Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Ференц Лист». Мария Залесская. М.: «Молодая гвардия»

Невероятно, но в ЖЗЛ до сих пор не было биографической книги про Листа. В семидесятые в серии издавался художественный роман Дьердя Гаала, а вот толковое жизнеописание появилось только сейчас.

Музыковед Мария Залесская, сделавшая для ЖЗЛ обстоятельные книги про Вагнера и Бетховена, и здесь не отошла от своего стиля. Жизнь венгерского вирутоза, превратившегося в фанатичного скрытного католика, у нее расписана буквально по дням.

Прикрутить к тексту какую-то Великую Идею (как, скажем, в ЖЗЛ о Прокофьеве, где поэт Вишневецкий 500 страниц доказывает, что композитор был евразийцем в прямом дугинском смысле) у Залесской просто не остается объема, да и желания, наверное, не было.

Это радует: на русском, в первую очередь, нужна именно биография великого (и многими здесь недооцененного) композитора, а в последнюю — идеологическое обоснование его творчества.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Джон Кейдж». Роб Хаскинс. М.: Ad Marginem и «Гараж»

Вслед за «Разговорами с Кейджем» Ad Marginem и «Гараж» выпустили биографию одного из главных американских композиторов XX века. Название серии, в которой она издана, — «Критические биографии» — здесь попадает в самую точку: профессиональный музыковед Хаскинс не заинтересован в пересказе жизни Кейджа (хотя и это происходит), а озадачен его принципиальными идеями.

Идеи эти он скорее не атакует с позиций культурологии, а разбирает с позиций искусствоведения — что для читателя, не знающего про Кейджа, скорее в плюс. Перевод, к сожалению, удался не до конца, но из многочисленных книг о Кейдже Ad Marginem и «Гаражом» была выбрана одна из самых удачных.

Следующим логичным шагом был бы перевод гениальной работы Кайла Гэнна про «4’33’”».

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Дягилев и музыка». Ирина Парфенова, Ирина Пешкова. М.: «АРТ»

Энциклопедический словарь, посвященный Дягилеву и его отношениям с музыкой. Воедино собраны композиторы, музыканты, певцы, хормейстеры, дирижеры и прочие люди, работавшие, собиравшиеся поработать или пересекавшиеся с жизнью и интересами театрального импресарио.

Получилась, на удивление, далекая от академичности вещь, сообщающая о своих героях на грани популярной биографистики и документальной прозы, — не энциклопедия, а что-то очень близкое к расширенному до книжного масштаба формату «словаря» в отечественных медиа.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Машина песен. Внутри фабрики хитов». Джон Сибрук. М.: Ad Marginem и «Гараж»

Добавить к сказанному Артемом Макарским в развернутой рецензии на новую книгу автора «Nobrow», пожалуй, нечего: да, это редкая «умная» книга о мейнстримной поп-музыке; да, в ней действительно больше самого Сибрука, чем собственно музыки; да, редким переводным изданием нон-фикшна об огромной индустрии отечественные издатели не набивают себе цены.

Однако Сибрук при всех своих недостатках хотя бы страшно увлекательно и бегло читается и может заинтересовать самого далекого от поп-музыки читателя. В качестве неплохой мейнстримной книги про мейнстрим же — это неплохая работа.

Хочется верить, что шаг за шагом отечественное книгоиздание все же дорастет и до более изобретательных текстов про массовую музыку.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Новая русская музыкальная критика 1993—2003: концерты». М.: НЛО

Трехтомная антология русской критики от издательства «НЛО» началась «Оперой», продолжилась «Балетом», а закончилась «Концертами». При всем уважении к авторам и составителям первых двух томов, именно «Концерты» — лучший.

Он читается не как заметки о ближайшем прошлом, а как хроники какого-то иного мира: вот Светланов играет Восьмую Малера, вот в Москву и Петербург приезжают первые таинственные аутентисты, вот умер Шнитке и так далее.

Практически любой репортаж — на вес золота, особое удовольствие доставляют заметки Петра Поспелова и Бориса Филановского: у первого обнаруживается пропавшая в его нынешней работе злость и ярость, у второго — совершенно виртуозное владение языком, юмор и потрясающая музыкальная эрудиция.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Как музыка стала свободной». Стивен Уитт. М.: «Белое яблоко»

Практически детективный нон-фикшн о происхождении музыкального интернет-пиратства. Экономист, математик и журналист Стивен Уитт расследует обстоятельства того, как на заре нулевых в интернет стали утекать заметные мейнстримные альбомы.

Уитт работает в жанре умного и расширенного до книги лонгрида из какого-нибудь интеллектуального американского журнала, познавательно и изящно выстраивая и разрешая драматический конфликт, с небольшой долей культурной рефлексии и обязательно со сверхидеей.

Самая любопытная история — раскрытие людей, стоявших за массовыми утечками альбомов в эпоху Napster или Audiogalaxy. Люди эти оказываются совсем не такими, какими их можно представить, — но лучше не спойлерить.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Музыкальный строй». Стюарт Исакофф. М.: АСТ

Грандиозная история музыкального строя в западной классической музыке — предмета сколь неинтересного широкой публике, столь  же увлекательно описанного пианистом, преподавателем и теоретиком фортепиано Исакоффым.

Как человека глубоко погруженного в вопросы музыкального строя и проблемы восприятия звука, его интересуют малейшие детали — поэтому автор мчится от собственно музыки к проблемам физики, философии, религии и так далее.

Впрочем, как и свойственно маститому профессионалу, у Исакоффа порой возникают трудности с повествованием для широких масс, отчего иногда книгу становится тяжело читать. Совсем тяжело станет, если нет возможности послушать упоминаемые автором композиции, — имейте в виду.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Синатра: я делал все по-своему». Рэнди Тараборелли. М.: Эксмо

Детальная и написанная легким слогом журнальных gossip-колонок биография Синатры, на английском вышедшая еще в 1997 году.

В последнем и кроется ее недостаток: с тех пор журналист Джеймс Каплан издал свой двухтомник про Синатру — еще больше (2000 страниц), еще подробней, еще интересней и написанный так, что книга профессионального биографа американских селебрити Тараборрелли моментально потеряла свои актуальность и вес.

Редкий русский читатель осилит 2000 страниц про Синатру, но работа Каплана — невероятный шедевр в жанре музыкальной биографии, куда более достойный скорейшего издания на русском, чем Тараборрелли.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Моцарт отечества не выбирает». Елена Дубинец. М.: Музиздат

Обстоятельная работа профессора музыкального отделения университета штата Вашингтон на близкую самой Дубинец тему: судьбы, быт и музыка эмигрировавших в конце прошлого и начале этого века композиторов и исполнителей из России и бывшего СССР.

Корндоф и Фирсова, Рабинович-Бараковский и Батагов, Франгиз Ализаде и Ефим Бронфман — Дубинец охватывает и разные поколения, и разные школы и, что наиболее важно, совершенно разные мироощущения.

Открывающая статья Дубинец и закрывающие книгу беседы с героями образуют полотно об отсутствии русского композиторского и тем более исполнительского сообщества за рубежом. О книге максимально комплиментарно отозвался великий историк музыки Ричард Тарускин — факт, требующий упоминания.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Джим Джармуш. Стихи и музыка». Антон Долин. М.: НЛО

Приуроченная к выходу в российский прокат нового фильма Джармуша «Патерсон» книга известного кинокритика Антона Долина — это отчасти исследование фильмов Джармуша, отчасти — поэтическое посвящение, отчасти — сборник статей российских музкритиков о музыке в фильмах американского режиссера.

Разброс исследуемых музыкальных феноменов предсказуемым образом поражает: Илья Овчинников написал прекрасный и неожиданный текст о Малере, Илья Миллер — точнейшую заметку о Wu-Tang Clan, Юрий Сапрыкин — блистательное эссе о Ниле Янге.

Full disclosure: автор этого текста в числе контрибьюторов тоже присутствует.

«Король и шут. Между Купчино и Ржевкой». Александр Балунов. М.: АСТ

Первый бас-гитарист «Короля и шута» давно живет в Калифорнии (на сайте «Афиши» когда-то выходил его удивительный рассказ об эмиграции), но мысли о главном деле жизни все еще не дают ему покоя, чему свидетельство его почти 400-страничная история самой популярной панк-группы постсоветского пространства.

Читать ее человеку, знакомому с творчеством Князя, Горшка и Балу не дальше «Проклятого старого дома», временами непросто — слишком много в тексте ориентировано на фанатов КиШа. Но в целом получилось бодрое и познавательное документальное эссе, не стесняющееся ни лирических отступлений, ни сугубой документалистики.

Не гениальная книга, но мемуары такого качества про русский рок выходят редко.

«Джаз. Великая история империи греха и порока». Гэри Крист. М.: АСТ

Выглядящая со стороны как очередная книга об истории джаза на самом деле блистательный документальный роман о криминальной истории Нового Орлеана конца XIX и начала XX веков. Мэрилендский писатель, журналист и литкритик Крист подробно рассказывает о становлении джаза в городе и о его ключевых фигурах.

Но все же джаз выступает одной из сквозных тем, позволяющих рассказать об убийствах, преступлениях мафии, проституции и коррупции.

Отсюда естественный вопрос издательству АСТ: зачем ориентироваться в оформлении книги на любителей джаза, которые, скорее всего, будут разочарованы, и не продать отличную документальную беллетристику Криста массовому читателю? Нет ответа.

«Поезд М». Патти Смит. М.: АСТ

Девятнадцатая книга в библиографии не нуждающейся в представлениях Патти Смит — сборник поэтических зарисовок о быте самой Смит, ее путешествиях, встречах с интересными людьми.

Бобби Фишер, Юкио Мисима, Жан Жене, Роберто Боланьо — Смит раскрывает воспоминания о великих через разной степени интересности эпизоды.

Иногда, как в эпизоде о взаимоотношениях Смит с творчеством Сильвии Плат, получается проникновенная исповедальная проза, иногда же, как в рассказе про Фишера, «Поезд М» вдруг оборачивается сборником анекдотических скетчей.

«Формейшн. История одной сцены». Феликс Сандалов. М.: Common Place

Номинированное на прошлогодний «Национальный бестселлер» и обласканное критикой исследование вынесенного в заголовок «формейшна» — сконцентрированное главным образом на группе «Соломенные еноты», ее лидере Борисе Усове и музыкально-художественно-политической ячейке русского (почти всегда — московского) панка.

Действительно мощнейший документальный текст о «Енотах», группе «Лисичкин хлеб», НБП и прочих занимательных феноменах, оторваться от которого нельзя даже при отсутствии самых поверхностных знаний о предмете. Смущает, правда, отсутствие хоть какой-то внутренней хронологии.

Читайте также:  Как вести себя в филармонии? 10 простых правил для «чайников»

Учитывая, что «Формейшн» переполнен деталями, историями и персонажами разного масштаба, рваная структура текста быстро дезориентирует.

«Двадцатый век. Музыка войны и мира». М.: «Прогресс-Традиция»

Сборник материалов одноименной конференции, прошедшей в 2015-м в Московской консерватории и выпущенной издательством «Прогресс-Традиция» тиражом в 300 экземпляров. Найти 600-страничный том сложно, но можно.

Собранные доклады сходу обезоруживают историческим диапазоном (от Первой мировой до Косовского конфликта), географией предметов (от Туркменистана до Китая через Россию, Америку и Европу), парадом фамилий, о которых почитать всегда интересно (Мясковский, Мийо, Мессиан, Ксенакис и так далее) и о которых почитать просто любопытно (Рафаил Касимов, Нгуен Лантуат, Маргарита Риттих), и потрясающим идеологическим разбросом. Доклады разнятся от сугубо академического «бу-бу-бу» до увлекательных историографических эссе. В целом — очень неплохой способ убить несколько вечеров.

Источник: https://gorky.media/context/15-nedavnih-muzykalnyh-knig-na-kotorye-stoit-obratit-vnimanie/

Как начать разбираться в классической музыке

До тех пор, пока не появились звукозаписи и классическая музыка не превратилась в индустрию в том виде, в котором мы её знаем сейчас, исполнители играли музыку интересных им авторов, не задумываясь над тем, классическая она или нет. Для понимания классики не нужно каким-то особенным образом менять своё восприятие.

Главное — знакомиться с ней постепенно и начать ходить на концерты. Любое классическое произведение, вероятно, потребует от вас большего внимания, нежели обычная современная песня. Не переживайте, если с первого раза оно покажется вам сложным и непонятным.

После пяти-семи прослушиваний вы начнёте чувствовать его внутреннюю логику, узнавать определённые моменты и выхватывать темы, сменяющие одна другую. Продолжайте слушать — дома, по дороге на работу и в лифте — и постепенно произведение, которое на первый взгляд казалось вам «неподъёмным», станет вам близким и понятным.

Для тех, кто хотел начать слушать классику, но не знал с чего начать, The Village выбрал несколько эффективных методик. 

Метод № 1: последовательный 

Наиболее традиционный способ познакомиться с академической музыкой — слушать знаковые произведения известных композиторов в хронологическом порядке, переходя от эпохи к эпохе, а затем выбрать оказавшийся наиболее близким по духу период и посмотреть на него более внимательно.

Так, например, считает кинокритик Антон Долин: «Начните с Баха и Моцарта, это базис и основа.

Сначала фортепианный Бах в исполнении Гленна Гульда, затем „Хорошо темперированный клавир“, „Вариации“ Гольдберга и Бранденбургские концерты в исполнении Николауса Арнонкура.

Моцарта можно начать — также в его исполнении — с последних симфоний (с 34-й по 41-ю). Затем прослушать „Реквием“, „Волшебную флейту“ и Дон Жуана. Это прекрасный старт». 

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Хорошо темперированный клавир» — вероятно, самое совершенное произведение в истории музыки: два цикла по 24 прелюдии и фуги во всех существующих тональностях. Первую Прелюдию до мажор может подобрать на пианино почти любой, однако затем цикл постепенно становится всё сложнее. И интереснее.

Бранденбургские концерты — одновременно масштабный и компактный цикл из шести глав от 10 до 20 минут длиной. Шесть абсолютно разных концертов, объединённых чисто баховской радостью жизни.

Сонаты и партиты для скрипки соло докажут вам, что слушать одинокую скрипку в течение долгого времени совершенно не скучно. Бах стремится к полному охвату её возможностей. Жемчужина цикла — знаменитая Чакона, пронзительнее которой нет на свете.

По легенде, Вариации Гольдберга должны были служить успокоительным и снотворным средством для российского дипломата, которого мучила бессоница. Пианист Иоганн Гольдберг должен был играть их в его спальне перед сном. Почему бы не попробовать использовать эту музыку по её назначению и сейчас?

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

«Дон Жуана» называют оперой опер, главной для всех времён и народов. Ни в одной другой великой опере до такой степени не выдержан баланс между трагическим и комическим, высоким и низким, волей к жизни и неизбежностью смерти.

Всем известное «Турецкое рондо» на самом деле не самостоятельная пьеса, а финал «Сонаты для фортепьяно № 11», другие части которой не менее восхитительны. Как, собственно, и другие фортепьянные сонаты Моцарта, не говоря уж о его же Фантазиях.

Начало Симфонии № 40 может вызвать у вас непроизвольное раздражение, настолько оно хорошо известно. Постарайтесь настроить свой слух так, будто слышите его впервые, тогда в качестве вознаграждения вы получите не менее прекрасные, но не столь избитые части произведения.

Соната для скрипки и фортепиано № 21 — самая грустная музыка на свете.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Дальше вам стоит перейти к музыке Людвига ван Бетховена, его Симфониям № 5 и № 7, первой — чтобы узнать, что же следует за всем известным «та-да-да-дам», второй — чтобы открыть для себя «непривычного» Бетховена — лёгкого, светлого и даже весёлого. Гениальная вторая часть Седьмой знакома даже далёким от классики слушателям по обработке группы Deep Purple.

Концерт для скрипки с оркестром — один из величайших скрипичных оркестров. Если заскучаете в середине, будете вознаграждены в финале: он подарит вам такую красивую и грустную мелодию, что будет сложно удержаться от слёз.

Соната для фортепиано №14 — символ нераздлённой любви. Среди 32 фортепианных сонат Бетховена «Лунная», возможно, не лучшая, но уж точно самая знаменитая; её цитировали многие от Шостаковича до The Beatles.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Следующим открытием для вас может стать творчество романтика Феликса Мендельсона.

Его «Свадебный марш» стал популярным после свадьбы принцессы Виктории и принца Фридриха III и, не являясь лучшим его произведением, к сожалению, затмил все остальные.

Понять, что его музыка — это нечто более изящное и лиричное, можно благодаря «Песням без слов», которые он писал на протяжении всей своей жизни. Их порой прописывают как один из способов лечения от депрессии.

Чтобы достроить образ, стоит услышать знаменитую Симфонию № 4, созданную им на волне восхищения Италией.

«Скрипичный концерт» Мендельсона не менее важен, нежели бетховенский, но куда более доходчив.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Если хотите понять, что такое симфония, послушайте Пятую Чайковского — это один из лучших и цельных образцов жанра. Она не так популярна, как его балеты, хотя её мелодический потенциал ничуть не ниже.

Для многих Чайковский — это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и Первый фортепианный концерт. Ничего общего с этим не имеет трио «Памяти великого художника» — трагичное, глубоко интимное высказывание, лишённое какой бы то ни было тяжеловесности и помпезности. Такого Чайковского вы ещё не слышали.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Первую симфонию Брамса называли «Десятой симфонией Бетховена», имея в виду преемственность традиции. Но если девять симфоний Бетховена неравноценны, то из четырёх симфоний Брамса каждая — шедевр. Помпезное начало «Третьей» — лишь яркая обложка для глубого лирического продолжения, достигающего апогея в незабываемом Аллегретто.

Камерный ансамбль — один из тончаших видов музицирования: скрипичная соната, фортепианное трио или струнный квартет часто могут выразить больше, чем балет или симфония. Синоним камерной музыки — имя Брамса, у которого каждое камерное сочинение — шедевр. В том числе Соната для скрипки и фортепиано № 3, незабываемое начало которой рождается из фразы, как бы прерванной на полуслове.

Если симфонический оркестр играет на бис, как минимум в половине случаев дирижёр выбирает Первый венгерский танец, в крайнем случае — Пятый. «Венгерские танцы» — это два десятка миниатюр для двух фортепиано, позже переложенных для оркестра, создавались на основе подлинных венгерских мелодий; результат — 21 образцовый бис.

Метод № 2: слушать близких по духу

Музыкальный критик Илья Овчинников считает, что традиция начинать знакомство с классикой через музыку Баха и Моцарта не совсем верна. Ведь есть несколько классических композиторов, музыка которых более созвучна внутренней жизни современного человека.

Среди них — Малер, Шостакович и Стравинский. Рубеж веков породил гениев, которые разговаривают с нами на одном языке.

Если музыка XIX века, которая составляет основной массив репертуара современных исполнителей, могла уже заранее вам надоесть, то эти произведения наверняка покажутся вам свежими, интересными и близкими по духу.   

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Хотя большая часть жизни Густава Малера пришлась на XIX век, он стал первым композитором, который, разрушив романтические каноны, смело прыгнул в XX век, очень точно предсказав разорванное сознание людей, которые станут свидетелями мировых катастроф. В его жизни был переломный год, когда он написал произведение необыкновенного трагического накала — Симфонию № 6.

Несмотря на свою продолжительность (80 минут), она слушается на одном дыхании, напоминая захватывающий роман с постоянными поворотами сюжета. У Малера почти вся музыка берёт за душу. Её можно не любить, но остаться к ней равнодушным невозможно.

С 1960-х благодаря усилиям Леонарда Бернстайна начался малеровский бум, так что услышать Малера вживую не представляет большой сложности.

Игоря Стравинского не зря называют композитором-хамелеоном. В течение жизни он несколько раз кардинально менял свой стиль, так что, если услышать его произведения, созданные в начале, середине и конце творческого пути, совершенно невозможно поверить, что их написал один и тот же композитор.

Стравинский всю жизнь переживал, что, несмотря на то, что он продолжает творить, самыми известными его произведениями остаются ранние балеты — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

Премьера балета «Весна священная», поставленного Нижинским, считается самым громким музыкальным скандалом XX столетия. «Весна» — во многом провидческое произведение, рассказ о полулюдях-полузверях накануне эпохи, когда людям предстояло потерять человеческий облик.

Для Стравинского это было первое по-настоящему оригинальное произведение, созданное без оглядки на других композиторов, настоящий прорыв. С него вам и стоит начать.

В отличие от Стравинского, творчество Шостаковича представляет собой единое целое, как лирика Пушкина или романы Достоевского. У некоторых музыка Шостаковича может ассоциироваться с чем-то грубоватым и «советским».

Читайте также:  Армянский музыкальный фольклор

Это ошибочное мнение складывается из-за того, что самым известным (но не самым лучшим) его произведением является «Ленинградская симфония». У Шостаковича есть произведения более яркие, которые могут произвести сильное впечатление на начинающих.

Например, Симфония № 5, которую он написал в 1937 году, пытаясь спастись от лавины обрушившейся на него партийной критики. Властям понравилась классическая, ясная структура симфонии и торжествующая пафосная концовка.

При этом по содержанию это совершенно гениальное, многослойное произведение, идеальный вариант для знакомства с музыкой Шостаковича. После можно перейти к Симфониям № 6 и № 9. Они обе довольно короткие, пёстрые, настроенческие и не дают заскучать.

Метод № 3: теоретический

Если хочется подойти к изучению классики основательно, начиная с азов, можно сначала прослушать несколько теоретических курсов и прочитать пару специализированных книг.

Чаще всего новичкам советуют базовый курс Роберта Гринберга How to Listen to and Understand Great Music и его же курс Great Masters, в котором каждая лекция посвящена одному из известных композиторов.

Если не понравится манера изложения Гринберга, можно прослушать вводный курс Listening to Music профессора Крейга Райта, который весело и доходчиво объясняет структуру классических произведений. Замечательную двадцатиминутную лекцию о том, как полюбить классику, прочитал Бенджамин Зандер на TED.

Понятных и интересных книг о классической музыке на русском языке не так и много. Можно прочитать «Неполную и окончательную историю классической музыки» Стивена Фрая, «Кратчайшую историю музыки» Дарена Хенли и совсем простенькую «Когда можно аплодировать» скрипача Дэниэла Хоупа.

В серии «ЖЗЛ» можно найти биографии многих композиторов, например, несколько лет назад вышла очень удачная книга о Чайковском.

Возможно, для начала читать жизнеописание Листа или Шопена будет интереснее, чем читать о Бахе, жизнь которого была не столь богата яркими событиями и любовными драмами.

Метод № 4: эмоциональный

Академическую музыку окружает множество предрассудков, и один из главных заключается в том, что все классические произведения якобы похожи одно на другое. Это не так. Дуглас Адамс однажды написал: «Моцарт рассказывает нам о том, как это — быть человеком, Бетховен — как быть Бетховеном, а Бах размышляет о том, как чувствует себя вселенная».

Один из способов познакомиться с классикой как раз состоит в том, чтобы оценить всё её разнообразие, выделив индивидуальный характер музыки каждого композитора. Для этого музыкальный обозреватель Бенджамин Карлсон советует попробовать соотнести их музыку с вашими собственными эмоциями и настроениями.

Слишком часто классику начинают слушать «головой» и из-за этого упускают её суть.

Например, для романтичного состояния подойдут волшебные композиции импрессиониста Дебюсси. Для сосредоточенной работы — систематичный и сдержанный Бах и другие барочные композиторы. В моменты душевной смуты — Шопен и Шуберт.

Когда переполняет гнев, почему бы не послушать Бетховена или Вагнера? Весело и свежо на душе — Моцарт. Взвинченное, нервное состояние — Лист. Хочется эпики и трагедии — Брамс. Иронии и излома — Прокофьев и Стравинский. Безусловно, это деление грубое и сугубо субъективное.

Однако сам принцип — посмотреть на классику через призму эмоций — возможно, поможет вам сделать первый шаг в сторону её понимания.

Метод № 5: уточняющий

Важно понять, что вы и так окружены классикой, осталось только её распознать. Вы уже знакомы с очень многими классическими произведениями, просто не знаете, как они называются. Есть мелодии, которые мы постоянно слышим в кино, рекламе, телевизионных заставках и звонках на чужих телефонах.

Например, вы много раз слышали устрашающую кантату Carmina Burana Карла Орфа, завораживающий «Дуэт цветов» из оперы «Лакме» Лео Делиба, арию Nessun Dorma из оперы «Турандот» Пуччини, сюиту «Утро» из «Пер Гюнта» Грига.

Метод заключается в том, что, когда вы в очередной раз услышите знакомую мелодию в фильме, вы просто должны найти в интернете её название и затем прослушать полностью. 

Метод № 6: ходить на концерты 

Слушать классику в записи — это хорошо, но большего эффекта вы достигнете, если начнёте слушать её вживую. В Рахманиновском зале Московской консерватории чуть ли ни ежедневно проходят недорогие, а порой и бесплатные концерты.

Кого из современных исполнителей, часто выступающих в Москве, стоит услышать обязательно? Пианиста Алексея Любимова, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнёва, виолончелистку Наталью Гутман, альтиста Максима Рысанова.

Среди дирижёров следует обратить внимание на Владимира Юровского, возглавляющего Госоркестр, и Александра Рудина, руководящего одним из лучших камерных оркестров России Musica Viva. 

Экспресс-метод

Однажды музыкальный критик The Guardian Том Сервис по просьбе радиодиджея BBC составил недельный гид-введение в классическую музыку.

Чтобы музыка подействовала, Сервис попросил слушателей «сесть на классическую диету», то есть в течение пяти дней не слушать никаких других композиций, кроме предложенных им. Ниже представлен распорядок, составленный Сервисом.

Три сочинения, рассчитанные на день, всегда представляют три различные музыкальные эпохи.

Первый день:

Джоаккини Россини — «Вильгельм Тель»И. С. Бах — «Вариации Гольдберга»

  • Джон Адамс — «Краткая поездка в быстрой машине»
  • Второй день:
  • Франц Шуберт — Струнный квинтет в си, Адажио Бедржих Сметана — «Влтава»
  • Стив Райх — «Музыка для 18 исполнителей»
  • Третий день:
  • Джузеппе Верди — Dies Irae из «Реквиема» Игорь Стравинский — «Жар-Птица»
  • Карлхайнц Штокхаузен — Gesang der Junglinge
  • Четвёртый день:
  • Морис Равель — «Болеро» Густав Малер — Симфония № 2
  • Дьёрде Лигети — «Реквием»
  • Пятый день:
  • Эдуард Элгар — «Энигма-вариации» Людвиг ван Бетховен — Симфония № 9
  • Кшиштоф Пендерецкий — «Плач по жертвам Хиросимы»

Источник: https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/164217-kak-nachat-razbiratsya-v-klassicheskoy-muzyke

Что необходимо знать начинающему музыканту

Быть музыкантом — бесконечно круто, но далеко не так просто, как кажется. Здесь всё строится не только на таланте и музыкальном инструменте, но и на умении трудиться и развиваться, если уж природа наградила данными.

Мы решили рассказать о непростой жизни музыканта и дать тебе пару ценных советов, если ты тоже решил посвятить свою жизнь музыке и уже успел понастроить воздушных замков.

Несмотря на то, что музыка — это прекрасно, есть несколько важных моментов, которые лучше всего усвоить сразу, чтобы твой запал не пропал сразу и не перечеркнул такое замечательное стремление.

1. Страсти может быть недостаточно

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Представить себе музыканта без страсти и увлеченности своим делом очень сложно, так как ничто так не будоражит ум и не затрагивает струны души, как музыка. Однако если ты решил попробовать себя в подобной творческой стезе и хочешь продвинуться куда дальше, чем просто душевные посиделки с друзьями под гитару, то одной лишь страсти и увлеченности может быть недостаточно. Так уж устроена наша психика — даже самой яркой искре суждено однажды погаснуть, и если ты не играешь, как Джон Фрушанте, то твоя искра погаснет быстрее, чем успеешь сочинить свой первый риф. Именно поэтому, взявшись за дело, помни, что хорошего музыканта отличает любовь к своему делу, преданность и вдохновение, а отличного — непосильный труд.

Необходимо постоянно заниматься, совершенствовать свои навыки.

Независимо от того, будешь ли ты гитаристом, барабанщиком или укротителем микрофона, собираешься ли записывать рэп или создавать треки на компьютере, знания теории и следование последним изменениям в мире музыки — это составляющие твоего профессионализма, качества игры и плодородная почва для развития или поддержания естественного таланта.

К тому же постоянная практика требует отдачи и, конечно же, времени, поэтому будь готов к тому, что музыка займет если не всю, то по крайней мере большую часть твоей жизни, но зато занимаясь и оттачивая мастерство, ты сможешь увидеть, каков твой потенциал на самом деле, и суждено ли амбициям реализоваться. Поддерживай свою искру, пока будешь делать упражнения.

2. Музыканта определяет умение играть

Ты не музыкант, если не умеешь играть на инструменте, это очевидно.

Не обязательно уметь играть на всем подряд, но чем большее количество инструментов ты можешь заставить звучать красиво, тем больше знаний и возможностей у тебя есть для создания музыки, да и сам процесс станет тоньше и осмысленнее, так как ты будешь знать, что нужно от каждого инструмента, чтобы в полифонии это звучало стильно.

Гитара — самый универсальный вариант, она привлекает всех, да и сыграть на ней можно всё, что угодно. Ударные — это смелый выбор, а для совершенно утонченных натур могут быть полезны струнные, духовые и, конечно же, фортепиано — твой верный друг в покорении женских сердец.

Но на этом спектр инструментов не заканчивается, поэтому, научившись играть на чем-то одном, начинай изучать другое, а лучше параллельно, и не забывай, что есть еще и такие оригинальные способы создавать мелодии, как игра на губной гармошке. Губная гармошка — это не просто забавный инструмент, а твой проводник в мир блюза, джаза и кантри — нетленные жанры.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Интернет-магазин музыкальных инструментов SPB MUSIC как раз предлагает отличную губную гармошку HOHNER MARINE, выполненную из дерева груши, с медными язычками и очень теплым блюзовым звучанием. К тому же при покупке у тебя будет возможность получить доступ к урокам игры от самого Дэвида Баррета — музыканта и преподавателя игры на губной гармошке.

Читайте также:  Пина бауш: танец в 3d, что дальше?

3. Покупка инструментов не терпит спешки

Разумеется, талантливый человек талантлив во всем, и что бы он ни взял в руки, всё зазвучит, запоет и заиграет. Умение играть определяет то, какой ты музыкант — это несомненно, но хороший инструмент — это необходимое начало.

Если ты только начал посвящать себя музыке, то попробуй поиграть на чем-то простом, ведь нет смысла тратить всю свою зарплату на гитару, а премию на примочки, если играть ты не умеешь совсем и не факт, что захочешь продолжать после первого урока. Но если искра всё еще горит, то можешь смело отправляться в музыкальный магазин и присматривать себе качественные товары.

Не стоит засматриваться на вариант, который невероятно круто выглядит, но совершенно не подходит тебе по характеристикам и не удовлетворит твою потребность играть тот или иной жанр музыки. Также не стоит покупать так называемый «комплект музыканта», где будут собраны всевозможные товары, которые тебе, конечно же, нужны, но зачем, ты узнаешь позже.

Приобрети только то, что необходимо тебе прямо сейчас для развития и креатива. В этом тебе помогут консультанты — просто опиши им, что именно ты собираешься делать с инструментом, а они найдут тот, который для этого подойдет.

4. Индивидуальный стиль лучше мейнстрима

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Музыка, как и многие сферы культуры, имеет свои тренды, наиболее популярные и часто встречающиеся стили, приемы и образы, которые многие опытные музыканты изучили вдоль и поперек. Но ничто не делает музыканта по-настоящему запоминающимся так, как его собственный самобытный стиль, будь то просто имидж или же сама музыка, характерные особенности вокала или же запомнившиеся всем своей оригинальностью партии. На первом этапе можно позволить себе подражать кумирам, так как подражание — это далеко не всегда отсутствие оригинальности, а часто оттачивание навыков и способ раскрепощения. Но если ты решил взяться за дело серьезно и создавать что-то свое, то индивидуальный стиль принесет тебе гораздо больше удовольствия и признания, чем следование мейнстриму. Музыканты, которые уже успели испытать на себе все тяготы творческого пути, убеждены в одном: ты должен любить то, что делаешь, и получать удовольствие от музыки, которую ты создаешь, независимо от того, как много людей в данный момент увлечены этим стилем.

5. Главное правило — никаких правил

Знания теории и академические сведения очень важны для тех, кто хочет развиваться как музыкант, а не просто любитель. Но не стоит забывать про природный талант, слух и экспрессивность.

Иногда, играя не по правилам, можно создать что-то совершенно гармоничное и приятное на слух, чем и закрепить свою самобытность. Не стоит, разумеется, плевать на то, что было создано еще когда тебя в проекте не было, но и безусловно следовать всем канонам и предписаниям также бессмысленно.

Музыка требует полета для творчества, свободы, а любые ограничения лишают тебя возможности создать что-то свое.

6. Быть музыкантом — не единственный способ жить музыкой

Быть музыкантом — это совершенно особенное занятие. Ошибочно полагать, что музыкант равняется меломану или человеку, который просто живет музыкой. В жизни музыканта очень много вещей, которые, конечно, связаны с музыкой, но часто косвенным образом.

Также быть музыкантом — это работа, требующая выносливости и характера, целеустремленности и, что уж скрывать, данных или по крайней мере бешеного желания их развивать.

Но если тебе просто хочется, чтобы в твоей жизни было больше музыки, то этого можно добиться гораздо проще.

Посещение музыкальных мероприятий, работа с музыкантами, поиск информации из мира музыки и, конечно же, прослушивание музыки — всё это поможет тебе стать меломаном и наслаждаться творчеством, даже если ты не собираешься посвящать свою жизнь игре на инструментах или пению.

Что почитать начинающему музыканту о музыке?

Наши друзья из магазина Trend4life как раз посоветовали отличные беспроводные наушники со встроенным МР3-плеером и FM-радио. Такие наушники работают от Blutooth и могут подключаться к компьютеру, чтобы ты смог загрузить туда новые песни.

Ты также можешь использовать их для звонков, так как в них встроен микрофон и чувствительные динамики, которые сделают звук объемным и чистым, так что в течение 45 часов ты сможешь наслаждаться любимой музыкой без подзарядки. Trend4life предлагает экспресс-доставку в большинство городов России, а также возможность получить товар по почте.

Иными словами, если с призванием музыканта у тебя не сложилось или ты уже посвятил свою жизнь чему-то другому, не менее достойному, то отличные беспроводные наушники — это простой и грамотный способ жить музыкой.

Источник: https://BroDude.ru/chto-neobxodimo-znat-nachinayushhemu-muzykantu/

6 шагов, которые помогут разобраться в классической музыке и даже полюбить ее

  • 17 случаев, когда люди хотели купить что-то крутое в сети, а взамен получили лишь разочарование
  • 10 простых упражнений, с помощью которых вы можете оценить свою физическую форму прямо сейчас
  • Женщины за 50, которые разобьют все наши представления о старении в пух и прах
  • 10 научных фактов о детях, которые доказывают: все они немного «люди Икс»
  • Текст, который поймет каждый, кто вместо простуды подцепил туризм
  • 15 доказательств того, что девиз «И так сойдет» будет жить вечно
  • 20 человек, которые могли бы неплохо заработать на своем сходстве со звездами (Некоторым из них это уже удалось)
  • Как научиться разбираться в живописи Пабло Пикассо за 5 минут
  • 18 СМС от родителей, которые сюсюканью предпочитают сарказм
  • 20+ ситуаций, когда дизайнеры превзошли ваши самые смелые ожидания
  • Почему белый чаще носят летом, чем зимой (Спойлер: виноваты жены состоятельных американцев)
  • 7 состояний и эмоций наших предков, которые вы не сможете испытать, как бы ни старались
  • 18 честных твитов о жизни, которые мог бы написать каждый из нас
  • Фотограф показал трюки, с помощью которых где угодно можно сделать крутой снимок
  • Я на себе испытала послеродовую депрессию и готова без прикрас рассказать о том, как молодые мамы сходят с ума
  • 5 советов, которые помогут вырастить эмоционально сильную личность, а не черствого сухаря

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/kak-nachat-ponimat-klassicheskuyu-muzyku-i-dazhe-polyubit-ee-sohranyaem-sebe-gid-2008615/

Лучшие книги о классической музыке

Составили подборку интересных книг про классическую музыку. Это чтобы вы в ней разбирались еще лучше:) Подобранные нами издания подойдут как совсем «чайникам», которые еще не умеют отличать Моцарта от Баха, так и продвинутым слушателям, готовым еще больше углубиться в философию нот. В прикрепляемой статье список книг с нашей краткой аннотацией и ссылками на скачивание.

Начинаем мы от самой простой и легкой литературы, которая подойдет совсем «зеленым» слушателям, а заканчиваем сложной – для искушенных музыковедов. Надеемся, что каждый найдет для себя свою книгу.

Кратчайшая история музыки

Дарен Хенли

Самая простая и понятная книга на страницах которой вы познакомитесь с великими композиторами и их основными произведениями.

Также в начале издания представлена очень удобная таблица, где композиторы расположены в хронологическом порядке, а сбоку дана краткая справка об исторических событиях, происходящих на их веку.

Из минусов – довольно сумбурно представлен XX и XXI век, где автор намешал рок-музыкантов и кинокомпозиторов с Арво Пяртом и Филипом Глассом.

Скачать в формате: fb2 | mobi | epub

Классическая музыка для чайников

Коллектив авторов

Несмотря на свое шуточное название, для начинающих слушателей это, пожалуй – самая занимательная книга. В ней очень емко описывают особенности музыкального творчества того или иного композитора.

Всегда представлены интересные музыкальные рекомендации к прослушиванию.

Помимо этого из книги можно узнать краткую историю музыкальных инструментов, а также поверхностно ознакомиться с нотной грамотой.

Скачать в формате: pdf

ТТайная жизнь великих композиторов

Элизабет Ланди

В меру юмористическая книга, к фактам которой нужно относиться с осторожностью. Но зато она раскрывает неформальную жизнь известных нам музыкальных деятелей. Помимо того, что Бетховен был грязнулей, а Чайковский геем, вы узнаете о том, что Ференц Лист – настоящая рок-звезда XIX века, а Пуччини воровал трубы из органа, чтобы на вырученные от сдачи металлолома деньги купить себе сигарет.

Скачать в формате fb2 | epub | mobi

ММузыка всем

Леонард Бернстайн

Это текстовый вариант телепередач известного музыкального просветителя, великиого дирижера и посредственного композитора – Леонарда Бернстайна. Музыку он понимал великолепно и искусно делился этим с народом. Данная книга – идеальное пособие по вопросам того, что вообще такое – Музыка.

Скачать в формате: pdf

ДДальше – шум. Слушая ХХ век

Алекс Росс

Уникальная книга, написанная музыкальным критиком Алексом Россом. Все о сложной музыке ХХ века, издание поможет понять модернистскую фактуру и углубиться в общие культурные настроения эпохи. Очень полезная книга как для обывателей, так и студентов. Ну и по совместительству это настольная книга администраторов канала:)

Скачать в формате fb2 | epub | mobi

ММузыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи

Автора: Марина Раку

Серьезное научное издание, исследовавшее изменчивое отношение к классической музыке в СССР. В ней приведено много цитат музыкальных критиков и композиторов. И сама позиция исследования музыки с точки зрения политической пропаганды – захватывает. Книга требует внимания и усидчивости. Она для тех, кто серьезно углублен в тему искусства.

Скачать в формате fb2 | epub | mobi

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b4cf276bf2a8f00a99a5bca/5bb8a68139bd1400a9a0900a

Ссылка на основную публикацию