Музыкальный лад что это

  • Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.
  • В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:
  • Музыкальный лад что это

То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.

Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.

  1. Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.
  2. Музыкальный лад что это
  3.  Каждая ступень лада имеет свое название:
  • I ступень – тоника (Т)
  • II ступень – нисходящий вводный звук
  • III ступень – медианта (средняя)
  • IV ступень – субдоминанта (S)
  • V ступень – доминанта (D)
  • VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
  • VII ступень – восходящий вводный звук

Музыкальный лад что это

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия.

И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:

  Потрясающие иллюстрации в честь великого Дэвида Боуи

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение.

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

Интервал – это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.

Музыкальный лад что это

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Терция
  4. Кварта
  5. Квинта
  6. Секста
  7. Септима
  8. Октава

Музыкальный лад что это

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

  1. Чистая прима – 0 тонов
  2. Малая секунда – 1/2 тона
  3. Большая секунда – 1 тон
  4. Малая терция – 1 и 1/2 тона
  5. Большая терция – 2 тона
  6. Чистая кварта – 2 и 1/2 тона
  7. Увеличенная кварта – 3 тона
  8. Уменьшенная квинта – 3 тона
  9. Чистая квинта – 3 и 1/2 тона
  10. Малая секста – 4 тона
  11. Большая секста – 3 и 1/2 тона
  12. Малая септима – 5 тонов
  13. Большая септима – 5 и 1/2 тона
  14. Чистая октава – 6 тонов

Музыкальный лад что это

Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

  • Чистая прима
  • Чистая октава

2. Совершенный консонанс:

  • Чистая кварта
  • Чистая квинта

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

Мажорный лад (в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков.

Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта.

Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.

Музыкальный лад что это

В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.

Музыкальный лад что это

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.

Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.

Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше.

Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса.

Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.

Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

  • Музыкальный лад что это
  • Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.
  • Музыкальный лад что это

Гармонический мажор – это мажорный лад с пониженной четвертой ступенью. Он имеет своеобразное восточно-экзотическое звучание и присущ мелодиям многих азиатских народов.

Мелодический мажор – это мажорный лад, в котором понижены и четвертая, и седьмая ступени. Такой лад имеет особую певучесть и очень приятен для слуха.

  1.  Теория музыки: звук и нотное письмо
  2.  8 простых шагов, которые помогут создать музыкальную композицию
  3.  Уроки по основам музыки

Источник: https://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-lad-tonalnost-i-intervaly.html

Диатонические лады для начинающих • SAMESOUND — сайт для музыкантов

Разбираемся в основах диатонических ладов и учимся различать их на слух.

«Диатонические лады», также известные как «греческие» или «натуральные» — это лады, которые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы, где за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы. Каждый из семи диатонических ладов имеет свое название: Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.

Мажорная гамма, которая является ионийским ладом, имеет характерное звучание благодаря своей последовательности интервалов: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (TTSTTTS). Изменяя этот порядок мы получаем остальные 6 ладов, каждый из которых отличается по своему звучанию и настроению.

Если принять одну из 7 ступеней гаммы До-мажор за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:

Музыкальный лад что это

Ионийский лад

Музыкальный лад что это

Данный лад начинается и заканчивается с первой нотымажорной гаммы. В нашем случае это нота До. Звучит ярко и торжественно, и отлично подходит для оптимистичных треков и «парящих» мелодий.

http://samesound.ru/wp-content/uploads/2016/05/1.-Modes-Ionian-lick.mp3

Дорийский лад

Музыкальный лад что это

Лад начинается со второй ноты мажорной гаммы, то есть вы играете гамму До-мажор начиная и заканчивая нотой Ре. Звучание минора можно назвать ярким, а самое частое использование данный лад находит в блюзе, джазе и роке.


Фригийский лад

Музыкальный лад что это

Начинается с третей ноты мажорной гаммы, то есть с Ми. Звучит экзотически, имея характерный испанский окрас. Очень часто используется в хэви-метале и других направлениях рок-музыки.


Лидийский лад

Музыкальный лад что это

Начинается с четвертой ноты мажорной гаммы, а именно с ноты Фа. Часто используется в джазе и инструментальной рок-музыке, например, Стивом Ваем и Джо Сатриани.


Миксолидийский лад

Музыкальный лад что это

Начинается с пятой ноты мажорной гаммы, то есть в нашем случае с ноты Соль. Широкое применение миксолидийскому ладу нашлось в кантри и роке.


Эолийский лад

Музыкальный лад что это

Начинается с звука Ля — шестой ноты мажорной гаммы. Также известен как натуральный минорный лад. Можно сказать, что ранний хард-рок и метал базируются на эолийском ладу.


Локрийский лад

Музыкальный лад что это

Начинается с седьмой ноты мажорной гаммы — Си. Его нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, да и в целом локрийский лад является условно диатоническим, так как в его основе лежит уменьшенное трезвучие. Наименее редко встречающийся лад, однако, его иногда используют в хэви-метале и музыке в стиле фьюжн.

Источник: https://samesound.ru/c/musictheory/13273-diatonicheskie-lady

Лады — что это

Лады — что это? Известные лады, применение в музыке

Что наша жизнь без музыки? Скука… Однако не каждый знает, по каким законам строится та или иная музыка, отчего одна кажется примитивной, а другая берет за душу. Важнейшее понятие в музыке — лад.

Это фундаментальное понятие должен знать и понимать любой меломан.
Основой ладов любой музыки, в том числе народной, являются мажор и минор.

Что же такое лады? Какие они существуют? И есть ли смешение ладов в музыке?

Музыкальный лад что это

Лады народной музыки

С точки зрения теоретика-музыковеда, все лады народной музыки — лишь разновидности мажора и минора. Определим же, что такое лад и каковы основные лады.

Лад — это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Человеку, который не закончил хотя бы музыкальную школу, безусловно, трудно понять это понятие. Но именно таково теоретическое определение.

Мажорный лад, просто говоря, — радостный, бодрый, веселый, позитивный лад музыки. Он создается с помощью следующего соотношения звуков: устойчивые звуки лада в последовательном и одновременном звучании образуют большое или мажорное трезвучие (созвучия из трех звуков).

Минор характеризуется грустным, тягучим, унылым настроением. Чаще всего минор используется в балладах, то есть песнях, повествующих реки истории. Он создается с помощью следующего соотношения звуков: устойчивые звуки лада в последовательном и одновременном звучании образуют малое или минорное трезвучие.

Если бы вся музыка действительно строилась на двух основных ладах – мажор и минор, то, наверное, это был бы самый скучный и однообразный вид искусства. Сегодня даже официальная теория показывает нам, что на основе этих двух гамм строятся многочисленные звукоряды, которые имеют отличное звучание, что придает каждому произведению свой, неподражаемый оттенок.

Наиболее известные лады (кроме блюза, где есть варианты количества ступеней) состоят из семи ступеней. Они-то и становятся основами для аккордов и аккомпанемента.

Музыкальный лад что это

Звукоряды

Лидийский, миксолидийский, фригийский, дорийский, эолийский ионийский — это исторические звукоряды. Дорийский, эолийский, фригийский — минорные, остальные — мажорные.

Их можно также по сей день услышать в народных песнях славянских стран.

Эти лады и названия пришли к славянам из Древней Греции (ведь известно, что, например, в греческом городе Солении — Фессалониках — была целая славянская колония).

Поскольку взгляды и вкусы любого композитора частично совпадают с народной музыкой, эти народные лады зачастую и сегодня встречаются в музыке народных жанров.

Особенно любили переделывать и добавлять цитаты народных песен в оперы и другие великие инструментальные произведения композиторы «Могучей кучки», а также Петр Ильич Чайковский.

Немало симфоний и концертов Чайковского имеют заимствования и прямые цитаты ладов народной музыки.

Музыкальный лад что это

Интересные факты о ладах

В Спарте считалось полезным для воинов слушать минорные лады — дорийский, эолийский и фригийский. Спартанцы, уделявшие большое внимание суровому воспитанию, отметили, что именно минор воспитывает в мужчине воинственность и мужество.

В миноре был написан ряд патриотических песен и маршей, имеющий благодаря минору определенную сосредоточенность. Поэтому нельзя сказать, что минор создает лишь настроение унылой грусти.

Музыкальный лад что это

Блюз

Блюз — это народный музыкальный лад негров. Как вы знаете, лады мажорного или минорного наклонения образуются от повышения или понижения какой-либо ступени. Уникальность блюза состоит в том, что только он образуется из смешения мажора и минора!

На самом деле передать нотами звукоряда европейской музыки (поделенного на 12 полутонов) блюз сложно — практически невозможно. Блюз лишь приспособили под фортепиано.

При движении вверх блюз характеризуется пониженной третьей ступенью, которая тут же переходит в повышенную, а также пониженной седьмой. А при движении вниз, кроме этих ступеней, добавляется пониженная пятая.

Образуется лад, который тяжело отнести к мажорному или минорному наклонению — в нем наполовину присутствуют черты мажора, наполовину — минора! Эти ступени по-английски называются Blue notes или «блюзовые ноты».

Блюзовая гамма больше похожа минорной, но играется она на фоне септаккордов мажорного наклонения. Какое получается звучание — веселое или грустное, позитивное или унылое?.. Послушайте сами, набрав слово «блюз» в поисковике. Блюз уникален.

Слово «блюз» изначально в русском языке означало «грустную песню рабочих негров». Но именно блюз стал краеугольным камнем джаза и первых видов рок-н-ролла (давшего начало року, который потом стал «утяжеляться»).

Так из медленной, протяжной песни «рабочих негров» в 1940 годах возник самый веселый танец — танец «буги». Сначала, в 20-е годы 20 века танцевали в «фортепианном стиле», а затем, в 1940-е, этот стиль с помощью джазовых оркестров трансформировался в танце буги-вуги.

Одним из первых, превративших блюз в буги-вуги был оркестр великого Глена Миллера.

Музыкальный лад что это

История возникновения блюза

Негритянское мышление не подчинялось стандартному мышлению европейской цивилизации, отличаясь от него практически во всем, в ом числе и в музыкальном восприятии. Благодаря афроамериканской музыкальной мысли возник блюзовый лад. Отметим, что негритянские ритмы другие — они гораздо сложнее, чем ритмы музыки европейской культуры.

Когда же возник блюз? Считается, что возникновение блюза в музыке начинается в 1870-е годы. Интересный факт: в 1930-е годы, когда опросили «стариков джаза», пожилых джазменов, начинавших играть в 19 веке, они ответили, что…«блюз был всегда!»

Музыкальный лад что это

Музыка и расизм

Музыка и танцы блюза и буги существовали в чисто негритянской среде: понятие расизма давало о себе знать очень долго. Негры не смешивались с белыми в музыке и танцах до возникновения рок-н-ролла.

Блюз существовал в отдельных «негритянских тусовках». Еще в середине 20 столетия расизм в Америке был настолько силен, что были отдельные «негритянские радиостанции», транслировавшие блюз. Первые джаз-оркестры, состоявшие из «черных», появились после Гражданской войны в США.

(После военных действий осталось множество инструментов военных оркестров, попавших в руки победивших негров, воевавших за Северные Штаты). Однако лишь в начале 1940-х появились первые оркестры-диксиленды — оркестры белых музыкантов, игравших джаз. Они исполняли музыку в ресторанах и концертных залах исключительно для «белой публики».

Подумать только, такие неприятные проявления унижения людей из-за их цвета кожи происходили еще в середине 20 века!

Одним из величайших блюзовых музыкантов, композиторов и исполнителей был слепой певец-афроамериканец Рэй Чарльз (существует прекрасный биографический фильм, байопик «Рэй», рассказывающий о его взлетах и падениях; в фильме звучит музыка композитора).

Однажды Рэй приехал в Джорджию с концертом, и организаторы его концерта там настаивали на сегрегированном концерте, то есть «белая» и «цветная» публика должны были сидеть отдельно.

В знак протеста против такого проявления расизма Рэй Чарльз отказался выступать в Джорджии. Тогда власти в ходе судебного разбирательства навсегда запретили ему въезжать в штат — это было в 1950-х.

Только в 1970-х запрет был снят, музыкантшу принесли публичные извинения, введя его в «Зал славы» штата. А его песня «Джорджия» стала гимном штата, его музыкальным символом.

Музыкальный лад что это

Джаз, блюз, рок-н-ролл

В 1950-е эта музыка стала завоевывать «белую» аудиторию. Один из ди-джеев тех времен как-то сказал: «Дайте мне белого, который поет, как негр, и я покорю мир!» И такой человек нашелся. Так возник… культурный феномен, мировая звезда, Король рок-н-ролла Элвис Пресли!

Блюзовый лад был настолько популярен, что послужил творчеству многих великих музыкантов 20 века. Так, блюзовые мелодии исполняли «Битлз», играют их «Роллинг Стоун» и «Лед Зеппелин», «Дорз», рок-гитарист Джимми Хендрикс. Среди русских рок-групп блюз особенно любит Сергей Чиграков, «Чиж», но есть мелодии с влиянием блюза и у групп «Секрет», «Машина времени» (песни Евгения Маргулиса).

В чем отличие джаза и блюза, спрашивают многие? Блюз — это один из стилей джаза, а джаз — один из стилей эстрадной музыки. В даже, кроме блюза, есть еще стили: рег-тайм, свинг, би-боп, фокстрот, буги-вуги (изначально джазовый стиль превратившийся в рок-н-ролл)— однако блюз является его краеугольным камнем. Он повлиял почти на все джазовые стили.

Какова связь рок-н-ролла и блюза? В 1940-е появились первые электрогитары. Блюз стал исполнятся афроамериканцами на электрогитарах и стал подчеркиваться жестким ритмическим рисунком ударных. Такой стиль получил название «ритм-энд-блюз», трансформировавшийся в рок-н-ролл путем смешения со стилем «кантри» — американским стилем народной музыки.

Источник: https://www.o-vere.ru/ladi-chto-eto.html

Лады в музыке

Нажмите на картинку, и закачка начнется. 

Лидийский лад — это мажорное наклонение. Из всех представленных ладов, он по звучанию считается самым светлым. В этом ладу нужно повышать 4 ступень. Это значит, выбирая любую мажорную тональность, для игры в лидийском ладу, кроме обычных знаков, вы еще будете ставить знак (диез) на 4 ступень. Вот тогда играя партии с высокой 4 ступенью, вы получите эффект от лидийского лада.

Как правило, большинство мелодий, написанных в лидийском ладу, имеют несколько сказочный оттенок звучания. Зная такую особенность звучания лада, можно выбирать его для определенных тематических композиций. 

Музыкальный лад что это

  • Ионийский лад по своему составу похож на натуральный мажор.
  • В ионийском ладу ничего не меняется по сравнению с обычным мажором. 
  • Мажорные произведения часто звучат позитивно настроенными, как правило, имеют более легкие по восприятию гармонии. 

Важно понимать, что при использовании того или иного лада, нет необходимости на протяжении всего произведения играть только в нем. Нередки композиции, где удачно происходит переход из одного лада в другой. Самый частый переход из лада в лад — это переход из мажора в минор и обратно. 

Музыкальный лад что это

В миксолидийском ладу понижается 7 ступень. За счет такого изменения, произведения, любые мажорные тональности получат более дерзкое звучание.

Самое распространенное использование такого лада вы могли слышать в музыке стиля кантри. Это типично американское звучание, которое до сих пор используется к саундтрекам некоторых фильмов, сериалов. Например, знаменитый американский сериал «Друзья» в музыкальной заставке имеет миксолидийский лад. 

В этом ладу автоматически можно получить сразу два малых мажорных септаккорда. Такие септаккорды свойствены для звучания джазовых и блюзовых композиций. Потому в этих жанрах нередко встречается использование миксолидийского лада. 

Музыкальный лад что это

Дорийский лад — это уже минорный лад, но за счет высокой 6 ступени он оставляет легкое осветление в своем звучании. Для игры в дорийском ладу, вам необходимо взять любую минорную тональность и повысить в ней 6 ступень на полтона. Играйте все партии, используя это правило.

Тогда ваши произведения получат более светлое, по сравнению с обычным минором, звучание. Такое звучание лада вы могли слышать в главной музыкальной теме фильма «Аватар». Каждый раз когда там показывалась сказочность всего мира местного населения нави, звучала музыка в дорийском ладу.

За счет такой хитрости и передается не обывательско-бытовое звучание.  

Музыкальный лад что это

Состав эолийского лада напоминает натуральный минор. Т.е. в нем не происходит никакого повышения или понижения нот относительно обычного минора. Произведения в обычном миноре (или в эолийском ладу) имеют самое большое распространение. Особенно в наших странах любят слушать  больше композиции в минорном звучании.

Скорее всего,  это связано с тем, что в минорном звучании легче передать более серьезные содержания произведений. А у нас любят  серьезность. К тому же, исторически в странах России и СНГ было много тяжелых периодов, которые заставляли музыкантов слагать произведения с минорным содержанием.

Потому русский слушатель привык к такому сочетанию звуков. 

Музыкальный лад что это

У фригийского лада низкая вторая ступень. Это понижение делает звучание произведений в этом ладу очень темными и мрачными.

Фригийский лад полюбился поклонниками металлики, видимо, из-за весьма точной передачи подходящего настроения этого жанра.

Часто фригийское звучание лада используют в тех частях произведений, где есть необходимость передать беспокойство, страх, напряжение. Фригийский лад с пониженной второй ступенью прекрасно с этим справляется. 

Музыкальный лад что это

В локрийском ладу необходимо понижать 2 и 5 ступени. За счет такого изменения состава тонов и полутонов в ладу, можно получить очень необычные (несколько непривычное) звучание. Но при грамотном использовании данного лада, вы получите звучание таинственности, мрачности, некоторого страха, и отрешенности. 

Важно отметить, что ладов гораздо больше, чем представлено в статье. Но именно эти лады пользуются большой популярностью. И дают весьма точные передачи нужных оттенков звучания, которые легко вызывают у слушателя подходящие образы и ассоциации. 

Источник: https://www.rishamanis.com/uroki-muzyki/krasivye-akkordy-i-garmonii/narodnye-lady/

Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.



Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

Музыкальный лад что это

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Музыкальный лад что это

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

Музыкальный лад что это

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора) минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный — маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический — понижается на полтона VI ступень. Мажор мелодический — понижаются на полтона VI и VII ступени. Минор гармонический — повышается на полтона VII ступень. Минор мелодический — повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Перейти к следующему уроку ->

Источник: http://myfortepiano.ru/urok-7-mazhor-i-minor.php

Музыкальный онлайн колледж

Понятие лада в современной музыке является одним из ключевых и, возможно, одним из самых запутанных, что связано с широтой использования самого термина лад.

Уже с первых шагов освоения музыкальной теории музыканты используют термины: мажорный лад, минорный лад, позже к ним добавляются лады народной музыки, блюзовые и джазовые лады.

И здесь возникает парадоксальная ситуация: любой музыкант может сыграть мажорный лад например от ноты C, но объяснить, что такое лад сможет не каждый.

Причина в том, что на первом этапе обучения очень сложно объяснить, что такое лад – да и в этом нет никакого смысла, также как нет смысла, например, объяснять деепричастный оборот в первом классе.

Поэтому лад это понятие, которое лучше всего осознавать постфактум, то есть в начале научиться слышать и играть, а потом уже детально разобраться.

С другой стороны есть очень простой способ понять саму
природу лада. Послушайте
следующий пример и прислушайтесь внимательно к своим ощущениям: кажется ли вам последняя нота
устойчивой или вам хотелось бы чтобы движение пошло дальше?

Теперь послушайте другой пример

Заметили вы разницу в восприятии этих двух практически идентичных мелодий?

Если очень просто описать разницу между восприятием звуков, то мы можем сказать, что одни из них находятся в покое, а другие стремятся к движению или, что одни из них главные, другие подчиненные или если использовать музыкальные определения: одни звуки устойчивые, другие неустойчивые.

Существование данных противоположностей и дает начало ладовой организации. Подчинение одних звуков другим именно так можно было бы описать музыкальный лад.

Чаще всего это подчинение 6 звуков одному главному (тоника),
либо если брать классический мажорный лад – подчинение 4 звуков остальным трем
звукам, составляющим трезвучие.

Отсюда лад это система связей между звуками, объединенная вокруг одного звука (тоника) или вокруг трезвучия. Здесь нужно сделать важное замечание.

Определение лада работает в две стороны:

  1. Это
    определение лада, как определенной системности между звуками.
  2. Это
    конкретная звуковая система, которая воплощает эту системность.

Системность в данном случае это те связи, которые создают
звучание, в котором один звук звучит неустойчиво по отношению к другому.

Переведем на обычный язык.

  1. Лад
    существует, когда одни звуки подчиняются другим, то есть когда мы ожидаем
    разрешения/перехода одного звука в другой.
  2. Конкретный
    лад создает эту систему – например мажор или минор, лидийский или дорийский и
    тд лады.
  • Такое понимание лада характерно для классической музыки,
    большинства стилей современной музыки, которые основаны на тональности.
  • C другой
    стороны, существуют ладовые системы, в которых все звуки равны между собой и по
    сути, в зависимости от контекста, любой звук может становиться тоникой.
  • Для таких систем мы не можем использовать догмат тоники, как
    главного элемента системы.

Проще всего проверить звучание такой системы играя
пентатонику, периодически останавливаясь на разных звуках. Очевидно, что в например в такой
мелодии, ни один из звуков не является настолько важным и сильным, чтобы мы
могли выбрать его в качестве однозначной тоники.

Поэтому логичнее будет сказать, что лад это система взаимодействия звуков или созвучий, которая создается
соотношением звуков. При
этом важную роль в формировании этой системы играет наличие или отсутствие
полутоновых и тритоновых связей.

Если в соотношении звуков есть полутона или тритоны, то система стремится к
одному центру – пример мажорный лад (2 малых секунды и 1 тритон), если в
системе нет полутонов или тритонов, то система стремится к политоникальности
внутри себя, то есть любой звук может стать устоем-тоникой (например,
пентатоника).

При этом для гармонии важно не только наличие тритонов и
полутонов, но и их соотношение с устоем.

Например, очевидно, что и в
натуральном мажоре и лидийском ладу 2 полутона и тритон, но именно в лидийском
ладу тритон расположен на 1 ступени, что создает совсем другую иерархию звуков,
в мажоре нижний звук тритона всегда неустойчив, например увеличенная кварта FB стремиться разрешиться в
сексту EC, в лидийском
ладу от ноты F – нота С
в интервале FB разрешается,
например в терцию FA, а
тоника лада остается на месте.

Эта разница позволяет выделить 2 типа ладов:

  1. Модальные лады – лады с тяготением к тонике или
    без такого тяготения. Важно
    то, что в этих ладах только один звук устойчив, остальные звуки неустойчивы
  2. Тональные лады – собственно мажор или минор. Здесь три звука устойчивы,
    4 звука неусточивы

Иногда используется сопоставление лады vs тональность, подразумевающее разницу
в иерархии между звуками в каждой из этих подсистем.

Звукоряд и лад

Нередко начинающие музыканты путают понятия лада и звукоряда. Как я уже указал выше, при
одном и том же наборе звуков, сыгранном от разных нот мы получаем абсолютно
разные соотношения между звуками, и соответственно разные лады.

Например, возьмем гармонический минор от ноты ля:

Музыкальный лад что это

И сыграем его от 5 ступени

Музыкальный лад что это

Получили доминантовый фригийский лад, с мажорно- восточным звучанием. Набор звуков (звукоряд) один и тот же, но лады разные, так как они воплощают разные системы, что объясняется упоминаемыми выше соотношениями между звуками. В данном случае определяющим звучание лада является интервал увеличенной секунды.

В следующей части статьи детальнее рассмотрим технические особенности лада, как системы

Источник: http://study-music.ru/lad-v-muzyke/

Что такое лад?

Лады — один из центральных терминов в теории музыки. Понимание, как они строятся, и умелое их использование открывают перед музыкантом неограниченные возможности.

И часто объяснить, как именно создаётся интересный переход в той или иной композиции, невозможно — если человек не понимает, что такое лад. Но есть загвоздка: термин «лад» сами музыканты употребляют, зачастую имея в виду совсем не одно и то же.

Почему так? И что вообще такое — лад? Путаница получилась оттого, что в это слово в разные эпохи вкладывали очень разный смысл.

Мы не осознаем насколько наше восприятие воспитано и завязано на классической музыке. (Тогда как понятие «современная музыка» — это отход от классических принципов). Эпоха классицизма — большой исторический слом в человеческом восприятии мира. После Средних веков люди открывают для себя античное искусство и очаровываются им.

Любое произведение классицизма строится на строгих канонах, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Классицизм создал структурную упорядоченность — чёткую иерархию высшего и низшего, главного и второстепенного, центрального и подчинённого. Поэтому, например, начиная с венской классики и романтической музыки мы мыслим в системе — «мажор-минор».

Что это такое и как влияет на наше восприятие?

Мажор и минор — это тональные лады. Тональный лад — это определенная система взаимоотношений между тонами. Что это значит? Что такое тон? Попробуем разобраться.

Предположим, перед вами пианино: посмотрите на клавиатуру: привычное нам до-ре-ми-фа-соль-ля-си, 7 белых клавиш и между ними ещё 5 чёрных, всего 12. Расстояние между каждыми двумя из них составляет полутон.

Между соседней черной и белой — всегда полутон. Между соседними белыми — тон (есть исключения ми-фа, и си-до — это полутона).

Любой набор из тонов и полутонов — это звукоряд. В эпоху классицизма его стали строить со строгим подчинением всех тонов тонике — основному тону. Таков мажорный или минорный лад. (Про строгое подчинение мы подробно рассказываем тут: http://vk.com/wall-98740460_341). Вся тональная музыка (вся классика) строится именно на взаимоотношениях между главными и подчиненными созвучиями. На слух мы интуитивно различаем мажор и минор по тому, как они окрашены — «радостно» или «печально». Переменный лад — это когда в одном произведении одновременно есть и мажорные, и минорные черты. Но принцип у них общий — тональный.

Однако этот принцип — не единственно возможный. До эпохи классицизма, когда все окончательно упорядочили в стройную систему тональностей, музыкальное мышление было другим. Ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский…

Это — октавные лады греков. А еще были церковные лады григорианской музыки. Всё это — модальные лады. В них сочиняли музыку в античности, Средневековье, модальна восточная музыкальная традиция (индийские раги или арабский макам, например).

В музыке Европы эпохи Возрождения тоже преобладала модальность.

В чём главное отличие от привычного нам тонального взгляда? В тональных ладах существует строгое разграничение функций основных созвучий и аккордов, а в модальной музыке они гораздо более размыты.

Для модального лада важен сам звукоряд в целом — и те значения и краски, которые он может привнести в музыку.

Именно поэтому мы легко на слух отличаем индийскую музыку от средневековых хоралов — по определенным созвучиям и музыкальным ходам.

К XX веке композиторы, кажется, перепробовали все варианты звучания в рамках тональной музыки. «Мне скучно, бес!», — сказали они и в поисках новых красок обратились к старому — модальным оборотам и ходам. Так возникла новая модальность. В современной музыке появились новые лады — например, блюзовый.

Более того, возник особый жанр — модальный джаз. Майлз Дэвис, например, называл модальную музыку «отклонением от нормальной гаммы из семи нот, где каждая нота как бы не в фокусе». И говорил, что «идя в этом направлении, ты идешь в бесконечность». Суть в том, что тональный и модальный принципы вовсе не исключают друг друга.

В одной пьесе их признаки могут смешиваться. Модальность — это как бы еще один слой, который накладывается на привычный нам «мажор/минор». И использование различных модальных ладов меняет окрас музыки: например, обороты фригийского лада мрачноваты, потому что его звукоряд в основном составляют пониженные ступени.

Зная такие ладовые особенности, можно добиться интересного звучания, если вы пишете музыку.

Окрас, настрой, характер — вот те признаки лада, которые мы слышим, но зачастую не осознаем этого. Часто в песнях нас цепляют именно модальные обороты — потому что они необычны. Слух, воспитанный на классической музыке, торкает этот отход от повседневности. Всё это и многое другое открывается, когда понимаешь язык музыки. Если, конечно, настроиться на нужный лад.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a29c8ed799d9d9ceefefb6f/5a53f4ad9d5cb33b8ecdcc2d

Ссылка на основную публикацию