Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

  • Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого
  • Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого
  • Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого
  • Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого
  • Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого
  • Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого
  • Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого
  • Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого
  • Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого
  • Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

В Новосибирске проходит Второй этнофестиваль «Тайга», на его открытии и концерте побывал наш корреспондент Алексей Зырянов. Побывал и испытал на себе влияние уникального искусства горлового пения, от которого – и мурашки по коже пробегают, и звук резонирует в теле, и целая гамма хрипов, без какой-либо привычной тонической и ритмической основы, овладевает тобой, как живая энергия.

«Сибирь – один из самых уникальных регионов мира, и кажется странным, что до определенной поры сибиряки не ощущали себя единым этносом. Но в последние годы ситуация стала меняться.

Сибирский мета-народ осознает себя через культуру, через традиции и их развитие, – говорят организаторы этнофестиваля.

– Не так давно во многих регионах Сибири активизировалось мощное этнокультурное движение, которое может перерасти во взрыв».

Как сказал один из организаторов фестиваля, лидер группы «Буготак» Саян Андриянов, «основной целью фестиваля «Тайга» является бесконфликтное объединение всего разнообразия культуры Сибири, с целью усиления отельных ее частей».

После пресс-конференции 8 февраля в Новосибирском государственном художественном музее организаторы пригласили журналистов в выставочный зал: здесь  открылась экпозиция сибирской архаики в творчестве современных художников.

«Мы хотели, чтобы выставка «Человек из тайги» отразила не просто «верхушку» развития современных культур, но и подчеркнула такое качество, как сибирский юмор», – поделился с журналистами Саян Андрианов.

В подтвержение его слов нашим взорам явился черный валенок на копне сена в центре зала.

Любопытно, что на выставке представлены предметы шаманизма – вещи шаманов, расстреляных в 20-30 годы прошлого века, когда с шаманизмом боролся ЧК. Такие предметы уникальны по своей сути: согласно древней традиции, вещи шаманов после их смерти должны сжигаться, а эти – сохранились.

Потом был концерт… К третьему звонку зал заполнился, свободных мест не было. Колоритный ведущий объявил первого участника – тувинского шамана, мастера горлового пения. Еще на пресс-конференции Николай Ооржак говорил, что звук и мысль есть прямая связь с духами.

Он сказал: «Шаманизм – самая древняя культура, намного старше общеизвестных  религий. Природа есть храм шаманизма, поэтому мы должны ее сохранить». Это высказывание заставило задуматься. В распространенных религиозных учениях ничего не сказано о том, что нужно сохранять природу, в них нет методов взаимодействия с ней.

Шаманизм же использует это, способствуя бережному отношению к природе и выживанию человечества на планете.

Начиная выступление, Николай Ооржак голосом полным спокойствия и гармонии объявил, что сейчас он песней и музыкой призовет духа вселенной.

Слушая мелодию, действительно, казалось, что открылось еще одно измерение. Часть зрителей слушала, закрыв глаза: он умел владеть залом.

 Уже после окончания концерта Николай Ооржак, улыбнувшись, поделился со мной: «выступать в обрядовой одежде было очень жарко».

После прощального поклона шамана сцену заняла музыкальная группа из Хакасии «Сабчылар», что в переводе означает «вестник» или «посланник». Раньше, когда не было средств массовой информации, новости передавали вестники.

Показалось необычным, что песня хакасов, живущих в тайге, мало общающихся между собой, оказалась такой горячей и быстроменяющейся. Любовь хакасов к песне можно показать на примере их эпических сказаний, исполнение некоторых из них продолжалось в течение нескольких дней.

Небольшой отрывок из одного такого произведения был сыгран исполнителями на сцене.

«Хакасская фольклорная традиция активно развивается в настоящее время. Нам повезло, что мы застали наших стариков, наших бабушек и дедушек, которые пели наши традиционные песни. С детства мы это слушали, поэтому не приходится ничего выдумывать, сложнее адаптировать песни к современному времени.

Есть, конечно, авангардные направления, но все же в большинстве стараемся, чтобы песня сохранила внутреннее состояние, внутренний дух традиционной хакаской культуры», – рассказал на пресс-конференции о современных тенденциях в хакасском музыкальном творчестве  руководитель группы «Сабчылар» Вячеслав Кученов.

Немного в другой ситуации начали свое творчество участники молодого коллектива «ВеданЪ КолодЪ».

 Склонность к мифологии и старославянской культуре объяснила на пресс-конференции Дарья Антипова, директор коллектива: «Когда мы пели еще в фольклорном ансамбле, мы столкнулись с тем, что многие древние мифологические персонажи в славянской культуре пытаются заменить на более современные.

Такие слова, как «индрик-зверь», «макоши» ничего нам не говорили, их предлагали заменить на более понятные. Такой отказ от мифологии только усиливал наш интерес, мы увлеклись тем, что было на Руси очень давно и сейчас практически исчезло. Ну, а если чего-то нет, то это нужно придумать, нужно мифологизировать наше прошлое».

Возможно, я слишком увлекся фотографированием ударницы с высоким барабаном. Сочетание распущенных вьющихся волос и жилетки из меха создавало явственное ощущение первобытности, древности. А может быть, слова песен были стилизованы под старину и их сложно было разобрать, но смысл песен остался для меня совершенно непонятым.

В заключение концерта на сцену вышла группа «Буготак» во главе с лидером коллектива, одним из организаторов фестиваля – Саяном Андрияновым.

Создавалось ощущение, что они умеют проживать свое выступление во всей полноте, насладится им и передать это чувство зрителям в зале.

Солистка группы при исполнении одной из песен настолько сильно ушла в сопереживание песни, что, видимо, позабыла о микрофоне, и ее красивый голос потерялся на фоне музыки.

Когда концерт завершился, поток зрителей заполнил фойе. Кто-то хотел купить CD-диски выступивших групп, которых, кстати, просто катастрофически не хватило, кто-то шел в гардероб, что бы побыстрее добраться домой, а кто-то спешил записаться  на трехдневный мастер-класс к профессионалу горлового пения Николаю Ооржаку.

Это пение без слов, горловое пение или «кумайлер» («хоомейлээр»), слагается из целой гаммы звуков и хрипов, и для человека, привыкшего к стандартной тонической и ритмической гаммам, осознать горловое пение очень сложно.

 Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает звуки, которые резонируют одновременно и в носовой, и в ротовой полости – и певец одновременно «поет» двумя голосами, извлекает два звука. 

Непрерывность и длительность звуков  всецело зависят от умения певца управлять диафрагмой. Как рассказал Николай, горловое пение – это прежде всего медитация, «энергетическая» тренировка… Здесь поют для того, чтобы достигнуть гармонии с самим собой, со своим организмом, с природой.

Мастера горлового пения верят, что эти звуки рождаются из энергетических точек организма, и по особенности звучания можно узнать, какие нарушения есть в твоем организме. Николай рассказал об основных видах горлового пения, которыми владеет – хоомей, сыгыт и каргыра (они различаются по месту резонации звука).

«Энергетически» звук «ведется» от «первой чакры» (находится у основания позвоночника), а физически звук рождается в диафрагме.

После «лекции» под руководством мастера мы пытались извлекать звуки. У кого-то получалось лучше, у кого-то – хуже. На вопрос Ольги, одной из участниц мастер-класса, о том,  сколько же нужно посвящать времени занятиям по горловому пению, Николай ответил: «Утром около 30 минут на медитацию и вечером один час на пение ежедневно».

  • Сам этнофестиваль продлится до 1 марта, так что итоги подводить еще рано, но можно с уверенностью сказать, что зрители и любители этнической музыки получили большое удовольствие от песен и музыки высокопрофессиональных коллективов, а  исполнителям же он даст новый импульс к творчеству. 
  • Фото автора
  • Алексей Зырянов,
  • специально для Новостей Академгородка Academ.info

Источник: https://academ.info/news/8449

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого. Горловое пение — музыка вибраций души

Исполнители, овладевшие техникой гортанного пения (его еще называют горловым) способны извлекать совершенно уникальные звуки. Такое пение стоит услышать в реальности хотя бы один раз в жизни. Однако научиться ему совсем непросто. В статье вы сможете подробнее узнать о горловом пении и его разновидностях.

Суть горлового пения

Эта техника пения основана на подражании самым разным звукам природы — от журчания ручья до рычания медведя. Поэтому существует так много стилей (скорее, даже направлений) гортанного пения, каждый из которых имеет свои особенности, мелодику и ритм. Певец при этом исполняет сразу две ноты, благодаря чему горловое пение — это одновременно и соло, и своеобразный дуэт.

Этот вид пения явно возник задолго до нашей эры, но письменная фиксация информации о нем появляется лишь в XIX в. С этого времени гортанное пение становилось все более интересным для европейцев из-за необычности способа исполнения и специфической красоты этого пения без слов. Нередко оно сопровождалось игрой на комусах или струнных инструментах.

В определенном смысле, горловое пение — это не только сама техника исполнения, но и эффективный инструмент медитации. Певец переполнен звуком, объединяющим его с природой. Таким образом, он получает возможность приобщиться к ее языку.

Техника гортанного пения характерна для народов, проживающих в районе Алтая, — тувинцев и алтайцев, жителей Монголии, а также в некоторой степени для башкир, обитающих в европейской части нашей страны.

Стили пения

Существует пять основных стилей современного гортанного пения. Перечислим их, а также несколько их разновидностей.

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

Во-первых, это каргыраа
стиль, используемый тувинцами. По легенде, он возник как подражание голосу верблюдице, точнее — звукам, которые она издает, когда умирает ее верблюжонок. Певец обычно извлекает из себя такой звук, слегка приоткрывая рот.

История о возникновении другого жанра — хоомей — весьма лирична. Она рассказывает о сироте, который жил три года один-одинешенек недалеко от скалы. Она отражала звуки, и те эхом разносились по долине, и отражались от скал на противоположном ее краю.

Когда в долине дул ветер, образовывался интересный певучий звук, и юноша стал пытаться копировать его. Пение доносилось до жителей долины, и те дали ему имя — «хоомей». Звуки, которые издает певец, очень мощные, напевные и мелодичные.

Они могут, кроме того, дополняться текстом.

Стиль борбаннадыр схож с хоомеем, но отличается прерывистостью мелодии. Исполнитель при этом оставляет губы практически сомкнутыми. Это одна из наиболее характерных манер исполнения тувинского гортанного пения.

Схожи между собой стили эзенгилээр и сыгыыт. Оба они соединяют тихую мелодию с резким посвистыванием и издаванием звуков на ее фоне. Отличаются стили лишь по специфике мелодии: в эзенгилээр ритм схож с ритмом галопа лошади. Пьесы, в которых он используется, обычно предполагают и изображение всадника на лошади.

Среди алтайских народов был распространен стиль кай. Такое пение — от рычащее-вибрирующего до свистящего — сопровождало, в первую очередь, продолжительные эпические сказания.

Кроме того, есть много ответвлений от основных направлений: степное и пещерное каргыраа, хоректээр — пение грудью, и многие другие.

Пение шаманов

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

Гортанное пение шаманов несколько отличается от других техник исполнения, поскольку они в своих ритуалах не следовали конкретным жанрам. Судя по всему, они издавали звуки, соответствующие ситуации. Например, если с помощью пения шаман намеревался излечить человека, то он подбирал ту частоту вибраций, которая наиболее соответствовала вибрации здорового органа. Для шамана горловое пение — в первую очередь, инструмент для того, чтобы мысленно перейти в верхний мир.

Пение буддистских монахов

В тибетском буддизме есть ряд учебных заведений, которые специально готовят исполнителей гортанного пения, например, монастырь Гьямо. Такая практика относится только к буддистской школе Гелуг. Основной стиль называется «гюке».

Читайте также:  А вы знаете, из чего делают струны?

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

Суть гортанного пения тибетских монахов заключается в том, что каждый из них выводит свою «ноту». Эти ноты сливаются в единый хор, что создает мощное неповторимое впечатление на слушателей. Певцы распространяют вокруг себя вибрации, которые ощущаются почти физически. Используется такое пение, конечно же, для исполнения ритуальных текстов.

Техника пения

Обычно начинающим рекомендуют обучаться гортанному пению с базовой техники хоомей. Она универсальна, подходит как для мужчин, так и для женщин. Однако существует мнение, что в организме женщины, начавшей заниматься горловым пением слишком интенсивно, может произойти эндокринный сбой.

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

Можно тренироваться на пении гласных, исполняя их долго и протяжно. Основная сложность: научиться пропевать их с расслабленной нижней челюстью, но так, чтобы горло при этом не было передавлено, а звук не был «зажатым».

Что делает горловое пение с человеком

При этом у певца, который регулярно практикуется в искусстве горлового пения, грудная клетка становится широкой и мощной, поскольку он должен вобрать в нее столько воздуха, сколько возможно, чтобы получить сильный продолжительный звук.

Кроме того, в повседневности голос человека становится сильным и звучным, а горло — максимально расслабленным. Судя по всему, это помогает избавиться от различных неприятных заболеваний вроде ларингита и ангины.

А учитывая, что пение — это еще и инструмент общего расслабления, оно улучшает и стабилизирует психическое состояние человека — не только певца, но и слушателей.

Публикации раздела Традиции

Г
орловое пение — реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении
.

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят , тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам.

Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев.

Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили.

Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев — жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли — самобытное пение жителей Альп — тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий — на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы — журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье.

В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос — сказания о богах и героях.

У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв.

На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек — два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир.

Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом — явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом»
. Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов — «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» — бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт — стиль двухголосного пения с доминирующим свистом — наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они — разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера — сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы.

Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей.

Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им.

Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия»
, — говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками.

У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий.

Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее.

Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами — ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель — хоомейжи — владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей.

Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея — такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения.

Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков — найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея.

Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей»
.

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»

Горловое пение —
уникальный вид искусства извлечения звука, при котором исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно: основной тон и обертон. Таким образом получается двухголосное соло. Такое пение характерно для малых народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира.

Интерес к горловому пению неуклонно растёт из-за его необычности, так как кажется просто невероятным тот факт, что эти звуки издает человек.

Слыша их, чувствуешь, что соприкоснулся с архаичной культурой, наполненной мистицизмом. Ведь у многих оно ассоциируется с пением шаманов.

Однако гортанное пение используют не только шаманы в своих ритуалах, это ещё и способ передачи народных сказаний.

К основным стилям
горлового пения относят:

  1. каргыраа (кыркыра);
  2. хоомей (кюмей);
  3. сыгыт (сыхыт);
  4. борбаннадыр (бербендер);
  5. эзенгилээр.

Помимо основных стилей существуют ещё и разновидности: думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы и т.д.

Считается, что стиль каргыраа
возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Его используют народы Тывы. Он извлекается певцом при полуоткрытом положении рта.

Интересна легенда возникновения стиля хоомей.
Юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами.

Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей». Это очень мелодичный и певучий стиль.

На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом, либо без него.

При пении в стиле сыгыыт

Источник: https://lady-rose.ru/tehnika-gorlovogo-peniya-nekotorye-sekrety-iz-samogo-prostogo/

Секреты горлового пения

“Хуун Хуур Ту” – самый известный коллектив Тувы, входит в элиту мировой музыки планеты. Четверо музыкантов сумели не только сохранить, но и придать новый импульс развитию древнего искусства своего народа. Секрет горлового пения заключается в умении расщеплять звук. Музыка ансамбля – это музыка ветра, солнца и бескрайних степей.

Необычайно низкий, глубокий и, в сущности, мало похожий на пение звук мгновенно заполняет пространство зала. Какова его природа и каким образом вообще человек способен такое выдавать? Эти типичные для европейских слушателей вопросы музыканты ансамбля “Хуун Хуур Ту” слышат постоянно. Между тем, загадке этой несколько тысяч лет.

Однажды в одном из медицинских центров США артисты получили возможность воочию увидеть с помощью приборов, что происходит во время горлового пения со связками. Саян Бапа, руководитель ансамбля “Хуун Хуур Ту”, объясняет: “Обычные связки, которые используют оперные и рок певцы.

Читайте также:  Что такое знаменный распев: значение, история, виды

Но помимо этого, у нас есть фальшивые, так называемые “спящие” связки”.

В умении возбуждать, пользоваться такими “спящими” связками и заключается эффект горлового пения. Как на инструменте играть, говорит Саян Бапа. Горло, связки, душа, дух – это и есть инструмент народного певца Тувы.

Древнее как сам народ искусство передается из поколения в поколение, от дедов и прадедов. “Это вещи чисто духовные. Они могут спотыкаться, могут падать. Это также, как с шаманизмом, со всеми религиями. Они то поднимаются, то спадают на нет.

Но это тоже по-своему религия степняка. Он так поет и выражает свои эмоции”, – считает Саян Бапа.

Ансамбль “Хуун Хуур Ту” в своем нынешнем составе сложился в начале 90-х годов прошлого века. Каждый из участников привнес в группу свои ощущения, свой музыкантский и жизненный опыт.

Много сил и времени музыканты посвятили собиранию и изучению своего эпоса и музыкального фольклора разных районов Тувы. Изучали также народные инструменты и учились на них играть. Так было всегда, рассказывает Саян, предки любили на празднествах, говоря современным языком, джеймовать.

“Они просто играли одну тему и импровизировали на разных инструментах. Это такие, как игил, например”, – рассказывает Саян Бапа.

Игил – это двухструнный инструмент, сделанный из лиственницы. Используется также кожа горного козла (Саян показал, как она натягивается) и конский волос в качестве струн.

На игиле когда-то играл и отец музыканта – это глубоко детские воспоминания. “Говорят, отец был интересным музыкантом, певцом, я не знаю. Возможно, музыкальные способности от него.

Все мои друзья произошли от своих дедов и отцов в музыкальном смысле, в смысле искусства”, – уверен Саян Бапа.

В программу челябинского концерта музыканты включили лучшее из своего репертуара. Звучат и народные песни, которым 2-3 сотни лет, и мелодии, обработанные исполнителями в современном стиле и духе.

Популярность тувинского ансамбля в отдельных странах Европы, Азии и Америки бьет все мыслимые рекорды.

В мире этномузыки они неоднократно номинировались на самые престижные премии, в отдельных рейтингах перещеголяли всемирно известных поп-звезд.

Правда, эта тема разговора не вызвала у музыкантов особого интереса. Гораздо с большим желанием Саян рассказывал о самой музыке.

Не случайно занятие этим видом творчества считается в Туве чисто мужским удовольствием. “Музыка красивая, достойная уважения. Потому что чувствуется запах времен и древности. Душевная музыка, сердечная.

Люди откликаются на нее независимо от национальности”, – резюмирует Саян Бапа.

21.03.2008 18:25     
Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

Источник: https://www.cheltv.ru/Sekrety-gorlovogo-peniya/

Интересные факты о горловом пении

ИЗ ШАМАНСКИХ КАМЛАНИЙ — НА БОЛЬШУЮ СЦЕНУ

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы — журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье.

В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос — сказания о богах и героях.

Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства.

  • Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.
  • ОДИН ЧЕЛОВЕК — ДВА ГОЛОСА
  • Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль, собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии,

Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом — явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом».

Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами.

У любого звука есть целый ряд обертонов — «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист.

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

ВСЕ ОНИ — РАЗНЫЕ

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера — сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы.

Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас.

Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей.

  1. ВМЕСТО ГИТАРЫ
  2. Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах.
  3. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками.

У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители.

Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком.

Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами — ударными, струнными, язычковыми.

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей.

Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея — такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки.

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/38912180-interesnye-fakty-o-gorlovom-penii/

Горловое пение польза и вред. Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

  • Школьникам
  • Детям
  • Окружающий мир
  • Времена года
  • Воспитателю
  • Учителю

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

Видео-обучение «Горловое пение: самоучитель»

Голос из прошлого

Горловое пение — это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани. Она оригинальна и интересна, привлекает к себе внимание и завораживает своим необычным звучанием. Освоить технику горлового пения не так трудно, как может показаться вначале.

Данная техника пения имеет богатую историю, используется в некоторых религиях, в эпических сказаниях, традициях и культах. Наряду с современными профессиональными певцами и мастерами горлового пения, творят и любители данной необычной техники. Существуют специальные сообщества и клубы любителей горлового пения.

В Тибете есть целый институт, который готовит мастеров горлового пения.

Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного монотонного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда.

Обычно горловое пение сопровождает аккомпанементом специальных народных инструментов.

Горловое пение – это уникальный вид музыкального искусства, специальная техника извлечения звука, когда певец извлекает сразу две ноты одновременно. Таким образом получается двухголосое соло.

Интерес к горловому пению постоянно растет. Эта техника привлекает своей необычностью, ведь порой кажется просто невероятным, что все эти звуки издает человек. Слушая горловое пение, переносишься в древние времена, соприкасаешься с и мистицизмом и магией, чувствуешь себя участником таинственного ритуала.

Ощущения от такого пения просто невероятны. Оно затрагивает что-то глубоко внутри, позволяет соприкоснуться с архаичной культурой. У многих эти звуки ассоциируются с оккультизмом и шаманами. Однако горловым пением пользуются не только в ритуалах, это еще и способ передачи народных преданий и сказаний.

Выделяют 5 основных стилей горлового пения, которые используются у различных народов и в разнообразных целях. К ним относятся:

  • кыркыра;
  • кюмей;
  • сыхыт;
  • эзенгилээр;
  • бербендер.

Однако помимо основных направлений, существует множество их разновидностей. Что бы лучше освоить горловое пение, следует ознакомиться с основными правилами и историей возникновения выбранного стиля.

Характеристика и история основных стилей горлового пения:

Источник: https://slovarslov.ru/gorlovoe-penie-polza-i-vred-tehnika-gorlovogo-peniya-nekotorye.html

Горловой пение

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

Для начала можно сказать, что это одно из древнейших вокальных искусств, которое сохранилось лишь у народностей
Саяно-Алтайского региона.

Горловой пение, если оно правильное, позволяет человеку войти в состояние внутреннего спокойствия, гармонии с самим
собой, обрести уверенность в своих силах. Горловое пение способствует развитию восприятия энергетических потоков,
пронизывающих пространство вокруг нас.

Если вы хотите узнать горловое пение как научиться ему, то стоит обратиться в хорошую школу вокала.

В серьезных
учебных заведениях не только преподают горловое пение обучение которому начинается полностью с нуля, но и дают уроки вокала. Это, несомненно, пойдет на пользу любому, кто решил посвятить себя
музыке.

Уроки горлового пения можно посещать тогда, когда вам будет удобно, по договоренности с преподавателем.

Горловое пение польза и вред – в чем же они? Польза заключается в том, что при таком пении задействуются те участки
мозга, которые находились в спящем состоянии. Резонанс, возникающий при пении, заставляет клетки тела вибрировать на
исцеляющей частоте, что приводит к общему оздоровлению организма. Именно горловое вибрато пение обладает этим
чудесным действием.

Если говорить про влияние горлового пения на организм, то можно сказать, что это исключительно позитивное,
оздоровляющее действие.

Какие есть стили горлового пения? Их несколько, выделяют три основных – это Каргыраа, Хоомей и Сыгыт. Отличие их
друг от друга заключается в том, что звучат они в разных регистрах. Хоомей считается базовым стилем и с него обычно
начинается обучение.

Если вы уже занимаетесь вокалом, вам будет проще разобраться с тем, как петь горловым пением и даже как научиться
горловому пению самостоятельно.

Если же вы никогда не занимались вокалом, то будет очень правильным позаниматься
таким видом пения, как академический вокал. Данная разновидность вокала является
базовой для всей вокальной отрасли.

Там вы получите качественную постановку голоса и вам будет несравнимо проще
потом переквалифицироваться на любой другой тип вокала или виды горлового пения.

Женское горловое пение отличается от мужского в силу особенностей организма. Женщинам рекомендуют практиковать самый
удобный стиль – Хоомей, другие же не стоит использовать часто, так как у женщины может измениться гормональный
баланс. Горловое пение женщины в стиле Хоомей очень полезно для развития голоса в целом и здоровья самой женщины,
нормализации всех процессов в ее организме.

Тайна горлового пения заключается в том, что эти практики ввели алтайские шаманы, посредством которых они достигали
единения с природой.

Если вы хотите понять, как научиться петь горловым пением, то для начала стоит почитать о нем,
побольше получить теоретических знаний.

О том, для чего оно использовалось, как совершенствовалась горловое пение
техника, какие изменения влечет за собой увлечение горловым пением.

Особый интерес представляет горловое пение русских народных песен. Это необычно, и дает нам возможность увидеть наши
русские песни с новой стороны, услышать их в совершенно непривычном звучании. И русская народная манера исполнения,
и горловое пение – все это фольклорные стили, к тому же, недалеко ушедшие друг от друга. В чем-то похожие, а в
чем-то очень разные.

Вы можете легко начать обучение горловому пению в москве, обратившись в хорошую музыкальную студию или вокальную
школу.

Источник: https://artvocal.ru/gorlovoe-penie.php

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

Достижение высших состояний сознания.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении.

Читайте также:  Карточки с нотами на все случаи жизни

Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы — естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики.

Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами — игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой.

Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь.

Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа.

Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы.

Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники.

Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.

И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов.

Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга — в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах.

Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным.

Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного.

Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна — техника, известная как камлание.

Источник: https://www.komimu.ru/apartment/tehnika-gorlovogo-peniya-nekotorye-sekrety-iz-samogo-prostogo.html

Горловое пение бурят — секреты древней техники. Горловой пение

Поскольку горловое пение является экзотическим стилем исполнения для европейца, оно успело обрасти большим количеством мифов. В этой статье я постараюсь максимально их развеять.

1. Использовать технику горлового пения могут только тувинцы.

Когда в конце 19 века горловое пение было «открыто» русскими, считалось, что петь таким образом могут только азиаты. Но после серьезных научных исследований пришли к выводу, что горло тувинца ничем не отличается от горла любого другого человека. Позже этот миф опровергли сотни европейцев, успешно освоившие искусство горлового пения.

2. Горловым пением поют только шаманы.

Многие европейцы считают, что горловое пение — это прерогатива исключительно шаманской касты. Считать так в корне неверно. По словам тувинцев, раньше у них пели практически все, даже дети. Так же обстоят дела и в Монголии, где почти все кочевники пели горловым пением. Можно сравнить культуру горлового пения в Сибири с культурой классического вокала в Европе.

Как в Европе вокальным и оперным пением исполняют обычные песни, также и в Сибири, горловым пением исполняют народный эпос, поют былины и легенды. Это особенно ярко выражено в культуре народов Алтая, где кайчи — народные сказители — могли петь эпос по несколько дней подряд. Не любой шаман обладает навыками горлового пения и уж точно не любой певец является шаманом.

3. Горловому пению очень сложно научиться.

Это неправда. На самом деле техника горлового пения осваивается намного проще техники классического и оперного вокала. Трудности возникают при самостоятельном обучении, особенно для европейцев, не привыкших к горловому пению.

То, что с преподавателем осваивается за неделю, при самостоятельном обучении может занять месяцы. Очень важно вовремя исправить ошибки человека и направить его в нужное русло, тогда обучение проходит намного эффективнее и быстрее.

4. Горловое пение опасно для здоровья.

Это правда лишь отчасти. В конце XX — начале XXI веков проводились медицинские исследования о влиянии горлового пения на здоровье человеческого организма.

Ученые пришли к выводу, что долгое исполнение горлового пения (более 2-3 часов подряд) действительно губительно влияет на здоровье. Долгие задержки дыхания увеличивают содержание углекислого газа в крови, а перенапряжение грудных и брюшных мышц приводит к их ослаблению.

Однако, если вы не собираетесь регулярно давать долгие концерты, вам совершенно не о чем беспокоиться. Наоборот, при дозированном исполнении горлового пения ощущается прилив сил, улучшается кровообращение, усиливаются мышцы груди и пресса.

Во избежание пагубного воздействия, главное — не перенапрягаться и не заставлять себя петь насильно. Во всем нужно знать меру, и в горловом пении тоже.

5. У женщин изменяется гормональный фон при исполнении горлового пения.

Это абсолютная неправда. Спектр слухов о вреде горлового пения для женщин достаточно широкий, однако ни один из этих слухов не был доказан медициной. Есть лишь одна опасность для женщин — это чрезмерное перенапряжение.

По этой причине женщинам не рекомендуется исполнять стиль каргыраа долгое время. Однако, чаще всего исполнительницы горлового пения предпочитают другие стили по причине того, что у женщин они получаются гораздо красивее.

Обучение каргыраа необходимо, но оно не несет никакого вреда здоровью, а его использование после обучения совсем необязательно.

Что же это такое? Как называется горловое пение правильно и для чего оно нужно?

Для начала можно сказать, что это одно из древнейших вокальных искусств, которое сохранилось лишь у народностей Саяно-Алтайского региона.

Горловой пение, если оно правильное, позволяет человеку войти в состояние внутреннего спокойствия, гармонии с самим собой, обрести уверенность в своих силах. Горловое пение способствует развитию восприятия энергетических потоков, пронизывающих пространство вокруг нас.

Если вы хотите узнать горловое пение как научиться ему, то стоит обратиться в хорошую школу вокала.

В серьезных учебных заведениях не только преподают горловое пение обучение которому начинается полностью с нуля, но и дают уроки вокала .

Это, несомненно, пойдет на пользу любому, кто решил посвятить себя музыке. Уроки горлового пения можно посещать тогда, когда вам будет удобно, по договоренности с преподавателем.

Чем полезно горловое пение?

Горловое пение польза и вред – в чем же они? Польза заключается в том, что при таком пении задействуются те участки мозга, которые находились в спящем состоянии. Резонанс, возникающий при пении, заставляет клетки тела вибрировать на исцеляющей частоте, что приводит к общему оздоровлению организма. Именно горловое вибрато пение обладает этим чудесным действием.

Если говорить про влияние горлового пения на организм, то можно сказать, что это исключительно позитивное, оздоровляющее действие.

Какие есть стили горлового пения? Их несколько, выделяют три основных – это Каргыраа, Хоомей и Сыгыт. Отличие их друг от друга заключается в том, что звучат они в разных регистрах. Хоомей считается базовым стилем и с него обычно начинается обучение.

Если вы уже занимаетесь вокалом, вам будет проще разобраться с тем, как петь горловым пением и даже как научиться горловому пению самостоятельно.

Если же вы никогда не занимались вокалом, то будет очень правильным позаниматься таким видом пения, как академический вокал . Данная разновидность вокала является базовой для всей вокальной отрасли.

Там вы получите качественную постановку голоса и вам будет несравнимо проще потом переквалифицироваться на любой другой тип вокала или виды горлового пения.

Женское горловое пение отличается от мужского в силу особенностей организма. Женщинам рекомендуют практиковать самый удобный стиль – Хоомей, другие же не стоит использовать часто, так как у женщины может измениться гормональный баланс. Горловое пение женщины в стиле Хоомей очень полезно для развития голоса в целом и здоровья самой женщины, нормализации всех процессов в ее организме.

Откуда взялось горловое пение?

Тайна горлового пения заключается в том, что эти практики ввели алтайские шаманы, посредством которых они достигали единения с природой.

Если вы хотите понять, как научиться петь горловым пением, то для начала стоит почитать о нем, побольше получить теоретических знаний.

О том, для чего оно использовалось, как совершенствовалась горловое пение техника, какие изменения влечет за собой увлечение горловым пением.

Особый интерес представляет горловое пение русских народных песен. Это необычно, и дает нам возможность увидеть наши русские песни с новой стороны, услышать их в совершенно непривычном звучании. И русская народная манера исполнения, и горловое пение – все это фольклорные стили, к тому же, недалеко ушедшие друг от друга. В чем-то похожие, а в чем-то очень разные.

Вы можете легко начать обучение горловому пению в москве, обратившись в хорошую музыкальную студию или вокальную школу.

Технику горлового пения не освоить вот так, просто читая книжки или статьи по теме. Отчасти потому, что жаждущему научиться этому искусству не хватает самих представлений о таком пении, а отчасти, и потому что в практике обучения важен посторонний контроль.

В любом случае предоставленную вам теоретическую информацию нужно использовать скорее как дополнение для обмозгования и понимания практики пения, но учиться пению нужно по крайней мере по видео, если это невозможно вживую.

Источник: https://triaplast.ru/cosmetology/gorlovoe-penie-buryat-sekrety-drevnei-tehniki-gorlovoi-penie.html

Ссылка на основную публикацию