Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Духовой инструмент занимает важное место в культуре всех народов. Неизвестно почему, но практически каждый народ имел собственный музыкальный инструмент этого типа. Что же такого особенного в духовых инструментах и почему они не теряют своих поклонников? Давайте разбираться.

Что это?

Духовые инструменты относятся к семейству музыкальных, у которых источником звука является воздушный столб. Кстати, этим объясняется и само название инструментов: слово «дух» используется в значении «воздух». Чтобы духовой инструмент «заговорил», необходимо вдувать в него струю воздуха.

Возможности инструментов этого рода уникальны. Их можно использовать как в оркестрах (духовых, джазовых, симфонических), так и для ансамбля и сольных выступлений, или же в авангардных направлениях современной музыки.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

История возникновения

Прежде чем рассматривать виды духовых инструментов, а также пытаться понять, как можно научиться на них играть, необходимо вспомнить, как они возникли.

Впервые трубить в рог или в раковину научился, наверное, ещё древний человек. Это и были первые примитивные духовые инструменты, которые использовались охотниками или же шаманами в оккультных целях.

Постепенно человек научился обрабатывать металл, и это коренным образом повлияло не только на орудие его труда и оружие, но и на духовые музыкальные инструменты.

Хотя в качестве материала теперь использовался металл, форма инструментов практически не изменилась и имитировала природные формы.

Прадедами нынешних медных духовых инструментов можно считать первые почтовые рожки, а также сигнальные трубы и охотничьи рога.

Однако звуковая палитра, которую можно было извлечь их таких инструментов, была довольно скудна, если не сказать примитивна, и полностью зависела от таланта музыканта.

А причина в том, что такие инструменты ещё не были оснащены механизмом вентилей. Несмотря на примитивизм, этот звукоряд послужил основой для создания фанфар.

Улучшение качества металлообработки положительно влияло на развитие музыки. Теперь каждый духовой музыкальный инструмент мог получить трубу заданных размеров. В итоге они получили название натуральных.

Кардинально расширить возможности духовых инструментов смогли только в XIX веке, когда был изобретен вентиляционный механизм. Именно он во многом повлиял на технику игры.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Как научится играть?

Начинать изучать духовой инструмент необходимо в зависимости от возраста и физиологических особенностей ребёнка. Дело в том, что для него существуют возрастные ограничения.

Первым инструментом, который осваивает ребёнок, становится блок-флейта. Она помогает развить дыхание, а также постичь азы нотной грамоты. Этот инструмент хорош ещё и тем, что он является основой для изучения других видов духовых инструментов.

Примерно в 8-10 лет ребенок может переходить на более взрослый духовой музыкальный инструмент. Чаще всего это гобой, саксофон, поперечная флейта или кларнет. Трубу, валторну и тромбон маленький музыкант сможет осилить после десяти лет.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Духовой оркестр: инструменты и особенности

Такой оркестр состоит из коллектива музыкантов, каждый из которых играет на духовых инструментах. В зависимости от состава, духовой оркестр может быть малым медным или смешанным (малый, средний, большой).

Если оркестр состоит только из кларнетов, альтов, теноров, баритонов и басов, то его относят к малому медному. В зависимости от того, какие инструменты к ним присоединяются, формируются остальные виды. Добавляться могут как деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот), так и медные инструменты.

Малый медный оркестр может справиться с несложной музыкой, к примеру, маршем или танцем. Чтобы сыграть более сложный репертуар, необходимо задействовать смешанный оркестр.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Основные виды медных инструментов

Часто родители не могут определиться с выбором: какой инструмент духовой подойдёт именно их ребёнку? Чтобы не ошибиться, необходимо владеть всей информацией, касающейся их. Так как сейчас большое распространение получили медные инструменты, мы расскажем именно о них.

Существует несколько видов медных инструментов:

  1. Вентильные. Такой духовой инструмент в своей конструкции имеет три или четыре вентиля, которыми управляет сам музыкант. Также у него есть дополнительная крона, которая не только увеличивает длину инструмента, но понижает его строй. К этому семейству медных инструментов относят трубы, тубы, саксгорны и валторны.
  2. Кулисные. Такие инструменты имеют выдвижную духовую трубку – кулису. Она дает возможность контролировать длину воздуха, который поступает в канал. Движения музыканта способствуют тому, что звук повышается или понижается. Классический пример кулисного инструмента – тромбон.
  3. Натуральные. Из такого инструмента можно извлечь только те звуки, которые относятся к натуральному звукоряду. Это горн, валторн, фанфара, альпийский рог, сигнальный рожок.
  4. Клапанные. Эти инструменты отличаются тем, что имеют отверстия на своем корпусе. Во время игры музыкант закрывает или открывает их. Клапанные инструменты широко использовались в XVIII веке, однако от них постепенно отказались. Связанно это в первую очередь с неудобством их эксплуатации. К этому виду относится серпент, корнет и клапанная труба.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Польза духовых инструментов

Учеными давно доказано, что игра на духовых инструментах положительно влияет на систему дыхания человека.

Заниматься этим видом искусства стоит тем людям, которые страдают от астмы или хронического бронхита. Кроме того, игра на таких инструментах помогает лечить нервные расстройства.

Если же на духовых инструментах начинают играть дети, то вскоре они становятся более спокойными и уравновешенными.

Источник: https://www.syl.ru/article/184884/new_duhovoy-instrument-osobennosti-vidyi-istoriya-vozniknoveniya

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Деревянные духовые инструменты. Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории Деревянный духовой инструмент среднего и высокого регистра

Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала.

Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров.

Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук — низкий.

Существует два способа для изменения издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название — духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида — медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла.

Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность — клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева.

Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только В 30-е годы 19 века на них появились вентили.

Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука — внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

  • кларнет;
  • зурна;
  • гобой;
  • балабан;
  • флейта;
  • фагот.

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых — язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов.

Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука.

Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган.

Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок — бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент.

В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это Список относящихся к этому был дан выше.

Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

Источник: https://hiddenshell.ru/derevyannye-duhovye-instrumenty-derevyannye-duhovye-instrumenty-koe-chto-iz/

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории. Классическая музыка Какой из этих музыкальных инструментов деревянный

Главная-Птицеводство-Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории. Классическая музыка Какой из этих музыкальных инструментов деревянный

Деревянные духовые

Флейта

Флейта
(от немецкого — Flote), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему
способу звукоизвлечения — самый примитивный из духовых.

Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности.

То
есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная
из металла.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь — в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и
интимности.

В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto
basso) — последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт — contrabass/pages/flutes.html).

Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны — начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма «Однажды в Америке»)
и заканчивая эдаким мутантом — джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

  • Флейта по природе звука — жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль («Прелюдия к
    послеполуденному отдыху Фавна» Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в
    «Волшебном стрелке» Вебера)
  • В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4
    флейт, 2 piccolo и альтовой флейты — 6 симфония Канчели)
  • Большое
    собрание ссылок по теме
  • Нотки для флейты
    не
    желаете?
  • Гобой

Эээ… это отдельный разговор

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Нотки для гобоя
не
желаете?

Кларнет
https://xreferat.com/image/63/1305919559_5.jpg» alt=»кларнет » width=»124″ height=»138″ align=»left» hspace=»7″>Кларнет
имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и
чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в «Тиль
Уленшпигеле») — колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5
симфонии Сильвестрова.

Читайте также:  Как научить ребенка слушать музыку?

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал.
piccolo) — in A или in Es, альтовый (т. н.

бассетгорн), басовый — колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для
любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части «Симфонических танцев» Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон,
спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
selmer/clarinet/discus/index.html cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html

Кларнет — ссылки на Yahoo

Саксофон

Фагот

Фагот
(от итальянского fagotto, буквально — узел, связка) деревянный духовой
музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав).

Надо сказать, что
вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать.

Фаготисты
сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот
— единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий
инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа — непостоянного участника оркестра).

Он может брать ноты
на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может «гордиться» — его самая нижняя нота, ля
субконтроктавы, — это
рекорд. Правда, как на стометровке — на доли секунды, а по музыкальному — на пол-тона.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются — фагот + кларнет
(начало «Ромео и Джульетты» Чайковского — хорал 4-х инструментов), фагот
+ валторна

Источник: https://enduroman.ru/poultry/derevyannye-duhovye-instrumenty-koe-chto-iz-istorii-klassicheskaya/

Духовые инструменты из дерева. Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Если беглым взглядом окинуть многочисленные старинные картины, то можно отметить, что основными элементами в их сюжетах выступают разнообразные свирели и дудочки.

Именно на них любили играть наши предшественники.

Следует отметить, что выбирали они чаще всего духовые деревянные музыкальные инструменты, которые значительно превосходили барабан и другие ударные предметы, извлекающие различные звуки.

Об изготовлении духовых деревянных инструментов

Для изготовления духовых деревянных музыкальных инструментов всегда использовался подручный материал. Наши предки создавали их на основе камышовых тростинок, бамбука и других веточек, из которых производились будущие свирели. До сих пор не было установлено тех, кто и в такое время догадался сформировать в них дырки.

Однако, деревянные музыкальные инструменты смогли навсегда занять достойное место в сердцах многих почитателей такого искусства.

По происшествию некоторого времени люди осознали, что постепенное увеличение ствола существенно изменяет высоту звука, потому стали прилагать всяческие усилия и опыт, которые направляли на усовершенствование инструментов. С постепенным изменением, они стали превращаться в более современный вариант деревянных духовых инструментов.

Сегодня можно наблюдать, как музыканты, с любовью относящиеся к этим инструментам, именуют их «деревом», хотя это название уже давно не сопоставимо с материалом, который используется для изготовления таких звуковых предметов. В прежние времени они представляли собой естественные трубочки, но сейчас они предстают в виде металла, эбонита и пластмассы, из которых создаются флейты, саксофоны, кларнеты и блокфлейты.

Аутентичные деревянные духовые инструменты

Безусловно, аутентичные духовые инструменты производятся из дерева, которое считаются их неизменным материалом. Как и прошлые времена, сейчас они пользуются повышенной популярностью, потому звучат на многочисленных сценических мировых площадках. Они обладают особыми трепещущими качествами, так как способны возбудить в людских душах зов предков.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

  • дудука,
  • зурну,
  • жалейку,
  • поперечные флейты

и другие звуковые предметы народов мира.

Все они объединяются общей системой отверстий, в качестве которых выступают дырочки, которые созданы с целью возможного увеличения либо уменьшения длины ствола инструмента.

Взаимосвязь между деревянными и медными инструментами

У деревянных духовых инструментов наблюдается своеобразное родство с духовыми предметами, изготовленными из меди. Его суть заключается в особенности извлечения звука, для чего необходим воздух, выпускаемый лёгкими, и больше ничего.

Таким образом, можно создать уникальный духовой оркестр за активным участием деревянных и медных инструментов.

Лабиальные и тростевые духовые инструменты

По своим особенностям извлечения звука, такой предмет может быть лабиальным. Среди него следует выделить флейту.

Также музыкальный духовой деревянный инструмент бывает тростевым, к которому относится фагот, кларнет, саксофон и гобой.

Если музыкант воспользовался первым вариантом, то ему не стоит растрачиваться на трости, так как он будет занят их периодической сменой. Однако взамен он получит красивое звучание и приятный тембр такого инструмента.

Какой инструмент подобрать ребёнку?

Если родители желают развить у своего ребенка музыкальные способности, то лучше всего приобрести ему деревянные духовые предметы. Обычно, тонкостям игры на медных инструментах можно обучать ребенка тогда, когда он располагает достаточными силами и укрепленным мышечным корсетом.

Потому нужно сначала своему малышу купить блокфлейту. Игра на ней отличается простотой и легкостью, так как не нуждается в особых усилиях, которые может проявлять дыхательный аппарат.

Благодаря деревянным духовым инструментам каждый интересующийся может получить большие возможности и огромные перспективы, важность которых уже доказана яркими историческими примерами знаменитых людей.

Видео: Играет блокфлейта

Деревянные духовые

Флейта

Флейта
(от немецкого — Flote
), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения — самый примитивный из духовых.

Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности.

То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта
(сейчас бы ее назвали блокфлейтой
, хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра.

Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра — как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь — в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности.

В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая
(или piccolo), альтовая
(flauto alto) и басовая флейта
(flauto basso) — последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт — www.contrabass.com/pages/flutes.html).

Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны — начиная от флейты Пана
(сразу вспоминается лейттема из фильма «Однажды в Америке») и заканчивая эдаким мутантом — джазовой флейтой
с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

  • Флейта по природе звука — жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль («Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна
    » Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в «Волшебном стрелке
    » Вебера)
  • В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты — 6 симфония Канчели)
  • Большое собрание ссылок по теме
  • Нотки для флейты не желаете?
  • Гобой
  • Эээ… это отдельный разговор
  • Нотки для гобоя не желаете?
  • Кларнет

Кларнет
(от французского clarinette
, в свою очередь произошедшего от лат. clarus
— ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную — №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия.

В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в «Тиль Уленшпигеле
«) — колоритный смех.

Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) — in A или in Es, альтовый (т. н.

бассетгорн), басовый — колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части «Симфонических танцев
» Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
www.selmer.com/clarinet/discus/index.html cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html

Кларнет — ссылки на Yahoo

  1. Саксофон
  2. Фагот

Фагот
(от итальянского fagotto
, буквально — узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав).

Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать.

Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот
— единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа — непостоянного участника оркестра).

Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может «гордиться» — его самая нижняя нота, ля
субконтроктавы, — это рекорд.

Правда, как на стометровке — на доли секунды
, а по музыкальному — на пол-тона
.

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых — беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик.

В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример — образ дедушки из «Пети и волка
» Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича — она более известна как «Ленинградская
«).

Обычное дело для группы фаготов — дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются — фагот + кларнет
(начало «Ромео и Джульетты
» Чайковского — хорал 4-х инструментов), фагот + валторна

Источник: https://craft-m.ru/windows-instructions/duhovye-instrumenty-iz-dereva-derevyannye-duhovye-instrumenty/

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории, Музыкальный класс

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки.

Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей.

Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

По сей день, музыканты любовно называют эти инструменты «деревом» или «деревяшками», хотя этим названием уже давно перестал отражаться материал, из которого их изготавливают. Сегодня это не трубочки природного происхождения, а металл для флейт и саксофонов, эбонит для кларнетов, пластмасса для блокфлейт.

Тем не менее, дерево остается неизменным материалом аутентичных деревянных духовых инструментов, которые очень популярны и звучат на многих сценических площадках мира. К таким относятся, например, дудук, зурна, жалейка, поперечные флейты народов мира и другие инструменты. Голоса этих инструментов пробуждают в душах людей зов предков.

Читайте также:  Встреча нового года: 15 традиций любимого праздника

Все эти инструменты объединяет общая система отверстий – дырочек, которые созданы для того, чтобы можно было увеличить или уменьшить длину ствола инструмента.

Деревянные духовые инструменты, тем не менее, имеют некое родство с медными духовыми инструментами. Это родство заключается в том, что для извлечения звука необходим воздух, который выпускается лёгкими. Других общих признаков у этих двух групп инструментов нет. Деревянные и медные инструменты могут объединяться в духовой оркестр.

Забавно! Один дирижёр, сам, будучи скрипачом, очень любил духовые инструменты. Звуки струнных инструментов казались ему очень прозрачными и невесомыми. Звуки «меди» он называл «мясом», а звуки «дерева» для него были как хорошая приправа к основному блюду. Слушая духовые инструменты, он лучше чувствовал музыку, ощущал её.

Лабиальные и тростевые деревянные духовые инструменты

По способу извлечения звука, деревянные духовые бывают лабиальными , к которым относится флейта и язычковые или тростевые , к которым относятся кларнет, саксофон, фагот и гобой .

В первом случае музыканту не приходится тратиться на трости и мундштуки, а во втором, наоборот, приходится беспокоиться о периодической их смене. Тем не менее, эти траты оправданы красотой звучания и тембром инструментов.

Для маленьких детей деревянные духовые инструменты – это как раз то, что нужно.

Как правило, на медных инструментах начинают обучать тогда, когда появляются силы и укрепляется мышечный корсет, хотя исключения встречаются.

Что же касается деревянных духовых, то прекрасный выбор для малышей – блокфлейта. Играть на ней просто и легко, поскольку не требуется каких-либо усилий со стороны дыхательного аппарата.

Деревянные духовые инструменты – это инструменты больших возможностей и огромного потенциала. За всю историю человечества они неоднократно доказывали это. Давайте оценим их и мы!

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/derevyannye-duxovye-instrumenty-koe-chto-iz-istorii-muzykalnyj-klass

Деревянно-духовые инструменты. История возникновения Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. — презентация

1 Деревянно-духовые инструменты

2 История возникновения Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки. Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными.

На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки. Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно.

Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей. Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно.

Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей. Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

3 Диджериду музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.

Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур. музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.

Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур.

4 Диджериду

5 Флейта пана

6 Флейта Пана (пан флейта) класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние открыты.

Флейта Пана (пан флейта) класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние открыты.

7 Флейта

8 Флейта общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.

9 Флейта — пикколо

10 Флейта пикколо часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем.

kleine Flöte) деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты. часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем.

kleine Flöte) деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты.

11 Гобой

12 Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. oboe, итал. oboe, нем. Oboe) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века.

Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре резким тембром. (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. oboe, итал. oboe, нем.

Oboe) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре резким тембром.фр.англ.

итал.нем.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент конической тембром фр.англ.итал.нем.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент конической тембром

13 Кларнет

14 Кларнет Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века.

Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности. Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем.

Klarinette, англ. clarinet или clarionet) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века.

Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.итал.фр. нем.англ.

язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент Нюрнбергесольногосимфоническомдуховомнародной музыкеджазетембромитал.фр. нем.англ. язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент Нюрнбергесольногосимфоническомдуховомнародной музыкеджазетембром

15 Фагот

16 Фагот (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра.

Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров. (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ.

bassoon) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента.

Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.итал. нем.фр.англ.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент гобоя итал. нем.фр.англ.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент гобоя

17

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1338258/

Деревянные духовые музыкальные инструменты — это… Что такое Деревянные духовые музыкальные инструменты?

Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.

К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон[1] со всеми их разновидностями, старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов, таких как дудук, жалейка, свирель, зурна.

Классификация деревянных духовых инструментов

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

  • Лабиальные (от лат. labium — губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта.
  • Язычковые (лингвальные; от лат. lingua — язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов:
    • Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон, а также ряд редких инструментов, таких как аулохром, гекель-кларина и др.
    • Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов — дудук, зурна и др.

Применение деревянных духовых инструментов в музыке

В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп. В партитуре их партии пишутся над партиями остальных инструментов. Некоторые инструменты этой группы (прежде всего флейты и кларнеты, реже гобои, ещё реже — фаготы) часто применяются также в духовом оркестре и камерных ансамблях.

Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.

Основные деревянные духовые инструменты

Современные

Старинные

  • Блокфлейта
  • Бомбарда
  • Круммхорн
  • Поммер
  • Шалмей
  • Шалюмо

Примечания

  1. Несмотря на то, что саксофон с момента своего изобретения (1841) всегда изготавливался из металла, по способу звукоизвлечения и по происхождению он относится к деревянным

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/36049

Занимательные факты по теме: Из истории музыкальных инструментов | Социальная сеть работников образования

  • Из истории музыкальных инструментов
  • Клавишные музыкальные инструменты
  • Фортепиано

    Много есть на свете разных инструментов. Я вам расскажу о вашем о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на музыкальных занятиях. Вот он, перед вами. Помните как его называют? Фортепиано.

Фортепиано – клавишно-ударный инструмент. При нажатии клавиш по струнам ударяют молоточки. Звук фортепиано может быть громким, и тихим. Отсюда и его название: форте (что означает «громко»), пиано (что означает «тихо»). Этот замечательный инструмент изобрел в 1711 году в итальянском городе Падуя мастер Бартоломое Кристофори.

Пианист нажимает на клавишу, деревянный молоточек, обитый войлоком, ударяет по струнам, которые дрожат, вибрируют, 0 так возникает звук. Инструмент получился замечательным. Он может звучать совсем тихо и легко, как арфа или флейта, а может и как целый оркестр.

У фортепиано есть две педали, с помощью которых меняется окраска звуков.

Рояль

     Специально для публичных концертов, где собираются много народу и где звук должен быть мощным, сильным, изобрели рояль, что в переводе означает «королевский». Чтобы звук лучше доходил до слушателей, у рояля поднимают крышку, похожее на огромное черное крыло.

Клавесин

Читайте также:  Как записать песню в домашних условиях?

    Клавесин – старинный клавишный щипковый инструмент. Изобрели его в Италии в 1511 году. При нажатии клавиши звук из струны извлекается щипком. Для этого в старину использовалось птичье перо, позже – металлические пластинки. Звук у клавесина негромкий, малопевучий, отрывистый, но звонкий.

Челеста

      Челеста в переводе с итальянского языка называется «небесный». Этот инструмент изобрели во Франции в 1886 году. Звук у этого инструмента прозрачный, небесный, звенящий. Такой звук у челесты потому, что молоточки, которые соединены с клавиатурой, ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам.

Орган

Орган – один из самых древних инструментов. Это клавишно-духовой инструмент. Орган имеет несколько тысяч труб разной величины. С помощью клавиш в трубы вдувается воздух, и они звучат.

С помощью двух или нескольких клавиатур, рычажков, кнопок, ножной клавиатуры органист заставляет звучать разные трубы, меняет окраску звука.

Орган – это очень большой инструмент, поэтому он преимущественно использовался в соборах.

Гармоника, баян, концертина.

    Баян появился в городе мастеров —  Туле, примерно в 1870 году. Гармоника в – в  Германии в 1822г. Чуть позже и в России появился аналог германской гармоники – Вятская гармоника. Концертину изобрели в Англии в 1829г. По бокам этих инструментов находятся клавиши и кнопочки, а между ними так называемые меха.

Их популярность в России велика. И в этом нет ничего удивительного. В самом деле, это портативные инструменты, их можно легко переносить с места на место, даже играть на них при ходьбе.

Эти инструменты могут в какой то степени заменить целый оркестр: можно исполнять и мелодию и аккомпанемент одновременно, и это все может сделать один музыкант.

Аккордеон

    Этот инструмент появился в Австрии, примерно в 1829 г. Внешне он схож с баяном, но разница видна. У аккордеона с правой стороны не кнопочки, а клавиши, точно такие же как на фортепиано и рояли. На клавишах играется мелодия, а на кнопочках с другой стороны аккомпанемент

Струнные инструменты

Струнные смычковые

     В эту группу входят изящные, аристократические инструменты разных размеров, сделанные из дерева, с натянутыми струнами. Музыканты правой рукой водят смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимают струны в разных местах.

     Давным –давно первобытный охотник изобрел лук, пускал стрелы и слушал как звенит тетива. Но звук быстро угасал. И охотнику пришло в голову взять в руки два лука сразу и потереть тетивой о тетиву. От трения звук тянется дольше, инструмент “поет”.

А если к струне-тетиве прибавить еще несколько жил разной толщины да натянуть их не на лук, а на полый ящик, то звуки будут громче, красивее, разнообразнее. А второй лук постепенно переделали в смычок – палочку с натянутым на нее пучком конского волоса.

Скрипка

     Скрипку изобрели около 400 лет назад , в 16 веке,  добрые мастера из итальянского города Кремона: Амати, Гварнери, Страдивари. Ее называют “Королевой оркестра”. Ее звук высокий, светлый, яркий, певучий, похож на женский голос. Скрипку во время игры держат горизонтально у плеча. Она имеет четыре струны, гриф, прорези – эфы.

      Весь мир знает гениального прославленного скрипача – Никколо Паганини. Его даже обвиняли в колдовстве, потому что не верили, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке. С его именем связанны легенды.

Одна из них гласит, что однажды во время публичного концерта у Паганини вдруг одна за одной начали лопаться струны. Случайно это произошло или по чьему то злому замыслу никто не знает.

Но великий скрипач продолжал играть, как будто ничего не происходило, и закончил произведение на единственной оставшейся целой струне под гром оваций.

Контрабас

     Контрабас – самый большой инструмент струнно-смычкового семейства. Голос контрабаса низкий, густой и суровый. На нем играют стоя, или сидя на специальных высоких табуретах. В оркестре контрабасы выполняют особое поручение – поддерживают глубокими басами все звучание оркестра, как фундамент здания.

Виолончель

     У виолончели густой, сочный, низкий и благородный звук.  Ее изобрели так же как и скрипку в 16 веке в Италии. Ее название происходит от название цветов фиалок и переводится как большая фиалка. Внешне она похожа на скрипку, только  намного больше размером. Во время игры исполнитель держит ее между коленями, острым металлическим шпилем упирая в пол, чтоб инструмент не двигался.

Альт

    Этот инструмент изобрели в Европе. Этот инструмент очень похож на скрипку, но его звук ниже, гуще, и размером альт немного больше чем скрипка. Альт так же как и скрипку во время игры держат горизонтально у плеча

Струнные щипковые

Балалайка

     Это исконно русский инструмент. Первое из известных письменных упоминаний о балалайке относится к 1688 году.  Корпус балалайки имеет треугольную форму, на нем натянуто три струны. Репертуар балалайки это народные песни различных жанров, а так же  плясовые и танцевальные мелодии.

Гитара

Гитара появилась в Древней Греции и в Испании. Под ее звуки пели серенады. На гитаре аккомпанировали танцам. Но у этой гитары было шесть струнн. В России гитара появилась в 18 веке и здесь к ее шести струнам добавилась еще одна – седьмая. На гитаре играют перебором пальцев, либо специальной пластинкой – медиатором. Звук гитары может звучать  плавно и напевно, а может резко и громко.

Арфа

Арфа – самый старинный, древний щипковый инструмент.  Первые арфы имели форму лука. Сейчас это изящный, похожий на крыло бабочки инструмент.

Смотрится по королевски: внизу сверкающие золотом педали, вверху на тонкой металлической колонне что то вроде маленькой резной короны, и тончайшие 46 струн.  Звук у арфы не громкий, нежный, он журчит ручейком, убаюкивает и ласкает.

Но может и засверкать, переливаясь как струни фонтана. На арфе играют, перебирая ее струны пальцами.

Гусли

      Название этого инструмента происходит от древнерусского слова “густы” – гудеть, а так как гудела струна, то она и получила наименование “гусла”. Значит гусли – это гудящие струны. Первое упоминание о русских гуслях относится к 6 веку. Любая струна при колебании звучит сама по себе сравнительно тихо.

Если струну приблизить к дуплу или поместить в корыто, то струна зазвучит звончее. Так в древней Руси струны начали закреплять не на доске, а как бы поверх специально выдолбленного корытообразного ящика, покрытого сверху тонкой деревянной пластинкой, которая называется декой (дека – значит крышка). Корпус гуслей обычно изготавливают из сосны или ели.

На гуслях играли не только гусляры, которым приходилось быть и музыкантом, и поэтом, и сказочником, но и скоморохи.

Духовые музыкальные инструменты

Деревянные духовые

        Однажды первобытный человек срезал камышовую тростинку и , увидев что внутри она пуста, подул в нее. Получился сипловатый, но довольно громкий звук. Звук этот был один, а хотелось играть разные мелодии.

Тогда человек вырезал на дудочке дырочки-отверстия, которые можно было затыкать пальцами. Дырочка открыта, воздух сквозь нее выходит, значит трубочка короче и звук выше, и наоборот: отверстие закрыто, трубочка длиннее и звук ниже.

По такому принципу устроены и действуют все деревянные духовые инструменты.

    Эти инструменты имеют вид небольших прямых трубочек с клапанами и отверстиями. Исполнитель вдувает в инструмент воздух и нажимает пальцами на клапаны.

Флейта, флейта-пикколо, флейта-пана

    Флейта в переводе с латинского на русский язык означает “дуновение”, “порыв”. Это серебристая трубочка, которую при игре держат справа от себя.

Ее звук прозрачный, светлый, высокий, немного свистящий, холодноватый, будто лесной ручеек.  Одна из разновидностей флейты – флейта-пикколо, маленькая флейта. Она в два раза меньше обычной и звучит очень высоко.

 В древней Греции тоже использовали флейту, но выглядела она по другому и

называлась – флейта пана.  

Гобой

    Гобой в переводе с французского означает “высокое дерево”. Но на дерево гобой не похож ни ростом, ни цветом. “Высокое” потому, что голос у него довольно высокий в сравнении с другими музыкальными инструментами. А “дерево” – потому, что принадлежит к роду деревянных духовых инструментов. Гобой произошел от древней пастушечьей свирели в Европе в 16 веке.

Звук гобоя в разных регистрах не одинаков. Нижние его звуки довольно резкие; средние – насыщенные, мягкие, с немного гнусавым оттенком; высокие же звуки – пронзительные. Внешне гобой – это трубка с дырочками по всей длине, чтобы получались звуки разной высоты. А самое замечательное – пищик, приспособление куда вдувается воздух.

Музыкант играет на гобое, сжимая губами две камышовые пластинки, а между ними щель не больше зернышка.

    О старинных предшественниках гобоя создано немало легенд, сказок и преданий. В одной старинной немецкой балладе рассказывается о том, что однажды на один город напали полчища крыс. Сами жители города никак не могли от них избавится. И тогда обратились за помощью к крысолову.

Тот смастерил из тростника маленькую дудочку и начал играть на ней, да так, что все крысы как зачарованные пошли за крысоловом. Он шел медленно, уводя крыс от города все дальше и дальше. Дойдя до реки он стал переходить ее в брод и продолжал играть. Крысы настолько были заворожены игрой музыканта, что даже перед водой не смогли остановится.

Так крысолов избавил город от нашествия крыс.  Вот такой необыкновенной силой воздействия обладает звук инструмента, игра на нем и сама музыка.

Кларнет

Этот инструмент как и гобой – дудочка темного цвета с клапанами, только чуть шире и длиннее. Его звук полный и округлый, отличается благородством. В голосе кларнета можно услышать теплую, светлую грусть и мечтательность. Но на низких тонах звук его темнеет, становится сумрачным и угрюмым

Фагот

     Фагот самый длинный инструмент своего семейства. Его изобрели в 16 веке в Европе.   Название в переводе с итальянского означает “вязанка”, “связка”. Трубка фагота такая длинная, что ее пришлось сложить пополам.  Его держат перед собой вертикально, слегка наклонив вперед. Фагот – самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент. Его звук ворчливый, сдавленный, хрипловатый.

Саксофон

    Саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов, хотя и сделан из металла. Этот инструмент не такой древний как, как другие духовые. Он появился всего 150 лет назад в Европе. Саксофон был изобретен бельгийским мастером по фамилии Сакс. Звук этого инструмента немного похож на звучание кларнета 

  1. Медные духовые
  2.     Эта группа инструментов привлекает взгляд праздничным сверканием металла, из которого сделаны эти причудливо изогнутые инструменты, напоминающие то рог, то гигантскую улитку.
  3. Труба

  Это блестящая длинная трубочка согнутая дважды. В древности труба была сигнальным инструментом. Она призывала к вниманию, возвещала об опасностях.

Со временем трубу стали делать очень длинной и для удобства согнули несколько раз. Звук у трубы яркий, сильный, решительный. Труба любит ворваться в звучание оркестра звонким свежим возгласом.

Но и никогда не откажется пропеть длинную певучую фразу.

Валторна

Валторна в переводе с немецкого языка означает “лесной рог”. Этот инструмент произошел от старинного охотничьего рога.  Трубка валторны свернута несколько раз и заканчивается широким раструбом, в целом инструмент похож на улитку. Звук валторны мягкий, певучий, бархатный и способен передавать тонкие переживания.

Туба

Самый большой медный духовой инструмент. Был изобретен в Европе. Звук тубы очень низкий, тяжелый, глубокий 

Тромбон

Это большой, изогнутый, блестящий металлический инструмент. Тромбон произошел от трубы в Италии в 15 веке, но звучит он сильнее и мощнее и пронзительней. Звук на тромбоне извлекается с помощью выдвижной длинной трубки – кулисы.  

Источник: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/02/16/iz-istorii-muzykalnykh-instrumentov

Ссылка на основную публикацию