Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поближе рассмотрим увеличенное трезвучие и увидим как его можно использовать, например для совершения модуляции.

Увеличенное трезвучие получается, если применить формулу: «б3+б3». То есть, взяв две большие терции от любой ноты мы получим именно этот аккорд. Давайте попробуем сделать это от ноты соль:

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучийрис. 1

Обозначается это трезвучие как Ув53 (основной вид). Интересно, что обращения этого аккорда различаются друг от друга только по записи на нотном стане. Если же взять Ув53 и его обращения на гитаре мы получим абсолютно одинаковые аккорды, отстоящие друг от друга на интервал б3 (большую терцию):

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучийрис. 2

Это похоже на то, что мы писали про уменьшенный аккорд. Уменьшенное трезвучие же также состоит из двух одинаковых интервалов (м3+м3) и там на грифе одинаковые аккорды отстоят друг от друга соответственно на малую терцию.

Как же можно получить «естественным образом» Ув53? Ну, например в гармоническом мажоре Ув53 образуется на шестой пониженной ступени. Следовательно, для тональности До мажор это будет следующий аккорд:

  • Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучийрис. 3
  • В гармоническом же миноре (где повышена 7-ая ступень) у нас Ув53 получится от третьей ступени.
  • Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучийрис. 4

Да, к слову, измененные ступени (6-ая в мажоре и 7-ая в миноре), что мы использовали на рисунках 3 и 4 для получения гармонических вариантов гамм — это тоже альтерация можно сказать. То есть усиление тяготения неустойчивой ступени в устойчивую.

Итак, мы говорили, что научимся использовать как-то данный вид трезвучия. Мы используем его для совершения модуляции в какую-нибудь тональность третьей степени родства.

Да, именно в ту тональность, которая вообще не имеет ничего общего с исходной. Это позволит нам внести значительное разнообразие в нашу музыку.

Мы будем использовать альтерацию для того чтобы «принудительно» найти общий аккорд, через который мы и будем переходить из одной тональности в другую.

Применение увеличенного трезвучия в модуляции

Итак, к делу…Откуда и куда мы будем переходить? Давайте из Ля минора в Ми бемоль минор. Переходить же мы будем через увеличенное трезвучие от ноты Соль (что изображено у нас на рисунке 1). Как мы его получили? Вот мы допустим в тональности Ля минор играем — тоника (Am) потом трезвучие G из диатонической шкалы Ля минора берём (о том, что такое диатоническая шкала читайте здесь).

Но мы знаем, что можем 4-ую ступень повышать в миноре (см. правила альтерации). Повысим-ка ноту ре в нашем аккорде G (соль мажорном трезвучии). Получится у нас как раз Ув53 от ноты соль. Он-то и будет связующим аккордом для двух тональностей.

Теперь надо перейти в тональность Ebm как-то. Там точно такой же аккорд надо получить…но как? Давайте Сыграем в натуральном Ми бемоль миноре тонику Ebm, потом субдоминанту (трезвучие от четвертой ступени) Abm. И используя альтерацию вновь, понизим в Abm ноту Ля бемоль, получив вместо нее Ля дубль-бемоль:

  1. Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучийрис. 5
  2. Вот и получился у нас нужный аккорд энгармонически равный нашему G+5 с рисунка 1:
  3. Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучийрис. 6

Итак, теперь мы можем через этот аккорд переходить в новую тональность (в Ebm) из Ля минора. Фактически все как в диатонической модуляции, только пришлось немного поработать чтобы найти общий аккорд, а еще похоже на энгармоническую модуляцию (тоже присутствуют два энгармонически равных аккорда).

Пример модуляции через Ув53

Но мы не просто так изучаем всё это, а чтобы применять в своей музыке. На мой взгляд модуляция может существенно разнообразить звучание — так играть интереснее чем все время в одной тональности. Например, можно играть в одной тональности, а потом через правильный аккорд перейти в другую, там поиграть и так далее. При этом звучать все будет хорошо.

Вот, например как можно использовать то, что мы рассмотрели в этой статье.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучийрис. 7

На рисунке 7 мы обвели кружками как раз два энгармонически равных аккорда (увеличенных трезвучия), найденных нами уже выше. Первый раз мы использовали один из них для перехода из Ля минора в Ми бемоль минор, второй раз обратно.

Да, во втором случае у нас нота Ля-дубль бемоль перенесена вверх на октаву, то есть мы используем там Ув6 (первое обращение увеличенного трезвучия). Также мы часто применяли квинтовые и квартовые созвучия.

Давайте теперь сыграем ноты с рисунка 7 приблизительно).

Источник: https://gorstorehov.com/page/uvelichennoe-trezvuchie

Урок №10 (ТЕМА №1.10 Строение и обращение мажорных и минорных аккордов)

  1. Знать строение и мажорного и минорного трезвучий.
  2. Знать обозначения мажорного, минорного, увеличенного, уменьшенного трезвучий.
  3. Знать названия обращений.
  4. Знать строения мажорных и минорных секстаккордов и квартсекстаккордов.

Аккорд, который состоит из трёх звуков, называют трезвучием. В зависимости от того, какие терции участвуют в построении трезвучия, а также в зависимости от порядка терций получается тот или иной вид трезвучия.

Из больших и малых терций получаются 4 вида трезвучий:

Мажорное трезвучие состоит из б.3 (большая терция) и м.3 (малая терция). Такое трезвучие называют ещё «большим». Между его крайними звуками ч.5 (консонирующий (приятный на слух) интервал). Мажорные трезвучия обозначаются Б53.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

1-малая терция, 2-большая терция, 3-чистая квинта.

Минорное трезвучие состоит из м.3 и б.3. Такое трезвучие называют ещё «мáлым». Между крайними звуками аккорда ч.5.  Минорные  трезвучия обозначаются М6.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

1-большая терция, 2-малая терция, 3-чистая квинта.

Увеличенное трезвучие состоит из б.3 и б.3. Между крайними звуками ув.5 (диссонирующий интервал).

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

1-большая терция, 2-большая терция, 3-увеличенная квинта.

Уменьшённое трезвучие состоит из м.3 и м.3. Между крайними звуками ум.5 (диссонирующий интервал).

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

1-малая терция, 2-малая терция, 3-уменьшенная квинта.

Все три интервала мажорного и минорного трезвучия — консонирующие. Эти трезвучия — консонирующие. В увеличенном и уменьшенном трезвучиях есть диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5). Эти трезвучия — диссонирующие.

Все три звука трезвучия имеют свои названия (снизу вверх): прима, терция, квинта. Видно, что название каждого звука совпадает с названием интервала от нижнего звука до него самого (рассматриваемый звук).

Строение аккордов

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд и как его построить.

Аккордом называют одновременное сочетание трёх или более звуков. Есть нюанс: эти звуки должны быть расположены по терциям. Звуки аккорда выстраиваются снизу вверх.

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре — мажорное трезвучие, в миноре — минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Каждый аккорд состоит как минимум из 3-х нот. Его название соответствует названию главной ноты (из этих 3-х). Например, С – до мажор, Hm — си минор, А7 — доминантный ля септаккорд.

Обращение мажорного и минорного аккордов

Расположение звуков в порядке прима- терция- квинта (снизу-вверх) называется основным. В этом случае звуки трезвучия расположены по терциям.

Если порядок звуков изменяется так, что нижний звук становится терцией или квинтой, то такое положение звуков называется «обращением». Другими словами, перенос нижних звуков на октаву вверх или верхних звуков на октаву вниз, как и у интервалов.

Секстаккорд — это первый вид обращения трезвучия, когда приму переносят на октаву вверх. Обозначается цифрой 6: (Т6).

  • В мажоре, нижние звуки интервала дают м3, а крайние звуки дают м6 (Б6).
  • В миноре, крайние звуки дают Б6, а звуки основания Б3 (М53).

Квартсекстаккорд — второй вид обращения, когда на октаву вверх переносят терцию. Обозначается ( ): Т64.

  • В мажоре, крайние звуки дают Б6, а звуки основания ч4 (Б64).
  • В миноре, крайние звуки дают м6, а звуки основания ч4 (М64).

Пример в ре миноре:

Пример в ре мажоре:

Проверка:

  1. Строение мажорного и минорного трезвучия

    Ответ:

    Мажорное: б3+м3
    Минорное: м3+б3

  2. Сколько обращений у трезвучия? Какое у них строение?

    Ответ:

    Два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

  3. Определить вид и лад трезвучия

    Ответ:

  4. Подписать аккорды

    Ответ:

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Абсолютный Слух

Источник: https://viaandrock.ru/1-4-1-stroenie-akkordov/

Разрешение уменьшенных трезвучий

Уменьшенное трезвучие и увеличенное трезвучие требуют после себя разрешения, т. к. крайние звуки Ум53 – уменьшенная квинта (тритон, требующий разрешения), а крайние звуки Ув53 – увеличенная квинта(характерный интервал, требующий разрешения).

Уменьшенные трезвучия разрешаются в терцию с удвоением ее нижнего звука. Уменьшенное трезвучие на VII(на VII натур. мажора или на VII# гармонич. минора) разрешается в терцию на I (тоническую терцию), т. е.

нижнюю терцию тонического трезвучия с удвоением ее нижнего звука(иначе говоря, в неполное тоническое трезвучие). Уменьшенное трезвучие на II (в натур. миноре или гармонич. мажоре) разрешается в терцию на III, т. е.

верхнюю терцию тонического трезвучия с удвоением ее нижнего звука.

* Почему Ум53 разрешается в терцию с удвоением ее нижнего звука. Уменьшенная квинта (тритон), являющаяся крайними звуками уменьшенного трезвучия, разрешается по правилу тритона ум.5 («сужается» в терцию, т. е.

ее верхний звук опускается в соседнюю устойчивую ступень, а нижний ее звук поднимается в соседнюю устойчивую ноту). Средний же звук уменьшенного трезвучия разрешается по основному правилу (основное правило разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые: II→I,IV→III,VI→V,VII→VIII(I)).

В результате в разрешении уменьшенных трезвучий, строящихся на вводных ступенях, образуется терция с удвоением ее нижнего звука.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Для любознательных.

Заметьте, что одно и то же уменьшенное трезвучие можно разрешить в 4 тональности, представив его находящимся на VII натурального мажора, на VII# гармонического минора, на II натурального минора и гармонического мажора.

Читайте также:  Вистл – народная ирландская флейта. история, основы игры

Таким образом, уменьшенное трезвучие ля-до-ми-бемоль может находиться в Си-бемоль мажоре (B-dur), соль миноре (g-moll), Соль мажоре гармонич. (G-dur), си-бемоль миноре гармонич. (b-moll).Т. к.

в натуральных параллельных ладах элементы полностью совпадают, находясь на разных ступенях, данное уменьшенное трезвучие находится в паре параллельных натуральных тональностей – B-dur и g-moll.

Гармонический вид лада приближает его к одноименному натуральному, откуда он заимствует элементы, поэтому в гармоническом b-moll появляется на VII# такое же уменьшенное трезвучие, как в натуральном B-dur на VII, а в гармоническом G-dur – такое жеуменьшенное трезвучие на II, как в натуральном g-moll.

Так, уменьшенное трезвучие ля-до-ми-бемоль оказывается в 4 тональностях– паре параллельных и двух одноименных к этим параллельным (оно является натуральным в паре параллельных тональностей B-dur и g-moll; т. к. гармонический b-mollзаимствует натуральное уменьшенное трезвучие B-dur, делая его своим, гармоническим, а гармонический G-durзаимствует натуральное уменьшенное трезвучиеg-moll, делая его своим, гармоническим, данное уменьшенное трезвучие находится, в качестве гармонического, и в этих тональностях).

Если же сопоставлять одноименные лады оба в гармоническом виде, то, т. к. они различаются только III ступенью, определяющей лад (мажор/минор), оба уменьшенных трезвучия на вводных ступенях у них совпадают (см.

трезвучия ля-до-ми-бемоль и до-ми-бемоль-соль-бемоль в B-dur и b-moll; трезвучия фа-диез-ля-до и ля-до-ми-бемоль в G-dur и g-moll; при этом совпадают натуральное Ум53 мажора с Ум53 гармонического минора и натуральное Ум53 минора с Ум53 гармонического мажора).

Можно заметить также, что, т. к. трезвучие VII ступени разрешается в тоническую терцию, т. е. нижнюю терцию тонического трезвучия, в разрешении Ум53 на VII в натур. мажоре образуется большая терция, а в разрешении Ум53 на VII# в гармонич.

миноре – малая терция. Т. к. уменьшенное трезвучие II ступени разрешается в верхнюю терцию тонического трезвучия, в разрешении Ум53 на II в натур. миноре образуется большая терция, а в разрешении Ум53 на II в гармонич. мажоре – малая терция.

В параллельных натуральных ладах совпадает по нотам натуральное уменьшенное трезвучие с его разрешением (в большую терцию), но находится данное построение на разных ступенях в натуральном мажоре и натуральном миноре.

В одноименных гармонических ладах уменьшенные трезвучия на вводных ступенях совпадают,то естьсовпадают их расположение (вводные ступени) и их звуки (но разрешаются, естественно, совпадающие в одноименных гармонических ладах уменьшенные трезвучия по-разному).

Совпадает VII53натурального мажора и VII#53 гармонического минора; в мажоре, естественно, трезвучие седьмой ступени разрешается в мажорную тоническую большую терцию, в гармоническом миноре трезвучие седьмой повышенной ступени – в минорную тоническую малую терцию.

Совпадает II53натурального минора и г.

II53 гармонического мажора, в миноре, естественно, трезвучие второй ступени разрешается в большую терцию (верхнюю терцию минорного тонического трезвучия), в гармоническом мажоре трезвучие второй ступени, включающее VIb, – в малую терцию(верхнюю терцию мажорного тонического трезвучия).

  • Таким образом, уменьшенные трезвучия натуральных ладов разрешаются в большую терцию, а уменьшенные трезвучия гармонических ладов – в малую терцию.
  • Для слухового анализа– уменьшенное трезвучие с разрешением.
  • Если уменьшенное трезвучие разрешается в веселую большую терцию, то это Ум53 наVII(VII53) натурального мажора или на II(II53) натурального минора (звучит данное построение вне контекста весело).

Если уменьшенное трезвучие разрешается в малую терцию (малая терция звучит, как начало песни «Подмосковные вечера» – «не слышны в саду даже шорохи», слоги «не слыш») и звучание при этом не грустное, а светлое, то это Ум53 на II (г.II53) гармонического мажора.

Если уменьшенное трезвучие разрешается в малую терцию и звучание при этом грустное, то это Ум53на VII# (VII#53) гармонического минора.

Примечание.

Почему при разрешении уменьшенного трезвучия гармонического мажора и уменьшенного трезвучия гармонического минора образуются малые терции, а звучат разрешения по-разному (светло в гармоническом мажоре и грустно в гармоническом миноре).

Потому что при разрешении в м.3 уменьшенного трезвучия гармонического мажора верхний голос опускается на полутон, а при разрешении в м.3 уменьшенного трезвучия гармонического минора верхний голос опускается на тон.

Примечание.

Аналогично определяем на слух местонахождение уменьшенной квинты (ум. 5 – интервал, тритон), являющейся крайними звуками Ум53. Если Ум53 разрешается в терцию с удвоением ее нижнего звука, то интервал ум. 5 (тритон) – просто в терцию. Аналогично, если ум.5 разрешается в большую терцию (что вне контекста звучит весело), то это натуральные лады, если в малую терцию и звучание при этом светлое, то это гармонический мажор, если в малую терцию и звучание при этом грустное, то это гармонический минор. Т. к. ув.4 (тритон) – это обращение ум.5 (тритон), то в случае с ув.

4 все представляем в обращении, т. е.: если ув.4 разрешается в м.6 («Прекрасное далеко», в данном же случае вне контекста м.6 звучит мажорно) – это натуральные лады, если в б.6 («В лесу родилась елочка») и звучание при этом светлое – это гармонический мажор, если в б.

6 и звучание при этом грустное – это гармонический минор (но необходимо еще помнить ступени, на которых находится ув.4 во всех этих случаях, см. тему «Интервалы»).

Задание теме: построить и спеть Ум53 в B-dur (Си-бемоль мажоре).

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Разрешение увеличенного трезвучия (не указано в теме билета). Как видно на схеме трезвучий натуральных и гармонических ладов, увеличенные трезвучия образуются только в гармонических ладах (т. к. интервал ув.

5, являющийся крайними звуками Ув53, – характерный интервал, образующийся только в гармоническом виде лада); одно увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре (на VIb) и одно увеличенное трезвучие в гармоническом миноре (на III, включает в себя VII#, т. к. минор гармонический). Увеличенное трезвучие разрешается по основному правилу разрешения, т. к.

по этому правилу разрешаются все интервалы, входящие в его состав; среди них нет тритона,разрешающегося особым образом, увеличенная же квинта (крайние звуки) разрешается по основному правилу, как и все характерные интервалы.

  1. Увеличенное трезвучие, как видно на схеме ниже, в гармоническом мажоре, находясь на VIb, разрешается вT64(тонический квартсекстаккорд), а в гармоническом миноре увеличенное трезвучие, находясь на III, разрешается в t6(тонический секстаккорд).
  2. Увеличенное трезвучие в гармоническом До мажореи гармоническом ля миноре:
  3. Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

* Можно заметить, что увеличенное трезвучие включает в себя два устойчивых звука, в гармонич. мажоре – большую терцию, являющуюся нижней терцией T53, а в гармонич. миноре – большую терцию, являющуюся верхней терцией t53.

В гармоническом мажоре неустойчивый звук увеличенного трезвучия – VIb, а в гармоническом миноре –VII#.

При разрешении увеличенного трезвучия в гармоническом мажоре движется вниз нижний звук, приразрешении увеличенного трезвучия в гармоническом миноре движется вверх верхний звук.

  • Для слухового анализа по всей теме данного билета.
  • 4 вида трезвучий.
  • Мажорное (Б53) – весело, минорное (М53) – грустно, эти два трезвучия – консонирующие.

Уменьшенное (Ум53) –резко, напряженно, драматично, увеличенное (Ув53) – удивленно, загадочно (не путать с минорным, в котором нет ни малейшего оттенка удивления). Эти два трезвучия – диссонирующие, т. к. крайние звукиУм53 – ум.5 (тритон), а крайние звукиУв53 – ув.5 (характерный интервал).

Как определить на слух обращения мажорного и минорного трезвучий. Мажор или минор – определяем по настроению.

Звучит ли само трезвучие или его обращение – по чистой кварте, в самих трезвучиях нет кварты, они строятся по терциям, в секстаккорде кварта находится вверху, в квартсекстаккорде – кварта внизу.

То есть, например, если звучит грустный аккорд с квартой вверху, это М6 (минорный секстаккорд), если звучит веселый аккорд с квартой внизу – Б64 (мажорный квартсекстаккорд).

Как определить диссонирующие трезвучия с разрешениями.

Про Ум53 см. подробно выше, в разделе «Для слухового анализа– уменьшенное трезвучие с разрешением», в разделе «Разрешение уменьшенных трезвучий». Кратко: если Ум53 разрешается в большую терцию, это натуральные лады (необходимо знать на какой ступени в таком случае оно находится в натур.

мажоре и на какой в натур. миноре).

Если Ум53 разрешается в малую терцию и звучание при этом светлое, это гармонический мажор (необходимо знать расположение Ум53 в данном случае), если Ум53 разрешается в малую терцию и звучание при этом грустное, это гармонический минор (необходимо знать расположение Ум53).

Разрешение увеличенного трезвучия (Ув53 – только в гармонических ладах). Если разрешение веселое – гармонический мажор, если разрешение грустное – гармонический минор.

Кстати, при разрешении Ув53в гармоническом мажоре движется нижний звук, а при разрешении Ув53в гармоническом миноре движется верхний звук Необходимо помнить расположение Ув53в гармонических ладах, а также, что в гармоническом мажоре оно разрешается в T64 (тонический квартсекстаккорд), а в гармоническом миноре– в t6 (тонический секстаккорд).

Билет 2

Источник: https://studopedia.net/7_12223_razreshenie-umenshennih-trezvuchiy.html

Всякого инотонального

^ Энгармоническое равенство малой септимы и увеличенной сексты превращает малый мажорный септаккорд в увеличенный квинтсекстаккорд или дважды-увеличенный терцквартаккорд:

В исходной тональности малый мажорный аккорд выступает в роли D7 основной или какой-либо родственной тональности. В новой тональности аккорд с увеличенной секстой чаще всего является альтерированной субдоминантой, строящейся на VI ступени минора или VI пониженной гармонического мажора: г.II43#1,3 или IV56#1. Распространенность именно такого соотношения аккордов вызвана удобством разрешения увеличенного квинтсекстаккорда или терцквартаккорда сразу в К64 или D новой тональности. При таком переходе внезапно возникает тональность, расположенная полутоном ниже предыдущей, что вносит в тональное развитие яркий сдвиг. Если в исходной тональности берется D7, побочный к родственной тональности, то новая тональность также оказывается на полтона ниже той, которая готовилась.

T D7=г.II43#1,3 K64 D7 T T II43→D7→(II)=IV56#1K64 D7 T

D7 исходной тональности может быть приравнен и к другим альтерированным аккордам новой тональности: уменьшенному VII65 с пониженной терцией (на II пониженной ступени мажора и минора), реже – к II65#1 в мажоре (на IV ступени) или к VII435 в миноре (на IV пониженной ступени).

  • T D7=VII653 D7 T
  • T II65 г.II65#1,3 =D2 T6 D43 T
Читайте также:  Как научить взрослого играть на фортепиано?

Возможен и иной «сценарий» энгармонической модуляции через малый мажорный септаккорд: альтерированный септаккорд с увеличенной секстой (один из перечисленных) приравнивается в новой тональности к D7 (или его обращению) и разрешается в тонику. Наконец, энгармонически равными могут быть два разных альтерированных аккорда, но этот вид модуляции встречается реже. Таким образом, модуляция через энгармонизм малого мажорного септаккорда может быть осуществлена тремя способами:

Исходная тональность Новая тональность
  1. D7 основной (на V ступени) или D7→ (побочный к родственной тональности)
«Ложный D7», т.е. альтерированный аккорд на VI (VI в мажоре), II, реже – IV (в мажоре), IV (в миноре)
2. «Ложный D7», т.е. альтерированный аккорд на VI (VI в мажоре), II, реже – IV (в мажоре), IV (в миноре) D7 основной (на V ступени)
3. Альтерированный аккорд Альтерированный аккорд

Задания по теме:

  1. Сделать гармонический анализ:

Чайковский. «Евгений Онегин», д.1

Ф. Шопен. Мазурка H-dur

2. Играть энгармонические модуляции в виде схемы (7-10 аккордов) через малый мажорный септаккорд первым способом по следующим планам:C-dur – h-moll; D-dur – Ges-dur; cis-moll – Es-dur; b-moll – E-dur.

^

Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд относится к самым распространенным видам внезапной модуляции вследствие универсальных возможностей, заключающихся в этом аккорде. Один и тот же уменьшенный септаккорд, благодаря энгармоническим заменам, а также смене его функционального значения, может быть разрешен во все 24 тональности.

Энгармоническая замена звуков этого аккорда позволяет превратить его в квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд с равным звучанием:7 65 43 2Разрешение этих аккордов в тонику уже дает нам 8 тональностей: F,f, D,d, H,h, As,as. Однако в каждой тональности можно построить не один, а три уменьшенных септаккорда, которые выступают в роли вводных аккордов к доминанте и субдоминанте:Таким образом, один септаккорд может быть воспринят в трех разных функциональных значениях и, соответственно, разрешен в разные аккорды – T, S или D новой тональности (каждое функциональное значение прибавляет еще по 8 тональностей). Следовательно, один и тот же уменьшенный септаккорд входит во все тональности и может быть универсальным средством модуляции из данной тональности в любую другую.При совершении такой модуляции обратите внимание на следующие рекомендации:– в исходной тональности берется любой уменьшенный септаккорд при условии плавного соединения с ним предыдущего аккорда;

– если в состав этого септаккорда входит VII ступень новой тональности (т.е. звук, лежащий на полтона ниже I ступени), то это будет вводный септаккорд к тонике, и его следует мягко перевести в соответствующее обращение D7 и разрешить в T (можно и в VI, если это сам D7);

– если в состав данного септаккорда входит ^ , то перед нами – вводный септаккорд к доминанте (DDVII7), который обычно разрешают в К64 или переводят в одно из обращений D7. Перед К64 необходимо взять такое обращение DDVII7, бас которого расположен «вокруг» баса К64 – на секунду ниже или выше его;

– если в состав общего аккорда входит звук, лежащий полутоном выше I ступени новой тональности, то данный септаккорд является вводным к субдоминанте и разрешается следующим образом: либо в одну из субдоминант, либо (трактуемый как вспомогательный аккорд к D7 или как тройное задержание к нему), при оставлении на месте примы доминанты, — переводится в D7 или его обращение.

^ #1,3 K64 D7 T

T DDVII65=VII43→S6 IV65#1K64 D7 t T VII→II=вв.акк. к D2 T6

На практике наибольшее распространение получила энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд, вводный в доминанту новой тональности, с последующим его разрешением в качестве альтерированного септаккорда субдоминантовой группы в К64. Реже используются вводные в тонику или субдоминанту.

Задания по теме:

1.Сделать гармонический анализ:

Л. Бетховен. Соната № 27, ч. I

2. Играть энгармонические модуляции через уменьшенный септаккорд в виде схемы (7–10 аккордов: показ тональности с помощью любого гармонического оборота – 3-4 аккорда, уменьшенный септаккорд, его разрешение в T, S, K64 или D новой тональности и каденционное закрепление в новой тональности) по следующим планам:D-dur – f-moll; a-moll – H-dur; G-dur – As-dur; d-moll – fis-moll.

^

Этот вид энгармонической модуляции отличается меньшей универсальностью, меньшей распространенностью – с одной стороны, и специфичностью колорита – с другой. Как и у уменьшенного септаккорда, все обращения увеличенного трезвучия равны по звучанию. Это и создает возможности для модулирования.

Чаще всего увеличенное трезвучие используется в функциональном значении гармонической VI ступени, D с повышенной квинтой – в мажоре, гармонической III (или D с секстой), реже – IV с пониженной примой – в миноре.

Модуляция через увеличенное трезвучие встречается в музыке романтиков, особенно часто — у Листа, причем не только в разработках и развивающих частях формы, что является главной областью применения энгармонических модуляций, но и в экспозиционных построениях (см. песни Листа).

Энгармонические модуляции, используемые внутри построения, нередко являются средством подчеркивания кульминации (Бетховен. Симфония № 5, II ч.).

У некоторых романтиков энгармоническая модуляция, появляющаяся внутри экспозиционного периода, носит характер легкого, почти незаметного вследствие своей плавности, «скользящего» сдвига (Шопен. Ноктюрн № 1).

Помещенные в развивающие разделы, многократно повторенные, энгармонические модуляции теряют эффект незаурядности и вызывают ощущение тональной неопределенности, вязкости, калейдоскопичности (часто у Листа, Римского-Корсакова). Помещение энгармонической модуляции на грани частей формы зачастую имеет яркий колористический эффект и необычайно обогащают и усложняют тональный план произведения (переход от главной к побочной партии «Ромео и Джульетты» Чайковского)

Литература по теме:

  1. Т.Мюллер. Гармония. – М.: «Музыка», 1982. – С.174-190.
  2. А.Мясоедов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1980. – С.254-280.
  3. А.Степанов. Гармония. – М.: «Музыка», 1971. – С.220-230.

^

Мажоро-минором называют ладовые системы, основанные на взаимопроникновении мажора и минора. Различают три разновидности мажоро-минора: одноименный, параллельный и однотерцовый (в ряде учебников останавливаются только на первых двух разновидностях).

Если в объединении ладов главенствует минор, то образуется миноро-мажорная система. Чаще же встречается именно мажоро-минор, в котором главной тоникой является мажорная.

Исторически одноименный мажоро-минор старше остальных разновидностей.

Наиболее ранней формой сближения одноименных ладов, традиционной еще в эпоху Возрождения, является замена минорного трезвучия мажорным в конце произведения и его разделов.

Завершение минорных произведений или построений мажорной тоникой было связано с восприятием мажорного трезвучия как более консонирующего, чем минорное. Однако традиция сохранилась и во времена Баха, в музыке темперированного строя.

Появление гармонического минора и гармонического мажора также сыграло заметную роль в сближении одноименных ладов, способствовав «оминориванию» мажора и «омажориванию» минора. Позже, в эпоху классицизма, гармонический мажор обогатился аккордом VI ступени одноименного минора – т.наз. низкой VI ступенью.

Тогда же стала появляться одноименная тоника в виде сопоставления ее с мажорной на грани построений. Значительно расширилась палитра одноименного мажоро-минора и миноро-мажора в музыке романтиков с их увлечением, с одной стороны, народной ладовостью и, с другой стороны, поисками особого колорита при создании фантастических образов.

Так, свободным стало сопоставление мажорной и минорной тоник (Шуберт, Лист), в мажор проникла вся доминантовая группа одноименного минора: низкая III, минорная V, низкая VII. В минор проникли такие аккорды одноименного мажора, как III высокая, VI высокая, IV мажорная.

Таким образом, полные одноименные мажоро-минорная и миноро-мажорная системы содержат следующие аккорды:C-dur-moll

T t II г.II III III S г.S D d VI VI VII VII

c-moll-durt T II II(мин.)III #III S S(маж.) d D VI #VI VII г.VII

Наиболее распространенные обороты с аккордами мажоро-минора:

1) Прерванный оборот D7 — VI (см. Вальс A-dur Шопена, Моцарт. «Дон-Жуан», 1 д.):

2) Плагальные обороты, где VI берется между тониками (вместо S или II), или в роли промежуточного звена между Т и г.S (см. Мусоргский. «Борис Годунов», Пролог):

T VI T T VI г.S T

3) Сочетание VI с II, где VI играет роль доминанты в тональности II, и сочетание III сVI, звучащее как отклонение в тональность VI (см. Даргомыжский. «Червяк»):

T VI II D43 T T III VI T D43→ VI

4)Фригийские обороты в мажоре, включающие III или VII (см. Рахманинов. Четвертый концерт для ф-но с оркестром, часть II):

  1. Трезвучие III в сочетании сVI иVII образует центр субсистемы (Т,S,D), что воспринимается как отклонение в тональностьIII (см. Чайковский. «Ромео и Джульетта», п.п.):

T VI VII III

(S D T)

Реже, чем низкая III, встречается трезвучие или септаккорд низкой VII: в оборотах с III или во фригийских оборотах. В некоторых случаях этот аккорд воспринимается как аккорд миксолидийского лада. Аналогично трактуется часто и трезвучие минорной D, которое стало использоваться позже и реже других аккордов доминантовой группы мажоро-минора (см. Брамс. Симфония №4, ч.2).

6) Начиная с эпохи классицизма, но особенно в XIX в. стало популярным сопоставление одноименных тоник – как проявление контраста, «потемнения» краски (см. Лист «Радость и горе», Шопен Вальс A-dur, Кабалевский «Клоуны», Концерт для скрипки, ч. III).

Источник: https://userdocs.ru/muzika/16434/index.html?page=2

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий, Музыкальный класс

Не каждое трезвучие требует разрешения. Например, если мы имеем дело с аккордами тонического трезвучия, то куда ж ему разрешаться? Оно и так есть тоника. Если взять субдоминантовое трезвучие, то оно само по себе к разрешению не стремится, а скорее наоборот, охотно удаляется от тоники на возможно большее расстояние.

Доминантовое трезвучие – да, оно желает разрешения, но не всегда. Оно обладает такой выразительной и движущей силой, что нередко его, напротив, стараются обособить от тоники, выделить остановкой на нём музыкальной фразы, которые от этого звучат с вопросительной интонацией.

Читайте также:  Влияние музыки на человека: интересные факты истории и современности

Так в каких же случаях требуется разрешение трезвучий? А требуется оно тогда, когда в составе аккорда (трезвучие – это ведь у нас аккорд?) появляются крайне неустойчивые диссонирующие созвучия – или какие-нибудь тритоны, или характерные интервалы. Такие созвучия есть в уменьшённых и увеличенных трезвучиях, следовательно, их мы и будем учиться разрешать.

Уменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора. Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить.

В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «Как построить трезвучие?», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь! А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе.

Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось:

В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым. В данном случае это уменьшённая квинта.

Поэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение этой уменьшённой квинты, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию.

А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.

Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённые трезвучия в гармоническом мажоре и миноре. Построим их в ре мажоре и ре миноре.

Гармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляются знак бемоля перед нотой си в ре мажоре (понижение шестой) и знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично.

Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).

Увеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вернитесь ещё раз к табличке и посмотрите, на каких ступенях). Давайте посмотрим на них в тональности ми мажор и ми минор:

Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту.

Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается).

Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации.

Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно ей ещё понизить и перевести в пяту ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень.

Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.

Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена!

Итак, подоспело время подвести итоги. Во-первых, мы выяснили, что в разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Во-вторых, мы вывели закономерности разрешения, которые можно кратко сформулировать в следующих правилах:

На этом всё! Приходите к нам ещё. Успехов вас в ваших музыкальных занятиях!

Боже мой! Огромное, гигантское спасибо вам! В первый раз за 3 года у меня нормальное выполненное дз по сольфеджио! За буквально 10 минут я поняла то, что мне не могли объяснить годами! Осталось только выучить)

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/razreshenie-uvelichennyx-i-umenshyonnyx-trezvuchij-muzykalnyj-klass

Что такое уменьшенное трезвучие? Строение и особенности

Такое понятие, как тоническое трезвучие стало нам известным после появления мажорных и минорных гамм. Это простые аккорды, состоящие из трех нот, в составе которых должна быть малая и большая терция. Но в музыкальной практике нередко встречается такое явление, как уменьшенное трезвучие. Что это означает и как оно звучит? Строится ли оно в рамках привычной для нас гаммы?

Что это такое?

Итак, для начала рассмотрим мажорное трезвучие. Это сочетание двух терций — большой на первом месте и малой — на втором. Повышенная третья ступень, свойственная мажорной гамме, придает и трезвучию позитивный, яркий и весело звучащий оттенок.

Рука об руку с ним идет минорное трезвучие. Это сочетание малой терции на первом месте и большой — на втором. Третья ступень получается заниженной, за счет чего звучание приобретает меланхоличный и мрачноватый характер.

Но уменьшенное трезвучие — это комбинация двух малых терций, в нем понижена не только третья ступень, но и пятая. Звучание получается резким, мрачным, странным и попросту неустойчивым.

Именно поэтому такой аккорд, написанный в рамках определенной гаммы, требует непременного обращения в тонику. Но об этом попозже.

Мажорная гамма

Этот строй может быть натуральным, гармоническим и мелодическим. Последний вариант мы оставим, так как здесь ступени меняются только при движении гаммы вниз, а займемся первыми двумя ладами:

  1. Натуральный. Уменьшенное трезвучие в мажоре, которое относится к этой категории, строится исключительно на VII ступени. Если рассматривать все на примере «до мажора», то у нас получится аккорд, включающий ноты H+D+F («си», «ре» и «фа»). Между «си» и «ре» малая терция, так же как и между «ре» и «фа».
  2. Гармонический. Характерен пониженной шестой ступенью, благодаря чему уменьшенное трезвучие мы теперь можем построить не только на VII ступени, но и на II. В «до мажоре» это будут ноты «ре», «фа» и «ля-бемоль».

  Bahh Tee — Стирай из памяти, новый клип

Минорная гамма

Здесь картина точно такая же — есть натуральный, гармонический и мелодический минор. Как и раньше, мы оставим последний вариант, ведь тут повышаются VI и VII ступени только при движении вверх:

  • Натуральный. Отправной точкой для уменьшенного трезвучия в миноре является II ступень. Если это «ля-минор», то как и в параллельном ему «до мажоре» мы строим аккорд от ноты «си».
  • Гармонический. Славится своей VII повышенной ступенью, и именно на ней строится уменьшенное трезвучие. В рамках «ля-минора» получается «соль-диез»+»си»+»ре».

Обращения

Эта тема проста с теоретической точки зрения, но на практике звучание аккордов весьма интересно, хоть и отличается резкостью. Обращение уменьшенного трезвучия, как и любого другого, производится за счет переноса нижней ноты на октаву вверх.

Так мы получаем сначала терцквартаккорд, а затем кварттерцаккорд. Однако при обращении малые терции образуют не чистые кварты, тритоны — уменьшенные квинты или увеличенные кварты.

В результате звучание получается довольно резким и неустойчивым, но при этом интересным и нестандартным.

Разрешение

Как и все неустои в музыке, этот аккорд, построенный на неустойчивых ступенях лада (простите за тавтологию), требует разрешения — то есть перехода в более устойчивое звучание. Для каждого подвида уменьшенного аккорда оно свое:

  1. Трезвучие, построенное на VII ступени мажора или II ступени минора, обращается в тоническую терцию на первой ступени и третьей соответственно с удвоением нижнего звука.
  2. Терцквартаккорд в мажоре переходит в тонический терцквартаккорд, а в миноре — в терцию из третьей и пятой ступеней, с удвоением нижнего звука.
  3. Кварттерцаккорд в рамках мажора переходит в кварту между пятой и первой ступенью, и удвоением верхнего звука, а если мы в миноре, то переход осуществляется в тоническую минорную терцию с удвоением нижнего звука.

  Заччем на микрофон надевают чехол?

Чудо увеличенных аккордов

Как мы уже выяснили, диссонансы, которые могут быть построены как в рамках гармонических ладов, так и в рамках натуральных, — это уменьшенные трезвучия.

Увеличенные их аналоги также могут присутствовать в гаммах, но только при условии мелодического строя. Данный аккорд имеет предельно устойчивое звучание, немного сюрреалистичное, магическое, инопланетное.

Нередко используется в написании фантастической музыки. Итак, состоит трезвучие из двух больших терций и вот как оно строится:

  • Гармонический мажор — на VI пониженной. В «до-мажоре» — это ноты «ля-бемоль»+»до»+»ми».
  • Гармонический минор — на III ступени. В рамках «ля-минора» это будут «до»+»ми»+»соль-диез» — то есть седьмая повышенная.

Юлия Оболенская

Источник: https://labuda.blog/193430

Ссылка на основную публикацию