Лирические музыкальные произведения

Лирические музыкальные произведенияКак известно, классические музыкальные произведения о любви появились не сразу. И на это повлияли исторические события трех разных эпох: барокко, классический и романтический периоды, в которых основными музыкальными темами были «драма» и «юмор». После, появилась тема «любви».

Но с приходом любовной тематики в классическую музыку, этот мир искусства словно изменился. Потому что тема любви давала огромную мотивацию и вдохновение для самых лучших классических музыкальных композиций того времени.

Вообще, здесь имеется в виду любовь, подразумевающая не только интимные чувства, но и любовь к родине, нации, природе и.т.п. Но на первом месте, все же, стоит интимная лирика.

Допустим, если взять, к примеру, величайшего композитора Иоганна Себастьяна Баха, то характер его некоторых композиций можно объяснить любовными чувствами к его жене Анне Магдалене. То есть у Баха была мотивация для написания таких произведений.

Посещало также вдохновение на написание классических произведений и Бетховена, Брамса, Шуберта.

В общем, каждый композитор хоть одно произведение посвятил теме любви и выразил ее в своей музыке каждый по-своему.

К образцовым классическим композиторам в дальнейшем присоединяются и другие музыканты, которые уже относятся к современной классической музыке. И, тем не менее, классические музыкальные композиции «новых» классиков были также всемирно признанными.

К основному списку музыкальных произведений можно отнести такие работы:

  1. Людвиг ван Бетховен — Аппассионата
  2. Фредерик Шопен — Ноктюрн № 2 Ми-бемоль
  3. Иоганнес Брамс — Колыбельная
  4. Вольфганг Амадей Моцарт — Концерт для фортепиано № 23, Адажио
  5. Фредерик Шопен — Фантазия Экспромт
  6. Иоганн Штраус младший — На прекрасном голубом Дунае
  7. Петр Чайковский — Па-де-де из балета «Щелкунчик»
  8. Густав Малер — Финал Восьмой Симфонии
  9. Иоганн Себастьян Бах — Сюита № 3

Важно обратить внимание, что в этих классических музыкальных произведениях тема любви рассматривается под абстрактным углом. Здесь может выступать любовь, как к субъекту, так и к объекту.

Новости финансовых рынок от https://yasmine.kiev.ua всегда лучшее

Источник: http://musicstyle.ru/klassicheskie-muzykalnye-proizvedeniy/klassicheskie-muzykalnye-proizvedeniya-o-lyubvi.html

5 самых депрессивных музыкальных произведений

Лирические музыкальные произведенияГрустная музыка

В качестве эпиграфа – случай из жизни. Восьмилетняя Варя, дочь моей коллеги – девочка с пытливым умом, очень музыкальная – вернулась из школы потрясенная.

Дети на занятиях слушали “Детский альбом” Чайковского и постигали историю создания сборника. Не поужинав, Варя бросилась скачивать все 24 пьесы.

Весь вечер их слушала, а потом пришла делиться впечатлениями: “Мама, как ты думаешь, “Болезнь куклы” – это веселая или грустная музыка?” – “Наверное, грустная”. – “Ха! Это ты еще “Похороны куклы” не слышала!”

Ровно восемьдесят лет назад молодой американский композитор Сэмюэл Барбер принялся за написание квартета для струнных. Вторая часть этого произведения была признана нашими современниками (аудиторией BBC) “самым печальным произведением классической музыки”.

Мы создали свой душераздирающий плейлист, от которого захочется свернуться калачиком на кухонном полу и плакать в полотенце. Итак, представьте жизнь в оттенках сепии.

Сэмюэл Барбер: Адажио

Летом 1936 года 26-летний Сэмюэл Барбер, проводя каникулы в Европе, задумал струнный квартет. Molto allegro e appassionato – первая часть, Molto adagio – вторая, Molto allegro – Presto – третья часть.

Молодой человек рассчитывал на исполнение в кругу друзей.

История распорядилась иначе, и Adagio, оркестрованное композитором и отосланное Артуро Тосканини, принесло своему автору оглушительную славу, правда у признания была и обратная сторона – тяжелейшая депрессия.

Впервые Адажио прозвучало в 1938 году на радио силами Симфонического оркестра NBC под управлением Тосканини. Критика была неоднозначной.

“Аутентичная, скучная, серьезная музыка – совершенный анахронизм, вышедший из-под пера человека 28 лет от роду в 1938 году нашей эры!”

– цитирует американский журналист Алекс Росс бескомпромиссную Эшли Петтис из Федерального музыкального проекта.

Композитор из крошечного местечка Вест-Честер, штат Пенсильвания, создал икону всеобъемлющей скорби. Оно заняло прочное место в галерее самых значительных ее воплощений. При этом не отрицалось и прагматическое применение барберовского шедевра: он многократно исполнял функцию реквиема – по монаршим особам, политикам, голливудским светилам.

В 1945 году, в день смерти 32-го президента США Франклина Рузвельта звучало именно Адажио Барбера.

Не трудно догадаться, что композитор настрого запретил исполнять Адажио на собственных похоронах, желая хотя бы в смерти отбросить довлеющий ком, как ему казалось, необоснованной славы.

Один из виднейших американских музыкантов XX века, композитор яркого мелодичного дара под атакой эмоций в 1964 году уничтожил партитуру своей Второй симфонии, посвященной Американской авиации – войскам, в которых он служил во время Второй мировой войны. Произведение было восстановлено по сохранившимся отдельным голосам. Ощущение, что пик композиторской карьеры случился слишком рано, и последующие произведения останутся в тени Адажио, разъедало Барбера.

Новое поколение открыло Адажио в оскароносной киноленте “Взвод” Оливера Стоуна, где свою первую серьезную роль сыграл Чарли Шин.

Киноиндустрия поспособствовала тому, что в один прекрасный момент Адажио, точнее его замиксованная ди-джеями версия, зазвучала в ночных клубах. Пионеры клубной музыки сочли гипнотические гармонии Барбера привлекательными.

Несколько лет назад американский журналист Томас Ларсон посвятил Адажио целую книгу – “Самая грустная в мире музыка”. Автор говорит о ней как об “интимной истории одного музыкального произведения”.

Томазо Альбинони: Адажио соль-минор для струнных, органа и скрипки соло

Мастер эпохи барокко, создатель десятков опер (большая часть утеряна во время бомбардировки государственной библиотеки в Дрездене), венецианский специалист в области инструментальной музыки не имеет отношения к Адажио. В биографии Альбинони множество лакун. Однако известно, что одной из самых удачных мистификаций в музыкальной культуре XX века мир обязан Ремо Джадзотто, автору ряда композиторских биографий и книг по истории музыки.

По одной из версий, у него в руках оказались крошечные фрагменты рукописи из второй, медленной части неизвестной сонаты, принадлежащей Альбинони.

По басовому голосу и нескольким фрагментам мелодии итальянец восстановил всю середину произведения и опубликовал нотный материал в 1958 году, приписывая авторство своему знаменитому соотечественнику.

Однако в 1965 году Джадзотто объявил, что Адажио написал он сам.

Во всей этой эпопее слишком много неизвестных. Джадзотто никогда не предъявлял общественности свою находку. Записи о его контактах с Дрезденской библиотекой отсутствуют – утверждают одни. Критик не мог не работать систематически с саксонскими каталогами в Дрездене, так как занимался написанием монографии, посвященной Альбинони – возражают другие.

Так или иначе Адажио получило широчайшую популярность. Итальянский дирижер Ино Савини (1904-1995) оркестровал Адажио и сам впервые исполнил его в чешском городе Острава в 1967 году с Филармоническим оркестром Яначека.

Аккордовое шествие, поддерживаемое органом, скорбные струнные, безысходная тема у сольной скрипки, трагическая нота произведения с идеей прощания, моментом необратимости – все это оценили по достоинству рокеры, поп-звезды разной величины.

Тонны ремиксов штурмом брали вершины всевозможных хит-парадов.

При этом Адажио Альбинони на тех же основаниях, что и Адажио Барбера, прочно обосновалось в плейлисте траурных церемоний.

Lacrimosa из Реквиема Моцарта

На этот раз мы имеем дело непосредственно с ритуальной музыкой – заупокойной мессой на канонический текст.

“Плачевен тот день, когда восстанет из праха для суда грешный человек. Так пощади его, Боже, милосердный Господи Иисусе! Даруй ему покой. Аминь,”

– поется в части Lacrimosa. Как и в случае с Адажио Альбинони-Джадзотто, здесь встает вопрос авторства. Как известно, венценосный Моцарт не успел дописать реквием. По мистическому совпадению, это оказалось его последнее творение. Вольфганг Амадей скоропостижно скончался и был похоронен на кладбище Святого Марка в Вене в общей могиле вместе с бродягами и нищими.

В Lacrimosa Моцарту принадлежат только восемь тактов, и никаких сенсаций в этом факте нет. Даже учащийся музыкальной школы в подробностях может рассказать об ученике австрийского гения – Франце Зюсмайере, благодаря таланту которого одно из самых часто исполняемых произведений Моцарта получило свое завершение.

Тема соавторства очень щекотлива для сферы классической музыки в целом. Существует множество примеров неоконченных сочинений, к которым подступались как современники композиторов, их ближайшие единомышленники, так и исследователи из других эпох – фрагменты партитур попадали к ним в руки столетия спустя. Каждый подобный опыт рассматривается сугубо индивидуально.

Реквием, дописанный Зюсмайером, не мог не избежать полемики. Краеугольный камень в таких дискуссиях неизменен: обсуждается в первую очередь соотношение масштабов дарования автора и личности, предлагающей свою законченную версию изначального замысла.

Условно их можно разделить на две группы антагонистов. Первые воспринимали Зюсмайера как музыканта, который если и не поднялся на одну ступень со своим великим учителем, то остановился в двух шагах. Другие, напротив, критиковали Зюсмайера за легковесность и эпигонство.

При этом как в случае с реквиемом, так и с другими неоконченными произведениями, не исключено появление и других редакций и в наше время. Например, для одного из фестивалей современного искусства “Территория” деятельный Теодор Курентзис поручил ныне живущим композиторам написать свою, авторскую версию финала Реквиема Моцарта.

Генри Перселл: “Дидона и Эней”, финал

Опера английского композитора Генри Перселла занимает одну из первых строчек в категории самых популярных барочных опер. В основе либретто – пьеса “Брут из Альбы, или Очарованные любовники” поэта Наума Тейта и эпическая поэма Вергилия “Энеида” (цитата “Бойся данайцев, дары приносящих” как раз оттуда).

Главный герой – странствующий троянец Эней, потомок царей, любимец богов – Афродиты и Аполлона. Отважного воина, потерпевшего у берегов Карфагена кораблекрушение, радушно встречает царица Дидона.

Перселл лишает свою героиню переживаний счастливой любви, оставляя ей только мрачные минорные арии: в первой тревожной Ah Belinda I am Pressed with Torment – предощущение неминуемой беды, скорого фатального свершения.

Функции рока берут на себя ведьмы, разрушающие кажущееся благополучие влюбленных.

Подосланный дух в облике Меркурия заверяет Энея в необходимости продолжить путь в Италию. Повинуясь, герой велит своей команде собираться в дорогу и покидает Дидону. Гордая царица решает покончить с собой.

Dido’s Lament (When I am Laid in Earth) или “Плач Дидоны” – трагическая кульминация оперы. Дидона прощается с жизнью. “Лебединую песнь” интерпретируют очень по-разному.

К примеру, чернокожая дива Джесси Норман в партии Дидоны – глыба, настоящая амазонка, способная сокрушить любые враждебные силы, будь то сам дьявол во плоти.

Читайте также:  Диагноз – не-моцарт… надо ли педагогу переживать? заметка про обучение детей игре на фортепиано

Ее образ царицы Карфагена создан в сумрачных тонах, в нем ощущается связь с потусторонним миром.

Трудно поверить, что обладающая такой мощью духа женщина может проявить слабость.

Густав Малер: симфония №10

Шел 1910 год. Неизлечимо больной, предчувовавший близость своего ухода, Густав Малер работал над Десятой симфонией. В ней – прощание с жизнью. Смерть дышала ему в затылок. 18 мая 1911 года Малера не стало. 22 мая его похоронили на кладбище под Веной – в местечке Гринцинг.

Общественность узнала о существовании рукописи Десятой симфонии много лет спустя после кончины ее автора. Малер представлял себе пятичастную структуру с говорящим названием Purgatorio (“Чистилище”) в середине. Однако в достаточной степени проработано только Adagio, открывающее симфонию.

Дирижер Леонард Бернстайн, с которого в XX веке началась эпоха Ренессанса для музыки Малера, придерживался мнения, что невозможно принять любую из созданных позднее реконструкций Десятой (а такие попытки предпринимались). Многие современные музыканты разделяют эту точку зрения, при этом подчеркивая, что Adagio свидетельствует о новом для композитора творческом этапе, о новых стилистических решениях.

Это только крошечная часть плейлиста. Мы предлагаем в него включить также:

Клаудио Монтеверди – Lamento della Ninfa, Lasciate mi morire.
Джакомо Пуччини – “Тоска”, романс Каварадосси E lucevan le stele из третьего акта, финал оперы.
Вольфганг Амадей Моцарт – Концерт №23 для фортепиано с оркестром, вторая часть.
Эдвард Григ – “Пер Гюнт”, “Смерть Озе”.
Франц Шуберт – вокальный цикл “Зимний путь”.

Густав Малер – Адажио из Девятой симфонии, Адажио из Третьей симфонии, Адажиетто из Пятой симфонии, “Песнь об умерших детях”.
Георг Фридрих Гендель – Сарабанда ре-минор.
Дмитрий Шостакович – Симфония №5, Largo.
Петр Чайковский – Симфония №6 (“Патетическая”) Adagio lamentoso.
Филип Гласс – The poets Act.

Сергей Прокофьев – Смерть Джульетты из балета “Ромео и Джульетта”.
Витольд Лютославский – Lacrimosa.
Иоганн Себастьян Бах – Komm susser Tod.
Арво Пярт – Cantus памяти Бриттена для струнного оркестра и колокола.
Арво Пярт – Da Pacem Domine.
Эдуард Элгар – Sospiri.
Эдуард Элгар – Серенада для струнных, вторая часть.

Рихард Штраус – “Метаморфозы”.

Валентин Сильвестров – Симфония №6.

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/articles/sad-top-5/

Лирическое в музыке

Скрипка | Статьи о скрипке

Лирическое в музыке

Лирике свойственна напевность и музыкальность.
Опирается на ассоциации,
дополнительные интонации
и смысловые оттенки. Способна
передавать сложные душевные состояния.
На первом плане — нечеткие
мерцающие образы,
зыбкие речевые конструкции.

Подключает к образному мышлению.
Часто интонации перемещаются
в акустическую сферу,
значения слов размываются.
Лирические высказывания
тяготеют к афористичности.

В лирике в силу субъективности
не важно где, что и когда произошло,
а важен отпечаток в душе автора.

  • Пространство и время не имеют значения.
  • (теория литературы)
  • А. «Лирическое мироощущение»

1.Слово «лирика» можно понимать как в узком, так и в широком смысле, имея в виду глубоко субъективное, одушевленное исполнение какого-либо (чаще романтического) произведения, характеризующееся «сплошным дыханием» в фразировке, льющимся и гибким звуком, постоянно меняющим свою окраску вслед за тончайшими изменениями душевного состояния, передаваемого музыкой.

Все сказанное выше о литературной лирике верно и для лирики музыкальной

(опора на ассоциации, дополнительные интонации и смысловые оттенки; подключение к образному мышлению, способность передавать сложные душевные состояния; помещение на первый план нечетких мерцающих образов, зыбких конструкций. Границы различных конструктивных элементов -фраз – действительно как бы размыты).

В качестве примера приведем тему гадания Кармен из скрипичной фантазии П.Сарасате, где музыкальное воздействие на слушателя обусловлено в основном вышеперечисленными качествами, или скрипичную музыку Кароля Шимановского и, в частности, его Первый концерт, а также «Фонтан Аретузы» из «Мифов».

2. Лирические высказывания могут приобретать различные формы:

— автопсихологическая лирика – предметом является внутренний мир автора. Речь ведется от первого лица (монолог).

Ярчайший образец такого рода лирики- знаменитая «Поэма» Шоссона (к этому названию мы еще вернемся в процессе написания реферата, т.к. оно говорит о многом).

— медитативная лирика – эмоционально насыщенное размышление о чем-либо (лирика чувства, лирика мысли, лирика описания и лирика повествования).

Вспомним такие пьесы, как «Созерцание» Брамса, «Размышление» Массне, «Листок из альбома» Вагнера и т.д., а также традиционно почти все вторые части концертов (например, Брамса, Чайковского…)

Добавим, что лирическое повествование может быть также в форме диалога (т.к.

в музыке, например, в симфониях, возможны образования, имитирующие диалог ), обращения к неопределенному лицу, чувства сквозь сюжет (баллада), а также, в силу беспрепятственного проникновения лирики в произведения любого жанра и направления, она может принимать различные смешанные формы, как, например, философская лирика, черты которой явно выражены во вторых частях сольных скрипичных сонат И.С. Баха (особенно – До мажорной и Ля минорной).

Кроме того, лирическими бывают не только целые произведения или даже отдельные их части. Очень часто попадаются лирические эпизоды, темы, — они появляются ненадолго, быстро сменяются противоположными по характеру эпизодами, но определяют собой иногда весь облик произведения в целом.

Такова, например, побочная партия Первого концерта Паганини, да и побочные темы других концертов, в которых данное качество более или менее ярко выражено.

Надо сказать, что в том случае, когда лирическое начало проявляется в произведении эпизодически, это влечет за собой некоторые исполнительские сложности.

Дело в том, что лирическое восприятие влечет за собой собственный стиль исполнения, свои методы, часто весьма отличные от тех методов, которыми придется пользоваться в следующем, контрастном эпизоде.

Искусство мгновенного переключения – вопрос мастерства, которое приходит далеко не сразу.

Прежде чем перейти к вопросу о практическом претворении лирического начала в музыке, хотелось бы еще упомянуть о том (и это очень важно), что лирика далеко не обязательно проявляется в «медленных» (грубая ошибка) произведениях. С эстетической точки зрения, «Последняя роза лета» Эрнста – подлинный образец настоящей лирики, это лирическая пьеса, так как пассажи в ней являются всего лишь вариациями на замечательную фольклорную песенную тему.

B. О «плюсах» и «минусах» лирического мироощущения применительно к игре на скрипке

Из вышесказанного становится ясной важность для музыканта качества, называемого нами «лирическим мироощущением». Без него музыка теряет силу своего воздействия. Природа настоящего музыканта немыслима без этого качества, без эмоций, без эстетических переживаний.

  1. Однако, есть и оборотная сторона этого явления.
  2. Она заключается в том, что надо постоянно обращать внимание на некоторые проблемы технологического порядка, которые могут возникнуть на разных этапах освоения произведения из-за эмоционального переживания музыки.
  3. Эти проблемы:
  4. — Ритм,
  5. — Интонация (часто становится слегка ниже, однако может и повышаться),
  6. — Артикуляция в пассажах («проговаривание» пальцами левой руки мелких нот).
  7. Остановимся на этом подробнее.
  8. Забота о качестве исполнения
  9. Если первые две неприятности легко устранимы (при должном внимании к ним все быстро проходит и на следующих этапах общения с данным произведением — следующем обращении к нему — не возобновляется), то последняя может серьезно подпортить впечатление от исполнения; кроме того, она может возникнуть в любое время и никто от нее не застрахован.
  10. Это, по большей части, дело психологии.

(Дело в том, что существуют психологические закономерности, касающиеся эмоционального состояния при занятиях.

Чувство тревоги, печаль оборачиваются повышенным вниманием к эмоциональной стороне музыки, глубоким проникновением в нее, при этом правая рука часто опускается ниже, чем нужно, и скрипка тоже, человек «наваливается» на нее, что делает звук сдавленным и в дальнейшем оборачивается проблемами в качестве.

Наоборот,- удовольствие, оптимизм характеризуются ясным и приятным ощущением в левой, прежде всего, руке, при этом появляется повышенное внимание к технике, удовольствие от успешного решения того или иного трудного места; обе руки легкие, звук очень чистый и прозрачный, далеко несущийся, но после таких занятий несколько пропадает “настоящее” ощущение музыки.

Очень интересен, но необычайно неудобен для скрипачей тот факт, что оба эти состояния мгновенно переключаются, превращаются друг в друга, то есть после успешного и приятного во всех отношениях проигрывания концерта или пьесы (на следующий день) можно ждать качественного ухудшения техники, звука, как бы вырывающего силком, из-под спуда, и собственного немного странного ощущения от игры).

Итак, мы упомянули о психологических закономерностях, из которых видно, что «переживание» музыки иногда оказывается неполезным для игрового аппарата скрипача. Однако, к счастью, есть и физиологические закономерности тоже, благодаря которым с потерями в качестве можно бороться.

Должен быть выработан «аварийный запас», комплекс мер, которые когда-нибудь придется осознанно применить, добиваясь от своих рук того или иного качества звучания.

Для самонастройки игрового аппарата требуются специальные упражнения, набор которых индивидуален для каждого человека (в соответствии с его психологическими и физиологическими особенностями).

Можно только сказать, что большую пользу в данном случае могут принести в основном самые простые движения, просто хорошо выполненные: гаммообразные пассажи одним, двумя пальцами; упражнения Шрадика (все три тетради, но особенно первая и вторая, причем в тех их разделах, где даны упражнения в высоких позициях).

С. Как развить лирические, чисто музыкальные качества

Однако способному человеку устранить легкие неприятности, связанные с чересчур эмоциональным отношением к делу, легче, чем развить кому-нибудь в себе качества, необходимые для глубокого восприятия и одушевленного исполнения музыки. В основном эти качества даются природой.

И все же их можно существенно усилить, если проводить (с самого начала обучения ребенка) осознанную педагогическую политику, обращающую внимание на развитие кантиленного звучания и фразировки, а также на общее психоэмоциональное развитие ученика.

1. Звукоизвлечение

Пожалуй, удачной находкой детской педагогики в России является то, что т.н.«учебные» концерты (Акколаи, Роде, Виотти, Шпор и т.д.), которые играют дети в первых классах специальных школ, почти все принадлежат к романтической музыкальной эпохе, что прекрасно формирует способности к перенесению собственных чувств и ощущений в исполнение произведения. Эта традиция не повсеместна.

В Германии, например(по крайней мере, в некоторых городах), наоборот, — проводится строго поэтапное обучение, где изучаемые произведения выстроены в хронологическом порядке, как лекции по истории музыки. Детей учат играть на скрипке с классиков, с Моцарта, что, на мой взгляд, нецелесообразно, т.к.

тут уже требуется мастерство, и при этом, что особенно важно, нет простора для полной отдачи эмоций…

Кроме репертуарной стратегии (которую лучше выстроить по «русскому» образцу), полезны этюды на выразительность звучания (например, Крейцер №13,14), представляющие из себя музыкальный материал, построенный или на богатом секвенцировании, или просто таким образом, чтобы требовалась постоянная смена окраски звучания вслед за испытываемыми эмоциями.

Читайте также:  Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

2. Фразировка. Отмеченные в самом начале реферата всех видов качества лирического мировоззрения (размытость линий) определяют собой совершенно иной тип фразировки: сплошное дыхание. В методическом отношении важно научить ученика, что мелодия не начинается с движения смычка и не определяется очередными его сменами.

Более того: ни лиги, ни акценты, проставленные редактором нот или же самим автором, ни смена оттенков, даже самая внезапная,- ничто это не может быть «забором», препятствием на пути к истинной музыкальности.

Уже на первых этапах обучения важно приучение к процессу постепенного формирования пластичной фразы, которая не зависит ни от каких внешних (технических или музыкальных) факторов.

(В этом смысле хотелось бы упомянуть такую проблему, как проблема пауз. Она возникает с самых первых лет обучения музыке и часто остается даже на более высоком(консерваторском) уровне.

Вспомним 2 сонату Изаи для скрипки соло (особенно части 1,4, — «Наваждение» и «Фурии»): у многих она не получается, т.к. паузы все воспринимают как отъединяющие, а они на самом деле объединяют.

Надо уметь мыслить через паузу.

Кстати, 2 часть этой же сонаты Изаи – «Меланхолия» – один из наиболее цельных и уникальных образцов сплошного дыхания в скрипичной литературе. Она обнаруживает родство с фольклорным плачем – абсолютное растворение конструктивных элементов в едином, текучем, индивидуальном начале. На ее примере лучше всего выражено – в широком смысле — понятие «лирического мироощущения»).

D. Дополнение: О музыкальной строфике

Эта чрезвычайно интересная тема стоит специального исследования, мы можем здесь только слегка обозначить ее.

Выше упоминалось о «Поэме» Шоссона и о ее совсем не случайном названии, напоминающем нам о тех временах, когда музыка и поэзия представляла из себя единое целое (поэзия Алкея и Сапфо в Древней Греции). Собственно, тогда она и называлась лирикой.

Теперь музыка- самостоятельный вид искусства, потерявший связь с поэзией.

Однако, в целом ряде произведений (в основном, как раз в тех, о которых говорится в данном реферате) остается проблема строфы как единого элемента, организующего музыкальную ткань(без строфического решения некоторых кантиленных эпизодов они растягиваются, при прослушивании их появляется ощущение, что они длиннее, чем написано).

  • Решается этот вопрос уже на самом высшем музыкальном уровне, и обычно — чисто интуитивным образом.
  • … Итак, мы рассмотрели комплекс проблем, связанных с лирикой или, можно сказать, с проявлением «музыкальности» в музыке.
  • При этом мы имели возможность убедиться в том, что они возникают на самых разных уровнях скрипичной игры, начиная с детства и кончая весьма зрелым возрастом, так что, наверное, было бы интересно подумать над этой темой каждому скрипачу.
  • Анна Благая, 1999 г.

Источник: http://blagaya.ru/skripka/articles/liricheskoe/

Классическая музыка

  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:23 Классическая музыка Шопен — 7-й вальс
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка Мелодия 1
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:34 Классическая музыка ×àéêîâñêèé Ï.È. Êîíöåðò ¹1 äëÿ ôîðòåïèàíî ñ îðêåñòð
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:57 Классическая музыка колыбельная
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:20 Классическая музыка про любовь,для тебя
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:05 Классическая музыка Прокофьев — Танец рыцарей
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:04 Классическая музыка Михаил Глинка. Жаворонок
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка фортепиано (самое нежное произведение, когда-либо услышанное мной)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка… волшебство принятия…я для Вас….люблю…
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:03 Классическая музыка Лючано Паваротти
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:59 Классическая музыка Бетховен — Лунная соната соч. 27-2
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:32 Классическая музыка С.С. Прокофьев- Вальс
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:43 Классическая музыка Моцарт — Симфония № 40
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:41 Классическая музыка В современной обработке
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 Классическая Музыка В электро.обработке
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:51 Классическая музыка С.Прокофьев — Вальс из балета 'Золушка'
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:07 Классическая музыка Moonson (пианино)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:40 Классическая музыка Фортепьяно
  • Прослушать скачать добавить в избранное 00:50 Классическая музыка Чайковский. Детский альбом: Марш деревянных солдатиков
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:56 Классическая музыка Чайковский. Детский альбом: Болезнь куклы
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:25 Классическая музыка Вальс «Маскарад»
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:42 Классическая музыка Чайковский — Щелкунчик
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка релакс
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:59 Классическая музыка Главная тема из игры Макс Пейн
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:16 Классическая музыка Вступление из балета ''Лебединое озеро'' (Чайковский)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:25 Классическая музыка Хачатурян — Маскарад (Вальс)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:05 Классическая музыка Прокофьев-Ромео и Джульетта
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:20 Классическая музыка очень приятная
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:36 Классическая музыка Фортепьяно
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:53 Классическая музыка такое мое настроение
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:25 Классическая музыка Фортепиано…
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:22 ♪♫ Классическая музыка Вальс Е.Доги из к.ф МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ ( И САМЫЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ )
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:40 [►Классическая музыка Фредерик Франсуа Шопен — Ноктюрн ми-бемоль мажор соч. 9 №2
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:40 Классическая музыка Баллада для Аделины
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:12 Классическая музыка Григ — в Пещере горного короля
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:59 Классическая музыка Вивальди — шторм
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:40 классическая музыка Выход ангелов(для спектакля)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:43 Классическая музыка Бетховен — Лунная соната соч. 27-2
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:59 Классическая музыка 23. Бетховен — Лунная соната соч. 27-2
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 05:05 Классическая музыка С.Прокофьев
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:20 Классическая музыка Бизе Хабанера (Кармен)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:59 Классическая музыка Вивальди — времена года — цикл гроза
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:30 Классическая музыка Era pesni!
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:45 Классическая музыка Мендельсон — Свадебный марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:43 Классическая Музыка Рок Обработка
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:35 Классическая музыка Чайковский. Детский альбом: Сладкая грёза
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка Красивая мелодия
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:20 Классическая музыка Это очень красивая музыка,только вслушайся в неё…
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:11 Классическая музыка Красивая мелодия
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:51 Классическая музыка красивая

Источник: https://byhta.com/s/10007679-Klassicheskaya_muzyka_-_Liricheskaya_tema/

Жанры лирической музыки в произведениях современных русских композиторов

  • УЛЬЯНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ, КУЛЬТУРЫ И
  • СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
  • «Жанры лирической музыки в произведениях современных русских композиторов»

Разработчик Мандрашова Т.Г.

  1. преподаватель
  2. Ульяновск 2018
  3. Жанры лирической музыки в произведениях современных русских композиторов

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии — поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве — пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке — опера, симфония… Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).

Род, вид, разновидность, тип. Словом, то, на что можно классифицировать произведения искусства, потому что слово «жанр» относится именно к искусству. Жанр высокой трагедии, жанр пейзажной живописи, жанр симфонии, жанр детской песни, жанр устного рассказа и т. п.

Никому еще не удалось создать по отношению к музыке стройную систему жанров вроде таблицы Менделеева, где бы все они были перечислены и строго определены. Жанры так и норовят выйти за пределы своих условных границ.

И все-таки музыкальные жанры группируются по нескольким направлениям. Прежде всего по своему назначению в жизни человека.

Так, трудовые песни, танцы, духовные гимны, траурные марши, колыбельные песни имеют свою, четко очерченную сферу бытования.

При этом каждый из этих жанров может подразделяться на множество вполне самостоятельных групп, которые мы тоже называем жанрами. В одной только танцевальной музыке существует огромное разнообразие: вальс, полонез, танго, буги-вуги и т. д.

Кроме того, мы делим музыку на жанры по тем исполнительским составам, для которых она предназначена. Например, хоровая музыка, камерная, симфоническая, вокально-симфоническая — все это жанры.

Особый способ жанрового деления музыки — это разделение на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка обычно звучит с текстом, в основе своей имеет песенное происхождение, учитывает особенности человеческого голоса. Инструментальная — может идти от танца, от чисто инструментального музицирования, а также от пения.

И наконец, к определению музыки применяется литературно-поэтическая жанровая классификация, указывающая на ее содержание: драматическая, комическая, лирическая, эпическая — так мы часто говорим о музыке, подразумевая какой-либо характер, связанный с определенным жанром литературы.

Таким образом, рассматривая каждое отдельное сочинение в этих нескольких плоскостях, мы можем отнести его сразу к нескольким жанрам. Но это свидетельство не запутанности музыкальной науки, а богатства музыкального искусства.

Историю музыки можно представить, как историю жизни жанров, на протяжении которой они рождаются, развиваются, изменяются, взаимодействуют, противоборствуют, Умирают и вновь возрождаются в новом виде.

«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание.

Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности.

Читайте также:  Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её скрытый смысл?

Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах.

Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно все равно сохраняет свое художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

Таким образом, жанр – определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число произведений. С течением времени различные жанры изменялись, но при этом сохранили свои основные признаки, характерные «приметы», которые позволяют судить о происхождении жанра.

Отличаются музыкальные жанры друг от друга особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого жанра.

Жанры лирической музыки включают огромную область лирики, в которой существуют самые разнообразные ее виды и оттенки, начиная от безмятежно спокойных и кончая драматическими (например, драматическая ария или идиллически-светлая пастораль).

Человек нуждается и в художественном осмыслении самых тонких движений души.

Так появляются нежно-печальные элегии, интимные листки из альбома, удивительные по красоте песни без слов ( У Мендельсона 48 пьес К этому же жанру можно отнести фортепианный «Романс» Чайковского, его «Песня жаворонка», «Осенняя песнь» из «Времен года». Характерна «Грустная песенка» Калиникова, «Мелодия» Рахманинова.)

К жанрам лирической музыки относится и шансон – широкое музыкальное понятие, объединяющее французские песни, начиная с народных песен эпохи Возрождения и кончая современными эстрадными песнями.

Романс – жанр более развитый, чем песня. Серенада имеет много общего с ноктюрном («вечерняя музыка». Позже она получила значение как приветственная или любовная песня, распеваемая под окном).

Канцонетта (песенка)– в конце 16 начале 17 века род небольшой многоголосной вокальной пьесы, легкой и подвижной.

Баркарола тоже тесно связана с образами природы. В узком смысле это песнь лодочника (в венецианском варианте – гондольера); в широком – песнь, распеваемая на воде.

  • Поэма – жанр, пришедший в музыку из поэзии(например, фортепианная «Поэма любви» Грига).
  • Баллада, Сказка и Легенда — заглавия эти уже определяют как повествовательность, так и характер ее содержания.
  • Самые разнообразные чувства человека отражает романтическая прелюдия, подобная лирическому стихотворению.
  • Фантазия радует слушателя раскованностью воображения, свободным полетом мысли.
  • Фуга – образец строгого, сосредоточенного размышления.

К жанру лирической музыки относится и ноктюрн (от фр. «ночной»). Музыка, связанная с образами вечерней и ночной природы. Но здесь колорит природы входит как элемент в общее лирическо-вдохновенное настроение.

Пьеса «Ноктюрн» из альбома «Джазовые акварели» принадлежит замечательному русскому современному композитору Юрию Весняку. В его творчестве очень много фортепианных произведений, для которых характерны тонкий лиризм, проникновенные интонации, глубина чувств.

Создаваемые композитором образы эмоциональны, выразительны, полны веры в высокие идеалы человечности, любви и добра.

Отвечая на вопрос, откуда автор черпает вдохновение, композитор говорит о том, что состояние вдохновения зависит от тех, кто тебя окружает, что все самое тонкое, мелодичное, одухотворенное в его творчестве связано с женскими образами. Трогательное посвящение любимой жене Татьяне есть и в таких романтических миниатюрах как «С любовью», «Нежность», «Актриса».

Пьеса – трехчастная, что характерно для жанра ноктюрна. Первая часть и реприза – созерцательно-нежные. Средняя часть является кульминацией всей пьесы. Она полностью построена на аккордах в обеих руках. Музыка страстна, динамична, в некотором роде масштабна.

Движение piu mosso con espressivo, триоли в аккомпанементе, poco a poco cresc – все это приводит к кульминации. Апогей страсти, вершина блаженства слышатся в аккордах, общем восходящем направлении мелодии: «Трепет блаженства всю душу обнимет».

Этот «Ноктюрн» вырастает в страстный гимн любви и счастья!

Колыбельная песня, относящаяся тоже к лирическому жанру, получила широкое распространение в быту. Колыбельная песня требует однообразия, нарочитой монотонности, способных усыпить дитя. В аккомпанементе – подражание мерному и длительному колыханию «люльки».

Но обработка народной песни замечательного русского композитора Сергея Прокофьева «Сон» из цикла «Обработки русских народных песен» (соч 104) созданных в 1944, звучит необычно. Такое отношение к песне исключает подход к ней как к памятнику прошлого и естественно рождает «осовременивание» песни новыми выразительными средствами.

Два способа применяет Прокофьев: расширение музыкальной формы и обогащение звучания мелодии развитым и индивидуализированным в отношении гармонии и фактуры сопровождением. И, конечно, и то, и другое направлено не только к стилистическому обогащению песни, но прежде всего к более яркому и выпуклому выявлению ее образов.

Народная песня для Прокофьева — это прежде всего живой образ: в этой песне — страдающая женщина, которую бросил любимый.

Так что же объединяет, что делает удивительным, необыкновенным и волшебным жанры лирической музыки? Конечно же – это ЛЮБОВЬ!!! Ведь любовь – чувство огромное, многогранное, и проявления этого чувства могут быть самыми различными: оно вбирает в себя и любовь к природе; тому краю, где ты появился на свет; любовь к Родине, солнцу, миру, лепету малыша, страсти и нежности к любимому…. По моему, любовь созвучна лирическому стихотворению А.Фета:

Если ты любишь, как я, бесконечно, Если живешь ты любовью и дышишь, Руку на грудь положи мне беспечно: Сердца биенья под нею услышишь. О, не считай их! в них, силой волшебной, Каждый порыв переполнен тобою; Так в роднике за струею целебной Прядает влага горячей струею. Пей, отдавайся минутам счастливым,- Трепет блаженства всю душу обнимет; Пей — и не спрашивай взором пытливым,

Скоро ли сердце иссякнет, остынет.

Источник: https://infourok.ru/zhanri-liricheskoy-muziki-v-proizvedeniyah-sovremennih-russkih-kompozitorov-2749079.html

75 музыкальных произведений, с которых нужно начинать слушать классику

  • 9 внуков знаменитостей, которые унаследовали внешность своих бабушек и дедушек
  • 12 вещей, которые опасно выбрасывать в мусор. Но большинство продолжает так делать
  • История куклы, которая хотела всем угодить, но всегда оставалась виноватой
  • 5 простых причин депрессивности русской литературы, о которых знают только истинные интеллигенты
  • 12 фактов о животных, которые доказывают, что природа и гений, и тролль одновременно
  • 17 переписок, которые обнажают всю суть отношений между мужчиной и женщиной
  • 10 маркетинговых секретов бренда Crocs, который обул весь мир в пластиковые тапочки
  • 9 изменений в теле рожавшей женщины, о которых вам не расскажут даже подруги
  • 7 признаков, которые помогут распознать неподходящего партнера в самом начале отношений
  • Я на себе испытала послеродовую депрессию и готова без прикрас рассказать о том, как молодые мамы сходят с ума
  • 20+ фото, которые наглядно покажут, как круто все мы изменились всего за 20 лет
  • Голландская философия счастья, которая научит бездельничать с пользой для здоровья
  • В Китае появилось гиперреалистичное приложение по замене лиц. От его возможностей становится слегка не по себе
  • 11 фактов о Николь Кидман — обычной австралийской девушке, которая стала любимицей миллионов
  • История маленького мальчика, который совершает не по годам взрослые поступки
  • Популярные дуэты 2000-х, участники которых продолжили карьеру по отдельности. Одни снискали славу, а других забыли

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-muzyka/75-muzykalnyh-proizvedenij-s-kotoryh-nuzhno-nachinat-slushat-klassiku-1178110/

Что такое лирика в литературе и искусстве? — База ответов на любые вопросы

Бурное развитие информационных технологий имеет свои негативные стороны. Гуманитарные науки оказываются незаслуженно забытыми, а ведь их название происходит от латинского слова humanus — «человеческий».

Далеко не каждый уверенный пользователь сети Интернет сможет дать внятный ответ на простой хрестоматийный вопрос: «Что такое лирика?».

Что означает слово «лирика» и откуда оно взялось?
Что такое лирика в литературе?
Что такое лирика в музыке?
Примеры лирических произведений

Что означает слово «лирика» и откуда оно взялось?

Слово лирика происходит от названия музыкального инструмента — лиры. Лирика берет свое начало в глубокой древности, когда под звуки лиры сочинялись и исполнялись песни и стихи. Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора.

Сегодня термин «лирика» широко используется в литературе и музыке. В разговорной речи под этим словом подразумевается эмоциональная сфера, противоположная практическим мыслям и действиям (пример: «оставим лирику, перейдем к делу»).

Что такое лирика в литературе?

Лирическая поэзия широко используется, например, в текстах песен; многие популярные хиты по своей сути являются именно лирическими произведениями. Если вы припомните свои любимые песни, среди них наверняка найдется несколько образцов песенной лирики. Кстати, в музыкальной терминологии слово «лирика» тоже используется.

Что такое лирика в музыке?

К лирике относится род музыкальных произведений, где преобладает эмоциональная составляющая. Лирическими могут быть произведения самых разных музыкальных жанров, важно, чтобы они вызывали у слушателя интенсивное сопереживание на глубинном эмоциональном уровне.

Лирическая составляющая играет важную роль во многих классических музыкальных произведениях, в наши дни музыкальная лирика широко используется в таких жанрах, как джаз, блюз, ритм-н-блюз, шансон, городской романс, авторская песня, а также в электронной и рок-музыке.

Хорошую лирическую музыку можно понять без слов, слушатель воспринимает заложенные в нее чувства независимо от языка, на котором говорит и думает написавший ее композитор.

Примеры лирических произведений

Древнейшими лирическими произведениями, дошедшими до наших времен, являются библейские тексты — Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, представляет собой полноценный образец лирико-драматической поэмы. Пропитанные глубоким религиозным чувством Псалмы стали основой христианской лирики и были переведены на все современные европейские языки.

Но настоящий расцвет лирической литературы наступил лишь в XIX веке. Яркий след в развитии лирики оставили такие выдающиеся мастера слова, как Байрон, Перси Шелли, Виктор Гюго, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И.А. Бунин, А. К. Толстой. Всемирную известность получила лирика А. С. Пушкина, которая до сих пор является классическим эталоном лирической русской поэзии.

Приведем конкретные примеры лирических литературных произведений.

• А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Деревня», «Я вас любил», «Пророк», «Поэту», «К морю», «Я помню чудное мгновенье».

• Н. А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Элегия», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей».

Из современных примеров наиболее известными являются рок-баллады таких групп, как Scorpions и Guns N’ Roses.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-lirika-v-literature-i-iskusstve/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector