История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

У каждой вещи есть своя история, есть она и у клавишных инструментоов. Знать ее, несомненно, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

    Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент. У него нет струн, а есть множество труб.

    Первый клавишный инструмент, у которого были струны, — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье. Его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей.

Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

 

    Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо. 

    Другой клавишный инструмент – клавесин. Звук у клавесина извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина — блестящий, но малопевучий (отрывистый) – значит, не поддающийся  динамическим изменениям (он более громкий, но менее выразительный, чем у клавикорда), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. В 17—18 вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше). В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. 

     На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке.

Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, изобрел первое фортепиано.

Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». 

    Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама  позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

    В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена

    Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром — новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы. 

    На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Шумана, Листа, Шопена.

И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати.

Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

    В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию.

Очевидно, что появление фортепиано стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры.

За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта — будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач — у которого в доме не было бы фортепиано.

Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката. 

    Часто спрашивают, чем отличается пианино от рояля  или  чем отличается пианино от фортепиано?

Фортепиано и пианино – это один и тот же инструмент. Рояль и фортепиано это тоже один и тот же инструмент. Фортепиано – общее название для них. Так же, как под духовыми подразумевают саксофоны, тромбоны, трубы. Кроме формы мало кто может понять, в чем же состоит разница между роялем и пианино, но мало кто задумывается, почему же они имеют различную форму. 

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

    Пианино – инструмент с вертикальным построением струн, это построение обеспечивает компактность (относительную, конечно) инструмента. 

У рояля же построение горизонтальное, он имеет дугообразную форму и, 

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялюв отличие от пианино, устанавливается на трёх ножках. Более крупная дека рояля выдаёт более громкое звучание, что делает его незаменимым на концертах. 

  • Помимо размера имеется еще одно ключевое отличие. В рояле существует особый механизм, 
  • называющийся «механизмом двойной репетиции» («репетиция» – повторение) – он создан для того, чтобы легко можно было бы проигрывать быстро повторяющиеся нажатия на клавиши, что также незаменимо на концертах, где требуется максимально продемонстрировать своё мастерство.
  •     Все мы прекрасно знаем, что фортепиано очень многогранно как инструмент, и синтезатор как раз является одной из его граней, которая смогла в корне поменять всю музыку, расширить её возможности до пределов, которые себе и представить не могли классические композиторы. 

   Корень слова «синтезатор» —  «синтез», то есть создание чего-либо из ранее разрозненных частей. Одной из его ключевых особенностей является то, что синтезатор способен воспроизводить не только звуки классического пианино, но и имитировать звучание многих других инструментов. В них заложены и электронные звуки, которые смогут воспроизвести только синтезаторы. 

    Своё начало создание электронных инструментов берёт еще в конце XIX века, русский учёный Лев Термен изобрёл один из первых полноценных инструментов, использующих законы физики и электрическое питание, известный как терменвокс.

Он представлял собой довольно простую и мобильную конструкцию, аналогов которой нет до сих пор – это единственный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его.

Музыкант, перемещая руки в пространстве между антеннами инструмента, меняет колебательные волны и тем самым изменяет и ноты, которые выдает терменвокс. 

    Один из первых электронных инструментов, на этот раз уже клавишных, назывался Теллармониум и был изобретен Таддеусом Кэхилом из Айовы.

 Инструмент, целью которого было заменить церковный орган, вышел воистину масштабным: он весил около 200 тонн, состоял из 145 огромных электрогенераторов, а, чтобы перевезти его в Нью-Йорк, понадобилось 30 железнодорожных вагонов.

Но сам факт его создания показал, куда двигаться музыке, показал, насколько еще может технический прогресс помочь развитию искусства. Говорили, что Кэхил опередил своё время, называли его невоспетым гением.

Однако, несмотря на все прелести инструмента, ему еще было куда развиваться: дело в том, что он вызывал помехи на телефонных линиях, да и качество звука его было достаточно посредственным даже по меркам начала XX века.

    Во время Первой мировой войны, когда на долгое время гул разрывающихся снарядов, свист пуль, скрежет гусениц танков  наполняли окружающий мир, французский радист Морис Мартено (Maurice Martenot), сидя в окопах, мечтал найти новое звучание, которое бы заглушило звуки войны.

 Экспериментируя с военной радиостанцией, он заинтересовался необычным «поющим» звуком, который издавали лампы оборудования.

Будучи музыкантом по призванию (он в совершенстве играл на скрипке), ему не составило труда превратить случайные электрические звуки радиостанции в незатейливые мелодии. 

    После окончания войны, увлеченный электрическим звучанием, Морис Мартено продолжил свои эксперименты. Почти десять лет он работал над своим проектом и только лишь в 1928 году достиг желаемого результата.

В этом же году на Парижской выставке он представил мировому сообществу свое изобретение, назвав его «Волны Мартено» (Ondes Martenot).

Поскольку это был один из первых подобных инструментов, изобретение Мартено вызвало оживленный интерес. 

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю    Мартено действительно удалось найти новое звучание. Люди, впервые  услышавшие в 1928 году его инструмент, окрестили его «космическим пианино», поскольку он издавал необычные для того времени неземные звуки, которые одновременно кажутся и радостными, и загадочными, и величественными! М. Равель, когда услышал звучание Волн Мартено, сказал: «Что за изумительный звук! Это просто фантастика. Но ему не хватает способности колебаться». Через некоторое время Мартено усовершенствует его в соответствии с пожеланиями Равеля. 

    В тридцатые годы композиторы, ищущие новое звучание, пишут музыку для Волн Мартено. Среди них были такие известные композиторы, как Оливье Мессиан, Богуслав Мартину, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Шарль Кёклен и другие. Широкое применение этот инструмент нашел в кино-индустрии при создании музыки к фантастическим фильмам.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю    Следующей ступенью в развитии клавишных электронных инструментов стал орган Хаммонда. Он великолепно имитировал – синтезировал  – звучание настоящего духового органа. Лоренс Хаммонд спроектировал его в далеком 1935 году. Не все церкви могли позволить себе настоящий дорогой духовой орган, поэтому он планировался как замена классическому церковному инструменту, но со временем оказалось, что он чрезвычайно популярен и среди «мирян». Да не просто мирян, а блюзменов, джазменов, рок-н-рольщиков и даже военных музыкантов.

    RCA (Radio Corporation of America) приняла первую попытку создать синтезаторы, которые стали бы шагом вперёд после органа Хаммонда, но созданные корпорацией модели Mark I иMark II не снискали успеха из-за, опять же, болезни всех электронных устройств того времени –  габаритов (синтезатор занимал целую комнату!) и астрономической цены, однако определенно стали новой вехой в развитии технологий звукового синтеза.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю    Казалось бы, что развитие идёт полным ходом, однако инженерам всё так и не удавалось сделать инструмент простым и доступным, пока за работу не взялся Джон Муг, владелец фирмы по производству уже знакомых вам терменвоксов, который, наконец, хоть как-то приблизил синтезатор к простым смертным. Он создал Minimoog – воистину культовый инструмент, популяризировавший жанр электронной музыки. Он был компактным, стоил, пусть и дорого – 1500$, но это первый синтезатор с двумя нулями в конце цены. Помимо этого Minimoog обладал звуком, который ценим музыкантами по сей день.

Читайте также:  Былины киевского цикла

    С начала 1960х появилось множество компаний, каждая из которых заняла свою нишу в создании синтезаторов: Sequential Circuits, E-mu, Roland, ARP, Korg, Oberheim, Yamaha и это еще не весь список.

Аналоговые синтезаторы с тех времен не подверглись кардинальным изменениям, они до сих пор ценимы и очень дороги – модели представляли собой тот классический вид синтезаторов, к которому мы привыкли.

    Между прочим, советские производители тоже не отставали. Советские синтезаторы являются очень интересными в плане звучания, в СССР даже были свои маэстро электронной музыки, такие как,  Эдуард Артемьев. Самыми известными сериями были Аэлита, Юность,  Лель, Электроника ЭМ.

    К середине 80-х годов в музыкальную индустрию стали уверенно входить цифровые технологии.

Оказалось, что в ряде случаев  сложный и неповторимый процесс аналогового синтеза можно просто и быстро заменить цифровым запоминанием полученного результата — сэмпла.

Появились простые и дешёвые клавишные инструменты, которые используют библиотеку сэмплов, записанных в ROM-памяти, их назвали ромплерами.

Источник: https://www.sites.google.com/site/muzlomteva/iz-istorii-klavisnyh-instrumentov

Древние родственники пианино: история развития инструмента

Пианино само по себе является разновидностью фортепиано.

Под фортепиано можно подразумевать не только инструмент с вертикальным расположением струн, но и рояль, у которого струны натянуты горизонтально.

Но это – современное пианино, которое мы привыкли видеть, а до него существовали другие разновидности струнно-клавишных инструментов, имеющие с привычным нам инструментом мало чего общего.

Давным-давно можно было встретить такие инструменты, как пирамидальное фортепиано, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и некоторые другие.

В какой-то степени предшественником современного пианино можно назвать клавикорд и клавесин. Но последний имел лишь постоянную динамику звука, который к тому же быстро затухал.

В шестнадцатом веке был создан так называемый «клавицитерий» – клавикорд с вертикальным расположением струн. Итак, начнем по порядку…

Клавикорд

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялюЭтот не такой уж и древний инструмент стоит отдельного упоминания. Хотя бы потому, что на нем удалось сделать то, что оставалось спорным моментом на протяжении долгих лет: окончательно определиться с разбивкой октавы на тона, и, самое главное, полутона.

За это стоит благодарить Себастьяна Баха, который и проделал этуогромнейшую работу. Он же известен и как автор сорока восьми произведений, написанных специально для клавикорда.

По сути, написаны они были для домашнего воспроизведения: клавикорд был слишком тихим для концертных залов. Зато для дома он был поистине бесценным инструментом, а потому довольно долгое время оставался популярным.

Отличительной особенностью клавишных инструментов того времени были струны одинаковой длины. Это значительно усложняло настройку инструмента, а потому стали разрабатываться конструкции со струнами различной длины.

Клавесин

Мало какие клавишные обладают столь же необычной конструкцией, как клавесин. В нем вы могли бы увидеть и струны, и клавиатуру, но вот звук извлекался не ударами молоточка, а медиаторами.

По форме клавесин уже больше напоминает современное фортепиано,  так как содержит струны различной длины.

Но, как и в истории с фортепиано, крыловидный вид клавесина был лишь одной из распространенных конструкций.

Другой вид был похож на прямоугольный, иногда квадратный, ящик. Были как горизонтальные клавесины, так и вертикальные, которые могли иметь размер значительно больший, чем у горизонтальной конструкции.

Как и клавикорд, клавесин не был инструментом больших концертных залов, – это был домашний или салонный инструмент. Тем не менее, со временем он снискал репутацию отличного ансамблевого инструмента.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялюклавесин

Постепенно к клавесину стали относиться, как к шикарной игрушке дорогих людей. Инструмент изготавливался из ценных пород дерева и был богато украшен.

Некоторые клавесины имели по две клавиатуры с разной силой звука, к ним приделывали педали – эксперименты ограничивались лишь фантазией мастеров,  которые стремились любыми путями разнообразить суховатое звучание клавесина.  Но в то же время подобное отношение побудило выше ценить музыку, написанную для клавесина.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Сейчас этот инструмент хоть и не пользуется такой же популярностью, что и прежде, но все же иногда встречается.

Его можно услышать на концертах старинной и авангардной музыки. Хотя стоит признать, что современные музыканты куда вероятней будут использовать цифровой синтезатор с семплами, имитирующими звук клавесина, чем сам инструмент. Все-таки это сейчас редкость.

Подготовленное фортепиано

Точнее, препарированное. Или тюнингованное. Суть не меняется: для изменения характера звучания струн несколько дорабатывают конструкцию современного  пианино, подкладывая под струны разнообразные предметы и устройства или извлекая звуки уже не столько клавишами, сколько подручными средствами: иногда медиатором, а в особо запущенных случаях  – пальцами.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Словно повторяется история клавесина, но уже на современный лад. Вот только современное пианино, если особо не вмешиваться в его конструкцию, способно служить столетиями.

Отдельные экземпляры, сохранившиеся с середины девятнадцатого века (к примеру, фирмы «Смит энд Вегнер», англ. “Smidt&Wegener”), и сейчас обладают на редкость богатым и насыщенным звучанием, практически недоступным современным инструментам.

Абсолютная экзотика – кошачье пианино

Когда слышишь название «кошачье пианино», то сперва кажется, что это – метафорическое название. Ан нет, такое пианино действительно состояло из клавиатуры и…. котов.

Зверство, конечно, и надо обладать изрядной долей садизма, чтобы верно оценить юмор того времени. Коты были рассажены по голосам, из деки торчали их головы, а с другой стороны виднелись их хвосты.

Вот за них-то и дергали, чтобы извлечь звуки нужной высоты.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Сейчас, конечно, такое фортепиано в принципе возможно, но лучше пусть об этом не будет известно обществу защиты животных. Сойдут с ума заочно.

Но вы можете расслабиться, этот инструмент имел место в далеком шестнадцатом веке, а именно в 1549-м году, во время одной из процессий испанского короля в Брюсселе. Несколько описаний встречается и в более позднее время, но уже не так понятно, существовали ли эти инструменты дальше, или о них остались лишь сатирические воспоминания.

Хотя ходил слух, что однажды его использовал некий И.Х. Рейль, чтобы вылечить от меланхолии итальянского принца. По его версии, подобный забавный инструмент должен был отвлечь принца от его грустных мыслей.

Так что может это и было жестоким обращением с животными, но одновременно и серьезным прогрессом в обращении с душевнобольными, что ознаменовало рождение психотерапии в ее зачаточном виде.

 На этом видео клавесинистка исполняет сонату ре-минор Domenico Scarlatti (Доменико Скарлатти):

(1

Источник: https://ProPianino.ru/drevnie-rodstvenniki-pianino

История фортепиано

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

История создания фортепиано уходит корнями в далекую эпоху Средневековья. Именно тогда появились первые прообразы современных клавишных инструментов — портативные органы. Однако все-таки следует отнести их к классу клавишно-духовых инструментов. В те времена на них играли бродячие артисты и таким образом увеселяли публику и зарабатывали себе на хлеб. Далее портативный орган видоизменился, стал больше по размеру, а применять его начали в основном в церковной музыке.

Другими близкими «родственниками» фортепиано можно назвать клавикорд и клавесин. Первые упоминания о них появляются в 16 веке. Однако самый старый клавикорд был изготовлен в 15 веке. Основное отличие данных инструментов — в их звучании, обусловленном разной конструкцией.

Клавикорд относится к группе клавишно-ударных, а клавесин — клавишно-щипковых инструментов, к тому же последний обладает более сложным механизмом. В свое время эти инструменты использовали для создания своих шедевров Моцарт, Бах, Бетховен и многие другие известные композиторы.

В начале 18 века итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел инструмент, называемый «пианофорте», за которым в дальнейшем закрепилось название фортепиано.

Основными его достоинствами можно назвать динамическую свободу и резонанс, за счет которого удавалось получать звук любой протяженности, благодаря наличию у инструмента специальных педалей для отрывистого звука и для более протяженного.

Кроме того, фортепиано обладало более сложной молоточковой системой по сравнению со своими предшественниками.

В дальнейшем фортепиано совершенствовалось: улучшился клавишный механизм, увеличился диапазон, произошли изменения расположения струн и многое другое. Проблему слабой репетиции удалось решить в 1823 году Себастьяну Эрару. Это позволило вывести фортепианную музыку на новый уровень.

В 19 веке фортепиано стало пользоваться большой популярностью в Европе, а затем дошло и до России. Многие компании начали заниматься изготовлением данного инструмента. В настоящее время таких фирм около 20 000.

В первую очередь, рост популярности фортепиано был связан с тем, что его предшественник клавесин издавал быстро затихающий звук, а это не позволяло играть legato.

Тем не менее, клавесинная музыка не вышла из употребления, а, наоборот, пережила свое возрождение в начале 20 столетия.

В 20 веке на смену фортепиано пришли синтезаторы и электронные пианино, позволяющие создавать различные композиции с элементами электронной музыки.

В целом же современные фортепиано делятся на две группы: рояль и пианино, диапазон которых в большинстве случаев составляет 88 полутонов (52 белых и 36 черных ключей). Они отличаются друг от друга как по форме и размерам, так и по способу звучания. У рояля струны расположены горизонтально, а у пианино – вертикально.

Если вы хотите освоить игру на фортепиано или синтезаторе, начните свой путь в музыкальной школе Jam’s cool. Благодаря проверенным методикам обучения и качественной подготовке преподавателей, уже через несколько месяцев вы сможете исполнить первые несложные композиции.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

18 октября — Трибьют Antonio Jobim (ударный)

Подробнее История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Розыгрыш бесплатного месяца в Jam’s cool

Подробнее История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

28-29.09 — Мастер-класс Раза Кеннеди в Jam’s cool

Подробнее

Источник: https://jamschool.ru/istoriya-fortepiano/

История фортепиано

В современном мире существует огромное количество различных музыкальных инструментов, любой из которых имеет свою неповторимую историю. История фортепиано стоит особняком хотя бы потому, что именно фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов.

Уникальный диапазон звучания, широчайший спектр динамических оттенков, возможность плавно переходить от forte к piano и обратно, извлекать одновременно 10 и более звуков, ровность тембра во всех регистрах, исключительная способность подражать другим инструментам, возможность исполнять на нем все, что можно назвать музыкой, все это стало причиной, по которой музыкальный инструмент, под названием фортепиано, вот уже на протяжении двух с лишним столетий, стал основным инструментом, как для профессионального, так и для любительского музицирования. Занять лидирующие позиции фортепиано помогли труды многих мастеров и изобретателей, а также богатая предыстория.

Читайте также:  Репетиторы по вокалу: как найти лучшего из лучших?

Предки современного фортепиано

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Орган
Первым инструментом, в котором начали использовать клавиши, был орган.

Изобретение органа с трубами принадлежит александрийцу Ктесибию (III в. до н. э.).

Правда, его гидравлос был не столько музыкальным инструментом, сколько эффективным приспособлением для демонстрации принципов гидравлики.

В первое время органы служили дипломатическими подарками и знаками королевской власти; только лишь в X веке, с оживлением деятельности монастырей, они начали проникать в церковную службу.

Первое время клавиши органа были похожи на те, которые использовались в клавишных карийонах XVI века. Их ширина составляла 10-12 см, и их не нажимали пальцами, а ударяли по ним кулаками. Так же следует заметить, что приблизительно до конца X века клавиатуры были исключительно диатоническими.

Монохорд
Ранним предшественником фортепиано был монохорд (от греческого monos – «один» и chorda – «струна»). Первое упоминание о монохорде относится к V в. до н. э. По преданию монохорд был изобретен Пифагором, и использовался им для исследования музыкальных интервалов.

То есть опять же не столько как музыкальный инструмент, сколько инструмент для исследования музыки. Таким монохорд оставался до XIX в., по большей части он использовался в опытах по акустике, при настройке инструментов и при обучении теории музыки и пению, а еще как прибор для проектирования и измерения колоколов и органных труб.

Правда, в греческих и средневековых источниках монохорд иногда упоминается также как ансамблевый инструмент.

Состоял монохорд из продолговатого корпуса длиной порядка метра, вдоль которого сверху натягивалась струна.

Помещенная под струной нефиксированная подставка (порожек) делила струну на 2 части; передвижение этой подставки давало возможность извлекать (щипком или молоточками) звуки различной высоты.

Позже монохорд снабдили несколькими струнами, что увеличило его диапазон примерно до двух октав. Именно из многострунного монохорда позже возник клавикорд.

Клавикорд
Клавикорд (от латинского clavis – «ключ» или «клавиша», chorda – «струна»). Струнный клавишный ударный инструмент XV-XVIII вв. Диапазон инструмента как правило составлял 4 октавы (до большой – до третьей), при этом мог варьироваться от 1 до 5 октав.

Когда играющий на клавикорде нажимает на клавишу, укрепленный на ее задней части металлический штифт – тангент – ударяет по струне. Чем сильнее исполнитель ударяет по клавише (и, соответственно, чем сильнее тангент давит на струну), тем громче звук.

Пока тангент остается прижатым к струне, исполнитель может варьировать высоту звука, добиваясь эффекта вибрато («бебунг») и даже иллюзии crescendo.

На протяжении большей части своей истории клавир использовался преимущественно для домашнего музицирования. В XVI в. его рекомендовали в качестве возможной замены клавесину. Отношение к клавиру изменилось в середине XVIII века т.е. в эпоху чувствительного стиля.

Немецкие авторы этой поры считали клавир идеальным инструментом для излияния нежных чувств. Так К. Ф. Э. Бах высоко отозвался о клавире в своем «Руководстве к истинному искусству игры на клавире». Тем не менее, к концу XVIII в.

интерес к клавиру исчезает – с появлением фортепиано эта участь становится неизбежной не только для него одного.

Клавесин
Современником и одновременно конкурентом клавикорда и еще одним дальним предком фортепиано является клавесин, возникший в пятнадцатом веке в Италии.

Главное отличие этого струнного клавишного инструмента, заключается в том, что его струны не ударяются, а защипываются. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника, чем-то напоминающую современный рояль. Его струны расположены горизонтально на разных высотных уровнях.

Позади каждой клавиши находится деревянный стерженек, так называемый толкачик, на верхнем конце которого помещен плектр из птичьего пера или кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, и плектр зацепляется за струну, таким образом извлекается звук.

Вибрация струны заглушается кусочком войлока, прикрепленным к верхней части толкачика. Для изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели.

Конечно, если сравнивать клавесин и клавикорд, у первого был гораздо более ясный и сильных звук, однако изменять громкость на клавесине было практически невозможно.

Для того, чтобы обойти это ограничение создавались инструменты с большим количеством мануалов и с несколькими регистрами, это частично решало проблему, хотя плавное увеличение или уменьшение звука на клавесине невозможно в принципе.

Уже к XVI в. существовало несколько разновидностей клавесина:1) крылообразный инструмент с клавиатурой на короткой стороне, струны которого расположены горизонтально, параллельно клавишам – собственно клавесин, cembalo.

2) вертикально стоящий инструмент крылообразной формы – клавицитериум (clavicytherium).3) горизонтальный крылообразный инструмент с клавиатурой на большой стороне, часто трапецивидный, струны которого протянуты по диагонали слева направо – спинет (итал.

spinetta, от – spina – «колючка»). 4) горизонтальный инструмент, похожий на спинет, но прямоугольной формы, струны которого идут параллельно клавиатуре — вёрджинел (англ. virginal, от virgin – «дева», «барышня»). В XV в. диапазон инструмента составлял 3 октавы, в XVI в.

он расширился до 4 октав (до большой – до третьей), в XVIII в. – до 5 октав (фа контроктавы – фа третьей).

Изобретение нового инструмента

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Настоящая история фортепиано началась в XVII веке в Европе, когда многие думали над конструкцией, легшей в основу молоточкового фортепиано. Прорыв совершил итальянский мастер клавишных инструментов Бартоломео Кристофори (1655 Падуя — 1731 Флоренция). Собственно он и изобрел около 1698 года фортепианную механику. Причем молоточковое фортепиано Кристофори стало не только первым, но и надолго лучшим. Гениальную механику этого инструмента смогли усовершенствовать лишь в во второй половине XVIII века.

Сам Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение Gravecembalo col piano e forte (т.е. «клавесин с тихим и громким [звучанием]»). Позже сокращенное до «Piano forte» . Инструмент уже в то время имел все сущностные качества более поздних разновидностей фортепиано, в том числе сложный механизм подбрасывания молоточка с одновременным отходом демпферов от струн.

Эволюция

Сразу после того, как Бартоломео Кристофори изобрел свое «Пианофорте», оно было оценено и музыкантами, и композиторами.

Потому в восемнадцатом многие другие европейские мастера стали работать над развитием нового инструмента, тем самым определяя развитие его конструкции и механизма на годы вперед.

Фортепиано развивали Готфрид Зильберман, Цумпе, Штейн, Бродвуд, Эрар и многие другие. Уже к девятнадцатому веку возникла целая индустрия производства фортепиано.

Из всего спектра всевозможных конструктивных нововведений в истории фортепиано, можно выделить следующие наиболее значимые. В 1808 году Французский мастер Себастьян Эрар изобрел механизм так называемой двойной репетиции (что запатентовано, правда, было лишь в 1822 году).

В результате чего стало возможно не только более быстрое повторение звука, что само по себе способствовало повышению динамичности игры и как следствие придавало мощь и силу звучанию инструмента, но также появлялась возможность связанного извлечения звуков при непрерывно поднятом демпфере, что давало эффект схожий с игрой на грифе струнного инструмента.

В конце XVIII века в Англии и США началось производство фортепиано с металлической рамой, которая долго выдерживала натяжение струн без изменения настройки. На рубеже XVIII-XIX веков филадельфийский мастер Джон Айзек Хокинс изобрел пианино современного типа.

В 1825 году Алфеус Бэбкок, работавший в Бостоне и Филадельфии, запатентовал цельнолитую металлическую раму. Одно из последних крупных нововведений стало использование чугунной рамы, позволившей дополнительно повысить натяжение струн, увеличив их толщину, и тем самым добиться более сильного и полного тона.

Позднее для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы струны стали располагать крест-накрест друг над другом.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Сегодня фортепиано делится на два основных вида: рояль и пианино. Рояль (франц. royal – «королевский») стал прямым продолжением развития молоточкового фортепиано, вобрав в себя все конструктивные нововведения прежних столетий, и став по сути олицетворением самого понятия фортепиано.

Внешне он сохранил отличительные признаки своих предшественников: крыловидный корпус и горизонтальное расположение деки, механики и струн. В XIX- XX веках среди ведущих производителей роялей были такие фирмы как: Бёзендорфер, Бехштейн, Эрар, Блютнер, Бродвуд, Стейнуэй, Ибах, Плейель, Штрейхер, Штейн, Ямаха.

В XX веке появился также малый (кабинетный) рояль.

Пианино (итал. pianino – уменьш. от piano[forte] – «фортепиано»), в отличие от своего старшего брата рояля, который создан для концертного исполнения, применяется главным образом для занятий и музицирования в домашних условиях. Главное конструктивное отличие заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. Со временем появляются всевозможные малые разновидности пианино.

В XX веке появляются различные новшества. В первой трети века популярностью пользовалось механическое пианино, инструмент способный автоматически играть музыку, записанную на перфорированной бумажной ленте.

В наши дни существует аналог такой самоиграющей системы, но уже компьютеризированный.

Появляются различного рода электрические фортепиано, как модифицированные, то есть обычные фортепиано с электронным усилением звука, так и полностью электронные клавишные инструменты.

История фортепиано насчитывает более четырех сотен лет. Начиная с Иоганна Себастьяна Баха (1685 — 1750) фортепиано стало определяющим музыкальным инструментом в истории музыкальной культуры. Нет ни одного инструмента, который в истории музыки имел бы настолько сильное влияние на целые эпохи.

Забавное видео про историю музыки, которую писали для фортепиано в последние два столетия:

Источник: http://My-Piano.ru/instrument/istoriya-fortepiano.html

Статья на тему "Из истории создания фортепиано"

Из истории создания фортепиано

Фортепиано  – это удивительный музыкальный инструмент; пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях –рояль, что означает «королевский», и пианино. 

История создания этого удивительного инструмента уходит своими корнями в глубокую древность.

С тех пор, как первобытный человек стал использовать для охоты лук и стрелы, он заметил, что момент спуска стрелы сопровождается гудящим звуком, возникающим от колебания тетивы.

Заинтересовавшись этим, человек стал использовать лук как орудие для звукоизвлечения; таким образом, появился первый струнный музыкальный инструмент.

Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков. Исходя из этого, связь с прошлым очевидна. Конечно, фортепиано в том виде, в котором мы видим его сегодня, изобрели не сразу. Это был довольно долгий путь.

После рождения струны был изобретён монохорд,представлявший собой деревянный прямоугольный ящик-резонатор, над верхней плоскостью которого крепилась сначала одна струна, а затем и несколько десятков струн.

Читайте также:  Как сделать тюльпаны из бумаги: мастер-класс

Звук появлялся в момент защипывания струны, либо от удара по ним специальной пластинкой – плектром. Но управляться с большим количеством струн — дело вовсе не простое. И в эпоху раннего средневековья появляются инструменты с клавиатурой.

Первые клавишные потомки монохорда уступили место инструменту клавикорду.

Клавикорд  появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Это был достаточно простой и небольшой по конструкции музыкальный инструмент с тихим звучанием, выполненный в виде небольшого плоского ящика без подставки и ножек.

Струны у клавикорда располагались перпендикулярно клавишам, как у современного пианино, и их количество было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала несколько клавиш. Отдельная для каждой ноты струна была только в басовой октаве.

Диапазон первых клавикордов охватывал всего 2,5 октавы, к 17 веку он расширился до 4-х октав, а в 18 веке достиг 5-6 октав, и для каждой ноты была своя струна. Поскольку клавикорд был небольшим, он предназначался исключительно для домашнего музицирования.

В отличие от тонкого и нежного звука клавикорда,клавесин обладает игрой более звучной и блестящей, звук у него более резкий.

При нажатии на клавишу клавесина плектр из гусиного пера цеплялся за струну и она звучала.

В клавесине могли звучать от одной до четырех струн одновременно и располагались они параллельно клавишам, как у современного рояля. И ещё одна особенность клавесина – у него было две клавиатуры.

Таким образом, прямыми предшественниками фортепиано считаются клавесиныиклавикорды.

В 17-18 веках многие мастера трудились над тем, чтобы создать достаточно громко звучащий инструмент.

И в 1709 году клавесинный мастер Бартоломео Кристофори  изобрел клавишный инструмент,  в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише.

Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише.

Этот новый инструмент сначала получил название «клавишный инструмент, играющий тихо и громко», затем это название сократилось до пьянофорте и только позже обрел современное название  фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини).

Фортепианообладает огромным преимуществом перед клавикордом и клавесином — это возможность изменять динамику звучания, способность воспроизводить различные музыкальные оттенки от pp и p до нескольких f, но эта возможность появилась уже позже. А в начале фортепиано, на котором играл И.-Х.

Бах в 1768 году, звучал совершенно не так, как звучит современный рояль. Сегодня Бетховен и Моцарт могли бы просто не узнать собственную музыку, поскольку «современное» звучание рояль обрёл только приблизительно к 1850 году.

Это объясняется тем, что фортепианные струны в начале 19 века были по сравнению с современными струнами очень тонкими и лёгкими, и натянуты они были намного слабее, — ведь струны на современных роялях напоминают скорее жёсткие неподвижные бруски.

Тонкие струны, которые устанавливались на ранних фортепиано, издавали массу обертонов, поэтому такие инструменты показались бы нам, современным слушателям, плохо настроенными.

Еще один ключевой момент в истории пианино, —клавиши. Раньше клавиатура состояла из одних только белых клавиш, называвшихся по первым буквам латинского алфавита. Как правило, эти же буквы наносились и на клавиши самого инструмента – это делалось для того, чтобы помочь музыканту ориентироваться в сплошном ряду одинаковых клавиш.

Да и классическая система семи нот, которую мы сейчас используем, тоже родилась не сразу. Немало музыкантов, имена которых остались неизвестны, бились над тем, чтобы понять, какой же все-таки должна быть ее структура.

И начиная с 13 века уже создается привычное нашим глазам и пальцам построение клавиш – 7 белых и 5 черных в октаве, всего 88 клавиш.

  Итак, изобретенный Бартоломео Кристофори  инструмент с годами менялся, совершенствовался разными мастерами. И в 1783 году были изобретены ножные педали. Одна педаль использовалась для игры f, а вторая – для того, чтобы приглушить струну. Многие мастера экспериментировали с другими видами педалей, количество которых на некоторых инструментах доходило до 4-х и даже 6-и.

В начале 18 века новый инструмент – фортепиано – не сразу был принят публикой. Ведь механика первых фортепиано была не совершенна, а звук, хотя и менялся по силе, был резким и сухим.

Вторая половина 18 века является переломным моментом в истории фортепиано. Отныне крыловидное фортепианополучило название рояль, что означает «королевский».

Главной особенностью этого инструмента был певучий звук.

Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы. В 19 веке роялю, завоевавшему большие залы, не хватало силы звука. Для этого струны сделали толще, длиннее и больше натянули их. Но деревянные корпуса роялей не выдерживали большого натяжения струн, которое исчислялось сотнями килограммов.

На помощь дереву пришёл металл – чугунная рама, позволявшая увеличить силу натяжения струн до 20 с лишним тонн! А сами струны стали располагаться перекрёстно в два яруса. В результате звук стал ярче, полнее, громче.

Изменились не только сила, но и качество звука. Раньше молоточки обтягивали лосиной кожей, но она была жёсткая и не долговечная, а теперь стали использовать прессованный войлок – фильц.

Но самым удивительным усовершенствованием рояля стало изобретение педали.

Одна педаль использовалась для задержания звука, для его продления после того, как клавиша отпущена, а вторая – для того, чтобы приглушить струну и сделать звук особо тихим и мягким.

Всего фортепиано понадобилось более 200 лет на то, чтобы окончательно сформироваться в тот инструмент, который мы с вами привыкли видеть и слышать.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-iz-istorii-sozdaniya-fortepiano-1561999.html

Клавикорд и клавесин — предшественники пианино

Клавикорды берут  свое начало от XIV-XV вв.

Изначально небольшие и легкие переносные клавикорды в Западной Европы использовались исключительно бродячими музыкантами, из чего можно сделать вывод о крайне невысокой стоимости инструментов.

Клавикорд представлял собой деревянный ящик, в которой размещались узкая клавиатура и набор металлических струн. Так как все струны имели идентичные длину, клавикорды были прямоугольной формы. 

Позже мастера  пришли к выводы, что из-за струн одной длины существует много проблем и неудобств, даже в настройке, поэтому началось производство инструментов, обладавших разной длиной струн, а также бóльшими размерами и наличием ножек.

В связи со схожей с фортепиано механикой, клавикорд располагал, говоря современным языком, «динамической» клавиатурой, благодаря чему сила звука имела зависимость от силы удара по клавише.

Специально под этот инструмент создавались шедевры такими композиторами, как Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Телеман и даже Бетховен в своих ранних сонатах. 

Кстати говоря, именно под клавикорд, на базе которого мастерами, наконец, был решен вопрос искусственного уравнивания полутонов, а также равенства бемолей  и диезов, Иоганн Себастьян Бах  написал целых сорок восемь бесценных для мировой музыкальной культуры фуг и прелюдий, получивших легендарное название «Wohltemperierte Klavier». 

И все-таки звук клавикорда был слишком тихим  и мягким, чтобы на нем можно  было проводить выступления в  залах перед большим количеством  слушателей. Поэтому потом клавикорд широко применялся в домашнем музицировании. 

Вторым видом  струнно-клавишного инструмента, пользовавшегося  популярностью в XV, XVI и XVII веках, является спинет. Фактически, спинет представляет собой мини-версию (слегка упрощенную) клавесина, обладающего одной или двумя клавиатурами с размерностью в четыре или пять октав. Отличительной чертой клавесина, как правило, было богатое декорирование.  

Но гораздо  большую популярность снискал третий и, наверное, самый необычный музыкальный инструмент – сам клавесин. Его даже по-разному называли: и вёрджинел, и чембало, и клавичембало. Если расцвет искусства игры на клавикорде относится к Германии, то клавесин с его разновидностями широко применялся в Англии, Франции и Скандинавии. 

Клавесин напоминает спинет, у него та же щипковая механика, но размеры крупнее.

Внутри корпуса находились натянутые струны, имевшие идентичную толщину, но разную длину: именно этим объясняется его характерная форма – по внешнему виду он напоминает современный рояль.

Извлечение звука осуществлялось при помощи упругих язычков из кусочков кожи или ороговевших кончиков птичьих перьев, которые, будучи закрепленными на специальных тангентах, которые приводились в движение клавишами, щипали струны.  

Клавесины делятся  на два типа: прямоугольный или  квадратный среднего размера и крыловидный  горизонтальный или вертикальный размером побольше.

Инструмент пользовался особой популярностью в эпоху барокко, когда модными были пышные наряды с кринолинами и оборками, и даже архитектура и живопись отражала салонное искусство во всех своих проявлениях.

Клавесин являлся уже настоящим концертным инструментом. 

Первоначально музицирование на клавесине можно  было проводить только в гостиных и светских салонах. В крупных залах его звонкий голос затухал, как и у клавикорда. Клавесин издает достаточно специфичный звук – слегка суховатый, «стеклянный», не выдающий достаточной протяженности, которой отличался клавикорд.

Но это был добротный, сравнительно звучный музыкальный инструмент, на котором при условии определенного умения можно было играть подвижные пьесы, легкие композиции и аккомпанемент, сопровождающий речитатив и пение. Отличная гармония достигалась при дополнении друг другом коротких звуков клавесина и плавно тянущихся звуков голоса, скрипки или виолы.

Таким образом, клавесин постепенно превратился в прекрасный ансамблевый инструмент. 

В оркестре его  роль была двоякой: партия сопровождения (дирижер музицировал за клавесином, левой рукой исполняя аккорды, а  правой руководя оркестром), генерал-бас, и параллельно – партия звеняще-шелестящих ударных. Именно благодаря этим свойствам клавесина, мы можем наблюдать, как почти во всей музыке эпохи барокко партия виолы, а позднее и виолончели, дублируется клавесином. 

С течением времени клавесин появился во всех богатых домах. Инструмент уже изготавливался из самых драгоценных пород дерева.

Проводилась инкрустация бронзой, слоновой костью, золотом, а на стенках и крыловидных крышках клавесина модными салонными живописцами писались разнообразные картины. Клавиши обзаводились покрытием из самоцветных пластинок.

Никогда прежде музыкальный инструмент не становился столь дорогой, ценимой и почитаемой… игрушкой. 

Роскошный вид  клавесина заставлял придворных вельмож ценить и музыку, которую на нем исполняли. Расцвет клавесинной музыки, наравне с Германией, приходится на Англию (Гендель, Пёрселл) и Францию (Люли, Куперен, Рамо). 

Мастера, разумеется, не хотели смиряться с тем, что  звучание клавесина стало слишком  однообразным, поэтому начали изобретать различные усовершенствования, призванные разнообразить его звучание.

К примеру, устанавливались несколько клавиатур, как на органных мануалах, обладающих разной силой звука; приделывалась педаль, нажатие на которой приглушал звук – но все они не отличались удобством.

Несмотря на то, что популярность клавесина упала, сам инструмент насовсем не исчез – услышать его можно и в настоящее время на концертах как старинной, так и современной авангардной музыки.

Источник: http://www.pianinoff.ru/vse-o-pianino/klavesin-i-klavikord

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector