Скрипач с ангельской внешностью

Отметивший в прошлом месяце юбилей Риккардо Мути как-то заметил, что элементы шоу на классических концертах набили оскомину и оказывают негативное воздействие на искусство, дискредитируя его неотъемлемую философскую составляющую.

Скрипач с ангельской внешностью

Cliff Lipson

Противоположного мнения придерживается Йонас Кауфман, который считает, что визуальная часть (и сама внешность исполнителя) подчас становится даже более значимым фактором для той части публики, которая находится в начале пути и еще не обрела ориентиров в классике.

Редакция m24.ru решила представить на суд читателям десять музыкантов, обладающих яркой внешностью и способных повести за собой. Академическая музыка – это не только интеллектуально, но и чертовски притягательно.

Чарли СИЕМ, скрипач

Скрипач с ангельской внешностью

charliesiem.com

Чарльз Максимилиан Сием, сын норвежского миллиардера, мог бы проводить дни своей юности, лениво попивая коктейли на яхте в окружении русских моделей и без особой охоты слушая наставления предприимчивого отца, в конце 70-х вложившего средства в нефтяной и судоходный бизнес.

Как сообщает официальная биография Чарли, главным потрясением его детства стал скрипичный концерт Бетховена в исполнении Иегуди Менухина. В пять лет в руках мальчика появилась скрипка-восьмушка. Став студентом Королевского музыкального колледжа в Лондоне, он уже имел за плечами Итон и Кэмбридж.

Его наставниками были Ицхак Рашковский, одессит по происхождению, музыкант с мировым именем, а затем один из самых выдающихся скрипачей-виртуозов современности – Шломо Минц.

Чарли играет на скрипке Гварнери Дель Джезу D’Egville 1735 года, застрахованной на сумму, превышающую десять миллионов британских фунтов. Когда-то она принадлежала принцу Пруссии.

Молодой человек выступает в самых престижных залах мира (интересно, что он успел дать концерт с Оркестром Московской филармонии под руководством Юрия Симонова) и при этом он, обладатель аристократической внешности, успешно сотрудничает с лидерами фэшн-индустрии – о контрактах с Чарли мечтали Christian Dior, Hugo Boss, Dunhill, Giorgio Armani.

Его поклонники – Леди Гага, Мэрайя Кери, Селин Дион, Кэти Перри, а также два главных редактора журнала Vogue в Штатах и Италии – Анна Винтур и Франка Соццани.

Чарли является убежденным приверженцем той точки зрения, что для классической музыки нет границ – она должна звучать повсюду и для самой разной публики, вне зависимости от образования, рода занятий, социального статуса.

В интервью Чарли любит рассказывать о своем далеком предке – норвежском скрипаче и композиторе Уле Булле, его участии в событиях Французской революции и образе денди.

«Он был олицетворением романтического героя», – считает Чарли.

Видео: youTube/пользователь: Charlie Siem

Где послушать:

Италия, Ареццо

Римский амфитеатр, 11 августа

Йонас КАУФМАН, оперный певец

Скрипач с ангельской внешностью

Decca/Mathias Bothor

«Жить в славе – наслаждение, но оно достигается каторжным трудом, – говорит Йонас Кауфман, певец, которого называют лучшим тенором XXI века. – К успеху нужно быть готовым морально».

Йонас может быть разным. Может глубокомысленно рассуждать о трагедии гётевского Фауста (тем более, что сам не раз выходил на сцене в образе стареющего искателя истины), а может рассказывать о безумствах своей бурной молодости. Слово «секс-символ» вызывает у него улыбку. «Первое время мне было очень трудно принять тот факт, что все уделяют такое внимание моей внешности.

Казалось, голос вообще никто не принимает в расчет». Конечно, Йонас кокетничает.

Его цепляющая внешность мачо (предки Кауфмана родом из «зеленого сердца Германии», Тюрингии, где жили евреи-ремесленники, покинувшие Италию), дополненная чувством юмора, свободным существованием в самых экстремальных постановках, открытой улыбкой и доброжелательностью, способствует пополнению рядов апологетов оперного искусства.

Йонас как-то рассказывал забавный случай из творческой биографии: ему предложили спеть партию Обнаженного юноши в шенбергском «Моисее и Аароне». По задумке герой должен был появиться на сцене абсолютно голый.

Певец пожал плечами и ответил, что в либретто еще значатся четыре обнаженные девственницы. Если таковых задействуют в постановке, то он подпишет контракт. Конечно, на этом в переговорах пришлось поставить точку.

Видео: youTube/пользователь: Jorge Echeverri

Где послушать:

Германия, Мюнхен

Баварская национальная опера, 30 сентября

Барбара ХАННИГАН, оперная певица, дирижер

Скрипач с ангельской внешностью

barbarahannigan.com

Магическое обаяние Ханниган пленяет самых оригинальных режиссеров и дирижеров. Кажется, для нее не существует ничего запретного на сцене. Горячие поцелуи с партнерами Анны Нетребко – детская шалость в сравнении с тем, что доступно этой канадской демонессе.

Причем ее видят как суккубом, так и воплощением жертвенности. В феврале этого года в рамках абонементов Гётеборгского симфонического оркестра открылась фотовыставка Элмера де Хааса, который представил две серии снимков Ханниган – «Сирена» и «Солдатская сказка».

На одной из них на певице только прозрачная рубашка. В постановке оперы Альбана Берга «Лулу» в брюссельском театре La Monnaie Ханниган выходит на сцену в белье (режиссер – поляк Кшиштоф Варликовский). Далеко не каждая солистка способна преодолеть такой психологический порог.

Сексуальность, даже нездоровая, для Барбары служит одним из инструментов для достижения психологической глубины своих героинь.

Видео: youTube/пользователь: Rudiger Neumann

Где послушать:

Италия, Милан

Театр Франко Паренти, 4 сентября

Теодор КУРЕНТЗИС, дирижер

Скрипач с ангельской внешностью

deiz.ru

Первый номер арт-журнала Desillusionist украшал загадочный портрет греческого дирижера, на тот момент культивировавшего высокое искусство на новосибирской почве.

Текст интервью на нескольких разворотах сопровождали совершенно нетипичные для классического музыканта фотографии, на которых Курентзис представал в образе падшего ангела – с обнаженным торсом и черными крыльями. Будто уставший, но при этом чувственный взгляд маэстро пленил не один десяток женских сердец.

Его инфернальный имидж, сочетающий декаданс и отшельническую просветленность, пришелся по вкусу не только профильным изданиям, но и хипстерам, а также аудитории, которую принято позиционировать как сегмент luxury.

В 2011 году Теодор встал у руля Пермского оперного театра. Результаты его грамотного художественного руководства иллюстрируют отечественные и европейские премии – театральные и музыкальные. В ноябре на CD выйдет Don Giovanni Моцарта в исполнении симфонического оркестра musicAeterna и солистов из разных стран.

Осведомленная публика предвкушает, что запись, как и две предыдущие – Le nozze di Figaro и Cosi fan tutte – станет настоящим потрясением.

Кроме того, поклонники Теодора в Москве, до сих пор спорящие о недавней трактовке малеровской «Трагической» симфонии, через неделю получат шанс увидеть в кино недавнюю премьеру пермской «Травиаты».

Видео: youTube/пользователь: Perm Opera Ballet Theatre

Где послушать:

Австрия, Вена

Konzerthaus, 12 сентября

Юджа ВАНГ, пианистка

Скрипач с ангельской внешностью

yujawang.com

«Кажется, она обладает всем: темпом, гибкостью, мощью пианистического туше и тонкостью интерпретаций». Так пишет о пианистке New York Times. Хрупкая девушка, которую сравнивают с восточной фарфоровой статуэткой, демонстрирует фантастический темперамент. Восторги критики сыпятся на нее как из рога изобилия.

Ее ставят в один ряд с крупнейшими пианистами прошлого века, отмечают глубину прочтения и безукоризненное владение стилями. При этом пианистка ведет блоги и не сторонится глянца – ее фотографии во весь рост публиковали Vogue, Elle, Marie Claire. Ванг выступет с Валерием Гергиевым, Густаво Дудамелем, Лионелем Бренгье.

При этом она неизменна в выборе фасона туалетов, выгодно подчеркивающих ее идеальные ноги.

Видео: youTube/пользователь: MusicLover26

Где послушать:

Австрия, Зальцбург

Haus für Mozart, 12 августа

Алондра де ла ПАРРА, дирижер

Скрипач с ангельской внешностью

hotbook.com.mx

Запись репетиции де ла Парра с Оркестром Парижа облетела весь Youtube. Восторженные комментарии смешиваются с агрессивной реакцией академических музыкантов. Дирижируя «Танец №2» мексиканского композитора Артуро Маркеса, де ла Парра двигается, как на танцполе. Первые пульты ни единым мускулом лица не выдают своего отношения к такой манере работы.

Латиноамериканка сама ведет Instagram, соглашается на модные фотосессии в брендовой одежде (Luis Vuitton, Salvatore Ferragamo, Vanessa Arregui), ее лицо появляется на обложках глянцевых журналов (In Style, Vanidades, Women's Health). Пласидо Доминго, покоренный музыкальным чутьем и профессионализмом девушки, в одном из интервью назвал ее «выдающимся дирижером современности».

В репертуаре де ла Парры огромное количество сочинений ныне живущих мексиканских авторов. Европейские коллективы предлагают ей альтернативу – с Лондонским филармоническим оркестром Алондра дебютировала Второй симфонией Малера.

Видео: youTube/пользователь: eightseasons

Где послушать:

Германия, Берлин

22 августа, Konzerhaus

Андреас ОТТЕНЗАМЕР, кларнетист

Скрипач с ангельской внешностью

http://andreasottensamer.com/

По версии ECHO Klassik Оттензамер стал обладателем титула «Инструменталист года 2016». Высокий, статный концертмейстер группы кларнетов Берлинского филармонического оркестра красив как картинка. Посещает фэшн-показы, неплохо играет в теннис.

Его творческая биография отвечает всем самым высоким стандартам классических музыкантов: начал занятия в раннем возрасте, перепробовал несколько инструментов, но по примеру отца выбрал кларнет.

Выступал с Молодежным оркестром Густава Малера, оркестром Венской оперы и многими другими коллективами, но мечтал стать одним из Берлинских филармоников.

Видео: youTube/пользователь: 클래식의 숲(Classical forest)

Где послушать:

Германия, Бремен

Haus der Bürgerschaft, 20 августа

Скрипач с ангельской внешностью

royalalberthall.com

Сорокалетний худрук Ливерпульского королевского симфонического оркестра попал в этот топ, поскольку часть редакции m24.ru обнаруживает в нем внешнее сходство с обладателем «Оскара» Мэттью Макконахи. Дирижер периодически выступает в Москве с Госоркестром Светланова, в котором не так давно занял пост главного приглашенного дирижера.

Несколько лет назад высказывание Петренко о сексуальности женщин за дирижерским пультом возмутило норвежское музыкальное сообщество. Его мнение о том, что девушка вызывает у оркестрантов посторонние мысли, а мужчина, наоборот, настраивает коллектив на продуктивный рабочий процесс, многие приняли в штыки. Мы позволим себе не согласиться с Василием, так как он сам весьма привлекателен.

Видео: youTube/пользователь: Hibrow

Где послушать:

Москва, Большой зал консерватории,

26 декабря

Филипп ЖАРУСКИ, оперный певец

Источник: https://www.m24.ru/articles/klassika/05082016/112275

«Ангел»: Криминальная драма об убийце с лицом поп-звезды и душой художника

Кучерявый блондин с ангельским лицом по имени Карлитос имеет, мягко говоря, сомнительные наклонности — в свободное время он любит грабить дома и «одалживать» чужие мотоциклы.

Родители давно уже бессильны перед его криминальными стремлениями, и даже исправительная школа уже не может что-либо, кхм, исправить. Однажды Карлитос знакомится с парнем Рамоном, чья семья к преступной деятельности гораздо более терпима и даже склонна.

Вместе они затевают серию ограблений, за которыми быстро проявляется кровавый след.

Скрипач с ангельской внешностью

Даже как-то странно видеть, что в 2019 году — время, когда романтические образы прошлого (а особенно криминального характера) принято осмыслять и пересматривать — может выйти фильм настолько наивный и инфантильный, как испано-аргентинский «Ангел».

Всё то, над чем так остроумно посмеялись Тарантино и Стоун в «Прирождённых убийцах», здесь выставляется без всякой иронии: и преступники у нас сплошь художники, и души у них сложные, и вообще, вы лучше посмотрите, до чего ж они красивые.

Вопрос морали совершенно не при чём: просто в отличие от, например, классических вестернов, внезапно возникающих в век постиронии и ревизионизма, такая жанровая ретроспекция сама по себе не слишком интересна.

Читайте также:  Тема рождества в классической музыке

Всё же тема маньяков и криминальной психологии слишком неоднозначна и сложна, чтобы вот так спускать её на поводке юношеского максимализма.

Скрипач с ангельской внешностью

В «Ангеле» вся психология замкнута в мимолётных кадрах из телевизора, где умудрённого вида дядьки пытаются дать объяснение, что же за зверь этот Карлос Пуча — убийца и вор, отправивший на тот свет одиннадцать человек.

Кадры эти, правда, быстро сменяются чем-то другим — ни героям, ни режиссёру не интересны попытки рационализировать природу зла. Фильму ближе яркие таблоидные заголовки, те, которые скорее сфокусируются на ангельском личике Карлоса, нежели на его преступлениях.

Он и сам, в общем-то, словно экранизация одного из этих заголовков — не слишком детальный и не очень умный, зато гиперстилизованный, дерзкий, громкий и романтичный. При желании его подход можно счесть за такой метакомментарий, наглядный портрет того, как простые обыватели воспринимают подобные истории.

Вот только для какого-либо «мета» Луис Ортега явно относится к истории слишком серьёзно — его герой может и любит скалить зубы, но иронии в этой зловещей улыбке нет никакой.

Режиссёр, конечно, молодец, что добился такой потрясающей синергии между героем и материалом. Понятно, что инфантильность и максималистичный тон — в духе «Ницше для самых маленьких» — идеально отражают то, как мир, скорее всего, воспринимал сам Карлитос. Ну или хотя бы то, как он пытался свои преступления оправдать.

Интересна эта связь, правда, только первые полчаса, затем провокация становится скучной — как-то так бы, наверное, смотрелись «Вальсирующие», выйди они не сорок лет назад, а прямо вот сейчас.

Ортега строит отличный фундамент для исследования героя, но — и это безумно обидно — отдаёт всё на откуп драйвовым сценам убийств, сексуальному напряжению и неловкому гомоэротизму.

С 31 января в кино.

Источник: https://www.film.ru/articles/bonni-i-bonni

Болезненный дар Никколо Паганини

Скрипач с ангельской внешностьюНикколо Паганини, фото

С тех пор как великий скрипач Никколо Паганини последний раз коснулся смычком струн своей скрипки, прошло почти два столетия. Тем не менее легенды о необыкновенном даре маэстро живы и по сей день. Страницы полуистлевших в музейных архивах газет устами музыкальных критиков описывают необыкновенное впечатление, которое производила на слушателей музыка Паганини: “…Это дьявольское наваждение. Слушатели охвачены каким-то сумасшествием, иначе не может быть. Когда он играет, дыхание захватывает, и самое биение сердца отвлекает внимание человека. Собственное сердце раздражает и становится невыносимым. Собственная жизнь прекращается, когда начинаются эти звуки”.

Игра Паганини была столь виртуозной и ошеломляющей, что современники полагали, будто в обмен на музыкальный дар он продал душу дьяволу.

Лишенные суеверий и романтики представители научной мысли XXI века выдвигают свою версию гениальности скрипача: необычайной ловкостью и подвижностью пальцев, способностью легко исполнять сложнейшие пассажи и композиции, равно как угловатой и уродливой внешностью, Паганини был обязан редкой врожденной болезни – синдрому Марфана.

Поломка в 15-й хромосоме (синдром Марфана)

Идея связать гениальность скрипача с его заболеванием принадлежит американскому врачу Майрону Шенфельду. В статье для “Журнала Американской медицинской ассоциации” ученый доказывает, что музыкант страдал редкой наследственной болезнью — так называемым синдромом Марфана.

Впервые эту патологию спустя 56 лет после смерти Паганини (1782—1840) описал французский педиатр Антонио Марфан.

Пациентов с диагнозом “синдром Марфана” объединял ряд внешних характеристик: длинные и тонкие конечности, арахнодактилия (“паучьи”, поразительной длины, пальцы) “птичье лицо” (большой нос и маловыраженный подбородок), повышенная подвижность суставов, вогнутая грудная клетка.

Сохранился дневник врача, лечившего Паганини, в котором описание недугов знаменитого пациента во многом совпадает с классическими симптомами синдрома Марфана. Конечно, в конце XIX века доктора могли только строить догадки по поводу происхождения столь необычных скелетных аномалий.

Сегодня известно, что эту редкую наследственную болезнь соединительной ткани провоцирует повреждение гена 15-й пары хромосом, который отвечает за выработку белка фибриллина — важного компонента соединительной ткани, формирующего ее эластичность и сократимость.

Судя по портретам, запискам лечащих врачей и отзывам о внешности Паганини, синдром Марфана основательно “подкорректировал” облик музыканта.

В детстве Никколо описывали не иначе как хилую маленькую обезьянку с выдающейся челюстью, очень длинным носом, впалой грудью, угловатыми плечами и руками, достававшими почти до вывернутых наружу коленных чашечек.

Один из первых его учителей, маэстро Козио, отметил уродство пальцев юного Паганини: “Каждый из них похож на утиный нос. Но для игры такие пальцы лучше всего”.

Превращению врожденного дефекта в преимущество немало поспособствовал отец Никколо.

Алчный Антонио Паганини запирал своего четырехлетнего сына в темном чулане и не выпускал до тех пор, пока тот не доводил исполнения музыкального упражнения до совершенства.

Побои и подзатыльники вынуждали маленького мальчика изо дня в день водить смычком по струнам.

Собственно, у Паганини не оставалось выбора — уже в раннем детстве он сросся с инструментом, и когда в 8 лет впервые выступил на профессиональной сцене, впечатление, производимое его игрой на публику, балансировало на грани между восторгом и суеверным страхом.

[message type=”info”]Скрипка Паганини могла издавать звуки близкие к пению птиц и даже к человеческим голосам. Люди на концертах думали, что где-то за сценой спрятана вторая скрипка, играющая вместе с инструментом мастера.[/message]

Сравнительная характеристика

Внешность маэстро в зрелые годы современники описывали приблизительно так: высокий рост и чрезвычайная худоба, сильная бледность, демонический взгляд, правая нога длиннее левой, левое плечо выше правого, ввалившаяся грудная клетка, ярко выраженная мышечная слабость при железной силе кистей рук. Пальцы необычайно тонкие, суставы гнутся во всех направлениях. Завистники Паганини распускали слухи, будто сверхгибкость его пальцев результат сложнейшей операции. А теперь сопоставим черты его внешности с симптомами болезни Марфана:

  • арахнодактилия — удлиненные кисти, “паучьи” пальцы рук и ног (параметры конечностей легендарного скрипача);
  • множественные костно-суставные аномалии (у Паганини — врожденный вывих коленной чашечки, кривая правая нога);
  • гипермобильность суставов (именно ею некоторые специалисты объясняют способность Паганини исполнять технически невероятно сложные произведения);
  • воронкообразная деформация грудной клетки (впалая грудь у маэстро);
  • высокий рост и худоба (“самые узкие костюмы висели на нем мешком, рукава болтались, как на палках, всякий ворот оказывался слишком широким”);
  • различные нарушения зрения: подвывих хрусталика, близорукость и сходящееся косоглазие (объяснение демонического взгляда Паганини);
  •  аномалии черепа и лица (череп маэстро Никколо был удлиненным и сплюснутым);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы: поражение клапанного аппарата сердца, в итоге — разрыв аневризмы аорты (предполагаемая причина смерти музыканта).

[message type=”info”]После смерти Паганини в 1840 году папская курия не дала разрешения на его погребение. Лишь спустя 53 года прах великого скрипача обрел вечный покой в земле родной Генуи.[/message]

Роковой диагноз

Судя по внешности легендарного скрипача, у него действительно была редкая болезнь соединительной ткани — синдром Марфана, — говорят современные исследователи. Соединительная ткань —это основа, соединяющая клетки сосудов, мышц, связок.

Когда в ней развиваются патологические процессы, происходят системные нарушения — поражаются оболочки спинного мозга, глаз, костей черепа, суставов и сухожилий.

Это то, что мы видим у Паганини: сдавленный череп, глубоко посаженные глаза, длинные и гибкие паучьи пальцы, впалая грудь.

Со временем болезнь Марфана прогрессирует: соединительная ткань разрушается, мышцы, сухожилия и суставы становятся избыточно эластичными, человек ощущает слабость в руках и ногах — они фактически отказывают ему.

Но наиболее грозное осложнение синдрома Марфана — расслоение аневризмы восходящей аорты, при котором соединительная ткань стенок этого широкого кровеносного канала постепенно истончается, разрушается и угрожает разрывом.

Ранние признаки возникающей катастрофы — охриплость, боль за грудиной и в спине, кашель, одышка, рвота.

Приступы ревматических болей в суставах, кровавый кашель и слабость преследовали великого скрипача последние годы его жизни. Его неоднократно пытались лечить именитые врачи, но никто не мог поставить вразумительный диагноз.

Известно, что за полгода до смерти Паганини практически утратил голос, а каждый публичный концерт стоил ему, по его собственному выражению, года жизни.

Официально смерть маэстро принял от загадочной болезни горла, но, по всей видимости, причиной его кончины был разрыв аневризмы аорты фатальное осложнение синдрома Марфана.

Утверждать, будто своим гением и мировой славой Паганини обязан исключительно болезни, было бы несправедливо. Детство великого музыканта прошло в изнуряющих репетициях, уличных концертах и турне, которые организовывал отец, дабы заработать на таланте сына побольше денег. Недетский труд маленького скрипача окупился сторицей: в будущем он легко и виртуозно мог исполнять любое произведение.

Источник: https://pererojdenie.info/zabolevaniya/boleznennyj-dar-nikkolo-paganini.html

Девушка с ангельской внешностью и упругой попой

Когда смотришь на эту красотку, то иногда кажется, что она не из нашего мира. Настолько идеальна и привлекательна ее внешность.

Девушка живет в Великобритании, но большую часть своего времени проводит в жарких странах на побережьях океана.

И это происходит не только из-за того, что красавица часто отдыхает. Вся ее работа больше похожа на отдых. Девушка работает моделью в рекламном агентстве для сайтов знакомств. То есть в ее обязанности входит позирование перед камерой в чем мама родила.

Благодаря этому девушка сумела собрать огромное количество подписчиков в инстаграме и получила дополнительный заработок, размещая рекламу. И нужно отметить, что этот дополнительный заработок за один месяц превышает пожизненный доход среднестатистического россиянина, работающего на заводе.

А все это благодаря ее ангельской внешности и упругой попе:

Источник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domarkИсточник фото: instagram.com/maria_domark

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить по-настоящему прекрасных выпусков!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a985b3ec8901071053cea1e/5b40c3871577a800a9b6ef30

Что таит личность Паганини: редчайшая болезнь гениального музыканта

Два века спустя, трудно представить, как именно звучала скрипка самого искусного в мире скрипача: другого Паганини человечество до сих пор не получило. Описать игру виртуоза под силу разве что поэту. «Все вокруг развертывалось вширь и ввысь, образуя колоссальное пространство, доступное лишь духовному, но не телесному взору.

В середине этого пространства носился сияющий шар, на котором высился гигантский, гордый, величественный человек, игравший на скрипке. Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини. Это был человек-планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вся Вселенная…

«, — писал Генрих Гейне.

Помимо необыкновенной любви к музыке, в жизни Паганини было достаточно места  для прозы жизни: многие не понимали его, многие завидовали, а некоторые и мстили.

Прожив недолгий век, гениальный скрипач оставил после себя множество слухов и легенд. Произошло это отчасти потому, что потрясенные его музыкой люди часто не могли дать рациональное объяснение способностям музыканта. Кто-то говорил, что его искусство — музыка небес, ангельские голоса, а недоброжелатели отвечали, что Паганини в сговоре с потусторонним миром.

Читайте также:  Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

Вплоть до XX века ходили слухи, что в юности Никколо прибег к помощи хирурга: тот сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук. Предположение это такое же фантастическое, как и все прочие легенды, собранные вокруг имени Паганини. Ведь, как известно, удивительные музыкальные способности он проявлял еще с первых лет жизни.

Властный отец Никколо, осознав незаурядность своего ребенка, заставлял его заниматься музыкой дни напролет, оставляя без пропитания. Это потом много лет спустя страдающий от болезней музыкант будет вспоминать случай, оставивший след на всей его жизни. Никколо был так истощен, что впал в каталепсию, и родители едва не похоронили его, сочтя умершим.

Побывав однажды на грани жизни и смерти, Паганини обретает еще большую страсть к музыке.

Невероятную технику игры скрипача часто связывали с его строением кисти. Скрипка Паганини могла издавать звуки близкие к пению птиц или даже к человеческим голосам. Люди на концертах в толпе думали, что где-то за сценой спрятана вторая скрипка, играющая вместе с инструментом мастера.

Многим не давала покоя необычная внешность мастера.  Как считают современные исследователи, его тонкие сверхгибкие пальцы невероятной длины вполне могли быть внешним проявлением болезни. О ней знал только сам Паганини, да его единственный преданный доктор.

Современные врачи считают, что секрет скрипичной техники Паганини отчасти объясняется редчайшим заболеванием, которым страдал музыкант.

В статье американского врача Майрона Шенфельда говорится, что Никколо Паганини страдал синдромом Марфана, вызванным наследственным пороком развития соединительной ткани.

При этой болезни наблюдается поражение опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов.

Описание внешности музыканта совпадает с внешними проявлениями синдрома Марфана: бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, неловкие движения, «паучьи» пальцы. Когда Никколо выходил на сцену, публика непосвященная пребывала в недоумении от его несуразной фигуры, но стоило ему начать играть, люди забывали о его несовершенствах.

Но сказать, что своим необычайным мастерством Паганини «обязан» болезни, было бы большой ошибкой. Синдром Марфана сам по себе вовсе не располагает к музыкальной одаренности.

Среди больных им не было выдающихся музыкантов, исключением стал только Паганини. Болезнь под конец жизни отобрала у него самое главное — способность играть.

Последние дни Никколо мог только с грустью перебирать струны, лежавшей рядом скрипки.

Пожалуй, единственный секрет, хранившийся в страстной душе Паганини, заключался в его безмерной любви к музыке.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20071027/85671451.html

Демонические каприсы Паганини

?

Кот Ученый (lenarudenko) wrote, 2015-11-03 22:17:00 Кот Ученый lenarudenko 2015-11-03 22:17:00 Category: О каприсах маэстро Никколо Паганини ходили легенды еще при жизни скрипача, его сочинение и игру сравнивали с откровением демонов. Каприс (от итальянского слова «capriccio», что означает «прихоть»).

Скоро 18 ноября в рамках I Международного скрипичного фестиваля в Большом зале филармонии Петербурга можно будет услышать все 24 каприса Паганини в исполнении Марианны Васильевой.

Если верить очевидцу Генриху Гейне – Паганини написал и исполнил музыкальный мистический триллер.

«Когда Паганини вновь начал играть, жуткий мрак встал перед моими глазами.

Звуки уже не превращались в светлые образы и краски; наоборот, даже фигуру самого артиста окутали густые тени, из мрака которых пронзительными, жалобными воплями звучала его музыка.

Лишь изредка, когда висевшая над ним маленькая лампа бросала на него свой скудный свет, я мог разглядеть его побледневшее лицо, с которого пока ещё не вполне исчезла печать молодости» — писал Гейне.

Игре Марианны Васильевой приписывают демоническую сущность, а внешности — ангельское очарование. Для усиления мистической атмосферы концерта, артист Сергей Гармаш будет читать текст из «Флорентийских ночей» Генриха Гейне, который описал свои переживания на концерте Паганини. Марианна Васильева недавно выступила с концертом в Израиле. «Да, эффект «вау» — писало израильское издание «Ха-Арец».Каприсы Паганини пугают и притягивают. Гейне описал в дневнике, как в игре Паганини сливались божественное умиротворение и демонический ужас. Как будто борьба света и тьмы — в музыке скрипача.

«О, это были мелодии, подобные трелям соловья в предвечерних сумерках, когда аромат розы наполняет томлением его сердце, почуявшее весну! О, это было тающее, сладострастно изнемогающее блаженство! Это были звуки, которые то как бы встречались в поцелуе, то капризно убегали друг от друга и, наконец, смеясь, снова сливались и замирали в объятье, полном опьянения. Легкой весело порхали эти звуки; так мотыльки, шаловливо дразня друг друга, то разлетаются в разные стороны и прячутся за цветы, то настигают один другого и, соединяясь в беспечно счастливом упоении, взвиваются и исчезают в золотых солнечных лучах».

Потом умиротворение сменилось мрачными тонами, тьма поглотила свет. Впечатлительный Гейне описывает пляски демонов.

«Эти звуки были, как песни падших ангелов, которые согрешили с дочерьми земли, за это изгнаны были из царства блаженных и с лицами, пылающими от позора, должны были сойти в преисподнюю. Это были звуки, в бездонной глубине которых не теплилось ни надежды, ни утешения.

Когда такие звуки слышат святые на небе, славословия богу замирают на их бледнеющих губах, и с плачем они покрывают свои благочестивые головы; порой среди этой музыки горя и страданий звучало также и блеянье козлиного смеха, и, слыша его, я замечал на заднем плане множество маленьких женских фигур, которые со злобной весёлостью кивали своими безобразными головками и, дразнясь, со злорадством, пальцами, сложенными для крестного знамения, почёсывали сзади свои маленькие округлости. Из скрипки вырывались тогда стоны, полные безнадёжной тоски; ужасающие вопли и рыдания, какие ещё никогда не оглашали землю и, вероятно, никогда снова не огласят её, разве только в долине Иосафата в день страшного суда, когда зазвучат огромные трубы архангелов и голые мертвецы выползут из могил в ожидании своей участи…»

Самого музыканта Гейне сравнивает с магом-чародеем:

«Но всё порывистее и смелее становились звуки скрипки; в глазах страшного артиста сверкала такая вызывающая жажда разрушения, его тонкие губы шевелились с такой зловещей торопливостью, что, казалось, он бормочет древние нечестивые заклинания, которыми вызываются бури и освобождаются от оков злые духи, томящиеся в заключении в пучинах морских. Порою, когда он простирал из широкого монашеского рукава свою длинную, худую голую руку и размахивал смычком в воздухе, он казался воистину чародеем, который повелевает стихиями при помощи своей волшебной палочки».

Сам маэстро в мемуарах отмечал, что эта музыка стоила ему немалых трудов: «Вернувшись на родину, я сочинил трудную для исполнения музыку и непрестанно занимался, изобретая для себя сложные упражнения, чтобы свободно владеть техникой, сочинил также другие концерты и вариации».

Писатель Стендаль писал о каприсах Паганини «следует слушать Паганини не в больших концертах, когда он пытается состязаться с северными скрипачами, но в тот вечер, когда он играет каприччо и находится в ударе. Спешу добавить, что эти каприччи более трудны, чем всякий концерт».

В книге Марии Тибальди-Кьеза приводится журналистская легенда, будто закутанный в плащ демон лично присутствовал на концерте Паганини. Для романтизма в легенде присутствовала бледная таинственная незнакомка.

Журналист рассказывал, что в гостинице «Польша» он увидел как-то прекраснейшую даму с небесно-голубыми глазами и необыкновенной печалью на лице, с бледной, безжизненной улыбкой. Он заинтересовался и стал повсюду искать ее. Вечером он поспешил в театр на предпоследний концерт Паганини, полагая, что непременно встретит ее там.

И действительно, когда скрипач извлекал волшебные звуки из четырех струн, журналист ощутил за своей спиной чье-то присутствие. Он обернулся и увидел незнакомку, которую искал. Она выглядела очень бледной, сидела недвижно, и по ее щекам текли слезы. Журналист не удержал легкого возгласа.

Скрипач, находившийся очень близко, повернулся в его сторону, и какая-то странная улыбка скользнула по его лицу. Но предназначалась она не даме, не журналисту. В ложе находился еще один персонаж этой сцены – какой-то закутанный в плащ человек, сидевший рядом с прекрасной незнакомкой.

Очевидно, Паганини знал его… И журналист почувствовал, как у него мурашки пробежали по коже, когда он увидел, как человек в плаще сжал руку женщины и вывел ее из ложи в то время, как в зале гремели аплодисменты. Журналист последовал за ними. У выхода из театра стояла карета, запряженная парой черных, точно уголь, коней.

Незнакомцы сели в нее, и скакуны рванулись с места, издавая громкое ржание, и искры сыпались из их обезумевших глаз.

Журналист вернулся в зал, испытывая какое-то странное волнение, и прослушал вторую часть концерта. Затем он снова вышел в ту дверь, через которую удалились незнакомцы, и был «просто ошеломлен, буквально остолбенел от изумления: там, где час назад он проводил взглядом карету, не было достаточно места, чтобы она могла проехать!».

«Паганини – это воплощение желания, насмешки, безумия, обжигающей боли… В нем несомненно есть что-то демоническое. Так должен был играть на скрипке гётевский Мефистофель» – говорил немецкий писатель Рельштаб.

Конечно, среди современников были критики, которые оценили музыку Паганини профессионально, не погружаясь в мистические размышления.

Роберт Шуман писал, что талант Паганини-композитора превзошел талант скрипача: «Сам Паганини должен уважать свой талант композитора больше, чем свой необыкновенный гений скрипача-виртуоза.

Хотя и можно, по крайней мере на сегодня, не согласиться с ним полностью, в его сочинениях и особенно в каприччи для скрипки, целиком рожденных и задуманных с редкой свежестью и легкостью, столько бриллиантов, что самое богатое фортепианное сопровождение могло бы только подчеркнуть их красоту, но не затмить их».

Николло Паганини с немецкой певицей Генриеттой Зонтаг (фрагмент картины парада с портретами выдающихся личностей)Не все газеты пугали читателя дьявольским образом музыканта.

Например в «Музикалише цайтунг» писали, что Паганини обладал приятной внешностью:

«В облике Паганини, на наш взгляд, нет ничего страшного или отталкивающего, напротив, скрипач весьма располагает к себе и производит очень приятное впечатление.

Он действительно бледен и выглядит больным, но не так уж мрачен. Лицо его становится немного хмурым лишь в минуты сильного волнения. У него хороший характер; беседует он живо, хотя и по-мужски сдержанно; в манерах вежлив и приятен, хотя и не слишком заботится о том, какое производит впечатление.

Его отличает полная непринужденность и в то же время какая-то скромность в сочетании с серьезностью и сознанием своих выдающихся способностей, что вполне естественно для человека в его положении.

  • Прежде чем начать исполнение каждого произведения, он как бы делает паузу, чтобы собраться с мыслями, после чего сразу, с первого же удара смычком по струнам, заявляет о себе как о выдающемся виртуозе; это не какой-нибудь простой волшебник и уж тем более не шарлатан, но властелин своего инструмента, которым может повелевать, как захочет…»
  • http://violinfest.ru/tickets
  • http://violinfest.ru/
  • http://vk.com/violinfest
  • Оглавление блога
Читайте также:  Транспонирование музыки

Источник: https://lenarudenko.livejournal.com/285018.html

Никколо Паганини. Скрипач от дьявола и любовник от Бога

Об итальянском скрипаче-виртуозе, жившем двести с лишним лет назад, наслышаны даже те, кто ни разу не бывал на концертах классической музыки.

Кроме любви к музыке, у Паганини были еще две страсти — карточная игра и женщины. Если от первой Никколо, признававшийся, что мог проиграть все, сумел избавиться, то любовь к женщинам пронес через всю жизнь.

С возрастом внешность Паганини менялась к худшему, и из прекрасного ребенка он превратился в худого нескладного мужчину, страдающего синдромом Марфана. Тем не менее свою любовь дарили музыканту прекраснейшие дамы, в том числе и коронованные особы.

  • ***
  • 27 октября 1782 года на окраине Генуи, в переулке Черной кошки, родился ребенок.
  • Мальчика назвали Никколо.

Отец его, портовый грузчик Антонио Паганини, слыл человеком со странностями: тяжелый властный характер самодура и домашнего тирана сочетался в нем с прозорливостью и здравым смыслом. А еще он любил играть на мандолине. Все старались уйти подальше и не слышать его «бренчание». Все, кроме сына.

Однажды, слушая отцовскую игру, 4-летний Никколо указал папе на ошибку. Как ни странно, Антонио не разозлился, не побил сопляка, а протянул ему инструмент. Малыш тут же правильно сыграл несложную мелодию.

Отец сразу понял, что музыкальный талант сына можно выгодно использовать. Собрав деньги, он купил Никколо крошечную скрипку и показал, как водить смычком по струнам.

А чтобы ребенок не отвлекался на игры и «пустые» занятия, Антонио запирал его со скрипкой в комнате.

Часто малыш занимался целый день, оставаясь голодным. Иногда отец пускал в ход кулаки — с педагогикой бывший грузчик знаком не был. Разумеется, такие «уроки» весьма негативно сказывались на здоровье ребенка, и через некоторое время истощенный и больной Никколо впал в каталепсию. Сочтя мальчика умершим, родители уже собирались похоронить его, когда он внезапно пошевелился.

Исследователи творчества великого скрипача считают, что это — пограничное между жизнью и смертью — состояние еще больше усилило его тягу к музыке.

Сильно повлиял на впечатлительного мальчика и другой случай — заболела его мать, Тереза. Прометавшись ночь в бреду, утром она подозвала сына и сказала, что ей приснился ангел.

Он открыл женщине, что она скоро умрет, а ее сын, Никколо, станет первым скрипачом мира.

Мать тогда взяла с ребенка обещание никогда не расставаться со скрипкой. Напуганный и расстроенный болезнью матери, Никколо дал это обещание. Решив изменить систему обучения, едва не сведшую сына в могилу, отец стал нанимать для Никколо учителей.

  1. Одни авторы, описывающие жизнь юного Паганини, считают, что частая смена учителей — следствие жадности отца, не желавшего платить за уроки, другие — что музыкантам нечему было научить юного виртуоза.
  2. И действительно, играл он превосходно.

Биографы описывают историю, как богатый ценитель музыки предложил ребенку пари — сыграть незнакомую мелодию с листа. Цена — скрипка Гварнери. Удивленный несложным заданием, мальчик открыл ноты и сыграл все без запинки. Так у Никколо появился дорогой инструмент.

Паганини часто страдал от жестокой боли. Искривленный позвоночник, больные почки, вечное переутомление и нервное перенапряжение год от года подтачивали его силы.

В статье современного американского врача Майрона Шенфельда говорится, что великий скрипач страдал синдромом Марфана, который был вызван наследственным пороком развития соединительной ткани.

На эту болезнь указывают и особенности внешности Никколо Паганини — высокий рост, худощавое телосложение, длинные конечности и огромные выпуклые глаза.

Несмотря на слабеющее год от года здоровье, Никколо Паганини не только концертировал, но и писал музыку для скрипки — после его смерти эти сочинения сочли невозможными для исполнения из-за их сложности.

  • В свои пьесы Паганини ввел новые эффекты (техника двойных нот, игра на одной струне, pizzicato, флажолеты).
  • Отношение к Паганини современников было неоднозначным.
  • Великий скрипач покорял сердца многих, его боготворили и восхваляли в стихах.

Но все это также делало Никколо мишенью для нападок и клеветы. Некие «доброжелатели» слали письма матери и отцу Никколо, описывая разврат и кутежи, в которых якобы погряз их сын.

Однажды перед экзаменом у маэстро Паера ему подменили скрипку. Дешевая скрипка с мерзким звуком и подпиленными струнами на несколько мгновений заставила Никколо поверить в то, что он разучился играть. Когда подмена вскрылась, великий скрипач с облегчением выдохнул — дело было не в нем, а всего лишь в скрипке.

  1. Враги Паганини кричали о договоре, заключенном с самим дьяволом, и о том, что вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученной им женщины.
  2. Вся эта ложь больно ранила Никколо.
  3. Он писал опровержения и с негодованием отвергал предложение представителей церкви опустить его скрипку в святую воду, чтобы проверить, не дьявольский ли это инструмент.
  4. Однако эта шумиха не помешала церкви сделать его кавалером ордена Золотой шпоры, третьим в истории музыкантом, удостоенным столь высокой награды.
  5. Первыми были Моцарт и Глюк.

 С возрастом внешность Паганини менялась к худшему, он был страшен, как дьявол, — высокий, худой, сгорбленный, с вытаращенными глазами и длинными волосами, но женщины продолжали интересоваться им, причем в их числе были и высокопоставленные особы. Самой сильной страстью в его жизни была сестра Наполеона.

Элиза Бонапарт тогда только вступила во владение маленьким герцогством Лукка, подаренным ей французским императором, и, безумно скучая по блестящему двору, оставленному в Париже, желала завести нечто подобное в Италии.

С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка» Паганини.

Одновременно Никколо должен был обучать игре принца Феличе Бачокки, мужа Элизы, — тот обожал скрипку, и, по меткому замечанию Наполеона, это была «самая чудная из причуд принца».

А вскоре, открыв безграничные возможности Никколо как непревзойденного композитора и желая блеснуть в глазах придворной публики, Элиза попросила Паганини приготовить для нее на очередном концерте сюрприз — «маленькую музыкальную шутку с намеком на наши отношения».

И Паганини сочинил знаменитый «Любовный дуэт» для двух струн — ми и ля, имитирующий диалог гитары и скрипки. Новинка была принята с восторгом, и августейшая покровительница уже не просила, а требовала: очередную миниатюру маэстро сыграет на одной струне! Идея понравилась Никколо, и спустя неделю на придворном концерте прозвучала Военная соната «Наполеон» для струны соль…

Успех превзошел все ожидания и еще больше подогрел фантазию Паганини — мелодии одна красивее другой просто выпархивали из-под чутких пальцев композитора чуть ли не каждый день.

Но апофеозом непростых отношений принцессы Элизы и ее придворного музыканта стали «24 каприса», написанные на одном дыхании! Это уникальное сочинение — вершина творческого наследия Паганини.

Романтический плен мог продолжаться и дальше, но придворная жизнь изрядно тяготила Никколо да и наскучила ему. Он жаждал свободы действий. Последнее объяснение с коронованной любовницей произошло в 1808 году: «Я хочу сохранить свою индивидуальность, и никто не смеет упрекать меня в этом».

Элизе ничего не оставалось, как мирно расстаться с Никколо…

  • В середине 1815 года, когда Паганини находился на пике творчества, началось его триумфальное шествие по Европе.
  • В лондонском Ковент-Гардене, венском Хофбурге, парижской «Гранд-опера» аристократическая элита взрывалась овациями, приветствуя «сенсацию мира», а модные салоны спешили заключить в свои объятия «самого зрелищного и самого необыкновенного виртуоза»!

Газеты захлебывались от восторга, описывая выступления генуэзского кудесника, которые Паганини превратил в настоящее шоу.

Все было им продумано буквально до мелочей: от репертуара, куда входили исключительно собственные блистательные импровизации и миниатюры, до каскада эффектных трюков с лопнувшей струной и коронного «привета с деревенской фермы» — непревзойденной имитации крика осла, петуха, курицы, пения канарейки и даже собачьего лая.

  1. Игру маэстро имели возможность оценить Бальзак, Гейне, Мюссе, Шуберт, Лист.
  2. Устав от любовных похождений, Никколо Паганини впервые женился (это был гражданский брак), когда его возраст перевалил за сорок.
  3. Долгожданного ребенка — сына Ахилла — маэстро подарила Антония Бьянки, начинающая певица «Феникса».

Привлекательная внешность и живой темперамент Антонии произвели на пылкого Никколо неотразимое впечатление, и он взял ее на гастроли. Но неожиданно Бьянки сообщила Никколо о своем интересном положении… Страсть к гражданской жене потухла так же быстро, как и зажглась.

Однако родившийся малыш завладел всем сердцем скрипача.

В 1837 году Никколо Паганини еще давал концерты в Турине, но в следующем его здоровье резко ухудшилось — чахотка, бич XIX века. В 1839 году по предписанию врачей Паганини поселился в Марселе. Неописуемые мучения пережил Паганини в последние дни жизни, с 15 по 27 мая, — он был прикован к постели.

Долгими часами Никколо упрямо пытался проглотить крохотные кусочки пищи и, уже совершенно потеряв голос, не мог объясниться даже с сыном и писал свои просьбы на листках бумаги.

О последнем часе великого музыканта написано немало фантастического. Один поэтический рассказ рисует такую картину: Паганини умирает в лунную ночь, протянув руку к своей скрипке.

На самом деле все было не так поэтично.

Один из друзей скрипача, не покидавший его в последние дни, Тито Рубаудо, рассказывал, что, когда Паганини садился за обеденный стол, у него внезапно начался сильный приступ кашля. Он захаркал кровью и тотчас захлебнулся ею.

Произошло это 27 мая 1840 года, в 5 часов дня.

В завещании Паганини было написано:

«Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там.

Отдаю мою душу великой милости моего Творца».

Ларрочка

Серия сообщений «Искусство=»: Часть 1 — В лесу у каждого свой дом…(Paul Krapf).Часть 2 — Пейзажи художника Юрия Корникова….

Часть 39 — Космеи / Won Seong Gi.

Часть 40 — «Рисуй так, словно за тобой гонятся»….. Художник Ольга АбрамоваЧасть 41 — Никколо Паганини. Скрипач от дьявола и любовник от Бога.

Источник: https://mtv59.livejournal.com/1153520.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector