Транспонирование музыки

Транспонирование аккордов – что это такое?

Транспонирование аккордов – это удобный инструмент для вокалистов, которые не могут вытянуть определенные ноты в произведении.

Вы просто опускаете или поднимаете аккорды в другую тональность, сохраняя их форму и мелодическое звучание песни.

Это довольно удобно для тех, кто не имеет при себе каподастра или просто не может петь в нужной тональности. Именно тому, как транспонировать аккорды, и посвящена данная статья.

Для чего нужно транспонировать аккорды?

Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала

Транспонирование музыкиЕсли вы не можете исполнять произведение – выше оно, или ниже вашего диапазона, то гораздо проще не тянуть ноты, а транспонировать его в другую тональность, чтобы петь было гораздо удобнее. Для этого, правда, вам потребуется либо освоить прием баррэ, либо, что гораздо проще – приобрести себе каподастр.

В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды

Транспонирование музыкиЭто более частный случай, и он работает далеко не всегда. Однако если песня исполняется, например, с зажатием последовательности аккордов с баррэ, то вы можете попробовать перенести их в открытые формы – хотя, зачастую, гораздо проще будет воспользоваться капо.

Песня исполняется в другой тональности

Транспонирование музыкиЭто часто бывает, если песня подбиралась не опытным музыкантом по памяти, а не на слух. Тогда она может быть мелодически верна, однако аккорды в ней используются другие. В этом случае навык транспонирования вам точно поможет понять, что не так в подобранной мелодии.

Как подбирать аккорды

Четыре способа транспонирования аккордов

Ниже представлено четыре способа транспонировать аккорды. Это наиболее простые и популярные методы, которые подойдут даже новичкам, которые не знакомы с музыкальной теорией, и для которых тональности совершенно незнакомы.

Сайты с функционалом транспонирования

На многих сайтах с аккордами есть функция транспонирования. Обычно в тексте указана гармония в изначальной тональности, а уже при помощи специальных кнопок вы можете поднять ее или опустить на полтона и более. Это крайне удобно новичкам, которые не знакомы с понятием музыкальной теории и им требуется просто перенести трезвучия в другие позиции.

Транспонирование музыки

Программа CoverTon

Существует программа, которая поможет вам в транспонировании аккордов. Она качается с нашего сайта (ссылка ниже) и абсолютно бесплатна. Кроме того, она также легка в освоении для новичка, однако для ее пользования нужно знать понятия тональности.

Транспонирование музыки

Скачать программу (19 Kb)

Как ей пользоваться:

  1. Скачайте архив и распакуйте его на свой компьютер;
  2. Откройте файл «coverton.html»;
  3. В первое окно вы должны вставить текст песни с проставленными на ней аккордами;
  4. После этого кнопками посередине выберите ту тональность, в которую надо перенести аккорды;
  5. Во втором окне справа вы увидите тот же самый текст, но с уже другими аккордами, которые подходят под тональность.

Использование каподастра для смены тональности

Каподастр позволяет вам сдвигать по ладам трезвучия, не меняя построение аккордов.

Однако для того, чтобы правильно пользоваться им, вам надо знать, в какой тональности находится песня, и в какую вам ее надо перевести – а это уже работа с теорией музыки.

Тем не менее, каподастр определенно должен быть в арсенале каждого музыканта, потому что это облегчает музицирование и расширяет возможности инструмента.

Транспонирование музыки

Таблица транспонирования аккордов

Для тех, кто знает музыкальную теорию, прекрасно подойдет таблица транспонирования. Она представлена ниже. Пользоваться ей надо таким образом:

  1. в первой строчке выберите основной аккорд (который определяет тональность)
  2. в столбце найдите тот, на который хотите поменять
  3. все остальные аккорды находятся точно также
  • Пример
  • У вас песня в тональности Am (ля-минор) с аккордами Am-F-C-G, а вам нужна тональность Em
  • Ищем Am, спускаемся вниз в столбце и находим Em
  • Все следующие аккорды будут находиться в той же строке где Em, просто начинайте искать сверху вниз от исходного трезвучия.
  • Выглядеть это будет так:
  • Am = Em
  • F = C
  • C = G
  • G = D

Чтобы до конца разобраться, как транспонировать, найдите все аккорды, которые представлены в этом примере в таблице.

Транспонирование музыки

Модуляция аккордов

Транспонирование музыкиМодуляция – это способ построения гармонии, когда вы меняете тональность песни в ее процессе. Это очень красивый метод разнообразить композицию, и его часто применяют различные группы для того, чтобы удивить слушателя.

Обычно музыканты просто переводят минорную тональность в мажорную или наоборот. Это крайне необычно звучит.

Для того, чтобы совершать модуляции, надо понять правила по которым они делаются. Обычно аккорды выставляются в квинту друг от друга – то есть, если вы хотите перевести мелодию из тональности C, то верным аккордом будет Am.

Кроме того, существует понятие модуляции скачком, когда все аккорды разом переходят в любую другую тонику. Тут уже все зависит прямо от вас и вашего композиторского таланта.

Модуляция в музыке

Транспонирование музыкиВ обычных поп-песнях модуляции практически не используются. Такой прием свойственен рок-музыке, особенно жанрам «прогрессив» и «авангард», где идет отход от классических канонов музыкальной теории. При этом не всегда аккорды переходят в другую тональность полностью – все зависит от аранжировки.

Самое главное – прежде чем нарушать основы, выучите их. Научитесь транспонировать сложные с трезвучия в аккорды без баре,а также переносить песни в другие тональности.

Транспонирование музыки

Заключение

Даже новичку стоит узнать, что такое модуляция. Это крайне важно для понимания музыкальной теории и того, как вообще музыка работает. Кроме того, это однозначно стоит понять тем, кто хочет расширить свои познания в аранжировке и сочинении. Это довольно просто запомнить, однако открывает крайне богатые возможности для продумывания композиции собственных песен.

Источник: https://pereborom.ru/transponirovanie-akkordov/

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

  • Транспонирование музыки
  • Транспонирование музыки
  • И пример обращения трезвучия:
  • Секстаккорд (6) – терция+кварта
  • Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция
  • Транспонирование музыки
  • Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.
  • Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:
  • Транспонирование музыки
  • Транспонирование музыки
  • Логично, что и септаккорды могут обращаться:
  • Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда
  • Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция
  • Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие
  • Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Транспонирование музыки

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

  Инструменты для каллиграфии

  1. Транспонирование музыки
  2. Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.
  3. Транспонирование музыки

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

  • Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.
  • Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.
  • До-мажор:
  • Строение трезвучий:
  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный –  VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре
  1. Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.
  2. Транспонирование музыки
  3. Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.
  4. Септаккорды:
  5. до-минор:
  6. Строение трезвучий:
  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные –  II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре
Читайте также:  Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный –  VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

  Как создать портретный эффект маски в Photoshop

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

  • Трезвучия:
  • Септаккорды:

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности.

Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту.

Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность.

Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор.

И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

  Самая большая коллекция фильмов о дизайне

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

  1. При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.
  2. Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.
  3. Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

 Теория музыки: звук и нотное письмо

 Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Источник: https://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-postroenie-akkordov-izmenenie-tonalnosti.html

PETELIN.RU | Статьи | SONAR 5 — чтобы все сладилось

PETELIN.RU → Статьи → SONAR 5 — чтобы все сладилось

Юрий Петелин

Нет, все же MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов) — одно из величайших изобретений человека разумного и музицирующего! Программная составляющая этого интерфейса позволила однозначно сопоставить столь тонкую материю, как музыкальный звук, с таким конструктивным средством описания реального мира, как число.

Частота звуковых колебаний, соответствующих базовой ноте, — одно число, номер взятой ноты — другое число, громкость ее звучания — третье, номер играющего инструмента — четвертое, …, положение источника звука в пространстве — двадцать пятое… Вектор-строка, составленная из подобного набора чисел — уже детальный портрет элементарного звука, а матрица — исчерпывающая программа его развития во времени. Получается, что MIDI служит чем-то вроде переводчика с музыкального языка на математический. Прекрасная возможность для современных музыкантов вслед за Сальери поверить алгеброй гармонию. Тем более что в ряде случаев это просто необходимо.

Сегодня мы поговорим о фундаментальном музыкальном понятии — ладе, о связанном с ним понятии тональности, о проблеме транспонирования музыки и о том, как эту проблему позволяет решать программа Cakewalk SONAR 5.0.

Конечно, все музыканты знают, что такое лад. Жаль только, что объяснить этого непосвященным внятно не могут. Что если бы я сейчас слово в слово перепечатал содержание статьи «Лад» большого энциклопедического словаря «Музыка» (стр.

291)? Думаю, скорее всего, напросился бы этим на несколько язвительных замечаний редактора «Магии ПК» Александра Альбова и его категорическое требование переработать запутанно изложенный материал.

Поэтому (да простят меня музыкальные теоретики) попытаюсь сформулировать так, как я сам сумел понять, «перелопатив» гору учебников.

Лад — это всего лишь условно разрешенный набор высот тонов. Та система звуков (не тембров), из которой композитор имеет право выбирать звуки для своего произведения.

Лад существует не в единственном числе. Ладов много. Часть из них сложились исторически.

Это, как правило, те сочетания различных по высоте звуков, которые воспринимаются сознанием человека, как наиболее приятные, находятся в согласии, в ладу с его мироощущением.

Поскольку различные народности прошли различный путь развития и существуют в различных условиях, то и «национальные» лады отличаются. У европейцев свои представления о гармонии жизни и музыки, у китайцев, индусов — свои.

В музыкальной литературе подчеркивается, что лад — это такое объединение звуков, которые тяготеют друг к другу. Но мне представляется, что тяготение является признаком лишь естественно сформировавшихся ладов.

А кроме них есть и искусственные конструкции, придуманные композиторами. Причем не обязательно такие лады являются плодами фантазии наших современников, уж и не знающих, что бы еще такое изобрести, дабы удивить мир. «Ладотворение» характерно и для предшествующих эпох.

Например, Михаил Иванович Глинка придумал целотонный лад, называющийся так потому, что между всеми звуками в нем расстояние — целый тон. Произведения, написанные в соответствии с таким ладом, звучат странно. Существует мнение, что М.И.

Глинка таким способом хотел передать в музыке состояние оцепенения, чего-то фантастического и безжизненного.

В электронной музыке нашел применение вырожденный лад, состоящий только из тона единственной высоты. Грубо говоря, на протяжении всего произведения звучит одна нота, а развитие композиции происходит за счет варьирования ритмом и тембром.

Одно из определений лада формулируется так: «Лад — это система звуков, которые объединяются центральным звуком (тоникой) или созвучием. Тональность — высота лада». Наиболее распространены в классической музыке лады мажорный и минорный. Название тональности происходит от названия первой ступени лада, например, «До мажор», «ля минор».

Для удобства исполнения применяется транспозиция — перемещение звуков музыкального произведения на один и тот же интервал вверх или вниз. При этом сохраняется лад произведения, но изменяется его тональность.

В результате транспозиции вокальные партии переводятся в удобный для данного голоса регистр, партии инструментов — в тональность, удобную для исполнителя или характеризующуюся удачным тембром звучания инструмента.

Одна из трудностей теории музыки заключается в том, что в ряде случаев одним и тем же термином обозначаются совершенно разные объекты.

Можно подумать, что у создателей этой теории был не очень богатый словарный запас. Например, ладами называются также и металлические порожки на грифе гитары.

Из-за наличия этих порожков гитара относится к ладовым инструментам. Есть и безладовые инструменты, например, скрипка.

Компьютер, оснащенный MIDI-интерфейсом и соответствующим программным обеспечением, является универсальным и предельно гибким музыкальным инструментом (а точнее, персональным оркестром), поэтому компьютерному музыканту доступен любой лад и любой музыкальный строй. А вопрос транспонирования произведения решается элементарно.

Да что там транспонирование в его классическом понимании — смены тональности! Столь же просто, «на лету» решается вопрос смены лада. Записали в мажоре (Ionian — ионийский лад) «В лесу родилась елочка», щелкнули мышью — и слушайте, как этот триллер из жизни растительного мира зазвучит, например, в индийском (Indian) ладу.

Читайте также:  Всё, что вы хотели узнать о постановке голоса - что это такое?

Даже предыдущие версии универсального музыкального редактора и виртуальной студии Cakewalk SONAR обладали уникальными инструментами работы с тональностями и ладами, а в пятой версии это направление получило новое развитие (режим Snap to Scale). Но обо всем по порядку.

Транспонируем, как захотелось левой ноге

В программе Cakewalk SONAR есть два средства транспонирования MIDI-партий. Первое применяется только не в реальном времени к выделенным MIDI-сообщениям (нотам). Это команда Process > Transpose, которой открывается одноименное окно. В нем следует указать число полутонов, на которые необходимо транспонировать ноты, и нажать OK. Тут все просто и неоригинально.

Но есть еще и вторая возможность: MIDI-эффект Transpose. Вот о нем-то есть смысл поговорить подробнее.

Команда Process > MIDI Effects > Cakewalk FX > Transpose вызывает окно эффекта Transpose, предоставляя в ваше распоряжение универсальное и чрезвычайно гибкое средство для транспонирования выделенных MIDI-сообщений. Это же средство можно применить в качестве эффекта реального времени, подключив его к MIDI-треку.

Транспонирование музыки Рис. 1. Окно MIDI-эффекта Transpose

С помощью опций окна Cakewalk FX Transpose можно выполнять простые хроматические или диатонические транспозиции, транспонировать из одной тональности (в терминологии программы ключа — Key) и лада (гаммы — Scale) в другие или определить ваш собственный алгоритм транспонирования.

Соответствие нот исходной и транспонированной композиций приводится в таблице Transposition Map (From: — To), расположенной в правой части окна. Возможны два варианта обозначения нот в таблице.

Если включена опция Pitch, то используются буквенно-цифровые обозначения, например, C#1 — до-диез первой MIDI-октавы.

Если же включена опция Note Number, в таблице указываются MIDI-номера нот, например, 13 — до-диез первой MIDI-октавы.

Опции Interval, Diatonic, Key/Scale и Custom Map группы Transposition Method: предназначены для выбора метода транспонирования.

Interval — хроматическое транспонирование. После транспонирования все ноты будут смещены по высоте относительно исходных на одно и тоже количество полутонов. Интервал транспонирования в полутонах указывается в поле Offset.

Diatonic — диатоническое транспонирование. Ноты транспонируются на заданное число ступеней звукоряда в пределах определенной гаммы (звукоряда).

В верхнем списке группы From: выбирают тональность, в которую следует транспонировать выделенные ноты.

Key/Scale (предпоследняя опция в группе Transposition Method:) — транспонирование нот из одной гаммы (лада) и ключа в другие. При включении данной опции в окне эффекта Transpose в группах To: и From: становятся доступными раскрывающиеся списки.

В раскрывающихся списках группы From: содержатся сведения о тональности (ключевых знаках) и гамме (ладе) исходной нотной записи. В раскрывающихся списках группы To: выбирают тональность и гамму (лад), в которые следует транспонировать композицию или партию.

На рисунках 2-4 приведены примеры транспонирования последовательности нот из натурального мажора — ионийского лада (Ionian (Major)) — в дорийский (Dorian), фригийский (Phrygian) и миксолидийский (Mixolydian) лады соответственно.

Транспонирование музыки Рис. 2. Пример транспонирования из натурального мажора в дорийский лад

Транспонирование музыки Рис. 3. Пример транспонирования из натурального мажора во фригийский лад

Транспонирование музыки Рис. 4. Пример транспонирования из натурального мажора в миксолидийский лад

Здесь приведены примеры транспонирования в те лады, изучение которых не выходит за рамки программы музыкальной школы. Для того чтобы проиллюстрировать все варианты транспонирования по методу Key/Scale, предусмотренные разработчиками программы, понадобилось бы несколько десятков страниц.

Предлагаю вам поэкспериментировать самостоятельно. Запишите и выделите ноты гаммы До мажор или короткий фрагмент хорошо знакомой мелодии. Транспонируйте этот фрагмент различными методами и понаблюдайте за изменениями в нотной записи и звучании мелодии.

Поверьте, — это лучший способ изучения возможностей не только рассматриваемого MIDI-эффекта, но и сути различных ладов. Лады, с которыми способна работать программа, перечислены в списке, появляющемся в окне Transpose при выборе опции Key/Scale.

Их здесь столько, что о некоторых из них далеко не в каждом учебнике по теории музыки имеется хотя бы упоминание.

Транспонирование музыки Рис. 5. Часть списка ладов, доступных пользователю

Custom Map (последняя опция в группе Transposition Method:) — произвольная транспозиция. Соответствие нот определяется пользователем в таблице.

Для этого с помощью движкового регулятора, расположенного справа, прокручивайте таблицу так, чтобы в левом столбце можно было наблюдать очередную порцию исходных нот.

А в ячейках правого столбца поочередно вводите ноты, к которым необходимо производить транспонирование.

Опция Constrain to Scale доступна только в случае транспонирования по методу Diatonic, Key/Scale и Custom Map. Если она включена, то все ноты, не принадлежащие установленной гамме (звукоряду), будут транспонированы к ближайшей ступени соответствующего звукоряда.

Отмечу, что транспонирование нот, расположенных вблизи нижней или верхней границы диапазона виртуальной MIDI-клавиатуры, практически всегда будет производиться некорректно. Это связано с тем, что ноты, которые при транспонировании вверх должны оказаться выше ноты G10, будут заменены именно на ноту G10.

Таким же образом происходит замена нот при транспонировании вниз, только нижней граничной нотой является С0. Это «приграничное» правило действует при транспонировании любым методом, предусмотренным в данном эффекте. Существенного значения это обстоятельство не имеет, т. к. нулевая и десятая MIDI-октавы при записи композиции используются крайне редко.

В тех же случаях, когда в исходном материале имеются ноты второй или девятой MIDI-октав, искажения проявятся лишь при больших интервалах транспонирования (около октавы). Если вы окажетесь в такой ситуации, соблюдайте осторожность: производите транспонирование по высоте не в один, а в несколько приемов, каждый раз контролируя корректность переноса верхних (нижних) нот партии.

Как только обнаружите ошибки транспонирования, откажитесь от дальнейшего повышения (понижения) тональности, и вернитесь к предыдущему варианту.

Как забросить ноту в лунку

Рассмотренный MIDI-эффект давно обосновался в программе Cakewalk SONAR. С его помощью можно, например, транспонировать партию, записанную в некотором исходном ладу (а то и вообще безо всякого лада) в определенный лад. Правда, предсказать заранее результат сложно.

Мелодия, транспонированная таким способом, вполне может обратиться бессмысленным набором звуков. Но программе нет до этого дела. Она не музыкант, а робот. Музыкант — вы.

Поэтому именно вам пригодился бы инструмент, с одной стороны облегчающий транспонирование и преобразование лада, а с другой — допускающий «понотный» контроль за ходом этого процесса со стороны пользователя. В Cakewalk SONAR 5.0 такой инструмент появился.

Это режим Snap to Scale привязки редактируемых нот к разрешенному звукоряду. Причем доступны те же лады, что и в эффекте Transpose.

Включить режим Snap to Scale вы можете двумя способами. Первый: посредством команды главного меню Track > Snap to Scale открывается система меню, с помощью которой можно выбрать параметры режима и включить его.

Второй способ: переопределите принятые по умолчанию атрибуты трека Scale (лад) и Root Note (тональность) и включите режим (Snap to Scale Enabled) в секции треков окна Track.

В любом случае результат вы увидите в окне отпечатков клавиш Piano Roll: следы нот, принадлежащих разрешенному звукоряду, останутся белыми, а запрещенных — потемнеют. Вы их как бы вычеркнете из перечня допустимых. Рисунок иллюстрирует лад, который я, возможно, изобрел по ходу написания статьи.

В моем ладу разрешены только звуки, соответствующие черным клавишам фортепиано. Если бы я решился транспонировать в него произвольную мелодию, то она оказалась состоящей лишь из пяти нот.

Транспонирование музыки Рис. 6. Неугодные ноты можно запретить

Из рисунка видно, что собственно включение режима Snap to Scale не привело к изменению высоты тонов в материале, предварительно записанном на трек: была здесь гамма До мажор, таковой она и осталась.

Последствия проявятся позже, когда в окне Piano Roll вы попытаетесь редактировать звуки. Достаточно дотронуться до отпечатка клавиши (захватить мышью) и он, если находился на запрещенной позиции, то немедленно перепрыгнет на ближайшую разрешенную.

А вот вверх он скакнет или вниз — это зависит от опции, выбранной в окне Snap to Scale Settings.

Таким образом, в вашем распоряжении оказывается довольно гибкое средство редактирования высоты тонов в записанной мелодии. Нужно привязать какие-то звуки к определенному ладу — включайте режим Snap to Scale — и флаг вам в руки! Не нужно — выключайте режим.

Функция Undo работает в режиме Snap to Scale, как обычно: при отмене операции отпечаток клавиши возвратится на свое исходное место, даже если оно относится к числу запрещенных.

Читайте также:  Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

Но вот ведь какая интересная вещь! Режим Snap to Scale распространяется только на окно Piano Roll, в котором информация о нотах представлена в виде, далеком от классического. А в окне нотатора Staff при этом никаких ограничений на перемещение нот нет. Точно так же обстоит и с редактированием нот, отображаемых в окне Event List в виде MIDI-сообщений.

В заключение открою секрет: расскажу, как именно можно сконструировать лад собственного изобретения.

Командой главного меню Track > Snap to Scale > Scale Manager открывается окно, в котором обитают поделенные на пять групп известные лады и прячутся инструменты для создания ладов, неизвестных музыкальной науке. Все очень просто.

Щелчками на кнопках, расположенных в правой нижней части окна, помечайте те ступени шкалы, которые вы решили считать разрешенными. Их условные обозначения окажутся записанными в поле Scale Degrees (повторный щелчок отменяет выбор).

Затем в поле Scale укажите имя созданного вами лада и нажмите на кнопку сохранения пресета. Альтернативный способ — щелчки на изображениях фортепианных клавиш.

Транспонирование музыкиРис. 7. Вот оно — приспособление для сотворения лада

Но вообще-то это окно, на мой взгляд, более полезно не для изобретения новых ладов, а для изучения существующих. В списке Scale Family выберите ладовую группу, затем в открывшемся меню — конкретный лад. И сразу на изображении клавиатуры станет видно, что он из себя представляет.

Продолжение

Источник: http://www.petelin.ru/pcmagic/sonar5/sonar5-2.htm

Транспонирование

Новогодняя песенка «Маленькой ёлочке холодно зимой» легко транспонируется в другую тональность.

Транспонирование музыки
Секрет транспонирования — анализ закономерностей ладовой структуры мелодии. Поняв с какой ступени лада начинается мелодии, к какой ступени движется можно скопировать эту конструкцию от другой ноты.

  • Раскрасим и подпишем все ступени лада.
  • Транспонирование музыки

Наденем каждой нотке ее головной убор — так еще легче их узнавать и интереснее играть: мы играем не просто нотку, а Снегурочку или Бабушку. И между ними устанавливаются связи — проще — они смотрят друг на друга или здороваются.

Первой здоровается Снегурочка с Бабушкой. Потом приветствуют друг друга Дедушка и Дед Мороз.

Еще один обмен любезностями между Снегурочкой и Бабушкой и все вместе подходят к Деду Морозу (очевидно, что за подарками :))
Так нотный текст обретает свой скрытый смысл и каждая интонация становится осмысленной.

  1. Попробуем сыграть по подготовленному тексту.
  2. Транспонирование музыки

Чтобы лучше понять отношения между ступенями лада как «личностями» обратитесь к статье «Сказка в тональности До мажор». А здесь продолжим украшать нашу ёлочку: пусть она засверкает гармоническими созвучиями.

На любой ступени лада мы можем построить аккорд: созвучие из 3 и более звуков. В классической гармонии аккорды имеют терцовую структуру. Переводя на язык нашей музыкальной сказки — чтобы построить аккорд нам нужно пригласить зайца и лисичку.

Таким образом мы построили трезвучие.
Трезвучия построенные на главных ступенях лада — гармоническая основа тональности. В нашей тональной семье это Тоническое трезвучие (1 ступень), Доминантовое трезвучие (5 ступень) и Субдоминантовое (4 ступень).

Три главные фигуры тонального королевства — Король (= Тоника = 1 ступень), Королева (= Доминанта = 5 ступень) и Принцесса (= Субдоминанта = 4 ступень). В нотном тексте их имена обозначаются латинскими буквами инициалами: Тоника = Т, Доминанта = D, Субдоминанта = S.

А рядом подписан интервальный состав аккорда: терция и квинта.

Транспонирование музыки

Раскрасив гармонию по основной ступени нам легче искать ее на клавиатуре. Если Тоника строится на ноте до — то раскрашиваем ее в красный, а Доминанта на соль — то ее в голубой цвет.

Транспонирование музыки

Еще удобнее находить гармонии, если они удобно соединены. У Тоники и Доминанты один общий звук:это V ступень. Если мы оставим этот звук на месте, то останется найти только два звука.

Используя обращение трезвучия мы «переворачиваем» Доминанту и ставим ее в положение терции. Нижний звук аккорда уже не основной — V ступень, а терция аккорда — VII ступень. В До мажоре это нота си. Получаем Доминантовый секстаккорд : си — ре — соль.

Соединять доминанту в таком положении с Тоникой можно даже с закрытыми глазами.

  • Аналогичным образом можно соединить Тонику и Субдоминанту.
  • Транспонирование музыки

Запись опубликована в рубрике Нотная грамота. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: https://musicsteps.spb.ru/?p=4052

Транспонирование музыки, Музыкальный класс

Транспонирование музыки

Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.

В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.

В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:

1) транспонирование на заданный интервал;

Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:

Транспонирование музыки

Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.

Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор.

Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз.

Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:

Транспонирование музыки

Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).

При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:

Транспонирование музыки

Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:

а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.

б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.

Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным.

Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно.

Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:

Транспонирование музыки

Транспонирование музыки

В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:

  1. Всегда транспорте анализируйте в исходном варианте – определите тональность, опорные ступени, строение мелодии, движение по звукам аккордов и т.д.
  2. Обязательно представляйте себе ту тональность, в которую направлен транспорт – сразу же определите в ней ключевые знаки и основные функции.

Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/transponirovanie-muzyki-muzykalnyj-klass

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector