Факторы, влияющие на звучание бас гитары

08.07.2016

Что такое бас-гитара, история создания, основные характеристики. Способы игры на басу, и как правильно его настраивать. Советы по выбору.

ЧТО ТАКОЕ БАС-ГИТАРА?

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Бас-гитара(также называемая электрической бас-гитарой или просто басом) – струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне.

Бас создает ощущение заполненности в музыке и фундамента, на котором строится всё остальное. В роке и подобных стилях помогает создать «groove», или ритмический рисунок. Он как бы связывает ударные и другие инструменты в группе, т. е. ритм и мелодию. Чаще используется для аккомпанемента, чем в качестве солирующего инструмента.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • большие размеры;
  • увеличенное расстояние от верхнего порожка до струнодержателя (мензура) – 864 мм (34″) против 650 мм у классической гитары;
  • более толстые струны;
  • уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Краткая история

В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы Fender, выпустил бас-гитару Fender Precision Bass. Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность.

Идеи, заложенные в его конструкции, стали фактически стандартом для производителей бас-гитар.

Позже, в 1960 году, Фендер выпустил ещё одну усовершенствованную модель бас-гитары – Fender Jazz Bass, популярность которой не уступает Precision Bass.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

С 60-х годов XX века, с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом.

Возникают новые разновидности: появляются электроакустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, создаются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа.

Развивается также и техника игры на бас-гитаре: от гитары заимствуется тэппинг, бенд, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.

Виды бас-гитар

4-струнная бас-гитара – самый распространенный инструмент у басистов. Может использоваться в любом стиле, удобна при игре. Начинать обучение нужно именно с такого инструмента. В данный момент существуют множество разновидностей корпусов и цветовых решений. Приведем пример такой бас-гитары в нашем видео:

5-струнная бас-гитара имеет дополнительную низкую струну Си. По сравнению с 4-струнным такой бас имеет более широкий гриф и более узкое расстояние между струнами. Становится сложнее играть. Зато дополнительная струна дает быстрый доступ к низким нотам без смены позиции левой руки, что очень удобно. Также 5-струнную гитару ценят музыканты, играющие в «тяжелых» стилях музыки.

6-струнная бас-гитара помимо дополнительной низкой Си имеет еще и высокую шестую струну До, которая позволяет играть высокие партии и даже соло. Из недостатков стоит отметить еще более узкое расстояние между струнами, поэтому, к примеру, для игры слэпом нужно гораздо больше практики и терпения.

Безладовые басы обладают особенным звучанием, потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к поверхности накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание контрабаса с использованием техники пиццикато. Безладовый бас чаще используется в джазе и его разновидностях. Смотрите видеообзор на нашем канале:

Полуакустические бас-гитары похожи на акустические по виду, то есть имеют полый корпус, но при этом используют те же магнитные звукосниматели, что и цельнокорпусные инструменты.

Такие бас-гитары наиболее часто используются в джазе, фолке и других спокойных музыкальных стилях, тяготеющих больше к акустическому звучанию.

Самый известный «полый» бас – похожий на скрипку «битловский» инструмент – является примером того, как такие басы можно использовать и в рок-музыке.

Электроакустическая бас-гитара – это обычный акустический инструмент с пьезодатчиком, усиливающим сигнал. Чаще всего пьезодатчик установлен под бриджем и оснащен предусилителем, позволяющим управлять тембром звучания, когда инструмент подключен. Такой инструмент подойдет для легкой акустической музыки.

Семиструнная бас-гитара имеет строй B E A D G C F (Си-Си-Ля-Ре-Соль-До-Фа), то есть добавлена еще одна высокая струна Фа. Инструмент крайне тяжел в освоении.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Восьмиструнная, десяти- и двенадцатиструнная бас-гитары – каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре), что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а тройками. Добавочная пара или тройка настраивается при этом в унисон.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Фото с сайта conklinguitars.com

Бас-гитара пикколо – бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас.

Пикколо бас настроен как электрогитара, но имеет отличный от неё тембр, вероятно, из-за звукоснимателей другого типа и увеличенной мензуры (если мензура стандартная для бас-гитары).

В отличие от электрогитары бас пикколо не утрачивает квартового строя.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Стик – это бас-гитара, специально приспособленная для техники «двуручный теппинг». На ней установлены как бы два комплекта струн: самая низкая посередине и более тонкие по убыванию от середины к краям.

Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обеими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически.

По исполнению и звучанию схожа с партиями для фортепиано.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Некоторые современные производители выпускают специальные линейки продукции для детей. Мензура детской бас-гитары может быть меньше 30″.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Характеристики бас-гитар. на что обратить внимание?

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Звукосниматели

Как и в случае с обычными электрическими гитарами, самым важным приспособлением в бас-гитаре является звукосниматель, который преобразует колебания струн в электрический ток, а затем в определенный частоты звук.

Одним из самых распространенных типов басовых звукоснимателей является P-type, который также называют «split». Он основан на конфигурации первой бас-гитары Fender Precision bass. Имеет натуральный, «теплый» звук. В нынешнее время чаще всего используется в рок-музыке. Факторы, влияющие на звучание бас гитары
Другой тип называется J-type (single-coil), впервые появившийся на бас-гитаре Fender Jazz Bass. Дает больше звуковых возможностей и окрасок, чем P-type. Обладает универсальным звучанием и подходит практически под любой стиль музыки. Факторы, влияющие на звучание бас гитары
Кроме того, существуют всевозможные сочетания, а также так называемые «humbucker pickups». Эти выглядят, как J-type, только в два раза шире. Humbucker обычно меньше шумят (за счёт противоположной обмотки) и имеют больше низких и меньше высоких частот, чем J-type и P-type. Ценятся музыкантами «тяжелых» стилей музыки.

В конструкции пьезодатчиков нет магнитов, они воспринимают колебания струн инструмента напрямую, обычно в точке соприкосновения со струнодержателем (бриджем).

Такие звукосниматели обычно применяются в сочетании с обычными электромагнитными датчиками, звучат существенно ярче и чаще всего встречаются на акустических или безладовых бас-гитарах, поскольку у них отсутствуют проблемы с шумами, помехами и акустической обратной связью. Однако без соответствующего усилителя сигнал с таких датчиков звучит крайне вяло.

Электроника

Существуют активные и пассивные схемы предусилителя (preamp) инструмента.

Пассивные системы работают без источника питания, имеют меньше ручек контроля (обычно ручка громкости, ручка тембра и ручка микса (blend), если установлены несколько звукоснимателей).

Преимущества пассивных инструментов в их независимости от батарейки, которая может скончаться в середине выступления, а также в простоте контроля и в более традиционном lo-fi звучании, которое предпочитают некоторые исполнители. Эти инструменты обычно дешевле.

Активные басы требуют источника питания, которым, как правило, является батарейка. Преимущества активных систем заключаются в более мощном выходном сигнале и более продвинутом контроле эквалайзера, который может отдельно регулировать высокие, средние и низкие частоты выходного сигнала.

Методы крепления грифа к деке

Чаще всего встречается вкрученный гриф, прикрепленный к корпусу с помощью специального болта. Такой метод получил название Bolt-On. Около 25 % инструментов изготавливаются в цельнокорпусном варианте, когда гриф и дека представляют собой одно цельное приспособление. Метод называется Neck-Through (сквозной гриф).

Модели со сквозным грифом обладают более мягким звучанием и продолжительным сустейном, в то время как бас-гитары с болтовым креплением звучат более жестко. Прочность крепления грифа исключительно важна, поэтому у некоторых моделей гриф крепится на 6 болтах (вместо привычных 3 или 4), например у бас-гитар фирмы Schecter.

 

Мензура

Мензура – рабочая область струн гитары, то есть, расстояние от верхнего до нижнего порожка. Для бас-гитар существует оптимизированный диапазон – от 30 до 36″. Первая бас-гитара имела мензуру в 34″, которая является самой распространенной по сегодняшний день. От данного расстояния отчасти зависит вес и звучание инструмента.

Фурнитура

Под «фурнитурой» обычно понимаются такие детали инструмента, как колки, струнодержатель (бридж) и регуляторы управления.

Все они достаточно легко заменяются, поэтому, если вы можете позволить себе только недорогой инструмент, еще не все потеряно – поменять фурнитуру на более качественную достаточно легко, и для этого не требуется никаких специальных технических знаний. В нашем магазине представлен широкий выбор гитарной фурнитуры.

Бридж —  критически важная деталь инструмента; от нее существенно зависят такие звуковые характеристики, как сустейн и общая «отзывчивость» при игре. Струны бас-гитары могут закрепляться в бридже различным образом: как «сверху», так и с пропусканием струн сквозь его корпус.

Бриджи с креплением сквозь корпус характеризуются более длительным сустейном и более чистым звуком. Однако при этом процедура смены струн становится более сложной и длительной. Вторая важная функция бриджа – возможность точной регулировки положения каждой струны по высоте и длине. Таким образом, в сочетании с регулировкой натяжения анкера (т. е.

прогиба грифа) бридж служит для поддержания бас-гитары в идеальном состоянии.

Колки предназначены для регулировки натяжения струн бас-гитары. Дешевые колки во время игры могут банально «ползти», за счет чего строй инструмента будет постоянно опускаться.

Количество ладов

Количество ладов у бас-гитары обычно колеблется от 20 до 24. Чем их больше, тем более высокие ноты можно сыграть на инструменте. Но все же напомним, что бас – это прежде всего аккомпанирующий инструмент, и большинство партий играются на нем не выше 12 лада.

Дерево

Инструменты, сделанные из более плотной древесины, обычно звучат чище, ярче и отчетливее, чем те, что изготовлены из менее плотного дерева.

Последние же, в свою очередь, позволяют почувствовать колебание обертонов на всем протяжении звучания ноты. Древесина менее плотных пород дает более сочный звук, чем древесина с большой плотностью.

Светлые породы древесины, как правило, звучат ярче, чем темные.

  • Клен – основное сырье для изготовления грифов, топов и корпусов. Обладает ярким звучанием с острой атакой.
  • У гитар из красного дерева наиболее выраженно звучит середина, придающая звучанию инструмента плотный и «мясистый» звук. Отлично подходит для рок-музыки. Махагони применяют для изготовления корпусов и грифов гитар.
  • Липа придает инструменту немного глуховатое звучание. У гитары из липы будет ровный сустейн, высокие и низкие частоты смягчены, а средние ярко выражены. Для исполнения всевозможных вариаций рока, трэша и металла подойдет именно гитара из липы. Эту древесину применяют только для изготовления корпусов.
  • Ольха – популярная и довольно распространенная порода, которую используют в производстве электро- и бас-гитар. Инструменты из ольхи хорошо звучат, отлично резонируют и имеют сбалансированный тембр.
  • Палисандр применяется в основном для накладок грифа, гораздо реже – для изготовления дек. Есть индийский, бразильский и африканский палисандр. Теплый звук, приглушенные верхние частоты, хороший резонанс.
  • Тополь – самая распространенная порода, которая используется в производстве недорогих гитар. Стоит дешево и подходит для универсальных инструментов. Чистое звучание, преобладают средние частоты.
  • Ясень – традиционное дерево для гитар. Инструменты из этого дерева звучат звонко и прозрачно. При этом разные части ствола этого дерева будут звучать по-разному. По этой причине найти две гитары из ясеня, которые звучали одинаково, невозможно.

 

Что нужно для игры на бас-гитаре и как на ней играют?

На бас-гитаре играют только с усилителем или специальным басовым комбо. Видеообзоры и статьи, посвященные басовому усилению, представлены на нашем канале YouTube:

Читайте также:  Квинтовый круг мажорных тональностей: чёткая схема для тех, кому приятна чёткость.

Три способа звукоизвлечения являются основными: щипок пальцами, медиатор и слэп. Эти способы различаются по тембровой окраске, а также распространённости в том или ином стиле или жанре музыки.

Щипок пальцами является наиболее универсальным способом игры на басу, подходящим практически для любого стиля музыки. Характеризуется сравнительно мягкой тембровой окраской с преобладанием низких частот, мягкой атакой и продолжительным сустейном.

Игра медиатором также является весьма распространенным способом звукоизвлечения, наиболее применимым при исполнении рок-музыки и её производных. По сравнению с щипком пальцами звук при извлечении медиатором получается с более резкой атакой, в тембральной окраске более ярко выражены средние и высокие частоты. Медиаторы любой формы и толщины широко представлены в магазинах POP-MUSIC.

Слэп – специфический бас-гитарный способ звукоизвлечения, построенный на комбинации ударов и щипков пальцами правой руки, при этом струны бьются о лады грифа, издавая громкий, звенящий звук.

Как настраивать бас?

4-струнная бас-гитара настраивается по квартам от Ми контроктавы на одну октаву ниже, чем строй 4 верхних струн электрогитары. 1 струна – G, 2 струна – D, 3 струна – A, 4 струна – E.

5-струнный бас имеет дополнительную низкую струну (G D A E B), а 6-струнный еще и дополнительную высокую (C G D A E B).

Проще всего для настройки бас-гитары использовать тюнер. Он работает очень просто: на экране будет показано, на какую ноту в данный момент настроена каждая отдельная струна. Большое количество таких устройств вы можете найти в нашем магазине: https://pop-music.ru/catalog.php?group=45

ИТОГИ. КАК ВЫБРАТЬ БАС-ГИТАРУ?

Цены на бас-гитары даже в бюджетном сегменте могут сильно отличаться (не берём в расчет топовые бренды, цены на эти инструменты слишком высоки).

Инструменты подороже сделаны из более качественного дерева, чем более бюджетные модели. Различается и качество сборки, фурнитуры, звукоснимателей.

Но в любой ценовой категории можно выбрать именно тот бас, который будет соответствовать вашим целям.

  • Если вы начинающий басист и пока не уверены, какой именно вам нужен звук, то советуем рассматривать инструменты с 4-мя струнами. Тип звукоснимателя самый универсальный – J (single) или же H (humbucker). Дерево, фурнитура и количество ладов в данном случае не так важны.
  • Для музыкантов, играющих рок, подойдут басы с 4 и 5 струнами. Тип звукоснимателя – H (humbucker) или P (split). Материал корпуса – липа или красное дерево (махагон). Активная электроника в этом стиле музыки будет не лишней. С рок-композициями отлично справляются бас-гитары Schecter.
  • Джаз, свинг и рок-н-ролл чаще всего играется на моделях с 4, 5 и 6 струнами. Количество ладов – 24, т. к. басисты в этих стилях не прочь поиграть соло. Тип звукоснимателя – J (single) или H (humbucker). Тип электроники чаще всего пассивный, поскольку джазмены любят традиционное звучание. Материал корпуса – клен, ольха или ясень.
  • Для легкой и спокойной музыки, например для фолка, можно использовать полуакустические или электроакустические басы.

Источник: https://pop-music.ru/articles/vsye-o-bas-gitarakh/

Как повысить качество звучания акустической гитары. Советы и примеры для начинающих

О чем пойдет речь?

Даже к такой маловариативной по своей настройке вещи, как акустическая гитара, вполне применима фраза «звук в руках». Несмотря на то, что в ней практически отсутствуют различные регуляторы громкости и частот, вы все равно сможете улучшить ее звучание. Именно этому и посвящена данная статья – тому, как получить хороший звук акустической гитары без покупки нового инструмента.

Чего вы сможете добиться, используя советы этой статьи?

Факторы, влияющие на звучание бас гитарыВы сможете заставить свою гитару звучать ярче, более полно и звонко. При этом вам не придется тратить для этого много денег – и уж точно не придется покупать новый инструмент. Все советы здесь можно применять как для восстановления звучания старой гитары, так и для обслуживания вашего постоянного инструмента.

Основные факторы, влияющие на звучание гитары

Разумеется, существуют различные факторы, которые объективно влияют на звук вашего инструмента. На некоторые из них можно повлиять, а на другие – нет. Все они перечислены ниже.

Материал инструмента

Факторы, влияющие на звучание бас гитарыВ отношении звучания акустической гитары первостепенный фактор – это материал инструмента. Разное дерево по-разному резонирует, поглощает и отражает разные частоты, а также окрашивает сам звук. При принятии решения, какую акустическую гитару выбрать,стоит обратить максимум внимания именно на этот фактор, поскольку если вам не нравится сам окрас звучания инструмента, единственным выходом будет его непосредственная замена.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Комплектующие гитары

Факторы, влияющие на звучание бас гитарыМенее критично, но все же влияет на звук, фурнитура инструмента. Например, разболтавшиеся колки могут давать довольно неприятный резонирующий призвук, или же вообще не давать струне качественно звучать. Выход – замена фурнитуры, или же ее профилактика.

Техническая готовность инструмента

Факторы, влияющие на звучание бас гитарыК этому фактору относятся острые лады, цепляющие струны, различные недоделанные порожки, и подобное. Техническая готовность гитары влияет на то, будут ли дребезжать струны,будет ли гитара держать строй и подобное. На то, чтобы исправить огрехи мастера, придется потратить деньги, поэтому при покупке инструмента – особенно если вы приобретаете его с рук – обязательно убедитесь в том, что с технической стороны с ним все в порядке.

Ваши навыки игры

Факторы, влияющие на звучание бас гитарыОдин из самых критичных факторов. В первую очередь, как уже было сказано выше, звук вашей гитары находится у вас в руках. Поэтому просто учитесь играть на ней. Если струны дребезжат при зажимании аккордов и боксов гамм – то вполне возможно, что кривой не гриф, а просто вы плохо зажимаете свои позиции. Старайтесь играть максимально чисто.

Мотивация и желание получить нужный вам звук

Факторы, влияющие на звучание бас гитарыЭто больше относится к владельцам электроакустических инструментов. В подобных гитарах при игре в линию или звуковую карту огромное значение придается грамотной эквализации сигнала, а также распределению частот. И если вы хотите выжать из инструмента максимум – уделите пристальное внимание этому вопросу. Посмотрите на то, как другие, более опытные звукорежиссеры, эквализируют акустические гитары, почитайте про то, что вообще такое звук и частоты – и тогда вы сможете сформировать нужный вам саунд из любого инструмента и оборудования.

Советы как улучшить звучание акустической гитары

Выбор инструмента. Возможность сравнить звучание с другими

Факторы, влияющие на звучание бас гитарыКак уже было сказано выше – первая вещь, которой вам стоит озаботиться – это звук гитары в целом. Прочитайте статьи о том, как дерево влияет на звук, а также послушайте демо-записи гитарного звука на YouTube. Выберите для себя желаемый эталон – и отталкивайтесь уже от него.

Кроме того, не покупайте первый попавшийся инструмент. Тщательно отслушайте несколько вариантов, и выберите тот, который придется больше по душе. Учитывайте удобство игры, а также сам объем звука. Обратите внимание на цену – старайтесь брать инструменты среднего и высокого ценового диапазона, поскольку за счет своего качества они объективно будут звучать лучше.

Факторы, влияющие на звучание бас гитарыРазумеется, обратите внимание на материал, из которого сделана гитара – как уже было сказано выше, от этого зависит весь звук в целом.

И если вы действительно собираетесь уходить в профессиональное занятие музыкой – то наилучшим выбором будет хорошая электроакустическая гитара. Она вам действительно понадобится, и пользоваться ей на сцене намного удобнее, чем инструментом без пьезоснимателя.

Попросите сыграть другого человека

Факторы, влияющие на звучание бас гитарыПослушайте со стороны, как звучит гитара. Особенно это актуально, если вы попросите сыграть человека, который гораздо лучше владеет инструментом, чем вы. Таким образом, вы услышите звук со стороны, и еще больше поймете, устраивает ли он вас, или нет.

Поменять струны, сменить их калибр, материал

Мы же давали советы по тому, как выбрать струны в соответствующей статье. Новые струны всегда звучат гораздо лучше, чем старые, поэтому после покупки гитары обязательно смените их на новый комплект.

Это значительно прибавит обертонов к вашему саунду, расширит его, сделает более звонким.

То же самое применимо и если на вашем инструменте значительно поменялся звук – попробуйте просто сделать такую вещь, как поменять струны на гитаре, возможно, они стали слишком грязными.

Проверка фурнитуры и состояния гитары

Если внезапно во время вашей игры начинают проявляться какие-то призвуки, которых до этого вы не слышали – озаботьтесь проверкой фурнитуры и общего состояния гитары.

Возможно, надо подтянуть анкер, или же в ней разболтались колки, или же крепления струн вставлены неплотно. Перепроверьте все это и по возможности поправьте. Например, подкрутите анкер, чтобы вам было удобно играть.

Если же гриф повело винтом – то обратитесь к гитарному мастеру.

Настройте гитару

Очень банальная причина, но звучание настроенной гитары отличается от звучания не настроенной. Поэтому в первую очередь стоит проверить именно это.

Проблемы с электроникой

Если вы играете на электроакустической гитаре в линию или комбо-усилитель, то призвуки и треск может свидетельствовать о неполадках в оборудовании. В этом случае попробуйте поиграть без усиления звука – и если проблем не будет, то обратитесь к мастеру по этому вопросу.

Проблемы с техникой игры

Если звучание аккордов на гитаре во время игры сопровождается треском и дребезгом, то попробуйте уделить этому вопросу больше времени. Поотрабатывайте зажим струн, а также аккордную технику игры в целом. Разумеется, больше всего внимания уделите игре с баррэ, поскольку именно от нее и происходит большая часть призвуков.

Помимо того, чтобы понять, как правильно зажимать аккорды,обратите внимание на свою атаку медиатором и пальцами.

Чрезмерно сильные удары по струнам совершенно точно будут сопровождаться неприятными призвуками и дребезгом – поэтому потренируйтесь играть лучше.

Почти всегда все проблемы со звуком связаны именно с его извлечением вами, поэтому постоянные упражнения значительно улучшат звучание гитары.

Заключение

Звук в ваших руках – именно этот тезис действует практически на все инструменты. Конечно, стоит внимательно относиться к тому, что происходит с вашей гитарой, и в случае реальных поломок, стоит отвезти ее гитарному мастеру для починки. Однако все равно не спешите с этим – поскольку вполне возможно, что просто ваша техника недостаточно хороша для чистого звукоизвлечения.

Источник: https://pereborom.ru/kak-povysit-kachestvo-zvuchaniya-akusticheskoj-gitary/

Как улучшить звучание бас-гитары в миксе • SAMESOUND — сайт для музыкантов

Сегодня дадим некоторые советы начинающим гитаристам и музыкантам, как добиться более качественного звучания бас-гитары в собственных композициях минимальными усилиями.

Допустим, у нас имеется дорожка бас-гитары, записанная напрямую через аудиокарту или иной звукозаписывающий интерфейс. Как сделать звучание такого баса более богатым? Для этого нам понадобится эмуляция усилителей и некоторые знания студийных эффектов.

Для выполнения данного урока мы воспользуемся возможностями эмулятора Overloud Mark Studio 2, входящего в состав TH2 Overloud.

DI-трек
Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Начнем работу с чистым звуком бас-гитары, то есть DI-дорожкой. Для тех, кто не в курсе, что означает DI, поясняем — DI расшифровывается, как Direct Input, то есть сигнал, записанный при помощи прямого подключения инструмента к звукозаписывающему устройству. Можно сказать, что это чистый, но сырой звук гитары.

Партия баса сыграна медиатором для получения более яркой атаки. В целом, наш бас звучит достаточно плотно и «вкусно», но его саунд можно улучшить при помощи эмуляторов усилителей.

Эмуляция усилителя
Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Добавим к дорожке с DI-треком баса эмулятор усилителя. Как уже говорилось выше, в нашем случае это будет Overloud TH2 Mark Studio 2. Данный плагин содержит ламповый предусилитель и кабинет 6×10″ с пищалкой диаметром 1″.

Использование Mark Studio 2 делает звучание баса массивнее, звук становится более округлым и плотным, приобретает форму.

К сожалению, есть и обратная сторона медали: кабинета в звуке слишком много, так что стоит пойти дальше и продолжить работу со звуком.


Настройки усилителя
Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Что ж, звучание бас-гитары нравится, но стоит немного поработать с настройками самого кабинета. Начнем с того, что изменим положение микрофона, установив его дальше от центра динамика усилителя. Добавим дополнительно атаки, сменив тип микрофона на динамический. В нашем случае, нам нравится, как бас-гитара звучит через кабинет при использовании ленточного динамического микрофона.


Компрессия и хорус
Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Теперь поработаем с педалбордом. В первую очередь, добавим компрессор. Наши советы начинающим гитаристам предлагают музыкантам попробовать использовать быстрые (более низкие) значения параметров Attack и Release — это добавит дополнительного сустейна и читаемости. Ну а небольшое количество хоруса обогатит звучание в целом.


Дисторшн
Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Выбранный нами усилитель звучит слишком чисто, поэтому стоит добавить звуку немного резкости и грязи. Для этого добавим на педалборд педаль дисторшн. Обратите внимание, что следует быть крайне осторожным с дисторшном — слишком большое количество искажений сделает звук неприятным. Советуем выставить очень низкое значение Gain и Treble (высоких частот).


Смешиваем звук
Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Наш плагин позволяет нам смешивать обработанный сигнал с чистым звуком, так что воспользуемся этой возможностью. Скопируем оригинальную дорожку баса в новую дорожку и запустим плагин, отвечающий за фазовые сдвиги. В последнем аудиопримере можно услышать, как влияют разные значения на конечный саунд баса. На отметке в 27 секунд начинает играть итоговый вариант звука бас-гитары.

У баса появился достаточно плотный низ, общая читаемость партии повысилась, что несомненно пойдет на пользу всей композиции.

Источник: https://samesound.ru/p/6225-kak-uluchshit-zvuchanie-bas-gitary-v-mikse

Типы корпусов гитары и их влияние на звук

Звучание инструмента определяет очень много различных факторов, и описать их все в одной статье просто невозможно, однако тот факт, что и размер, и форма корпуса гитары влияют на звук, издаваемый им, остаётся неоспоримым. Далее речь пойдёт именно о том, какие бывают виды и размеры корпусов гитары, и как именно зависит звучание инструмента от его корпуса.

Разнообразных форм и размеров акустической гитары есть большое множество, почти столько же, сколько насчитывается в мире изготовителей этого инструмента. Почти все, кто на сегодняшний день производят гитары не слепо следуют какому-то общепринятому канону, а вносят каждый что-то новое. Но все же существуют общепринятые типы гитар, от которых большая часть мастеров и отталкивается.

На данный момент этих типов три.

  • 1. Orchestra Model — оркестровая модель (классическая гитара, классика) 
  • 2. Dreadnaught — (дредноут, вестерн, эстрадная гитара, эстрадка) 
  • 3. Jumbo — (джамбо) — гитара с увеличенным корпусом
  • Две первые конструкции впервые были придуманы компанией Мартин и до сих пор являются наиболее известными и узнаваемыми типами корпусов.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Третий вид конструкции, был разработан инженерами компании «Gibson», и до сих пор Gibson «Jumbo» J-200 в умах прочно ассоциируется с американской музыкой кантри и культурой реднеков.

Есть основные линейные размеры этих трех видов корпуса.

Однако следует помнить, что на самом деле каждый инструмент может значительно отличаться размерами от таблицы, но большая часть гитар будут приблизительно соответствовать представленным размерам.

Таблица линейных элементов различных типов корпусов

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Теперь рассмотрим, некоторые характерные признаки у звучания каждой конструкции.

Orchestra Model — звучание у гитар с данным видом корпуса, как правило, ровное и мягкое — отличный баланс между высокими и низкими струнами.

На таких гитарах очень хорошо играть перебором, также они ценятся звукорежиссерами — он легко оцифровываются простым микрофоном.

Но очень часто им не хватает мощности басовых струн, особенно если у вас очень жесткий стиль аккомпанирования.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Dreadnaught — у гитар этого типа гораздо ярче выражены басы. Звук «рокочущий». Полезный инструмент для игры вместе с другими гитарами. Для аккомпанирования и вообще игры аккордами незаменим.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Jumbo — это корпус, впитавший все лучшие черты первой и второй конструкций. Больший корпус увеличивает мощность звука до уровня дредноута, но так как он гораздо более симметричный, звук получается более сбалансированным, совсем как у классической гитары. Эти инструменты очень хороши для смешанных стилей, а особенно рекомендуется использовать их на сцене.

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

В общих чертах мы уже знаем о влиянии конструкции корпуса на звук гитары, давайте рассмотрим все более подробно. Все уже понятно, чем более объемный корпус, тем громче звучит гитара. Что же касается частотного баланса, то хороший гитарный мастер может создать инструмент с ярче выраженными басами, средними или высокими частотами из инструмента с любой конструкцией.

Достигается этот эффект путем внимательного подбора материалов и необходимой обточки пружин. Обычно, чем тоньше пружины, тем выше звучит гитара. Поэтому мастера часто сперва склеивают корпус, а затем через отверстие резонатора производят дальнейшую подгонку уже приклеенных пружин.

Кстати, диаметр этого самого отверстия не менее важен — чем больше, тем меньше низкочастотных звуков отражается от корпуса. Канон для диаметра этой детали конструкции — 4 дюйма. Еще одной важной деталью является талия гитары, чем она уже, тем, выше звучание инструмента, и чем более симметричны верхняя и нижняя части корпуса, тем более сбалансированным является звук.

Также известный факт — то, что чем более глубокий корпус, тем глубже звучание инструмента.

Разумеется, есть еще множество факторов, которые влияют на звук инструмента: к примеру, крепление и вес грифа, или конструкция струнодержателя.

Однако, честно говоря, эти факторы мало отражаются на звучании и принимаются во внимание лишь единицами, пытающимися изобрести нечто необычное.

В целом же гиганты среди производителей гитар (вроде Fender-а и Gibson-а) эти мелочи не учитываются, а используются простые общепринятые стандартные правила.

Источник: https://myband.ru/blog/post/213

Бас гитарный звук. Как нарулить конфету на любой площадке! (часть 1)

Если вас в чем-то не устраивает звук вашего баса на концертах, мы расскажем вам, как добиться крутого басового звучания на любой сцене, в любой ситуации. Но для начала разберемся в том, что такое басовый звук и с чем его едят. Получить крутой басовый звук на концерте – это всегда вызов, как для новичка, так и для прошаренного профессионала.

Оборудование и техника играют важную роль, так же как и акустика помещения, отражение звука и опыт вашего звукорежиссера.

В этой статье я постараюсь объяснить, как все эти важные моменты сочетаются вместе, и дам вам информацию и советы которые помогут вам получить максимально возможный звук на концерте какую бы музыку вы не играли на каком аппарате и на какой концертной площадке. 

Усиление

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Усилитель по важности и влиянию на конечный живой звук в списке по важности идет сразу после вашего инструмента.

Усилитель, который вы используете (ламповый или транзисторный) и его эквалайзер (графический, параметрический или полочный эквалайзер), выходная мощность, количество и размеры динамиков, тип кабинета, а так же их количество помогут вам понять, какой звук вы сможете получить, выходя на сцену. Многие концертирующие басисты имеют целый набор усилителей, что бы быть готовым к исполнению любой музыки на концерте в любом помещении. 

Мощность

Всегда лучше иметь больший запас мощности, чем вам нужен. Для большинства концертов с участием рок групп (барабаны, и электро гитары) вам необходимо как минимум 300 ватт что бы ваш бас было слышно в зале ( в случае если вы играете без дисторшн или фузз педали) .

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Если вы играете что-то потяжелее, вам с натягом хватит 500ватт. Конечно можно играть и на 150 ваттном комбо, но дисторшн от вашей педали съест весь ваш низ и объем и, возможно, убьет ваш комбик. Сохраните маленький комбо для акустических гигов и практики дома. Количество ватт на прямую зависит от минимального сопротивления которое может выдержать усилитель.

Чем ниже сопротивление (измеряемое в омах) тем выше мощность. Например Carvin B1500 дает 1900 ватт при 2 омах, 1250 ватт при четырех омах и 700 ватт при 8 омах. В основном отдельные кабинеты рассчитаны на 8 ом, подключив два 8-омных кабинета, мы скинем сопротивление до 4 ом, а при подключении двух 4рех омных кабинета, получим два ома.

Только убедитесь перед подключением, что ваш усилитель рассчитан на такое сопротивление.

Виды эквалайзера

Басовые усилители имеют разные типы эквалайзеров на борту, а многие сразу несколько типов. Каждый предлагает разные возможности для отстройки звука.

Например у Ampeg SVT полочный эквалайзер для настройки низа и верха, трех полосный средне частотный эквалайзер и переключатели-тумблеры bass и treble boost. Полочный эквалайзер чаще всего встречается в регуляторах басов и высоких частот (treble).

Этот эквалайзер регулирует уровень всех частот ниже или выше заданной. Такой эквалайзер позволяет быстро изменять тембр звука, но это не самый точный инструмент для работы с проблемными частотами. 

Графический эквалайзер принципиально отличается тем, что позволяет вам обрезать или увеличивать определенные заранее заданные частоты.

Для каждой частоты свой слайдер, который в центральной позиции не влияет на громкость частоты, передвижение слайдера вниз уменьшает, а вверх – увеличивает громкость частоты. Обычно максимальный ход слайдера от 3 до 6 Дб.

Усилки Trace Elliot хорошо известны всем своими графическими эквалайзерами. Еще один важный фактор – добротность Q, по существу, это диапазон настраиваемых частот вокруг основной частоты.

При низкой добротности (маленькое значение Q) эквалайзер затрагивает широкий диапазон частот вокруг центральной, позволяя убавлять или прибавлять широкий спектр частот, а при высокой добротности (большое Q) более узкий, позволяя проводить более тонкую настройку тембра. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. На графических эквалайзерах, чем больше регуляторов, тем больше добротность (уже диапазон регулируемых частот) у каждой полосы. Параметрический эквалайзер самый точный из всех, которые можно найти на басовых усилителях. 

Параметрический эквалайзер позволяет произвольно выбирать частоту, которую вы хотите убавить или прибавить, а также отрегулировать добротность (Q). Этот эквалайзер позволяет легко контролировать конкретную частоту, либо, при низкой добротности, проводить более глобальную регулировку тембра.

На бас гитарных усилителях вы скорее всего найдете полупараметрический эквалайзер, который дает возможность настройки произвольных частот по громкости с фиксированной добротностью.

Такой тип эквалайзера вы встретите почти на всей линейке SWR, например SM 900 – двухканальный усилитель с трехполосным полупараметрическим эквалайзером. 

Типы усилителей

Лампу обычно ценят за винтажный звук, плотный перегруз и натуральную компрессию. Один из самых классических вариантов – Ampeg SVT , 300 ваттная полностью ламповая голова, которая часто используется для громких концертов с кабинетом 8 по 10.

Это сочетание дает упругий плотный звук, восемь десятидюймовых динамиков передают полную панораму классического мощного басового звука, а кабинет, размером с холодильник, выдает басы с избытком.

Транзисторные усилители известны своим более чистым звуком, быстрым откликом и надежностью. 

Транзисторные усилители Gallien Krueger одни из самых известных по качеству звучания среди многих транзисторных моделей. Модель 800RB считается самой популярной головой с начала 80х, несмотря на то что сейчас появились более мощные модели.

Серия усилителей RB имеет двойную систему усиления, на борту имеются два отдельных усилителя для низких и высоких частот. Такая конструкция дает улучшенное качество звука и максимальный контроль в каждом частотном диапазоне.

Усилитель Fender TB 1200 сочетает в себе две технологии – используя ламповый предусилитель, чтобы греть транзисторную схему самого усилителя. 

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

В усилителе так же используется пассивный эквалайзер, в котором настройки низов, верхов и середины взаимодействуют между собой, создавая более винтажное звучание. Соединение ламповой и транзисторной схемы стало очень популярным среди производителей бас гитарного усиления.

Цифровые усилители (в США их называют усилители класса D (digital)) стали преобладать в последние несколько лет.

Используя схему SMPS (импульсный блок питания, как в компьютерах) вместо тяжелого трансформатора, стало возможным создавать очень мощные усилители которые почти ничего не весят. 

Ashdown Little Giant 1000 при весе всего в 3,5 кг и маленьком размере (уместиться в чехол бас гитары) выдает 1000вт мощности, что становиться очень удобным в туровых условиях. 7-полосный полупараметрический эквалайзер помогает точно отстроить нужное звучание, переключатели Deep, Shape, EQ In/Out дают этой модели еще больше универсальности.

Источник: https://www.kombik.com/blog/read/bas-gitarnyj-zvuk-kak-narulit-konfetu-na-ljuboj-ploschadke-chast-1/

Дерево бас гитары и его влияние на звук инструмента

В разделе В помощь гитаристу

Факторы, влияющие на звучание бас гитарыНаверное каждый задавал себе вопрос: из какого дерева корпус моей гитары? Какое из пород дерева предпочтительней. Что лучше: клен или ясень, ольха или красное дерево? Из какого дерева мне купить следующую гитару? Здесь можно дать только один совет. Каждый должен представлять, какой звук ему нравится. Здесь советником могут стать только ваши уши.

Если вы когда-нибудь видели две абсолютно одинаковые гитары, одной и той же фирмы, сделанные из одинакового дерева, то это не значит, что вы можете купить любую из них. Я вас уверяю, что звук и тон у них абсолютно разный, стоит только хорошенько прислушаться. И знайте, двух одинаковых гитар не существует вообще.

Многие музыканты интересуются, какое дерево, если можно так выразиться, престижнее, дороже, или у какой породы больший звуковой потенциал. Хорошо выдержанный и по технологии высушенный дуб лучше, чем сырой клен. Многие фирмы, серийные или малосерийные, сделав партию инструментов, внимательно рассортировывают их по фактуре дерева и склейкам.

Если на корпусе или грифе много сучков, или дерево не сходится по фактуре и цвету, то эти гитары отдают в покраску. Остальные гитары, которые имеют идеальную структуру, покрывают лаком. После этого каждый инструмент прослушивают, а уж потом назначают им цену. Отсюда напрашиваются два вывода:

Первое: опасайтесь крашеных инструментов.

Второе: если вы все же приехали за инструментом в Америку и растерялись в изобилии фирм и моделей, и если вы совсем ничего в этом не понимаете, а хотите все же купить хорошую гитару, то, в крайнем случае, обратите внимание на цену инструмента. В Америке, да и, наверное, в Европе (к сожалению, это мало касается нашей страны) нет ни одной цены, взятой «с потолка». Какую сумму вы отдали за инструмент, на столько он и будет звучать, и столько он вам прослужит,

Наконец, мне хотелось бы поместить здесь список сортов деревьев, которые применяют все современные производители бас-гитар. Эти породы дерева расположены по возрастанию в цене на американском рынке.

Многие из экзотических пород, к сожалению, не имеют перевода, а в остальном этот список может послужить вам маленьким словарем для того, чтобы легко определить в рекламных проспектах и каталогах, из какого дерева сделана та или иная модель бас-гитары.

Основные виды дерева для изготовления бас гитар:

Poplar топольAlder ольхаBasswood американская липаCherry вишняSpruce ельAsh ясеньSwamp Ash болотный ясеньWalnut орехMahogany красное деревоMaple кленRosewood палисандрEbony черное деревоFlame Maple волнистый кленQuilt Maple отборный клен (комбинированный)

Bird's Eye Maple птичий глаз

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Некоторые экзотические породы дерева для бас гитар:

Padauk Pau FerroWenge ZeorawoodTeak LacewoodBubinga MamywoMorado AfzeliaMasonite Monkey Pod

Boire Zeorano

Есть и такие производители бас-гитар, которые, как говорится, немного лукавят, говоря о древесине, из которой производится их инструмент. Ведь древесина не сделает бас-гитару более экзотичным, чем есть на самом деле.

Яркий тому пример – ясень! Древесина американского, а особенно болотного, ясеня мягче и легче, да и звучит он гораздо теплее, чем ясень европейский, у которого тяжёлая и плотная структура.

И вот по сути дерево одно – а характеристики и ощущения совсем разные и по игре, и по весу.

С клёном может быть та же история. У клёна «Птичий глаз» жёсткая структура, а вот волнистый клён гораздо мягче.

Самое лучшее дерево для бас гитар — бразильское розовое деревоСамое «музыкальное» дерево, которое высоко ценится за природную красоту и превосходные звуковые характеристики – бразильское розовое дерево.

Вообще, с этой древесиной на сегодняшний день дела обстоят «неважно». В связи с бездумной вырубкой сельвы, розовое дерево оказалось на грани полного уничтожения.

Поэтому в настоящее время для производства бас-гитар всё чаще используется древесина из Индии.

Немаловажным остаётся и распил древесины. Он также влияет на звучание инструмента. Один из самых дешёвых распилов – это тангентальный распил, т.е. в него идёт всё бревно. А это негативно влияет на качество, т.к. непременно будут косослойные участки.

Самый предпочтительный вариант распила – это радиальный. Т.е. в него идёт только центральная часть бревна. В итоге получается, что на поперечном срезе наблюдаются параллельно идущие сердцевинные лучи.

Но следует понимать, что и цена таких материалов заметно возрастёт и не в один раз.

Источник: https://guitar-news.ru/guitar-help/705-derevo-bas-gitary-vlijanie-na-zvuk.html

07. Бас гитара для новичков. Обзор факторов, влияющих на звучание

Факторы, влияющие на звучание бас гитары

Аппликатура

Начнем с простого. Вы, наверное, заметили, что звучание ноты зависит от того, где на грифе вы зажали и где щипаете струну. Приведу несколько примеров.

Установите регулятор тембра на максимум, чтобы получить наиболее яркий звук. Сыграйте сначала ноту D на открытой струне, а затем ту же ноту на 10 ладу струны E. Отметьте, что их звучание сильно отличается.

Во-первых, если вы щипаете струны с одинаковой силой, то нота на струне E звучит громче. Во вторых, звучание десятого лада струны E получается более «гладким», «плавным».

Ноты, которые играются выше седьмого лада, будут всегда отличаться от нот, которые играются ниже пятого. Чем выше вы играете, тем более «гладко» звучит нота.

Другой пример: играйте ту же ноту D на пятом ладу струны A. Пусть сначала пальцы вашей правой руки щипают струну у самого грифа. Продолжайте играть, плавно смещая правую руку ближе к бриджу. Чувствуете, как меняется окраска звука? Звук из «мягкого и глубокого» становится более «ярким и жестким». Я люблю использовать этот прием.

Заметьте, вы можете сильно менять тембр звука, не касаясь кнопок на своем усилителе.

Еще одним распространенным приемом является игра медиатором. Медиатор делает звук более звонким и ярким. Пальцы же наоборот позволяют получить более мягкий и глубокий звук, гася самые высокие частоты.

Большое влияние на звук оказывает тип струн. Струны с плоской обмоткой звучат как правило, более ярко, чем струны с круглой обмоткой. Звучание струн разных фирм существенно отличается.

Звук можно изменить, используя технику слэпа и попа. Особенностью этих техник является то, что при щипке за счет большой вертикальной амплитуды струна ударяется о последние лады грифа.

В результате создается своеобразное звучание. Техника быстрой игры «слэпа и попа» для новичка будет достаточно сложной.

Поэтому на начальном этапе ограничьтесь единичными ударами, но учтите, что эти приемы дают очень громкий звук.

Контроль

В дополнение к регулятору громкости большинство гитар имеют простой регулятор тембра, используя который можно управлять высокими частотами, передаваемыми на усилитель.

Если на вашей гитаре два звукоснимателя, то, вероятно, будет два регулятора громкости или регулятор баланса. Звукосниматель близкий к бриджу улавливает больше высоких частот, а к грифу — низких.

И конечно ваш усилитель имеет регуляторы тембра, с помощью которых можно сильно менять звук.

Заметьте, что регулятор тембра на вашей гитаре и усилителе не могут действительно изменить баланс высоких и низких частот, создаваемых струнами.

Они только регулируют баланс между несколькими определенными частотами, таким образом регулятор средних частот сделает высокие ноты более полными, но не повлияет на низкие ноты.

Единственным способом изменить звук производимый струнами, является изменить способ игры, как было описано выше.

Теория струн

ВНИМАНИЕ — прочтение нижеизложенного материала плохо влияет на сон и приводит к головной боли! 8)

При игре инструмент создает обертона. Каждая его деталь оказывает влияние на обертона (также известные как гармоники). Каждый обертон представляет собой наложение фундаментальных тонов.

Так нота A, имеющая основной тон 440 КГц может дополнительно содержать гармоники частотой 880 КГц (A), 1320 КГц (E), 1760 Кгц (A), и так далее. Все инструменты создают обертона в разных пропорциях, именно поэтому гобой звучит не так как труба.

Самым «чистым» инструментом, имеющим минимальное число обертонов, считают флейту.

Поскольку звук струны представляет собой колебание воздуха (ими электромагнитные колебания создаваемые звукоснимателем), то ее длина неизбежно влияет на высоту звука. Чем короче струна — тем выше создаваемый ею звук. Верно и обратное: чем выше звук, тем короче длина волны и тем короче нужна струна, чтобы ее создать. Струна, вибрируя, создает несколько различных частот.

При изменении баланса основного тона и обертонов получается различный звук. Это довольно сложно. Например, вы щипнули струну ровно на 1/3 ее длинны от бриджа, тем самым вы придадите больше энергии 4-ой 5-ой и т.д. гармоникам, и немного меньше основному тону, третья и шестая гармоники вообще не получат энергии. Подробнее об этом можно прочитать в специализированной литературе.

В результате, когда Вы играете ближе к бриджу, вы передаете больше энергии обертонам и меньше основному тону.

Таким образом, в различных точках струны можно получить различные балансы гармоник. Поэтому положение звукоснимателей влияет на создаваемый ими звук.

На ближний к бриджу звукосниматель будет приходиться более высокие частоты, а на средний (у гитары Fander Stratocaster) практически отсутствуют четвертые гармоники от открытой струны.

Так что на звук влияет не только расстояние от бриджа, но и положение по отношению к гармоникам.

Именно поэтому нота D, играемая на десятом ладу струны E звучит более полно, чем на открытой струне. Обертона все еще присутствуют, но основной тон оказывается точно над звукоснимателями. Размещение звукоснимателей — достаточно ответственный этап проектирования гитар. Поэтому гитары имеют несколько звукоснимателей, переключаясь между которыми можно получить разный звук.

Fender выпускает гитары двух классических типов. «Precision» (P-Bass) имеет звукосниматель, состоящий из двух частей, помещенный посередине между бриджем и грифом.

Было найдено лучшее место для размещения единственного звукоснимателя. «Jazz» бас имеет два звукоснимателя, размещенных около грифа и бриджа. Это позволяет регулировать баланс между основными частотами и обертонами.

(Конечно это не единственное различие между P-и J-bass.)

Басовая струна представляет собой не отдельный толстый провод, а центральный провод и обмотку, что позволяет создавать более высокие обертоны. Обмотка влияет на гармоники, поэтому звучание струн разных производителей может сильно отличаться.

При игре на безладовй бас гитаре кончики пальцев глушат короткие гармоники. В результате звук получается более теплым.

Запутались? Особо не беспокойтесь по этому поводу. Помните только, чтобы изменить звук достаточно изменить способ игры.

На этом уроке я не коснулся различных примочек, которые являются темой отдельного разговора.

Источник: https://www.basslife.ru/beginners/58-07beginner

Ссылка на основную публикацию