

Второй по распространённости ключ, который используется для игры на фортепиано – басовый. Он также имеет второе название – ключ Фа (это та нота, которая находится возле него).

Его применение не так распространено, как у скрипичного, и сначала мы его не будем активно использовать в практике, но вскоре, с повышением сложности партий, вам придётся исполнять мелодии басовой линии, а она по расположению находится ниже малой октавы.

Бас – низкий звук, из этого следует, что играют в этом ключе инструменты более низкие по высоте звучания. К примеру: виолончель, бас-гитара и так далее.

Внимание: отличия между этими двумя ключами просто колоссальные – на нотоносце ноты  пишутся и располагаются совершенно по-другому, поэтому их нужно будет проучить отдельно. Данной темы мы коснёмся позже.

Стоит уделить большое внимание тому, что нота не только изображает определённую высотность звучания, но и то как она умещается в временные рамки. Это выражается длительностями.  Ноты в скрипичном и басовом ключах – целые и длятся они на протяжении четырёх долей.

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

Тактовая черта изображается прямой вертикальной линией от пятой линейки нотного стана до первой. Также есть заключительная тактовая черта, которая показывает окончание произведения:

Изучаем ноты басового ключа

Сильная доля – та доля в отдельно взятом такте, которая имеет музыкальное акцентирование.

Она выделяется среди других, звуча громче и устойчивее и, что самое главное, исполнитель показывает звучанием эту сильную долю, а слушатель, на подсознательном уровне, понимает, когда завершился тот или иной отрывок.

Чаще всего человек при прослушивании музыки отстукивает либо рукой, либо ногой ритм произведения, также он кивает в так музыке головой. Это и есть чувство временных рамок композиции, а кивки, это выделение сильных долей.

Что касается длительности нот, то их несомненно легче запомнить, чем все те знания, которые вы уже усвоили.

Изучаем ноты басового ключа

Длительностей нот большое количество. Иногда в практике будут встречаться такие длительности, как тридцать вторые или шестьдесят четвёртые. Но в данный момент вы получили базовые знания и наглядную картину того, как же ноты показаны с разными длительностями. Далее мы попытаемся более глубоко вникнуть в данную тему.

Изучаем ноты басового ключа

Большущей подсказкой здесь является само название данных длительностей. То есть, как было уже сказано, целая длительность длится 4 доли.

Читайте также:  Сочинение по музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся

Половинная длительность занимает ровно половину целой длительности, то есть две половинных будут занимать время столько, сколько занимает целая, одна половинная длится 2 доли.

Непосредственно четвертные  занимают половину половины целой длительности, и половину половинной длительности, занимая 1 долю. Такой же логике поддаются и другие, они делят предыдущую длительность на две более мелких.

Рассмотрим более подробно данные длительности, и как они взаимодействуют друг с другом.

Изучаем ноты басового ключа

То есть, в такте не может быть по количеству больше длительностей, чем задано времени изначально для каждого такта. Длительности в сумме не могут превышать единицы целой ноты.

Как уже было сказано, длительности не ограничиваются теми, о которых уже шла речь. Существует такие как: шестьдесят четвёртые, сто двадцать  восьмые и так далее, но это естественно встречается более редко, чем остальные.

Внутри каждого такта должно находиться определённое количество ритмических долей.

Музыка похожа на поезд, а такты – это её вагоны. Ведь в каждом вагоне выделено определённое количество мест для пассажиров (длительностей). К примеру, могут поместиться четыре взрослых (четверти длительности) или восемь ребятишек (восьмые длительности), получился бы размер 4/4. Это означает, что у музыке есть свой размер и каждый такт подвластен ему и не может его нарушать.

У нас появляется новое понятие – размер такта.

Если бы не существовало определённых временных рамок в музыке и не было бы определённых размеров, то мы бы не смогли услышать танцевальной музыки, которая характерна определённым размерам. От данного фактора зависит многое.

(стрелочкой указан размер)

Изучаем ноты басового ключа

Размер пишется всегда после ключа, обозначает с какой частотой мы будем слышать сильные доли .

Верхняя цифра указывает сколько в нашем такте будет долей, а нижняя показывает какие длительности будут занимать одну долю.

Уточнение: сколько существует длительностей, столько и бывает разновидностей нижней цифры. К примеру: 1 — целая, 2 — половинная, 4 – четверть, 8 – восьмая и так далее.

Еще один элемент, который мы сегодня изучим – это размер 4/4. В музыкальных построениях он очень часто встречается и считается образцовым. 4/4 – обозначает 4 доли в одном такте и каждая из этих долей по длительности равна четверти.

Изучаем ноты басового ключа

  • Кроме этого размера есть и иные виды и очень даже необычные. Но не будем заходить далеко, ведь на данном этапе изучения музыкальных элементов нам будет достаточно и трех:
  • Для того чтобы было легче понять взгляните на диаграмму:

На ней представлен такт длительностью в 2/4. Он равен половине такта в 4/4 и в два раза короче целой ноты. Следовательно, наиболее крупной длительностью в данном размере станет половинная.

  1. Размер 2/4 = 1 половинная = 2 четверти = 4 восьмые
  2. Немного труднее будет с размером 3/4.
  3. 3/4 = ½ целой, то есть половинная + 1 четверть = 3 четвертных = 6 восьмых

Следует отметить, что вальс играется именно в этом размере. Большинство в своей жизни сталкивалось со старой привычной фразой: «Раз, два, три!». Именно так и считается ритм вальса.

Однако такой же счет также встречается в размере 3/8. И в таком случае считают не четвертными длительностями, а восьмыми. Такая закономерность возникла от того, что верхняя цифра показывает то, что в такте всего три доли, а нижняя, что по длительности они восьмые, а не четвертные.

Не всегда музыка заполняет весь такт целиком. Бывают промежутки, где возникают пустые места. Места, где музыка не звучит, в нотах отмечают паузами. Как и для любого элемента музыкального языка для них тоже имеются отдельные обозначения. Их также необходимо запомнить.

  • И не забывайте: появление рядом с нотой точки означает, что ее протяженность увеличена на половину.
  • Рассчитываю, что вы не забыли первоначальный урок, где мы изучали каким образом играть гаммы.

Мы изучили три гаммы (по-другому их называют звукорядами): C dur (До мажор), F dur (Фа мажор) и G dur (Соль мажор). А сейчас, усвоив ранее неизвестные знания, давайте рассмотрим эти гаммы, кроме До мажора (она понятна без объяснений).

Гаммы F dur и G dur

Обратите внимание, в звукорядах появились знаки. Знак, появившийся в первом примере называют бемолем, а символ, поставленный перед нотой фа во втором – диезом. Ноты, обозначенные этими знаками, играются на черных клавишах.

А теперь пришло время подвести определенный итог и понять, что вы сумели усвоить.

С этой песенкой все знакомы еще с детства. Ведь ни один новогодний утренник не обходится без хоровода вокруг елочки. Постарайтесь сами проанализировать музыкальный эпизод, а после прочитать представленные ниже умозаключения и сравнить их со своими.

  1. В начале любого музыкального произведения ставится ключ. В нашем примере это скрипичный ключ, но знайте, что есть и другие разновидности.
  2. После ключа соль стоит один знак альтерации, определяющий тональность, в которой должно исполняться произведение. В представленной песенке этот знак записан на третьей линейке нотоносца и называется – си бемоль. И не трудно догадаться, что это тональность Фа мажор, гамму которой мы уже разобрали.
  3. Далее следует размер, в пределах которого звучит произведение. В примере – это 2/4. Как вы помните: в данном размере каждая сильная доля является второй.
  4. Паузы здесь нам не встретились, но не забывайте их разновидности. Знание о них еще пригодится в дальнейшем обучении и последующем творческом пути.
  5. Песенка начинается с затакта. Это когда неполный такт, то есть вместо 4 предназначенных четвертей в размере 4/4 будет только три, а одна доля будет обозначена паузой. В затакте есть только нота До первой октавы. Да и вся мелодия записана в первой октаве.
  6. Такты разделяет тактовая черта.
  7. Следующий такт весь организован только восьмыми длительностями: две восьмые ноты Ля, одна восьмая Соль и снова Ля.

Если ваша дедукция вас не подвела и ваше рассуждение совпадает с выводами, представленными выше, то вас можно поздравить, продолжайте в том же темпе. Ежели вы не совсем справились с этим заданием, то не стоит отчаиваться, ведь мы только учимся, а этот теоретический материал весьма сложен для освоения с нуля.

Однако, всем известно, что наиболее действенный способ чему-нибудь обучиться – это практика. Поэтому на первых порах проигрывайте простые песни и пробуйте пропевать ноты, которые вы читаете.

Полезно будет присутствие человека, знающего музыкальную грамоту и с хорошим слухом, во время ваших занятий. В противном случае, если вы уверены в своем слухе, то продолжайте свои занятия.

Как вариант эталонного звука можно использовать пианино.

  1. Со временем систематические занятия, где вы будете петь и играть даже гаммы, поднимут ваш профессиональный уровень, вы будете читать с листа ноты намного увереннее.
  2. Главное помните: важно правильно усваивать и запоминать данную  вам информацию, поэтому запаситесь терпением.
  3. Следующее занятие

    , третье по счету, посвящено интервалам и гаммам, а также некоторым новым определениям, которые обязательно знать будущему пианисту.

  4. Приглашаем вас на
    уроки фортепиано

    в Рок-Академию.

Записаться на занятие

Источник: https://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/kak-chitat-noty-urok-2-samouchitelya-fortepiano

Музыкальные Ключи — Теория музыки

Редактор, корректор: Полина Полянская

Как без труда понять, какому звуку соответствует расположение ноты на нотном стане?

Ключ

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты. Существует несколько видов ключей. Мы рассмотрим 3 основных: Скрипичный ключ, Басовый ключ и Альтовый ключ.

Скрипичный Ключ

Этот ключ указывает положение ноты Соль первой октавы:

Изучаем ноты басового ключа

Рисунок 1. Скрипичный ключ

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты. Мы помним порядок основных ступеней: до- ре- ми- фа-соль— ля- си. Давайте разместим эти ноты с учётом места ноты соль:

Изучаем ноты басового ключа

Рисунок 2. Ноты первой октавы в скрипичном ключе

На рисунке 2 мы разместили ноты от до (самая первая нота, находится внизу на дополнительной линии) до си (на центральной линии). Последний символ — пауза.

Басовый Ключ

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Изучаем ноты басового ключа

Рисунок 3. Басовый ключ

Вот пример расположения нот до- ре- ми-фа— соль- ля- си на нотном стане с басовым ключом Фа:

Изучаем ноты басового ключа

Рисунок 4. Ноты малой октавы в басовом ключе

Альтовый ключ

Этот ключ указывает расположение ноты До первой октавы: она находится на средней линии нотного стана (линия выделена красным цветом):

Изучаем ноты басового ключа

Рисунок 5. Альтовый ключ

Примеры

Может возникнуть вопрос: «Почему нельзя обойтись одним ключом»? Читать ноты удобно, когда большинство нот располагается на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу. Кроме того, мелодия таким образом записывается компактней. Рассмотрим пример использования ключей.

Мелодия из телепередачи «В гостях у сказки», первые 2 такта. В Скрипичном ключе Соль эта мелодия выглядит так:

Изучаем ноты басового ключа

Рисунок 6. Мелодия «В гостях у сказки» в скрипичном ключе

А вот так выглядит эта же мелодия в Басовом ключе Фа:

Изучаем ноты басового ключа

Рисунок 7. Мелодия «В гостях у сказки» в басовом ключе

В Альтовом ключе До эта же мелодия выглядит вот так:

Изучаем ноты басового ключа

Рисунок 8. Мелодия «В гостях у сказки» в альтовом ключе

В случае записи мелодии в ключе Соль, ноты размещаются на нотном стане без дополнительных линеек. В басовом ключе Фа мелодия полностью записана на дополнительных линейках, что усложняет и чтение, и запись. В альтовом ключе бóльшая часть мелодии записана на дополнительных линейках. Это тоже неудобно.

И наоборот: если бас-партию записать в скрипичном или альтовом ключе, то все или большинство нот будут располагаться на дополнительных линейках. Таким образом, различные ключи облегчают чтение и запись низких или высоких нот.

Отдельно отметим, что существуют и другие ключи. Они подробно рассмотрены в статье «Ключи. Обзор».

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Полная версия программы в статье «Тест: музыкальные ключи»

Итоги. Теперь вы знаете 3 основных ключа: Скрипичный ключ Соль, Басовый Фа и Альтовый До.

Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?id=12&Itemid=182&lang=ru&option=com_content&view=article

Волшебные клавиши

Изучаем ноты басового ключа

Здравствуйте, дорогие друзья! Для тех, кто решил овладеть искусством игры на фортепиано и синтезаторе знания нот первой и второй октавы не достаточны. Именно поэтому мы приступаем к изучению нот в басовом ключе.

Пожалуйста, изучайте эту тему только после изучения нот первой, второй и третьей октав.

Посмотрите на ноты. Если они вам знакомы, продолжаем дальше. Если нет, учите!

  • Изучаем ноты басового ключа
  • Для повтора:
  • Ноты первой октавы
  • Ноты второй октавы
  • Ноты третьей октавы
  • Октавы синтезатора и ноты
  •  Ноты басового ключа на нотном стане
  • Изучаем ноты басового ключа

Басовый ключ ноты для фортепиано

 Ноты Малой октавы

Ноты Малой октавы записываются в басовом ключе.

Иногда, как видите из верхнего рисунка — ноты Малой октавы можно записать и в скрипичном ключе на нижних добавочных линейках. И ноты Первой октавы также могут быть записаны в басовом ключе на верхних добавочных линейках. Но это — редко бывает. Просто помним и о таком варианте.

Давайте для начала  познакомимся с басовым ключом. Вот как он выглядит.

Изучаем ноты басового ключа

Пишется на четвертой линейке. Означает ноту Фа Малой октавы. Посмотрите, завиток ключа начинается именно на 4 линейке (линейки считаем снизу вверх).

Запоминаем. Нота ФА Малой октавы находится на 4 линейке. Это хороший ориентир для запоминания нот!

  1. Далее рассмотрим каждую ноту Малой октавы:
  2. Изучаем ноты басового ключа
  3. Нота До находится между второй и третьей линейкой.
  4. Нота Ре — на третьей линейке.
  5. Нота Ми — между третьей и четвертой линейкой.
  6. Нота Фа — на четвертой линейке.
  7. Нота Соль — между четвертой и пятой линейкой.
  8. Нота Ля — на пятой линейке.
  9. Нота Си — над пятой.

Обратите внимание! Ноту До Первой октавы можно записать и в басовом ключе — на первой дополнительной линейке.

  • Изучаем ноты басового ключа
  • Ноты Большой октавы.
  • В басовом ключе ноты Большой октавы располагаются слева от Малой октавы.
  • Ноты Большой октавы
  • Изучаем ноты басового ключа

Не стоит пугаться большому объему информации. Если есть вопросы, обязательно задавайте в комментариях к статье!

С уважением, Елена Романова.

Источник: http://romanovaelena.ru/basovyj-klyuch-noty

Ноты басового ключа

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.

Если названия октав сейчас для вас термины пока незнакомые, то мы рекомендуем вам изучить статью Расположение нот на фортепиано.

Вкратце поясним, в музыкальном звукоряде постоянно, но каждый раз на разной высоте повторяются одни и те же семь главных нот – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. И каждое такое повторение этого «набора» звуков называется ОКТАВОЙ.

Октавы имеют названия в зависимости от высоты расположения в общем музыкальном звукоряде.

Суть басового ключа

Второе название басового ключа – ключ ФА. Так его прозвали за то, что своим положением на нотном стане (а он привязан к четвертой линейке) он указывает на ноту ФА малой октавы. Нота ФА малой октавы является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.

Так, ближайшие ступени, которые окружают ФА, это МИ (снизу) и СОЛЬ (сверху). Соответственно, и на нотном стане эти ноты будут располагаться вокруг ФА.

Если известно, что ФА занимает, словно бусинка на ниточке, сидит на четвертой линейке, то нетрудно догадаться, что адрес ноты МИ – под четвертой линейкой (точнее – между третьей и четвертой), а постоянное место пребывания СОЛЬ – выше четвертой линейки (она помещается в промежутке между четвертой и пятой линейками). Таким же образом можно выяснить, где писать все остальные ноты. Например, ноты РЕ и ЛЯ будут занимать, соответственно, третью и пятую линейку нотного стана.

Посмотрите на картинку и запомните главное!

Изучаем ноты басового ключа

Ноты малой октавы в басовом ключе

Ноты малой октавы, когда они записаны в басовом ключе, занимают основное пространство нотного стана (три верхних линейки). Это свидетельствует о том, что данные ноты можно отнести к разряду наиболее часто употребляемых в музыки, значит, их нужно лучше всего знать.

На рисунке выписаны все ноты малой октавы. Посмотрите внимательно:

Изучаем ноты басового ключа

  • Нота ДО малой октавы расположена между второй и третьей линейками нотного стана.
  • Нота РЕ малой октавы, ее адрес на нотном стане – третья линейка.
  • Нота МИ малой октавы пишется между третьей и четвертой линейками.
  • Нота ФА малой октавы занимает свое коронной место – четвертую линейку.
  • Ноту СОЛЬ малой октавы следует искать между четвертой и пятой линейками.
  • Нота ЛЯ малой октавы светит нам с пятой линейки.
  • Нота СИ малой октавы располагается выше пятой линейки, над ней.

А теперь снова посмотрите на картинку. Здесь ноты малой октавы даны не подряд, а перемешаны, постарайтесь вспомнить их по именам и без ошибок назвать каждую из них.

Изучаем ноты басового ключа

Ноты большой октавы в басовом ключе

Ноты большой октавы встречаются в музыке почти так же часто, как и ноты малой октавы. Для записи нот данного диапазона используются две нижних линейки нотного стана, а также две добавочных линейки снизу. Смотрим на рисунок:

Изучаем ноты басового ключа

  • Нота ДО большой октавы пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота РЕ большой октавы занимает позицию под первой добавочной линейкой.
  • Нота МИ большой октавы «нанизана» на первую добавочную линейку нотоносца.
  • Нота ФА большой октавы располагается под первой основной линейкой нотного стана.
  • Нота СОЛЬ большой октавы «сидит» на первой линейке нотоносца.
  • Нота ЛЯ большой октавы спряталась между первой и второй линейками.
  • Ноту СИ большой октавы следует искать на второй линейке нотоносца.

Ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы – очень низкие, обыкновенно они встречаются редко. Но все-таки тем, кто играет на органе, фортепиано, или на низких по тесситуре инструментах (туба, контрабас) они, бывает, попадаются в нотах. Эти ноты можно записать двумя способами: или целиком на добавочных линейках, или с применением ОКТАВНОГО ПУНКТИРА.

Что такое октавный пунктир? Это обыкновенная пунктирная линия с цифрой восемь в начале, и все ноты, которые эта линия снизу обнимает, нужно играть на октаву ниже. Октавный пунктир является очень удобным средством для избегания большого числа добавочных линеек, которые, с одной стороны, замедляют процесс распознавания нот, а с другой – делают запись более громоздкой.

Изучаем ноты басового ключа

Кстати, октавные пунктиры бывают и с противоположным действием, когда все, что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше. Это пунктиры для высоких нот, о них можно почитать в статье Ноты скрипичного ключа.

Если же все-таки ноты контроктавы записаны без применения октавного пунктира, то в таком случае их расположение на нотном стане будет следующим.

  • Нота ДО контроктавы пишется под пятой добавочной линейкой снизу.
  • Нота РЕ контроктавы занимает пятую вспомогательную линейку, добавляемую внизу нотного стана.
  • Нота МИ контроктавы располагается под четвертой добавочной линией.
  • Нота ФА контроктавы «насаживается» на саму четвертую добавочную линию.
  • Нота СОЛЬ контроктавы «висит» под третьей добавочной линейкой снизу.
  • Нота ЛЯ контроктавы пишется на третьей добавочной линии.
  • Нота СИ контроктавы занимает положение под второй добавочной линейкой нотного стана.

Субконтроктава – это «среда обитания» самых-самых низких нот, которые встречаются очень редко. Субконтроктава, к тому же, является еще и неполной октавой, в ней всего две основных ступени – ЛЯ и СИ.

Если эти ноты записывать на добавочных линейках, то этих линеек будет огромное количество.

Поэтому ноты субконтроктавы всегда записываются под октавными пунктирами: как ноты контроктавы под обыкновенным октавным пунктиром, либо как ноты большой октавы под специальным двойным октавным пунктиром.

Что такое двойной октавный пунктир – это точно такая же пунктирная линия, но с числом 15, которое говорит о том, что ноты нужно исполнять на целых две октавы ниже.

Изучаем ноты басового ключа

Ноты первой октавы в басовом ключе

Источник: http://muz-teoretik.ru/noty-basovogo-klyucha/

7 урок. Басовый ключ

Изучаем ноты басового ключа

Если Вы хотите играть нормальные песни на пианино именно по нотам, то Вам нужно знать о том, что такое басовый ключ, как читать в нем ноты и так далее. А если же Вам это не нужно и Вы планируете играть песни по видео, то можете пропустить этот урок. Для этих людей я сделаю отдельный раздел, где мы с Вами будем разбирать различные песни на пианино по видео.

Итак, мы уже знаем, что такое скрипичный ключ и как в нем читаются ноты.

Теперь посмотрим на басовый ключ:

Изучаем ноты басового ключаЗначок басового ключа (Рис. 1)

В басовом ключе также пишутся ноты, только для левой руки, но они отличаются от нот в скрипичном ключе (нот для правой руки). Посмотрите на рисунок выше (рис. 1): басовый ключ начинает рисоваться с четвертой линейки.

И если в скрипичном ключе на четвертой линейке у нас располагалась нота Ре второй октавы, то в басовом ключе на четвертой линейке находится нота Фа малой октавы (малая октава на пианино идет перед первой).

Посмотрите на каждую ноту малой октавы, что записаны в басовом ключе:

Изучаем ноты басового ключаНоты в басовом ключе (Рис. 2)

Видите, запись нот в малой октаве (то есть в басовом ключе) отличается от записи нот в первой октаве (в скрипичном ключе). Давайте посмотрим еще на один рисунок, чтобы нам с Вами стало немного понятнее:

Изучаем ноты басового ключаНоты басового и скрипичного ключей (Рис. 3)

Как видите, некоторые ноты первой октавы можно записать и в басовом ключе (на верхних добавочных линеечках) — и наоборот — некоторые ноты малой октавы можно записать в скрипичном ключе ключе (на нижних добавочных линеечках).

Но обычно нет нужды так сильно извращаться, ведь сложно читать ноты на добавочных линейках. Обычно все пишут в том ключе, в котором удобней будет читать ноты без напряга.

Ноты большой октавы, естественно, пишутся в басовом ключе, потому что большая октава идет даже перед малой.

Ребят, честно сказать, как бы мне это не было стыдно, но я так и не понял, почему запись нот в басовом и скрипичном ключе отличается.. Почему в скрипичном ключе на одной линейке стоит такая-то нота, а в басовом ключе на той же линейке — другая нота? Если у Вас возник тот же вопрос или Вы знаете на него ответ, напишите об этом в комментариях, будем думать вместе =)

Басовый ключ на практике

Где же мы с Вами можем увидеть басовый ключ на практике? Смотрим на картинку:

Изучаем ноты басового ключаБасовый ключ на нотном стане (Рис. 4)

Это ноты «Маленькой елочки» для двух рук. Обратите внимание: нотный стан идет группами по две строчки: Первая (верхняя) строчка играется правой рукой, вторая (нижняя) строчка играется левой рукой. Даже если на этой второй строчке не басовый, а скрипичный ключ (бывает и такое), то все равно эта вторая строчка играется левой рукой.

Кое-что поясню. Сыграли две этих сгруппированных строчки — затем играем следующие две строчки, и так далее.

Как это звучит на двух руках? Смотрим:

(Видео 1)

Правой рукой играется мелодия, а левой рукой идет аккомпанемент. В данном случае левой просто идет долбёжка аккордами…

Вот это еще один интересный факт: аккомпанемент практически всегда играется аккордами, но не обязательно всегда все ноты аккорда играются одновременно: ноты аккорда могут играться и по очереди или в разном порядке.

В этой конкретной песне (Елочка) всего три аккорда, которые меняются на протяжении песни: C, G, F. В каком месте меняются аккорды — Вы можете видеть на картинке выше. В то время, как меняется аккорд на нотном стане, тут же и левая рука его меняет.

  • Посмотрите, что еще можно сыграть левой рукой в елочке, вместо долбёжки аккордами:
  • (Видео 2)
  • Видите, те же самые аккорды играет левая рука, но ноты в аккордах играются не одновременно, а по очереди.

Упражнения

Упражнения:

  1. Записывайте ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До в басовом ключе в своем блокноте именно на нотном стане, как показано на рисунке 2 (рис. 2), проговаривая их вслух.

    Так Вы разовьете зрительную память, что поможет Вам в дальнейшем играть песни на пианино «с листа» (по нотам с нотного стана).

  2. Попробуйте сами сыграть по нотам ту же самую «Елочку» двумя руками: сначала как на первом видео, потом как на втором.

Заключение

Друзья, вот мы и разобрались с Вами с басовым ключом. На самом деле, Вы многого достигните, если научитесь читать ноты и в скрипичном, и в басовом ключе, ведь Вы сможете сыграть любую песню по нотам, а друзья Вам будут завидовать, потому что им было лень разбираться в нотах

Источник: https://muzykantam.net/pianino/basovyj-klyuch.php

Как читать басовые ноты (видео)

Главная / Музыка /  

Если Вы хотите играть нормальные песни на пианино именно по нотам, то Вам нужно знать о том, что такое басовый ключ, как читать в нем ноты и так далее. А если же Вам это не нужно и Вы планируете играть песни по видео, то можете пропустить этот урок. Для этих людей я сделаю отдельный раздел, где мы с Вами будем разбирать различные песни на пианино по видео.

Басовый ключ – ноты большой и малой октав

Для начала освоения нот басового ключа достаточно изучить две октавы – большую и малую, всё остальное приложится само собой. Понятие об октавах вы найдёте в статье «Как называются клавиши фортепиано». Вот как это выглядит в нотах:

Чтобы запомнить ноты басового ключа было просто, обозначим несколько точек, которые будут служить нам ориентирами.

1)    Прежде всего, это четвёртая линейка – нота фа малой октавы, можно в её окружении легко назвать расположения и нескольких других нот той же октавы.

2)    Второй ориентир, который я предлагаю, – место на нотоносце трёх нот «до» – большой, малой и первой октавы. Нота до большой октавы пишется на двух добавочных линейках снизу, до малой октавы – между 2-й и 3-й линейками (на самом нотном стане, то есть как бы «внутри»), ну а до первой октавы занимает первую добавочную линейку сверху.

Вы можете придумать для себя какие-то свои ориентиры. Ну, например, выделять отдельно ноты, которые пишутся на линейках и те, которые занимают промежутки.

Ещё один способ быстро освоить ноты в басовом ключе – выполнить упражнения тренинга «Как легко и быстро выучить ноты». Там предлагается ряд практических заданий (письменно, устно и игра на фортепиано), которые помогают не только разобраться в нотах, но и развивают музыкальный слух.

Если вы находите данную статью полезной, порекомендуйте её своим друзьям с помощью кнопок социальных сетей внизу страницы. Также вы можете получать новые полезные материалы прямо на свою почту – заполните форму и подпишитесь на обновления (важно – сразу же проверьте свой e-mail и подтвердите подписку).

Вверх

Советы

  • Практикуйтесь, играя на музыкальном инструменте. Если вы играете на пианино, то, возможно, вам уже приходилось читать ноты. Однако многие гитаристы учатся, слушая музыку, а не читая ноты. Если вы решили научиться читать ноты, забудьте все, что уже знаете. Сначала научитесь читать их, а потом играйте!
  • Попрактикуйтесь в каком-нибудь тихом месте. Лучше всего начать с пианино, так как на нем легко практиковаться в начале. Если у вас нет пианино, попробуйте одно из виртуальных пианино в интернете. Разобравшись, вы можете перейти к обучению игры на других инструментах! Надеемся, это поможет.
  • Найдите ноты ваших любимых песен. Зайдите в ближайшую библиотеку или музыкальный магазин, там вы найдете сотни — если не тысячи — книг с нотами и аккордами ваших любимых песен. Читайте ноты, слушая музыку, и вы будете лучше понимать ее на интуитивном уровне.
  • Постарайтесь весело проводить время с музыкой, потому что будет довольно сложно научиться играть через силу.
  • Поработайте над сольфеджио. Даже если вам не достался хороший голос, это поможет вам натренировать слух и услышать ноты.
  • Постоянные и регулярные тренировки — вот залог успеха. Сделайте карточки или купите тетради для чтения нот, чтобы заложить прочный фундамент.
  • Вам будет полезно выучить как западные ноты, так и обычные ноты. Изучение западных нот поможет вам в долгосрочной перспективе, и их намного легче запомнить, чем обычные ноты.
  • На сайте imslp.org хранится большая коллекция партитур и записей исполнений музыкальных произведений. Сайт создан для того, чтобы люди могли выбрать одно из произведений какого-нибудь композитора, слушать его и одновременно читать ноты.
  • Сохраняйте терпение. Как и изучение иностранного языка, обучение чтению нот требует времени. Как и в любом другом деле, чем больше вы практикуетесь, тем легче оно вам будет даваться, и тем лучше у вас будет получаться.
  • Скользящая деталь на тромбоне играет диезные и бемольные ноты.

Это интересно: Как отрегулировать гриф: рассматриваем детально

Басовый ключ на практике

Где же мы с Вами можем увидеть басовый ключ на практике? Смотрим на картинку:

Басовый ключ на нотном стане (Рис. 4)

Это ноты «Маленькой елочки» для двух рук. Обратите внимание: нотный стан идет группами по две строчки: Первая (верхняя) строчка играется правой рукой, вторая (нижняя) строчка играется левой рукой. Даже если на этой второй строчке не басовый, а скрипичный ключ (бывает и такое), то все равно эта вторая строчка играется левой рукой.

Кое-что поясню. Сыграли две этих сгруппированных строчки — затем играем следующие две строчки, и так далее.

Как это звучит на двух руках? Смотрим:

(Видео 1)

Правой рукой играется мелодия, а левой рукой идет аккомпанемент.

В данном случае левой просто идет долбёжка аккордами… Вот это еще один интересный факт: аккомпанемент практически всегда играется аккордами, но не обязательно всегда все ноты аккорда играются одновременно: ноты аккорда могут играться и по очереди или в разном порядке.

В этой конкретной песне (Елочка) всего три аккорда, которые меняются на протяжении песни: C, G, F. В каком месте меняются аккорды — Вы можете видеть на картинке выше. В то время, как меняется аккорд на нотном стане, тут же и левая рука его меняет.

  • Посмотрите, что еще можно сыграть левой рукой в елочке, вместо долбёжки аккордами:
  • (Видео 2)
  • Видите, те же самые аккорды играет левая рука, но ноты в аккордах играются не одновременно, а по очереди.

С чего начинать освоение музыкальной азбуки?

Универсальных приемов, одинаково действенных для всех, нет: на характер восприятия влияет и склад ума, и наличие слуха, и даже темперамент. Отметим, что «сиюминутных» методик, призванных научить читать ноты, не существует. Наука достаточно сложная, и начинается все с азов, а именно – запоминания основополагающих принципов и понятий музыкальной грамоты:

  • Нотный стан – расположенные на определенном расстоянии друг от друга параллельные линии, знакомые с детства практически каждому. Они пронумерованы, и отсчет начинается снизу. 

Источник: https://newsu.ru/muzyka/izuchaem-noty-basovogo-klyucha.html

Ссылка на основную публикацию